Отец Геннадий Заридзе: «Путин обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду. Священник Геннадий Урсов: в нашем селе и в советское время причащались все


П ротоиерей Геннадий Ульянич - настоятель храма Иосифа Волоцкого в посёлке Сахарово под Тверью. В 1986 году окончил Тверскую медицинскую академию, стал специалистом по челюстно-лицевой хирургии, работал врачом и снискал уважение коллег, считавших его «хирургом от Бога». Но его духовный путь сложился так, что он стал врачевать не тело, а души. После окончания медицинской академии он стал работать врачом по распределению в городе Иваново и петь в церковном хоре Ивановского Преображенского кафедрального собора. За религиозную деятельность был отправлен (фактически сослан) в Кинешму, где продолжил и врачебную практику, и полюбившееся церковное пение. По возвращению в 1989 году в Тверь пришел на клирос в Казанский собор посёлка Власьево, в котором нашел и духовного наставника протоиерея Николая (Васечко).
В 1998 году, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Геннадий Ульянич стал иереем, настоятелем храма преподобного Иосифа Волоцкого в посёлке Сахарово города Твери. С благословления архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и Патриарха всея Руси Алексия II батюшка стал петь и выступать перед публикой. В 1999 году возник творческий союз с Натальей Балашовой, членом тверского отделения Союза Композиторов России. Был написан ряд духовных песен на стихи православных священников, с которыми отец Геннадий стал выступать как исполнитель на светских площадках районных городов Твери и Тверской области, Костромы, Ярославля, а также был приглашен и выступал в Русском доме и храме Трех Святителей города Парижа (Франция). Этой работой заинтересовался известный тверской певец Михаил Круг, который в 2000 году стал продюсером первого сольного альбома отца Геннадия «Духовные песни».
Протоиерей Геннадий выступал перед теми, кто особо нуждается в духовной поддержке: перед солдатами в Чечне, когда там шли бои, в Будёновске - перед заключенными в колониях, перед пациентами больниц, в том числе ВИЧ-инфецированными и наркозависимыми. Сегодня батюшка член Тверского отделения Союза композиторов России. Батюшка Геннадий в первую очередь считает себя проповедником, а уже потом певцом и композитором. Песни батюшки – это проповедь, с помощью которой он несет Божие Слово. В этих песнях призыв к исполнению Заповедей: «Откройте душу для добра», «Человечность», «Прощение», «Покаяние». Есть песни, посвящённые церковным праздникам: «Приснодеве», «Благовещение», «Пасхальная», «У креста». Специфика музыкального стиля сочинений отца Геннадия обусловлена сочетанием древнерусских традиций духовных песнопений и народно-бардовского стиля. Духовный стержень личности отца Геннадия, отражается в каждой его песне и многократно усиливает воспитательное влияние как на детские, так и на взрослые души.

Песни на стихи инока Всеволода Филипьева.

________________________________

Год выпуска: 2004
Формат: MP3
Продолжительность: 00:44:50
Битрейт аудио: 192 kbps
Размер: 61 Mb

1. Ангел покаяния
2. Быть в России
3. Вечеря странная
4. Духовная брань
5. Надпись на могильной плите
6. Разговор с душой
7. Ожидание встречи
8. Капли на стекле
9. Псалом пустынника
10. Тихие заповеди
11. Обитель тишины
12. Кончина
13. Входите в золото икон
14. Песнь калики перехожего
15. Позволь мне, Боже

Скачать для ознакомления:

Протоиерей Геннадий Иванович Махровский родился в 1857 году в семье псаломщика Костромской губернии. В 1881 году окончил Казанскую Духовную Академию кандидатом богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания и 15 августа стал преподавать церковную историю в Саратовской духовной семинарии (в которой прослужил до 1914 года).

13 февраля 1882 года он был рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви или, как ее еще называли, «Старому собору» — старейшему храму саратовской земли, построенному и освященному в 1697 году. И затем 37 лет о. Геннадий совершал Бескровную Жертву Тела и Крови Христовых в стенах, где хранится и поныне старинный чудотворный образ Спаса Нерукотворенного — список с фрески кисти прп. Андрея Рублева, находившейся в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Этот образ был принесен в XVII веке в Саратов стрельцами городского гарнизона, как благословение обители прп. Сергия.

На протяжении шестнадцати лет с 1884 по 1900 гг. почти ежегодно отец Геннадий в каникулярное время исправлял должность семинарского инспектора.

С 1 декабря 1887 года по 28 июня 1889 года он состоял членом Саратовского епархиального ревизионного комитета. С 7 сентября 1888 года по 27 сентября 1898 года был членом совета Саратовского отделения епархиального училищного совета.

Когда разразился страшный голод после неурожая 1891 года, отец Геннадий с 1892 года стал членом новообразованного епархиального комитета о голодающих. 15 ноября 1894 года он был утвержден старшим священником Свято-Троицкой церкви.

С июня 1894 по 1901 год отец Геннадий состоял членом испытательной комиссии для кандидатов на хиротонию во диакона. 21 января 1895 года был утвержден помощником благочинного саратовских приходских церквей. 24 октября 1895 года утвержден членом Саратовского епархиального училищного совета. С 1 января 1899 года по 4 октября 1901 года состоял членом совета Саратовского епархиального женского училища. С 4 октября 1901 года по 20 сентября 1902 года состоял председателем совета этого училища.

По благословению священномученика Гермогена (Долганёва), епископа Саратовского и Царицынского, отец Геннадий стал товарищем председателя Строительного комитета, который занялся реконструкцией старейшего собора, проводимой по инициативе Преосвященнейшего Гермогена, тогда еще Вольского викария Саратовской епархии. Строительный комитет издал уникальное исследование члена Саратовской ученой архивной комиссии В. П. Соколова «Саратовский Троицкий (старый) собор».

С 7 сентября 1904 года по 1914 год состоял заместителем председателя Саратовского епархиального училищного совета.

20 февраля 1906 года Император Николай II в связи с созданием Государственной думы подписал указ о преобразовании функций Государственного совета в верхнюю законодательную палату. В связи с этим были назначены выборы в Гос. Совет и 20 мая 1906 года Определением Священного Синода протоиерей Геннадий Махровский был утвержден в звании заместителя к членам Гос. Совета на трехлетний срок, который в 1909 года был продлен в том же звании еще на три года.

С 9 июня 1913 года он стал председателем Сметного комитета. 1 августа 1914 года согласно прошению уволен от должности преподавателя семинарии. Указом Саратовской духовной консистории от 16 января 1916 года за № 776 ему выражена была благодарность епархиального начальства за безмездное и успешное ведение дела в Правительствующем Сенате об освобождении церковной земли от земского обложения. В 1917 г. состоял членом совета епархиального женского училища. Был кандидатом в Учредительное собрание.

По должности священника казенного содержания не получал, а кружечного дохода около 2400 р. в год. Кроме того, получал пенсию по должности преподавателя духовной семинарии в размере 780 р. в год, но как сказано в послужном списке о. Геннадия «в сем 1918 году этой пенсии лишился благодаря Октябрьской революции».

За годы службы протоиерей Геннадий был награжден: 27 декабря 1882 г. — набедренником; 28 марта 1886 г. — скуфьей; 29 апреля 1891 г. — награжден камилавкой; 12 апреля 1895 г. — наперсным крестом; 6 мая 1900 г. — орденом Св. Анны III степени; 11 мая 1907 г. — Библией от Св. Синода; 6 мая 1910 г. — орденом Св. Анны II степени; 6 мая 1914 г. — орденом Св. Владимира IV степени; В 1918 г. — палицей.

В семье отца Геннадия и его супруги Лидия Ивановна (родилась 14 февраля 1863 г.) было восемь детей: Александр, род. 8 января 1883 г., учитель Петровского Духовного училища; Виктор, род. 10 марта 1886 г. окончил курс Петроградского технологического института; Константин, род. 9 июня 1887 г. состоял ординатором при военном госпитале; Елена, род. 17 января 1889 г., окончила курс консерватории и состояла преподавателем в Архангельском музыкальном училище; Надежда, род. 10 июня 1890 г., обучалась на Высших медицинских курсах в Саратове; Антонина, род. 25 марта 1892 г., жила при отце; Анна, род. 3 февраля 1896 г.; Серафима, род. 5 марта 1899 г. — обе обучались в Саратовском университете. Проживали они на углу Обуховского переулка и Покровской (ныне — Лермонтова) улицы в доме № 4, который принадлежал Старому собору.

9 августа 1919 года председателем Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контр-революцией, спекуляцией и саботажем был выписан ордер № 5091 на арест гражданина Махровского, Геннадия Ивановича. На следующий день протоиерей Геннадий был арестован и в регистрационной карточке (п. 16 п/п. «д») было указано, что он арестован как кандидат в Учредительное собрание.

В протоколе обыска и ареста было указано, что «взято в комиссию одно письмо и памятная книжка». В рапорте, составленном товарищем Арефьевым, производившем обыск сказано: «Священник Махровский показал: "Я служу 37 лет в старом соборе, имею 8 человек детей, политикой я как священник не занимался. Что касается Власти, я признаю каждую власть, которая возьмет в свои руки физической силой. По поводу Учредительного собрания я буквально ничего не говорю, я говорю одно, кто имеет физическую силу, тому Богом поручена власть"». После этого текста стоит подпись о. Геннадия.

На регистрационной карточке протоиерея Геннадия Махровского наложена лаконичная резолюция: «В концентрац[ионный] лагерь».

25 сентября 1919 года представители партий анархистов и социалистов-революционеров взорвали в Москве дом №18 по Леонтьевскому переулку, где размещался Московский горком РКП(б). Целью террористов был В. И. Ульянов (Ленин), и покушение не удалось совершенно случайно: председатель Совнаркома РСФСР не смог приехать на проходившее собрание партийных работников. При взрыве погибли 12 человек, в числе которых был секретарь МГК Владимир Михайлович Загорский, в 1910 году ведший партийную работу в Саратове. В ответ на это покушение, «согласно резолюций саратовского совета и рабочей беспартийной конференции» 29 сентября 1919 года саратовская «чрезвычайка» постановила «провести красный террор». К расстрелу были приговорены 28 человек, в числе которых были протоиерей Геннадий Махровский и иерей Олимп Диаконов. Все приговоренные были казнены на следующий день, 30 сентября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища.

Сохранилась выписка из протокола заседания ГубЧК от 29 сентября 1919 года. Комиссия заседала в тюрьме № 3 в составе Лобова, Крумина, Чумака и за отсутствием Герасимова т. Байковского и постановила: «На полном собрании Комиссия еще раз утверждается постановление о расстреле бывших полицейских: Махровского Геннадия Ивановича».

Больше в деле о. Геннадия не имеется ничего, кроме заключения Прокуратуры Саратовской области о реабилитации. 62-летнего маститого заслуженного протоиерея, продержав почти два месяца в концентрационном лагере, расстреляли как «полицейского» без единого допроса и без возможности оправдаться, оставив сиротами 8-х детей.

3 июля 1997 года Прокуратура Саратовской области в своем заключении постановила: «Изучение дела показало, что никаких доказательств контрреволюционной деятельности со стороны Махровского Г. И. в деле не имеется. Сведений в деле об активном участии Махровского в должности полицейского в борьбе против рабочего класса и революционного движения не имеется. Махровский Г. И. репрессирован по социальному признаку». «На основании ст. 3. п. «Б» и ст. 5 п. «Е» Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года Махровский Геннадий Иванович реабилитирован».

Жизненный подвиг протоиерея Геннадия Махровского, 37 лет до дня ареста прослужившего в старейшей церкви Саратовской епархии — Свято-Троицком соборе, заключается в верности своему пастырскому долгу и в доброй памяти, которую сохранили воспитанники Саратовской духовной семинарии и епархиальных училищ о своем преподавателе, всю свою жизнь укреплявшем свою паству в добродетелях веры, надежды и любви и скончавшему свои земные дни в день памяти славных мучениц Христовых, носящих имена сих добродетелей — Веры, Надежды, Любови и матери их Софии († ок. 137).

Память о мученической кончине настоятеля Свято-Троицкого собора отразилась в сохранившихся записях на странице старинного синодика Троицкой церкви г. Саратова с записью о заупокойном поминовении «Протоiерея Геннадiя» с пояснением: «Махровскiй разстр. 17 сент. 1919 г.», который ныне находится в экспозиции Саратовского областного музея краеведения. А на форзаце принадлежавшей о. Геннадию Следованной Псалтири сохранились слова: «Эта книга принадлежала настоятелю Св. Троицкого собора протоиерею о. Геннадию Махровскому погибшему в 1919 году. Да упокоит Господь его душу». Книга ныне хранится в Свято-Троицком соборе г. Саратова.

Свято-Троицкий собор, в котором служил протоиерей Геннадий Махровский, был возвращен Церкви 8 октября 1942 года и на долгое время стал кафедральным собором всей Саратовско-Волгоградской епархии.

При подготовке материала были использованы:

1. Клировая ведомость Свято-Троицкой церкви г. Саратова за 1918 год. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8469. Л. 5об, 6, 6об.

2. Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-36081. Л. 1, 2, 3об, 4, 4об, 5, 6, 7.

4. ГАСО. Ф. Р.-507. Оп. 1. Д. 255. Л. 113.

5. Список лиц духовного звания, представляемых к наградам за заслуги в 1894 г. // ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 4383. Л. 6об.

6. В. П. Соколов. Саратовский Троицкий (старый) собор. Саратов, 1904. С. 149.

7. Из жизни духовно-учебных заведений Саратовской епархии. // Саратовские Епархиальные Ведомости, № 16 от 15 августа 1914 года. С. 67.

Новоусманского района Воронежской области и Воронежского храма-часовни в честь святителя Митрофана Воронежского , клирик Воронежской епархии , автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник

Работал заведующим издательским отделом Воронежской епархии . Занимался телепрограммами: "Православный собеседник" (по 40 минут в прямом эфире), "Слово, обращённое к душе" (в записи на 41-м канале по 15 минут). По субботам участвовал в подготовке десятиминутных радиопередач в программе "Панорама". Тогда же начал проводить беседы в разных аудиториях по православной антропологии . В январе года у него случился инфаркт, и деятельность на радио и телевидении пришлось оставить.

Позже, когда стало лучше со здоровьем, был назначен служить в Покровский храм села Отрадного Новоусманского района Воронежской области.

В 2016 году упоминается как председатель Объединения православных ученых .

Женат, имеет нескольких детей (на апрель 1982 года - двоих) и внуков. Сын - священник Георгий Заридзе .

Сочинения

Автор и исполнитель большого количества духовных кантов под гитару, выпущенных в музыкальных и книжных вариантах под творческим псевдонимом Странник. Духовные канты о. Геннадия - о трудном пути человека к покаянию, о заблудшем и пробуждающемся к познанию Бога сердце, о земных и небесных странствиях души, о великой любви Бога к людям. На гитаре играет как самоучка со студенческих лет.

О том, когда и как он начал писать свои песни, о. Геннадий рассказывал:

"...Когда ещё учился в университете [...] тогда я, подогреваемый юношеским энтузиазмом, пришёл в городской клуб туристов и потребовал маршрутную книжку. Опытные туристы посоветовали мне прежде куда-нибудь сходить для тренировки. И с группой спелеологов я поехал в Абхазию , в горы. Там научился спускаться по верёвкам в пещеры, прошли мы несколько пещер. Спелеологи на категорию сдавали, а я просто вместе с ними везде ходил - мне было интересно. И в одной из пещер я застрял - верёвка попала в щель. Пещера эта имела вид огромной колбы глубиной 32 метра и называлась «Кабаний провал». Верёвка застряла в тот момент, когда я спускался через узкую горловину, – и вот завис в воздухе .

"В таком состоянии хорошо переосмысливается жизнь. Тогда я и написал первую песню. Помню только начальные её строчки: «Это вовсе не дождь, это бьётся в пещере вода, по провалам сочится, в скале вырезая узор, лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда и верёвка, и жизнь - и с пещерой начавшийся спор». Потом были и другие песни - менее пессимистические, я их практически не помню, они все утрачены. Но писать я продолжал и после того, как побывал при смерти .

"- Батюшка, благословите, - я перестану писать песни. Кому это нужно? Всё-таки я в священном сане - и буду на гитаре бренчать...

"Он помолчал, помолился и говорит:

"- Нет, пиши.

"Я заспорил было:

"- Батюшка, зачем «пиши»-то?

"- Нет, пиши - и всё.

"Странно это мне было. Не хотелось писать, я и не писал ничего лет десять - с 1988 года. Ну, а где-то году в -м ко мне привели одного человека, который во мне, скажем так, что-то всколыхнул. Был он неоязычник , и на «Радио-101» в прямом эфире хулил Христа . [...] Ну, меня это очень, конечно, разозлило, я расстроился и написал по этому поводу песню. После чего они начали писаться .

"Я снова и снова задавал себе вопрос - надо ли писать? Переспрашивал у одной старицы:

"- Может, всё-таки не стоит писать?

"- Нет, надо, – получил ответ.

"- Благословите...

"Недавно ещё раз переспросил у одного схимника и снова услышал:

Награды

Церковные:

Светские:

Использованные материалы

  • "Странник. Духовные канты под гитару", официальный сайт творчества протоиерея Геннадия:
  • Биография с обложки книги: Протоиерей Геннадий Заридзе. Странник. Духовные канты (под гитару). Избранные стихотворения , Воронеж: Издатель О. Ю. Алейников, 2011.
  • Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, "Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога - он себя обкрадывает...»", сайт православного интернет-журнала Прихожанин :

Цит. по Добросоцких Алла, Орлова Екатерина, "Протоиерей Геннадий Заридзе «Если человек реализует талант вне Бога - он себя обкрадывает...»", сайт православного интернет-журнала Прихожанин ,

Потом стал священником, но связь с наукой не потерял. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в посёлке Отрадное Воронежской области, протоиерей Геннадий Заридзе возглавляет Объединение православных учёных. И он считает, что…

«…вселенная имеет идею и смысл»

Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Отец Геннадий, «православный учёный» - разве такое может быть? Разве наука и религия не противоречат друг другу?

Геннадий Заридзе: Никакого противоречия нет. Во все времена (включая и настоящее) многие учёные были и остаются людьми религиозными. Наука и религия - просто разные методы познания окружающего мира. Наука постигает законы мироздания. Религия исследует те же процессы, но с другой стороны. Они могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборст-вовать. Более того - наука может быть одним из средств познания Бога и его творения - окружающего мира.

- Вот как раз про творение. Наука утверждает, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва.

Полностью согласен! Вопрос в том, отчего он возник. Что взорвалось согласно теории? Пустота! Из пустоты возникли материальные частицы, потом они сложились в более сложные структуры, а те - в звёзды и планеты. Всё правильно, но как пустота может взорваться?

Очевидно, что Вселенная должна иметь идею своего возникновения и смысл существования. И они были даны Богом.

Я в юности занимался астрофизикой. Когда смотришь в звёздную бездну, поневоле задумываешься: для чего всё это? А следом: зачем я вообще живу? Жизнь человека быстротечна, и за повседневной суетой и беготнёй мы забываем фундаментальный смысл каждого дня, который нам дан. А ведь если каждый из нас начнёт понимать, зачем он живёт, ему сразу станет видно всё то зло, которое творилось на Земле с момента, когда человек отпал от Бога.

- И то зло, которое творится сейчас?

Конечно. Зло постоянно стучится в сердце каждого из нас. Но за любую мерзость придётся отвечать. Это тоже закон мироздания.

А зло пытается взять реванш. Современная геополитика базируется на тех же принципах, что сто и тысячи лет назад. Люди, которые когда-то потеряли связь с Богом и оказались во власти тёмных сил, думали лишь о том, как причинить боль другому, заставить его страдать, поработить и подчинить. Они развязывали войны, изобретали новые виды оружия, чтобы было проще и эффективнее убивать. Апофеозом этой идеи стал фашизм.

И хотя после окончания Второй мировой прошло семь десятилетий, фашизм никуда не делся. Он затаился, но его сатанинская идеология по-прежнему лежит в основе геополитики. Что мы и увидели на примере Украины, Сирии.

Мы стоим на пороге серьёзного преобразования мира, которое пытаются осуществить силы зла. Они стремятся уничтожить христианскую цивилизацию навсегда, чтобы люди просто перестали думать о Боге и развитии собственной души. Почему Россия для них главный враг, почему её ненавидят? Потому что русские говорят о духовных принципах. О том, что надо быть добрым и бороться со злом.

«Благодать - это вид энергии»

- А чем занимается Объединение православных учёных?

Мы оказываем адресную помощь учёным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ищем и поддерживаем одарённых детей, склонных к научной деятельности. Ведём миссионерскую работу, рассказываем о научных достижениях в свете православного мировоззрения, разъясняем православные духовные ценности…

- Среди учёных?

В том числе. Наука не может быть независима от нравственных принципов. Учёные также подвержены страстям, прежде всего тщеславию, гордости. Со-временные достижения в различных областях науки показывают, что это обоюдоострый меч, он способен не только принести человеку благо, но и отнять жизнь. Технологический уровень цивилизации таков, что преступные действия небольшой группы людей могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой погибнут все высшие формы жизни.

А исследования проводите? Ведь людям хочется узнать, откуда, например, появляется Благодатный огонь. Не зажигают ли его спрятанной зажигалкой? Или взять мироточение икон…

На схождение Благодатного огня в Иерусалим дважды ездил научный сотрудник Курчатовского института Андрей Волков. Он в храме Гроба Господня поставил прибор, фиксирующий электромагнитные волны разной длины. И этот учёный первым узнал, что огонь сошёл. Прибор показал сильнейший электромагнитный импульс в длинноволновом диапазоне! И тут же из Кувуклии Иерусалимский патриарх передал горящие свечи. Волков описал свой эксперимент в научных статьях.

В этом году по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на схождении Благодатного огня побывал и я. С собою взял тепловизор - прибор, с помощью которого замерял температуру огня. Ведь известно, что в первые минуты он не опаляет, холодное пламя лишь потом становится горячим. Откуда берётся эта энергия? Ведь это нарушение закона её сохранения!

- Может, из кислорода в воздухе?

Нет! С точки зрения науки такой огонь - холодная плазма. А в условиях земной атмосферы она не может существовать. Она возможна только в инертных газах, в люминесцентных лампах. Её нельзя создать на открытом воздухе. Кто сделает это (да ещё с помощью зажигалки), получит три Нобелевские премии!

Когда Благодатный огонь сошёл, я умылся им, затем нагрел специально предназначенную для этого пластину и измерил её температуру. Было всего 42°C. Через 15-20 минут повторил замеры. Прибор показал 320°C! Говорю вам, это самое настоящее чудо, наукой не объяснимое! Бог даёт эту энергию, по-другому быть не может. Благодать Святого Духа - основной вид энергии, который есть во Вселенной. Но её приборами не измеришь, она нематериальна.

Что касается других чудес. Недавно мы исследовали лилии с греческого острова Кефалония. Там каждый год на Успение Богородицы в киоте чудотворной иконы на засохших стеблях распускаются живые цветы. Наши исследования подтвердили: это действительно живые цветки лилии, непонятно как расцветшие без воды и минеральных веществ на сухих стеблях!

Мироточение - ещё одно чудо. Мироточат не только иконы, но и мощи святых угодников. Некоторые учёные считают: если бы такое вещество участвовало в обменных процессах человеческого организма, наше тело не умирало бы. И, кстати, это органическое соединение тоже невозможно создать в лабораторных условиях.

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Геннадий Заридзе был хорошо известен в Воронежской области и до минувшего Рождества, когда в гостях у него побывал Владимир Путин. В прошлом году после многолетнего строительства при храме был, наконец, открыт детский приют. Он задумывался в помощь органам опеки, как место призрения детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Но волею судьбы приют стал прежде всего убежищем для ребят из Луганска, Донецка, Славянска, Краматорска, Алчевска. Однако разговор с отцом Геннадием мы начали с него самого - слишком нечастое явление, чтобы священнослужитель пришел к Богу из научной среды.

культура: Науку нередко противопоставляют религии, а в Вашей жизни они связаны. Как это получилось?

Заридзе: Меня с детства волновал вопрос: живет ли душа после смерти и в чем смысл нашего существования? Но мой отец преподавал в университете политэкономию и научный коммунизм, поэтому говорить о Боге в нашем доме было не принято. Я пытался найти ответы рациональным путем - изучал законы естествознания и в какой-то момент понял, что душа непременно должна жить всегда, как, например, волна, на которой работает радиоприемник, - ведь когда он ломается, индивидуальная волна продолжает быть. Точно так же и тело умрет, а мое «я» продолжит существовать.

Этот факт я хотел познать с научной точки зрения, может, потому и выбрал биофак, занимался физиологией нервных импульсов. Позже в поисках ответов поехал в питерский Институт мозга, где хотел найти хоть что-то важное, связанное с нейрофизиологией смерти. Нашел. Эти исследования известны: ученые фотографировали в высокочастотных разрядах умирающих людей, и в момент клинической смерти пленка фиксировала, как от тела отделялась шарообразная структура диаметром в десять сантиметров и уходила вверх. Против всех законов физики...

Я тогда ясно осознал, что моя научная диссертация по большому счету будет никому не нужна, и уж точно ни радости, ни любви никому не принесет. А служа Богу, я буду помогать и своей собственной душе обрести гармонию, и, возможно, конкретным людям - обрести священное знание, покой и поддержку уже в этой, земной, жизни.

В 1982 году судьба испытала меня на прочность - подкосила тяжелая болезнь. Понадобились годы, чтобы поправить здоровье, а тогда я был на волосок от смерти - мое тело, не подававшее признаков жизни, увезли в морг. Но я пришел в сознание в полной уверенности, что «тот мир» есть. Я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на покаяние на земле или нет.

культура: Несколько месяцев назад Вы осуществили свою давнюю мечту - открылся детский приют при вашем храме. Говорят, это далось Вам нелегко...

Заридзе: Да, еще в 2008-м, не имея средств, но с Божьей помощью мы всем миром приступили к стройке. Я сердцем чувствовал необходимость этого богоугодного дела. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой - четыре комнаты, где могут проживать по шесть ребят вместе с патронатной мамой. В их распоряжении - просторная кухня с холодильником и плитой, комната для занятий, ванная со стиральной машиной и два санузла. Все по-домашнему уютно и красиво.

Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. С мая прошлого года мы приняли около 980 человек, в том числе детей. Те, кто затем перебирался на постоянное место жительства, получал от прихода и неравнодушных прихожан помощь - деньги, вещи, посуду, постельное белье. Что касается детей из Новороссии, то мне особенно отрадно, что теперь они смогут сформировать для себя новую картину, понять, что дружба и любовь сильнее вражды и ненависти.


культура: А какие главные качества Вы воспитываете в детях?

Заридзе: Человека, даже маленького, переделать невозможно. Но мы пытаемся направить его в правильное русло, помогаем развивать все хорошее, а негативное нивелировать. Лучшим помощником в этом является простая беседа, объяснение ребенку последствий его проступков. Дети не всегда могут заглянуть в будущее, а мы им обрисовываем перспективу: будешь ругаться дурными словами, в твоем сердце поселится ненависть, начнешь сеять вокруг себя злость, близкие станут относиться к тебе плохо. Сделал гадость - получишь в три раза больше. Хочешь этого? Даже малыши задумываются...

Моя методика проста. Она основана на жизненном опыте, заповедях Божьих и любви. Без любви ничего хорошего не получается. Я молюсь за детей, потому что молитвой можно многое решить. Ведь человек - это совокупность духа, души и тела, которые без благодати Божьей потенциально разрозненны. Человек без Бога теряет целостность своего существа. И здесь крайне велика миссия священнослужителя. Из-за дефицита общения со священником даже у взрослых людей возникает очень много вопросов - к Богу, к церкви, к судьбе.

культура: Вы приравниваете молитву к целительной энергии?

Заридзе: Все виды энергии, которые есть во Вселенной, созданы Богом. Тепловая, световая, кинетическая, потенциальная... Человек научился различным образом определять их частицы и оперировать ими в своих исследованиях. Но есть еще один вид энергии - благодать Божья, которая исходит от Его сознания. Это идеальный и недоступный для человека вид энергии, который мы не можем пощупать, измерить, зафиксировать, но можем почувствовать по проявлениям. Взять, к примеру, схождение Благодатного огня в канун Воскресения Христова в Иерусалиме - это яркое проявление благодати. Необжигающий огонь противоречит всем известным законам физики.

Божественная энергия дает импульс для движения ядра в любом атоме. Нет других причин! Сама по себе жизнь противоречит земному закону термодинамики, который гласит, что все самопроизвольные процессы в природе идут с увеличением энтропии. То есть хаос может только порождать хаос, а жизнь - это усложнение процесса, значит, она не естественный природный закон, а подарок Всевышнего.

Только Богу подвластно нарушать все земные законы. Возьмем закон сохранения вещества. Как объяснить появление маслянистой влаги на иконах или мощах святых? Капли берутся из ниоткуда и стекают струями вниз, причем мироточить может и бумажная икона, и металлическая. Опять же против всех законов физики. А как объяснить, что вот уже почти 1700 лет тело праведника Спиридона Тримифунтского пребывает в неповрежденном виде: у него сохранились мягкие ткани, которые имеют температуру живого человеческого тела - 36,6 градуса?


культура: Став священником, Вы не отказались от научного познания мира?

Заридзе: Конечно, нет. Наука и вера - лишь разные способы исследования. Более того, наука, как вы помните, вышла из церкви, из монастырей.

Многие сегодня об этом не знают, да и вообще, будучи рационально воспитанными в русле псевдонаучного образования, считают подобный исторический факт нонсенсом. Именно поэтому мы и организовали Объединение православных ученых, куда входят более 250 авторитетных россиян со всех уголков страны. Сейчас наши ряды пополнились также представителями из Болгарии, Сербии, Польши, Греции. Я убежден, наука должна иметь морально-нравственное лицо, чтобы действовать людям во благо, а не во зло.

Ученые нашего Объединения тоже занимаются познанием мира. Одно из последних исследований - изучение чуда, происходящего ежегодно в храме острова Кефалония в празднование Успения Божией Матери. Засохшие сорванные лилии, лежавшие как украшение киота более четырех месяцев, не имеющие корня и воды, распускаются и цветут. Один из цветущих стеблей наши ученые взяли на исследование и доказали, что имеют дело с абсолютно жизнеспособным, настоящим растением. Ну и, разумеется, в рамках Объединения мы проводим беседы со школьными преподавателями «Основ православной культуры». К сожалению, многие из них пока очень отдаленно представляют себе суть предмета.

культура: Вы интересуетесь светской жизнью, политикой?

Заридзе: Политику не люблю. Но как гражданин своей страны хочу, чтобы правда и добро всегда торжествовали. Понимаю, что дьявол не перестанет искушать людей, но люди могут и должны обороняться и спасаться от дьявольского воздействия.


В мире немало тех, кто заинтересован в уничтожении Православной церкви, в том, чтобы всеми средствами ее опорочить, обесчестить, осрамить. На эти цели выделяются огромные средства, которые отрабатываются политиками, «экспертами», средствами массовой информации. Помните заявление бывшего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта о том, что именно Православие представляет главную угрозу для западной цивилизации?

культура: Каким образом, мы, россияне, каждый на своем месте, можем дать отпор западной пропаганде?

Заридзе: Рецепт очень простой - надо укреплять веру в себе. Вера - это великая ценность. Если вера будет крепкой, Россию ждет колоссальная перспектива в будущем. Если же она будет утрачена, мы станем рабами на чужих плантациях.

И, наконец, надо все сделать, чтобы противостоять тем интервенциям, цель которых - окончательно рассорить и разделить народы, некогда объединенные в СССР. Хочу напомнить историю Византии, которая выстояла против войн, грабежей, но именно жесткий национализм поставил точку в ее существовании. Когда между людьми появляется разобщенность, выяснение отношений на почве национальностей, рушатся все основы. Когда один человек считает, что он на гривну дороже, чем его сосед, - это не от большого ума. Каждый христианин должен осознавать себя «гражданином Неба», понимая, что перед Богом нет национальностей. Тем более, что все мы дети Адама и Евы, по сути, родственники.

культура: А в чем Вы видите главную угрозу для современного российского общества?

Заридзе: В дохристианские времена у многих племен и народностей практиковались дикие нравы: принесение в жертву людей, бахвальство убийством женщин и детей, половая распущенность и т.д. Нравы скотские - обычаев никаких! Христос дал людям совсем другие принципы, общечеловеческие ценности - мы сейчас по ним живем. Но сегодня процветают и попытки ренессанса разного рода мерзостей, потакание низменным чувствам и извращениям, разрушение института брака. И все это выдается под соусом свободы личности. Никакой свободы в этом нет, это нарушение Божьих заповедей. Распущенность не может быть свободой.

культура: Но честнее ли вести себя непотребно с крестиком на груди?

Заридзе: А кто сказал, что так нужно поступать? Я верю, что люди должны осознанно прийти к Богу, должны понимать основополагающие принципы веры, осознавать смысл всего происходящего, должны знать, в кого они верят и зачем - иначе это слепая вера.


Наш приход проводит активную разъяснительную работу среди прихожан. Для дошколят при храме действует досуговый центр «Теплый дом». Мы выпускаем научный журнал, четыре газеты, в том числе детскую, молодежную и для многодетных семей. Детская киностудия «Журавлик» снимает мультфильмы. Есть свой Театр зверей с дрессированными кошками, собаками, петухами, крысами, хомячками.

В воскресной школе обучение ведется по 11 предметам, среди них - музыка, хоровое и церковное пение, лепка, керамика. И, конечно, закон Божий.

Два года назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио Благовестие» на частоте 73,55 УКВ.

культура: Не могу не спросить о впечатлении, которое произвел на Вас Владимир Путин, побывавший на Рождественском богослужении в вашем храме...

Заридзе: Я, признаюсь, очень обрадовался его приезду. Я увидел перед собой искреннего христианина, глубокого человека, который обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду. Это сегодня мало кто может себе позволить.

Марина КАЛИНИНА , Воронежская область



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: