Первичность сознания над материей признают какие философы. Сознание первично, а материя вторична - доказали ученые

Извечный спор о том, что же первично - сознание или материя, наконец, разрешился, и не в пользу материалистов. Каскад новейших научных открытий нобелевских лауреатов Пола Дэвиса, Дэвида Бома и Ильи Пригожина показал, что, углубляясь в материю, сталкиваешься с фактами полного ее исчезновения.

Швейцарские ученые из Европейского центра ядерных исследований (CERN) пошли еще дальше: им удалось смоделировать "момент творения" материи из нематериального мира. Специалисты экспериментально доказали, что порция (квант) виртуальных волн при определенных условиях образует некие частицы, а при другом взаимодействии этих же волн частицы полностью исчезают. Таким образом, ученые смогли создать мини-вселенную практически из ничего. Это открытие доказывает, что наш мир действительно был сотворен из пустоты неким высшим космическим разумом, или попросту Богом.

Кстати, с помощью ретроспективного моделирования удалось вычислить и возраст материальной Вселенной с точностью до сотой доли секунды. Он составил всего лишь 18 миллиардов лет. До этого в бескрайних просторах Космоса материи не было вообще!

Последние открытия, по сути, не принесли нам ничего нового, лишь научно обосновали те истины, которые знали древние, комментирует открытие швейцарских ученых доктор технических наук, профессор Николай Мельников. Первично сознание, первичен космический разум, который сотворил Вселенную и продолжает у нас на глазах, на каждом шагу, то разрушать материю, то вновь создавать ее.

Материальная Вселенная держится только потому, что в физическом вакууме, в непроявленном мире, в "высших разумных силах" по Циолковскому, в "ноосфере" по Вернадскому, существует абсолютный порядок.

Вся наша жизнь представляет собой динамику творения и исчезновения вещества. То же самое происходит и внутри нашего организма. Наше сознание, будучи крупицей космического разума, обладает огромными структурообразующими свойствами. Оно создает вещество, которое "творится" внутри и вокруг нас. Однако человеческое сознание сейчас, видимо, настолько искажено воплощением, что творит хаос. Отсюда многочисленные болезни тела и болезни цивилизации - кризисы, войны, чудовищная экология...

"Разруха начинается с разрухи в головах", - говорил устами профессора Преображенского Михаил Булгаков в "Собачьем сердце". Сон разума порождает чудовищ. Безобразное сознание порождает вокруг лишь безобразное.

А ведь смысл существования человека как носителя космического сознания - космогенез, процесс творения и развития Вселенной - не разрушение, а одухотворение материи.

Космистское миропонимание вооружает человека осознанием своей исторической миссии и ответственности на том отрезке общественного развития, с которым связана его собственная судьба, но от которого - в соответствии с личным вкладом каждого - зависит также и судьба последующих поколений. Он - носитель и хранитель материального и духовного богатства, выработанного предшественниками. Он - связующее звено между прошлым и будущим. Он, наконец, не просто представитель своего народа и своей эпохи. Он - планетарное и космическое существо, связанное множеством неразрывных и не до конца еще выявленных нитей со Вселенной.

В общемировой традиции вывод о космической сущности, человека о его взаимодействии с биосферой и ноосферой долгое время формировался и вызревал в русле представлений о неразрывном единстве Макро- и Микрокосма - Вселенной и Человека. Мыслители всех времен и народов пытались не только теоретически постичь великое единство двух космосов, но и представить их наглядно-образно. Хрестоматийным в данном плане является знаменитый рисунок Леонардо да Винчи, где как бы раздваивающееся тело человека вписано одновременно в круг и квадрат. Круг - вообще почти что идеальный символ для изображния бесконечности и вечности. Это понимали и древние китайцы для изображения единства бесконечных и вечных космических начал Инь и Ян (Мужского и Женского) малые круги, причудливо вплетенные в общий космический круг. Спустя тысячелетия великий русский художник и мыслитель мирового уровня Николай Константинович Рерих (1874-1947) изобразительно соединил символику Востока и Запада в созданном им Знамени мира, где с помощью идеальных геометрических форм воссоздан неразрывность бесконечного и вечного: в большом красном круге, олицетворяющем вечность, заключены три малых красных кружка, соответствующие прошлому, настоящему и будущему.

Во всех сферах материальной и духовной жизни все зависит от человека, от Микрокосма, его конкретных потенций, заложенных Природой и в конечном счете - Космосом. Страсти, потребности, интересы - вот что движет людьми, а энергия этих движущих сил - имеет вселенское происхождение. Весь бесконечный Космос замыкается на человека, как средоточие Вселенной, пронизывая его неисчерпаемой и по большей части нерасшифрованной информацией, накопленной за безграничное время существования объективного мира. И у человека имеется множество каналов, в том числе и пока невостребованных, для считывания такой информации. Микрокосм существует для того, чтобы в нем пробуждался Макрокосм. Макрокосм существует для того, чтобы реализовываться в Микрокосме. Они нерасторжимы, и это единство - вечно.

Космическая жизненная энергия

Многие народы, культуры, религии, с древних времен признают наличие космической жизненной энергии. Существуют различные названия одного и того же явления:

А также: Биокосмическая энергия, Универсальная жизненная сила, Пятая сила, Сила Икс, Теллуризм, Телесма, Пневма, Одическая сила, и многие другие.

Современная наука, изучая вопросы мироздания, до сих пор сталкивается с неразрешимой загадкой, и многие ученые в своих исследованиях дошли до тех пределов, где им остается только одно объяснение: имеется некая стоящая над космическим порядком разумная сила, некий вид универсального духа, который постоянно созидает из себя самого.

Такие представления близки современной квантовой физике. В теории супергравитации описывается единое поле, абсолютно равновесное, только с самим собой находящееся в переменных взаимоотношениях, поле чистой разумности, которая производит из самой себя все силы и всю материю, и образует таким образом основу существующего творения.

Вышесказанное полностью совпадает с тем, что на протяжении тысячелетий повторяют мудрецы и просветленные. Они вновь и вновь говорят нам, что существует некое состояние бытия, из которого возникло все живое, и которое содержит в себе все творение. Энергия этого состояния живет во всем, и это как раз та универсальная жизненная энергия.

Что же это за загадочная энергия, само существование которой многими учеными до сих пор ставится под сомнение?

Российскими учеными установлено наличие энергетических полей вокруг живых организмов самого различного развития. В составе этих полей обнаружены практически все известные физикам формы энергии.

Современная наука привыкла верить показаниям приборов, но приборы в сфере биоэнергии до недавнего времени молчали. Таким образом, древнейшие проявления необычных возможностей человека наука смогла отчасти уловить лишь сегодня. Причем на уровне самых новейших достижении исследовательской техники.

Если вспомнить историю физики, то формы энергии открывались последовательно по мере развития научных представлений и методов их исследования. Вольта и Гальвани, открывшие электричество, вероятно, были бы ошеломлены, а то и поверили бы в сверхъестественное, увидев современный цветной телевизор, или компьютер хотя в основе их работы заложены идеи и явления, вытекающие из их собственных открытий.

И каких достижений ни добивалась бы наука, неминуемо будет возникать новое, выходящее за пределы уже известного, воспринимаемого вначале как отрицание уже достигнутого, но затем, после более серьезного осмысления, становящееся источником дальнейшего развития отраслей и всей науки в целом. И это полностью относится к учению о необычных возможностях человека, к лежащей в их основе биоэнергетике - самой сложной, а потому задержавшейся в своем оформлении области знаний о Человеке во Вселенной.

Лишь сейчас начался прогрессивный переход от огульного отрицания древнего опыта человечества, особенно в области биоэнергетики организма человека, которую мы лишь учимся регистрировать с помощью аппаратуры, к всемерному использованию рациональных ее составляющих. О размерах выигрышности этого бережливого и непредвзятого подхода к историческому опыту и глубинным возможностям человека для здравоохранения, и других аспектов жизни человека мы можем пока только догадываться.

Наука же, как известно, это не самоцель, а лишь орудие человечества, созданное им для расширения взаимодействий с внешней средой и управления внутренней средой самого человеческого организма.

Люди во все времена очень настороженно относились ко всему новому, боялись непонятного, не поддающегося привычным, обжитым объяснениям, выходящим за пределы собственных из знаний и умений. Лишь в последние десятилетия, привыкнув к чудесам науки и техники, люди начинают понимать, что необычные возможности человека, при всей их внешней чудесности, не могут не иметь (пусть пока не изученных) объективных, глубинных механизмов, которые можно и нужно понять и разумно использовать.

Это – основной вопрос философии, на который у меня есть достаточно простой ответ.

Сознание не существует вне материи, и этому есть доказательство. Если бы сознание существовало вне материи, то человек получал бы сознание как некую программу в готовом виде извне. Но такого не происходит. Всякий взрослый человек скажет, что его сознание не было дано ему извне в готовом виде, а оно было сотворено им же самим под воздействием многих факторов: общественных приоритетов (например, в некоторых мусульманских странах люди лишены выбора и они вынуждены выбирать только ислам), своих моральных ценностей, полученных от воспитания; своих собственных интересов; своих собственных способностей; своего темперамента; своей образованности; наличия или отсутствия критического (аналитического) ума. Эволюция (изменение) сознания человека в процессе его взросления доказывает, что сознание существует в человеке и творится им же, а не дано извне в готовом виде. Следовательно, материя первична, а сознание человека вторично.

Но сознание человека влияет на качество материального (внешнего) мира, в котором этот человек живёт. Поэтому сознание человека первично по отношению к качеству внешнего мира. Если сознание у человека качественное, то и внешний мир, который человек создаёт вокруг себя, будет качественным.

В Библии «Богом» назван «Святой Дух», а словосочетание «Святой Дух» с иносказательного переводится как совершенное (качественное) сознание. Библия несёт в себе совершенное сознание («Всё Писание богодухновенно…»), и она для того и создана, чтобы каждый человек обрёл совершенное (качественное) сознание («Святого Духа» = мудрость), с помощью которого он смог бы сотворить вокруг себя качественный материальный мир и качественное (совершенное) общественное устройство – диктатуру Закона (иносказательно: «Божье Царство на земле»).

Рецензии

Исходя из Ваших же слов, я сделал совершенно противоположный вывод. Святой Дух- совершенное сознание. Но Дух не материален, хоть и носитель совершенного сознания. Материя же вторична по отношению к Духу, а значит сознание вселено в человека свыше, и им же определяется уровень его чистоты, то есть мудрости в зависимости от чистоты душевной.
Как- то так получается. Извините. Хотя может я что- то недопонимаю...
Спасибо!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Хочется услышать Ваше мнение коллеги по этому вопросу. Что первично материя или сознание? И соответственно услышать не только краткий ответ, а обоснованное описание проблематики. Лучший комментарий будет отмечен материальной благодарностью!

И так, все началось с того что мне был задан вопрос о первичности материи или сознания. Человек воспитанный в духе пагубного материализма, сказал мне что: в те времена когда он учился в институте первичность материи доказывалась очень просто " Вот стоит стол. Потрогайте его. Уберите руку. Закройте глаза. Он все равно есть. Следовательно, материя первична и не зависит от того, что Вы о ней думаете, закрываете глаза или нет, и что вы там себе вооброжаете". И в те времена над теми, кто считал что сознание первично просто посмеивались. И вопрос что изменилось сейчас?

Я ответил так: Первое что хочется сказать что слова материализм и идеализм имеют совершенно разные значения с точки зрения этимологии и то что о них в те времена думал рядовой марксист совершенно является невежеством. Любой мистик бы сказал что материя действительно всепресутствующая, просто имеет разную плотность бытия и видов этой материи бесконечное множество. Ну например потри ладони и немного разведи их и почуствуешь тепло, а ведь это тоже материя просто более тонкая. Если говорить о плотности материи то надо сказать, что каждый более плотный вид материи обязательно состоит из более тонкого вида материи, который и является более одухотворенным.

Я попытался объяснить, что то что Вам говорили в институте безосновательно. Хотя бы потому, что мы мистики и маги не отрицаем того, что материя не первична. Мы лишь говорим о многообразии материи и ее плотности. Чем более тонкая материя, тем более в ней преобладает сознание и божественное. Бог есть проявление самой тонкой материи и Мы этого не отрицаем. И все сущее является проявлением божественой энергии либо материи.

Если брать стол, то он тоже состоит из более тонкой материи, протоны, электроны, нейтроны и т.д. Все это говорит о том, что и у стола есть духовное тонкое начало его происхождения. И все это физически и научно доказанно и все это является духовной энергией. В те времена учителя древности определяли эту материю как "свет", "тепло", "магнетизм", вселенская любовь", "мысль бога", "мировая душа", "Вселенский Логос"...... И если исходить из того тезиса что "нечто не может состоять из ничего" вот и приходим к выводу, что сознание первично. Тут и есть понимание, что чем выше поднимаемся, тем более одухотворенным становится вид материи.

Можно также привести такой пример когда Врач говорит - "Я много раз вскрывал человека, но до сих пор не обнаружил души" а мы бы маги, мистики, спросили у него " А сколько мыслей, воспоминаний, идей Вы там нашли?".

Жду Ваших живых комментариев.

Стал задаваться вопросами относительно своего бытия и предназначения, об окружающей его действительности и мире, в котором он живет, пытаться изучить и понять их, началось зарождение науки философии. Основной вопрос, волновавший людей на протяжении всего развития человечества, от древнейших цивилизаций, о которых упоминается лишь в легендах или старинных манускриптах, до сегодняшнего дня - это что появилось первым, сознание или материя.

Споры, возникавшие между философами по поводу этого вопроса, породили такие понятия, как материализм и идеализм. Много веков сторонники обеих теорий устраивали словесные «баталии», пытаясь доказать свою правоту, пока не была озвучена третья возможная концепция: существует два вида реальности, материальная и духовная, и они взаимосвязаны.

Понятие материи

В переводе с латинского языка materialis означает «вещественный», и именно это понятие стали применять по отношению к объективной реальности в философском мировоззрении. Материя в понимании философов - это окружающий мир, который существует сам по себе, вне зависимости от сознания субъектов, его населявших. Так считали ученые умы древности, ничего в этом определении не изменилось и сегодня. Мир действительно существует вне человека и его попыток познать реальность. Еще одно понятие объективной реальности - это «бытие», которым философы Древней Греции называли некую субстанцию, образующую все сущее, то есть материю.

Если внимательно изучить трактаты древних ученых, то можно заметить в них общую тенденцию: не важно, это труды восточной философии или античной, все они сходны в том, что материя существует независимо от сознания человека. Это понимание привело к возникновению такого термина, как «материализм».

Несмотря на то что ученые, жившие в те времена (VII-VI века до н. э.), не обладали современными технологиями, чтобы заглянуть внутрь материи или за ее пределы, они понимали, что существовало некое первовещество, которое и легло в основу всего сущего. Именно тогда впервые и зародился о первичности материи или сознания.

Первовещество в понимании античных философов

Одни ученые (Фалес) считали, что этим веществом была вода (ее уже тогда называли «колыбелью жизни»), другие (Анаксимандр) придумали название «апейрон», означавшее некую субстанцию вне времени и пространства, которая находится в постоянном движении и развитии, и именно она стала причиной возникновения мира. Были и такие философы (Анаксимен и Гераклит), которые искренне полагали, что все сущее возникло из воздуха или огня. Естественно, все это толкало приверженцев той или иной концепции на ведение философских споров, хотя в те времена еще не было ожесточенных словесных «баталий» на тему, что первично, материя или сознание. Богов считали частью Вселенной, а душой могли обладать любые материальные объекты. Во многих языческих религиях существовали такие понятия, как дух огня, воды, земли, птиц или животных. Некоторые из этих верований продолжают существовать и в наши дни.

Понятие и виды сознания

Так как философов древности больше интересовал окружающий их материальный мир и его явления, большинство из которых они не могли объяснить (как и то, откуда все появилось), то вопросу сознания они вначале уделяли меньше времени. По-настоящему к изучению соотношения материи и сознания они приступили тогда, когда возник первый философский вопрос: можно ли изучить и познать объективную реальность.

Если с материей все понятно, так как ее можно увидеть, потрогать, а в некоторых случаях разобрать и собрать, то с понятием «сознание» все сложнее. Его стали использовать в разных концепциях, например:

  • В широком философском смысле - это некая сущность, высшая субстанция, которая способна сотворять миры и материю. Это понятие легло в основу идеалистической философии. Первым ввел этот термин и разработал концепцию идеализма Платон, а дальнейшее развитие она получила у Гегеля, который считал, что первопричиной (основой) всего сущего является мировой разум. Он называл его абсолютной первичной субстанцией (идеей), которая пронизывает все формы бытия.
  • С точки зрения материализма, сознание - это вторичная форма бытия (высокоорганизованная материя, например человеческий мозг), которая не способна творить, но может познавать и анализировать объективную реальность, пропуская ее через индивидуальное восприятие каждого отдельного индивидуума. Именно с момента переоценки категории сознания и перевода его с идеалистического понятия в материалистическое, на время свело на нет философские споры о том, что первично, материя или сознание. В этой концепции рассматриваются такие субъекты, как «Я» (человек, индивидуальность) и «не-Я» (весь остальной мир) и отношение первого ко второму.

    Еще одно понятие сознания дают психологи. Это психо-физиологический субстрат (то есть, суть человеческой психики), который является двумерным и может одновременно:

    • познавать, анализировать и запоминать информацию об объективном мире (вся реальность);
    • в качестве самосознания быть направленным на носителя.

    Таким образом, сознание формирует для человека картину мира, неотъемлемой частью которого он является.

    Рассмотрим теперь, как по мере развития философской науки менялись представления о том, что первично, материя или сознание.

    Софисты Древней Греции

    Благодаря античным софистам философия как наука стала на совершенно новый уровень развития. В зависимости от того, какого мнения придерживались ученые умы о сотворении мира, они организовывали свои философские школы, в которых объединенными усилиями пытались либо доказать свою версию, либо опровергнуть чужую. Первой из них была Милетская школа, основателем которой считается Фалес.

    Отталкиваясь от воды, как первоосновы всего бытия, он, путем обобщения своих наблюдений, во всем многообразии материи обнаружил некую предельную абстракцию, которая совершила логический скачок от невероятного множества вещей и понятий к единичности. Так как в его понимании «вода» имела строение (состояла из ядра стойхейрона и праматерии архэ), то она относилась к категории материи, которая содержала в себе потенциал и находилась в постоянном развитии. Таким образом, он один из первых указал на первичность материи над сознанием. Признавали это и представители других философских школ VI-V веков до н. э.

    ВОДА (первооснова).

    АРХЭ / стойхейон (праматерия/логический элемент).

    Школа в ионийских греческих колониях (Эфес, Клазоменах)

    Ионическая школа во главе с Гераклитом настаивала на том, что всему первопричиной является огонь, который имеет такое же строение, как и «вода» Фалеса. В отличие от Анаксимандра, который придерживался мнения, что первоначалом сущего является бесконечность (апейрон), которая всегда остается цельной и постоянной при многообразии и изменчивости его частей, Гераклит считал, что материальный мир не был создан ни богами, ни людьми, и существовал всегда в виде огня.

    ОГОНЬ (первооснова).

    АРХЭ /стойхейон (праматерия/логический элемент).

    Это интересно знать: понятие «безграничное начало», как основного элемента бытия ввел в обиход именно Анаксимандр, и его теория сотворения мира по тому времени была передовой.

    Платон и его видение мира

    Академия Платона, пожалуй, первое в своем роде настоящее учебное заведение, так как имела обучающую программу для юношей. Сам Платон много внимания уделял изучению сознания и считал, что ум - это высший дар человека. Он полагал, что идеи - это объекты не материального мира, но тесно связаны с ним.

    Это далеко не все представители античной софистики и их школы, но именно они пришли к выводу, который лег в основу дальнейшего развития философии как науки: сознание - противоположность материи, но они неразрывны, как стороны одной медали.

    Христианская философия о бытие и сознании

    Во времена средневековья вся философская мысль сводилась к понятию триединства:

    БОГ-отец / БОГ-сын /БОГ-дух святой.

    То есть ученые того времени не далеко ушли в своих познаниях мира от античных мудрецов, только поменяли терминологию. Основа творения всего сущего осталась прежней: есть неизменное нечто (в христианской философии - это Бог), которое создает материю (Бог-сын) через идею (Бог-дух святой).

    Если философы древности спорили о том, что первично, материя или сознание, то 700 лет назад ученых волновал вопрос о реальности всего сущего, которому в свое время Аристотель дал название «действительное бытие». Именно он первым указал на единство материи и формы в реальности, тем самым объединив материю и сознание.

    Действительное бытие: материя/форма

    Долгое время философы Средневековья опирались на аристотелевскую концепцию мира, что соответствовало христианскому догмату о триединстве всего сущего.

    Идеалисты и их концепция мира

    На протяжении почти 30 столетий ученые спорили о том, что первично, материя или сознание. Философия как наука была в авангарде всех научных диспутов. Ее представители разделились на 2 лагеря: идеалистов и материалистов.

    Представители первого считали, что во главе всего сущего находится духовное начало, которое имело разные названия (Бог, Высший разум, душа, идея), но было, по сути, единым понятием. По их мнению, материя является вторичной, так сказать «продуктом» духовного мира.

    Родоначальником идеализма считается Платон, хотя само разделение и понятие материализма и идеализма ввел в XVIII веке Г. Лейбниц.

    У этой философии две превалирующие формы:

    1. Объективный идеализм, который отделяет духовное начало от материального мира (реальности) и человека, называя его Абсолютом или Мировым разумом.
    2. Субъективный идеализм основан на внутреннем человеческом опыте познания окружающей действительности путем осознанного ее изучения.

    Представителями идеализма являлись Д. Юм, Джордж Беркли и другие ученые. Одной из разновидностей этого философского течения была идея дуализма (лат. - "два"), которую ввел Р. Декарт, утверждавший, что материя и сознание - это две отдельные первоосновы.

    Материалисты

    Представители этого философского направления во главе всего сущего ставили материю, под которой подразумевали вечную, неуничтожимую, находящуюся в постоянном движении и развитии субстанцию, из которой появилась природа, Вселенная и все, что наполняет окружающее пространство. Для них материя первична, существует по своим законам, всегда была, и всегда будет и составляет единую реальность, в то время как сознание (идея) лишь является ее отражением.

    Среди достоинств этой теории находится наука, но даже она не может объяснить наличие сознания и сущности идей, которые в нем зарождаются (это ее минус).

    Материализм делится на:

    • Стихийный вид, зародившийся еще в античные времена.
    • Метафизический относится к Новому времени и представлен такими научными деятелями, как Галилей, Бэкон, Локк и другие.
    • Диалектический вид объединяет материальность и диалектику, в которой сознание - это способность материи отражать саму себя. Основоположники этого вида материализма - Маркс и Энгельс.

    Это далеко не все разновидности материализма и идеализма, так как философия - это не статичная наука и находится в постоянном развитии, как и реальность, которую она пытается объяснить.

    Философские парадоксы

    Попытки определить, что такое материя и сознание, время от времени создавали курьезные ситуации и приводили к образованию парадоксов. Если с первым понятием все более менее понятно, то при изучении сущности сознания ученые порой сами загоняли себя в тупик, например:

    • Материя ощутима и изучаема. Но разве сознание не проявляется через ощущения, которые человек может познать и проанализировать?
    • Материя окружает человека. А кто сказал, что сознание его не окружает? Еще 500 лет назад люди не слышали об электромагнитном поле, а сегодня даже школьники знают, что оно окружает всю планету.

    По сути, если нет сознания, то и объективного мира (реальности) не существует, так что споры о первичности и вторичности этих категорий теряют всякий смысл.

    Заключение

    В наше время, после того как было объявлено и доказано, что мысль (продукт сознания) материальна, споры о первичности материи или духовного начала поутихли. Сознание до сих пор не изучено, тогда как в материю люди проникли до самых ее атомов. Так что все самое интересное в науке философии еще впереди.

Мы живем во вселенной, где бытие формирует сознание, что значит то, что живой организм вырастает, живет и думает в соответствии с условиями жизни, в которой он находится. Например какой нибудь хищник прячется среди растений в джунглях потому что он тем самыми растениями окружен и природа запрограммировала его сознание использовать окружающую среду для выживания, а в случае с человеком, например, общество, в котором он вырастает прививает ему те или иные ценности (но среди людей бывают и исключения).
Но это если смотреть со стороны научного рационализма, а вот если добавить чуть метафизики и силлогизмов...
Сознание не может существовать вне тела, оно если и не является его продуктом, то по крайней мере "заперто" в нем. Сознание порождается из тела(то бишь материи). Но чтобы эту самую материю хоть как- то ощутить, необходим наблюдатель, "тот кто ощущает". А все чувства и восприятие являются продуктом деятельности рецепторов органов чувств и мозга: органы чувств улавливают различную информацию из окружающего мира, а мозг уже анализирует и выстраивает ту самую картину мира. Реальный мир-это, что показывает вам ваш мозг. В физическом мире нет цветов -это всего лишь длинна волны, а звук-лишь различные колебания в окружающей среде. В бытии слепого нет такого понятия как "красный" или "синий". В вселенной глухого нет мелодий и звуков, а шизофреники видят то, чего нет в объективной реальности (для других людей) не существует, но для них нет уже четкого разделения между галлюцинациями и реальностью, так как и то и другое -продукт сознания (вспоминаем фильм "Игры разума").
Можно сказать что сознание формирует бытие, а бытие формирует сознание.
Но это ни в коем случае не однозначный ответ! Это лишь размышления, ведь на эти вопросы, как по мне, нету однозначных ответов. И надеюсь на сайте найдутся люди которые исправят меня или дадут более широкий ответ.

Вы пишите:

- "Сознание не может существовать вне тела, оно если и не является его продуктом, то по крайней мере "заперто" в нем."

У спящего человека во сне бывают образы, где его тело занято чем то (бегает, летает, плавает), хотя на самом деле тело его спит, лежа на кровати. Получается, что сознание существует в другом теле в этот момент для этого человека. Получается сознание не заперто в теле.

- "Сознание порождается из тела (то бишь материи)."

Во время клинической смерти - физиологически тело мертво, а в сознании человек видит своё тело со стороны. Существует множество таких свидетельств людей, переживших клиническую смерть.

Получается по Вашему, что сознание порождается мёртвым телом?

- "Можно сказать что сознание формирует бытие, а бытие формирует сознание.Но это ни в коем случае не однозначный ответ!"

Я бы говорил так:

Сознание не формирует бытие, а сознание свидетельствует бытие, выступает свидетелем бытия.

Бытие формирует личность, менталитет, знания, но не формирует сознание. Тело человека - это тоже часть бытия. Бытие формирует то, о чём свидетельствует сознание.

Ответить

Прокомментировать



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: