Православные христиане отмечают страстную пятницу. Страстная пятница

Последняя неделя Великого поста проходит как самая строгая, а Страстная пятница в преддверии наступления Пасхи и радости во имя воскресения Христа выпала в 2018 году на 6 апреля. В Страстную пятницу нельзя веселиться, а нужно полностью соблюдать пост, отказываясь от еды, ведь этот день омрачен памятью о страшном суде над Иисусом Христом.

В Страстную пятницу верующие не веселятся, не поют и не посещают различные развлечения. Существует даже народная поговорка: «Кто в Страстную пятницу смеется, тот весь год будет плакать».

Кроме этого, всю домашнюю работу нужно отложить на потом, тем более что все должно быть убрано еще в Чистый четверг.

Особенно нельзя ничего резать или стирать. Это считается большим грехом. Православные верят в то, что в этот день все, что будет посажено на земле, не даст урожая. Поэтому и приступать к работе на земле, а тем более втыкать в нее железные прутья не стоит. Также не стоит стричься и окрашивать волосы.

В Страстную пятницу можно посещать богослужения и молиться. Говорят, что принесенные из церкви 12 еще зажженных свечей в дом, помогут в благополучии, мире и удаче на следующий год.

Строгий пост в Страстную пятницу

Страстная пятница выпадает на последнюю неделю Великого поста. Поэтому нельзя принимать пищу до выноса Плащаницы с изображением Христа в день распятия. Считается, что таким образом верующие морально готовят себя к великой радости воскресения Христа, т.е. к Пасхе. После выноса Плащаницы можно вкушать хлеб и воду.

6 апреля хоть и не разрешено трудиться, но выпекать пасхальные куличи можно. Тем более что по народным поверьям, выпечка, которую приготовили в Страстную пятницу, не испортится, а даже будет обладать чудодейственными свойствами.

Приметы в Страстную пятницу

Наши предки многие события связывали с теми или иными православными праздниками и находили особенную связь. Так и в Страстную пятницу замечали некоторые совпадения.

Считается, что если в Страстную пятницу небо со звездами, то ждать богатого урожая зерновых культур, а если облачно, тогда ждать неурожая. 6 апреля нельзя плевать на землю. Считается, что тому, кто это сделает, святые не будут помогать целый год.

Стиркой 6 апреля заниматься не стоит, так как если повесить постиранное белье сушиться, то на нем могут появиться следы крови как символ крови Христа. Тот, кто не кушает весь день, будет знать за 3 дня, когда умрет. Если верующий не будет пить, то никакая вода не принесет вреда целый год.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной,

а самый скорбный ее день — Страстная пятница.

Именно последняя пятница Великого поста, длящегося 48 дней, посвящена воспоминаниям о страданиях и смерти Иисуса Христа, который был в этот день распят.

В Великий Четверг мы воспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовой, в которые за каждой Божественной литургией чудесным образом пресуществляются подготовленные хлеб и вино. По православной традиции, в этот день практически все верующие стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением Великого Четверга к принятию Святых Христовых Тайн. Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: в ходе службы читаются двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и Крестной смерти Господа. По давней православной традиции, во время чтения двенадцати Евангелий молящиеся стоят в храме с зажженными свечами.



Верующие люди в этот день соблюдают строгий пост, не потребляя пищи до окончания чина выноса Плащаницы, а затем вкушая только хлеб и воду. Кроме прочего, в этот день не принято делать никаких дел по хозяйству. Их старались закончить в Чистый четверг и больше не делали уборок в доме до самой Пасхи. Также отметим,

что в Великую пятницу старались избегать работы. В Страстную пятницу не следует шить, стирать и резать — это, как и рубить дрова в этот день или тесать топором, считается грехом. А также воспрещается веселиться, петь и гулять. В народе считается, что тот, кто нарушит данный запрет весь год проплачет.

Страстная
пятница- самый строгий день, день траура. Пятница - день воспоминания
спасительных Страстей Христовых. В этот день Иисус был предан иудейским
властям, совершил крестный ход на Голгофу, был распят и умер.
В
честь празднования иудейской пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного
узника, в надежде, что народ выберет Иисуса, но толпа остановила свой
выбор на разбойнике. В иудейской традиции в этот день приносили в жертву
непорочного ягненка.
Распятие
Иисуса Христа символизирует заклание Христа как Агнца Божьего за грехи
мира. Также как и кости жертвенного ягненка не должны быть переломаны,
Иисусу не перебили колени, что в те времена делали со всеми другими
узниками.
Вечером Великого Четверга совершается продолжительное
богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами.
Это Последование 12-ти Евангелий. В храме читают последовательно
двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа.
Прощальная
беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду,
предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с
Пилатом и издевательства Ирода, - обо всем этом слышат собравшиеся в
храме скорбное евангельское повествование.



Нужно пойти в церковь. Служба проводится и утром, и вечером. Хотя, служба вечером является наиболее важной, ведь в ходе ее происходит вынос Плащаницы. Кстати, если сходить в церковь в пятницу не на службу, а просто, чтобы поставить свечку, то можно значительно облегчить себе жизнь. В том плане, что уже будет висеть объявление, с которого времени и до которого часу завтра, в Великую субботу в конкретном храме будет проходить освящение еды .

Но лучше, конечно, службу отстоять. Литургии в Великую пятницу в храмах не проводятся никогда. Тут может быть единственное исключение, когда дата пятница приходится также на дату такого праздника как Благовещение. Случается такое совпадение редко и в 2015 году его попросту не будет.

Важным символом описываемого дня является Плащаница. Это отрезок ткани, на котором изображен Иисус Христос в полный рост. Данная ткань выносится в центр храма из алтаря, и действо происходит именно во время вечерней службы. Каждый верующий может подойти к Плащанице. Лежать ткань будет в центре храма, ее украшают живыми цветами. Это делается в память того места из Библии, где описывается, как жены-мироносицы после снятия Иисуса Христа с креста и доставления его тела в пещеру, помазывали его тело благовониями. После этого они завернули тело в чистый кусок ткани и поместили его в гроб.

Можно ли кушать

Подходит к концу Великий пасхальный пост, он закончится уже 12 апреля, когда наступит Пасха. Но в Страстную пятницу церковный устав рекомендует по возможности воздерживаться от пищи. Более того, пить воду и кушать хлеб можно только после того, как на небе в пятницу появится первая звезда. Эти заветы актуальны для работников церкви, миряне могут просто сделать свой пост, который они соблюдают, более строгим. К примеру, покушать не три раза в день, а два раза.

Другие правила

В четверг и вторник можно скушать немного горячей пищи и приготовить очищенную от рук предателя (скверны), соль. Для этого обычная соль заворачивается в тряпочку и припекается в печи. «Четверговая соль» способна вылечить от многих болезней, обладает отличными целебными возможностями. Также в четверг из остатков конопляных и льняных семян готовится «соченное молоко», которым лечат больных животных.

В Страстную пятницу после захода солнца могут покушать только пожилые или больные люди, а также беременные женщины. Только после выноса Плащаницы, примерно в 14:00, все могут отобедать водой и хлебом.

В ночь с субботы на воскресенье в Храме освещаются пасхальные яйца и куличи, после чего люди возвращаются домой для трапезы, восхваляя светлое Воскресение Иисуса Христа, празднуя самый большой православный праздник в мире.

Праздник уже скоро и хочется начать, то есть продолжить после четверга, готовить блюда для пасхального праздничного стола. Но традиции Страстной пятницы также говорят, что от готовки нужно воздержаться. Утром в субботу можно продолжить все свои приготовления с чистой душой.

Привлечение в дом счастья

Если у вас получается в эту скорбную пятницу сходить на службу в храм, то там нужно купить и зажечь свечу. В течение всей службы свечу держать, а потом не тушить ее и донести до дома. Там поставить в красном угле и дать полностью догореть. Считается, что такое поведение приносит в дом счастье и благополучие, которое продлится в течение всего года.

В Великую пятницу Иисус Христос был распят на кресте, но уже в воскресенье он воскреснет и провозгласить победу жизни над смертью.

Великая Суббота - день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей - даже души праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденные силой Его Крестных страданий. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Получение благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и Евангельской истории.

Для верующих день Великой Субботы - это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей , пасох и яиц для разговления в день Пасхи.

По благочестивой православной традиции мы, приходя домой после праздничного пасхального богослужения, разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами. Освящение куличей совершается в продолжение Великой Субботы после Божественной литургии (в некоторых храмах освящение происходит и после Пасхальной службы) и обычно совершается так: верующие ставят свои приношения (уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзину) на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу; священник читает особую молитву и окропляет ваши приношения святой водой.

Согласно Евангелиям, в этот день арестованный Иисус Христос предстал перед Синедрионом - высшим религиозным и судебным органом древней Иудеи. Напомним, за 6 дней до этого, в субботу, Христос совершил чудо воскрешения праведного Лазаря, после чего и было принято окончательное решение казнить Иисуса. На обвинения своих гонителей Он ничего не отвечал, в итоге иудейские первосвященники приговорили Христа к смерти. Однако Синедрион не мог привести приговор в исполнение без разрешения наместника Рима - прокуратора Понтия Пилата, управлявшего в те времена Иудеей.

В результате Иисуса предали Пилату. Писание гласит, что Понтий Пилат не посчитал Иисуса виновным в чем-либо. «Я не нахожу никакой вины в этом человеке», - сказал Пилат. При этом он предлагал толпе отпустить Иисуса по случаю праздника иудейской Пасхи (Песаха), но вместо этого толпа, подстрекаемая иудейскими священнослужителями, потребовала освободить не Христа, а преступника Варавву.

Пилат поддался требованиям толпы, приговорил Христа к считавшейся позорной казни через распятие на кресте вместе с двумя преступниками. Затем он взял воду и умыл руки в знак того, что к происходящему не причастен.

Иисуса сначала бичевали, а затем в красной власянице и терновом венце заставили нести крест на гору Голгофу - Лобное место, где Он был распят на кресте. В Евангелиях говорится, что воины насмехались над Иисусом, говоря, что если он - Царь Иудейский, то пусть спасет себя (как известно, народ встречал Христа, вошедшего в Иерусалим, с почестями, подобающими царям - бросая пальмовые ветви на его пути). Затем надсмотрщики стали делить Его одежды, а народ стоял и смотрел. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают», - говорил Христос о своих мучителях.

Затем скрылось солнце, наступила тьма и сотряслась земля: Иисус принял мученическую смерть и принес себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества.

Снять тело Иисуса с креста попросил у Пилата его тайный ученик Иосиф Аримафейский. Согласно Евангелиям, он взял тело, обвил его новой плащаницей и похоронил в своей новой гробнице, вырубленной в скале.

Особенности богослужения

Все эти события вспоминаются в храмах в скорбный день Великой пятницы. Еще накануне, в четверг вечером, служится утреня Великой пятницы или служба 12-ти Евангелий. Во время этой службы читаются 12 отрывков из Евангелий, в которых рассказывается о последних часах жизни Христа.

В сам день Страстной пятницы рано утром производится служба Царских часов. Литургия в этот день не совершается в знак благоговения перед жертвой, которую совершил Иисус на горе Голгофе, а вот в середине дня совершается вечерня с выносом плащаницы.

Это богослужение необычное, оно совершается только раз в году. Традиционно эта служба начинается либо в 14.00, либо в 15.00 (уточните точное расписание храма вашего прихода).

Во время этой важной службы на середину храма выносится плащаница - вышитая на ткани или изготовленная печатным способом икона, основным сюжетом которой является положение во гроб Иисуса Христа. После этого читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем прихожане храма прикладываются к плащанице.

Плащаница остается на том же месте до вечера Великой субботы.

В Великую, Страстную пятницу православные христиане соблюдают строгий пост; по монастырскому уставу вплоть до выноса плащаницы ничего употреблять в пищу нельзя.

В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время – рыбу и растительное масло .

В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены.

Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет , – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.”

Великий пост – самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).

Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая начинает духовно подготавливаться к нему. Первая подготовительная неделя – «Неделя мытаря и фарисея» – называется «сплошной седмицей», потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие «О мытаре и фарисее» (). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: «Покаяния отверзи мне двери…»

Во вторую подготовительную неделю – «Неделю о блудном сыне», среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия «О блудном сыне» (), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом…» Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.

Третья подготовительная неделя называется «мясопустною», или «сырною», а по народному – «масленица». В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье «мясопустной недели», соответственно евангельскому чтению, носит название «Неделя о Страшном суде» (). Этим чтением призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется «сыропустом»: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть «Прощеным воскресеньем».

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.

Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.

По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.

В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.

Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.

Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Особенность великопостного богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного «Господи и Владыко живота моего…», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.

Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал:приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . (). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.

В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений.

В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте.

В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

(В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.)

Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.

На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.

По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.

Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и совоскресения нас со Христом.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся». Но вступать в супружеские отношения в эти дни, согласно церковным правилам, еще не дозволяется, чтобы чувственные удовольствия не перебивали духовную радость.

В следующий за пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.

Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется.

Петров пост

Второй пост установлен в честь святых апостолов (Петров пост).

Длительность его зависит от дня празднования Пасхи. Он всегда начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла– 12 июля. Самый продолжительный пост может длиться шесть недель, а самый короткий восемь дней.

Церковь призывает нас к этому посту примером святых апостолов, которые, приняв святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост этот установлен в честь апостолов «потому, что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания и воздержания… Согласно с постановлениями апостольскими, мы, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом за следующей затем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Во время него исключаются мясные и молочные продукты. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника – рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу.

В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница – постные дни, но если на эти дни выпадут праздники великого святого, которому служится полиелейная служба, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

Успенский пост

Через месяц после апостольского поста наступает строгий Успенский пост. Он установлен перед великим праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Успенским постом Церковь призывает, нас подражать Божией Матери, Которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Он был установлен в Константинополе для избавления от болезней, часто бывавших там в августе. В этот день из царской сокровищницы в Софийском соборе полагался Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, и народ, прикладываясь к нему, исцелялся. В храмах в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящения воды. Вместе с водой освящается также и мед нового сбора, поэтому этот день еще называют «Медовый Спас».

На время поста, как уже упоминалось, приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).

Этот день посвящен воспоминанию о знаменательном событии на горе Фавор, где Христос преобразился перед учениками в Своей Божественной славе, явились пророки Моисей и Илия и раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: человеческого и Божественного. Смысл Преображения Христа в том, что Христос открывает дорогу и надежду на преображение всего человечества.

В храмах в этот день совершается освящение плодов – винограда и яблок и благословляется их вкушение. Отсюда и второе название – «Яблочный Спас».

По строгости соблюдения Успенский пост приравнивается к Великому (без мясных, молочных и рыбных продуктов). В субботу и воскресенье разрешается растительное масло. И только один раз за весь пост разрешается вкушать рыбу – в праздник Преображения Господня. Если конец поста (Успение Пресвятой Богородицы) придется на среду или пятницу, то этот день – также рыбный, а разговев переносится на следующий день.

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением во всех церквах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

Известно, что Божия Матерь после Вознесения Господа Иисуса Христа жила в доме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Однажды, когда Она была в Гефсиманском саду, Ей явился архангел Гавриил. Он возвестил Царице Небесной, что через три дня Ей предстоит перейти в жизнь вечную. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Ее Успения в Иерусалим из дальних стран стали чудесным образом собираться апостолы. Во время общей молитвы, в третьем часу, когда должно было совершиться Успение Богородицы, «облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи», и сошел Сам Христос, окруженный архангелами и ангелами. Святые апостолы понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. Над процессией появилось облако света и послышались звуки небесной музыки. Первосвященник Афония, желая остановить шествие, попытался опрокинуть одр, но ангел Господень огненным мечом отсек его руки. Афония раскаялся, получил исцеление и стал исповедовать учение Христа. К вечеру святые апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему Промыслу, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим на третий день и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Пречистой исчезло. В пещере лежали только погребальные пелены. Богородица была взята на небо в теле. Вечером того же дня Матерь Божия явилась апостолам за трапезой и произнесла: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери. Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, то есть по средам и пятницам рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Рождественский пост

Рождественский пост начинается 28 ноября и длится шесть недель, до 7 января, предваряя собою праздник Рождества Христова. Этот пост называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». Поэтому Рождеству Христову предшествует тоже сорокадневный период духовного очищения и воздержания. Также он называется Филипповым постом, потому что заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября).

По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя покаянием и молитвою и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров. Во время поста запрещены мясные, молочные продукты и яйца. В понедельник, среду и пятницу Уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста – со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.

Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье – без чрезмерного веселья.

Последний день Рождественского поста, 6 января, называется Сочельником. В этот день ничего не вкушают до вечера – до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит название этого дня – «сочельник».

Праздник Рождества Христова – двунадесятый. По величию воспоминаемого события он празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи.

Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» – святыми днями, ибо они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, со гласно церковным правилам, следует еще воздерживаться.

Период от поста Рождественского до Великого называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Примечание:

Запрет Устава на вкушение в некоторые постные дни растительного масла связан с тем, что масло в эти дни заменяется оливками (маслинами). Так и происходит в южных странах, откуда родом наш Устав. (Северной аналогией могло бы являться, например, правило употреблять яблоки, вместо того, чтобы выжимать из них сок для услаждения).

Шестого апреля 2018 года для православных христиан, отмечающих праздники по юлианскому календарю, наступает самый скорбный и трагический день Страстной недели - Великая (страстная) пятница . В Страстную пятницу верующие вспоминают суд над Иисусом, его крестные муки, смерть, завершившую земную жизнь Христа, и погребение.

Когда православные отмечают Страстную пятницу в 2018 году

Страстная пятница для православных наступает 6 апреля , за два дня до Пасхи , которую в этом году отмечают 8 апреля .

Католики, протестанты и другие церкви, живущие по западному календарю, встретили Пасху 1 апреля.

Что вспоминают в Страстную пятницу

Согласно евангельской истории, именно в Страстную пятницу Иисус был предан суду, приговорен к казни на кресте, подвергся бичеванию, а затем совершил крестный путь на Голгофу, где был распят и умер, завершив земную жизнь. Также в Великую пятницу вспоминают снятие тела Иисуса с креста и погребение.

В Евангелиях от Иоанна и Марка рассказывается, что после вынесения Христу приговора он был подвергнут бичеванию. После бичевания римские воины насмехались над Иисусом - надели на него багряницу, возложили на голову терновый венок, в правую руку вложили трость и падали перед ним на колени со словами: «Радуйся, царь иудейский», а затем плевали в него и били по голове и по лицу.

По приговору Понтия Пилата Иисус был распят за стенами Иерусалима на горе Голгофе, куда он сам нес свой крест. Вместе с Иисусом были распяты два разбойника. Когда Иисус умер, один из римских воинов воткнул ему в подреберье копье, чтобы удостовериться в его смерти.

После этого тело Иисуса было снято с креста и погребено в вырубленной в скале гробнице близ Голгофы, чтобы пребывать там до момента воскресения - Пасхи.

Как поститься в Страстную пятницу

В православии и в народной традиции Страстная пятница - в знак уважения к христовым мукам - один из самых строгих дней Великого поста. Согласно самой строгой версии поста, в этот день принято полностью воздерживаться от пищи, по крайней мере, до вечера. После службы и выноса плащаницы постящимся дозволяется только хлеб с холодной водой.

Великая пятница: народные обычаи, традиции и приметы

На Руси Великую пятницу очень чтили. Верующие постились, ходили в храмы, а зажжение во время службы свечи несли горящими домой и ставили перед иконой. Так же делалось и во время богослужения на Пасху. Этот обычай жив и поныне.

Были и народные приметы, связанные со Страстной пятницей.

Так считалось, что кулич, испеченный в Великую пятницу, может храниться целый год - он не плесневеет и обладает целебными свойствами.

Считалось, что хорошая погода в Страстную пятницу сулит хороший урожай.

В Великую пятницу кормящим матерям разрешалось отлучать детей от груди.

Также существовал обычай в Великую пятницу изгонять из дома предметы, предположительно, заговоренные недругами или завистниками. Для этого избу обходили с зажженной свечей, считалось, что рядом с предметами, от которых идет «сглаз», свеча начинает трещать. «Плохую» вещь старались выбросить или отдать, чтобы не навлечь беды на себя и близких.

Страстная пятница: что нельзя делать

В Страстную пятницу считалось грехом протыкать землю железом - в память о том, что руки и ноги Христа при распятии пронзили гвоздями. Поэтому в этот день категорически запрещались все работы, связанные с пахотой и боронованием. Под запретом была рубка дров и любые работы, для которых нужен был металлический инвентарь - ножи, пилы и т.д. Нельзя было и резать пищу ножами. Женщинам категорически запрещалось в этот день шить, вязать и вышивать.

Вообще хозяйственные хлопоты в Страстную пятницу не поощрялись - все работы по дому следовало закончить в Чистый четверг. Особенно порицались хозяйки, которые не успели в четверг закончить стирку - их осуждали всей деревней.

Можно было только заканчивать приготовление пасхальной пищи, выпечку куличей и окраску яиц.

Также в Страстную пятницу на Руси было не принято веселиться, смеяться, петь и даже громко разговаривать. По поверью, тот, кто позволяет себе веселье в Страстную пятницу, весь год будет лить слезы.

Самым сложным днём Страстной недели священнослужители называют Великую Пятницу - это день, когда Христос был распят на кресте. Страстная пятница-2018 приходится на 6 апреля. Это самый скорбный день в году, и даже если до этого православные по каким-то причинам не соблюдали Великий Пост и не посещали службы, в пятницу обязательно нужно пойти в храм, советуют священники. Есть и народные приметы, связанные со Страстной пятницей.

Хотя Великая Пятница - это предпоследний день Великого поста, он считается и самым строгим. Все мысли верующего должны быть обращены к мучениям Иисуса, распятого на кресте, который он сам же и нёс на Голгофу. В этот же день тело Спасителя сняли с креста и поместили во гроб - этому посвящена церковная служба в ночь.

Проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета отец Филипп Ильяшенко, рассказывает:

— Страстная пятница считается самым строгим и страшным днём в году. Служба двенадцати Евангелий, страстей Христовых, совершается поздно в ночь с четверга на пятницу, а потом рано утром - служба Великого Пятка. Снова и снова каждый год мы переживаем страдания Христа в его последние дни и часы, от ареста и осуждения до избиения и распятия, а затем смерти и погребения.

Поэтому пятница начинается поздно ночью в четверг: в ритме современного мегаполиса мало кто может прийти на раннюю службу. В течение пятницы мы выносим плащаницу - это служба, посвященная снятию со креста, помазанию и приготовлению к погребению.

Мы служим погребальную службу в ночь с пятницы на субботу - это утренняя Преблагословенная суббота, крестный ход в темноте, с разреженным колокольным звоном, без сияния свечей. Это ход, посвященный погребению тела Иисуса - мы несём плащаницу вокруг храма. В это день Спаситель страдает, мучительно умирает, солнце скрыло лик свой, и мёртвые восстали и вернулись в город. В такой день недопустимо никакое веселье, развлечения, любые посторонние дела. Это день строгого поста - некоторые и вовсе отказываются от пищи: как можно наедаться, когда Христос распят и умирает?

–- Получается, всё время нужно провести в храме?

— В пятницу, когда Спаситель распят и умирает, и в ночь с пятницы на субботу, когда тело его помещают в гробницу, службы идут так плотно, что верующий человек будет занят только ими. Если время позволяет, лучше посетить все их, а хозяйственные дела отложить на будущее или завершить ранее. Ночная служба длинная, утомительная, нужно подготовиться к Преблагословенной Субботе, в которую Христос уснул. Увлекаться в эти дни хозяйственными делами не стоит. В пятницу мы служим вечерние службы - вынос плащаницы, снятие плащаницы - стоит посвятить время молитвам.

– Кто-то уверен, что даже если Великий пост не соблюдали, то можно начать говеть на Страстной неделе, и этого хватит для православного человека.

— Да, многие считают, что если по каким-то причинам упустили Великий пост, даже по нерадению, то взяться за дело в Страстную седмицу - уже хорошо. Так считает святитель Иоанн Златоуст, а поскольку его огласительная проповедь к Пасхе считается основополагающей, нет причин сомневаться. Если кто потрудился, постясь, с первого часа - пусть радуется, и кто к началу опоздал, и даже тот, кто пришёл только в последний час, пусть ничуть не усомнится и присоединится. И даже тот, кто только хотел поститься, тоже пусть присоединятся - Бог всё видит: первому подает и последнего милует…

Между тем у многих россиян возникают простые, «бытовые» вопросы - чего нельзя делать в Страстную пятницу?

Священники советуют отказаться от развлечений — например, поменьше сидеть в Интернете, просматривая соцсети, не вести праздных разговоров. Также нужно воздержаться от плотских утех.

В Страстную пятницу нельзя готовить куличи, красить яйца, делать творожную Пасху, прибирать - все это полагается делать в Чистый четверг.

И ни в коем случае нельзя ругаться с коллегами и близкими.

Есть и некоторые народные приметы, которые для современных людей звучат странно, но тем не менее. Считается, например, что нельзя протыкать землю железными предметами - например, копать лопатой.

Если ничего не пить целый день в Страстную пятницу, то в течение года никакие напитки не нанесут вам вреда.

Если со службы из храма принести домой свечу, которую в церкви вы держали в руках, и снова ее зажечь, пройдясь по комнатам, то она будет трещать рядом с порченой вещью.

Страстная пятница 2018: что нельзя делать в этот день

Сегодня пишем о традициях, обычаях и запретах в Страстную пятницу-2018

6 апреля в 2018 году отмечается Страстная пятница – самый скорбный день предпасхальной недели. Этот день посвящен воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста его тела и погребения.

Сегодня.Lifestyle пишет о традициях, обычаях и запретах в Страстную пятницу-2018.

Страстная пятница-2018: история этого дня

Ровно в три часа дня в церкви во время богослужения выносят Плащаницу – это плат, на котором изображен в полный рост Господь Иисус Христос, лежащий во гробе. Ее выносят из алтаря и устанавливают в центре храма на возвышении, который украшен цветами. После чего уже вечером проходит вторая служба, во время которой верующие стоят со свечами в руках, а Плащаницу обносят вокруг храма.

С церковной службы домой приносят двенадцать горящих свечей и дают им полностью догореть. Считается, что это принесет материальное благополучие, удачу и радость.

Страстная пятница-2018: что нельзя делать 6 апреля

  • Все приготовления к Пасхе нужно закончить в Чистый четверг, чтобы в Страстную пятницу ничто не отвлекало человека от молитв и служб.
  • В этот день нельзя физически трудиться и заниматься никакими хозяйственными делами, нельзя шить, вязать и резать.
  • Единственным исключением является приготовление куличей и посев на огороде или в поле. При этом сажать что-либо строго запрещается, так как воткнутые в землю железные предметы в Страстную пятницу несут беду.
  • Удержитесь от посещения увеселительных заведений и мероприятий. Считается, что человек, чрезмерно радостный в Страстную пятницу, весь следующий год проплачет.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: