Откуда взялся пост. Христианские посты и праздники

У человека, даже слабо знающего основные элементы богослужения, в дни Великого поста с первой же минуты нахождения в храме подсознательно возникает ощущение перемены. И действительно, атмосфера этого временного отрезка радикально отличается от того, что привык видеть христианин в другие дни церковного года.

Меняется очень многое – ритм служб и их продолжительность, содержание молитв и стиль пения. Меняется даже цвет облачения духовенства, и священник вплоть до вечерни Великой субботы носит черные либо фиолетовые литургические одежды – в знак печали и скорби. В дни Великого поста каждая мелочь говорит о том, что семь покаянных недель имеют колоссальное значение в жизни верующего.

Внешние изменения, происходящие в богослужебном ритме Церкви, выражают собой перемены, которые должны произойти с каждым человеком. По сути дела, они являются основной целью поста, но относятся больше не к окружающей храмовой или бытовой атмосфере, а к человеческой душе. Душе, изъеденной грехом и действительно нуждающейся в радикальных переменах.

Пост не является изобретением исключительно христианским – в той или иной форме воздержание от пищи и наслаждений практикуют почти все религии мира. В частности, традиция соблюдать пост была хорошо известна и древним иудеям. За несколько десятилетий до рождения Христа в еврейской среде существовала благочестивая привычка поститься два раза в неделю – во вторник и четверг. Первые христиане, будучи в большинстве своем семитами, эту традицию сохранили, но поститься стали в другие дни – среду и пятницу. Кроме того, у последователей Христа был еще один постовой период – Страстная седмица перед Пасхой. В это время каждый верующий считал великой честью для себя стать соучастником страданий своего Спасителя.

Но время шло, и в конце апостольского века Церковь стала расти за счет не бывших иудеев, а языческого населения Римской империи. Естественно, чтобы стать членом Церкви, вчерашний язычник должен был принять Крещение. Перед тем, как погрузиться в святые воды купели, уверовавший человек должен был пройти долгий период подготовки, во время которого он общался с христианами, посещал их собрания и размышлял над словом Божьим. Иными словами, человек становился оглашенным.

Собственно, подготовку к принятию Крещения начинающий христианин должен пройти и в наши дни, но сейчас она менее суровая – читай книги, посещай храм, размышляй, познавай. А вот еще каких-то десять веков назад такого «интеллектуального» подвига было недостаточно, и от кандидатов на принятие Крещения требовалось совершение подвига телесного. Говоря проще: захотел стать христианином – будь любезен, попостись!

И такая логика вполне понятна. Чтобы стать настоящим учеником Христа, нужно не только «теорию» вызубрить, но и «практику» пройти. Причем – на полном серьезе. И поэтому перед принятием Крещения человеку давался «испытательный срок». Сорок дней он проводил в посте и молитве и тем самым проходил проверку на прочность перед наиболее ответственным шагом в своей жизни.

Сейчас почти во всех храмах Крещение происходит каждую неделю. А если и предварительно договориться – то в будний день. На заре же христианства дело обстояло иначе: людей крестили лишь несколько раз в году, и одним из таких дней была Великая суббота. По сути, оглашенные сначала сорок дней постились сами, затем Страстную седмицу – вместе с другими христианами, и, наконец, накануне Пасхи становились полноправными членами Церкви.

Но практически сразу возникала очень некрасивая ситуация. Христиане могли есть мясо вплоть до начала Страстной, а оглашенные – нет. Оглашенные терпели лишения, а уже крещенные – нет. И чтобы навсегда покончить с этим конфузом, Церковь решила: коль уж язычники постятся за сорок дней до Страстной седмицы, то и христиане в знак солидарности тоже будут проводить этот период в посте и молитве. Так возник Великий пост.

Точно так же появились и прочие многодневные церковные посты – как солидарность непостящихся с постящимися. Например, не всегда у человека получалось попоститься на Страстной седмице. Это вызывало у него чувство огромного дискомфорта, ведь такой верующий лишался возможности сострадать Христу и соучаствовать в Его Страстях. И для этих людей Церковь выработала правило, которое озвучил в III веке святой Ипполит Римский: «Если некий человек не смог поститься перед Пасхой, то да постится неделю спустя после Пятидесятницы». Но и здесь возникло недоразумение: мой брат постится, а я – нет. И поэтому со временем Петров пост стал обязательным для всех. Похожая история произошла и с двумя остальными постами – Рождественским и Успенским.

История возникновения многодневных постов – это проявление природы Церкви как единого организма, где боль и проблема отдельно взятого члена становится общей для всей полноты верных. Говоря иными словами, если постится мой брат, то и я должен делать это.

Издревле христиане вместе и сообща несут нелегкий подвиг поста. Но если Церковь так высоко ценит его совместность, то что же собою представляет сам пост? Для чего он и зачем необходим человеку?

Продолжение:

January 11th, 2015

«Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — и излишество поста и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя». Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Нынешний Петров пост склонил меня на сторону нового стиля. И так лето маленькое и холодное, да еще и 2/3 лета - пост: ни шашлыков не пожарить, ни отдохнуть как следует. Вроде каникулы, отпуск - ан нет, пост. Зато в сентябре - ноябре можно есть все, да уже поздно. Лучше бы пост был осенью, а не летом. А новостильные поместные церкви (11 из 15) ничуть не страдают от того, что Петров пост у них стал на 13 дней короче. Я с ними согласен». (Из сети интернет)


Забегая вперед скажу, что я все больше склоняюсь к выводу, что установленные посты, кроме указанных 69 правилом святых апостолов, Великого, среды и пятницы, скорее всего являются еретическими новшествами, которые возможной целью имеют недопущение или увод в сторону от православной веры излишней аскезой. Напомню, что в данный момент мы имеем больше половины года постных дней.

В процессе изучения вопроса, пришлось столкнуться с некоторыми странными фактами, которые в итоге и привели меня к данному выводу. Нисколько не умаляю достоинство и силу поста. Об этом во многих местах свидетельствует намВетхий Завет, этому Своим примером и учением учит нас Господь Исус Христос в Новом Завете, этому нас учат и святые апостолы, и святые отцы Церкви. Но также, лично я, не хочу без должных на то оснований накладывать на себя более того, что накладывали на себя святые отцы и ранние христиане. Поэтому-то и принял такое решение. Странности же такие:

1. Мы имеем 69 правило святых апостолов, которое говорит нам, что не соблюдающие Великий Пост, среду и пяток под анафемой. Имея это указание, мы не имеем ни одного слова в Правилах, касаемо Рождественского, Петрова, Успенского и однодневных постов на Воздвижение Креста Господня и усекновение главы Иоанна Предтечи. Это весьма удивительно, т.к. по логике, если есть установленное правило, то должно присутствовать и наказание за его несоблюдение. Но этого нет.

2. Отсутствие каких-либо источников, раскрывающих нам историю возникновения постов (опять же в том виде, котором рассматриваемые посты сейчас есть), кроме указанных правилом апостоловвыше. А те же источники которые есть, либо вызывают серьезные сомнения в их подлинности, либо в истинности в вере людей установивших данные посты, либо написавших данные книги.

3. Сам установленный порядок соблюдения указанных постов во всех открытых церковных юрисдикциях более чем странен.

История возникновения Рождественского (Филипова), Петрова, Успенского, а также однодневных на Воздвижение Креста Господня и на усекновения главы Иоанна Предтечи постов
Материал беру из Википедии. Это само собой вызовет дружный смех всех без исключения православных (особенно называющих себя «старообрядцами», «древлеправославными» и т.д.). Сразу скажу, что я смеюсь вместес вами.

1. Рождественский Пост. Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным (выделено мной - А.К.).

Кратко правило соблюдения. Разбит на три этапа (от начала поста до 6 (19) декабря, далее до 19 декабря (1 января),далее 24 декабря (6 января). В первый этап, во вторник и четверг допускается рыба, вино и елей (возможно в некоторых юрисдикциях - только вино и елей), во второй этап в эти же дни - только вино и елей , согласно уставу Московского Патриархата и придерживающихся его юрисдикций.

2. Петров Пост. Петров пост — православный пост, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для евангельской проповеди (Деян. 13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла — 29 июня (12 июля), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.

История. Начало поста восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особо частыми упоминания о нём становятся с IV века.

Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Пасхи до Троицы).

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся всё более частыми. О нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Выписка из устава: по вторникам и четвергам дозволяется вино и елей.

3. Успенский пост — православный пост, установленный в память Успения Пресвятой Богородицы, один из четырёх многодневных постов церковного года. Соблюдается с 1 августа по 15 августа включительно (выделено мной - А.К.) и завершается праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Интересные выписки из устава:

« - в праздник Преображения Господня (6 августа) можно употреблять рыбу; начиная с этого дня разрешается употреблять виноград и яблоки нового урожая (выделено мной - А.К. Эта глупость действительно есть в МП), которые освящают в этот день в церквях (поэтому в России праздник получил народное название Яблочный Спас);

В праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа), если он приходится на среду или пятницу, разрешается рыба, а разговение переносится на следующий день; если приходится на другие дни недели, то поста нет».

Выделено мной. Несколько недель в году мы имеем сплошные седмицы, в которые пост среды и пятка отменен, но тут большой богородичный праздник, к которому шла подготовка в течении двух недель и в сам праздник может быть запрещено разговение из-за того, что он может выпасть на среду или пятницу. Что это? Тонкое унижение Богородице? Чем вызван такой запрет?

4. Посты на Воздвижение Креста Господня и усекновения главы Иоанна Предтечи якобы установлены в воспоминание скорбных событий распятия Господа и кончины Иоанна Предтечи.

Воздвижение Животворящего Креста - величайший праздник. Сильнейшее оружие христианам в борьбе с дьяволом. Радость неописуемая. Постный день (?).

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Всех мучеников мы почитаем по дате их кончины, в которую им удосужилось пострадать за Христа. Большинство других святых мы почитаем по дате их блаженной кончины. Но почему в этот день скорбь?

И интересный момент по правилам соблюдения постов. В Рождественский и Петров пост по вторникам и четвергам разрешается вино и елей, а в некоторых юрисдикциях даже рыба. Это очень странно, т.к. в православной Церкви постными считаются лишь дни без елея. Дни же, в которые вино и елей разрешены, называются «праздными» (об этом ниже подтверждение преп.Иоанна Кассиана). В связи с этим совершенно непонятны уставы Рождественского и Петрова постов. Если уж поститься - то тогда, пожалуй, надо поститься, а это значит, что эти посты автоматически становятся Великим по степени воздержания. Но если не поститься, то в таком случае нужно придумывать какие-то другие определения этим дням. Полупостные, к примеру. Или полупраздные.

Вернемся к истории. Мы видим, что в официальной истории возникновения постов, только один пост имеет хоть какую-то дату и имя человека его установившего. Это Рождественский.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 14 сентября 407г.). Сайт кириллической печати Соборник.ру. В неделю сыропустную поучение святаго Иоанна Златоустаго о святом посте.


Иоанну Златоусту вторит и его современник преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360—435г.): «Если нам нужно посвящать Богу десятую часть из нашего имущества и плодов, то тем более мы обязаны посвящать Ему десятую часть из жизни нашей, дел и приобретений. Эту десятую часть и составляет Четыредесятница, потому что десятую часть всего года составляют 36 с половиной дней, а в семи неделях за исключением воскресных дней и субот, постных дней тридцать пять. Но если к ним прибавить Великую Суботу в которую пост продолжается до пения петухов, половину ночи до рассвета следующего дня, то совершенно исполнится постных дней тридцать шесть с половиной».

Но здесь, в этом же разделе поучений Иоанна Златоуста, в слове 33 мы может увидеть: «В неделю третию поста, сказание святых отец о велицем посте, и о прочих постех»:



Итак, в слове 8 Иоанн Златоуст говорит нам, что Великий Пост - это некая мистическая «десятина» Богу от всего нашего годового жития и его современник, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, эти слова подтверждает даже математически. И тут же ниже, в слове 33-м, тоже якобы Иоанн Златоуст говорит нам:

1. Апостолы узаконили два поста - Великий - Четыредесятницу и после Пятидесятницы - апостольский.

2. Святые отцы установили позже еще два поста - Рождественский и Успенский.

Это выпадает из логики и я думаю, что это еретическая вставка. Т.к. в слове 8 говорится о «десятине» и ни слова не говорится о других постах, которые весьма «десятину» расширяют.

Очень сомнительно, что люди, которым омывал ноги Сам Христос и Который учил их «быть всем слугой» (Мк. 9, 34); крайне сомнительно, что эти люди создали бы пост в честь себя самих. И также весьма сомнительно и то, что Иоанн Златоуст, живший всего лишь между 347 и 407 годами (не ахти какой срок от момента становления христианства) не знал бы имен отцов, которые якобы установили вышеуказанные посты.

И как они это сделали, если допустить, что эти слова действительно были сказаны Иоанном Златоустом?Некие никому неизвестные «святые отцы» без всякого собора, без конкретного определения в сроках данных постов, без указания правил их соблюдения и без указания наказания за их несоблюдение, устанавливают посты, которые не установили даже святые апостолы. А якобы святые апостолы установили пост в честь себя, но при этом забыли о Рождестве и Успении. Поверить во все это просто не представляется возможным.

И информация из Википедии о том, что Рождественский пост установил своим единоличным указом константинопольский патриарх Лука Хрисоверг, лишний раз подтверждает, что вопрос постов крайне странен своей неопределенностью и противоречиями. Лука Хрисоверг в 1166 году не знал того, что сказал Иоанн Златоуст до 407-го? Того, что данный пост, оказывается, уже есть. Или Иоанн Златоуст имел ввиду другое по продолжительности воздержание перед Рождеством, а Хрисоверг расширил до 40 дней? Или Иоанн Златоуст не говорил приписываемых ему слов? (Что вероятнее всего, о чем и говорит косвенно нам поучение в слове 8 этой же книги).

И Лука Хрисоверг, имея благочестивый обычай недельного воздержания перед указанными праздниками (о чем говорят нам некоторые источники), имел ли он право без согласования с другими епископами, другими Поместными Церквями создать сорокодневный пост? Кто дал ему такое право, если раньше фундаментальные вопросы Православия решались только на соборах со множеством приглашенных делегатов? Если такое событие (установление 40-дневного рождественского поста Хрисовергом) и вправду имело место, то оно никак не свидетельствует в пользу того, что данный человек был истинным православным христианином и тем более епископом.

Вот интересный момент. Сербский епископ Никодим (Милаш, +1915г.) в своей книге «Правила Святой Православной Церкви с толкованиями» приводит такие слова: «Александрийский патриарх Марк обращался в свое время к Вальсамону с вопросом: нужно ли соблюдать со всею строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать? Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение Константинопольского патриаршего синода при патриархе Николае III (1084-1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней, так как есть только один пост перед Святой и Великой Пасхой, продолжающийся сорок дней. Впрочем, для желающих поститься перед упомянутыми праздниками более семи дней, или для тех, кому эти посты прописаны ктиторским уставом, предоставляется полная свобода». (Выделено мной - А.К.)

Вот тоже выписка из Синтагмы: «Собственно узаконен один сорокадневный пост - пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, [Согласно с Вальсамоном.] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова». (Выделено мной - А.К.)

Алфавитная Синтагма составлена в 1335 году. Вальсамон (патриарх Антиохийский (1193—1199)) приводит решение синода составленное до 1111 года. Хрисоверг же устанавливает 40-дневный Рождественский пост указом 1166 года. Сплошь противоречия.

Ни Вальсамон, ни Матфей Властарь, составивший Синтагму, не знают об указе Хрисоверга, а в свою очередь Хрисоверг не знает о не столь давнем указе синода своей же кафедры. Можно было бы тут поставить точку на информации из Википедии, как на информации выдуманной, но опять же и опять приходится делать оговорку. Дело в том, что и Синтагме мы не можем полностью доверять.

На первый взгляд - хорошая книга, содержит в себе массу толкований по многим серьезным вопросам церковной жизни, но расчет Пасхи, откровенно еретический и даже богохульный, который она в себя включает, обязывает сделать оговорку на то, что этому источнику полного доверия нет. Как не прискорбно все это говорить.

Каков можно сделать вывод и можно ли вообще его сделать из источников, которые так противоречивы? Однозначного вывода сделать не получится, но можно сделать вывод, который будет более приближен к Правде. Вывод логический.

Мы видим, что Великий Пост в Церкви воспринимается как некая единая мистическая «десятина» Богу от всего нашего жития; посты среды и пятницы - установлены как постоянное напоминание нам о Спасителе и Его страстях. Всеэти посты являются обязательными к исполнению православными христианами. Правило 69 святых апостолов ставит точку в этом вопросе.

Посты же на Воздвижение Креста Господня, усекновения главы Иоанна Предтечи, а также запрет на разговение Успенского поста в среду и пяток - крайне странны и, скорее всего, являются выдуманными постами, либо по злому умыслу, либо по излишнему рвению, которое, впрочем, также не оправдывается.

Недельные (или другой больше или меньше продолжительности) же посты перед Рождеством, днем Петра и Павла, и Успением Пресвятой Богородицы (а также и день поста перед Богоявлением) - это благочестивый и благоговейный обычай. Не обязательная, но желательная дань уважения одним из ключевых событий Православной Церкви. Бо’льшая же продолжительность данных постов, скорее всего, является еретическим новшеством. И к чему это может привести, можно посмотреть во мнении пользователя из сети Интернет, которое венчает данную статью.

Андрей Козин.

Скачать статью в формате

Экология жизни: Известный христианский апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике 40 часового поста (от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии), во время которого христиане вообще не принимали пищу.

До III века в разных христианских Церквах верующие по –разному готовились встречать день святой Пасхи. Известный христианский апологет Тертуллиан и святой Ириней Лионский во II веке говорят о практике 40 часового поста (от вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной литургии), во время которого христиане вообще не принимали пищу. Пост от Великой Пятницы до Пасхи был подражанием сорокадневному посту Спасителя, а также буквальным пониманием фразы Христа в Евангелии от Матфея: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9,15)

По мысли первых христиан время, когда Христос был отнят у верующих, начиналось с момента смерти на кресте до Воскресения, что и определяло продолжительность поста.

В середине III века в некоторых поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, вечером в Великую субботу или утром на Пасху после пения петуха, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможенея, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста … вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т. е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное».

В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель. Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется.

СКОЛЬКО ДЛИТСЯ ВЕЛИКИЙ ПОСТ?

Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели, о чем можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост.

Но существует и еще один способ превратить 48 дней поста в «десятину года». Как известно, обычный год продолжается 365 дней и несколько часов. Если из семи недель вычесть все субботы и воскресенья, когда пост отменяется, то мы получим 35 дней + еще несколько часов поста во время пасхальной ночи.

Уже в IV –V веке Церковь считала Великий пост обязательным для всех христиан. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говориться о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену».

Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, - это подражание посту Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы.

ЧТО ТАКОЕ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПО УСТАВУ ЦЕРКВИ?

Если несколько упростить рекомендации Типикона (церковного устава), то пост предполагает ограничение числа приемов пищи (один раз в день, вечером) и ее качества (хлеб и вода, теплые овощи без масла – сухоядение), и даже полный отказ от пищи и воды (например, в понедельник и вторник первой недели).

То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла (хлеб, вода, овощи).

В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином (отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина), поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.

Отметим, что в древней Церкви какое-то время еще спорили о том, что можно в эти дни во время Великого поста. Некоторые христиане считали, что допустимо употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы, но в конечном итоге было решено, что ослабление поста в субботу и воскресенье может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразия растительной пищи.

Такие строгости были связаны с основной идеей поста – пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившееся время и деньги христианин должен использовать для участия в богослужении и дел милосердия. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Довольно рано Церковь поняла, что столь жесткие правила поста не могут понести все христиане, а потому в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.

Сейчас же все вопросы относительно меры пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником. опубликовано

«Тысячи голосов пытались и пытаются разъяснить россиянам значение поста, дать правила его соблюдения, рассказать историю формирования и тому подобное. Ежегодно, вот уже лет пятнадцать, сказанное повторяется, словно под копирку, количество информации о посте растет и растет, только вот никакого влияния на общественную жизнь это не производит. Для меня понятно, что дело тут совсем не в народе, утонувшем в телеэфире и не желающем воспринять «свет истины», а в том положении, что православие заняло в общественной жизни » - излагает в интернет-статье Юрий Белановский - заместителя руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при московском Даниловом монастыре, невольно соглашаешься с ним.

И, тем не менее, в этом многоголосии хочется изложить своё видение о постах в прочитанном не в качестве какого-то нравоучения, а в осознанных размышлениях над теми события и фактами, которые имеют место быть вокруг постов и всего того, что с ними связанно.

«Нет церковному посту!!!» - заявляют в своих интернет-посланиях на форумах одни из одиозных граждан, противников всего, что связано с православной религией.

Другие, несущие познавательную информацию, в том же интернете говорят:

Что православные посты были придуманы византийскими священниками (а затем поддержаны русскими) для того, чтобы народ добровольно отказывал себе в еде, вместо того, чтобы требовать ее от власть имущих, как граждане Рима в свое время требовали от принцепсов и никто из них не мог народу в этом отказать;

Что, ни у католиков, ни у протестантов нет таких жестких требований в плане пище к посту, у них большее внимание уделено молитве, покаянию и т.п. Т.е. гораздо более естественное отношение к человеческим потребностям;

Что по существу, православные посты - это служение не Богу, а царю. Поэтому следовать им - не уважать себя и добровольно объявлять себя рабами правящей элиты

Что необходимо сказать дружное «нет» - церковным постам! Не давать себя оболванивать.

Некоторые, проявляя любопытный интерес, задают вопросы:

Скажите, пожалуйста, откуда пошла традиция соблюдения постов. Всем известен библейский факт, что Иисус в пустыне соблюдал длительный пост перед своим распятием. А откуда и кем придуманы посты перед основными церковными праздниками? Например, кто придумал, как и что человек должен употреблять в пищу? Взять хотя бы тот же пред пасхальный пост. Где можно прочесть: в какие дни и что нужно употреблять в пищу? Кто разработал «постное меню»?

Почему в иные дни можно есть рыбу, а в другие - даже масла растительного нельзя употреблять. Известно, что «пост» не сводится только к особенной диете, то какие еще требования (правила) должен соблюдать «постящийся христианин»?

В какие дни начинается пост и когда заканчивается?

При ответе на эти и другие вопросы, рассказ о постах непременно необходимо начать с пасхи, неотъемлемой части великого поста.

Пасха - древнеславянский языческий праздник, включённый православной церковью в число своих праздников. Пасха длиться не один день, как полагают большая часть наших граждан, включая и некоторых истинных верующих. Пасха - это целая календарная неделя, завершающая великий пост. В разные годы Пасха может начинаться с 4 апреля по 8 мая.

В целом же, посты занимают значительное место в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Каждый верующий должен постится по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя (В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. По приказу Ирода Антипа в угоду незаконной его жены Ирадиады, отсекли голову Иоанну Крестителю (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).)

Помимо этого существуют четыре многодневных поста - великий, петров, успенский и рождественский.

Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (масленицы) и продолжается около семи недель, вплоть до празднования пасхи. Кстати масленица также древнеславянский языческий многодневный праздник проводов зимы, включённый православной церковью в число своих праздников - масляная неделя перед великим постом, в разные годы может выпадать на февраль либо на март.

Великий пост разделяется на две части: святую четыредесятницу и страстную седьмицу. Первая из них якобы установлена в память тех важнейших «событий», о которых идёт речь в ветхозаветных и новозаветных книгах. Это и 40-летие блуждание израильского народа по пустыне, и 40-дневный пост Моиисея перед получением заповедей от бога на горе Синае, и 40-дневный пост Иисуса Христа в пустыне.. Вторая часть великого поста, которая непосредственно предшествует пасхе, установлена церковью в память о страданиях Христа, именуемых верующими «страстями господними».

Петров пост начинается в первый понедельник после духова дня и оканчивается 29 июня, в день праздника святых Петра и Павла. Успенский пост выпадает на период с 1 по 15 августа. Рождественский пост длиться 40 дней - с 15 ноября по 25 декабря по старому стилю.

Как и многие другие христианские обычаи, посты пришли из седой древности как христианские, навязывает нам церковь. Однако, они возникли, прежде всего, в силу тех условий, в которых протекала жизнь наших далёких предков. Первобытные люди, жизнь которых во многом зависела от воли случая, нередко влачили полуголодное существование. Естественно, что в первую очередь, следовало обеспечить пищей тех, кто добывал продукты питания, охотников, уходивших на поиски диких животных. А оставшиеся дома женщины и дети должны были довольствоваться остатками пищи. В те суровые годы и возник обычай откладывать лучший кусок для тех, кто добывал пищу.

Впоследствии ограничения в пище принимали форму узаконенных запретов. Эти ограничения находили место во время инициаций - принятия подростков в полноправные члены племени. Вместе с жестокими физическими испытаниями, которыми подвергались юноши, посвящаемые обязаны были выдерживать многодневный пост. Пищевые запреты в древних культурах постепенно теряли первоначальное значение, получая религиозную окраску.

Заимствовав посты из древних культов, христианство придало им новое содержание. Они, по словам служителей церкви, являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпимости и смирении, угодных богу.

Однако, здесь уместно вспомнить дословно знаменитые рассуждения Михайло Ломоносова в своём послании государственному деятелю России при правлении Императрицы Елизаветы Петровны Ивану Ивановичу Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» от 1 ноября 1761 года, связанные с постами.

Он пишет: «…невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времён пожирают у нас масленица и св. неделя великое множество народа одним только переменным употреблением питья и пищи. Легко рассуждать можно, что готовясь к воздержанию великого поста, по всей России много людей так загавливаются, что и говеть время не остаётся. Мёртвые по кабакам, по улицам и по дорогам и частые похороны доказывают то ясно. Розговенье тому же подобно. Да и дивиться не для чего. Кроме невоздержания в заговенные дни питиём и пищею, стараются многие на весь великий пост удовольствоваться плотским смешением законно и беззаконно и так себя до чистого понедельника изнуряют, что здоровья своего никоею починить не могут, употребляя грубые постные пищи, которые и здоровому желудку тягостны. Сверх того вскоре следует начало весны, когда все скверности, накопленные от человека и от других животных, бывшие во всю зиму заключёнными от морозов, вдруг освобождаются и наполняют воздух, мешаются с водой и нам с мокротами и цинготными рыбами в желудок в лёгкое, в кровь, в нервы и во всё строение жизненных членов человеческого тела вливаются, рождают болезни в здоровых, умножают оные в больных и смерть ускоряет тех, кои бы ещё могли жить долее. После этого приближается светлое Христово воскресение, всеобщая христианская: тогда хотя почти беспрестанно читают и многократно повторяются страсти господни, однако мысли наши уже на св. неделе. Иной представляет себе приятные и скромные пищи, иной думает, поспеет ли ему к празднику платье, иной представляет, как будет веселиться с родственниками и друзьями, иной ожидает, прибудут ли запасы из деревни, иной готовит живописные яйца и несомненно чает случая поцеловаться с красавицами или помилее свидаться.

Наконец заутреню в полночь начали и обедню до свету отпели. Христос воскрес! Только в ушах и на языке, а в сердце, какое ему место, где житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворённой плотины, как из облака прорвавшие вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягчённые обьяданием и пьянством, там валяются обнажённые и блудом утомлённые недавние строгие постники. О истинное христианское пощение и праздненство! Не на таких ли бог негодует у пророка: «Праздников ваших ненавидит душа моя и кадило ваше мерзость есть передо мною!» Между тем бедный желудок, привыкнув чрез долгое время к пищам малопитательным, вдруг принуждён принимать тучные и сильные брашна в сжавшиеся и ослабевшие проходы и, не имея требуемого довольства жизненных соков, несварённые ядения по жилам посылает, они спираются, пересекается течение крови, и душа в отварённые тогда райские двери из тесноты тела прямо улетает. Для уверения о сём можно справиться по церковным запискам: около которого времени в целом году у попов больше мёду на кутью исходит? Неоспоримое есть дело, что неравное течение жизни и крутопеременное питание тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, так что вышеписанных строгих постников, причём усердных и ревностных праздниколюбцев, самоубийцами почесть можно. Правда, что ежели кто на масленице приуготовляется к посту житиём умеренным, в пост не изнуряет себя излишно и говеет больше духом, нежели брюхом, св. недели радуется о препровождении великого поста в истинных добродетелях, в труде обществу полезных и богу любезных, а не о том, что дожил до разрешения на вся, тот конечно меньше почувствует припадков от нездорового времени, а особливо когда трудами кровь приводит в движение и, словом, содержит себя хоть то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, без всяких скачков и пригорков ».

Вот и сбылись рассуждения - пожелания великого Ломоносова Михаила после прошедших долгих двух с половиной веков, правды ради, не для всех, и сейчас бездарно губящих своё здоровье, а главное, здоровье своих детей.

В настоящее время, модернизируя своё вероучение, церковь, говоря о постах, акцентирует внимание не на воздержание от пищи, а на «духовном воздержании». В конце концов, для неё в первую очередь представляет интерес: именно тот психологический настрой верующих, который связан с идеей воздержания. В дни постов увеличиваются проповеди о слабости и ничтожестве человека, о необходимости упования во всех своих делах на бога. Подавления человеком естественных стремлений и желаний, «добровольные испытания» рассматриваются как доказательство пренебрежения к «мирским интереса» во имя интересов духовных. Посты оказываются, таким образом, весьма эффективным средством религиозного влияния на людей.

Вышесказанное можно подтвердить повествованием того же Юрия Белановского о великом посте, размещённого в интернете некоторое время назад.

Он пишет: «Всем памятны слова, что практика - критерий истины. Я уверен, что многие интересующиеся православием люди задумывались о том, что Великий пост дает человеку реально? Каковы плоды? Эта тема со всей остротой впервые обозначилась на крупнейшем православном интернет-сайте некоторое время назад в Рождественский пост. До этого времени о посте в СМИ столь откровенно не говорили; как правило, свидетельствовали «как надо по традиции», умалчивая, как должно быть истинно по- христиански и не упоминая, «как есть на самом деле». На сайте опубликовали заметку священника, который, насколько я понял, честно признался, что не видит смысла в посте, не видит тех плодов от поста, что ожидал долгие годы, но при этом не дерзает нарушать церковную дисциплину и продолжает поститься. Замечу, что подобные свидетельства от православных мирян и дискуссии о смысле постов давно уже наполнили православную блогосферу. Вопреки ожиданиям, наиболее «либерально» к постам относятся православные христиане с большим, более десяти лет, опытом церковной жизни. Понятно, что это свидетельства достаточно разрозненные, по ним трудно делать обобщения, но нельзя и просто так отмахнуться от них.

Это очень важно. Оказывается, далеко не вся церковная дисциплина, предложенная в «церковных книгах», однозначно работает. Оказывается, сравнительно долгая искренняя христианская жизнь может и должна вносить коррективы в отношении воплощения некоторых дисциплинарных предписаний. Я думаю, что эпоха изложения «православных истин» вообще, вне контекста опыта христиан, вне контекста тех результатов, что можно наблюдать, заканчивается. Начинает пробиваться правдивое осмысление жизни, осмысление того наследия, что христиане имеют от своих предков.

Сказанное еще раз убеждает меня в том, что нет никакой необходимости подробно информировать и тем более призывать наших не церковных соотечественников к соблюдению поста, тем более, если даже среди христиан есть разный опыт его переживания и осмысления. Думаю, что гораздо важнее свидетельствовать о том к чему призывал Христос, о том ради чего Он умер и воскрес. А пост уже придет своим чередом как одно из средств духовной жизни, и в той форме, какую человек сможет вместить ».

Составил, прочитал, а осмыслив прочитанное, принял к сердцу

Борис Сухинин ,

Южно-Сахалинск

специально для «Дебри-ДВ»

Великий пост, который готовит христиан к достойной встрече главного праздника - Светлого Воскресения Христова, в 2019-м начинается 11 марта.

Великий пост, самый строгий и продолжительный, на сегодняшний день состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, и в общей сложности длится 48 дней.

Первая установлена в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и длится шесть недель, вторая — последним дням земной жизни и крестной смерти Спасителя.

История Великого поста

Великий пост установлен в апостольские времена и первоначально длился от 24-х до 40 часов. В этот период христиане отказывались от пищи полностью.

Шестидневный пост в некоторых поместных Церквах появляется в середине III века, как воспоминание о событиях последних дней земной жизни и крестной смерти Иисуса Христа.

Часть христиан, в те далекие времена, считала чрезмерным такой подвиг, и продолжала поститься около 40 часов.

Церковь Великий пост считала обязательным для всех христиан уже в IV -V веке. Христианин, не соблюдавший Великий пост, на некоторое время могли отлучить от Церкви — упоминание об этом можно найти в правилах Вселенских соборов и в текстах Святых отцов.

Продолжительность Великого поста с V века увеличивается до 40 дней - это подражание посту Иисуса Христа в пустыне, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение.

Крестили в древней Церкви на Пасху и оглашенные готовились 40 дней к этому событию, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост.

Какое-то время в древней Церкви спорили о том, что можно есть во время Великого поста. Некоторые считали, что употребление яиц, молочных продуктов и даже мяса птицы допустимо, но в итоге было решено, что ослабление поста может заключаться лишь в увеличении числа трапез и разнообразии растительной пищи в субботу и воскресенье.

Такие строгости были связаны с основной идеей поста - в те далекие времена христиане считали, что пища должна быть дешевой и быстрой в приготовлении, а освободившиеся деньги и время нужно использовать для дел милосердия и участия в богослужении. Разницу в стоимости между обычным и постным обедом предлагалось отдавать нищим.

Церковь вскоре поняла, что столь жесткие правила поста все христиане не могут понести, потому некий минимум поста установлен в церковных канонах, который должен соблюдаться всеми верующими. Согласно этим правилам, максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам, это пост, включающий горячую овощную пищу на масле и рыбу.

Раньше пост соблюдали очень строго, особенно на первой неделе и на Страстной - люди до девяти часов утра воздерживались даже от приема воды. Цари и вельможи тоже постились, употребляя в эти дни только грибы и овощи, как и простой народ.

На сегодняшний день, все вопросы, связанные с мерой пищевого поста православный христианин должен обговорить со своим духовником.

От поста освобождаются тяжело больные люди, военные, рабочие, занимающиеся тяжелым физическим трудом, путешественники, беременные женщины, кормящие матери, а также дети до семи лет. С семилетнего возраста ребенок может поститься по средам и пятницам. Достигнув 14-ти лет подросток волен выбрать поститься ему или нет.

Суть Великого поста

Суть поста — это самоограничение, а не просто отказ от мясной и молочной пищи, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни.

В первую очередь, суть поста в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.

Пост помогает многое переосмыслить духовно, дает возможность о многом подумать. В период Великого поста есть возможность прервав бесконечный, ежедневный бег, заглянуть в собственную душу и понять, насколько далеки мы от идеала, к которому нас призывает Бог.

Священнослужители поясняют, что пост без молитвы — это просто диета, так как в пост в первую очередь заботиться нужно об очищении души и помыслов, а для этого все семь недель Великого поста необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы.

В тоже время к ограничениям приучаться нужно постепенно — тем, кто впервые вступает в пост, следует помнить, что, если начнет резко поститься скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости. К тому же, он станет раздраженным и нетерпеливым.

Раздражаться в пост нельзя, как и совершать любые другие отрицательные поступки, которые разрушают мир между людьми. Духовное очищение, отказ от определенных продуктов, пагубных страстей, злых слов и дел, дурного настроения и раздражительности - главный смысл поста.

Пост призван сделать телесную природу, которая могла бы подчиняться движениям духа и исполнять его требования, крепкой и легкой.

Следовательно, цель Великого поста — добиться внутренних качественных изменений, следуя подвигу Иисуса Христа, который постился 40 дней в пустыне.

Священнослужители считают, что определить свою меру поста, сколько в сутки ему нужно еды и питья, каждый человек должен сам, постепенно уменьшая количество пищи до необходимого минимума для жизни.

Но главным правилом остается то, что отягчать себя пьянством и чревоугодием, не нужно. Важно помнить, что суть поста, прежде всего в ограничении удовольствия, а не в отказе от животной пищи.

Верующим, соблюдающим пост, принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях во время поста, категорически не рекомендуется.

Вступать в брак, на протяжении всего Великого поста нельзя, тем более венчаться. Праздновать другие торжества также следует после завершения поста. Воздержаться от вредных привычек желательно в период всего Великого поста, например, от курения и спиртных напитков.

Освобождаются от поста кормящие матери, беременные женщины, тяжело больные, военные, путешественники рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также дети до семи лет. При желании, они могут поститься, но не так строго, как написано в Уставе.

В Великий пост, самым легким послаблением считается разрешение на растительное масло, а более серьезным - на рыбу, которая по церковному уставу обычно разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Дальнейшее послабление идет на молочные продукты и яйца. Все эти вопросы нужно согласовать с лечащим врачом и духовником.

Пост — очень сильное средство, чтобы приготовиться к спасительным и великим делам — священнослужители напоминают, что все боголюбивые люди чувствовали, что, Святые всегда строго постились и советовали другим.

Материал подготовлен на основе открытых источников



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: