Различные стадии медитации. Основные правила

Научиться самоконтролю и управлению своими мыслями и эмоциями не так сложно, и самым сильным инструментом для этого является медитация.

О полезных свойствах медитативных практик было известно еще в давание времена, но люди по-прежнему используют их для повышения внутренний энергии, избавления от проблем и даже исполнения желаний.
Если медитация не приносит пользы, значит, практика проводится неправильно. Эти рекомендации помогут вам в совершенстве освоить медитативные техники прямо у себя дома.

Как научиться медитировать новичку

Первый этап. В первую очередь вы должны осознать необходимость этих знаний, а также их цели. Важно, чтобы вы решили, для чего вам необходимо уметь правильно медитировать. Как только вы найдете ответ на этот вопрос, вы сможете достичь положительного результата.
Второй этап. Правильно выбранное место поможет вам быстрее получить эффект медитации. Но зачастую именно на этом этапе у многих людей возникают сложности. Медитировать нужно в спокойной обстановке, так как именно спокойствие и отсутствие шума помогут вам максимально сосредоточиться. Но найти такое место удается не всегда, особенно если вы находитесь в доме, где помимо вас постоянно обитают и другие домочадцы. В этом случае нужно найти наиболее уединенное место в квартире и попросить близких вести себя потише. Тогда окружающая обстановка не будет отвлекать вас, а значит, избавиться от стресса и усталости будет гораздо проще.
Третий этап. Довольно часто новички задаются вопросом о том, сколько минут нужно медитировать, чтобы почувствовать результат. Ответа на этот вопрос нет, так как каждый человек решает сам для себя, сколько времени ему требуется, чтобы получить эффект от медитации. Оптимальное время - 10-20 минут. Но это не значит, что вы должны неукоснительно соблюдать это правило.
Заниматься медитацией следует тогда, когда у вас будет на это время, желание и необходимость. Заставляя себя делать это, вы не сможете достаточно расслабиться и добиться ожидаемого результата. Четвертый этап. На данном этапе начинается момент подготовки. Для начала вам необходимо установить таймер, благодаря которому вы сможете выявить среднюю продолжительность медитации. Это правило не является обязательным и служит лишь для того, чтобы вы сами могли контролировать и отмечать свои результаты.
Во время медитации многие люди включают успокаивающую музыку, классические композиции и звуки природы. Но делать это не обязательно. Если шум не позволяет вам сконцентрироваться, то медитировать лучше в полной тишине.
Перед началом медитации рекомендуется проветрить комнату, так как духота не позволит вам расслабиться и достичь гармонии, а значит, и пользы данное занятие не принесет.
Пятый этап. Выбор удобной позиции также зависит от вас. В классическом варианте рекомендуется принимать позу лотоса, но для новичков она является довольно сложной. Самое главное, чтобы во время медитации ваша спина была ровной. Некоторые люди предпочитают медитировать, сидя на стуле или на полу, но делать это можно и стоя. Попробуйте помедитировать в разных положениях, чтобы подобрать наиболее удобное для себя.
Шестой этап. Настало время приступить к самой медитации, и мы предлагаем вашему вниманию самый распространенный и простой вариант. Вам необходимо сделать следующее:
закройте глаза и постарайтесь избавиться от ненужных мыслей; выполните дыхательную гимнастику (глубоко вздохните и выдохните); продолжайте выполнять дыхательную гимнастику и контролируйте свой разум; как только у вас возникнут какие-либо мысли, представьте, как вы «выбрасываете» их; контролируйте ощущения и перемены, которые происходят с вами во время медитации; чтобы было проще избавиться от негативных мыслей, считайте количество вдохов и выдохов; как только вы сможете ощутить спокойствие и умиротворение, откройте глаза; не торопясь выйдите из положения.Возможно, изначально вы не сможете добиться хорошего эффекта, но с каждым разом медитация будет приносить вам больше пользы, а медитировать станет гораздо проще.
Седьмой этап. Для достижения лучших результатов необходимо прилагаться усилия. Для начала начните увеличить время медитации и в идеале старайтесь медитировать каждый день. Прежде чем медитировать в других местах, научитесь в совершенстве выполнять техники в домашних условиях. Если вы заметите, что ваши показатели улучшились, не стоит останавливаться на достигнутом. Выполняя технику каждый день, вы заметите положительные изменения не только в своем состоянии, но в жизни.

Первой стадией вполне оправданно можно считать сам факт начала занятий медитацией. Это объясняется тем, что человек, выделяя время на медитацию, уже тем самым предпринимает сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. И такая позиция является антиподом душевной лености, апатии и безразличия, которые ведут к регрессу духовной составляющей человеческой личности.

Следующая стадия определяется тем, что человек, медитируя, начинает ощущать все более выраженную, полную релаксацию. Далее идет уже стадия, характеризующаяся достижением способности отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом «покоящимся в себе зрителем». Это состояние пассивное, и характеризуется оно, прежде всего безличностью наблюдения, при котором медитирующий сосуществует с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому как аналитический компонент сознания выключен. Наконец, высшей ступенью медитативного опыта является достижение просветления, или «состояния сверхсознания», которое в индийской духовной традиции именуется «сатори».

Можно привести сумму характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени - суть внешние, не главные проявления. Интенсивность этих переживаний не поддается словесным формулировкам, но можно выделить целый ряд общих моментов:

  • хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность);
  • ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части Вселенной;
  • изменение пространственно-временных соотношений;
  • обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности;
  • легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

Очень важно, таким образом, усвоить, что медитация - это веками сложившаяся система духовной практики, которая позволяет человеку сначала взять на себя ответственность за содержание своих мыслей, а далее и овладеть полной властью над состоянием своего сознания. Медитация создает в человеке центр тишины и спокойствия - ее нередко называют «нулевой точкой». Из этой точки вы сможете отстранено наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений. Нельзя с уверенностью сказать, сколько времени пройдет, все зависит от ваших индивидуальных особенностей, но, проявив достаточное постоянство в стремлении познать себя, вы непременно на каком-то этапе обнаружите, что не просто наблюдаете поток, но видите его истоки, перед вами раскрывается скрытый смысл того, что происходит вокруг вас. Собственно говоря, само слово «медитация» происходит от латинских слов «двигаться к центру». Как показано выше, именно это и происходит в процессе медитации - без напряжения, не прилагая никаких чрезмерных усилий, вы вдруг оказываетесь в самом центре себя. Словно с какого-то возвышения вы отчетливо видите происходящее и можете ясно осознать, что для вас по-настоящему важно, а что нет.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений.

Медитация и аура

Собственно говоря, сегодня никто не знает точно, каким именно образом действуют на человека медитативные методики. Тем не менее, достаточно глубокого понимания данной проблемы можно достигнуть, проанализировав именно то общее звено, которое присуще всем без исключения формам медитации, то есть объекта, предназначенного для концентрации внимания. Такой объект, как стимул для сосредоточения, можно рассматривать, как наиболее принципиальную характеристику процесса медитации. Его роль заключается в том, чтобы дать возможность интуитивному типу мышления, который в науке принято соотносить с активностью коры правого полушария головного мозга, выйти на первый план и занять место активного рационального сознания (обусловливаемого активностью коры левого полушария) и стать доминирующим. Объект концентрации может осуществлять блокировку продуктивной активности левого полушария путем вовлечения его в какую-то монотонную деятельность - сосредоточение на мантре, на дыхании и т. д., что приводит к торможению активности левого полушария. То есть при эффективном использовании объекта концентрации меняется весь характер процесса обработки информации головным мозгом. Когда рациональный ум молчит, интуитивный путь приводит к исключительному познанию.

А исключительное познание может осуществляться исключительно через посредство тонких энергий. Таким образом, задействуется уже аура. Выражаясь в общих чертах, вполне допустимо сказать, что медитация есть один из способов тренировки ауры, сродни гимнастике для тела физического.

Виды медитации многообразны. Некоторые из них обращены к внутренним силам, внутренней энергии, самосознанию. Другие - к внешним предметам, таким как слова, свет или звуки. Методология может быть различной, но в любом случае медитация - это значимый для человека опыт внутреннего развития и самосовершенствования. И не надо отчаиваться, если на первых порах вам будет трудно: нередко должно пройти несколько недель периодической медитативной практики, прежде чем человек ощутит первые результаты.

В отношении самой медитации важно понять, что всякая методика есть лишь инструмент, средство для установления контакта с собственным внутренним миром. В частности, приятные ощущения при медитации не должны стать самоцелью - медитативная техника изначально предназначена для чего-то куда более важного. Кроме того, необходимы настойчивость и труд. Не менее важно знать и о том, что практика медитации приносит человеку поистине огромную пользу независимо от того, как далеко он продвинулся на своем пути духовного развития.

Существует поистине огромное количество свидетельств о том, что аура человека, погруженного в медитацию, претерпевает значительные изменения, причем бесспорно положительные: ее сияние усиливается, цвета становятся более насыщенными, и т. п.

Практика

Существует множество различных приемов медитации, но нет и не может быть какой-то единой «правильной» техники. Поэтому, переходя к практической части, следует напомнить: любая методика имеет и достоинства, и недостатки. Поэтому из них необходимо выбрать (в самом идеальном случае - чисто интуитивно) ту. что оптимально подходит именно вам. При этом, если целью изначально является укрепление или развитие ауры. это должно постоянно оставаться в центре внимания. Не забывайте о том, что уже только размышляя о своей ауре, мы в значительной степени укрепляем ее - и в этом нет никакой мистики. Судите сами: что есть мысли, образы? Все это формируется энергиями тонкого плана, из которых состоит и аура. А при размышлении о ней создается своего рода «подпитывающий ток» этих энергий. Таким образом, практическая польза налицо.

Основные правила

Существует несколько таких правил, которым желательно следовать, обучаясь медитации.

Прежде всего необходимо найти спокойную обстановку, лишенную как внешних, так и внутренних раздражителей. Очень важно иметь (особенно в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный момент не медитирует. Снимите трубку с телефонного аппарата и вообще сделайте все, что можно, для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, включите запись с тихой инструментальной музыкой, или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже записей, имитирующих различные природные шумы. Как уже отмечалось, даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно замаскировать внешний шум. Вы можете также уменьшить или совсем выключить освещение в комнате. Теперь, когда внешняя среда стала более спокойной, следующим шагом должно стать обеспечение спокойствия и внутренней среды. Один из способов состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте некоторое время на то, чтобы расслабить мышцы.

Релаксация

Перед началом упражнений необходимо научиться произвольно, приводить себя в такое состояние, когда тело максимально расслаблено, но ум остается активным. Сказать, как обычно, просто - куда труднее добиться этого на практике. Тем не менее, приведенные ниже упражнения могут помочь вам. Нужно только помнить о том, что каждый человек индивидуален, и рассматривать любые конкретные рекомендации не как служебную инструкцию, но как примерное руководство, предназначенное для творческой интерпретации или даже подлежащее полной переработке с целью «подстроить» его под себя.

Главное заключается в том, что с напряженным телом невозможно добиться ни расслабления, ни концентрации. И задача сложна: полностью освободиться от повседневных забот, сфокусироваться на вхождении в измененное сознание, но при этом раскрепостить свой разум.

Но прежде всего, учитесь эффективно расслаблять тело. Возможно, эти упражнения окажутся полезными для процесса установления самого начального этапа взаимопонимания не только с вашим телом, но и с внутренним Я.

Упражнения

  • Лягте на жесткую поверхность. Если не можете лечь, сядьте в удобное кресло. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию. Сосредоточьтесь на своем дыхании, дайте ему углубиться. Сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, плавно перемещая диафрагму на вдохе вниз так, чтобы живот подался вперед, и наполняя легкие воздухом снизу вверх. Выдохните и расслабьтесь так, чтобы вместе с выдохом ушло напряжение.
  • Последовательно напрягите и расслабьте каждую мышечную группу. Поочередно напрягите и затем расслабьте все мышечные группы своего тела. Начните с ведущей руки. Согните руку в запястье, как будто вы хотите положить тыльную сторону кисти на предплечье. Подержите ее в таком положении от 5 до 10 секунд. Обратите внимание на возникшее напряжение. Опустите кисть и расслабьтесь. Отметьте разницу. Снова напрягите и расслабьте руку. Далее пауза в 30 секунд, во время которой сделайте медленный вдох животом и выдох. Повторите эту процедуру с другой рукой. Потом повторите в следующей последовательности: напряжение - расслабление - напряжение - расслабление для мышц:
предплечий,
верхней части рук,
лба,
челюстей,
шеи,
груди,
живота,
спины,
ягодиц,
ноги ступней.

Между каждой парой мышечных групп делайте глубокий вдох и выдох, с каждым разом все больше расслабляясь.

  • Избавьтесь от всякого напряжения. Поработав со всеми мышечными группами, дайте им окончательно расслабиться. Если какие-то мышцы не окончательно избавились от напряжения, проведите с ними еще один цикл напряжение - расслабление. Представьте себе, как напряжение вытекает из вашего тела, подобно невидимой жидкости. Каждый раз при напряжении и расслаблении напоминайте себе, что расслабление сильнее, чем предшествующее напряжение.

Медитировать нужно, сидя в комфортной для вас лично позе. Но желательно при этом держать голову, шею и спину по одной вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения медитации.

по материалам из книги: Бубличенко Михаил - "Ваша аура - путь к духовному совершенству"

Медитация – основная практика, приводящая человека к состоянию Будды. Данная статья посвящена краткому изложению буддийского учения «Вишуддхи магга», повествующего о восьми стадиях медитации . Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста замечательной книги Дэниэла Гоулмена - «Многообразие медитативного опыта».

Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие, сознание, блаженство». На санскрите обычно используются все три слова именно в такой связке, как символ высшей, исконной реальности, чистого сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами (мастера медитации) используют духовные имена в связке с термином ананда. Например. Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой». Муктананда - освобождением. Брахмананда - Брахманом и т.д.

Что касается такого аспекта медитации , как блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет никакого дела, т.к. он свободен от всего. Умалчивают, как я полагаю, чтобы люди двигались хотя бы ради попутных целей. Ведь настоящая цель - это избавление от страданий. Некоторые тексты говорят о том, что на вершине медитации - в нирване присутствует тончайшее блаженство, но это может быть уровень причинного плана (высочайший уровень на тонком плане), но никак не нирвана. Парадокс и в том, что даже на начальных уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи (состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом практику как бы все равно есть оно или нет, т.к. если начинаешь им увлекаться, то это уже не медитация , а блуждание ума, и блаженство ослабевает.

Любовь может привести Бхакти-йогина к недвойственности, когда он, не разделяя, видит во всем Бога и готов отдать Ему всего себя, но это еще не предел, и блаженство может стать искушением. Учение «Вишуддхи Мага» («Путь очищения» - один из основных буддийских текстов по медитации ) разделяет медитацию на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические переживания, почти всегда соответствующие пути практика в той последовательности, в какой они будут перечислены ниже.

Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но сами мысли, как общий фон, еще остаются. Остается переживание тела и других объектов, доступных нашим органам восприятия, хотя они уже не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на который вы медитируете и мысли о самой медитации. Вы словно скачете от одной ментальной формы этого объекта к последующим формам до тех пор, пока не привыкаете к интуитивному созерцанию самого объекта. Из переживаний на этом уровне уже могут появляться ощущения восторга, счастья и невозмутимости.

На первой ступени медитации , (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли еще появляются, но уже не мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после - повторное возвращение к дхьяне.

Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли и повторный возврат к «дхьяне» (медитации).

На третьей стадии медитации
, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания.

На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации.

Четвертая стадия медитации характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного прекращения. Когда мы дышим, мы вбираем в себя необходимую для тела энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание.

На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны - это уровень настоящего мастера.

Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.

Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда фактор осознавания различается, как несуществующий (см. статью «Реальности не существует »). На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения.

Восьмая стадия медитации
- состояние «ниродхи» - ни существования, ни отсутствия существования.

В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний. Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это сверхтонкое сознание.

Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является уровнем нирваны, так как полный уход сознания в нирвану осуществляется единожды и навсегда, ибо на этом уровне теряется связь с психикой. Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к форме.

На самом деле, мы должны всегда помнить, что теоретическая сторона не столь важна, как практическая, ибо она может быть какой угодно в зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в терминологии не должна вызывать никаких волнений. В практике разных людей, в зависимости от их кармы, могут проявляться разные аспекты углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой. Например, развитие и переход по стадиям медитации может происходить нелинейно (одна дхьяна за другой вплоть до переживания бесконечности), а тотально, когда ваша практика начинается с еле ощутимого переживания бесконечной скорости, которая по мере углубления медитации будет разворачиваться как переживание бесконечности. То есть вы сразу же сталкиваетесь с результатом, в его пока еще «семенной» форме, и вся дальнейшая практика медитации является своеобразным пестованием этого семени.

Высший пилотаж практики медитации - это «сахаджа самадхи», пребывание в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации, даже в любых проявлениях повседневной деятельности.

Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме (Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий перерождаться из сострадания к людям.

Практика медитации очень важна. Читая книги мастеров можно увидеть, как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические, иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания существуют, а словесные доказательства - все равно, что «гуманитарная помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в реальности этих переживаний на собственном опыте.

Первой стадией вполне оправданно можно считать сам факт начала занятий медитацией. Это объясняется тем, что человек, выделяя время на медитацию , уже тем самым предпринимает сознательное усилие, направленное на собственный внутренний, духовный рост. И такая позиция является антиподом душевной лености, апатии и безразличия, которые ведут к регрессу духовной составляющей человеческой личности.

Следующая стадия определяется тем, что человек, медитируя, начинает ощущать все более выраженную, полную релаксацию . Далее идет уже стадия, характеризующаяся достижением способности отстраненного наблюдения. По индийским канонам, это состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его реальность, остается при этом покоящимся в себе зрителем. Это состояние пассивное, и характеризуется оно прежде всего безличностью наблюдения, при котором медитирующий сосуществует с внешним миром, но никак не противопоставляет себя ему и тем паче не пытается осуществить какое-либо вмешательство в течение событий (даже мысленное). Это уже можно считать интуитивным состоянием, потому как аналитический компонент сознания выключен. Наконец, высшей ступенью медитативного опыта является достижение просветления, или «состояния сверхсознания», которое в индийской духовной традиции именуется «сатори».

Можно привести сумму характеристик такого состояния, однако нельзя забывать, что все они в той или иной степени - суть внешние, не главные проявления. Интенсивность этих переживаний не поддается словесным формулировкам, но можно выделить целый ряд общих моментов:

  • хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность);
  • ощущение единства с окружающим, осознание себя как неотъемлемой части Вселенной;
  • изменение пространственно-временных соотношений;
  • обостренное восприятие глубокого и всеобъемлющего смысла во всей окружающей реальности;
  • легкое приятие и осмысление вещей, которые рациональное сознание рассматривает как совершенно парадоксальные.

Очень важно, таким образом, усвоить, что медитация - это веками сложившаяся система духовной практики , которая позволяет человеку сначала взять на себя ответственность за содержание своих мыслей, а далее и овладеть полной властью над состоянием своего сознания. Медитация создает в человеке центр тишины и спокойствия - ее нередко называют нулевой точкой. Из этой точки вы сможете отстраненно наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений.

Нельзя с уверенностью сказать, сколько времени пройдет, все зависит от ваших индивидуальных особенностей, но, проявив достаточное постоянство в стремлении познать себя, вы непременно на каком-то этапе обнаружите, что не просто наблюдаете поток, но видите его истоки, перед вами раскрывается скрытый смысл того, что происходит вокруг вас. Собственно говоря, само слово «медитация» происходит от латинских слов «двигаться к центру». Как показано выше, именно это и происходит в процессе медитации - без напряжения, не прилагая никаких чрезмерных усилий, вы вдруг оказываетесь в самом центре себя. Словно с какого-то возвышения вы отчетливо видите происходящее и можете ясно осознать, что для вас по-настоящему важно, а что нет.

При этом вся динамика медитативных переживаний отнюдь не носит характера постепенного последовательного движения от одних переживаний к другим. Медитирующий может с легкостью очень быстро переходить от одного переживания к другому, ощущать их вместе и снова возвращаться к первому. С другой стороны, сами переживания могут сильно варьировать в контексте глубины ощущений.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: