Почему ведьм сжигали? История самой жестокой казни средневековья. Вы поспорили или не согласились с кем-то

Для розыска и наказания ведьм существовал отдельный римско-католический институт, который именовали инквизицией.

Кого называли ведьмами

Существует предубеждение, что ведьмами считались исключительно красивые девушки. Однако, они-то, как-раз, преследовались в самую последнюю очередь. Первыми в списке были некрасивые женщины или вовсе старухи. Инквизиция объясняла их преследование тем, что «уродство всегда ходит рядом с нечистой силой». Даже дьявол в те времена изображался как чрезвычайно безобразное существо. Однако, не только некрасивые люди попадали в группу риска. Существовало еще несколько категорий, которых могли легко обвинить в колдовстве.

Для розыска и наказания ведьм существовал отдельный римско-католический институт // Фото: religious.life

Конфликтные

Женщин, которые часто не соглашались с общественным мнением часто обвиняли в колдовстве. Особенно подозрительными были живущие обособлено. Возраст в этом случае совершенно не имел значения. Если в поселении вдруг случалась какая-то беда, то мгновенно обвинялась такая женщина. Она призывалась к ответу за свои деяния.

Повитухи

Повивальные бабки в средневековье выполняли в деревнях роль акушерок. В результате того, что рождение ребенка в те времена было особенным событием, то его часто сопровождали некие ритуалы и заговоры. Иногда разнервничавшиеся мужья могли подслушивать то, что происходило за закрытыми дверями. Шептания повитухи часто расценивалось неверно. Супруг сообщал священнику, мол «злая женщина хотела навести порчу на моего отпрыска».

Повитухи часто делали и аборты, которые в те времена были в строгом запрете. В результате подобные тайные ритуалы привели к абсурдным слухам. Говорили, что женщины крадут новорожденных младенцев и приносят их в жертву дьяволу на своих темных шабашах.

Травницы или знахарки

В Средневековье полностью отсутствовало понятие медицины. Роль врачей в поселениях брали на себя некие женщины, которые разбирались в травах. А так как множеству растений тогда приписывали магические свойства, то это ремесло опять указывало на колдовство.


Роль врачей в поселениях брали на себя некие женщины, которые разбирались в травах // Фото: zhivulegko.ru

Рыже и черные

Рыжеволосых людей тогда была крайне мало. В большинстве случаев люди имели светлый и русый оттенок. Также редким явлением были и люби с волосами цвета смолы. Видимо это и стало причиной тому, что их начали преследовать. А если у женщины помимо рыжих волос были и зеленые глаза, то это автоматически доказывало ее причастие к сверхъестественному и связи с дьяволом.

Падшие девушки

В Средневековье понятие «падшая женщина» носило несколько иное значение. Ими считались не только проститутки, но и те женщины, которые вступали в половую связь вне брака, освященного церковью. Инквизиторы считали, что если женщину смог обмануть и обольстить обычный мужчина, то ее так же мог обмануть дьявол.

Психически нездоровые

Очень большое количество женщин, которые погибли на костре были психически нездоровые. Под подозрение попадали те, кто страдал небольшими нарушениями психики, а также больные истерией и «одержимые».

Больных женщин священнослужители считали самыми опасными. Предполагалось, что они имели непосредственную связь с дьяволом. Церковь не щадила никого искореняя этот слой опасного населения. Но, по сути, она просто нашла законный способ творить гнусные и кровавые преступления. Инквизиция, ведя женщину на смерть, утверждала, что она вовсе не больна, а имела половую связь с дьяволом. А бред, который несла психически нездоровая расценивался как признание этой связи.


Больных женщин священнослужители считали самыми опасными // Фото: taynikrus.ru


Отправляя женщин на костер церковь лишь укрепляла в сознании среднестатистического жителя Средневековья идею колдовства. Дьявольщина возникала буквально везде. Она порождала безумие, которое соответственно каралось церковью. По сути, церковь и была тем источником дьявольщины, которую так яро хотела истребить.

Панических страх перед колдовством, дьяволом и ведьмами постепенно разрастался. Вскоре начали обвинять не только женщин, но также мужчин, детей и даже священнослужителей. Церковь не смотрела даже на социальное положение обвиняемого. Любого могли обвинить в участии в черной мессе, шабаше и совокуплении с дьяволом или демоном.

Во все века отношение к магии разделило людей на два враждующих лагеря. Одни видят в ней только зло, а другие боготворят. Но суть в том, что магия - инструмент. Она не может быть доброй или злой. Все зависит от человека, который пользуется ею.

Однако, подобные взгляды были мало характерны для нравов Средневековья. Робея перед могуществом тайных сил, люди старались скрыть свой страх злобой и ненавистью. Это породило такое отвратительное явление, как охота на ведьм.

То было страшное время. Суеверие и мракобесие среди церковных пастырей, которые сами не верили в Бога, помноженное на их садистские наклонности, и приправленное глупостью и суеверием населения. Испания, Шотландия, Франция - там вовсю свирепствовали те, кто по Библии должны проповедовать любовь, милосердие, терпимость. Но символом охоты на ведьм, столицей мракобесия, по праву назвался Салем.

Женщина с родинкой странной формы; бабка-повитуха, которая, принимая роды, не смогла спасти ребенка; знахарка, лечащая травами - перепуганному и забитому люду везде виделись ведьмы и козни Дьявола. В Средние Века последние два понятия стали неразделимыми.

А еще оборотни, вампиры, фокусники, хромые и косоглазые, горбатые, слепые - сколько у добропорядочного католика было врагов! И не приведи Боже, чтобы женщина была умнее мужа, не слушалась его, имела свое мнение, исцеляла раненых или видела будущее. Так была отправлена на костер Святая Жанна, национальная героиня Франции, а также ее самый верный защитник, французский маршал Жиль де Рец. Первая имела контакты со святыми, которые велели защищать свой народ, а второй имел от них приказ защищать Жанну от врагов.

Жиль де Рец, прозванный позднее Синей Бородой, выполнял этот приказ со всем рвением, на которое только способен человек. Однако, спасти боготворимую им Жанну не успел. И тогда он ударился в алхимию, тайно мечтая вернуть ее к жизни. Остается вопросом, совершал ли Синяя Борода все приписываемые «Молотом ведьм» преступления, однако пытки сломили его, и обреченный измученный маршал, бывший кумир французов, подтвердил все, в чем его обвиняли многочисленные враги.

Средневековые обыватели верили, что видели, как ведьмы пожирают младенцев, что они отнимают мужскую силу и делают женщин неспособными к продолжению рода. Суть судебного производства того периода состояла в том, что обвиняемому, который даже не знал имени своего доносчика(-ов),судьи задавали наводящие вопросы. Если он отрицал обвинения, то следующим этапом становились пытки. Защитников в судебных делах не было - по причине малограмотности населения и высокой опасности.

Накрученной, обезумевшей от гнева толпе нужен был виноватый, чтобы выплеснуть свою ненависть, и неважно, кто им станет. Святые отцы и сами частенько прибегали к махинациям, чтобы оправдать собственные злодеяния. В качестве примера можно привести соавтора «Молота ведьм», Генриха Крамера.

Своей работой он добился ненависти населения тех городков, в которых проповедовал. Тогда Крамер посадил за печь женщину и велел ей всем говорить, что в несчастную вселился дьявол. Пленница называла имена, а Крамер потом названных людей жестоко пытал. Позднее был изгнан церковными первосвященниками.

«Молот ведьм» остался потомкам, как символ той дикой эпохи.

Средние века были опасным временем для женщин. И не только потому, что их угнетали. Любая женщина рисковала быть названной ведьмой и умереть в страшных мучениях. Давайте узнаем, под какими пытками женщины признавались в том, что они служат сатане.

По подсчетам историков, в Европе было убито более 200 тысяч человек по обвинению в колдовстве и поклонении сатане. Сейчас нам кажется удивительным то, что люди сами признавали свою вину. Но поверьте, охотники на ведьм и колдунов применяли такие жестокие пытки, под которыми каждый бы согласился назваться кем угодно. К примеру, в Италии женщин лишали сна. Но не просто не давали спать, а пытали: надевали железный обруч с четырьмя острыми зубцами, втыкаемыми в рот. Обруч прикрепляли к стене позади жертвы так, чтобы невозможно было лечь. Охранники ведьмы не давали ей спать тычками и пинками. Обычно три дня без сна - достаточный срок для того, чтобы начались галлюцинации. Тогда жертва и сознавалась во всем.

Обвиненных в колдовстве пытали на дыбе. В 1620-е годы в Германии за 5 лет на дыбе было убито более 900 человек. Дыба - устройство из железной рамы с деревянным валиком на одном или обоих концах. На дыбе жертву растягивали до тех пор, пока все суставы не разъединялись.

Ведьму проверяли укалыванием. «Ведьмокол» (была такая профессия) протыкал обнаженную жертву толстой иглой в разных местах перед собранием суда. Он искал место, которое не кровоточит и не вызывает боль при укалывании. Женщины умирали от потери крови и заражения.

Висгоссары - свидетели против ведьм. Обычно ими были молодые парни и мальчики, служившие в церкви. Считалось, что у них есть особый дар видеть ведьм. А на деле многие из них таким образом просто зарабатывали деньги и делали церковную карьеру.

Пытка на утином стуле была очень распространенной в Средневековье. Женщину привязывали к стулу и опускали в реку на какое-то время. Ведьма не должна была тонуть, а обычная невиновная женщина тонула. В общем, если умерла - невиновна, отправилась на небо, так полагали судьи.

Взвешивание ведьмы было распространенной традицией в средневековой Европе. В Голландии был знаменитый весовой дом в Аудеватере. Ведьма - существо без души, поэтому была очень легкой. Если вес женщины был нормальным, ей выдавали сертификат, что она не является ведьмой.

Женщину могли осудить по реакции трупа. Например, если был убит человек - как посчитали, от колдовства ведьмы, - то подозреваемую могли заставить прогуляться по трупу, коснуться его. Если труп как-то реагировал, например, выступала кровь или шла пена изо рта, отходили газы, значит, женщина была виновна в убийстве.

Ведьму находили также и по ведьминому соску. Этот «орган» на теле женщины мог быть простой родинкой, однако считалось, что через него ведьма кормит своих сатанинских прислужников, которых она мастерски маскирует под кошек, собак или даже насекомых, обитающих в доме.

Считалось, что ведьма не плачет. Отсутствие слез часто наблюдается у пожилых людей, особенно при глазных инфекциях. Поэтому в Средневековье часто казнили стариков просто за то, что они болели.

Средние века были для женщин очень нелегким временем. Любой прохожий мог обвинить девушку в колдовстве и чаще всего пустые слова долетали до ушей тех, кто мнил себя вправе судить и казнить. В период с XIV по XVIII века в Европе сожгли примерно 10 миллионов так называемых «ведьм». Чаще всего массовая (Салемский суд, к примеру) истерия начиналась с конкретных персон - вот этих девушек.

В Стокгольме верили, что ведьмы похищают детей. Мэлин Матсдоттер, несчастную прачку, обвинили в колдовстве и приговорили к сожжению заживо - страшная казнь, обычная для Европы, но никогда еще не применявшаяся в Швеции. На суде Мэлин отказалась раскаиваться, объявила себя невиновной и к столбу пошла с гордо поднятой головой. Она стала первой и последней женщиной, сожженной заживо на территории Швеции. Поговаривают, так было решено потому, что муниципалитет просто испугался: даже сгорая на костре Мэлин не произнесла ни единого слова - а ведь всем известно, ведьмы не боятся боли.

Бриджет Бишоп

Знаменитый Салемский суд над ведьмами начался именно с этой женщины. В 1692 году Бриджет владела сразу двумя тавернами, носила провокационные наряды и, как выяснилось позднее, на досуге в самом деле занималась колдовством. При обыске в доме Бриджет обнаружили кукол для порчи, утыканных иглами. Одна изображала недавно умершего мужчину - доказательство, ошеломившее жителей Салема. На суде Бриджет вела себя крайне дерзко, что быстро привело ее к казни. Кровавое зрелище вызывало в обществе приступ массовой истерии - в короткие сроки на костер отправилось еще 70 «ведьм».

Анна Колдингс

Ткачиху Колдингс обвиняли в то, что она специально вызывала шторм, чтобы сгубить корабль королевы Анны, путешествовавшей из Копенгагена в Шотландию. Каравелла и в самом деле чуть не затонула при сильнейшем шторме и была вынуждена остановиться в Норвегии. Анну, прозванную «Мать Дьявола», арестовали по обвинению мэра Кронборга, решившего выслужиться перед королем. На пытках Анна не только призналась во всем, но и назвала еще пять имен своих сообщниц - жену мэра в том числе. Ранним весенним утром всех девушек сожгли прямо у стен Кронборга.

Энтьен Джиллис

В 1613 году ведьм в Нидерландах сожгли больше, чем в большей части Европы. Первой на костер пошла Энтьен Джиллис, повивальная бабка, обвиненная в проклятии новорожденных детей. Энтьен уже была за решеткой, когда в городке Страелен начался настоящий мор, унесший жизни сотен младенцев. После очередных пыток девушка указала «помощниц», состоялся знаменитый Рурмондский суд, на котором сожгли 63 «ведьмы».

Мерга Бин

Немецкий охотник за ведьмами (по совместительству аббат и мэр города Фульда), Бальтазар фон Дернбах, арестовал Мергу Бин по обвинению в убийстве собственного мужа колдовством. Беременную вдову от пыток не освободили - инквизиция сочла отцом будущего ребенка самого дьявола. Мергу быстро приговорили и сожгли, после чего Дернбах вошел во вкус и следующие три года гонялся за ведьмами по всему Гессену, в результате чего казнили еще 250 человек. Вошедшие в историю Суды над ведьмами Фульда закончились лишь со смертью самого аббата.

Есть в Польше места, которые окроплены кровью ведьм, хотя точнее будет сказать – женщин, подозревавшихся в колдовстве. Во времена жестокого Средневековья на многих пригородных холмах и городских рынках полыхали костры инквизиции. Сегодня, люди с особым эмоциональным характером или же с повышенной чувствительностью, утверждают, что в таких местах они ощущают нечто зловещее, гнетущее и трагическое. Не каждый осмелиться посетить эти уголки Речи Посполитой, которые стали свидетелями настоящих трагедий. Но если вы на это решитесь – то не пожалеете.

Костры инквизиции не обошли стороной и Польшу.

Одним из таких мест в Польше считается Ведьмино Взгорье в Велькопольсце, примерно в километре от Дорухова возле дороги на Токажев. Согласно летописям, здесь в XVIII веке проходила чудовищная экзекуция. А все началось с растрепанной прически.

Ведьмино Взгорье

Госпожа Стоковская, жена мэра Дорухова, проснулась утром с ужасным колтуном на голове. Волосы буквально свалялись в один грязный и жирный комок, который не возможно было расчесать. Следует отметить, что пани (госпожа) Стоковская была дамой светской и исключительно тщательно следила за своей внешностью. Как могли ее чудесные шелковистые волосы всего за несколько часов сна превратиться в паклю – на этот вопрос вразумительного ответа не находилось. Призвали местную знахарку. Та, не особо разбираясь в медицине, авторитетно заявила – виновата ведьма. Ведьма – значит ведьма. Для средневековых поляков этот аргумент показался весьма убедительным. В те годы в Дорухове обитали 7 женщин, которых косвенно подозревали в отношениях с дьяволом. Мэр приказал арестовать их всех и провести «допрос с пристрастием».

Все началось с растрепанной прически.

О методах допросов инквизиторов ходят легенды. Были определенные «тесты», которые в точности указывали на то, является женщина ведьмой, или же нет. По началу все подозреваемые были брошены с каменного моста в реку. Обычная женщина должна тонуть! Они не утонули… Да и как же было пойти на дно, если течение раздуло их пышные юбки, словно парашюты. Положение женщин было безнадежно. «Невесты Сатаны» были выловлены из воды и заключены дубовые бочки, которые находились под стражей в городском зернохранилище. Вопрос о виновниках бед жены мера, казалось бы, решен. Но не тут то было. Ночью привели еще 7 подозреваемых, которые прошли те же тесты на ведьминство. В итоге, перед судьей, приехавшим из Грабова, предстало 14 обвиненных в колдовстве жительниц Дорухова. На допросе ни одна из них не призналась в связях с магией и все они были отправлены в камеру пыток.

Средневековая камера пыток.

Во время проведения допроса с пристрастием трое женщин скончались. На защиту ведьм стал даже сам местный священник – видимо, средневековое мракобесие не всех поразило. По началу он старался доказать мэру невинность этих прелестных созданий, но, натолкнувшись на стену непонимания, решил отправиться за помощью к самому королю Станиславу Августу. К сожалению, пока священник вернулся в город, все 11 женщин были сожжены на холме между Доруховом и Токажевом.

Женщины были сожжены.

Месть мэра достигла и дочерей трех умерших подозреваемых. Одна из них скончалась после побоев розгами. Историю о доруховских ведьмах называют последним процессом инквизиции в Польше. Некоторые историки утверждают, что это всего лишь легенда, но в городских архивах были найдены документы, в которых указано, что некоторые сановники судья из Грабова в 1775 году были уволены с государственной службы в связи с причастием к жестокому убийству 11 женщин. Легенда легендой, а факты – вещь упрямая.

В Дорухове до сих пор жива память об этой ужасающей истории. Ведьмы стали главной городской достопримечательностью. На островке, где бедные женщины ждали суда, работает тематическое кафе, а холм – местные жители обходят стороной.

Местные жители обходят это место стороной.

Странные вещи происходят в околицах Плонины около Оленьей Горы. С этих краев пришла одна из самых страшных историй о сожженной ведьме. Когда Плонина еще не принадлежала Речи Посполитой, ее названием было – Angstwinkel (Уголок Страха).

Уголок Страха

Своим названием эта местность обязана голландским рыцарям-разбойникам. Но мистическая атмосфера ассоциируется с более древней легендой. Давным-давно, в местном замке проживала жестокая и властная княгиня Хильдегарда. А у самых стен крепости стояла жалкая хибара, в которой ютилась старая горбатая целительница из дальних гор и ее дочка. Когда муж Хильдегарды заболел, она приказала привести знахарку в свои покои и уговаривала ее помочь князю. Целительница отказалась – «Твой муж одной ногой на том свете, его не возможно исцелить». Разгневанная княгиня обвинила бедную женщину в колдовстве и в болезни, а позже – и смерти своего мужа. Нашлись даже такие, что, якобы, видели, как по ночам знахарку посещает сам Сатана.

У стен крепости жила целительница.

Смерть князя не прошла бесследно. Слуги начали массово умирать от таких же симптомов. Виноватой оказалась целительница. Хильдегарда приказала забаррикадировать двери в хибару и сжечь знахарку вместе с ее дочкой заживо. До сегодняшнего дня остались руины замка, которые, в прочем, не обладают особой популярностью среди местных жителей. В этих местах отмечается особая энергетика, которая удручающе влияет на человека. А вот туристы с удовольствием посещают Уголок Страха в надежде познакомиться с призраками.

Туристы с удовольствием посещают Уголок Страха.

Польское средневековое дворянство, как и простолюдины, конечно же верило в колдовство и магию. Но, случалось, что некоторые представители шляхты, хоть и не поддерживали взгляды своих соотечественников, все же охотно принимали участие в охоте на ведьм. Это можно объяснить желанием власти над подданными и поддерживанием должного уважения к себе, как к представителям власти. Если кого-то и подозревали в порочной связи с самим дьяволом – то в основном это были женщины из народа. Путешествуя по следам польской инквизиции, не возможно не посетить деревушку Прилепов возле Зельоной Гуры. В 1662 году помещик обвинил в поджоге корчмы местную целительницу. На суде она признала свою вину и даже указала на двух сообщниц. Те же, в свою очередь, назвали еще несколько имен.

Чаще всего в колдовстве обвиняли простолюдинок.

Дьявольская истерия распространилась с молниеносной быстротой. Обвинения становились все более нелепыми и смешными. Процесс стал походить на фарс. Вскоре начали полыхать костры. В течении двух последующих лет были сожжены 20 женщин, 7 из которых были жительницами Прилепова. Интересный факт – как только расследованием этой масакры занялись государственные службы, весь инквизиторский дух прилеповцев моментально испарился.

Примерно в то же время в Познани были представлены к суду несколько «ведьм», которые, помимо стандартного набора «правонарушений», обвинялись еще и в совершенно немыслимом деянии – они превратили полевой клевер в кузнечиков!

«Абра-кадабра, клевер – превратись в кузнечика!».

Печь для ведьмы

Путешествие по ведьминым местам лучше всего закончить в Нисе. В местном музее можно посмотреть интереснейшее представление – красочную ролевую реконструкцию судового процесса над ведьмой. Сама Ниса оставила свой кровавый след в истории охоты на польских ведьм.

Большая часть официальных инквизиторских процессов в Нисе произошла в период с 1622 по 1655 год. За это время были сожжены 5 женщин. Но активная деятельность охотников за ведьмами замечалась и в последующие годы. Случалось, что круг подозреваемых ставал таким огромным, что инквизиторы наталкивались на личность, которая априори была вне всяких подозрений.

Красочная ролевая реконструкция судового процесса над ведьмой.

Крупнейшая волна преследований накрыла Нису в 1639 году. Допросы и пытки в этот раз были особо изощренными. Местные палачи получили известность профессионалов экстра-класса. На рвение мастеров заплечных дел значительно повлиял тот факт, что все имущество казненного переходило в их собственность. И хотя епископ вроцлавский Карл Фердинанд Ваза старался урегулировать преследования и сократить издевательства над женщинами, именно в тот год решением городского капитула было построено одно из самых ужасных орудий казни – ведьмина печь.

Средневековый палач – профессионал экстра-класса.

Эта печь, которую любят описывать западные издания, до сегодняшних день является едва ли не главным предметом дискуссии историков. Никаких конкретных данных о этом сооружении не сохранилось. Даже не известно, где именно она находилась – на главной площади возле виселицы, или в пригороде. Но в те времена, сооружение подобного устройства стало настоящей сенсацией. Вероятнее всего, что печь была построена из огнеупорного кирпича или камня и обладала высотой около 8 футов (приблизительно 2,4 метра). Вход в нее закрывался наглухо железной дверью. Хотя историки и спорят об этом, но скорее всего в ней сжигали уже мертвых «невест Сатаны». Такая конструкция по тем временам стоила довольно дорого и раз уж власти решились на ее возведение, то можно предположить, с каким размахом проводилась охота на ведьм в Нисе.

История королевства польских ведьм остается одной из самых трагических страниц Речи Посполитой. Католическая церковь признала вину инквизиции и попросила прощения у всех верующих. Но кто попросит прощения у тех женщин, которых обвинили в колдовстве и лишили жизни в страшных мучениях? Нам осталось лишь помнить о них и время от времени посещать места их казни. Возможно, они почувствуют наше понимание и на том свете им станет хоть немножечко легче.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: