Рукоположение в священники. Рукоположение во священника

прот.
  • прот.
  • протопресв. Николай Афанасьев
  • архиеп.
  • иеродиак. Константин (Островский)
  • Хирото́ния (от греч. χειρ – рука и τονεω – полагаю, рукоположение ) – (также ), в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.

    Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты. Таинство Священства возводит в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа.

    Хиротония во священника может совершаться только во время Божественной литургии святителя или святителя и не может совершаться во время литургии Преждеосвященных Даров, так как на этой службе не бывает Евхаристического Канона, в котором должен участвовать новопоставленный иерей.
    Хиротония во диаконы может совершаться как на литургиях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, так и на литургии Преждеосвященных Даров.

    Рукоположение в диаконы совершается из иподиаконов, в священники – из диаконов, в архиереи – из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения.

    В диаконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-му Правилу Святых Апостолов, – по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение во диакона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.

    Рукоположение в степени Священства – это сакраментальный акт, в котором, по словам , «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается, как должно» (На Деян. Апост., Беседы XIV, 4). Благодатная действенность Таинства Священства состоит во внутреннем освящении рукополагаемого, в преображении его души. говорит, что «поставляемый в Священство по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимое некоею силою и благодатию».

    Посвящение в степени священнослужителей есть дверь, через которую пастырь входит «во двор овчий», облеченный духовной властью над паствой и ответственностью за нее перед Господом. Поэтому в каждодневном молитвенном предстоянии перед Богом он должен возгревать в своем сердце полученную благодать, чтобы быть достойным Призвавшего его. «Священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей и по жизни своей, и по высочайшему небесному, священноначальствующему и тайнодействующему сану своему» (Праведный ).

    Благодать Священства избранник Церкви получает от Святого Духа по силе ее соборной молитвы. Хиротонии совершаются поэтому в присутствии всей Церкви – народа Божия, с его согласия и одобрения. Они происходят в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу».

    Термин «хиротония» (χειροτουτα), усвоенный доставлению епископов (также пресвитеров и диаконов), по свидетельству Юстелла (толков. на V правило Лаодик. Собора), заимствовано Церковью («от внешних»). У классических народов хиротония имела значение избрания, совершающегося через подачу голосов, причем голоса подавались через протягивание рук, — отсюда с течением времени рассматриваемый термин из светского стал собственно церковным и получил значение, с одной стороны, избрания в клир, а с другой стороны — самого акта поставления в ту или другую степень. С таким значением мы дважды встречаем его уже в Новозаветном тексте ( и ).

    У греческих церковных писателей, в апостольских и соборных правилах слово «хиротония» тоже употребляется в указанном двояком значении. Зонара в толковании на I апостольское правило, которое требует, чтобы епископ был поставляем двумя или тремя епископами, пишет: ‘Ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку). А в древности и самое избрание называлось хиротонией, как говорят, потому, что когда гражданам разрешено было избирать епископов и когда они собирались все вместе, чтобы подавать свой голос за того или другого, то они для того, чтобы узнать на чьей стороне большинство голосов, простирали руки и по простертым рукам считали избирателей каждого кандидата. Кандидат, получивший большинство голосов, считался избранным в епископы. Отсюда и взято слово «хиротония». Это слово, в указанном смысле, употребляли и отцы разных соборов, называя самое избрание «хиротонией «. Примеры такого употребления можно указать в 4 пр. I Вселенского Собора, 13 и 19 пр. Антиохийского Собора, 5 Лаодикийского и многих других. Однако, как видно уже из приведенных слов Зонары, термин «хиротония» с течение времени утратил свое древнее значение стал употребляться только для обозначения поставления в степени клира. Поэтому все чины поставлений в греческих и славянских богослужебных книгах и носят названием чинов хиротоний.

    Хиротония и хиротесия

    Хиротония и хиротéсия — два священнодействия, коренным образом отличающиеся друг от друга. Если первое рассматривается как Таинство Священства, сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой «церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства». Следовательно хиротония есть Таинство , а хиротесия — обряд, не сообщающий даров Священства , но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви.

    Хиротония (греч . хэир — рука и тонэо — тянуть, избирать голосованием; рукоположение ) является по большому счету первым моментом Таинства Священства. Формально хиротония — это избрание лица для рукоположения . Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все Таинство Рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя.

    Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники — из дьяконов, в архиереи — из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-му Правилу Святых Апостолов, — по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.

    1. Хиротония дьякона — после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…».

    2. Священника — после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

    3. Епископа — перед чтением Апостола.

    Хиротéсия (греч . хэир — рука и тифими — возлагаю, назначаю; руковозложение ) — богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы — из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма.

    Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения.

    1. В чтеца и певца — перед чтением Часов, по облачении архиерея.

    2. В иподьякона — по прочтении Часов, перед началом Литургии.

    Условия действительности хиротонии

    Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий.

    1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа , который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» (то есть «достоин»).

    2. Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим (то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов) к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «…Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов (особенно часто — при посвящении дьякона в пресвитеры).

    3. Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного. Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».

    4. Хиротония не может быть повторена . Рукоположение, однажды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях, поскольку такое повторение означало бы отрицание его действительности. Зонара, толкуя 68-е Апостольское Правило, писал: «О двукратном Рукоположении можно различно думать. Ибо рукополагаемый второй раз ищет второго Рукоположения или потому, что осуждает рукоположившего его в первый раз, или потому, что от рукоположившего его во второй раз надеется принять некую бóльшую благодать Духа и освятиться, так как имеет в него веру, или, может быть, оставив священство, опять рукополагается как бы сначала, и по другим причинам. Каким бы образом ни сделал это, но и дважды рукоположенный и рукоположивший его подлежат извержению, исключая того случая, если первое рукоположение было от еретиков, ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак, рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности».

    5. Непременным условием действительности епископской хиротонии является то, что она не должна совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру .

    6. 29-е Апостольское Правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется».

    7. Согласно 30-му Апостольскому Правилу: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен , и все сообщающиеся с ним». Вальсамон в толковании на 29-е и 30-е Апостольские Правила уточняет границы их применения: «Но, может быть, кто спросит, поелику 30-е Правило упоминает об одном епископе, а равно и 29-е не упоминает об иподиаконах и чтецах, то как поступить, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го Правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их».

    Чин посвящения в чтеца и певца

    Чтец и певец — низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия, руковозложение ) в чтеца, певца и иподьякона не является Таинством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храмовом богослужении.

    Чин поставления совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея.

    Чин посвящения в иподьякона

    По древнему уставу в круг обязанностей иподьякона входило: подготовка для умывания рук архиерея; контроль за тем, чтобы оглашенные вышли из храма перед началом Литургии верных; охрана Святых врат, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

    Сейчас посвящение в иподьякона, как и в чтеца, совершается посреди церкви перед Литургией, по облачении архиерея. Иногда это поставление следует сразу же за посвящением в чтеца.

    Чин рукоположения в дьякона

    Обязанность дьяконов — помогать священнику и епископу при богослужении, управлении паствой и учительстве. Как говорится в Постановлениях Апостольских, «дьякон да будет умом, глазом, устами, сердцем и душою ангелом и пророком епископа и пресвитера».

    Рукоположение в дьякона может совершаться как на Литургиях святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого, так и на Литургии Преждеосвященных Даров. Поскольку в дьякона могут рукоположить только иподьякона, то часто на практике бывает так, что дьяконской хиротонии в тот же день предшествует посвящение во иподьякона.

    Чинопоследование священнической хиротонии

    Во священника хиротонисуют только на Литургии святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого. На Литургии Преждеосвященных Даров, которая бывает только в некоторые седмичные дни Великого поста, рукоположение в священника не положено.

    Чтобы рукоположенный мог участвовать в освящении Даров, хиротонию начинают по окончании Херувимской песни после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

    Хиротония во епископа

    Обязанность епископа — «учить, священнодействовать и управлять» — не только совмещает во всей полноте звание дьякона и пресвитера, но и простирается намного дальше их ограниченных прав. На епископах лежит преимущественная обязанность наставлять и утверждать вверенную ему паству в вере, благочестии и добрых делах. И если священник выполняет аналогичные обязанности в пределах своего прихода, то для епископа, по 58-му Апостольскому Правилу, круг окормляемых им гораздо шире — это паства всех приходов его епархии.

    Епископ совершает священнодействия, которые не имеет права совершать никто более:

    1) мироварение и освящение Мира;

    2) рукоположение кандидатов на священнослужение;

    3) благословение на церковнослужение;

    4) освящение храмов и антиминсов.

    Кроме того, епископы осуществляют полноту церковной власти и управления. Но власть епископа не абсолютна — он имеет над собой Законодателя и подчиняется его закону: «Епископ управляет народом Божиим совместно с пресвитерами не от своего имени и не на основе права, как получивший власть от людей, или через людей, — он управляет от имени Бога, как поставленный Богом на служение управления. Имея харизму рассуждения и испытания, народ свидетельствует, что все совершающееся в Церкви под водительством пастырей совершается согласно воле Божьей, по откровению Духа Святого».

    Хиротония во епископа делится на несколько частей (наречение, исповедование веры и собственно хиротонию на Литургии), после чего новопоставленный участвует в совершении Божественной литургии и ему вручается архипастырский жезл.

    Хиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея

    Возведение в эти чины бывает на Литургии посреди храма во время входа с Евангелием. Производятся эти хиротесии вне алтаря, поскольку, по толкованию Симеона Солунского, они «суть рукоположения в различные внешние служения».

    Чин награждения набедренником, палицей, митрой

    За заслуги перед Церковью отличившимся в служении священникам могут вручаться в качестве награды набедренник, палица или митра. Происходит это на Литургии во время малого входа.

    Благословение

  • Возложение руки на главу посвящаемого
  • Чтение молитвы
  • Первое омовение рук архиерея
  • Второе омовение рук архиерея
  • Архиерейское благословение
  • Схема чинопоследования хиротонии во диакона

    1. Архиерейское благословение
    2. Троекратное шествие вокруг престола
    3. Пение тропарей
    4. Преклонение правого колена пред святым престолом
    5. Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
    6. Архиерейское благословение
    7. «Кирие элеисон»
    8. Две молитвы
    9. Мирная ектения
    10. Разрешение препоясания
    11. Возгласы: «Аксиос»
    12. Возложение ораря и надевание поручей
    13. Вручение рипиды
    14. Целование с диаконами
    15. Причащение Святых Таин
    16. Ектения: «Прости, приимше...»
    17. Потребление Святых Даров

    Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера

    1. Полагание воздуха на главу посвящаемого на Херувимской песни
    2. Передача воздуха диакону
    3. Возглашение: «Повели..., повелите..., повели, преосвященнейший Владыко»
    4. Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей
    5. Преклонение колен пред святым престолом
    6. Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
    7. Архиерейское благословение
    8. Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
    9. Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать...»
    10. «Кирие, элеисон» («Господи, помилуй», греч )
    11. Две молитвы
    12. Мирная ектения
    13. Облачение в епитрахиль , пояс, фелонь , вручение креста и служебника с возгласом: «Аксиос»
    14. Приветствие сослужителей целованием
    15. Преподание новопоставленному иерею части Святого Агнца после преложения Святых Даров
    16. Чтение 50-го псалма
    17. Возвращение части святого Агнца архиерею
    18. Причащение Святых Таин
    19. Чтение заамвонной молитвы

    Схема чина хиротонии во епископа

    1. Наречение кандидата во епископа «Благословен Бог наш». Тропарь и кондак Пятидесятницы. Сугубая ектения. Отпуст
    2. Указ об избрании. Речь избранного. Многолетие
    3. Испытание веры новоизбранного. Благословение патриарха. Чтение Символа веры .
    4. Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога. Обеты соблюдения канонов святых Апостолов, семи Вселенских соборов, девяти поместных и правил святых отец
    5. Передача текста обещания Святейшему Патриарху
    6. Благословение ставленника
    7. Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставляемому
    8. Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого»
    9. Преклонение ставленником колен пред святым престолом. Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев. Тайносовершительная молитва. «Кирие, элеисон» (Господи, помилуй). Чтение Патриархом двух молитв. Чтение первым и вторым митрополитами ектении. Облачение в архиерейские одежды. Приветствие и целование архипастырей
    10. Участие в Божественной литургии. «Мир всем» перед Апостолом и после Евангелия. Осенение народа свечами
    11. Принятие святой Чаши от протопресвитера на Великом входе. Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии. Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок у Патриарха и участвующих в хиротонии епископов
    12. Вручение архипастырского жезла. Слово предстоятеля к новопоставленному архиерею. Вручение жезла. Архипастырское благословение народа

    С особым великолепием совершается чин архиерейской хиротонии. Сам посвящаемый, произнося торжественные обеты и участвуя в таинственных священнодействиях, познает всю духовную важность и долг своего звания.

    Чинопоследование архиерейской хиротонии состоит из наречения, исповедований веры и собственно хиротонии на Литургии.

    Вве́дение в это высокое церковвное служение составляют молитвословия, поемые в чине наречения во епископа собором архиереев. При объявлении о его избрании собравшиеся епископы поют тропарь и кондак Пятидесятницы:

    "Благословен еси, Христе Боже наш, Иже прему́дры ловцы΄ явле́й, ниспослав им Духа Святаго и теми уловле́й вселенную! Человеколюбче, слава Тебе".

    "Егда́ снизшед язы΄ки слия΄, разделя΄ше языки Вышний, егда же огненныя язы΄ки раздая΄ше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа".

    Епископы имеют равную благодать священства и равные права духовной власти, поэтому один епископ не может рукоположить другого, как равный равного; совершается хиротония во епископа высшей степенью церковной власти - собором не менее двух епископов.

    В день поставления архиерея "к всено́щному бдению бывает благовест по Уставу, а на 9-й песне благовестят в большой колокол", обыкновенно медленно 12 раз. В 8-м часу утра бывает благовест во все колокола.

    В день посвящения епископа перед Литургией совершается чин испове́дания веры поставляемого во епископа. Архиереи в облачении выходят на середину храма на помост и, поприветствовав целованием руки первенствующего архиерея (или Патриарха), садятся. Их сопровождают архимандриты, игумены, протоиереи, пресвитеры и становятся по чину.

    Затем пресвитер и диакон, поклонившись и облобызав руки архиереев, идут в алтарь и выводят оттуда новопосвящаемого, облаченного во все священнические одежды. Он делает у престола два поясных поклона и один земной, потом кланяется иерархам в царских дверях и сходит с солеи. Далее его приводят и поставляют на постланный перед помостом орле́ц (ковер с изображением города и парящего над ним орла) у нижнего его края. Здесь он поклоняется трижды и после возглашения протодиакона: "Приводится боголюбезнейший, избра́нный и утвержденный архимандрит (имярек) хиротониса́тися во епископа богоспасаемаго града (имярек) , или градо́в (имярек) ". Первенствующий архиерей вопрошает: "Чесо́ ради пришел еси и от Нашея Мерности чесого просиши?" Новопоставляемый отвечает: "Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейшии". На вопрос первенствующего архиерея: "И како веруеши?" он читает велегласно Симво́л веры. По прочтении первенствующий архиерей, благословляя его крестовидно, произносит: "Благодать Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да будет с тобою". Протодиакон вновь возглашает: "Приводится боголюбезнейший...", и избранный приводится на середину орлеца. На вопрошение: "Яви нам еще, како испове́дуеши о свойствах Трие́х Ипоста́сей непостижимаго Божества и яже о вочеловечении Ипостаснаго Сына и Слова Божия" избранник читает изложение догма́та веры о Ипостасях Триединого Бога. Первенствующий архиерей, крестовидно благославляя рукополагаемого, глаголет: "Благодать Святого Духа да будет с тобой, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоя" Протодиакон в третий раз возглашает: "Приводится боголюбезнейший...", и избра́нный становится во главу орла. Первенствующий архиерей вопрошает его: "Яви нам и еще, како содержиши кано́ны святых апостол и святых отец, и предания и установления церковная". И новопоставляемый дает обет соблюдать ка́ноны святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и правила святых отцов, хранить неизменно святые уставы и чины΄ Кафолической Восточной Православной Церкви, а также соблюдать церковный мир, повиноваться Первоиерарху, быть в согласии со всеми архиереями, в страхе Божием и с отеческой любовью управлять вверенной ему Господом паствой. Он обещает, что не будет делать ничего вопреки священным правилам по принуждению сильных мира сего даже под страхом смерти; обещает не вмешиваться в дела других епархий ни по какому побуждению: не совершать богослужений, не рукополагать во диакона или во пресвитера, не принимать клириков из других епархий без согласия на то местного епископа или Первоиерарха. Он обязуется являться по призыву Патриарха и Синода, преодолевая ради этого возможные препятствия. Обещается не принимать странных обычаев в церковных преданиях и чинах, но хранить все предания и чины Православной Церкви неизменно и в согласии с Предстоятелем своей Церкви. В заключение он обещает быть верным сыном своего Отечества и исполнять гражданские законы.

    Затем первый архиерей, благословляя его, произносит: "Благодать Святаго Духа чрез Нашу Мерность производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита (имярек) , избра́ннаго епископа богоспасаемых градо́в (имярек) ". Рукополагаемый поклоняется архиереям трижды. Протодиакон подводит его к епископам, и те благословляют его, а он целует им руки. Он же вручает первому архиерею текст исповедания и обещания, и первенсвующий, благословляя его рукой крестообразно, возглашает: "Благодать Пресвятого Духа да будет с тобой".

    Затем посвящаемого отводят на орлец и ставят на изображение орла лицом к востоку, справа от него становится протоиерей, слева - протодиакон. Протодиакон произносит многолетия Патриарху, иерархам и новопоставляемому, и во время пения "Многия лета!" он кланяется на все стороны, после чего, сопровождаемый протоиереем и протодиаконом, возвращается в алтарь. Архиереи, архимандриты и иереи, служа́щие Литургию, следуют в алтарь. В это время убирают орлец, и начинается Литургия.

    Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать хиротонию во диакона и священника, то рукоположение во епископа совершается перед чтением Апостола. После входа с Евангелием и Трисвятой песни протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого к царским вратам, и он "приемлется от архиерея во святый алтарь, пред святую трапе́зу". Здесь, сняв митру, сделав три поклонения перед престолом и поцеловав его, он встает на колени прямо против середины престола, слагает руки крестообразно и возлагает их на край святой трапе́зы, а главу возлагает между ними, припадая непосредственно ко Христу, невидимо здесь присутствующему. На главу его полагается раскрытое Евангелие письменами вниз. Поверх Евангелия архиереи возлагают руки, и первенствующий произносит тайносовершительную молитву. В алтаре поют: "Господи, помилуй" (трижды) . Потом первенствующий архиерей при держании остальными Евангелия на главе посвящаемого благословляет его главу трижды. Затем архиереи полагают правую руку на главу хиротонисуемого, и первенствующий читает над ним две молитвы. Остальные повторяют: "Господи, помилуй" на ектению, тихо читаемую одним из архиереев.

    Наконец, первенствующий заключает Таинство молитвой, в которой просит Господа сотворить сего новаго строителя Таин достойным Своим подражателем.

    Сняв с главы посвящаемого святое Евангелие, снимают с него Крест и фелонь, и иподиаконы подносят: саккос, омофор, Крест, панаги΄ю и митру. Принимая каждое из этих священных одеяний, он целует его и просит благословения каждого из архиереев, лобызая его руку, и затем облачается, при этом каждый раз возглашается и поется "Aксиос", запечатлевая достоинство новопоставленного архиерея. По облачении и увенчании митрой новопосвященного все участвующие в рукоположении преподают ему целование мира, как равному себе.

    Новохиротониса́нный архиерей мирствует по Апостолу и восседает среди архиереев. На великом входе первенствующий архиерей приемлет дискос от протодиакона, а новопосвященный - потир от архимандрита или протоиерея. Благословение Святых Даров совершает первенствующий, но во время причащения первоиерарх подает пресвитерам Тело Христово, а новопоставленный - Святую Кровь в Чаше. По окончании Божественной Литургии все архиереи в мантиях собираются у престола, и старейший возлагает на новопосвященного мантию с источниками, изображающими источники благодати, которые должны истекать из уст его. Потом все переходят на кафедру среди храма, и там среди народа первенствующий вручает новохиротониса́нному с поучением пастырский жезл - символ правления. После чего тот благословляет народ обеими руками на все стороны.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: