Религия древних египтян пересказ. Религия Древнего Египта (Развитие египетской религии)

Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского и многих других античных авторов. Тот факт, что такой писатель, как Плутарх, который "справедливо считается последним универсальным ученым эллинизма" (периода в истории Средиземноморья, в основном восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.)) посвятил специальный труд египетской религии, свидетельствует о глубоком к ней интересе в античном мире

Научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, «отец египтологии» проанализировав Разецкий камень сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования.

С самых первых своих шагов египтология уделяла большое внимание изучению египетской религии. Сам Франсуа Шампольон опубликовал множество трудов, посвящённых этой теме. За истекшие полтора столетия египтология бурно развивалась во всех направлениях, развивалось и углублялось исследование египетской религии.

Здесь нет необходимости и возможности даже в самом сжатом виде излагать историю изучения египетской религии. Достаточно сказать, что литература о религии древнего Египта очень обширна - она состоит из статей и книг, посвященных отдельным проблемам египетской религии, а также из обобщающих трудов. Среди последних надо назвать в первую очередь замечательную монографию одного из корифеев египтологии - А. Эрмана, а также более поздние труды таких ученых, как X. Кеес, Я. Черны, Ж. Вандье, и многих других.

Египетская религия - явление грандиозное. Судя по сохранившимся памятникам, она существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий. Знаменитый Г. Масперо в серии замечательных статей, посвященных разным вопросам египетской религии и опубликованных в "Revue de 1"histoire des religions", последовательно применил исторический принцип исследования, доказав, что египетская религия была явлением исторически развивающимся, а не стабильным, всегда тождественным самому себе феноменом, как это считалось со времени X. Бругша. Этого принципа исследования ученые придерживались и в дальнейшем. В наши дни наука, несомненно, располагает многими превосходными описаниями египетской религии, и все же история египетской религии еще не создана. Причина этого кроется, с одной стороны, в отсутствии источников, относящихся к древнейшему периоду, с другой - в крайне противоречивом содержании имеющихся источников, что является результатом напластования и смешения взглядов и верований разных времен и местностей.

Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно. На современном уровне развития науки удобнее проследить изменения внутри каждого аспекта.

Подлинно научное описание египетской религии возможно, если иметь в виду следующее. Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой над материальным базисом общества. Возникновение и развитие религии - исторический процесс, а не волюнтаристский акт. Религия, как и всякая идеология, раз возникнув, приобретает известную, порой даже большую самостоятельность по отношению к базису. Вспомним, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой. Но если религия в своем развитии совершенно отрывается от базиса, она либо вырождается и исчезает, либо ходом истории так или иначе приводится в соответствие с базисом.

Здесь следует коротко сказать о том, что такое религия. Дефиниций понятия "религия" в научной литературе предлагалось бесконечное количество. Но все они не включают необходимого признака религии - веры в сверхъестественное.

Всеобъемлющее определение религии дал Ф. Энгельс: «...Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных...»

Особое внимание уделяется и вопросу о возникновении религии в древнем Египте, он, кстати, имеет два аспекта:

  • · Первый, чисто теоретический, требующий подхода с позиций исторического материализма: возникновение и развитие египетской религии как явления надстроечного определяется теми же закономерностями, что и возникновение и развитие других религий (близких ей типологически) в обществах, переходящих из доклассовой формации в первую классовую формацию. Нет никаких оснований считать, что египетская религия возникла и развивалась каким-то особым, только ей свойственным путем.
  • · Второй - конкретные формы возникновения и развития египетской религии - представляет огромные трудности, которые объясняются состоянием источников. Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Между тем письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Правда, в "Текстах пирамид", впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности. Однако это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии.

Интересен и тот факт, что типологически религия древнего Египта относится к тем религиям, которые характерны для древнейших классовых обществ, именно поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.

Очень важно подчеркнуть, что государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны, что позже выльется в одну из причин религиозной реформы Эхнатона (1424-1388гг до н.э.). Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности.

Первыми религиозными направлениями были фетишизм и тотемизм. Понятия, обозначаемые этими терминами, теснейшим образом связаны между собой.

Фетишизм, одна из самых ранних форм религии, наблюдался у всех народов в той или иной форме. Теории фетишизма посвящена обширная научная литература. Наиболее точное и доступное определение данного религиозного направления, на мой взгляд, дается в учебнике для студентов вузов В. П. Алексеева и И. А. Першица «История первобытного общества» в котором говорится, что фетишизм - это вера в сверхъестественные свойства определенных неодушевленных предметов.

Тотемизм (вера в существование тесной связи тотемом - каким-либо видом животных, реже растений, считающихся кровным родственником, а позднее - предком) смыкается с фетишизмом. Это также одна из древнейших форм религии. Опыт исследования взаимоотношений этих разных форм религии представляет собой труд Г. П. Францева "У истоков религии и свободомыслия" (1959).

Мы не располагаем фактами додинастического Египта, но источники времен объединенного Египта дают полную возможность заглянуть и в додинастическое прошлое.

Фетишизм в Египте "передавался из поколения в поколение с древнейших времен и затем, уже во времена теологических спекуляций, подвергался стилизации и видоизменениям, но никогда не предавался забвению".

Культ животных, их обожествление в династическом Египте в течение тысячелетий, вне сомнения, восходит к додинастическому тотемизму. Ведь в древнейшие времена Египет занимал территорию, состоявшую в историческое время приблизительно из 40 независимых номов, т. е. земель, на которых жили человеческие коллективы типа племен, находившиеся на одной из ступеней доклассового развития. Типичной формой религии для таких социальных организмов, как этот, показывает опыт всемирной истории и этнография, является фетишизм и тотемизм, и нет решительно никаких оснований полагать, что историческое развитие египтян не было подчинено всеобщим закономерностям исторического процесса. На это указал К. Зете. Однако, некоторые весьма эрудированные и авторитетные египтологи, обогатившие науку очень ценными трудами по египетской религии, отрицают наличие в древнем Египте фетишизма и тотемизма, при этом, не отрицая культа животных, что в принципе и является тотемизмом, следовательно они сами себе зачастую противоречили.

У большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития, оставив лишь те или иные пережитки; в Египте же культ животных не только не исчез, но проявил необычайную живучесть - он сохранился и после потери Египтом независимости до времени римского господства включительно.

Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.

Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности.

Как бы ни объяснять происхождение тотемизма вообще и генезис египетского тотемизма в частности, несомненно, что конкретная географическая среда, в которой обитали египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновения конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращения в культ животных.

Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа. Апис был одним из божеств Мемфиса.

Также были обнаружены заупокойные скарабеи, "заменители" сердца для быков Мневисов, на одном из них - формула, почти тождественная формуле на скарабеях, применяемых при мумификации людей. Хоронили Мневисов в гелиопольском Серапеуме. Мнение был оракулом бога Ра и его воплощением на земле. Культ Мневиса засвидетельствован памятниками со времен XVIII династии, но восходит он, несомненно, к более древним временам.

В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис - греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков - Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах.

Интересно отметить, что цветная иконография Бухисов не всегда была выдержана в реалистическом стиле: в ряде случаев они изображены не черно-белыми, а красновато-коричневыми.

Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти (стела 42430 Каирского музея).

Очень любопытно уникальное изображение времен XXI династии в гробнице (№ 68) жреца бога Амона - Неспнефхора в Фивах: жрец и его жена возлагают дары на три жертвенника, установленных перед коровами. Коровы с коронами на головах. Все три короны разные.

Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне естественно - во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно подчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители.

Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Вряд ли можно согласиться с Кеесом в том, что в династическом Египте слово "Себек" означало "крокодил" - Кеес не приводит никаких лексикографических данных в доказательство своего утверждения. "Себек" было названием божества. В египетском языке насчитывалось 20 различных обозначений для крокодила, но слова "Себек" среди них нет. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. "Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами". Таких мест было множество в долине Нила.

Не обошла древних египтян стороной и магия (вера в возможность особыми, необычными способами воздействовать на окружающие и связанные с этим действия).

Магия любой страны, любого племени, народа зиждется на трех принципах: действительное или кажущееся сходство, принцип замещения ("симпатическая" магия) и вера в чудодейственную силу слова (магия слова). Как показывают результаты научных исследований исторического и этнографического порядка, магия играла значительную роль на определенной ступени общественного развития всех народов.

В египетской магии налицо все три главных принципа. Возникнув в Египте в незапамятные времена, магия стала одним из краеугольных камней египетского религиозного сознания, важным и неотъемлемым компонентом религии. Более того, египетская религия глубоко проникнута магическим мироощущением, что последнее в ней превалирует, особенно в воззрениях на загробную жизнь.

Представления египтян о загробной жизни сложились в очень отдаленное время, находящееся за пределами доступного для исследования по письменным источникам исторического периода, т. е. задолго до объединения Египта на рубеже IV и III тысячелетий до н.э. И наука может прийти к каким-либо выводам, опираясь в основном на чисто археологические источники. Однако "Тексты пирамид", начертанные в пирамидах фараонов V и VI династии, т. е. позднее XXV в. до н.э., содержат ряд мест, сложившихся, несомненно, в древнейшие доисторические времена, от которых до нас не дошло письменных источников, и убедительно подтверждающих выводы чисто археологического порядка.

На представления о загробной жизни указывают погребения с сосудами и предметами пищи и имущества (между прочим, охотничьи и рыболовные орудия), а также с шиферными пластинками, служившими при жизни для раскраски тела и, вероятно, имевшими значение амулетов. Покойники, нередко завернутые в шкуры, лежали в круглых ямах или глиняных гробах, иногда горшках, в так называемом эмбриональном положении на левом боку, большею частью головами на юг. Это подтверждается археологическими раскопками в Верхнем Египте, на территории от северной границы Фиваиды, от Гиераконполя (Ком-эль-Ахмар), на север до Бадари включительно. Здесь найдены и обследованы поздненеолитические стоянки в Накаде, Балласе (Омбос), Ху (Малый Диосполис), Эль-Амре, Абидосе, Эль-Махасне, затем на восточном берегу, в Нага-эд-Дере, Кау, по Бадари включительно.

Благодаря ним складывается общая для Египта картина неолитических погребений, для которой характерны следующие моменты:

  • · могилы расположены по линии север - юг;
  • · телам придано эмбриональное положение;
  • · в основной массе тела лежат на левом боку головой к югу и, следовательно, лицом к западу;
  • · вместе с умершими погребена их домашняя утварь;
  • · археологи, приобретшие большой опыт в раскопках неолитических некрополей, подчеркивают, что в могилах не обнаружено следов умышленного расчленения тела.

Из всех перечисленных фактов можно сделать лишь один несомненный вывод: умерший рассматривался, как погруженный в глубокий сон, он продолжал жить, нуждаясь в пище и домашней утвари. Этот вывод косвенным образом подтверждается "Текстами пирамид", где говорится, что умерший нуждается в пище, что его близкие должны ему помочь проснуться и принять пищу.

В качестве примера можно сослаться на следующие изречения из "Текстов пирамид": "Поднимись, возьми себе свой хлеб, соедини свои кости, встань на ноги... поднимись к этому своему хлебу, не подверженному порче, и к своему пиву некиснущему"; "Отец мой, подымись со своего левого бока и повернись на правый к этой свежей воде и свежему хлебу, которые я тебе принес.

Самый авторитетный специалист по египетским мумиям, английский медик Элиот Смит, указывает, что попытки мумификации имели место уже во времена I династии, а при II династии существовал несовершенный способ мумификации. Очевидно, что завертывание тела в шкуры при погребении в эпоху до объединения Египта было зачатком мер, предпринимаемых для сохранения тела.

По тем же соображениям следует отвергнуть и предположение о сожжении при погребении, высказанное в связи с раскопками так называемой гробницы Мины (Менеса) в Накаде и гробниц царей I династии в Абидосе, где были обнаружены следы трупосожжения. Сжигание тела, как и обезглавливание, считалось страшной участью для умершего: в тексте постановления фараона XIII династии Неферхотепа I, изданного для охраны некрополя Абидоса, говорится, что смертная казнь через сожжение грозит каждому оскверняющему могилы некрополя. Мысль о сожжении тел умерших была чужда египтянам.

Таким образом, вполне последовательно и ясно прослеживается эволюция от неолитических погребений до погребений исторической эпохи, от примитивных могил-ям до архитектурно усовершенствованных гробниц, от отсутствия искусственного сохранения тела до высоко усовершенствованной мумификации. Эта эволюция сама по себе, а тем более в интерпретации "Текстов пирамид", вне всякого сомнения, выявляет основную идею египтян о загробной жизни как о непосредственном продолжении жизни земной. При этом необходимым условием оказывается полная сохранность тела умершего. По представлениям древних египтян, умерший в могиле беспомощен и обеспечить ему загробное существование призваны живые, в первую очередь близкие - семья, родственники.

Забота живых об умерших и есть заупокойный культ умерших, отправляемый живыми. Культ умерших у египтян нельзя смешивать с культом предков у других народов. У них он был не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью, обусловленной переходом близких в иной мир. Это была борьба против смерти за вечную жизнь. Этим объясняется первостепенное значение культа умерших в жизни египтян на протяжении всей истории египетского общества - от времен неолита вплоть до полного исчезновения египетской культуры.

Геродот (II, 123) писал: «Египтяне также первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент…»

Даже Боги имели свои души, бог Pa - даже целых семь. Иногда один бог считался душой другого бога. Так, например, бог Ра иногда именуется в текстах душой (ба) бога Нуна, бог умерших в Мемфисе, Сокар, - душой бога Осириса и т. д. Звезды также рассматривались как души богов: Орион - душа Осириса и т. д.

Из всего этого следует, что наши представления о душах весьма неопределенны и эта неопределенность - следствие той неопределенности, которая, имела место в трактовке древними египтянами. Бесспорно то, что душа, по понятиям египтян, постоянно обитала в гробнице, но имела возможность покидать ее и устремляться в загробный мир, где бы этот мир ни находился - под землей или на небе, а затем возвращаться на землю, в гробницу.

Одним из проявлений человеческой сущности считалась тень человека. Тень упоминается в "Текстах пирамид", но в общем и целом это представление более позднее, оно прочно входит в обиход текстов со времен Среднего царства.

Особое место в представлениях древних египтян занимало сердце. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. Сердце рассматривалось как нечто наиболее осведомленное о человеке и его жизни. Поэтому во времена Нового царства, когда стабилизировалось и стало популярным учение о загробном суде над умершими, сердце в иных случаях могло стать опасным для человека свидетелем, дать неблагоприятные показания о его земной жизни. Как же было бороться против этого? На помощь приходила всемогущая магия. Тридцатая глава знаменитой "Книги мертвых" содержала магические заклинания, побуждавшие сердца не свидетельствовать против умершего, которому суждено было предстать перед высшим судом богов в загробном мире.

Тело умершего после ритуала мумификации также рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Оно называлось сах и в заупокойных текстах имело нередко значение "мумия" ("священные останки").

Таким образом, данные доисторических погребений, обнаруженных и обследованных археологией, а также изучение бесчисленных погребений исторического времени с полной очевидностью доказывают следующее:

  • · с глубочайшей древности египтяне, как и многие другие народы, верили в загробную жизнь;
  • · загробная жизнь долгое время представлялась как непосредственное продолжение земной, но только в могиле;
  • · в загробной жизни умерший нуждался в помощи живых. Они должны были обеспечить ему жилище (гробницу), снабжать его пищей и питьем (заупокойные дары или жертвы);
  • · уже после объединения в Египте развивается искусство мумификации. В основе его - стремление к сохранению тела, продиктованное заботой о благополучии умершего в загробной жизни, мыслившейся как материальная. В гробницу помещалась не только мумия, но и скульптурные изображения умершего - заместители мумии на случай ее уничтожения или повреждения. Это являлось гарантией существования в загробном мире.

На совокупности этих идей зиждился в древнем Египте культ умерших, существовавший в стране, вплоть до распространения в ней христианства. Египетский культ умерших, в основе которого была забота о материальном благополучии усопшего, никогда не порывал с этой идеей, хотя в более поздние времена в него проникли представления, противоречащие ей.

Представления египтян о загробной жизни как о подобии земной послужили причиной устойчивости ритуального характера заупокойного культа.

Вернемся к магии.

Уже в древности египетские маги обладали репутацией могущественных колдунов. В Библии, в книге Исхода (VII, 10-23) описывается соревнование при дворе фараона между египетскими магами, Моисеем и Аароном. В греко-римские времена магия стала особенно популярной в Египте в самых разных проявлениях и аспектах.

Также необходимо привести слова из поучения Гераклепольского царя, своему сыну Мерикарра, будущему фараону IX династии в Гераклеополе, правившему в XXII в. до н.э. Поучение сохранилось в трех списках более позднего времени - не ранее конца XVIII династии, конечно, эти списки являются копиями. В строках 35-36 мы читаем: "Подражай отцам своим и предкам своим... речи их закреплены в писаниях: разверни, читай [их], подражай [им] в знаниях. Становится умельцем [лишь] обученный". Не менее замечательна мысль, высказанная в строках 32-33: "Будь умельцем в речи, [дабы] ты был силен... сильнее речь, чем любое оружие". Итак, в те отдаленные времена египтяне уже отдавали себе отчет в силе воздействия человеческого слова - поучение адресовано наследнику престола. Известный французский египтолог Позенер, крупнейший знаток египетской литературы, показал, что много времени спустя XII египетская династия умело использовала эту замечательную мысль я что ряд литературных произведений времени Среднего царства был инспирирован с целью поднять престиж и авторитет фараонов этой династии.

В этом же замечательном тексте мы находим весьма интересное замечание об отношении египтян к магии. Указав в строках 131-135, что божество (по имени не названное) сделало для человека небо, подавило хаос и т. д., автор продолжает в строках 136-137: "Создало оно для них магию в качестве оружия, чтобы отвести [от них] удар происшествия и сновидения их ночью и днем». Итак, магия создана божеством для блага людей, она - откровение божества. До нас дошло довольно много произведений магической литературы, ниже будут названы лишь самые главные. По содержанию эти тексты можно разделить на три группы:

  • · магические тексты, предназначенные для использования в земной жизни;
  • · магические тексты для обеспечения умершему безопасной и вечной жизни в потустороннем мире;
  • · магические тексты для установления контактов живых с умершими и сверхъестественными существами (богами и духами).

В первую группу входят медицинские тексты. Недуги были двух видов:

  • · причины которых очевидны, - разного рода раны, отравление, ожоги и т. п.,
  • · причины которых скрыты, - недуги, как бы возникавшие сами по себе.

В исторические времена у египтян была своя этиология (учение о причинах и условиях возникновения болезней). Однако, египетская медицина исторических времен - прямой наследник магического мировоззрения древности. В дошедших до нас медицинских текстах обнаруживается сочетание взаимоисключающих принципов: магических и медицинских приемов лечения больных, выработанных в течение веков опытным путем. Египтяне знали цену знаниям - об этом свидетельствуют медицинские тексты, но вместе с тем так и не смогли избавить свою медицину от ненужного «гнета» магических воззрений. Согласно этим воззрениям, болезнь вызывают злые духи умерших или существа, подобные демонам. Проникая в организм человека и животного, они причиняют страдания, и только магия способна изгнать их из страждущей плоти. Болезнь могла быть вызвана недоброжелателями. Именно эти воззрения и побуждали египтян всячески культивировать и углублять применение магии в практической медицине.

Изготовление восковых статуэток врагов подробно описано в так называемых "Текстах саркофагов" - эпоха Первого переходного периода. В известном папирусе Весткар, содержащем сказки о чудесных событиях времен Древнего царства, рассказывается о восковом изваянии крокодила, превратившемся по наущению жреца Уба-Инера в огромного живого крокодила, уничтожившего возлюбленного жены жреца.

По представлению египтян, восходящему к глубочайшей древности, имя человека, духа, демона и даже божества являлось органической и сокровенной частью его существа. В заупокойной литературе египтян существовала даже специальная "книга", озаглавленная в переводе: "Да процветает мое имя". Считалось, что имя, сохранившееся на надгробном памятнике, обеспечивало вечную загробную жизнь и, наоборот, "худшей местью врагу было уничтожение имен на памятниках". Магическое злонамеренное действие, как об этом говорилось выше, состояло в проклятии и уничтожении имени, написанном на чем-либо. Фр.

Не обошла ситуация с именами и Богов. У каждого из них было много имен: одно подлинное, сокровенное, другие - общеупотребительные клички. Знание подлинного, тайного имени кого-либо давало власть над его обладателем. Это воззрение прослеживается в текстах. В одном из них, повествуется о том, как "бог величайший, создавший себя самого" и вселенную, был укушен змеей: "...и ужалил его могучий змей, и огонь жизни стал из него выходить". Никто из богов не сумел помочь "богу величайшему", и только его дочь, богиня Исида, "великая чарами", сказала своему отцу, чтобы он назвал ей свое подлинное имя. Но великий бог не захотел предоставить власть над собой своей дочери и назвал лишь многочисленные свои имена-клички. "Не было твоего имени в том, что ты мне говорил!" - произнесла Исида. Наконец Ра, не выдержав боли, сообщил дочери свое подлинное имя. Исида произнесла над ним заклятие, и Ра был исцелен. "Весь рассказ об укусе змеем солнечного бога Ра и исцелении его заклинаниями богини Исиды служит магическим прообразом для каждого, подвергшегося укусу змеи: как был исцелен Ра, так да исцелится и [имя рек] от прочтенных заклятий. В самой последней фразе текста указывается даже, над изображениями каких именно божеств нужно читать текст.

Отталкиваясь от богов можно прийти к фараонам - обожествленным людям.

Роль фараона в египетском обществе, т. е. в реальной, земной жизни, неразрывно связана с его ролью в египетской религии. Эти два аспекта власти фараона не могут быть рассмотрены в отрыве друг от друга. В научной литературе высказано немало разных точек зрения по этой проблеме. Основная и наиболее распространенная в науке до недавнего времени точка зрения почерпнута из египетских текстов и состоит в том, что: египтяне верили, что фараон - это божество и, следовательно, народ Египта - находится под началом не человека, а бога. По этому поводу акад. Б. А. Тураев писал: "В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что царь - бог"; "Царь - бог при жизни и по смерти... Его божественное достоинство не возбуждало сомнений и требовало этикета, приближающегося к храмовому культу... Имя его не произносилось всуе...". Однако, в последнее время эта точка зрения подверглась пересмотру не без серьезных к тому оснований.

В египетских религиозных текстах недвусмысленно подчеркнута божественная природа фараона. Как отметил Б. Тураев, "земной Египет переносил свои условия в мир богов. Эти условия предвечны - боги царствовали, подобно фараонам, имея в лице тоже богов своих визирей и чиновников. И потом бюрократические порядки господствуют в мире богов: Эннеада имеет своим секретарем и докладчиком визиря бога Ра-Тота; сам Ра рисуется настоящим фараоном.. Иначе говоря, египтяне создали своих богов по собственному образу и подобию, или, точнее, по образу своих царей. Произошло это уже во времена объединенного Египта.

В ряде случаев фараоны (в частности, Рамсес II) еще при жизни сооружали храмы с собственными скульптурными изображениями, которым поклонялись как изображениям богов.

В текстах, исходивших из официальных кругов - храмов, дворцов и т. п., всячески подчеркивалось божественное происхождение фараона в целях упрочения его авторитета. Слово "бог благой", "фараон", "царь") имели один и тот же корень - "живой царь", "фараон".

Воспевание фараона как подлинного бога не более чем литературная гипербола, к которой были склонны египтяне. В гимне Сенусерту III, фараон воспевается как могущественное божество, а затем следует молитва, обращенная к богам, с просьбой проявить любовь к царю, даровать ему жизнь и власть на многие, многие годы. В знаменитой "Повести о Синухе" воспевается как бог фараон Сенусеот I и также содержится молитва за него богам. Подобных текстов сохранилось множество от самых различных периодов истории Египта. Из надписи фараона Харемхеба явствует, что моление богам за здравие и благополучие царя практиковалось в храмах ежедневно, иначе говоря, это была необходимая составная часть ежегодного богослужения. С молитвами к богам обращался и сам фараон - тому немало примеров, особенно в текстах XIX и XX династий. До сих пор исследователи не обращали на это внимания, подчеркивая лишь все то, что характеризовало фараона как бога. В результате создавалась неполная, тенденциозная, малоправдоподобная картина египетских представлений о фараоне. Фараон мыслился как "богочеловек", и заключенное в нем человеческое начало сближало его с простыми смертными. Как простые смертные, он зависел от богов и нуждался в их помощи. В своих молитвах фараоны постоянно подчеркивали, что они "послушны" воле богов. И еще один очень интересный факт: в провинциальных центрах "отцом" фараона считался местный верховный бог.

На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами как бы существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый "договор", основанный на принципе "do ut des" ("даю, чтобы ты дал"), - боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и т. п. Естественно, он делал это не единолично - происходил взаимный обмен услугами "между миром богов и Египтом в целом", однако осуществлять миссию посредника между богами и людьми был призван фараон - "богочеловек", приближенный к богам обстоятельствами своего появления на свет.

Обожествление было следствием впечатления, произведенного упомянутыми выше лицами в данной местности еще при жизни, или происходило в связи с бытованием на данной территории преданий и легенд, которые складывались о них после смерти. Процесс обожествления облегчался высоким общественным положением, приближенностью к божественной особе фараона. религия египет тотемизм мумификация

Религия была, бесспорно, доминирующей формой идеологии в египетском обществе, философии, по сути дела, в Египте не было. Мысли, облеченные в ту или иную религиозную форму, литературные произведения дидактического характера - всевозможные поучения, - в которых, в известной мере отражены этические взгляды египтян рассматривались как, своего рода, табу. В свете науки любая этика, и египетская в том числе, является результатом объективного развития общества, рождается социальной необходимостью. Но самим египтянам эта истина была неведома, и источники своей этики они искали в откровении божества. По глубокому убеждению египтян, вся их духовная жизнь была следствием божественного откровения. Нет никаких - ни письменных, ни археологических - данных, которые могли бы оспорить это утверждение. Разумеется, это ни в коей мере не может умалить значения культуры древнего Египта, оценка которой должна основываться на научных критериях, способных выявить ее объективно ценное, общечеловеческое содержание.

Далеко не безразлично, какой вклад внесла эта религия в историю религиозного мышления человечества.

Религия древних египтян

Кому и как поклонялись древние египтяне

В Египте почиталось множество богов (см. Список египетских богов). Многие из них были очень древними и изображались с головами животных.

Богов египтяне считали творцами городов, номов (областей), законов, ремесел, искусства, письма и т.п.; они, с точки зрения древних египтян, управляют миром.

Во многих городах Древнего Египта обожествляли животных (кошек, быков, крокодилов). Их держали в специальных помещениях, прудах; оскорбление священных животных каралось смертью. Египтяне также поклонялись растениям (лотос, папирус, финиковая пальма) и неодушевленным предметам (в основном знакам царской власти - скипетру, короне, царскому одеянию).

В каждом номе (области) Египта существовал культ своего божества, который был когда-то духом этой местности. Существовали также общеегипетские боги (Гор, Ра, Исида, Осирис и др.). Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома.

Храмы почитались жилищами богов. Каждый храм был посвящен какому-то богу, внутри помещали его статую бога. Храмовый культ осуществляли жрецы - служители богов, знающие молитвы, приносящие богам жертвоприношения. Жертвоприношения - подношения богам с целью умилостивить их; обмен между мирами: миром богов и людей, живых и мертвых.

Обожествление царя

Фараон в представлении египтян - это живой бог. Египтяне верили, что по его воле разливается Нил и восходит солнце; считали, что у него два тела - человеческое и божественное (солнечное, золотое). Божественное тело могут видеть только боги. Смертные люди фараонов практически не видели, даже с придворными они разговаривали из-за ширмы.

В момент рождения фараон - сын Ра. Когда умирал - воплощение бога возрождающейся жизни Осириса. Когда вступал на царство, становился воплощением бога света - Гора.

Культ Осириса

Загробный мир

Самым могущественным богом египтяне считали Солнце. Бога солнца называли Амон-Ра (рис. 2). Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери. Но вот день клонится к вечеру. На западном краю неба Амон-Ра вступает в смертельный бой с богом тьмы Апопом. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен Апоп, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.

Рис. 2. Бог Амон-Ра ()

Самый известный египетский миф о сотворении мира появился в городе Гелиополе. Согласно ему, вначале существовал только хаос. Из него появился бог Атум, сотворивший все живое. Прежде всего он создал богов — Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб — бог земли и Нут — богиня неба. У Геба и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Осирис унаследовал свою власть от отца — бога Геба. Он старался править Египтом мудро и справедливо. Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса — Сет — был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка. Сет завидовал своему брату Осирису и ненавидел его. Однажды во время пира Сет явился в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Едва Осирис лег на дно гроба, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.

Горько плакала верная жена Осириса — богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына — бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и одолел противника. Исида долго искала в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса (рис. 3).

Рис. 3. Осирис и Исида ()

Самым страшным временем в Египте было хему — засуха — время смерти Осириса. Но вот начинался разлив Нила, зеленели поля и деревья — это снова оживал Осирис.

Осирис стал богом и судьей в «стране мертвых». Он и еще 42 бога судили души умерших, взвешивая их сердца на весах правды (рис. 4). Если фигурка богини правды Маат уравновесит чаши весов, то это означает, что умерший был праведным и честным человеком, достойным войти на чудесные поля мертвых. Если же умерший солгал, его душу пожирало страшное чудовище с телом гиппопотама и льва и зубастой пастью крокодила — Аммат.

Рис. 4. Суд Осириса ()

Для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, в которое вновь могла бы вселиться его душа. Поэтому египтяне особенно тщательно заботились о сохранении тела и проводили обряд мумификации. Мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

На земле воцарился Гор, покровитель земных фараонов. Фараоны в Древнем Египте почитались как земные боги.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Египет ().
  2. Древний Египет ().
  3. Mythology ().

Домашнее задание

  1. В чем сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей?
  2. Какие животные почитались в Древнем Египте?
  3. Какие явления природы нашли отражения в религиозных мифах древних египтян?
  4. Какие испытания проходили души умерших перед тем, как попасть в царство мертвых?

Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в человеческой истории.

В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали.

Тем или иным образом египетская религия повлияла на многие религиозные системы: иудаизм, христианство и ислам, древнегреческую религию и др.

Сколько богов было в Древнем Египте?

Религия Древнего Египта характеризуется обилием самых разных богов. Кроме «богов как таковых», обожествлению подлежали также фараоны, вельможи и прочие знатные личности.

египетский жук скоробей фото

К примеру, Тот, знаменитый писец фараона Тутмоса, после смерти был «канонизирован» как бог мудрости. Были и священные животные. По всему Египту почитался жук-скарабей; в городе Бубастис были обожествлены кошки.

Статуи этих животных стояли на улицах города, им строились храмы; так жители Бубастиса решили почтить кошек, которые спасали их зерновые хранилища от грызунов.

Одни боги были общими для всего Египта, другие почитались только в отдельных местностях – обычная ситуация для языческой религии. Однако такой хаос из больших и малых богов сохранялся лишь на раннем этапе. Впоследствии в Египте восторжествовал своеобразный монотеизм.

Бог Амон Ра фото

Верховный бог Амон-Ра, образ которого сложился из двух «провинциальных» богов Амона и Ра, объявлялся единственным настоящим богом, а все остальные мифологические персонажи, фараоны и вельможи стали считаться лишь ипостасями Амона-Ра.

Духовная сущность древнеримской религии

Но одним лишь почитанием богов древнеегипетская религия не исчерпывалась. Основной смысл этой религии – подготовить живых людей к загробной жизни. Огромное количество богов населяло загробный мир:

  • Правил им могучий Осирис, который первоначально был богом заходящего солнца. Осирис был убит Сетом (прообраз сатаны), который установил своё господство на земле. Жена Осириса Исида (видимо, прообраз девы Марии) нашла его саркофаг и воскресила его, но он был снова убит Сетом, после чего отправился в мир мёртвых и стал там царём. Таким образом, Осирис – прообраз евангельского Иисуса Христа.
  • Анубис – бог в виде шакала, а впоследствии в виде человека с головой собаки или шакала; в мире мёртвых он выполняя обязанности проводника.
  • Акер – привратник в мире мёртвых.
  • Аментет – богиня царства мёртвых.

Эти и другие боги встречали умершего в подземном царстве. Однако подготовить его к этому важному событию следовало жрецам, которые мумифицировали тело усопшего и правильно укладывали его в саркофаг. Помимо прочего, в гроб клали и Книгу Мёртвых.

Осирис фото

Первоначально она представляла собой сборник молитв, заклинаний и песнопений, но впоследствии к ним прибавились и тексты морального содержания, в которых говорилось, что при жизни умерший вёл праведную жизнь. Там же приводилась формула ответа на суде Осириса: умерший должен был говорить ему, что он не убивал, не крал, не отнимал молока от уст младенцев и не совершал всех остальных грешных поступков. Перед Осирисом также находились весы, на которых он взвешивал добрые и злые дела умершего.

Культ Атона

Культ Атона выбивается из общей древнеегипетской религиозной системы. Впрочем, первоначально он входил в неё, являясь вполне рядовым солнечным богом. Особое почитание его впервые отмечается во времена Аменхотепа III, а его сын – Аменхотеп IV, взявший имя Эхнатон, сделал его главным и единственным богом своей новой религии.

Новая вера пришлась по душе сторонникам Эхнатона. В ней практически не существовало мифологии и обрядов – говорилось лишь, что небо, землю и всё сущее создал Атон. Сторонников нового культа (и своей политики) Эхнатон поселил в своей новой столице – Ахетатоне. Этот город был прообразом «золотого» или «солнечного» города, столь популярного в произведениях утопистов, философов и мистиков средних веков и нового времени.

Ахетатон был городом для избранных, городом «спасённых»: во всём остальном Египте, в том числе в Фивах, Эхнатон творил настоящий беспредел, убивая и порабощая множество людей – в первую очередь представителей знати и духовенства.

Древние египтяне были одними из самых религиозных народов, когда-либо живших на нашей планете. Их знания были лишь каплей в море того, что сегодня известно человечеству, поэтому они боялись многих вещей и верили в сверхъестественные силы. Эта вера и породила огромное множество древнеегипетских богов.

Если и была какая-нибудь ситуация или место, которое могло иметь своего собственного бога, то, скорее всего, он был не один. В то время как большинство божеств были известны на территории ограниченной местности, такие боги, как Ра, Осирис и Тот, были широко известны повсеместно.
В этом списке мы расскажем вам самые интересные факты про древнеегипетских богов и религиозные системы. Религия Древнего Египта не сильно отличалась от сегодняшней, призывая творить добро в этой жизни, чтобы заслужить себе место и в загробном мире.
И хотя она может показаться сложной и пространственной, эта религия была достаточно легко приспосабливаемой и развивалась в зависимости от обычаев и установленных порядков правящего фараона. Египетские боги часто имели как человеческий облик, так и могли изображаться в виде животных, что делало их весьма запоминающимися и легко узнаваемыми.
Если вам интересно узнать больше о древнеегипетских богах, то скорее прочитайте эти 25 любопытных фактов, которые вы могли не знать!
25. Как и многие ранние религиозные традиции, религия Египта в додинастический период была преимущественно анимистической: египтяне верили, что духи живут в животных, растениях и различных предметах.

24. Многие из широко известных сегодня египетских богов появились именно в те времена. К примеру, бог Анубис, покровитель некрополей и кладбищ и проводник мёртвых в загробный мир, изображался с телом человека и головой шакала, поскольку этих животных часто видели на краю пустыни - там, где египтяне хоронили мёртвых.

23. Хорошая новость для любителей крокодилов: у древних египтян был бог-крокодил! Себек был одним из самых могущественных и долго почитаемых божеств. Будучи богом воды и разлива Нила, Себек обожал мясо, как и большинство крокодилов. В знак почитания этого божества во многих древнеегипетских храмах держали живых крокодилов в специально созданных для них водоёмах.

22. У древних египтян было более 2000 божеств, однако большинство из них были местными - они были известны в местном масштабе в разных частях империи.

21. Как и у нас сегодня существует несколько направлений в христианстве - православие, католицизм, протестантизм, древние восточные церкви и т.д. - в Древнем Египте также было множество школ религиозных учений, и каждая из них претендовала на звание высшей.

20. Одна из самых интересных историй среди всех древнеегипетских богов - у бога солнца Ра. Каждую ночь его проглатывала богиня неба Нут, чтобы возродить к следующему восходу.

19. Культ древнеегипетских богов был одним из самых продолжительных в мире: эта религия просуществовала более 3000 лет. Например, буддизм существует всего только 2500 лет, христианство - 2000 лет, мормонизм - 200 лет.

18. Каждый новый фараон, приходивший к власти в Древнем Египте, популяризировал местного бога своей религии, способствуя тому, чтобы он стал общеегипетским. Например, когда при Среднем Царстве власть перешла к фиванским фараонам (2000-1700 г.г. до н.э.), Амон стал главным государственным богом, а после отождествления с древним солнечным богом Ра стал называться Амон-Ра.

17. Помимо своего анимистического происхождения, изображение животного, как часть божества, имело и другое важное значение: оно демонстрировало настроение бога. Если бог был разгневан, то вместо головы могли изобразить голову свирепствующего льва, а если он был спокоен и доброжелателен - голову кошки.

16. Древнеегипетские божества чаще всего изображались с человеческим телом и головой животного. Фараоны же, наоборот, изображались с телом животного и головой человека.

15. Боги Древнего Египта часто изображались с загадочным атрибутом Анх (или коптским крестом), который был у них в руках. Символизирующий собой вечную жизнь, этот крест, увенчанный кольцом сверху, был известен как «ключ жизни» и усиливал прочность и вечность их господства.

14. На первый взгляд может показаться сложным понять, божества какого пола изображены на древних рисунках, однако существует одна тонкость: боги изображались с тёмной кожей красновато-коричневого оттенка, в то время как богини имели жёлтую кожу, символизировавшую их закрытый образ жизни.

13. Бог Бес, изображавшийся в виде карлика, был одним из самых «деятельных» в Древнем Египте: он был покровителем младенцев, будущих матерей и домашнего очага, защитником от ночных кошмаров и укусов скорпионов, змей и крокодилов.

12. Религия в Древнем Египте была политеистической (вера в нескольких богов, многобожие) на большем протяжении своего существования, за исключением короткого периода, когда фараон Эхнатон из XVIII династии, придя к власти, установил в стране монотеистический культ (религиозное представление о единственности Бога). Всеобщее почитание во время его правления было сосредоточено вокруг Атона, бога солнца, роль которого древними египтянами приписывалась богу Ра.


11. Кроме божеств, в системе верований древних египтян важную роль играли также и демоны. И хотя они были более могущественны, чем люди, они всё же уступали богам, однако в большинстве случаев были бессмертны и могли появляться в нескольких местах одновременно.

10. Одним из самых известных и почитаемых символов Древнего Египта был жук-скарабей, олицетворявший собой возрождение и защиту. Египтяне часто носили амулеты в виде скарабеев для безопасности, соотнося это с Хепри, утренней ипостасью солнечного бога, который изображался с жуком-скоробеем вместо головы.

9. Древние греки провели немало параллелей между своими божествами и древнеегипетскими. Проходя со своим войском через Египет, Александр Македонский сделал остановку в оазисе Сивы, чтобы посоветоваться с оракулом Амона, который у древних греков считался богом Зевсом. Александр был настолько хорошо известен в Древнем Египте, что оракул Сивы даже назвал его сыном Амона.

8. Несоответствие, заключённое на небесах: бог сухого воздуха и солнечного света Шу был женат на богине влаги и покровительнице дождя Тефнут.

7. Фараон был посредником между богами и древними египтянами. Его роль заключалась в сохранении тонкого баланса и поддержания хороших отношений с божествами. Жители Древнего Египта верили, что после своей смерти фараон сам становится богом, если его сердце легче пера.

6. Богиня Бастет (или Баст) изображалась в виде женщины с головой кошки. Последователи её культа настолько почитали кошек, что мумифицировали животных после их смерти. Возле главного храма Бастет в городе Бубастис археологи даже обнаружили гигантское кладбище мумифицированных кошек.

5. Религиозная жизнь в Древнем Египте была в значительной степени элитарной. Внутрь храмов разрешалось входить только жрецам, жрицам, фараону и некоторым членам его семьи. Обычные египтяне могли дойти лишь до ворот храма.

4. Несмотря на свою важность, древнеегипетский бог Земли Геб (внизу в центре) никогда не становился объектом культа, как, например, Осирис и Амон. Поскольку он был богом Земли, люди верили, что, когда он смеётся, происходят землетрясения.

3. Древние египтяне возвели бесчисленное количество статуй своих богов, омывая их водой с ароматом лотоса и смазывая маслами, прежде чем украсить ювелирными изделиями, надеть одежду и нанести макияж.

2. Одним из самых ненавистных богов у древних египтян был Сет (слева), бог хаоса, разрушения, войны и смерти. У него было человеческое тело и голова животного, которого египтологи не смогли идентифицировать ни с одним из известных животных. Сета особенно ненавидели за то, что он убил своего брата Осириса, чтобы вместо него занять трон.

1. В качестве защитного амулета египтяне носили один из самых особенных символов Древнего Египта - Глаз Гора. Он символизировал собой исцеление и восстановление и, как считалось, защищал своего владельца с помощью белой магии.

Религия древнего Египта

«Aegiptos» – так древнегреческие писатели называли резиденцию фараонов Мемфиса – «жилище богов». Египетскую цивилизацию можно рассматривать как древнейшую из полноценных цивилизаций, т. е. обладающих городами и письменностью. В том, что она находится здесь, нет ничего странного, если, как считают антропологи, родина человека – Восточная Африка. «За четыре тысячи лет до начала нашей эры, т. е. почти шесть тысяч лет тому назад, Египет обладал памятниками, бывшими уже древними для современников основателей Мемфиса; в эпоху первых фараонов эти памятники приходилось уже реставрировать» (Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1995. С. 345).

Из всех древних культур, по О. Шпенглеру, только египетская обладала исключительной предрасположенностью к истории; все другие, включая греческую и римскую, антиисторичны. Шпенглер подтверждает эту заботу о прошлом и будущем распространенностью мумифицирования (сюда же относятся пирамиды). По значению, которое придавалось в египетской цивилизации захоронениям, ее можно назвать цивилизацией смерти. Это не удивительно, если вспомним, что духовная культура как таковая началась с захоронений сородичей. Бердяев писал, что египетская культура была основана на жажде вечности, Воскресения. Египетские пирамиды пережили долгие тысячелетия и сохранились до наших дней. Это подтверждает мысль, что культура возникла как способ борьбы со смертью и преодоления страха смерти.

Правитель почитался в Египте божеством. По утверждению «Текстов пирамид» фараон существовал еще до того, как возникли небеса и земля. Фараону «принадлежали земля и народ; он даровал все посты, выслушивал все жалобы, предводительствовал всеми войсками и был верховным жрецом каждого бога» (Мерц Б. Красная земля, Черная земля: Мир древних египтян. М., 1998. С. 146).

Помимо фараонов и крестьян в Египте известны сапожники, пекари, столяры, пчеловоды, кузнецы, рыбаки и т. д., включая новую профессию писца. Особенностью Египта было то, что чиновник одновременно мог быть жрецом. «То обстоятельство, что ранняя царская власть и ранняя мифология были фактически одним и тем же, было причиной того, что в Египте управление страной и религия оставались нераздельными на практике до 525 г. до н. э.» (Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 82). Верховный судья наделялся титулом «жрец Маат». Высшим чиновником был министр, заместитель фараона во всех государственных делах. Этот пост часто занимал принц, и он мог переходить по наследству.

В Египте был широко распространен культ животных, о чем свидетельствует частое изображение богов в виде животных или с головами животных. «А кто убьет ибиса или ястреба, должен во всяком случае умереть», – свидетельствует Геродот (Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. С. 38). Символами единства человека и природы были сфинкс и кентавр, и их распространение говорит о том, что в египетской мифологии воплотились представления о существовании полулюдей-полуживотных и даже полурастений, широко распространенные в первобытных обществах. Следствием единства человека с природой было одомашнивание многих животных, в том числе кошки, которая выполняла важную роль у сельскохозяйственных народов, спасая их зернохранилища от грызунов. Одна из почитаемых египетских богинь имела кошачью голову. Найдено много изваяний кошек и даже их мумии, что свидетельствует о том, что они почитались священными или их очень любили.

Мифология египтян более неоднородна по сравнению, скажем, с греческой, что не удивительно, так как она более древняя.

Обычным было несколько представлений о каждом объекте. Так, небо изображалось в виде поддерживаемых двумя столпами крыльев коршуна, коровы и т. д. Отсюда делается вывод, что все представления рассматривались как символы. «Нет сомнения, что в самом начале их истории, около 3000 г. до н. э. египтяне понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом. Они сознательно пользовались символами для того, чтобы объяснить ее в категориях, понятных людям их времени. Но поскольку никакой символ не может схватить всю суть того, что он выражает, увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение» (Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 59–60).

В египетской мифологии отсутствует логическая последовательность, что указывает на древность мифов. Каждый Бог выполняет много функций, и сами боги часто замещают друг друга. То, что многие из них имеют головы животных, указывает на тотемические корни египетской мифологии. Такие боги – модификации тотемов отдельных поселений.

В доисторических мифологических представлениях фигурирует первобытный океан, из которого поднялся земляной холм «в виде пламени и породил первое живое существо. Это была либо змея, которую рассматривали как первое «тело» любого местного божества в исторические времена, либо жук, впоследствии ставший скарабеем египетской религии» (там же. С. 67). Эти представления перекликаются с реальным ежегодно повторяющимся освобождением земли, когда нильское половодье идет на убыль. Позже появилось представление о боге Солнца Ра, который создал все на Земле и из слез которого появились люди.

В мифе о сотворении мира верховный Бог утверждает, что все создал из первоначального хаоса, который был его отцом. Из вод хаоса выступил бугорок сырой земли. На нем появился Атум, создатель. Он породил бога Шу и богиню Тефнут, воздух и влагу. Шу и Тефнут породили богов земли и неба Геба и Нут, родивших Исиду, Осириса, Сета и Нефтис. Эта группа составила «гелеопольскую девятку»; Атум слился с богом Солнца Ра и стал называться Pa-Атум. В другой мемфисской версии творцом мира является Птах, главный бог Мемфиса, а мир создается не физическим процессом, а материализацией слов, являющихся следствием мыслей сердца.

Наиболее значительный в египетской мифологии и популярный не только в Египте миф об Осирисе известен 5000 лет. Согласно «Текстам пирамид» Осирис был древним царем Египта. Все любили его за исключением брата Сета, который, завидуя, убил его. Жена Осириса Исида долго искала тело мужа и, наконец, найдя его, воскресила и зачала от него ребенка, Гора. Сет, не успокоясь, во второй раз убив Осириса, разрубил его тело на мелкие куски и разбросал по всему Египту. Исида собирала эти части и хоронила каждую там, где находила. Воскрешенный богами Осирис стал правителем царства мертвых, а сын его Гор, одолев дядю, возвратил отцовский трон. Смерть Осириса – символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Это миф о вечном возвращении творящего бога. Погибший бог растительности воскресает в виде новых растений. Предполагают, что находимые в пирамидах кучи зерна могут олицетворять Осириса. Так или иначе, параллель между мифом об убийстве Осириса и основополагающей для Древнего Египта сельскохозяйственной реальностью очевидна.

В последний месяц сезона наводнения, когда вода начинала спадать, в Древнем Египте совершался обряд прорастания зерна и праздновалось воскрешение Осириса. «Ликующий крик «мы нашли его, мы радуемся» громко звучал по всей стране, когда нильской водой смачивали землю и помещали ее с зерном в глиняную форму» (Мифология древнего мира. М., 1977. С. 106).

Данный миф присутствует в русской сказке о двух братьях Правде и Кривде. Кривда ослепляет Правду, а сын последнего борется с Кривдой на суде, чтобы отомстить за отца. Связь умирающего и воскресающего Осириса с воскресением мертвых позволяет вспомнить и представление о Фениксе – священной птице древних египтян, сжигающей себя и возрождающейся из пепла.

Миф об Осирисе важен для египтян еще и потому, что человек мог надеяться воскреснуть после смерти, как Осирис. В пользу этого предположения говорит то, что погребальный ритуал повторял легенду об Осирисе, отождествляя покойного с этим богом. А сам гроб делался в форме Осириса.

Миф о борьбе Осириса и его сына Гора с Сетом можно трактовать как борьбу почитаемых на севере богов Осириса и Гора с богом юга Сетом. В мифе Гор побеждает Сета, тогда как в реальности, наоборот, юг завоевал север.

Так как в основе мифов лежат мистические представления, можно комментировать их мистически, что и делает Р. Штайнер. Он интерпретирует миф об Осирисе как миф о рождении мира путем разрывания тела Осириса. Это первое рождение через жертву. Ставший жертвой бог возрождается, чтобы умереть вновь. Осирис – бог-отец, а Исида – великая мать, не только дающая людям пропитание, но и приобщающая их к божественному.

Идея вечного и вселенского бога засвидетельствована в самом начале египетской истории и возникла вследствие политического объединения страны. На звание высшего божества претендовали также бог Фив Амон и бог Атон, которого приказал почитать в качестве высшего и единственного фараон Эхнатон, названный «первой личностью в истории». Попытка ввести монотеизм, предпринятая во II тыс. до н. э., погибла вместе с Эхнатоном, который правил с 1419 по 1402 г.

Одним из важнейших для египтян, определявших их погребальные ритуалы и содержание их древнейших текстов было представление о суде после смерти, который решает дальнейшую судьбу человека. Загробный суд – один из высших культурных принципов человечества наравне с концепцией происхождения и развития мира. На загробном суде, возглавляемом Осирисом, обвинителем был бог мудрости и божественный писец Тот с головой ибиса – очень важный бог, изобретший весьма ценимое египтянами письмо. Анубис, бог с головой шакала, взвешивал сердце покойного на весах, причем оно должно было уравновесить страусовое перо, символ богини истины, закона и справедливости Маат. Рядом был Пожиратель Теней, зверь с головой крокодила, передней частью туловища льва и задней – гиппопотама. Бог Тот заставлял свидетельствовать душу покойного. Вот один из ответов: «Я давал хлеб голодному, воду жаждущему, одежду нагому. Никогда не делал я ничего дурного против какого-либо человека. Я защищал слабого от того, кто был сильнее его. Я судил между двумя людьми так, что они были удовлетворены. Я был почтителен к моему отцу и добр к моей матери. Никогда не брал я вещи, принадлежащие другому. Никогда не говорил я ничего дурного ни против кого. Я говорил правду, я поступал по справедливости» (Цит. по: Мерц Б. Красная земля… С. 392–393).

Бог Тот объявлял заключение суду, основываясь на показаниях весов. Суд принимал доводы Тота и выносил приговор. Если умерший был оправдан, он получал земельный участок в одну десятину, находящийся в Полях Удовлетворения. В потустороннем мире праведник тоже работал, только злаки там вырастали выше человеческого роста. Но если человек грешил на Земле, его сердце перевешивало перо, и приговором была «смерть во второй раз». Если боги решали, что злодеяния человека более многочисленны, чем добрые дела, они отдавали его во власть Пожирателя Теней, который разрывал на части его душу и тело, так что дыхание жизни к нему уже не возвращалось никогда.

Египетская цивилизация имела самый сложный посмертный ритуал из известных на Земле. В основе была надежда на достижение вечной жизни при надлежащем погребении. Погребальные обряды основывались на двух представлениях. «Первое – это вера в то, что умершие вели некое призрачное существование и могли быть враждебны по отношению к оставшимся в живых… Второе… естественное человеческое побуждение снабдить покойного тем, что ему принадлежало, в чем он нуждался и что любил на земле, чтобы он мог радоваться этому и пользоваться этим так долго и таким образом, как только возможно» (Мифологии древнего мира. М., 1977. С. 86).

Древние египтяне заботились о богах и мертвых больше, чем о живых. Что касается богов, то в этом на них похожи некоторые другие народы, а вот что касается мертвых, то здесь египтяне уникальны. Для них, как потом для Гильгамеша, смерть была врагом № 1, которого нужно победить во что бы то ни стало. Для этого строились пирамиды и применялось бальзамирование. К этому прибавлялась боязнь духов умерших и вреда, который они могут причинить оставшимся в живых (это характерно в наибольшей степени для китайской культуры, но и для египтян). В «Письмах к мертвым» муж спрашивает у своей покойной жены: «Что дурного сделал я тебе, за что должен был я прийти к такому жалкому состоянию, в котором я нахожусь?» (Цит. по: Мерц Б. Красная земля…. С. 327).

Египтяне считали, что на подобающее существование после смерти нельзя надеяться без надлежащего погребения. Это относилось ко всем людям, но особые размеры приобрело в отношении к правителям. Фараон в соответствии с египетской мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Таким образом, Гор представлялся троицей из небесного царя, земного царя и сокола. Цель египетской космологии состояла не только в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать божественность царя. Вот отрывок диалога, который происходит после смерти царя с его сыном, становящимся царем и богом.

«Вопрос: Ты человек. Это твой отец Гор?

Ответ: Я бог Гор, потому что мой отец – Гор, умер. Он стал Осирисом, потому что его тело погребено в земле, как зерно, а его дух поднялся к небу в виде растительности.

Вопрос: Как случилось, что Гор, бог, умер?

Ответ: Смерть бога не может произойти иначе, как посредством убийства. Только равный Гору, его брат Сет, имел достаточно силы, чтобы убить его» (Мифологии древнего мира… С. 76).

Боги давали царям новую жизнь. Как зерно, прорастая в земле, возрождается, так и фараон, обретя вновь душу, возрождается. Тело его должно сохраняться и быть готовым к тому, чтобы в него снова вошла душа. В сохранении тела суть мумификации, что может стать причиной бальзамирования и в наше время.

«Умерший царь становится Осирисом в своей гробнице, где должен теперь начаться цикл трансформации: мертвый бог будет рожден вновь» (там же. С. 84).

Египтяне верили в то, что умершие продолжали существовать. Пирамида была местопребыванием тела бога. Все излишки средств шли на строительство пирамид, гробниц и саркофагов, что считалось важнейшим делом. Пирамиды, как и сфинксы, стали символами египетской цивилизации.

Божественность фараона можно интерпретировать как его приобщение к вечному, находящемуся в человеке. После ознакомления с мистикой понятны слова Штайнера, что «Осирис, как мировое существо, есть Единый, и однако он пребывает неделимо в каждой человеческой душе. Каждый человек – Осирис, но тем не менее должен быть представлен и Единый Осирис, как некое определенное существо. Человек подлежит развитию, и в конце пути его ожидает божественное бытие… Живя, как Осирис, и проделав все, что проделал он, человек становится совершенным. Миф об Осирисе приобретает, так сказать, более глубокое значение. Он становится прообразом того, кто хочет пробудить в себе вечное» (Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991. С. 79–80).

Древний Египет – это классическая цивилизация мистерий. Мистерии в духовном плане столь же характерны для египетской культуры, как в материальном плане пирамиды и мумии. Основу мистерий составляет борьба между низшей, животной, и духовной природой. Мистерия является формой приобщения к высшему знанию. «Человек, стремящийся к высшему бытию, должен микрокосмически повторить в себе макрокосмический мировой процесс Осириса. Таков смысл египетского «посвящения»… Все, что мы знаем об обрядах посвящения, получает свое объяснение отсюда. Человек подвергался таинственным процедурам. Этим убивалась его земная природа и пробуждалась высшая» (там же. С. 80–81). Существует точка зрения, в соответствии с которой сфинкс олицетворяет победу человека над своей животной природой.

Вера в загробный мир не была безусловной и разбавлялась скептицизмом. «Никто еще не приходил оттуда, чтобы рассказать, что там», – читаем в одном из текстов.

Египетская письменность, изобретенная более 5000 лет назад, представляла собой употребление рисунков в виде знаков. «Некоторые знаки обозначали звуки, другие – идеограммы и целые слова, третьи – целые классы объектов, к которым принадлежало слово» (Мерц Б. Красная земля… С. 136). Египтяне писали иероглифами. В буквальном переводе слово «иероглиф» означает «священные письмена», так как первоначально письменность воспринималась как нечто священное и использовалась в религиозных целях. Из иероглифического письма образовалась скорописная форма – иератическое письмо. Изобретение письменности создало основу для политического объединения Египта в единое государство, что, в свою очередь, вело к развитию целостной мифологической системы и единого стиля в архитектуре и изобразительном искусстве.

Письменность возникла и ценилась помимо ее практического значения также потому, что сохранение имени даже в чьей-то памяти означало сохранение личности после смерти, а это желание было главным в египетской культуре. «Человек угасает, тело его становится прахом, все близкие его исчезают с земли. Но писания заставляют вспоминать его устами тех, кто передает это в уста других» (Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 53).

В эйфории письменности сам факт письма окружался ореолом. Писцы пользовались таким почетом, какого эта профессия никогда позже не имела, и принадлежали к высшему слою общества. Вот каких возвышенных тонов достигает «Прославление писцов»:

«Их пирамиды – книги поучений,

Их дитя – тростниковое перо,

Их супруга – поверхность камня»

(Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 102–103).

К древнейшим относятся тексты, которые высекали на стенах пирамид. Тексты пирамид представляли собой магические заговоры, призванные помочь преодолеть опасности, подстерегающие душу на ее пути к Земле Вечности, и обеспечить благоприятную жизнь в ней.

Тексты пирамид сменились Текстами саркофагов. Знатные люди в своих гробницах описывали и изображали свои деяния. Это обязывает. Надо думать о том, что будешь писать и что будут читать о тебе после смерти. Около 3600 лет назад на основе Текстов пирамид и Текстов саркофагов была составлена записанная на папирусных свитках так называемая «Книга мертвых».

Египтянам принадлежат древнейшие в мире сказки. «Так вот, если мужествен, овладей собой!» – советовал добрый змей в самой древней сказке «Потерпевший кораблекрушение», которой 4000 лет. Многие сюжеты, хорошо известные по сказкам разных народов, – кораблекрушения, троянский конь и т. д. – первоначально встречаются в Древнем Египте.

Самые знаменитые архитекторы Древнего Египта: Имхотеп, которому принадлежит первая в истории пирамида царя Джосера из третьей династии (Древнейший период), послужившая образцом для подобных сооружений (он был также врачом, за что древние греки отождествили его со своим богом Асклепием); Аменхотеп, живший на 1000 лет позже и создавший Луксорский храм и обелиски Мемнона; Сенмут, автор погребального храма царицы Хатшепсут в Деир-Эль-Бахри.

Строительство пирамид по своей организации было таким сложным делом, как и работа современных машин, только составными частями ее были люди, а не материальные объекты. Ранние пирамиды были ступенчатыми, на более поздних ступени заполнялись и стены делались гладкими. Почему пирамиды имели такую форму и высоту? Одно из объяснений заключается в том, что пирамиды были символами восхождения в область Ра, куда надеялся попасть умерший царь. Ступенчатая пирамида напоминает лестницу, а гладкие склоны – наклонные лучи солнца.

Помимо пирамид строились гробницы в скалах и в виде обычных домов, порой с подземными погребальными камерами и поминальными храмами отдельно (не путать с храмами, в которых почитались боги, хотя иногда царские поминальные храмы также служили домами богов). Постепенно сформировалась классическая форма гроба – деревянный со множеством надписей и рядами сценок или фигурок богов. Во времена Тутанхамона у царей было три гроба, вставленных один в другой, и они помещались в каменный саркофаг.

Большая часть произведений искусства Древнего Египта имела утилитарную функцию и служила тому, чтобы мертвый имел в загробном мире все вещи и удовольствия, которые изображались в росписях гробниц. Здесь подтверждение того, что искусство обязано своим происхождением магии. Древнеегипетское искусство служило в основном потусторонним целям. В основе его лежит вера (а скорее тяга) к вечности.

Научные знания в Древнем Египте не отделялись от мифологических и магических. Науки как таковой не было, как и независимых от магии знаний. Медицинские рецепты были тесно связаны с заклинаниями. На примере Древнего Египта видим, как постепенно наука и техника отпочковывались от магии и мифологии. Развитие бальзамирования, скажем, всецело определялось желанием вечной жизни, подкрепленным египетской мифологией, и это способствовало накоплению медицинских знаний.

С магической верой в единство тела и души связана мумификация: с душой будет все хорошо, если тело сохранится, и человек будет жить в раю так долго, как долго сохранится какая-нибудь часть его в этом мире. Объясняют бальзамирование и верой в возвращение души в свое тело. В любом случае здесь присутствует то же желание вечной жизни, которое выражено героем ближневосточного эпоса Гильгамешем.

Идея бальзамирования, т. е. преднамеренного сохранения тела от разрушения, возникла из того, что иногда тела случайно сохранялись. Мумификация – одна из форм бальзамирования, являющаяся в основном процессом высушивания, – применялась в древности в различных странах Старого и Нового Света, причем независимо друг от друга. Мумифицирование в Египте, наиболее удачное и известное, стало распространяться после строительства Великих пирамид. В основе его лежали древние религиозные представления.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Сравнительное Богословие Книга 2 автора Академия Управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Политеизм Древнего Египта Древний Египет имел собственный пантеон богов, несмотря на то, что идеи Востока проникали и в эту страну. Главным богом Египта был Птах, чей храм был в городе Мемфисе. Его считали творцом мира и называли отцом и матерью. Птах был двуполым богом. В

Из книги Сравнительное Богословие. Книга 2 автора СССР Внутренний Предиктор

Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия Сикхизм, или религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

3.2.3 Религиозная система Древнего Египта До начала XIX века о Древнем Египте, его культуре и религии ничего не было известно из первоисточников. Были лишь описания античных авторов, прежде всего Геродота, Страбона и Плутарха. В 1822 году французскому исследователю Франсуа

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

4. Род Мелхиседека и имперская наследственная власть Египта и Древнего Шумера Во времена, о которых повествует Ветхий Завет, род божественных руководителей первочеловечества, в душах которых были семена духа солнечного Бога Ваала, уже вырождался в царственные

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Глава 5 Политеизм, религия Древнего Израиля Бог во плоти «Отрытые» библейские предания Кем был Яхве до того, как стал Яхве? Утрачено при переводе Сексуальная жизнь Яхве (и другие мифы) Перекрестное опыление В Еврейской Библии - той, которую христиане

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

Из книги Христианство и религии мира автора Хмелевский Генрик

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

§ 3. Религия Древнего Египта Древний Египет образовался из нескольких царств, расположенных вдоль Нила. Это государство образовалось к концу IV тысячелетия до н. э. И просуществовало более 3500 лет. Религия Древнего Египта и само государство являются лидерами по долголетию.

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

§ 6. Религия Древнего Рима Как и в Древней Греции, религия в Древнем Риме сформировалась в городах. Сама история Рима охватывает 1200 лет.В III в. до н. э. Рим покорил всю Италию, а затем огромные территории, став громадной империей. Религия Рима вобрала в себя много элементов

Из книги автора

РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ? Если основываться на знаменитой бенаресской проповеди Будды в ее каноническом изложении, которая считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма, то на первый взгляд перед нами



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: