Римские катакомбы искусство первых христиан. Катакомбы Рима (итал

Адрес: Catacombs of St. Callixtus, Via Appia Antica, 110/126, 00179 Roma, Italy.
Время работы: ежедневно с 09:00 до12:00 и с 14:00 до 17:00.
Выходной день - среда.
Входная плата: 8 EUR.

Можно бесконечно говорить о Риме , пережившем на своем веку множество ярких событий, прекрасных и трагических, но всякий раз, подобно птице Феникс, сумевшему возродиться из пепла, остаться таким же гордым и нерушимым. Существует и другой Рим, невидимый и неведомый многим, лежащий прямо под ногами, где в каждом слое отражается целая эпоха. Чтобы прикоснуться к его многовековой истории, спрятанной под тысячами акрами земли, следует проделать путь в подземное царство…

О чем "рассказали" подземелья

Римские катакомбы - наиболее удивительный памятник, передающий историю христиан трех веков с рождения Христа. На протяжении длительных столетий они пребывали в забвении. И лишь в середине XIX в. их случайно сумел открыть итальянец, археолог Джованни Баттиста де Росси.
Пытаясь отыскать предметы древних христиан, ему попался мраморный кусок плиты, имевший надпись "Корнелий-мученик". Находку тщательно исследовали. Она оказалась частью надгробного камня с могилы понтифика Корнелия, проживавшего в III ст. после рождения Христа. Замученного насмерть в 253 г. его похоронили в загородной пещере. Это и послужило началом поиска древних захоронений.
Сейчас удалось открыть подобных погребений порядка 60. Происхождение слова "катакомбы" приписывают названию той местности, на которой располагалось кладбище. Подтверждения этому нет, но все гробницы получили это название. Древний город буквально опоясан ими. Если вытянуть в единый ряд, их длина превысила бы 500 км. Первые появились еще в дохристианский период.
Римляне чаще сжигали покойников за городской чертой. Христиане, переняв иудейский обычай, предавали их земле. Так был погребен Лазарь, воскрешенный Господом, в пещеру возложили после Голгофы завернутого в плащаницу Христа. Мертвого укладывали в нишу, сверху ложилась плита. Некоторые могилы отличались установленными каменными саркофагами. Катакомбам давали имена великомучеников.
Проходило время, гроты занимали большую территорию, становясь замысловатыми глубокими лабиринтами, соединенными между собой узкими проходами. В период гонения христиан обиталища мертвых стали надежным укрытием живым. В глубоких земляных недрах образовались первые храмы, где древние верующие вкушали духовную пищу. Воскрешение Господнее подарило уверенность в отсутствии смерти и великую надежду о вечной безоблачной жизни. Места погребения людей, сделавших шаг в вечность, стали для живых дверью к царству небесному.

Смысловые настенные росписи

Разнообразными фресками разрисовывались стены в подземельях. Они являлись первыми шедеврами древнехристианского искусства. Не глядя на преследования, изображения не имеют сцен мученичества, а эпитафии лишены следов обиды, хотя большинство погибло от рук гонителей. Присутствуют лишь слова, взывающие к Всевышнему.
Переплетенные сюжеты Ветхого Завета с евангельскими многочисленными образами доносят до потомков понятие о добре и зле, показывают различие между правдой и ложью, жизнью и смертью. Изображенные Адам с Евой, совершившие первородный грех, располагаются рядышком с цветком белой лилии - символом чистоты. Душа, истинно познавшая Бога, символически изображалась в виде птички. Взглядом, полным любви, смотрит со стен Христос в облике пастыря, несущего на плечах овечку, символизирующую заблудшую человеческую душу. Сына Божьего нарисовали виноградной лозой, где ветви - уверовавшие в него. Его слова: "Я есть истинная виноградная лоза, а отец мой - виноградарь", - призывают следовать за ним. Символические изображения твердо закрепились в искусстве всех последующих столетий.
Император Константин Великий своим указом от 313 г. о признании христианской религии освободил верующих от угнетения. Молитвенное воспевание Господа перенеслось из подземелья под просторные своды наземных светлых храмов.

Наибольшие захоронения

Крупнейшими подземными усыпальницами столицы признаны по праву катакомбы Святого Каллиста, находящиеся на Аппиевой дороге, по которой когда-то шли за очередной победой римские легионеры, где апостолу Петру повстречался Христос. Здесь находится каменная гробница Ромула - римского Каина, убившего родного брата-близнеца. Протяженностью в 20 км, они вмещают 170 тыс. погребений. Посещаемыми на сегодняшний день являются четыре из них.
Когда гонения отошли в прошлое, отпала необходимость пробираться к усопшим тайком. Понтифик Дамасий обустроил лестницу, обеспечивающую доступ к гробницам. В нижней ее части прихожих встречает Добрый Пастырь, напоминающий о свободе выбора, данный каждому живущему на земле. Заблудшему человеку он готов протянуть руку помощи.

Крипта пап

Она считается центром, который окружали, разрастаясь, другие. В III в. превратилась в усыпальницу епископов. Прямоугольной формы помещение, довольно просторное, подпирают колонны с красивыми резными капителями, удерживающими свод. Здесь нашли покой девять столичных понтификов и восемь иногородних. Сохраненными остались шесть имен: Понтиана, закончившего жизненный путь на рудниках, Антера - его приемника, умершего в стенах темницы, Фабиана, обезглавленного во время правления Деция, Луция и Евтихия. Все они были великомучениками. Их мощи перенесли в разные столичные церкви, где сохраняются и поныне.

Место упокоения мученицы Цецилии

Это достаточно просторное помещение, имеющее нишу с левой стороны, где был установлен ее саркофаг. Пасхалий I решил перенаправить ее мощи в столицу, но не мог отыскать. Изможденный он во сне обратился к ней за помощью, женщина указала точное расположение. Лишь одна стена отделяла его от гробницы. После этого останки благополучно были перенесены в базилику Санта-Чечилия-ин-Трастевере, посвященную Цецилии. Занимаясь переустройством церкви, саркофаг вскрыли. Глаза не верили увиденному чуду: тело сохранилось нетленным. Взглянув на тело, пораженный скульптор Стефано Мадерно сделал статую, изобразив Цецилию в положении, в котором она лежала в саркофаге. В крипте содержится копия.
За что замучена она до смерти? Уроженка благородной семьи с юных лет поверила в учение Христа. Обратила в веру мужа и привела к Богу много поверивших в него, за что и решили казнить женщину. Поместив в раскаленную баню, мучители хотели таким страшным способом убить ее, но спустя три дня обнаружили живой. Тогда приняли решение отрубить голову. Палач нанес несколько ударов, но сразу отсечь не сумел. Будучи смертельно раненой, полуживой, она продолжала проповедовать веру Христову, пытаясь обратить в нее присутствующих. Это ей удалось.
Над ее могилой возвышается крест, вокруг него замерли в прискорбии два ангела и три мученика: Поликам, Себастиан и Квирин. Здесь же присутствуют изображения Христа и папы-мученика Урбана I.

Кубикулы Таинств

Предназначены для одной семьи, состоящие из пяти отсеков. Здесь хорошо сохранились фрески, повествующие о таинстве крещения. Отображен этот же обряд, совершаемый Иоанном Крестителем в водах Иордана, поражая воображение силой веры. "Наблюдает" за пришедшими Иона, спасенный из чрева большущей рыбы. Здесь установлена лестница, по которой тайно приносили для упокоения убиенных епископов.

Секция блаженного Мильтиада

Она примыкает к кубикулам Таинств. Образованная во II в., стала соединительным мостиком, ведущим к крипте Луцины - места упокоения души папы-мученика Корнилия. Его редко упоминают источники по истории. Понтификом он пробыл слишком короткий срок, немного больше двух лет. На иконах он изображен с коровьим рогом, является покровителем животных, исцелял от многих болезней несчастных. Здесь можно увидеть сияние феникса, означающего смерть плоти и вечную жизнь во Христе, голубей, символизирующих Святой Дух, рыбу, попивающую из чашки птичку, которая олицетворяет душу, нашедшую утешение в Боге.
По-разному воспринимают люди эти священные места. Для холодного человека, посетившего темные, сырые своды они и останутся таковыми. На человека мыслящего и понимающего произведут совершенно иные впечатления. Многочисленные коридоры поведают о горсточке людей, горячо любивших жизнь, но умиравших за веру, благословляя Господа, молясь за своих врагов. Этой горстке судьба предназначила осуществить величайший переворот в мире - уничтожить язычество. Их победа - в пламенной любви и силе духа. А с верой в сердце и великой любовью человеку доступно все.

Все, кто бывал в Риме и гулял по древнейшим кварталам «вечного города», знают, что под землей, под Аппиевой дорогой, находится сплетение подземных ходов и лабиринтов, протяженностью 150-170 км. Это знаменитые на весь мир «Римские катакомбы» - захоронения, возникшие еще в дохристианский период.

Вопреки расхожему мнению, катакомбы не использовались для укрытий гонимых христиан. Обряд захоронения усопших, в особенности мучеников за веру, в подземных галереях был заимствован во II веке нашей эры христианами из более ранних языческих культов времен Римских императоров. Самим же римлянам слово «катакомбы» было неизвестно, они называли эти подземные хитросплетения – «цеметерий» (в переводе с латинского «покои»). Из всех подземных коридоров лишь только одна цеметерия Святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos - углубление). В Средневековье именно эти катакомбы были известны и доступны населению, поэтому с тех пор все подземные захоронения стали называть «катакомбы».

Принято считать, что в катакомбах хоронили первых христиан, однако это не совсем так. Достоверно известно, что вдоль Аппиевой дороги в дохристианский период находились иудейские захоронения. Есть также версия, в пользу того, что в еще более ранние времена здесь находились каменоломни или древние подземные пути сообщения. Однако единого мнения по этому вопросу нет.

Захоронения в катакомбах образовывались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев.

В длинных темных коридорах из туфа вырубали ниши для захоронений одного или более человек. Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил.

Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащенное различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем ее закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами. На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах.

К V веку старые катакомбы были расширены, а также были построены новые. Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведет свое начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых. В подземельях были устроены так называемые «гипогеумы» - помещения религиозного назначения, а также небольшие залы для трапез, для собраний и несколько шахт для освещения.

Начиная с IV века, катакомбы утрачивают свое значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребен, является папа Мельхиад (епископ Рима с 2 июля 311 по 11 января 314).

Римские катакомбы подразделяются на несколько участков. Из наиболее известных катакомбы святого Себастьяна, катакомбы Домитиллы, катакомбы Присциллы, катакомбы святой Агнессы, катакомбы святого Каллиста.

Катакомбы святого Себастьяна - получили свое название от захоронения в них раннехристианского мученика святого Себастьяна. Здесь заметно сочетание захоронений языческого периода, украшенных фресками, и христианских с надписями. Раньше, в глубокой крипте, здесь хранились мощи самого святого Себастьяна. Но в IV веке над катакомбами была построена церковь Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, и мощи обрели новое пристанище.

Похожая судьба у катакомб святой Агнессы. Они названы по имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III-IV веками. Над катакомбами расположена титулярная базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесенные из катакомб.

Катакомбы Присциллы являлись частным владением семьи римского консула Акилия Глабрия. Это самые старые катакомбы Рима.

Катакомбы Домитиллы расположены на территории, которая принадлежала семье Флавиев. Они служили местом захоронения язычникам и христианам.

Катакомбы святого Каллиста являются самым крупным местом христианского захоронения древнего Рима. Их протяженность составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и образуют лабиринт. Здесь находятся около 170 тысяч погребений. Свое название катакомбы получили от имени римского епископа Каллиста, участвовавшего в их обустройстве. Для доступа здесь открыта крипта пап, в которой было погребено 9 римских епископов III века, а также крипта святой Цецилии (Кикилии), где в 820 году были обнаружены мощи этой святой. Еще здесь можно увидеть пещеру Святых Тайн, где сохранились фрески с изображением таинств крещения и евхаристии.

Иудейские катакомбы в Риме находятся под Villa Torlonia и Vigna Randanini (открыты археологами в 1859 году). Вход в катакомбы под Вилла -Торлония был замурован в начале XX века, и лишь в конце века было решено их отреставрировать и открыть для посетителей. По мнению исследователей, данные катакомбы являются предшественниками христианских катакомб: обнаруженные захоронения датируются 50 годом до н. э. Также как и в христианских катакомбах, стены здесь украшены фресками и символическими рисунками (меноры, цветы, павлины), но сцен из Ветхого Завета не найдено.

Есть в Риме еще, так называемые, синкретические катакомбы. К ним относят подземные храмы, где можно встретить смешение христианства, греческой и римской философии. К примерам таких катакомбных храмов относится подземная базилика, обнаруженная в 1917 году в районе римского вокзала Термини. Храм, украшенный гипсовыми барельефами, использовался в I веке до н. э. как место встреч неопифагорейцев.

Посещение катакомб Рима возможно только в составе экскурсионной группы. Для осмотра открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия) ответвлений. Входной билет - 8 евро.
Дата публикации: 09.09.2014, обновлена 02.12.2014
Tags: Катакомбы, Рим, Италия

По легенде, первые христиане использовали катакомбы в качестве убежища во время гонений, однако это именно легенда: на самом деле катакомбы предназначались для погребения, а затем превратились в святилища мучеников, куда стекались паломники со всей территории Римской империи.

Вконтакте

Сегодня эти подземелья с длинными коридорами очень популярны у туристов, потому что здесь сохранилось множество скульптур, фресок и надписей, рассказывающих об обычаях и традициях первоначальной церкви.

Возможно, немногие знают, что всего в Риме насчитывается более шестидесяти катакомб; самые известные находятся в районе Старой Аппиевой дороги и ворот Порта-Ардеатина (катакомбы святого Себастьяна, святого Каллиста, святой Домитиллы).

Если вы ищете необычный маршрут по Вечному городу, этот материал для вас.

Катакомбы святого Каллиста


Эти катакомбы - самый древний и лучше всего сохранившийся некрополь на Аппиевой дороге, обустроенный в конце II в. н.э. на территории большого участка, предоставленного церковным властям в самостоятельное пользование и отведённого под захоронения. После избрания на папский престол епископ Зефирин (199-217 гг.) призвал к себе дьякона Каллиста и назначил его смотрителем кладбища. Став в свою очередь стал понтификом, он расширил погребальный комплекс, ставший местом упокоения шестнадцати римских пап III в. (эта часть называется «Папской криптой»). В катакомбы ведёт крутая лестница; пройдя через «Папскую крипту», через небольшой проход вы попадаете в кубикулу, где была обнаружена могила святой Цецилии. На стенах сохранились росписи V-VI вв., включая самое древнее изображение молящейся святой.



Покинув этот покой, можно спуститься в оссуарий, состоящий из нескольких уровней и достигающий 4 метров в высоту, а затем пройти по туннелю, в котором открываются входы в «Кубикулы Таинств», названные так по сценам крещения и евхаристии, изображённым на стенах. Далее можно осмотреть монументальный «саркофаг папы Мильтиада», другие отделы - святых Гая и Евсевия, а также папы Либерия (352-366 гг.), где сохранились три надписи той эпохи и арочные ниши с захоронениями (аркосолии), украшенные росписями со сценами их Ветхого и Нового Завета. И только после этого вы окажетесь у первоначального ядра всего сооружения - «Крипты Луцины». Здесь стоит саркофаг папы Корнелия, украшенный росписями в византийской манере, а на стенах примечательны две фрески: «Добрый пастырь и молящиеся», а также роспись с изображением двух корзин, полных хлеба, и стеклянного бокала, наполненного вином, посередине (символы таинства евхаристии).

Катакомбы Присциллы




Из всей обширной территории некрополя, которая простиралась вокруг Соляной дороги (via Salaria), катакомбы Присциллы сохранились лучше всего. Первоначальным ядром этих древних катакомб были захоронения конца II в. н.э., которые датируются по многочисленным надписям с упоминанием имён Петра и Павла. Названы они по имени римской христианки Присциллы, хозяйки этого земельного участка, чей сын, по преданию, дал кров святому Петру. Самая древняя часть называется «греческой капеллой» из-за двух надписей греческим алфавитом, выполненных красной краской в нишах помещения, которое изначально использовалось как укрытие от летнего зноя; вероятно, здесь даже были фонтаны и декор. Росписи на стенах изображают сцены из Ветхого и Нового Завета. В III в. был выкопан второй уровень, включающий длинный главный туннель и более двадцати малых туннелей по сторонам. Вокруг старого ядра появился ещё один отдел, где находится фреска с самым древним из дошедших до нас изображений Мадонны с младенцем. В IV в. над катакомбами построили базилику святого Сильвестра; её нынешнее здание - преимущественно результат реконструкции.

Катакомбы святого Себастьяна

Эти катакомбы имеют четыре уровня; они находятся в глубокой ложбине, где добывали пуццолан - строительный материал, представляющий собой смесь вулканического пепла, пемзы и туфа. Здесь хоронили своих мертвецов ещё язычники, а ближе к концу II в. н.э. некрополь стал христианским и был освящён в честь святых Петра и Павла. По легенде, именно здесь были спрятаны останки святых до того, как были возведены базилики в Ватикане и на дороге в Остию. Лишь в IV в., когда здесь был похоронен святой Себастьян (погиб в 298 г.), катакомбы получили своё нынешнее название.


Согласно преданию, юный римский легионер Себастьян предпочёл пытку стрелами отречению от христианской веры; он чудом остался жив, и едва окреп, вновь бросил вызов императору Диоклетиану. Тот заключил его под стражу и приказал отвести Себастьяна на Палатинский ипподром, где его забили палками; тело мученика сбросили в Большую Клоаку. Вскоре его подобрала христианка Лукина, которой святой явился во сне; именно она перевезла останки в катакомбы.

Катакомбы святой Домициллы




Это одни из крупнейших римских катакомб, первоначальным ядром которых был ряд захоронений на участках, принадлежавших Флавии Домицилле - племяннице консула Тита Флавия Климента (умер в 95 г. н.э.) и родственнице императора Веспасиана - и подаренной ей своим освобождённым рабам.

Катакомбы Понтиана

© Wikimedia Commons

Предполагается, что катакомбы Понциана названы именем владельца земельного участка. Захоронения здесь достигли максимальной площади в IV в. Здесь покоятся святые Абдон и Сеннен - освобождённые рабы из Персии, принявшие христианство и убитые в римском амфитеатре, а также другие святые мучники. Здесь есть росписи VI-VII вв. и помещение, служащее баптистерием.

Еврейские катакомбы Винья-Ранданини


Эти катакомбы находятся в частной собственности и охраняются Римским археологическим управлением. Они были обнаружены в 1859 г. и являются одним из лучших образцов подобных сооружений в городе. Еврейская община в Риме образовалась уже во II в. до н.э., а особенно многочисленной стала в эпоху империи. Вход в катакомбы представляет собой просторный прямоугольный зал (первоначально лишённый крыши, а затем разделённый на две части и перекрытый сводом - вероятно, его использовали как синагогу). Внизу можно увидеть могилы, выкопанные в полу, погребальные ниши, замурованные кирпичами, арочные ниши с саркофагами и традиционные многоуровневые захоронения «кохим» финикийского происхождения. В некоторых кубикулах есть росписи с цветочными орнаментами и изображениями животных, а также элементами традиционной иудейской иконографии (такими, как Ковчег Завета и семисвечный светильник менора); а вот надписей на иврите здесь нет. Максимальной протяжённости катакомбы достигли в III-IV вв. н.э.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина

© laboratorio104.it

Этот комплекс источники называют «между двух лавров» (“inter duas lauros”) - именно так когда-то именовалась эта местность. В него входят катакомбы Петра и Марцеллина, одноимённая базилика и мавзолей святой Елены (он же мавзолей Тор-Пиньяттара). Вход в катакомбы находится во дворе базилики. Первоначально склеп, где похоронены святые, представлял собой две простых ниши; в IV в. папа римский Дамасий (366-384 гг.) - предание гласит, будто о мученической смерти Петра и Марцеллина ему поведал лично их палач, - повелел украсить их монументальным мраморным декором. Была построена входная лестница и оборудован обязательный маршрут осмотра для паломников, проходивший и по наземной, и по подземной части. Тела святых оставались в крипте вплоть до восхода на папский престол Григория IV в 826 г., когда их перевезли сначала во Францию, а затем в Германию.

Многочисленные надписи, нацарапанные на стенах небольшой апсиды и туннелей, ведущих к могилам святых, с живостью свидетельствуют о популярности этого места у верующих: здесь можно увидеть мольбы, записанные не только латиницей, но и рунами (среди паломников было немало кельтов и германцев). Стены катакомб покрыты росписями на библейские сюжеты (обратите внимание на сцену Богоявления с двумя фигурами волхвов), а по площади они третьи в Риме.

Папа Гонорий I (625-638 гг.) распорядился возвести небольшую подземную базилику с апсидой, способную вместить всё более многочисленных пилигримов, и увеличить вдвое входную лестницу в базилику, после чего освятил алтарь, установленный прямо над двумя захоронениями. В V-VII вв. здесь появляется новое святилище в честь четырёх увенчанных мучеников (Клавдия, Кастория, Симпрониана и Никострата), связанное с первоначальным ядром комплекса коридорами с односторонним движением и световыми люками; чтобы облегчить движение паломников, были загорожены входы во второстепенные туннели и кубикулы, строились новые лестницы. В последний раз комплекс расширяется при папе Адриане I (772-795 гг.).

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы являются частью монументального комплекса, который также включает в себя базилику Сант’Аньезе-фуори-ле-мура и мавзолей святой Констанции (Константины), возведённый в IV в., место упокоения дочерей императора Констатина Великого - Константины и Елены. Туннели обширных катакомб протянулись под зданием базилики и охватили соседние участки; многочисленные надписи, обнаруженные там археологами, свидетельствуют со всей определённостью, что подземные ходы и помещения были прорыты ещё до того, как здесь похоронили святую Агнессу. Учёные наткнулись на эти катакомбы случайно в 1865 г. Росписей здесь нет, а пространство подразделяется на три уровня и четыре отдела. Самый древний отдел находится слева от базилики; кубикула здесь завалена массивным камнем, как в иудейских захоронениях. Четвёртый отдел расположен прямо под портиком первоначального здания церкви.

Под древними улицами Рима скрыт ещё один город со своими строениями и лабиринтами улиц. Античные катакомбы общей длиной в более, чем полторы сотни километров использовались раньше как места погребений.

Вдоль знаменитой Аппиевой дороги в Риме, под поверхностью земли, располагается разветвлённая система подземелий. Эти катакомбы представляют собой длинные лабиринты из туфа, в стенах которых находятся прямоугольные ниши для захоронений. На сегодняшний день почти все ниши открыты и пусты, однако сохранились и закрытые (например, в катакомбах Панфила).


Аппиева дорога / Артур Джон Стратт, 1858 год

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей длиной 150-170 км — это около 750 000 захоронений. Кстати, само название «катакомбы» (лат. catacomba) римлянам было не известно, они применяли слово «цеметерий» (лат. coemeterium) - «покои». Лишь одна из coemeteria — святого Себастьяна, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos - углубление).


Первые катакомбы у ворот Рима возникли ещё в дохристианскую эпоху. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке, после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших, зажиточные граждане начали хоронить тела в земле.

Цена на участки земли в начале общественных дорог, соединявших между собой наиболее крупные города, была высока, поэтому, чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка.


Аппиева дорога. Гробница Цецилии Метеллы

Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали только своих близких. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках только единоверцев.

Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия. Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога».


Аппиева дорога. Гробница Илария Фуска

Наиболее ранними (IV век) историческими источниками о римских катакомбах выступают сочинения Блаженного Иеронима и Пруденция. Иероним, воспитывавшийся в Риме, оставил заметки о своих посещениях катакомб:

Вместе со своими товарищами-сверстниками я имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, спускаться часто в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела усопших, и в которых такая темнота, что здесь почти сбывается это пророческое изречение: «да внидут во ад живи».

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита»:

Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишённое света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь.

Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты. И хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее, через означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий.

Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт своё начало христианская традиция совершения литургии на мощах святых.

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами.


На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой», «Спи в мире Господа» и тому подобное. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений, в одних только катакомбах Святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу.


Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире», «Почить в Боге») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: «bi-shalom», «bi-adonai».

Кстати, этот «труд» горгулий породил несколько забавных поговорок. По сей день во Франции о безнадежных пьяницах говорят, что «он пьет как горгулья», или же «он пьет столько, что, глядя на него, горгулья умрет от зависти».

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры. В их обязанности также входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил. Изображения фоссоров часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам.

Наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах являлись ниши — локулы, дословно «местечки». Они выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров. Под невысокими глухими арками в стене, называющимися аркосолиями, в гробницах помещали останки усопших. Надгробные плиты использовали как алтари при совершении литургии.

С IV века катакомбы начинают утрачивать своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад. Его преемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите. В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах апостолов, мучеников и исповедников.


Титулярная базилика Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, Италия

Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробнице мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. Например, в 537 году при осаде города Витигесом, гробницы святых были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви.

Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях. Например, папа Бонифаций IV вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами, а при папе Пасхалии I, согласно надписи в базилике Санта-Прасседе, было извлечено из катакомб две тысячи триста мощей.

В конце IX века посещение римских катакомб, лишившихся привлекавших паломников мощей, практически прекратились, в XI-XII веках описаны лишь единичные случаи подобных визитов. Практически на 600 лет о знаменитом в христианском мире некрополе забыли.

В XVI веке к изучению катакомб приступил Онуфрий Панвинио, профессор-теолог, библиотекарь папской библиотеки. Он исследовал раннехристианские и средневековые письменные источники и составил список 43 римских захоронений, однако, вход удалось найти лишь в катакомбы святых Себастьяна, Лаврентия и Валентина.

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге, наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы. Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году.


Позднее катакомбы исследовал Антонио Босио, который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Полномасштабные исследовательские работы начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками.


Система христианских захоронений самая обширная из всех. Самыми старыми из них считаются катакомбы Присциллы. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения в них украшены раннехристианскими фресками, из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком, датируемое II веком.


Катакомбы Присциллы

Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима или символизирующей его рыбы.

Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений, как библейской истории, так и святых, свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений. К другим распространённым в катакомбах символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, относятся:

  • якорь - образ надежды (является опорой корабля в море);
  • голубь - символ Святого Духа;
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты;
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии.

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода.

Интересно, что в катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Зато часто встречаются сцены изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря. Иногда Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.

Еще одно часто встречающееся изображение в катакомбах - Оранта. Первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, представляющий её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Длинные тёмные коридоры с витающей в них атмосферой смерти неумолимо притягивают в римские катакомбы, как паломников, так и обычных туристов. Одни жаждут благости от места захоронения своих святых, другие — острых ощущений и фотографий на память. Особыми посетителями являются учёные. Замурованная в стены история всё еще хранит свои тайны и готова открыть их только избранным.

Древние улицы Рима скрывают в своих недрах ещё один город, наполненный таинственными лабиринтами и мрачными подземельями. Это катакомбы. Они протянулись под городом на сотню километров. Археологами обнаружены десятки разветвленных систем коридоров и ниш. Для экскурсий открыта только малая их часть, и те, что открыты, пользуются большой популярностью у путешественников

Подземная история христианства

Обычно считается, что катакомбы это сеть подземных тоннелей, образованная в результате работ на каменоломнях или построенная в качестве бомбоубежищ. Но это ошибочное мнение. Изначально катакомбами называли подземные галереи, используемые для погребения усопших и проведения религиозных церемоний в небольших часовнях. Практика погребения усопших в катакомбах существовала в Риме вплоть до четвертого века. За это время в них было похоронено около 750 тысяч человек.

Катакомбы представляют собой подземные лабиринты, проделанные в легко обрабатываемой пористой породе (туфе). По обе стороны от коридоров располагаются небольшие помещения, вмещающие несколько могил. Их называют кубикулами. Изначально это слово обозначало спальное место в доме у римлян. Кубикулы являлись фамильными склепами, в которых располагались усыпальницы зажиточных граждан. Тех, кто не мог себе позволить отдельные кубикулы, хоронили в узких нишах, расположенных по бокам основных коридоров.

Катакомбы святого мученика Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano)

Римские катакомбы использовались во времена язычества, а со второго века в них стали хоронить последователей Христа. Любопытно в этом отношении место погребения мученика раннехристианской эпохи Себастьяна. В нем можно отследить интересный переход: языческие надписи и изображения сменяются христианскими символами. Здесь, в пугающей тишине, расположилась крипта римского легионера, гонимого за свою веру и осуждённого на смерть. В настоящее время мощи Себастьяна покоятся в церкви его имени. В четвертом веке ее возвели поверх катакомб.

По преданию, здесь же, были погребены мощи Павла и Петра, учеников и последователей Иисуса. Они были казнены римскими солдатами в первом веке. Безмолвные стены сохранили надпись, гласящую о том, что "здесь почивали святые".

Расположены: via Appia Antica 136, сайт http://www.catacombe.org/

Катакомбы Присциллы (Catacombe di Priscilla)


Это самые старые римские катакомбы. Территорией, где они вырыты, когда-то владел Акилий Глабрий. К его роду принадлежала и Присцилла, именем которой названо захоронение. Ее казнили по распоряжению императора Домициана, гонителя христиан.

На территории катакомб воздвигнута капелла, в которой встречаются надписи на греческом. В капелле можно увидеть картину таинства причащения, рисунок Девы Марии с младенцем на руках, а также образы других библейских героев. Эти изображения появились здесь во втором веке.

Расположены: via Salaria, 430 сайт http://www.catacombepriscilla.com/

Катакомбы святой Домитиллы (Catacombe di Domitilla)

Они расположены на территории фамильного поместья семьи Флавиев. Историки предполагают (хотя это до конца не установлено), что Домитилла это внучка римского императора Веспасиана, принявшая мученическую смерть за свою веру. Хоронили усопших в этом месте вплоть до четвертого века. Из-за нехватки места, ниши в стенах располагались в четыре этажа. В катакомбах Домитиллы сохранилось уникальное изображение Иисуса Христа, в образе Доброго Пастыря.

Расположены: via delle Sette Chiese, 282 сайт http://www.domitilla.info/

Катакомбы святой Агнессы (Catacombe di Sant"Agnese)


Место названо именем мученицы Агнессы Римской, причисленной к лику святых. На стенах подземелья нет традиционных рисунков с христианской символикой, но в двух галереях можно увидеть надписи (эпитафии). Мощи святой Агнессы находятся в базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, возведённой над катакомбами в четвертом веке. Ее построили по решению дочери императора Константина. В этой базилике и покоятся останки святой Агнессы, перенесенные из подземного захоронения.

Расположение: via Nomentana 349, сайт http://www.santagnese.org/catacombe.htm

Катакомбы святого Каллиста (Catacombe di San Callisto)


Катакомбы Каллиста - крупнейший комплекс христианских катакомб в Риме. Его протяжённость - около 20 км. Галереи захоронений и кладбищ насчитывают 170 тысяч могил христиан, погребенных на четырёх уровнях. Назвали катакомбы по имени римского священнослужителя Каллиста, при жизни занимался организацией похорон христиан.

Захоронения еще исследуются учеными, поэтому для экскурсий доступна только их часть. На территории погребальных галерей посетители могут увидеть три крипты (большие помещения с захоронениями):

Пещера пап. Получила название в честь шести пап, нашедших покой в её стенах. Кроме них здесь погребено множество епископов и святых. Захоронения относятся к третьему веку.

Крипта святых таинств. Представляет собой пять кубикул, предназначенных для захоронения одной семьи. Крипта украшена фресками, каждая из которых рассказывает о великих божественных свершениях: таинстве крещения, обряде причастия и будущего воскресения.

Крипта святой Цецилии. Место расположения саркофага Цецилии римской - мученицы третьего века, причисленной католической церковью к ликам святых. Она известна как активная сторонница христианской веры, приведшая к Богу около 400 римлян. На стенах крипты выгравированы греческие эпитафии и уникальные фрески.

Расположены: via Appia Antica 110/126 сайт http://www.catacombe.roma.it/it/index.php

Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: