Селе спас угол тверской губернии. Спас-Угол

Постоянных жителей деревни (ранее село)учтено 63(2004), 37(2010, перепись). Квашёнковское сельское поселение Талдомского района.

Старинное русское село Спас-Угол находится в 135 километрах от Москвы. Знаменито тем, что здесь в 1826 году в поместье своего отца родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Здесь же писатель провел первые 10 лет своего детства, сюда приезжал навестить родных будучи взрослым, об этом селе он пишет в своем последнем романе "Пошехонская старина".

Возникновение салтыковской вотчины относится к XVI веку. Уже в 1787 году здесь существовала "церковь деревянная Преображения Господня и при оной колокольня, дом господский деревянный дворов - 35…"1.

Современная каменная церковь с колокольней, оградой, двумя воротами и башнями по углам конца XVIII века является провинциальным памятником истории и архитектуры раннего классицизма, сохранившего элементы барокко. Она появилась благодаря стараниям бабушки писателя Надежды Ивановны Нечаевой еще до его рождения - в 1796 году. В 20-х годах XIX века достроена одноэтажная трапезная и трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Храм выстроен по традиционной схеме "восьмерик на четверике".

В 1816 году Евграф Васильевич Салтыков, отец писателя, строит большой каменный трехэтажный дом (третьим этажом был мезонин). Середина XIX века была периодом наибольшего процветания усадьбы, в 1859 году имение было разделено, и село Спасское отошло к старшему брату, Дмитрию Евграфовичу. Наследники Салтыковых жили в усадьбе до 1919 года, когда пожар уничтожил жилой дом.

В XX веке опустевшая усадьба приходит в упадок, зарастают пруды, умирает большинство старых деревьев. Сохраняются лишь хвойная и липовая аллея, кладбище с родовым некрополем Салтыковых, родник Иорданка и храм Спаса Преображения, где в 1986 году открылся музей М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Спас-Угол, бывшее имение помещиков Салтыковых, известно как родина русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Писатель-сатирик ярко обрисовал помещичий быт, жизнь крепостных крестьян из села Спас-Угол и окружающих его деревень в своих бессмертных книгах «Господа Головлевы» и «Пошехонская старина».
К 1917 году крестьяне села Спас-Угол вели полунатуральное хозяйство. Землю обрабатывали по трехпольной системе, а урожаи были низкие. Для нужд своих семей выращивали лен, обрабатывали его, пряли суровые нитки, ткали холст, шили из него одежду.
В селе было много неграмотных.
События внешнего мира доходили до села не скоро. Их сообщали заезжавшие «бывалые» люди. Ни электричества, ни радио в то время в селе и не могло быть - это был «угол», отгороженный от всего мира. В осеннюю грязь и весеннюю распутицу не всякая, даже сильная, лошадь могла довезти седока за день от Талдома до села Спас-Угол.
В апреле 1931 года всеобщий подъем коллективизации сельского хозяйства докатился и до этих мест. Ермолинские колхозники обратились к единоличникам села Спас-Угол:
«Бедняки и середняки деревни Ермолино организовали колхоз, взяли обязательство в недельный срок собрать семенной фонд и произвести ремонт сельхозинвентаря. Ермолинские колхозники вызывают на соцсоревнование граждан села Спас-Угол по организации колхоза».
С момента организации в селе коллективного хозяйства дела пошли в гору. Большое внимание колхозники уделяли посевам льна. Продажа его государству значительно укрепила материальную базу колхоза, и сами колхозники год от года становились зажиточнее.
К пятидесятым годам колхоз имени Салтыкова-Щедрина разросся в крупное сельскохозяйственное предприятие. Таким он и вошел в состав вновь созданного совхоза «Правда».
Основной отраслью сельскохозяйственного производства стало птицеводство. В отделении имени Салтыкова-Щедрина оно заняло ведущее положение, здесь сосредоточились крупнейшие в совхозе птицефермы. Одновременно значительно расширился пахотный клин и стадо молочного скота. На совхозных полях появилась новейшая техника, в домах тружеников - электричество, а с ним радио и телевидение. Хорошая шоссейная дорога, по которой стали курсировать автобусы, связала село Спас-Угол с райцентром.
А еще через несколько лет отделение имени Салтыкова-Щедрина стало одним из ведущих отделений совхоза «Спутник». Оно прославилось своими птицеводами, которые, используя передовые методы организации работ на птичниках, систематически перевыполняли планы получения товарной продукции.
Начиная с 1965 года, имена передовых птичниц отделения широко известны в районе.
В 1965 году за два месяца птичница А.А.Караваева собрала 96 тысяч яиц при квартальном плане - 62 тысячи штук. Рядом с ней успешно трудились птичницы П.Г.Сорокина, М.Д.Шепенина, В.Е.Соколова и другие. Каждая из них показывала образцы добросовестной работы. Это стало традицией. В юбилейном году спасские птицеводы уже к 15 июля завершили выполнение годового плана продажи яиц государству в количестве одного миллиона трех тысяч штук и обязались к юбилейной дате получить еще полмиллиона.
Дружно работают животноводы, занятые на фермах крупного рогатого скота. Было время, когда Колбасинскую ферму отделения имени Салтыкова-Щедрина не хвалили. Но животноводы фермы наладили дело. От коров холмогорской породы доярка Е.А.Нешумова за 6 месяцев юбилейного года надоила по 2228 килограммов молока, доярка В.И.Щербакова - 2025 килограммов, в целом Колбасинская ферма за первое юбилейное полугодие получила по 1920 килограммов молока от каждой фуражной коровы. Это - большой успех. Он способствовал тому, что совхоз «Спутник», из месяца в месяц юбилейного года значительно перевыполняет задания по продаже молока государству.
Хорошо трудятся и полеводы села Спас-Угол. Они получили неплохой урожай зерновых. На полях от деления работают 16 тракторов, 2 зерновых, 3 картофелеуборочных комбайна и много других сельхозмашин.
И здесь уместно вспомнить начало тридцатых годов. В те годы в нашем районе почти не было сельскохозяйственных машин, тракторов. 13 сентября 1931 года в передовой статье газета «Коллективный труд» писала: «Будем драться за МТС, за крепкую машинную базу социалистического сектора нашего района! Теперь на примере отделения имени Салтыкова-Щедрина видно, что задача механизации полеводства в нашем районе полностью выполнена».
За годы Советской власти вырос культурный уровень жителей села Спас-Угол. До революции сюда в барскую усадьбу приходило лишь несколько газет и журналов, да местный священник получал журнал «Русский паломник».
Сегодня сельская почта ежедневно доставляет в дома тружеников отделения 270 газет и ежемесячно более 100 журналов.
Любят труженики села свой сельский клуб, где проводятся тематические вечера, вечера отдыха, просматриваются кинофильмы.
Сельская библиотека располагает более чем семью тысячами книг. Только за восемь месяцев этого года жители села Спас-Угол прочитали 4127 изданий.

Село Спасское на Углу, расположенное в северо-восточной части Подмосковья, навсегда вошло в историю русской литературы. Здесь 27 (15 по старому стилю) января 1826 года в родовом имении своего отца появился на свет будущий великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.


На второй день после рождения Михаил был крещен в родовой церкви Салтыковых – храме Преображения Господня, построенном бабушкой писателя в 1797 году, которая сегодня превращена в музей писателя.

Именно по детским воспоминаниям был написан последний роман Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина», в котором помещичья усадьба описана подробно, близко к исторической действительности. Биограф писателя Сергей Александрович Макашин считал роман топонимическим памятником Спас-Углу.

Многие страницы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина отобразили впечатление детских лет, проведенных в родовом имении. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе», - писал сатирик.

Усадьба была конфискована в марте 1918 году Калязинским уездным комиссариатом земледелия. Семье племянника писателя Василия Дмитриевича Салтыкова, из 10 человек, была разрешено остаться в имении, так как один из сыновей бывшего владельца Сергей Васильевич, согласно решению Особой комиссии по выселению, был инвалидом Гражданской войны, а другой, студент-агроном Евграф, сочувствовал советской власти. В имении решено было устроить народный дом, при котором открылась школа и чайная, но существовал он недолго. Через год, в марте 1919 года усадьба сгорела. После пожара никакого имущества не осталось, кроме обгорелого сада и остатков фундамента. Сохранились только надворные постройки и маленький флигель.

За столетие облик бывшей усадьбы Салтыковых сильно изменился. Погибло большое количество деревьев, но сохранились хвойные и липовые аллеи, каскад прудов, святой источник Иорданка, родовое кладбище Салтыковых у стен храма, где покоятся дед и бабушка, отец и братья, сестры и другие родственники сатирика. Закрытую и разоренную церковь использовали под склад, где хранили зерновые культуры, минеральные удобрения.

Еще в 60-е годы 20 века родилась идея открыть музей Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол. В 1957 году в усадьбе был установлен бюст писателя – копия работы скульптора Леопольда Бернштама. А 1976 год был объявлен ЮНЕСКО годом М. Е. Салтыков-Щедрина в честь 150-летия со дня рождения великого сатирика. По этому случаю распоряжением Совета Министров РСФСР и решением исполкома Мособлсовета было предписано «восстановить историко-мемориальную усадьбу Салтыкова-Щедрина в с. Спас-Угол Талдомского района».

Первый Всесоюзный Щедринский праздник в Спас-Угле прошел 3 июля 1976 года. На родине писателя выступили председатель правления Союза писателей РСФСР Сергей Михалков, щедриноведы Сергей Макашин, Алексей Бушмин, Андрей Турков, писатель-сатирик Леонид Ленч. Здесь же, на подмосковной земле состоялась премьера фильма Натальи Бондарчук, Николая Бурляева и Игоря Хуциева «Пошехонская старина».

В усадьбе был запланирован целый ряд работ: восстановление усадебного дома, реставрация церкви и фамильного кладбища, благоустройство парка, прудов, создание охранной зоны, установка нового памятника писателю. Однако в течение десяти лет восстановительные работы не проводились.
Наконец, в 1986 году на совещании исполкома Мособлсовета был утвержден перечень мероприятий по увековечиванию памяти Салтыкова-Щедрина и сроки их реализации. На сей раз дело сдвинулось с мертвой точки.

В сжатые сроки была отреставрирована родовая церковь господ Салтыковых – храм Преображения Господня 18 века. Авторская группа под руководством Людмилы Невзоровой и художника Николая Тайдакова создала литературную экспозицию в храме. А 27 июля 1986 года, в честь 160-летия Салтыкова-Щедрина, в церкви был открыт музей писателя и прошел второй Всероссийский Щедринский праздник.

В 1989 году, в рамках третьего Всероссийского Щедринского праздника, состоялся премьерный показ фильма культового режиссера Сергея Овчарова «Оно», снятого по мотивам «Истории одного города».

Планировалось, что здесь будет не просто музей писателя, а целый музей «пошехонской старины», отражающий картину крепостничества, гениально запечатленной Салтыковым-Щедриным в романе на примере родных мест.

В 1994 году администрация Талдомского района решила выделить часть экспозиционной площади музея Спасскому приходу. Церковно-приходская община получила два небольших помещения (алтарную и храмовую части церкви), музею осталась трапезная церкви.

В экспозиции воссозданы интерьеры салтыковских времен: деревенской избы, помещичьего дома, стилизованное рабочее место писателя, а также несколько макетов усадебных домов из имений в Спас-Углу и Заозерье. Можно увидеть, в чем ходили крестьяне и баре. Здесь же представлено генеалогическое древо семьи Салтыковых. Проиллюстрирован фотоматериалами рассказ о потомках писателя. Также представлены работы известных художников-мультипликаторов - иллюстрации к произведениям Салтыкова-Щедрина. Можно увидеть и прижизненные издания книг Салтыкова, услышать рассказ об истории создания фильмов "Пошехонская старина" и "Оно". В продаже имеется разнообразная сувенирная продукция, посвященная Салтыкову-Щедрину.

В 2011 году на Щедринском празднике «Я люблю Россию до боли сердечной...», организованном в честь тройного юбилея - 185-летия со дня рождения Салтыкова-Щедрина, 25-летия музея писателя и 500-летия села Спас-Угол, был установлен верстовой столб «135 верст до Москвы» и заложен первый ярус часовни во имя Корсунской Божией Матери. 19 августа 2012 года восстановленная часовня была вновь торжественно освящена.
Анна Комлева, Алексей Куманичкин
Фото: Талдомское ИА

Еще больше материалов о путешествиях по Подмосковью: http://360tv.ru/episode/v-storonu-oblasti-12823

График работы музея: ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 16.30, обед с 13.00 до14.00, последняя пятница месяца – санитарный день.

Стоимость билетов: 40 рублей – взрослый, 30 рублей – детский.

Как доехать: с Савеловского вокзала Москвы электропоездом или автобусом № 310 до станции Талдом, далее автобусом № 27.

Село с названием Спас-Угол – это родина Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Нельзя же, в самом деле, обойти вниманием человека, который учил нас не путать «отечество» с «его превосходительством». :)

Место это расположено на самом севере Московской области, близ Талдома. Есть версия, что название Спас-Угол происходит от местоположения села на стыке – на «углу» – трех губерний, Московской, Тверской и Ярославской. А известно оно – по первым упоминаниям – с начала XVI века. Здесь стояла родовая усадьба Салтыковых, здесь родился будущий писатель и вице-губернатор. Однако сейчас усадьбы не существует – как многие другие, в первые послереволюционные годы она сгорела.

И тем не менее музей в селе Спас-Угол есть. Возник он, правда, далеко не сразу. Сама идея была высказана в 1976 году, когда отмечали 150-летие со дня рождения Салтыкова-Щедрина. Ну, а открыли музей еще через десять лет, в 1986 году.

Да, открыли в здании местной церкви. Которая тоже непосредственно связана с фамилией Салтыковых. Собственно говоря, храм известен столько же, сколько и село (которое от него тоже получило часть своего названия). А нынешнее, каменное здание было выстроено «усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой» – то есть бабушки писателя. Сохранилось ее на этот счет прошение и первые наброски проектов.

Четырехэтажную колокольню отстроили позже, в 1830-х годах. И в таком виде церковь просуществовала до советских времен, когда ее, понятно, закрыли. Здание использовали под склад.

Ничего удивительного, таким образом, что церковное здание в конце 1980-х приспособили под музей. Правда, скоро ситуация опять поменялась: в начале 1990-х в селе возникла православная община и музею пришлось потесниться.

Выгладит это теперь так: здание просто поделили на два учреждения. Соответственно, две таблички и два входа.

Понятно, что для музея такое урезание пространства означало и уплотнение – а местами и сокращение – экспозиции. Но она, тем не менее, весьма насыщена. Главная ее часть носит название «Пошехонская старина». Что абсолютно не случайно – по сути, в этом произведении Салтыков-Щедрин описал собственную семью и собственных родителей.

Отец, Евграф Василевич Салтыков, получил хорошее образование, знал несколько языков. Служил в коллегии иностранных дел, дослужился до довольно высокого чина коллежского советника (этот гражданский чин был приравнен к военному чину полковника). Годам к сорока вышел в отставку, уехал в имение и женился. На юной особе, мало на него – если верить сыну-писателю – похожей. Но дадим слово самому Михаилу Евграфовичу: «Брак этот был неровен во всех отношениях. Отец был порядочно образован; мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла, мать цепко хваталась за деловую сторону жизни ». Это из «Пошехонской старины, но вполне автобиографично.

А вот и детский портрет нашего героя.

Вообще о салтыковской фамилии и о жизни усадьбы здесь рассказывают много любопытного. Так что весьма стоит не ограничиваться самостоятельным просмотром экспозиции, а и послушать экскурсовода.

Здесь же – раздел, посвященный крестьянскому быту.

Материалы, посвященные деятельности Михаила Салтыкова как государственного чиновника (он, напомню, дослужился до вице-губернатора).

Ранние и поздние издания, прижизненные карикатуры, книжные иллюстрации (кто только Салтыкова-Щедрина не иллюстрировал!).

История многочисленных театральных и кинопостановок по произведениям Салтыкова-Щедрина.

Наконец, даже многочисленные сувениры, которые у нас неизменно выпускают к разнообразным юбилеям – Салтыкова-Щедрина при этом тоже не обошли.

В общем, понятно, что фонды музея обширны, а вот места для экспонирования мало. И – понятно также – встал вопрос о возможном восстановлении усадьбы.

Сама по себе это вещь вполне осуществимая – вспомним хотя бы блоковское .

Есть ли документальная основа для восстановления усадьбы в селе Спас-Угол? Да, сохранились описания и планы, на основе которых стало возможным исполнить макет.

Обнаружились акварели с изображением некоторых усадебных интерьеров.

Известен план усадьбы второй половины XIX века.

Из того, что на нем обозначено, сохранилось, помимо церкви, родовое кладбище Салтыковых (оно известно как минимум с 1611 года).

Эта аллея вела к усадебному дому. Место его тоже выяснено.

И что же? Представьте, когда все музеи жалуются на стесненное положение в связи с кризисом, здесь, в Талдомском районе, всерьез надеются на восстановление усадебного дома.

Во всяком случае, недавно состоялась торжественная закладка камня на месте главного дома усадьбы – в присутствии потомков писателя, местной власти, спонсоров, священнослужителей и даже духового оркестра. Ну, и понятно, жителей села и прочих праздных зевак.

Что ж, планы амбициозные и будем ждать их реализации. Но и сейчас посетить музей Салтыкова-Щедрина интересно. В любой день, кроме понедельника и последней пятницы месяца.

Как добраться: Ориентируемся в любом случае на город Талдом.

Общественным транспортом : до Талдома из Москвы на электричке с Савеловского вокзала или автобусом № 310 от метро Савеловская. Далее из Талдома – местный автобус № 27 до Спас-Угла. Во всех случаях обязательно проверяйте расписание.

На автомобиле : по Дмитровскому шоссе, далее после Дмитрова через А-108 – на шоссе Р-112, мимо поворота на Вербилки до села Квашёнки, где свернуть по указателю направо на Спас-Угол (дополнительный ориентир – полуразрушенная церковь в стиле классицизма).

Ну, и еще: как выяснилось, именно в Талдомском районе расположен известный природный заказник «Журавлиная родина », где останавливаются во время своих перелетов серые журавли. Журавлей удалось повидать, о чем обещаю тоже рассказать в ближайшее время. :)

Через год после Октябрьской революции усадьба Салтыковых в Спас-Угле была конфискована, а потом сгорела. В сельской церкви до 70-х годов хранили семенной картофель.

Главная достопримечательность села Спас-Угол это музей Салтыкова-Щедрина. Музей занимает часть помещения действующей церкви Спас-Преображение (1797 г.).

Рядом установлен памятник писателю. Свои воспоминания о жизни в Спас-Углу Салтыков-Щедрин перенес на страницы своего последнего романа «Пошехонская старина», в котором усадьба называется Малиновцем (хотя село с таким названием существует в 3-х километрах от Спас-Угла).

"Я вырос на лоне крепостного права... Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе."

В экспозиции представлены предметы барского и крепостного быта. В музее можно увидеть макеты домов усадьбы Салтыковых в Спас-Угле, а также в селе Заозерье Ярославской области Угличского района (дома не сохранились).

При церкви Спас-Преображение (1797 г.) сохранилось родовое кладбище Салтыковых. Здесь находится могила отца Салтыкова-Щедрина и других родственников писателя. Сам писатель похоронен на Волковом кладбище (Санкт-Петербург), рядом с .

Интересно, что на колокольне церкви в роли колоколов висят газовые баллоны. Дело в том, после революции настоящие колокола сбросили. В 2000-х годах денег на новые колокола не нашлось, поэтому временно повесили газовые баллоны, которые и продолжают там висеть. По крайней мере так было в 2012 году (нет ничего постояннее временного ).

В селе сохранились - родник Иорданка с целебной водой, часть усадебного парка с аллеями и прудами.

Историческая справка

Спас-Угол впервые упоминается в писцовой книге в 1627 году. Название происходит от имени церкви Спаса-Преображения и расположения села на сходе (углу) трёх губерний: Московской, Тверской и Ярославской.

Как добраться

Расположен в 110 км к северу от Москвы (90 км от МКАД).

На автомобиле - по Дмитровскому шоссе, затем повернуть на трассу Р112 и ехать до , затем до Спас-угла.

На электричке - из г. Москвы с Савеловского вокзала до ст. , затем добраться до Спас-угла.

Карта

Изображения

Музей Салтыкова-Щедрина в церкви Спас-Преображение Памятник Салтыкову-Щедрину Схема бывшего поместья Салтыковых Вход в церковь и музей
Музей Салтыкова-Щедрина Юбилейный фарфор, посвященный Салтыкову-Щедрину Макет главного дома поместья Салтыковых в Спас-Угле Могила отца Салтыкова-Щедрина
Газовые баллоны вместо колоколов колокольни церкви Спас-Преображение

Город Вятка издавно был известен, как место содержания ссыльных людей. Среди отбывавших в разные годы ссылку, в Вятке жили архитектор Ал.Витберг, просветитель и издатель Флорентий Павленков, писатели Владимир Короленко и Михаил Салтыков-Щедрин.

В 1968 году в Вятке открылся литературный музей с мемориальным кабинетом писателя Михаила Салтыкова-Щедрина. Несколькими годами позже он получил статус дома-музея и стал первым музеем писателя.

Русский писатель, сатирик Салтыков-Щедрин находился в ссылке в Вятке с мая 1848 по декабрь 1855 года. Михаил Евграфович снимал дом, со всеми надворными постройками у мастера Медянской бумажной фабрики Иоганна Христиана Раша, баварского подданного, принявшего российское подданство.
В доме всего пять жилых помещений, расположенных анфиладой: столовая, гостиная, кабинет, спальня, людская. Планировка сохранилась в том виде, в каком она была во времена ссылки писателя.

Надворные настройки были восстановлены в 1982 году. Территория усадьбы обнесена высоким забором. От ворот к зданию гости музея проходят по деревянному настилу.

Среди восстановленных построек колодец, украшенный резьбой.

Такая же резьба украшает наличники флигеля.

Во флигеле расположен небольшая экспозиция посвященная деревянному зодчеству старой Вятки и резьбе по дереву.

Основу постоянной экспозиции, открытой в 1997 году, составляют подлинные предметы XIX века. Их по крупицам собирали сотрудники музея - из архивов губернского правления и вятских знакомых писателя, выкупали у частных владельцев. В музее представлены редкие собрания книг и документов, фотографии, журналы и газеты того времени.

В столовой расставлена мебель, воссоздающая обстановку дворянского быта. Письменный стол, стул с высокой резной спинкой, кожаный диван, этажерка.

В комнате, где находился кабинет писателя, воссоздана обстановка, характерная для квартиры чиновника середины XIX века. Стол-секретер и кресло занимают центральное место в кабинете.

Главная комната дома -гостиная служила Салтыкову-Щедрину для приема гостей. Пианино с клавишами из слоновой кости - возможно именно на нем музицировала жена вятского губернатора Наталья Середа. В городе ходили слухи о ее связи с писателем.

В комнате, которая когда-то была спальней писателя, представлены произведения писателя на разных языках народов мира, скульптурный портрет работы К.Коциенко и В.Бондарева, изделия мастеров дымковской игрушки.

Восьмилетнее пребывание Михаила Салтыкова-Щедрина в Вятке позволили ему собрать богатейший материал, который впоследствии лег в основу "Губернских очерков".

"О провинция! Ты растлеваешь людей, ты истребляешь всякую самодеятельность ума, охлаждаешь порывы сердца. уничтожаешь все, даже самую способность желать!... Какая возможность развиваться, когда горизонт мышления так обидно суживается, какая возможность мыслить, когда кругом нет ничего вызывающего на мысль? Да, жалко, поистине жалко положение молодого человека, заброшенного в провинцию! Незаметно, мало-помалу, погружается он в тину мелочей и, увлекаясь легкостью этой жизни, которая не имеет ни вчерашнего, ни завтрашнего дня, сам бессознательно делается молчаливым поборником ее. А там подкрадывается матушка-лень и так крепко сожмет в своих объятьях новобранца, что и очнуться некогда. Посмотришь кругом: ведь живут же добрые люди, и живут весело - ну, и сам станешь жить весело."

М.Е.Салтыков-Щедрин "Губернские очерки"



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: