Протоиерей михаил овчинников. терновый венец болезни

Протоиерей Михаил Овчинников


Между жизнью и смертью

В МОМЕНТЫ ГИБЕЛИ ОРГАНИЗМА

Реанимация, нейрохирургия, кровь, боль и смерть… Мои повреждения были столь серьезными, что в первые дни после аварии врачи не могли дать никакой гарантии, что я выживу. Первое, что я вспомнил, было ясное ощущение – душа моя покидала тело. Происходило это шесть раз… Разумеется, эти моменты остались только в моей памяти, как-то зафиксировать их в тяжкие для меня минуты я не мог.

Первая встреча с миром иным – настолько неожиданно и резко это произошло, что я, к сожалению, смутно помню сам момент расставания души с телом. Хорошо помню ощущение легкости, когда, как при глубоком вздохе, пришло прекрасное ощущение освобождения от больной, разломанной плоти. Постепенно, но весьма реально включалось восприятие звука, цвета, формы. Я уходил в неповторимо прекрасный, восхитительный мир, причем впечатление неземного, неощущаемого ранее состояния нарастало. Сквозь болевой, кровавый мрак вдруг постепенно появился непередаваемо чудесный свет – он был похож не на всполохи лампы, прожектора или светильника, это был весь мир, пронизанный светом-жизнью.

Мои первые движения сопровождало какое-то богослужение: молитвы, песнопения мужских голосов. Было ощущение чего-то родного, знакомого – да ведь это душа перекликнулась с родным монастырем! Как я узнал гораздо позднее, там совершалась непрерывная молитва трое самых страшных для меня суток. Вот она – реальная рука христианской помощи.

Задумайтесь: как страшно, что многие наши современники совершенно не знают, не понимают невидимой, но реальной силы молитвы. А я свидетельствую, что слова молитв, и особенно в такие труднейшие минуты, сопровождали меня, беспомощного, нежно поддерживали, заботливо направляли, вселяя спокойную уверенность в несокрушимости Божией силы. При этом у меня было ясное понимание своей плотской, греховной слабости, но рядом – несгибаемой силы помощь Господня…

Затем я начал ощущать тончайшие переливы музыки – это звучали духовные песнопения, красоту которых не описать человеческими словами. Это был не земной и даже не церковный хор, пусть и высочайшего профессионального уровня. Душа ясно понимала: поют Небеса. Такого на земле я не слышал. Увиденное за этой тонкой невидимой чертой, отделяющей меня от земли, таково, что все человеческие таланты неспособны даже приблизиться к этому неземному Царству совершенства.

Хочу подробней рассказать о том свете, которого коснулась моя душа в первые минуты перехода в мир иной. Как художник, я заметил, что эти неземные, хрустально-серебристые, нежно-золотистые переливы вмещают еще и сложнейшие, тончайшие оттенки, размывки, переходы, над которыми может долго, но безрезультатно трудиться целый коллектив профессиональных живописцев. Честно говоря, мне очень тяжело передать словами все виденное. Понимаю свое недостоинство и не могу судить, что именно было мне показано. Но почему-то пришли на ум слова: "Опиши словами нетленный Божий свет Фаворский". Не дерзаю говорить, что я видел хотя бы отблеск этого света, но нельзя найти слова в человеческом лексиконе, способные выразить мои ощущения… Глядя на пространство, наполненное миллиардами вроде незаметных, но реально ощутимых, чудных цветовых переливов, я невольно подумал, что перед моими недостойными глазами дышит, живет мир Божий (прости, Господи, если уместно здесь простое человеческое слово). Было ощущение, что этот цветовой мир действительно наполнен жизнью (ко всему прочему, я прямо оттуда получал ответы на все волнующие меня вопросы).

Размышляя над этим видом Вселенной Господней, я вдруг ясно понял, что все мы, земные люди, живем как-то не так, зачастую, по нашей греховности, не попадая в этот радостный ритм течения жизни, в это невидимое вселенское дыхание, созданное Богом. А вот великие христианские подвижники, на мой взгляд, своей неусыпной, длительной молитвой поднимали себя до этих высот ощущения ритма Божиего Света. Вспомним примеры из жизни преподобных отцов: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Оптинских старцев, великомученицы Параскевы, целителя Пантелеймона, современных страстотерпцев, мучеников за веру Христову… Этот список можно продолжать бесконечно… Многие люди свидетельствовали: в моменты усиленной молитвы, высокого духовного напряжения от лица этих людей исходил свет, от тел – сияние, в зимнем, снежном лесу открывались цветы и травы, в промерзшем карцере страшного лагеря согревала дивная молитвенная ночь… Исчезало восприятие боли, не обжигало кипящее в котле масло… Изменялась даже окружающая природа: трава, листья на деревьях, появлялись нежданные цветы в снегу, необычные свечения и прочее…

Люди ощущали эти необычные явления, потому что на их глазах в молитвенной силе подвижников наглядно проявлялась безграничная сила Божия, которую мы, грешные земные люди, просто никогда не видим…

Уже во время своего выздоровления в книге "Страшный Суд Божий" я прочитал о видениях Григория, ученика святого Василия Нового Царьградского: "И в тот час вся земля и весь воздух на ней воспылал снеговидным пламенем, и совершалось это чудо продолжительное время, и поднялось сие пламя снеговидное в высоту небесную, и сошло с высоты небесной бесчисленное множество селений Божиих чудной красоты с храмами Божиими и палатами… И слышен был несмолкаемый глас шума празднующих, глас непрестанного веселия духовного. Там непрестанный покой, неиссякаемая радость, вечное торжество, вечный праздник – Вечная Пасха Нетленная!"

Как эти слова, сказанные много веков назад, были близки к моим чувствам! В который уже раз я убедился, что сочинить все это по своей воле человек просто не в силах. Ощущение счастья, которого я, недостойный, коснулся в свои тяжкие минуты, не оставляет меня до сих пор: радость, молитвенная легкость и безграничный покой… Слава Богу за все!

Кстати, врачи удивленно поглядывали на меня, когда слышали сказанные мною слова, столь странные в таких мучительных обстоятельствах:

– Радость какая!..

– Как возможна сейчас какая-то радость? – недоумевали они.

РЕАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ В МИРЕ ТОНКОМ, БЕСПЛОТНОМ

И вот начались мои встречи в этом чудном неземном пространстве. Особо хочу подчеркнуть, что эти встречи по реальности и информативной насыщенности отличались от бредового состояния больного, вызванного болью или действиями сильных медицинских препаратов. Как правило, в таких случаях больное сознание человека каким-то образом выбирает из памяти лики людей, живых и усопших, хаотично связывая их воедино в каких-либо фантастических действиях.

При переходе моей души в мир иной я встречался только с усопшими людьми, близкими и важными для меня. И никакого хаоса – встречи четкие, ясные, осмысленные, с важными для меня откровениями, нужными сведениями.

Здесь необходимо ответить на один важный, по мнению многих, вопрос: "Действительно ли в эти моменты тело мое было вне жизни?" Вот мнение преподобного подвижника V века Иоанна Кассиана:" Часто это (духовное видение) начинается у умирающего еще до смерти, и, все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие".

Первым, кто появился на моем пути, был усопший духовный наставник, бывший секретарь Днепропетровской епархии, протоиерей Константин Огиенко. Лицо его, как всегда, жизнерадостное, с улыбкой:

– Вот и "старец" наш появился. Рановато…

Многие мне задают вопросы – какой он имел вид, во что был одет? Мне во всех потусторонних встречах очень четко запоминались только ясные лица усопших, на которых особенно выразительными были глаза. Очевидно, это самое характерное в человеке.

Именно глядя друг другу в глаза, мы безмолвно общались, через глаза текла нить нашего разговора. Теперь знаю, что наше земное выражение "Глаза – зеркало души" – не случайно, оно находит объяснение в Священном Писании: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно" (Мф. 6, 22-23).

Дай нам, Господи, сил, чтобы глаза наши наполнялись светом чистоты, любви и правды, чтобы не стыдно нам было перед людьми поднять свои очи…

Во время этих встреч одежду я видел очень смутно: какие-то серебристо-переливающиеся накидки, покрова. Не разглядел ни рук, ни ног. В этой связи весьма интересно мнение иеромонаха Серафима (Роуза): "Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что, конечно, формы, которые принимают эти видения – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но скорее образы, передающие духовную правду о… состоянии души".

Общение с отцом Константином шло весьма активно, но не через нашу обычную речь. Мы общались, обмениваясь информацией мысленно, глядя друг другу в глаза. Никаких затруднений этот необычный способ общения у меня не вызывал, очевидно, наши души прекрасно это умеют делать.

Есть в жизни люди, у которых особая миссия на Земле. Их основными качествами являются огромнейшая (способная вдохновлять других не пасовать перед трудностями и легко принимать перемены), большой запас жизненной энергии (которой щедро делятся с окружающими), солнечная улыбка. А неуемная жажда жизни, жажда помочь окружающим людям в их трудностях и искренне разделить радости просто удивляют и вызывают в сердце чувство благодарности.

Именно таким человеком был и останется для многих Михаил Овчинников - проиерей, писатель, художник, великий человек своего времени.

О жизни

5 сентября 2017 года закончился земной путь многими любимого и великодушного священнослужителя, талантливого деятеля и просто невероятно доброго человека.

Последние годы отец Михаил жил в городе Судак (Крым) вместе со своей супругой - матушкой Людмилой. Двор с маленькой часовней и домиком располагался на окраине города, но виден был отовсюду, поскольку находится в центральной части Судакской долины.

А служил отец Михаил в Свято-Покровском Храме. Эта церковь с многолетней историей, особой энергетикой, множеством прихожан и красивым внутренним убранством (фрески, иконы, много света). Батюшку всегда ждали перед началом службы, а затем шли за благословением - по окончании.

До служения в Судаке, отец Михаил находился в женском Топловском монастыре святой Параскевы - восстанавливал силы после автомобильной аварии 1999 года…

Сюда к батюшке приезжали люди со всех уголков России и других стран. Кто-то желал познакомиться, а некоторые - попросить совета в жизненной ситуации. И что самое удивительное, каждый находил необходимое спокойствие и утешение от него, доброе слово и мудрый совет.

И это все несмотря на то, что сам протоиерей Михаил Овчинников в автокатастрофе получил много травм, и самочувствие его на тот момент только-только начинало приходить в норму.

А начинал свой духовный путь отец Михаил со Свято-Успенского храма города Верхнеднепровска...

Биография

Протоиерей Михаил Овчинников - интересной судьбы человек. На самом деле таких людей на Земле очень немного. Быть талантливым не в одном, а сразу в нескольких сферах деятельности, причем так блестяще талантливым! Воистину правдивы слова: «Талантливый человек - талантлив во всем».

До принятия священного сана учился в Казанском Авиационном Институте. А по окончании вуза отправился на украинские земли, в город Днепропетровск - работать испытателем ракетной техники в Конструкторском Бюро (КБ) «Южное» и на предприятие «Южный Машиностроительный завод» (ЮМЗ). Был отличным мастером своего дела, очень уважаемым инженером.

Биография протоиерея Михаила Овчинникова свидетельствует, что, кроме дарования в технической отрасли (работа в КБ "Южное"), он также отлично разбирался в музыке, скульптуре, изобразительном искусстве. А его живописные полотна имели огромный успех на персональных выставках.

Выражал себя, свой творческий потенциал одновременно через несколько направлений деятельности. Но истинного удовлетворения - глубинного, абсолютного - не было. И Михаил принял решение найти настоящие глубину и радость в служении Господу.

Новый этап

Согласно немногим данным о жизни этого замечательного человека, в 1991 году он осуществил переезд в Верхнеднепровск (Днепропетровской области), где протоиерей Михаил Овчинников служил духовным наставником Свято-Успенского Храма.

В это же время он поступает в Одесскую Духовную семинарию и успешно оканчивает ее.

Также содействует и активно участвует в создании мужского монастыря в Верхнеднепровске, названного в честь митрополита Киевского и Галицкого - святейшего Владимира. Ему же протоиерей Михаил Овчинников посвящает первый акафист (хвалебно-благодарственное пение, посвященное Богу, Пресвятой Богородице, Ангелу или святому человеку).

Автомобильная катастрофа

В 1999 году с протоиереем Михаилом Овчинниковым случилась автокатастрофа. Много переломов и ушибов. Реанимация... Это был переломный момент в жизни: для него, его близких, прихожан. Трое тяжелейших суток, две клинические смерти, молитвы служителей храма… Врачи прогнозировали самое худшее, но он был чудом возвращен к жизни земной. И прожил еще на Земле целых 18 плодотворных лет.

После больницы отец Михаил уехал в (Крым) - лечиться водами святого источника, который есть на территории женского монастыря, названным Свято-Параскевиевским.

Именно после той трагедии родилась книга «Тайна мира иного. Свидетельства с порога Вечности».

Между жизнью и смертью

Когда батюшка находился в состоянии клинической смерти, то с ним произошло настоящее чудо. Он почувствовал себя отделившимся от физического тела, увидел свет небесный и услышал пенье ангелов, а также молитвы своих послушников.

А еще протоиерей рассказывал, что видел в мире тонком свою мать, а также духовного наставника (которых к тому времени уже не было на Земле).

Все ощущения и видения отражены в его книге «Тайна мира иного…», которая напечана в издательстве Данилова монастыря.

Протоиерей Михаил Овчинников рассказывает, что когда он осознал себя в тонком теле, то ощутил необыкновенную легкость и освобожденность от всего физического. Причем, постепенно стало появляться восприятие цвета, света, звука, формы. И мир был пронизан светом-жизнью.

Он чувствовал и слышал молитвы своих послушников, песнопения мужских голосов, которые молились три дня и три ночи за своего горячо любимого духовного наставника. И душа его откликнулась на молитвы прихожан, и вернулась снова в тело, которое врачи здесь, на Земле, пытались «привести» в норму.

Ввиду своей природной скромности, после всего увиденного и пережитого отец Михаил ни в коем случае не дерзал утверждать, что все увиденное им при клинической смерти - это опыт Жизни Небесной. Но и назвать это сном или послеоперационным бредом - тоже не брался.

Все было по Воле Господа. Протоиерею Михаилу Овчинникову суждено было увидеть тонкий мир для того, чтобы рассказать об этом людям. Что он и сделал в своей книге «Тайна мира иного».

Топловский монастырь

Данная обитель, в которую впоследствии для исцеления плоти переехал отец Михаил, знаменита своими священными источниками. Их воды имеют целебнейшие свойства, особенно Источник Святой мученицы Параскевы, расположенный прямо на территории храма.

Есть также Источник Святого Георгия, который находится в 2 километрах от монастыря (в лесу). И Источник Трех Святых, что в 5 километрах от обители (вода к храму в настоящее время подается через трубопровод).

В эти святые места ежегодно приезжает множество паломников и туристов. У каждого источника есть часовенка и купель.

Название храма произошло от наименования села - Тополевка (или еще ранее - Топлы), на территории которого в свое время было греческое поселение. Сейчас этот поселок называется Учебный. И располагается он вокруг Топловского монастыря.

Обитель основана в 60-е годы XIX столетия на месте, где уже много лет бил целебный источник. По народному преданию, на данной территории приняла священные мучения Параскева - за веру в Господа. И появился в этом месте родник со священной водой.

Чудесным образом была дана служителям храма икона Святой Параскевы, которую увезли греки в город Мариуполь, что в Украине. Эта драгоценность сохранялась в Храме Рождества Богородицы и в свое время спасла город от болезни - холеры.

А по поводу происхождения Топловского женского монастыря есть информация, что в XIX веке в пещерке неподалеку от будущей обители 7 лет жила отшельница Константина из села Курского. Затем переселилась в землянку возле источника Святой Параскевы. А через некоторое время к ней пришли другие женщины. Константина постриглась в монахини и стала настоятельницей образовавшегося монастыря, получив имя Параскевы.

В настоящее время здесь находятся три храма:

  1. Церковь Святой Параскевы.
  2. Церковь во имя Иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте».
  3. Свято-Троицкий собор.

Именно здесь протоиерей Михаил Овчинников восстановил свои духовные силы и излечился от физических недугов. Целебные свойства воздуха, энергетика и святая вода помогли в преодолении смертельной болезни.

К нему постоянно приезжали гости, которых он радушно вместе со своей супругой встречал. Говорили долго и о многом: о жизни, здоровье, вере, духовности. Пили травяной чай и ели пироги, приготовленные заботливой матушкой Людмилой.

Книги

Протоиерей Михаил Овчинников за свою жизнь написал несколько серьезных трудов. Это книги:

  1. «Терновый венец болезни» (издан в 2012 и 2014 годах).
  2. «Между жизнью и смертью» (2005 год).
  3. «Тайна мира иного. Свидетельства с порога Вечности» (2014 год).
  4. «Возвращение в потерянный рай. Вид из окна на Афон» (посмертно).

В своей книге «Терновый венец…» батюшка, полностью полагаясь на милость и любовь Господа, описывает свой опыт преодоления онкологического заболевания. Здесь есть и о причинах возникновения, и рекомендации для лечения (народные средства).

Отец Михаил предлагает серьезно задуматься о своей жизни, о том, для чего послано такое испытание. А также об исцеляющей силе искренней молитвы и душевных страданий.

Издание помогает заболевшим легче перенести весть о недуге, пережить шок и принять ситуацию. Взять ответственность на себя за свою жизнь, полагаясь при этом на Бога. Язык книги искренний и сердечный, вдохновляющий на лучшее и заставляющий не пасовать перед трудностями. Также протоиерей рассказывает о мире тонком: о красоте, свете и вечности.

Книга «Возвращение в потерянный рай…» была написана батюшкой о его поездке в Грецию - на святую гору Афон. Хотя непросто было писать эту книгу (в последние годы травмы давали о себе все чаще знать) из-за состояния здоровья. Книга готовилась к выходу в издательстве Данилова монастыря и вышла уже после смерти священнослужителя. Но он вложил в нее много любви, душевной теплоты и веры в светлое будущее человечества.

Из воспоминаний о протоиерее Михаиле Овчинникове его родных и близких: его главной мечтой было то, чтобы каждый человек, который увидит в своем окне вечный Афон - не в прямом смысле, а через соприкосновение с судьбами других людей - сможет получить истинное вдохновение, силу и свет молитвы афонских священнослужителей. Ведь именно такие необыкновенные, светлой и доброй души люди освещают путь каждого живущего на Земле Небесным Светом. Они по-настоящему преображают жизни многих людей - по всему лицу Земли.

Книги батюшки Михаила рассказывают о внутренней силе духа, о любви к Господу и всему Его творению. Они впечатляют читателей тем, что все описанное пережито автором в жизни. А посвящены издания супруге - матушке Людмиле.

Трепет перед Тайной

Родными людьми, многими прихожанами, почитателями и другими священнослужителями было отмечено, что отец Михаил после восстановления здоровья и полного возвращения к жизни стал глубже понимать Промысел Божий, но все же сохранял определенный трепет перед той Тайной, которая приоткрылась ему во время пребывания в тонком мире.

Ему был дан Господом второй шанс жить земной жизнью - для того, чтобы он сделал для людей нечто великое - рассказал о Мире Горнем, а также помог своим примером в непростые моменты жизни оставаться стойким и верить в себя, полагаясь на Божественный план.

Протоиерей Владимир Карпец к первому изданию книги «Между жизнью и смертью» (которое вышло в Днепропетровском издательстве) в предисловии описывает видения тонкого мира протоиереем Михаилом Овчинниковым, как «промыслительное открытие». А его встречу с наставником протоиереем Константином Огиенко и матерью, во время которой каждый из них дает ему совет на оставшуюся земную жизнь, - как нечто величайшее, выходящее за рамки обыденного понимания жизни.

Когда во время служб кто-то по неосторожности выкрикивал протоиерею Михаилу Овчинникову о том, что тот счастливый человек, увидевший «такое», то получал довольно резкий отклик от батюшки. Он говорил, что никто себе даже представить не в состоянии, через что пришлось пройти и что испытать, пережить, чтобы все это увидеть. Но при этом сохранял спокойствие и оптимизм.

Конечно, только действительно необыкновенной силы духа человек может быть таким милосердным и понимающим по отношению к людям, даже если слышит неуместные фразы или вопросы. После выхода книги «Тайна мира иного…» в Топловский монастырь стало приходить очень много писем. А после издания книги «Терновый венец болезни…» стали приезжать паломники.

И каждый искал поддержки, понимания, помощи в преодолении страхов и других внутренних и внешних проблем. Батюшка давал утешение, помощь, поддержку. Его душа была открыта для любого, а сердечная любовь согревала каждую встречу.

Случай из жизни

Друзья, представители из издательств, паломники, приезжающие домой к отцу Михаилу и супруге матушке Людмиле - в Судак (в годы его жизни и активной духовно-просветительской деятельности), отмечали богатую переписку с людьми из разных уголков России и мира, фотографии, бережно хранимые магнитофонные записи.

Наблюдали также его встречи и общение с людьми, прихожанами. Осознавали, как много людей обращалось к нему за разными советами, касающиеся различных сфер жизни человека. И всем протоиерей Михаил Овчинников терпеливо отвечал, каждого выслушивал. Он очень много себя вкладывал в каждую встречу, человека, общение.

Однажды произошла следующая история в жизни батюшки и одной глубоко верующей женщины из Украины. Когда она была в паломнической поездке по то заехала в Топловский монастырь. И так вышло, что на исповедь она попала к отцу Михаилу. Рассказала свою печальную историю (что отец болен, веры он мусульманской). Батюшка выслушал, спросил женщину о причащении, а в ответ получил ошеломившие его слова: «Причащаюсь очень редко… Потому что считаю себя недостойной…».

И он подробно объяснил женщине о том, насколько важно через святое причастие быть «во Христе». Ведь это помогает находиться в спокойном и гармоничном состоянии, достойно встречать любые трудности и легко их переносить. И что все перед Господом равны и достойны. А причащаться необходимо хотя бы раз в месяц. Слова отца Михаила очень сильно подействовали на женщину. Она пересмотрела свои взгляды: на себя, на то, какое место в ее жизни занимает Бог, на свою семью. И в сердце своем осознала важность и глубинную ценность того, что поведал ей священник.

Она стала исповедоваться и причащаться раз в три недели, потом - раз в две, а в настоящее время - каждую неделю. И не потому, что это настоятельная необходимость. А потому, что это стало потребностью ее души и сердца. Ее жизнь, а также близких людей стала легче и вскоре изменилась к лучшему.

Легкий и светлый человек…

И так случалось очень часто! Протоиерей Михаил Овчинников осознавал, что от его слов, от той энергии, которую он вложит в общение с тем или другим человеком (паломником, прихожанином, другом и так далее), порою зависит все дальнейшее течение жизни собеседника. Это огромнейшая ответственность: перед жизнью, Богом, перед собой... Таким людям действительно непросто живется на этой Земле.

Когда кто-то из людей судит лишь поверхностно о таком человеке, не углубляясь в глубинные чувства и переживания, утверждая, как повезло ему испытать столько благословений, увидеть Великое, - он никогда не поймет через что проходит и что на самом деле порою ощущает этот благословенный. И чего порою стоят радостное расположение, любовь, внимательность и так далее.

Отец Михаил, по воспоминаниям многих людей, был действительно человеком легким и светлым. А на вопрос о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!». И от всего сердца благодарил Господа за посланные ему милости и дары.

Никто из окружающих его людей, а также прихожан ни разу не слышал жалоб, как бы трудно ни было. Лишь самые зоркие сердцем и внимательные в глубине глаз могли заметить капельки тихой грусти, что порою отражались в них. Протоиерей Михаил Овчинников имел право быть радостным и счастливым, поскольку пережил немало трудностей и боли, в том числе и душевной. Но его светлый и радостный внутренний мир, его любящее сердце помогли преодолеть все несчастья, что случались в жизни.

А еще это человек огромного мужества. Потому что все пережить в реальности, а затем описать это в книгах, означает заново возвращаться к тем непростым дням и всему прожитому тогда. Но батюшка сумел и здесь блестяще справиться с поставленной передним Богом задачей. Все ради других - чад своих. Некоторые называли его «старцем», был случай, что даже хотели приехать и «поклониться его мощам» - при жизни отца Михаила. Невежды встречались тоже. А потому он стал предупреждать паломников сразу, что он не является старцем…

В последний год жизни Михаил Овчинников стал все чаще ощущать последствия событий 1999 года. Становился все более зависимым от помощи близких людей. Почти перестал служить в храме, лишь в своей домашней часовне. Но людей принимал до последнего момента. И радовался каждому дню, каждому человеку, приехавшему к нему издалека.

…Похоронили протоиерея Михаила Овчинникова в Крыму, в городе Судаке - рядом с Источником Святого Георгия, под горой.

Молятся за его душу много десятков тысяч людей по всей Российской Федерации, а также из других стран - кто получал помощь, поддержку и благословение от него в свое время.

Ведь его слова ободрения, вдохновение на прекрасное, глубинное понимание каждого пришедшего к нему человека стали такими драгоценными и помогли многим обрести Веру, Надежду, Любовь в своем сердце и жизни в целом.

Когда мне посчастливилось готовить к изданию первую «московскую» книгу отца Михаила Овчинникова «Между жизнью и смертью. Свидетельства с порога Вечности» (она была издана в издательстве «Паломник» в 2005 г.), где священник рассказал о тайне, обычно скрытой от нас, я не была знакома с ним лично, общались в ту пору мы лишь по телефону. Но радостный и полный силы голос батюшки, побывавшего за гранью смерти, говорил о том, что личность он, по меньшей мере, незаурядная.

Отец Михаил, попавший в 1999 году в страшную автомобильную катастрофу, не оставлявшую ему ни единого шанса на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив несколько клинических смертей, встретившись в мире бесплотном с почившими духовником и матерью, он был возвращен из небытия чудом Божиим, совершившимся по молитвам близких людей и его духовных чад.

Вот как рассказывал отец Михаил об этих ощущениях в книге «Тайна мира иного. Свидетельства с порога Вечности» , вышедшей в издательстве Данилова монастыря:

«… Я, к сожалению, смутно помню сам момент расставания души с те­лом. Хорошо помню ощущение легкости, когда, как при глубоком вздохе, при­шло прекрасное ощущение освобождения от больной, разломан­ной плоти. Постепенно, но весьма реально включалось восприятие зву­ка, цвета, формы. Я уходил в неповторимый, неописуемый мир, причем впечатление неземного, неощущаемого ранее состоя­ния нарастало. Сквозь болевой, кровавый мрак вдруг постепенно появился непередаваемо чудесный свет - он был похож не на сполохи лампы, прожектора или светильника, это был весь мир, пронизанный светом-жизнью…

Позднее, читая книгу архиепископа Иоанна (Максимовича) «Жизнь после смерти», я попытался разобраться в своих ощущениях, чтобы (не приведи Господь!) не принять какие-то физиологические ощущения за духовный опыт вне тела. Легли на душу слова святителя:

“…Смерть и есть именно та реальность, которая пробуждает в человеке сознание различия между этим миром и миром грядущим, вдохновляет на жизнь, исполненную покаяния и очищения, пока у нас есть драгоценное времяˮ.

“Истинный опыт неба сопровождается таким чувством благоговения и страха пред Божиим величием и чувством такого недостоинства созерцать Его, какие редко можно сейчас встретить и у православных христиан, не говоря уж о тех, кто находится вне Церкви Христовойˮ.

Я не дерзаю говорить, что это был именно опыт неба, я его не искал, все происходило помимо моей воли – исключительно по воле Божией… Переживания мои в моменты нескольких клинических смертей были так глубоки, так разительно отличались от горячечных снов человека в послеоперационном состоянии, от видений под операционным наркозом, что я не сомневаюсь: Господь каким-то только Ему ведомым способом дал мне ощутить иную реальность…

Мои первые движения сопровождало какое-то богослужение: молит­вы, песнопения мужских голосов. Было ощущение чего-то родного, знакомого - да ведь это душа перекликнулась с родным монастырем! Как я узнал гораздо позднее, там совершалась непрерывная молитва трое са­мых страшных для меня суток. Вот она - реальная рука христианской помощи!»

Вторая жизнь и трепет перед тайной

Необыкновенная сила свидетельств о. Михаила связана с тем, что он не только сам достойно пережил нестерпимые муки, но, обретя, по сути, вторую жизнь, сохранил величайший трепет перед тайной, которую приоткрыл ему Господь… Именно потому, вероятно, батюшка нашел в себе силы не только вернуться к священнической службе, но и написать обо всем происшедшем с ним – искренне и сердечно, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью. И то, что сделал он это не только как пациент, но и как пастырь, вызывает особое доверие…

С волнением перечитываешь строки из предисловия к первому – днепропетровскому – изданию книги, которое написал протоиерей Владимир Карпец, ныне покойный, который в конце 90-х годов минувшего столетия был благочинным церквей Севастопольского округа:

«Поистине промыслительно открытие сокровенных тайн загробной жизни, промыслительны встречи автора, побывавшего на грани жизни и смерти в мире Горнем, с его духовником протоиереем Константином Огиенко и матерью, уже ушедшими из земной жизни. Промыслительны и слова духовника, звучащие как завет из мира иного: “…Помни до конца дней своих все, что видел здесь, и расскажи людямˮ. Знаменателен твердый ответ мамы на желание батюшки остаться там, вместе с нею: “Благословения Господня на это нет, возвращайся назад, крепись, трудись, тебе там сейчас будет трудно…ˮ

Промыслительно возвращение смертельно раненного священника Михаила – по великой милости Божией – к земной жизни. Для его спасения. Для назидания и спасения всех нас.

В тревожный 1999 год батюшка был, как обычно, вместе с нами на празднике св. Пантелеимона. Вскоре после отъезда его домой как гром раздался телефонный звонок:

– Батюшка в реанимации в тяжелейшем состоянии. Молитесь!

Пораженный, не понимая, что спрашиваю, говорю:

– Какие у него переломы?

– Вы лучше спросите, что цело, – отвечает со слезами его верная спутница – матушка Людмила и повторяет просьбу: усиленно молиться о батюшке.

По молитвам близких людей отца Михаила и его духовных чад Господь делает невозможное, немыслимое для нашего понимания: возвращает дорогого многим священника к жизни.

Вскоре после этого явного чуда протоиерея Михаила привозят в Топловскую Свято-Параскевиевскую обитель… С великим трудом передвигается батюшка в алтаре. У знающих отца Михаила и так любящих его прихожан возникает множество вопросов, особенно о пережитом на грани жизни и смерти. На все вопросы батюшка находил силы отвечать радушно, приветливо и радостно – как и всегда. Но вдруг кто-то из людей, сопереживающих его боли, взял неверную ноту, обронил легкомысленную фразу:

– Батюшка, какой вы счастливый, что такое видели!

Лицо отца Михаила изменилось от боли тяжких воспоминаний, и он ответил:

– Вы не представляете, что говорите, через какие страдания и боль все это пришлось увидеть!

Пусть тот духовный опыт, который дарован отцу Михаилу и который стал достоянием всех нас, принесет еще многим, прикоснувшимся к этой книге, несомненную пользу для спасения душ…»

После тягчайших мук сохранять необыкновенный оптимизм и любовь к жизни мог только человек, знающий истинную цену и жизни, и страданию. После выхода той книги в Крым, в Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь, где служил батюшка, хлынул поток писем, а после издания в нашем Даниловом монастыре книги «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака» (она выдержала более 10 изданий) – еще и поток паломников в город Судак в Крыму, где отец Михаил жил в последние годы со всей верной спутницей и соратницей – матушкой Людмилой, с которой он более 50 лет разделял и любовь, и радости, и скорби, и которой посвятил все свои книги.

Люди, приезжавшие к о. Михаилу, искали поддержки в своих бедах, учились переносить болезни, избавляясь от страха, учились искать, прежде всего, духовные ресурсы исцеления. И о. Михаил с открытым сердцем встречал любого гостя, буквально вкладывая душу в каждый разговор, в каждую встречу.

С матушкой Людмилой

Как не быть “недостойной”?

Я несколько раз была в Судаке у о. Михаила и матушки Людмилы, мы разбирали архивы его переписки с чадами, фотографии, много беседовали и записывали на магнитофон драгоценные свидетельства его жизни. И я видела, как происходили его встречи с людьми, как трезво, рассудительно и в то же время бережно отвечал он на телефонные звонки (даже, на первый взгляд вздорные – о том, например, не погибнет ли человек, взяв новый паспорт). Батюшка понимал, что нет неважных вопросов, и от ответа часто зависит – проснется ли духовно человек или останется жить в магических представлениях о вере.

Среди магнитофонных записей воспоминаний паломников есть удивительное свидетельство Майи, живущей в Украине:

«Когда я была в паломничестве в Крыму и приехала в Топловский монастырь на престольный праздник, то, к моему счастью, на исповедь попала именно к отцу Михаилу. Я тогда пребывала в глубокой депрессии, о чем и рассказала батюшке. Он с большим участием спросил, отчего у меня депрессия? Я объяснила, что отец серьезно болен, и это меня очень мучает.

– Причащается ваш отец? – спросил отец Михаил.

– Нет, – покачала я головой, – он мусульманин.

– А вы-то сами как часто причащаетесь?

– Очень редко, – ответила.

– Почему?

– Считаю себя недостойной…

– А вы знаете, что такое соединение со Христом, что значит – быть во Христе?

– Ну, как-то так, примерно…

– Так вот, когда мы причащаемся, мы соединяемся с Христом и пребываем в Нем. И тогда нам абсолютно ничего не страшно – ни депрессия, ни бесы, ни тяжкие жизненные обстоятельства… То есть мы полностью находимся под защитой Христа. И потому причащаться лучше как минимум раз в месяц.

И это был переломный момент в моей жизни, когда я осознала, что такое причастие. Это полностью перевернуло мое сознание. И после той исповеди я начала регулярно исповедоваться и причащаться – не потому что «так надо», а все глубже понимая, что это единение со Христом дает мне силы верить и жить. Вскоре я поняла, что причастие раз в месяц – это для меня мало. Я стала исповедоваться и причащаться раз в три недели, потом в две, а сейчас – еженедельно. И эта работа над собой мне очень помогает, я стала более спокойной. Я начала понимать, какое счастье – постоянно пребывать со Христом, когда никакие жизненные обстоятельства, никакие провокации не могут так воздействовать, как раньше. Я стала эмоционально более стабильной, многое стало открываться в духовной жизни, начала понимать, откуда «ноги растут» у моих невзгод, каким путем идти дальше. Что бы ни случилось – приходит трезвое решение, как это преодолеть. И решение не от меня, а от Господа.

Глубокая благодарность отцу Михаилу за тот совет, который я никогда не забуду. Ведь после той встречи наладилась не только моя жизнь, но и жизнь моих близких. И папа мой за неделю до кончины принял православие, причем пришел к этому решению осознанно, сам попросил о крещении и причастился Святых Таин. То есть ушел он из этого мира со Христом и – (надеюсь!) к Христу. Может ли быть большее счастье?»

С о. Илием Ноздриным и о. Николаем Доненко

Каким же он был легким и светлым человеком!

– Как ваше здоровье, отец Михаил? – непременно спрашивала я, когда звонила в Крым, хотя ответ могла предугадать заранее.

– Слава Богу! Знала бы ты, сколько милостей посылает мне Господь!

Жалоб от священника, как бы ни было ему трудно, никто никогда не слышал. В любой ситуации на лице его – открытая радостная улыбка, и лишь глубоко в глазах можно было иногда разглядеть отсвет тихой грусти. Когда он звонил из Крыма в Москву, в издательство, кто бы ни взял трубку, слышал неизменное:

– Здравствуй, родненькая моя, радость моя!

Он – имеет право на такую радость, пережив опыт невыносимой для человека боли, опыт ее преодоления, преображения в светлое состояние, которое можно выразить словами: «Слава Богу за все!»

Но цена этой обретенной радости немалая. Ведь писать обо всем произошедшем с ним – значит, переживать все еще раз заново, значит, нести крест общения с множеством людей, среди которых есть и такие, что хотят чудес и требуют от него пророчеств.

Об одном таком случае в Свято-Параскевиевском Топловском монастыре отец Михаил рассказал во время своего приезда в Москву на Международные Рождественские образовательные чтения.

Однажды к матушке Людмиле, верной спутнице батюшки, подошла группа женщин:

– Где здесь у вас находятся мощи известного старца?

– Какого старца? – удивилась та. – Таких мощей в Топловском монастыре нет.

– Как это – вы здесь живете и не знаете? – возмутились «паломницы». – Всем известно, что здесь лежат мощи отца Михаила. От них уже много исцелений было!

Узнав, что отец Михаил жив и что старцем он, конечно же, не является, женщины были очень разочарованы. Их мысли тут же приняли иное направление:

– Ну, значит, отец Михаил при смерти. Нам говорили, что если кто подержится за умирающего священника, тому простятся все его грехи – в том числе и будущие. У нас к вам предложение: позвольте приложиться к вашему батюшке, а мы организуем сбор пожертвований, так что хватит и на похороны, и на памятник!

Естественно, «паломницам по старцам» был дан от ворот поворот…

Печальный пример дремучего «народного благочестия», вырастающего из невежества, пользующегося вздорными «бабьими баснями»! Для таких «искательниц», очевидно, все равно, что к священнику за советом обратиться, что к гадалке пойти… С тех пор отец Михаил заранее предупреждал всех приехавших к нему посетителей: «Имейте в виду: я – не старец!..»

Но тяжелейшие травмы 1999 года давали знать о себе все сильнее. А в минуты, когда отпускала болезнь, отец Михаил служил в домовой часовне в Судаке, исповедовал, принимал посетителей… И хотя все труднее было браться за работу, батюшка писал книгу об Афоне, который он полюбил всей душой. Эту книгу «Возвращение в потерянный рай . Вид из окна на Афон» , которая готовится к выходу в издательстве Данилова монастыря, он, к сожалению, не увидел при своей жизни. Отец Михаил вложил в ее создание все силы души. Он мечтал о том, чтобы те, кто взглянет из окна своего дома на вечный Афон – через судьбы людей, с которыми он соприкоснулся, смогут вдохновиться силой и светом молитвы афонских подвижников, которые освещают наш земной путь к Небу и преображают жизнь каждого из нас – независимо от того, был ли он на Афоне.

Верится, что именно так и произойдет…

Последний год был особенно трудным для отца Михаила и его близких. Немощный батюшка не мог уже обходиться без помощи. Казалось, он терял память. Чада и паломники, приезжавшие в Судак, со слезами наблюдали угасание любимого батюшки. Но Господь и здесь являл чудеса. Взглянув с улыбкой на очередного посетителя, отец Михаил начинал беседу и вдруг говорил что-то особенно глубокое, нужное именно этому человеку, так что тот был поражен до глубины души:

– Да как же может быть такое!!!

Отец Михаил похоронен в Судаке под горой, где находится источник Святого Георгия.

«Каким же он был легким и светлым человеком!» – говорили многие в день похорон. Мало кто умел любить так, как он. Об этом лучше всех знает его верная спутница матушка Людмила, с которой он прожил более 50 счастливых лет. И в это трудное время она особенно нуждается в нашей молитвенной поддержке.

Уверена, что молиться об упокоении отца Михаила будут очень многие люди по всей России и в других странах, которые благодаря пламенному слову батюшки обрели надежду и веру, научились терпеть, молиться и любить. Он безмерно много значил для десятков тысяч людей.

Всех нас соединяет с отцом Михаилом та Любовь, которую он нес людям, которая «никогда не перестает». И мы уверены, что и в разлуке связь эта не прервется вовеки. И лучшей памятью о нашем дорогом батюшке будут его книги, согревающие светом его большого сердца и сейчас, после его ухода в Вечность.

Алла Добросоцких-Шлифер

Протоиерей Михаил Овчинников до посвящения в священный сан после окончания Казанского авиационного института работал инженером-испытателем ракетной техники в Конструкторском бюро «Южное» и Производственном объединении «Южный машиностроительный завод». У отца Михаила есть дар от Бога в области музыки, живописи, скульптуры. Он человек широкой эрудиции, душевной теплоты, сердечности, ума и большого творческого потенциала; имел ряд персональных выставок живописных работ.

В 1991 году Михаил Овчинников стал священником. Будучи настоятелем Свято-Успенского храма города Верхнеднепровска Днепропетровской области, отец Михаил окончил Одесскую Духовную семинарию, реализовывал свои духовные силы в разных областях. Им был составлен первый акафист священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому.

После автомобильной катастрофы, которая поставила отца Михаила Овчинникова на грань между жизнью и смертью и принесла миру новые свидетельства о вечном бытии, он служит в Топловском женском монастыре святой Параскевы в Крыму.

Горячий отклик вызвал в сердцах людей этот необычный рассказ. Поражало то, что священник, наш современник, протоиерей Михаил Овчинников, попавший в жестокую автокатастрофу, не оставлявшую ему никаких шансов на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив в это тяжелейшее время несколько клинических смертей, пройдя через нестерпимые муки, чудом Божиим возвращенный из небытия, отец Михаил нашел в себе силы написать обо всем происшедшем с ним, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью.

В моменты гибели организма

Реанимация, нейрохирургия, кровь, боль и смерть… Мои повреждения были столь серьезными, что в первые дни после аварии врачи не могли дать никакой гарантии, что я выживу. Первое, что я вспомнил, было ясное ощущение – душа моя покидала тело. Происходило это шесть раз… Разумеется, эти моменты остались только в моей памяти, как-то зафиксировать их в тяжкие для меня минуты я не мог.

Первая встреча с миром иным – настолько неожиданно и резко это произошло, что я, к сожалению, смутно помню сам момент расставания души с телом. Хорошо помню ощущение легкости, когда, как при глубоком вздохе, пришло прекрасное ощущение освобождения от больной, разломанной плоти. Постепенно, но весьма реально включалось восприятие звука, цвета, формы. Я уходил в неповторимо прекрасный, восхитительный мир, причем впечатление неземного, неощущаемого ранее состояния нарастало. Сквозь болевой, кровавый мрак вдруг постепенно появился непередаваемо чудесный свет – он был похож не на всполохи лампы, прожектора или светильника, это был весь мир, пронизанный светом-жизнью.

Мои первые движения сопровождало какое-то богослужение: молитвы, песнопения мужских голосов. Было ощущение чего-то родного, знакомого – да ведь это душа перекликнулась с родным монастырем! Как я узнал гораздо позднее, там совершалась непрерывная молитва трое самых страшных для меня суток. Вот она – реальная рука христианской помощи.

Задумайтесь: как страшно, что многие наши современники совершенно не знают, не понимают невидимой, но реальной силы молитвы. А я свидетельствую, что слова молитв, и особенно в такие труднейшие минуты, сопровождали меня, беспомощного, нежно поддерживали, заботливо направляли, вселяя спокойную уверенность в несокрушимости Божией силы. При этом у меня было ясное понимание своей плотской, греховной слабости, но рядом – несгибаемой силы помощь Господня…

Затем я начал ощущать тончайшие переливы музыки – это звучали духовные песнопения, красоту которых не описать человеческими словами. Это был не земной и даже не церковный хор, пусть и высочайшего профессионального уровня. Душа ясно понимала: поют Небеса. Такого на земле я не слышал. Увиденное за этой тонкой невидимой чертой, отделяющей меня от земли, таково, что все человеческие таланты неспособны даже приблизиться к этому неземному Царству совершенства.

Хочу подробней рассказать о том свете, которого коснулась моя душа в первые минуты перехода в мир иной. Как художник, я заметил, что эти неземные, хрустально-серебристые, нежно-золотистые переливы вмещают еще и сложнейшие, тончайшие оттенки, размывки, переходы, над которыми может долго, но безрезультатно трудиться целый коллектив профессиональных живописцев. Честно говоря, мне очень тяжело передать словами все виденное. Понимаю свое недостоинство и не могу судить, что именно было мне показано. Но почему-то пришли на ум слова: «Опиши словами нетленный Божий свет Фаворский». Не дерзаю говорить, что я видел хотя бы отблеск этого света, но нельзя найти слова в человеческом лексиконе, способные выразить мои ощущения… Глядя на пространство, наполненное миллиардами вроде незаметных, но реально ощутимых, чудных цветовых переливов, я невольно подумал, что перед моими недостойными глазами дышит, живет мир Божий (прости, Господи, если уместно здесь простое человеческое слово). Было ощущение, что этот цветовой мир действительно наполнен жизнью (ко всему прочему, я прямо оттуда получал ответы на все волнующие меня вопросы).

Размышляя над этим видом Вселенной Господней, я вдруг ясно понял, что все мы, земные люди, живем как-то не так, зачастую, по нашей греховности, не попадая в этот радостный ритм течения жизни, в это невидимое вселенское дыхание, созданное Богом. А вот великие христианские подвижники, на мой взгляд, своей неусыпной, длительной молитвой поднимали себя до этих высот ощущения ритма Божиего Света. Вспомним примеры из жизни преподобных отцов: , Сергия Радонежского, Оптинских старцев, великомученицы Параскевы, целителя Пантелеймона, современных страстотерпцев, мучеников за веру Христову… Этот список можно продолжать бесконечно… Многие люди свидетельствовали: в моменты усиленной молитвы, высокого духовного напряжения от лица этих людей исходил свет, от тел – сияние, в зимнем, снежном лесу открывались цветы и травы, в промерзшем карцере страшного лагеря согревала дивная молитвенная ночь… Исчезало восприятие боли, не обжигало кипящее в котле масло… Изменялась даже окружающая природа: трава, листья на деревьях, появлялись нежданные цветы в снегу, необычные свечения и прочее…

Люди ощущали эти необычные явления, потому что на их глазах в молитвенной силе подвижников наглядно проявлялась безграничная сила Божия, которую мы, грешные земные люди, просто никогда не видим…

Уже во время своего выздоровления в книге «Страшный Суд Божий» я прочитал о видениях Григория, ученика святого Василия Нового Царьградского: «И в тот час вся земля и весь воздух на ней воспылал снеговидным пламенем, и совершалось это чудо продолжительное время, и поднялось сие пламя снеговидное в высоту небесную, и сошло с высоты небесной бесчисленное множество селений Божиих чудной красоты с храмами Божиими и палатами… И слышен был несмолкаемый глас шума празднующих, глас непрестанного веселия духовного. Там непрестанный покой, неиссякаемая радость, вечное торжество, вечный праздник – Вечная Пасха Нетленная!»

Как эти слова, сказанные много веков назад, были близки к моим чувствам! В который уже раз я убедился, что сочинить все это по своей воле человек просто не в силах. Ощущение счастья, которого я, недостойный, коснулся в свои тяжкие минуты, не оставляет меня до сих пор: радость, молитвенная легкость и безграничный покой… Слава Богу за все!

Кстати, врачи удивленно поглядывали на меня, когда слышали сказанные мною слова, столь странные в таких мучительных обстоятельствах:

— Радость какая!..

— Как возможна сейчас какая-то радость? – недоумевали они.

Реальные встречи в мире тонком, бесплотном

И вот начались мои встречи в этом чудном неземном пространстве. Особо хочу подчеркнуть, что эти встречи по реальности и информативной насыщенности отличались от бредового состояния больного, вызванного болью или действиями сильных медицинских препаратов. Как правило, в таких случаях больное сознание человека каким-то образом выбирает из памяти лики людей, живых и усопших, хаотично связывая их воедино в каких-либо фантастических действиях.

При переходе моей души в мир иной я встречался только с усопшими людьми, близкими и важными для меня. И никакого хаоса – встречи четкие, ясные, осмысленные, с важными для меня откровениями, нужными сведениями.

Здесь необходимо ответить на один важный, по мнению многих, вопрос: «Действительно ли в эти моменты тело мое было вне жизни?» Вот мнение преподобного подвижника V века :» Часто это (духовное видение) начинается у умирающего еще до смерти, и, все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие».

Первым, кто появился на моем пути, был усопший духовный наставник, бывший секретарь Днепропетровской епархии, протоиерей Константин Огиенко. Лицо его, как всегда, жизнерадостное, с улыбкой:

— Вот и «старец» наш появился. Рановато…

Многие мне задают вопросы – какой он имел вид, во что был одет? Мне во всех потусторонних встречах очень четко запоминались только ясные лица усопших, на которых особенно выразительными были глаза. Очевидно, это самое характерное в человеке.

Именно глядя друг другу в глаза, мы безмолвно общались, через глаза текла нить нашего разговора. Теперь знаю, что наше земное выражение «Глаза – зеркало души» – не случайно, оно находит объяснение в Священном Писании: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» ().

Дай нам, Господи, сил, чтобы глаза наши наполнялись светом чистоты, любви и правды, чтобы не стыдно нам было перед людьми поднять свои очи…

Во время этих встреч одежду я видел очень смутно: какие-то серебристо-переливающиеся накидки, покрова. Не разглядел ни рук, ни ног. В этой связи весьма интересно мнение иеромонаха : «Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что, конечно, формы, которые принимают эти видения – не обязательно «фотографии» того, в каком положении находится душа в ином мире, но скорее образы, передающие духовную правду о… состоянии души».

Общение с отцом Константином шло весьма активно, но не через нашу обычную речь. Мы общались, обмениваясь информацией мысленно, глядя друг другу в глаза. Никаких затруднений этот необычный способ общения у меня не вызывал, очевидно, наши души прекрасно это умеют делать.

В этой встрече я держал строгий ответ за все свои духовные шаги. Ясно, четко, прямо обсуждался порядок моей жизни. Не было никаких возможностей умолчать о чем-либо неприятном для тебя: ведь общение идет, как естественное дыхание организма. А человеку невозможно дышать слегка, немного. Так же полно, как вдох и выдох здесь, на земле, мы будем «выдыхать» из себя все допущенные нами ошибки там, на Небесах.

Часто во время нашего разговора я чувствовал огорчение своего наставника, а иногда – радость. Но не было ни упреков или выговоров, ни восторженных похвал – все ровно, спокойно, мне же было все предельно ясно: что я сделал так, а что не совсем правильно. Верно заметил один близкий мне священник, слушая мой рассказ: это была встреча ученика, написавшего работу на экзамене, со своим преподавателем. Мои ответы как ученика очень часто мне самому не нравились, ужас охватил меня, когда я понял, что с этими же вопросами ко мне сейчас нагрянет черное бесовское племя и предъявит свитки с записями всех моих прегрешений. С трепетом я поведал об этом своему любимому отцу Константину и услышал в ответ серьезные и радостные слова:

— Вот и прекрасно, что все это понял, самое главное, что вовремя. А теперь возвращайся назад – тебя ждут дела, люди. Помни до конца дней своих все, что видел здесь, и расскажи людям.

Развернул он меня в ту сторону, откуда я прибыл, – и я почувствовал его увесистый дружеский хлопок по спине (хотя и понимал, что ни спины, в нашем понимании, ни рук там не было). Вот так – с улыбкой и пониманием, с добрым отеческим наставлением – встретил, вернул меня назад протоиерей Константин Огиенко. Как происходило духовное общение? У епископа я нашел интересное мнение: «…душа по выходе из тела вступает в область духов, где как она, так и духи являются действующими по тем же формам, какие видны на земле между людьми: видят друг друга, говорят, ходят, спорят, действуют. Разница только в том, что там область утонченного вещества, эфирная, и в них все потому утонченно-вещественно и эфирно».

При последующих переходах моей души в мир бестелесный произошла нежная встреча с моей усопшей мамочкой. Измученная тяжелой смертельной болезнью на земле, она твердо шла к Богу. И теперь я увидел ее в сиянии, которое не выразить земными словами! Нам обоим так хотелось остаться вместе… Но, упреждая мой вопрос, она сказала уверенно:

— Благословения Господня на это нет. Возвращайся назад. Крепись, трудись – тебе там сейчас будет трудно и больно.

Ее глаза, глаза любящей матери, излучали немую скорбь за те часы в болезненных корчах, которые мне еще предстояло выдержать. Но не услышал я от мамы ни слова мирских страданий и охов, к которым мы так привычны здесь, на земле, и которые, как правило, ни к чему доброму не ведут.

Были и другие встречи с духовными людьми, со знакомыми и родными, но они не представляют большого интереса для читателя.

Сейчас меня поражает последовательность духовных встреч в Божием мире: первым появился усопший духовный наставник, и только потом – мама.

Покаяния отверзи ми двери, жизнедавче!

В переводе с греческого слово «покаяние» означает изменение сознания, возвращение его на путь истины, то есть покаяние – это подвиг благочестивой жизни, умоляющей Бога о прощении всех прежних грехов. Или, как говорит святой : «Покаяние есть возвращение крещения», то есть очищение совести. К этому можно добавить фразу : «Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань… И когда достигнем любви, тогда достигнем мы Бога, и путь наш совершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец и Сын и Дух Святый».

Как раз покаяния – этого дивного, чистого явления – нам всем так не хватает. В один из моментов на грани жизни и смерти я наблюдал весьма впечатляющую картину.

Душа моя, поднимаясь над землей, вдруг увидела внизу большую группу людей, которые старательно, даже как-то упоенно перебирали груды мерзкого вида бумаг, документов, папок и т. д. Они в них что-то вычитывали, потом скорбели или, наоборот, неистово радовались, обсуждая друг с другом прочитанное.

Поднимаясь еще выше по какой-то немыслимой спиральной линии, я вдруг обратил внимание на необъятные просторы земли, на которых тысячи, миллионы людей были заняты этой ужасающей, непонятной работой. На мои недоумения я получил заботливый ответ, исходивший откуда-то из дивных переливов света.

— Да, это все мирские, земные дела, суета… Перебирают они все, как им кажется, важное, – услышал я.

Но в этой громадной грязно-серой массе выделялись отдельные люди, у которых возле груди, рук, головы вдруг зажигался примерно тот же несказанно красивый свет, которым меня поразил мир иной в самом начале. Я увидел, что они прилагают для этого немалые усилия.

Представьте себе: движутся с земли души усопших людей. Большая часть блекло-тусклые, их очертания как бы искажены, размыты. А какая-то, довольно малая, часть душ переливается негасимым, неземным светом, в сиянии пересекая необозримые пространства.

— Смотри внимательно, – помогает мне невидимый голос, – люди, копаясь в ужасающей пыли земных грехов, покрыли свои души грязной коркой. На них же смотреть страшно. А где-то человек, пытаясь уйти от этой грязи, принимает искреннее покаяние. Вот этот его шаг и ломает невидимую мерзкую корку, и человек начинает светиться, радоваться. Свет от этих душ – это то, к чему всех вас призывает Господь Вседержитель: любовь! Любовь к Богу и ближнему своему.

Так просто и легко мне стало. Да ведь мы все наполнены этой дивной любовью еще с момента духовного рождения – Крещения. Посмотрите внимательно в глаза маленькому несмышленому ребенку: какая чистая детская любовь в его душеньке! А мы, взрослые, разумные вроде люди, в земной суете, в немыслимом мирском раздражении, как почувствуем эту любовь? Тут уместно вспомнить слова , что покаяние – возвращение Крещения.

Вот ведь в чем простота и вместе с тем такая тайна для человека: покаявшись со слезами, от всего сердца в своих прегрешениях, злодеяниях, преступлениях – обретает человек крещенскую любовь Господню и начинает светить людям. Дай Бог нам всем ощущать этот свет и научиться открывать его для своей удивительной души, которую мы сами еще толком не знаем.

Возвращение души в покинутое тело

Воспоминания о неоднократном возвращении души в разбитое, искалеченное тело – весьма невеселые. Душа до мелочей помнит состояние тела, в котором только что пребывала, прекрасно сознает жесткий дискомфорт этого тела, находящегося, мягко выражаясь, не в полном порядке. Однако без всякого ропота, с послушанием двигаюсь обратно.

Прежде всего, поражает тот ужасающий мрак, который застаешь на месте разлучения с телом. Пусть не обидятся работники больницы – у них там все освещено, прибрано, в полном порядке. Просто представьте себе резкий переход от сияния Божиего света на Небесах к нашим земным условиям, как бы старательно о них ни пеклись!

— Это вполне очевидно, но мы с вами постепенно все это поправим (жалко только, что Бога тут он не вспомнил – ведь без него-то мы уж точно ничего бы не поправили. – Авт.), и все ваши расстроенные органы постепенно включатся в общую работу организма.

Много людей навещали меня, волнуясь обо мне.

— Все нормально, – улыбаясь, отвечал я на их вопросы.

В это тяжкое время я убеждался, что с улыбкой жить легче, точнее – легче остаться жить. Хочу отметить, что здесь, на земле, в периоды моего полуобморочного, сонного состояния меня действительно мучили всякие невероятные эффекты. Я видел какие-то боевые действия, ночные десантные бои, взрывающиеся гранаты, вертолеты. Говорят же, что в таком состоянии без различных видений, галлюцинаций не обходится. В самом деле, и они были, нужно только стараться различить болевую, лекарственную реакцию изувеченного тела, пораженного мозга, от той реальной благодати Божией, о которой идет речь в этой работе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: