Савва освященный израиль. Путешествие по иудейской пустыне в монастырь мар-саба

Говорят, что перед Новым годом сбываются заветные мечты. Но сбываются они, если сначала очень захотеть, потом уговорить
того, кто может помочь мечту осуществить и организовать это осуществление, и еще приложить самой определенные усилия
по этому поводу, и вот, о-ля-ля, мечта сбывается.
Мечты бывают самые разные, но у меня мечты, зачастую, направлены в сторону путешествий и поездок. И вот, 28.12.13 осуществилась
одна из таких мечт! Мы побывали в монастыре Мар Саба, одном из самых красивых, вернее, самом красивом и самом труднодоступном
монастыре Израиля, монастыре отшельников, который находится в средней части долины Кидрона в Иудейской пустыне.


Дело в том, что монастырь Мар Саба существует на протяжении последних 1500 лет. Тот облик, который он имеет сейчас, он принял
в 1840-х г. благодаря стараниям правительства России.
Лавра преподобного Саввы лежит на юго-восток от Иерусалима в 14 км в продолжении Кедронской долины, сворачивающей к Мертвому
морю. И туда водят народ пешком... Вот, например Миша Кучер - nehag_sus предлагает пройти пешком не четырнадцать,
а восемь-десять километров в одну сторону... Мар-Саба с Кучером (облегченный вариант) .
Я бы пошла на эту экскурсию с огромным удовольствием, мне очень нравятся Мишины экскурсии... Возможно, что я бы и прошла это
растояние туда, но обратно... Если учесть то, что эти километры нужно идти по весьма пересеченной местности...
Поэтому, когда появилась возможность поехать до спуска и подъема к самому монастырю на джипах, мы с sergey_il тут же за
нее ухватились. Сразу добавлю. Поездка была разовая и не мной организована, поэтому я не могу, к сожалению, ее рекомендовать.
Из Хайфы мы приехали в Маале-Адумим. Там пересели в джипы и отправились сначала к горе Мунтар

Сам монастырь знаменит не только своей потрясающей воображение архитектурой, но и десятками легенд и тайн, окутывающих мраком
1500-летнюю историю монастыря. Так же немало легенд и тайн хранят и окрестности монастыря.

Цитаты из интернета.
"Это сооружение, возвышающееся над глубоким каньоном ручья Кидрон, является пожалуй одним из самых грандиозных памятников Иудеи.
Громадный, напоминающий крепость монастырь, в котором когда-то проживало более тысячи монахов."

"Именно про него писал Бунин: "Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской".
По-арабски вади называется ан-Нар, что значит "огненный"".

Воспользуюсь эссе Кучера для рассказа о некоторых тайнах и легендах монастыря и подробностях его окрестностях.

А еще нам на обратном пути встретились верблюды. Фотографировала из джипа.

Вскоре мы приехали к нашему автобусу, поели и поехали в Хайфу. С погодой нам здорово повезло. Обещанный во второй половине дня дня дождь пошел
где-то на подъезде к Хайфе!
Вот такой это был день сбывшейся мечты.

Сегодня у нас поездка вглубь самой маленькой пустыни мира - Иудейской, - для знакомства с самым, как некоторые считают, красивым монастырем Израиля.


1. Я несколько раз обращался к профильным форумам и к поиску в интернете, но толквого описания "как попасть в Мар Сабу" не нашел. Суть всех советов (в том числе ЛП) сводилась к "бери в Вифлееме такси и езжай". Расценок на такси тоже толком никто назвать не мог. Неудивительно: монастырь находится в "зоне А" (то есть под полным контролем палестинцев), въезд в которую израильтянам запрещен под угрозой тюремного заключения (причины такой строгости очевидны: см., например, линчевание в Рамалле). Кроме того, все опрошенные писали о сверхмалом количестве машин и длинной пустынной дороге в районе монастыря. Результат оказался прозаичнее: от Вифлеема до монастыря около 15 км, большинство из которых проходит в плотной застройке Бейт Джалы и Бейт Лехема, и лишь на финальных 5-6 км, за деревней Убейдия, дорога вьется по холмистой пустыне. Издалека монастырь видится как заброшенные башни. Кто бы мог подумать, что под башнями скрывается такая красота.


Такси можно взять в Вифлееме прямо от конечной арабского 21-го автобуса. Сразу на выходе из автобуса к нам подскочила группа таксеров в надежде отвезти нас на Мангер. После слов Мар Саба остался один самый настырный. Он показал фото церкви Рождества (!), назвал ее Мар Сабой и предложил отвезти нас туда за 250 шекелей (заодно посетовал, что литр бензина в Палестине стоит 70 шекелей, - на самом деле всего 6 с копейками, на шекель дешевле, чем в самом Израиле). Мы растолковали, как сильно он ошибается и сторговались на 150-ти с часовым ожиданием у Саввы и возвратом не сюда, а на Мангер. Вероятно, можно было доторговаться до 120-130. Таксиста звали Ибрагим и, как это обычно и бывает на Ближнем Востоке, почувствовав знание предмета и договорившись о цене, дальше он ничуть не смущался своей первоначальной лжи, а наоборот пытался продвинуть свой английский.

2. Мар Саба (по-арабски) или Лавра Саввы Освященного (по православному канону) основан в конце 5 века, и на сегодня это старейший постоянно обитаемый монастырь. В центре монастыря находится часовня, возведенная поначалу над мощами основателя лавры преподобного Саввы. Позднее, уже в XX в., мощи поместили в Благовещенском соборе (на снимке за часовней. Кроме них в лавре особо почитаются мощи Иоанна Дамаскина.


Надо сказать, что именно в Мар Сабе и именно Саввой был впервые введен в обиход Иерусалимский канон - устав, по которому сейчас совершаются все богослужения в православных церквях.

3. Женщинам вход в монастырь запрещен (они могут войти только в Женскую башню у ворот монастыря). Да и мужчинам непрост - недавно условия посещения еще более ужесточили:

4.Архитектурно суть монастыря состоит в следующем: все постройки расположены на почти вертикалной стене ущелья Кедрона. Того самого, что отделяет Старый город Иерусалима от Масличной горы.

5. У ворот мы встретили группу американцев в гидом-евреем (да, иногда они все же прорываютя сюда на джипах, используя дальние объезды по пустыне). Я уточнил, можно ли перейти на другую сторону каньона.
- Это не очень просто. Для начала там воняет. Это не совсем река, это слив нечистот из Иерусалима и Вифлеема. Ну и крутой спуск и подъем. Но перейти можно.
Через 15 минут мы были на другой стороне, наслаждаясь изумительной панорамой Мар Сабы.

Панораму не портит ни один столб и ни один провод: в обители никогда не было электричества. Сейчас здесь живут 20 монахов, по слухам среди них есть один русский.

6. Начиналась лавра как отшельническая пещера на берегу тогда еще полноводного Кедрона. Через некоторое время к Савве стали стекаться ученики, и позже Иерусалимский патриархат разрешил им возвести на этом месте церковь. А всего Савва основал в долине Кедрона девять монастырей. Если бы не сложная ситуация в Палестине, каньон Кедрона мог бы быть одним из лучших полигонов для хайкинга:

В следующей части планируется собственно Вифлеем. Оставайтесь на связи:)

February 2nd, 2014 , 03:57 pm

Преподобный Савва Освященный

Начал свою подвижническую деятельность с 8-летнего возраста. Юношей добывал себе пропитание плетением корзин. Затем, когда к нему стали стекаться другие ревнители пустынножительства, преподобный Савва в нескольких километрах от Иерусалима основал обитель, которая впоследствии стала знаменитой Лаврой Саввы Освященного . Будучи настоятелем обители, преподобный Савва написал первый Устав последования церковных служб, известный под названием Иерусалимский Устав, принятый во всех палестинских монастырях . Святой отличался прозорливостью, его молитвами совершались чудеса.

Преставился ко Господу в 532 году .

Преподобный Савва Освященный родился в V веке, в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого. Но преподобный Евфимий (память 20 января) направил святого Савву к авве Феоктисту, настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом . В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта) Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна, их память 8 февраля . А в усыпальнице мощи святого Саввы в гробнице из стекла.


Мощи святого Саввы в стеклянной гробнице

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году.

На месте где был похоронен святой Савва, ныне стоит построена усыпальница.

Великая Лавра святого Саввы Освященного

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания , в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного , крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен . Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню », которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва .

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы , сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

Монастырь неоднократно подвергался разорению.


В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 г.

В 786 г. бедуины, после месячной осады, взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены, либо поруганы, а монахи поголовно вырезаны.

В 1187 г. после завоевания Иерусалимского королевства Саладином лавра св. Саввы опять серьезно пострадала, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.

Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры.

Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясения 1837 г.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет и ни когда не было электричества, не работает сотовая связь . Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники и России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.


Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое , поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских. В 8 веке в лавре проживало аж до 5.000 иноков !!! . Настоятелем лавры является сам Иерусалимский Патриарх.


Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень .


Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.


Мощи Св.Саввы.

В Крыму, на Украине, тоже есть большой монастырь освящённый в честь Святого Савы Освященного и находится он в Мелитополе .

Монастырь Саввы Освященного - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, расположен на территории Западного берега , в Иудейской пустыне, в долине Кидрон.

Все больше российских православных христиан посещает Святые места не только на родине, но и по всему миру. Особенно привлекает паломников Святая Земля Израиля. Каждый верующий считает своим долгом собственными глазами увидеть и , и . Иногда в стандартный пакет услуг операторов входят Назарет, место Крещения на Иордане, . А множество менее известных святынь остаются «за кадром».

Знаете ли вы, где находится монастырь Саввы Освященного? Неудивительно: отдаленные от Иерусалима Святые места куда менее популярны у операторов и экскурсоводов. Этакое «христианство в шаговой доступности». Нет прямого туристического автобуса, и паломники лишаются возможности прикоснуться к уникальной святыне. Хотя она и находится на земле, подконтрольной израильским, а не арабским властям.

Но мужской монастырь Саввы Освященного в Израиле заслуживает не простого, а пристального внимания православного христианина. Ведь это древнейшая монашеская коммуна и самая большая обитель в Иудейской пустыне.

Пять жизней Лавры.

Долина Кедрон по-арабски зовется «вади ан-Нар» — «пустыня огненная». Здесь, совсем недалеко от Иерусалима и еще ближе к Вифлеему, и находится Лавра Преподобного Саввы Освященного.

Еще в XII веке игумен Даниил, повествуя о своем паломническом путешествии, написал, что эта обитель- чудо Божье, и описать ее устройство словами невозможно. Удивительно и жутковато читать это, глядя на нынешние фото. Слова Даниила словно вчера написаны. Среди вечных, выбеленных солнцем скал и холмов рукотворная постройка — Лавра Св. Саввы Освященного выглядит естественной частью пейзажа. Вот оно - единство творящего человеческого духа и Духа Божия.

Пещера отшельника.

История монастыря началась с подвижничества одного человека.

Во второй половине V века на это место, где были лишь высохшее русло реки, камни, небо и Бог, явился сорокалетний инок Савва. Прозванный братьями во Христе «молодым старцем» за длительное монашеское служение и беспорочную жизнь. Поселился в пещере, которую раньше узрел в пророческом видении. Питался травой, пока Бог не стал посылать ему пищу через людей.

Эта пещера — первый скит Лавры Саввы Освященного сохранилась. Она отмечена крестом и буквами А и С. Ее площадь всего лишь - 5,5 х 3,2 м, и 2,7 м высотой. Там нет ничего, кроме грубой каменной скамьи (должно быть, подвижник и спал на ней) и полукруглой ниши для молений, выбитой в скале.

Видео снято дроном

Монастырь Саввы Освященного — Город в пустыне.

Вдохновленные примером праведника, в ущелье возле мертвого потока стали приходить люди, жаждущие подвига духовного. Обживали другие пещеры, молились денно и нощно, и вместе с Саввой, и келейно. Воды не хватало на всех! Но как сказано в тропаре Савве, он слезами возделал бесплодную пустыню.

В видении подвижнику явлено было место, где под землей скрывалась вода. Другое видение огненный столп - указало на удивительную обширную пещеру, словно предназначенную для того, чтоб все братья могли собраться там на молитву. Так появилась первая церковь. И монашеское поселение начало свою историю уже как монастырь Саввы Освященного. Здесь он создал Иерусалимский богослужебный Устав, который используется при православных богослужениях и поныне.

Расцвет монастыря.

К концу своих дней Савва успел увидеть 5 000 своих духовных детей: столько иноков тогда проживало с ним рядом.

Игумен Даниил сравнил кельи обители с небесными звездами — сравнение говорящее, ведь для человека того времени звездам нет числа!

При жизни Св. Саввы монастырь строился и украшался церквями. В 491 г. выросла церковь св. Николая Мирликийского. Чуть позже братья-иноки Геласий и Феодул Исавры задумали и принялись воплощать в камне собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Завершил богоугодное дело Юстиниан Великий. Любопытная деталь: на царских вратах в алтарной части собора изображены не традиционные четыре евангелиста, но святые Савва Освященный, Иоанн Безмолвник, Харитон Исповедник и Евфимий Великий.

На месте руин одного из древних храмов уже в 70-е гг. XX в. игумен Серафим выстроил церковь Собора святых Архангелов.

Всего же на территории Лавры 9 церквей.

Сохранившиеся скиты.

Сейчас можно видеть сохранившиеся скиты:

  • Из самых древних - скит на восточном склоне ущелья.
  • На втором «этаже» — келья Иоанна Безмолвника, почти треть ее - апсида для молений с фрагментами фрески, изображающей трех Вавилонских отроков. Лица мальчиков варварски затерты завоевателями.
  • Пещера Ксенофонта.
  • Скит Иоанна.
  • Башня Аркадия. Возле пещеры, относительно обширной по сравнению с кельями Саввы и Иоанна, позже выстроили башню, от которой осталась лишь восьмиметровая кладка.
  • В одной из пещер жил знаменитый Иоанн Дамаскин. В Лавре он постригся в монахи, здесь прожил полвека и написал свои «Три защитительные слова в поддержку иконопочитания». Вызвавшие бурю в восточном христианском мире, склонявшемся к иконоборчеству.

Крепость .

Юстиниан I, оказывавший покровительство Лавре, сам был отличный военачальник. Он знал, что если молитва и спасает от меча, то в крайне редких случаях. Именно по его указу вокруг монастыря встали крепкие крепостные стены и появилась сторожевая башня, названная Юстиниановой. Византийский властитель словно предвидел грядущие бедствия, грозящие мирной пустынной обители.

В ходе Ирано-Византийской войны кровь христиан залила весь Ближний Восток. Пострадала и Лавра Саввы Освященного. Израиль изнемогал от персидского нашествия, в 614 году был захвачен Иерусалим. А на отдаленную обитель среди пустыни напали уж точно не из религиозных или стратегических соображений. Тут сыграл роль миф о невиданной роскоши христианских монастырей. Пришли за сокровищами, не ведая, что здешние насельники не копят богатств на этом свете. Запыленные камни, потертые рясы да добродетели - вот и все достояние монахов.

Завоеватели от души выместили свое разочарование на беззащитных иноках, у которых не было ничего, кроме чуждого персам имени Христа на устах. 44 монаха были зверски убиты, а кельи их осквернены.

Тогда же погиб и оригинальный, написанный самим Св. Саввой список Иерусалимского Устава.

Арабское завоевание.

Арабское завоевание Палестины 634-638 тоже принесло немало бед. Халифату не было ни малейшего дела до разбойничающих бедуинских племен, которые с удовольствием грабили и убивали всех, носящих крест.

Больше века спустя, в 786 г., история 614 года повторилась с вариациями. На этот раз бедуины осадили Лавру Саввы Освященного. Мирная крепость держалась месяц и не сдалась, но была взята штурмом. Снова святыни обагрились кровью монахов и почернели от огня. И если б не помощь Константинополя, монастырь так и остался бы среди пустыни мертвым памятником собственным монахам.

В 1187 г. Иерусалим был завоеван султаном Салах ад-Дином, и все храмы города превратились в мечети. Но упрямая Лавра в пустыне - полуразрушенная и потерявшая множество своих иноков, так и осталась христианской обителью.

Жизнь Вечная.

Крепость, хранимая не только стенами, но и верой, иначе не скажешь. И все же слова о том, что монашеская жизнь здесь никогда не прерывалась, звучат неточно. Около 1440 г. Лавра была оставлена насельниками, которых измучили бесконечные бедуинские набеги, и около сотни лет стояла пустой. Османское правительство Сулеймана II позволило вновь заселить монастырь Саввы Освященного и подтвердило свое решение охранными грамотами. С тех пор обитель пережила еще один разрушительный набег бедуинов в 1834 и землетрясение в 1837 гг. В 1840 на средства государства Российского разрушения были устранены, а стены укреплены контрфорсами.

Часовня, она же усыпальница Св. Саввы, стоит посреди огромного двора с погребальными локулами (нишами для захоронений).

Православный христианин знает: часовня строится не только для молитв, но и для памяти о каких-то событиях, за которые хочется поблагодарить Бога. Здесь их шесть.

Самые примечательные из них:
Гробница Св. Саввы (VII в) не всегда хранила его мощи: в 1256 г. Они, благодаря крестоносцам «отправились в путешествие» в Венецию, и вернулись в Лавру лишь через 710 лет. Теперь они покоятся в Благовещенском соборе. А в часовне с древности хранятся мощи и главы безымянных монахов, погибших в 614 г.

Часовня Симеона Столпника - за воротами монастыря. В Женской башне отличается крайним аскетизмом. Голые стены и ничего, кроме алтаря.

Здесь же нашли вечное упокоение Св. Иоанн Безмолвник и Св. Иоанн Дамаскин, Св. Феодор Эдесский и сын его Михаил, Св. Афродитиан и множество других. «И инии мнози святии ту лежат», по словам игумена Даниила, который, напомним, побывал здесь в XII веке.

Монастырь Саввы Освященного Сегодня.

Времена изменились, и сейчас, хоть размеры монастыря и впечатляют, живых иноков в нем уже не 5 000 и не 1 000. Куда меньше, чем «вечно живых», а именно - 15 монахов и 2 послушника. Это не удивляет! Жизнь здесь по-прежнему трудна и аскетична. В монастыре никогда не было, нет сейчас и предположительно никогда не будет электричества (пользоваться можно лишь фонариками на батарейках), отсутствует сотовая связь. Время тут византийское, определяемое ходом солнца. Исповедуются и готовятся к Святому Причастию не формально. Исповедует всех игумен монастыря - архимандрит Евдоким. Он популярный духовник, к нему нередко обращаются за исповедью не только монастырские братья, но и священники из окрестностей.

Авторитетом в православном мире заслуженно пользуется не только игумен, но и братья монастыря. Важнейшее христианское богослужение, литания Святого огня в храме Гроба Господня, неизменно совершается с участием братьев Лавры.

  • На такси.
  • Пешком , если любите долгие прогулки и не пугают погода, пустынная местность и пыльные дороги. Идти нужно из поселения Кедар-Даром (оно расположено южнее Маале Адумим) около 8 км. Если у вас есть карта, сверяйтесь с ней. Если у вас есть проводник, учтите замеченную кое-какими туристами особенность: израильтяне на карте и Иерусалим вряд ли найдут, они предпочитают объяснять расположение чего угодно словами, на пальцах и как угодно еще, поэтому учитесь читать карту сами.
  • Учтите, что путешествие на машине небезопасно для граждан Израиля: да, подход к монастырю находится на их земле, но вот сама дорога проходит мимо арабских деревень.

    Добирались мы к известному монастырю преподобного Саввы Освященного по каменистой Иудейской пустыне на машине.

    6

    8


    Я люблю пустыни. Объять необъятное... xотя Иудейская пустыня — самая маленькая в мире. Для меня пустыни нескучны. И маленькие, и большие.

    Этот монастырь — самый труднодоступный в Палестинах. Находится он в 14 км на юго-восток от Иерусалима.

    Говорят, сейчас паломники (группы с гидом) ходят и пешком эти километры. Я не знала, или тогда такого не было, когда я была там, a то бы я пошла, долго не раздумывая.

    Хотя, знаю, что дорога там, по пустыне, нелегкая. Дорога пролегает через арабские селения. Лежит монастырь в зоне Западного берега реки Иордан.

    Монастырь святого Саввы расположен в котловане, в пустынном разломе

    4


    (сразу и не увидишь сами монастырские строения). Он — в глубине Иудейской пустыни, у Кедронского потока.

    3

    Кедронская долина со своим известным потоком тянется сюда от Старого города Иерусалима. И — к обители святого Саввы. А далее — к Мертвому морю.

    Существует монастырь Саввы Освященного более 1500 лет. Известна точная дата его основания — 484-й год.

    5


    4


    У укрепленных стен этого монастыря я была дважды. Но только у стен, которые не пускали меня внутрь. Внутрь, на территорию монастыря, женщинам вход закрыт. Сюда никогда не ступала женская нога.

    По приезде мужчины пошли осматривать монастырь, а мы, женщины, остались их ждать у монастырских стен.

    3

    Монах, который нес послушание у ворот, вынес нам кофе, чай, монастырские сухарики (вку-у-у-сные!). Потом он вынес нам (поклониться-приложиться) ковчежец с частицами мощей святых,


    12-ти святых подвижников, среди них — частицы мощей Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, святых целителей Иоанна и Кира.


    Затем вынес масло от лампадки, что у мощей преподобного, и флакончики святой воды из источника преподобного Саввы.

    А потом он вышел к нам еще раз, подошел ко мне и молча протянул два листочка от какого-то дерева, молитовку на русском языке и маленькую иконку преподобного Саввы. Глаза у монаха были такие теплые, добрые и ласковые. Никогда не забуду их…

    Я растерялась, не понимая, почему мне он дает все это, а не кому другому. Вопросительно обвела людей взглядом и тут одна женщина из нашей группы сказала мне:

    «Бери. Эти листики — с финикового дерева, которое растет на месте дерева cв. Саввы, его дерево. Это — чтобы детки были».

    Я удивилась уже вслух:

    «Но у меня уже взрослые дети и не намечается других…»

    И хватило у меня ума не передать все, что получила от монаха, кому другому. А желающие были.

    Я тогда, стоя рано утром у ворот монастыря cвятого Саввы, не знала, что у меня той ночью умерла моя мамочка и через два года у меня (вернее, у моей дочери, а значит, у меня) родится долгожданный мальчик.

    Я дочери тогда по приезде отдала все, что получила от монаха. И верю в то, что именно преподобный Савва помог нам обрести наше солнышко, нашего Левушку.

    Тогда мы, помню, писали записочки-требы за здравие своих родных и близких и передали их тому монаху. Я заказала Сорокоуст о здравии моей мамы, чтобы 40 дней читали монахи на церковных службах в этом монастыре. Ее уже не было в живых, а я — о здравии…

    Потом, когда узнала эту горькую весть, я спрашивала монахинь на Елеоне, где жила среди них 2 месяца, весь Великий пост, что я о здравии мамы подавала, а мамы уже не было тогда в живых… Они мне отвечали:

    «У Бога все живы, Лена».

    Никогда не забуду, как тяжело мне было, когда узнала о смерти моей мамочки. Очень плакала, сильно переживала, винила себя, что отключила мобильник в монастыре в дни Великого поста и узнала о ее смерти только на 9-й день, когда ее уже похоронили.

    Монахини утешать умеют по-своему. Они мягко, сочувственно сказали:

    «Лена, Господь знает, кого приставить к телу умершего, а кого — к его душе. Тебя Бог к душе твоей матушки определил. А значит, не лей слезы, а иди ко Гробу Божьей матери и молись там, читай кафизмы. Каждый день до ее 40 дней по смерти читай».

    «Ты только подумай, как много людей хотели бы побывать на Святой земле и далеко не у всех получается приехать сюда. А ты вот и не мечтала, и не планировала, а оказалась здесь. Господь дал тебе это. Значит, это надо тебе и душе твоей покойной матушки. Благодари Бога.»

    И еще в утешение мне монахини сказали тогда:

    «Когда у нас умирают близкие, нас обычно не благословляют ехать на похороны в другую страну. Матушка говорит молиться здесь, на Святой земле, так больше пользы будет и душам умерших, и своей душе».

    Матушка игуменья благословила меня ходить ко Гробу Божьей матери каждый день, пока я оставалась на Святой земле, и читать кафизмы в память о маме. Я так и делала. Ходила и читала. Каждый день. По 3-4 часа.

    Монахи-греки, служители на Гробе, узнавали меня, подставляли мне низенькую скамеечку, чтобы хоть как-то помочь мне. Кафизмы можно читать сидя, их еще называют «сидальни».

    По прошествии лет я поняла, что тогда это было не просто посещением новой страны, но серьезным путем к Богу. И путь этот мне дал Сам Господь. Я поняла, что тот приезд нужен был не только мне, но и моей маме.

    Пусть паломничество, которое я совершила в Иерусалим земной, станет паломничеством, которое моя мама совершила в Иерусалим Небесный.

    Я верю, что она тогда была со мной, ходила моими тропами, стояла со мной на службах в храмах. Всегда была там рядом со мной. И мы обе возрaстали с ней духовно. И у великих стен великого монастыря преподобного Саввы Освященного моя глубоковерующая, воцерковленная, православная мама стояла рядом.

    6


    Астрально, как сейчас говорят. Не люблю я, правда, это слово. Я просто верю, что она была там, на Святой земле, всегда со мной.

    Мы с женщинами, ожидая мужчин из нашей группы, ушедших в монастырь, сидели у каменной стены и читали вслух Житие Саввы Освященного. Места там очень намоленые. Воздух пропитан молитвой. Каждое слово до Господа доносится.

    Монастырь Саввы Освященного — самый строгий православный монастырь в мире, не только в Палестинах.

    4


    Один афонский монах из монастыря Зограф, отец Кирилл, с которым я познакомилась на Пасху на Елеонской горе и разговорилась, сказал мне, что даже на Афоне не так строго в монастырях, как здесь.

    В Монастыре святого Саввы монахи в основном молчат. Молчальники.

    Пищу здесь вкушают только один раз в сутки. Сухоядение. Сыроедение. В субботу и воскресенье — два раза.

    По своему монастырскому уставу никогда не едят яблок (вот уже много веков такое правило), помня, что через этот плод враг-искуситель соблазнил первого человека, Адама.

    Службы здесь совершаются ночью по 6-7 часов.

    В этом монастыре никогда не было и сейчас нет проведенного электричества, а значит, и других «благ» (не удержалась, закавычила) цивилизации, как то мобильные телефоны, интернет.

    Живут в этом монастыре по библейскому исчислению времени (день — от одного заката солнца до другого. День разделяется на 3 части: утро, полдень, вечер, как-то так).

    Именно в этом монастыре был создан Иерусалимский богослужебный устав, который используется и по сей день и не только здесь, но и принят всеми палестинскими монастырями. Устав — Типикон.

    Монастырь Саввы Освященного — самый крупный в Палестинах. Как он выглядит сейчас, так он выглядит с 40-х годов позапрошлого века, благодаря старанию и деньгам Царской России.

    2


    За монастырем св. Саввы следуют палестинские монастыри cв. Георгия Хозевита и Феодосия Великого.

    3


    По старшинству, что ли, по величине.

    Монахи монастыря преподобного Саввы Освященного всегда участвуют в совершении литании (специального молитвословия) перед схождением Благодатного огня в Храме Гроба Господня.

    Настоятель монастыря святого Саввы — сам Иерусалимский патриарх Феофил 3-й (141-й Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона).


    а управляет монастырем назначенный им архимандрит с 2-мя помощниками.

    Монастырь относится к Иерусалимской православной церкви.

    В монастыре подвизаются два десятка монахов. А когда-то, во времена преподобного Саввы, в 5-м веке, насельников было 5 тысяч… 5-й — 6-й века — золотые века монашества.

    В этом монастыре духовно возросли более 20 святых, которые почитаемы православной церковью. Могу назвать здесь несколько известных насельников, подвизавшихся здесь в разное время, в разные века.

    Это — cв. Иоанн Дамаскин, 8 век (составил свое нетленное творение — Пасхальный Канон, он 50 лет жил в этом монастыре), cв. Андрей Критский (составил Великий Канон, читаемый Великим постом), cв. Кирилл Скифопольский (биограф и историк монашествующего движения), cв. Савва Сербский, cв. Иоанн Молчальник, cв. Филумен Святогробец, cв. Феофан Затворник (переводил древние книги).

    Здесь же жил полтора года в начале 12-го века русский игумен Даниил, паломничавший по Святой земле. Он оставил свои замечательные записи-воспоминания:

    «Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обеим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены».

    Вот так красиво о страшном писал игумен Даниил.

    Почему о страшном?

    Во-первых, по преданию, когда наступит Страшный суд Господень, потечет здесь, в долине Кедронской, река Огненная.

    А еще в том месте приготовляли сыны Израилевы «козла для отпущения»

    «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Ветхий Завет, 3-я книга Моисеева, гл. 16, 21-22)

    Уже ближе к нашему времени писатель Иван Бунин сказал: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской»

    Снова звучит слово «страшная»…

    Именно сюда пришел святой Савва и поселился здесь один в пещере, а потом уже на этом месте с собравшейся братией построили большую, великую лавру.

    И боролись здесь Божьи люди веками против темных сил. Борятся и сейчас.

    А теперь пора настала рассказать о самом святом Савве.

    Основатель этой древнейшей лавры,

    2


    преподобный Савва, родился в 439 году в Каппадокии от благочестивых родителей — Иоанна и Софии. Когда ему исполнилось только 8 лет, ушел в монастырь. Господь призвал. Своя воля тут ни при чем. Своя воля в монастырь не ведет. Только Божья. Монашеский постриг св. Савва принял в 17 своих лет.

    Наставником, духовным отцом его был Евфимий Великий, который называл его отроком-старцем. Наставник чувствовал быстрое духовное возрастание своего духовного чада. Старец Евфимий Великий заботливо воспитывал отрока в высших иноческих добродетелях.

    Когда св. Савве исполнилось 30 лет, он получил благословение наставника быть в затворе 5 лет. Это значит, он покидал свою пещеру только по субботам, чтобы пойти в монастырскую церковь на службу. Только пещера, молитвы, возносящиеся к Богу, строгий постоянный пост и — ни души рядом. Tак — 5 лет.

    Когда духовный отец монаха Саввы Евфимий Великий отошел ко Господу в 473-м году, монаху Савве было 34 года.

    Простившись с почившим учителем, cв. Савва пошел в Иудейскую пустыню и встретил там Ангела, который указал ему пещеру, где ему быть. Он поселяется в отшельнической пещере у Кедронского потока.

    3

    Но долго быть одному ему не дали. К нему стал идти народ, иноки, которые искали учителя, наставника себе. Они выбрали Савву. И основали со временем Великую лавру.

    Вообще чем отличается лавра от монастыря?

    В лавре монахи жили уединенно в своих отшельнических пещерах, встречаясь вместе только на совместную церковную службу по субботам и воскресеньям. И в лаврах было гораздо больше иноков, нежели в монастырях. В лаврах иноков и монахов было от тысячи и до пяти тысяч, как было у преподобного Саввы Освященного к концу его жизни.

    В общежительных монастырях (киновиях) монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали молитвы с ручным трудом (занимались разным ремеслом).

    Были и анахореты, которые вели еще более строгий образ жизни, чем лаврские отшельники.

    Они большую часть жизни жили в затворе в пещере, уйдя полностью от мира и истязая свою плоть постоянным, непрекращающимся постом и суровым воздержанием. Их кельи были кругом разбросаны в ущельях у Кедрона.

    1

    Во времена святого Саввы был расцвет монашества и устраивались в основном лавры. Было много анахоретов.

    Немного сейчас отвлекусь от своего рассказа.

    Посмотрите на это фото, на 3 машины там, наверху горы.

    С той стороны открываются интересные виды на монастырь св. Саввы. Это — с другой стороны, не с той, где мы под"ехали к обители, к стене ее.

    Нам, женщинам, не надо было отпускать нашего шофера внутрь монастыря вместе c мужчинами, а пусть бы поднял нас на машине в горы, по холмам. Мы, бедные женщины, хотя бы фото получили больше и радости глазам нашим. Но, как говорится, хорошая мысля… да-да, приходит опосля.

    Продолжу свое повествование.

    Первой постройкой в лавре Св. Саввы Освященного была пещерная церковь.

    Сейчас на территории бывшей лавры, а ныне монастыря cв. Саввы стоит 9 церквей.

    Я о них расскажу немного, но не подробно, потому что иллюстрировать эти церкви мне нечем. Фотографий у меня из монастыря нет. Как же плохо быть женщиной! Нас, греховных существ, в хорошие дома (то бишь, монастыри мужские) не пущают…

    Итак, есть 9 монастырских храмов, но я здесь расскажу только о некоторых.

    1. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон, т. е. главный храм).

    Строили его в 494-501гг братья Геласий и Феодул Исавры.

    Император Юстиниан 1-й поддерживал и много помогал лавре. При нем завершилось строительство кафоликона и построены укрепленные монастырские стены и дозорная башня. Она так и называется «Юстинианова башня». Это — самая высокая точка монастыря.

    1

    2


    Мы уже знаем, что ни одна женщина ни в какие века существования этой лавры не допускалась внутрь лавры, будь та женщина даже матерью самого преподобного Саввы.

    Для своих матерей, сестер монахи со временем и построили эту Женскую башню,

    Думаю, эти женщины были счастливы.

    Видите, какая разница между нами, современными женщинами, и ими… Между нами — пропасть.

    Хотя, знаете, я и до этого не раз думала, как бы вот я отнеслась к такому, если бы мой старший внук стал православным монахом.

    Спокойно отнеслась бы, с пониманием и, думаю, даже с душевной радостью.

    Грязь вокруг в нашем мире возрастает и возрастает, а молитвенников за этот мир и за нас, грешных, все меньше и меньше сейчас.

    Знаю, что путь монашества мой внук не выберет, хотя… пути ведь Господни неисповедимы. И никто не знает, что будет завтра.

    Слава Богу, что сегодня он искренно верит в Бога и живет по заповедям Божьим. Хороший он у нас мальчик. Добрый, честный, отзывчивый, надежный, верный. Слава Богу за все!

    Но я отвлеклась. Продолжу рассказ о главном храме монастыря св. Саввы.

    Собор Благовещения, кафоликон, был отремонтирован в 6-м веке.

    Собор этот однонефный, с одним куполом, каменный. Собор перекрыт крестовыми сводами. Длина храма — 27 м. С западной части имеется притвор. Один-единственный купол опирается на 6 колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен франтоном с греческой надписью — «Святая лавра Саввы Освященного»

    В этом главном соборе в стеклянной раке почивают святые нетленные мощи преподобного Саввы.

    Он почил в 532-м году в возрасте 94-х лет.

    В алтаре храма есть мощи других святых.

    2. Церковь Софии (матери Св. Саввы).

    3. Церковь собора святых Архангелов (ее построили недавно, в 1970-м, на месте бывшей древней церкви). Храм этот двухэтажный, однокупольный.

    Есть здесь и скиты, и часовни.

    Святые мощи преподобного Саввы почивали здесь, пока крестоносцы не взяли и не увезли их в 1256-м году в Венецию. Католики вернули святые мощи в монастырь только в 1965-м.

    Мощи хорошо сохранились. Святые мощи преподобного, говорят, теплые…

    Много чудес творит св. Савва и после своего упокоения. От мощей святого Саввы происходят и в наши дни исцеления больных, даже онкологических. Так здесь говорят.

    В монастыре сейчас много нетленных мощей. Их так много, что невозможно всех канонизировать. Не знают, с кого начинать.

    Почивших монахов здесь хоронят в специальных склепах. Там нет запаха тления.

    Но вообще процесс захоронения монахов здесь сложный и непонятный современному человеку, и даже, может, страшный. Описывать это здесь я просто не хочу.

    Лучше продолжу рассказ о лавре.

    Больше всего разрушений досталось лавре от врагов — персов в 614-м году.

    Придя сюда, несмотря на укрепленные стены лавры (она смотрится, как крепость),

    Вода из монастырского источника только для питья. И монахам, и паломникам. Для других нужд здесь сооружены цистерны для сбора дождевой воды.

    Святой Савва совершал подвиги и чудеса, но был крайне смиренного мнения о себе, не возвышался.

    Перед своей смертью преподобный собрал все свои последние силы и пошел в Храм Гроба Господня попрощаться на Гробе.

    Вернулся к себе в лавру и мирно почил, отошел кo Господу.

    Я благодарю Господа, что Он дал мне Благодать побывать здесь, в этих святых местах, хотя бы около (не внутри) этой чудной обители, и обрести еще одного горячего заступника и молитвенника перед Господом нашим! Слава Богу за все!

    За то, что стояла у ворот этого монастыря и молилась о моих родных, о моей маме. Молилась о ней, как о живой, не зная, что она тогда умерла уже несколько часов назад… У Бога все живы!

    (Продолжение следует)



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: