Рош ашана в году когда. Духовные корни праздника

ראש השנה – именно так на иврите называется еврейский новый год. Ну а теперь, после небольшого урока иврита перейдем к самому празднику. Празднуют Рош а-Шана всегда в разное время. Еврейский новый год 2019 будет отмечаться иудеями всего мира с 29 сентября по 1 октября. Олицетворяет этот праздник рождение нового мира и прощание с уходящим годом.

Еврейская легенда

Согласно древней легенде во время Рош а-Шана Господь ведет учет в своей небесной книге и расписывает будущие судьбы людей. Кого то ждет переход в мир иной, кого-то земная удача, кто-то будет наказан за прегрешения, а кто-то поощрен щедрым подарком. В любом случае, о плохом в этот день стараются не вспоминать, и желают друг другу только счастье. Это же относится и к Богу. Люди искренне верят, что Господь описывает в своей книге только все самое хорошее.

Двухдневный загул

Новый год еврейский отмечается целых два дня, причем он не является каким-то ультраортодоксальным праздником и в этот день гуляют все израильтяне и многочисленные гости Земли Обетованной. Традиции в этот день самые простые: все веселятся, желают друг другу счастья и дарят подарки.

Семейные узы

Родственники собираются за праздничным столом, который накрыт новогодними еврейскими блюдами. Чтобы подсластить будущий год, на столе, преимущественно, сладкая выпечка. Сладкий год, в еврейском понятии, — это и есть счастливый, удачливый период времени.

Пир горой

Еврейский новый год 2019 наверняка не обойдется без рыбы, как символа плодородия, бараньей головы, как символа движения вперед и мудрости, а также нарезанной кружочками моркови, выступающей за столом в качестве золотых монет, а значит благополучия. Традиционная булочка – хала, — символизирует здоровье, а плоды помещаются на стол в знак надежды на лучшее будущее. Сладкого года!

МОСКВА, 2 окт - РИА Новости. Еврейские общины России и всего мира встречают Рош ха-Шана — новый, 5777 год от сотворения мира по иудейскому летоисчислению.

Рош ха-Шана — один из самых ярких и красочных еврейских праздников. Его название переводится с иврита как "голова года". Он символизирует "шестой день творения", когда Бог создал первого человека — Адама. В 2016 григорианском году его празднуют 3 и 4 октября, но торжества традиционно начинаются с заходом солнца накануне, 2 октября.

Считается, что ежегодно Всевышний в Рош ха-Шана творит суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году. В этот день каждый человек должен внимательно разобрать свои поступки, понять, что сделал неправильно, и раскаяться. Рош ха-Шана — не праздник в обычном смысле этого слова. Праздничный стол и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Всевышнего. В эти два дня принято как можно меньше спать и как можно больше времени уделять молитве.

"Нам Бог каждый год дает жизнь и здоровье. Поэтому нам нужно делать что-то большее. Этого я тоже желаю. Мы видим, как еврейская община процветает — с каждым годом открывается все больше и больше учреждений, разных программ. Наше пожелание: чтобы каждый еврей нашел внутри общины свое место, чтобы активно участвовал в разных программах, чувствовал себя комфортно и ценил то, что происходит в России", — сказал РИА Новости в преддверии праздника главный раввин России Берл Лазар.

По его словам, российским евреям "дан уникальный шанс" жить "комфортно и правильно" среди других народов страны "в мире, дружбе и понимании". Раввин отметил, что каждый новый год дает каждому человеку больше возможностей.

Кульминацией Рош ха-Шана является обряд трубления в шофар — специальный инструмент из бараньего рога. В него трубят в синагоге во время утренней молитвы 3 октября. Вечером этого же дня будет прочитана молитва Ташлих, причем делать это принято возле водоема, в котором обитают рыбы. Во время этой молитвы верующие символически вытряхивают карманы и просят Всевышнего отбросить в пучины морские все их грехи.

Согласно иудейской традиции, десять дней от начала Рош ха-Шана до Йом-Кипура (Судного дня) — время, когда Бог судит весь мир и выносит приговор: кому жить, а кому умереть. Это время называют "Страшными днями" или "Днями трепета". В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за предшествующий год и раскаяться в грехах. В эти дни принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в "Книгу жизни", куда Всевышний записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.

В этом описании праздников по еврейскому календарю в 2015 – 2016 (5775–5776) году приведены самые значимые этапы по их внутреннему влиянию, пробуждаемому праздничным подъемом.
Песах - 15 нисана (4 апреля 2015г.)
Шавуот - 6 сивана (24 мая)
Тиша бе-Ав - 9 ава (25 июля)
Рош а-Шана - 1 тишрея 5776г. (14 сентября)
Йом Кипур - 10 тишрея (23 сентября)
Суккот - 15 тишрея (28 сентября)
Ханука - 25 кислева (7 декабря)
Пурим - 14 адара бет (24 марта 2016г.)
Ниже рассмотрим некоторые детали праздничных дней (состояний) по соответствию изменениям в духовном пути.

Песах – выход из эгоизма
Все начинается отсюда – с Песаха – с перехода. К нам приходит связь с чем-то до той поры не свойственным. И это новое изменяет картину мира. Оказывается, например, что можно не бояться быть несдержанным, и поскользнуться может быть не стыдно, а смешно. Известный властолюбец вдруг выглядит несчастным, растерянным человеком, а при некоторой сочувственной поддержке романтически преображается.

Шавуот – дарование методики исправления
«Мир свой увидишь при жизни». Человеку показывается возможность привлекать добрые силы во взаимоотношениях. И может больше и усовершенствуется благодаря подарку, раскрывающемуся в его чувствах. Чтобы это произошло должен заручиться некоторой уверенностью в заботе о достижении новых хороших качеств. Успех приходит к нему, когда находит поддержку в этом со стороны окружения.

Тиша бе-Ав – некоторый возврат к эгоистическому намерению
В братской войне победителей не бывает. С еврейским народом в период времени, олицетворяемым этой датой, происходили трагические события. Причиной является проявление эгоизма на качественно новом его уровне. В последующем такая ситуация станет принимаема нами как великая возможность. И мы сможем реализовывать ее соответственным устремлением к исправлению.

Рош а-Шана – начало нового года (ступени) исправления
В это время производится сочетание нескольких условий:
1. Мы желаем, чтобы присутствовала в нас сила добра, чтобы наши действия были сопровождаемы ею.
2. Есть у нас подготовка воспринимать изменения своего отношения к желаемым свойствам.
3. Мы поднимаем в своих глазах важность работы над изменением отношения через соучастие.
Вслед за этим следуют дни (состояния), называемые слихот – раскрытия ситуаций, нуждающихся в изменении нашего отношения.

Йом Кипур – исправление проявившейся неисправности
По прошествии десяти дней слихот наступает День Искупления (Судный день). Это время для душевного расчета о том, какими мы должны быть в своих взаимоотношениях. Каждый старается стать в этот день немного лучше, спокойнее, мягче. Такое настоящее изменение может происходить из большей нашей связи с доброй силой природы, единения. Если мы делаем достаточный самоотчет, то понимаем, что нечего нам исправлять в других, а улучшить положение по-настоящему возможно только изменением своего отношения.

Суккот – проявление новых средств воздействия на неисправленное желание
После того как проверили себя и обнаружили недостатки в своем отношении, мы начинаем подготовку к празднику Суккот. Для этого строят суку – временное жилище, оно служит для переходного периода приобщения к новым на себя воздействиям. Они, в каждый из семи дней праздника, с каждым новым характерным свойством, очищают чувства, перераспределяют мысленаправленность на более внутренние качества. Это называется, что человек принимает гостей в суке – под искусственным покрытием из малозначимых для него пока еще устремлений, которые он желает на себя принять. На восьмой день приходим к исправленному состоянию – празднику Торы – наполнению исправленного сосуда души.

Ханука – освобождение от эгоизма под воздействием света
Единение, праздник света! Выявление все большей силы противодействующей «идеалам» - идолам эгоизма. Мы можем противодействовать разобщительным, разрушительным влияниям, хоть и тянемся еще к злу, но осознаем что это пагубно. Каждый раз, когда мы сплачиваемся – проявляется эта сила и она выше всех остальных препятствий и условий и в этом мы видим чудо. Чудо хануки – это сверхъестественное явление, но мы его в состоянии вызвать сами тогда, когда пожелаем. Горят в желании сблизиться желания людей. Собрание их между собой, вопреки эгоизму, образует фитиль. Возникающее новое чувство поднимает нас на следующий качественный уровень.

Пурим – преобразование всего эгоизма в состояние отдачи и любви
«Все праздники утратят силу – лишь Пурим не отменится никогда». Все не включенное во всеобщее не будет видимо как существующее, как значимое, таким образом мы поднимаемся выше времени, пространства – выше этой земной жизни. Совершенная взаимосвязь всей действительности, восприятие ее производит в человеке изменение несопоставимое с бывшим прежде. Бааль аСулам пишет, что философы могут не согласиться, что человек, ничтожный, по их мнению, является центром всего великого творения. И так они подобны червяку, что появился в редьке, считает, что мир Творца горек, лишен света, мал как эта редька. Но в миг как пробивает кожуру и видит мир снаружи, он поражается и восклицает: "Я-то считал, что все подобно редьке, в которой я родился, но вижу теперь перед собой огромный, светящийся, прекрасный мир!

2016 (5776–5777)
В 2016 году нас ожидают праздничные дни и даты:
Пурим - 21 адара бет (31 марта 2016г.)
Песах - 15 нисана (23 апреля 2016г.)
Шавуот - 6 сивана (12 июня)
Тиша бе-Ав - 10 ава (перенесен с шаббата) (14 августа)
Рош а-Шана - 1 тишрея 5777г. (3 октября)
Йом Кипур - 10 тишрея (12 октября)
Суккот - 15 тишрея (17 октября)
Симхат Тора – 22 тишрея (24 октября)
Ханука - 25 кислева (25 декабря)
Пурим - 14 адара (12 марта 2017г.)

Песах (с 15 по 21 нисана) - еврейская Пасха

Песах - центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта . Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах - семидневный праздник , первый и последний дни которого - полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два - полноценные праздники.
Слово песах (пасха ) означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый - маца. Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу - стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году - в Иерусалиме!

Является то, что все даты устанавливаются в зависимости от Торы, кроме того календарь основан на определенных вычислениях, которые также соответствуют требованиям Торы. Так начало каждого месяца у них совпадает с новолунием, а его продолжительность составляет 29-30 суток.

Еврейский новый год 2016

Интересный факт заключается в том, что в Израиле не один, а целых 4 Новых года, при этом стоит отметить, что ни один из них не отмечается первого января. Это обусловлено тем, что еще до рассеяния еврейского народа существовало 4 годичных цикла, которые зависели от определенных дат, отсюда и 4 Новых года — 1 нисана, 1 элула, 15 швата (Ту би-шват) и 1 тишрея Рош а-Шана.

1 Нисана в 2016 году отмечают 9 апреля — начинается весной и предназначен для отсчета правления всех Царей в Израиле. На самом деле Нисан в Израиле это месяц. Еще одной особенностью Израиля является то, что даже если Царь начинал свое правление за месяц до Ниссана, то уже с первого числа начинался второй год его царствования. В этот новый год особенно не отмечают праздник, а готовятся к самой важной дате в еврейском календаре — 14 нисана празднику Песах, то есть Пасхе.

1 Элула в 2016 году припадает на 4 сентября — обычно отмечается летом в августе или осенью в сентябре. Элул — это также название месяца. Этот Новый год посвящен одному из важнейших обычаев Израиля — отделение десятой части скота, который был рожден в течение текущего года. Стоит отметить, что скот, который был рожден в прошлом году было запрещено включать в десятину, а животные должны быть «чистые» (к «чистым» животным относятся — волы, овцы, козы, олень, серна, буйвол, лань, зубр, антилопа, горный баран).

Ту би-шват в 2016 году отмечается 25 января — этот новый год отмечают в месяце шват 15 числа. В Библии сказано, что необходимо отделять от урожая плодов десятую часть и жертвовать её священникам, левитам, беднякам и нуждающимся. По традиции в Израиле в этот Новый год принято всей семьей посадить хотя бы одно дерево. А на столе в Ту би-шват обязательно должно быть как минимум семь видов плодов.

Рош а-Шана в 2016 году начинается 2 октября, а заканчивается 4 октября — отмечается 1 тишрея и считается главным среди 4 Новых годов. Именно он предназначен для исчисления лет, а также считается днем сотворения мира. Согласно мнению иудеев, это день, когда Господь решает судьбы людей. Евреи верят, что Бог добр и милосерден, поэтому он будет проявлять милость и сострадание. Как и у нас, принято дарить подарки, устраивать праздничный ужин и поздравлять с Новым годом. Если Рош а-Шана припадает не на субботу, то в этот праздник трубят в шофар, как символ того, что Господь царствует над всей Землей.

Еврейская Пасха (Песах) в 2016 году

Это один из самых главных праздников в Израиле. отмечают семь дней с 15 нисана по 21 нисана. Это период, когда Моисей вывел народ из Египетского рабства. Праздник начинается уже 14 нисана вечером, когда вся семья собирается за праздничным столом. В этот вечер принято читать Агаду — историю о том, как Моисей вывел Израиль из Египта. Уже со следующего дня начинается праздничная неделя, когда принято молиться, размышлять о Боге и освобождать себя от рутинной работы. Все семь дней в основном предприятия не работают, а у остальных рабочий день длится только до полудня.

Йом Кипур в 2016 году

Отмечается в десятый день месяца тишрей и является символом судного дня. В этот праздник согласно Торе необходимо анализировать и рассуждать о своих поступках авесь год. Еще накануне Йом-Кипур евреи устраивают богатую семейную трапезу, посе чего наступает строгий пост до самого окончания Судного дня. Каждый старается посетить синагогу. Как и в многие праздники, в Йом-Кипур запрещено работать, поэтому все предприятия и учреждения закрыты, а улицы города зачастую пустуют. Праздник заканчивается тем, что при заходе солнца каждый еврей должен произнести завершающую молитву.

Пурим в 2016 году

Пурим отмечается 14 адара и посвящен спасению еврейского народа от гнета в Персидском царстве. Пурим переводится как жребий и именно посредством жребия советником Ахашвероша (царя Персии) был определен день, когда необходимо истребить всех евреев. Однако, к счастью, женой царя как раз оказалась еврейка (Есфирь), которая впоследствии и уговорила царя изменить решение по поводу Израильского народа. В этот день у евреев принято показывать представления, которые повествуют историю о подвиге Есфирь, а на улицах продают гоменташи — треугольнички, внутри которых джем, также устраивается богатый пир и все обмениваются разнообразными угощениями.

Суккот в 2016 году

Суккот еще называют праздником кущей и его начало приходится на 15 число месяца тишрей. Длится он всю неделю и является напоминанием о скитании по Синайской пустыне. Изначально было принято всю неделю жить в так называемых шалашах или как их еще называют сукках. Однако сегодня этот обычай так не исполняется. Во время праздника, как и раньше, можно увидеть шалаши во дворах и на балконах, но там мало кто проводит всю неделю. Зачастую израильтяне всю неделю устраивают праздничную семейную трапезу в этих шалашах. А перед праздником в городах можно встретить специальные базары, где продают украшения для сукки, пальмовые ветви, устройства для построения шалаша и так далее.

Шавуот в 2016 году

Шавуот отмечается 6 сивана и является напоминаем о даровании Господом десяти заповедей на горе Синай. А также к этому празднику созревает урожай. Именно поэтому в Шавуот принято украшать дома фруктами, зелеными ветвями и цветами. Родители отправляют детей в школу и в сады в венках и с полными корзинами различных плодов. А в синагогах читают священное писание и молятся Богу.

День Независимости Израиля в 2016 году

Это также можно отнести к главным праздникам в стране и отмечается в ближайшие к 5 ияра вторник, среду или четверг. В День Независимости Израиля принято устраивать шумные парады и шествия, иногда с военной техникой. В синагогах произносят праздничные молитвы, а на улицах можно насладиться вечерними концертами с танцами, интересными номерами и фейерверками.

Ханука в 2016 году



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: