Православный календарь 14 августа медовый спас. Церковный праздник Маковей: традиции

Или Маковей. Узнайте, что нужно положить в корзину, чтобы освятить в церкви.

На первый, или Медовый, Спас принято ходить в храм и нести фрукты и другие дары природы – для освящения. Так мы благодарим Бога за собранный урожай. Август – месяц, когда пчеловоды уже собирают мед на пасеках, поэтому и праздник получил название «Медовый Спас».

Всего в августе празднуется три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Это народные названия церковных праздников в честь Иисуса Христа – Спасителя, отчего и пошло название «Спас».

14 августа церковь отмечает праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста. Согласно легенде, когда в Константинополь пришла страшная эпидемия, то горожане спаслись, освятив все колодцы и источники в городе частью креста, на котором был распят Христос. В память об этом событии в храмах проводится малое водосвятие.

В каждой украинской семье была специальная корзинка, в которой носили продукты для освящения в храм по большим церковным праздникам. В зависимости от праздника – Рождество, Пасха, Спас – корзинка наполняется разным набором продуктов. Ее используют только для этой цели, а потому выбирают нарядную вместительную корзину из лозы, застилают ее красивым вышитым рушником.

В православных храмах 14 августа проводятся торжественные службы. Во время обряда малого водосвячения освящают корзинки прихожан.

Что нести в церковь на Маковея?

Каждый из продуктов, который кладут в корзину и несут в церковь для освящения на Медовый Спас, имеет символическое значение. Поэтому важно понимать, какой смысл заложен в этой старинной традиции.

Главный продукт, который кладут на Спас в церковную корзину, это мед – в сотах или в баночках. Мед служит символом урожая и семейного достатка.

Также в церковь несут для освящения хлеб – это символ семейного благополучия. Кладут в корзинку разнообразную выпечку с медом и с маком.

Не стоит класть в корзину деньги и прочие материальные ценности, это совсем не соответствует духу праздника. Помните, что в первую очередь Спас – это праздник души.

Не забудьте положить в корзину оберег-маковейчик. Это букет из полевых цветов и трав, туда добавляют калину, подсолнух, календулу, душицу, мяту, полынь, любые колоски и маковые головки.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

1 августа по старому стилю (14 августа н. ст.) Церковь отмечает три праздника.

Первый из них – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник является главной памятью дня. Он имеет византийские корни. История повествует о том, что в южной стране – Византийской империи (и особенно в многолюдном Константинополе) – как раз на август припадали вспышки холерных и других инфекционных эпидемий, от которых гибло множество людей. Верующий же человек всегда искал и ищет сегодня защиту в Боге. Потому 1 августа по старому стилю Патриарх Константинопольский вместе с клиром (священниками) и самим императором износили из царской сокровищницы Честное Древо Животворящего Креста Господня (именно того Креста, на Котором был распят Спаситель). И совершали крестный ход по городу, чтобы Господь своим Крестом спас люди Своя и благословил достояние Свое. Крестные хода с Древом продолжались почти две недели – до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Параллельно служились водосвятные молебны, и святой водой щедро окроплялись жители, улицы и дома Константинополя для изгнания всякой нечистоты и хвори.

Из Византии вместе с греческим духовенством, которое долгое время возглавляло церковную иерархию на Руси, праздник перешел и к нам.
Отсюда же происходит и обычай совершать на утрене праздника изнесение из алтаря креста, украшенного цветами, и поклонение перед ним. Потому в этот день совершаются водосвятные молебны и крестные хода по городам и весям.

Интересным является и тот факт, что, согласно некоторым источникам, Киевская Русь была крещена по указанию святого равноапостольного князя Владимира также 1 августа. Потому фактически в этот день вспоминается и Крещение Руси. Но по сложившейся современной церковной традиции сегодня День Крещения Руси празднуется 15 июля по старому стилю (28 июля н. ст.) в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.

Также 1 (14) августа происходит Празднество всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь небесного знамения икон Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Девы Марии и

И, наконец, в этот день вспоминается день памяти семи мучеников Маккавеев Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима, Маркелла, матери их Соломонии и учителя Елеазара. Подробно об их подвиге можно прочитать в Ветхом Завете, во Второй Книге Маккавейской, в шестой и седьмой главах.
Напомним историю вкратце.

В 168 году до Рождества Христова Иерусалим был захвачен сирийским греческим правителем Антиохом IV Эпифаном, имевшем своей столицей Антиохию Сирийскую, названную так в честь династии Антиохов. Антиох Эпифан не просто захватил иудейскую столицу, он развязал религиозную войну, так как захотел эллинизировать край, навязав евреям языческую религию. За исповедание веры в истинного Бога полагалась смертная казнь. В то время вырезались целые населенные пункты и еврейские племена, оставшиеся верными религии предков. Последней точкой, вызвавшей иудейский бунт против нечестивого царя, стало осквернение Иерусалимского храма. Антиох превратил его в капище Зевса и на жертвеннике лично заколол жертвенную свинью. Не нужно пояснять, что это было особенное оскорбление для евреев.

Среди евреев организовалось сопротивление, в первую очередь религиозному гнету. Иудеи защищали веру в истинного Бога. Борцы за ветхозаветную веру и освобождение еврейского народа от тяжкого эллинского ярма стали называться Маккавеями. Это не фамилия, а скорее прозвище. В переводе с арамейского языка слово обозначает «молот на врагов», имея в корне своем слово «маккаба» – «молот». Принято считать, что первым такое прозвище получил вождь еврейского народа Иуда из династии Хасмонеев. В истории известен как Иуда Маккавей.

Соответственно семь юношей: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл, мать их Соломония и учитель Елеазар, принявшие смерть от царя Антиоха за исповедание веры в Бога, также стали называться Маккавеями.

Дорогие братья и сестры, хочется призвать всех нас более углубленно изучать умственно, сердечно, молитвенно, духовно историю православных праздников, чтобы не пасть жертвой суеверий, которые возникают по двум причинам – из-за невежества и нежелания сердечно и духовно жить церковной жизнью, преображая с Божьей помощью себя, из-за стремления лишь прийти за каким-то освященным церковным атрибутом (вербой, водой, маком, медом), не пропустив Христа через душу свою и забыв на период до следующего освящения о существовании Церкви Божией.

Именно по этим причинам, мне кажется, некоторые люди не желают знать, кто такие святые мученики Маккавеи. Они предполагают, что есть лишь непонятное мифическое выдуманное существо «Маковий». И потому нужно в храмах освящать мак. В сознании человеческом духовная святая составляющая праздника превратилась в полуязыческое суеверие.

Конечно же, можно в этот праздник освятить мак по чину из требника «Молитва еже освятити какое либо благовонное зелие». Но, с одной стороны, по Уставу 1 (14) августа освящается только вода и мед нового урожая. А с другой – часто освященный мак нередко используют в суеверных целях: им посыпают дом для защиты от ведьм, кладут в могилы к покойникам, чтобы тот не вышел и не начал вредить людям, как считают суеверы.

Мне кажется, таким образом происходит святотатство: освященная вещь участвует в действиях, фактически связанных с магией.

Мед же нового урожая освящается в 1 (14) августа. Это событие не связано с праздниками данного дня, а с естественным циклом природы и появлением меда именно в это время. Существует очень древняя ветхозаветная традиция в Церкви освящать начатки (то есть первые плоды земли) и приносить их в жертву Богу. В первую очередь из чувства благодарности за то, что Он их нам дал. Так об этом говорится в Ветхом Завете: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев… это жертва Господу» (Лев. 2:14, 16).

По этому установлению, которое преподано было Господом святому пророку Моисею на горе Синай, и появилась в Церкви традиция освящать начатки плодов земных, не только пшеницы, но и меда, винограда и всего остального.

Также существует благочестивая традиция до освящения 1 (14) августа не вкушать меда нового урожая. Мне кажется, это просто логично: сначала освятить, получив благословение Божие на продукт, а потом уже кушать его. Только бы все эти предписания служили нам средством приближения к Богу и возделывания в душе любви к Нему и ближнему. А не наоборот.

С 1 (14) августа начинается Успенский пост. Что же послужило для его установления? Вот как об этом пишет святитель Симеон Солунский:

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост самый короткий из всех годичных постов. Он начинается 1 (14) августа, а заканчивается в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 (28) августа. Пост этот строгий. То есть пища животного происхождение не вкушается вообще. Рыбку можно есть только один раз в продолжение Успенского поста в праздник Преображения Господня – 6 (19) августа.
Монастырский Устав предписывает по понедельникам, средам, пятницам сухоядение, по вторникам и четвергам – вареную пищу без подсолнечного масла, по субботам и воскресеньям – с подсолнечным маслом.

Но нужно, дорогие братья и сестры, каждому из нас с Божьей помощью избирать свою меру поста. Кто-то может поститься по монастырскому Уставу, а для кого-то достаточно воздержаться от пищи животного происхождения.

В молитве на благословение меда, читаемой священником, есть такие хорошие стихи: «Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене…» Здесь имеется в виду событие из Священной истории, когда народ Израильский, водимый святым пророком Моисеем, по пустыне дошел до места, называемого Мерра (в переводе – «Горечь»), и там была горькая вода. Народ начал роптать. Тогда Бог приказал Моисею положить дерево в воду – и вода стала сладкой, пригодной для питья (Ис. 15:22–26). Может быть, не случайно 1 (14) августа мы в праздник Древа (Креста) получаем сладость меда.

Будем же, дорогие братья и сестры, помнить о главной нашей сладости, которая вкуснее любого земного меда – о Господе нашем Иисусе Христе. Он есть путь и истина и жизнь. И наши души, если они уподобляются душам народа Израильского, который с помощью святого пророка Моисея искал Бога, тоже ищут Господа в пустыне житейских треволнений и обязательно найдут животворный родник, освященный Крестом и сладостной благодатью Святого Духа. Лишь бы было желание искать этот небесный мед…

Иерей Андрей Чиженко

Август является крайне богатым месяцем на разного рода праздники. Особенно много тех, что корнями уходят в славянские традиции. Среди них выделяются три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый.

По сложившейся за много лет традиции, первым – 14 августа - празднуется Медовый Спас, Первый Спас или, как его еще называют, Спас на воде, Маковый Спас, Маковей. Церковь в этот день отмечает Происхождение (изнесение) древ Креста Господня.

В этот день начинается Успенский пост, созревает мак, и пчелы заканчивают сбор меда и начинают консервацию сот на зиму.

Христиане празднуют в этот день вынос частиц древесины креста, на котором распяли Христа. Они считаются исцеляющими и предотвращающими эпидемии. В этот день служители выносят реликвии из храмов и двигаются к водоемам, потому существует еще одно название - Спас на воде. С этого дня также начинают улетать на юг птицы.

Что святить

В церкви на Медовый Спас святят воду, мед, мак и разные цветы. Стараются, чтобы в букетике присутствовала маковая головка. Освященные в церкви цветы хранили в течение всего года, а весной вплетали в волосы, чтобы коса у девушки оставалась толстой. Из освященных васильков и бархатцев делали отвар, в котором купали больных детей. Считалось, что такие ванны из цветков бархатцев хорошо помогают при желтухе.

Напомним, в Кривом Роге сегодня в честь этого события состоится выставка . Мероприятие будет проходить с 9:00 до 21:00 в . Всех желающих ждет разнообразная программа – от ярмарки меда и оздоровительных процедур, до детских развлечений и концертов.

Медовый Спас: традиции праздника

С Медового Спаса начинаются Спасы или Спасовки - народное название первой половины августа по старому стилю. Названия этим дням даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). В народной традиции значение слова «спас» и «спасаться» близки, поэтому в это время, когда действуют ограничения Успенского поста, надо спасать себя дарами природы, употребляя в пищу мед, яблоки, орехи, хлеб, и т.д.

В ходе Медового Спаса принято освящать мед нового урожая в храмах. После этого дары природы от пчел можно сразу же употреблять в пищу. Освященному меду приписываются целебные свойства, которые он сохраняет на протяжении года. В Медовый Спас также пекут медовые пряники и коврижки, тогда как на стол подаются блины с маком и медом, плюшки с маком, булочки и всевозможные пироги.

Вместе с этим на 14 августа приходится еще и день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, который погибли в Древнем Израиле за веру, от которой не решились отказаться даже в момент смерти. По созвучию в народной традиции считается, что Маккавеи как-то связаны с маком, который к этому времени как раз созревает. Поэтому помимо меда в эти дни на столах всегда было угощение с маком - пекли постные маковые пироги мачники, маканцы, рулеты, булочки и пряники с маком и медом. Блины было принято обмакивать в маковое молочко - маково-медовую смесь, которую готовили в специальной посуде. Мак упоминается во множестве пословиц и поговорок, хоровых песен и загадок.

В некоторых селах Киевщины на Маковея устанавливали высокие кресты, украшая их цветами и головками мака, а сверху прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой внутри, которая напоминала человеческий череп. В течение всей ночи молодежь пела и танцевала, оберегая свой маковеевский крест.

Высушенный маковейчик лучше всего поставить на подоконник. В старину также верили, что на Маковея женщинам прощаются все незамоленные грехи, если они сами себя простят и помолятся о прощении.

В этот день, один из последних дней отдыха перед осенней страдой, молодежь гуляла, водила хороводы, девушки осыпали парней маком и т.д.

Медовый Спас назван в народе Спасом на воде в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоемы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После мокрого Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветет», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Для селянина это страдная пора, полевые работы.

Чего делать нельзя

Считалось, что если на Медовый Спас не угостить бедняка, можно накликать беду.

Приметы и поговорки на Медовый Спас:

  • Черен мак, да бояре едят.
  • Поминаючи мак, не прогневайся и так.
  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, готовь шумна и паши под озимь.
  • Первый Спас - первый сев.
  • На первый Спас и нищий медку попробует.
  • Мачок с медом - усы оближешь.
  • До Петрова дни взорвать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.
  • На Медовый Спас замаливаются все «бабьи грехи».
  • С Медового Спаса начинают сеять озимые.
  • У первого Спаса всего в запасе - и дождь, и солнце, и ветер.
  • Журавль на спас в отлет летит.
  • На первый Спас отлетают ласточки и стрижи.
  • На Маковый Спас мак собирай.
  • Если колодец выкопать на первый Спас - ему навредить никто не сможет.
  • На первый Спас лошадей (весь скот) купают.
  • На первый Спас защипывай горох.
  • После первого Спаса в реку не заходят
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • Ласточки три раза отлетают - на три спаса.
  • Дождь на Маковея - мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого Спаса и роса хороша.
  • На первый Спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Начинается заготовка лесной малины, ягод черемухи.
Гадания

Одевшись в чистую одежду утром на Маковея мать отправляла дочь в церковь, где после богослужения священник освящал обвязанные красными лентами букеты из собранных накануне праздника трав. После освящения, на пороге дома ждала мать, брала из рук зелье и приговаривала: « Пусть твоя судьба будет такая красивая, как цветок, и такая счастливая, как ты сейчас, пришла с суженым домой». Цветки и мак девушка подвешивала под потолком, часто сверху над образом. Это считалось как оберег от злых сил на протяжении года.

Освященный на Маковея мак хозяйки хранили для Святой вечери на Рождество, он является обязательным компонентом праздников вечерней блюда – кутьи.
Кроме этого, этот мак использовала девушка, которая хотела приворожить парня. Этим маком девушка обсевала парня трижды, говоря шепотом: « Чтоб ты, меня бросил, когда соберешь вокруг себя этот мак» .

Женщине, которая хочет иметь детей, на Медовый Спас нужно умыться колодезной водой. А умываясь, приговаривать: « Вспомни, Спас, про всех про нас, пошли кому радость, кому достаток, а мне - дитя. Да будет так! Аминь!»

14 августа православные и грекокатолики отмечают первый Спас — Медовый, или Маковея, как называют в народе церковный праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, именно во вторник, 14 августа, у верующих восточного обряда начнется Успенский пост.

От чего же в этот день следует воздержаться?

Первый и главный запрет связан с постом . С Маковея начинается один из самых строгих постов в году — Успенский. Он продлится всего две недели и закончится 28 августа — в день Успения Пресвятой Богородицы. В старину его называли «осколком» Великого. По преданию Господь назначил людям говеть перед Пасхой целых девять недель, но святые отцы, понимая, насколько это трудно, стали просить Всевышнего сократить испытание. Вот тогда-то две недели Великого поста и были перенесены на конец августа и превратились в Успенский пост. Наши предки всегда радовались возможности очистить душу молитвой и усмирить плоть фруктово-овощным постом. Потому и называли его ласково — «Спасiвка-ласiвка» . К празднику же традиционно не готовят блюд из мяса, яиц, молочных продуктов, даже рыбу подавать на стол не полагается. Следует воздержаться и от горячительных напитков.

Итак, согласно церковному уставу, с 14 по 27 августа верующие должны питаться следующим образом:

  • понедельник, среда, пятница — невареная пища без растительного масла;
  • вторник и четверг — горячая пища без растительного масла;
  • суббота и воскресенье — горячая пища с растительным маслом.

19 августа, в день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, позволяются рыба, растительное масло и вино.

На Медовый Спас также нельзя работать . Под запретом даже уборка в доме. Поэтому приготовить праздничные блюда и привести в порядок жилище следует заранее.

А что же полагается делать в этот праздник?

Прежде всего необходимо собрать традиционный букет из 17 растений — «маковійчик» . В нем обязательно должны присутствовать чабрец, полынь, мята, калина, рута, календула, душица, колоски овса, донник, тирлич, бархатцы и головки мака. Такой букет, украшенный лентами, девушки несут в церковь на освящение : «щоб цiлий рiк господарство квiтло» . В старину говорили: «Нехай у дворi в батька буде стiльки тварин, як у макiвцi зернин» . Кроме того, «маковійчик» может стать домашним оберегом на весь год. Наши предки верили: если рассыпать освященный в церкви мак перед входной дверью, то человек с недобрыми помыслами переступить порог не сможет. Сам же освященный букет следует высушить поставить в вазу на подоконнике , чтобы защищал от злых духов.

Освятить в храме нужно не только букет, но и мед . В старину глава семьи в честь праздника нарезал свежие медовые соты и нес их в церковь на большом блюде. После литургии мужчины молились перед иконой Святых Зосимы и Савватия (они считаются покровителями пчеловодов) и просили батюшку освятить мед. По традиции часть сладкого лакомства оставляют в дар храму и раздают нуждающимся.

На панихиде в этот день особо поминали погибших казаков . Связано это с тем, что именно на Маковея в 1775 году императрица Екатерина II издала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии». После этого многие казаки бежали за Дунай, местное население было превращено в крепостных, а плодородные запорожские земли передали русским помещикам.

Чтобы поминальная молитва не прекращалась и после службы, знакомым, родным, соседям раздавали медовые соты и фрукты . Принимать угощение полагалось со словами: «Царство Небесне загиблому на бранному полi» .

Съедая первую ложку освященного меда, можно загадать желание . И оно обязательно сбудется. А еще такой мед исцеляет от многих недугов.

На Маковея освящают колодцы . Ожидая священника, хозяева дома ставят возле колодца два стола. На одном должны быть хлеб, соль и зажженная свеча. Это дары людям. На другом — кувшин с водой и миска с коливом, сваренным из пшеницы нового урожая, — за спочилих.

Теперь о том, что надо приготовить к праздничном столу . Трапеза довольно скромная, поскольку это первый день Успенского поста. На столе в основном фруктовые и овощные блюда: вареники с капустой, картошкой и грибами, деруны. А на десерт в Украине издревле подавали «шулики» — пресные коржи, поломанные на кусочки и залитые узваром с медом и перетертым маком. Готовят это кушанье, как правило, дочери на выданье. «Iз води та муки пече дiвка шулики», — говорили люди.

В праздник запасаются лекарственными травами . Считается, что это один из нескольких дней в году, когда растения становятся волшебными. А еще, согласно поверью, если на Маковея обратиться к цветам и травам с просьбой, желание вскоре исполнится . Только просить нужно о благом и с чистым сердцем.

Чтобы дети росли сильными, здоровыми и счастливыми, мамы плели для малышей веночки из чабреца, льна и календулы. Каждый цветок играл роль оберега, который мать вплетала со словами: «Рости, льоне, вище, по колiна, щоб нi в кого голова не болiла. Бiлися бiло, щоб хустками твоїми нашій (имя дочери) весільну голову покрило».

Кроме трав, положено запастись на весь год маком . Если в семье была девушка на выданье, мама прятала за образами головки освященного мака, чтобы, когда дочь пойдет под венец, насыпать зернышки-обереги ей в обувь — от злого глаза. Для будущих пасхальных куличей откладывали самые крупные маковые коробочки. На Страстной неделе, когда придет время печь паски, хозяйки добавят этот мак в тесто, а самой коробочкой сделают на выпечке оттиски в виде крестов.

На Маковея полезно купаться в море, реке или озере , поскольку вода в это время особенно целебная. Считается, что она очищает и может вылечить, например, от кожных болезней. В водоемы в праздничный день наши предки загоняли домашний скот, чтобы уберечь его от сглаза и порчи. При этом коровам и лошадям надевали на шею «бусы» из чеснока и лука, что также должно было отпугивать всякую нечисть.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: