Ритуалы и церемонии. Что такое обряды? Свадебный ритуал покрывания невесты

Обычаи, традиции и обряды

В отличие от манер и этикета, обычаи при­сущи широким массам людей. Обычай традиционно устано­вив­шийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи одобренные общес­твом массовые образцы дей­ствий, которые реко­мен­ду­ет­ся выполнять. К нару­шителям применяются нефор­маль­ные санкции нео­добрение, изоляция, порицание. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать пер­вого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса, обычай «печатать могилу» и др.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколе­ния к другому, они превращаются в традиции . Традиция все то, что унаследовано от предшествен­ников. Пер­воначально это слово обозначало "предание". В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем нацио­нального или корабельного флага. Одни традиции вы­полняются в обыденной, а другие в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Разновидностью традиции является обряд . Он характеризует не избирательные, а массовые дей­ствия.

Обряд совокупность действий, установ­лен­ных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то ре­лигиозные представления или бытовые традиции. Обря­­ды не ограничиваются одной социальной группой, а от­носятся ко всем слоям населения.

ОБРЯД - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. Погребение, Инициации), называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными.

Обряды со­­провож­­дают важные моменты человеческой жизни, связан­ные с рождением (кре­ще­ние, наречение име­нем), свадьбой (сватов­ство, вы­куп невесты, по­молвка), всту­пле­нием в но­­вую сфе­ру деятельности (воин­ская присяга, посвя­ще­ние в пио­не­­ры, в сту­ден­ты, в рабочие) или пе­реходом в другой возраст (ини­ци­ация), смертью (по­гре­бе­ние, отпевание, помин­ки).

В средневековой Англии существовал такой обычай. Когда подмастерья, занятого неквалифицированной и грязной работой, переводили в мастера-печатники, которые были заняты чистой высококвалифицированной работой, товарищи напоследок устраивали мойку-наоборот. Юношу опускали в чан с отходами. Это могла быть запасенная заранее простокваша, куда в течение нескольких дней плевались, мочились и делали все, что приходило на ум коллеги по работе. Через обряд посвящения , т.е. обряд перехода из одной работы в другую, проходили буквально все. Он сохранился в Англии вплоть до недавних дней. но уже в чисто символической форме.

Многие старинные обряды связаны с хлебом. Побратимство - дележ лепешки между названными братьями, свадебный об­ряд - ритуал разделения хлеба между мужем и женой. "Хлеб-соль" - это приветствие является символом радушия и гостеприимства. При религиозном обряде причастия верующие "вкушают плоть" бо­га в виде хлеба.

Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия прони­зывают все области человеческой культуры.

Церемония последовательность действий, имею­щих символическое значение и посвященных отме­чанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий подчеркнуть особую ценность от­мечаемых событий для общества или группы. Ко­ронова­ние яркий пример важной для общества цере­монии.

Ритуал сильно стилизованный и тщательно рас­пла­нированный набор жестов и слов, исполняемых ли­ца­ми, особо избранными и подготовленными для этого. Риту­ал наделен символическим значением. Он призван дра­матизировать данное событие, вызвать у зрителей бла­го­говейный трепет. Принесение человека в жертву язы­ческому богу яркий пример ритуала.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов - ожидание команды “Взлет разрешен”. Элементы ритуала прощания: посидеть “на дорожку”, обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал “огненных танцев” (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в 1 веке до н.э.). Ходить по огню и даже плясать босыми могут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

По мнению К.Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три фун­кции - а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от дру­гих групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. При­мер ритуала - соблюдение манер хорошего поведения, этикет де­ловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Накопление агрессии тем опаснее, чем люди лучше знакомы друг с дру­гом члены данной группы, чем больше они понимают и любят друг друга. Нередко на мельчайшие жесты своего лучшего друга, стоит тому кашлянуть или высморкаться, мы отвечаем такой реакцией, как если бы нам дал пощечину пьяный ху­лиган.

Человеческая культура целиком основана на ритуале. Неритуализованных действий типа ковыряния, почесывания, чи­хания, плевков и т.п., в ней осталось очень мало. Их называются некультурными действиями.

Жест­кость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лич­но. Ведь соблюдение ритуалов и культурных образцов требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а настоятельный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует сферу нашей морали, нашу нравственность.

Нравы и запреты

Нравы особо оберегаемые, высоко чтимые обще­ством массовые образцы действий. Нравы отражают мо­ральные ценности общества, их нарушение наказыва­ется более су­рово, нежели на­ру­ше­ние тра­диций. От это­го слова про­исходит "нравствен­ность" этические нор­мы, духовные принципы, которые определяют важ­ней­шие стороны жизни общества. Латинское слово moralis означает "нравственный". Нравы обычаи, име­ющие мо­ральное значение. Под эту категорию попадают те фор­мы поведения людей, которые бытуют в данном об­ществе и могут быть подвергнуты нравственной оцен­ке. В Древнем Риме это понятие означало "самые ува­жаемые и освященные обычаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнажен­ным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорб­лять старших, бить женщину, обижать слабого, изде­ваться над инвалидами и т.п.



Особой формой нравов является особые запреты, которые называют табу. Это полинезийское слово обозначает систему запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов), нарушение которых в первобытном обществе каралось сверхъестественными силами.

Табу абсо­лютный запрет, накладывае­мый на какое-либо действие, слово, пред­мет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных, в частности, с при­косновением к трупу. Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накла­дывается на кровосме­ше­ние, каннибализм, оск­вернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

4.4. Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Церемония

Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование - яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу - яркий пример ритуала.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов - ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.). Ходить по горящим угольях и даже плясать могут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

По мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета

борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала - соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Накопление агрессии тем опаснее, чем лучше люди знакомы друг с другом, чем больше они понимают и любят друг друга. Нередко на незначительные жесты своего лучшего друга как если бы нам дал пощечину пьяный хулиган. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Неритуализованных действий типа почесывания, чихания, плевков и т. п. в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.

4.5. Нравы и запреты

Нравы

Нравы - особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.

От этого слова происходит понятие «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis означает «нравственный». Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и

Кравченко А. И. К 78 Культурология Учебное пособие для вузов - 4-е изд - М Академический Проект, Трикста, 2003 - 496 с - (серия«Gaudeamus»)

Ритуалы, обряды, церемонии — все это действия различного магического, мистического или ритуального характера.

РИТУАЛ – переводится с латинского как «торжественная церемония». Включает в себя определенный набор действий и совершается магом или другим лицом с целью достижения какой-либо магической (или не совсем магической) задачи. Может выполняется одним конкретным человеком. Ритуал включает в себя привычный, отработанный набор действий. Например, ритуал рукопожатия. В нашей жизни достаточно много ритуалов. Иногда они складываются в стереотип. Есть ритуалы, которые вы вырабатываете сами. Есть ритуалы, которым вас учат. Познакомьтесь с .

ОБРЯД – являет собой совокупность определенных действий, совершаемых с какой-либо магической или религиозной целью. Само слово «обряд» происходит из старославянского языка и означает «оба рядом», т.е. имеет несколько исполнителей, в то время, как ритуал может исполняться и в одиночестве. Обряд — действо более сложное, чем ритуал. Обряд может включать в себя один или несколько ритуалов (и не в коем случае не наоборот — ритуал в себя обряды не включает!). Например, ритуал жертвоприношения является частью обряда вызова духов.

ОБЫЧАЙ – он же «традиция». То или иное правило поведения человека или народа, сложившееся в результате его длительного повторения. В разных культурах свои обычаи, весьма сильно отличающиеся друг от друга. Например, у славян был такой обычай: на Ивана Купалу девушки плели венки и пускали по реке, если какой-то парень поймает венок – обычай велит им жениться.

ЦЕРЕМОНИЯ – от лат. «почтение». Торжественное совершение чего-либо по установленным правилам. Церемония делится на две категории: веселая и печальная. К веселой относятся свадебная церемония, церемония награждения, чайная церемония и т.д. К печальной можно отнести церемонию прощания, погребальную церемонию и другие.

ИНИЦИАЦИЯ – в переводе с латинского означает «посвящать в таинство». Совершается при достижении определенного возраста и представляет собой вступление молодых членов сообщества (племени) в полноправную деятельность своей социальной группы. Таким образом, «новобранцу» открываются тайные знания племени, и дается право самостоятельно применять их на практике. Но, пройти обряд инициации не так-то просто – часто подобные действия сопровождаются тяжелейшими физическими испытаниями, а период инициации может затянуться на несколько лет.

ДЕЙСТВО – так в старину на Руси было принято называть церковные служения (чаще рождественского цикла), а так же крестные ходы и прочие священнодействия.

ТАИНСТВО – церковный обряд, совокупность священных действий, благодаря которым на человека, участвующего в таинстве снисходит Благодать Духа Святого. В православной церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причастие, покаяние, священство, бракосочетание (венчание) и елеосвящение.

СВЯЩЕНОДЕЙСТВИЕ – церковный обряд, богослужение. Аналогия к слову «действо».

КАМЛАНИЕ – шаманский ритуал, во время проведения которого шаман впадает в измененное состояние сознания, общается с духами и получает от них необходимую информацию. Обряд камлания проводится так же над больными людьми с целью избавления от недуга, с целью гаданий или исполнения желаний. Даже обычные зрители и любопытные туристы, присутствующие при проведении обряда, могут погрузиться в медитацию, избавиться от какой-либо хвори, очистить ауру или просто загадать желание – считается, что если оно было загадано во время обряда камлания, то непременно будет услышано высшими силами.

МЕССА – от лат «миссия, послание». Литургическая служба католической церкви. Включает в себя несколько церковных обрядов: начальные обряды, Литургия Слова, Евхаристия, заключительные обряды. Считается, что во время мессы Бог говорит устами священника и незримо присутствует в хлебе и вине (что есть Тело и Кровь Христовы).
Существует так же понятие «черной мессы» — сатанинский обряд, пародия на церковную мессу. Отличается она тем, что никогда не выполняется в полном объеме (всегда частично) и в обратном порядке, как — бы высмеивая обряд Евхаристии. Проводится в угоду сатане и часто включает в себя элементы сексуальной магии.

Зороастризм дал несколько кратких молитв Бадж, которые помогают человеку поддерживать его чистоту, в то время как он восприимчив к нападениям зла. Следующие действия могут быть заключены такими молитвами Бадж: купание, еда и отправления естественных потребностей, подстрижка волос и ногтей.

Гахи - ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках - гахов:

  • Хаван-гах - от рассвета до полудня
  • Рапитвин-гах - от полудня до 3 часов по полудни
  • Узерин-гах - от 3 часов по полудни до заката
  • Аивисрутрим-гах - от заката до полуночи
  • Ушахин-гах. - от полуночи до рассвета

Ритуалы и церемонии

Ритуалы - неотъемлемая часть религии. Ритуалы излагают основное учение нашей традиции, что есть два мира, есть добро и зло в мире и наконец триумф доброй воли над злом при посредстве человека. Они исполняют важные функции:

  • Обеспечивают связь с тонким миром.
  • Представляют религиозные доктрины символическим способом.
  • Призывают присутствие Духовных существ.
  • Выражают благодарность божественному.

Основные ритуалы Зороастризма:

Нозуди - обряд посвящения в священнический чин, сословный чин, коронация монарха

Сагдид - обряд оглядывания человека собакой для изгнания из него дэвов при проведении барашнум - церемонии очищения. Сагдид также проводят над бездыханным телом для определения жив или мёртв данный человек

Падъяб - ритуал омовения. Полное омовение (от головы до ног) совершается перед совершением важных ритуалов, утром после пробуждения, после отправления большой нужды, после потери ритуальной чистоты в результате контакта с рвотными массами, кровью, семенем, мочой, калом. Частичное омовение (руки, лицо) совершается перед приёмом пищи, после отправления малой нужды

Барашнум - длительный ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки. Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы. Каждому зороастрийцу рекомендуется пройти этот обряд хотя бы раз в жизни

Дрон - ритуал приготовления и освящения мобедом дрона - ритуального хлеба для зороастрийского "причастия"

Хум (хом) - ритуал приготовления и освящения напитка «хаома», используемого священниками при проведении других ритуалов

Ясна - зороастрийская литургия, совершаемая мобедами в присутствии освящённого огня, в ходе которой читаются 72 главы Ясны (источник)

Навджот Navjot (инициация в религию)

Всем Зороастрийцам предписывается, пройти Навджот (Введение в Веру) между 7 и 9 годами. Слово Навджот означает "новый возноситель молитв". После этой инициации ребенок становится ответственным за свои действия. Ему надлежит регулярно практиковать молитвы к Божественному Началу. Навджот совершается, чтобы подтвердить принятие ребенка под защиту Зороастризма и даровать ему ритуальные одеяния Судрех «Священная рубаха» и Кушти «Священный пояс».

Со дня Навджот ребенок должен носить эти священные одеяния в течение жизни, поскольку они - духовные орудия, необходимые для того, чтобы возносить молитвы. Прежде, чем быть наделенным Судрех и Кушти, ребенок подтверждает свою веру в Ахура Мазду, пророка Заратуштру и религию, читая молитву Дин но Калмо. Навджот - самый важный ритуал в жизни ребенка и должен быть выполнен с предельной заботой, предпочтительно утром. После ритуала, ребенку предписывается выполнить ритуал Кушти в указанные сроки, развязывая и повторно связывая Кушти над Судрех, говоря необходимые молитвы.

Судрех/Садро: белое хлопковое одеяние, носимое всеми Зороастрийцами непосредственно на теле. Судрех служит как духовная броня, и в то же время дает носящему ощущение цели и тождества своему этносу и вере. Судрех сделан из девяти частей, каждая часть, символизирует одну из доктрин. Это сделано из белой ткани в специфической форме с карманом впереди, который известен как «Киссе и Кирте» - мешок заслуг. Заслуги собранные в символический мешок будут сопровождать душу после смерти. Следовательно, долг каждого Зороастрийца - быть прилежным в жизни и символически наполненять мешок заслугами.

Судрех - эмблема чистоты и достоинства. Она указывает религиозный путь Аша. Судрех - подобие духовной брони у Духовных Существ, и действует как защита против недостатков и злых сил. Кушти является шерстяным поясом, носящимся поверх Судрех. Он сделан из переплетенных вместе 72 тонких нитей из шерсти ягненка. Кушти оборачивается вокруг пояса трижды, с четырьмя узлами, два спереди и два сзади.

Согласно книге «Творение» три круга вокруг пояса представляют 3 принципа Хумата, Хуката, Хваршта (добрые мысли, слова, дела), и 4 узла представляют 4 духовных качества человечества. Значение слова Кушти - "граница", и это напоминает о важности находиться в пределах заповедей. Круги вокруг пояса представляют Каша "духовные оболочки" вокруг тела. Кушти также имеет значение напоминать о правильных действиях в повседневной жизни.

Ритуал Кушти. Ритуальное омовение открытых частей тела, развязывания и завязывания Кушти, поверх Судрех, при напевании определенных молитв называется пАдь Яп-Кушти (на современном персидском). Это означает "омовение, очищение молитвой", и пришло от авестийского АитиАп - "с водой". После пАдьЯп, производится собственно ритуал завязывания Кушти. Этот основной ритуал, он предшествует любому другому ритуалу или церемонии Зороастризма. Без этого, формально, никакую молитву или церемонию нельзя проводить. Завязывание Кушти - одно из необходимых условий для входа в Храм Огня или начала любой церемонии.

После Инициации, все Зороастрийцы носят Судрех и Кушти на теле всю жизнь. Они развязывают и заново завязывают Кушти, вместе с пением молитв несколько раз в день. Эта простая практика помогает удерживать в сознании основные заповеди религии, а также дает ощущение защиты молитвами и помощью духовных существ. Судрех и Кушти - духовное оружие Зороастрийцев. Они формируют энергетическую оболочку вокруг физического тела, которая защищает человека от злых сил, и ведет по пути благочестия и долга.

Священные писания подобно Яcна 30.5 и Яcна 9.25 упоминают божественное одеяние и божественный пояс Духовных Существ. Судрех и Кушти - представление этого духовного одеяния в человеческом обществе. В Авесте слово, используемое для Судрех - Вастра, и для Кушти - аиви Аонгана.

Ритуалы брака

Зороастризм рассматривает брак как набожная обязанность, религиозное причастие, святой союз двух душ, и не только социальное, юридическое или договорное соединение между двумя человеками. Договор брака считается безвременным. Брак основан на достоинствах взаимопомощи, преданности, верности и самопожертвования. На всех здоровых зороастрийцев возложено жениться, устанавливать дом, и жить счастливо с женой и детьми.

Зороастрийский идеал брака превознесён в Гатха Вахоштошти (Ясна 53.4), который расценивается как "свадебный гимн". Заявляется, что счастливая женатая жизнь зависит от достоинства, обязанности, и преданности друг другу. Зороастрийские тексты ясно показывают преимущества женатой жизни перед не женатой.

Есть различие между церемониями брака, выполненными сектами Кадими, Иранис и выполненными Шахеншахис. Ритуал последних может быть разделен на четыре части:

Нахан: священное очищение

Арантар: символическая платформа для союза двух человек

Священное Подтверждение: Заверение принятия перед священниками и свидетелями

Аширвад: Благословения и благопожелания священниками. Божественное существо Арьяман призвано в этих благословениях. Он осуществляет контроль над радостью, миром, дружбой и благородством (качества, необходимые для успешного брака). Это существо имеет очень древнюю историю отношений с людьми. В Авесте и в Ведах, Брахманах и Пуранах Индии он присутствует как покровитель людей

До последних времен, среди членов секты Шахеншахи, благословение брака произносилось на языке Пазанд и Санскрит. Однако, в настоящее время это стало редкой практикой.

Ритуалы смерти

Важным аспектом обрядности исследователи считают погребения умерших. Дело в том, что дух смерти, как считается, начинает поражать умершего и вещи вокруг него, а также близко находящихся к трупу людей. А потому погребали покойников всегда обнаженными, считая, что одежда тоже подвержена духу тлена. Живое воплощение духа тлена - трупная муха, поражающая и одежду, ложе, жилище покойника. Отсюда считалось осквернением не только трогать труп, но уж тем более переносить его:

"Да не понесёт никто в одиночку мёртвого. А если понесёт один мёртвого, смешается с ним труп через нос, через глаза, через рот, <...> через детородный орган, через задний проход. До кончиков ногтей на него Друхш-йа-Насу* набрасывается. Не очиститься ему после этого во веки веков".

Некоторые исследователи считают, что этот обычай, считать мертвого человека за пораженного дэвом смерти и опасным для жизни вокруг стоящих, относится ко времени чумы или других опасных заболеваний. Я считаю это вполне возможным, учитывая возможность массовых эпидемий и то, что в Африке при жарком климате любые инфекции находят более благодатную почву для распространения.


Верующие настолько боготворили стихии, что не сжигали своих умерших, а оставляли в специальных возвышенных местах ("Башнях молчания"), дабы не осквернить землю, для того, чтобы трупы могли обгладать дикие звери и птицы. Причем труп привязывали, чтобы животные не могли растащить кости на землю или растения. Если человек умирал на земле, то ее нельзя было определенное время орошать и возделывать. Родные и близкие шли одетыми в белое не ближе, чем 30 шагов от похоронной процессии. Если тело необходимо нести далеко, то его могли положить на осла или корову, но жрецы все равно должны идти.

Несведущему в этом вопросе человеку сложно уловить разницу, которую имеют между собой обряды и ритуалы. Для большинства людей это практически одно и то же, выраженное разными словами. И только посвящённые люди знают и понимают всю имеющуюся глубину различий столь непохожих процессов.

Вопрос этот интересен и ответ на него c курса «Духовное исцеление» будет полезен всем:

В чем разница между обрядом и ритуалом?

Отвечает преподаватель Елена Николаевна Кузьмина (0:05:04):

Между обрядами и ритуалами очень большая разница.

Обряды – это обширное направление. Например, национальные большие свадьбы, в которых заложено большое свадебное направление от её начала и до самого конца, вплоть до правил поведения гостей. Или танцевальные обряды, являющиеся масштабным направлением. Или же обряд при рождении ребёнка, в котором производят определённые действия обмывания с прочтением молитвы от момента его появления на свет до той минуты, когда его показывают всем его предкам (отцу, бабушкам, дедушкам). Смерть, при которой применяется обряд погребения, от начала смерти до момента завершающего этапа непосредственного предания тела земле и т.д. Всё это в комплексе называется обрядом. Это обширное направление без строгих законов последовательности, имеющее традиционное, социальное значение.

Ритуалы – это строго направленное действие. И кто бы, что бы Вам не говорил, ритуал это очень ограниченное действие, прописанное до самых мелких мелочей: одежда, все слова как молитва, он весь прописан. Одна и та же молитва не может быть разной, она существует в своём первозданном виде, многие слова, например, нам не понятны, но в ней нельзя менять не только слова, но и даже звуки, а так же нельзя останавливаться. В ритуале всегда обозначены дополнительные атрибуты: свечи, ладан и др. Если это восточные практики, то и там имеются свои ритуальные дополнения, которые строго обозначены и какие-либо изменения недопустимы.

Подытожим: обряд – это творческий процесс, а в ритуале творчеству места нет, в нём недопустимы придумки и вымыслы, он резко ограничен во всём и для него не требуется практически никакой энергии.

От того, что проведённых ритуалов было сотни или тысячи, они записаны в (дополнительно можно прочитать статью « »). И работают они по тому прописанному принципу. Если Вы проводите ритуал, то сделать его необходимо правильно, тогда он будет в точности повторять в коллективке то, что уже там есть. Например, ритуал посвящения во что-то, мы имеем в виду серьёзный, глубинный порядок действий, что совсем не относится, к примеру, к ритуалу посвящения в студенты. Хоть в названии и фигурирует слово ритуал, на самом деле это просто обряд, так как в нём нет последовательности в действиях.

Когда ритуал выполнен правильно (и магический в том числе), он снимается очень тяжело, потому что сформирован и прописан в коллективке, а также закреплён на всех уровнях. Всё имеет место быть и снять его тоже возможно, но только вкладывать в это приходится очень много труда.

В этом то и состоит большая разница между обрядами и ритуалами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: