Прерывание апостольской преемственности в православии. Апостольская преемственность

  1. Прежде нежели продолжать разговор о Причастии, хотелось бы обсудить некоторые мысли об, так называемой, Апостольской преемственности.


    Во-вторых, и это главное о чем я хотел бы сказать, что апостольская преемственность - это не преемство благодати и рукоположения, а преемство учения, догматики.
    Одним из первых об апостольской преемственности говорил Ириней. Но нужно учитывать тот историчесский контекст в котором жил Ириней. Его учение об апостольком приемстве - это попытка оградить ранюю Церковь от лжеучения гностиков. Как известно, что между гностиками и христианами в доникейский период возникало немало споров. Гностики утверждали, что они имеют некое тайное знание которое передавалось от одних до других и что именно это знание и является той спасительной истиной на которую претедует христианская, апостольская церковь. На этой почве и возникла необходимость защитить истинное апостольское учение, переданное им Иисусом от лжеучения гностиков. Нужно было лишь проследить и доказать, кто на самом деле принял знание и учение от Иисуса? Хотя современные историки не считают списки преемственности достоверными, но в ранней церкви они все-таки были. По этим спискам можно было действительно проследить цепочку предачи истинного христианского учения от апостолов к епископам и так далее. Но, опять же, возвращаясь к историческому конексту, нужно помнить, что речь идет о книгах Нового завета. Раняя церковь очень тщательно хранила и отделяла послания Павла, Петра, Иоанна от массы других посланий возникших в то время у тех же, гностиков. Поэтому предмет преемственности был будущий Новый завет. Задача была сохранить именно богодухновенные Писания.
    Первый Никейский собор на законодательном уровне из массы разных посланий канонизировал 27. То есть, учение, которое передавалось путем апостольской преемственности было завершено, утверждено и запечатано. Все остальные послания, даже если они были написаны достойными и святыми людьми, не могут считаться богодохновенными.
    Учение об апостольской преемственности было актуально, когда не был сформирован конон священных книг, когда невозможно было проверить какого-либо проповедника или епископа, сверив его проповедь с учением апостолов.
    Рукополагая пресвитеров или епсикопов, рукополагающий свидетельствовал всей церкви, что рукополагаемый правоверен и истинно учит апостольским преданиям.
    Но с утверждением канона Писаний и распостранением книг Нового Завета, такое удостоверение должно было утратить свое значение. Так как теперь любая община и любой человек мог удостовериться в истинности учения, просто прочитав Новый Завет.
    Учение об апостольской преемственности должно было исчезнуть как утратившее актуальность. Но такова сила традиции - оставлять все как есть "на всякий случай". (Использовал мысли П.Бигичева).
    Лучший ответ

    В Евангелии преемственность изображена в "Книге Родства" и в притче о Горчичном Зерне (они же образы Церкви, которую основал Христос). Протестанты делают грубейшую ошибку, считая, что Церковь возникает вокруг книги Нового Завета. Хотя по Евангелию все наоборот: Новый Завет - голос Церкви, который ей принадлежит. То есть Новый Завет воплощается из Церкви, становясь вторичным для Церкви (христианства) элементом. Первичный элемент - Сама Благодать, которую Бог обещал не отнимать от Своей Церкви, в отличии от Ветхозаветной. Библия изображает историю человечества как постепенное угасание благодати. Поэтому историческая новизна некоего предания всегда настораживает ("поклон" Лютеру и Кальвину). Пользоваться Книгой и находиться вне Церкви, означает украсть, и пользоваться документом с подписью против того, кто эту подпись сделал.

    добавлено: 21 авг 2014


    добавлено: 21 авг 2014


    А отрицать в преемстве "плоть" Иоанн запрещает. Он назвал бесплотную (абстрактно-духовную) преемственность учением духа антихриста. Слово пришло во плоти, и эта плоть - в Церкви.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Click for original message
  2. У нас абсолютно противоположное подходы и понятия о преемственности. То, что ты говоришь что главное догматика и учение, а преемственность благодати и рукоположения не играет роли и есть заблуждение. Буква убивает, Дух животворит.
    Церковь живёт и жила Святым Духом. И именно Благодать Божья двигала жизнь внутри Церкви, её учение и проч. И до сих пор движет. Из Церкви родились Писания (Послания), а не в аудиториях научных собраний.
    При решении каких либо спорных вопросов отцы всегда разрешали спор оставляя решение Богу.
    А вот как они определяли, что это действие Святаго Духа? Вот вопрос?
  3. но
    ?
    так апостольское учение для Вас утратило актуальность или нет?
    что-то не пойму.
  4. Вы хотите разобраться или просто оправдываете протестантизм в том, что он утерял апостольскую преемственность, которую еще нужно доказать?
    Господь поставил апостолов, апостолы поставили архиереев и пресвитеров, архиереи продолжили ставить пресвитеров и священников. Эта связь с апостолами не прерывалась.
  5. Лучший ответ

    В Евангелии преемственность изображена в "Книге Родства" и в притче о Горчичном Зерне (они же образы Церкви, которую основал Христос). Протестанты делают грубейшую ошибку, считая, что Церковь возникает вокруг книги Нового Завета. Хотя по Евангелию все наоборот: Новый Завет - голос Церкви, который ей принадлежит. То есть Новый Завет воплощается из Церкви, становясь вторичным для Церкви (христианства) элементом. Первичный элемент - Сама Благодать, которую Бог обещал не отнимать от Своей Церкви, в отличии от Ветхозаветной. Библия изображает историю человечества как постепенное угасание благодати. Поэтому историческая новизна некоего предания всегда настораживает ("поклон" Лютеру и Кальвину). Пользоваться Книгой и находиться вне Церкви, означает украсть, и пользоваться документом с подписью против того, кто эту подпись сделал.
    Первична Церковь, а не Книга. Церковь написала Книгу. Церковь - Тело Христово, и Церковь не противопоставлена Христу. Церковь может существовать без Книги, потому что она всегда остается ее автором (как Исаия, Матфей и тд - Книга написана Церковью).

    Преемство включает в себя не только преемство учения, но и преемство опыта и благодати.

    Что касается преемства учения.
    Представьте себе, есть слово "грин". Одна Церковь говорит, что "грин" - это "зеленый", а другая "церковь" - орнжевый.
    Для уточнения, кто прав, а кто нет, уточняем, как слово "грин" переводилось ранее, и кто и когда додумался, что "грин" - это оранжевый.

    Наибольшее количество книг (в которых есть рассуждение "ствола" о содержании "корня") относятся к периоду, который называется "классическим".
    Уважаемый Поймен, объясните причину, почему Ваше учение отличается от мнения Иринея Лионского (я уж молчу об отцах конца 3 века и позже)? Или Вы считаете, что он, будучи учеником Прохора, хуже Вас понимает Книгу? И что его слова ситуативны?

    Если в православии все понятно: корень, ствол, крона, то в протестантстве изначально ствол отрицается. А в кроне мы видим только самопроизвольное и самосочиненное истолкование библейских идей, которые находятся в противоречии с теми толкованиями (и особенно опытми жизни), что было раньше: 10-15-18 веков назад. Почему?

    добавлено: 21 авг 2014

    Хочу уточнить понятие "авторства Библии".
    Это как Христос (Слово Божие): Он Сын Божий, Он - Сын Человеческий. От Богородицы Он унаследовал цвет волос, глаз, кожи и многое другое. Как Богородица дала Христу половину Его личности, так и Церковь - Книге.

    Церковь выше апостолов, как целое выше части. Отношение апостолов, написавших Книгу, к Церкви такое же, как отношение уст (губ и языка) ко всему Телу. Церковь Выше.

    Надеюсь, магистр богословия слышал об исагогике, археографии и критике библейского текста?
    А о преемстве без патристики-патрологии говорить глупо.

    добавлено: 21 авг 2014

    Пс: патрология-патристика отвечает на вопрос: "как истолковывали Библию в разные периоды времени, и чему Святой Дух учил людей" (это учение мы видим в практической плоскости - как молиться, поститься, рассуждать помыслы, бороться со страстями, прелестью, демонской ложью и тп). Так что оценить некую харизму просто, сравнив.
    А отрицать в преемстве "плоть" Иоанн запрещает. Он назвал бесплотную (абстрактно-духовную) преемственность учением духа антихриста. Слово пришло во плоти, и эта плоть - в Церкви.

  6. Прежде нежели продолжать разговор о Причастии, хотелось бы обсудить некоторые мысли об, так называемой, Апостольской преемственности.
    Почитал некоторых христианских историков и понял, что с апостольской преемственностью не все так просто и понятно как это кажется на первый взгляд.
    Во-первых, все существующие списки апостольской череды очень некорректны и спорны, поэтому апостольскую преемственность нужно ещё доказать.
    . (Использовал мысли П.Бигичева).

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Советую Вам использовать свои мысли!
    \\\\\\\\\\\\\\
    Доказывать апостольскую преемственность нет никакой необходимости! Церковь не юридический университет!
    Благодать Божия свидетельствует о том!!!

  7. На этот вопрос есть очень простой ответ - все решения руководство Церкви сверяло с учением Нового завета.
    добавлено: 22 авг 2014
    Интересно, как Вы проверите учение Сторожевой башни на наличие Благодати? Или, все-таки, будете открывать Новый Завет?
    Гностики были уверенны в наличии у них особой благодати, и противостоящие им апостолы аппелировали не к каким-то "духовным проявлениям или вещам", а к написанному на бумаге слову.
    Зачем ставить запятую там, где Бог поставил точку?
    добавлено: 22 авг 2014

), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» (). «Не неради о пребывающем в тебе даровании , которое дано тебе… с возложением рук священства » (). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » (); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами , которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы .

1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов (). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви.

2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел.

3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

4) Константинопольская Поместная Церковь , основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. (). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. - и так далее сквозь 20 столетий. Ныне 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл .

5) Римская Поместная Церковь основана апостолом Петром .

6) Русская Поместная Церковь :
В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (). Он в свою очередь рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков:

Годы

Апостол Андрей

Апостол Стахий

38 по 54 гг.

Поликарп

70-84(-86) гг.

Диоген (Диомен)

Епевферий

110-123(-127) гг.

Афинодор (Афиноген)

Олимпий (Алипий)

Пертинакс

Олимпиан

Кириллиан (Кириак)

Кастин (Кистин)

Тит (Трат, Торат)

Дометий (Дометиан)

Патриархи Константинополя:

св. Митрофан

315-325 гг. I Вселенский Собор.

св. Александр

св. Павел

Македоний I

Евдоксий

370 г. изгнан.

св. Григорий Богослов

Нектарий

381-397 гг. II Вселенский Собор.

св. Иоанн I Златоуст

Сисиний I

Несторий

428-431 гг. III Вселенский Собор.

св. Максимиан

св. Прокл

св. Флавиан

св. Анатолий

449-458 гг. IV Вселенский Собор.

св. Геннадий

Македонии II

Тимофей I

Иоанн II Каппадокианин

Епифаний

св. Евтихий

552-565, 577-582 гг. V Вселенский Собор.

Иоанн III Схоластик

св. Иоанн IV Постник

св. Фома I

639-641, 654-655 гг.

св. Иоанн V

Константин I

св. Феодор I

676-678, 683-686 гг.

св. Георгий I

678-683 гг. VI Вселенский Собор.

св. Каллиник

св. Герман I

Анастасий

Константин II

св. Павел IV

св. Тарасий

784-806 гг. VII Вселенский Собор.

св. Никифор I

806-815 гг. (+ 828)

Феодот I Касситер

Антоний I

св. Мефодий

842-846 гг. Торжество Православия.

св. Игнатий

846-857, 867-877 гг.

св. Фотий

857-867, 877-886 гг. I Крещение Руси.

св. Стефан I

св. Антоний II Кавлей

Николай I

895-906, 911-925 гг.

св. Трифон

Феофилакт

Полиевкт

956-970 гг. Крещение св. княгини Ольги.

Василий I Скамандрин

Антоний III Студит

Николай II Хрисоверг

983-996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата.

Митрополиты Киевские:

св. Михаил I

988-991 гг. Крещение Руси.

Леонтий I

св. Иларион

Георгий II

св. Ефрем II

Никифор I

Климент Смолятич

св. Константин I

Константин II

Никифор II

Дионисий

упомянут в 1205 г.

упомянут в1209-1220 гг.

прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя.

Кирилл III

1283-1305 гг. Кафедра перешла во Владимир.

1308-1326 гг. Митрополиты живут в Москве.

св. Феогност

св. Алексий

1355-1378 гг. Прп. Сергий.

св. Киприан

1381-1383,1390-1406 гг. Куликовская битва.

св. Дионисий

св. Фотий

1437-1441 гг. подписал унию и изгнан.

Митрополиты Московские:

св. Иона I

1448-1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви.

Феодосий

Геронтий

1473-1489 гг. Свержение татарского ига.

1490-1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих.

св. Макарий

Афанасий

св. Филипп

1566-1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного.

Дионисий

Митрополит и позднее патриарх:

1586-1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г.

1589-1605 гг. низложен Лжедмитрием I.

Патриархи Всероссийские:

свщмч. Гермоген

1606-1612 гг. Смутное время.

Местоблюстители:

Митр. Пафнутий Крутицкий

Митр. Ефрем Казанский

Митр. Филарет (Романов)

1614-1619 гг. в плену 1619-1633 гг. Патриарх и соправитель царя.

1632-1666 гг. Начало старообрядческого раскола.

1667-1672 гг. Большой Московский Собор.

митр. Стефан (Яворский)

1701-1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола.

Архиепископы:

Иосиф (Волганский)

Платон (Малиновский)

Тимофей (Щербацкий)

Амвросий (Зертис-Каменский)

еп. Самуил Коломенский

Платон (Левшин)

1775-1812 гг. с 1787 г. митрополит.

Августин (Виноградский)

Митрополиты:

Серафим (Глаголевский)

св. Филарет (Дроздов)

св. Иннокентий (Вениаминов)

Макарий (Булгаков)

Иоанникий (Руднев)

Леонтий (Лебединский)

Сергий (Ляпидевский)

свщмч. Владимир (Богоявленский)

св. Макарий (Невский)

Восстановление Патриаршества на Соборе 1917-1918 гг.:

св. патр. Тихон (Белавин)

21.11.1917-04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 - лето 1922 г. местоблюститель.

св. патр. Тихон

14.06.1923-07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925-10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925-10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925-8.12.1926 гг. митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926-29.12.1926 гг. архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926-12.04.1927 гг. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927-27.12.1936 гг.митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом.

Патриарх Сергий (Страгородский)

30.08.1943-2(15).05.1944г.

Патриарх Алексий I (Симанский)

31.1.1945-1970 гг.

Патриарх Пимен (Извеков)

Патриарх Алексий II (Ридигер)

Патриарх Кирилл (Гундяев)

2009 г. - по настоящее время

В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей - Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла (Гал. 1:8-9)

Господь обещал апостолу Петру: «На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее » (Мф. 16:18); «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » (Еф. 3:21). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений . Христос избрал апостолов (Ин. 15:16), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» (Деян. 14:23, 6:6), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: «через возложение рук апостольских подается Дух Святой» (Деян. 8:18). «Не неради о пребывающем в тебе даровании , которое дано тебе… с возложением рук священства » (1Тим. 4:14). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » (Тит. 1:5); «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1Тим. 5:22). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами , которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы .

3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.
Список апостольской преемственности Александрийской Православной Церкви

4) Константинопольская Поместная Церковь , основана в 37 году в городе Византии апостолом Андреем, который рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима в 54–68 г. Епископ Онисим рукоположил Поликарпа в 68–70 г. – и так далее сквозь 20 столетий. Ныне 179-м архиереем от святых апостолов является Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл .
Список апостольской преемственности Константинопольской Православной Церкви

6) Русская Поместная Церковь :
В 37 году апостол Андрей основал Церковь в городе Византии и рукоположил в епископы апостола Стахия, который был на кафедре с 38 по 54 г. «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне» (Рим. 16:9). Он в свою очередь рукоположил Онисима (54–68 г). Епископ Онисим рукоположил Поликарпа (68–70 г). и так далее сквозь 20 веков:

Годы

Апостол Андрей

Апостол Стахий

38 по 54 гг.

Поликарп

70-84(-86) гг.

Диоген (Диомен)

Епевферий

110-123(-127) гг.

Афинодор (Афиноген)

Олимпий (Алипий)

Пертинакс

Олимпиан

Кириллиан (Кириак)

Кастин (Кистин)

Тит (Трат, Торат)

Дометий (Дометиан)

Патриархи Константинополя:

св. Митрофан

315-325 гг. I Вселенский Собор.

св. Александр

св. Павел

Македоний I

Евдоксий

370 г. изгнан.

св. Григорий Богослов

Нектарий

381-397 гг. II Вселенский Собор.

св. Иоанн I Златоуст

Сисиний I

Несторий

428-431 гг. III Вселенский Собор.

св. Максимиан

св. Прокл

св. Флавиан

св. Анатолий

449-458 гг. IV Вселенский Собор.

св. Геннадий

Македонии II

Тимофей I

Иоанн II Каппадокианин

Епифаний

св. Евтихий

552-565, 577-582 гг. V Вселенский Собор.

Иоанн III Схоластик

св. Иоанн IV Постник

св. Фома I

639-641, 654-655 гг.

св. Иоанн V

Константин I

св. Феодор I

676-678, 683-686 гг.

св. Георгий I

678-683 гг. VI Вселенский Собор.

св. Каллиник

св. Герман I

Анастасий

Константин II

св. Павел IV

св. Тарасий

784-806 гг. VII Вселенский Собор.

св. Никифор I

806-815 гг. (+ 828)

Феодот I Касситер

Антоний I

св. Мефодий

842-846 гг. Торжество Православия.

св. Игнатий

846-857, 867-877 гг.

св. Фотий

857-867, 877-886 гг. I Крещение Руси.

св. Стефан I

св. Антоний II Кавлей

Николай I

895-906, 911-925 гг.

св. Трифон

Феофилакт

Полиевкт

956-970 гг. Крещение св. княгини Ольги.

Василий I Скамандрин

Антоний III Студит

Николай II Хрисоверг

983-996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата.

Митрополиты Киевские:

св. Михаил I

988-991 гг. Крещение Руси.

Леонтий I

св. Иларион

Георгий II

св. Ефрем II

Никифор I

Климент Смолятич

св. Константин I

Константин II

Никифор II

Дионисий

упомянут в 1205 г.

упомянут в1209-1220 гг.

прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя.

Кирилл III

1283-1305 гг. Кафедра перешла во Владимир.

1308-1326 гг. Митрополиты живут в Москве.

св. Феогност

св. Алексий

1355-1378 гг. Прп. Сергий.

св. Киприан

1381-1383,1390-1406 гг. Куликовская битва.

св. Дионисий

св. Фотий

1437-1441 гг. подписал унию и изгнан.

Митрополиты Московские:

св. Иона I

1448-1461 гг., 1448 Автокефалия Русской Церкви.

Феодосий

Геронтий

1473-1489 гг. Свержение татарского ига.

1490-1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих.

св. Макарий

Афанасий

св. Филипп

1566-1568 гг. убит во времена Иоанна IV Грозного.

Дионисий

Митрополит и позднее патриарх:

1586-1589 гг. Установление Патриаршества в 1589 г.

1589-1605 гг. низложен Лжедмитрием I.

Патриархи Всероссийские:

свщмч. Гермоген

1606-1612 гг. Смутное время.

Местоблюстители:

Митр. Пафнутий Крутицкий

Митр. Ефрем Казанский

Митр. Филарет (Романов)

1614-1619 гг. в плену 1619-1633 гг. Патриарх и соправитель царя.

1632-1666 гг. Начало старообрядческого раскола.

1667-1672 гг. Большой Московский Собор.

митр. Стефан (Яворский)

1701-1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола.

Архиепископы:

Иосиф (Волганский)

Платон (Малиновский)

Тимофей (Щербацкий)

Амвросий (Зертис-Каменский)

еп. Самуил Коломенский

Платон (Левшин)

1775-1812 гг. с 1787 г. митрополит.

Августин (Виноградский)

Митрополиты:

Серафим (Глаголевский)

св. Филарет (Дроздов)

св. Иннокентий (Вениаминов)

Макарий (Булгаков)

Иоанникий (Руднев)

Леонтий (Лебединский)

Сергий (Ляпидевский)

свщмч. Владимир (Богоявленский)

св. Макарий (Невский)

Восстановление Патриаршества на Соборе 1917-1918 гг.:

св. патр. Тихон (Белавин)

21.11.1917-04.05.1922 гг. Арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель. митр. Агафангел 5.06.1922 - лето 1922 г. местоблюститель.

св. патр. Тихон

14.06.1923-07.04.1925 гг. После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925-10.10.1937 гг. Реально он управлял Церковью 12.04.1925-10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925-8.12.1926 гг. митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926-29.12.1926 гг. архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926-12.04.1927 гг. митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927-27.12.1936 гг.митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом.

Патриарх Сергий (Страгородский)

30.08.1943-2(15).05.1944г.

Патриарх Алексий I (Симанский)

31.1.1945-1970 гг.

Патриарх Пимен (Извеков)

Патриарх Алексий II (Ридигер)

Патриарх Кирилл (Гундяев)

2009 г. - по настоящее время

В 1054 году одна из пяти Поместных Церквей – Римская, исказив апостольское учение о Троице и внеся эту ересь в Символ веры, отпала от Единой Апостольской Вселенской Церкви, подпав под анафему апостола Павла (Гал. 1:8-9)

Новообрядец . Но если и права ваша именуемая церковь, когда была без епископа от Никона до Амвросия, то неправа теперешняя ваша белокриницкая иерархия, потому что не имеет преемственной хиротонии. Митрополит Амвросий, от которого она ведет свое начало, до обращения к вам, как вы сами признаете, был еретиком второго чина. А на таких еретиках апостольское преемство рукоположения прекращается, и потому ваша иерархия незаконная, самозваная.

Известно, что Христос Господь, основав на земле Свою святую церковь, установил и даровал ей в руководство священноначалие, состоящее из трех чинов: епископа, священника и диакона. А чтобы эти чины иерархии не были самозванцы, но избранные и посланные на сие великое и святое служение, Христос установил хиротонию, или рукоположение, посредством которого производятся вышеназванные чины иерархии, и которое имеют право совершать одни только епископы. Для ясности и удобопонятности преемство хиротонии можно уподобить преемству рода человеческого, то есть, как все люди происходят от одного Адама по рождению, так и все священники и епископы происходят от одного Христа по рукоположению. И как каждый из нас мог бы провести свою родословную непрерывно до Адама, если бы имелись точные списки родословий, так и каждый епископ может провести свою родословную рукоположения непрерывно до Христа.

Теперь потрудитесь указать преемство хиротонии вашей иерархии чрез одних только православных епископов непрерывно от Христа до митрополита Амвросия.

Старообрядец . Вы прежде сами исполните это предложение, а потом уже можете требовать и от нас. Укажите сперва сами преемство рукоположения иерархии вашей церкви чрез одних только православных епископов от Христа до наших дней, тогда и мы сделаем это.

Новообрядец . Нам нет надобности доказывать преемство рукоположения своей иерархии, потому что всем известно, что оно идет непрерывно от самого Христа, чрез одних только православных епископов.

Старообрядец . Не знаю, кому это известно. Но история свидетельствует как раз противное, - то именно, что нельзя провести преемства рукоположения ваших епископов чрез одних только православных епископов непрерывно до Христа, а придется неизбежно проводить и чрез еретиков.

Новообрядец . Чем же вы это докажете?

Старообрядец . Есть книга: «Исторический список епископов и потом патриархов святой и великой церкви Христовой, находящейся в Константинополе, от 36 года по рож. Христовом по 1834 г.». В ней проведен непрерывный преемственный ряд иерархов константинопольской церкви от самого апостола Андрея Первозванного. И вот в ряду преемников сего апостола оказывается очень много еретиков патриархов константинопольской церкви, от которой и русская получила свою хиротонию и иерархию. Так с 355 по 359 год константинопольским патриархом был еретик Македонии (духоборец); с 360 по 371 г. арианин Евдоксий; с 371 по 379 арианами рукоположенный арианин Димофил. Таким образом, целых двадцать лет константинопольский престол занимали преемственно еретики. Затем, с 428 по 431 г. Несторий еретик; с 449 по 458 г. Анатолий, рукоположенный еретиком Диоскором (деян. всел. соб. т. 7, стр. 113); с 491 г. Флавита еретик; с 639 по 641 г. Пирр еретик (монофелит); с 641 по 655 г. Павел еретик; с 655 по 667 г. Петр еретик (см. год 678); с 667 по 669 г. Фома, рукоположенный еретиками; с 669 по 674 г. Константин, тоже рукоположенный еретиками (деян. всел. соб. т. 7, стр. 119); с 711 по 714 г. Иоанн еретик (монофелит); с 730 по 754 г. Анастасий еретик (иконоборец); с 766 по 780 г. Никита, тоже иконоборец; с 815 по 821 г. Феодот иконоборец; с 821 по 832 г. Антоний иконоборец; с 832 по 842 г. Иоанн 7-й, тоже иконоборец; и многие другие.



Из этого простого перечня константинопольских патриархов видно, что очень многие из них были еретики и рукоположенные еретиками. И эти еретики иерархи константинопольской церкви иногда преемственно по нескольку лет занимали престол этой церкви, как видно кроме указанного перечня еще из деяний седьмого вселенского собора, где, между прочим, находим следующее. Когда обсуждался вопрос, должно ли принимать посвященных еретиками в их санах, то председатель собора Святейший патриарх Тарасий сказал: очень многие из собравшихся на святый шестый собор были, конечно, хиротонисаны Сергием, Пирром, Павлом и Петром, учителями ереси монофелитской, так как они преемственно занимали константинопольскую кафедру, и после Петра, который занимал константинопльскую кафедру последним из них, до шестого собора прошло не более пятнадцати лет. И самые архиереи Фома, Иоанн и Константин, бывшие (на константинопольской кафедре) в вышепоказанный промежуток времени, были рукоположены вышепоименованными еретиками и однако ж это не было поставлено им в вину. Пятьдесят лет продолжалась там эта ересь. Но отцы шестого собора анафематствовали (только) этих четырех, хотя и были сами ими рукоположены. Святой собор сказал: Это очевидно (деян. всел. соб. т. 7, стр. 119). Из этого видно, что от Сергия еретика, патриарха константинопольского до Фомы, в течение пятидесяти семи лет константинопольский престол занимали преемственно еретики и рукоположенные еретиками. А от этого престола в 988 году при князе Владимире русская церковь получила свое начало: получила крещение, хиротонию и иерархию.

Итак, если на еретичествующих епископах прекращается хиротония, то она прекратилась еще задолго до крещения Руси, и посему сама древняя русская церковь получила и имела хиротонию пресекшуюся, незаконную, самозваную, и ваша новообрядческая церковь имеет теперь такую же хиротонию, а не Христову. Это ваше учение, а не наше, и вот оно куда вас приводит: вы обязаны согласно своему учению, что на еретиках хиротония прекращается, признать, что и древняя православная церковь и ваша, новообрядческая, не получали и не имеют законного беспрерывного преемства хиротонии, а имеют пресекшееся, или, отказавшись от этого своего мнения, признать, согласно учению и практике древней православной церкви, что и на еретичествующих иерархах апостольское преемство хиротонии отнюдь не прекращается и не прерывается, и в таком случае признать, что и старообрядческая церковь имеет непресекшуюся хиротонию, хотя и проходившую некоторое время чрез еретичествующих иерархов.

Новообрядец . Да что вы мне морочите голову?! Ну, положим, в константинопольской церкви, в некоторые времена, епископы преемственно были еретики по нескольку лет. История действительно это доказывает, и я против очевидности спорить не буду. Но в те же самые времена в других местах вселенской церкви, как, например, в александрийской, иерусалимской, римской и других, было очень много православных епископов. А у вас нигде не было таковых в течение ста восьмидесяти лет. Значит там было непрерывное преемство хиротонии, а у вас нет. И потому теперешняя ваша белокриницкая иерархия не получила и не имеет такой преемственности.

Старообрядец . Благодарю вас. Вот вы и сами согласились, что нельзя и не можете провести преемства своей хиротонии непрерывно до Христа чрез одних только православных епископов. А от нас требуете.

Новообрядец . Как так я согласился?

Старообрядец . А так: вы знаете, что наша древняя русская православная церковь и ваша новообрядческая получили начало своей иерархии и рукоположения от константинопольских патриархов.

Новообрядец . Очень хорошо знаю.

Старообрядец . А по ним-то вы и отказываетесь провести непрерывный ряд преемства рукоположения чрез одних только православных епископов, и потому бросились в разные стороны: в Александрию, Иерусалим, Рим и проч. Если бы вы имели возможность провести этот ряд хиротонии чрез константинополькую церковь, то зачем бы вам указывать на Александрию, Рим и проч. А указав на эти церкви, вы сознались и подтвердили, что в константинопольской не было непрерывного ряда православных епископов.

Вы сами уподобили преемство хиротонии преемству рода человеческого, то есть, как от Адама все люди происходят по рождению, так и от Христа все священники и епископы происходят по рукоположению, а миряне по крещению. Как всякий человек мог бы провести свое родословие непрерывно до Адама, если бы у него были точные списки его предков, так всякий епископ может провести родословную своего рукоположения непрерывно до Христа. Но, скажите: может ли хотя один человек провести свое родословие до Адама чрез одних только законнорожденных?

Новообрядец . Разумеется, никто не может, потому что у каждого человека в числе предков, без сомнения, есть много незаконнорожденных. Даже родословие самого Господа нашего Иисуса Христа прошло очень много незаконных рождений.

Старообрядец . Справедливо. Теперь спрашивается: незаконным рождением прекращается ли преемство рода человеческого, так что у кого были предки незаконнорожденные, тот не есть человек?

Новообрядец . Конечно, не прекращается.

Старообрядец . Вот так же не прекращается и преемство рукоположения, проходя чрез еретиков второго или третьего чина. Но если бы нашелся такой умник, который бы стал утверждать, что незаконным рождением преемство рода человеческого прекращается, то мы ему предложили бы провести преемство своего рода чрез одни только законные браки и законные рождения: иначе он сам себя должен считать нечеловеком. А он, вместо этого, сказал бы: «хотя мои предки были незаконнорожденные, происходили от незаконных сожительств, но в то время, в других местах были законные браки и законнорожденные». - Что вы скажете на это? Разве это оправдание, а не обвинение ответившему так? Ему на это, конечно, заметили бы: нам нет дела до того, что в других местах и другие люди, от которых ты не произошел, были законнорожденные. Ты покажи, что твои предки таковы. Тогда только ответ твой будет правилен и ты оправдаешь себя. Точно так же и ваше положение. Вы утверждаете, что на еретиках второго чина преемство рукоположения прекращается. А потому от вас и требуется провести преемство хиротонии архиереев своей церкви только чрез православных епископов непрерывно до Христа, и именно чрез тех, от которых они имеют рукоположение, то есть чрез константинопольских патриархов. А вы, вместо этого, указываете, что в Александрии, Риме и т. дал. были православные епископы в то время, когда в константинопольской церкви были еретичествующие. А потому мы вам ответим так, как и упомянутому субъекту: что из того, если были православные епископы, от которых ваши архиереи не получили рукоположения? Вы укажите, что ваших архиереев все предки по рукоположению быти таковы. А этого-то вы и не указываете, ибо и указать не можете, а от нас требуете и нас укоряете. У нас указываете сучок в глазу, а у себя бревна не чувствуете.

Чтобы видеть, что дело обстоит именно так, а также для полного понятия об апостольском преемстве в церкви, необходимо заметить, что преемство это бывает двух видов: одно по рукоположению, другое по вере. Преемство рукоположения имеют и еретичествующие епископы и священники, а преемство веры имеют одни только православные. Это определяет и объясняет святый Григорий Богослов в похвальном слове св. Афанасию Великому, говоря: Возводится он на престол Марка (евангелиста) преемником его первоседательства, а не менее и благочестия, ибо хотя далек от него в первом, однако же близок в последнем. А в том, собственно, и надобно поставлять преемство. Ибо единомыслие (в вере) делает единопрестольными, разномыслие же - разнопрестольными, и одно преемство бывает только по имени, а другое - в самой вещи (творен, его, ч. 2, стр. 182). А ваши епископы и священники имеют преемство только по рукоположению, но не по вере. Они содержат такое учение и предания, каких не содержала вся православная церковь до Никона, а потому и не могут провести преемства своего рукоположения непрерывно до Христа не только чрез православных епископов, но и чрез единомысленных себе. Преемство их, в этом случае, можно провести от настоящего времени только до Никона, а дальше и нельзя. В самом деле, кто из бывших до Никона вполне православных епископов содержал то, что они содержат? Кто, например, молился триперстно и проклинал не молящихся так? Ясно, что у ваших архиереев апостольское преемство только по имени, не в самой вещи.

Новообрядец . Неправда, - мы можем перечислить тех, кои от апостолов поставлены епископами в церквах и преемников их даже до нас, по свидетельству святаго Иринея лионскаго[кн. 3, гл. 4].

Старообрядец . А что же вы не дочитываете дальше: которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят.

Но, можете ли вы перечислить ряд епископов, непрерывно, до апостолов, которые бы учили тому, чему ваши архиереи теперь учат и содержали бы то, что они содержат? Дальше Никона и его сообщников вы не можете указать таких епископов. А потому и приведенное вами из святаго Иринея вас не оправдывает, а лишь обвиняет. К преемству ваших архиереев как раз подходит следующее изречение святаго Афанасия Великаго: Кто не осудит легкомыслия Акакия и Евдоксия (епископов), которые из усердия и расположения к арианам жертвуют честию отцев своих, (бывших на первом вселенском соборе), или какое обеспечение тому, что сделано ими, если нарушается сделанное отцами? Или почему именуют их отцами, а себя их преемниками, если сами порицают решение их? (твор. его, част. 3, стр. 121).

Новообрядец . А об апостольском преемстве своего общества вы что скажете?

Старообрядец . А то, что оно у нас было всегда и постоянно, ни на минуту не прекращаясь и в период небытия епископов от Никона до митрополита Амвросия. Известно, что священники у нас в то время были непрерывно. А апостольское преемство веры и рукоположения имеют не одни только епископы, но и священники. В книге «О вере» читаем: Яко всяк епископ своя имеет наместники, их же сам посвяти. Мнози от епископ благодать сию рукоположением блаженнаго Петра прияша, и суть его наместницы, и койждо презвитер наместником есть того апостола, от него же благословение священства прият[гл. 20, л. 182 об.]. В «Кормчей» говорится: И Давыд рече: иереи твои облекутся в правду, и во отец твоих место быша сынове твои, и поставиши их князи по всей земли. Во Авраамова убо чада место апостолы постави, во апостол же место святыя отцы, архиепископы и иереи[глав. 57, л. 595]. В книге «Сын церковный» говорится: Велик убо есть чин священнический: то бо есть апостольское наследствие. Таким образом, старообрядческая церковь, и в период небытия в ней епископов, содержа православную веру и имея священников, имела и наместников, или преемников апостольских, и, значит, всегда имела и имеет апостольское преемство не только по имени, но и в самой вещи, не только по рукоположению, но и по вере. А ваша церковь такого преемства не имеет.

Вообще необходимо заметить, что относительно преемства рукоположения должно исследовать так, как наставляют святые отцы, то есть хотя бы священнослужитель был рукоположен и еретиком, но сам не еретик, то должен быть принят в своем сане (см. выше). Поступая так, старообрядческая церковь и иерархия совершенно правы. А обвиняющие их, по пословице, плюют на солнце, оплевывая лишь себя.

И, действительно, вы хотели, например, доказать, будто старообрядческая церковь не имеет непрерывного преемства от апостолов, а на деле оказывается, что она имеет, а ваша именуемаая православная церковь не имеет такого преемства, особенно преемства веры, потому что содержит много заблуждений. Не может она доказать непрерывность своего преемства и по рукоположению, потому что в силу своей люциферианской ереси отрицает рукоположение на еретичествующих епископах, а чрез одних только православных провести такого преемства нет возможности. В виду этого, вам следовало бы не изощряться над изобретением пустых обвинений старообрядческой церкви, а обратить внимание на действительные погрешности и заблуждения своей церкви, им же несть числа.

Новообрядец . Об этом поговорим в другое время. А теперь пора кончить беседу. Только на прощанье я вам скажу откровенно, что как вы ни защищайте себя, как ни обвиняйте нас, но мы вас победим. У нас теперь есть великая сила - миссионеры, которые вас непременно одолеют, если не словами, то делами, то есть взведут на вас какое-нибудь тяжкое обвинение, предадут суду, посадят в острог или сошлют в ссылку, а то и в каторгу, если не примешь православия. Они так многих ваших братий ухлопали.

Старообрядец . Вот как! Вы хвалитесь, что ваши миссионеры могут делать зло. Но зло могут делать и змеи, а бесы еще больше. Напрасно поэтому и застращиваете. Ни обещания ваши, ни угрозы не могут поколебать верующей души. Есть обещания и угрозы несравненно сильнее и поразительнее ваших. Побеждаяи наследить вся, - глаголет Господь, - и буду ему Бог, и той будет Мне в сына. Страшливым же часть им в езере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая (апокалипс. гл. 21, стр. 7-8).

Собеседники разошлись,

беседа кончилась.

Отсутствие в баптистском богословии частых ссылок на апостольскую преемственность сукцессия и «апостоличность» как таковую, не говорит о том, что баптисты не ощущают своей исторической связи с древней Церковью первых христиан. Как и многие другие богословские понятия, выражение «апостольская преемственность» имеет определенную нагрузку, которая не разделяется баптистами и христианами других протестантских деноминаций с католиками и православными. Мы верим в свою историческую и богословскую связь с ранней Церковью, которая была утверждена Иисусом Христом (Мф. 16:18 ). Но эта связь не является некой мистичной и благодатной цепью различных черед рукоположений, когда возможно исторически проследить то, как благодать епископства переходит от одного иерарха Церкви к другому. Даже если придерживаться подобного понимания, возникает масса канонических проблем, которые решаются только доводами богословских компромиссов и затушеванных пояснений (например, назначение епископов светской властью канонически неприемлемо).

Понятие «апостольское преемство» возникло в древней Церкви, когда появилась необходимость в защите христианского учения от атак еретиков. Ириней Лионский, возьмем известный пример, перечисляет историческую чреду епископов Рима, чтобы доказать историческую связь христианской Церкви с апостолами Петром и Павлом. Сам Ириней, согласно его свидетельству, является учеником Полкарпа, а он, в свою очередь, являлся учеником апостола Иоанна. Этим еретики (гностики) похвалиться не могли.

Тот факт, что апостол Павел и Петр были первыми епископами Рима, сомнителен. Как Петр, так и Павел не были епископами в понимании, которое возникло в Церкви благодаря работам Игнатия Антиохийского. Во-первых, они были апостолами, чья задача заключалась в том, чтобы заниматься созданием новых церквей и проповедовать Евангелие новым народам. Во-вторых, Павел не мог быть первым епископом Рима, как считает Ириней, так в Риме до его прихода уже существовала христианская община (это видно из его Послания Римлянам, из которого очевидно, что апостол не был знаком с римской церковью). И, как продолжение логики Иринея, там уже существовал свой «епископ». Петр же вряд ли мог, будучи «апостолом иудеев», быть руководителем римской общины, состоящей из язычников (см. Галатам 2:7 ). В-третьих, епископство в ранней Церкви в понимании Игнатия явление анахроничное. То, что в церкви Игнатия имелсямонархический епископат (т.е. во главе церкви из пресвитеров и дьяконов стоит «один глава» — епископ) еще не доказывает, что во всей церквях того времени имелась подобная структура. В работах других апостольских отцов имеется свидетельство, что церкви возглавляли несколько пресвитеров (Климент Римский, Дидахе 15:1 и пастырь Ерма 13:1). Т.е. согласно им, а также учению Нового Завета (Деяния 20:17,28; 1Пет. 5:1,2; Тит 1:5,7; Филип. 1:1) епископ, пресвитер и пастырь — все это одно лицо.

Монархический епископат, в котором Церковь возглавляется епископом, а под ним находятся священники (пресвитеры) и дьяконы, имел относительно быстрое развитие в христианской Церкви. Объяснение тому заключается в том, что Церковь, распространяясь в римской империи, довольно быстро усвоила римскую административную систему. Так, занимать пасторское служение в столице намного престижнее даже в протестантской деноминации. Поэтому роль служителей, которые возглавляли кафедры в Риме, Александрии, Иерусалиме и Антиохии, была намного значимее по сравнению со служителями из других городов.

Согласно баптистскому взгляду, Иисус не учил такому понятию как «апостольское преемство». Более того, Иисус ни разу не рукополагал лично никого из Своих учеников. Мы также не видим такого свидетельства в Новом Завете, чтобы апостолы занимались рукоположением епископов. Апостол Павел рукополагал пресвитеров и всегда несколько. Вряд ли можно увидеть епископа в Тимофее. Павел пишет, что он был рукоположен «группой пресвитеров», а не им даже лично (1Тим. 4:14 , в синодальном переводе использовано слово «священство», что является искажением греческого оригинала). Согласно же канонам (Правила святых апостолов 1,2), епископа должно рукополагать двумя-тремя другими епископами.

Рассмотрев трудности, связанные с понятием «апостольское преемство», мы теперь утверждаем, что подпреемственностью с ранней Церковью, баптисты понимают преемственность в учении Божьего Слова . Ни таинства, ни историчность рукоположений, ни что-либо еще не является гарантией «христианскости» какой-либо церкви. Лишь верное соблюдение послушания Слову Божьему является тем, что делает группу людей детьми Божьими, созванными (т.е. сделанными Церковью, см. греч. ekklesia, — «церковь») под главенством Пастыря Начальника Иисуса Христа.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: