Пахомий нерехтский, преподобный. Полное житие преподобного Пахомия Нерехтского

ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Пахомий Нерехтский (+ 1384), преподобный.

Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Иаков, родился в семье священника во Владимире на Клязьме. Отец Иакова был священником в церкви святителя Николая, его имя Игнатий, мать называлась Анна. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест-венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре-пят-ст-вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила сына на путь иночества.

По достижении 21 года он принял постриг в Богородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания.

Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, приводит его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и просит посвятить Пахомия в диаконы. Святой Алек-сий охотно исполняет это. И в сане диакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре много лет, около десяти, а затем сделался настояте-лем Царе-Констан-тиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашел для нее более подходящего игу-мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко-то-рого давно знал он. Прибыв в 1362 году во Влади-мир, чтобы осмотреть воссоздан-ную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия ее начальником.

Несколько лет управлял преподобный обителью, устаивая в ней порядок жиз-ни, назидая братию сло-вом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от бра-тии оставляет преподобный Пахомий Царе-Константиновскую обитель и уда-ляется в Ко-стромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.

Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни - возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново, Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители.

Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии.

Преподобный скончался 21 марта 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого.

Св. мощи его, обретенные нетленными в 1657 , почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря. В 1675 г., преподобный Пахомий был канонизирован Русской Православной Церковью и причислен к лику святых .

Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 21 марта - в день преставления.

Тропарь Пахомию Нерехтскому, глас 4

Житейския молвы, преподобне, отвергся и, яко птица, обрет в пустыни безмолвие, и в ней водворився составил еси обитель Пресвятыя Троицы, в молитвах же и трудех прилежа Богови, процвел еси яко финикс, быв образ утешения духовнаго, преподобне отче Пахомие, моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1072.htm

http://www.saints.ru/p/Pahomii_Nerehtskii.html

Скорее всего в одной из дат опечатка: 1657 или 1675. Мощи обычно обретаются в год прославления.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ
    Пахомий Нерехтский (в миру Иаков) - преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в миру Иаков) — преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил …
  • ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (в миру Иаков) ? преподобный, сын владимирского священника Игнатия, постриженник Рождественского монастыря. Святитель Алексей, возобновив во Владимире Константиновский монастырь, поставил …
  • ПАХОМИЙ
    (Pachomios) [около 287, Сне (Эснех), Верхний Египет,- 14.5.347, Пабау (Фебоу), там же], основатель киновитства (общежительной формы монашества) . Сын …
  • ПАХОМИЙ
    ПАХ́ОМИЙ ЛОГОФЕТ (Пахомий Серб) (?- 1480-е гг.), рус. писатель-агиограф, монах. Выходец из Сербии. Жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя …
  • ПАХОМИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАХ́ОМИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 290-346), христ. святой, монах. Родом из Египта, подвизался в Фиваидской пустыне. Впервые основал монастырь на началах общежития …
  • ПАХОМИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ПАХОМИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Пахомий, (Пахомиевич, Пахомиевна и Пахомьевич, …
  • ПАХОМИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Кенский (ум. ок. 1515), преподобный, ученик преподобного Александра Ошевенского, основатель и первый игумен Пахомиевой Спасо-Преображенской Кенской пустыни (упразднена в 1764). …
  • ПАХОМИЙ РУССКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Русский, Афонский (+ 1730 ), преподобномученик. Память 7 мая в день кончины В …
  • ПАХОМИЙ КЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Кенский (+ ок. 1515), игумен, преподобный. Память в первую субботу после Крещения …
  • ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Великий (+ 348), преподобный, ученик преп. Паламона Фиваидского, наряду с Антонием Великим …
  • ПАХОМИЙ ВАЛААМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий Валаамский (+ 1578), послушник, преподобномученик. Память 20 февраля. Мученически пострадал 20 …
  • ПАХОМИЙ (ШПАКОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Шпаковский) (1672 - 1723), митрополит Воронежский и Елецкий. Родился в первых числах …
  • ПАХОМИЙ (ТУРКЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Туркевич) (1864 - 1937), игумен, преподобномученик. В миру Туркевич Павел Акимович. …
  • ПАХОМИЙ (СИМАНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Симанский) (+ 1789), епископ Устюжский и Тотемский. С 1753 г. - архимандрит Волоколамского …
  • ПАХОМИЙ (ГАЧИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пахомий (Гачич) (род. 1952), епископ Враньский. В миру Томислав Гачич, родился 17 октября 1952 …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий Логофет - известный агиограф, родом серб, инок Афонской горы. Появился в Москве около 1440 года; около 20 лет провел …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVII ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVII века. С 1638 по 1641 г. был игуменом Хутынского новгородского монастыря, потом архиепископом астраханским; умер в …
  • ПАХОМИЙ (ПИСАТЕЛЬ XVI ВЕКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Пахомий - писатель XVI века, монах. Известен как составитель повести о ярославских князьях Василии и Константине Всеволодовичах (XIII век) и …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пахомий Серб) (?-1480-е гг.) русский писатель-агиограф (жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского, основателя Хутынского монастыря); виртуоз орнаментального стиля "плетения …
  • ПАХОМИЙ ЛОГОФЕТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Логофет, Пахомий Серб (гг. рождения и смерти неизвестны), учёный монах, писатель-агиограф 15 в. Серб по происхождению. Прибыл с Афона на …
  • ФЕОДОР ОСВЯЩЕННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор Освященный (ок. 316 - 368), преподобный. Ученик преподобного Пахомия Великого. Назван «освященным» …
  • СОБОР КОСТРОМСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Костромских святых Память 23 января. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на …
  • СЕРАФИМ САРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим Саровский (1754 - 1833), преподобный, великий подвижник Русской Церкви. Память 2 января …
  • КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Костромская и Галичская епархия Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 156000, г. Кострома, ул. …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Пахомий Нерехтский (в миру Иаков Игнатьев ; начало XIV века , Владимир - 23 марта , близ Нерехты) - игумен Русской православной церкви , первый игумен возобновлённого Константиновского монастыря (ныне закрытый монастырь в черте города Владимир), основатель мужского монастыря на Нерехте . Канонизирован в лике преподобных .

Биография

Родился во Владимире в семье священника. Семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест­венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

После кончины своего отца, будучи 12-летним отроком, Иаков по благословению матери ушёл в Богородице-Рождественский монастырь близ Владимира, а в 21 год принял монашеский постриг с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого .

Через несколько лет инок Пахомий был рукоположен во диаконы епископом Владимирским Алексием (Бяконтом) , будущим митрополитом Киевским.

В 1352 году он был рукоположён в сан иеромонаха , а в 1365 году, по возобновлении Константиновского монастыря, назначен был первым его игуменом .

Устраивая обитель, преподобный Пахомий сгорал желанием уединения и вскоре удалился в пустынное место близ Нерехты , где построил Троицкий храм и в глубокой старости скончался 23-го марта 1384 года.

Мощи

Песнопения

  • Тропарь , глас 4:
Житейския молвы, преподобне,/ отвергся и, яко птица, обрет в пустыни безмолвие,/ и в ней водворився составил еси обитель Пресвятыя Троицы,/ в молитвах же и трудех прилежа Богови,/ процвел еси яко финикс,/ быв образ утешения духовнаго,/ преподобне отче Пахомие,/ моли Пресвятую Троицу спастися душам нашим .
  • Кондак , глас 4:
В пустыни безмолвствуя,/ единствующу тя, Богоносе, взыскующу ти Господа,/ Богу же тебе не оставльшу единому быти в пустыни,/ и Того повелением снидошася к тебе неколико братии,/ с нимиже ти молящуся Господеви,/ Троице пречестен храм воздвиже,/ в немже предстояще, преподобне Пахомие,/ молися о спасении душ наших .

Напишите отзыв о статье "Пахомий Нерехтский"

Примечания

Литература

  • Жития русских святых. Изд-во «Сибирская благозвонница», Москва, Том 1, 2008, стр. 100-105. ISBN 978-5-91362-096-5 .

Ссылки

  • Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Открытая православная энциклопедия «Древо»

Отрывок, характеризующий Пахомий Нерехтский

Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились.
– Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.)
– Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство.
– Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской.
– Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу.
– А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу.

Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января), является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба. приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.

Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще 7-ми монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды, в отсутствие преподобного, повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка; и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.

Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней. Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: "Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни".Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор (память 17 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.

Память его празднуется 15 мая в день тезоименитства с прп. Пахомием Великим († 348), 5 мая в день обретения мощей, 23 (21?) марта в день преставления и 23 января вместе с Собором Костромских святых.

В начале XIV в. у священника Свято-Николаевской церкви города Владимира Игнатия и жены его Анны родился сын Иаков. Благочестивое настроение царило в семье. Рано отрок привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. Особенно любил он монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи св. благоверного вел. князя Александра Невского. После кончины отца своего Иаков поступил туда и принял постриг с наречением ему имени Пахомий. Ему тогда был 21 год. Мать ему не препятствовала. Новоначального инока поручили строгому старцу, который прежде всего научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Подчинялся он ему беспрекословно. Когда же митрополит Алексий восстановил в окрестностях Владимира древний Царе-Константинов монастырь, он избрал настоятелем его Пахомия (1362). Но затем Пахомий удалился на безмолвие в Костромскую область близ Нерехты и в 2 верстах от этого селения, на урочище Сыпаново, отличавшемся своей красотой, основал другой монастырь. Жители Нерехты приняли его с радостью. Монастыря в этом краю не было. Все пошли крестным ходом в Сыпаново, дружно принялись за работу, и монастырь скоро был закончен. Многие выразили желание туда поступить. Монастырь был общежительным, и главным занятием иноков после молитвы должно было быть земледелие кормиться они должны были своими трудами. Но, помня, что монастырь сооружен был руками мирян, преподобный соорудил для них за стенами его гостиницу, где он принимал их, упокоевал и беседовал с ними.

Раз во время водосвятия 1 августа преподобный исцелил помешанного от запоя, осенив его крестом; больному показалось, что от креста исходит пламя, и он с криком бросился в воду и пробыл там все время водосвятия, молясь со слезами. Разум вернулся к нему. После водосвятия преподобный позвал его, благословил и дал ему просфору.

Скончался прп. Пахомий 21 марта 1384 г. со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой!" Несметная толпа народа собралась на его погребение. Святые мощи его. обретенные нетленными в 1675 г., почивали в открытой раке в церкви его упраздненного монастыря, ставшей приходской церковью села Сыпанова.

В 1840 г. заболел иконописец Соколов, работавший над реставрацией Сыпановской церкви. Он понял, что Бог наказывает его за небрежное отношение к работе. Ночью во сне явился ему прп. Пахомий и сказал: "Встань и больше так не делай!" Соколов проснулся исцеленным. По этому видению он написал икону преподобного со свитком в руке, на котором были написаны его слова: "Братие, терпите всякую скорбь и тесноту на месте сем, да обрящете милость Божию!" Икону эту принесли в Нерехту во время холеры 1846 г., и из 300 больных 291 выздоровел. В 1853 г. эпидемия повторилась; один старик, бывший без памяти, вдруг открыл глаза и спросил: "Идет угодник Божий?" В это время святую икону вносили в деревню. Он встал здоровым и сам носил святую икону в крестном ходе из дома в дом. На этот раз умерли лишь врач и его жена, неверующие и смеявшиеся над почитанием святых икон. После молебна прп. Пахомию в 1842 г. прекратился пожар и в 1853 г. - падеж скота. В 1892 г. прп. Пахомий явился крестьянке Елизавете Феодосеевой, больной почками, и велел ей идти в Сыпаново на богомолье. Ей сразу же стало легче, а окончательное исцеление она получила у мощей прп. Пахомия.


Память его празднуется 15 мая в день тезоименитства с прп. Пахомием Великим († 348), 5 мая в день обретения мощей, 23 (21?) марта в день преставления и 23 января вместе с Собором Костромских святых.

В начале XIV в. у священника Свято-Николаевской церкви города Владимира Игнатия и жены его Анны родился сын Иаков. Благочестивое настроение царило в семье. Рано отрок привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. Особенно любил он монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивали мощи св. благоверного вел. князя Александра Невского. После кончины отца своего Иаков поступил туда и принял постриг с наречением ему имени Пахомий. Ему тогда был 21 год. Мать ему не препятствовала. Новоначального инока поручили строгому старцу, который прежде всего научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Подчинялся он ему беспрекословно. Когда же митрополит Алексий восстановил в окрестностях Владимира древний Царе-Константинов монастырь, он избрал настоятелем его Пахомия (1362). Но затем Пахомий удалился на безмолвие в Костромскую область близ Нерехты и в 2 верстах от этого селения, на урочище Сыпаново, отличавшемся своей красотой, основал другой монастырь. Жители Нерехты приняли его с радостью. Монастыря в этом краю не было. Все пошли крестным ходом в Сыпаново, дружно принялись за работу, и монастырь скоро был закончен. Многие выразили желание туда поступить. Монастырь был общежительным, и главным занятием иноков после молитвы должно было быть земледелие кормиться они должны были своими трудами. Но, помня, что монастырь сооружен был руками мирян, преподобный соорудил для них за стенами его гостиницу, где он принимал их, упокоевал и беседовал с ними.

Раз во время водосвятия 1 августа преподобный исцелил помешанного от запоя, осенив его крестом; больному показалось, что от креста исходит пламя, и он с криком бросился в воду и пробыл там все время водосвятия, молясь со слезами. Разум вернулся к нему. После водосвятия преподобный позвал его, благословил и дал ему просфору.

Скончался прп. Пахомий 21 марта 1384 г. со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой!" Несметная толпа народа собралась на его погребение. Святые мощи его. обретенные нетленными в 1675 г., почивали в открытой раке в церкви его упраздненного монастыря, ставшей приходской церковью села Сыпанова.

В 1840 г. заболел иконописец Соколов, работавший над реставрацией Сыпановской церкви. Он понял, что Бог наказывает его за небрежное отношение к работе. Ночью во сне явился ему прп. Пахомий и сказал: "Встань и больше так не делай!" Соколов проснулся исцеленным. По этому видению он написал икону преподобного со свитком в руке, на котором были написаны его слова: "Братие, терпите всякую скорбь и тесноту на месте сем, да обрящете милость Божию!" Икону эту принесли в Нерехту во время холеры 1846 г., и из 300 больных 291 выздоровел. В 1853 г. эпидемия повторилась; один старик, бывший без памяти, вдруг открыл глаза и спросил: "Идет угодник Божий?" В это время святую икону вносили в деревню. Он встал здоровым и сам носил святую икону в крестном ходе из дома в дом. На этот раз умерли лишь врач и его жена, неверующие и смеявшиеся над почитанием святых икон. После молебна прп. Пахомию в 1842 г. прекратился пожар и в 1853 г. - падеж скота. В 1892 г. прп. Пахомий явился крестьянке Елизавете Феодосеевой, больной почками, и велел ей идти в Сыпаново на богомолье. Ей сразу же стало легче, а окончательное исцеление она получила у мощей прп. Пахомия.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: