Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский) (1495). Блаженная кончина и обретение мощей

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Преподобный отец наш Савва родился, получил воспитание и принял иночество в чужих странах. Неизвестно, из какой он был страны 1 , известно только, что родился он не в русской земле, а, как иностранец, пришел в город Псков, в монастырь Пресвятой Богородицы, называемый Снятогорским 2 . Принятый игуменом, он доблестно подвизался в иноческих подвигах и за свою добродетельную жизнь заслужил у всех похвалу и славу. Но не желая славы от людей, он перешел на реку Толву в монастырь великого Евфросина 3 . Преподобный Евфросин принял его и поручил ему исполнять обязанности монастырского слуги. Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного времени, испросив благословение у великого Евфросина, он ушел в пустыню, находившуюся на расстоянии 15 поприщ от Евфросинова монастыря, к озеру, называемому Крыпец, и поселился тут на совершенно безлюдном месте. Не мало искушений от бесов вынес здесь преподобный Савва. Вскоре он построил на месте своих подвигов церковь во имя святого Иоанна Богослова, устроил келлии и основал монастырь, после чего к нему собралось немалое число братии. Слава о его добродетельной жизни быстро распространилась повсюду, и о нем узнал Псковский князь Ярослав Васильевич 4 . Князь питал к преподобному великое уважение. Он делал большие пожертвования на устроение монастыря, подарил земли 5 и озера на пропитание братии и часто сам посещал монастырь, чтобы принять благословение у преподобного. В одно время он пришел в монастырь с княгинею, своею супругою. Преподобный Савва с великим почетом встретил его, но княгине войти в монастырь не разрешил, а благословил ее за воротами монастыря и там подал ей исцеление, так как она была больна.

Преподобный Савва прожил много лет, и в 1495 году 30 августа 6 отошел ко Господу. Мощи его были обретены в 1554 году вследствие явления преподобного священноиноку устроенного им монастыря Исаии и до сего дня подают многие исцеления с верою приходящим к ним во славу Христа Бога, Которому да будет слава ныне, всегда и вечно.

__________________________________________________________________

1 По месяцеслову Вершинского, прп. Савва по происхождению был серб.

2 Снятогорский Богородичный монастырь - один из древнейших монастырей Псковского края (упоминается в 1265 году); находился в местности, называемой Снятной горой, на берегу реки Великой в расстоянии 4-х верст от Пскова.

3 Это был Спасо-Великопустынский монастырь на реке Толве в Псковской губернии, в 30 верстах от Пскова, основанный прп. Евфросином около 1450 года. Память прп. Евфросина празднуется 15 мая. Под этим числом помещена и память его.

Преподобный Савва Крыпецкий был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков. Он начал подвизаться на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15 мая). Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.

Однажды Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский,который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: "Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило – жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления". Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. По ходатайству князя в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келлии преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: "К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они, бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы".

Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен. После своей кончины († 28 августа 1495) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине ХVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе крыпецкой братии псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы, и ему было установлено празднование.

Полное житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Основатель Крыпецкой обители, преподобный Савва около половины 15 века пришел в Россию из чужих стран. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли, другие же, что от Горы Афонской. Сперва он пребывал близ Пскова в братстве Снетогорского монастыря, но скоро оттуда перешел в пустыню к преподобному Евфросину, а потом желая еще строжайшего уединения, испросив у него благословения, удалился на 15 верст от обители святого Евфросина, в Крыпецкое урочище, где обитали лишь медведи и другие хищные звери. Там поселился он один при небольшом озерке, среди обширных болот, поросших мелким сосновым лесом. Преподобный проводил бытие в посте, молитве и воздержании великом, питаясь от трудов своих. Утвердившись на пустынном холме, преподобный Савва соорудил небольшую церковь во имя любимого ученика Христова, св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Через несколько лет собралось рядом уже небольшое число сподвижников. Упросили они его основать монастырь, но игуменство на себя отче принять отказался, а как некое послушание препоручил сие одному из благочестивых чад – Кассиану. Слава о дерзновенном предстателе Господнем росла все больше н больше, за помощью и советом к нему заспешили не только простые люди, но и сильные мира сего. Правивший в то время в уделе князь Ярослав Васильевич посещал преподобного не только в великие престольные, но и все воскресные праздники, а для удобства проезда проложил дорогу через болото – деревянный, на тысячу четыреста сажен мост.

Однажды увидел прозрением Савва, что высокий гость везет к нему свою больную супругу. Тогда прозорливый старец выслал ему навстречу ученика своего с такими словами: «Грешный старец Савва говорит тебе, князь, не входи с княгиней в монастырь, ибо по преданию святых отец не дозволено женщинам входить в обитель иноческую. Если же не послушаешь меня, то супруга твоя не получит исцеления». Князь не нарушил традиций иноческих и спешно испросил прощение в нарушении заповеди, которой не знал. Старец же, выйдя из стен за ворота, отслужил с братией молебен и, окропив водой, освободил недужную от болезни. Были сотворены при жизни преподобного и многие другие чудеса.

После отшествия святого из мира сего пришли однажды ночью в обитель разбойники с целью ограбления. Насельников в тот миг в обители немного было, да и те крепко спали. Но появились вдруг перед незваными пришельцами неизвестные иноки с фонарями, как бы на страже стоящие. И побежали воры через болота и коряги в страхе Божием, слыша топот ног преследователей и видя гневного старца седовласого, глаголющего грозно: «Почто обитель мою разорить хотели? Идите отсюда и кайтесь, и подобное не творите. Если же не уйдете, то сотворю мольбу на вас Царю Небесному Христу, и вы погибнете».

Устрашенные молитвами Саввы, наутро разбойники пришли в обитель и спросили у некого Авдия: «Кто у вас всю ночь был в монастыре и почему множество людей в полуночи ходили с фонарями и оружием по монастырю?» Авдий же отвечал разбойникам, что никого не было ночью в обители. Услышав сие, разбойники поведали с покаянием и слезами игумену и всей братии о несостоявшемся злодеянии. Разбойники же со временем раскаялись, а атаман их постригся в обители преподобного Саввы.

Мощи святого были обретены вскоре после его смерти, когда по усмотрению Божиему игумен Феоктист возводил вместо деревянной церкви Иоанна Богослова храм каменный и предполагал устроить старцу гробницу. При разборке старых строений и осмотре захоронений мощи преподобного, к сожалению, обнаружены не были, отчего нашла на всех великая скорбь. В память святого Георгия служил литургию монах Исаия. Придя в свою келлию отдохнуть, видит он сон, будто находят братья некий гроб дубовый. Вскрывают его, но захоронения не познают и вновь его закрывают. И тут восстал некий старец чудный и указав себе на грудь, сказал: «Я многогрешный Савва, начальник обители сей, перенесший много напастей для Господа. Пришло время, так угодно Богу, быть известными мощам моим».

И пришедшим игумену с братией подает святой на вкушение три ягоды прекрасных, как символ плодов духовных во имя Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы Спаситель услышал молитвы христианские и во веки не оскудела обитель сия.

Многие притекающие с верою к святым мощам старца получали исцеления не только от душевных, но и от телесных недугов: беснования, глубокой язвы, горячки, скорченных конечностей, головной и зубной боли.

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Пустыни явился еси доброе насаждение, преподобне,/ от юности бо и в мире изволил еси чистое житие;/ ревнуя же большему, и дом отеческий оставил еси,/ и, вся красная мира сего презрев,/ от чуждых стран пришел еси/ во обители Богоспасаемаго града Пскова,/ и послушанию преподобнаго Евфросина предался еси;/ таже простираяся умом еще к вящшему,/ вселился еси в пустыню,/ в нейже обитель пречестну воздвигл еси,/ и множество инок собрал еси,/ и их наставил еси на путь истинный./ Темже и Христос, Емуже в жертву себе принесл еси,/ видев твоя благия труды,/ яко пресветла тя светильника,/ и по преставлении чудесы обогати, Савво, отче наш./ Молися убо присно Ему о стране нашей,/ еже дароватися ей на враги победам,/ стаду же твоему от враг ненаветну пребыти,/ и всем нам спастися.

Тропарь преподобного Саввы Крыпецкого

От мирскаго жития изшед,/ отвержением же мира Христу последовал еси/ и, в пустыни вселься,/ равноангельное житие пожил еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чад своих,/ яже собрал еси, Богомудре,/ да радостию от души вопием:/ радуйся, Савво,// отче преблаженнейший.

Кондак преподобного Саввы Крыпецкого

Возсия от пустыни славному граду Пскову/ новое светлое солнце,/ чудес лучами всех озаряющее/ и благодатне согревающее,/ тьму же всяких искушений и наветов/ и хлад греховный отженяющее./ Приидите убо, празднующе блаженную память/ сего светильника нашего, воспоим:/ слава Богу, тако промышляющему о нас,/ слава угоднику Его, сохраняющу нас!/ Ты же, преподобне отче Савво,/ о иже твою присно память почитающих/ моли Христа Бога,// яко да милостив будет нам и в День судный.

Молитва преподобному Савве Крыпецкому

О, преподобне отче Савво, пустынный подвижниче, в телеси Ангеле, воине Христов доблественне, веры правило, Церкви утверждение, благочестия образе, добродетелей светило, трудов, поста, воздержа-ния, чистоты и целомудрия предводителю, помощниче всем нуждаю-щимся, странствующим вождю, плавающим кормчию, обуреваемым пристанище, ослабевающим помоще, обидимым заступление, печальным утешение, вдовицам и сирым покрове, алчущим питание, нагим одеяние, плачущим утешение, болящим исцеление, ненадею-щимся надеяние, христиан всех ходатайство, предстательство и защищение! Призри милостивно на ны, припадающия к святым мощем твоим, внемли молитвам нашим и подаждь коемуждо от нас благо-потребная, просимая от тебе. Вемы, святче Божий, яко имаши дерзно-вение ко Владыце Христу Богу, и елико аще воспросиши у Него, подаст нам. Аще же и недостойни есмы благодати Его, обаче твоя же молитва да сотворит ны ея достойны, много бо может прилежная молитва праведнаго, якоже рече апостол. Сам убо ты воздвигни нас из глубины греховныя, неверныя просвети, еретики обрати, заблудшия в нас от Православия к познанию истинныя веры настави, всей же Церкви исходатайствуй мир и святыню, единомыслие в вере, умов благопостояние, соревнование в благочестии, единодушие в братолюбии, верность к отечеству, преданность предер-жащей власти, начальствую-щим — правду и ум, подчиненным же — безропотное повиновение, господствующим — кротость и человеколюбие, рабом же — нестро-птивость, родителем — благопопечение о чадех, чадом же — страх и послушание, девствующим — чистоту и целомудрие, брачным же — верность и непорочность ложа; всем же грешным — покаяние, кающимся — прощение, в злоключениих же — терпение и упование, в надежде же спасение даруй. Избави же всех нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения инопле-менных и междоусобныя брани, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от напрасныя смерти, и от всякаго зла, да, тако вси тобою просвещаеми, наставляеми, утешаеми, утверж-даеми и сохраняеми, славим прославльшаго тя Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое предстательство всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Савва Крыпецкий, преподобный

Преподобный отец наш Савва родился не в Русской земле. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли в богохранимый град Псков, другие же - что от горы Афонской. Сперва он поселился на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15/28 мая). Преподобный Евфросин принял его, поручив исполнять обязанности монастырского слуги. Инок Савва исполнял эти обязанности ревностно и со смирением. Спустя немного времени возгорелось в Савве пламенное желание послужить Единому Богу в безмолвии пустынном и, испросив благословения у великого Евфросина, он ушел в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищей отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни он много претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Утвердившись на пустынном холме, преподобный соорудил небольшую церковь во имя св. евангелиста Иоанна Богослова, ибо начали уже стекаться к нему из Пскова и окрестных мест ученики, привлекаемые молвою о его святой жизни. Имя блаженного Саввы было у всех на устах: одни восхваляли его высокое смирение, нестяжательный нрав и трудолюбный подвиг, других же привлекала к нему сладость его учения, и так собрались к нему на сожительство иноки.

Всех с любовью принимал преподобный Савва. Князья, посадники, бояре и благочестивые люди города Пскова стали приходить к нему за духовным советом, и всех отпускал он с назиданием, поучая их воздерживаться от лености и неправды, от зависти и клеветы и пребывать в чистоте телесной, по слову апостола, что всякий грех есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18), потому все нечисто живущие, если не покаются, осуждены будут на вечные муки. Наипаче заповедовал иметь всем любовь и братолюбие искреннее между собою, ибо, по выражению апостольскому, любовь милосердствует, не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все любит, всему верит, всего надеется, все терпит, любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8).

Богатых он поучал милостыне, напоминая им сказанное в Писании, что дом милостивых не оскудеет; судьям внушал праведный суд, чтобы не обижали братию, ибо они имеют Судию на небесах и той же мерой возмерится им. Таким образом устроил он спасение многих душ, и некоторые из приходивших к нему не хотели более возвращаться в мир. Посадники же и бояре начали давать имущества для сооружения обители, но игуменом преподобный отказался быть и поручил управление иноку Кассиану.

В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келлии самого преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: «К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнью, как следует детям. Они, бездомные, нищии, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбленные дети благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы».

К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров. Однажды псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: «Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгиней; у нас здесь такое правило - жены не должны входить в обитель; если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления». Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. И благодарный князь построил через мхи и болота к обители мост длиной в 1400 сажен и по его ходатайству в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Преподобный Савва прожил много лет и в 1495 году, 28 августа, отошел ко Господу. Но и после своей кончины преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники, но они увидели благолепного старца с жезлом в руке, который грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это явился им преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглой, густой и не очень долгой. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе крыпецкой братии псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Преподобный Савва Освященный Прп. Савва († 532 г.) - представитель того нового типа подвижничества и иночества, который деятельную жизнь предпочитал созерцательной («деяние обрел в видения восход», по выражению церковной песни): распространение сети монастырей и

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Савва Вишерский, преподобный Преподобный Савва Вишерский родился в городе Кашине Тверского княжества. Его отец Иван Васильевич Борозда происходил из благородного и славного рода, отличавшегося в боях воинскими доблестями. Еще в самых юных летах Савва отличался

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Савва Сторожевский, Звенигоровский чудотворец, преподобный Прп. Савва Звенигородский был одним из учеников прп. Сергия, Радонежского чудотворца. От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергши суетные прелести мира, Савва пришел в пустыню к прп. Сергию и

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Савва Стромынский, преподобный Преподобный Савва Стромынский, ученик преподобного Сергия Радонежского, вместе с преподобным Леонтием основал Стромынский монастырь. С 1381 по 1392 гг. был игуменом основанной обители. Преподобный Савва преставился в 1392 году и погребен в

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Савва, архиепископ Сурожский Святитель Савва, архиепископ Сурожский (ныне город Судак) жил в Крыму (ранее XII века). Известие о нем сохранилось в записи на полях греческой Минеи XII века. В пяти верстах от бывшего города Сурожа существует гора, называемая Ай-Савва (святой

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Савва Печерский Память его празднуется 24 апр. в день тезоименитства со св. мучеником Саввой Стратилатом, 28 сент. вместе с Собором прпп. отиев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский (+ 1407) Память его празднуется 3 дек. в день преставления, 19 янв. в день обретения мощей и 6 июля вместе с собором Радонежских святыхПрп. Савва родился в 1327 г. Он пришел к прп. Сергию двадцатилетним юношей и был одним из

Из книги Помоги, Господи, не унывать автора (Гудков) Игумен Митрофан

Преподобный Савва, Вишерский столпник, Новгородский чудотворец (+ 1460) Память его празднуется 1 окт. в день преставления,и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ (ум. 1407)Преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, был учеником святого Сергия Радонежского. О рождении и юношеских годах его сведений не сохранилось. Житие святого было составлено иноком Маркеллом (будущим игуменом Новгородского Хутынского

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преподобный Савва Дорофей. Не оправдывайте самих себя …Сам Господь научает нас, как посредством святых заповедей очищаться и от самых страстей, чтобы чрез них не впасть опять в те же грехи. Наконец, показывает нам и причину, от которой приходит человек в небрежение и

Из книги автора

Преподобный Савва Освященный Преподобный Савва Освященный родился в V в. в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение

Из книги автора

САВВА, преподобный Звенигородский постриженик и ученик св. Сергия Радонежского. Он монашествовал сперва в обители св. Троицы, где даже был, но не долго, игуменом. Удалясь оттуда в пустыню, лежащую на Москве реке, устроил там келью, и отшельником проводил жизнь в посте и

Из книги автора

САВВА, преподобный Крыпецкий Псковский чудотворец; кто был родом, неизвестно; прибыл в Россию около половины XV века, как полагают, из Сербии или с Афонской горы, и поселился близ города Пскова, в монастыре Пресв. Богородицы, что на Снятной горе, и был там несколько времени в

Из книги автора

САВВА, преподобный Вишерский уроженец Кашинский, происходил от рода дворян Бороздиных. С юных лет приняв иноческий сан, он отошел в пустыню на реку Вишеру, в семи верстах от Новгорода, и там, по благословению архиепископа Новгородского Симеона, построил (1418 г.) деревянную

Из книги автора

САВВА, преподобный, игумен Андрониева Спасова монастыря (см.

Из книги автора

САВВА, преподобный Печерский мощи его почивают открыто в пещерах Антониевых; когда преставился, неизвестно. Житие Саввы в Патерике не описано; память его совершается в Киевопечерской лавре 24 апреля (277) Пат. Печ. Опис. Киев.

В Соборах Афонских преподобных , преподобных русских Святогорцев и Псковских святых

Был пострижен на Афоне , откуда прибыл в Псков . Он начал подвизаться на Снетной горе в Богородичной обители , близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина . Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь , за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.

Однажды Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский , который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: "Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило - жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления ." Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. По ходатайству князя в году Псков получил грамоту на землю для обители.

Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде Апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келье преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: "К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы ."

Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен.

После своей кончины (+ 28 августа ) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в году, по просьбе Крыпецкой братии, псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Использованные материалы

  • Страница месяцеслова Журнала Московской Патриархии :

Краткое житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Пре-по-доб-ный Сав-ва Кры-пец-кий был по-стри-жен на Афоне, от-ку-да при-был в Псков. Он на-чал под-ви-зать-ся на Снет-ной го-ре в Бо-го-ро-дич-ной оби-те-ли, близ Пско-ва, за-тем пе-ре-шел в бо-лее уеди-нен-ное ме-сто на реч-ку Тол-ву, в оби-тель пре-по-доб-но-го Ев-фро-си-на (па-мять 15 мая). На-ко-нец, он уда-лил-ся на со-вер-шен-ное без-мол-вие в Кры-пец-кую пу-стынь, за 15 верст от Тол-вы, и по-се-лил-ся один при неболь-шом озе-ре в непро-хо-ди-мом ле-су. Пи-щею от-шель-ни-ка бы-ли хлеб и во-да, а в сре-ду и пят-ни-цу он ни-че-го не вку-шал. В от-шель-ни-че-ской жиз-ни мно-го он пре-тер-пел от нечи-стых ду-хов, но все-гда по-беж-дал их мо-лит-вой. Спу-стя несколь-ко лет уеди-нен-ной жиз-ни к пре-по-доб-но-му Сав-ве ста-ли со-би-рать-ся рев-ни-те-ли пу-стын-ной жиз-ни. Они упро-си-ли его учре-дить оби-тель и по-стро-ить храм в честь апо-сто-ла Иоан-на Бо-го-сло-ва. Пре-по-доб-ный от-ка-зал-ся быть игу-ме-ном оби-те-ли и по-ру-чил управ-ле-ние ино-ку Кас-си-а-ну. К стро-го-му стар-цу при-хо-ди-ли мно-гие из Пско-ва, ко-то-рых он ис-це-лял и уве-ще-вал, но ни от ко-го не при-ни-мал да-ров.

Од-на-жды Псков-ский князь Яро-слав Ва-си-лье-вич Обо-лен-ский,ко-то-рый ча-сто по-се-щал оби-тель, при-е-хал к свя-то-му вме-сте с боль-ной су-пру-гой. Пре-по-доб-ный Сав-ва по-слал ска-зать ему: "Ста-рец, греш-ный Сав-ва, го-во-рит те-бе, князь, не всту-пай в оби-тель с кня-ги-нею; у нас здесь та-кое пра-ви-ло - же-ны не долж-ны вхо-дить в оби-тель: ес-ли пре-сту-пишь оте-че-скую за-по-ведь, кня-ги-ня твоя не по-лу-чит ис-це-ле-ния". Князь про-сил про-ще-ния, что по незна-нию хо-тел на-ру-шить устав. Пре-по-доб-ный Сав-ва вме-сте с бра-ти-ей вы-шел за во-ро-та и от-слу-жил мо-ле-бен. Кня-ги-ня ис-це-ле-ла. По хо-да-тай-ству кня-зя в 1487 го-ду Псков по-лу-чил гра-мо-ту на зем-лю для оби-те-ли.

Ми-рян пре-по-доб-ный учил со-блю-дать чи-сто-ту, на-по-ми-ная о су-де апо-столь-ском про-тив сквер-ни-те-лей те-ла. Бо-га-тым и су-дьям го-во-рил, чтобы не кор-ми-лись за счет бед-ных и со-блю-да-ли прав-ду. Ча-сто на-по-ми-нал всем укло-нять-ся от ссор и враж-ды, со-хра-нять лю-бовь и мир и по-кры-вать ошиб-ки дру-гих снис-хож-де-ни-ем, дабы и нас про-сти-ли. В оби-те-ли с са-мо-го на-ча-ла бы-ло вве-де-но стро-гое об-ще-жи-тие. И то-гда, ко-гда со-бра-лось до-воль-но бра-тии и средств, в кел-лии пре-по-доб-но-го не бы-ло ни-че-го, кро-ме двух икон, ман-тии и ро-гож-ки, на ко-то-рую он ло-жил-ся от-ды-хать. Той же ни-ще-те он обу-чал бра-тию. Пре-по-доб-ный за-по-ве-дал им воз-де-лы-вать зем-лю сво-и-ми ру-ка-ми. Он го-во-рил: "К че-му на-зы-ва-ем мы древ-них по-движ-ни-ков сво-и-ми от-ца-ми, ко-гда не жи-вем их жиз-нию, как сле-ду-ет де-тям. Они, без-дом-ные, ни-щие, про-во-ди-ли вре-мя в вер-те-пах, в пу-сты-нях и для Гос-по-да со всей твер-до-стью по-ко-ря-ли свою плоть ду-ху, не зна-ли по-коя ни днем, ни но-чью. Воз-лю-бим, де-ти, бла-го-го Гос-по-да, не зву-ка-ми толь-ко и одеж-дою бу-дем по-ка-зы-вать лю-бовь на-шу к Нему, а де-ла-ми: лю-бо-вью друг ко дру-гу, сле-за-ми, по-стом, вся-ким воз-дер-жа-ни-ем, как со-вер-ша-ли это древ-ние от-цы".

Бла-го-дар-ный князь по-стро-ил через мхи и бо-ло-та мост к оби-те-ли дли-ною в 1400 са-жен. По-сле сво-ей кон-чи-ны († 28 ав-гу-ста 1495) пре-по-доб-ный Сав-ва не оста-вил оби-те-ли, а мно-го раз ока-зы-вал за-щи-ту. Од-на-жды но-чью к мо-на-сты-рю по-до-шли раз-бой-ни-ки. Но они уви-де-ли бла-го-леп-но-го стар-ца, ко-то-рый, дер-жа в ру-ке жезл, гроз-но ве-лел им по-ка-ять-ся. На-ут-ро узна-ли, что в мо-на-сты-ре та-ко-го стар-ца не бы-ло, и по-ня-ли, что это яв-лял-ся сам пре-по-доб-ный Сав-ва. Пред-во-ди-тель раз-бой-ни-ков по-ка-ял-ся игу-ме-ну и остал-ся жить в мо-на-сты-ре.

Пре-по-доб-ный Сав-ва был вы-сок ро-стом, с бо-ро-дой се-дой, как снег, круг-лою, гу-стою и не очень дол-гою. В та-ком ви-де он явил-ся в се-ре-дине ХVI ве-ка ино-ку Ис-а-ии, ука-зав, где на-хо-дят-ся его нетлен-ные мо-щи. То-гда же, в 1555 го-ду, по прось-бе кры-пец-кой бра-тии псков-ский свя-щен-ник Ва-си-лий на-пи-сал жи-тие пре-по-доб-но-го Сав-вы, и ему бы-ло уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние.

Полное житие преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Ос-но-ва-тель Кры-пец-кой оби-те-ли, пре-по-доб-ный Сав-ва око-ло по-ло-ви-ны 15 ве-ка при-шел в Рос-сию из чу-жих стран. Неко-то-рые по-ла-га-ют, что при-шел он из Серб-ской зем-ли, дру-гие же, что от Го-ры Афон-ской. Спер-ва он пре-бы-вал близ Пско-ва в брат-стве Сне-то-гор-ско-го мо-на-сты-ря, но ско-ро от-ту-да пе-ре-шел в пу-сты-ню к пре-по-доб-но-му Ев-фро-си-ну, а по-том же-лая еще стро-жай-ше-го уеди-не-ния, ис-про-сив у него бла-го-сло-ве-ния, уда-лил-ся на 15 верст от оби-те-ли свя-то-го Ев-фро-си-на, в Кры-пец-кое уро-чи-ще, где оби-та-ли лишь мед-ве-ди и дру-гие хищ-ные зве-ри. Там по-се-лил-ся он один при неболь-шом озер-ке, сре-ди об-шир-ных бо-лот, по-рос-ших мел-ким сос-но-вым ле-сом. Пре-по-доб-ный про-во-дил бы-тие в по-сте, мо-лит-ве и воз-дер-жа-нии ве-ли-ком, пи-та-ясь от тру-дов сво-их. Утвер-див-шись на пу-стын-ном хол-ме, пре-по-доб-ный Сав-ва со-ору-дил неболь-шую цер-ковь во имя лю-би-мо-го уче-ни-ка Хри-сто-ва, св. апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва. Через несколь-ко лет со-бра-лось ря-дом уже неболь-шое чис-ло спо-движ-ни-ков. Упро-си-ли они его ос-но-вать мо-на-стырь, но игу-мен-ство на се-бя от-че при-нять от-ка-зал-ся, а как некое по-слу-ша-ние пре-по-ру-чил сие од-но-му из бла-го-че-сти-вых чад - Кас-си-а-ну. Сла-ва о дерз-но-вен-ном пред-ста-те-ле Гос-под-нем рос-ла все боль-ше и боль-ше, за по-мо-щью и со-ве-том к нему за-спе-ши-ли не толь-ко про-стые лю-ди, но и силь-ные ми-ра се-го. Пра-вив-ший в то вре-мя в уде-ле князь Яро-слав Ва-си-лье-вич по-се-щал пре-по-доб-но-го не толь-ко в ве-ли-кие пре-столь-ные, но и все вос-крес-ные празд-ни-ки, а для удоб-ства про-ез-да про-ло-жил до-ро-гу через бо-ло-то - де-ре-вян-ный, на ты-ся-чу че-ты-ре-ста са-жень мост.

Од-на-жды уви-дел про-зре-ни-ем Сав-ва, что вы-со-кий гость ве-зет к нему свою боль-ную су-пру-гу. То-гда про-зор-ли-вый ста-рец вы-слал ему на-встре-чу уче-ни-ка сво-е-го с та-ки-ми сло-ва-ми: «Греш-ный ста-рец Сав-ва го-во-рит те-бе, князь, не вхо-ди с кня-ги-ней в мо-на-стырь, ибо по пре-да-нию свя-тых отец не доз-во-ле-но жен-щи-нам вхо-дить в оби-тель ино-че-скую. Ес-ли же не по-слу-ша-ешь ме-ня, то су-пру-га твоя не по-лу-чит ис-це-ле-ния». Князь не на-ру-шил тра-ди-ций ино-че-ских и спеш-но ис-про-сил про-ще-ние в на-ру-ше-нии за-по-ве-ди, ко-то-рой не знал. Ста-рец же, вый-дя из стен за во-ро-та, от-слу-жил с бра-ти-ей мо-ле-бен и, окро-пив во-дой, осво-бо-дил недуж-ную от бо-лез-ни. Бы-ли со-тво-ре-ны при жиз-ни пре-по-доб-но-го и мно-гие дру-гие чу-де-са.

По-сле от-ше-ствия свя-то-го из ми-ра се-го при-шли од-на-жды но-чью в оби-тель раз-бой-ни-ки с це-лью ограб-ле-ния. На-сель-ни-ков в тот миг в оби-те-ли немно-го бы-ло, да и те креп-ко спа-ли. Но по-яви-лись вдруг пе-ред незва-ны-ми при-шель-ца-ми неиз-вест-ные ино-ки с фо-на-ря-ми, как бы на стра-же сто-я-щие. И по-бе-жа-ли во-ры через бо-ло-та и ко-ря-ги в стра-хе Бо-жи-ем, слы-ша то-пот ног пре-сле-до-ва-те-лей и ви-дя гнев-но-го стар-ца се-до-вла-со-го, гла-го-лю-ще-го гроз-но: «Поч-то оби-тель мою ра-зо-рить хо-те-ли? Иди-те от-сю-да и кай-тесь, и по-доб-ное не тво-ри-те. Ес-ли же не уй-де-те, то со-тво-рю моль-бу на вас Ца-рю Небес-но-му Хри-сту, и вы по-гиб-не-те».

Устра-шен-ные мо-лит-ва-ми Сав-вы, на-ут-ро раз-бой-ни-ки при-шли в оби-тель и спро-си-ли у неко-го Ав-дия: «Кто у вас всю ночь был в мо-на-сты-ре и по-че-му мно-же-ство лю-дей в по-лу-но-чи хо-ди-ли с фо-на-ря-ми и ору-жи-ем по мо-на-сты-рю?» Ав-дий же от-ве-чал раз-бой-ни-кам, что ни-ко-го не бы-ло но-чью в оби-те-ли. Услы-шав сие, раз-бой-ни-ки по-ве-да-ли с по-ка-я-ни-ем и сле-за-ми игу-ме-ну и всей бра-тии о несо-сто-яв-шем-ся зло-де-я-нии. Раз-бой-ни-ки же со вре-ме-нем рас-ка-я-лись, а ата-ман их по-стриг-ся в оби-те-ли пре-по-доб-но-го Сав-вы.

Мо-щи свя-то-го бы-ли об-ре-те-ны вско-ре по-сле его смер-ти, ко-гда по усмот-ре-нию Бо-жи-е-му игу-мен Фео-к-тист воз-во-дил вме-сто де-ре-вян-ной церк-ви Иоан-на Бо-го-сло-ва храм ка-мен-ный и пред-по-ла-гал устро-ить стар-цу гроб-ни-цу. При раз-бор-ке ста-рых стро-е-ний и осмот-ре за-хо-ро-не-ний мо-щи пре-по-доб-но-го, к со-жа-ле-нию, об-на-ру-же-ны не бы-ли, от-че-го на-шла на всех ве-ли-кая скорбь. В па-мять свя-то-го Ге-ор-гия слу-жил ли-тур-гию мо-нах Ис-а-ия. При-дя в свою кел-лию от-дох-нуть, ви-дит он сон, буд-то на-хо-дят бра-тья некий гроб ду-бо-вый. Вскры-ва-ют его, но за-хо-ро-не-ния не по-зна-ют и вновь его за-кры-ва-ют. И тут вос-стал некий ста-рец чуд-ный и ука-зав се-бе на грудь, ска-зал: «Я мно-го-греш-ный Сав-ва, на-чаль-ник оби-те-ли сей, пе-ре-нес-ший мно-го на-па-стей для Гос-по-да. При-шло вре-мя, так угод-но Бо-гу, быть из-вест-ны-ми мо-щам мо-им».

И при-шед-шим игу-ме-ну с бра-ти-ей по-да-ет свя-той на вку-ше-ние три яго-ды пре-крас-ных, как сим-вол пло-дов ду-хов-ных во имя От-ца, Сы-на и Свя-та-го Ду-ха, чтобы Спа-си-тель услы-шал мо-лит-вы хри-сти-ан-ские и во ве-ки не оску-де-ла оби-тель сия.

Мно-гие при-те-ка-ю-щие с ве-рою к свя-тым мо-щам стар-ца по-лу-ча-ли ис-це-ле-ния не толь-ко от ду-шев-ных, но и от те-лес-ных неду-гов: бес-но-ва-ния, глу-бо-кой яз-вы, го-ряч-ки, скор-чен-ных ко-неч-но-стей, го-лов-ной и зуб-ной бо-ли.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: