Принимается ли пост, если человек не совершает намаз и не выполняет иные религиозные обязанности? Действия, нарушающие намаз.

Аудио версия настоящей статьи:

Принимается ли обязательный пост в месяц Рамадан у того, кто не совершает ежедневную пятикратную молитву? Являются ли положения религиозной практики взаимосвязанными друг с другом, когда невыполнение одного положения ведет к бесполезности других?

Подобные вопросы, задаваемые сегодня, очень похожи на те, что задавались многие века назад. С одной стороны, это указывает на определенные закономерности человеческого развития, что, в свою очередь, подтверждает тождественность времен и проблем. С другой же стороны, мы видим, что проходят века, меняются внешние проявления, атрибуты, но усилия Дьявола неустанны, а суть их и цели остаются прежними - сводить людей с пути веры, ввергать человека в многочисленные сомнения, сделать его пассивным, апатичным и безответственным.

Но что же можно сказать о взаимосвязи положений религиозной практики? «По данному вопросу в истории исламского богословия было несколько мнений. И немало ученых говорили о том, что человек продолжает быть му’мином (обладателем веры) и мусульманином (покорным Богу) до тех пор, пока верует во Всевышнего Творца, верит в истинность пророческой миссии Его последнего Посланника и согласен со всеми обязательными религиозными положениями, не отрицает их и не сомневается в них. Эти авторитетные ученые считали, что человек, не выполняющий какую-то часть обязательной религиозной практики, является грешником (фасиком). Такое мнение наиболее справедливо, верно и близко духу веры и Священного Корана. Если человек по лени своей, слабости воли или характера, нерадивости и беспечности обязателен лишь в некоторых положениях религиозной практики, забывая о других постулатах, то это указывает на слабость его веры и недостаточную покорность Всевышнему. Вера такого человека находится в некоторой опасности, и так будет до тех пор, пока он не начнет развивать себя в плане набожности и религиозной практики (совершенствоваться интеллектуально, физически и духовно).

Необходимо подчеркнуть и отметить неоднократно упоминаемое в Коране положение о том, что ни одно благое деяние не останется незамеченным. Человек получит от Всевышнего в плане мирского и вечного счастья, достатка в соответствии с тем, что заслужил: воздаяние за благое (которое может быть многократно приумножено как результат веры и бескорыстия) и наказание за греховное.

«И каждый малый и большой грех учтены» ().

«Кто совершит на вес пылинки блага, непременно увидит это. И кто совершит на вес пылинки зла, тот [также] увидит это [в Судный День, то есть ничто не останется незамеченным]» ()» .

С чего-то начав и идя шаг за шагом по пути религиозной практики, люди крепнут в вере, которая постепенно делает их более обязательными, более рациональными в использовании времени и жизненных сил. Она, вера, через небольшие шажки и поначалу робкие устремления открывает перед нами суть мирского и абсолютную реальность вечного.

Слова некоторых людей о нехватке времени безосновательны. Это - нехватка воли, а не времени. Человек осознает эту простую истину, когда развивается и расширяет горизонты своего познания и мироощущения. Сколько времени и сил тратится на просиживание перед телевизором, монитором, на бесполезные беседы, споры?! Перечень никчемного и безрезультатного, что даже в плане мирской жизнедеятельности хищно пожирает наше драгоценное время, можно продолжать довольно долго.

Полагаясь на Всевышнего, верующий не топчется на месте, а тем более не скатывается вниз. Он должен идти вперед, не забывая как о мирском, так и о вечном, зная, что Творец всего сущего, Обладатель неописуемой и безграничной силы, милости и всепрощения, проявит по отношению к немощному и любимому своему созданию - человеку - милость в этом мире и в вечности, причем в невообразимой красе и величии. Осталось лишь сделать шаг - соблюсти пост в предстоящий месяц Рамадан, причем от начала и до последнего дня.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 307.

Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?

Согласно одному из хадисов, намаз – это первое, за что будет спрошено в Судный день и, если с ним всё будет хорошо, если человек исправно и своевременно совершал его, то допрос по всем остальным статьям будет лёгким и он, коли угодно Аллаху, попадёт в Рай. В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что намаз - есть отличие верующего от неверующего. В общем, хадисов, повествующих о важности и обязательности намаза, очень много, разумному человеку достаточно сказанного, чтобы осознать, сколь велика значимость обязательной молитвы. Поэтому, прежде всего, Вам необходимо взять себя в руки и не откладывать начало совершения и возмещения молитвы. Дайте себе слово, что Вы, что бы ни случилось, не оставите намаз, попробуйте исправно совершать его хотя бы 40 дней. Если в Вашем кругу есть соблюдающие друзья, договоритесь с ними о том, чтобы вместе ходить в мечеть для совершения намаза, так Вы, больше времени проводя с друзьями, укрепите с ними отношения и не пропустите молитву.

Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.

Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?

Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.

У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?

Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.

Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?

К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.

Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?

Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!

Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?

Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.

Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?

Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.

Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.

Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?

В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:

Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.

Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы – джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».

У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?

Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.

В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?

Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.

После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?

Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.

Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?

Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.

Можно ли делать намаз во время азана?

Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.

Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?

Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.

Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?

Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.

Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?

В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).

Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?

После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) часто говорил: «Гарантируйте мне, что вы будете делать это, и я вам гарантирую Рай. Гарантируйте мне это, я вам гарантирую своё заступничество!» и т.д. В одном из хадисов говорится: «Гарантируйте мне, что вы будете совершать 6 вещей, и я гарантирую, что вы войдёте в Рай» и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) стал перечислять:

«1. Говорите правду, когда вы рассказываете;

2. Исполняйте договор, который заключаете;

3. Возвращайте то, что вам дали на хранение;

4. Берегите ваше целомудрие;

5. Потупляйте ваши взоры;

6. Берегите ваши руки от воровства и всего запретного.

Если будете совершать это, я вам обещаю Рай».

Слово друг на арабском «садык» происходит от корня «сидк», что означает правдивость. Друг, который искренен и честен. Также слово «садака» имеет тот же корень, т.е. то, что человек делает, может подтвердить милостыней. Слова «садака» и «сидк» объединяет честность и правдивость. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), говоря о правде, сказал: «Воистину она приводит к добродетелям, а добродетель приводит к Раю». Также Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, что человек будет придерживаться правды, всегда говорить правду до тех пор, пока не будет записан перед Всевышним как правдивый человек. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ещё сказал, что ложь приводит к греховности, а греховность приводит к аду, и воистину человек лжёт до тех пор, пока не будет записан перед Всевышним как лжец, и что бы этот человек не делал, он будет лжецом перед Всевышним, перед ангелами, перед всеми людьми и его будут знать как лжеца. В этом хадисе слово «приводит» имеет смысл, правдивость как бы берёт за руку и ведёт к правдивости.

Также в другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Воистину правдивость - это спокойствие, а ложь - тревога и сомнение». Человек, когда говорит правду, спокоен, даже преступник, начиная признаваться и понимая, что его ждёт, какое бы наказание это не было, в любом случае чувствует облегчение. Какой бы горькой правда не была, человек всё равно ощущает спокойствие, а когда говорит ложь, то он чувствует тревогу. Этот хадис можно и по-другому понять: когда человек говорит правду, его слова внушает спокойствие, т.е. можно определить, что человек говорит правду по тому ощущению, которое вы испытываете от этих слов, по этому спокойствию. То что состояние человека меняется в зависимости от излагаемой лжи или правды, подмечено и современной наукой и действие детектора лжи основано именно на фиксации этой особенности человека. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Воистину, правда - это спокойствие, а ложь - это сомнение». Есть много разновидностей лжи, и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил о вероломстве как об одном из видов лжи.

«Воистину, вероломство, - сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) - когда человек рассказывает своему брату что-то и при этом лжёт, а тот ему верит и это является одной из форм вероломства». Ложь опасна тем, что она присуща лицемерам. Лицемер отличается тремя качествами: когда он рассказывает, он лжёт; когда обещает, нарушает обещание; он безответственен. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Когда человек лжёт, тот ангел, который находится постоянно с человеком, отдаляется от него на 1 милю из-за зловония, которое исходит от него». Мы с вами не чувствуем этот запах, однако ангелы его чувствуют.

Сподвижники Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) рассказывают, что самым ненавистным для Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) качеством была ложь и когда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) замечал среди людей, окружающих, что кто-то лжёт, он тут же менялся в лице, менял своё отношение к этому человеку, пока тот не раскается, или не признается во лжи. Ложь тоже является одним из больших грехов, но покаявшегося Аллах по Своей милости прощает. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит, что одним из малых признаков приближения Судного дня является ложь. Наступит Судный день, разрушится весь этот мир, придёт беспорядочность, когда люди будут укрывать истину и говорить ложь.

«Воистину, правда - это спокойствие, а ложь - это сомнение». ХадисИстина - это великая добродетель, и когда её скрывают, распространяется ложь и весь миропорядок приходит к разрушению. Аллах создал этот мир по истине, и когда люди начинают лгать друг другу ради достижения каких-то мирских целей, весь этот мир приходит в упадок и приближается Судный час. К большому сожалению, ложь в нашем обществе царит везде и, наверное, поэтому в нашем обществе так неспокойно. Всё это от того, что правду сегодня доказать очень трудно и сказать правду некоторым тоже тяжело, потому что это невыгодно. Постоянство во лжи, является тяжким грехом. Человек настолько может привыкнуть лгать, что потихоньку сам начинает верить в то, что говорит.

Сначала человек лжёт, шутя, а потом это уже становится привычкой, потом непременным атрибутом и он уже не может не лгать. Самая крайняя степень лжи, когда человек сам начинает верит в свою ложь, и даже обижается, когда не верят. Если человек оставит ложь, он не совершит никаких грехов, так как ложь - это ворота ко всем грехам. Те лжецы, которые считали лживыми посланников Аллаха, и те лжецы, которые поклонялись идолам, в Судный день тоже будут лгать.

Всевышний рассказывает о многобожниках, которые в Судный день будут клясться Всевышним, что не поклонялись идолам. В Судный день Всевышний спросит у праведных и даже у Пророков (аляйхим салям). Всевышний в Коране говорит: «Мы взяли со всех пророков (аляйхим салям) завет и от тебя, о Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), и от Ибрахима (аляйхи салям), и от Мусы (аляйхи салям), от Исы ибн Марьям (аляйхи салям), от Нуха (аляйхи салям). С них Мы взяли очень суровый завет для того, чтобы спросить правдивых об их правдивости». Т.е спросят, донесли ли они до людей то, что обязаны были донести.

Есть хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), где говорится, что в Судный день люди, изнывая от жажды и жары, нагие, а этот день будет продолжаться 50000 лет, будут изнывать даже просить отправить их в ад, лишь бы закончился этот день. В этот момент люди будут бегать от одного пророка к другому, прося о заступничестве, и каждый пророк будет озабочен своими заботами, и даже такой великий пророк как Ибрахим (аляйхи салям), когда попросят его о заступничестве, скажет, что солгал, поэтому сам не знает, что делать. Хотя он солгал ради истины. Когда он был молодым, его народ поклонялся идолам, и когда был праздник и все ушли, он взял топор и сломал всех идолов кроме самого большого, и топор повесил на его шею. Когда люди пришли и начали спрашивать, кто это сделал, и подумали на него, он сказал, вот видите, большой идол, у него топор и он сломал остальных. Но даже за эту ложь во имя истины Ибрахим (аляйхи салям) переживает. А что будут делать те, которые позволяют себе лгать ради каких-то целей? А какие могут быть цели? Почему мы лжём? Чтобы решить проблемы и избежать трудностей. Говорят, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Во всём мы должны быть искренними. Самая большая беда нашего общества - это ложь.

Пусть Аллах отдалит нас ото лжи и укрепит нашу веру! Амин.

Ансар.
Дай АЛЛАХ ЧТОБ ВСЕ ВОРЫ И ЖУЛИКИ НЕ ВЫХОДИЛИ ИЗ АДА ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ИСПРАВЯТСЯ.
ШОЙ ДЯ ДАК1 ХОЛДА ЦАРА.

Одним из самых больших несчастий для человека является непринятие его богослужений Аллахом. Весьма может быть, что совершенно исполненный с точки зрения шариата намаз, не будет принят Всевышним. Например, неприемлем намаз, выполняемый с целью показать себя окружающим. Определить это способен лишь Аллах.

Помешать принятию намаза могут также некоторые изъяны в нравственности, вере и действиях человека. Пророк (с) сказал: «Аллах не примет намаз того человека, чье тело не будет находиться рядом с душой» («Мизанул-хикма», т.5, стр.1637, хадис 10635).

Незаконное присвоение имущества окружающих, попрание их прав может также воспрепятствовать принятию намаза. Одним из видов нарушения прав людей является отклонение от выплаты закята и хумса. Человек, который совершает подобное, примешивает к своему заработку недозволенное. Имам Рза (а) сказал: «Не будет принят намаз человека, который выполняет его, не выплатив закят» (Бихаруль-анвар, т.96, стр.12).

Мешает принятию намаза и недозволенный заработок. Имам Али (а) говорил Кумейлу, что если его заработок будет недозволенным, то Аллах не воспримет его восхваления и благодарность. Одним из условий принятия намаза, согласно шариату, является приобретение одежды, в которой выполняется намаз, дозволенным способом. Также и место, где выполняется намаз, не должно быть незаконно присвоенным. Пророк (с) велел: «Аллах не примет ни обязательные, ни желательные намазы того человека, который будет обходиться недозволенным заработком» (Бихаруль-анвар, т.103, стр.16). Также Его Светлость (с) говорил имаму Али (а): «В течение 40 дней намаз, употребившего вино, не будет принят» (Макаримуль-ахлаг, т.2, стр.357). В другом хадисе от Пророка (с) говорится: «Намаз 8-ми категорий людей не будет принят Всевышним: пока сбежавший от хозяина раб не вернется к хозяину, разгневавшая мужа непослушная женщина, не выплачивающий (или же мешающий выплатить другому) закят, не совершающий без уважительной причины малое омовение, выполняющая намаз в непокрытом виде совершеннолетняя девушка, вызывающий неприязнь у участников коллективного намаза имам-джамаат, человек в нетрезвом состоянии, не посетивший уборную до намаза и выполняющий намаз, еле сдерживаясь» (Макаримуль-ахлаг, т.2, стр.386).

Важное место в ряду преград для намаза занимают нравственные пороки: ложь, предательство, заочное осуждение и др. Всевышний Аллах велел пророку Давиду (а): «Иногда я возвращаю намаз человека, создаю преграду, чтобы не слышать его голос. Причина тому – его увлечение страстями, взгляды, которые направлены против чести верующих, и если он будет иметь власть, то станет источником зла для окружающих» (Бихаруль-анвар, т.84, стр.257).

В еще одном послании Его Светлости Давиду (а) Аллах раскрывает иную причину непринятия намаза. Создатель велит, что иногда, несмотря на продолжительность рукатов и пролитые слезы, Он не принимает намаз. Потому что, взглянув в душу этого человека, Аллах видит, как она переполнена гнусными намерениями: он желает чужих женщин, намеревается обмануть своего компаньона и т.п. (Мизануль-хикма, т.5, стр. 1636, хадис 10623).

Его Светлость Мухаммад (с) велел: «Аллах не примет в течение сорока дней и сорока ночей намазы и посты человека, который будет заочно осуждать мусульманина или мусульманку, до тех пор, пока тот не простит его» (Джамеус-саадат, т.2, стр. 234).

Еще одной из преград для принятия намаза, является плохое обхождение в семье. Например, Пророк (с) сказал: «Аллах не примет намаз женщины до тех пор, пока она не удовлетворит своего супруга, которому причинила зло; то же самое относится и к мужчине» («Васаилуш-шиа», т.14, стр. 116).

А имам Джафар Садиг (а) говорил: «Аллах не примет намаз того, кто будет плохо обходится со своими родителями, даже если они причинили ему зло» (Кафи, т.2, стр. 349).

Намаз нарушают следующие обстоятельства:

1. Совершение в намазе действий, которые нарушают малое омовение и полное омовение.

2. Загрязнение (наджасой) тела, одежды и места совершения намаза.

3. Выявление места (аврат), которое нужно закрыть в намазе.

4. Произношение одного или двух звуков, имеющих определённый смысл, кроме аятов Корана, поминания Всевышнего (зикр) и ду‘а (если, не зная, что запрещено или по забывчивости произнести несколько слов (меньше шести), то намаз не нарушается).

5. Совершение подряд три больших движения: например, если трижды кивать головой, или кивнуть головой и двигать руками. Если три раза шевельнуть рукой или сделать три шага, или ради шутки один шаг, то намаз нарушается. К примеру, если специально поставить ногу на одежду стоящего рядом (мешая ему вставать), то намаз нарушается. Или протянуть руку к кому-то, в шутку пошевельнуть пальцем, высунуть язык.

6. При проглатывании чего-либо (кроме слюны), включая остатки пищи и мокроту, находящиеся во рту. Или если с отверстий, через которые, проникнув внутрь тела, может нарушиться пост, проникнет что-то во время намаза, то и тогда намаз нарушается. Например, если просунуть в ухо спичинку, намаз нарушается. Если, забыв, что находишься в намазе, поесть немного, то намаз не нарушается, а если поесть побольше – нарушается. Если во рту сахар растаял и был проглочен, то намаз нарушается, если отхаркивание попадёт в рот и его проглотить, то намаз также нарушается. Если проглотить вместе со слюной то, что застряло между зубами, имея возможность выплюнуть его, то намаз нарушается. Если не смог выплюнуть и проглотил, то не нарушается.

Если, забыв, что находишься в намазе, и, не зная, что харам, проглотить находящуюся в горле мокроту, то намаз не нарушается. С проглатыванием слюны, смешанной с кровью с дёсен, намаз нарушается. Если проглотить слюну с оставшимся во рту привкусом сладости или другим вкусом, то намаз не нарушается. С проглатыванием слюны, изменившей цвет от кофе или другого чего-либо, также нарушается намаз.

7. Отворачиванием от Киблы. Если забыл, но потом сразу же повернулся к Кибле, то не нарушается.

8. Намаз нарушается, если намерился прервать его или изменить намерение намаза.

9. Также нарушается при добавлении хотя бы одного физического рукну. Например, если после того, как положил лоб на суджуд, а затем оттуда вновь переложил его на другое место, то намаз нарушается.

10. Также намаз нарушается, если пропустить хотя бы одно рукну, и когда в намазе завершается срок масху ног.

11. Нарушается, если опередить имама на два рукну (физических) или без причины отстать от имама на два рукну.

12. Если человек, читающий правильно «Аль-Фатиха» совершает намаз за тем, кто не может читать его правильно, то его намаз нарушается.

13. Если после вступления в намаз в сомнениях о намерении пройдёт столько времени, сколько необходимо для совершения одного рукну, то намаз нарушается.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: