Работа в израиле по программе переселения. Но существует ограничение по возрасту

Благодаря высокому уровню социального развития Израиля, благоприятным условиям проживания и трудоустройства, переезд туда приобрел большую популярность. Россиянам для нахождения в стране до трех месяцев виза не нужна.

Если же они решаются на переезд, то получают финансовую поддержку в рамках программ для переселенцев (только лица еврейской национальности).

Особенности

Миграционная политика Израиля направлена на возвращение еврейских граждан и лиц, имеющих еврейские корни, но проживающих за границей. Согласно официальной политике государства, национальность определяется по материнской линии. Но даже если евреями являются дедушка или бабушка, на практике этого бывает достаточно.

При определенных обстоятельствах евреями считаются лица, принявшие иудаизм.

Не обязательно при репатриации отказываться от имеющегося гражданства, в отличие от натурализации.

После прилета лицо, имеющее еврейскую национальность, встречают и в специальном помещении выдают внутренний паспорт, подъемные деньги, sim-карту и карту записи в больничную кассу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Иммигрант получает право на трудоустройство, пенсию и медицинское обслуживание. В течение полугода будет выплачиваться определенная денежная сумма, предоставляются таможенные льготы, скидки на покупку жилья и машины.

Первые три месяца еврей-иностранец не может участвовать в выборах, а загранпаспорт ему выдадут только через год проживания в Израиле.

Для людей другой национальности установлены иные условия. Гражданство они получат только через три-четыре года проживания на законных основаниях при имеющемся материальном доходе и знании иврита.

Способы

Для тех, кто не является евреями, существует несколько путей получения вида на жительство:

Заключение брака с лицом, являющимся гражданином Израиля Брак является одним из самых популярных способов переезда. Для иммиграции подается ходатайство в МВД для получения визы категории B1. Она действует год и дает право на работу.

Затем специальным бюро брак проверяется на фиктивность. Только после этого выдается A5 (вид на жительство), а еще через четыре года ПМЖ (в случае неофициального брака через семь лет).

Переселение пожилых родителей к своим детям Родители, у которых дети проживают в Израиле на законных основаниях и имеют доказательство финансовой обеспеченности, могут переехать к ним.

Но существует ограничение по возрасту:

  • мужчинам должно быть более 67 лет,
  • женщинам более 65.

Сначала пожилым людям необходимо получить визу B1, затем A5, через четыре года можно обращаться за ПМЖ.

Трудоустройство Шансы получить работу вырастут многократно, если выучить иврит. Конечно, у всех нанимателей в приоритете находятся местное население.

Но если все же удалось заключить договор с организацией, нужно получить разрешение в Министерстве промышленности, торговли и труда. Потом оформить визу B1, а через несколько лет ПМЖ.

Обучение Это не дает права на получение гражданства, но облегчает его. Дипломы страны ценятся в Европе и США. После окончания учебы возможны стажировка и трудоустройство в престижных местных и международных компаниях.
Переезд представителей религиозных конфессий Израиль является очень религиозным государством, и при наличии приглашения волонтеру или представителю религиозных конфессий без особых препятствий оформят визу B3.

Она действует в течение шести месяцев, но возможно и ее продление.

Статус беженца Очень много желающих получить его, но удается это осуществить единицам. Не дает никаких социальных льгот: ни трудоустройства, ни медпомощи.

На территории государства разрешается находиться временно, и при первой возможности беженца отправят обратно на родину.

Бизнес-иммиграция Тоже большая редкость. Разрешена только в тех случаях, когда бизнес представляет интерес для государства.

После четырех лет проживания на законных основаниях мигрант может подать прошение на получение ПМЖ. Для получения гражданства, которое дает право на оформление национального паспорта, участие в выборах и трудоустройство в государственных органах, можно пройти процесс натурализации.

Лицам, имеющим еврейские корни, быстро получить израильское гражданство поможет программа репатриации. Также статус может быть присвоен детям и супругам претендентов и членам их семей.

Этапы иммиграции в Израиль из России

Для получения еврейского гражданства или ВНЖ необходимо обращаться в Министерство иностранных дел, а в некоторых случаях в консульство. Для начала нужно определиться со способом иммиграции и мотивами для переезда.

Следующие этапы:

  1. Подача документов. Она осуществляется по предварительной записи. Время ожидания может затянуться до двух месяцев.
  2. Заполнение анкеты. Является важным пунктом. Особый момент - вероисповедание, так как любая другая вера, кроме иудаизма, может стать причиной для отказа.
  3. Собеседование с консулом. На нем обязаны присутствовать все члены семьи, включая детей старше трех лет. Претендент должен честно рассказать о мотивах переезда.
  4. Проверка переданных документов органами МВД.
  5. Получение визы на срок до одного года, с последующим продлением на такой же период.

Если же иммигрант решит незаконно остаться в стране после окончания безвизового посещения, его депортируют и запретят въезд на 10 лет.

Через четыре года пребывания с видом на жительство можно приступать к оформлению ПМЖ (постоянного места жительства).

Его обладатель имеет все права, которыми пользуются граждане Израиля, кроме следующих:

  • получить местный паспорт;
  • занимать должности в государственных органах;
  • принимать участие в выборах.

Подать прошение на гражданство можно будет через семь лет легального проживания на израильской территории. Но не все иностранцы решаются на это, так как не хотят терять первоначальное подданство.

Еврейское происхождение дает практически стопроцентную гарантию получения статуса резидента.

Необходимые документы

Самый беспроигрышный вариант для переезда в Израиль - это переезд на постоянное место жительства благодаря еврейским корням. «Право крови» распространяется на семью до третьего поколения.

Но для этого нужно документальное подтверждение.

  • загранпаспорт;
  • свидетельство о рождении всех членов семьи по материнской линии;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • две цветные фотографии;
  • заполненная анкета;
  • бумаги об образовании: диплом, аттестат, сертификат;
  • трудовая книжка;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • страховой полис;
  • военный билет;
  • справка об отсутствии судимости;
  • документы, подтверждающие наличие и место жительства родственников в Израиле;
  • свидетельство о смерти усопшего родственника-еврея.

Не всегда требуется приглашения от родственников. Но если есть старые семейные фотографии, архивные документы, письма, то это окажется полезным при рассмотрении заявления в консульстве и ускорит принятие положительного решения.

Все бумаги должны быть заверены у нотариуса и переведены на иврит и английский.

Плюсы и минусы

Переезд в Израиль для россиян имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

Плюсы Минусы
Активная борьба с коррупцией, приоритет закона. Террористическая опасность, несмотря на активную работу полиции случаются теракты.
Низкий уровень преступности. Военное положение в стране, периодические столкновения в разных регионах.
Высокий уровень жизни и социальной защиты населения: образование, медпомощь, пенсионное обеспечение. Граничит со странами с нестабильной ситуацией.
Теплый субтропический климат, множество курортных зон, выход к четырем морям. Пустынный ландшафт, зимой сильные ветры с песком.
Наличие большого числа приехавших людей из России. Недостаточное количество пресной воды и отсюда высокая ее стоимость.
Качественная медицина, лучшие в мире врачи, высокая продолжительность жизни. Напряженная экологическая ситуация: развитая промышленность и многочисленное население.
Материальная поддержка иммигрантов. Большое количество иммигрантов.
Израильский паспорт предоставляет право на въезд в 91 страну мира без визы. Высокие цены на недвижимость из-за нехватки земли, дорогое электричество.
Лояльная миграционная политика, толерантность местного населения. Обязательное знание языка.
Развитая инфраструктура. Проблематичное трудоустройство.
Можно не отказываться от российского гражданства, что позволяет посещать родину без ограничений. При входе в заведения с большим скоплением людей проверки и усиленные меры безопасности.

Теперь, зная о всех подводных камнях, каждый может сделать для себя вывод, понравится ли ему жить в этой стране. И, если положительные моменты перевесят, можно отправляться за визой. Конечно, сначала стоит съездить на ознакомительную экскурсию.

Репатриацией называется возвращение в родную страну человека, который был вынужден переехать в другое государство и потерял первоначальное гражданство. Как известно, евреи часто становились жертвами различных притеснений, поэтому на данный момент вне Израиля проживает порядка 7,5 миллионов евреев – на 1,5 миллиона больше, чем в родной стране. К счастью, каждый человек, некогда разлучённый со своим народом, может вернуться на родину. Поэтому давайте разберёмся, как происходит репатриация в Израиль в 2019 году.

Кто может стать репатриантом

Закон о возвращении евреев в Израиль, принятый ещё в 1950 году, подразумевает, что переехать в это государство могут дети и внуки евреев. Естественно, свою принадлежность к еврейской национальности придется доказать, предоставив справки – например, из ЗАГСа. При этом имеет значение конфессия потенциального мигранта. Конечно, никто не может заставить вас перейти в другую веру, но даже ближайшие родственники евреев, не исповедующие иудаизм, рискуют не попасть под программу для репатриантов.

Также существует ещё одна группа тех, кто имеет право на репатриацию в Израиль. Это люди, принявшие иудаизм по Галахе, то есть своду законов, зафиксированных в Торе. Данное правило вызывает критику, так как ограничивает в правах представителей других конфессий, а ведь в Израиле установлено равенство прав для всех граждан.

Так или иначе, но других путей стать репатриантом нет. Даже если полноправный житель страны возьмёт себе в жёны иностранку (или жительница выйдет замуж за приезжего), новому члену семьи гражданство не дадут. Придётся оформлять ВНЖ, ходатайствовать о ПМЖ…

Терминология

Любопытно узнать, как называется переселение евреев в Израиль из РФ в частности и из других стран вообще: алия. Да, именно отсюда пошло название Министерства алии и абсорбции.

Согласно языковой традиции, людей, массово переезжающих в Израиль из одного государства, выделяют как некую общность, то есть принято говорить о русской, украинской и белорусской алии.

Дословно термин означает «восхождение, подъём, возвышение». Так что у этого слова есть не только фактическое, но и метафорическое значение, ведь Израиль – Земля Обетованная.

Основные программы репатриации в Израиль

Существуют различные программы для репатриантов в Израиль в 2019 году. Если вы собираетесь вернуться на историческую родину, есть смысл поинтересоваться деятельностью таких известных организаций, как МАСА либо НААЛЕ . Представители данных компаний совместно с властями Израиля разработали множество предложений для разных категорий людей, в том числе:

  • студентов;
  • специалистов, желающих повысить квалификацию;
  • одиночек, планирующих создать семью за границей;
  • пенсионеров.

Особенно часто репатриантов интересует программа по возвращению евреев в Израиль «Перспектива». В ней могут принять участие потенциальные мигранты, евреи, исповедующие иудаизм и окончившие вуз в другой стране. Правда, здесь есть довольно жёсткое ограничение по возрасту: 33-42 года.

Также пользуются популярностью программы возвращения медсестёр и медбратьев. Ими пользуются люди в возрасте до 33 лет, проработавшие по специальности как минимум 1,5 года. Человек, успешно прошедший подобную стажировку, становится полноправным жителем страны.

Учёба в Израиле для детей и молодёжи

Присоединившись к той или иной учебной программе, можно сразу начинать грызть гранит науки. Министерство алии и абсорбции делает всё для того, чтобы учёба в Израиле для репатриантов проходила как можно успешнее. Дети приезжих могут ходить в детский сад и школу сразу по приезду в новое государство. Что касается студентов, то им доступно множество подготовительных отделений в вузах, в том числе наиболее рейтинговых. Если приезжий плохо владеет ивритом, есть смысл записаться в ульпан – школу, где каждому мигранту из СНГ помогут освоить язык с нуля (причём для репатриантов 5 месяцев обучения являются бесплатными).

Программы абсорбции: репатриация семей и одиночек

Евреям или людям, исповедующим иудаизм, к тому же собирающимся переехать в Израиль вместе с семьёй, следует узнать больше о программе абсорбции «Дома вместе». В рамках этого предложения приезжие знакомятся с местными жителями и получают право общаться с ними в любое время, ходить в гости, задавать любые вопросы о культуре и инфраструктуре страны. Волонтёры программы помогают решить все бюрократические вопросы.

Выше было сказано о том, что многие вопросы, связанные с переселением, решаются намного легче, если человек причисляет себя к последователям иудаизма. Так что если вы собираетесь взять с собой родных, не обязательно, но желательно, чтобы вся семья исповедовала эту религию.

Кстати, для правоверных открывается ещё одна возможность переехать в Израиль вместе с семьёй – направить заявку в кибуц, то есть сельскохозяйственную коммуну. Вопросами подселения занимается, в частности, программа «Первый дом на Родине».

Программы трудоустройства и профподготовки

Выше уже упоминалось о программе для медиков, получивших образование. Однако и другие специалисты-евреи могут приехать в Израиль, чтобы продолжить обучение и открыть своё дело. В первую очередь это касается представителей профессий, особенно востребованных в Израиле:

  • web-дизайнеров;
  • специалистов по IT;
  • инженеров;
  • банковских служащих;
  • юристов.

Но даже репатриация в Израиль для филологов подразумевает множество льгот. Специалисты освобождаются от налогов на пенсионные накопления, на деятельность компаний, зарегистрированных за рубежом. Студенты, аспиранты и будущие доктора наук могут претендовать на получение стипендий и грантов на научную деятельность.

Репатриация в Израиль: основные этапы

Итак, мы разобрались, что такое репатриация в Израиль, однако осуществить её не так просто, как кажется. Следует сразу заметить: бюрократических моментов в этом деле великое множество. Если вы опасаетесь, что не справитесь с каким-то этапом самостоятельно, лучше заручиться помощью специалистов из МАСА и НААЛЕ. Хотя можно обойтись и своими силами. Далее мы разберём каждый этап, который должен пройти будущий гражданин Израиля.

Готовим документы для репатриации в Израиль

Подготовить документы на репатриацию в Израиль должен каждый еврей, желающий переехать на историческую родину. Пусть вас не смущает, что перечень необходимых бумаг довольно внушительный. На этом этапе ни в коем случае нельзя лениться, упуская из виду «необязательные» справки, например, о состоянии здоровья. Тем более не следует представлять подложные документы – это грозит запретом на въезд сроком до 10 лет.

Итак, список документов для репатриации в Израиль, опубликованный на официальном сайте посольства страны, таков:

  • действительный заграничный паспорт;
  • фотокарточка 30х40 мм;
  • свидетельство о рождении (необходимо даже для взрослых людей, а также для ближайших родственников репатриантов);
  • при наличии – выписки из ЗАГСа о браке/разводе/смерти супруга; письмо из еврейской организации, осуществляющей поддержку репатрианта; согласие второго родителя на выезд ребёнка.

Также нужно представить медицинские справки и все бумаги, подтверждающие, что человек в стране исхода получил образование, трудовой стаж, отслужил в армии и т.п. Это такие же необходимые документы для репатриации в Израиль, как паспорт и виза.

Не забывайте также о водительских правах, даже если не собираетесь водить транспортное средство за рубежом. Кто знает, какие обстоятельства возникнут в жизни? А сдать экзамены в автошколе за рубежом – значит потратить больше сил, времени и денег.

Отдельный момент, требующий ответственного отношения, – это поиск жилья. Ещё на этапе подготовки документов нужно определиться, будете ли вы первое время обитать у родственников, на съёмной квартире, в кибуце (общине) или общежитии организации “Сохнут”. Любое намерение нужно документально подтвердить.

Проходим проверку в консульстве

Собрали документы и заполнили анкету? Узнайте, когда открыто консульство в вашей стране, и записывайтесь на приём по телефону. Ожидание в очереди обычно не превышает 40-50 минут. При успешном прохождении собеседования будущего переселенца ждёт виза репатрианта в Израиль.

Обращаемся за консультацией в агентство “Сохнут”

Часто, но не всегда, в офисе министерства в аэропорту можно получить документы на пользование льготами, уведомление о прикреплении к больничной кассе и т.п. Причем если вы еще не открыли банковский счёт и не выбрали медицинский центр, ничего страшного – на это у вас будет несколько рабочих дней. А пока садитесь в такси, которое бесплатно довезёт вас до будущего места жительства.

Этапы репатриации по прибытии в Израиль

Приехав в Израиль, можно уже не так сильно беспокоиться о формальных процедурах. Сбор документов и выбор программы репатриации позади, так что пора вести нормальную размеренную жизнь. И всё же большинству приезжих требуется (если они этого ещё не сделали):

  • открыть счёт в банке;
  • пройти обследование у лечащего врача;
  • ещё раз посетить Министерство алии и абсорбции;
  • записать детей в детский сад или школу;
  • поступить в вуз, устроиться на работу или открыть бизнес;
  • попрактиковаться в знании иврита и английского языка.

Выше было сказано, что на любом этапе вам могут помочь сотрудники “Сохнут”. Теперь хорошие отношения придётся выстраивать с сотрудниками Министерства абсорбции. И помните, что никому нельзя доверять на 100%, особенно в жизненно важных вопросах вроде поиска жилья. Иногда возникают накладки, и приезжие, подавшие заявки на поселение в общежитие “Сохнут”, обнаруживают, что свободных мест не оказалось.

К подобным ситуациям стоит относиться как к проявлениям человеческого фактора. Представители властей Израиля не пытаются вас обмануть, просто они имеют право на ошибку, как и все люди. Поэтому на всякий случай имейте достаточное количество денег и на карте, и наличными.

Открываем банковский счёт

Чтобы полноправно распоряжаться уже имеющимися деньгами и теми, которые вам будет выплачивать государство, по приезде нужно как можно скорее открыть банковский счёт. При наличии документов, подтверждающих права репатрианта, это не вызовет трудностей – нужно просто прийти в отделение любого выбранного банка и буквально за 20-30 минут пройти несложную процедуру регистрации. Номер счёта затем нужно будет сообщить в Министерство алии и абсорбции.

В большинстве крупных банков Израиля есть русскоговорящие сотрудники, что удобно для бывших граждан РФ, Украины и Белоруссии. В качестве первого банка большинство приезжих выбирает “Аполаим”.

Его преимущество заключается в том, что репатриант в течение 12 месяцев может совершать все операции бесплатно. Но есть и другие удобные варианты, перечисленные в нашей статье о банках в Израиле.

Посещаем Министерство алии и абсорбции

Всего в ульпане за год формируется порядка 6-7 подготовительных групп. Но чтобы обучение проходило быстрее и интереснее, следует начать его ещё на родине. В сети можно найти множество фирм, организующих онлайн-курсы. Занимаясь по Skype, вы сможете познакомиться с носителями языка и студентами из разных стран.

Репатриация в Израиль для несовершеннолетних

Дети и подростки, переезжающие в Израиль вместе с родителями-евреями, имеют право ходить в детский сад и школу. Но если официальные представители не уверены в том, что их дети смогут быстро адаптироваться к новой среде, можно подать от их лица заявку на участие в специальных программах НААЛЕ. У подростков в возрасте от 13 до 16 лет есть возможность поступить на трёх- или четырёхгодичные курсы репатриантов и подготовиться к получению аттестата зрелости.

Трудоустройство в Израиле

Допустим, вы наконец переехали в Израиль по программе репатриации. Но куда устроиться на работу с аттестатом или дипломом, полученным в другой стране? И как поступить, если вы прошли профподготовку уже в Израиле? Предусмотрены ли льготы репатриантам или, напротив, штрафы для людей, не сумевших вовремя получить должность?

Использование в Израиле собственных сбережений

Если вы устроились на работу в Израиле и получаете зарплату в местной валюте, никаких проблем с использованием денег у вас, естественно, не возникнет. А вот если у вас есть значимые суммы (например, от продажи жилплощади или автотехники на родине), их ещё нужно будет привезти в Израиль.

На данный момент существует три основных способа перевода денег из РФ, Украины и стран СНГ в шекели, причём все они подразумевают некоторые потери (иногда до 3,5%) из-за разницы в курсах валют:

  • приобрести международную валюту наличными (например, в долларах) в стране исхода и ввезти в Израиль в ручной клади;
  • завести счёт в Израиле и, находясь в этой стране, попросить доверенное лицо на родине перевести деньги с «родного» банковского счёта;
  • ещё до переезда положить все деньги на карту и пользоваться ею при оплате покупок – подробнее об этом читайте ниже.

Как сэкономить, снимая деньги с российской карты

Что касается сбережений на карте, их можно обналичить или потратить в израильском магазине без особых проблем. Конечно, карта для этого должна быть международной (MasterCard, Visa). Единственный момент – выгодность курса, по которому рубли или доллары будут переводиться в шекели.

Вопрос о том, сколько денег вы потеряете при обмене валюты, решается исключительно банком, где была оформлена карта. Так что информацию о курсе валют следует искать на официальных сайтах «родных» банков. К слову, бывшие жители РФ в основном пользуются картами ВТБ и Сбербанка России. Кстати, если ваша карта привязана к кэшбэк-сервису, можно будет вернуть порядка 1-5% трат. Причём иногда банк возмещает траты не деньгами, а бонусами (например, милями на авиаперелёты).

Программа переселения в Израиль из государств СНГ

С чего начать репатриацию в Израиль гражданам из стран СНГ? Всё с той же подготовки документов и обращения в специализированные организации. Множество граждан СНГ переехало в Израиль по политическим мотивам после 1989 года. С приходом к власти Горбачёва, людям, не сумевшим найти работу в России, где и сейчас слишком много мигрантов, стало легче уехать из СССР. Поэтому есть смысл спросить совета по переселению у старшего поколения.

Репатриантам из СНГ может помочь такая религиозная организация, как «Слово Жизни». А в поиске жилья будут полезны путеводители по регионам, где в конце ХХ века строили больше всего домов именно для приезжих из СНГ, а не из России и Украины. Это такие города, как:

  • Ашдод (здесь проживает около 200 000 мигрантов);
  • Кармиэла;
  • Нацрат-Илит;
  • Йокнеама;
  • Беэр-Шева;
  • Офакима.

Программа переселения в Израиль из РФ

В целом то, как проходит репатриация в Израиль из России и прочих государств СНГ, описано в общих чертах в предыдущих разделах. Но стоит заметить, что тем, кто родился или вырос в РФ, адаптироваться в Израиле несколько легче, чем представителям других стран СНГ. В этой стране много русскоговорящих людей (в среднем каждый четвёртый владеет этим языком), и объясняется данный феномен тем, что с начала ХХ века наблюдалось несколько волн массового переселения из России. А земляки, как известно, охотно помогают друг другу за рубежом.

Русская алия в Израиль подразумевает возможность обращения во множество специализированных организаций. Это и Центр трудоустройства, где можно встать на биржу, и Управление по делам студентов – там абитуриентам и первокурсникам могут предоставить репетиторов из числа учащихся старших курсов. Кстати, приезжий из РФ (как, впрочем, и из любой страны СНГ) сам может затем стать таким помощником и получать стипендию от руководства вуза.

Программа переселения в Израиль из Украины

Репатриация в Израиль из Украины в 2019 году проходит не сложнее, чем переезд граждан из России. Да, могут возникнуть дополнительные сложности с языком, но в целом ничего сложного. Главное – быть честным и доброжелательным человеком.

Чтобы ускорить процесс переезда, можно обратиться в компанию GLOBAL. Благодаря её сотрудникам у потенциальных мигрантов может быстрее появиться денежная помощь репатриантам из Украины в Израиле. К тому же в рамках выбора подготовительной программы можно познакомиться с соотечественниками, которые тоже собрались переезжать.

Согласно статистике, в 2015 году алия из Украины выросла на 11% и стала самой многочисленной после Франции.

На историческую родину вернулось более 7 000 украинских евреев-иудеев.

Такие цифры обусловлены тем, что в связи с политически напряжённой обстановкой многих стала интересовать репатриация в Израиль из зоны АТО. Ни для кого не секрет, что Донецкая и Луганская области переживают тяжелейшие времена. Поэтому евреи, сумевшие доказать свою национальность, переехали в Израиль по программам “Сохнут”, а те, у кого оформление документов затянулось, оформили статус беженца.

Программа переселения в Израиль из Беларуси

Репатриация в Израиль из Беларуси проходит легче, чем у жителей многих других стран, так как отпадает необходимость получать туристическую визу, чтобы поближе познакомиться со страной до переезда. Подтверждение этому можно найти на сайте Посольства Израиля в Белоруссии. Можно спокойно прилететь незадолго до переезда, посмотреть страну, а подготовкой документов заняться потом. Однако это не значит, что можно пренебречь оформлением визы репатрианта.

За советами и поддержкой белорусам рекомендуется обращаться в МАШАВ. Это не пустые слова – данный призыв, как и полезные ссылки и контакты, содержится на официальной странице Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Выше мы уже разбирались с тем, какие документы нужны репатриантам в Израиль: у жителей Белоруссии и Украины, России и большинства стран СНГ список примерно одинаковый. Ещё раз напоминаем: планировать переезд нужно серьёзно, пользуясь помощью нотариусов, юристов и адвокатов. Можно, конечно, не прибегать к программам “Сохнут”, въехать в Израиль по туристической визе и заняться оформлением документов на исторической родине самим, но это очень рискованный путь, и мы не советуем так поступать.

Где следует жить репатриантам: лучшие города

Тех, кто ещё не определился с будущим местом жительства, обычно интересует вопрос, куда селят репатриантов в Израиле. Потенциальные мигранты не всегда понимают, что в стране не предусмотрены отдельные населённые пункты только для приезжих. Каждый человек может выбирать, где жить, самостоятельно и абсолютно свободно.

Чаще всего репатрианты оседают там, где им предоставили возможность учиться или работать согласно программам “Сохнут”. Ещё часть остаётся в домах своих родственников. Конечно, это устраивает далеко не всех, поэтому люди задумываются над тем, как выбрать город в Израиле на ПМЖ.

Если вы находитесь в свободном плавании, разузнайте, в каких городах выше всего шанс найти работу, устроить ребёнка в детский сад или школу. Не забывайте и о тех, с кем будете переезжать: возможно, вашим родным потребуются специализированные медицинские или спортивные учреждения.

Так или иначе, по всем показателям лучшие города Израиля для репатриации из любой страны исхода:

  • Иерусалим;
  • Беэр-Шева;
  • Тель-Авив;
  • Хайфа;
  • Яффо;
  • Тверия;
  • Эйлат.

Как живут русские в Израиле

Итак, мы разобрались с тем, как вернуться в Израиль еврею, родившемуся и выросшему или просто проведшему много времени за рубежом. Но стоит ли вообще переезжать в это государство россиянам и гражданам других постсоветских государств? Как местные жители относятся к мигрантам вообще и приезжим из России и СНГ в частности?

АЛИЯ́ (עֲלִיָּה , `восхождение`):

  1. репатриация, переселение евреев в Израиль на постоянное жительство;
  2. группы евреев, прибывшие в Эрец-Исраэль из какой-либо страны или в определенный промежуток времени (например, германская алия, пятая алия).

Вторая алия (1904–14) состояла в основном из выходцев из России и Восточной Европы, которые вначале были наемными рабочими в мошавот и в городах. Они основали первые рабочие партии и общества взаимопомощи (см. Халуцим), принадлежавшие главным образом к движениям поселения квуцот (см. Киббуцное движение), а также положили начало новому направлению в прессе и литературе на иврите. Эта алия, насчитывавшая более 40 тыс. репатриантов, была прервана Первой мировой войной.

Третья алия (1919–23) состояла из молодых пионеров (халуцим ), принадлежавших главным образом к движениям Х е-Халуц и Х а-Шомер х а-ца‘ир . Вместе с ветеранами второй алии они основали федерацию еврейских трудящихся Х истадрут и Гдуд х а-‘авода , работали на строительстве дорог, создали много киббуцов и первые кооперативные поселения - мошавы . За этот период прибыло более тридцати пяти тысяч человек.

Четвертая алия (1924–28), насчитывавшая около 67 тыс. человек, включала значительное число представителей средних классов; более половины из них были выходцами из Польши . Приблизительно 4/5 прибывших репатриантов поселились в городах. Они строили новые кварталы, создавали мастерские и небольшие фабрики. Эта алия была приостановлена кризисом и безработицей 1926–28 гг.

В период пятой алии (1929–39) в страну переселились более 250 тыс. евреев, из них более четверти - из нацистской Германии . Эта алия в значительной мере изменила характер ишува . Немецкие репатрианты привезли с собой значительные средства, ценные трудовые навыки, хозяйственный опыт и высокую квалификацию в различных областях науки, культуры и искусства.

В 1940–48 гг. в страну прибыли около ста тысяч человек, иногда этот поток называют шестой и седьмой алией .

При английском мандате (1918–48) алия регулировалась администрацией Палестины. Официальным критерием разрешаемого объема алии до 1939 г. была «экономическая емкость страны», относительно показателей которой между английскими властями и еврейскими лидерами постоянно возникали разногласия; кроме того, разрешалась алия капиталовладельцев, квалифицированных ремесленников, студентов и т. д. Однако в период кризиса алия нередко приостанавливалась или резко ограничивалась по политическим мотивам. Белая книга , изданная английским правительством в мае 1939 г., сократила алию до пятнадцати тысяч человек в год и то лишь до 1945 г. Эта мера, а также предшествовавший ей приход нацистов к власти в Германии и последовавшие Вторая мировая война и Катастрофа вызвали усиление «нелегальной» иммиграции , которую евреи называли Алия бет или Х а‘пала («дерзновение»).

В 1934–48 гг. в страну нелегально въехало около 115 тыс. человек. 51,5 тыс. человек были интернированы властями на Кипре и допущены в Израиль только после провозглашения независимости. Государство Израиль немедленно отменило все ограничения алии и приняло Закон о возвращении (1950), который гарантировал каждому еврею право переселиться в страну (если он не представляет опасности для здоровья или безопасности общества) и получить гражданство немедленно по приезде. Массовая алия, последовавшая за созданием государства, приняла характер киббуц галуйот ; некоторые еврейские общины почти полностью переселились в Израиль (например, общины Болгарии , Йемена и Ирака). Средства государства, а также крупные вклады евреев диаспоры , поступившие в Еврейское агентство , были мобилизованы на перевоз, прием и интеграцию репатриантов. За первые 20 лет существования Израиля в страну прибыли свыше 1,25 млн евреев, преимущественно из Восточной и Центральной Европы, Северной Африки и арабских стран Ближнего Востока. Поток репатриантов достиг максимума в 1948–51 гг. (684 тыс. человек), 1955–57 гг. (161 тыс. человек) и 1961–64 гг. (220 тыс. человек). После Шестидневной войны 1967 г. наблюдается увеличение алии из Западной Европы, Северной и Южной Америки, а в 1971–74 гг. большой поток алии из СССР. Из общего числа 261 тыс. репатриантов, прибывших в Израиль в период 1967–74 гг., около 100 тыс. прибыло из Советского Союза.

По данным Министерства абсорбции, из приблизительно 540 тыс. олим , прибывших в Израиль в 1990–94 гг. из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада, 81,2% являются евреями по Галахе , 9,4% - лица смешанного происхождения, у которых отцы - евреи, а матери - нееврейки, 7,3% - супруги евреев, 2,1% - внуки евреев, большей частью прибывшие вместе со своими еврейскими родственниками. Около 50% взрослых олим , репатриировавшихся в 1990–92 гг. из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада, имели высшее или незаконченное высшее образование; среди них было около 12 тыс. врачей и около 45 тыс. инженеров и архитекторов. В 1992–94 гг. число репатриантов, ежегодно прибывавших в Израиль, сократилось по сравнению с 1990–91 гг. более чем вдвое, однако масштабы алии оставались весьма значительными (в 1992 г. - 77 057 человек, в 1993 г. - 76 805, в 1994 г. - 79 156). Значительное большинство олим составили выходцы из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада (в 1992 г. - 84,6%, в 1993 г. - 86,2%, в 1994 г. - 85,7%).

Репатриация в Израиль в 1991–94 гг.
1991 1992 1993 1994
Всего (100%) 176100 77057 76805 79156
Азия (исключая территории бывшего Советского Союза) 622 891 1728 1690
(0,4%) (1,2%) (2,2%) (2,1%)
Африка
в том числе:
20251 4075 1431 1900
(11,5%) (5.3%) (1,9%) (2,4%)
Эфиопия 20014 3648 863 1193
(11,4%) (4,7%) (1,1%) (1,5%)
Юж. Африка 135 267 437 571
(0,1%) (0,4%) (0,6%) (0,7%)
Европа (включая территории бывшего Советского Союза) 152142 68962 70315 72097
(86,4%) (89,6%) (91,6%) (91,1%)
в том числе Советский Союз и страны, образовавшиеся после его распада 147839 65093 66145 67899
(84,0%) (84,6%) (86,2%) (85,7%)
Великобритания 472 459 647 544
(0,3%) (0,6%) (0,8%) (0,7%)
Франция 966 1182 1372 1468
(0,6%) (1,5%) (1,8%) (1,9%)
Албания 296 - - -
(0,2%) - - -
Америка и Океания
в том числе:
3023 3006 3286 3428
(1,7%) (3,9%) (4,3%) (4,3%)
Аргентина 666 356 375 529
(0,4%) (0,5%) (0,5%) (0,7%)
США 1538 1845 2057 2019
(0,9%) (2,4%) (2,7%) (2,6%)

В течение многих веков евреи чаяли обрести собственное государство. В качестве пристанища они рассматривали не только Землю обетованную, но и другие места планеты, например, Восточную Африку.

Переселение по-английски

14 августа 1903 года британское правительство сделало Сионистской организации официальное предложение о создании автономного еврейского поселения в Британской Восточной Африке на территории Кении, носившей название Уганда (не путать с современным государством Уганда).

Эта идея возникла годом ранее на встрече одного из лидеров сионизма Теодора Герцля и британского банкира Натана Ротшильда, а позднее была обговорена с секретарем по делам колоний Джозефом Чемберленом.

Согласно разработанному плану, внутреннее управление поселением должно было быть автономным, но верховная власть - принадлежать британскому правительству. Границы территории еврейского государства не обговаривались и должны были быть установлены после консультации с британскими экспертами и заключения специальной комиссии Сионистской организации, которая планировала изучить место предполагаемого поселения.

Британские чиновники и банкиры мотивировали эту идею желанием помочь еврейскому народу, страдающему от погромов в Европе. Однако, по сей видимости, Великобритания в первую очередь руководствовалась стремлением привлечь в Восточную Африку профессиональную рабочую силу и капитал для экономического развития региона.

Были у Лондона и другие резоны. Недавно закончилась англо-бурская война и британские власти были заинтересованы в том, чтобы поселить на территории «черной Африки» цивилизованных белых жителей и упростить для себя решение вопроса противостояния с местными народами.

Впрочем, благородную идею помощи не следует полностью сбрасывать со счетов. Несмотря на то, что в Британии евреи также подвергались дискриминации, как и в континентальной Европе, английский антисемитизм был все же сдержаннее и терпимее. А в некоторых аристократических и литературных кругах викторианской Англии даже культивировались доброжелательно-романтические чувства к евреям.

Мечты Герцля

Основатель Всемирной сионистской организации Теодор Герцль как никто другой болезненно реагировал на любые проявления антисемитизма. Его до глубины души возмущало, как публика культурной столицы Европы – Парижа может выкрикивать «смерть евреям!» и тому подобные лозунги. Особенно острым вопрос о спасение восточноевропейского еврейства стал в дни Христианской Пасхи 1903 года, когда разразился кровавый погром в Кишиневе.

Усилившиеся антисемитские настроения в Европе на рубеже XIX-XX веков и рассеяние евреев бежавших от притеснения из России окончательно убедили Герцля в необходимости создания еврейской автономии.

Несмотря на существенные разногласия Герцля с другими лидерами Сионистской организации Оскаром Мармореком и Максом Нордау, сходились они в одном: евреям нужно собственное независимое государство. А вот вопрос о его месторасположении продолжал оставаться дискуссионным.

Доктор Герцль пытался разъяснить суть британского проекта и свою позицию: «Уганда - не конец сионизма, Уганда - только узловая станция, сборный пункт для Израиля на пути к Сиону. История Израиля собирается повторить в Уганде самое себя. Разве Африке впервые служить евреям этапом к переходу в землю обетованную? Вспомните патриарха Иосифа и землю Гесем».

Далеко не все евреи поддержали идею переселения в Африку, хотя ее преимущества видели даже представители других национальностей. К примеру, русский прозаик Александр Амфитеатров писал: «Чудесно там, право! И пальмы, и море, и даже жирафы!». Он доказывал своему другу ребе Нухиму, что Палестина не в состоянии прокормить евреев, если сионистское движение примет гораздо больший масштаб.

«Палестина - камень и песок, одичалые горы, запущенные степи, тощие реки, безлесье, отвратительное побережье, солончаки, малярия, бедуины, саранча… Вы задохнётесь в этой банке с песком хуже, чем даже в вашей злосчастной черте оседлости», – аргументировал Амфитеатров.

По мнению историков, Герцль, продвигавший план еврейской автономии, имел в этом и собственный интерес, который, прежде всего, заключался в установлении тесных связей с британским правительством. Официальный Лондон мог бы оказаться полезным в осуществлении переселения и обустройства евреев на новых территориях, а в перспективе усилил бы позиции Сионистской организации на переговорах о создании еврейского государства в Эрец-Исраэле.

В конечном итоге, мотивы Герцля были преимущественно стратегическими: создание так называемого «убежища на ночь» - Nachtasy, что не составляло отклонения от Базельской программы (принята на 1-м Сионистском конгрессе), предусматривавшей публичное правовое убежище евреев в Палестине.

Раввин Берл Вайн отмечал, что для Герцля сионизм был не религиозной идеей или ветвью еврейской истории и традиции, а новым прагматическим подходом к решению проблемы еврейского страдания. Поэтому Уганда была приемлема, как любая возможная территория.

Раздор

План Уганды был предоставлен Герцлем на 6-м Сионистском конгрессе в августе 1903 года. План вызваложесточенные дебаты. В ходе конгресса большинство российских членов Исполнительного комитета Сионистской организации вручили Герцлю заявление о своем несогласии с планом и покинули зал заседаний.

Но в конечном итоге план был поддержан 295 голосами (против высказалось 178, воздержалось 132). По итогам конгресса в Уганду была отправлена комиссия, которая должна была оценить перспективы создания еврейской автономии в Африке. Однако споры на этом не закончились, что ставило под угрозу единство сионистского движения.

В октябре 1903 года противники плана Уганды на Харьковской конференции объединились в группировку Ционей Цион («Сионисты Сиона»), лидерами которой стали российские евреи-хасиды Иехиэль Членов и Менахем Усышкин. Герцль отказался принять делегацию, направлявшуюся к нему с ультиматумом, требовавшим отречься от плана Уганды. Однако на неофициальной встрече с представителями оппозиции Герцль все же сумел убедить их, что он намерен продолжать добиваться признания права евреев на поселение в Палестине, что спасло Сионистскую организацию от окончательного раскола.

На заседании Исполнительного комитета 11 апреля 1904 года между конфликтующими сторонами было достигнуто примирение. К этому времени вернулась еврейская комиссия из Уганды, признавшаятерриторию для расселения негодной. Кроме этого, к плану Уганды охладело и британское правительство.

Споры вокруг плана переселения евреев в Восточную Африку все же стоили сионистскому движению целостности. Так, организацию покинул известный писатель Исраэль Зангвилл и создал собственное движение территориализма. Вышли из организации и многие сионисты России.

В июле 1905 года, незадолго до 7-го Сионистского конгресса, который должен был окончательно решить вопрос об Уганде, Теодор Герцль скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Только Эрец-Исраэль

После смерти Герцля идеи его продолжили жить. Израэл Зангвилл, выдвинувший лозунг «земля без народа для народа без земли», и дальше рассматривал возможность создания еврейской автономии в любом месте планеты. Следующие несколько десятилетий он пытался основать еврейское государство в Австралии, Африке и Северной Америке.

Любопытно отметить, что накануне Второй мировой войны в Польше в рамках предполагаемой польской колонизации Мадагаскара возникло движение по переселению евреев на этот остров. С началом войны уже Третий рейх не без влияния британской угандийской программы разрабатывал план принудительного переселения всех евреев из Европы на Мадагаскар.

На 7-м Сионистском конгрессе план переселения евреев в Уганду на основании отрицательного заключения комиссии, направленной в Восточную Африку, был окончательно отвергнут. Делегаты конгресса приняли резолюцию, гласившую, что, «согласно Базельской программе, Сионистская организация должна содействовать поселению евреев только в Эрец-Исраэль». Говорят, что незадолго до своей смерти и сам Теодор Герцль произнес: «Палестина - единственная страна, где наш народ может обрести покой».

Стала постоянным явлением еврейской истории, осуществлением пророчеств об избавлении . Со временем приезд из галута в Святую землю стал восприниматься в еврейской традиции как духовное восхождение и моральное возвышение. (Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида́́ - «спуск», «нисхождение»)

При арабском владычестве еврейское население Эрец-Исраэль постоянно уменьшалось. Но в середине XIII в. в страну прибыли группы евреев из Франции и Испании , движимые религиозными мотивами и мессианскими чаяниями.

По собранным в то время данным, в 1839 г. в Эрец-Исраэль жили 6547 евреев (4833 сефардов и 1714 ашкеназов), в том числе в Иерусалиме - 3007 человек (2508 сефардов и 499 ашкеназов).

С 1840-х гг., особенно в 1860-х гг., началось интенсивное развитие ишува . В эти годы в страну презжали преимущественно ашкеназы из Российской империи. В 1876 г. в Иерусалиме жили уже около 12,000 евреев, большинство - ашкеназы.

В конце XIX в. алия прибывала в основном из стран Восточной Европы и Марокко ; еврейское население страны достигло 25,000 человек.

Алия с конца XIX в. и до образования Государства Израиль

Различают пять основных потоков алии до провозглашения Государства Израиль .

Первая алия (1882-1903)

Первая алия началась в 1882 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от еврейских погромов в Восточной Европе.

Небольшое число прибыло также из Йемена .

Поселенцы испытывали множество трудностей: нехватка денег, тяжёлые природные условия, недостаток сельскохозяйственного опыта, болезни и т. п. В решении этих проблем большую роль сыграл барон Эдмон де Ротшильд , взявший несколько новых мошавот под свою опёку и помогавший поселенцам финансами и специалистами.

Большая часть олим осела в городах, главным образом в Иерусалиме и Яффо , и лишь около четвёрти из них занялись сельским хозяйством.

Несмотря на многочисленные трудности, именно эти первопроходцы заложили основы поселенчества в стране и основали сельскохозяйственные населённые пункты. Среди городов, основанных в это период, - Петах-Тиква , Ришон ле-Цион , Реховот , Рош-Пина и Зихрон-Яаков .

Вторая алия (1904-1914)

В сентябре 1920 г. ввели ограничения на алию: 16500 человек в год, причём не всяких, а только владельцы капитала, студенты и некоторые категории квалифицированных работников.

Пятая алия (1929-1939)

В период пятой алии (1929-39) в страну переселились более 250,000 евреев, из них более четверти - из нацистской Германии .

Она в значительной мере изменила характер ишува . Немецкие репатрианты привезли с собой значительные средства, ценные трудовые навыки, хозяйственный опыт и высокую квалификацию в различных областях науки, культуры и искусства. Они вкладывали деньги в промышленность.

Было завершено строительство современного Хайфского порта и нефтеперерабатывающих заводов, появились крупные современные предприятия промышленности и торговли.

Значительный вклад в организацию нелегальной алии из восточных стран внесли еврейские общины Сирии и Ливана . В городах Халеб (Алеппо), Дамаск , Камышлы (на сирийско-турецкой границе) и в Бейруте действовали штабы нелегальной иммиграции.

Всего в 1934-39 гг. в страну нелегально репатриировались приблизительно 15-21 тыс. евреев, большей частью бежавших от нацизма.

В первые годы войны еще не вся Европа была под властью Германии, и оставалась возможность отправлять суда с еврейскими беженцами из различных портов. В последующие годы она исчезла. Британские власти, перехватив суда с беженцами, переправляли репатриантов на Кипр (в одном случае - на остров Маврикий), где они (всего около 55,000 человек) содержались в особых лагерях вплоть до создания Государства Израиль.

Несмотря на препятствия британских властей, в 1940-45 гг. в Эрец-Исраэль было нелегально доставлено морским путем около 60,000 человек, а по суше из стран Востока около 7500 человек.

Хотя всему миру стало известно о Катастрофе европейского еврейства , ограничения на иммиграцию не были отменены и после конца войны. Поэтому нелегальная алия стала основным способом репатриации евреев вплоть до образования Государства Израиль. В 1945 г. в страну прибыло 4400 нелегальных иммигрантов, в 1946 г. - около 23,000, в 1947 - около 44,000.

Нелегальная алия превратилась в разветвленное и многостороннее движение. Сотни тысяч беженцев находились в лагерях для перемещенных лиц в Германии; британские власти не разрешали им въезд в Эрец-Исраэль . Ѓагана организовала их нелегальную иммиграцию . Послевоенный путь алии пролегал из таких лагерей в один из сборных пунктов в американском секторе - Бад-Рейхенхалл или Лайпхайм; оттуда беженцы переправлялись в Эрец-Исраэль.

Американский сектор не накладывал ограничений на передвижение между лагерями; французские и итальянские власти смотрели на это сквозь пальцы. Британцы накладывли ограничения на передвижения из лагерей и организовали морскую блокаду, препятствуя иммигрантам высаживаться в Палестине.

Всего за эти годы в страну было доставлено около 70,000 евреев на 65 кораблях; еще 15,000 прибыли различными путями поодиночке. Всего с начала нелегальной иммиграции (1934 г.) в страну прибыло около 115,000 нелегальных олим, из них около 80 % - морским путем. За период британского мандата в Эрец-Исраэль репатриировалось легально и нелегально около 500,000 человек.

К моменту создания государства еврейское население подмандатной Палестины составляло около 650,000 человек; в руках евреев находилось 180,000 га земли.

Алия после 1948 г

Д. Бен-Гурион в гостях у репатриантов из Северной Африки.

За первые 20 лет существования Израиля в страну прибыли свыше 1,25 млн евреев, преимущественно из Восточной и Центральной Европы, Северной Африки и арабских стран Ближнего Востока. Поток репатриантов достиг максимума в 1948-51 гг. (684 тыс. человек), 1955-57 гг. (161 тыс. человек) и 1961-64 гг. (220 тыс. человек).

Были периоды спада и роста алии, и даже периоды, когда число покидавших страну превышало число репатриантов.

В 1955-57 гг. в Израиль прибыла новая волна репатриантов (около 160,000 человек):

  • 60,000 из Марокко,
  • 15,500 из Туниса,
  • 35,000 из Польши, большей частью вернувшиеся в Польшу из СССР.

После венгерского восстания 1956 г. в Израиль нелегально прибыло оттуда около 9000 евреев. После Синайской кампании (1956 г.) в репатриировались 14,500 евреев Египта. Многие из олим этих лет обосновались во вновь созданных сельскохозяйственных поселениях в районе Лахиша и в Изреельской долине .

Новый подъем алии относится к 1961-64 гг., когда в страну прибыло около 220,000 евреев, из них около 100,000 из Северной Африки (в основном из Марокко) и Румынии - около 63,000.

Известно, что всё время существования коммунистического режима в Румынии он занимался «продажей» евреев: за большие деньги разрешал их выезд в Израиль.

Первым шагом в борьбе советского еврейства за репатриацию были письма от 18 еврейских семейств из Грузии в Комитет защиты прав человека при ООН (1969 г.), в которых, наряду с протестом против дискриминационной политики советских властей, было выражено требование разрешить желающим того евреям выехать в Израиль . В 1969 г. число репатриантов из СССР составило 3019 человек (в 1968 г. - всего 224 человека), но в 1970 г. их число вновь резко сократилось - до 992 человек.

Наибольшее количество нового жилья было построено в т. н. районах развития в Галилее и Негеве - в Кармиэле , Нацрат-Илите , Йокнеаме , Беэр-Шеве , Офакиме и др. населённых пунктах. Больше всего жилья было построено в Ашдоде .

В профессиональном составе репатриантов очень высок удельный вес специалистов с высшим образованием. Данные по алие 1970-х гг.: среди олим старше 15 лет, работавших до приезда в Израиль, 38 % составляли люди с высшим образованием, работавшие по специальности (в том числе 25 % инженеров и 6 % врачей).

В 1990-1991 гг. доля лиц с высшим и средним специальным образованием была 65 % от общего числа репатриантов из СССР, прибывших в Израиль. После 1993 г. она снизилась до 50 %.

Массовая алия из Советского Союза привела к возникновению в Израиле центра литературного творчества на русском языке и появлению множества разнообразных периодических изданий на русском языке.

Наличие в Израиле значительного числа носителей русской культуры во многом способствовало кристаллизации русского еврейского общинного самосознания в Израиле. Местная русскоязычная пресса старается отражать весь спектр мнений общины по этому вопросу, колеблющийся от стремления к замкнутости до полной интеграции в израильское общество.

Важная роль в деле ознакомления израильского читателя с духовным миром евреев Советского Союза принадлежит выходящим ежегодно с 1976 г. на иврите под редакцией Д. Приталя (1919-2006) и Л. Дымерской-Цигельман сборникам «Еврейская интеллигенция в СССР», «Евреи в СССР» и «Евреи бывшего СССР в Израиле и в диаспоре». Изменение названия альманаха адекватно отражает социально-демографические перемены в жизни русскоязычного еврейства, большая часть которого эмигрировала из бывшего СССР в Израиль и другие страны.

В 2004 году в Израиль прибыло около 22000 олим. За 2005 год 23000 (+4.4 %). Впервые с 1989 года доля репатриантов из бывшего СССР составила менее половины - примерно 10100 человек (48.1 %). Из них почти 4000 из России и около 3000 из Украины , что на 18 и 21 % меньше, соответственно, чем в 2003 году.

В 2006 году в Израиль приехало 19900 олим - примерно как в 2005.

Репатриация эфиопских евреев

За двухтысячелетнюю историю эфиопские евреи неоднократно пытались добраться до Иерусалима . Но лишь очень немногим это удалось.

В результате улучшения отношений с Эфиопией увеличилась репатриация из неё. Небольшие группы репатриантов из Эфиопии начали прибывать в Израиль с первых дней существования еврейского государства.

С 1979 г. их число значительно увеличилось (1980 г. - 259 человек, 1981 г. - 650, 1982 г. - 950, 1983 г. - 2393). В 1979-1984 годах через Судан в Израиль прибыло около 7000 эфиопских евреев. Многие детали этих сложных и опасных операций по сей день засекречены.

Резкое ухудшение экономического положения, политическая неустойчивость и катастрофическая засуха поставили под угрозу само существование двадцатипятитысячной еврейской общины Эфиопии.

Алия из Аргентины, ЮАР, Франции и других стран

В конце 1980-х гг. начала увеличиваться алия из Аргентины, что было связано с ухудшением там экономического положения. В 1990 г. было 2045 репатриантов - почти втрое больше, чем в 1986 г. Впоследствии стабилизация ситуации в Аргентине и трудности абсорбции, связанные с наплывом олим из СССР, привели к уменьшению этой волны алии.

В 2002 г. наблюдался новый всплеск: за один год в Израиль прибыли почти 6000 репатриантов из Аргентины. Всего в 1948-2003 гг. в Израиль из Аргентины репатриировались 65815 человек.

Внутриполитический кризис в ЮАР стимулировал эмиграцию евреев, но большая их часть предпочла переселиться в Австралию, США или страны Западной Европы (за весь период 1948-2003 гг. в Израиль прибыло менее 20000 репатриантов из Южной Африки).

На всем протяжении истории Израиля продолжается алия из Франции, которая не уменьшилась даже в период интифады. Всего за 1948-2003 гг. в Израиль репатриировались более 70 тыс. уроженцев Франции. Рекордным был 1969 г., в ходе которого в Израиль из Франции прибыли 5292 человека. В два последующих года численность репатриантов из Франции оставалась сравнительно высокой (4414 человек в 1970 г. и 3281 человек - в 1971 г.).

Внутриполитический кризис в Албании , приведший к ослаблению изоляционистского режима в стране, позволил организовать в 1991 г. репатриацию еще остававшихся там немногочисленных евреев. Вследствие гражданской войны в Югославии в Израиль прибыло несколько десятков югославских евреев.

В 2004 году приехали около 1900 олим из США (9.0 % всей алии).

Статистика алии в XXI веке

2012 год

В 2012 году в Израиль приехало в общей сложности около 18 тысяч человек. Из них 3451 - репатрианты из России, что составляет 20 % от общего числа. На втором месте - США с 2952 «олим» (17 %), Эфиопия - 2355 (14 %), Украина - 2033 и Франция с 1853 новыми репатриантами. Наряду с крупными «поставщиками» алии, есть небольшая репатриация из таких стран как Гондурас, Мадагаскар, Доминиканская Республика, Монако и Андорра.

В 2012 году большинство репатриантов являются молодыми людьми: 5274 - это дети и подростки до 19 лет и 4890 человек в возрасте от 20 до 30 лет. Управление по делам студентов при Министерстве абсорбции сообщило, что большинство из них репатриируется с целью получить в Израиле высшее образование, финансируемое этим ведомством.

Более двух тысяч вновь прибывших - представители свободных профессий, инженеры, программисты. 200 - люди науки, 310 врачей, 170 медсестер и акушеров, 569 экономистов, 296 адвокатов и нотариусов, 133 психолога и около 300 деятелей искусств. 52 % новых репатриантов 2012 года - женщины (9428) и, соответственно, 48 % - мужчины (8365) .

2013 год

В 2013 году в Израиль репатриировались 19200 человек - больше по сравнению с прошлым годом (18940). Без учета организованной алии из Эфиопии, из других стран мира в 2013 году репатриировались 17500 человек на 7% больше по сравнению с 2012 годом (16230).

Самое значительное число репатриантов прибыло из стран СНГ - 7520 человек. Из России, Белоруссии и Прибалтики - 4600 человек, Украины и Молдовы – 2140, южного Кавказа - 280, Средней Азии - 490.

Алия из Эфиопии - 1360 человек - сократилась на 44% в связи с окончанием операции «Голубиные крылья» и завершением организованной алии из этой страны.

В 2013 году возросло на 35% число репатриантов из Западной Европы, откуда прибыло 4390 олим. В 2013 году алия из Франции выросла на 63% и составила 3120 человек. Число олим из Великобритании сократилось на 27% и составило 510 человек. Уменьшилась на 8% алия из Италии – 148 репатриантов, и из Северной Америки - на 11% (3000). Алия из Латинской Америки возросла на 34% - 1240 репатриантов. На 19% вызросла алия из Южной Африки, на 46% - из Океании, на 4% - из стран Ближнего Востока.

Около 60% всех репатриантов - до 34 лет, из них 37% в возрасте от 18 до 34 лет. Самый пожилой репатриант - из США в возрасте 103 лет .

Гражданство Израиля

Приобретение израильского гражданства регулируется Законом о гражданстве от 14 июля 1952 г., согласно которому право на израильское гражданство признается в силу репатриации в Израиль, либо проживания в Израиле, либо по рождению, либо натурализации или в результате дарования.

На основании статьи второй Закона, любой репатриант (оле) автоматически приобретает израильское гражданство, если только он уже не является израильским гражданином по рождению. Согласно Закону о возвращении от 5 июля 1950 г., каждый еврей имеет право прибыть в Израиль в качестве оле, и виза оле должна быть предоставлена любому еврею, выразившему желание поселиться в Израиле, если только он не занимается или не занимался в прошлом деятельностью, направленной против еврейского народа, или если его поселение в Израиле не угрожает безопасности страны, либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Каждый еврей, репатриировавшийся в Израиль до 5 июля 1950 г. или родившийся в Израиле до или после этой даты, также рассматривается как прибывший в страну в качестве оле в силу Закона о возвращении. С точки зрения Закона о возвращении, еврей определяется как лицо, рожденное от матери-еврейки и не перешедшее в другое вероисповедание, либо лицо, принявшее иудаизм (при этом в самом Израиле признаются только ортодоксальные гиюры).

Права еврея по Закону о возвращении и права оле по Закону о гражданстве распространяются на нееврейского супруга, детей и их супругов и внуков репатрианта (за исключением лиц, которые, будучи евреями, добровольно перешли в другое вероисповедание). При этом не имеет значения, жив ли и репатриировался ли в Израиль еврей, в силу прав которого указанные лица обладают правом на израильское гражданство.

Согласно поправке к Закону о возвращении от 1971 г., любой еврей, находящийся вне пределов Израиля, может по желанию получить израильское гражданство.

В силу проживания в Израиле, израильским гражданством обладают лица, бывшие гражданами подмандатной Палестины непосредственно перед образованием Государства Израиль и оставшиеся жителями страны на 14 июля 1952 г.

По рождению израильским гражданством обладает лицо, если хотя бы один из родителей является израильским гражданином.

В силу натурализации израильское гражданство предоставляется, если ходатайствующий удовлетворяет всем следующим условиям:

  1. находится в момент подачи прошения в Израиле,
  2. проживал в Израиле три из пяти лет, непосредственно предшествовавших подаче прошения,
  3. имеет разрешение на постоянное жительство в Израиле,
  4. поселился или намеревается поселиться в Израиле,
  5. обладает хотя бы элементарным знанием иврита ,
  6. отказался от своего прежнего гражданства или намерен отказаться от него при получении израильского гражданства.

Получение израильского гражданства в силу натурализации обусловлено также декларацией ходатайствующего о его намерении быть лояльным гражданином Израиля. Процесс натурализации облегчается для лиц, которые состояли на израильской военной службе после 29 ноября 1947 г. (дата резолюции ООН о создании еврейского государства) или которые потеряли сына или дочь на военной службе в Армии обороны Израиля.

Совершеннолетний израильский гражданин, не проживающий в Израиле или формально заявивший о своем намерении покинуть Израиль, может подать письменное заявление об отказе от израильского гражданства. Если министр внутренних дел утверждает такое заявление, его податель перестает быть израильским гражданином, начиная с даты, устанавливаемой министром.

Министр внутренних дел правомочен лишить гражданства лицо, совершившее акт нелояльности по отношению к Государству Израиль или приобретшее израильское гражданство незаконным путем.

Сноски

Литература

  • Аптекман Д., Билецкий Б., Гольдман Л., Шрайбер Е. Десятилетие большой алии: путь достижений и утрат. (Социологические очерки) Иер., 1999. 126 с.
  • Лоевский Е. Алия 90-х годов. Иер., 1993. 96 с.
  • Миграционные процессы и их влияние на израильское общество / Сборник статей под редакцией А. Д. Эпштейна и А. В. Федорченко. М., 2000. 329 с.
  • Мушон Л. Путешествие длиной в 40 лет. Перевод с иврита. Иер., 1978. 372 с.
  • Ременник Л. Между старой и новой родиной. Русская алия 90-х гг. в Израиле // Диаспоры. М., 2000, № 3. С. 116-136.
  • Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: