Патриотизм системе ценностей российской молодежи. «Сущность базовой национальной ценности «патриотизм» и его понятия

Л. А. Соколова, курсант Военного учебно-научного центра Военно-морской академии ВМФ РФ

ПАТРИОТИЗМ КАК ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ

В статье рассматривается патриотизм как научная философская категория, а также исторические тенденции становления патриотизма как духовной ценности в истории российской государственности и русского воинств. Особое внимание уделяется исследованию значения патриотизма в профессиональной деятельности военного.

патриотизм, национализм, космополитизм, профессиональный долг

Патриотизм как духовная ценность представляет собой одну из самых востребованных тем исследования духовной жизни современного российского общества. О необходимости научного исследования этого вопроса говорят уже такие события и особенности современной духовной ситуации в России, которые наглядно демонстрируют следующие противоречивые тенденции: за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных слоях населения и разных национальных группах колеблется от полного неприятия до безусловной поддержки. Важной проблемой научного исследования остается проблема изучения мотивов и причин такой тенденции духовного развития в обществе, а также того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственные начала общественной жизни и порядка. Не менее важным остается вопрос изучения генезиса патриотизма как духовного явления в профессиональной среде русской армии и воинства в целом.

Актуальность темы статьи определяется тем, что патриотизм является преданностью и любовью к своему Отечеству, к своему народу ,что в настоящее время в условиях глобализации и усиления миграционных процессов необходимо для понимания своей принадлежности к национальной культуре, осознанию своей национальной и культурной идентичности. За всю историю нашего государства, пожалуй, ни одна идеологическая и духовная ценность не подвергалась таким испытаниям, как патриотизм. Духовные ценности в процессе развития общества модернизируются. Но эта модернизация проходит противоречиво. Патриотизм как духовная ценность также подвергается деформациям, так как при определенных условиях, а к таким мы относим процессы глобализации, может легко перерасти в национализм (идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим ), а затем, в шовинизм (крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть ). Также патриотизм может перерасти в другую крайность, такую как, космополитизм -идеология так называемого "мирового гражданства", ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации. Примеров мы можем привести массу, в том числе современные миграционные процессы демонстрируют нам данные процессы деформации патриотизма.

В качестве иллюстрации приведем следующий пример. Для решения национального вопроса во Франции была создана «Комиссия Стази». В результате работы Комиссии Стази, которой Правительство Франции поручило проанализировать состояние национального вопроса в стране (вопрос о так называемой "светскости"), пришла к выводу о том, что во многих районах Республики государственные законы больше не действуют, национальные традиции и обычаи ставятся определенными группами населения выше закона. В некоторых

пригородах или жилых районах сотрудники полиции не могут выполнять свои функции в полном объеме, пожарных не принимают как представителей властных структур, медицинских работников систематически подвергаются унижениям и побоям. От представителей женского пола требуют соблюдать традиции в одежде национальных меньшинств. Контролируют порядок на улицах и в целом ситуацию вооруженные нелегальным способом группы мужчин. Парадокс в том, что исламское покрывало, накладывающее на женщину непатриотическое, не европейское в целом по своей сути клеймо превращается в щит там, где государство не может защитить своих граждан . Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: толерантность, уважение и терпимость к иным духовным ценностям, превращается в свою противоположность - страх и боязнь демонстрации своего патриотизма. Результаты работы комиссии во Франции подводят нас к выводу, что одним из последствий деформации патриотизма является перестановка духовных ценностей в иерархии ценностей современной духовной европейской культуры. А именно, ценность национальной традиции и национальной сплоченности становится выше по рангу, чем ценность права и закона. Для европейского патриотизма исторически более характерно уважение к государству и праву как гаранту стабильности и сплоченности (это хорошо видно в лингвистической структуре слова «е1а1е» - буквально слово «государство» по-французски). Патриотизм европейский -это этатизм. «Дух нации» синоним «духа государства», и наоборот.

С другой стороны, в современной обществе наблюдаются противоположные изменения: уважение к представителям иной нации доходит до своей противоположности - неуважение к своей собственной национальной принадлежности. Другим примером могут послужить политические события на Украине. В феврале 2014 г. политическая власть украинского общества перестала контролировать политические процессы. Происходящие на Крымском полуострове. В марте 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым принял решение войти в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. Историческая смена государственности в Крыму решалась референдумом среди жителей Крыма. Сторонники этого процесса называют его воссоединением Крыма с Россией . Референдум, который решал вопросы государственной принадлежности Крыма, является прекрасной иллюстрацией примера современных процессов становления и развития патриотизма, основанного на духовном родстве и исторических корнях, в том числе и языковых, корнях традиций и, самое главное, корнях русского военного ратного подвига. Это событие не только подняло уровень сплоченности народа, но ещё и возродило патриотический настрой всей страны, создало условия для формирования патриотизма как основы духовной деятельности в условиях современного многонационального и глобального мира.

Особое значение проблема сохранения и распространения патриотизма как духовной ценности имеет в военной службе. Военная служба - яркий пример совпадения профессиональной задачи и преданности Родине, пример тождества патриотизма как духовной ценности и исполнение профессионального долга. У военнослужащего патриотизм, в его высшей степени, проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами. Если любовь к Родине - это проявление патриотизма, то защита Отечества - это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Воинская присяга и клятва - принятие такой духовной ценности, как патриотизм, любовь к Родине и одновременно категорическое признание своим необходимость исполнения своего долга по ее вооруженной защите. Наш отечественный опыт показывает отношение к воинскому долгу в военные времена нашей истории. Например, в годы Великой Отечественной воины граждане нашей страны. В том числе и еще не достигшие призывного возраста, шли в военкоматы, стремясь стать защитниками Родины, тем самым показывая свою преданность духовным воинским идеалам, взращенным всей историей российского народа. В отличии от европейского патриотизма, отождествляющего государственность и духовность, русский патриотизм отождествляет Родину (родство) и духовность. Дух нации это дух Родины, единства рода и личности. Величие русского человека особенно проявляется в условиях войны.

В летопись Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. Патриотизм как духовная ценность явился фундаментальным основанием, определяющим профессиональную деятельность военного. И поэтому чувство патриотизма, долга было присуще и дружинникам православных князей, и воинству Петра I, и суворовским армейцам, и бойцам Великой Отечественной войны. Исторический опыт России свидетельствует, что ее воины, сохраняя преемственность, из поколения в поколение не только хранили, но и накапливали «национальный дух» армии. Патриотизм как «дух нации» по мере накопления опыта в защите Отечества обрел силу прочной нравственной традиции, превратился в норму поведения для российского воинства. Основой военного патриотизма, его источником являются любовь к России и верность воинскому долгу как высшим духовным устремлением военной деятельности.

Историческая память народа сохраняет подвиги русских патриотов. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном патриотизма и высочайшего проявления воинского духа . Сама историческая память народа утверждает патриотизм как высшую духовную ценность.

Россия за всю историю своего существования никогда не вела захватнические войны, все войны в России были оборонительные. Народ чувствовал истинный патриотизм, когда защищал свою Родину, боролся за свою семью, свой кров, свою историю. Именно это способствовало формированию и укреплению устойчивости этого высокого чувства нашего народа. Агрессивные войны не оправдывают патриотизм, потому что народ не знает, за что он борется, захватывая другие земли, почему он должен идти на эту войну, ради чего он рискует своей жизнью.

Воинский патриотизм дополняется народным патриотизмом. В качестве примера мы можем привести одно из величайших литературных произведений. Роман Толстого «Война и мир» является грандиозной эпопеей непобедимого патриотизма русского народа. Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен военных действий русской армии под Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвовала не только та часть народа, которая была мобилизована в армию. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех сословий в их любви к родине и в общем желании противостоять врагу и не дать поработить Россию. Только война освободительная, являющаяся не "игрой", не "забавой праздных людей", а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, может стать истоком подъема высших духовных сил народа.

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Военнослужащие многих видов войск защищают Родину, где бы они ни находились. Именно в такой обстановке человек проходит, возможно, одно из тяжелейших испытаний в своей жизни - испытание любовью к Родине. Яркой формой патриотизма является деятельность разведчика, так как будучи оторванным от Родины, погруженным в другое общество и культуру, он не теряет духовной связи с Отечеством. В этой оторванности еще ярче проявляется патриотический дух, поскольку сплоченность и единство с народом и нацией становится настолько нематериальным, что, можно сказать, чисто духовным началом, питающим профессиональную верность своей Родине разведчика. Патриотизм здесь предстает как идеальный пример возвышенного и жертвенного его понимания. Именно в патриотизме черпается источник духовной силы. В произведении Пикуля «Честь имею» показана жизнь разведчика русского Генштаба. Вся жизнь его была посвящена служению на благо Отечества, где бы он ни был, он всегда думал о Родине, жертвуя своей непосредственной связью с народом в своей жизни .

Перелистывая страницы литературы и рассуждая над историей России, можно с уверенностью сказать, воинский патриотизм и воинская служба в целом являются наглядным доказательством духовности. Патриотизм в современных условиях, когда он толкуется неоднозначно, необходимо понимать как историческую ценность, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.

В заключении хотелось бы отметить следующее: формирование и развитие патриотизма в российском обществе должно основываться на бережном отношении к собственным воинским традициям. Нашу армию и флот в ближайшее время ожидают серьёзные изменения в оснащении вооружением и техникой, комплектовании личным составом, способах применения сил и средств вооружённой борьбы. Всё это ни в коем случае не должно проводиться без неустанного внимания к российским воинским традициям. И патриотизм в этих условиях должен стать основным ориентиром в поисках оптимального пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

2. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

3. Толковый словарь Даля: в 4 т. - Москва: Издательский дом «Рипол Классик», 2007.

4. La Stampa, [Электронный ресурс]. http://www.lastampa.it/italia/politica (дата обращения 15.05.2016)

5. «Интерфакс», [Электронный ресурс]. http://www.interfax.ru/russia/502035 (дата обращения 14.05.2016)

6. Armyrus.Ru: Военно-информационный портал [Электронный ресурс]. - М., 2016. -Режим доступа: http://armyrus.ru/index.php? opti on=com_content&task=view&id=73 -05.05.2016.

7. Мальгин А. С. Ратная слава Отечества (1242-1945) / А. С. Мальгин, М. А. Мальгин. - Москва: Изд-во «Экзамен», 2007. - 384 с.

8. Ратная слава Отечества.// Сб. научных трудов. [Электронный ресурс]. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/""Ratnaya_slava_otechestva""/_""Ratnaya_slava_otechestva"".html (дата обращения 15.05.2016)

9. Bar-Tal, D. (1993). Patriotism as fundamental beliefs of group members. Politics and the Individual, 3(2), 45-61.

PATRIOTISM HOW SPIRITUAL VALUE L. Sokolova, Military Training and Research Center Naval Academy of the Russian Navy

The article deals with patriotism as a scientific philosophical category , as well as historical trends of formation of patriotism as the spiritual value in the history of the Russian state and Russian armies . Particular attention is given to the importance of patriotism in professional work of military

patriotism, nationalism, cosmopolitanism, professional duty

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значение патриотизма в развитии современного общества

Т.С. Косенко, С.В. Камашев

Новосибирск

Идея патриотизма во все времена занимала особое место во всех важнейших сферах жизнедеятельности общества: идеологии, экономике, политике, образовании (обучении и воспитании), культуре, экологии и т. д.

Содержание и направленность патриотизма определяются духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные бедствия, войны и т. д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Современное общество находится на этапе выработки ведущей национальной идеи в России, которая, по мнению В.И. Лутовинова, "вселяет надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи, выработку общероссийского патриотического идеала, способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины" .

Обновление общественных отношений в современном обществе повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. Как отмечает Б.Т. Лихачев: "в сознании людей происходит переоценка нравственно-эстетических ценностей; возвращение к историческим духовно-нравственным истокам; освобождение от идеологической засоренности, давления идейных догм и стереотипов; уход от негативного в прошлом и противостояние не менее негативному в сегодняшней общественной жизни. Очевидно, что сегодня осуществляется не только социальное, но и духовное расслоение общества: одни живут воспоминаниями о прошлом, другие - находятся в состоянии активного поиска новых нравственных идеалов, третьи - "без руля и без ветрил", освободившись от всякой идеологии, руководствуются лишь циничной жаждой наживы и получения удовольствия" .

С одной стороны, падение духовно-нравственных ценностей в условиях социально-политической, социально-экономической нестабильности приводит к кризису национального самосознания, духовному вакууму и дефициту патриотических чувств, а с другой - процесс глобализации, в которую включена Россия, провоцирует рост космополитических чувств, характеризующихся приматом глобальных общечеловеческих приоритетов над чувством патриотизма. Все это ослабляет патриотические настроения .

В такой ситуации ведутся поиски выработки ведущей национальной идеи в России. В основу данной идеи в трудах многих отечественных мыслителей (в том числе в законодательных документах) излагаются различные точки зрения на патриотизм и гражданственность как стержневой компонент русской идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, консолидации российского общества и государства. Считается, что данная идея может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности в современной России, так как идея патриотизма во все времена занимала особое место и во всех важнейших сферах деятельности общества - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Еще Я.А. Коменский подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, своему дому, месту, где он родился, а затем - к Отечеству. Г. Гегель понимал патриотизм как стремление к общим целям и интересам государства. М.В. Ломоносов считал, что "воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать целью педагогического процесса". Н.М. Карамзин писал: "любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорой патриотизма" .

Мы склонны считать, что проблема остается открытой в связи с тем, что ее решение видится посредством воспитания, но без концептуального учета содержания, уровней, условий формирования такого чувства. Необходимо говорить не просто о воспитании, а о последовательном многоуровневом формировании патриотизма в качестве рефлексивного чувства, предполагающего проецирование личностью социального, культурного, политического пространства посредством любви к Родине, своему Отечеству. патриотизм гражданственность общество национальный

Попытаемся раскрыть смысл данного чувства. Как известно, патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Так, русский философ А.Ф. Лосев считал, что любовь к Родине - это "любовь чистая и ясная, любовь идейная, любовь бескорыстная, которая готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения. Любовь к Родине открывает глаза человеку на то, что не видно ему обычно, что не видно никому чужому и что вызывает насмешку у равнодушных и сытых" . патриотизм гражданственность общества национальный

Термин "патриот" стал широко применяться в России с эпохи Великой Французской революции (1789 г.), но исторические корни патриотизма имеют давнюю многовековую традицию. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Отечеству являлась предметом пристального внимания общественных деятелей, ученых, мыслителей, педагогов и др. В центре их внимания - духовный потенциал патриотической идеи: нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимание ее как идеи отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идеи равноправности народов, идеи морального долга перед обществом, идеи ответственности за судьбу Отечества. Таким образом, патриотизм понимается как одна из наиболее значимых ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, и как важнейшее духовное достояние личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, ее готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение и любовь к своему Отечеству, сопричастность к его истории, культуре, достижениям и ценностям.

И в современной трактовке определения "патриотизм" мы не увидим особых отличий. Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы; он предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранить ее характер и культурные особенности и идентифицировать себя с другими представителями народа; это источник формирования привязанности к родной земле, языку, традициям; патриотизм является составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии и т. п. . Таким образом, патриот - это личность, подчиняющая свою жизнь интересам Отечества.

Патриотизм понимается как "одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, который является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине" .

Говоря о патриотизме, следует упомянуть о таком понятии, как "гражданственность"; это интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой.

Таким образом, патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнедеятельности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины XIX в. особое внимание обращалось на гражданское воспитание молодежи (например, К.Д. Ушинский выдвинул идею о введении учебного предмета патриотической направленности - "отечествоведение" ). В советской России воспитание было построено на основе коммунистической идеологии, большой акцент сделан на патриотическое воспитание. В начале 1990-х гг. в нашей стране произошел "кризис" воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. С начала XXI в. в Российской Федерации происходит возрождение системы гражданского и патриотического воспитания (военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, поисковая деятельность, краеведение и др.), и важнейшим качеством гражданина-патриота выступает его способность успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.

Известно, что с крахом Советского Союза русский народ оказался на историческом распутье. Развал советской системы образования и воспитания привел к тому, что молодое поколение, не усвоив ценностей патриотизма и коллективизма, стало формироваться на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, что вызвало массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Таким образом, новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой отсутствовала какая-либо идеология или система ценностей. Образовался идеологический вакуум, в который стали проникать всевозможные идейные ("безыдейные") течения и направления, направленные на разрушение основ русской государственности, национального самосознания - вековых нравственных ценностей.

Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она попадает в "ловушку" ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизма личности. Если общество не интересуют проблемы личности, то автоматически возникает реакция, не зависящая от личности - агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных проявлениях: терроризм, наркомания, алкоголизм, преступность и т. п. Человек в современной России, с одной стороны, стремится жить в обществе (по законам общества, следуя традиционным ценностям) и в то же время пользоваться достижениями науки и техники. Таким образом, в России столкнулись две системы ценностей - либеральная, сменившая социалистическую как ее антитеза, и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате увеличилось число людей, которые одновременно стремятся к противоположным ценностям. В современном обществе материальные ценности стали преобладать над моральными и духовными, человек зациклился на личном благополучии (приоритет отдается индивидуализму, предпринимательским способностям, культу потребления, богатству). Мы можем утверждать, что сегодня в российском обществе отсутствует гражданское самосознание, оставляет желать лучшего и морально-психологическое состояние граждан, поскольку отсутствует единая государственная политика в области патриотического воспитания.

Когда речь заходит о патриотизме современной молодежи, то обычно отмечают следующее: мало понимает и принимает "патриотизм" как ценность; не знает истории своего Отечества; слабо понимает, как применить "патриотизм" на практике; не знает традиционных ценностей и т. п. Так, молодым новосибирцам был задан вопрос о герое нашего времени. Результаты следующие: 82 % - не могут назвать конкретных героев, причем 37 % из них считают, что таких нет вообще, 36 % - не знают их, 9 % - думают, что герои есть, но не ведают, кто они . А если нет образцов для подражания, молодежь в замешательстве: с кого брать пример? Вот и ищут свои идеалы самостоятельно, чаще прибегая к СМИ, Интернету, искажающим их сознание. В этом нельзя винить только подрастающее поколение, это один из главных показателей кризисной ситуации современного общества и государства.

Отметим, что в настоящее время отсутствует комплексный анализ данной проблемы, имеются разрозненные концепции, но и они требуют всестороннего системного анализа.

Как известно, патриотизм можно сформировать только через процесс воспитания. Воспитание "человеческого в человеке" невозможно без укрепления чувства исторического достоинства, без обращения к нравственным основам и культурным традициям предшествующих поколений, поэтому патриотическое воспитание молодого поколения является задачей огромной значимости.

Таким образом, в современных условиях России, во-первых, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Ее реализация требует создания такой системы патриотического воспитания граждан, которая была бы способна консолидировать и координировать усилия различных институтов и государства в данном направлении. Во- вторых, в системе образования (двуединого процесса обучения и воспитания) необходимо сделать большой акцент на разъяснение и привитие подрастающему поколению патриотических ценностей, являющихся опорой в развитии и процветании Отечества; патриотизм не заложен в генах, это социальное качество и его предстоит сформировать. Вершиной патриотического воспитания является осознание человека себя как гражданина России, ему должны быть близки такие понятия, как Родина, Отечество, Отчизна. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в знакомстве с историей, традициями, социальными условиями жизни своего народа и т. д.

Список литературы

1. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы. - М. : АС-Траст, 2009. - С. 27-38.

2. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). - Самара: Самар. ин-т упр., 1997. - 84 с.

3. Головинов А.В. Воспитание патриотизма в философско-просветительском наследии Сибири // Философия образования. - 2008. - № 3 (24). - С. 142-148.

4. Лосев А.Ф. Родина // Русская идея. - М. : Республика, 1992. - 503 с.

5. Авдонин В.С. Исторический компонент в концепции патриотического воспитания. - Рязань, 1996. - 23 с.

6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М. : Педагогика, 1988. - Т. 1. - С. 194-257.

7. Оценка за патриотизм. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta- licey.ru/content/view/115/1/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика макроидентичности России. Определение понятий национальной идентичности, идеи нации, национальной идеи. Индивидуальная идентичность - совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности. Проекты национальной идентичности.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Узбекская модель развития создаваемого нового общества в Узбекистане. Развитие общества и созидательные идеи. Разрушение общества путём национализма, терроризма и экстримизма. Формирование идеи национальной независимости как историческая необходимость.

    презентация , добавлен 06.05.2016

    Понятие термина "национальность". Оценка исторического развития, современного состояния проблемы идеологии национального духа, "Русской идеи". Перспективы развития проблемы. Развитие идеи национального духа в трудах мыслителей. Самобытность русского пути.

    реферат , добавлен 28.05.2015

    Природно-космологический фактор и его воздействие на формирование естественного субстрата нации. Разделение идеи национального единства и идеи народного суверенитета в конституционно-монархических странах. Национальное своеобразие русского народа.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Влияние государства на эволюцию социальной структуры общества. Социальная идентификация как фактор формирования патриотизма. Стратегическое партнерство государства и бизнеса. Социология налогов и понятие экономической выгоды в уклонении от их уплаты.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Национально-этнические, религиозно-конфессиональные и духовно-нравственные идеи в республике Дагестан. Использование традиций в развитии местного самоуправления как атрибут демократизации общества. Проблема построения гражданского общества в регионе.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Сущность и основное содержание понятия "патриотизм", оценка его роли и значения в обществе на современном этапе. Необходимость и значение патриотических настроений в независимом государстве как один из основных факторов его роста и развития в будущем.

    эссе , добавлен 09.10.2012

    Жизненный путь М. Хальбвакса. Жизнь и творчество С. Бугле. Идеи М. Хальбвакса как социолога периода первой половины ХХ века. Концепция эгалитаризма С. Бугле. Влияние объединения общества на эгалитарные идеи. С. Бугле и Французская социологическая школа.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2011

    Предмет и объект науки "Идея национальной независимости". Формирование национальной гордости, патриотизма и народолюбия. Национальная идея – потребность и гарантия сохранения своеобразия народа и его развития. Влияние разрушительных идей в обществе.

Раздел I. ПАТРИОТИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО

Раздел II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РОССИЙСКОГО

ПАТРИОТИЗМА.

Раздел III. ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО ВОИНСТВА: СУЩНОСТЬ И

ОСОБЕННОСТИ.

Рекомендованный список диссертаций

  • Патриотическое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992-2000 гг. 2004 год, кандидат исторических наук Азарова, Анастасия Витальевна

  • Политические основы патриотизма и его формирование в офицерском корпусе Вооруженных Сил Российской Федерации 2003 год, кандидат политических наук Афонин, Алексей Игоревич

  • Патриотизм как социо-культурный феномен 2007 год, кандидат философских наук Лузик, Николай Павлович

  • Патриотизм: историко-социологический анализ 2007 год, кандидат социологических наук Парашин, Артем Юрьевич

  • Государственная молодежная политика в Федеральной пограничной службе: Конец 80-х - 90-е годы XX века 2000 год, кандидат исторических наук Лабынько, Николай Николаевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Патриотизм как ценность российского общества: Социально-философский анализ»

Проблема патриотизма представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Насущной остается проблема изучения причин такого положения в обществе, а так же того, какое влияние оказывает патриотизм на духовно-нравственное состояние общества. Не менее важным остается вопрос изучения происхождения и генезиса патриотизма как духовного феномена в среде русского воинства.

Актуальность социально-философского анализа данной проблемы определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами менялось социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян было не в состоянии адекватно воспринимать эти резкие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство из них, не способствовали адаптации в новых условиях. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно существовать в таком состоянии долго. Образовалась ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, а значит, и наполнения понятия патриотизм соответствующим современности содержанием. К сожалению, в настоящее время «.российский патриотизм носит неустойчивый, аморфный, неопределенный характер, соответствующий общественным реалиям»1. Не вызывает сомнения тот факт, что общество не может полноценно функционировать без отлаженной должным образом не только самой системы патриотического воспитания, но и организованного на высоком научном уровне изучения этой

1 Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. Дис. .канд. филос. наук-М.: ВУ, 1995.- С.16. проблемы. Тем более, что если судить по данным опроса, проведенного РосБизнесКонсалтингом, ситуация с патриотизмом в России далеко не безнадежна,- 42 % россиян считают себя патриотами. И только 8 % к таковым себя не относят1.

Во-вторых, Россия сегодня самыми быстрыми темпами вовлекается в процесс глобализации. Естественно, влияние этого явления распространяется на все сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотизм. Сегодня часто можно слышать о том, что чувство патриотизма должно уйти в прошлое, на первое место выдвигаются общечеловеческие приоритеты, которым и должно быть отдано предпочтение. Но, к сожалению, нередко за «общечеловеческими интересами» отчетливо угадываются предпочтения конкретных государств и социальных слоев. Причем, эти предпочтения не только не учитывают интересы других стран и народов, но часто идут в разрез с ними. Процесс глобализации объективен, но осуществлять его необходимо с учетом интересов всех субъектов международных отношений. Более того, только при гармоничном сочетании интересов всех интересов и ценностей всех субъектов мирового сообщества человечество будет способно решить стоящие перед ним сложные задачи. И подлинный патриотизм в этом процессе призван сыграть самую активную и созидательную роль.

В-третьих, в современной России широкое распространение получили националистические движения. Большинство из них широко используют патриотическую терминологию и тем самым привлекают в свои ряды незрелую часть граждан. Национализм становится идеологией не только маргинальных групп, но и руководства ряда регионов России. Власть в некоторых субъектах федерации оказывается в руках этноэлит. В этих условиях все более остро стоит проблема выяснения общего и особенного в идеологических направлениях национальной самоидентификации в соответствии с государственным пониманием патриотизма.

1 Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль.- 2002. № 42.- С.4.

Степень научной разработанности темы. Проблемы патриотизма рассматривались в трудах таких представителей мировой философии как Платон, Фихте, Гегель, Ясперс. В отечественной философской мысли вопросы любви к своему Отечеству ставились в трудах таких мыслителей, как М.Ломоносов, П.Чаадаев, Ф.Тютчев, А.Хомяков, Ф.Достоевский, Н.Данилевский, Н.Чернышевский, Г.Плеханов, И.Ильин, Н.Бердяев, В.Ленин.

Много нового внесли в изучение этой проблемы исследователи советского периода нашей науки. Даже учитывая существенный акцент в сторону политической составляющей патриотизма и, связанное с этим ослабленное внимание к сущностным свойствам данного феномена, необходимо признать значительные успехи советской науки в этой области1. В этот период были проведены исследования посвященные природе патриотизма, соотношения в нем обыденного и теоретического уровней, взаимосвязи с различными формами общественного сознания. Огромное внимание уделялось изучению и освещению военной составляющей патриотизма. Общая методология этого вопроса прослеживается в работах ученых В.И. Гидиринского, А.И. Дырина, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Г.Г. Лукавы, В.И. Лутовинова, А.С. Миловидова, П.В. Петрия, О.Х.-А. Рахимова, В.П. Суставова, С.А. Тюшкевича, М.Н. Шахова и других.

1 Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М., 1960; Макаров В.В. Патриотизм как явление общественного сознания: его источники и структура: Автореф. дис. . канд филос. наук. - Волгоград, 1969; Рощин JI.B. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1984; Патриотическое сознание: сущность и формирование.- Новосибирск, 1985; Мирский Р.Я. Советский патриотизм - патриотизм высшего социалистического типа: Автореф. дис. . д-ра филос. наук.- М.,1987; Дерюгин Ю.И. Проблемы повышения эффективности военно-патриотического воспитания советской молодежи в современных условиях: Автореф. дис. . д-ра филос. наук - М., 1988; Беляев Т.А. Философский анализ взаимосвязи патриотического и интернационального долга советских воинов в системе боевого потенциала Вооруженных Сил СССР: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1989; Емец С.Д. Верность патриотическому долгу в структуре боевого потенциала социалистической армии: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Петросян Ю.Е. Ленинская концепция социалистического патриотизма: Автореф. дис. . канд филос. наук. - М., 1990; Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - М., 1990; Кочкалда Г.А. Патриотическое сознание воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1991.

В постсоветский период интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос1. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. К сожалению, эта задача решалась с трудом. Многие проблемы, начало изучения которых было положено еще в советское время, в этот период оказались обойдены вниманием исследователей.

В первую очередь это относится к изучению воинского патриотизма. Особенности его функционирования и влияния на обороноспособность страны в современных условиях не исследованы в должной мере. Открытой остается проблема изучения структуры патриотизма и взаимосвязи его элементов. Не смотря на свою злободневность, отсутствуют работы по исследованию соотношения этнического и национального патриотизма.

Несмотря на огромное количество трудов, посвященных исследованию патриотизма, приходится признать тот факт, что уровень наших знаний о происхождении патриотизма вообще и патриотизма в воинской среде в частности не соответствует требованиям современности. Определенную сложность настоящего исследования составляло то, что проблема возникновения патриотизма в лучшем случае только упоминалась в некоторых исследованиях, а вопрос особенностей появления патриотических

1 Гидиринский В.И. Русская идея и армия.- М., 1997; Государственная идеология и общенациональная идея.- М., 1997; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии.- М., 1998; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис. д-ра филос. наук.- М., 1998; Зюганов Г.А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма.- М., 1996; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. .канд. филос. наук - М., 1995; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. - М., 1997; Трифонов Ю.Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 1997; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России. - Автореф. дис. . канд. филос. наук - Монино, 1996; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции.- М., 2003; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития- М., 2002; Дырин И.А. Идея патриотизма в литературе русского зарубежья первой половины XX века - М., 2000; Микуленко С.Е. Проблема просвещенного патриотизма // Вестн. МГУ.- Сер. 12. 2001. № 1; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд).- М., 1999. настроений в воинской среде русского народа рассматривался еще реже. В связи с этим необходимо было обратиться к работам, изучавшим проблему духовной жизни русского народа1. Практически отсутствуют исследования I по истории самого патриотизма, а без знания проблемы возникновения, формирования и эволюции этого очень непростого и важного явления сложно строить практическую работу по его воспитанию в современных условиях. Ю.Ю. Булычев имеет все основания утверждать, что «.не отвлеченная спекуляция, но исторически основательная работа на поприще выявления ценностного единства жизненных установок русского человека, русского общества в различные исторические эпохи позволит нам приблизиться к пониманию конкретных черт русского духа.» .

Насущным является осмысление нового содержания патриотизма в условиях снижения авторитета деятельности государственного аппарата, активизации сепаратистских и националистических движений, усилении глобализационных процессов, соотношения национализма и космополитизма.

Объектом диссертационного исследования определяется патриотизм Ц как явление духовной жизни российского общества и практики его субъектов.

1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М., 1994; Он же. Язычество Древней Руси - М., 1988; Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов -М., 1978; Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы - М- СПб., 1995; Он же. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории - Л., 1980; Серяков M.J1. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа.- М., 2001; Юдин А.В. Русская народная духовная культура. - М, 1999; Носова Г.А. Язычество в православии - М., 1975; Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян.- Киев, 1982; Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI - XIII вв. - М.-Л., 1966; Горский А.А. Древнерусская дружина. - М., 1989; Он же. «Всего еси исполнена земля русская.»: Личности и ментальность русского средневековья: Очерки,- М., 2001; Сороколетов Ф.П. История военной лексики в русском языке XI-XVII вв. - Л., 1970; Плисецкая М.М. Историзм русских былин,- М., 1962; Липец Р.С. Эпос и Древняя Русь - М., 1969; Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Опыт беспристрастного исследования.- М., 2001.

1 Булычев Ю.Ю. Народность, нация и национальный дух как первоначала человеческого существования\ www.russamos.narod.ru\06.-05 htm

Предметом диссертационного исследования выступает социально-философское исследование патриотизма как ценности российского общества на основе изучения специфики формирования патриотизма в отечественной истории и современной практики российского общества.

Цель исследования состоит в социально-философском анализе новых сторон и тенденций, появившихся в содержании патриотизма на рубеже XX и XXI веков в мире в целом и, в частности, в содержании патриотизма граждан современной России и воинов ее Вооруженных Сил.

Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать сущность и содержание патриотизма как общественного явления. Особое внимание уделить изучению отличий патриотизма от национализма и космополитизма, рассмотрению патриотизма как потребности в идентификации личности, социальной группы, общества, при этом проанализировать истоки патриотизма, коренящиеся в самой сущности общества и личности.

2. Выявить специфику формирования и функционирования патриотизма в российском обществе на различных этапах его культурно-исторического развития. Определить те основы, на которых возник патриотизм русского народа и проследить, какое значение они играли в его дальнейшем развитии. Обозначить проблему современного состояния патриотизма в России и возможные пути выхода из создавшегося кризисного положения.

3. Исследовать сущность и особенности функционирования патриотизма русского воинства в ретроспективе и в современных условиях. Определить то место и то значение, которое занимали и продолжают занимать архетипические основания в патриотизме военнослужащих. Выяснить, какое значение в воспитании патриотизма современных солдат и офицеров занимают воинские традиции и символы. Уяснить существующие противоречия в системе патриотического воспитания Вооруженных Сил Российской Федерации и возможные пути их разрешения.

Научная новизна исследования состоит: а) в раскрытии глубинных оснований патриотизма, заложенных в сущности человека и общества; б) в анализе причин системного кризиса патриотизма, имеющего место в настоящее время в Российской Федерации; в) в исследовании особенностей возникновения патриотизма в русских дружинах и изучении путей трансляции идеологии патриотизма в регулярной русской, советской и российской армии; г) в выявлении системы противоречий, возникающих к настоящему времени в процессе формирования патриотизма в условиях Вооруженных Сил современной России.

Научная новизна диссертационного исследования так же отражена в положениях выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Глубинные истоки патриотизма коренятся в самой сущности человека и общества, выступая основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне. Потребность в собственной безопасности, имевшая исключительно биологическую природу, генерировала в социальную потребность в коллективном существовании. В жестком противостоянии с внешней средой наиболее приемлемым способом выживания для человека была жизнь в социуме. Ценность коллектива становилась настолько высокой, а потребность в обеспечении его безопасности настолько необходимой, что ради этого личность приобретает способность и потребность жертвовать не только имуществом или здоровьем, но и самой жизнью. Патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы.

2. В число основных функций патриотизма следует включить идентификационную, которая состоит в фиксировании единства интересов человека с интересами различных социальных общностей, обеспечивающих его самосохранение, защищающих его основные интересы, способствующих реализации потребностей в самоутверждении, развитии и самовыражении. Патриотическая идентификация - это формирующееся на основе этнического и политического единства состояние групповой солидарности, включающее коллективный (осознание и переживание нацией своей целостности и тождественности) и индивидуальный (осознание и переживание индивидами своей принадлежности к нации) уровни. Структура патриотической идентификации определяется такими подсистемами как картина социального пространства и времени, образа «Мы» и представлений об отношениях с «Они».

3. В основе патриотизма россиян лежат архетипические образы Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, вбирающий элементы государственности, консолидируемые соответствующей культурно-историческому периоду религией или идеологией, и выполняющие основополагающую роль в процессе патриотической идентификации. Отношение к родителям становится матрицей отношения индивида к своей нации - то есть самого способа соотнесения себя с общностью, динамического компонента идентичности. Через семью, где родители добросовестно выполняют свои социальные роли, происходит формирование патриотизма личности, так как образы «Родины» и «Отечества» формируются через образы «Матери» и «Отца».

4. В настоящее время патриотизм россиян переживает глубокий системный кризис, обусловленный рядом внешних и внутренних факторов, выражающийся в резком смещении акцентов в социально-нравственных ориентирах и утрате духовного единства общества. Для большинства российских граждан, привыкших не без оснований гордиться своей страной, своей историей, своим народом, приходиться сегодня основывать свой патриотизм на чувстве жалости, сочувствия к поруганным ценностям. Постоянное ощущение унижения не способствует конструктивной деятельности и не может быть основой для истинного патриотизма. В условиях реформирования Вооруженных Сил России, одним из аспектов которого является переход к смешанной системе комплектования, требуется серьезная перестройка системы патриотического воспитания военнослужащих России. Демократизация жизни страны, усиление внимания к личности, существенный сдвиг системы общественных ценностей в сторону материальной составляющей непосредственным образом отразились на общей ситуации в армейской среде. Одним из проявлений данного процесса является переход к комплектованию армии по контрактному принципу, что само по себе требует пристального внимания.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили социально-философские положения, изложенные в трудах зарубежных и особенно отечественных философов, представителей советской и российской исторической науки, государственных и общественных деятелей, обращавшихся к проблеме патриотизма и вооруженной защиты Родины.

Непосредственной методологической основой диссертации выступают основные принципы социальной философии, субъект-объектные отношения. Кроме того, следует отметить историко-описательный, историко-сравнительный методы.

Источниковая база представлена авторефератами диссертаций, монографиями, докладами, сообщениями исследователей, материалами научных конференций, документами органов государственного и военного руководства, программными документами различных политических партий, обращавшихся к данной проблематике.

Эмпирическую базу исследования составили результаты различных социологических исследований и опросов, наблюдения за развитием общественного патриотического сознания по материалам различных средств массовой информации (печать, телевидение, Интернет), обобщение эмпирического материала в виде встреч с представителями ветеранских, молодежных и других общественных организаций, беседы с различными категориями военнослужащих, результаты исследований, проведенных офицерами управления и преподавателями кафедры ГСЭД Череповецкого

ВВИИРЭ, а так же личный опыт практической и педагогической работы диссертанта в ЧВВИИРЭ и ВУ МО РФ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

  • Духовные традиции военнослужащих Российской Армии и их проявление в современных условиях: Социально-философский анализ 2004 год, кандидат философских наук Шевченко, Ольга Викторовна

  • Телевидение в системе военно-патриотического воспитания 2002 год, кандидат филологических наук Ахвледиани, Мария Викторовна

  • Служение Отечеству и патриотизм в системе ценностей допризывной молодежи современной России 2009 год, кандидат философских наук Калмыков, Владимир Вячеславович

  • Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков 2000 год, кандидат педагогических наук Набиуллин, Ленар Габбасович

  • Преемственность и развитие военно-патриотических традиций как явление политического сознания: на примере Черноморского флота Российской Федерации 2006 год, кандидат политических наук Горбачев, Сергей Павлович

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Погорелый, Александр Павлович

Выводы о сущности, проявлениях и функциях патриотизма позволяют расширить спектр патриотической деятельности. Это дает возможность учитывать данный фактор в работе по патриотическому воспитанию и формированию четкой гражданской позиции.

Непосредственно на воспитание патриотических чувств у граждан нашей страны, по мнению диссертанта, могли бы повлиять:

Широкое освещение на самом высоком уровне процесса выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», а так же процесса подготовки к принятию новой программы с 2006 года; должна быть пересмотрена и усовершенствована система государственной и военной символики с учетом мнения специалистов в области геральдики, истории, психологии. В основе ее должно лежать патриотическое наполнение;

В системе среднего и высшего образования должны быть разработаны основные принципы патриотического воспитания, согласно которым весь процесс учебы должен иметь четкую патриотическую направленность;

Необходим поиск всех возможных точек взаимодействия с представителями различных религиозных конфессий по патриотическому воспитанию молодежи. Необходима широкая религиоведческая образовательная работа со специалистами, связанными с патриотическим воспитанием;

Требуется создание подразделения в составе Вооруженных Сил России, которое на профессиональной основе занималось бы поиском и достойным захоронением воинов, погибших в Великой Отечественной войне, используя опыт белорусской армии;

Патриотическая работа должна носить современный характер. Необходимо шире использовать возможности телевидения, Интернета. В частности, требуется наполнение рынка компьютерных игр конкурентоспособной продукцией с четким патриотическим содержанием.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и практические выводы диссертации неоднократно обсуждались на кафедрах философии и религиоведения Военного университета и гуманитарных и социально-экономических дисциплин Череповецкого военно-инженерного института радиоэлектроники, излагались автором в выступлениях на научно-практических и теоретических конференциях, творческих дискуссиях по проблемам патриотизма, в процессе проведения занятий в Военном университете и Череповецком ВИИРЭ.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Патриотизм русского воинства: истоки и развитие // Сборник адъюнкт, статей - М.: ВУ, 2003. 0,7 п.л.

2. Духовные основы формирования патриотического сознания русских воинов (тезисы выступления) // Материалы межвузов, методолог, семинара. Москва: МГЭИ, 2002. 0,35 пл.

3. Возникновение патриотизма русского воинства и его особенности, (тезисы доклада). Межвуз. научно-практ. конференция,- Голицыно: ГПИ ФСБ РФ, 2003. 0,25 п.л.

4. Духовность русского воина: историко-философский очерк -Череповец: ЧВИИРЭ, 2000. 3,75 п.л.

5. Патриотическая проблематика в программных документах политических партий России (тезисы выступления) // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: материалы заседания философского клуба «Мегамир». М: Книга и бизнес, 2003. 0,25 п.л.

6. Роль православия в формировании духовности русского воинства (тезисы доклада) // Criterion - Выпуск IV: Межвуз. Сб. работ по гуман. наукам.- Череповец: ЧТУ, 2000. 0,36 п.л.

Общий объем публикаций составляет 5,65 п.л.

Заключение

Основное содержание и выводы диссертационного исследования представляют определенную теоретическую основу для более глубокого и всестороннего изучения проблемы происхождения и эволюции патриотизма вообще и воинского патриотизма в частности, обоснованного определения его содержания, структуры и основных проявлений. Результаты социально-философского анализа позволяют сделать следующие выводы:

1. Системный кризис, охвативший все сферы жизни российского общества, оказал существенное влияние и на патриотизм граждан нашей страны. Он подвергся сильным деструктивным воздействиям. Тем не менее, для большинства россиян патриотизм остается одним из доминирующих элементов сознания, которое проявляется в разноплановой деятельности, имеющей целью достижение блага своей страны и своего народа.

2. Глобализационные процессы, имеющие место в сегодняшнем мире, самым непосредственным образом оказывают влияние на положение дел в России. Как одно из проявлений этого явления расценивается активизация националистических проявлений и усиление космополитических настроений. И национализм, и космополитизм, определенным образом оппозиционируя друг другу, самым негативным образом влияют на ситуацию внутри страны. Единственной альтернативой такому положению является возрождение истинного патриотизма.

3. Требуется стройная система по воспитанию патриотизма, охватывающая все стороны общественной жизни. Созданием этой системы должна заниматься властная элита, основной характеристикой которой должна являться ее патриотичность. К сожалению, последние годы показывают, что такой элиты в России сегодня нет. Пока у власти в стране не окажутся люди, для которых патриотизм является не способом завоевания голосов на очередных выборах, а важным элементом их мировоззрения, возрождение патриотизма будет не более чем пожеланием.

4. Протопатриотические чувства у предков славян зародились еще в период существования родового строя. В их основе лежал вселенский закон роты, нашедший свое воплощение в культе Рода и развивавшийся в языческой религиозной системе. С принятием христианства, патриотизм русского народа получил свое гармоничное развитие уже в рамках православия.

5. Воинский патриотизм возник и эволюционировал в среде древнерусской дружины. Будучи изначально институтом родового строя, дружина оказалась впоследствии зародышем государственного аппарата. Поэтому патриотизм русского воинства всегда был тесно переплетен с интересами государства. Источником появления патриотических чувств у дружинников был князь, но со временем они распространяли их на все государство.

6. Русский патриотизм вообще, и русский воинский патриотизм в частности, имели в своей основе на протяжении веков архетипическую матрицу. Она представляла собой образы «Матери» и «Отца», гармонично сочетавшиеся с помощью определенной религии или идеологии. Изначально такой идеей был вселенский закон роты, потом его успешно заменило православие. В советский период на эту роль претендовал марксизм. Реальный патриотизм мог существовать только при наличии такой трехчленной комбинации. Если хотя бы один из названных элементов подвергался деструкции - это самым негативным образом сказывалось на состоянии патриотизма.

7. Возрождение патриотизма в российском обществе должно опираться на бережное отношение к собственным традициям. Особенно это относится к Вооруженным Силам Российской Федерации. Нашу армию и флот в ближайшее время ожидают серьезные изменения в оснащении вооружением и техникой, комплектовании личным составом, способах применения сил и средств вооруженной борьбы. Все это ни в коем случае не должно проводится без самого бережного внимания к российским воинским традициям. И патриотизм в этих условиях должен выступать основным компасом в поиске правильного пути.

Результаты данного диссертационного исследования позволяют обосновать и сформулировать ряд рекомендаций и положений теоретико-методологического плана и непосредственного практического характера.

В теоретико-методологическом плане основные положения диссертации могут послужить очередным этапом для дальнейшего развития теории патриотизма, изучения проблемы его происхождения и генезиса, тех особенностей, которые были характерны для проявления этого чувства у воинского сословия нашей страны на протяжении всей ее истории.

Изучение патриотизма через призму поиска соответствующего ему места среди всего спектра идеологий межнациональных отношений, позволяет провести четкую грань между реальным (классическим) патриотизмом и такими крайними проявлениями как национализм и космополитизм. Сегодня наблюдается тенденция усиления патриотической риторики как националистическими, так и космополитическими силами.

В процессе дальнейшей теоретической разработки данной проблемы следует сосредоточить внимание на вопросах, представляющих повышенный научный интерес:

Выявление причин, вызывающих противоречия патриотизма, поиск путей, средств и методов их разрешения; выяснение места и роли патриотизма в укреплении обороноспособности страны на основе профессионального принципа комплектования Вооруженных Сил;

Исследование диалектики этнической и национальной идентификации в условиях многонациональное™ и многоконфессиональности Российской Федерации;

Обобщение опыта патриотического воспитания не только в армиях развитых стран, но и в странах, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм;

Изучение единства и противоречивости патриотизма, критериев отличия его от таких идеологических проявлений как национализм и космополитизм;

Анализ специфики патриотизма у различных социальных групп в условиях глубокого расслоения общества.

В непосредственно практическом плане данное диссертационное исследование свидетельствует о том, что патриотизм должен быть использован в качестве эффективного инструмента консолидации современного российского общества.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

За последние полтора десятилетия российской истории, пожалуй, ни одна идеологическая ценность не подвергалась таким переосмыслениям, а следовательно, испытаниям, как патриотизм.

Характерной чертой перестроечного времени стало крушение различных догм и постулатов. Так была брошена в оборот и подхвачена интеллектуалами фраза: «Патриотизм – это чувство примитивное, оно есть даже у кошки». Предполагалось, что патриотизм - отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов.

Прошло некоторое время и в канун 50-летия Победы над фашизмом тем же интеллектуалам пришлось реанимировать патриотизм, как неотъемлемую составную часть российского менталитета. Оказалось, что без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Исторически формирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством и составляло вкупе Отечество.

Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. "Да не посрамим земли Русской!" - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич "За землю русскую!" возродился в сочетании с другим "За веру православную!". Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В петровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как "Отечество" и "патриотизм".

Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление "мы - россияне".

Понятие патриотизм наиболее точно определил Н.М.Карамзин: "Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях". Похожее определение дает В.Соловьев: "Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма". Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи. Призыв "положить жизнь за Отечество" звучал в стихах Н.М.Карамзина, С.Н.Глинки, А.И.Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен в общественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова "Бог, Царь и Отечество". С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. "Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...". , "Артикуле воинском", написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах.

История нашего государства - это история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получив-шее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева и других.

В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось, ослабля-лось, утрачивая национальные корни. Значительнее слабее стала преемственность поколе-ний, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К.Жуков отмечал, что "не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний.

Менталитет советского общества, хотя и содержал в себе многие общерусские ментальные черты, тем не менее, весьма существенно отличался от менталитета прошлых веков. Этому способствовало стремление власти ограничить влияние церкви, режим террора и насилия в стране, принижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения, культ личности. Этот период привел к образованию своеобразного и неповторимого менталитета "советского человека", по выражению Л.Н.Пушкарева "сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумываясь о последствиях".

В современное время в условиях господства эгоцентрически трактуемой либеральной идеи стала возможной общественная деморализация. А.И.Солженицин, характеризует следующим образом изменения в русском менталитете в новом Российском государстве: "...Рублево-долларовый удар 90-х годов по новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты - оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. "Нажива" стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка... - густо дохнула распадом в народный характер".

Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А.Кивы "Национальная идея - это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии".

Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнить пророческие слова В.В.Розанова: «Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло».

Список литературы

Н.А.Баранов. Патриотизм в системе общероссийских ценностей



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: