Петр и павел расправлялись с неверными мечами. Апостолы Петр и Павел

Изображенным на иконе святым Петру и Павлу можно молиться и вместе, а можно обращаться к ним по отдельности.

Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу в первую очередь молятся о том, чтобы утвердиться в вере. Святым апостолам молятся при необходимости помочь в обращении к Христовой вере иноверцев и в помощи тем людям, кто утратил веру во Христа.
Святые Петр и Павел могут помочь в исцелении от физических и душевных недугов, им еще при их жизни были даны чудесные способности исцеления людей.
Апостол Петр является покровителем рыбаков, 12 июля считается у них праздником «День рыбака». А молитвы перед иконой святого Павла могут помочь в учебе, он был очень образованным для того времени человеком.

Первоверховные апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле и они, конечно же, могут помочь в любых Ваших богоугодных начинаниях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За их труды их назвали первоверховными.

У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.

Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
В 4 веке в тогда еще православных городах Риме и Константинополе святой равноапостольный Константин воздвиг храмы, которые были освящены в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в день их памяти 12 июля (по новому стилю).

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА

До призвания к Христу святой жил в Капернауме, был женат и тогда его звали Симоном. Увидев Иисуса Христа во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, Симон пошел за Господом и стал самым преданным Его учеником.
Он первым исповедал Иисуса Христа Мессией — Иисус есть

«Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16)

и тогда же от самого Господа он получил имя Петр, что в переводе с греческого языка означает камень или скала, на которой Иисус Христос пообещал создать Церковь

«Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18).

Об апостоле Симоне-Петре говорили, что он был нетерпеливым и чистосердечным, как ребенок и вера его во Христа была сильной и безоговорочной. Однажды, будучи на море в лодке, Петр попробовал по призыву Господа пойти по воде, как по земле.

Петру, вместе с Иаковом и Иоанном, выпала честь своими глазами увидеть Преображение Господне на горе Фавор. Это были его слова:

«Господи! Хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4).

Петр со всей своей горячностью защищал Господа в Гефсиманском саду, он отсек своим мечем ухо человеку, пришедшего арестовать Учителя.

В Евангелие написано, как Петр три раза отказался от того, что он является последователем Иисуса Христа. По своей сути, он отрекся от Господа, но потом он глубоко раскаялся в этом, после чего Иисус Христос снова «восстановил» его в апостольском достоинстве, когда поручил ему (тоже три раза) пасти Свое стадо:

«Паси агнцев Моих».

Господь применил к апостолу Петру самое сильное оружие – прощение. Именно в прощении, а не в наказании, человек остается со своим стыдом и может быть, благодаря этой ситуации, апостол Петр стал настоящим пастырем, поводырем на пути людей к вере в Бога.

По истечении пятидесяти дней после Воскресения Господа, после сошествия Святого Духа на апостолов, святой Петр произнес первую в своей жизни проповедь. Собравшимся людям глубоко в души запали слова Петра о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти.

« Что нам делать? » — спрашивали его.

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38)

Послушав его речь, в тот день около трех тысяч человек стали христианами. Прошло совсем немного времени, Петр, с Божией помощью, исцелил хромого,

«которого носили и сажали каждый день при дверях храма»

Больной встал, начал ходить, восхваляя Бога. Увидев такое чудо и услышав, что Петр сказал во второй своей проповеди о том, что исцеление было не от него, а от Бога, к вере обратились еще 5000 человек. И снова иудейские священники восстали против веры в воскресение мертвых, но в этот раз их ненависть была направлена не на Иисуса, а на Его учеников Петра и Иоанна, которые были схвачены и отправлены в темницу. Члены синедриона попытались поторговаться с ними, пообещав им свободу в обмен на то, что они не будут проповедовать о Христе. На это им был ответ от Петра:

«Судите, справедливо ли пред богом слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

Побоявшись народного заступничества за апостолов, вскоре они были выпущены на волю и с новой силой продолжили свидетельствование о воскресении Господа.
Новая вера во Христа стала очень популярна в народе, многие люди стали продавать свои земли, имения и приносили деньги для апостолов на помощь нуждающимся. Так учил Господь Иисус Христос. Но делать это нужно было добровольно, без сожаления, тогда деньги пойдут на благое дело. «Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою » тоже продал свое имение, но сговорившись, они решили не все деньги отдать апостолам. Когда Анания пришел к Святому Петру, тот сказал ему, что такая жертва Богу не нужна — это ложь не перед «человекам, а Богу ». Анания объял страх, и он умер от испуга. А через три часа пришла его жена и, еще не зная о случившемся, тоже подтвердила меньшую сумму денег, за которую была продана земля. Святой спросил:

«что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала и испустила дух».

Так, в самом начале установления жизни по Христовым законам, проявился Божий гнев на его нарушителей.
В 42 году Ирод Агриппа, который был внуком Иродом Великого, начал гонения на христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Заведеев, а Петр был заключен под стражу. Находясь в темнице, по молитвам Господу, ночью к Петру явился Божий Ангел, освободил узника и вывел его из заточения.
Много трудов приложил святой Петр в деле распространения Христовой веры. Он проповедовал в Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил первого епископа Александрийской церкви Марка. Потом в Греции, Риме, Испании, Карфагене и в Англии.

По преданиям, именно со слов святого Петра, было написано Евангелие апостолом Марком. Из новозаветных книг до нас дошли два Соборных послания апостола Петра, которые были обращены к христианам Малой Азии. В Первом послании апостол Петр обращается к своим братьям во время их гонений со стороны врагов Христовых, тем самым помогает им, утверждая их веру. Во Втором послании, которое было написано незадолго до его кончины, апостол предостерегает христиан от появившихся в отсутствии Петра лжепроповедников, искажающих суть христианской морали и нравственности, которые проповедовали распущенность.
Находясь в Риме, апостол Петр обратил двух жен императора Нерона в христианство, чем сильно обозлил правителя. По его приказу апостола заключили в темницу, но Петру удалось убежать из-под стражи. И вот, по преданиям, апостолу, который шел по дороге, встретился Христос, которого он спросил:

«Куда идешь Господи?»

и услышал ответ:

«Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».

После этих слов апостол Петр повернул и пошел обратно в Рим.
Это произошло в 67 году (по некоторым исследованиям в 64-м) от Рождества Христова. Когда святого Петра повели на казнь, то он попросил казнить его вниз головою, так как считал, что должен быть преклоненным под Его ноги. Апостол так и не простил себе тройного отречения от Господа в Гефсиманском саду.
Тело святого апостола Петра было похоронено на месте казни на Ватиканском холме христианами во главе со священномучеником Климентом Римским.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

В отличие от апостола Петра, святой Павел сначала был ярым противником христовой веры. Он был из фарисеев, его имя тогда было Савл. Он получил прекрасное образование и был твердо убежден, что преследование христиан было угодно Богу. Ведь христианское учение восстало против Иеговы Ветхого Завета и оскорбляло любимый им Моисеев закон.
Савл был среди гонителей веры Христовой, он был с теми, кто казнил первомученика Стефана, лживо обвиненного в хуле на Моисея и Бога.
Но однажды, по пути в Дамаск, около полудня вдруг возсиял великий свет с неба и, как позже рассказывал об этом сам Павел:

Ослепшего от этого света, Савла под руки привели в Дамаск. По истечении трех дней, в течение которых Савл находился в молитве, к нему пришел один из учеников Господа, Анания, возложил на него руку, крестил его и Савл прозрел. Анания сначала не хотел идти к Савлу, но Господь в видении сказал ему:

«… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями».

Апостол позже так писал об этом:

«что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»

По воле Божией Савл стал ревностным проповедником того учения, которого он раньше был яростным гонителем. В Дамаске именно на том месте, где раньше стремился искоренить христианство, он начал свидетельствовать о Мессии. Бывшие соратники Савла (Павла), иудеи, «согласились убить » его, услышав новые проповеди и стали подстерегать его при выходе из городских ворот. Но ученики ночью спустили Савла в корзине с городской стены и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году. Савл хотел познакомиться с апостолами и прежде всего с Петром, но те сначала не поверили, что он тоже стал учеником Господа до тех пор, пока за него не стал свидетельствовать Варнава. Пятнадцать дней жил Савл у Петра и однажды, в молитве ему было видение в том, что Господь отсылает его «далеко к язычникам ». После чего он отправился на родину в город Тарс, а оттуда, вместе с присоеднившимся Варнавою в Антиохию, где учили немалое число людей, которые приняли Христианство. После Антиохии Савл и Варнава отправились на Кипр, где слово Божие пожелал услышать проконсул Сергий Павел. После проповеди, несмотря на противление волхвов, проконсул

«уверовал, дивясь учению Господню».

После этого случая, в Святом Писании, Савл начал называться Павлом. Около 50 года святой прибыл в Иерусалим, чтобы решить спор между обращенными христианами из иудеев и язычников о соблюдении обрядов. Разрешив этот спор, Павел, по решению Апостольского Собора, вместе со своим новым спутником Силой, отправился в новое апостольское путешествие в «Сирию и Киликию, утверждая церкви »
В Македонии святой апостол исцелил одержимую духом прорицательства служанку, «которая через прорицание доставляла большой доход господам своим ». Ее хозяева страшно обозлились на Павла, схватили его и повлекли к начальникам. Обвинив в возмущении народа, Павел и Сила были заключеены в темницу. Ночью, после их молитв Господу, сделалось великое землетрясение, двери открылись, а их узы ослабли. Охранник, увидев это чудо, сразу же уверовал во Христа. После случившегося ночью, наутро воеводы решили отпустить «тех людей », но апостол Павел отвечал:

«Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас».

Римское гражданство выручило Павла , воеводы пришли к ним и с честью освободили из заключения.
После Македонии святой Павел проповедовал в греческих городах Афинах и Коринфе, здесь было написано его послания к Солунянам. В третьем своем апостольском путешествии(56-58 гг.), им было написано послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам.

12 глав Нового Завета посвящены трудам Апостола Павла, а еще 16 — это рассказ о подвигах святого, о его трудах в деле строительства Церкви Христовой, о перенесенных им страданиях. Святой Павел считал, что он

«недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9).

Как и святой Петр, до конца жизни страдавший от отречения от Господа, Павел тоже до конца своих дней помнил о том, что в прошлом он был гонителем своего возлюбленного Христа, которого Божия благодать вытащила из разрушительного заблуждения:

«Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Как возмутитель спокойствия, первоверховный апостол Павел был казнен. Петр был распят на Ватиканском холме, а Павла, как римского гражданина нельзя было предать такой позорной смерти, поэтому он был обезглавлен за пределами Рима.

Такие разные личности, такие различные судьбы!

Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский:

«Радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением… Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».

Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит:

«Поминайте наставники ваша, подражайте вере их».

12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний:

«Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

ВИДЕОФИЛЬМ

12 июля молитвенная память святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла!

С вятые апостолы Петр и Павел называются первоверховными, потому что они трудились в деле евангельской проповеди более всех прочих апостолов, посему и установлено им особое празднование.

Апостол Петр до призвания ко Христу назывался Симоном и вместе с братом Андреем был рыбаком. Происходили они из небольшого городка Вифсаиды Галилейской. Андрей уверовал во Христа первым и, придя домой, сказал Симону: «Мы нашли Мессию». Симон сам пошел, чтобы видеть Христа. Иисус Христос, увидев Симона, наименовал его Кифой, или Петром, что значит камень, в знак твердости веры, и с этого времени он сделался учеником Христовым.

Апостол Петр был простым человеком и не получил образования. Он был женат на племяннице апостола Варнавы, дочери Аристовула, одного из 70 апостолов.

Апостол Петр имел характер живой, пылкий и потому при каких - либо вопросах со стороны Иисуса Христа всегда отвечал первым.

Он был в числе трех любимых учеников Иисуса Христа и поэтому присутствовал при особенно важных событиях жизни Спасителя - например, при Преображении и в саду Гефсиманском перед страданиями. Ему на Тайной вечери Иисус Христос через Иоанна Богослова указал предателя. Здесь, на вечери, апостол Петр обещал стоять за своего Учителя до смерти, но Господь предрек ему отречение, и он отрекся, но загладил свое отречение раскаяньем, и Господь возвратил ему апостольское звание.

Апостол Петр первым начал проповедь об Иисусе Христе в день сошествия Святого Духа и своей проповедью обратил ко Христу около 3 тысяч человек. Он первый начал крестить язычников, совершив крещение, по внушению свыше, над сотником Корнилием и его семейством. Он действовал на апостольском соборе.

Правитель Палестины, Ирод Агриппа, заключил апостола Петра в темницу и хотел умертвить его, но ангел ночью вывел апостола из темницы. Первоверховный апостол проповедовал во многих местах не только Азии, но и Европы и Африки. Он написал два Послания о христианской вере и жизни.

Окончил свою жизнь в Риме, где обратил ко Христу многих придворных. Когда император Нерон воздвиг гонение на христиан, апостол Петр хотел удалиться из Рима, но в воротах города он встретил Господа, идущего в город. Иисус на вопрос Петра:«Куда идешь, Господи?»- ответил: «В Рим, чтобы снова быть распятым». Тогда Петр понял, что настало для него время прославить Бога своей смертью, и возвратился обратно в Рим.

Нерон осудил его на крестную смерть. Апостол просил распять себя головой вниз, потому что считал себя недостойным умереть на кресте так, как умер Сам Господь. Это было в 67 г. по Р. Х.

Апостол Павел назывался сначала Савлом и родился в г. Тарсе. Он был очень даровитым человеком, получил прекрасное образование в школе знаменитого еврейского ученого Гамалиила и имел римское гражданство. Так как он был ревнителем еврейского закона, то почитал христианство ересью, вредной для еврейской религии, и преследовал христиан.

Чтобы бороться с христианами, он однажды отправился в сирийский г. Дамаск. Здесь - то, на пути в Дамаск, Господь вразумил его и обратил к христианской вере. Внезапно озарил его необыкновенный свет с неба, и послышался голос: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?»- «Кто ты, Господи, и что повелишь мне делать?» - спросил Савл и услышал слова: «Я Иисус, Которого ты гонишь; ступай в город, и там сказано будет тебе, что делать». При этом Савл ослеп. В г. Дамаск Господь повелел Анании, одному из семидесяти учеников, исцелить и крестить его. С этого времени Савл сделался ревностнейшим учеником Христовым, прошел разные страны с проповедью и обратил бесчисленное множество язычников ко Христу, почему и назван апостолом язычников. Не раз он подвергался гонению и биению палками и камнями, был в узах и в темнице. Сотворил множество чудес. Он написал 14 посланий о христианской вере и жизни к христианам разных народов, например к римлянам, коринфянам, галатам, евреям и др., и к разным лицам, например, к апостолам Тимофею, Титу и др.

Апостол Павел окончил жизнь, подобно апостолу Петру, в Риме и в том же 67 году по Р. Х. Его хотели распять, но когда узнали, что он римский гражданин, то вместо позорной крестной казни отсекли ему голову. Тела святых апостолов Петра и Павла почивают в Риме: святого Петра в Ватиканском соборе, а святого Павла в загородной церкви; главы же их обоих хранятся в Латеранском соборе, в сени над престолом.

Среди самых ранних последователей Иисуса Христа, ставших основателями Его Вселенской Церкви, есть два апостола, именуемых первоверховными. Пётр и апостол Павел. В земной жизни они были совершенно разными людьми не только по своему социальному положению, но и по образу мыслей, и по восприятию мира. Объединила их вера в воскресение Сына Божия, открывшего врата в Вечную Жизнь.

Рыбак с Геннисаретского озера

О святом апостоле Петре нам известно, что он родом из города Вифсаиды, расположенном на севере Геннисаретского озера. Его отец Иона происходил из колена Неффалимова. До встречи с Иисусом Христом апостол Пётр именовался Симоном. Жил он в Капернауме со своей женой и тёщей. Симон был простым и скромным рыбаком. Вместе со своим родным братом Андреем, будущим апостолом Андреем Первозванным, он тяжёлым трудом добывал свой хлеб, не помышлял о тайнах мироздания, и все его интересы сводились к заботам текущего дня.

В самом начале Своего земного служения Иисус, призвав к Себе обоих братьев, дал Симону новое имя ― Пётр, что в переводе означает «камень». Сказанные при этом Иисусом слова о том, что на этом «камне» Он построит церковь, неприступную для ада, свидетельствуют о той особой роли, которая была предначертана Им этому человеку. И Пётр с самого начала беззаветно поверил своему Учителю. В его простой и открытой душе не было места сомнению. Оставив всё, что связывало его с прежней жизнью, он, не задумываясь, последовал за Христом.

Прозрение апостола Павла

Совсем иным представляется нам апостол Павел. Он появился на свет в городе Тарсе, в семье еврея, имевшего римское гражданство, что юридически обеспечивало ему привилегированное положение. Первоначально он носил имя Савл и был фанатичным приверженцем иудейского Закона. В Иерусалиме, примкнув к фарисеям, он получил блестящее образование под руководством одного из известнейших в то время раввинов. Это сделало его ещё большим ревнителем иудаизма и гонителем христиан.

Но Господу было угодно просветить его разум светом истинной веры. Исполненный Духа Святого, Павел со всем жаром своего сердца начал проповедовать в синагогах учение, которое ещё вчера обличал как ложное и сторонников которого обвинял в преступлениях против Закона. Он был человеком образованным, и это предавало его проповедям особую силу. Вступив на этот новый для него жизненный путь, Савл стал именоваться Павлом, что глубоко символично, ― перемена имени означала изменение всей жизни.

Мученический конец святых апостолов

Согласно Священному Преданию, апостол Пётр и апостол Павел после своего многолетнего служения погибли от рук иудеев в один день ― 12 июля (н. с.). Он стал днём их памяти. Ежегодно в этот день отмечается праздник ― День Петра и Павла. предал смерти апостола Петра после того как ему стало известно, что Пётр своей проповедью значительно умножил число новообращённых христиан. Апостол был осуждён на распятие, как и его великий Учитель, но молил палачей пригвоздить его ко кресту вниз головой, так как счёл себя не достойным повторить смерть Христа, распятого стоя.

Апостол Павел являлся римским гражданином, и, согласно закону, его нельзя было распять, так как подобная казнь считалась позорной, и ей подвергались лишь беглые рабы и те, кто принадлежал к самым низшим слоям общества. По повелению императора, его вывезли за пределы Рима и на Остийской дороге обезглавили ударом меча. Предание гласит, что на том месте, где упала глава святого апостола, забил из земли чудодейственный источник.

В период раннего христианства почитание этих святых последовало непосредственно за их мученической кончиной, а место погребения явилось одной из величайших святынь. Тогда же начали отмечать и праздник ― День Петра и Павла. Известно, что когда в IV веке при императоре Константине Великом христианство наконец получило официальный статус и стало государственной религией, то в Риме и Константинополе были сооружены храмы в честь этих апостолов.

Поклонение россиян святым апостолам

С первых дней принятия христианства на Руси апостол Пётр и апостол Павел стали одними из самых почитаемых и любимых россиянами святых. Креститель Руси ― равноапостольный князь Владимир, вернувшись из Корсуни, привёз в Киев икону с их изображением. Впоследствии она была передана в дар Новгороду, где долгое время хранилась в Софийском соборе. Позже она была утеряна, но и в наши дни под сводами этого храма можно видеть старинную фреску XI века, представляющую святого апостола Петра.

О многовековой традиции почитания на Руси первоверховных апостолов свидетельствуют настенные росписи относящиеся к XI-XII векам. На них также изображены апостол Пётр и апостол Павел. Два старинных российских монастыря в честь этих святых были основаны в начале XII века, один ― в Новгороде на Синичей горе, а другой ― в Ростове. Столетие спустя Петропавловский монастырь появился в Брянске. В этот период были написаны многие богослужебные тексты, в том числе и акафист Петру и Павлу.

О популярности апостолов Петра и Павла говорит и то широкое распространение, которое получили их имена среди православных жителей нашей страны. Достаточно вспомнить обширный сонм древнерусских святых. Среди них многие при крещении, а некоторые при монашеском постриге или принятии Великой Схимы нарекались именами первоверховных апостолов. Этот перечень можно продолжить именами людей, оставивших свой след в русской истории, а также теми бесчисленными Петрами и Павлами, прожившими свой век на необозримых просторах России.

Древнейшие изображения первоверховных апостолов

Говоря о развитии иконографии этих образов, нужно отметить, что святые апостолы Пётр и Павел изображались ещё первыми христианами на стенах катакомб, где они совершали свои богослужения. В то время подобные настенные рисунки представляли для адептов новой веры вполне определённую опасность, и по этой причине они часто прибегали к помощи символов. Однако известны отдельные фрески, относящиеся к этому периоду, на которых апостолам приданы вполне определённые, схожие между собой портретные черты, что позволяет исследователям допускать их реальное сходство с историческими прототипами. Следует заметить, что и в литературных памятниках, дошедших до нас из тех далёких времён, замечается та же тенденция: некоторые из них содержат в себе вполне сходные описания внешности апостолов.

Апостолы Пётр и Павел в русской иконописи

С установлением православия св. Петр и Павел стали теми святыми, образ которых непременно входил в число священных изображений каждого храма. Как правило, в основе их композиций были сюжеты Нового Завета, но известны и сцены из Священного Предания. Одной из них является широко распространённая обнимающихся, глядящих в глаза друг другу. Она являет зрителям момент встречи апостолов в Риме незадолго до казни. Подобное изображение в поясном варианте получило широкое распространение.

Однако большую известность со времён Древней Руси получили иконы, на которых апостолы Пётр и Павел представлены стоящими в полный рост, слегка обращёнными друг к другу. Одной из них является самая древняя дошедшая до нас икона, хранящаяся сегодня в Софийском соборе Новгорода. Это та самая икона, привезённая, согласно преданию, князем Владимиром из Корсуни, о которой упоминалось выше.

Возрастание значения апостольских образов

Со временем значение образов святых Петра и Павла столь возросло, что они стали неотъемлемой частью деисусного ряда каждого иконостаса. Вошло в традицию помещать изображение апостола Петра слева от центральной иконы Иисуса Христа, сразу за образами Богородицы и Архангела Михаила, а икону апостола Павла ― справа, непосредственно за иконой Иоанна Крестителя и образом Наиболее известными из таких изображений являются творения Андрея Рублёва, сохранившиеся до наших дней в Успенском соборе Владимира.

С конца XVII века в русской иконописи усилилось влияние западноевропейских школ. Этим объясняется появление тем, связанных с мученичеством апостолов. В прежние времена их традиционными атрибутами были: у Петра ― ключи от Царства Небесного, а у Павла ― свиток ― символ мудрости. Теперь же в руках апостолов мы видим орудия их мученической кончины ― у Петра ― крест, а у Павла ― меч. Известны даже иконы, на заднем плане которых изображены сцены казни.

С годами установилось чинопоследование посвящённых им церковных служб. Тексты сопровождающих их песнопений относятся в основном к VII-VIII векам. Их авторство приписывается таким столпам христианской церкви, как Герман и святитель Андрей Критский, чей покаянный канон читается ежегодно во дни Великого Поста. Кроме них упоминаются имена преподобного Иоанна Дамаскина и Козмы Маюмского. На службах всегда исполняется акафист Петру и Павлу, а также торжественные стихиры.

Имена святых, увековеченные в зодчестве

Имена святых апостолов Петра и Павла навсегда увековечены в храмовом зодчестве. Это в равной степени относится и к России, и к странам Запада. Достаточно вспомнить главный католический храм ― Собор Святого Петра в Риме. Над созданием этой крупнейшей исторической христианской церкви трудились величайшие художники и архитекторы. Среди них следующие: Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини и многие другие.

На православной Руси традиция возводить храмы в честь первоверховных апостолов Петра и Павла уходит своими корнями во времена святого князя Владимира. Известно, что в период его княжения появилась на Днепровских берегах первая церковь апостолов Петра и Павла, а вслед за ней на всей территории необъятной России, в городах, сёлах и даже совсем глухих деревнях во множестве строились храмы, посвящённые этим двум великим подвижникам.

Собор на Неве

Собор апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге занимает среди них особое место. Его называют также Петропавловским собором. Воздвигнутый по проекту архитектора Д. Тризини в 1712-1733 годах, он стал усыпальницей русских царей. Собор находится на территории Петропавловской крепости, заложенной в 1703 году по повелению Петра I для защиты устья Невы от возможного вторжения шведов.

Вначале появилась деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. Когда же в 1712 году началось строительство каменного храма, то оно велось таким образом, что прежняя постройка оставалась невредимой внутри вновь возводимых стен, и службы в ней не прекращались всё время работ. Новый собор, построенный в стиле петровского барокко, стал одним из шедевров архитектуры, доныне украшающих город на Неве.

Храм в Сестрорецке

В 2009 году был торжественно освящён построенный в пригороде Санкт-Петербурга храм Петра и Павла. Сестрорецк ― это небольшой курортный город вблизи Северной столицы. Ещё в начале XVIII столетия здесь была выстроена деревянная церковь в честь первоверховных апостолов. Со временем её сменил каменный храм, ставший выдающемся достижением зодчества. Однако в годы богоборчества он был разрушен, и только с наступлением демократических реформ началось его восстановление.

Выстроенный заново и освящённый, храм Петра и Павла (Сестрорецк) является мемориальным памятником российским подводникам. Дело в том, что выстроен он на том самом месте, где в давние времена русский гений-самородок, крестьянин Ефим Никонов, демонстрировал царю Петру I своё изобретение ― первую подводную лодку. Это сохранилось в памяти сегодняшних моряков, и на территории храма создан целый мемориал памяти героев российского подводного флота.

Храмы разных городов и разных конфессий

Нельзя не вспомнить и ещё два храма, находящихся в Санкт-Петербурге. Один из них ― храм апостолов Петра и Павла при Медицинской академии. Он находится на Пискарёвском проспекте. И другой, который расположен в самом центре города на Гороховой улице ― он является домовым храмом Педагогического университета имени А. И. Герцена. Оба они, созданные ещё до революции, были закрыты в советский период, и в наши дни вновь открыли свое двери для прихожан.

Во многих городах страны действуют ныне храмы в честь святых апостолов. Среди них Москва, Смоленск, Севастополь, Караганда, Барнаул, Уфа и многие другие. Кроме православных храмов служба Петру и Павлу регулярно совершается и в соборах иных христианских конфессий. Жителям столицы, например, хорошо знакомо восстановленное после атеистического лихолетья здание лютеранского кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке. Величественный католический храм упомянутым святым высится также в Великом Новгороде. И этот перечень можно продолжать долго.

Города, названные именами апостолов Петра и Павла

Память святых апостолов увековечена и в названиях некоторых городов. Наиболее известный среди них ― это Санкт-Петербург, носящий имя своего небесного покровителя ― апостола Петра. Он был основан в 1703 году. Именем святых апостолов назван и город на Дальнем Востоке ― Петропавловск. Острог, ставший его колыбелью, был заложен казаками в 1697 году. Со временем вокруг него образовалось поселение, из которого вырос город.

Ещё один Петропавловск находится на территории, которая в наши дни принадлежит Казахстану. Первоначально это была военная крепость, стоящая на пересечении важных торговых путей. Со временем она лишилась своего военного значения и превратилась в крупный населённый пункт ― узловую станцию транссибирской железнодорожной магистрали.

Искажение апостольских образов в современной культуре

С давних времён первоверховные апостолы Пётр и Павел становились персонажами как апокрифов (отвергнутых церковью, и не вошедших в число канонических, книг Ветхого и Нового Завета), так и народных фольклорных сюжетов. Традиционно апостол Пётр был представлен в них ключарём у райских ворот либо спутником Иисуса Христа, когда Он являлся людям. Апостолу Павлу соответствовал образ жителя или стража рая. Ему часто приписывалось покровительство огню и солнцу.

Эта вульгарная, свойственная народным низам трактовка священных образов, к сожалению, получила распространение в наши дни, она укоренилось во многих областях современной культуры. Особенно это заметно в кино и анимации. По той причине, что оба апостола традиционно изображаются вместе, и день их памяти отмечается одновременно - 12 июля, Петра и Павла объединили в некий единый образ. Например, в народном сознании оба считаются покровителями рыбаков, несмотря на то что только апостол Пётр занимался этим промыслом. Также несправедливо обоих отождествляют с тем камнем, на котором воздвигнуто здание церкви, поскольку эти слова Иисуса относятся лишь к апостолу Петру.

Кто такие апостолы?

В Библии этим словом называются те, кто от Бога получает повеление для сообщения людям. В этом смысле апостолом называется Моисей и пророки (в Ветхом Завете); в Новом Завете это название начинает употребляться в приложении к Двенадцати избранникам, выделенным Иисусом среди его учеников. Апостолами называются еще семьдесят учеников Христа, призванных Им позже.

Святые апостолы Петр и Павел называются первоверховными, потому что больше всех потрудились в деле распространения Евангельской проповеди; в новозаветной книге Деяний апостольских преимущественно повествуется об их трудах.
Их жизни, начавшиеся по-разному, объединил Христос-Спаситель. Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к "пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании" - провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущен-ности.Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда - в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: "Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне".

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой.

Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем "сосуд избранный Себе", на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: "Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?" На вопрос Савла: "Кто Ты?" - Господь ответил: "Я Иисус, Которого ты гонишь". Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.

Вскоре после возвращения из Иерусалима - по повелению Духа Святого - Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.

В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодар-ностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его "пастырских посланиях" - к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.

Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.

При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего обращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все - дело Его милости.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним "столпом" Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Учение Христа не сразу стало известно всему миру. На то, чтобы распространить Евангелие по странам и контитентам, потребовалось время. А также - люди, которые его проповедовали, их называют апостолами. Святые Петр и Павел в православии называются первоверховными, они самые известные ученики Иисуса.


Биография

На самом деле эти два человека встретились уже после того, как Христос вознесся на небо. Вот несколько интересных фактов:

  • Павел никогда не видел Христа, когда тот пребывал на земле. Будучи рьяным иудеем, Савл даже жестоко преследовал христиан. Существует версия, что он участвовал в казни первомученика Стефана.
  • Петр и его брат были первыми, кого призвал Спаситель. Необразованный рыбак с окраины империи, имеющий вспыльчивый характер - сегодня апостол Петр известен повсеместно.
  • Петр стал первым апостолом, который исповедовал Христа Сыном Божиим.
  • Павел встретил Господа по дороге в Дамаск и несколько дней оставался слепым, после чего последовало его обращение.

Святые апостолы Петр и Павел, хотя их судьбы не похожи, для многих стали учителями, обратили ко Христу тысячи людей еще при жизни.


Почитание в храмах

В православии существует особенный церковный праздник, которому предшествует летний пост - день апостолов Петра и Павла. Поэтому и на иконе святых часто можно увидеть вместе, поскольку оба они много сделали для становления Церкви Христовой. О чем можно молиться перед таким образом? Просьба может быть любой, но существуют некоторые традиции.

  • Оба помогают тем, кто хочет обрести веру, способствуют усвоению Слова Божьего.
  • Св. Павел покровительствует студентам, исцеляет тех, кто страдает от духовных и душевных недугов. При жизни он воскрешал умерших. Позаботится он и о тех, кто начинает собственное дело, если оно полезно окружающим - ведь апостол был известен тем, что много работал.
  • Св. Петр помогает тем, кого мучает жар или другой физический недуг. Является покровителем моряков, рыбаков.

Молиться можно кратко, или прочитать акафист - зависит от расположения души. Важно, чтобы молящийся понимал, что Господь исполняет лишь те желания, которые угодны Его воле. Ведь святые не могут противоречить Создателю, они духовные наставники верующих. Власть творить чудеса была дана им как награда от Бога за веру и работу над собой.


Окончание жизненного пути

Большинство апостолов завершили свои жизни трагически. Дело в том, что в те далекие времена христианство было лишь небольшой сектой. Правители считали последователей новой религии опасными, ощущали угрозу власти. Поэтому старались уничтожить всех, кто считал Христа Богом, крестил людей в свою веру.

Например, Петр, уже будучи в преклонном возрасте, был взят под стражу и казнен через распятие, как и Христос. Такое суровое испытание может выдержать только подлинная вера. Своих палачей апостол попросил перевернуть его вниз головой, чтобы не уподобиться своему Учителю. Ведь после своего известного отречения он ощущал себя недостойным умереть также, как Учитель.

Над местом казни был воздвигнут Собор апостола Петра, всем известное место в Риме. Намного позже археологи нашли научные доказательства тому, что это действительно оно, после долгих поисков были обнаружены также останки святого христианского учителя.

Павла тоже ждала мучительная смерть - но он формально являлся гражданином Рима, хотя бы и был евреем по рождению. Поэтому к нему была применена более «почетная» казнь - отсечение головы. Ведь распинали только людей низшего сословия, разбойников, бродяг.

Церковное предание утверждает, что апостолы были лишены жизни в один день. Павел был выведен за город - на месте его смерти царь Константин возвел храм. Учеными подтверждено, что мощи в его основании принадлежат знатному римскому гражданину.

Храмы святым апостолам Петру и Павлу

В России существует несколько известных храмов Апостолов Петра и Павла:

  • Собор в г. Москва (принадлежит ЕЛЦР), построенный в самом начале прошлого века. Здание построено в стили эклектика, является частью культурного наследия нашей страны. Многие приходят сюда на экскурсии, чтобы послушать орган или богослужение. Храм действующий, в нем проводятся службы на разных языках. При соборе существует также комплекс церковных зданий, составляющих единый архитектурный ансамбль - часовня, дома для причта и два духовных училища.
  • Собор в г. Санкт-Петебурге, относится к РПЦ, находится на территории Петергофа, в живописном месте. Расположение выбирал лично император Александр III. Церковь представляет собой яркий пример русского стиля, с шатровыми куполами и разноцветными росписями. Строительство продвигалось медленно, освящение состоялось в 1905 г. На нем присутствовала царская семья. Собор был закрыт большевиками незадолго до начала 2-й мировой. Лишь в 1974 г. была признана ценность здания как памятника культуры. В начале 90-х храм был возвращен церкви и заново освящен.

В народе также любят этих святых, даже многие цари носили имена Петр или Павел. Тяжел был их жизненный путь, но велика и награда, которой Христос удостоил их на небесах. Молитвами апостолов, Господь да помилует нас!

Молитва святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Святые апостолы Петр и Павел - храмы, иконы, молитва was last modified: Июнь 14th, 2017 by Bogolub



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: