Рождество Христово: как празднуют православные. Церковные праздники: даты, объяснения и традиции

Ответ редакции

День Рождества Христова установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла.

Рождество Христово — великий двунадесятый праздник. В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются» (теперь разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются «святыми днями», или «святками».

Рождество Христово

Рассказ о рождении Иисуса Христа содержат Евангелия от Луки и Матфея. Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета.

Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец — Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение

Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие (его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название).

Народные традиции празднования в России

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым. Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Фрагмент «Крызовых ясличек». Фото: Commons.wikimedia.org / Hvar

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки было принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Традиционными на рождественском столе были разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подавались и запечённые птицы и рыбы, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняли и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовили запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовили разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

История праздника в России

Праздник Рождества Христова стал торжеством после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Рождество заняло второе по значимости после Пасхи место в ряду государственных праздников Российского государства. А после победы над Наполеоном праздник Рождества Христова в Русской церкви связан с «воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году».

К концу XIX века праздник Рождества стал не только религиозным, но и светским торжеством. В Российской Империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». К началу XX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная Рождественская ёлка, подарки под которую приносил Дед Мороз, российский аналог западного Санта-Клауса.

В советский период Рождество, как и другие религиозные праздники, искоренялось государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества стали атрибутами светского празднования Нового года. «Рождественская» ёлка в современной России стала «новогодней», подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался главным традиционным праздником.

В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. В субъектах РФ, население которых исповедует другие религии, вместо 7 января может устанавливаться другой праздничный день — в этом случае 7 января для этих субъектов РФ является рабочим днём.

См. также: Наша эра Римский игумен Дионисий Малый От Рождества Христова, сокращённая запись от Р. Х. запись текущей эпохи, основанная на вычисленном римским игуменом Дионисием Малым годе рождения Христа из Назарета. В таком летоисчислении… … Википедия

Базилика Рождества Христова* Birthplace of Jesus: Church of the Nativity and the Pilgrimage Route, Bethlehem** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия

Рождественский сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею… … Русская история

Православный храм Церковь Рождества Христова в Юркине Страна Россия Село Юркино, Истринский район Моск … Википедия

Церковь Церковь Рождества Христова на Архиерейском дворе … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Храм Рождества Христова … Википедия

Церковь Церковь Рождества Христова … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Рождества Христова. Православный храм Церковь Рождества Христова … Википедия

Православный храм Церковь Рождества Христова на Городище … Википедия

Традиции празднования Рождества Христова в православной церкви - Рождество Христово один из главных праздников православной церкви. Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Памятник архитектуры (региональный) Православный храм … Википедия

Книги

  • Костюмы народов с древности до XIX века , Калмыкова В.В.. Мир людей прошлого – сколько привлекательного в этих словах для живущих сегодня! Какая панорама развертывается перед нами! Особенно если перед нами – зримые образы владык и простых людей,…
  • Жемчужина Востока. Люди тумана , Райдер Хаггард. События, описанные в романах настоящей книги, разделены веками и тысячами миль, но их объединяет одна тема - тема любви. Палестина первого века после Рождества Христова, от правления Агреппы…

Две тысячи лет назад родился Младенец. О Его Рождестве сначала знали только Мать, отчим, да еще несколько человек, которым дано было об этом знать. И все. Больше никто. Разве что царь-маньяк Ирод, увидевший в родившемся Мальчике конкурента и врага. С того момента прошло тридцать долгих лет, и лишь после омовения в водах Иордана от рук Иоанна Крестителя и гласа с Небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» мир узнал имя этого Человека – Иисус.

Собственно, это не только Человек, но одновременно и Бог. Творец, пожелавший прийти к Своему творению, чтобы спасти его. Что было дальше, после того омовения – известно из Евангелия. Дальше была проповедь, восхищение одних и зависть других, любовь меньшинства и ненависть большинства. Дальше было поругание, страдания, смерть и победа над смертью. Дальше было все, о чем знает почти каждый. Но что было до того, как Христос вышел на проповедь? Что было между ангельским гласом на окраине Вифлеема и гласом Бога Отца на Иордане? Евангелие молчит об этих тридцати годах, и нам бы тоже стоило помолчать. И все же есть много вопросов, возникающих при изучении ранних лет жизни Спасителя.

Генеалогия Христа

Внимательный читатель Евангелия заметит, что списки предков Иисуса, которые приводят в своих книгах апостолы Матфей и Лука, в значительной мере разнятся. Например, Лука начинает родословную Спасителя от самого Бога Отца, а Матфей – от Авраама, опуская все те поколения, которые были до него. Еще одна странность – выпадения имен. Даже в рамках одной эпохи генеалогии по Матфею и по Луке содержат разное число родов, что тоже вызывает недоумение. Но самым интересным является то, что от Соломона и до самого Христа в родословные вписаны абсолютно разные имена. Такое впечатление, будто Матфей и Лука говорят о двух разных Личностях.

На самом деле у первых христиан эти противоречия сомнений не вызывали. С самого начала своей истории Церковь знала много смут, но вот вокруг генеалогий Христа споров не было никогда. Это значит, что и Луку, и Матфея одинаково считали достоверными источниками. Но почему? Ведь расхождения между двумя родословными налицо. Разрешение этой дилеммы лежит в нескольких плоскостях.

По утвердившемуся в Церкви взгляду, Матфей приводит генеалогию Христа юридическую, а Лука – биологическую. Юридически Иисус был сыном Иосифа – мужа Марии, а биологически имел отношение только к своей Матери, которая родила Его непорочно – без участия мужчины. По сути, Матфей излагает родословную Иосифа, а Лука – Пречистой Девы. Естественно, это предполагает и разных предков, и разные временные отрезки.

Такой шаг евангелистов объясняется очень просто. Матфей был иудеем до самой последней клеточки, и его задача как ученика Христова состояла в том, чтобы показать иудеям мессианское достоинство Спасителя, а это предполагало, что Иисус должен происходить от Авраама, Иуды, Давида и родиться в законной семье. Родословная первого Евангелия именно это и делает, каждым словом показывая, что Иисус и есть Наследник-Мессия.

Лука тоже был евреем, но образование и воспитание он получил уже эллинистическое, и на старинных преданиях особо не акцентировал свое внимание. Ему как ближайшему ученику апостола Павла была особо дорога мысль, что Христос пришел не к отдельно взятому народу, а ко всему миру. И поэтому рассказ Луки о предках Иисуса начинается не Авраамом, а самим Адамом. Более того, во главе всей этой цепочки стоит Сам Бог Отец – безначальный Родитель безначального Слова. Того Слова, которое, в конце концов, стало плотью ради спасения человечества.

Также существует легенда, что Лука наравне с Иоанном Богословом был в числе тех, кто заботился о Богородице в годы Ее старости, и Она ему часто рассказывала о своем прошлом. Вот почему евангелист и счел нужным привести не юридическую, а реальную генеалогию Спасителя – он помнил о том, что рассказывала Святая Дева.

И пришли волхвы с Востока…

Другой не менее важный вопрос связан с эпизодом, который относится непосредственно к моменту Рождества. Если Лука пишет о трогательной истории поклонения пастухов, то Матфей отводит роль «паломников» довольно странным персонажам – чужестранцам, язычникам, да еще и колдунам. Ведь именно так переводится всем примелькавшееся слово «волхв». Но не все так просто, и вот почему.

«Колдунами» волхвы были, прежде всего, в сознании наших предков-славян, которые в силу своего мировоззрения не делали различения между магическими действиями и естественнонаучными знаниями. Да что там славяне – в католическом Риме и православной Москве в старину существовали должности придворных астрологов, а врачи вплоть до эпохи Просвещения считали незазорным пользоваться разными заклинаниями и амулетами.

В оригинальном тексте Евангелия на месте слова «волхв» стоит слово «маг», а оно обозначало нечто иное, нежели привычного сейчас экстрасенса из газетного объявления.

Маг – это ученый человек, который в своих исследованиях постигал глубины мудрости и вникал в суть вещей. Конечно, деятельность любого ученого в древности так, или иначе была связана с оккультизмом. Ведь сами знания носили сакральный характер, а природа обожествлялась. Но все же для проведения настоящих магических манипуляций существовали другие люди – жрецы, колдуны, чародеи. Они могли и духа вызвать, и с демонами напрямую пообщаться, и жертвы принести. Ученые же этим, как правило, не занимались – они исследовали мир. Именно такими естествоиспытателями и были евангельские волхвы.

В их участии в рождественской истории можно выделить два принципиально важных момента. Прежде всего, они, сами того не подозревая, подтвердили чудо Рождества. Ведь обычных людей было легко удивить чудом, а мага – нет. И если бы Рождество было заурядным событием, три ученых мужа не проделали бы столь опасный путь от Междуречья (современный Ирак) до Палестины. Но в том-то и дело, что все обстояло совершенно иначе. Звезда была необычная – она сияла и двигалась, указывая путь к Божественному Ребенку. И это, не влезавшее ни в какие представления об астрономии явление уже само по себе словно бы подсказывало волхвам, что они придут и увидят чудо. А когда они пришли и увидели Спасителя, Его Мать и отчима, то поняли, что именно к Нему их манила яркая точка на небосводе. Чудо было налицо.

Во-вторых, волхвы были чужестранцами. По одной из легенд, они происходили из рода пророка Даниила, то есть имели еврейские корни. Но, понятное дело, это уже были не евреи, а вполне сложившиеся язычники, лишь смутно помнившие о своем далеком предке. И тут снова явился промысл Божий.

В Евангелии от Иоанна есть очень строгие слова: «Он пришел к своим, но свои не приняли Его». И это неприятие началось уже в момент, когда Мария искала место для родов, – ни одна хозяйка не приняла роженицу, и им с Иосифом пришлось ютиться в сарайчике на окраине города. Древние иудеи не заметили Рождества, и на фоне этого равнодушия приход волхвов стал символом того, что именно язычников в свое время Бог обратит к Себе и воссоздаст из этих людей Свою новую Церковь.

Хронология Рождества

С волхвами связан еще один вопрос: как увязать события, которые описываются в Евангелиях? Матфей рассказывает о мудрецах, о зверстве Ирода, о бегстве в Египет, о возвращении святого семейства после смерти Ирода. Лука повествует о пастухах, об обрезании Христа, о Его сретении старцем Симеоном и Анной пророчицей, о пребывании 12-летного Иисуса в Храме. То есть, как видно, события вполне конкретные, но плохо согласуемые друг с другом, поскольку евангелисты не указывают четких временных рамок.

Возникает и еще одна проблема – Церковь в литургическом цикле совмещает большинство этих происшествий в единую череду – Рождество, пастухи, волхвы, избиение младенцев, Обрезание, Крещение, Сретение… Стоп! Но ведь Крещение – событие взрослой жизни Христа. Как оно затесалось в этот ряд?

Отправной точкой в восстановлении хронологии Рождества является следующий факт: подавляющее большинство толкователей полагает, что Вифлеемская звезда не была небесным телом. Это был или ангел, или иное чудесное знамение. Но если оно появилось в момент Рождества, то необходимо было много времени, чтобы преодолеть путь от Ирака до Палестины. Поднимаем атлас мира. С помощью простой линейки обнаруживаем, что путешественники должны преодолеть минимум 1500 километров. С учетом скорости верблюда, на дорогу ушло около месяца, если не больше, так как в пути всякое бывает. Уже ясно, что милые картинки, где волхвы вместе с пастухами толпятся у входа в пещеру, – явно приукрашены. Гости с Востока вряд ли могли явиться в Вифлеем непосредственно в ночь Рождества. А если учесть, что сначала они пошли к Ироду, переполошив своей вестью всю столичную элиту, то к Спасителю чужеземцы, вероятно, пришли лишь через несколько месяцев после Рождества.

Есть еще одно немаловажное «но». Христос был мальчиком, причем, не просто мальчиком, а первенцем. Кроме обрезания над старшими сыновьями в семье производился дополнительный обряд – посвящение Богу: малыша приносили в Храм, и за него давалась особая жертва. Естественно, очень неудобно было с маленьким ребенком на руках дважды проделывать путь из Галилеи в Иерусалим – сначала на обрезание, затем на обряд сорокадневного очищения. И святое семейство решило последовать примеру многих других семей из отдаленных уголков Палестины – люди оставались жить в пригородах столицы, чтобы, исполнив весь Закон, уже потом, после сорока дней, вернуться домой. По преданию, Иосиф имел довольно внушительную родню, и месяц-другой мог побыть в гостях в одном из ближайших селений. Профессия у него была востребованной, и необходимости срочно уходить в Назарет у святого семейства не было. Есть вполне веские аргументы полагать, что некоторое время после Рождества Спаситель, Его Мать и Иосиф жили поблизости от Иерусалима, где их и нашли впоследствии волхвы.

Современные исследователи в такой последовательности размещают все события, которые описаны в Евангелии до Крещения:

– Рождество

– Поклонение пастухов

– Обрезание

– Сретение

– Поклонение волхвов

– Избиение младенцев и бегство в Египет

– Смерть Ирода и возвращение в Галилею

– Речь 12-летнего Иисуса

– Богоявление на Иордане

О том, что бегство в Египет произошло уже после Сретения, говорит краткий срок, который прошел с момента Рождества до того, как Симеон взял на руки Христа. Нереально было прийти из Египта, не попадаясь на глаза гвардии Ирода, посетить Храм и потом незаметно убежать обратно. Скорее всего, события происходили как раз наоборот – волхвы, пришедшие после Сретения, наделали много шума, и люди стали вспоминать о том Мальчике, которого благословил Симеон. Тогда и стал досадовать Ирод, что проглядел Богомладенца, дав жуткий приказ убить ни в чем неповинных малюток.

Но возникает вопрос: почему в литургическом цикле Православной Церкви эти события перемешаны? Ответ очень прост – праздники Рождества, Крещения и Сретения появились в разные эпохи и наполнились различным смысловым содержанием. Первым, как ни странно, возник праздник Богоявления, который объединял собою два момента – Рождество и Крещение. В Рождестве Бог явился во плоти, стал Человеком – зримым, осязаемым, во всем подобным нам. В Крещении же Бог явился во всей троичной полноте – во Христе, в возглашавшем с Небес Отце и в Святом Духе, Который …нисшел на Него в телесном виде, как голубь (Лк 3:22) . Явление Творца творению – общая идея обоих этих событий.

Со временем из Богоявленского блока выделили Рождество, перенеся его на день рождения Солнца – 25 декабря. Это было сделано в IV веке, ради пришедших в Церковь язычников. Чтобы они, отмечая привычную для себя дату, покланялись уже не небесному светилу, а Солнцу Правды – Христу. Прошли столетия. Рождество успело обрасти собственным циклом праздников, из-за чего теперь связь Крещения и Рождества практически незаметна. Они стали обособленными, как будто изначально были разными днями церковного календаря.

Особый разговор о Сретении. Это изначально богородичный праздник, и до сих пор в его уставе есть элементы почитания Пречистой Девы – например, небесно-синий цвет облачения, как и на Успение или на Введение. Сретение в понимании Церкви превратилось не просто в день памяти исторической встречи Христа и Симеона, а в день, когда христиане вспоминают саму идею встречи Бога и Человека. Лейтмотивом праздника стало то, что Симеон не только взял на руки Богомладенца, но и дождался исполнения древнего обетования о пришествии в мир Избавителя Вселенной.

Вообще в литургике много непонятного, но это только в том случае, если по привычке подгонять даты под календарный график. На самом деле Церковь объединяет праздничные дни не по хронологическому, а по логическому принципу, совмещая праздники родственные по своему значению.

Необычное Дитя

И, наконец, вполне закономерный вопрос: чем занимался Христос до Богоявления? Евангелие приводит лишь один эпизод из этого временного отрезка – паломничество 12-летнего Иисуса вместе с Матерью и отчимом в иерусалимский Храм. Это была первая Пасха Христа, ведь именно в 12 лет мальчиков начинали приучать к полноценной литургической жизни, когда они могли уже на равных участвовать в богослужении вместе со взрослыми.

И вот, на обратном пути Иосиф и Мария обнаружили, что Иисус пропал. Среди шумного восточного города мальчику из провинции затеряться ничего не стоило. А там зазевавшегося подростка могли схватить работорговцы. Представив все это, родители начали поиски. И только на третий день, отчаявшись и почти потеряв надежду, они нашли Христа в Храме, целого и невредимого, разговаривающего с раввинами, которые были ошеломлены эрудированностью Мальчика. Иисус подчинился воле нашедших его родителей и возвратился вместе с ними домой.

После этого рассказа евангелист Лука уже ничего не говорит о детстве Иисуса, добавляя лишь одну фразу: «Мальчик рос и укреплялся Духом до времени своего явления Израилю». С древних времен находились люди, которые стремились этот пробел восполнить и сочиняли разные версии того, чем якобы занимался «маленький Исусик» в детстве.

Объяснить это стремление можно. Понять – тоже. Ведь это так естественно – интересоваться чужими тайнами. Например, во многих апокрифах приводятся рассказы о том, как «Исусик» исцелял людей, какие у него были золотые руки, как он наказывал своих сверстников-сорванцов. Но, несмотря на такие умилительные подробности, Церковь отвергла все эти истории. Спрашивается – почему? В советское время ответ атеистической пропаганды был прост – чтоб не развенчивать ореол божественности вокруг Спасителя. Однако такой подход чужд христианству. Евангелие знает десятки эпизодов, когда Христос поступает сугубо по-человечески, словно забывая о Своем божественном достоинстве. Значит, проблема в ином. Но в чем же?

А в том, что жизнь Христа, начиная от Рождества и кончая Голгофой, есть не что иное, как кенозис – умаление Самого Себя. Бог в утробе простой земной Девушки воспринимает Себе человеческую природу, рождается в обычном сарайчике, подвергается преследованиям, поруганиям, насмешкам, улюлюканьям. И в конечном итоге – смерти, самой позорной и страшной. Мог ли такой Бог в детстве творить те «Геракловы подвиги», которые приписывают Ему апокрифы? Ответ очевиден.

Церковь категорически отрицает возможность постановки знака равенства между «чудесным младенчиком Иисусом» и Христом Страждущим. Господь пришел пострадать за людей. Чудеса же Он творил не ради прихоти, но для того, чтоб укрепить веру тех, кто был слаб. Не мог Христос, который в зрелом возрасте совершал чудо лишь в исключительных случаях, налево и направо творить чудеса в детстве.

А каким было его детство? Об этом знает только Он и Его Мать. По рассказам Богородицы, которые потом через Луку и других первых христиан передавались из поколения в поколение, детство Иисуса было обычным. Его семья знала нужду. На жизнь зарабатывал Иосиф. Богородица рукодельничала. Иисус с раннего возраста помогал отчиму, а после его смерти Сам взял молоток и тесак и стал кормильцем Своей Матери. Кое-какую помощь оказывали дети Иосифа от первого брака. Христа они поначалу чуждались, и лишь потом, после Голгофы, Воскресения и Вознесения они уверовали в Него и стали на путь апостольства. Вот такое детство – никаких сверхъестественных событий, чудес и демонстрации силы. Спаситель скрывал Свое божество, скрывал совершенно осознанно.

И открыл его людям лишь в Иордане, когда голос с Неба засвидетельствовал, что в воде стоит не просто человек, а долгожданный Мессия.

Иллюстрация: Герберт Джон Роджерс

Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник - канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан.

По строгим правилам до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня – сочельник.

40-дневный Рождественский пост, усиленная молитва приближали православных людей к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для них Воскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III - начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день - 6 января по юлианскому календарю. Кстати, эту традицию сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря по юлианскому календарю.

Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм.Вечером по дервням ходила по домам коляда (калитка) - переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приметы: «Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб». Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад - верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз - в семье будет совет да любовь. Разумеется, эти приметы и предубеждения всего лишь «эхо» языческих празднований и традиций, не имеющие отношения к сути великого христианского праздника.

«Праздник Рождества Христова - один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог ее своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости», говорил в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский. В сочельник начинаются Святки - две недели зимних праздников которые продолжаются вплоть до Крещения, которое празднуется Православной Церковью 19 января.

7 января – Рождество – второй по значимости после Пасхи великий двунадесятый праздник.

Вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православная церкви, а также афонские монастыри, католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю. Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются так называемым «Новоюлианским» календарем, который пока совпадает с Григорианским календарем, используемым католиками.

Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения и каждый должен был записаться именно там, откуда был родом, - праведный Иосиф отправился с обрученной ему Пресвятой Девой Марией в свой родной город Вифлеем.

В гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли.

Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту Рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской.

Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Празднику предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней по 6 января включительно.

После праздничного ночного богослужения 7 января православные поздравляют друг друга со светлым праздником Рождества Христова и разговляются (прекращают пост).

В этот день на Руси традиционно устраивались пышные застолья. Дети ходили по домам с «вертепом» - маленьким ящиком, оклеенным цветной бумагой, в котором с помощью укрепленных на оси кукол разыгрывались сцены на евангельский сюжет о Рождении Христа. За это представление, сопровождавшееся пением, дети получали подарки. В некоторых местах, в частности, на Украине, этот обычай сохраняется и по сей день.

Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, символизирующими вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами.

Праздничные службы в храмах 7 января продолжаются до позднего вечера.

У народов Европы дни рождественских торжеств совпадали с двенадцатидневным циклом языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы (сатурналий у романских народов, зимние святки – у русских, коляда – у украинцев и т.д.). Поэтому в разных странах праздник Рождества впитывал в себя многие обряды и обычаи этих празднеств. К ним относятся колядки – костюмированные шествия со звездой и песнопениями, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд. Украина

В Украине празднование Рождества начинается на Свят вечер – 6 января. Вечерняя трапеза накануне Рождества сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются «кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

В первый день Рождества – 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут «деду ужин». Издавна в Украине на Рождество колядовали – пели колядки. Колядки – величальные обрядовые песни зимнего цикла – популярны и в современной Украине.

Также среди молодежи распространены рождественские гадания. В Украине считается, что именно в «святые» дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользуются моментом и стараются предугадать свою судьбу.

В Беларуси, как и в Украине, православное Рождество отмечается как государственный праздник. Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова отмечают 6 января. Название «сочельник» происходит от особой пищи, предписываемой на этот день церковным уставом – сочива: размоченных и разваренных зерен пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей.

Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный, состоящий из 12 блюд в честь двенадцати апостолов. В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая символизирует звезду, взошедшую над Вифлеемом в момент рождения Христа.

В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. Традиционно с дохристианских времени в Беларуси 6-7 января – Первая Коляда – конец шестидневного поста, начало праздничных дней и вечеров. Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния (24 декабря по старому стилю).

Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась через неделю в предвестие Нового года 31 декабря по старому стилю. Третья Кутья завершала праздники Коляды 6-го января по старому стилю.

В Армении Рождество празднуют 6 января, в этот же день отмечают и Крещение Христово. Подготовка к Рождеству начинается вечером 5 января, когда служится Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой, для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром служится рождественская литургия. Далее осуществляют праздник крещения Христа с церемонией освящения воды.
Традиционно на Рождество в Армении на стол подаются рисовый плов с изюмом, рыба и красное вино.

В Грузии на Рождество верующие совершают крестный ход «Алило» в соответствии с традицией, имеющей многовековую историю. Главными действующими лицами праздничного шествия являются «несущие благую весть». Они одеты в белые одежды и песнопениями оповещают всех прохожих о рождении Спасителя. Сербия и Черногория

В Сербии и Черногории Рождественский сочельник, 6 января, называется в «Баднидан». Среди религиозных праздников он занимает почетное второе место после Пасхи, а вот среди семейных праздников Рождество для сербов на первом месте. Рождество Христово в Черногории (так называемый Божич) – праздник родителей и детей.

В этот день до восхода солнца глава семьи и его старший сын выстрелом из ружья перед домом объявляют о походе в лес за «бадняком». Бадняк – это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника.
Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка – «печеницу», женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда.

В ночь перед Рождеством ужин должен быть постным. На рассвете звонят колокола храмов, люди надевают праздничную одежду и идут в церковь на Рождественскую литургию. После службы в дом берется просфора. Все приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», а в ответ слышат: «Воистину родился!» Это приветствие соблюдается вплоть до праздника Богоявления (19 января).

Все члены семьи в ожидании рождественского обеда угощаются горячей ракией и сухими фруктами. Затем хозяин выносит на стол печеницу. Печеница должна принести в дом здоровье и благополучие. Из блюд к столу подаются квашеная капуста, тушенная капуста с копченым свиным мясом, пирог с каймаком, «пребранац» – вареная фасоль с растительным маслом и луком и т. д.

Кульминация празднования Рождества – преломление «погачи» – домашнего рождественского плоского пирога из пресного теста. Хозяйка утром замешивает тесто для пирога и кладет в него золотую или серебряную монетку.
Хозяин отрезает левую часть печеницы, достает из нее сердце и раздает его по кусочкам всем членам семьи, которые сразу его поедают. Перед началом обеда хозяин дома зажигает свечу, которая стоит на столе, или кадило и обносит ими иконы и всех присутствующих, а ребятишки обносят кадило по всему дому. Затем все поют праздничный тропарь или «Отче наш».

После приходит время разламывать погачу. Ее сначала вертят по кругу, затем делают надрез в виде креста и в полученный разрез наливают вино, только после этого она разламывается. Каждый получает по куску пирога, и тот, в чьем куске оказалась монетка, будет, как считается, счастлив целый год.

В городах, где нет открытых очагов, печей и бадняка, на рынках и на улицах продаются перед праздником небольшие «букеты» из дубовых веток, обвязанные пучком соломы.

В Албании заметный процент населения в стране исповедует православный тип христианства, поэтому Рождество отмечается достаточно широко. Присутствуют все характерные для праздника атрибуты – елка, подарки, застолья. Праздник отмечается 7 января. Греция

Греческое Рождество (Кристоугенна) также впитало в себя популярные суеверия и народные поверья. В канун Рождества распространены колядки. Греческие детишки идут от дома к дому и поют песни, возвещающие приход Спасителя.

Рождество в Греции отмечается в кругу семьи, главная часть праздника – обильный стол. По православной традиции празднику Рождества предшествует пост продолжительностью несколько недель.

Греция – одна из немногих стран, где существуют свои зловредные рождественские духи. По поверью, калликанцарос, зловредные эльфы с неприятной внешностью, в течение 12 дней после Рождества приносят в дом хаос. Защиту от духов дарует горящий ладан или небольшое подношение. Также во многих семьях небольшой деревянный крест украшают базиликом и окунают в плоскую чашу с водой. По поверью, вода становится святой после этой процедуры, и тогда ее разбрызгивают по углам дома, чтобы отпугнуть злых духов.

Двенадцать дней после Рождества и до Крещения Господня называются «Святками» – то есть, Святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни Святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.

Хозяйки празднично накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в Святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и раздавали заключенным милостыню.

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения – тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.

12 дней после Рождества Христова

В Сочельник хозяйки красиво накрывали столы, готовили лучшие угощения. Поскольку продолжается еще Рождественский пост, еда не обильна, но особенна и традиционна: на столе – сочиво (или кутья), сваренная на меду каша из ячменя, пшеницы или риса с изюмом, а также взвары – вареные на меду сушеные яблоки, груши и сливы, медовые оладьи да постные пироги. Раньше еще пекли печенье из пшеничной муки – фигурки, изображающие домашний скот, птиц и пастухов. Эти фигурки выставлялись в окнах, чтобы заметили прохожие, а также рассылались в подарок родным и раздавались бедным. Хранили их до самого Крещения, после чего размачивали в святой воде и съедали.

В Святки принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях, посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в Святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали «дома призрения» и раздавали милостыню.

Хождение ряжеными – отличительная черта всего праздника Святок. Едва приходил первый Святочный день, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки. А вечерами на игрищах или в гостях плясали переодетые взрослые. Наряжались по мере возможностей собственной фантазии, используя самые разнообразные средства. Так, вывернутая наизнанку шуба или меховой жилет и штаны могли составлять половину костюма. Лицо, вымазанное сажей, самодельные кудельные космы, вставные, вырезанные из репы зубы, рога превращали ряженого в жуткого дьявола. Наряжались покойниками, цыганами, солдатами, ведьмами… Позволялось изображать и реального человека, известного всем какой-нибудь характерной особенностью. В первый вечер орава ряженых для пробы обходила некоторые дома в своей деревне. Ввалившись ватагой в избу, ряженые тут же начинали плясать и шуметь. Когда первый испуг проходил, хозяева начинали выгонять «нечистую силу» – считалось, что таким образом они очищают свой дом от нечисти на весь предстоящий год.

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. В первую Святочную ночь колядовала обычно молодежь: парни и девушки шли веселой гурьбой по улицам, неся перед собой на шесте или зажженный фонарь в виде звезды, или вырезанный из картона домик с горящей свечой внутри. В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» – своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Останавливались колядующие у тех домов, где горел огонь, и исполняли под окнами духовные песнопения или колядки – песенки, которые могли быть смешливыми и таинственными, длинными и короткими, похожими на былины или на частушки. Но в каждой из них славили хозяев дома, поздравляли с Рождеством Христовым и просили одарить пирогами, сладостями или мелкой монетой. Иногда даже угрожали: «Кто не даст пирога – Сведем корову за рога, Кто не даст ветчины – Тем расколем чугуны…». И колядующая молодежь действительно могла осуществить свои угрозы, потому что на Святках дозволялось все: все, что в будние дни осуждалось, в дни Святые считалось просто баловством.

Уже после первого обхода домов молодежь чаще всего собиралась в заранее подготовленной избе на посиделки, где устраивалась пирушка – на стол выкладывалось все, чем одарили щедрые хозяева, а на подаренные деньги покупалась выпивка. После застолья начинались игры, гадания, хороводы.

В канун зимнего солнцеворота гадали о будущем. То, что было в глубокой древности торжественным обрядом языческих жрецов, стало на Руси Святочным девичьим гаданием. Церковь осуждает суеверия и не признает гадания, да и сами гадальщицы относились к Святочным обычаям, как к игре, которая не открывает будущего, но веселит и дает надежду на счастье. Уже сам ход гадания волновал даже ни во что не верящих, отвечая какой-то неясной для нас человеческой потребности.

Впрочем, сила внушения и самовнушения достигала при ворожбе таких размеров, что человек непроизвольно начинал стремиться к тому, что было нагадано, и тогда «предсказание» и впрямь нередко сбывалось. Особенно много гадали в «страшные вечера» – между Новым годом и Крещением. Считалось, что в это время особенно активной становилась нечистая сила, помогая людям раскрыть брешь между мирами и узнать то, что обычно людям неведомо. Понятно, что с особым нетерпением ждали Святок дети и подростки. Но у них была и масса других праздников – первый снег, масленица, ледоход… Святки же были едва ли не единственным праздником, в котором активно участвовали замужние и нестарые еще женщины – они запросто гадали, колядовали, играли, ходили ряжеными, позволяя себе то, что в обычное время считалось предосудительным и даже весьма неприличным.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: