По преданию строительство этой церкви пошли средства полученные благодаря торговле с англией. Храм Христа Спасителя: копия верна

Ежедневно в каждом храме вспоминают "создателей святого храма сего". И, в основном это жертвователи, благотворители. Среди создателей храма в честь Смоленской иконы Божией Матери на старейшем петербургском кладбище особое место занимает святая блаженная Ксения.
Достоверно установлено, что она была постоянной прихожанкой храма св. ап. Матфея, что на Петроградской стороне (в 1932 году храм был взорван), а вот местом своих подвигов выбрала кладбищенский храм. Неподалеку от Смоленского храма блаженная обрела и место вечного упокоения.
Много лет, изучающий в петербургских архивах материалы о времени св. блаж. Ксении, активный ревнитель восстановления разрушенного храма св. ап. Матфея (на его месте ныне сквер, адрес ул. Большая Пушкарская д.35) историк Владимир Алексеевич Сенкевич ответил нам на вопросы.

Почему св. блаж. Ксения Петербургская отпевалась в церкви св. ап. Матфия, а похоронена на Смоленском кладбище Васильевского острова?

Первое документальное (Правительственное) свидетельство о Смоленском кладбище таково: "23 октября 1738 года Синод постановил: "В С.-Петербурге погребению быть надлежит на Васильевском острове у Черной речки, между 18 и 23 линиями, к какому месту дорогу расчистить от вновь наростнаго кустарнику и поделать канальцы"".

Рассматривая карту кладбищ СПб в начале ХIХ века, видим, что ближайшими кладбищами к храму св. ап. Матфия были только два кладбища Серафимовское и Смоленское, причем Смоленское будет немного дальше (остальные расположены на значительном расстоянии от места отпевания в храме св. ап. Матфия). Промыслом Божиим св. блаж. Ксения Петербургская похоронена на Смоленском кладбище.

Возможно, это связано с помощью св. Ксении в строительстве Смоленской церкви. Но, одновременно, захоронение связано с исполнением Указа 1771 г. о запрете захоронений в черте города. Слава Богу, что попытки закрыть Смоленское кладбище в конце ХIХ века и при Советской власти были отведены промыслом Божьим.

Кроме почитаемой всем миром св. блаж. Ксении Петербургской (ее мощи лежат под спудом в часовне), на Смоленском кладбище есть захоронения и местночтимых святых, к которым также направляются паломники.

Отметим, что в царствование Екатерины II с 1762 по 1796 г было построено в Петербурге 27 храмов, а память народная донесла до нас только строительство церкви Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище в 1790 г.

И последнее основание: святые еще при жизни приуготовляли себя к смерти. И, по-видимому, неслучайно память народная донесла участие св. Ксении в строительстве храма на Смоленском кладбище. Ведь соучастие в строительстве храма - это путь обожения православного. Св. блаж. Ксения Петербургская приуготовляла себе место на кладбище рядом с церковью (Смоленской) Пресвятой Богородицы, чтобы быть с Господом Иисусом Христом и Пресвятой Богородицей и при жизни, и после смерти. Что может быть лучше!?

И в заключении отмечу: высказывается мнение, что и Андрей Федорович - муж блаженной - похоронен на Смоленском кладбище, но документов, даже косвенных пока не найдено.

- Кто отпевал св. блаж. Ксению Петербургскую?

В конце ХVIII века причт при церквях состоял из двух священников, дьякона и дьячка. Из истории храма св. ап. Матфия нам известно, что "священником в то время был Гавриил Матфиев, который служил при церкви с 1802 г. до 1807 г. При нем дослуживал свою более чем 50-ти летнюю службу в диаконском звании диакон Петр Поморский...".

Так как св. блаж. Ксения Петербургская преставилась по преданию до 1803 г. (по крайней мере, до 1806 г. до разборки старого деревянного Храма св. ап. Матфия), то в ее отпевании могли участвовать священник Гавриил Матфиев и диакон Петр Поморский.

Так как притч состоял из двух священников, то второй служил в приделе, каким была самостоятельная деревянная теплая Покровская церковь, а с 1800 г. каменная... По-видимому, зимой в холодное морозное время службы в деревянной холодной Матфиевской церкви не проводились, а только весной, летом и осенью (поэтому в зимнее время отпеваний в Матфиевской церкви не было, а только в Покровской).

Об обстоятельствах смерти св. блаж. Ксении Петербургской есть только одно свидетельство - Анны Анановой. Иеромонах Венедикт (Кантерс) в актовой речи, посвященной канонизации св. блаж. Ксении Петербуржской в 1988 г., приводит текст этого свидетельства. По словам Анны, Ксения, чувствуя свою близкую кончину, прощалась со всеми знакомыми, говоря: "Я уезжаю в далекое путешествие". Вскоре ее нашли сидящей под деревом на Смоленском кладбище.

Другое направление поиска свидетельств о св. блаж. Ксении Петербургской может идти в сторону поиска семейных, родовых архивов священнослужителей ХVIII - начала ХIХ века.

Таким образом остается еще широкое поле деятельности для историков и архивистов по выявлению документальных свидетельств о блаженной Ксении?

Да. К сожалению, этим никто не занимается. Все издания о блаженной представляют из себя пересказ одних и тех же чудес и коротко повествуют о ее жизни. Попыток вписать житие блаженной в контекст эпохи до сих пор предпринято не было. Или это были "художественные попытки", то есть о жизни блаженной писали в жанре повести или романа.

- А что вам удалось найти в архивах?

Во-первых, мы установили точные питерские адреса, которые связаны с жизнью блаженной, установили имя духовника блаж. Ксении - им был прп. Федор Санаксарский. И самое главное - собрали материал по истории того храма, где была прихожанкой блаж. Ксения.

Прихожанами Матфеевской церкви в XVIII веке были офицеры и солдаты артиллерии и гарнизонных полков. Население прихода было по преимуществу военное. Андрей Федорович и его жена были прихожанами этой церкви.

На Смоленском кладбище, где сугубо почитается блаженная Ксения, поток паломников к ее часовне во все дни, особенно в праздничные, такой, какого нет ни в одном петербургском храме. Нужно ли для увековечивания ее памяти восстанавливать еще и храм, в котором она была прихожанкой?

Если есть возможность (если сохранилось место, на котором стоял храм) восстанавливать его нужно. Как известно благодать до конца времен не покидает того места, на котором стояли наши церкви или, как в народе говорят "ангел-хранитель не оставляет места святого престола". А место, на котором стоял Матфеевский храм, хранимо еще и благодатной силою молитв блаж. Ксении.

Как я понимаю, для вашей общины, которая, насколько мне известно, официально зарегистрирована несколько лет назад, дело восстановления храма св. ап. Матфея является подражанием подвигу блаж. Ксении, помогавшей строить храм в честь иконы Смоленской Божией Матери?

Как я уже говорил соучастие в строительстве храма - это путь обожения. Строя храм, мы строим свои души, спасаем их.

81 год назад, 5 декабря 1931 года, был взорван храм Христа Спасителя. По преданию, разрушение храма напророчила игуменья Алексеевского монастыря, который находился на этом месте до середины XIX века. В связи со строительством храма монастырь переехал в Красное Село. Уезжая, игуменья воскликнула: «Не будет здесь храма!»

Трудно сказать, правда это или вымысел, но с тех пор, как в начале 1990-х началось восстановление храма, многие вспоминали и продолжают вспоминать слова игуменьи и часто трактуют их как проклятие. По одной из версий (а подобные истории всегда излагаются в нескольких вариантах), игуменья категорически возражала против переноса монастыря, пыталась убедить власть, что нельзя ломать намоленные стены, а когда убедить не удалось, во всеуслышание прокляла это место. Ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев больше доверяет другой версии, по которой игуменья имела дар прозорливости и знала, какая страшная смута ожидает Россию в недалеком будущем. По этой версии, она произнесла такие слова: «Бедный, недолго ему здесь стоять». Храм действительно простоял лишь 50 лет.

Храм Христа Спасителя в Москве. Воздвигнут по проекту архитектора Константина Тона в 1837-1883 годах. Главный престол освящен в честь Рождества Христова

Проекты и планы

Первоначально на месте взорванного в 1931 году храма планировали построить огромный Дворец Советов со 140-метровым памятником Ленину наверху. Великая Отечественная война помешала осуществить проект. В 1960 году на месте храма открылся огромный бассейн под открытым небом. Более тридцати лет миллионы людей посещали бассейн «Москва», даже не подозревая, что купаются на месте разрушенной святыни.

С приближением 1000-летия Крещения Руси начали поступать предложения построить памятник разрушенному храму. «Я предлагал сделать пространственный металлический каркас, который прочерчивал бы в воздухе силуэт утраченного храма, а Царские врата в виде восьмигранной часовни полностью воссоздать», - вспоминает архитектор Андрей Анисимов (более 20 лет он проектирует, строит и реставрирует храмы по всей стране и за рубежом).

Изъятие церковных ценностей из храма Христа Спасителя

Художник и архитектор Юрий Селиверстов (1940-1990) вынес на обсуждение проект, в котором храм воссоздавался в натуральную величину на том же месте, но не из камня, а в виде сияющего каркаса из легких золоченых труб, точно повторяющих все линии собора.

Еще в 1992 году искусствовед Алексей Клименко предложил поставить по периметру бассейна три лазерные пушки, сделать слайды с иконографией храма и в вечернее время с помощью лазера воссоздавать его голографический образ. Он даже показывал этот проект на выставке современного искусства, проходившей на дне уже закрытого бассейна «Москва».

Губернская Москва с высоты птичьего полета

Строительство или реконструкция?

В 1988 году в Манеже проходила выставка проектов памятника в честь 50летия Победы. Скульптор Владимир Мокроусов представил на ней храмовый ансамбль с храмом Христа Спасителя в центре. Все проекты, включая этот, были отвергнуты, и на Поклонной горе выстроили мемориал по проекту Зураба Церетели, но к Мокроусову потянулись единомышленники, и вскоре образовалась инициативная группа верующих, выступившая за восстановление храма Христа Спасителя. Зарегистрировали общину, которую возглавил протоиерей Георгий Докукин, в то время служивший во Всескорбященском храме на Большой Ордынке. 22 сентября 1989 года, в день 150-летия со дня закладки храма, в редакции газеты «Литературная Россия» был учрежден Фонд восстановления храма Христа Спасителя. Председателем правления фонда стал писатель Владимир Солоухин, в состав вошли многие другие деятели культуры и ученые, в том числе композитор Георгий Свиридов. В апреле 1997 года Владимира Солоухина отпевали в храме Христа Спасителя. Это было первое отпевание в еще не достроенном храме. Не прошло и года, и там же отпевали новопреставленного раба Божия Георгия - Свиридов скончался 6 января 1998 года.

Снос храма в 1931 году

16 июля 1992 года президент России Борис Ельцин подписал указ «О создании фонда возрождения Москвы», в котором определил объекты для строительства и реконструкции. На первом месте стоял храм Христа Спасителя. Но только 31 мая 1994 года правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления храма. Сегодня не без гордости вспоминает о начальном этапе строительства. «Я знал, что после взрыва храма Христа Спасителя на этом месте закладывали фундамент под Дворец Советов, и попросил специалистов изучить, насколько этот фундамент прочен, - рассказал “НС” бывший мэр Москвы. - Также по моей просьбе архитекторы Михаил Посохин и Игорь Покровский проверили, какая документация по строительству храма Христа Спасителя сохранилась в архивах. По фундаменту мне доложили, что он выдержит любое строение. Документация по храму, как оказалось, сохранилась в полном объеме, причем разработанная до мелочей - автор проекта архитектор Константин Тон был по-немецки педантичен. И я понял, что воссоздание храма Христа Спасителя (именно воссоздание, а не строительство нового!) не утопия, а вполне осуществимая, хотя и трудная, задача. Внесли это предложение Патриарху. Идею он поддержал, и мы включили храм Христа Спасителя в перечень объектов строительства и реконструкции к празднованию 850-летия Москвы».

«Видя, какими темпами идет строительство, Ельцин однажды позвонил мне и сказал: “Юрий Михайлович, не торопитесь”, - продолжает Юрий Михайлович. - Я был ошеломлен: “Борис Николаевич, что вы говорите? Ведь это наша общая задача! Народ ждет, когда мы завершим работу по храму!” Он повторил: “Не торопитесь!” - “Но почему?” - “Я сказал то, что сказал”, - ответил он и бросил трубку. 31 декабря 1999 года Святейший совершил малое освящение храма. Началось оно в 12 часов дня, и это секунда в секунду совпало с моментом, когда Борис Николаевич объявил народу о своей отставке. Вот такое мистическое совпадение!»

Не шедевр

На строительство храма в XIX веке потребовалось 44 года, а на его воссоздание - четыре с половиной. Споры о том, нужно ли было восстанавливать храм, продолжаются до сих пор. При этом многие убеждены, что в 1931 году большевики взорвали архитектурный шедевр, а вот «новодел» далек от совершенства. Действительно, по мнению большинства специалистов, воссозданный храм - не шедевр. Но и тот, что был построен по проекту Тона, никогда не считался образцом архитектуры.

«Строим на века». Мэр Москвы Юрий Лужков, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и другие священнослужители осматривают внутреннюю облицовку строящегося храма Христа Спасителя

«Это архитектура переходного периода - поиска русского стиля, - считает Андрей Анисимов. - Она оставляет желать лучшего».

«Это воплощение имперской идеи в таком грузном, маловыразительном псевдовизантийском духе. Храм соответствовал идеологии того периода - второй половины XIX века», - с совсем другой позиции критикует храм искусствовед Алексей Клименко .

На строительство храма в XIX веке потребовалось более сорока лет, а на его воссоздание - четыре с половиной года

Во многом согласен с Клименко архитектор Михаил Филиппов : «Тон спроектировал храм в официальном николаевском стиле, в котором так и не удалось сделать ничего удачного с точки зрения архитектуры. Храм Христа Спасителя категорически не масштабен. С очень многих точек кажется, что он стоит гораздо ближе, чем на самом деле».

Но есть и другие мнения. Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях, кандидат искусствоведения, считает проект Тона удачным: «Впервые после нашествия разных архитектурных форм из Европы была сделана попытка вернуться к нашей церковной культуре. Храм должен являть собой Небо, Царство Божие. И архитектура храма Христа Спасителя приближалась к этому идеалу, чего не скажешь о скульптуре и иконах - они не соответствовали высокому уровню, которого достигла церковная культура в XV-XVI веках. Расписывали храм большие мастера, но они создали не иконы, а католическую живопись на религиозные сюжеты. К современным художникам претензий нет - они просто воспроизвели эти росписи. Да и храм воссоздан довольно точно. Появились новые помещения, нижний храм, но они внизу, не видны. Архитектура храма не изменилась».

Белокаменные горельефы на современном храме заменены на бронзовые. Такое отступление от оригинала вызвало многочисленные нарекания специалистов. Тем не менее скульптор Зураб Церетели уверен в правильности выбора материала: бронзовые статуи значительно прочнее прежних, из протопоповского известняка. Оригинальные композиции находятся сегодня на территории Донского монастыря

Михаил Филиппов также считает, что новый храм почти ничем не отличается от храма, построенного по проекту Тона. Высоко оценивает он и внутренние работы: «Живопись повторена точно. Виртуозно сделаны мемориальные доски войны 1812 года. Каменные работы сделаны лучше, чем в XIX веке, - потрясающие мастера работали».

Единственная серьезная претензия многих специалистов к воссозданному храму - бронзовые горельефы (в старом храме они были из белого камня). В книге «Храм Христа Спасителя», вышедшей в 2008 году, утверждается, что прежний материал - протопоповский известняк - был крайне непрочен, и старые скульптуры «претерпели уже в начале века огромное количество утрат: сколы рук, носов, мелких аксессуаров и пр.». Также неудачным решением считают многие специалисты изготовление куполов из нитрита титана вместо золота. Президент Академии художеств скульптор Зураб Церетели , руководивший всеми художественными и скульптурными работами в воссозданном храме, на подобную критику реагирует спокойно: «Я не хочу обижать создателей прежнего храма, но сейчас совсем другая эпоха. Мы повторили пластику, объем, архитектуру, но улучшили качество. Девятиметровый крест на куполе еще до взрыва ломался, потому что был непрочный. А мы его сделали целиком из титана, даже цепи, - и он устоял, когда был ураган. Фрески тоже важно было сделать долговечными. Мы сделали на века - создали воздушную прослойку между росписями и основной стеной, так что теперь краски не страдают от температурных колебаний. Современные технологии все это позволяют. Мы же в XXI веке живем. Помню, как Патриарх Алексий II приехал в первый раз осмотреть храм, открыл двери - и изумился. Говорит, раньше требовалось 12 человек, чтобы эти махины с места сдвинуть. А сейчас - автоматика!»

Весь храмовый комплекс - собственность города Москвы, в том числе и пресловутые подземные гаражи. Находятся они в части цоколя, не примыкающей к храму. Некоторые окрестные фирмы арендуют их для своих сотрудников. Вырученные средства идут на содержание храма

Церковь храму не указ

В архитектурных тонкостях разбираются не многие, а есть вещи, которые на виду у всех. Нецерковные люди часто упрекают верующих за то, что в храме Христа Спасителя прошло то или иное мероприятие, плохо совместимое с христианской верой. Упреки их не по адресу - храм Христа Спасителя не принадлежит Церкви! Там регулярно совершаются богослужения, но все здание находится в собственности правительства Москвы. «Это решение было принято по согласованию со священноначалием, - объясняет ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев. - На эксплуатацию требуется много средств, возможно, Церковь своими силами просто не справилась бы. Поэтому обслуживание храмового комплекса передали в доверительное управление Фонду храма Христа Спасителя. Управляющими фонда назначили людей, далеких от церковной традиции. Поначалу они еще к нам прислушивались, но потом, видимо, почувствовали себя хозяевами. Основную задачу фонда - поиск материальных средств для эксплуатации храма - они решают профессионально, но, увы, иногда проводят мероприятия, которые не могли бы здесь проходить, если бы храм принадлежал Церкви. А зал церковных соборов построен исключительно на бюджетные деньги, он тем более является полной собственностью города. Есть надежда, что ситуация изменится в лучшую сторону. Недавно прошла первая встреча Попечительского совета храма, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Сопредседателем назначен Сергей Собянин. Надеюсь, Попечительский совет сможет наладить взаимоотношения Церкви и светских структур, пребывающих в храме. Пока же исполнительный директор фонда отчитывается только за бюджетные средства, которые ему выделяет город. За все остальное с него никто не спрашивает. А пребывание Церкви в храме Христа Спасителя не определено никаким документом, даже формальным».

Специалисты считают, что роспись в храме воспроизведена довольно точно

В подземных гаражах, за которые многие также упрекают храм Христа Спасителя, по словам отца Михаила, нет никакой крамолы. Находятся они в одной из частей цоколя, которая не примыкает к храму. На Кропоткинской много офисов, а парковаться негде, поэтому некоторые фирмы арендуют у Фонда храма Христа Спасителя подземную стоянку. Вырученные средства как раз идут на эксплуатацию храма.

Прежний храм Христа Спасителя располагался на берегу Москвы-реки. После его уничтожения вырыли котлован для запланированного Дворца Советов, затем в этом котловане устроили бассейн. Именно на месте котлована и появились помещения, которых не было в прежнем храме. В том числе нижний храм, освященный в честь Преображения Господня. В Алексеевском монастыре, находившемся здесь до строительства храма Христа Спасителя, главным храмом также был Преображенский.

Как у всех

На Рождество и Пасху Первый канал транслирует праздничные богослужения из храма Христа Спасителя. Часто на этих службах присутствуют руководители государства и другие крупные политики. В связи с этим многие уверены, что простому человеку сюда не попасть. Действительно, на Рождество и Пасху вход в храм ограничен. Но в остальные дни храм открыт для всех. На воскресной литургии здесь обычно бывает более тысячи человек. Из них около двухсот - прихожане. Большой приход, если учесть, что рядом почти нет жилых домов: люди приезжают с окраины, а некоторые и из Подмосковья. Кто-то пришел за отцом Михаилом, до 1994 года служившим в Новодевичьем монастыре, кто-то - за другими клириками (в штате храма пять священников и четыре диакона), а некоторые потянулись за своими детьми. Например, завуча воскресной школы Татьяну Юдину в храм Христа Спасителя привела ее восьмилетняя дочь. Вернее, Татьяна сама привела дочь в храм - на экскурсию, а девочка увидела объявления о наборе в младшую группу детского хора и попросила записать ее туда. Татьяна стала ходить в храм, помогать в воскресной школе, а через год перешла сюда на постоянную работу.

В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой лавры в храм Христа Спасителя были перенесены мощи митрополита Московского
Филарета (Дроздова). Свт. Филарет принимал участие в проектировании прежнего храма, освящал его закладку, но до завершения строительства не дожил

И сегодня школа открыта для всех желающих. Иногда бабушки или крестные приводят детей из нецерковных семей. Их принимают, хотя начинается воскресная школа с литургии - эта традиция сложилась еще в Новодевичьем монастыре, и отец Михаил сохранил ее в храме Христа Спасителя. Сегодня воскресная школа состоит из четырех детских групп и одной взрослой. Кстати, на занятия взрослой группы приходит около ста человек.

Из-за того что помещение не принадлежит храму, не все задуманное удается осуществить. Среди прихожан есть те, кто мог бы учить детей живописи, рукоделию. Но при храме нет ни секций, ни кружков. Зато все дети, в том числе и из подготовительной группы, учатся церковному пению. Регент Галина Алонзова занимается с ними по системе массового обучения музыке известного педагога Георгия Струве. Как и Струве, Галина убеждена, что слух есть у всех, его только надо развивать. Два раза в месяц дети поют на субботней литургии в нижнем храме. Также они поют на утренней Пасхальной службе. К Рождеству готовят спектакль. Пьесы пишет Галина Алонзова, еще одна прихожанка шьет костюмы и делает декорации. Обычно спектакль ставится на святках. Приглашают детей из детских домов и малоимущих семей. В этом году пришло 500 детей и полторы тысячи родителей.

Святыни

Отец Михаил убежден, что без Божией воли храма на этом месте не было бы. Чудом считает он и возвращение святыни из старого храма - образа Спаса Нерукотворного. Этот образ принесли на строительную площадку потомки обновленческого митрополита Александра Введенского. С 1920-х годов храм принадлежал обновленцам. По словам потомков Введенского, его вызвал к себе Луначарский и сказал: «Решено взорвать храм. Если хочешь, возьми что-то на память». Образ, принесенный Введенским, был далеко запрятан и забыт. Потомки наткнулись на него случайно, когда разбирали старые вещи. «Этот образ был с нами с самого начала строительства. Разве не промыслительно, что икону нашли не раньше и не позже, а именно тогда, когда начал воссоздаваться храм?» - говорит отец Михаил. Сегодня икона Спаса Нерукотворного находится в нижнем храме.

9 июня 1994 года в храм были торжественно перенесены мощи святителя Филарета, до этого хранившиеся в Троице-Сергиевой лавре. Митрополит Филарет принимал непосредственное участие в проектировании прежнего храма, о чем сегодня редко вспоминают. «Всегда можно найти недовольных критиканов, которые не отличают главное от второстепенного, - говорит отец Михаил. - А главное - то, что на этом месте снова совершается Божественная литургия».

Леонид ВИНОГРАДОВ
Фото диакон Андрей РАДКЕВИЧ, РИА Новости, ИТАР-ТАСС, сайт Ловерки.ру

Англия издавна имела торговые интересы в России. Английские торговцы и компании получали разрешение у русских царей и вывозили из страны кожи, воск и прочие товары. Одна из красивейших старинных церквей в России была построена на средства от торговли с Англией.

Что это за церковь

Необходимо отметить, что англичане особенно интересовались рекой Волгой. Поэтому, жители городов, расположенных по течению Волги имели наиболее тесные связи с английскими торговцами. Указанная церковь возведена на берегу Волги и называется церковь Воскресения на Дебре. Необходимо пояснить смысл названия и указать саму легенду, связанную с этой церковью:

  • считается, что местные князья охотились в этих лесах, которые отличались непроходимыми чащами. Поэтому, церковь названа На Дебре, то есть в дебрях;
  • в Костроме в середине 17 века жил богатый купец Кирилл Исаков. Он торговал с англичанами кожами и красками. Купец получал товары от английских торговцев и занимался их перепродажей;
  • торговля была очень выгодной и приносила хорошие доходы. Поэтому, Кирилл Исаков выстроил церковь. Тем самым он поблагодарил Бога за дарованную ему удачу в делах.

Существует и еще одна версия этой легенды. По ней Исаков однажды получил от англичан очередную партию товаров, которые находились в бочках. Открыв одну из бочек, он обнаружил золотые монеты. Исаков на эти деньги и выстроил церковь. Она сохранилась до настоящего времени и является старейшей церковью, выстроенной в пределах городского посада 17 века.

Почему англичане так интересовались Волгой

Англичане всегда стремились извлекать выгоду из своих начинаний. Торговые компании и экспедиции оплачивать банкирами, которые ожидали получения доходов. В России протекла Волга, впадавшая в Каспийское море. А значит, по волге можно было попасть в Персию и Среднюю Азию, получив доступ к их богатствам. Поэтому, англичане не скупились на взятки чиновникам, чтобы получить монопольное право торговать на Волге. Они понимали важность этого речного пути и старались не допустить туда конкурентов.

Англия издавна имела торговые интересы в России. Английские торговцы и компании получали разрешение у русских царей и вывозили из страны кожи, воск и прочие товары. Одна из красивейших старинных церквей в России была построена на средства от торговли с Англией.

Что это за церковь

Необходимо отметить, что англичане особенно интересовались рекой Волгой. Поэтому, жители городов, расположенных по течению Волги имели наиболее тесные связи с английскими торговцами. Указанная церковь возведена на берегу Волги и называется церковь Воскресения на Дебре. Необходимо пояснить смысл названия и указать саму легенду, связанную с этой церковью:

  • считается, что местные князья охотились в этих лесах, которые отличались непроходимыми чащами. Поэтому, церковь названа На Дебре, то есть в дебрях;
  • в Костроме в середине 17 века жил богатый купец Кирилл Исаков. Он торговал с англичанами кожами и красками. Купец получал товары от английских торговцев и занимался их перепродажей;
  • торговля была очень выгодной и приносила хорошие доходы. Поэтому, Кирилл Исаков выстроил церковь. Тем самым он поблагодарил Бога за дарованную ему удачу в делах.

Существует и еще одна версия этой легенды. По ней Исаков однажды получил от англичан очередную партию товаров, которые находились в бочках. Открыв одну из бочек, он обнаружил золотые монеты. Исаков на эти деньги и выстроил церковь. Она сохранилась до настоящего времени и является старейшей церковью, выстроенной в пределах городского посада 17 века.

Почему англичане так интересовались Волгой

Англичане всегда стремились извлекать выгоду из своих начинаний. Торговые компании и экспедиции оплачивать банкирами, которые ожидали получения доходов. В России протекла Волга, впадавшая в Каспийское море. А значит, по волге можно было попасть в Персию и Среднюю Азию, получив доступ к их богатствам. Поэтому, англичане не скупились на взятки чиновникам, чтобы получить монопольное право торговать на Волге. Они понимали важность этого речного пути и старались не допустить туда конкурентов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: