Поклонный крест история. Поклонный крест: казнить нельзя помиловать

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о символах Православия. В предыдущем номере мы рассказали, что такое часовня. Следующий вопрос, на который нам ответил Иерей Сергий Свирепов, настоятель Троицкого собора и клирик Богоявленского храма Серпухова:

Православие немыслимо вне поклонения Кресту Христову. Крест сопровождает христианина, начиная с крещения. Нательный крестик носят на шее, крест венчает купол храма, покоится в алтаре на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный - возле храма, у дорог, в поле и других, самых неожиданных местах...

Вне храмов и кладбищ кресты ставили и ставят прежде всего с религиозными целями. Крест - знак нашего спасения. И как о спасении мы должны думать не только в храме, так и место креста в нашей жизни не может ограничиваться только храмом. Мне самому, к слову, не раз приходилось совершать восхождение на две кавказские горы, вершины которых также увенчаны большими восьмиконечными крестами.

Может быть, прозвучит удивительно, но сама традиция ставить кресты пришла на Русь даже ранее принятия ею христианства. Ибо согласно «Повести временных лет», бабушка святого Крестителя Руси князя Владимира, Ольга, начала сокрушать языческие капища вместе с идолами, «и на тех местах нача кресты Христовы поставляти». Её внук, князь Владимир Красно Солнышко продолжил эту благочестивую традицию возвдвижения крестов, устанавливая их на месте закладки города, церкви, монастыря как свидетельство об освящении места и об испрошении у Господа благословения на начало строительства. Много замшелых каменных крестов там и тут словно вырастают прямо из земли, например, на древней Псковщине или в Тверской области.

Традиция установления больших крестов в России очень древняя, и основная цель их устроения - напомнить путнику о вечном, о необходимости воздохнуть Богу в молитве и поклониться Христу. Но наверняка воздвигались все эти многочисленные кресты по разным причинам. Этот вывод легко сделать даже из современной традиции устанавливать кресты, например, на въезде в город, или на месте автокатастрофы - очевидно, что разные мотивы побуждают людей ставить такие кресты.

Кстати, определимся и с терминами. Оказывается, называть все отдельно стоящие кресты «поклонными» (как нам, скорее всего, хотелось бы) не совсем верно. Современные исследователи-ставрографы («ставрос» по-гречески - крест, ставрография - наука, изучающая кресты) называют такие кресты монументальными. Все монументальные кресты различаются по причинам их устроения. Здесь можно выделить несколько больших групп.

Поклонными в старину назывались кресты, которые ставились на месте разрушенных храмов - там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Такие кресты в Серпуховском районе установлены в деревнях Каргашино и Прилуки на месте, где были до основания разрушены храм и часовня Рождества Пресвятой Богородицы.

На Руси было много так называемых обетных крестов. Само слово «обетный» говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, по обещанию. Например, во время эпидемии чумы, холеры или моровой язвы среди скота, в надежде на скорое избавление, люди собирались на совместную молитву и давали обет Богу за одну ночь поставить крест или деревянный храм. Сохранились известия о том, что подобные кресты были установлены государями Иваном Грозным и Петром Великим. Первым за рождение наследника, вторым - как благодарность за спасение в шторм. Место для обетных крестов выбирали самое заметное - на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим, чтобы каждый идущий мимо почтил крест молитвой.

Существовала традиция охранных крестов - они были воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Такие кресты иногда ставили просто в гиблых и опасных местах: они должны были обезопасить это место от повторения подобных несчастий.

Были весьма популярны в дореволюционной России межевые или придорожные кресты. Как раз их мы и видим чаще всего сейчас, ибо ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог. Такими придорожными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий, а подчас и освобожденные от захватчиков селения и города, то есть, места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно. Подчас у придорожных крестов и конструкция была особая: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец».

Были и внерелигиозные цели установки крестов: например, навигация. Приметные (до 14 метров в высоту) кресты располагались по берегам Белого моря и служили своего рода маяками, навигационными знаками, указывавшими мореходам путь к спасительной гавани - верхний конец наклонной перекладины всегда указывал точно на север, и сведения о них содержались в морских лоциях. Иногда попавшие в беду на дальних становищах ставили кресты, чтобы подать о себе весть проходящим мимо судам.

Многие уже наверное давно обратил внимание на то, что как то незаметно на въездах в населенные пункты в России стали устанавливаться православные кресты.
Называют их почему то поклонными.
После нескольких случаев их спиливания и срубания многие в один голос стали называть эти кресты православными святынями.
Оказывается вот эти так называемые поклонные кресты - это ни много ни мало, а православные святыни.
Почему я говорю "так называемые поклонные кресты"?
Потому что по моему мнению поклонными крестами эти кресты не могут называться по определению.
Поясню свою мысль.
Поклонный крест устанавливался там, где не было церкви. То есть христианский миссионер приходил на какую то территорию обращать местное население. в христианство. В каком то месте устанавливался Поклонный крест и к этому месту все новообращенные христиане приходили совершать христианский молебен. То есть Поклонный крест выступал в качестве временной христианской церкви. Впоследствии на этом месте, как правило, церковь и строили. А если строили в другом месте, то и поклонный крест переносили на территорию этой церкви.

Или допустим другая ситуация. Была церковь, но сгорела в результате, например, пожара, что часто случалось раньше.
На месте этой церкви устанавливали Поклонный крест и к этому месту христиане ходили как в церковь. Поклонялись этому кресту, поэтому крест и назывался Поклонным. Потом церковь восстанавливали и этот крест оставался на территории церкви, но уже как памятный крест.

Смысл вполне понятен.
А вот какой смысл закладывается в определение Поклонный крест, который устанавливается, например, на въезде в населенный пункт, не понятно. К примеру, в городе есть Собор, есть множество церквей. Кто из православный христиан ходит к тем так называемым поклонным крестам на въезде в город? Никто.
И службы там не проходят по вполне понятным причинам. Есть церковь, туда и ходят. Там и служба проходит.

Вот крест, который в Архангельской области срубили. Этот крест стоял через дорогу от подворья Артемиево-веркольского монастыря. На территории этого подворья есть Храм св. благоверного князя Александра Невского.
Вот в этом Храме в этом районе и проводятся все службы.

Настоятель подворья игумен Феодосий (Нестеров) (он на фото), рассказывает, что это именно Поклонный крест, потому что на этом месте когда то стояла церковь в честь святого Виктора. То есть как бы Поклонный крест на месте бывшей церкви.
И в этом же сюжете крупным планом показана табличка с текстом: В память о жертвах политических репрессий..."

Так в память о жертвах политических репрессий был установлен этот памятник в виде креста или это Поклонный крест на месте бывшей церкви?

Вроде как восстанавливать церковь св. Виктора на этом месте никто не собирается, как я понял.
Для чего тогда ставить поклонный крест на месте церкви, которую никто восстанавливать не собирается и на месте, где буквально через дорогу расположен православный Храм?

То есть, я так понимаю, это не Поклонный крест, а памятный знак в виде православного креста.
Если так, то для чего его тогда освящают православные священники?
Чтобы сделать это место православной святыней?
Так священники и квартиры освящают и машины и чего только не освящают. И что? После этого все это становится православными святынями?

Зачем иметь под боком у православного Храма Поклонный крест если этому кресту никто не поклоняется?
Зачем ставить на въезде в населенный пункт, где уже есть церковь и часто даже не одна, Поклонный крест и называть это еще к тому же православной святыней?

Я слышал такое мнение, что эти кресты не поклонные на самом деле, а охранные. То есть как бы охраняют населенный пункт от всякого лиха. Эдакий оберег. Ну кто б возражал против оберега? Только уж тогда нужно называть вещи своими именами и для пущего обережения соорудить на въездах в населенный пункт еще и католический крест, мусульманский полумесяц, звезду Давида, статую Будды и для верности еще вместе со всем этим "оберегами" водрузить на высоком постаменте памятник Ленина с протянутой рукой.
Что б уж наверняка.

Некоторые считают, что такие кресты на въезде означают, что это православный город (поселок, село и т.д.).
То есть... вот указатель такой, мол, тут живут православные христиане.
А вот, к примеру, в нашем городе живут не только православные. Есть и баптисты (даже Дом молитвы у них есть свой) и мусульман полно. Пусть их не большинство, но их точно не мало. Как им такая вывеска?
Атеистов и агностиков тоже далеко не единицы. И кто их вообще спросил, согласны ли они на такое вот определение статуса населенного пункта или нет? Не затрагивает ли это чувство верующих других конфессий или чувства атеистов?
Хотел бы я посмотреть на реакцию православных если бы на въезде в населенный пункт кто-нибудь установил, например, мусульманский полумесяц.
Наверное им бы это не сильно понравилось.

Могут возразить, да какая разница, какие это кресты, поклонные или памятные. Стоят и стоят, кому они мешают?
Ок! Ну так многочисленные памятники Ленину тоже вроде бы никому не мешали. А вот потом помешали и стали их убирать, что вызвало возмущение тех, для кого Ленин не меньшая святыня, чем для христиан православных крест.
И венки возлагали и клятву давали продолжать его дело. А тут бац! и на свалку.

Возвращаясь к теме Поклонных крестов.
В одном из районов Москвы совсем недавно была снесена Церковь Святой Троицы евангелистов-пятидесятников. Храму этому, как я понял, 25 лет. Всю церковную утварь, книги, крест, все имущество неизвестные ночью под бульдозер пустили.
Вот для евангелистов пятидесятников эта Церковь была святыней. Они тоже христиане. Их Церковь такой же Дом Господен как и у православных православная Церковь. Тот же христианский крест - символ веры.
Почему же эта история не вызвала бурю негодования всех христиан, в том числе и православных. Ведь поругана христианская святыня. В Новгородской области тоже снесли Церковь евангелистов пятидесятников.
И тоже православных христиан это никак не возмутило.
Как же так? Не какой то там памятный крест спилили, а целую действующую церковь снесли. И молчок.
Так эти же церкви были сооружены без разрешения властей, могут возразить. Это самозастрой. А потом, вот Всеволод Чаплин обратился к властям с просьбой выделить евангелистам пятидесятникам землю под строительство их церкви. Разве это не поддержка своих братьев христиан со стороны РПЦ?
Да, это самозастрой. Но почему в течении 25 лет землю в этом районе этим христианам так и не выделили? Почему для того, чтобы выделить землю под строительство Церкви евангелистов пятидесятников нужно обращение Всеволода Чаплина? Почему никто не был наказан за акт вандализма? Или это не вандализм? Вот снос православного креста - это вандализм. А снос Церкви евангелистов-пятидесятников - это не вандализм.
Где грань?
Снесли Церковь. Христане собрались на этом месте, чтобы совершить молебен. А где им его совершать? Священника задержала полиция за нарушение общественного порядка "организация несанкционированного митинга".
О как!
Какое то уже прям глумление над чувством верующих людей получается.
Вот интересно, если у Поклонного креста на въезде в город соберется человек 10, чтобы помолиться, это тоже будет несанкционированный митинг? Думаю, что нет. А вот молебен на месте снесенной церкви - это по мнению властей митинг.
Где грань?
В районе Текстильщиков в Москве была выделена территория под строительство мечети.
То есть все по закону. Сотни людей вышли в знак протеста. Не нужна им мечеть в этом районе. Организовали сбор подписей в знак протеста. На миллион мусульман в Москве 4 мечети.
Православных церквей в той же Москве почти девятьсот. А всего в Москве 10 с небольшим миллионов жителей.
Если православным можно строить свои церкви, то почему представителям других конфессий нельзя?

И начинается в ответ литься сказка о том, что Россия православная страна, что православная церковь - это основа российской государственности.

Никакой основой российской государственности Православная Церковь не является. Церковь и не только православная отделена от государства. Поэтому основой государственности она по Конституции быть не может.
Россия - светская страна. Ну во всяком случае пока по Конституции так.

Практика показала, что от увеличения количества церквей, мечетей, синагог и т.д. духовности и нравственности у народа за 20 лет после падения атеистической светской советской власти совершенно не прибавилось. Скорее как раз наоборот.
Возник межконфессиональный элемент разобщения в добавок к национальному, политическому и социальному.

Те, кто жил в Советском Союзе хорошо помнят, что государство было светским не на словах, а на деле. Велась активная пропаганда светского образа жизни. Сама система воспитания была выстроена ориентированной именно на светский образ, начиная с детского сада. И что, мы были безнравственными? Да нет. Скорее даже гораздо более нравственными, чем теперь.

А сегодня одни истинные православные, другие не истинные православные, одни истинные мусульмане, другие не истинные мусульмане, шахиды, джихады, армия сатаны и православные дружины, одни кресты ставят, другие их спиливают, одни митингуют за строительство храма или мечети, другие выступают против. Уже критиковать действия священнослужителей нельзя, это затрагивает чувства верующих. Тут территория православия, там территория ислама, православный город, исламский город. Сумасшедший дом какой то.
Вот уж во истину "не мир я принес, но меч", безотносительно к религии.

Даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась. Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.

Как возникла традиция

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила».

Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости - это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий. Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы - как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге. На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» - кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.

Труворов крест XIV–XV веков Белокаменный, находится на окраине древнего кладбища в Изборске, рядом с так называемым Труворовым городищем. Местное предание гласит, что этот крест отмечает могилу Трувора, легендарного князя-варяга, скончавшегося, согласно летописям, в 864 году. Высота его наземной части более 2 метров.

Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники.

С какой целью?

Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест - тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых.

Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий - от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты - фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету - скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.

Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов - ненцев и сиртя (народа, который то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими к XVII веку). Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Ставрографического сборника: «Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Соловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской “перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преданиях остров воспринимался как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный православный крест».

Алексеевский крест Поставлен в 1380-е годы в Новгороде по повелению митрополита Алексия Московского. Историки предполагают, что крест этот одновременно является и поклонным, и памятным - поставлен в честь победы над татарами на Куликовом поле. Высечен из цельного белокаменного блока. Во время Великой Отечественной войны был похищен немцами, затем возвращен. Сейчас находится в Софийском соборе Великого Новгорода.

Кстати, как отмечается в этой же работе, ненцы переняли от поморов традицию ставить кресты на могилах.

Но были и внерелигиозные цели установки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Процитирую художника А. А. Борисова (1866–1934), занимавшегося помимо искусства еще и исследованиями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться ».

Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.

Извивы традиции

В старину люди испытывали огромное уважение к уже поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обновляли этот крест - совершенно самостоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.

Сейчас иногда сомневаются: а понимали ли наши предки надписи на таких крестах? Ведь они, дескать, были неграмотны. Тут можно ответить, что не надо преувеличивать неграмотность. Грамотных людей на Руси, причем и среди крестьян, было достаточно много, и такая проблема - невозможность прочитать надпись на кресте - просто не стояла. Всегда нашлись бы те, кто прочитал бы и разъяснил написанное. Другое дело, что надписи на крестах, особенно деревянных, за несколько веков могли стать трудноразличимыми - древесина на открытом воздухе неизбежно портится. Но в любом случае существовала и устная традиция: старики рассказывали детям, что это за крест стоит близ их деревни, кто его воздвиг, что там написано. Разумеется, эти рассказы могли со временем обрастать фольклорными элементами, но основа оставалась неизменной.

Людогощинский крест. Поставлен в Новгороде в 1359 году местными жителями с улицы Людогощи (отсюда и название креста). Надпись на кресте (в расшифровке): «В лето 1359 индикта BI поставлен бысть крест си Господи IC Христе по милости вся христианы на всяком месте молящася Тобе верою чистым сердцем и рабом Божиим помози поставившим крест людгощичам и мне написавшему Якову сыну Федосову». Сейчас хранится в Новгородском государственном музее-заповеднике. Столь замысловатая форма «процветшего креста» в дальнейшем многократно воспроизводилась в нательных крестах Русского Севера.

Ну а что касается общего отношения - оно было благоговейным. Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались, устраивали молебны - особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пренебрежительного отношения или тем более святотатства, я сказать не могу, такие сведения мне не встречались. Конечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах.

А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж говорить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». . Вновь приведу несколько цитат.

«Известнейший северный ученый, почетный житель города Архангельска Ксения Петровна Гемп (1894-1998) в своих воспоминаниях говорит: “…Я помню, как на площади перед Троицким собором молодежь с песнями и плясками жгла на костре крест. Нет, не церковный, а опознавательный крест, вытесанный и установленный Петром Великим на Красной горе, в устье Унской губы”». (цитирую работу В. Н. Абрамовского «Две заметки по историческим крестам». Неизвестно, действительно ли это был крест Петра Первого или его копия (тут исследователи не пришли к согласию), но что это меняет!

Поморский путевой крест

Вторая цитата - из уже упоминавшейся работы П. В. Боярского. «И почти на каждом мысу острова Матвеев мы обнаружили в 1991 г. останки поморских крестов. Они так почему-то мешали строителям геодезических знаков и активным атеистам, что спиливались, срубались или в лучшем случае использовались как надежная “несущая конструкция” триангуляционных знаков».

В результате традиция установки крестов на несколько десятилетий практически прервалась. Хотя и далеко не сразу. Да, советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам - но кресты до поры до времени продолжали ставить, пускай уже и не с религиозными целями. Так, в 1920-е годы научные экспедиции, исследовавшие Новую Землю, устанавливали четырехконечные кресты - как знак своего пребывания там. То есть, заметим, цели уже нерелигиозные, но форма еще прежняя. Понятно, что в сталинские времена за установку поклонного креста можно было поплатиться жизнью, да и крест такой простоял бы недолго. Были ли такие случаи, мне неизвестно, но совершенно исключить это нельзя.

Лопастицкий крест Установлен в XII веке на берегу протоки из Лопастицкого озера в озеро Витбино. Он был вытесан из белого камня, на нем было выбито изображение знака Рюриковичей Владимирского княжеского дома. Он, по-видимому, отмечал начало проложенного новгородцами безопасного Витбинского торгового пути и был поставлен,когда между озерами вырыли канал. Это одновременно и охранительный, и межевой, и памятный знак.

В постсоветские времена традиция установки крестов восстановилась. Порой спрашивают, чем эти современные кресты отличаются от старинных. Если говорить о технологиях, материалах - да, конечно, отличия могут быть, особенно что касается металлических крестов. Деревянные более традиционны. Ну а что касается мотивации их установки, тут можно лишь констатировать, что у всерьез верующих православных людей мотивация та же, что и столетия назад. Могу предположить, сейчас отходит на дальний план «охранная» мотивация, то есть защита от нечисти, а на первое место выступают благодарность Богу за Его милосердие и напоминание христианам об их вере.

Святославов крест 1234 года Согласно преданию, благоверный князь Святослав Всеволодович высек его из камня в память о своем чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских булгар в 1220 году. Сейчас этот крест хранится в Георгиевском соборе города Юрьев-Польский Владимирской области и почитается как чудотворный.


Что такое распятие

Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.

Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм - так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки - в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.

Крест в Евангелии

В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла - как вероучительный образ, позже - в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16 :24; Мк 8 :34; 10 :21; Лк 9 :23; 14 :27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1 :18, 23-24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1 :7; Кол 1 :14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2 :4), а для апостола Иоанна Богослова - жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3 :16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2 :8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3 :16).

Виды крестов

Поклонные кресты

Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.

Обетные кресты

Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.

Охранные кресты

Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.

Памятные кресты

Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей - с целью призвать к молитве за них.

Деление крестов на виды - довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.

Рождение символа

Несмотря на яркую вероучительную символику, ранние христиане избегали использовать графические изображения креста как символ своей веры, поскольку практика этих страшных казней продолжалась вплоть до IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Однако после середины II века в христианских общинах появляется практика почитания Креста Христова, в том числе - богослужебная. Первое свидетельство об этом имеется у Марка Минуция Феликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широкое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века - после обретения Креста Христова святой императрицей Еленой.

Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катакомбах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе - с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (†) найдены на римских саркофагах знатных христиан середины и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным почитанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хронологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.

Светлана ГНУТОВА

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.


Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйствен-ных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.

Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Приметный крест недавно был установлен на вершине г. Афон.

Кресты - заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими, которое является подлинным шедевром древнерусского искусства.
Много таких крестов - заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси.

Процесс изготовления поклонного креста 6 метров


Изготовление поклонного креста в честь 400 летия дома Романовых(царский крест)

Установка Поклонного Креста возле храма мученика Уара в Химках.

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ8 (2012)

Кто имеет право установить поклонный крестОтвечает клирик храма преподобного Серафима Саровского в Раеве, протоиерей Андрей Рахновский

Установка поклонных крестов - не только российская, а общехристианская традиция, которой многие сотни лет. Специалисты говорят, что на Руси поклонные кресты вблизи сел и городов, на развилках дорог существовали ещё до татаро-монгольского нашествия. Кресты бывают придорожные, памятные, то есть отмечающие особые события, благодарственные, поминальные. Причины для установки могут быть разными, но духовная суть одна - молитва, благодарность Богу. По словам святых отцов, поклонный крест - это духовный щит от врагов видимых и невидимых, часовой, лествица, которая соединяет молящегося с Небом. Иногда есть необходимость освятить место какого-то события, но нет возможности построить там часовню или храм. Тогда делают поклонный крест, чтобы любой проходящий, проезжающий мог здесь остановиться и помолиться. Установка совершается по благословению епископа или лица, которое епископ уполномочил такое благословение давать (это может быть и приходской священник).

- Могут ли верующие миряне сами установить такой крест?

Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

Можно ли устанавливать кресты в городе, допустим, рядом с развлекательными центрами, как бы наперекор неверующим?

Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты - для верующих, а не вопреки неверующим. И верим мы - в Бога, для спасения души, а не вопреки дьяволу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: