Поездки по святым местам. Святые места россии

Былинные богатыри

Говоря о героическом эпосе, И. Л. Солоневич подметил очень существенную черту которая отличает мифологическое сознание славян от многих иных. «И я все-таки буду утверждать, что наше православие есть результат переработки византийского христианства русским народом. Византия „правды Божией“ не искала вовсе, – как не ищет ее и современная, тоже православная, Греция. Это, все-таки, идет из каких-то нам совершенно неизвестных глубин русского народного сознания. Я бы очень советовал русскому читателю самолично проделать такого рода литературно-исторический эксперимент.

Кое-кто из нас еще помнит русский былинный эпос. Очень немногие кое-как знакомы и с германским, – с „Песнью о Нибелунгах“. Прочтите и сравните. Наши богатыри „честно и грозно“ стоят на страже земли русской, живут в несокрушимой дружбе – и если Илья Муромец посмеивается над Алешей Поповичем, то это делается в порядке дружеского зубоскальства. Если Васька Буслаев и хулиганит, то беззлобно, просто от избытка сил, да и то потом кается. Здесь все светло, ясно, дружественно. В „Песни о Нибелунгах“ – зависть и предательство, убийство из-за угла, яд, зависть, взаимоистребление, – все это громоздится каким-то кошмарным клубком. И в конце этой героической эпопеи герои пьют кровь убитых товарищей и гибнут все – гибнут не в борьбе с внешним врагом, а истребляя друг друга до последнего – чтобы „золото Рейна“ не досталось никому. Здесь все окрашено в цвета крови и грязи. Здесь все пропитано завистью и ненавистью. Здесь всякий друг другу личный враг и потенциальный убийца. И убивают друг друга все. Гибнут не в честном бою за родину за защиту своих полей и сел, детей и жен…»

Андрей Рябушкин. Василий Буслаев

Михаил Врубель. Богатырь

Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря. Исследователи говорят о присутствии различных элементов в былинах: исторического, бытового, заимствованного и – мифического.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в статье «Самодержавие духа» говорил о былинах как о зеркале самосознания народа и русской души. Он разделял былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге. Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности.

Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших. Известный исследователь О. Миллер смотрит на всех богатырей как на олицетворение различных явлений природы. В старших богатырях он видит явления грозные, враждебные людям. В образе Святогора, например, олицетворяются исполинские, залегшие на все небо тучи. Младшие богатыри – тоже явления природы, но благотворные для человека. Калики перехожие – это бродячие тучи, проливающие дождь, и т. д.

Святогор

Святогор – огромный великан, «выше леса стоячего»; его с трудом носит Мать Сыра-Земля. Он живет на высоких Святых горах; когда он идет, земля и леса колышутся, реки выливаются из берегов.

Как-то раз Святогор хвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал богатырь Микула Селянинович и бросил на землю сумку, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть сумку, погружается в землю по колено и здесь, не одолев «тяги земной», кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

Николай Рерих. Святогор

В другой былине Илья Муромец под дубом в чистом поле находит богатырскую постель. Он засыпает на ней. На третий день конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Тут появился Святогор на коне, держа на плечах хрустальный ларец со своей женой-красавицей. Когда Святогор заснул, жена его соблазнила Илью Муромца и затем спрятала в карман Святогора.

Когда Святогор проснулся, он отправился в путь; конь же сказал Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор нашел Илью и, расспросив, как он попал туда, убил неверную жену, а с Ильей побратался. На пути у Северной горы богатыри увидели гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но гроб только крепче закрывался.

Митрополит Иоанн указывал на харизматическую преемственность богатырства в былине «Смерть Святогора». Древний (языческий) воин передает свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

Микула Селянинович

Микула Селянинович встречается в былинах о Святогоре и о Вольге Святославиче. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Он предвещает появление младших богатырей, хотя еще остается земледельческим божеством.

Миллер называет Микулу пахарем, первоначально олицетворением небесного грома, тогда как волшебная его кобылка, которую нагнать нельзя, представляет собою громовую тучу.

Страшная его сила, сопоставление со Святогором и другие черты, в которых он изображается, показывают, что тип его, как и тип Святогора, сложился под влиянием образа какого-нибудь титанического существа, бывшего, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия.

Андрей Рябушкин. Микула Селянинович

На это указывает сумка с тягой земли, с которой изображается Микула и которая, очевидно, есть не что иное, как образ земли. Но сам он уже представляет не землю как стихию, а идею оседлой земледельческой жизни, в которой он и поставляет свою силу и значение.

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.

Михаил Врубель. Микула Селянинович

Вольга Святославович

Основные былины о Вольге рассказывают о его чудесном рождении от змея, походе в Индию и противоборстве с Микулой Селяниновичем. Вольга Святославович, оборотень и охотник, относится к числу самых древнейших богатырей. В его образе находят пережитки тотемизма, в то время как более ранняя школа фольклористики стремилась отождествить его с реальными историческими личностями, в частности Вещим Олегом.

Сухман Одихмантьевич

О Сухане, или Сухмантие и Сухмане Дамантиевиче, существует одна былина, в которой рассказывается, как Сухан, обиженный Владимиром, лишает себя жизни.

Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками.

Виктор Васнецов. Скачущий витязь (Богатырский скок)

Иван Билибин. Вольга со своей дружиной

Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и, когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана, но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

От Ивана Колывановича и Колывана Ивановича, которые первоначально составляли одно лицо, в былинах остались только имена.

По сюжету былин, Колыван часто выступает совместно с Ильей Муромцем и Самсоном-богатырем. В частности, встречается вариант былины с известным сюжетом о похвальбе перевернуть землю и подъеме сумы переметной, где героями выступают эти три богатыря. Чаще Колыван выступает лишь как эпизодический персонаж былины.

Колываном в былинах называют иногда и Святогора. Похваляясь перевернуть Землю, он не может поднять с земли сумы переметной, потому что не имеет правды – цели своей силушке. Этот эпизод также говорит о древности и архаичности этого славянского героя.

Дунай Иванович

Дунай Иванович представляет персонификацию реки Дуная, как это доказывает постоянно сопровождающий его в былине эпитет «тихий». Миллер видит в нем также олицетворение реки, но не теперешнего Дуная, а реки вообще, он полагает, что слово Дунай было первоначально нарицательным. Река эта была не земной, а небесной, она была вообще вместилищем воды, туч, поэтому богатырь, собственно говоря, мифическое существо, персонификация тучи.

В былине о Дунае сохранился космический стихийный миф.

Илья Муромец

Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, Илья Муромец.

Былин об Илье много, они составляют целый цикл, объединенный его личностью. Он представитель всех русских богатырей и в глазах народа является представителем крестьянского сословия. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причем силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессребреничество, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что наконец он стал святым угодником. Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о воинской биографии – кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

Виктор Васнецов. Три богатыря

Илья «занимает среднее переходное место между старшими и младшими богатырями. На нем, как и на старших богатырях, видим также мифические черты, перешедшие на него от какого-нибудь мифического божества, а может быть, от Перуна.

Так как Илию-пророка народная фантазия соединила с Перуном, то весьма естественно было и на Илью Муромца, носившего имя Илии-пророка, перенести черты Перуна, бога-громовника». Он первоначально был божеством грома, затем стал земледельческим божеством и, наконец, – богатырем-земледельцем.

Илья сидит сиднем тридцать лет, получает силу от калик перехожих (по некоторым былинам, от Святогора), исполняет первую крестьянскую работу, едет к Святогору получив родительское благословение, он отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья-Разбойника, освобождает Чернигов от татар и встречает станишников, которым говорит об Алеше Поповиче.

Приехав в Киев, он пирует у Владимира, на богатырской заставе Илья – вместе с другими своими «братьями крестовыми» – борется с Поленицей, Сокольником, Жидовином, бьется с татарами, напавшими на Киев, Калин, Идолище.

Первый факт из жизни Ильи – то, что он продолжительное время сиднем сидит, – Миллер объясняет мифологическим образом: доброе, благотворительное божество должно в течение всей зимы оставаться в бездействии, и только медвяное питье калик перехожих, то есть теплый дождь, изливающийся из весенних туч, дает этому божеству чудотворную силу.

Алеша Попович

Алеша Попович тесно связан с Ильей Муромцем и с Добрыней Никитычем: он находится в постоянных отношениях с ними. Кроме того, между Алешей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни, а именно – былины о змееборстве Добрыни и Алеши почти совершенно сходны друг с другом.

Алешу отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие – с другой. Алеша Попович, кроме того, горделив, спесив, бранчлив, задорен и груб, в бою верток, хитер: он, наконец, женский пересмешник. Его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение.

Андрей Рябушкин. Алеша Попович

В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю. По мнению О. Миллера, это выражение темного свойства светлого мифического существа, например, солнца, которое иногда приносит вред людям слишком палящими своими лучами.

Добрыня Никитич

Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей Владимира, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника.

Он второй после Илья Муромца по значению богатырь. «Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа: благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается единой даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся.

Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче – «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич – воин.

В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто бывает при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя.

Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах, он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек, в частной жизни он человек тихий и смирный.

Михайло Поток

Михаила Потыка или Потока сближает с Добрыней и Алешей то обстоятельство, что он, подобно им, сражается со змеем.

На охоте Поток встречает лебедя, который превращается в девушку – Авдотью Лебедь белую, Лиховидевну Он женится на ней, и оба дают зарок: если кто раньше умрет, то оставшемуся в живых быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле.

Умирает Авдотья. Потока вместе с ее телом спускают в могилу, на коне, в полном вооружении и с запасом пищи. В могилу является змей. Поток убивает его и кровью убитого оживляет жену. После смерти Потока его жену опускают с ним в могилу.

По другим былинам, жена опоила Потока и обратила в камень, а сама сбежала с царем Кощеем. Товарищи (Илья, Алеша и др.) спасают Потока и мстят за него, убив Кощея и четвертовав конями неверную Лебедь белую.

Михайло Поток является чистым мифическим существом: он гром, а жена его, Лебедь белая – облако, зимою они оба в могиле, и оживляет их живая вода, весенний дождь.

Иван Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну

Иван Гостиный сын

По всей вероятности, местный черниговский богатырь. Былина о Иване распадается на два сюжета: в первом, говорящем о купле коня, Иван сопоставляется отчасти с Ильей Муромцем. Во втором сюжете Иван сходен с Бановичем Страхиней, героем сербских песен.

Хотен или Горден Блудович

Этот богатырь – Горден Блудович – действует только в одной былине сборника, приписываемого Кирше Данилову. Обыкновенно тот же богатырь носит имя Хотен, в разных вариациях: Хотей, Хотин, Котеня, Катенко, Фотепчик и др.

В этом богатыре выразилась родовая основа и варяжские черты характера.

Соловей Будимирович

О. Миллер сближает его с Соловьем-Разбойником на основании издаваемого ими обоими свиста и крика, он видит в обоих звуковую силу великих воздушных явлений с той только разницей, что один из них представляет вредную, страшную, а другой – благодатную сторону одного и того же явления.

Соловей Будимирович приезжает на Соколе-корабле в Киев сватать племянницу князя Владимира, Забаву Путятичну, строит в ее саду в одну ночь три чудесно изукрашенных терема и этими теремами, а также игрой на гуслях так прельщает Забаву, что она сама к нему приходит, они целуются, милуются и меняются золотыми перстнями. Но мать Соловья уговаривает его, отсрочив свадьбу, съездить за синие моря. Во время этой поездки Забаву обманывают, и она соглашается выйти замуж за Давида Попова, но возвратившийся во время свадебного пира Соловей Будимирович разрушает план Попова, и Забава идет за настоящего своего жениха.

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

ГЛАВА IX БОГАТЫРИ, РЫЦАРИ И УБИЙЦЫ 74. «Христианский мир» (Chretiante) Положение Западной Европы долгое время было предельно жалким. Потомки римских граждан изнывали под властью жестоких завоевателей: готов, вандалов, бургундов, лангобардов, аланов, свевов. Все эти этносы

Из книги Былины. Исторические песни. Баллады автора Автор неизвестен

Богатыри на Соколе-корабле По морю, морю синему,По синему, но ХвалунскомуХодил-гулял Сокол-корабльНемного– немало двенадцать лет.На якорях Сокол-корабль не стаивал,Ко крутым берегам не приваливал,Желтых песков не хватывал.Хорошо Сокол-корабль изукрашен был:Нос, корма –

Из книги Мгновенье славы настает… Год 1789-й автора Эйдельман Натан Яковлевич

Богатыри "Сергей Муравьев-Апостол… ростом был не очень велик, но довольно толст; чертами лица и в особенности в профиль он так походил на Наполеона I, что этот последний, увидев его раз в Париже в политехнической школе, где он воспитывался, сказал одному из приближенных:

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора

Из книги Империя. Собирание земель русских автора Голденков Михаил Анатольевич

Мордвины - русские богатыри В 1655 г. войска царя Алексея Михайловича захватили почти всю Беларусь (Литву) и 3 июля вторглись в город Минск. После кровопролитных боев город был оставлен беларускими войсками. Московитяне стали пытаться восстановить разрушенный ими же

Из книги АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили автора автора Кондратов Александр Михайлович

Когда богатыри упали? «Когда Роггевен поднял занавес перед европейским зрителем, основное действие давно уже кончилось и исполнители главных ролей покинули сцену», - пишет Тур Хейердал, подводя читателя к мысли, что междоусобные войны в основном завершились и

Из книги Древняя религия Славян автора Глинка Григорий Андреевич

Из книги Русские воздушные богатыри И. И. Сикорского [фото] автора Финне Константин Николаевич

Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского Константин Николаевич Финне Предисловие переводчика Книга «Русские воздушные богатыри И.И.Сикорского» посвящена памяти тех, кто служил, и тех, кто погиб, исполняя свой долг в качестве членов Эскадры воздушных

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Былинные были Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Главными действующими лицами киевских былин являются богатыри-воины,

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

5. Св. Владимир и его богатыри Для преобразований и просвещения Руси мирного времени в общем-то и не было. Наша страна принимала христианство от Византии, готова была дружить с ней, но мог ли император простить Владимиру, что он навязал собственные условия? Мог ли

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

Глава III Былинные истоки Великого Новгорода

Из книги История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц автора Козловский Степан Викторович

Кто такие богатыри?

Казалось бы - вопрос, на который ответит любой школьник, а как возьмешься сформулировать точное определение, выясняется, что не так-то это просто.

Каждому свой богатырь

Откуда же взялись эти сказочные витязи, герои древнерусских былин? Существовали когда-то на самом деле или же придуманы нашими предками, как домовые и лешие, кикиморы, русалки и другие сказочные персонажи? Можно ли считать их чисто русскими эпическими героями, или в других странах тоже были свои богатыри? Наконец, чем же занимались эти самые богатыри?

Давайте сразу проясним со вторым вопросом: у каждого народа, у которого имеется свой фольклор и свой героический эпос, непременно есть и свои полусказочные полуреальные герои, часто списанные с реальных, прославившихся когда-то воинов: белорусские асилки, казахские батыры, азербайджанские пахлаваны, скандинавские викинги…

Выдумка или реальность?

Список можно продолжить, и о каждом из этих героев историки и литературоведы ведут длинные споры: были ли эти люди реальны, существовали ли они на самом деле, или все это лишь фантазия сказителей, подкрепленная тем, что каждый из них, передававший истории о добрых и справедливых силачах и великанах, добавлял что-то от себя?

Ну, насчет героев других стран сказать точно, пожалуй, мы не можем ничего. А вот по поводу героев русских народных былин ученые-фольклористы и историки давно пришли к консенсусу: что-то, может быть, и приукрашено рассказчиками, но многие события, воспетые в былинах, происходили на самом деле, а многие их персонажи имеют реальные исторические прототипы.

Иногда разобраться в хитросплетениях истории и литературы бывает непросто: так, например, один легендарный богатырь может быть «срисован» сразу с двух, а то и трех реально существовавших людей. Также известно, что, например, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович никак не могли совершать свои славные подвиги втроем: жили-то они в разные времена!


Косая сажень, богатырский сон…

Обратимся, однако, к сухим фактам: былинные богатыри - силачи, умелые воины и яростные борцы со злом и несправедливостью всех мастей. Во многих источниках упоминается также, что они стояли «на заставе», то есть, охраняли границы Руси от врагов.

Прилагательное «богатырский» прочно вошло в наш лексикон: когда мы говорим «богатырский сон», «богатырская силушка» или «богатырский аппетит», мы имеем в виду нечто великое во всех смыслах. Действительно, в легендах богатыри предстают силачами громадного роста, способными умять в один присест быка и проспать тридцать лет. Это, конечно, литературное преувеличение - ведь если исходить из литературоведческих взглядов, богатыри это легендарные герои народного эпоса, ну а таких героев всегда идеализировали и, по крайней мере, в рассказах, награждали всевозможными доблестями и положительными качествами в немыслимых количествах.

Есть, однако, и вполне практическое объяснение: разумеется, на защиту рубежей Родины, в княжескую дружину и на другие важные службы не брали кого попало - отбирали самых ловких и умелых, отважных и сильных. Вполне возможно, что прототипы былинных богатырей и выделялись ростом и силой среди своих современников - ведь раньше средний рост мужчины был совсем невысок, и парень высотой 170-180 сантиметров запросто мог считаться великаном.

Откуда есть-пошел богатырь на Руси?

Еще один интересный факт: само слово «богатырь», которое мы считаем исконно русским, произошло вовсе даже от тюркского «бааттар» или «бахадур», что означает примерно то же самое - сильный, смелый, лихой и храбрый воин. И это не единственное слово, перешедшее в русский из других языков и прижившееся там навсегда. Даже аналог слову «богатырь», часто встречающийся в сказках - «витязь» - происходит, скорее всего, от древненорвежского «викинг».

Русские богатыри - это не просто история. Они отражают сущность русского человека, его отношение к Родине. Илья Муромец, Алеша Попович, Горыня, Добрыня Никитич и многие другие посвятили свои жизни служению Руси. Они боролись с бесчисленными врагами нашего народа, оберегая и защищая простых людей. Подвиги русских богатырей навеки останутся в памяти - в виде былин, песен и сказаний, а также другого эпоса, сочиняемого очевидцами тех событий. Именно они заставляют гордиться своим народом и землей, взрастившей таких исполинов.

История богатырей на Руси

Наверное, каждый из нас в школе или по телевизору слышал истории о могучих и непобедимых героях. Их подвиги вдохновляют, вселяют надежду и заставляют гордиться собственным народом, его силой, самоотдачей и мудростью.

Многие историки делят русских богатырей на старших и младших. Если следовать эпосу и былинам, то можно четко провести границу между старославянскими полубогами и уже христианскими героями. Русские древние богатыри - это всесильный Святогор, могучий Верни-Гора, Микула Селянинович, Дунай и другие.

Они отличаются своей безудержной природной мощью. Эти богатыри - олицетворение обожествленных сил природы и ее непобедимости. В более поздних источниках им придают несколько негативный окрас. Они становятся героями, которые не могут и не хотят применить собственную силу во благо. Чаще всего это просто разрушители, хвастающиеся мощью перед другими богатырями и простым людом.

Это было сделано для того, чтобы подтолкнуть людей к новому миру - христианскому. На смену богатырям-разрушителям приходят богатыри-созидатели, защитники русской православной земли. Это Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Пересвет и многие-многие другие. Нельзя не вспомнить и подвиги русского богатыря Ильи Муромца. Это излюбленный образ для многих писателей и художников. Излечившись от тяжелой болезни, витязь пошел защищать собственную землю, а после удалился в монахи.

Самые известные русские богатыри и их подвиги

Наша история хранит немало известных имен. Наверное, каждый знает фразу: "А и славные, а и сильные богатыри на земле Русской". Хотя наш народ в большинстве своем не воинственный, предпочитает трудиться на земле, но из его среды издревле выходили могучие герои и защитники Отечества. Это Святогор, Микула Селянинович, Дунай Иванович, Пересвет, Садко и многие-многие другие. Эти богатыри проливали собственную кровь за родную землю и становились на защиту мирных людей в самое смутное время.

Именно о них складывались былины и песни. При этом, с течением времени, они много раз переписывались. В них добавлялись новые и новые факты и подробности. Даже характер героев претерпевал значительные изменения.

Особенно повлияло на сей процесс принятие Это разделило нашу историю, привело к отрицанию и осуждению всего старого. Поэтому в образах более древних богатырей теперь можно увидеть негативные черты. Речь идет о Святогоре, Пересвете, Дунае Ивановиче.

На смену им пришли богатыри нового поколения. И практически все они служили князьям, а не народу. Самые известные богатыри земли Русской - это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Именно их восхваляли в песнях и былинах. Они красуются на известнейшей картине Васнецова. Именно их больше всего знают дети, благодаря многочисленным мультфильмам и сказкам. Что же они совершили? И почему их изображают всегда вместе?

По заверениям многих историков, эти три известнейших русских богатыря никогда не встречались. Согласно некоторым данным, Добрыня жил в 15 веке, Илья - в 12-м, а Алеша, самый молодой из героев, - в 13 веке.

Виктор Михайлович изобразил их всех вместе как символ непобедимости и несокрушимости русского народа. Подвиги 3 богатырей были совершены в разное время, но историки сходятся во мнении, что большая их часть вполне реальна. Например, тот же Соловей-Разбойник, война с печенегами, татарский князь Тугарин имели место быть на самом деле. А значит, логично предположить, что и великие деяния тоже совершались.

Алеша Попович и его подвиги

На картине Васнецова этот юноша изображен с луком и стрелами, а возле седла можно увидеть гусли, что говорит о его веселом нраве. Иногда он безрассуден, как любой молодой парень, а иногда хитер и мудр, как бывалый воин. Как и многие богатыри земли Русской, это, скорее, собирательный образ. Но есть у данного персонажа и реальный прототип.

По некоторым данным, это сын ростовского православного попа Леонтия. Но земляком его считают и жители (Украина). Местные предания гласят, что он частенько посещал здешние ярмарки и помогал людям.

По другой версии, это ростовский известный богатырь Александр. Он жил в 12-13 веке и был видным историческим деятелем. Часто его образ переплетается с другим, не менее заметным персонажем былин, Вольгой Святославичем.

Славные подвиги русских богатырей будут неполными без сказаний о том, как Алеша сошелся в бою с самим Тугарином. Этот половецкий хан - реальное историческое лицо Тугоркан. И в некоторых былинах Алеша Попович дрался с ним несколько раз. Также этот богатырь заслужил славу в многочисленных междоусобных войнах того времени. И погиб в знаменитой битве при Калке (1223 год).

Илья Муромец

Это, пожалуй, самый известный и почитаемый богатырь на Руси. Он воплощает все положительные черты Подтвержденных сведений о нем весьма мало, но достоверно известно, что его причислили к лику

Детство и юношество этот человек провел практически без движения, так как страдал серьезной паралитической болезнью. Однако в возрасте 30 лет Илья был исцелен и полностью встал на ноги. Этот факт подтвердили и многие серьезные ученые, которые проводили исследование останков святого. Поэтому и подвиги русского богатыря Ильи Муромца начинаются в довольно зрелом возрасте.

Этот персонаж стал наиболее известен всем взрослым и детям благодаря былине, которая повествует о его битве с Соловьем-Разбойником. Сей преступник контролировал один из основных путей в Киев - столицу древней Руси. Правивший в то время князь Мстислав поручил дружиннику Илье Муромцу сопровождать очередной торговый обоз. Встретившись с разбойником, богатырь победил его и очистил дорогу. Данный факт подтвержден документально.

Кроме этой, известны и другие победы русского богатыря Ильи Муромца. Былины рассказывают о битве витязя с Идолищем Поганым. Так, возможно, называли насильника-кочевника. Также существует история о борьбе с Бабой-Горынкой и собственным сыном.

На склоне лет Илья, получив тяжелое ранение и устав от такой ратной жизни, удалился в монастырь. Но и там не смог найти он покоя. Исследователи отмечают, что богатырь-монах погиб в бою в возрасте 40-55 лет.

Великий Святогор

Это один из известнейших и загадочных богатырей. Перед его славой меркнут даже победы русского богатыря Ильи Муромца. Его имя полностью отвечает внешности. Обычно его представляют могучим великаном.

Можно сказать, что достоверных былин об этом герое достаточно немного. И все они связаны со смертью. Однако Святогор прощается с жизнью не в неравном бою с многочисленными врагами, а в споре с непреодолимой и неведомой силой.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел «суму переметную». Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся «тяжесть земная».

Еще одна легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена «поколений» богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Добрыня Никитич

Этот богатырь, изображенный вместе с Ильей Муромцем и Алешей Поповичем, является одним из самых почитаемых и известных на Руси. Практически во всех былинах он неразрывно связан с князем Владимиром Святославовичем. При этом есть мнение, что последний является его родным дядей. В истории Добрыня - видный государственный деятель, к совету которого прислушивались многие дворяне.

Однако в былинах это, скорее, собирательный образ, которому присущи черты могучего русского витязя. Подвиги богатыря Добрыни Никитича заключаются в борьбе с многочисленными вражескими войсками. Но главным его деянием является битва со Змеем Горынычем. Знаменитая картина Васнецова изображает бой защитника земли Русской с 7-главым драконом, однако строился сюжет на реальной основе. «Змеем» раньше называли врага. А прозвище «Горыныч» указывает на его происхождение или место обитания - горы.

Существовали также сказания, повествующие о том, как Добрыня нашел себе жену. Историки отмечают, что она была иностранкой. Настасья Никулична (в других вариантах - Микулишна) обладала неплохими физическими данными. Они стали меряться силами, а после победы витязя девушка стала его женой.

Как и все подвиги былинных богатырей, деятельность Добрыни Никитича связана со служением Князю и Народу. Именно поэтому его ставят в пример, сочиняют сказки, песни и былины, рисуя его героем и освободителем.

Волх Всеславьевич: князь-вошебник

Этот богатырь известен скорее как чародей и оборотень. Он был князем Киевским. И легенды о нем похожи на сказку. Даже рождение Волхва окутано мистикой. Рассказывают, что мать зачала его от Велеса, который явился ей в образе обычного змея. Рождение богатыря сопровождалось громом и молниями. Его детскими игрушками были золотой шлем и булатная палица.

Как и многие русские народные богатыри, он часто проводил время с дружиною. Рассказывают, будто бы ночью он оборачивался диким волком и добывал в лесу пищу для воинов.

Самая известная легенда о Волхве Всеславьевиче - это повествование о победе над индийским царем. Однажды богатырь услыхал, что замышляется недоброе против его Родины. Он воспользовался колдовством и победил чужое войско.

Реальный прототип этого героя - князь Всеслав Полоцкий. Он также считался колдуном и оборотнем, также брал хитростью города и безжалостно убивал жителей. И змей сыграл не последнюю роль в жизни князя.

Исторические факты и предания смешались в одно. И подвиг Волхва Всеславьевича стал восхваляться в былинах, как и другие славные подвиги русских богатырей.

Микула Селянинович - простой крестьянин

Этот богатырь - один из представителей героев. Его образ - это отражение легенд о боге-пахаре, защитнике и покровителе земли Русской и крестьян. Именно он дал нам возможность возделывать поля и пользоваться дарами природы. Он же выгнал Великанов-разрушителей.

По преданию, жил богатырь на Древлянской земле. В отличие от других древних витязей, происходивших из князей, Микула Селянинович представлял сословие крестьян. Он всю жизнь посвятил работе в поле. Тогда как другие богатыри-защитники земли Русской воевали с мечом в руках. В этом есть свой смысл, т. к. все блага государства и людей происходят именно от тяжелого и ежедневного труда.

Самыми известными произведениями, в которых описывается характер и жизнь Микулы Селяниновича, считаются былины о Вольге и Микуле, а также о Святогоре.

Например, в истории с князем-оборотнем богатырь поступает на службу в дружину, собранную для противостояния варяжскому нашествию. Но перед этим он посмеивается над Вольгой и его воинами: они-де не могут даже вытащить его плуг, застрявший в земле.

Подвиги русских богатырей всегда воспевались народом. Но можно встретить и пренебрежение к героям, которые, имея огромную силу, не могут правильно ее применить. Примером такого отношения можно назвать былину «Святогор и Микула Селянинович». Здесь противопоставляются два начала - созидательное и разрушительное.

Святогор скитается по свету и не знает, где применить собственную силу. Однажды он встречает Микулу с сумой, которую богатырь-воин не может поднять и надрывается. Там оказывается вся «тяжесть земная». В этом сюжете можно увидеть превосходство обычного труда над военной силой.

Василий Буслаев

Этот богатырь не похож на остальных. Он - бунтарь, всегда идет наперекор общему мнению и порядкам. Несмотря на суеверия обычных людей, он не верит в приметы и предсказания. В то же время, это образ защитника-богатыря.

Василий Буслаев родом из Великого Новгорода. Именно поэтому в былинах о нем так много местного колорита. Есть два рассказа о нем: «Василий Буслаевич в Новгороде» и «Василий Буслаевич молиться ездил».

Всюду прослеживается его озорство и бесконтрольность. Например, выбирая себе дружину, он устраивает несколько неординарных заданий. В результате находится 30 молодцев, которые во всем поддерживают Василия.

Деяния Буслаева - это не подвиги русских богатырей, которые следовали правилам и во всем подчинялись князю, уважая традиции и верования простых людей. Он почитал только силу. Поэтому его деятельность - это разгульная жизнь и драки с местными мужами.

Пересвет

Имя этого богатыря тесно связано с битвой на Куликовом поле. Это легендарное сражение, в котором полегло бесчисленное количество славных воинов и бояр. И Пересвет, как и многие другие богатыри, защитники земли Русской, встал грудью перед врагом.

Ученые до сих пор спорят, был ли он на самом деле. Ведь, согласно легенде, вместе со своим братом Андреем, был отправлен на помощь Дмитрию Донскому самим Сергием Радонежским. Подвиг этого богатыря заключался в том, что именно он вдохновил войско русское на битву. Он первым вступил в бой с представителем полчища Мамаева - Челубеем. Практически без оружия и доспехов, Пересвет победил противника, но упал замертво вместе с ним.

Изучение более ранних источников наводит на мысль о нереальности этого персонажа. В Троицком монастыре, в котором Пересвет, согласно истории, был послушником, нет никаких записей о таком человеке. Кроме того, известно, что и Сергий Радонежский не мог встретиться с князем Дмитрием непосредственно перед боем.

Но практически все подвиги русских богатырей - так или иначе - частично выдуманы или преувеличены сказителями. Такими историями поднимался боевой дух, воспитывалось



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: