Реформация в германии. Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в

Особенности реформационного движения в странах Европы:

· Реформация в Швейцарии

Особенно благоприятную почву Реформация нашла в Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были выработаны новые системы протестантизма и созданы новые реформационные церковные организации.

Прогрессивные слои бюргерства стремились к превращению Швейцарии в федерацию с централизованной властью, где ведущее место было бы у городских кантонов. Как и крепостные крестьяне, они были заинтересованы в секуляризации монастырских земель. От произвола правящей верхушки и вымогательств церкви страдал и городской плебс.

Вопросы церковной реформации были поставлены в Швейцарии иначе, чем в Германии. Здесь не было гнета императора, княжеской власти и значительно слабее была католическая церковь. Но острыми были проблемы взаимоотношения швейцарских кантонов между собой, Швейцарии и соседних стран, стремившихся поставить горные проходы, через которые шли торговые потоки, под свой контроль.

Успешным продолжением лютеранских начинаний в Швейцарии явилась реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Кальвин написал свой главный трактат "Наставления в христианской вере", его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвинизм упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства. Керне Э. Дорогами христианства. - М., 1982. Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. с его точки зрения земная жизнь - это путь к спасению, в этой жизни высшей добродетелью является терпение. Однако он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.

Основа кальвинизма - учение о Божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены Богом к спасению и небесному блаженству, а другие - к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению.

· Реформация во Франции

Приверженцев протестантской церкви во Франции называли гугенотами. В отличие от многих других стран Европы, они не занимали строго определённой географически территории; очаги протестантизма были рассеяны по всей территории страны. Это обусловливало особенно ожесточённый, братоубийственный характер религиозных войн во Франции.

Ситуация с Реформацией во Франции в некотором отношении напоминала немецкую, поскольку хотя центральная власть была более сильна, тем не менее некоторые провинции пользовались правами значительной автономии, особенно на юге, так что на юге и Французской Наварре протестантское движение было изначально сильным. Религиозные вопросы перемешивались с политическими устремлениями. Правящие династии, сначала Валуа, а затем Бурбоны, стремились упрочить стабильность страны и трона либо посредством изгнания меньшинств, либо веротерпимостью. В результате гугенотских войн, длившихся несколько десятилетий, был подписан Нантский эдикт 1598 года. Им предоставлялась свобода совести, в ограниченных регионах Франции, но помимо этого - полноправное участие в общественной жизни. Эдикт был отменен только в 1685 году. За этим последовал массовый исход гугенотов из Франции. Керне Э. Дорогами христианства. - М., 1982.

· Реформация в Нидерландах.

Появление первых протестантов в Нидерландах по времени практически совпадает с проповедью Лютера, однако лютеранство не получило в стране значительного количества сторонников. С 1540 года здесь начал распространяться кальвинизм. Идеи Реформации нашли здесь благоприятную почву. Их поддержало большинство населения, особенно в крупных городах - Амстердаме, Антверпене, Лейдене, Утрехте, Брюсселе и др. Так что к 1560 году большинство населения были протестантами. Чтобы остановить реформацию в Нидерландских землях, Карл 5 издал очень жестокий свод запретов. Жителям запрещалось читать не только труды Лютера, Кальвина и других реформаторов, но даже читать и обсуждать… Библию! Запрещались любые собрания, уничтожение или порча икон или статуй святых, укрывательство еретиков. Нарушение любого из этих запретов вело к смертной казни.

Несмотря на репрессии, в Нидерландах прочно утвердился протестантизм. Во времена Реформации здесь появилось много кальвинистов и анабаптистов. В 1561г. кальвинисты Нидерландов впервые заявили, что поддерживают только ту власть, действия которой не противоречат Священному Писанию.

· Реформация в Англии.

Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступили не подданные, а сам король. Генрих VIII, женатый на Екатерине Арагонской, родственнице императора Священной Римской империи Карла V, пожелал с ней развестись. Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорбленный английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Были закрыты монастыри, а их имущество отошло к государству. Король присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский. В 1571 г. английский парламент принял закон "39 статей", в котором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. wikipedia.org Эта церковь получила название англиканской, а принципы ее вероучения - Англиканского символа веры. Подобно лютеранству, англиканская церковь признавала учение о спасении верой, а Священное Писание - единственным источником Божественного откровения, или истины. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохранялись два таинства - крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальный строй.

· Реформация в Италии

В отличие от большинства Европейских стран, в Италии протестантское движение не нашло поддержки ни в широких народных массах, ни среди государственных деятелей. Италия, находившаяся под сильным и долговременным влиянием папы, осталась преданной католицизму.

Притягательными для простого народа стали идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие широкое распространение в Италии в первые десятилетия XVI в. Особенно крупные масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они носили четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал одним из главных центров Реформации. Очаги реформационного движения возникли в Лукке и Флоренции, Венеции и Ферраре, ряде других городов. Эпоха Реформации. Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Минск, 2002. Реформация, не вылилась в Италии в крупное социальное движение, облегчила победу католической церкви.

· Реформация в ВКЛ

Реформационные идеи проникали в Польшу и ВКЛ разными путями. Культурные и политические связи с Чехией открывали дорогу для влияния религиозно-национального движения гуситов. Учеба в университетах Германии знакомила молодых отпрысков магнатских фамилий с новыми реформационными веяниями. Торговые отношения немецких мещан из городов ВКЛ связывали их с немецкими партнерами.

Сторонники отделения Великого княжества от Польши и установления его самостоятельности считали, что кальвинизм может дать этому идеологическое обоснование, чего не могли сделать ни католицизм, ни православие, выражавшие интересы Польши и Москвы соответственно. В середине XVI в. реформация привела к тому, что шляхта, по отзывам современников, почти целиком была протестантской. Во всяком случае источники свидетельствуют, что в Новогрудском воеводстве, например, из 600 фамилий православной шляхты в своей вере осталось только 16.

Первую реформаторскую общину в Беларуси создал в Бресте "некоронованный король Литвы" Николай Радзивилл Черный. С середины XVI в. такие общины начали создаваться в Несвиже. Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах и местечках. При них организовывались церкви, школы, госпитали-приюты. Руководили общинами протестантские священники, которых называли "министрами". В XVI - первой половине XVII в. на территории Беларуси было создано 85 кальвинистских и 7 арианских общин. Важные идейные проблемы кальвинизма обсуждались на синодах, участники которых представляли либо отдельные дистрикты, либо все общины Великого княжества. Иногда синоды проводились с участием польских протестантов. Эпоха Реформации. Европа / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Минск, 2002.

Крупнейшими кальвинистскими центрами стали Берестье, Несвиж, Витебск, Минск, Слуцк и др. До конца XVI века сложилась организационная и территориальная структура кальвинистской церкви в Великом княжестве Литовском. Реформация активизировала духовную жизнь общества, способствовала развитию образования и культуры, расширению международных контактов Великого Княжества Литовского с Европой.

Однако широкие народные массы остались глухи к идеям Реформации. В этом и есть её отличие от Европы. Кроме этого, в Великом Княжестве Литовском начали широко распространяться еретические идеи антитринитаризма арианского толка. Его представители (напрмер, Симон Будный) выступали против власти, проповедовали общность имущества и т.п., что привело их к конфликту с кальвинистской шляхтой. В то же время Рим начал дело контрреформации. В Великое Княжество Литовское прибывают в 1564 г. миссионеры-иезуиты - "слуги Христа", которых Симон Будный называл очень характерно - "чёртово семя". На Беларуси не запылали костры инквизиции, не было тут и Варфоломеевских ночей, но иезуиты взяли в свои руки образование: открыли 11 коллегий по Беларуси. Детей туда брали независимо от веры родителей. После окончания коллегий они становились католиками. Иезуиты заполнили книжный рынок трудами писателей ордена, занялись благотворительностью…

Усилия иезуитов принесли свои плоды: протестантизм начал вытесняться. Процесс окатоличивания слоёв, вовлеченных в Реформацию, приобрёл массовый характер. К концу XVII в. контрреформация в Великом Княжестве Литовском победила.

Таким образом в разных европейских странах Реформация хоть и имела общие черты, идеи, общего врага - католическую церковь, имела и существенные различия: степень изменений, путь проведения ("сверху" или "снизу) и результативность. Протестантская церковь распространилась в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Англии. Католическая церковь смогла удержать своё влияние в Италии, Франции, Испании. Посмотрев на этот список можно заметить, что первая группа стран - государства - значительно обогнавшие своих соседей в экономическом развитии в эпоху нового времени. Связана ли эта успешность с протестантской церковью или это совпадение? Немецкий философ и социолог считал, что эта связь существует. Свои взгляды он изложил в книге "Протестантская этика и дух капитализма".

Как происходила реформация церкви в различных странах западной европы, кальвинизм во Франции, реформация в Англии, что такое Орден иезуитов и Тридентский собор, католическая реформация.

Широкое распространение в Европе получило также другое направление в протестантизме - кальвинизм, основоположником которого стал французский проповедник Жан Кальвин (1509-1564).

Жан Кальвин родился на севере Франции. Уже в годы своей учёбы в университете он остро ощутил наступление религиозного кризиса. «Я видел, что Евангелие заглушено суеверием, что Слово Божие намеренно утаивается от сынов церкви», - писал Кальвин. Поэтому он, «видя расстройство церкви, поднял старое знамя Иисуса Христа». Преследования протестантов во Франции вынудили его бежать в швейцарский город Базель, где в 1536 г. вышли в свет его «Наставления в христианской вере». Сформулированные в книге французского реформатора принципы представляли собой наиболее разработанную богословскую систему из всех созданных протестантскими мыслителями.

Кальвин учил, что никто не знает своего жизненного предназначения. Жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Он провозглашал новые моральные ценности - бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства. Фактически провозглашалось новое отношение к труду: из наказания он превращался в высшую форму самовыражения человека. Кальвин был убеждён, что евангельское послание призывало к преобразованию не только церкви, но и всего общества и земного мира в целом.

Кальвин пошёл далее Лютера, не ограничиваясь лишь реформой церкви и стремясь преобразовать все общественные отношения. Именно поэтому французский реформатор считается одним из величайших деятелей в истории человечества.

Основная деятельность Жана Кальвина развернулась в Женеве - франкоязычном имперском городе, который незадолго до его появления там присоединился к Швейцарской конфедерации. Французский реформатор сумел не только обратить в свою веру жителей города, но и превратить Женеву в протестантскую столицу мира. Постепенно идеи Кальвина превзошли по влиянию па души людей лютеранское учение. Под его руководством в Женеве было установлено новое церковно-политическое устройство, которое изменило всю жизнь города.

Жизнь в Женеве совершенно преобразилась: торжественное духовное настроение заменило собою прежнюю шумную светскую жизнь, великолепие в одеждах исчезло, маскарады, танцы и увеселения были запрещены, трактиры и театры опустели, церкви же, напротив, заполнились людьми. Из церквей убрали все украшения, их посещение становилось обязательным. Нарушители установленного порядка жестоко наказывались. Это «Женевское Божье государство» представляло собой самоуправляющуюся религиозную общину, а за Кальвином как за её лидером утвердилось прозвище «Женевский папа».

За пределами Швейцарии кальвинизм прежде всего оказал воздействие на родину реформатора. Последователей Кальвина во Франции называли гугенотами. Они заняли влиятельное положение во французском обществе и во многом стали определять пути его развития.


Особенности Реформации в Англии

Англия вступила в эпоху Реформации в период правления короля Генриха VIII (1509-1547). Английский король, имевший богословское образование, откликнулся на выступление Лютера критическим памфлетом, за что удостоился от папы почётного титула «защитник веры».

Однако очень скоро Генрих превратился в одного из самых яростных противников папства. Объяснялось это семейными делами короля, который тщетно пытался добиться согласия Рима на расторжение своего брака с Екатериной Арагонской. Она была дочерью «католических королей» Фердинанда и Изабеллы и тётей Карла V, поэтому Папа Римский, находившийся тогда в сильной зависимости от германского императора, не решился дать согласие на развод. В конце концов Генрих развёлся с помощью главы английской церкви архиепископа Кентерберийского, но поскольку отношения с римским престолом были окончательно испорчены, он решил воспользоваться этим поводом для проведения церковных преобразований.

Заседавший с 1529 по 1536 г. «парламент Реформации» принял целый ряд законов, полностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве) 1534 г., объявлявший короля главой английской церкви. Жертвой этого закона стал великий английский гуманист Томас Мор, казнённый за отказ признать церковные полномочия короля.

Обновлённая церковь получила название англиканской. Она заняла промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. Освободившись от подчинения Риму и перейдя с латыни на английский язык, англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Прежде всего была сохранена ведущая роль епископов в церковной организации.

Важнейшим следствием Реформации в Англии стало распространение грамотности. Библия была переведена на английский язык. У англичан того времени практически не было других книг, Библия представляла собой их главное чтение. В ходе Реформации было закрыто около трёх тысяч монастырей, которые владели почти 1/4 всех обрабатываемых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший огромные социальные последствия. Реформация превратилась таким образом в один из самых мощных факторов преобразования английского общества.


Королева Мария Тюдор (1553-1558), убеждённая католичка, попыталась повернуть вспять английскую Реформацию. Церковное законодательство её отца Генриха VIII было отменено; начались массовые казни протестантов. Королева получила прозвище Марии Кровавой. Её брак с испанским королём Филиппом II сопровождался вовлечением Англии в войну с Францией, в ходе которой англичане потеряли свой последний оплот на континенте - г. Кале. Однако её кратковременное царствование не могло остановить распространение Реформации в Англии, что показало правление её сестры Елизаветы, убеждённой протестантки. В 1559 г., после восшествия на престол Елизаветы I, парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви.


Поскольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зародилось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», так как пуритане требовали полного очищения своей веры от католического наследия. Последователям этого религиозного направления суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории английских колоний в Северной Америке.

Католическая реформация

В ходе острого противоборства с протестантизмом внутри католицизма произошло частичное обновление, которое позволило приостановить распространение нового вероучения. Этот процесс внутреннего обновления получил название католическая реформация, или «контрреформация».

Главным оплотом католической веры являлась Испания, где в ходе Реконкисты она превратилась в национальную религию, способствовавшую единению страны в борьбе с мусульманами. Основным орудием укрепления традиционной веры в Испании стал особый церковный суд - инквизиция, учреждённый в этой стране ещё в 1480 г. Мрачную память о себе оставил Великий инквизитор Торквемада, отправивший на костёр почти две тысячи последователей Христа, обвинённых в отступничестве от веры. Казни еретиков превратились в торжественные зрелища, проводившиеся при большом стечении народа. Они получили название аутодафе - буквально «акт веры». В период Реформации инквизиция резко активизировалась. В 1570 г. в Испании были сожжены последние протестанты.


С избранием папы Павла III (1534-1549 гг.) католическая реформация приобрела последовательный характер и общеевропейский размах. Им была издана булла о реорганизации инквизиции, которая превращалась в общий для всего католического мира институт, призванный бороться с ересью по всей Европе. Вслед за тем была введена предварительная цензура всей издававшейся литературы. Позднее появился Индекс запрещённых книг, в который были включены многие выдающиеся произведения эпохи Возрождения и Реформации.

Орден иезуитов и Тридентский собор

Важнейшим орудием католической реформации стал Орден иезуитов (названный по имени Иисуса Христа). Его основателем был дворянин из Испанской Наварры, участник Итальянских войн Игнатий Лойола (1491-1556).


Ранение, полученное при обороне Памплоны от французов, не позволило Лойоле продолжить службу, и он обратился к размышлениям на духовные темы. Паломничество в Святую Землю укрепило его в правильности избранного пути. В 1534 г. Лойола с группой единомышленников основал Общество Иисуса, имевшее целью всемерную защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав Общества Иисуса. Постепенно в обиход вошло другое неофициальное его название, «Орден иезуитов».

Генерал Ордена подчинялся только Папе Римскому, а рядовые члены были обязаны беспрекословно повиноваться своему генералу. Железная внутренняя дисциплина, активная общественная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. миссионеры-иезуиты добрались даже до Бразилии и Японии. Особое внимание они уделяли системе образования, создавая образцовые для того времени учебные заведения, где давались не только хорошие знания, но и вполне светское воспитание.


Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском г. Тридент и заседавший с перерывами с 1545 до 1563 г. Первыми решениями Тридентского собора стали декреты о признании источником веры не только Священного Писания, но и Священного Предания, а также о толковании Писания. В Триденте был впервые выработан систематизированный свод предписаний, чётко регламентировавший религиозную жизнь католиков. Решения Тридентского собора положили начало настоящему возрождению католицизма.

Ради спасения своей репутации обновлённая церковь отказалась от продажи индульгенций. Подготовкой образованных священников занялись специальные учебные заведения - семинарии. Вся система воспитания в духе церкви была реорганизована на основе традиционных ценностей. Одновременно с религиозными реформами проводилось укрепление Папского государства, его администрации и финансов. По сравнению с эпохой Возрождения резко изменился образ жизни пап. В 1568 г. завершилось строительство крупнейшего католического храма в мире - римского собора Святого Петра, ставшего символом обновлённой церкви. В 1582 г. папа Григорий XIII осуществил реформу календаря, который мы теперь знаем под названием григорианский.



Итоги Реформации в Европе

Реформация представляла собой величайший переворот в духовной жизни европейцев, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией. Она произвела настоящую революцию в сфере сознания, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практике миллионов людей.

Главным следствием Реформации стало возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Божественному откровению без посредников в виде многочисленной церковной иерархии. Принципиальные изменения произошли в отношении к человеческому труду. В противовес прежним взглядам на него, как на наказание, мирской профессиональный труд получил моральное оправдание и обрёл высокий религиозный смысл.

По признанию историков, «самый лучший плод, принесённый Реформацией, - это улучшение и размножение школ».

На развитии изобразительных искусств Реформация в целом отразилась отрицательно. В то же время она дала толчок развитию ряда новых направлений. В живописи это были пейзаж, натюрморт, изображение бытовых сцен. Появились также новые архитектурные формы, новые виды художественных ремёсел.

В результате Реформации произошло колоссальное, невиданное ранее в Европе перераспределение собственности, прежде всего земельной. Возникли целые категории новых собственников.

В эпоху Реформации в европейских странах создавались и укреплялись национальные церкви, происходило усиление светской власти и становление централизованных государств современного типа.

Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу. Это предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные войны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах, а религиозные противоречия между ними сыграли важнейшую роль в происхождении крупнейшего общеевропейского конфликта - Тридцатилетней войны.

Из книги Игнатия Лойолы «Духовные упражнения»

«Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное - мы должны немедленно признать это!»

«Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно рекомендовать также и страх перед божественным величеством, и не только тот страх, который мы зовём сыновним, но и тот страх, который называется рабским».

«Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать ему, кроме своей воли, свой разум; в этом заключается третья и самая возвышенная степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он, нужно подчинить ему своё суждение настолько, чтобы благочестивая воля могла покорить разум».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Реформация (от лат. Reformatio - преобразование) широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное на реформирование христианской доктрины. Дата начала Реформации - 31 октября 1517 г. связано с обнародованием т.н. «95 тезисов» М. Лютера в Виттенберг (Саксония).

Основные направления Реформации :

  • бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли);
  • народное (Т. Мюнцэр, анабаптисты);
  • королевско-княжеское.

Реформация была идейно связана с крестьянских войн 1524 - 1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английской революцией. Реформация является продолжением Ренессанса, однако противоречит некоторым ренессансном тенденциям.

Идеологи протестантизма фактически отрицали права церкви на земельную собственность, оспаривали католическое Священное Писание. В протестантство значение церковной организации сводилась к минимуму. Главным в деле спасения признавалась индивидуальная вера, которая основывается на личных отношениях человека с Богом. Спасение не заслуговваецца, а простится произвольно Богом. Молитвы, поклонение иконам, почитание святых, церковные ритуалы протестанты считают напрасными в деле спасения. Верить в искупительную жертву и воскресение Иисуса Христа, следовать высокоморальных поведения, активно действовать на профессиональной и общественной ниве все вместе является путем спасения. Свидетельство избранности успех в карьере, семейной жизни. Источник религиозной истины Священное Писание. Мнения Святых Отцов, богословов и Папы Римского не рассматриваются протестантами как авторитетные. Священник в протестантизме выборная должность. Идеологи протестантизма ориентировали человека на земные реалии работу, семью, самосовершенствование. Протестантская этика, по мнению Макса Вебера, сформировало у европейцев «дух капитализма», для которого характерны трудолюбие, бережливость, профессиональная добросовестность.

Ранние реформаторы были сторонниками невмешательства церкви в государственные дела. Однако доктрина кальвинистов давала идейные основания в отдельных случаях не подчиняться власти. Реформаторы первыми переводили Библию на современные языки (Уиклиф в Англии, Гус в Чехии, Лютер в Германии).

Реформация, начавшись в Германии, быстро распространилась в европейских странах. Ее сторонников стали называть протестантами (от лат. protectans — возражающий, несогласный).

Реформация в Швейцарии

Центром реформационного движения Швейцарии стал Цюрих, где начал свои проповеди сторонник Лютера священник Ульрих Цвингли (1484 — 1531), не признававший церковную иерархию, индульгенции, поклонение иконам. После его смерти в стычках с католиками Реформацию возглавил француз Жан Кальвин (1509 — 1564), вынужденный покинуть Францию из-за преследований. Центр Реформации переместился в Женеву, где обосновался Кальвин. Он изложил свои взгляды в сочинении «Наставление в христианской пере», основным содержанием которого стала идея о предопределении. Бог предопределил одних людей к спасению, других — к погибели, одним уготован рай, другим — ад. Никто из живущих не знает об этом, но, ведя добродетельную жизнь, человек может надеяться на спасение. Верным признаком избранности человека при этом является его успех в земных делах. Важнейшим правилом провозглашалось уважение к собственности как дару божьему, которую следует приумножать. Кто не проявляет трудолюбия и бережливости, тот впадает в грех.

Кальвинизм оказался привлекательным для буржуазных слоев, так как преуспевание в жизни, обогащение объявлялись богоугодным делом, а происхождение и сословные привилегии теряли значение. Протестантизм в форме кальвинизма сравнительно быстро утвердился в Швейцарии.

Реформация в Англии

Реформацию в Англии осуществлял король при поддержке дворян и буржуазии, надеявшихся завладеть церковными землями и имуществом. Поводом к реформе церкви послужил отказ папы римского разрешить развод короля Генриха VIII с его первой женой, родственницей Карла V. В 1534 г. английский парламент объявил о неподчинении Риму и провозгласил короля главой церкви. На основе парламентских актов 1536 и 1539 гг. закрывались все монастыри, а их собственность конфисковывалась и пускалась в продажу. Реформа проводилась насильственными методами, за отрицание принципов новой церкви полагалась смертная казнь. Например, был казнен государственный деятель и ученый Томас Мор, не принявший Реформацию. Попытки восстановить католичество не увенчались успехом. В Англии утвердилось англиканство — умеренное течение в протестантизме, признающее Священное писание источником веры. Церковь становилась национальной, упразднялись индульгенции, отвергалось почитание икон и мощей, уменьшалось число праздников, богослужение стало вестись на английском языке. Духовенство обязывалось пропагандировать среди прихожан идею о полном их подчинении королю и недопущении мятежей.

Реформация в Скандинавских странах

Реформация в Швеции и Дании нашла поддержку со стороны королевской власти и была проведена в основном в первой половине XVI в.

В Финляндии, Норвегии, Исландии Реформация проходила сложно, так как соединялась с укреплением чужеземной королевской власти. Реформация здесь завершилась в конце XVI в. «сверху». Главой церкви, в которой утвердились евангелическо-лютеранские принципы, стал король.

Реформация во Франции

Уже в 20-е гг. XVI в. среди буржуазии и ремесленного населения юго-запада Франции стали популярны взгляды Лютера.

Королевская власть вначале занимала позицию веротерпимости, но по мере роста активности сторонников Реформации прибегла к репрессиям. Была учреждена «Огненная палата», вынесшая около 500 обвинительных приговоров «еретикам». Однако Реформация продолжала распространяться, к ней примкнула часть дворянства, надеявшаяся на секуляризацию церковных земель. Лютеранство стало вытесняться кальвинизмом, не исключавшим борьбы против тирании. Кальвинистов стали называть гугенотами. С 1560 г. начались открытые столкновения католиков и гугенотов, переросшие в религиозные войны. Они продолжались 30 лет. В религиозные войны во Франции были втянуты англичане, помогавшие гугенотам, и испанцы, поддерживающие католиков.

В 1570 г. между королем и представителями реформационного движения был подписан мир, по которому допускалось кальвинистское богослужение. Однако уже вскоре началось новое наступление на гугенотов. Одним из самых страшных событий этих войн стала Варфоломеевская ночь.

На день Святого Варфоломея с целью примирения враждующих сторон была назначена свадьба лидера гугенотов Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой Валуа. Была приглашена гугенотская аристократия южных районов. Католики решили использовать это событие для расправы со своими противниками. Они пометили дома, где остановились гости, и в ночь с 23 на 24 августа 1572 г. устроили резню. Многие были убиты в постелях. Расправа с гугенотами продолжалась три дня, убийства перекинулись в другие города, погибло не менее 30 тыс. человек. Война возобновилась с новой силой.

В начале 90-х гг. крестьянство, измученное грабежами солдат и налогами властей, пришло в движение под кличем «На грызунов!». Восстание кроканов охватило до 40 тыс. крестьян и вынудило дворянство и зажиточную часть буржуазии объединиться вокруг королевской власти, пойти на прекращение гугенотских войн с целью подавления восставших крестьян. Генрих Наваррский, чтобы примирить враждующие стороны, пошел на компромисс, принял католичество. Только после этого ему открылись ворота Парижа.

Ему приписывают слова: «Париж стоит мессы» (месса — католическая церковная служба). Генрих Наваррский был провозглашен королем Франции и положил начало династии Бурбонов.

В 1598 г. был издан Нантский эдикт — закон о веротерпимости. Он объявил католичество официальной религией, но сохранил за гугенотами право свободы вероисповедания и одинаковых с католиками прав на занятие государственных должностей. Это был первый в Европе закон о свободе веры. Религиозные войны принесли французам много страданий и лишений, которые заставили учиться жить в согласии независимо от религии.

Контрреформация

Успехи реформационных движений вынудили католическую церковь и поддержавшие ее феодальные силы реорганизоваться и повести борьбу против Реформации. Наступательным орудием в их руках стал основанный испанским дворянином Игнатием Лайолой Орден иезуитов. Главным направлением в деятельности иезуитов стало проникновение во все слои общества, и особенно в правящие, с целью подчинения их воли и целям Ордена и католической церкви, воспитания молодежи в духе ортодоксального католицизма, проведения политики римских пап и борьбы с ересями.

Тридентский собор католической церкви, заседавший с 1545 по 1563 г., предал анафеме все сочинения и учения протестантов, подтвердил верховенство папы над епископатом, светскими властями, признал его авторитет в делах веры, отверг все попытки внести изменения в догматы и организацию католической церкви.

Протестантизм
Реформация Доктрины протестантизма Дореформационные движения Церкви Реформации
Постреформационные движения
«Великое пробуждение »
Реставрационизм

Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

Предтечи Реформации

Джон Виклиф

Экономическое давление, умноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф , профессор Оксфордского университета , провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли . Виклиф с отвращением относился к «пленению» и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос , а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия , а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета . Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на английский язык в 1384 году . Таким образом, впервые англичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении , хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии . И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме , его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии , обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса .

Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках . Ян Гус , пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором , читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф . Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце , на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф .

Лютеранская Реформация

Реформация в Германии

Начало Реформации в Германии

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников . Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии , и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера , который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов» . В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом .

На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.

Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном , недовольных своим положением в империи, подняло восстание , провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи . Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера прийти к Реформации мирным путём уже не осуществятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером .

Крестьянская война Томаса Мюнцера

Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера , который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению в войне .

После Аугсбургского рейхстага протестантскими князьями начал формироваться оборонительный Шмалькальденский союз , вдохновителем создания которого явился Филипп, ландграф Гессенский .

Реформация в Германии после смерти Лютера

Сразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза . В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг , который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим - соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление.

Реформация в Дании и Норвегии

По просьбе короля Кристиана Меланхтон прислал в Данию опытного священника-реформатора Иоганнеса Бугенхагена , который возглавил проведение Реформации в стране. В итоге Реформация в Дании ориентировалась на немецкие образцы. По оценке датских историков, «Дания с введением Лютеранской Церкви стала в церковном отношении на длительное время немецкой провинцией» .

В 1537 году по указу короля была создана комиссия из «учёных людей» для разработки уложения о новой церкви, куда вошёл и Ганс Таусен . С составленным уложением был ознакомлен Лютер , и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден.

Реформация в Швеции и Финляндии

Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье - Католическая Церковь

В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём.

В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменён. В 1571 году Лаврентием Петри был разработан «Шведский церковный устав» , в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви . Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля .

Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточённого противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, имевшего место в странах Центральной Европы, различия во внешнем характере богослужений реформированной и Римско-католической Церкви были минимальны. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую Преемственность, так Лаврентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским , посвящённым в свой сан в Риме.

Реформация была проведена и в Финляндии , в то время заявлявшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в Або) стал Микаэль Агрикола , который составил первый букварь финского языка и перевёл на финский Новый Завет и части Ветхого Завета.

Реформация в Прибалтике

Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского ордена . В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский . Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию . Тогда Альбрехт решил воспользоваться распространением в Пруссии реформации, в 1525 году секуляризировал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства. Германский император низложил Альбрехта, папа отлучил его от церкви, но Альбрехт не отказался от своего дела.

Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации . Уже в 1520-е годы здесь выступали ученики Лютера Иоганн Бугенхаген , Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер . Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман . Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523-1524 гг. основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано. Николаусом Раммом части Библии были переведены на латышский язык . В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов. Ландтаг в Валмиере в 1554 году провозгласил свободу веры, что фактически означало победу лютеранства . Но торжество того или иного вероучения в различных частях бывшей Ливонской конфедерации во многом было обусловлено тем, кому они стали принадлежать после Ливонской войны .

Анабаптисты

После поражения в Крестьянской войне анабаптисты долго не проявляли себя открыто. Тем не менее, их учение достаточно успешно распространялось, причём не только среди крестьян и ремесленников. В начале 30-х годов большое их количество находилось в Западной Германии.

Иоанн Лейденский на крещении девушек

Кальвинистская Реформация

Реформация в Швейцарии

Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии , где авторитет католической церкви упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков . Монопольное положение церкви в области идеологии здесь также было подорвано успехами светского образования и гуманизма . Однако здесь, в Швейцарии, к идеологическим предпосылкам добавились сугубо политические: местное бюргерство стремилось превратить конфедерацию независимых друг от друга кантонов в федерацию , секуляризировать церковные земли, запретить военное наёмничество , которое отвлекало рабочие руки от производства .

Однако подобные настроения преобладали лишь в так называемых городских кантонах страны, где уже зародились капиталистические отношения. В более консервативных лесных кантонах сохранялись дружеские отношения с католическими монархиями Европы, армии которых они и снабжали наёмниками.

Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили, совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа . В то время, как Лютер шёл на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканизма , обличителем тирании монархов и князей .

Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.

Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним - вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, - вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают лишь избранные .

Идеи Кальвина распространились в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции .

Реформация в Шотландии

В Шотландии первоначальное проявление идей Лютера жестоко подавлялось: парламент попытался запретить распространение его книг . Однако эта попытка была в значительной степени неудачна. И лишь решающее влияние политического фактора (шотландские лорды путём поддержки английского протестантизма надеялись избавиться от французского влияния) узаконило Реформацию.

Реформация в Нидерландах

Основные предпосылки Реформации в Нидерландах определялись, как и в других европейских странах, сочетанием социально-экономических, политических, культурных перемен с возраставшим в разных слоях общества недовольством католической церковью - её привилегиями, богатствами, поборами, невежеством и безнравственностью духовенства. Важную роль в распространении реформационных идей сыграла также оппозиция политике, проводившейся правительством, которое жестоко преследовало инакомыслящих, вплоть до приравнивания еретических взглядов к преступлению против государства.

Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Брисонне (епископом в Мо). В 20-30-х годах XVI века среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм . Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40-50-м годам.

Кальвинизм явился во Франции идеологическим знаменем как социального протеста плебейства и нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации, так и оппозиции реакционно-сепаратистской феодальной аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму; последний же для укрепления своей власти использовал во Франции не реформацию, а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола (королевское галликанство). Оппозиция различных слоёв абсолютизму вылилась в так называемые Религиозные войны , закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма.

Реформация в Англии

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

Россия и Реформация

Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру.

Наиболее массовое переселение произошло во время Ливонской войны , во время которой вглубь Русского Царства попадали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в г. в Москву в составе посольства ездил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола . В стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки , опиравшегося на опыт полемических сочинений украинца Захарии Копыстенского . С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

Впрочем, к лютеранам в России периодически относили весьма экзотических личностей. В старообрядческой книге «Винограде Российском» рассказывается о некоем Вавиле, прославившемся своими аскетическими подвигами и сожжённом в 1666 году : «Бяше.. рода иноземска, веры люторския, учения художественна, вся художественныя науки прошед.. в славней парижстей академии учився довольна лета, языки же многими.. добре и всеизрядне ведый глаголати» .

Контрреформация , то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии, при нём сотни монахов были отправлены опять в свои монастыри. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности .

Помимо этого, были учреждены монашеские ордена нового типа - театинцы , капуцины , урсулинки и иезуиты . Последние занялись активной пропагандой католицизма как в протестантских странах, так и на территориях, где до этого вообще не было христианских миссионеров. При вступлении в орден иезуит давал присягу не только генералу, но и самому папе. Во многом благодаря деятельности иезуитов удалось вернуть в состав Католической церкви Речь Посполитую .

Итоги Реформации

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского , прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством .

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические . Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации.

Предпосылки Реформации

Понятие «Реформация» обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе, которое в итоге привело к образованию новых, так называемых «протестантских» церквей. Реформация происходила в самый разгар Итальянских войн, в которые были вовлечены практически все государства Европы, что сказалось на ходе и особенностях Реформации в разных странах.

Гуманизм эпохи Возрождения ставил в центр внимания человека с его земными, повседневными интересами, что проявилось даже в поведении первосвященников католической церкви. В конце XV - первой половине XVI в. римский престол один за другим занимали папы, отличавшиеся стремлением к роскоши, военной славе и другим далёким от служения Богу делам. Эти «ренессансные папы» славились беспринципностью и неразборчивостью в средствах, не останавливаясь перед убийством и другими преступлениями ради достижения своих целей. Понятно, что их поведение ослабляло авторитет церкви и усиливало стремление к её реформе.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него - повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

На протяжении всего позднего Средневековья в европейском обществе, которое считалось единой «христианской республикой», распространялись религиозные течения, сторонники которых делали основной акцент не на соблюдении церковных обрядов и формальных проявлениях веры, а на внутреннем, индивидуальном общении человека с Богом. Реальная жизнь церкви, как им казалось, вступала в явное противоречие с христианским вероучением. Особое возмущение вызывало несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали. Их поведение и политика, проводимая Римом, спровоцировали в итоге такую острую реакцию, которая привела к расколу католического мира. Реформационное движение, таким образом, носило не антирелигиозный, а антицерковный характер. Оно ставило целью укрепить истинную веру в противовес испорченной вере католического духовенства.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину - особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Германия накануне Реформации

Родиной Реформации стала Германия, где все накопившиеся к началу XVI в. проблемы ощущались особенно остро. Большое значение имело и то, что на протяжении веков в Германии складывались своеобразные традиции религиозной мысли, которые отличали её от всей остальной Европы. Именно здесь возникло народное движение за «новое благочестие», участники которого пытались самостоятельно изучать Священное Писание. В это же время в Германии появились проповедники, призывавшие к простой жизни в евангельской нищете, они собирали вокруг себя многочисленных последователей.

Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.


Самой распространённой формой извлечения доходов была продажа индульгенций - специальных свидетельств об «отпущении» грехов. В XVI в. торговля индульгенциями стала совсем уж беззастенчивой. За деньги церковь готова была простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе.

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546).


Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» - свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.


Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.



Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более - в формальных решениях церкви для своего подтверждения.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом - и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками - пасторами.

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Широкие народные массы по-своему истолковывали «христианскую свободу» и требовали решительным образом изменить условия своей жизни. Результатом стала «народная Реформация». К 1525 г. вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны. Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени. Они стали следствием резкого ухудшения условий существования крестьянства, а Реформация подвела под требования крестьян идейную основу.



В важнейшем доку менте Крестьянской войны - «12 статьях» - подчеркивалось: «сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним».

Эти выступления наглядно показали, что события стали развиваться не так, как предполагал инициатор Реформации. Лютер осудил восставших, опубликовав воззвание «Против разбойных крестьянских орд».

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

После окончания Крестьянской войны дело Реформации взяли в свои руки князья, занявшие отныне ведущее положение в происходящих событиях. Начинался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Включение владетельных князей в реформационное движение поднимало его на новый уровень.

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Главным содержанием «княжеской» Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация церковных владений, то есть обращение церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Карл V не сразу вмешался в конфликт между князьями и церковью. Всё это время его отвлекали войны в Италии. В 1529 г., после подписания мира в Каморе, Карл V получил, наконец, возможность заняться германскими делами. Первым делом император запретил захваты монастырского и церковного имущества и восстановил императорский эдикт 1521 г. о запрете лютеранства. Эти решения вызвали знаменитый протест пяти князей и 14 имперских городов - сторонников Реформации. Отсюда происходят понятия протестантизм и протестант, которые стали общими названиями для всего реформационного движения и его последователей.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Между тем Германия находилась в состоянии почти полного хаоса. В 1555 г. в Аугсбурге был созван рейхстаг, которому суждено было подвести черту под религиозными войнами в Германии. Заключённый в Аугсбурге религиозный мир был основан на принципе: «Чья страна, того и вера» (то есть в каждом княжестве правитель имел право установить вероисповедание, которое выбрал сам). В Империи отныне признавались два христианских вероисповедания, одинаково равных перед законом, - католическое и лютеранское.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Итоги Реформации в Германии

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства», 24 июня 1520 г.

«Время молчания прошло, и время говорить настало». И «может быть, Бог все-таки захочет помочь Своей Церкви посредством мирян, поскольку духовенство, которому это более подобает, ни на что не обращает внимания». Ведь «все христианство пришло в ужасный упадок», а «деятельность папы противоречит Писанию». Глава христианской церкви «ведёт такой светский и пышный образ жизни, достичь и сравняться с которым не в состоянии никакой король, никакой император». В Риме - «купля, продажа, размен, обмен, суета, ложь, обман, грабёж, воровство, роскошь, блуд, подлость и пренебрежение Богом во всех видах, так что гнуснее не мог бы править и антихрист». Там никого «не беспокоит, что законно, а что незаконно, там думают лишь о том, что приносит деньги, а что - нет».

Поэтому «немецкая нация, епископы и князья должны сами позаботиться о христианстве и народе, который им вверен, чтобы управлять им и защищать его материальные и духовные блага». Германское «христианское дворянство должно выступить против папы как против всеобщего врага и разрушителя христианства». Оно должно «помочь немецкой нации вновь стать христианской и свободной от жалкого, языческого и нехристианского правления папы».

«И гораздо больше хочет Он, чтобы эта империя управлялась христианским немецким государем».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: