Православный календарь 13 февраля. Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым

* Мучеников бессребреников Кира и Иоанна и с ними мучениц Афанасии и дочерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). ** Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского, чудотворца (1108).
Мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251); Афанасии и дочерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311); Трифены Кизической. Святителя Афанасия, епископа Меерона (IX). Преподобномученика Илии Ардуниса (1680).

Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее: Феодотия, Феоктиста и Евдоксия.

Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, где родился и вырос. Он был христианином и лечил всех больных безвозмездно, не только подавая помощь в телесных болезнях, но исцеляя также и душевные недуги, которые бывают причинами телесных болезней. Проповедуя Евангельское учение, святой врач многих язычников обращал ко Христу. Во время гонения Диоклитиана (284 - 305) святой Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал и там лечить людей своей молитвой, получив от Бога дар исцелять все болезни.
В городе Едессе в то время жил воин Иоанн, благочестивый христианин. Когда началось гонение, он пришел в Иерусалим и там, услышав о святом Кире, стал его разыскивать, пошел для этого в Александрию, затем в Аравию. Найдя святого Кира, Иоанн всей душой привязался к нему и стал его верным последователем. Узнав, что в Египте, в городе Канопе, схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми: Феоктистой - 15 лет, Феодотией - 13 лет и Евдоксией - 11 лет, святые Кир и Иоанн поспешили прийти к ним на помощь, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа. Они посетили их в темнице и укрепили в мужестве перед предстоявшим подвигом. Узнав об этом, правитель города схватил святых Кира и Иоанна и, убедившись в их твердом и безбоязненном исповедании веры во Христа, предал их страшным пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна (+ 311). Тела их христиане погребли в церкви святого апостола и евангелиста Марка. В V веке мощи святых Кира и Иоанна были перенесены из Канопа в Мануфин. Позднее их мощи были перенесены в Рим, а оттуда в Мюнхен.
С тех пор это место очистилось от вражеской силы, молитвами святых мучеников Кира и Иоанна там стали совершаться многие чудеса, исцеления больных и недужных.
Дни памяти: Январь 31, Июнь 28 (Перенесение мощей)

Святитель Никита, епископ Новгородский

Почти девятьсот лет почивают нетленные мощи святителя Никиты Новгородского в Софийском кафедральном соборе г.Новгорода, подавая благодатную помощь и исцеления всем с верою притекающим к раке с его святыми мощами. Святитель Никита был шестым по счету правящим архиереем от основания Новгородской епархии с 1096 года по 1108 год.
Где и когда родился святитель Никита и кто были его родители, а также о годах его детства и отрочества, о том не дошло до нас никаких известий. Известно только, что в княжение великого князя Киевского Изяслава Ярославовича (1054-1078) святитель Никита был уже юным иноком Киево-Печерского монастыря, и здесь испытал великое искушение, о чем рассказывает святой Поликарп в Киево-Печерском патерике. Юный инок Никита, с благоговением взирая на высокие подвиги Печерских братий и отчасти увлекаясь мирской славой и честью, пожелал сделаться затворником. Несмотря на внушения игумена монастыря преподобного Никона о преждевременности такого многотрудного дела для молодого монаха, инок Никита затворился в своей кельи и молился в ней неисходно.
Но прошло несколько дней и его искусил диавол. Однажды, воспевая молитвы, Никита услышал голос, молящийся вместе с ним, и почувствовал неизъяснимое благоухание. Прельщенный инок подумал: "Если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь такого благоухания Святого Духа". Никита стал с большим жаром молиться, взывая: "Господи, явись мне Сам, чтобы я мог видеть Тебя". И тогда был к нему голос: "Не явлюсь тебе, потому что ты юн, чтобы ты не возгордился и не упал". Юный же затворник со слезами говорил: "Не прельщусь я Господи! Игумен мой научил меня не внимать обольщениям диавола. Я готов исполнить Твои повеления".
С той минуты взял над ним власть обольститель и сказал: "Невозможно человеку во плоти видеть меня, но я посылаю ангела моего, который пребудет с тобою, ты же исполняй его волю".
И тотчас предстал пред Никитою бес в образе ангела. Юный инок поклонился ему, как ангелу. И тогда сказал ему бес: "Ты больше не молись, а читай книги, и через это будешь постоянно беседовать с Богом и подавать полезные советы приходящим к тебе. Я же непрестанно буду молиться Творцу всех о твоем спасении".
Прельщенный затворник перестал совсем молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что ангел молиться за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал.
Однажды инок Никита послал сказать князю Изяславу, чтобы он скорее отправил сына своего Святополка на Новгородский престол, так как князь Глеб Святославович убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит. Случилось это 30 мая 1078 года. И с того времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник - пророк, и во многом слушались его. Но бес будущего не знал, а что сам сделал или научил злых людей, - убить ли, украсть ли, то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него слово утешения, бес - мнимый ангел, рассказывал, что случилось через него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его.
Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать Евангелия и прочих книг Нового Завета. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом рода человеческого. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть. Он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте.
Придя в себя по молитвам святой братии Печерской, Никита исповедал и оплакал перед ними свой грех, а затем обрек себя на строгое воздержание и иноческое послушание. Чистою и смиренною жизнию он приобрел высокие добродетели, слава о которых разнеслась далеко за пределы Киевской земли.
В 1096 году святой Никита был посвящен во епископа Великого Новгородва, где Господь прославил Своего угодника даром чудотворений. Великий Новгород обязан ему чудесным спасением от двух страшных бедствий. В 1098 году, на втором году своего святительства, епископ Никита своими молитвами прекратил большой пожар в Новгороде. В другой раз во время засухи, грозившей Новгородской земле голодом, по его молитвам дождь оживил поля и луга с хлебами и травами.
Святитель Никита был озабочен устройством и украшением храмов в Новгороде. При жизни святителя в Новгород чудесным образом прибыл преподобный Антоний Римлянин и по благословению и совету святителя Никиты основал свой монастырь в честь Рождества Богородицы. Именно святитель Никита выпросил место у новгородских посадников для обители преподобного Антония.
Святитель Никита имел намерение украсить живописью стены храма Святой Софии; но это не удалось ему при жизни и лишь спустя несколько месяцев после его кончины на собранные им средства была произведена роспись собора.
Преставился святитель Никита 13 февраля 1108 года и был погребен в Софийском соборе в приделе Богоотец Иоакима и Анны. Местное празднование памяти святителю Никите началось, вероятно, вскоре после его кончины. Повсеместное же празднование установлено было, если не на Московских соборах 1547 и 1549 годов, то вслед за открытием его мощей, которое совершилось в 1558 году 13 мая.
Нетленные мощи святителя Никиты были обретены при следующих обстоятельствах. В 1551 году вечером в Великую Субботу, когда христиане собирались в Софийский собор, чтобы слушать чтение Деяний апостольских пред Пасхальной заутреней, пришел в собор и боярин, который ведал царские дела в городе. Обходя соборные паперти, занятые гробницами епископов, зашел боярин в придел Богоотец Иоакима и Анны, в котором находилась гробница святителя Никиты в некотором запустении. Выйдя из придела, боярин пошел в главный храм, где на левой стороне близ дверей, ведущих в алтарь, сел и вскоре задремал. Во сне он услышал голос, который говорил ему: "Покрыт должен быть гроб епископа Никиты".
Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святителя Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. Побуждаемый желанием взглянуть на мощи святителя, боярин проделал щель в гробнице и увидел, что тело святителя лежит покрытое покровом, совершенно целое, без признаков разрушения. Мало-по-малу об этом узнали и другие жители города, время от времени посматривали в щель гробницы и дивились виденному.
Так продолжалось до 1558 года, когда aрхиепископ Пимен (1552-1570), убедившись через других и лично в нетленности мощей святителя Никиты, письменно донес об этом царю и митрополиту, которые с великою радостью повелели ему открыть гробницу святого, переложить тело его в новую гробницу так, чтобы оно открыто почивало, и установить общецерковное празднование святому.
Когда открыли гробницу, то увидели, что тело святого покоилось на земле ниже церковного помоста; оно было покрыто плащаницей, а лицо святителя озарено светом; правая рука его благословляющая лежала на груди, левая же простерта вдоль тела. Облачив святителя в новые архиерейские одежды снова положили его в гробнице на прежнее место.
По обретению мощей был отслужен молебен и всеношное бдение. Во время богослужения, когда происходило уставное чтение и священнослужители сидели, одному из игуменов было видение, что святитель Никита, восстав из гроба, в фелони и с кадилом в руках пошел сначала кадить в алтарь, а затем в храм и вскоре сделался невидимым.
Спустя некоторое время по обретении мощей святителя Никиты, один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в нетленности их. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до груди. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Так Господь спустя 450 лет со дня кончины прославил своего угодника нетлением его святых мощей.
Между тем при мощах святителя Никиты, по обретению их, совершилось немало чудес: получали исцеление хромые, расслабленные, больные, бесноватые, но особенно получали исцеление больные глазами, слепые или с испорченным зрением.
Когда обретены были честные мощи святителя Никиты, и совершилось поразительное исцеление одного расслабленного, многие жители Новгорода и окрестностей начали притекать к мощам чудотворца со своими недугами. Среди больных была праведная старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. Шла в то время литургия. Ксения молилась Господу об исцелении, обращаясь с молитвой и к святителю Никите. После усердной молитвы у гроба святого она получила исцеление, прозрев на оба глаза, к удивлению бывших в храме Святой Софии.
Однако не только в Софийском соборе, но на всяком месте и при всяких обстоятельствах святитель Никита являлся на помощь тем, которые с верою и молитвою прибегали к нему. Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победою русских в войне с Ливонцами. При взятии г.Нарвы и в русском и в неприятельском войске видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Нарвы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увенчаным крестом и отражает врагов от русских полков. Это засвидетельствовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина города Нарвы - латинянин, по имени Иоанн, когда увидел образ святителя Никиты.
В 1805 году мощи святителя Никиты были переложены в новую бронзовую раку, устроенную по завещанию Новгородского митрополита Гавриила; а в 1846 году совершилось торжественное переложение мощей святителя в великолепную серебряную раку.
После 1917 года, когда началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь, мощи святителя, как и многих святых Русской Церкви, подверглись поруганию. Святая София была превращена в музей, а мощи святителя, упакованные в бумажный мещок, валялись в хранилище музея. И только в 1957 году по благословению архиепископа Сергия (Голубцова) темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Но недолго пребывали они там. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор был закрыт, как и многие другие храмы, и мощи святителя перенесены в церковь святого апостола Филиппа, где и пребывали до 1993 года.
13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва архиепископа Новгородского и Старорусского мощи святителя крестным ходом при стечении тысяч граждан были торжественно перенесены из церкви апостолва Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.
Ныне мощи святителя Никиты открыто почивают на том же месте, где были обретены, под аркою между пределами Богоотец Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе. И ныне у раки с мощами святителя Никиты получают благодатную помощь и исцеления все с верою и любовью притекающие.
Вспоминая чудесную помощь святителя Никиты, подаваемую особенно слепцам и всем больным зрением, попросим и мы его молитвенной помощи многострадальному русскому народу, да исцелит народ наш от духовной слепоты и укажет ему спасительный путь к храму Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Память - 31 января / 13 февраля, 30 апреля / 13 мая и 14 / 27 мая

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Как неразрушимую крепость нам даровавший, Христе Боже, по их молитвам разрушь замыслы язычников, Церковь Святую укрепи, так как Ты единственно Благой и Человеколюбивый.

Тро́ичная благода́ть все́льшися в честна́я сердца́ ва́ша,/ преблаже́ннии Ки́ре и Иоа́нне,/ на ду́хи нечи́стыя стра́шни прогони́телие яви́стеся./ И не то́чию явле́нным, но та́йным неду́гом вра́чеве бы́сте,/ тем же, дерзнове́ние иму́ще к Человеколю́бцу Бо́гу,// непреста́нною моли́твою душе́вныя на́ша стра́сти исцели́те.

Перевод: Троической , поселившейся в драгоценных сердцах ваших, преблаженные Кир и Иоанн, нечистых духов вы стали изгонять. И не только явные, но и тайные болезни врачевали, потому, имея к Человеколюбцу Богу, постоянной молитвой душевные наши исцелите.

Ин тропарь бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 5

Святи́и сла́внии Ки́ре и Иоа́нне,/ бессре́бреницы, му́ченицы и чудотво́рцы,/ милосе́рдием свои́м, я́ко стено́ю необори́мою, нас огради́те от всех бед/ и от враго́в ви́димых и неви́димых сохрани́те// непреста́нною ва́шею моли́твою ко Го́споду.

Перевод: Святые прославляемые Кир и Иоанн, мученики и чудотворцы, милосердием своим, как стеной нерушимой, нас оградите от всех бед и от врагов видимых и невидимых сохраните постоянной молитвой вашей ко Господу.

Ин тропарь бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 5

Прему́дрии вселе́нней вра́чеве,/ Ки́ре и Иоа́нне,/ от Бо́га прия́сте власть цели́ти неду́ги душе́вныя,/ вку́пе же и теле́сныя,/ и ны́не моли́теся/ сохрани́ти град и лю́ди от одержа́щих зол// и спасти́ моли́твами ва́шими ду́ши на́ша.

Перевод: Премудрые вселенские врачи, Кир и Иоанн, от Бога получившие власть исцелять болезни душевные, с ними же и телесные, и сейчас молитесь сохранить город и людей от объявших бедствий и спасти по молитвам вашим души наши.

Кондак бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 3

От Боже́ственныя благода́ти дар чуде́с прие́мше, святи́и,/ чудоде́йствуете, непреста́нно,/ вся на́ша стра́сти рукоде́йством секу́ще неви́димым,/ Ки́ре Богому́дре со Иоа́нном сла́вным:// вы бо боже́ственнии вра́чеве есте́.

Перевод: От Божественной благодати дар чудес приняв, святые, вы чудодействуете непрестанно, все наши страсти отсекая врачеванием невидимым, Кир Богомудрый с Иоанном славным: ибо вы - Божественные врачи.

Ин кондак бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 6

Вели́кое врачевство́ вселе́нней,/ супряже́ние Христо́во возлю́бленное,/ свети́льники сия́ющия, зарю́ исцеле́ний,/ воспое́м, ве́рнии, велегла́сно,/ внутрь це́ркве им вопию́ще:/ Ки́ре и Иоа́нне,/ пода́тели чудесе́м, вра́чеве неду́жным,// освяща́ете вся стра́ны.

Перевод: Великое лекарство для вселенной, союз Христов возлюбленный, светильники, воссиявшие зарею исцелений, в молитвах воспоем, верующие, громогласно, в Церкви к ним взывая: «Кир и Иоанн, податели чудес, врачи больных, вы освящаете все стороны света».

Молитва бессребреникам мученикам Киру и Иоанну

О, святи́и уго́дницы Бо́жии, му́ченицы и безсре́бреницы Ки́ре и Иоа́нне! По́двигом до́брым подвиза́вшася на земли́, восприя́ли еста́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й ваш о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства ва́шего и чтим святу́ю па́мять ва́шу. Вы же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́те моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́те, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством ва́шим, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому

Тропарь святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому, глас 4

Наслади́вся, Богому́дpе, воздеpжа́ния/ и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ на пpесто́ле святи́тельства сел еси́,/ и я́ко звезда́ многосве́тлая, пpосвеща́я ве́pных сеpдца́/ заpя́ми чуде́с твои́х,/ о́тче наш, святи́телю Ники́то,/ и ны́не моли́ Хpиста́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Насладившись, Богомудрый, и желания укротив, ты воссел на святительский престол, и как яркая звезда, просвещая сердца верующих сиянием чудес твоих, отче наш, святитель Никита, и сейчас моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарь святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому, глас 2

Небе́снаго простра́нства жела́я,/ от ю́ности в те́сне ме́сте затвори́лся еси́,/ в не́мже прельще́н быв от врага́,/ па́ки смире́нием и послуша́нием победи́л еси́ преле́стника кре́пце, Ники́то,/ и ны́не, предстоя́ Христо́ви,// моли́ спасти́ся всем нам.

Перевод: Желая небесной свободы, с юности ты в тесном месте, в нем же был врагом (диаволом), снова силой и послушания ты победил диавола, Никита, и сейчас, предстоя Христу, моли о спасении всех нас.

Кондак святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому, глас 6

Архиере́йства са́ном почти́вся/ и чи́сте Чисте́йшему предстоя́,/ приле́жно моле́ние за лю́ди твоя́ приноси́л еси́,/ я́ко и дождь моли́твою све́л еси́,/ овогда́ же и гра́да запале́ния угаси́л еси́./ И ны́не, святи́телю Ники́то,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ спасти́ лю́ди твоя́ моля́щияся,/ да вси́ вопие́м ти́:// ра́дуйся, святи́телю, о́тче преди́вный.

Перевод: Ты был почтен архиерейским саном и непорочно Пренепорочному предстоя (), настойчиво молитвы за людей твоих приносил, так и дождь низвел с неба молитвой, в другой раз прекратил пожар в городе. И сейчас, святитель Никита, моли Христа Бога, спасти людей твоих молящихся, да все взываем к тебе: «Радуйся, святитель, отче преудивительный».

Ин кондак святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому, глас 1

Победи́в вра́жия ле́сти до́бле/ и све́тло доброде́тельми просия́в,/ святи́тельства оде́ждою обле́клся еси́, пресла́вне Ники́то,/ в не́мже све́том жития́ твоего́ и чудесы́ сия́я па́че со́лнца,/ мно́гих просвети́в, приве́л еси́ Христо́ви,// Его́же моли́ о нас, пою́щих тя.

Перевод: Доблестно победив вражеское коварство и ярко просияв, ты облекся одеждой святительства (стал епископом), преславный Никита, в нем же светом жизни твоей и чудес сияя больше солнца, ты многих просветил и привел ко Христу. Его же моли о нас, прославляющих тебя.

Молитва святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому

О, архиере́ю Бо́жий, святи́телю Ники́то! Услы́ши нас гре́шных, днесь во свяще́нный храм сей сте́кшихся, и честно́му о́бразу твоему́ поклоня́ющихся, и ко свяще́нней твое́й ра́це припа́дающих, и умиле́нно вопию́щих: я́коже си́дя на престо́ле святи́тельства в Вели́ком Но́вегра́де сем, и еди́ною належа́щу бездо́ждию, дождь моли́твами свел еси́, и па́ки гра́ду сему́ о́гненным пла́менем обстои́му, моли́твою пла́мень о́гненный угаси́л еси́. И ны́не мо́лим тя, о святи́телю Христо́в Ники́то: моли́ся ко Го́споду, е́же изба́вити Вели́кий Но́вград сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нские от тру́са, пото́па, гла́да, огня́, гра́да, меча́ и от всех враго́в ви́димых и неви́димых, я́ко да изря́дных ра́ди моли́тв твои́х спаса́еми, сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Горе возвещает св. Апостол Иуда тем, которые соблазнительно держат себя в обществе, без страха утучняются на пиршествах, пенятся срамотами своими, ходят по своим похотям, говорят прегордая и отделяют себя от единства веры. Горе! Ибо вот грядет Господь со всеми и обличит всех нечестивых во всех делах, какие наделало нечестие их.

Притча дня

Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым

Однажды ко мне в каливу пришел мальчик - ученик второго класса гимназии (соответствует 6-му классу русской средней школы ) . Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти испросить, что он хочет. «Ну, - говорю, - что скажешь, молодец?» «Это, - спрашивает, - калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий».

- «Калива-то, - отвечаю, - его, но самого Паисия нет - пошел купить сигареты».

- «Видно, - с добрым помыслом, ответил паренек, - батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу».

- «Для себя, - говорю, - покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, - тоже уйду».

В глазах у паренька заблестели слезы, и он - опять с добрым помыслом - произнес: «Как мы утомляем Старца!» «А зачем он тебе, - спрашиваю, - нужен?»

- «Хочу, - говорит, - взять у него благословение».

- «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка - я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится - он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом. «Ну ладно, - сказал я тогда, - я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам».

- «У меня, - отвечает, - есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».

Видите как! Что бы я ни говорил - он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? - подумал он. - Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь - ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.

Мученица Афанасия жила в Египте, на рубеже третьего – четвертого веков. Она была христианкой, и в вере и любви ко Господу воспитала трех своих дочерей – Феоктисту, Феодотию и Евдоксию. Старшей было пятнадцать, а младшей – одиннадцать лет. Когда император Диоклетиан объявил о гонениях на христиан, Афанасию с детьми схватили одними из первых. Их отвезли в город Каноп и призывали отречься от веры. В темнице мучениц посетили святые Кир и Иоанн. Они поддержали узниц и постарались придать им сил для испытаний. Слуги донесли градоправителю, что некие путники проповедуют Христа и поддерживают заключенных. Кира и Иоанна вызвали на суд. Чтобы устрашить Афанасию и ее дочерей, Кира и Иоанна жестоко пытали на их глазах. Но женщина и юные девочки не пожелали поклониться языческим богам. Тогда их казнили вместе с Киром и Иоанном. По преданию, к месту казни они шли с радостью и без страха, но с надеждой и верой во Христа.

Свт.Никита, епископ Новгородский

Святитель Никита, епископ Новгородский, жил в одиннадцатом веке. Он родился в Киеве и рано принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. Вскоре Никита пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал молодого инока о преждевременности такого подвига для его духовных сил, однако, несмотря на отсутствие благословения, Никита самочинно решился на этот подвиг. В одиночестве Никита впал в искушение. Однажды молодому отшельнику явился некий сияющий гость, которого Никита принял за ангела. Он убедил Никиту, что тот уже достаточно опытен, чтобы оставить молитву и начать учить других. Он дал неопытному монаху лукавый совет: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя».

Молодой монах неожиданно начал пророчествовать, наизусть цитировать Ветхий Завет и всех превзошел в знании Его книг. Однако Евангелие читать он отказался напрочь. Опытные монахи, заподозрив неладное, насторожились такой перемене. Они собрались вокруг Никиты и долго молились, в результате чего стали свидетелями того, как сила молитвы изгнала от молодого монаха коварного беса. Никита очнулся в беспамятьи и поначалу даже забыл грамоту. Дальнейшая его жизнь была примером послушания и смирения. Он оставил затвор, жил в строгом посте и молитве. Позже он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден Господом даром чудотворения. Так, однажды во время засухи по молитве епископа Никиты начался дождь, а в другой раз – прекратился городской пожар. Мощи святителя Никиты покоятся в Софийском соборе, а к месту его затвора притекают многочисленные паломники.

Дорогие братья и сестры, предлагаем вашему вниманию рубрику «Православный календарь» газеты «Казачий кругъ», которую ведёт старший священник нашего храма протоиерей Олег Кириченко.

Мч. Трифона. Родился ок. 232 г. в семье христиан и с самых ранних лет сам стал христианином. Будучи отроком, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов и обращая к христианской вере. Как и всем мученикам первых веков христианства, Трифону пришлось встать перед выбором: религиозные убеждения или жизнь. И он его сделал, явив миру образец стойкости и крепости в вере. В правление императора Деция Траяна, гонителя христиан, Трифон был схвачен и предан суду. На суде Трифон отказался отречься от Христа и признать римских богов. Его подвесили обнажённым на дереве и начали жестоко избивать. Затем вбили гвозди в ноги и так водили по городу. В конечном итоге Трифон был осуждён на усекновение главы. Перед казнью он истово молился, благодаря Господа и прося принять его в Своё царствие. По его молитве Господь взял его душу, причём ещё до того, как палачи успели привести приговор в исполнение. Мученику Трифону принято молиться во всех трудных житейских обстоятельствах. В народе его считают скорым помощником в деле поиска хорошей работы.

Бессребреников мчч. Кира и Иоанна . Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского . Мчч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия .

Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Эту субботу Церковь посвящает поминовению всех усопших от Адама до наших дней. Заупокойная служба в этот день называется так: « Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших «. Посвящая следующий воскресный день напоминанию о последнем Страшном суде Христовом, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное общецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Потому что спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . Слово « сретение » в переводе с церковно-славянс кого означает « встреча ». По закону Моисееву женщине, родившей сына, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Матерь Божия, не имела нужды в очищении, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. В 40-й день по рождении Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм. В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше он пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: « Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ». В храме была также 84-летняя вдовица Анна Пророчица. И она, подойдя, славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна Пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

Служба праздника Сретения соединяется со службой воскресного дня, посвященного теме Страшного суда Христова . Также именуется это воскресенье « мясопустным ». Это — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо.

Неделя сырная (масленица) – сплошная. В течение всей недели, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.

Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы . Равноап. Николая, архиеп. Японского . Блгв. кн. Романа Угличского . Пророка Азарии.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ... Тишину урока нарушил резкий скрипучий голос Зои Васильевны: – Голубев! Что это? Ты в своем уме?! Мы все как один подняли головы от своих тетрадей. Класс писал сочинение на тему «Мой любимый герой». Я уже набросал первые слова: «Мой любимый герой – замечательный разведчик Николай Кузнецов». И вдруг… – Голубев! Я тебя спрашиваю! Встань! Из-за первой парты перед разгневанным классным руководителем поднялся Алеша Голубев – маленького роста, тщедушный, в очках с сильными линзами. Он был объектом насмешек всего класса, мальчишек и девчонок, потому что никогда не участвовал в наших проказах, был тихим, застенчивым, немного неуклюжим. После уроков он всегда спешил домой (говорили, что у него была очень больная мама). Его тихий голос слышно было только у доски. В классе с ним никто не дружил, а напротив, часто обижали, дразнили «Голубком» и нередко прятали его вещи, пользуясь слабым зрением Алеши. Но он, к моему удивлению, никогда не злился, не огрызался, а только как-то беззащитно улыбался, как бы смеясь над собой. В такие минуты мне было очень жаль его, но из-за глупой солидарности с остальными я никогда не вставал на его защиту. И вот теперь Алеша, понурив стриженую голову, стоял перед презрительным взором Зои Васильевны. Несмотря на недостаток времени, все с любопытством уставились на эту сцену, желая знать, что же вызвало такое возмущение классной. Но она сама ответила на наш немой вопрос: – Вы только посмотрите на него! Как вам нравится, о ком он пишет?! Его любимый герой – Иисус Христос! Класс зашумел. Кто-то засмеялся, радуясь, что несчастный Голубев сделал несусветную глупость. Кто-то присвистнул: «Во дает!» А кое-кто выразительно покрутил пальцем у виска. Действительно, выбрать себе такого героя в наше замечательное время! На дворе 1970 год, время прогресса, «эра светлых годов», а тут… Действительно, ненормальный этот Голубев! Классная между тем продолжала свою обличительную речь: – Теперь мне все понятно: и почему ты до сих пор не пионер, и почему абсолютно не участвуешь в общественной жизни класса. Не стыдно – всегда ссылаешься на больную мать! Оказывается, вот в чем дело, вот у тебя какие герои! Какая уж тут общественная жизнь! В ответ раздался еле слышный голос: – Зоя Васильевна, у меня правда сильно болеет мама… Классная спохватилась: сцена затянулась, а время урока неумолимо идет. Да еще почти все перестали писать и уставились на нее и на беднягу Голубева. – Так, все продолжаем писать, время идет! А ты, Алеша, – сменила она гнев на милость, – немедленно зачеркни эту… это, и пиши, как все ребята: о настоящем герое, настоящем, замечательном человеке! Сколько их, замечательных людей! Подумай и пиши.Она вернула Алеше тетрадку, и, посчитав инцидент исчерпанным, вернулась за учительский стол. Мы тоже вернулись к своим «опусам», торопясь наверстать упущенное время. Но Алеша почему-то продолжал стоять, все так же опустив голову. Не заметить это классной было невозможно. – В чем дело, Голубев? – тон ее был недовольным. – Тебе что-то неясно? Учти, мы теряем драгоценное время! И вновь я с трудом разобрал тихий ответ: – Извините, Зоя Васильевна, я не могу… о другом герое. – Что-о? Что такое? Зоя Васильевна поднялась со своего места, не успев утвердиться на нем, и всей своей величественной фигурой надвинулась на Алешу. Он казался таким маленьким и невзрачным перед ней! Классная была раздражена непредвиденной заминкой, к тому же все мы опять подняли головы от сочинений, с удивлением глядя на строптивого Голубка. – Что значит «не могу»? У тебя нет другого любимого героя? – Нет… другого нет. – Это не герой, а выдумка невежественных, темных людей. В наше время смешно даже говорить об этом. Но мы с тобой поговорим отдельно, а сейчас, будь добр, садись и пиши, как все ребята. Ясно? – Да… ясно. Алеша сел и вроде бы стал что-то писать. Зоя Васильевна вернулась на свое место, несколько раз взглянула на него с подозрением, но успокоилась. Все пошло своим чередом. Я легко набросал красивые предложения о том, как хотел бы во всем быть похожим на героя-разведчика, и закончил раньше всех. Оглушительно зазвенел звонок, заставив вздрогнуть отстающих. Но вот, все сдали, наконец, свои тетради, и класс опустел. Но история с Голубевым на этом не кончилась. Я уже был в коридоре, как вдруг услышал: – Голубев, а ну-ка, вернись! – тон классной был повышенным и не обещал ничего хорошего. Алеша вернулся в класс, и через полуоткрытую дверь я видел, как он встал у стола Зои Васильевны, так же понурив голову и ссутулив узкие плечи. До меня донеслось: – Значит, вот ты как! Назло учителю, назло всем! Все-таки написал об этом… о своем… Решил показать упрямство! Так, я спрашиваю? Казалось бы, мне не было никакого дела до несчастного Голубка. Пусть получит за свою глупость, за своего героя, или как его назвать… Ребята уже разбежались (урок был последним), но мне что-то не давало уйти. Любопытство или какое-то иное чувство влекло меня к полуоткрытой двери. Сам не зная почему, я подошел и прислушался. – Нет, Зоя Васильевна, я не назло… – голос у Алеши был слабым и дрожащим. – Нет, именно назло! Именно! Тебе было сказано: писать, как все ребята, – о героях войны, пионерах-героях, да о ком угодно! Мало ли у нас замечательных людей, на которых нужно равняться, на которых стараться быть похожими. А ты? Кто такой этот Иисус Христос? Это даже не сказочный герой! Ну ладно, я поняла бы, если бы ты написал об Илье-Муромце, о русских богатырях. А он кто? Да пойми ты, что такого человека никогда не было! Это все поповские выдумки, в которые верят необразованные, серые люди! И ты, советский школьник, повторяешь басни неграмотных, обманутых старушек? Эх ты! А я считала тебя неглупым мальчиком. Стыдись!Зоя Васильевна прервала свой монолог, очевидно, чтобы набрать воздуха для продолжения. Но тут раздался дрожащий голос Алеши: – Это неправда! Иисус Христос… Он жил, потом умер, Его распяли… Но Он ожил… То есть, воскрес… Он и сейчас живет. Все герои умерли, а Он живет! Наступила пауза. Я мог только представить лицо Зои Васильевны, но и сам был поражен. Так возражать классной, которая самим взглядом могла заставить «проглотить язык» любого! И кто – тихоня Голубок! Но вот Зоя Васильевна опомнилась, и голос ее загремел в тишине пустого класса: – Ты соображаешь, что говоришь? Твое счастье, что тебя никто не слышит! Ты где живешь, Голубев? В какой стране? В какой школе учишься? Дыхание Зои Васильевны начало срываться, голос перешел почти на визг. – «Он живет», – передразнила она. – Да ты знаешь, что наши ученые давно доказали, что Бога нет?! Иисус Христос – просто вымысел, понимаешь? Вы-мы-сел! А сочинили это все хитрые люди, чтобы обмануть таких простаков, как ты. Чтобы ты, вместо того чтобы учиться и строить светлое будущее, бормотал всякие молитвы со старухами. Может, ты и в церковь ходишь? Вопрос требовал ответа. И он прозвучал, такой же тихий, но твердый: – Да, хожу… С бабушкой. А Бог есть, и Иисус Христос – Божий Сын, и Он умер за наши грехи, и в третий день… – Хватит! Классная громко хлопнула чем-то по столу. – Не желаю слушать эти бредни! Не собираюсь терпеть в своем классе мракобесия! Собирайся, идем к директору, пусть он решает, что с тобой делать. Хоть бы мать пожалел! Я решил, что они сейчас выйдут, и отпрянул от двери, собираясь сбежать. Но к моему удивлению, никто не вышел, а из-за двери вдруг раздался совсем другой голос учительницы – мягкий и какой-то вкрадчивый. – Алеша, послушай! Ради твоей мамы, давай решим этот… эту ситуацию по-другому. Здесь только ты и я, пусть все останется между нами. Ведь если все узнают, твоей маме будет тяжело, а ведь она так страдает, бедная… – Голос стал совсем мягким, задушевным. – Давай так: ты мне сейчас кое-что пообещаешь, и мы все забудем, хорошо? – Хорошо, – обрадовано ответил Алеша. – А что нужно пообещать? – Скажи мне так: Зоя Васильевна, простите меня, пожалуйста… Это ты можешь? – Да, могу. Зоя Васильевна, простите меня, пожалуйста. – Ну вот, молодец. И еще скажи: я очень ошибался, никакого Иисуса нет, и я даю Вам честное пионер… честное слово, что больше никогда не буду писать или произносить это имя. Вот и все, что я от тебя хочу услышать. Договорились? Алеша молчал. Видимо, решив, что он сдается, классная прибавила: – Подумай. Здесь только ты и я, нас никто не слышит. Если ребята спросят, скажи, что я тебя как следует отругала и простила. А с твоим сочинением… я что-нибудь придумаю. Только скажи мне эти слова, и пойдем, а то уже поздно. Я приготовился слушать Алешкино извинение. Сам я, честно говоря, легко отрекся бы от всего и сделал бы так, как хотела классная. Подумаешь, делов-то! Ведь никто не слышит, а это главное! Но услышал я совсем не извинения.– Нет, Зоя Васильевна, – голос Алеши неожиданно окреп и совсем не дрожал. – Нас здесь не двое! Здесь еще Он Сам, Иисус Христос! Он жив… и Он слышит все, и видит все. Он умер за меня, Зоя Васильевна! Как же я скажу, что Его нет? Я тогда буду предателем, как Иуда. А я не хочу быть предателем… и не буду. Простите меня… – и Алеша все-таки расплакался. У меня самого комок к горлу подкатил – жалко было Голубка, что же ему теперь будет? «Ну, Зоя теперь ему устроит», – думал я. И в то же время я сознавал, что сам бы никогда не осмелился на такое. Ну ладно, за себя борешься или за кого-то родного, а то – за какого-то Иисуса Христа, Которого, может, и правда не было никогда! А если и был, неужели из-за Него нужно ссориться с самой классной, а то и с директором школы? Даже подумать страшно. То, что произошло дальше, ошеломило меня, как внезапный удар. К тихому всхлипыванию Алеши прибавилось рыдание… Зои Васильевны! Это было так неожиданно, что я просто потерял голову и перестал что-либо понимать. Мне стало казаться, что все это происходит не по-настоящему, а просто я слышу радиопостановку, где все плачут, и я тоже. Через какую-то пелену я слышал прерывающийся осипший голос Зои Васильевны: – Алешенька, милый мальчик мой… Ты прости меня, старую, глупую… Я ведь не знала… Я сама ничего не знаю… Алеша, ты даже не понимаешь, какой ты хороший… Прости… Она помолчала несколько секунд и добавила: – Ты верь. Без веры нельзя в этой жизни… А я… прости меня! Я был мальчишкой, но понимал, что мне нужно уйти, свидетели здесь больше не нужны. В задумчивости я даже не заметил, как вышел из школы и побрел домой, придя в себя уже у двери своей квартиры. В тот день я многого не понял, но отчего-то щемило сердце и не хотелось играть и дурачиться. Я смутно понимал, что прикоснулся к чему-то такому, чему нет объяснения, к какой-то тайне, светлой и чистой, как слезы тех двоих, в классе. Тогда я, конечно, не понимал, что у тайны этой нездешнее, неземное происхождение. В тот день для меня приоткрылась дверь в неведомое… С тех пор минуло много лет, почти человеческая жизнь. Я не знаю, где сейчас Алеша Голубев, жива ли еще наша классная Зоя Васильевна Вербицкая. Да и я уже немолодой, «повидавший виды» человек, попусту растративший десятки лет своей жизни, заработавший тяжелую болезнь, но все же счастливый. И я отчетливо помню, как впервые услышал Имя, которое для меня теперь дороже всех имен. И как впервые стал свидетелем твердого исповедания этого Имени из уст маленького невзрачного мальчишки. И как это Имя оказалось способным пробить броню черствости и безбожия в сердце человеческом, растопив в нем многолетний лед лжи. Спасибо тебе, Алеша! Слава Тебе, Господи! Андрей Маершин



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: