Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. "Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего"

"Се, гряду скоро!"

Время второго пришествия Христа всегда волновало и волнует множество людей. Тайна вокруг конкретной даты вызывала много предположений и ошибочных утверждений. Не менее загадочно неоднократное заявление самого Христа о своем втором пришествии: «се, гряду скоро».

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Иисус Христос, Откровение 22:12.

Открытия Альберта Эйнштейна, положившие начало новой эре в познании о материи, пространстве и времени, описаны в его теории вероятности. Но и без его гениального дара мы из собственного опыта знаем, как различно наше восприятие феномена времени. Иногда оно просто останавливается, иногда же мчится с невероятной быстротой. Время относительно – относительно по отношению к нашим мыслям и ощущениям, страхам и опасениям, желаниям и страстям. Что одному кажется слишком долгим, для другого – слишком коротко. Слова «Скоро Новый Год» для детей означают полвечности: для взрослых же, напротив, это значит, что времени для приобретения подарков остается совсем немного и что почти прошел еще один год.

Обещание Иисуса Христа

Так же различны реакции людей на высказывания Библии о том, что Иисус Христос «скоро» опять придет на нашу землю и конец страданиям и злу «недалек». Почти две тысячи лет многие христиане с надеждой и нетерпением ждут этого дня. Апостол Павел, как и первые христиане, страстно ожидал «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Библия. Титу 2:13).

Во все века люди с доверием относились к этому высказыванию и ориентировались на него в своей жизни. В XIX веке, например, десятки тысяч христиан рассчитывали на непосредственное пришествие Христа. Поэтому их назвали адвентистами (от лат. adventus – пришествие). И в настоящее время миллионы христиан верят в обещание Иисуса. Их надежду на Пришествие можно обобщить следующими словами: Второе Пришествие Христа является блаженным упованием верующих и будет величественным завершением дела Евангелия. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным и видимым всему миру. При Его возвращении все некогда умершие истинно верующие люди будут воскрешены. Вместе с истинно верующими, которые остались в живых до момента пришествия Христа, они будут облечены в новые нетленные и славные тела и восхищены навстречу Христу. Нечестивых в этот момент постигнет смерть. Почти полное исполнение большинства библейских пророчеств и само состояние мира свидетельствуют о близости Пришествия Христа. Время этого события не открыто, и потому христиане призваны быть всегда готовыми.

Реальность Второго Пришествия

Но возможно ли рационально обосновать веру в реальное и личное Пришествие Иисуса, как бы убедительно это не было представлено в Библии? Разве тот факт, что наша грешная земля до сих пор существует, не является убедительным противоречием этой надежде? Много лет назад Этельберт Штауфер писал: «Надежда первохристианской общины на скорый конец этого мира была неопровержимо перечеркнута историей. После 1900 лет время, когда первые христиане надеялись на точное исполнение обещания скорого Пришествия, окончательно прошло». Так считают не только неверующие, но и убежденные и мыслящие христиане.

Я очень хорошо помню радиопередачу, транслировавшуюся в 1970 г., в которой утверждалось: «В ожидании апокалиптического скорого Пришествия надежда христиан оказалась на ложном пути. Надежда на Пришествие идет вразрез с реальностью». Эти слова смутили мою тогда молодую веру и вызвали у меня сомнения. Хотя в них не было ничего нового. Как же мне было оправдать мою надежду на Его Пришествие перед моим собственным разумом?

Еще во времена первых христиан было предсказано о таких сомнениях: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (Библия. 2-е Петра 3:3–4).

Надежда на Пришествие неразрывно связана с достоверностью Библии. Тот, кто признает Иисуса своим Спасителем и Господом и верит в свидетельство Библии о смерти и воскресении Христа, может быть уверен в том, что в один прекрасный день Сын Божий, принявший облик человека и вознесшийся во славе, вновь придет на землю. Немыслимо, чтобы Бог, Который никогда еще не изменял Своим обещаниям, просто забыл нас или нарушил данное Им слово. Обещание Иисуса, Его пустой гроб и свидетельства апостолов, которые лично видели и слышали Его, являются тому гарантией1. Иисус жив и Он придет опять!

Все хорошо, что хорошо кончается

Без Второго Пришествия Иисуса во славе и силе весть Евангелия о спасении для мира осталась бы неоконченной симфонией. Наше спасение лишь тогда получит свое завершение, когда наступит конец греху и смерти, когда все будет доведено до совершенства. Без Второго Пришествия не может быть воскресения и преображения смертных в новые нетленные тела, не может быть обновленного неба и обновленной земли, как того обещает Всевышний в Своем Слове2.

Только в тот «последний день» – в день Второго Пришествия Христа – наступит кульминация греховной истории земли. Тогда будет дан последний удовлетворяющий ответ на вопрос о милости и справедливости Божьей3. Вера, которая утратила надежду на окончательное завершение дела Иисуса на земле, – это всего лишь каркас: ему не хватает основного камня, который удерживал бы всю конструкцию. «Вера во Христа без ожидания Его Пришествия – это лестница, которая никуда не ведет и обрывается в пустоте», – сказал Эмиль Брукнер.

Напротив, утверждение Библии о Пришествии Бога в лице прославленного Христа ясно и понятно. Он придет для спасения всех людей, которые Его ожидают4. Умершие верующие будут пробуждены к новой, вечной жизни, живущие на земле верующие преобразятся5, другие же умрут6.

Изменчивая история человечества, испытавшая взлеты и падения, с ее незабываемыми событиями и непостижимыми ужасами, завершится. Измученная планета Земля наконец-то сможет успокоиться. Страданиям, ужасам, несправедливости и смерти придет конец. Воистину, это блаженная надежда!7

Как скоро наступит «скоро»?

Надежда окрыляет. Она придает мужество жить здесь и сейчас, дает потрясающую силу переносить нестерпимое и усиливает стремление к прекрасному «завтра». Такое стремление к будущему и было причиной того, что глубоко верующие христиане не только страстно желали приближения «Дня Господня», но и в какой-то мере пытались подсчетами приблизить его. Отцы церкви (Ипполит Римский), теологи (Иоахим фон Флорис, Мартин Лютер, Иоганн Бенгель) и другие исследователи Библии в равной степени подвергались искушению узнать и передать другим подробности о времени Второго Пришествия. Но разве Сам Иисус не ясно сказал: «О дне же том и часе никто не знает» (Библия. От Матфея 24:36)?

Христианам адвентистам, следовавшим за баптистским проповедником XIX века Уильямом Миллером, который утверждал, что Христос вернется в 1844 году, это предостережение было хорошо знакомо. И все же признаки того времени, которые они наблюдали и верили, что исполняются библейские пророчества8, казались такими однозначными и очевидными, что не было сомнений в Пришествии Иисуса. Конечно, впоследствии они были жестоко разочарованы. Христиане, сформировавшиеся позднее как адвентисты седьмого дня, уже никогда больше не назначали дат Пришествия. И, тем не менее, всегда существовали и все еще существуют люди, пытающиеся приоткрыть завесу будущего и точно определить это неопределенное «скоро». Но делая это, они оказываются на запретной территории. Даже Своим апостолам Иисус однажды сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Библия. Деяния 1:7).

Хотя на последней странице Библии содержится троекратная фраза «Се, гряду скоро!», которая указывает на Второе Пришествие Христа9, никто не может сказать в точности, насколько скоро оно наступит. Точное время Пришествия скрыто от нас, и хорошо, что это так. Заранее знать этот день так же бесполезно, как и знать время своего последнего часа.

Что значит ждать

Что же остается тем, которые верят в Пришествие Христа, но не знают, совершится ли оно в дни их жизни? Как живется ожидающим, если событие, с которым связаны все надежды, не наступает, а долгожданный гость все не приходит? В своей книге «Ждать, ожидать» Лотар Пикулик отличает простое пребывание в замершем состоянии (пассивное ожидание) от целенаправленного стремления (активное ожидание).

Когда в Библии говорится о Пришествии Иисуса, оно всегда связано с настойчивым призывом к добрым делам и активной помощи людям10. Настоящее ожидание Христа верующими не имеет ничего общего с их изоляцией от реального мира; оно всегда содействует служению и добродетели в этом мире. Сведения Священного Писания о последних сбывающихся пророчествах в истории нашей планеты делают христиан свободными для активного участия в деле Евангелия и позволяют проявлять терпение к несовершенному миру до тех пор, пока не придет Иисус.

Для многих это событие наступит неожиданно. Другие же, напротив, едва могут дождаться дня, который принесет решительные перемены. Они страстно желают свободы и справедливости для всех11. Поэтому в любой жизненной ситуации мы должны быть готовы к долгожданному, но все же неожиданному вмешательству Бога в ход мировой истории.

Аврелию Августину приписывается следующее высказывание: «Пришествие Господа любит не тот, кто говорит, что оно находится в далеком будущем, и не тот, кто говорит, что оно непосредственно перед нами: но тот, кто ожидает его с глубокой верой, твердой надеждой и горячей любовью, независимо от того, близко ли оно или далеко».

Иисус Христос сказал: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет»; «Се гряду скоро» (Библия. От Матфея 24:42; Откровение 22:12)!

См. Библия, Деяния 1:9–11; Откровение 1:7, 8, 17, 18.

См. Библия, Откровение 21:1.

См. Библия. Откровение 6:9–11.

См. Библия. Евреям 9:28.

См. Библия, 1-е Фессалоникийцам 4:13–17; 1-е Коринфянам 15:51–58.

См. Библия, 1-е Фессалоникийцам 1:6–10; 2:8; Откровение 19:11.

См. Библия. Титу 2:13.

См. Библия. Даниила 7–12; Откровение 1–14.

См. Библия. Откровение 22:7, 12, 20.

См. Библия. От Матфея 24:45; 25:13-40; 1-е Фессалоникийцам 5:6–8; 2-е Петра 3:11.

См. Библия. Римлянам 8:8–25; 2-е Петра 3:13.

Из журнала: Акцент 07.2014

11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.


  • СE, грzдY ск0рw: держи2, є4же и4маши, да никт0же пріи1метъ вэнцA твоєгw2. (Откр.3:11)

  • Се, гряду скоро: держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего. (Откр.3:11)

  • ¦rxomai taxж: kr‹tei щ ¦xeiw, бna mhdeЬw l‹bъ tтn stЎfanсn sou.

  • Прихожу быстро; держи которое имеешь, чтобы никто взял венок твой.

  • Иду скоро: держи твердо, что имеешь, чтобы никто не забрал венца твоего.

Параллельные места по Синодальному переводу:

  • Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. (Откр.2:10)

Параллельные места по «Цитата из Библии»:
1Кор.9:25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного.
1Пет.5:3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
1Пет.5:4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
2Тим.2:5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.
2Тим.4:8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Иак.1:12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
Иак.5:9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
Фил.4:5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Откр.1:3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.
Откр.22:12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
Откр.22:20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Откр.22:7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
Откр.4:10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
Откр.4:4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
Откр.2:13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
Откр.2:25 только то, что имеете, держите, пока приду.
Откр.3:3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
Соф.1:14 Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!
Свт. Андрей Кесарийский:
«Година искушения» - или имевшее скоро быть гонение на христиан от нечестивых царей тогдашнего Рима, от которого и обещает избавить свой город, или же всемирное гонение верных от антихриста пред кончиною мира. Он обещает освободить от него исповедующих Его чрез разрешение их от земной жизни, чтобы не претерпели они искушений свыше сил. Справедливо говорит: «скоро прииду», так как и в Евангелии сказано, что Господь придет тотчас во «скорой дний тех» (Мф. 24:29). Поэтому предупреждает блюсти нерасхищенным сокровище веры, чтобы не погубить венца терпения.
Киприан Карфагенский:
Исповедание не освобождает от козней дьявола и находящемуся еще в сем мире не доставляет всегдашней защиты от искушений, опасностей, нападений и ударов века. Впрочем, мы никогда не видели впоследствии у исповедников таких обманов, бесчинств и любодеяний, какие у некоторых людей видим ныне, - о чем скорбим и болезнуем. Кто бы ни был исповедник, все же он не выше, не лучше и не богоугоднее Соломона. А Соломон доколе ходил в путях Господних, дотоле обладал и благодатию, полученною от Бога; потом же когда он оставил путь Господень, тогда утратил и благодать Господню. И потому написано: . Господь не угрожал бы возможностью отнятия венца правды, если бы за потерей правды не следовала бы по необходимости и потеря венца.
Августин Иппонский:
Я говорю это о предназначенных к Царству Бога, число которых настолько определенно, что никто к ним не добавляется и никто не отнимается, а не о тех, которые многочисленны. Ведь можно сказать, что они призваны, но не избраны, ибо призваны не по [Его] замыслу. Действительно, определено число избранных, не увеличиваясь и не уменьшаясь, хотя и Иоанн Креститель указывает [на это], когда говорит: сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ведь Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф 3:8-9). Как он показывает, их нужно отсечь, если они не принесут плод, чтобы исполнить число тех, кто обещан Аврааму. Однако яснее говорится в Апокалипсисе: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего . Ведь если другой восхитит, лишь когда первый утратит, то число определено.
Экумений:
Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего . И чего же ты держишься? Очевидно, подлинной любви к Господу, упражняясь в которой до конца, обретешь венец жизни. Ибо плоды победы достаются тем, кто стоит твердо.
Григорий Великий :
Мы должны смотреть… чтобы ум не пал, чтобы он не возвысился. Давайте охранять все, что мы делаем внутри нас без самовозвышения. Ибо, если однажды гниль гордости съест ум сердца, пустая оболочка внешнего вида быстро падет. Но мы должны знать, что, хотя о некоторых сказано, что они получат силу твердо стоять, когда другие падут, число избранных является фиксированным и определенным. Потому сказано Филадельфийской Церкви, через Ангела: Держи, что имеешь, чтобы другой не восхитил венца твоего .
В этом извещении говорится, что жизнь некоторых будет возвышена, а других - падет, в нем говорится и о надежде, которую лелеют униженные, и о гордости, надменной, но униженной: одни могут лишиться хороших качеств, которыми они гордятся, а получить хорошие качества могут ныне презираемые, которые ими раньше не обладали. Давайте потому дрожать от того, что по крайней милости благословения мы получили, и не отчаиваться из-за того, что еще не получено нами. Ибо мы знаем только, что мы есть сегодня; но мы не знаем, что мы будем из себя представлять через некоторое время. И эти люди, которых, быть может, мы презираем, могут начать поздно, и все же превзойти наше поведение своей более пылкой ревностью.

Свт. Андрей Кесарийский

Свт. Тихон Задонский

Трепещу и содрогаюсь от страха, слыша и размышляя над этими словами: . Кто это говорит? Бог великий и страшный. О чем говорит? О том, что Он сам идет судить вселенную и воздать каждому по делам его.

Бедные грешники! О чем вы думаете, слыша эти слова? Сам Бог идет судить и воздать вам по делам вашим. Ужаснитесь грешить и беззаконно жить. Сам Бог идет судить вас, идет с силою и славою многою. Пощади, Господи, пощади создание Твое, ибо никто не безгрешен, только Ты один. Страшен, возлюбленные, тот день и час, в который Бог будет судить грешников. Страшен нам суд человеческий, но несравненно страшнее суд Божий.

На суде человеческом судит человек, подобный нам, – на том суде судит Сам Бог. На суде человеческом свидетели обвиняют или оправдывают человека, – там они не нужны, ибо Судья сам все знает совершенно.

На суде человеческом часто смотрят на лица, и богатый предпочитается нищему, и знатный незнатному, – там Судья на лица не смотрит, но судит по совести и делам.

На суде человеческом часто люди людям помогают своим ходатайством: благородные благородным, богатые богатым, друзья друзьям, – там этого не будет, но каждый за себя отвечать будет.

На суде человеческом часто серебро и золото защищает человека, а там этого не будет.

На суде человеческом часто красноречие и хитрость помогают человеку, а там они умолкнут и онемеют.

На суде человеческом перед немногими обличается и судится человек, – там перед всем миром обличаться и судиться будет грешник.

На суде человеческом только внешние дела судятся, а на том суде и тайные помышления.

На суде человеческом только злые дела судятся, – на том суде и «за праздное слово люди дадут ответ» (Мф. 12:36) .

Если и за праздное слово должно там воздать ответ, на что же надеются те люди, которые душу и тело свое оскверняют нечистотой; те, которые проливают слезы вдов и сирот; те, которые крадут и похищают чужое добро; те, которые языком своим, как мечом, секут и убивают ближнего своего; те, которые хитрят и обманывают людей; на что надеются и другие беззаконники, которые нечестием, как хлебом, питаются. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» .

Христиане, род избранный! Видим первое пришествие Христа Бога нашего, увидим и второе, как Он Сам обещает: «Се гряду скоро» , и прочее. О первом возглашали миру его святые пророки, как бы так говоря: грядет, грядет Христос в мир, – и пришел; о втором возглашают нам учителя церковные, всегда повторяя: вот идет, вот идет Христос опять в мир, – и неожиданно явится!

Первое пришествие Его было тихим и смиренным, а второе будет скорым и славным, «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27) .

В первом пришествии мир видел Его страдающим и умирающим за наши грехи, а во втором увидит сидящим на престоле славы Своей, и судящим за грехи грешников, и воздающим каждому по делам его.

Сейчас Он говорит грешникам: «Покайтесь» , – а тогда скажет: «Отвечайте Мне!»

Сейчас призывает к Себе грешников: «Придите ко Мне» , – а тогда скажет нераскаянным грешникам: «Идите от Меня» (Мф. 25:34, 41) . Куда? «В огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» .

Краткие нравоучительные слова. Слово 11.

Свт. Лука Крымский

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его

Пусть не радуются, что так благоденствуют – придет страшное время, когда положит Господь конец неправде, нечестию их, когда придет в страшной силе Судия Всемирный и воздаст каждому по делам его.

Видите, что в этих словах Иоанна Богослова находим мы ответ на дерзкие возражения хулителей Божиих.

Проповеди. Том III. О наказаниях Божиих.

Сщмч. Климент Римский

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его

Итак, что нам делать, братья? Отстать ли от добродетели и любви? Отнюдь нет, не дай Господь, чтоб это сталось с нами. Напротив, со всем усилием и готовностью поспешим совершать всякое доброе дело. Ибо Сам Творец и Владыка всего веселится о делах Своих. <…> Добрый работник смело получает хлеб за труд свой; ленивый же и беспечный не смеет и взглянуть на того, кто дал ему работу. И нам надлежит быть ревностными в делании добра, поскольку все от Него. Ибо предсказывает нам Писание: вот Господь, и награда Его пред лицом Его, чтобы воздать каждому по делу его (Ис 40:10) . Так увещевает Он нас всем сердцем обратиться к Нему и ни в каком добром деле не быть беспечными и нерадивыми. В Нем да будет похвала и надежда наша.

Покоримся воле Его. Помыслим о всем множестве ангелов Его, как они, предстоя пред Ним, исполняют волю Его. Ибо говорит Писание: тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан 7:10) , и взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно все творение славы Его (Ис 6:3) . Так и мы, в единомысленном собрании, единым духом, как бы из одних уст, будем взывать к Нему непрестанно, чтобы сделаться нам участниками великих и славных обетовании Его. Ибо говорит Писание: око не видало, и ухо не слыхало, и на сердце человеку не приходило то, что Он уготовал уповающим на Него (1 Кор 2:9) .

Первое послание к Коринфянам.

Фульгенций Руспийский

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его

Чтобы мы полнее познали время только настоящего века как предназначенное для обращения людей, давайте посмотрим на тех работников, которых Господь позвал в виноградник. Хотя Он позвал их в разные часы, однако в одиннадцатом часу, то есть перед концом дня, прекратил звать. Под теми часами, когда работники были позваны, понимают время этого мира, в которое Бог призвал тех, кого обратил к Себе безвозмездным оправданием. <…> Наконец, одиннадцатый час наступил в первое пришествие Христа, когда Он, смиренный, пришел в смертной плоти, в коей соблаговолил, будучи бессмертным, погибнуть за грехи мира <…> После окончания этого часа Господь не зовет в виноградник работников, но придет, чтобы каждому воздать по делам его, как Он Сам и говорит: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со мною .

К Евфимию о прощении грехов.

Экумений

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его

Господь говорит: се, гряду скоро , имея в виду Свое второе пришествие. Он несет с Собой то, что надлежит каждому воздать - добро или зло.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего

Исповедание не освобождает от козней дьявола и находящемуся еще в сем мире не доставляет всегдашней защиты от искушений, опасностей, нападений и ударов века. Впрочем, мы никогда не видели впоследствии у исповедников таких обманов, бесчинств и любодеяний, какие у некоторых людей видим ныне, - о чем скорбим и болезнуем. Кто бы ни был исповедник, все же он не выше, не лучше и не богоугоднее Соломона. А Соломон доколе ходил в путях Господних, дотоле обладал и благодатию, полученною от Бога; потом же когда он оставил путь Господень, тогда утратил и благодать Господню. И потому написано: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего . Господь не угрожал бы возможностью отнятия венца правды, если бы за потерей правды не следовала бы по необходимости и потеря венца.

О единстве кафолической Церкви.

Блж. Августин Иппонский

Я говорю это о предназначенных к Царству Бога, число которых настолько определенно, что никто к ним не добавляется и никто не отнимается, а не о тех, которые многочисленны. Ведь можно сказать, что они призваны, но не избраны, ибо призваны не по [Его] замыслу. Действительно, определено число избранных, не увеличиваясь и не уменьшаясь, хотя и Иоанн Креститель указывает [на это], когда говорит: сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ведь Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф 3:8 -9). Как он показывает, их нужно отсечь, если они не принесут плод, чтобы исполнить число тех, кто обещан Аврааму. Однако яснее говорится в Апокалипсисе: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Ведь если другой восхитит, лишь когда первый утратит, то число определено.

Об упреке и благодати.

Экумений

Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. И чего же ты держишься? Очевидно, подлинной любви к Господу, упражняясь в которой до конца, обретешь венец жизни. Ибо плоды победы достаются тем, кто стоит твердо.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: