Саддукеи фарисеи ессеи зелоты. Кто такие фарисеи и саддукеи

В те времена в Израиле существовали две основные партии, претендовавшие на власть, – фарисеи и саддукеи. Фарисеи были преемниками хасидов (благочестивых)… Они строго соблюдали библейские законы, правила и обычаи. Ими были установлены новые и строгие догматы. Вначале фарисеи проповедовали скромность и воздержание, помогая бедным и слабым. Не вдаваясь подробно в их программу, отметим лишь, что им удалось завоевать доверие значительной части народа. Так, Флавий пишет в «Древностях»: «Богатые стоят на стороне саддукеев, простой народ на стороне фарисеев». Историк М. Грант даже увидел в них (фарисеях) представителей тогдашней интеллигенции (среднего класса). Между собой они предпочли обращение «хаверим», т. е. «равные», «товарищи» и «собратья по партии». Вероятно, сегодня фарисеев отнесли бы к «патриотам», хотя и умеренным. Они не верили во «вселенский переворот Последнего дня». Среди них было много книжников (соферим). Их отличала преданность Богу и – любовь к свободе. Они устроили мятеж против деспотии царей (88 г. до н. э.), но тот был подавлен. Тогда сотни фарисеев были распяты на крестах. Из них выйдет мудрец Гиллель, что прибыл в Иерусалим около 40 г. до н. э. Их золотым правилом стало твердое убеждение: не делай другим того, чего не желаешь и сам для себя. Работая в школах и синагогах, фарисеи пользовались уважением, ибо вначале, как говорится, горой «стояли за народ». Им принадлежало немало синагог, где они с успехом вели агитацию, призывая народ блюсти веру. Многие решились принять иудаизм и даже совершили обрезание (их звали прозелитами). Другие все же не решились на столь крайние меры и остались в числе «богобоязненных».

Но как только фарисеи (еврейская демократическая элита) захватили в стране власть, куда только подевались их былое смирение, свободолюбие, демократизм. Они обрушились на старых союзников со свирепостью голодных тигров, терзающих жертвы… Фарисеи повели жестокие преследования и ессев (предтечей первых христиан). Так новые поколения евреев-фарисеев станут предателями великой идеи, источниками бед для еврейского народа (точно так же, как и в России). Евреи-фарисеи наших дней, объявившие о торжестве демократии в России, в первую очередь сами и воспользовались ее плодами, при этом до нитки обобрав русский народ…

Итак, во-первых, фарисеи хотели видеть в Мессии мирского царя, истребителя всех не-евреев (ясно, что сей образ в корне противоположен образу Христа-Спасителя). Во-вторых, они подхватили идею расового превосходства (бич, который вот уже много столетий бьет со страшной силой по самим евреям). В-третьих, они стали прививать еврейству отнюдь не самые лучшие черты (впрочем, те же огрехи видим и у других). Сын Божий, обращаясь к фарисеям, гневно скажет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы: по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 22: 27). В?четвертых, они превратили церковь в бизнес, в доходные места, за что Христос затем и изгонял торгующих фарисеев из храма. Как известно, они осудили его на казнь и затем признавали: «Кровь его на нас и на детях наших».

Мария омывает ноги Христу

Что касается саддукеев (те вели происхождение от Саддока, священника царя Давида), то они принадлежали к священнической аристократии и были землевладельцами. Они требовали отделения религии от государства, а во всех остальных вопросах безусловно выступали как светские люди. Саддукеи любили трапезы и вольготно-красивую жизнь, не веря в то, что их ждет на небеси загробное воздаяние. Они преклонялись перед западными (греческими) ценностями и высказывались в том духе, что «еврейский народ должен жить как все другие народы, вести войны, забирать новые земли и усиливаться политически». Любимейшим их изречением были слова «Все суета сует». Фактически меж теми и другими идеологами (как между нашими «демократами», «центристами», «левыми») не было и нет никакой разницы, как обычно и бывает между нынешними партиями. Поэтому народ звал их «крашенными» (цевуимы). Правильнее было бы назвать их «ряжеными». Н. Федоров, не видя между ними различия, так характеризовал их: «Сын блудный есть саддукей, а старший сын – фарисей. Фарисейство есть мнимое братство и недействительное родство». Пример их двуличия – политика Асмонеев (саддукеев). Те пришли к власти на волне демократических ожиданий масс еврейского народа. Они взахлеб славословили победу «демократов», говоря, что снято теперь иго язычников с Израиля (142 г. до н. э.). Ушло страшное прошлое, увещевали они, не будет у нас ужасной тирании, стал соблюдаться закон, власть стала ближе к народу. Но недолго длился «золотой век» героев. Преемники вскоре забыли о всех своих обещаниях, стали на путь беззаконий, ввязались в новые войны и обогащались за счет простых людей. Так же поступали наши «демократы», из рядов которых вышли самые прожженные воры.

В. Поленов. Христос и грешница. Фрагмент

Вполне ожидаемой и закономерной реакцией масс стало растущее их недовольство, что и вылилось в восстания. Известно восстание против внука Симона, жреца Александра Янная (103-76 гг. до н. э.). Многие связывают это восстание против Янная с сектой ессеев. Глава ессейской общины, Учитель праведности, предательски пал от руки человека, названного в свитках «нечестивым жрецом» (его и отождествляют с Яннаем). После разгрома восстания зелотов тот схватил зачинщиков и направил их в Иерусалим, где распял на кресте вместе с 800 единомышленниками. Когда у побережья Мертвого моря нашли выгравированную на медных таблицах опись 60 баснословных кладов иудейских сокровищ, многие решили, что они существуют в действительности. Поиски в районе Кумрана в первое время ничего не дали. Обнаружили глиняные горшки с остатками сакральной трапезы, в трапезной – печь с черепками и костями, ни монет, ни слитков благородных металлов не нашли. Богатства в основном, видимо, все же находились в руках первосвященников Иерусалимского храма.

М. Реймесвале. Меняла и его жена. Голландская живопись XVI в.

Как и все стадо Божье, племя иудеев также давно разделилось на козлищ и орлов… Одни из них (их куда больше на земле) находятся в плену преходящих ценностей, идей, мирских соблазнов, довольствуясь материальными дарами и благами. Другие стремятся подняться ввысь – в мир духа, мысли, героизма, справедливости. Ницше заметил в «Происхождении морали» (1887): «Иудеи – народ жрецов, который создал себе удовлетворение, отомстив своим врагам и повелителям местью духовной – радикальной переоценкой их ценностей… с евреев началось восстание рабов в морали: то восстание, которое имеет за собой тысячелетнее существование и которое нам незаметно теперь только потому, что сделалось победоносным». И далее он же указывает на то, кто же, с его точки зрения, оказался в выигрыше: «Покоримся фактам: народ победил – «рабы», «чернь», «толпа» или называйте это как хотите – но факт тот, что победили иудеи! И никогда еще ни один народ не выполнял такой всемирно-исторической миссии. С «владыками» покончено! Царит мораль человека вообще!.. идеалом стал простой человек». Примем это высказывание Ницше sine ira et studio (лат. – «беспристрастно»), хотя сомнительность этого вердикта и очевидна.

Группа самаритян. Рисунок XIX в.

Чтобы наглядно представить себе глубину социальных противоречий, существующих меж рядовыми евреями и жрецами и капиталом, обрисуем источники доходов и материальные интересы двух сторон. В отношении массы народа жрецы-правители проводили жестокую политику постоянных поборов и угнетения. Хорошо известно, те со всех иудейских общин, что были разбросаны по миру, взимали ежегодный подушный налог – в половину сикля (сикля священного). В основе системы лежала десятина с продуктов земли, а именно: все, что употребляется в пищу, охраняется и растет из земли. Взималась и «вторая десятина», предназначавшаяся опять же для обеспечения жрецов, их благосостояния. Каждый третий год в благотворительных целях жрецы забирали «десятину для бедных». Существовали и обязательные («добровольные») пожертвования натурой, деньгами, ну и прочие ритуальные повинности. Деньги эти скапливались в Иерусалимском храме, поступая в распоряжение жрецов-правителей. Власть жрецов распространялась на весь Израиль. Так жрецы снимали сливки со всего, что производил их народ. В Книге Чисел предписывается: «Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, початки их, которые они дают Яхве, я отдал тебе (т. е. жречеству). Все первые произведения земли их, которые они принесут Яхве, тебе принадлежат». Заметьте: вся эта масса эксплуататоров-правителей кормилась за счет простого народа!

Помимо выполнения так сказать религиозных функций, еврейская буржуазия, равно как и священническая элита, быстро вошли во вкус ростовщичества. Еще бы, ведь сдача денег в оборот приносила им громадные проценты. Вот как описывалась деятельность некоторых евреев-ростовщиков в эпоху императоров Рима: «Каждый управитель имел в распоряжении оборотные средства в миллион денариев и больше и сеть самых разных предприятий, отдаваемых арендаторам. В основном все предприятия были связаны с военными поставками – от добычи металлических руд и до рыбачьих флотилий включительно; главные же интересы нашего дома сосредоточились на банковском деле, приносящем прибыль от пятидесяти до ста pro centum. Управители имели соответственно высокий заработок, чистую прибыль сдавали в центральное правление, двадцать пять pro centum от сданного шло на их личный вклад в основной оборот… В отличие от греческих и римских домов наш ведет дела анонимно, имея за пределами империи обширные разветвления от Германии до реки Инда. Ты прекрасно знаешь, и поныне половину римских негоциантов мы держим за горло, хотя безумства Нерона и Калигулы основательно сказались и в наших делах». Сотни служек содержались за счет систем поборов и ритуального обложения. Нет сомнений, что в руках у камарильи скапливались огромные средства. Храмы, святилища и могилы предков служили источником обогащения. Они запускали туда руку, не стесняясь народа, не боясь ни живых ни мертвых. Жрец-правитель Иудеи Иоанн Гиркан (135–104 гг. до н. э.) разрушил и ограбил святилище самаритян на горе Геризим. Могила легендарного Давида служила «неиссякаемой мошной для обнищавших правителей». Гиркан умыкнул оттуда 3000 талантов. Жрецы и правители ревностно относились к их богатствам… Когда же Понтий Пилат истратил часть денег из храмовых подвалов на восстановление акведука, подводящего к Иерусалиму воду из района Етана (южнее Вифлеема), он тем самым навлек на себя гнев всего иудейского жречества. А ведь дело-то сделал, прямо скажем, праведное и богоугодное: для жителей Иерусалима старался. Но жрецам наплевать на простой люд.

Власть жрецов и священников всюду одинакова. Стремление распоряжаться деньгами и имуществом у Церкви в крови. Да и жадность ее не была прерогативой одних лишь иудеев. В Книге жития посланника Аллаха (Ибн Хишама) сказано: когда между мединцами, участвовавшими в сражении при Бедре, начались споры из-за дележа добычи, Мухаммеда, пророка ислама, осенило откровение. Он сказал, что раздел добычи следует предоставить пророку. Так, в 8 суре Корана сказано: «Добыча в распоряжении Аллаха и его посланника. Бойтесь Аллаха; будьте мирны между собою: повинуйтесь Аллаху и посланнику, если вы стали верующими». А 42-й аят той же суры уточняет, что «из всего что ни берете вы в добычу, пятая часть богу, посланнику и родственникам его, и сиротам, и бедным, и путнику». Хотя Коран, похоже, более справедлив и милостив к бедным, нежели иудейский Талмуд.

Чего никак нельзя отрицать, так это наличия мессианских чаяний среди угнетенных масс. Опыт борьбы, выживания и противостояния все более убеждал простых евреев в том, что в мире нет справедливости. Ни на земле, ни на небе. Надежды «демократии» были сплошной фикцией, как и речи жрецов, проповеди хасидов, фарисеев, саддукеев… Стоило богатым евреям устроиться, создать капиталец, начать жить, получая дань с покоренных племен или прибыль от их ростовщичества или торгово-посреднических операций, как они забывали о ближних. У большинства евреев не было минимума средств. Всегда кто-то более сильный и наглый вторгался в их дома, грабил, разрушал, сжигал, убивал, уводил дочерей, сестер, жен. Ложь, неправда распространялись по всему свету: «усиливаются на земле неправдою», «ибо переходят от одного зла к другому» (Иерем.). Что же оставалось делать несчастным?!

Руины древнего поселения Кумран

Часть евреев ушла в секты… В христианских произведениях часто упоминаются слова «нищие» и «бедняки». В результате археологических открытий середины XX в. найдены рукописи в пещерах Кумрана. Бедуины полукочевого племени обнаружили в 1947 г. клад рукописей в местечке Вади-Кумран (Иордания). Древние манускрипты составили десятки тысяч рукописей и фрагментов. Затем исследования продолжили в пещерах вади Мурабба, ат, в Хирбет-Мирде (неподалеку от Кумрана), в Иудейской пустыне и в Массаде.

Г. Доре. Ревекка у колодца

Среди кумранских находок идентифицировано ныне около 180 списков библейских книг, найдены апокрифы и псевдоэпиграфы, уставы и псалмы. К 1960 г. найдено всего около 40 000 фрагментов, обрывков и клочков около шестисот книг. Из них стало ясно, что когда-то в районе Мертвого моря (на территории современной Иордании) существовали замкнутые общины (со II в. до н. э. до 68 г. н. э.). К их обитателям восходят христианские идеи. Во главе коллектива стоял учитель праведности. Общинники считали, что идет непримиримая борьба добра и зла, «сынов света», т. е. кумранитов, и «сынов тьмы», куда входили все те, кто жил алчно, подло, гнусно и неправедно. Кумраниты ввели у себя общность имущества, совместно трудились и осуждали рабство. Обитатели Кумрана выступали не только против угнетения, но и против больших богатств, ибо в том и в другом они видели вселенское зло. Кумранская община называла себя «Новым союзом» или «Новым заветом». К ним была близка по воззрениям и секта ессев. Ессеи (от «асия» – «слуги божьи» и «святые») жили абсолютно изолированно и замкнуто, неуклонно соблюдая свои идеалы: отказ от частной собственности, участие всех членов общины в труде, коллективный быт и т. д. и т. п. В их общине побывал известный иудейский историк И. Флавий, и он охарактеризовал ессеев как наилучших людей, всегда готовых прийти на помощь друг другу. Его впечатлило и то, что ессеи строго следовали обету молчания (если бы наши политики только на один год последовали строгому завету, суть которого: «Меньше речей и болтовни, а больше дела!»)

Любили ли они женщин? Трудно утверждать наверняка. Плиний Старший писал: «Ессеи – племя уединенное и наиболее удивительное во всем мире: у них нет ни одной женщины, они отвергают плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм. Изо дня в день число их увеличивается за счет утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев» («Естественная история», V, 17, 73). Однако на самом деле они вовсе не ратовали за безбрачие. Ученые отмечают, что не так давно обнаружены кладбища с захоронениями женщин и детей. В социальном плане кумранисты и ессеи принадлежали к бедным слоям народа. Дав толчок духовному возрождению, они-то и породили Иисуса! Хотя их идеи не могли быть полностью приняты христианством, так как оно было открытым учением, которое принимало в свои ряды всех верующих, а ессеи и кумраниты исключали любой контакт с евреями и язычниками. Но есть и существенные различия между ессеями и христианами. Последние были более открытыми в их учении, а ессеи жили замкнуто. Им категорически воспрещалось сообщать учение «людям кривды». Кодекс их был столь строг, что для приема в члены общины нужно было пройти некий курс обучения в виде испытательного срока (два года). Христианство же открыто для всех. Хотя и тут немало общих мест и требований. Стоит вспомнить Нагорную проповедь, где Иисус требует от своих верующих: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас», а также: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 6-15). Между кумранитами и христианами имелись различия, хотя с кумранским движением, что весьма показательно, был связан и Иоанн Креститель.

Гробница пророка Самуила в Раме

Судьба этих удивительных и отважных людей трагична. Они оказались не ко времени и не к месту в той истории. Совместный прием пищи, белые одежды, отказ от рабовладения, строгость, воздержание, святая вера, презрение к чувственным удовольствиям – все это было прекрасно… Но их пацифистские идеи (они считали противным воле Божьей изготовление и продажу оружия) в мире, что держался лишь силой оружия, – это ошибка. Они надеялись, что победа «сынов света» произойдет с помощью Божьей воли («надежда на Твое великое имя, а не на меч и копье»). Вот и русские люди, наследники древних христиан, заплатили страшную цену за то, что приняли в XX веке за овец хищных волков в овечьих шкурах мироносцев. Счастье, что сегодня наши правители, кажется, наконец-то одумались, поняв, что «цивилизованное человечество» с легкостью и превеликим удовольствием сделает из России раба и данника, если не будет ощущать страх перед неотвратимым возмездием, которое сотрет их с лица земли. В свитке из пещер Кумрана, озаглавленном «Война сынов света против сынов тьмы» (середина II в. до н. э. – середина I в. до н. э.), сказано, что борьба между силами света и тьмы будет длиться 40 лет, и лишь 5 лет выдадутся спокойными.

«Сынам света» придется вести битву со многими представителями «сил тьмы» («сил зла»). Три раза победа будет на стороне зла, три раза на стороне «сынов света», пока наконец в решающей битве сыны света не одержат решающую победу. Настанет момент истины: «В руки бедняков предашь ты врагов всех стран, в руки склоненных к праху – (предашь их), чтобы унизить (самых) могущественных из (этих) народов». Надеемся, время это близко.

В той далекой истории мужам правды и справедливости не удалось дожить до победы. Их участие в битве против родоначальников мирового империализма, римлян (в войне 66–73 гг. под предводительством Иоанна-Ессея), закончилось тем, что они, несмотря на героизм, потерпели жестокое поражение. Их вождей римляне распяли на кресте. Ессеи исчезли из истории. Хотя считают, что их «учитель праведности» мог стать неким прообразом Христа. Э. Ренан писал, что «христианство – это удавшийся вариант ессеанства…» Видимо, ессеи, кумраниты, эбиониты («бедные») и другие мессианские общины действительно одними из первых стали на тропу справедливости, прокладывая путь человечеству… Нам пришлось и придется сказать еще немало суровых и очень горьких слов в адрес иных сынов и дочерей Израиля. Но истина не позволяет нам забывать и о другом: ведь это именно они первыми и прокладывали путь к справедливой социально-государственной общественной системе.

И. Репин. Иов и его друзья

Мессианские чаяния, вера в справедливость, жажда праведной жизни встречаются не только у евреев. Среди других народностей были секты с аналогичными или близкими идейными установками (секта «терапевтов»). Филон-христианин (не Филон-иудей) в сочинении «О созерцательной жизни» писал о них задолго до пояления организованного монашества и даже самого слова «монах». Но в нем, можно сказать, чувствуется близость христианства. Архиепископ Лоллий считал временем появления труда примерно 170–180 гг. н. э. Автор этого сочинения, Филон, отличает терапевтов от ессев и говорит о них, «кончив речь об ессеях».

Устройство общин тех и других различается. У ессеев никогда не было женских общин, тогда как вот египетские отшельники имели «терапевтисс». Ессеи имели социалистические тенденции, они обращали личное имущество в общее достояние всех членов их общины; терапевты же, удаляясь в уединение, вовсе ничего не брали с собой, но передавали свою собственность родственникам или знакомым. Поэтому историки еврейского народа (Грэтц) отмечали, что терапевты – истинные христиане… Скажем, архиепископ Лоллий, или А. И. Юрьевский (1875–1935), говорит: «Действительно, это отречение терапевтов от имущества как будто бы и на самом деле не согласуется с коммерческим духом еврейского народа, для которого совершенно непонятны принесенные с неба слова: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его». Отрицательное отношение терапевтов к рабству есть (уже) явный результат христианского учения о братстве и свободе». Правда, христианства тогда еще не было и в помине. Но при анализе их позиций становится очевидно, что они христиане в душе. Лоллий приводит весьма серьезные доводы в пользу такого рода утверждений. Еврейский миллионер Филон вряд ли стал бы превозносить то, что у терапевтов «руки чисты, так как ничто, касающееся прибыли, их не оскверняло». На определенно христианские взгляды автора указывает обличение языческих развратных пиршеств, занявшее почти четвертую часть сочинения. Таким образом, перед нами утопия, фантастика, философско-социальный роман, где описывается жизнь идеальная, жизнь подвижников, ушедших из Александрии.

Нам показалось знаменательным, что другая влиятельная община, существование которой относят уже к нашим временам (секта мормонов в США), строилась примерно на тех же принципах. Не случайно и известная Книга Мормона начинается такими словами: «Да, я пишу эту летопись на языке моего отца, происходящего из наук Иудеев и языка Египтян».

Саддукеи и фарисеи составляли правящий класс Израиля. Существует много сходств между этими двумя группами, но есть и важные различия Опубликовано на веб-портале

Евангелия часто упоминают о саддукеях и фарисеях, так как Иисус находился в постоянном противостоянии с ними.

Саддукеи

Во времена Христа и новозаветной эпохи, саддукеи были аристократами. Они стремились к богатству и занимали влиятельные позиции в обществе, в том числе среди первосвященников, также они занимали большинство из 70 мест в верховном совете, который назывался Синедрионом. Они пытались сохранить мир, принимая решения Рима (Израиль в это время находился под контролем римлян), и, казалось, были больше озабочены политикой, чем религией. Поскольку они не конфликтовали с Римом и принадлежали к богатому высшему классу, то их мало интересовали простые люди, как и те не были высокого мнения о них. Большим расположением народа пользовались те, кто принадлежал к партии фарисеев. Хотя саддукеи занимали большинство мест в Синедрионе, история показывает, что в большинстве случаев они должны были принимать идеи фарисейского меньшинства, так как те были более популярны в массах.

В религиозном плане саддукеи были более консервативны в едином основном доктринальном направлении. Фарисеи приравнивали устные предания с письменным Словом Божьим, в то время как саддукеи считали, что лишь письменное Слово исходило от Бога. Саддукеи сохранили авторитет написанного Слова Божьего, особенно книг Моисея (от Бытия до Второзакония). Хотя их можно похвалить за это, они, безусловно, не были совершенны в своих доктринальных взглядах. Ниже приведен краткий перечень их убеждений, которые противоречили Писанию:

1. Они были очень самодостаточны, вплоть до отрицания участия Бога в повседневной жизни.

2. Они отрицали воскресение мертвых (Матфея 22:23, Марка 12:18–27, Деяния 23:8).

3. Они отрицали загробную жизнь, считая, что души умирали при смерти, и, следовательно, отрицали существование какого-либо наказания или награды после земной жизни.

4. Они отрицали существование духовного мира, т.е. ангелов и демонов (Деяния 23:8).

Так как саддукеи были больше озабочены политикой, Иисус был им безразличен, пока они не испугались, что Он может привлечь нежелательное внимание римлян. Именно в этот момент саддукеи и фарисеи объединились и вступили в сговор с целью предать Христа смерти (Иоанна 11:48–50, Марка 14:53; 15:1). Другие упоминания о саддукеях мы находим в Деяниях 4:1 и 5:17. Также, по мнению историка Иосифа Флавия, саддукеи были замешаны в смерти Иакова (Деяния 12:1-2).

Поскольку эта партия существовала за счет своих политических и священнических связей, после разрушения римлянами Иерусалима и храма в 70 г. н.э. саддукеи также исчезли.

Фарисеи

В отличие от саддукеев фарисеи были, в основном, средним классом предпринимателей, и, следовательно, больше общались с обычными людьми. Простые люди значительно больше уважали фарисеев, чем саддукеев. Хотя они были в меньшинстве в синедрионе и имели меньшее число священнических позиций, по всей видимости, они имели значительное влияние на принятие решений Синедриона.

Относительно религии, они считали письменное Слово вдохновленным Богом. Во время земного служения Христа это было тем, что сейчас называется Ветхим Заветом. Но они также дали равные права устным преданиям и пытались защищать эту позицию, настаивая на происхождении преданий от Моисея. С течением времени, эти предания добавлялись к Слову Божьему, что запрещено (Второзаконие 4:2), и фарисеи стремились строго следовать этим преданиям наряду с Ветхим Заветом. Евангелия изобилуют примерами того, что фарисеи относились к этим преданиям с не меньшим уважением чем к Слову Божьему (Матфея 9:14; 15:1–9; 23:05; 23:16, 23; Марка 7:1–23; Луки 11:42). Тем не менее, они оставались верны Слову Божьему в отношении некоторых других важных учений. В отличие от саддукеев, они верили в следующее:

1. Они верили, что Бог контролирует все вещи, но решения, принятые человеком, влияли на ход его жизни.

2. Они верили в воскресение из мертвых (Деяния 23:6).

3. Они верили в загробную жизнь, с соответствующим вознаграждением и наказанием на индивидуальной основе.

4. Они верили в существование ангелов и демонов (Деяния 23:8).

Несмотря на то, фарисеи были соперниками саддукеев, они смогли забыть о своих разногласиях в одном случае – суде над Христом. Именно в этот момент саддукеи и фарисеи объединились (Марка 14:53; 15:1; Иоанна 11:48–50).

В то время как саддукеи перестали существовать после разрушения Иерусалима, фарисеи, которые были больше сосредоточены на религии, продолжали существовать. На самом деле, фарисеи были против восстания, которое привело к разрушению Иерусалима в 70 г. н.э., и стали первыми, кто заключил мир с римлянами после этого. Фарисеи были также ответственны за составление Мишны, важного документа, описывающего дальнейшее существование иудаизма после разрушения храма.

Иисус во многом упрекал и фарисеев, и саддукеев. Возможно, лучший урок, который мы можем получить от них, заключается в том, чтобы не быть похожими на них. В отличие от саддукеев, мы должны верить всему, что говорит Библия, в том числе о чудесах и загробной жизни. В отличие от фарисеев, мы не должны придавать преданиям равные права с Писанием и мы не должны допустить, чтобы наши отношения с Богом были сведены к законническому списку правил и ритуалов.

Во времена Иисуса Христа книжники и фарисеи являлись религиозными руководителями еврейского народа, его духовными наставниками и отцами. Они создали свою, особую систему понимания и исполнения Закона Божьего. Много сил и труда они положили на возведение своего авторитета, как непогрешимой касты людей, близко стоящих к Богу. И вдруг Иисус Христос выступил с резкой критикой этой касты, объявив, что фарисейская праведность ничего не стоит. Иисус Христос показал, что все придуманные фарисеями церемонии, и даже показное исполнение Закона Божьего, не могут сделать книжников и фарисеев святыми (на что они претендовали) , так как они не имели спасительной веры в Бога, не были чисты сердцем, кротки характером и т. д. , как это требовал Иисус Христос. Своим образом жизни фарисеи не могли достичь праведности и не могли души свои привести в соответствие с Божьей волей, потому что их правоверность основывалась на формальном соблюдении Закона Божьего и была лишена любви, смирения, сострадания и т. д. По словам Иисуса Христа, фарисеи и книжники не могли спасти мир от гибели, так как уподобились соли, которая потеряла свой вкус и силу. Думая что служат Богу, фарисеи на самом деле служили самим себе, при этом формально исполняя Закон Божий. Их праведность состояла в схематичном, поверхностном, формальном соблюдении закона, и была направлена в первую очередь для удовлетворения своих собственных честолюбивых и эгоистических потребностей. Они соблюдали закон по своему усмотрению, обставляя свои действия оправданием своего произвола. А Закон Божий был свят и совершенен, как Господь, и требовал от людей праведности и справедливости при его исполнении. А праведность фарисеев состояла в служении самим себе, что прикрывалось внешним соблюдением закона. А по сути такое пренебрежительное и корыстное служение закону искажало и унижало Закон Божий. О фарисейской праведности ветхозаветный пророк Исаия сказал: “Вся праведность наша - как запачканная одежда” (Исаия 64:6). А Апостол Павел о фарисеях писал: “Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией” (Рим. 10:3).Поэтому Иисус Христос и провозгласил святые слова, обращаясь к своим ученикам и последователям: “Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Матф. 5:20). Слова эти нужно понимать следующим образом. Если будете относиться к соблюдению заповедей Божьих как фарисеи и книжники (то есть формально и нарушать их) , если вы будете приспосабливать исполнение Закона Божьего для своих эгоистических и тщеславных целей, а на словах заявлять что якобы служите Богу, то вы не войдете в Царство Небесное, так как по сути нарушаете, а не исполняете Волю Божию, лицемерно прикрывая это нарушение ложной праведностью. Согласно словам Иисуса Христа, праведность Его учеников и последователей должна превзойти ложную праведность фарисеев и книжников. То есть истинные христиане должны иметь истинную, а не ложную фарисейскую праведность, и беззаветно и непоколебимо служить Господу Богу, соблюдая Его заповеди, направленные на совершение добра. Причем служение Богу должно быть искренним и честным, без фарисейского лицемерия и лукавства, хитро обходящего исполнение Заповедей Божьих и выискивающего оправдания грехам и отступлениям от Закона Божьего. А Закон Божий Свят и не допускает искажений и несоблюдений Его. Поэтому ученики и последователи Иисуса Христа чтобы войти в Царство Небесное и должны были иметь иную праведность, чем книжники и фарисеи. Эту праведность, законную и совершенную, Господь Бог и предлагает истинным христианам через Сына Своего, Иисуса Христа. Раскрывая свои сердца Иисусу Христу, Его ученики и последователи должны были, исполняя Учение Христово, изменить свою душу и образ жизни и стать земным подобием Иисуса Христа.

Евангелия часто упоминают о саддукеях и фарисеях, так как Иисус находился в постоянном противостоянии с ними. Саддукеи и фарисеи составляли правящий класс Израиля. Существует много сходств между этими двумя группами, но есть и важные различия.

Саддукеи: Во времена Христа и новозаветной эпохи, саддукеи были аристократами. Они стремились к богатству и занимали влиятельные позиции в обществе, в том числе среди первосвященников, также они занимали большинство из 70 мест в верховном совете, который назывался Синедрионом. Они пытались сохранить мир, принимая решения Рима (Израиль в это время находился под контролем римлян), и, казалось, были больше озабочены политикой, чем религией. Поскольку они не конфликтовали с Римом и принадлежали к богатому высшему классу, то их мало интересовали простые люди, как и те не были высокого мнения о них. Большим расположением народа пользовались те, кто принадлежал к партии фарисеев. Хотя саддукеи занимали большинство мест в Синедрионе, история показывает, что в большинстве случаев они должны были принимать идеи фарисейского меньшинства, так как те были более популярны в массах.

В религиозном плане саддукеи были более консервативны в едином основном доктринальном направлении. Фарисеи приравнивали устные предания с письменным Словом Божьим, в то время как саддукеи считали, что лишь письменное Слово исходило от Бога. Саддукеи сохранили авторитет написанного Слова Божьего, особенно книг Моисея (от Бытия до Второзакония). Хотя их можно похвалить за это, они, безусловно, не были совершенны в своих доктринальных взглядах. Ниже приведен краткий перечень их убеждений, которые противоречили Писанию:

1. Они были очень самодостаточны, вплоть до отрицания участия Бога в повседневной жизни.

2. Они отрицали воскресение мертвых (Матфея 22:23, Марка 12:18–27, Деяния 23:8).

3. Они отрицали загробную жизнь, считая, что души умирали при смерти, и, следовательно, отрицали существование какого-либо наказания или награды после земной жизни.

4. Они отрицали существование духовного мира, т.е. ангелов и демонов (Деяния 23:8).

Так как саддукеи были больше озабочены политикой, Иисус был им безразличен, пока они не испугались, что Он может привлечь нежелательное внимание римлян. Именно в этот момент саддукеи и фарисеи объединились и вступили в сговор с целью предать Христа смерти (Иоанна 11:48–50, Марка 14:53; 15:1). Другие упоминания о саддукеях мы находим в Деяниях 4:1 и 5:17. Также, по мнению историка Иосифа Флавия, саддукеи были замешаны в смерти Иакова (Деяния 12:1-2).

Поскольку эта партия существовала за счет своих политических и священнических связей, после разрушения римлянами Иерусалима и храма в 70 г. н.э. саддукеи также исчезли.

Фарисеи: В отличие от саддукеев фарисеи были, в основном, средним классом предпринимателей, и, следовательно, больше общались с обычными людьми. Простые люди значительно больше уважали фарисеев, чем саддукеев. Хотя они были в меньшинстве в синедрионе и имели меньшее число священнических позиций, по всей видимости, они имели значительное влияние на принятие решений Синедриона.

Относительно религии, они считали письменное Слово вдохновленным Богом. Во время земного служения Христа это было тем, что сейчас называется Ветхим Заветом. Но они также дали равные права устным преданиям и пытались защищать эту позицию, настаивая на происхождении преданий от Моисея. С течением времени, эти предания добавлялись к Слову Божьему, что запрещено (Второзаконие 4:2), и фарисеи стремились строго следовать этим преданиям наряду с Ветхим Заветом. Евангелия изобилуют примерами того, что фарисеи относились к этим преданиям с не меньшим уважением чем к Слову Божьему (Матфея 9:14; 15:1–9; 23:05; 23:16, 23; Марка 7:1–23; Луки 11:42). Тем не менее, они оставались верны Слову Божьему в отношении некоторых других важных учений. В отличие от саддукеев, они верили в следующее:

1. Они верили, что Бог контролирует все вещи, но решения, принятые человеком, влияли на ход его жизни.

2. Они верили в воскресение из мертвых (Деяния 23:6).

3. Они верили в загробную жизнь, с соответствующим вознаграждением и наказанием на индивидуальной основе.

4. Они верили в существование ангелов и демонов (Деяния 23:8).

Несмотря на то, фарисеи были соперниками саддукеев, они смогли забыть о своих разногласиях в одном случае – суде над Христом. Именно в этот момент саддукеи и фарисеи объединились (Марка 14:53; 15:1; Иоанна 11:48–50).

В то время как саддукеи перестали существовать после разрушения Иерусалима, фарисеи, которые были больше сосредоточены на религии, продолжали существовать. На самом деле, фарисеи были против восстания, которое привело к разрушению Иерусалима в 70 г. н.э., и стали первыми, кто заключил мир с римлянами после этого. Фарисеи были также ответственны за составление Мишны, важного документа, описывающего дальнейшее существование иудаизма после разрушения храма.

Иисус во многом упрекал и фарисеев, и саддукеев. Возможно, лучший урок, который мы можем получить от них, заключается в том, чтобы не быть похожими на них. В отличие от саддукеев, мы должны верить всему, что говорит Библия, в том числе о чудесах и загробной жизни. В отличие от фарисеев, мы не должны придавать преданиям равные права с Писанием и мы не должны допустить, чтобы наши отношения с Богом были сведены к законническому списку правил и ритуалов.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Фарисеи (по одно из этимологий: евр. перушим - отделившиеся) были представителями самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи. О них впервые говорит евангелист Матфей (3:7-9). Отсутствие упоминаний их в Ветхом Завете дает основание предполагать, что эта секта зародилась значительно позже заключения канона священных ветхозаветных книг (сер. 5 в. до Р.Х.). Убедительно предположение некоторых исследователей, рассматривающих фарисейскую секту как ответ на эллинизм - тенденцию к культурно-историческому синтезу среди народов Средиземноморья. Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356 - 323 до Р.Х.). Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев - первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.).

Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей.

Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» (Вт. 4:2). Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3); «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагонах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:42-44). Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим людям выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Чудеса Господа, учение Его, поражавшее народ нравственной высотой, кротость - все вызывало у представителей этой секты ярость. В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились вместе с саддукеями Его распятия.

Лучшие представители фарисеев, имевшие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами: апостол Павел, праведные Никодим, Гамалиил и другие.

Господь наш Иисус Христос предостерегал Своих учеников от закваски фарисейской (Мф.16:11). Фарисейство как духовное состояние представляет опасность для всякого верующего. Оно начинается тогда, когда человек, совершая молитву формально, устами, а не сердцем, по привычке, считает, что он угождает Богу. «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни - война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с.15). Духовная гордыня, уверенность в своей праведности, показное благочестие и лицемерие - все это фарисейство. Святая Церковь в борьбе с опасностью впасть в это состояние предлагает пример кающегося мытаря. С его смиренной молитвы начинается наше ежедневное утреннее правило: «Боже, милостив буди мне грешному».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: