Патриарший дворец в кремле. В наше время Патриарших палатах размещается музей

СОБОР «ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ» И ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ

С северной стороны Успенского собора расположено древнее здание Патриаршего дворца. Оно включает в себя две домовые церкви - «Двенадцать апостолов» и «Апостола Филиппа», Крестовую, или Мироварную, палату, личные покои патриарха и монашеские кельи.

Первый двор главы русской церкви в Кремле был основан в XIV в. и находился у Боровицких ворот. В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как укрепляла ее экономические, политические и идеологические позиции. В связи с этим митрополит Петр решил переехать из Владимира, где тогда жили митрополиты, в Москву. Этим актом подчеркивалась главенствующая роль Москвы в делах русской православной церкви. Несколько позднее митрополичий двор от Боровицких ворот был перенесен на северо-западную сторону Успенского собора и стал постепенно обстраиваться. В 1450 г. при митрополите Ионе на дворе была заложена «палата каменная» и при ней церковь Ризположения.

В 1473 г. двор со всеми служебными и хозяйственными постройками сгорел, но вскоре был восстановлен.

В период польско-шляхетской интервенции в начале XVII в. митрополичий, а затем патриарший двор, не уступавший в роскоши царскому дворцу, был разграблен, а в 1626 г. окончательно опустошен пожаром. Спустя несколько лет патриарший двор снова стал обстраиваться. При патриархе Никоне в 1656 г. было построено новое, сохранившееся до нас здание Патриаршего дворца с церковью «Двенадцать апостолов», занявшее часть двора Бориса Годунова. Строителями его были кремлевские мастера Давыд Охлебинин, Антип Константинов и А, Макеев.

Четырехэтажное здание дворца и собор выдержаны в стиле московской архитектуры того времени. В декоративной обработке фасадов имеются элементы владимиро-суздальского зодчества.

Среди множества помещений Патриаршего дворца выделяется Крестовая палата, получившая позднее название Мироварной. Это огромный зал площадью 280 кв. м, перекрытый одним сомкнутым сводом.

Павел Алеппский, посетивший палату в XVII в., писал: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине».

Приемный зал патриарха имел такое же важное значение, как Грановитая палата в царском дворце. В Крестовой палате патриархи принимали царей и иноземных послов. Здесь же проходили заседания церковных соборов и устраивались торжественные обеды.

С 1763 г. в палате варили миро. С этой целью здесь была устроена специальная печь, сохранившаяся до наших дней.

Собор «Двенадцать апостолов», сооруженный на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, первоначально назывался церковью Апостола Филиппа. После пожара 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название. В этом соборе патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.

Парадный въезд на патриарший двор находился со стороны Соборной площади и осуществлялся через две сквозные арки, расположенные под храмом.

С северной стороны к собору примыкает живописная открытая галерея на столбах, соединяющая храм с жилыми патриаршими покоями.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Патриаршем дворце и соборе «Двенадцать апостолов» была проведена значительная работа по исследованию и восстановлению древних архитектурных форм. Реставрационные работы, начатые в 1918 г., с перерывами продолжаются и по сей день. В 1920 г. была открыта вторая, неизвестная до того времени, проездная арка под собором, а в 1922 г. освобождена от поздних застроек галерея с северной стороны.

В 1955-1957 гг. в Патриаршем дворце были проведены работы по реставрации помещений второго этажа; в ряде комнат, в том числе и Мироварной палате, восстановлена настенная роспись, выполненная в духе стенописи Ярославских палат XVII в. В настоящее время одновременно с некоторыми строительными работами у дворца проводятся археологические исследования культурного слоя.

В настоящее время в Патриарших палатах и в соборе «Двенадцать апостолов» открыт Музей прикладного искусства и быта XVII в. В нем собраны самые разнообразные предметы- посуда, оружие, ткани, шитье, книги, украшения и др., созданные трудом русских и иностранных мастеров, вложивших в свои изделия народный гений и богатую творческую фантазию.

В соборе «Двенадцать апостолов» по сохранившимся древним изразцам восстановлен изразцовый пол, реставрированы настенная живопись, относящаяся к XIX в., и иконостас. Последний представляет собой образец художественной резьбы по дереву второй половины XVII в. Он выполнен русскими мастерами в стиле русского барокко. Этот иконостас перенесен в собор «Двенадцать апостолов» в начале XX в. из церкви кремлевского Вознесенского монастыря.

В наши дни Патриарший дворец представляет большой интерес как образец древнерусской национальной архитектуры и быта и строительной техники XVII в.

Миро - благовонное вещество, приготовлявшееся из масел, вина, воды и ароматических растений. Применялось в христианских церковных обрядах.

Сегодня прямой путь от Троицких ворот на Соборную площадь проходит через арку старинных патриарших ворот под церковью Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Развернутая в этом здании музейная экспозиция дает возможность представить домашний быт состоятельных москвичей XVII века. Некоторые выставленные предметы принадлежали видным русским историческим деятелям.

Церковь Двенадцати апостолов при Патриаршем дворце. Над проездными воротами раньше находился написанный на стене образ «Спас Нерукотворный»

История

С XIV века на месте Патриаршего дворца находился двор первого митрополита всея Руси Петра. В 1448 году его сменили каменные митрополичьи палаты святителя Иовы, возглавившего Русскую Церковь после того, как она стала независимой от константинопольских патриархов.
После учреждения в России патриаршества в 1589 году при царе Федоре Ивановиче палаты стали называться патриаршими.

Нынешний Патриарший дворец построен в 1655 году при патриархе Никоне на месте старого - более скромных размеров (палаты предшественников казались Никону не соответствующими его высокому положению в государстве). Великолепные каменные палаты поднялись выше всех боярских домов, находившихся в Кремле. По роскоши и размерам Патриарший дворец не уступал даже царскому Теремному дворцу. Особым великолепием отличалась Крестовая палата патриарших чертогов. Однако пожить здесь Никону довелось всего лишь два года. В 1658 году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем он демонстративно покинул патриаршую кафедру и уехал из Москвы.

За годы могущества Никона патриарший двор в Кремле достиг своего максимального расцвета. Здесь были десятки построек, включая хлебопекарни, пивоварни, винокурни, иконописные мастерские, палаты «для приезжих иноземцев», «новокрещеных» и нищих, а также плодовые сады.

Митра первого русского патриарха св. Иова. Такие же митры были ранее у митрополитов всея Руси

Через полвека, в 1721 году, уже после кончины в 1700 году патриарха Адриана, Петр I упразднил патриаршество. Теперь уже бывший Патриарший дворец вместе с двором перешел в ведение Святейшего Синода, организованного для управления Русской Церковью. Здесь расположилась Московская Синодальная контора. Постепенно дворец утрачивал свое былое великолепие.

В 1763 году главную Крестовую палату дворца приспособили для варения благовонного миро - особого церковного масла - и стали называть Мироваренной.

В 1950-х годах реставраторы забелили позднюю роспись в храме Двенадцати апостолов, придав церкви вид, существовавший в XVII веке, и оставили лишь фрагменты живописи XVII века в центральном куполе. Пол выложили муравлеными плитками, специально изготовленными по образцу плиток 1681 года, найденных в алтаре. В Мироваренной палате своды расписали растительным орнаментом.

Сейчас весь второй этаж, включая Мироваренную палату, занимает Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Дворцовые помещения

На первом этаже когда-то располагались хозяйственные службы и патриаршие приказы - управленческие учреждения. Сейчас в большой палате первого этажа, куда попадают через вход северного фасада, устраиваются выставки.

На втором этаже, после подъема по узкой крутой лестнице, попадаем в сени. Из них - в Крестовую палату или в противоположную сторону - в церковь Двенадцати апостолов.

Крестовая (Мироваренная) палата

Парадная Крестовая палата была устроена Никоном по образцу Грановитой палаты царя Алексея Михайловича. Однако, в отличие от последней, она перекрыта единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом (площадь - около 280 кв. м). У восточной стены был устроен иконостас, а возле него стоял большой крест (отсюда название палаты и именно так традиционно устраивали крестовые палаты в монастырях).
Пол был покрыт цветными изразцами, в проемы окон была вставлена тонкая слюда (так называемое русское стекло), а оконные решетки украшали цветки, изготовленные из ярких атласных тканей. В Грановитой палате проходили заседания Земского Собора, в Крестовой - Церковных, или Освященных, Соборов. В Грановитой палате устраивались торжественные приемы и застолья от имени царя, здесь - от имени патриарха. В обычные дни Крестовая палата была главной приемной.

В Крестовую палату Алексей Михайлович приходил в день своего тезоименитства (именин) с именинным пирогом и угощал Никона. Здесь же опальный русский патриарх в 1666/67 году впервые предстал перед церковным судом Вселенских патриархов (суд длился почти полгода, низвержение Никона из сана было совершено позже в Чудовом монастыре). Когда Никон прибыл на суд и увидел, что его патриаршее место занято, он отказался от другого и несколько часов участвовал в процессе стоя.

Экспозиция Крестовой палаты сейчас весьма разнообразна: оклады икон, богослужебная утварь, серебряная посуда, часы и прочее. Среди экспонатов, например, серебряный с позолотой ковш царя Михаила Федоровича или сковорода довольно внушительного вида, на которой, как говорят, на масленицу подавали блины. Здесь же можно увидеть коллекцию русских и иностранных часов XVI -XVII веков, включая принадлежавшие царям Ивану Грозному и Алексею Михайловичу, патриархам Филарету и Никону.

В одной из витрин находится белый клобук патриарха Никона. Жемчугом на нем вышиты Иисус Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей (деисус), вселенские и московские святители. Воскрылия клобука, закрывая уши, символизируют глухоту монаха к соблазнам мира. В этом клобуке, сделанном по образцу греческого, Никон проводил Церковный Собор в 1654 году, который одобрил церковную реформу, вызвавшую сопротивление старообрядцев.

Рядом - посохи Никона, украшенные цветной эмалью и драгоценными камнями, с рукоятями в форме змей, символизирующих мудрость.

Одно из парадных облачений патриарха Никона - саккос из итальянского петельчатого аксамита (шелковой ткани с рельефной золотой вышивкой)

Никону принадлежал и великолепный саккос из парчи, вышитый золотыми нитями. Ткань такой выработки называлась петельчатым аксамитом и стоила очень дорого. Рельефный узор на ней создавался петлями разной высоты. Саккос (от древнееврейского «сакк» - рубище) символизирует одежду Христа, разрезы на его боках - рану от копья на ребрах Христа, а бубенчики - благовестие Божьего слова.

Чин мироварения

В центре Крестовой (Мироваренной) палаты, у правой стены, стоит печь для приготовления святого мира, установленная в XVIII веке. Возле нее - массивная серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II. Золоченая резная сень над печью с изображениями святых и вытяжкой была установлена в XIX веке. Мироварение совершали в нескольких серебряных котлах (общим весом около 320 кг), также пожертвованных Екатериной II. Их ставили внутрь печи под крышки.


Вид Крестовой (Мироваренной) палаты. На переднем плане - серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II

Миро для всех храмов Русской Православной Церкви готовили в Крестовой палате раз в три года.
В синодальный период (XVIII - начало XX века) для Украины и западных епархий миро варили в Киево-Печерской лавре.
В состав мира входят елей (оливковое масло), белое виноградное вино, благовонные экстракты из коры тропических деревьев, ароматические масла и бальзамы, лепестки розы, богородичная трава и другие ароматы - всего до 50 составляющих.

В среду Крестопоклонной недели, после службы Животворящему Кресту, начиналось освящение составных частей мира, а завершалось мироварение на Страстной неделе. С Великого понедельника до Великой среды миро варили в серебряных котлах при непрерывном чтении Евангелия. Затем в него добавляли ароматы и разливали в 12 серебряных сосудов-кунганов, по числу 12-ти апостолов, принесших учение Христа миру. Освящение святого мира происходило в Великий четверг в Успенском соборе. Во время чина освящения из небольшого древнего сосуда - алавастра (устроенного по типу того, из которого Мария Магдалина помазала миром голову и ноги Спасителя) - несколько капель ранее освященного мира вливалось в каждый из 12 сосудов. Взятое из алавастра количество восполняли вновь сваренным и освященным миром. Это символизировало непрерывность таинств в Православной Церкви.

Освященное миро торжественно переносили из Успенского собора обратно в Патриарший дворец и хранили в алтаре церкви Двенадцати апостолов в серебряных сосудах. Отсюда оно раздавалось через архиереев по всем православным храмам России и использовалось по мере надобности.

Этим священным миром помазывались на царство российские государи при соответствующем обряде. Его также употребляли при освящении церквей. Сейчас миро варится примерно тем же способом раз в три-четыре года в Малом соборе Донского монастыря. Освящает миро Патриарх Московский и всея Руси.

Церковь Двенадцати апостолов

Возвращаясь из Крестовой палаты в сени и проходя дальше, попадаем в трапезную домовой патриаршей церкви. Церковь Двенадцати апостолов - далеко не первый храм, построенный на митрополичьем, а затем патриаршем дворе. И XVI веке в комплекс двора входил построенный в 1566 году храм Соловецких чудотворцев с приделом св. апостола Филиппа. Св. Иов, первый русский патриарх, выстроил на своем дворе еще один храм - церковь Московских святителей - св. Петра, Алексия и Ионы. Церковь Соловецких чудотворцев была разобрана в середине XVII века, при реконструкции патриаршего двора, которую проводил патриарх Никон. Никон выстроил величественную 5-главую церковь Двенадцати апостолов по образцу Успенского собора (правда, две главы декоративные, не связанные с внутренним устройством храма). Никон, однако не успел завершить отделку храма, и он долгое время стоял неосвященным. Сохранились сведения о том, что патриарх Никон хотел посвятить свой домовой храм Святой Троице. Завершил оформление церкви в 1680 году патриарх Иоаким. Он и освятил храм во имя Двенадцати апостолов.

Икона «Распятие с апостольскими страстями* перенесена из Успенского собора. Федор Никитин Рожнов. 1699 год

Петр I чтил этот храм за то, что в его стенах нашел убежище во время первого стрелецкого бунта. Святые апостолы были небесными покровителями многих начинаний Петра - от Санкт-Петербурга, заложенного в честь св. апостола Петра, до первого российского ордена св. апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм в честь всех апостолов.

В трапезной сейчас развернута экспозиция лицевого и орнаментального шитья XVII века, а также некоторых предметов церковного обихода. Среди последних - дискосы (блюда для освященного хлеба), потиры (чаши для вина причастия), опахала-рипиды с изображениями шестикрылых херувимов (символизируют присутствие небесных сил при освящении святых даров) и другое.

Лицевое шитье требовало участия мастеров знаменщиков, создававших рисунок шитья, и «травщиков» - художников по орнаменту. Кроме того, в этом шитье использовались дорогие заморские золотные (из золоченого серебра) нити и шелк, поэтому оно выполнялось в светлицах - мастерских для шитья - богатых семей, в том числе княжеских и боярских. Сами боярыни и даже царицы были большими мастерицами по вышивке.

В орнаментальном шитье часто использовались материалы попроще - холсты и льняные нити, поэтому им занимались во многих русских домах.


В 1929 году прежний иконостас церкви Двенадцати апостолов заменили другим - из соборного храма снесенного Вознесенского монастыря (работы 1721 года)

Позолоченный иконостас с искусной резьбой в виде виноградной лозы, который можно увидеть в церкви Двенадцати апостолов сегодня, перенесен сюда в 1929 году из разрушенного Вознесенского собора одноименного монастыря в Кремле. Поэтому на месте храмовой иконы Двенадцати апостолов находится образ Вознесения Христова (начало XVIII века). Слева от Царских врат примечательно изображение Богоматери Федоровской, почитаемой иконы царского дома Романовых. Оригиналом этой иконы инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила - первого русского царя из рода Романовых. В верхнем ряду изображены сцены Страстей Христовых, образцом для которых послужили иллюстрации Библии голландского издания XVII века.

На стенах церкви - более 20 икон XVII века, которые также исторически с храмом не связаны. Это работы Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других придворных иконописцев, собранные вместе из разных храмов.

(богослужение в храме в настоящее время совершается раз в году - в день престольного праздника - 13 июля)

Жилой интерьер XVII века

В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, сейчас воссоздан интерьер жилых покоев богатого московского дома XVII века и представлены различные предметы убранства и быта. В те времена обстановку составляли столы, стоявшие вдоль стен лавки, сундуки, в которых хранились драгоценности, домашняя утварь, одежда, книги, документы.
С середины века появляется мебель из западной Европы - стулья, кресла, шкафы. Впоследствии такую мебель начали делать и русские мастера. Нарядность комнатам придавали обитые цветным сукном стены, двери, проемы окон и украшенная цветными изразцами печь. В XVII веке помимо икон в комнатах стали развешивать и портреты. В первой комнате выставлен портрет царского стольника и посла П.И. Потемкина, а в другой - конный портрет царя Алексея Михайловича.

Патриаршие покои

На третьем этаже дворца находились личные покои патриархов, которые отапливались теплом, поднимавшимся по воздуховоду от печей с первого этажа. Здесь хранились многие священные реликвии. Сейчас свободного доступа в эти комнаты нет.

Из личных покоев небольшой переход ведет в бывшую домовую церковь патриархов - храм святого апостола Филиппа.

Церковь св. апостола Филиппа

Освященный патриархом Никоном в 1656 году во имя св. апостола Филиппа домовый храм находится над трапезной церкви Двенадцати апостолов, на третьем этаже Патриаршего дворца, и доступ в него также закрыт.

Апостол был небесным покровителем почитаемого Никоном Московского митрополита св. Филиппа. Московский святитель бесстрашно обличал беззакония Ивана Грозного во время опричнины и был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Там он отказался благословить военный поход государя на Новгород и Псков и был задушен царским посланцем Малютой Скуратовым. После того как было решено прославить митрополита Филиппа в лике святых, Никон, еще будучи митрополитом Новгородским, сам отправился за его мощами в Соловецкий монастырь. В апреле 1652 года, когда торжественная процессия приближалась к Москве, скончался патриарх Иосиф. Вскоре Никон был избран патриархом и стал еще больше почитать святителя Филиппа.

В алтаре на престоле когда-то стоял драгоценный сосуд с миром - алавастр конца XVI - начала XVII века, который сейчас можно рассмотреть в одной из витрин в Крестовой палате. Здесь же находились сосуды с готовым миром и котлы для мироварения. Рядом в алтаре, в старинном шкафу, хранились части святых мощей. От них по мере надобности отделяли малые частицы и зашивали в антиминсы (антиминс - это четырехугольный плат, на котором служат литургию). Затем их рассылали во все концы России для строящихся храмов.

Патриаршая библиотека

Библиотека русских патриархов включала множество византийских и древнеславянских рукописей, письменные акты, личные письма патриархов и царей за период с X по XVIII век.


В течение столетий собирали Всероссийские митрополиты и патриархи книги и рукописи. Византийская царевна Софья, супруга Ивана III, пополнила библиотеку греческими манускриптами. С тех пор великие князья и цари делали вклады в патриаршую библиотеку книгами и рукописями. Ученый греческий монах с Афона св. Максим Грек, приехав в Москву в 1518 году, увидел это собрание и заявил, что не встречал подобного ни в одной стране Запада.

Патриарх Никон еще больше способствовал умножению книжного собрания. Он убедил царя Алексея Михайловича профинансировать закупку полутысячи древних рукописей из греческих монастырей. Из русских обителей в Москву также присылали древние славянские книги и рукописи, которые Никон оплачивал из собственных «келейных» средств. Интересно, что до революции 1917 года желающие могли пользоваться уникальными книгами и рукописями библиотеки. После революции собрание книг перешло в государственные библиотечные фонды.

Как жили в Кремле русские патриархи

Распорядок дня патриархов был типичен для русских людей того времени. Вставали еще до рассвета и шли в церковь к заутрене. После службы, примерно в шесть часов утра, у патриарха уже начинался трудовой день. Завтрака как такового не существовало, поскольку священнослужитель, вкусив пищу, как известно, не может совершать литургию. А служили патриархи почти ежедневно. Часов до 10 принимали посетителей, самых разных, без различия состояний и званий. Как свидетельствуют приемные книги, на приемах у патриарха были митрополиты, архимандриты, священники, титулованные придворные, казачьи атаманы, есаулы и простые казаки.

Панагия св. патриарха Иова, подаренная ему в день поставления на патриаршество царем Федором Ивановичем и царицей Ириной Годуновой. Она представляет собой византийскую камею с изображением Распятия на двухслойном агате (XII век) в золотом окладе работы XVI века

Сначала шли челобитчики с просьбами об определении на то или иное место. Патриарх тут же, в Крестовой палате, устраивал им экзамен и в благоприятном случае писал на ходатайстве «достоинъ». Были и такие, кого сам патриарх здесь же лишал звания или сана за какие-либо проступки.

Другие посетители просили благословения на брак. Среди них были и царь Алексей Михайлович «с новоизбранной девицей Натальей Кирилловной», и «дьячок Рождественского собора Игнатий Васильев».

Патриарх также давал благословение на государственную службу, строительство, новоселье и многих одаривал образами. Очень часто патриарху подносили так называемые именинные пироги. Пекли их в день именин и шли на прием в Патриарший дворец. Именинники обычно получали в благословение икону.

В 10 часов патриарх совершал литургию - в домовой церкви или в каком-то из городских храмов, куда его приглашали. По праздникам - в Успенском соборе.

В полдень наступало время обеда. Кушанья к столу патриарха подавались в основном рыбные, грибные, из теста и молочные на десерт. В скоромные дни было около 30 перемен блюд, в постные - около 10. Из напитков употребляли белое рейнское вино, романею - сладкое мускатное вино, ячменное пиво с хмелем и мятой и фруктово-медовые напитки разных сортов домашнего приготовления.

Если обед был праздничный, столы для почетных гостей накрывали в Крестовой палате. При Никоне рядом ставили стол для нищих и бездомных людей, которых патриарх сам же и угощал во время застолья. Перед трапезой читали молитвы и сперва вкушали частицу от большой Богородичной просфоры, стоявшей в центре стола на серебряно-вызолоченном блюде. Затем потчевали вином почетных гостей, и сам патриарх выпивал за них три кубка. Далее «от щедрот» патриарха раздавали хлебы каждому из сидящих за столом, и при этом стольники представляли их, выкрикивая титул или сан и епархию. После этого принимались за еду. Сначала подавали черную и красную икру. Затем рыбные кушанья разных сортов и видов. Блюда ставили по очереди, а не одновременно, по образцу царских обедов. Каждый раз стольники подавали новый напиток в кубке другой формы. Существовал обычай одаривать гостей теми блюдами, которые им особенно понравились. Блюда тут же отсылали со слугами к своим домашним как патриаршее благословение.

Этот портрет патриарха Никона со своим клиром прежде находился в патриарших покоях. В руках одного из клириков - очки, которые только появились на Руси

В меню, как правило, была уха пяти-шести видов с пирогами, все виды осетровых рыб горячего и холодного копчения, тельное - рыбная мякоть, запеченная в виде гусей и барашков, со всякими приправами и особым «ягнячьим» вкусом, а также пышки, сырники, оладьи и прочее. Выпив за здравие патриарха, кубок опрокидывали себе на голову, показывая, что в нем ни капли не осталось. Далее непременно пили за царя, царицу, их сына, дочь.

Братина - дар патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (1653). Братина - чаша, из которой на пиру пили по очереди по-братски. При этом обычно пели тропарь Богородице, отсюда ее второе название - Тропарная, или Богородичная

В течение всего обеда посередине палаты стоял служитель за аналоем и громким голосом читал житие святого, чья память праздновалась в этот день. Время от времени его сменяли певчие, вместе с которыми иногда пели сам патриарх и гости. По окончании трапезы посреди стола опять воздвигалась Богородичная просфора. Все вставали, совершали моление и по монастырскому обычаю собирали в скатерть хлеб с крошками со стола. Если патриарх обедал без гостей, то потом отдыхал до вечерни, то есть часов до четырех-пяти. Послеобеденный сон был также общим обычаем на Руси. Время после вечерней службы у предстоятеля Русской Церкви занимали домашние, так называемые келейные, дела: рассмотрение челобитных, чтение духовных книг или литературные занятия. Ко сну отходили обычно до полуночи, но по ночам по обычаю иногда вставали и совершали моление.

Со второй половины XVII в. Москву украшает удивительный памятник архитектуры – Патриаршие палаты. Расположены они прямо в сердце столицы – на территории Кремля, в нескольких шагах от знаменитой Царь-пушки.

Палаты объединены с собором Двенадцати апостолов. Сегодня к этим памятникам русского зодчества не зарастает народная тропа, причем среди любопытствующих немало как иностранных туристов, так и граждан России.

Немного истории

Архитектурный ансамбль, которым любуемся мы, люди XXI столетия, начал складываться примерно в XIV в. на основе построек митрополичьего двора. В 1450 г. здесь возвели первую белокаменную палату, искусно украшенную и изузоренную, а потом рядом стали расти другие роскошные хоромы и кирпичные хозяйственные постройки.

1589 год стал судьбоносным для двора митрополита: отныне он именуется патриаршим. Смутное время, обрушившееся на русскую столицу всей тяжестью гражданских волнений и иностранной интервенции, закончилось плачевно для Патриарших палат: они были охвачены мощным пожаром и практически полностью сгорели в 1626 г. – остались лишь остовы зданий из камня и кирпича. Восстанавливать русское чудо света принялись в тот же год, и вскоре москвичи вновь могли любоваться хоромами.

К 1653 г. в судьбе палат наметился новый перелом: они были с царского плеча пожалованы близкому другу-приятелю Алексея Михайловича – патриарху Никону, и тот сразу занялся усовершенствованием и обустройством царева подарка.

Отныне Патриаршие представляли собой сложную систему, где протекала большая часть жизни духовных властителей Московии. Первый этаж великолепного дворца был отдан в распоряжение дьяков множества приказов. Никон имел огромные вотчины в собственности, поэтому управлять всеми имениями был попросту не в состоянии. На него работала целая команда (если употреблять современные термины).

Далее, на втором этаже, помещалась Филипповская церковь и трапезная, а третий этаж занимал сам Никон. Чтобы ему не приходилось спускаться на службы вниз, рядом, на том же этаже, устроили специальную келейную церковь для всемогущего патриарха.

Как появился собор 12 апостолов

Существовало и некое подобие четвертого этажа – всего две скромных комнатки. С ними связана интересная легенда: говорят, будто бы в этих кельях прятался от разъяренных стрельцов насмерть перепуганный юный Петруша – будущий Петр Великий. От того события у него на всю жизнь осталась память: мучительный нервный тик, нападавший на государя в моменты сильного волнения.
Время шло, сменялись на троне царственные особы, высшая духовная власть в стране тоже переходила из одних рук в другие. Преемник Никона привнес свои перемены в жизнь Патриарших палат: при нем бывшая Филипповская церковь стала собором 12-ти апостолов. Позже в это здание перебралась Московская синодальная контора.

В наши дни комплекс Патриарших палат и собора пользуются повышенным интересом не только историков, но и всех гостей Москвы. За последние годы неподалеку от Кремля возвели множество роскошных отелей и скромных мини-гостиниц, постояльцы которых могут спокойно пешком дойти до этого архитектурного шедевра, осмотреть его снаружи и побывать на экскурсии внутри. В палаты теперь допускают не только особ царских кровей или священнослужителей верхней ступеньки иерархической лестницы русского православия, но и абсолютно всех желающих. В наши дни Патриаршие палаты – это музей прикладного искусства, собравший под своими старинными сводами множество предметов быта людей прошлых веков и произведений художников, мастеров по дереву, искусных вышивальщиц, гениальных иконописцев. Крестовая палата на втором этаже собрала огромную сокровищницу любопытнейших памятников старины.

Здесь вниманию гостей представлены мебель, ювелирные украшения, книги, богатые иконные оклады XVII столетия и даже более ранних веков. В числе самых интересных экспонатов можно назвать подлинные карманные часы Ивана Грозного, выполненные в виде крошечной книжки. Предполагают, что они были подарены государю-тирану иностранными послами во время одного из визитов.

Еще одно подношение Грозному – большие настольные часы «Бахус». Как именно они оказались у Ивана Васильевича, точно неизвестно, но скорее всего их тоже подарили иноземные гости. Эту гипотезу подтверждает такой факт: во время аудиенций у государя послов-иностранцев часы стояли в Грановитой палате, где и шел прием. А вот еще одно диво дивное: часы в форме луковицы. Они принадлежали когда-то всесильному Никону.

Из Крестовой палаты удобно пройти в церковь 12-ти апостолов, которая сегодня хранит большое собрание редких икон XVII в.
Если вы оказались в Москве, постарайтесь найти немного времени для посещения собора и Патриарших палат. Получите истинное удовольствие и удовлетворите свое любопытство касательно образа жизни наших предков – как богатых и знатных, так и простых.

Белое каменное строение с пятью куполами расположено рядом с Царь-пушкой и включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.

История строительства

Первый дом для главы русской церкви был возведен в Кремле в 1325 году при московском князе Иване Калите. Это была деревянная постройка. По благословению московского митрополита, святителя Ионы, в 1450 году были воздвигнуты каменные палаты, а через год рядом была сооружена первая церковь Ризоположения, служившая домовым храмом московских митрополитов. В 1589 году после учреждения в России патриаршества митрополичьи палаты стали именоваться патриаршими.

Во время московских пожаров 1473, 1493 и 1626 годов палаты горели, но были заново отстроены.

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Алексея Михайловича, на патриарший престол был возведен Никита Минин (Патриарх Никон). По его инициативе началось строительство нового Патриаршего дворца.

Описание

Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов - Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы , а также лучшие царские иконописцы.

Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения. На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов). Архитектура Мироварни уникальна - зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.

На третьем этаже находились покои патриарха Никона.

Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.

По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.

По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.

На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.

Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.

  • Горящие туры по всему миру
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Дорога к Соборной площади со стороны Александровского сада ведет через высокие арки в подклете церкви Двенадцати апостолов, примыкающей к Патриаршим палатам. Здесь несколько веков помещались личные покои главы русского православия, его канцелярия и сокровищница. Ни одно здание Московского кремля не перестраивали так часто и кардинально, в этих белокаменных стенах бушевали пожары и нешуточные страсти, роскошь отделки соперничала с царским дворцом.

    Еще при Иване Калите в кремле поставили избу для митрополита Петра. Только в 1450 г. началось строительство каменных палат возле церкви Ризоположения , ставшей домовым храмом святого Ионы, первого русского митрополита, не назначенного в Константинополе. На исходе 15 века их уничтожил страшный пожар. Восстановление подворья длилось больше века и было завершено только патриархом Никоном. Уже после его низложения возвели церковь Двенадцати апостолов, придавшую законченность комплексу Соборной площади.

    Архитектура Патриаршего дворца

    Здание представляет собой конгломерат из объединенных в одно целое построек разного времени, потому их общий стиль определить весьма сложно. Барабаны церкви Двенадцати апостолов такие же, как на Архангельском соборе, обращенный к площади фасад отделан подобно Успенскому храму, который старше на несколько веков. Глаз сразу замечает несовпадения пропорций и асимметричность расположения окон, вызванные многократными перестройками. Современники поражались смелому решению зодчих Крестовой палаты, чей огромный свод не имеет центральной опоры. Роскошная отделка парадного зала стала причиной обвинения патриарха Никона в грехе гордыни.

    Музей в Патриарших палатах

    Второй этаж огромного здания занимает экспозиция, где демонстрируются предметы искусства и быта 17 века. В Парадных сенях выставлены одежда, ризы и вещи патриарха Никона. На стендах Крестовой палаты, предназначенной для торжественных приемов и церковных соборов, красуются коллекции дворцовой посуды, охотничье оружие Ивана Грозного, богатейшее собрание старинных часов. Другое название зала - Мироваренный: до 1917 г. в огромном серебряном чане, подаренном Екатериной II, на специальной печи под особые молитвы происходило таинство сотворения ароматического масла - мира, которым совершалось помазание на царство, освящение новых зданий и кораблей.

    В Приказной палате можно увидеть письменный прибор и шахматы царя Алексея Михайловича, подлинный букварь его внука Алексея Петровича, нарисованный знаменитым художником того времени Карионом Истоминым. Реконструирован интерьер жилых комнат - деревянные столы, стулья, резное кресло, окованные сундуки и облицованная изразцами огромная печь погружают экскурсантов в быт высшего духовного и светского сословия 17 века.

    Редчайшее собрание расшитых предметов церковного обихода - престольных покровов, завес для царских врат, настенных пелен - находится в Трапезной палате. Золотошвейное искусство переживало свой расцвет как раз в 17-18 веках, художники и мастерицы оставили нам великолепные образцы своего ремесла. В церкви Двенадцати апостолов выставлены редкие иконы старинного дониконианского и нового письма.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: