Правильная и неправильная пентаграмма: значение знака Бафомета. Сакральный смысл символа бафомет в матрице мироздания

Бафомет - это загадочное существо с головой козла, которое обнаружено в нескольких источниках из истории оккультизма. Считается сатанинским идолом. Начиная от тамплиеров в средние века и заканчивая масонами XIX века, Бафомет всегда вызывал споры и противоречия - вплоть до наших дней. Бафомет - что это такое? И самое главное, в чем истинный смысл этой символической фигуры и его появления в оккультизме?

Значение в оккультизме

На протяжении всей истории западного оккультизма имя таинственного Бафомета часто встречается и упоминается во многих трактатах. По своей сути, Бафомет - это, как уже отмечалось, сатанинский идол. Хотя имя стало широко известно в ХХ веке, упоминания о Бафомете могут быть найдены в документах, датируемых еще одиннадцатым веком. Сегодня этот символ ассоциируется со всем, что касается оккультизма, ритуальной магии, колдовства, сатанизма и эзотерики. Его имя часто всплывает, чтобы подчеркнуть что-нибудь оккультное. Так кто же он - Бафомет? Что это такое? Имя впервые появилось в 1098 году в письме крестоносца Ансельма Рибмона. Самое известное изображение этого идола Средневековья встречается в книге "Догма и ритуалы высшей магии", а с 1897 года произведение стало знаковым для современного оккультизма. Многих интересует сакраментальный вопрос: "Бафомет - это дьявол или нет?" Почему он так важен в оккультизме? Чтобы ответить на эти вопросы, сначала необходимо выяснить его происхождение.

Происхождение имени сатанинского идола

Существует несколько теорий относительно происхождения имени Бафомет. Самое распространенное объяснение утверждает, что это старое французское искажение имени Мохаммед - пророка ислама, почитаемого мусульманами. Во время Крестовых походов, тамплиеры оставались в течение длительных периодов времени в ближневосточных странах, где они познакомились с учением об арабском мистицизме. Но его точное происхождение до сих пор не установлено.

Бафомет и тамплиеры

Контакт с восточными цивилизациями позволил вернуть в Европу то, что станет базой западного оккультизма, включая гностицизм, алхимию, Каббалу и герметизм. Связь тамплиеров с мусульманами привела к тому, что церковь обвинила их в поклонении идолу по имени Бафомет, поэтому есть несколько вероятных связей между этим именем и пророком Мохаммедом. Католическая церковь предъявляла следующие обвинения в адрес тамплиеров: якобы они практиковали содомию, осквернили крест и отреклись от Бога. Документы, недавно обнаруженные в секретных архивах Ватикана позволяют предположить, что эти обвинения могут быть реальностью. На протяжении многих веков католическая церковь утверждала, что Бафомет - это Люцифер, то есть сам дьявол.

Существует высокая вероятность того, что поклонение тамплиеров Бафомету было выдуманным, и эту ложь специально распространяли сами инквизиторы, чтобы обнаружить любой повод уличить их в ереси, и таким образом решить проблемы, создаваемые этим знаменитым и непокорным орденом. Тамплиеры, например, использовали все возможности для влияния на короля Франции Филиппа VI и даже на лидеров католической церкви.

Гонения тамплиеров

Последний высший магистр ордена Жак де Моле по обвинению в том, что он был еретиком, был подвергнут сожжению на костре. Пытки тысяч членов ордена дали инквизиторам желаемые признания в разнообразных злодеяниях и ереси. Главнейшими среди них являлись отрицание Иисуса и поклонение идолу, а именно, бородатой козлиной голове, названной Бафометом. Тамплиеры заявили, что их обучили обожествлять этого идола в качестве единственного Бога и Спасителя, но их описания данного сатанинского божества сильно отличались. К примеру, одни говорили, что он имеет четыре головы и три ноги. Другие утверждали, что фигура идола состоит то ли из древесины, то ли из металла. Некоторые тамплиеры заявляли, что Бафомет создан из золота. В качестве "доказательств" суду было предъявлено множество храмовых предметов, привезенных из восточных стран, и некоторые из них имели образ необычного андрогенного существа. В дальнейшем все представленные материалы были уничтожены.

Альтернативные теории

Однако существуют и другие теории относительно происхождения этого имени. Альтернативным объяснением может быть то, что название Бафомет происходит от греческого baphe metous, то есть в дословном переводе "крещение мудрости", что связывает его с гностиками. Существует также теория о происхождении имени Бафомет от искаженного арабского выражения "Абу Фихамат", что означает "отец мудрости". Сам символ, как и его название, не имеет однозначного объяснения. Однако в древнем мире о нем имеются десятки странных, мистических упоминаний. Рогатые божки часто встречаются в древней мифологии.

Современный образ Бафомета

Однако современный образ Бафомета появился лишь в 1856 году, в книге "Догматы и ритуалы высшей магии" Леви Элифаса (о ней упоминалось в начале статьи), который был опытным эзотериком и окультистом родом из Франции. Его книга пытается дать ответ на вопрос: "Бафомет - это кто?"

Книга не описывает божество, даже не подразумевая под ним идола для поклонения. Изображения Леви - это метафора, обозначающая единство, которое искала магия и алхимия. Это не мужчина, не женщина, не человек, не животное, не черное, не белое. Это просто сложный образ или подобие китайских начал всего сущего - Инь и Янь. Леви был глубоко убежден в том, что тамплиеры действительно поклонялись этому древнему божеству, но он не смог получить подлинных доказательств этого. По-прежнему эзотерики и мистики задаются вопросом о том, кто такой Бафомет?

Описание Бафомета

Описание Бафомета, которое предоставил Леви, используется в современной эзотерической литературе. Бафомет - это довольно устрашающее существо в облике козлоголового идола.

Козел несет знак пентаграммы на лбу, с одной точкой вверху, которая является символом света. Одна его рука указывает вверх на белый полумесяц Хеседу (добро), а другая направлена вниз к черной звезде Гебуре (зло).

Одна его рука - это женщина, другая - мужчина. Пламя интеллекта сияющее между рогами - это волшебный свет вселенского равновесия, образ души, возвышающийся над бытием, как огненная суть. Но в то же время она привязана к материи, сияет над ней.

Голова зверя выражает ужас грешника, чьи материальные нужды и приземленность, должны быть наказаны исключительно по причине отречения от Всевышнего и природы. Душа не считается чувствительной в нематериальном мире, но может страдать и чувствовать во время мучительного процесса материализации.

Прутик вместо половых органов символизирует вечную жизнь. Тело зверя покрыто чешуей. Половина круга над божком символизирует атмосферу страха, а перья Бафомету необходимы для обретения способности парить в воздухе. Идол обладает мощной грудной клеткой, по-женски развитой, и рукой сфинкса Так кто такой Бафомет? Фото из трактата Леви о догматике мистицизма отлично это демонстрирует, во всяком случае, описывает его внешний облик.

Что олицетворяет Бафомет?

Многие задаются вопросом: "Идол Бафомет, что означает на духовном уровне?" Это непростая загадка. По мнению Элифаса Леве и согласно его оккультным теориям, Бафомет - это образ человеческого невежества, суеверий, заблуждений, греховности, которые порождаются ослеплением духа. В этом значении Бафомет подходит для определения его как Люцифера, управляющего идола. В этом случае подразумевается, что его влияние распространяется на людей невежественных, пораженных тьмой бездуховности и гнева.

По этой причине настоящий последователь оккультизма и эзотерической религии не творит себе идолов, и конечно, не поклоняется им. Бафомета, имеющего плоть и кровь посредством человеческого воображения, для него не существует. Считается, что для настоящих адептов Бафомет - это не более чем фантом.

Большинство эзотериков сходится во мнении, что в реальности Бафомета не существовало и это не более чем фикция католической церкви и монарха Франции, с целью уничтожения ордена тамплиеров. Часто приводят доказательство, что не было людей, описавших абсолютно идентично на допросе внешность идола. Бафомет имел то голову козла, то кошки. Кардинально менялось и число конечностей существа. Одежда была также самой различной - от черного монашеского одеяния до человеческой кожи. Одни говорили, что у него имеется хвост, копытца, борода, другие - отрицали это.

Современность и козлинный идол

Церковь сатаны, созданная поклонниками Бафомета в 1966 году в Сан-Франциско, в качестве знака сатанизма приняла другое изображение Бафомета. Оно довольно специфично.

Этот символ представляет собой голову ужасающего козла, вставленную в перевернутую пятиконечную звезду, находящуюся, в свою очередь, в двойном круге.
На внешней окружности имеются иудейские литеры, которые находятся по краям пентаграммы и обозначают имя Левиафана - большого океанического монстроподобного змея, который, по сути, сходен с дьяволом. При осуществлении ритуалов и процессий в Церкви сатаны символ Бафомета прикрепляется на стене за алтарем. Для последователей данного культа Бафомет - это высшее существо.

По какой-то странной традиции, основными символами дьявола стали считать перевернутую пятиконечную звезду и козью голову. Но если пятиконечная звезда – один из самых древних и важных символов во многих религиях, то связь между сатаной и козами уловить сложнее.

Роль коз в религии

Это может показаться абсурдом, но козы, судя по всему, действительно были в немилости у авторов многих религий.
Если внимательно изучить Новый Завет, то в 25 главе Евангелия от Матфея можно прочесть следующее :

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…

Здесь, как Вы поняли, козы представляют грешников, последователей сатаны. Не совсем понятно, чем козы хуже овец, но в христианстве «злых» коз часто противопоставляют «добрым» овцам, даже Иисуса иногда называют «Агнцем Божим».

В иудаизме также есть особый обряд, по которому все грехи народа возлагались именно на козлов. По приданию, люди приводили быка и двух козлов для жертвоприношения. После этого священник бросал жребий, и по его результатам одного из козлов и быка приносили в жертву и сжигали за грехи общества. Второго козла оставляли в живых и возлагали на него все грехи еврейского народа, после чего отсылали в пустыню (так и появилась фраза «козел отпущения »). Изгнание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел евреев.

Образ сатаны

У дьявола огромное количество обличий, его образ часто менялся и каждый раз художники делали его максимально страшным в глазах своих современников. Как только дьявола не изображали: и драконом, и змеем, и злым ангелом и даже мухой.

Что касается козлоподобного образа сатаны, то он, по мнению специалистов, вполне мог быть списан с образа одного из древних рогатых божеств.
По одной из версий, прототипом дьявола мог послужить образ греческого бога пастушества – Пана, который, по приданию, родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Несмотря на то, что Пан, в принципе, не был негативным персонажем, в гневе он мог наслать жуткий, страшный сон, который вызывал у человека дикий страх, названный впоследствии «пан икой ».


Современные символы дьявола

Что касается печати Бафомета (перевернутой пятиконечной звезды с вписанной в неё козлиной головой), то она была придумана в 1969г, создателем Церкви Сатаны, Антоном Шандором ЛаВеем. Этот символ является лишь плодом воображения ЛаВея и не имеет ничего общего с религиозными традициями. Козлиная голова внутри пентаграммы является символом Бафомета, демона, которому якобы поклонялись рыцари-тамплиеры в 12-14вв. Сам Бафомет – также далеко не самый популярный мифический персонаж древности и вплоть до ХХ века, о нем мало кто вспоминал. Более того, его самое известное изображение (с козлиной головой) появилось только XIXв. Его нарисовал французский окультист Элифас Леви, как символ суммы всей вселенной (мужчин и женщин, добра и зла и т.д.), но ничего общего с дьяволом этот рисунок не имел.

Связь коз и темных сил

До ХХ века у сатаны было огромное количество образов, и человек с головой козы – далеко не самый популярный вариант. Несмотря на то, что коз не очень-то жаловали в разных религиях, их связь с дьяволом все же сильно преувеличена. По большому счету, до ХХ века никому и в голову не приходило делать их основным символом дьявола. В итоге, козы стали жертвами своей внешности и внешности своих более красивых братьев — баранов. Согласитесь, ведь ни у кого не повернется язык назвать милого, кучерявого барана отродьем дьявола.

Hell’s Kitchen Baphomet - официальный символ Церкви Сатаны.

Бафомет – невеста Сатаны.

Один из самых забавных символов магии – голова козла, вписанная в перевернутую пентаграмму. Козел – животное травоядное, а черная магия использует его символ и кровь в своих ритуалах. Почему столь беззащитное животное, стало столь страшным символом совершенно непонятно.
Если принять что, голова козла символизирует Дьявола, то что, может быть более умиротворяющим, чем Дьявол, жующий траву.

В эпоху средневековья, Бафометом называли невесту Сатаны, как символ женского начала темных сил. Мужское начало темных сил носило название – Сатана.
В то время, Бафомет изображался в виде обнаженной взрослой женщины, поднимающей бородатую голову, принесенного в жертву жреца.

"В 1119 году Гюго де Пейнс и Жоффруа де Сен-Омер с семью товарищами приняли на себя обет - охранять дороги на Иерусалим, чтобы паломники могли безопасно по ним путешествовать. Так состоялось рождение Орден тамплиеров - храмовников, получивший это название после предоставления им королем Иерусалима Балдуином I угла в храме Соломона. "

There is mention of a "Master Leonard" in the Dictionary of Phrase and Fable (1898)

Один из средневековых скандалов, связанный с Бафометом, касался ордена тамплиеров. В ордене почитали статую Бафомета, считая ее символом плодородия и богатства. Богатство ордена тамплиеров было лакомым куском на обладание которым имелись претенденты. Именно поэтому 13-го октября в 1307 году Папа Римский Климент V по приказу короля Филиппа IV Красивого предпринял массовую акцию по уничтожению ордена рыцарей Тамплиеров. Тамплиеров обвинили в ереси, гомосексуализме, а также в почитание идола и смазывание его жиром убитых детей.
Арестовали двести тридцать одного рыцаря ордена. Но в ходе допросов только двенадцать сознались в почитание Бафомета. Странно то, что описания идола не совпадали между собой. По рассказам одних у идола было три головы, другие упоминали про четыре ноги, кто то говорил, что он был нарисован, а другие утверждали, что это было позолоченная статуя, то ли из дерева, то ли из металла.
Орден потрепали изрядно, хотя полностью уничтожить его не удалось. Остатки Ордена преобразовались в организацию Франко - масонов, которая стала одной из самых могущественных организаций в мире.
Арест обвиняемых был произведен в пятницу тринадцатого. Именно с того дня появилась вера в несчастливые пятницы, выпадающие на тринадцатое число.

Элифас Леви. (Альфонс-Луи Констан) 8.02.1810 – 31.05.1875

Средневековье прошло наступил век девятнадцатый. К символу Бафомета возвращается французский оккультист Элифас Леви.

Дьявол Элифаса Леви. Рисунок из книги "Доктрина Высшей Магии", изданной в 1855.

Дьявол Элифаса Леви представляет собой существо с головой козла, торсом человека и ногами парнокопытного.
На козлиной голове нарисована пентаграмма, между рогов зажжен факел. Торс человека имеет женскую грудь и крылья. В районе диафрагмы располагается кадуцей (жезл, обвитый двумя змеями). Два полумесяца по бокам символизируют символы добра (белый) и зла (черный). На правой руке существа, написано - SOLVE – распадаться, на левой - COAGULA - застывать. Внизу рисунка видна надпись Eliphas Levi Devil. Никакой невесты дьявола нет и в помине. Магический символ имеющий множество толкований.

Элифас Леви первым соединил образ козлиной головы с перевернутой пентаграммой.
Современные авторы считают Бафомета символом сил тьмы, соединенных с плодовитостью козла.

Символ Бафомета используемый в картах Таро.

Другое название Бафомета - Goat of Mendes – козел Мендеса.
Геродота (грек из Галикарнаса, жил около 485-425 до Р. Хр), писал: «Мендесийцы причисляют к сонму восьми Богов также Пана и утверждают, что эти восемь Богов древнее Двенадцати. (…) Называется же козел и Пан по-египетски одинаково – Мендес.»


Пан – в древнегреческой мифологии был богом плодородия, покровитель гор и лесов. Любил выпить вина и повеселиться.

Похожим на Пана внешне, был Сатир.
Сатир - в древнегреческой мифологии спутник бога Диониса. В его описание присутствуют и козлиные ноги и рога на голове с бородкой. Отличался чрезвычайной похотливостью и склонностью к шуткам. С принятием христианства старых богов стали клеймить, как силы нечистые, общение с которыми небезопасно. Вспомните, как вы представляете черта из сказок. Мохнатые ноги, раздвоенные копыта, нос пятачком. Если принять запрет христианства на пьянство, похоть, пристрастие к веселью, то образ врага был найден.

Символика Бафомета в двадцатом веке.

H.R Giger The spell 4, 1977 г.

Наиболее зрелищными образами Бафомета современности, мы обязаны художнику Гигеру, соединившему мистическую легенду с современными технологиями и страхами.
Ханс Руэди Гигер (1940) родился в семье аптекаря, в Швейцарии в городе Чур.
Первые рисунки опубликовал в 1959 году в школьном журнале. К середине 60 у него появляется ведущая тема – роды, рождение, процесс родов как пытка.
В 1975 году Гигер участвовал в парижской выставке посвященной дьяволу. Его работы, по новому показывают символы причастия, мук на кресте. На его картинах Сатана одерживает победу над Христом.
Его возлюбленная Ли Тоблер – прожив с ним девять лет впала в состояние летаргии а потом застрелилась.
После выхода "Некрономикона Гигера" его приняли в одно из тайных обществ под именем "Frater Alien" ("Брат Чужой").

H.R Giger The spell 4, 1977 г. Деталь.

Сейчас при попытке найти символы Бафомета с большой вероятностью вы найдете лишь вариации на тему рисунка Элифаса Леви и разнообразные темы, соединяющие козла с перевернутой пентаграммой.

» Элифаса Леви , оккультному сочинению, вышедшему в свет в середине XIX века. Нам нужно будет разобрать историю появления этого образа в общем, а также приписываемый первоначально ему смысл. Для этого мы обратимся к старинным упоминаниям о Тамплиерах и тех причинах, по которым их Орден был подвержен гонениям и истреблению. Кроме того, поскольку «Учение и Ритуал» Элифаса Леви содержит в себе непосредственные отсылки на работы магов эпохи Средневековья и Ренессанса, для анализа его знаменитого изображения и описания мы рассмотрим отрывок из работы Афанасия Кирхера «Эдип Египетский», где показаны гравюры Тифона и Пана. Далее, мы перейдем к рассмотрению Пятнадцатого Аркана Таро «Дьявол », различным его изображениям начиная от Таро Марсельского. Наконец, мы обсудим оккультное значение , представляющее собой важность в смысле практическом.

Для того, чтобы раскрыть историю и сущность , мы обратимся к материалу, размещенному на сайте «Великой Ложи Британской Колумбии». Итак:

(bæ fomet) a. Форма имени Магомета, которую использовали средневековые писатели. B. Предполагаемое имя идола, за поклонение которому были обвинены тамплиеры. (Согласно аббату Констану, на которого ссылается Литтре (Littré), данное слово каббалистически образовалось посредством записывания в обратном порядке tem. o. h. p. ab., аббревиатуры фразы «templi omnium hominum pacis abbas», - «настоятель», или «отец храма мира всех людей»).

1818 Hallam Mid. Ages (1872) I. 140 Бафомет – это тайное слово, приписываемое тамплиерам. 1855 Milman Lat. Chr. _VII._ xii. ii. 278 Главный акцент … в осуждении тамплиеров был поставлен на их поклонении Бафомету. Талисманы , шары, символы, также называются бафометическими. 1831 Carlyle Sart. Res. II. vii, My Spiritual New-birth, or Baphometic Fire-baptism. Oxford English Dictionary, Oxford: Oxford University Press, 1984 (23rd Printing) p. 659.

Не является масонским символом, и масоны ему не поклоняются. Он не обладает никакой традиционной связью с Пентаграммой, или с козлом Мендеса , или с Паном, или с Зеленым Человеком. (Зеленый человек – изображение человеческого лица, окруженного орнаментом из листьев. – прим. перев.) Вероятно, впервые это слово появилось в XII-м столетии во Франции, а первое его изображение было выполнено в 1855 году. Затем Антон Шандор ЛаВей и его атеистическая «Церковь Сатаны» стала использовать его в 1966 году. Однако все началось с инквизиционного процесса Римской Католической Церкви над Рыцарями Тамплиерами . Учрежденные в 1118 году Гуго де Пейно м и Андре де Монбаром, Рыцари Тамплиеры, - с 13 сентября 1128 называвшими себя Братьями-Воинами Христа и Храма Соломона (Pauperes commilitones Christi Templique Salomonici), - навсегда стали связаны с историей Бафомета. Однако из 231 рыцаря, подвергнувшихся проверке со стороны папских комиссаров в Париже, только 12 признались под пытками, что им что-либо известно об изображении ; 183 признались, что они отказались от Христа, и 180 признались, что различными способами оскверняли крест.

Отождествление данного термина с именем Магомета, вероятно, происходит от его использования в Провансе. Прованс был центром катарской церкви во Франции, до времени проведения Альбигойского крестового похода 1209-1229 годов, когда убиты были все ее покровители, а возникшая в то время Инквизиция убила или заставила замолчать всех уцелевших. Монтегю Саммерс предположил, не приводя никаких доказательств, что слово «Бафомет» представляет собой комбинацию двух греческих слов (baphe and metis), и означает «погруженность в мудрость».

Следует отметить, что термин «» не присутствует в записанных основаниях короля Филиппа Красивого для ареста тамплиеров. Эти основания были выпущены 14 сентября 1307 года, они состояли из 127 статей обвинения, вынесенных 12 августа 1308 года. Нет этого термина и в папских буллах, выпущенных Папой Климентом V. Статьи обвинения касаются поклонения идолам: кошке или голове, порой с тремя лицами. Описание, открывшееся во время пыток, разнилось: «голова с одним или двумя лицами, иногда с бородой, и иногда без нее, сделанная из серебра или дерева, изображение мужчины или женщины, или же забальзамированная голова, светившаяся в темноте, или же это был демон».

В судебных разбирательствах сказано совсем немного относительно собственно головы, однако есть некоторые текстуальные свидетельства о ней. Гвилламе де Арбли, бывший настоятелем дома тамплиеров в Сойсси в епархии Мо свидетельствовал 22 октября 1307 года о том, что дважды видел бородатую голову, которая, как он утверждал, была позолоченной, и выполненной из серебра и дерева. Не смотря на то, что современные писатели утверждают, будто бы тамплиеры использовали символ пентаграммы, или пятиконечной звезды, они не приводят никаких тому примеров. На печатях Мастеров главным образом изображались кресты, замки, рыба, ягнята, львы и тому подобные символы. Планы их замков и цитаделей в Европе, - а удалось им выстроить их не много, - опирались на принципы топографии и привлекательного вида, а не на священную геометрию.

Какое отношение Бафомет имеет к масонству, и, в особенности, к анти-масонству? Предполагаемая связь основывается на Пентаграмме. Спустя более шести сотен лет после подавления тамплиеров Элифас Леви описал значение Пентаграммы и прировнял его к Бафомету. Он дал определение Бафомету, «козлу Мендеса», - спутав его с Банеджедетом, древнеегипетским божеством-бараном, - и включил причудливое его изображение на фронтиспис своего сочинения «Учение и Ритуал Высшей Магии» в 1861 году.

Хотя на его иллюстрации к фронтиспису представлена Пентаграмма, смотрящая одним концом вверх, ему также приписывается то, что он первым стал говорить о тождественности Пентаграммы , смотрящей двумя концами вверх, и . До этого не появлялось графического изображения Пентаграммы, связанного со злом. Майкл Говард утверждает, что Леви сделал свое изображение опираясь на образ горгулии, которая присутствует на одной из построек, принадлежавшей тамплиерам. (Речь идет о Командорстве Сен-Бри-ле-Вино.

Католическая Инквизиция начала 1300-х, вероятно, не связывала предположительное поклонение Бафомету тамплиеров с Пентаграммой . Голдберг в своем «Священном огне: история секса в религии» приводит изображение, которое могло бы стать связью между тамплиерами и Леви . Однако он не упоминает в тексте об этом изображении, и не приводит никаких источников.

Другое подобное изображение появилось в 1894 году, когда сознавшийся в том, что он мошенник, Лео Таксиль поместил его на книгу, содержащую нападки на масонство. Эти три изображения, и воспоследовавшие подражания им, представляют собой полный каталог изображений, целью которых является представление Бафомета.

Авель Кларив де ла Рив, 1894 год

До них никакого подобного прецедента в истории не было. Они существуют разве что в воображении их авторов. И, следует с еще большей серьезностью отметить, - они никак не связаны с масонством. Исходя из литературного и исторического любопытства масонский автор Альберт Пайк часто цитировал, не имея критического подхода, Элифаса Леви. Он писал: «Для того, чтобы иероглифически выразить этот закон благоразумия, они использовали свою ртуть, персонифицировавшуюся в Египте Германубисом, - и изображали ее в виде собачьей головы. Чтобы выразить серы, представленную Бафометом Тамплиеров, они использовали голову козла, которая навлекла столько перетолков на оккультные средневековые собрания». «Гностики утверждали, что она составляет огненное тело Святого Духа. Ей поклонялись во время тайных ритуалов Шаббата, или Храма, в виде изображения Бафомета, или козла Мендеса – гермафродита». Ясно, что в этих своих строках Пайк ссылался на Леви, который, в свою очередь, не опирался более ни на какие источники. Изображение головы козла внутрь пятиконечной звезды, вероятно, поместил Поль Ягот, и представил данное изображение в книге «Оккультная Наука и Практическая Магия » (Science Occulte et Magie Pratique. Paris: Editions Drouin, 1924, p. 172). Это была просто звезда, а не Пентаграмма, и Ягот не предоставил никакой ссылки на данное изображение.

Следующее изображение появилось в «Руководстве по Магии и колдовству», написанной Чарльзом У. Оливером (London: Rider & Co., 1928, p. 47). Здесь голова козла уже показана была в Пентаграмме, к ней были добавлены слова «Samael» и «Lilith». Оливер так же не предоставил никаких источников.

В 1931 году Освальд Вирт представил голову козла в Пентаграмме в его сочинении «La Franc-Maçonnerie Rendue Intelligible à ces Adeptes, Deuxième Partie» "Le Compagnon," (Paris: Derry-Livres, 1931, p. 60). И вновь к изображению не было приведено никакой ссылки. Морис Бесси представил иллюстрацию головы козла и пентаграммы внутри двух кругов с надписью «Leviathan» в своей «Иллюстрированной истории Магии и сверхъестественного» (London:1964, p. 198). Он также не указал никаких источников.
Только в конце XX столетия, когда была создана американская «церковь сатаны», перевернутая Пентаграмма с головой козла или без нее стала популярным символом сатаны. Вероятно, источником этих популяризаторов стал Освальд Вирт и Морис Бесси, причем никто не связывал это изображение с Бафометом.

Подражатели, создававшие изображения :

(«Дьяволы, демоны и колдовство» Эрнст и Джоанна Лехнер. 244 иллюстрации для художников и колдунов. Mineola, New York: Dover Publications, Inc. 1971 ISBN: 0-486-22751-0. p. 24.)

Согласно Элифасу Леви и его оккультным воззрениям, Бафомет представляет собой образ человеческого невежества, суеверности, заблуждения, греха, который происходит от ложной совести, - ослепления человеческого духовного сердца. В действительности, в этом смысле Бафомет более чем подходит для определения его как дьявола, царствующего и являющегося «настоятелем храма всех людей». В данном случае имеются ввиду люди невежественные, ослепленные тьмой бездуховности. Бафомет – это символ Астрального Агента, который двулик, амбивалентен. Он несет гибель человеку, боящемуся собственных же иллюзий, и становится незаменимым помощником для человека, истинно сведущего в Оккультной Науке и Магическом Искусстве. У Элифаса Леви существует концепция о существовании Магнетизма Блага и магнетизма не-блага, которую он описывает в своей книге «Великий Аркан, или Разоблаченный Оккультизм». По сути, весь этот его труд посвящен Бафомету, который является пугалом для людей невежественных и суеверных, и который непрестанно выступает в роли фатума, карающего их за их проступки, а для оккультиста он является безликим инструментом, из которого возможно создавать различные астральные формы и явления. Постольку, поскольку истинный последователь Оккультной Науки и Эзотерической Религии не создает себе идолов, и тем более не поклоняется им, то Бафомета как дьявола, наделенного «плотью и кровью» через посредство народного воображения, для него не существует. Образ Бафомета – это фантом, который рассыпается после укола Магической Шпаги оккультиста.

Однако рассмотрим теперь иконологию Аркана Таро «Дьявол», который в действительности описывает того Бафомета, который предстает перед всяким невежественным человеком. Для этого мы обратимся к материалу Роберта О’Нила, современного исследователя традиции Таро.

Введение

Кого-то может удивить, что данную карту также считают 14-й в порядке Старших Арканов Таро. Однако относительно того, что данный Аркан был первоначально 14-м, приведено, по-видимому, больше достоверных доказательств. Различные порядки карт 15-16 веков детально описываются Даммиттом в его исследованиях (1980). Порядок Даммитта Типа Б, на который мы и опираемся, основывается на документах 15/16 веков, и наиболее вероятно, что именно данного порядку карт следовали в Ферраре, где были найдены первые упоминания о Таро от 1442 года. Помимо существования наиболее достоверных доказательств относительно данного порядка следования карт, в его пользу также свидетельствует и их иконология.

Ранние изображения

На рис. 1 показаны сохранившиеся с 15/16 веков изображения карты «Дьявол ». Здесь присутствуют только 4 примера данной карты, поскольку ни в одной из нарисованных вручную колод нет дьявола. Возможно, так произошло просто потому, что эти карты были утеряны. Однако отсутствие нарисованных вручную карт «Дьявол» может также означать и то, что художники первых колод Таро считали дьявола слишком страшным символом, неподходящим для их благородных покровителей. Однако это тема для спекуляций.

На этих четырех гравюрах Дьявол представлен на различных, но связанных друг с другом изображениях. На трех из карт показан Дьявол с трезубцем. На двух он предстает с крыльями, как у летучей мыши. На трех изображениях он предстает с орлиными когтями, и на двух из изображений он представлен со вторым лицом на животе или гениталиях. Двое Дьяволов покрыты волосами/мехом, у трех из них есть бороды. У всех – большие уши и рога, либо бычьи, либо козлоподобные. На двух изображениях – люди, либо пронзенные, либо съеденные. Все Дьяволы изображены стоящими. Наша задача – исследовать все эти детали изображения Дьявола в художественном наследии Италии, где были изготовлены данные карты.


Дьявол в религиозном искусстве

Дьявол появляется в христианском искусстве по крайней мере в 6-м столетии. Менжи (2002) приводит замечательный обзор теолои Дьявола с начала христианской эры, а также указывает на языческие ее источники. Однако на ранних примерах изображений дьявола, таких как мозайка в Сен-Аполинер-Нуво, Равенна, ~500 (Link 1995, p 110), а также на иллюстрациях в манускрипте 970/80 (Link 1995, p. 86) показан всего лишь черный ангел с птичьими крыльями и нимбом. (Russell 1984). В раннем монументальном искусстве (12 век) показан дьявол с большой головой, его волосы выполнены в виде пламени, у него звериные лапы (Link 1995, pp. 21 and 49) или птичьи крылья (Ibid. pp. 64 and 91).

Не ранее второй половины 12 века Дьявол уже приобретает знакомые нам черты. На книжных иллюстрациях предстает мохнатое животное с кривыми рогами (Voelkle and L"Engle 1998 p. 28, Link 1995 p. 51), однако с птичьими крыльями, человеческими ногами и со второй парой крыльев на ягодицах. На цветном запрестольном образе 13-го века показан Дьявол с рогами и бычьей головой, но нет крыльев, на нем надета юбка, и у него звериные лапы (Link 1995 p. 100).

Только в 14/15 веках появляется уже совсем знакомый нам символизм. На гравюре 1477 года (Andre 1996 plate 48) показан Дьявол с крыльями летучей мыши, он ест человека (Рис. 2)

На иллюминированной буквице (Voelkle and L"Engle 1998 p. 262) ~1470 года у Дьявола – орлиные когти и лицо на гениталиях. На иллюстрации от ~1405/10 (Ibid., p. 266) у него – крылья летучей мыши, кривые рога, этот дьявол ест людей, а также несет несколько из них на своей спине. На рис. 3 показан пример такового изображения из «Иллюстрированного Молитвенника Руана» (~1495).

Здесь у дьявола лицо на животе/гениталиях, кривые рога и огромные уши.

Рис. 4, из «Псалтыри» Висконти, представляет собой изображение чумы, - последней казни, которой Бог покарал египтян (Исх. 12:21-30). Здесь дьявол представлен волосатым и с бородой, у него кривые рога, огромные уши, орлиные когти и крылья летучей мыши. Однако в начале 15-го столетия у Дьявола еще нет трезубца, который присутствует на изображениях карт Таро , показанных на рис. 1.

Как только знакомые нам детали (крылья летучей мыши, орлиные когти и т.д.) появляются в 15 веке, они тут же закрепляются за образом дьявола. Эти детали появляются в иллюстрированных псалтырях от 1415 и ~1425 года (Link 1995 pp. 102 and 142), а также в манускрипте от 1409 (Link 1995 p. 178). Подобное же изображение появляется в часовне Сан-Петронио, Болонья, на изображении ада (1411 года) (Welch p. 265).

Менжи (2002) приводит ритуал экзорцизма 16 века, в котором дьявол изображен пылающим, когда его изгоняют из одержимого человека. Это действительно странный пример православной магии, который показывает веру в эффективность манипуляции физическим изображением.

Апокалиптическая традиция

Изображения дьявола в апокалиптической традиции повторяет символизм в иных изображениях религиозного искусства. В «Откровении» описывается Дьявол как «зверь, выходящий из бездны» (Откр. 11:7), а также как «великий дракон, древний змий» (12:9). Наиболее специфическое изображение приводится в 13:1/3:

«1. И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
2. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
3. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю…»
(Откровение Иоанна Богослова 13:1-3)

На наиболее ранних иллюстрациях к «Откровению», следующих данному описанию, изображен Дьявол в виде дракона с семью головами. Только в 12-м веке мы встречаемся с изображениями волосатого Дьявола с бородой и орлиными когтями Emmerson and McGinn 1992, fig. 14). Эти примеры продолжили появляться в 13 веке (рис. 5), однако только в 14 и 15 веках эти детали в символизме Таро стали общераспространенными.

На рис. 6 показана версия Дьявола авторства Джотто ди Бондоне. Это фреска 1306 года, которая находится в часовне дель Арена, что в Падуе. Джотто изображал кривые рога и бороду, орлиные когти. Его дьявол ест (и производит дефикацию) людьми. Отметим, что художник интегрировал элементы из описания, данного в «Откровении», изобразив смея за головой Дьявола, а также двух драконов, на которых, как видно, восседает Дьявол. Другой пример можно найти на изображении Брата Ангелико, созданном в ~1431 (Grubb 1997, p. 112).

Над Баптистерием во Флоренции работало несколько художников, и поэтому мы не можем быть уверены в том, что именно Джотто является автором мозаики с дьяволом на своде (рис. 7).

Однако данное изображение также включает в себя образ змеев, возникающих из ушей дьяволов. Другие примеры смешанного символизма находятся в псалтыри от 15 века (Grubb 1997, p. 107), где дьявол представлен с чешуйчатой, змееподобной кожей, а также в псалтыри от ~1413 (Grubb 1997, p. 119), где дьявол показан с шерстью, но живот у него чешуйчатый. (Как у Элифаса Леви. – прим. перев.) Рис. 8 взят из «Апокалипсиса » ~1400 , это иллюстрация к главе «Откровения» 22. На этом изображении дьявол имеет много общих деталей с картами Таро «Дьявол», включая загнутые рога, бороду, волосатое тело, крылья, когти и лицо на животе. Несколько примечательных деталей на этих современных апокалиптических изображениях свидетельствуют о том, что они оказали влияние на художников Таро.

Рис. 9 – это изображение Страшного Суда 14-го века из Болоньезе. На рисунке показан дьявол с кривыми рогами, волосатым телом и лицом на животе. Крылья летучей мыши и когти можно увидеть с правой стороны. И вновь мы видим множество деталей на ранних изображениях Таро, которые появлялись в публичном художественном искусстве того времени.

Образы на ранних изображениях карт Таро (рис. 1), вероятно, возможно объяснить всецело религиозным искусством начала 15-го века. Детали на карте Таро «Дьявол» появляются на изображениях ада, и в особенности на иллюстрациях к Апокалипсиса. Единственным исключением представляется трезубец, который мы видим на трех изображениях карт Таро.

Link (1995) предоставляет детализированный анализ образов, которые использовались в представлении Дьявола в период между 6 и 16 веками. Согласно данному анализу, трезубец - это трезубец Посейдона, который, в свою очередь, происходит от тройной молнии вавилонского бога Адада (Van Buren 1945). Трезубец появляется в 9-м веке в псалтырях (Link 1995), но затем бесследно исчезает из художественных произведений до второй половины 14 века. Во время переходного периода дьявол появляется с двумя заостренными ухватами (рис. 4) Наиболее ранним примером трезубца на картине с дьяволом, вероятно, является изображение Апокалипсиса от ~1340 (Grubb 1997, обложка). Однако, трезубец так и не стал общей чертой символизма изображений дьявола до 15 века (e.g., Morgan and Morgan 1996, p. 13). Итак, присутствие трезубца на изображениях Таро определенно свидетельствует о том, что карта «Дьявол» относится к концу 14-го или к 15-му веку.

Точно так же, как и символ Смерти, так же и изображение Дьявола , использовавшийся на ранних изображениях карт Таро «Дьявол», не является древним изображением. В раннем христианском искусстве дьявол представал в виде ангела, а в более поздней апокалиптической традиции дьявол показан в качестве дракона или змея. Дьявол как волосатое животное появляется только в конце 12-го века. Такие детали, как крылья летучей мыши, не появляются до 14-го века (Link 1995). Расселл (1984) заключает, что дьявол начал становиться все более и более гротескным начиная с 14-го века. Итак, детали на ранних изображениях карт таро «Дьявол» действительно являются веским аргументом против теорий относительно более раннего изобретения карт Таро в целом.

Когда мы говорили об иконологии Аркана «Смерть», мы видели несколько изображений, в которых Смерть и Дьявол присутствовали одновременно, и даже на одном из таких изображений мы видели Смерть, Дьявола и Башню. Russell (1984) отмечает, что совмещенные образы Смерти и Дьявола не появлялись до 11 века. В действительности, на одном из изображений 9-го века (Russell 1988, p. 50) именно дьявол, а не смерть уводит за собой живого человека. На рис. 10 показан гобелен ~1373/81, на котором представлен дьявол вместе с падающими башнями.

Итак, мы вновь видим, что символы триумфов Таро появляются вместе, по крайней мере в апокалиптической художественной традиции, где показывается связь между Смертью, Дьяволом и Башней, что соответствует порядку Типа Б и документам 15/16 века.

Итак, мы рассмотрели историю создания образа , а также культурный контекст, в котором он был создан. Оккультная концепция Бафомета есть создание Элифаса Леви, она отражает двойственность Астрала (Астрального Агента ), который для суеверного и невежественного человека выступает палачом (по собственной же воле человека, исходя из ее свободы), а для человека просведенного, Адепта Западной Эзотерической Традиции, - является инструментом для сотворения всевозможных чудес, которые основываются на оккультных свойствах природы. Сила темной стороны , его «дьявольская» сущность, зиждется и питается исключительно ложной совестью человека. И потому данный символ выступает как бы в качестве насмешки над всеми теми, кто его страшится.

Материал подготовлен лектором © Eric Midnight для Эзотерического Центра «Археометр», 2012 год

Все права защищены.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: