Семья и родственники пророка мухаммада, мир ему и благословение аллаха. Преобразования халифа Омара

От переводчика.
Как все китайцы для обычного россиянина на одно лицо, так же зачастую все мусульмане считаются однородно эталонными. Небольшой ликбез от немецкой газеты о древнем расколе ислама на суннитов и шиитов и сегодняшнем состоянии этого конфликта.

Фото: Behrouz Mehri/AFP/Getty Images
Мусульмане-шииты разыгрывают в Иране представление, инсценирующее мучения Хуссейна, внука пророка Мухаммеда.

Мухаммед не назначил своего преемника, и поэтому сунниты и шииты уже столетиями борются друг с другом.

Абдель-Хаким Оурги, 21.01.2016

Вражда между суннитами и шиитами почти так же стара, как и сам ислам. Она разгорелась после смерти пророка из-за проблемы его наследника. Это лишь один пример внутриисламского спора, о котором предвещал сам Мухаммед: "Дети Израиля раскололись на 71 группу, а община Иисуса - на 72. Моя община расколется на 73, из которых в ад попадут все, кроме одной".

Действительно, мусульманская община в ходе истории раскололась на многочисленные крупные и малые конфессии или секты. Иные из них просуществовали недолго, другие существуют и поныне, а с ними и спор о том, какой же путь ведет к святости. Правда, все мусульмане ссылаются на коран как важнейший источник своей веры, и (в различной степени) на деяния и высказывания пророка - сунны. К тому же, многие мусульманские реформаторы сходятся в одном, что сунны представляют собою идеологический конструкт, скомпилированный за два века спустя смерти пророка. Но споры между исламскими группировками все так же ходят по кругу вокруг извечных вопросов: насколько подлинны слова пророка? Как надо трактовать коран? Какова же та, единственно правильная община Мухаммеда?

Давайте переместимся в седьмой век, время основания ислама. 8 июня 632 года, после недолгой болезни, умер Мухаммед. Он не только был пророком Мекки, но еще и государственным деятелем Медины. Проблема в том, что он не оставил наследника по мужской линии, что мог бы продолжить религиозно-политическое дело его жизни. Суннитские исторические источники гласят: пророк не только не назначил преемника, но и не определил принципы для его поисков. Это быстро привело к религиозному расколу и настоящей гражданской войне (фитна). Даже эпоха четырех "праведных халифов", напрямую наследовавших пророку в 632-661 годах, отнюдь не была золотым веком, хотя и объявляется набожными суннитами как образцовое время.

А что говорит коран по поводу "правильного" наследника? Для начала, все мусульмане должны слушаться своего бога, пророка и исламских авторитетов (коран 4:59). Также мусульмане собираются для всестороннего обсуждения практических жизненных вопросов (3:159 и 42:38). Кажется, сначала это получалось: конкурирующие соратники пророка назначили через совет старейшин первого халифа Абу Бакра ас-Сидика. Он считался верным приверженцем Мухаммеда, и через свою дочь Аишу, любимую супругу Мухаммеда, приходился ему тестем. Двухлетнее правление Абу Бакра (632-634) было отмечено кровавым подавлением отпавших арабских племен.

По суннитским преданиям Абу Бакр перед смертью назвал своего преемника, а именно Умара ибн аль-Хаттаба, последующие десять лет (634-644) железной хваткой державшего под контролем конфликтовавших представителей ислама. Через свою дочь Хафзу, выданную за Мухаммеда, он также приходился ему тестем. В конце концов он был убит недовольным мусульманином-рабом. Умирая, он созвал совет из шести самых первых сподвижников, среди которых были Али и Усман ибн Аффан. На последнего и пал выбор как на наследника. Также и его время правления (644-656) было отмечено политическими волнениями, самого его обвиняли в кумовстве, назначении на важнейшие позиции свежесозданной империи представителей своего клана. В итоге Усман был осажден в своем доме недовольными мусульманами и убит.

А что дальше? Преемником стал двоюродный брат и муж дочери пророка, Али ибн Абу Талиб (600-661). Он не играл большой политической роли, но считается религиозным авторитетом. Удалось ли ему утихомирить всё растущие конфликты по поводу границ племен и кланов? Он не откликнулся на призывы к кровавой мести убийцам Усмана, но и его время правления (656-661) было временем бедствий с тремя кровопролитными войнами. Также и Али был убит.

Это и стало причиной раскола на суннитов и шиитов. По мнению шиитов (партия Али) пророк за три месяца до своей смерти назначил своим законным наследником именно двоюродного брата Али. Два места в коране (33:33 и 42:24), по позднейшему толкованию шиитами, доказывают возложение задачи руководства на семью, связанную с пророком узами кровного родства (ахль аль-бейт). То, что Али не стал наследником сразу после пророка, шииты считают результатом интриг суннитов. После смерти Али все надежды обратились на его сыновей Хасана и Хуссейна. Однако, они не получили власти, а в 680 году Хуссейн, младший сын, был жестоко убит в Ираке суннитским правителем, вместе со всеми спутниками мужского пола. Эти убийства породили культ мученичества у шиитов.

С того времени они рассматривают себя как преследуемое меньшинство. Действительно, сегодня лишь около 15% всех мусульман являются шиитами. Самая значимая и численно большая группа среди шиитов - "двунадесятники". Название адресует к двенадцати имамам, религиозным вождям из семьи пророка, начинающимся с Али. Двенадцатый имам, Мухаммед аль-Махди, по их воззрениям, не умер, а еще с малолетства проживает, божьим чудом, в укрытии. С его возвращением шииты связывают надежды на справедливое господство. Тем временем гробницы прочих одиннадцати имамов остаются местами паломничества, а день убийства Али отмечается инсценировкой его мучений.

Что разделяет суннитов и шиитов

Казнь шиитского священника в Саудовской Аравии свидетельствует о напряженных отношениях между суннитами и шиитами. Оба важнейших направления в исламской вере берут свое начало в споре за возглавление религии.

И в том, что сейчас противостоят друг другу шиитские династии и суннитские правители, для мусульман нет ничего нового. Это нормально. Еще с 909 по 1171 годы в Египте существовала шиитская династия Фатимидов, названных по имени Фатимы, дочери пророка и жены Али. Они объявили свой контрхалифат в пику суннитскому халифу в Багдаде. Но свою часть политической власти шииты сохранили лишь благодаря династии Сафавидов в Иране (1501-1722). Поскольку им удалось "перевести" большинство персидского населения от суннизма в шиизм двунадесятников, Иран и сегодня остается шиитским, а с момента "исламской революции" 1979 года еще и рассматривает себя как государство-гарант шиитов во всем мире.

Помимо Ирана значительные общины шиитов существуют в Ираке, Ливане, Бахрейне, некоторых регионах индийского субконтинента, а также на востоке Саудовской Аравии, где 12-15% населения - шииты. Государственной религией королевства и поныне является ислам в его ультраконсервативном ваххабитском толковании. А шиитское меньшинство дискриминируется и находится под всеобщим подозрением в симпатиях к заклятому врагу страны, Ирану.

Как и во времена становления ислама, суннито-шиитский конфликт подогревается стремлением к господству. Но если тогда речь шла о притязаниях на руководство раннеисламской общиной, сегодня на кону доминирование на Ближнем Востоке. В рамках неоднозначного арабского альянса Саудовская Аравия с марта 2015 года ведет ожесточенную войну против шиитов-хути в Йемене. Те, в свою очередь, получают военную поддержку от Ирана, как и ливанская "Хизбалла", шиитское правительство Ирака или диктатор Сирии алавит Башар Асад. Жертвами этих войн было и остается гражданское население обеих конфессий.

А какова ситуация на данный момент? Все может стать еще хуже. 2 января в Саудовской Аравии были казнены 47 человек, среди них шиитский священнослужитель Нимр Бакир ан-Нимр, известный как проповедник ненасилия, обличавший маргинализацию шиитов в королевстве. Его казнь только усугубила древнюю вражду в исламе. И, кажется, бесповоротно.

Христиане могли бы возразить, что даже кровавые конфликты между католиками и протестантами были в итоге улажены. Но подобное сравнение ошибочно: ведь возникновение мусульманских конфессий протекало совершенно иначе. С самого начала речь идет о верховенстве значения седьмого столетия для всей священной истории, и пока обе стороны остаются на своих прежних позициях, спор не может быть окончен.

Ирония конфликта заключается в том, что теологические различия между суннитами и шиитами собственно для практики верования несущественны. Об этом же свидетельствует пока еще мирное сосуществование мусульман в Германии. Родившиеся и социализированные в ней мусульмане определяют себя не как суннитов или шиитов, а просто как мусульман. Они могут показать на своем примере, что любой мусульманин может не подчиняться рабски правилам какой-либо конфессии, тем самым прокладывая дорогу к миру. То же самое важно и для отношений с иноверцами. Если когда-либо сунниты и шииты смогут оказать уважение друг к другу, они будут вправе расчитывать на уважение к себе за пределами собственной религии.

Что необходимо для этого? С теологической точки зрения ислам должен умерить свои притязания на истину, в первую очередь, притязания конфессий на исключительное обладание ею. Без этого условия не может быть никакого внутри- и межрелигиозного диалога. И никакого мира со светскими людьми.

Молочные матери Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха

Сувайба – вольноотпущенница Абу Ляхаба . Она кормила его молоком несколько дней. Вместе с ним она кормила Абу Саляму Абдуллаха бин аль-Асад аль-Махзуми вместе с ее сыном Масрухом . Также с ними она кормила дядю Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Хамзу бин Абдульмутталиб . Есть разногласия относительно того приняла ли она Ислам, а Аллах знает лучше.

Затем его, мир ему и благословение Аллаха, кормила Халима из племени Саад молоком, которым кормила и своего сына Абдуллаха и Джудамату , которую также зовут Шайма , являющимися детьми аль-Хариса бин Абдальизза бин Рифаа ас-Саади . Также есть разногласия относительно того приняли ли Ислам эти его молочные родители, а Аллах знает лучше.

Также она кормила вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, Абу Суфьяна бин аль-Хариса бин Абдальмутталиб , который стал ярым врагом Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а затем принял Ислам в год покорения Мекки и стал хорошим мусульманином.

Дядю Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Хамзу также кормили молоком в племени бану Саад бин Бакр, и его кормила молоком молочная мать Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Халима. Таким образом, Хамза был молочным братом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, с двух сторон: со стороны молочной матери Сувайбы и молочной матери Халимы.

Воспитатели Пророка, мир ему и благословение Аллаха

Его родная мать Амина бинт Вахб бин Абдманаф бин Зухра бин Киляб .

Также его воспитывали Сувайба, Халима, ее дочь Шайма, которая также является его молочной сестрой и она воспитывала его вместе со своей матерью. Она приезжала к нему, мир ему и благословение Аллаха, вместе с делегацией племени Хавазин и он постелил для нее свой плащ и усадил на него, соблюдая родственные отношения.

Также к ним относится уважаемая, почтенная Умм Айман Бараката аль-Хабашия , которая досталась ему в наследство от отца и она последовала его религии. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выдал ее замуж за своего любимца Зайда бин аль-Хариса , и она родила ему Усаму .

После смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакр и Умар посетили ее и нашли, что она плачет. Они спросили ее почему она плачет, ведь то, что у Аллаха лучше для Посланника. На что она ответила, что плачет по причине прекращения откровений с небес. Это их сильно растрогало и они заплакали.

Дети Пророка, мир ему и благословение Аллаха

Первым из них был аль-Касим , по имени которого он получил свою кунью (прозвище «абу аль-Касим» (отец аль-Касима)). Он умер ребенком, также говорится, что он достиг возраста, когда мог ездить верхом и он ездил на верблюдице.

Затем родилась Зайнаб . Также говорится, что она была старше аль-Касима. Затем Рукайя , Умм Кульсум , Фатима . Про каждую из них говорится, что она была старше своих сестер. Передается от ибн Аббаса , что Рукайя была старше остальных своих сестер, а Умм Кульсум самой младшей.

Затем родился Абдулла . Существует вопрос: родился ли он до начала пророчества или после? Некоторые ученые посчитали достоверным, что он родился после начала пророчества. Также существует вопрос: принадлежат ли ему имена «ат-Тайиб » и «ат-Тахир », или это имена других детей Пророка, мир ему и благословение Аллаха? По этому вопросу существует два мнения, и достоверным является мнение, что эти имена являются прозвищами Абдуллы, а Аллах знает лучше.

Все эти дети были от Хадиджи , тогда как от других жен у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, детей не было.

Затем, в восьмом году по хиджре, в Медине, его наложница Мария Киптия родила Пророку, мир ему и благословение Аллаха, сына Ибрахима , о чем его обрадовал его вольноотпущенник Абу Рафи , за что ему был подарен раб. Он умер ребенком еще до того, как был отлучен от кормления грудью. Есть разногласие, читалась ли над ним молитва? Одни говорят, что читалась, а другие – нет.

Все дети Пророка, мир ему и благословение Аллаха, умерли до него, кроме Фатимы, которая умерла спустя шесть месяцев после его смерти.

Аллах возвысил ее за ее терпение и довольство над остальными женщинами мира. Фатима является лучшей из дочерей Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Также говорится, что она является лучшей женщиной этого мира. Также говорится, что лучшей женщиной является ее мать Хадиджа. Также говорится, что это Айша . Также говорится, что в этом вопросе нет единогласного и достоверного мнения.

Дяди и тети Пророка, мир ему и благословение Аллаха, со стороны отца

Дяди : лев Аллаха и Его Посланника, господин шахидов – Хамза бин Абдальмутталиб, аль-Аббас , Абу Талиб , которого звали Абд Манаф , Абу Ляхаб, которого звали Абдульузза , аз-Зубайр , Абдулькааба , аль-Мукаввим , Дарар , Кусам , аль-Мугира , у которого была кличка Хаджаль , аль-Гайдак , которого звали Мус’аб , также говорится Науфаль . Некоторые добавляют сюда и аль-Аввам .

Кроме Хамзы и аль-Аббаса никто из них Ислам не принял.

Тети: Сафия мать аз-Зубайра бин аль-Аввама , Атика , Барра , Урва , Умайма , Умм Хаким аль-Байдза .

Из них Ислам приняла Сафия и есть разногласие относительно принятия Ислама Атикой и Урвой. Некоторые посчитали достоверным, что Урва приняла Ислам.

Самым старшим дядей был аль-Харис, а младшим – аль-Аббас, от которого пошло потомство, которое заполнило землю. Говорится, что во время правления Ма’муна потомки аль-Аббаса были пересчитаны и оказалось, что они достигли 600 тысяч человек, что является явным преувеличением.

Также большое потомство пошло и от Абу Талиба. Потомство было и у аль-Хариса, и у Абу Ляхаба. Некоторые считают, что аль-Харис и аль-Мукаввим это один человек, другие считают, что Гайдак и Хаджаль это один человек.

Из книги ибн Кайима аль-Джаузия

Они должны жениться исключительно на добропорядочных мусульманках, они не могут позволить себе кровосмешения, не могут позволить пропустить хотя бы один из пятикратных обязательных намазов (молитв)... Потому что они особенные. Они — потомки пророка Мухаммеда и живут… в Якутске. Прежде чем встретиться в мечети с потомками, пришлось от помощника муфтия Якутии Амина выслушать строгое наставление: — Ты должна знать, что с потомками посланника Аллаха нужно разговаривать уважительно и почтенно, независимо от того, старше или младше он тебя. Так завещал нам сам Аллах.

СТАРШИЙ ПОТОМОК — ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК

В Якутске, как оказалось, живут трое потомков пророка Мухаммеда — посланника Аллаха. Старший из них — Саади. Родом он из Медины (Саудовская Аравия). Ему 45 лет и в северную столицу он приехал десять лет назад из Таджикистана. Вместе с ним в Якутске живет его двоюродный брат и племянник (сын одного из родных братьев).

Надо отметить, как старший потомок он пользуется особенным уважением не только в кругу своих земляков, но и среди всех собратьев-мусульман.
— Помимо меня, есть еще четыре брата и три сестры, — рассказывает Саади.

— Значит, всего восемь детей. А сколько жен у вашего отца?

— У отца две жены, я родился от первого брака. Сейчас отцу уже 97 лет. На родине, в Таджикистане, он очень уважаемый человек среди чиновников, ученых… Всем известно, что наша семья — потомки пророка. Можно сказать, Аллах даровал нам уважение среди людей и каждый из нас должен быть достоин народного уважения и почета.

— Чем ваш отец занимался?

— Раньше и сейчас он занимается проповедью — это должен делать каждый верующий и духовно образованный мусульманин.

— Он религиозный лидер в Таджикистане?

— Да.

— У вас есть семья?

— Есть. От первой жены — три девочки и два мальчика. После ее смерти я женился еще раз и вторая жена подарила мне сына. Семья находится в Таджикистане, куда я езжу каждый год на несколько месяцев.

— Для своих дочерей вы сами будете выбирать мужей?
— Конечно, принято узнавать о роде молодого человека все. Если это нехороший род, семья, строго не соблюдающая религиозные традиции, я не дам своего согласия на свадьбу. Кстати, скоро старшая дочь выйдет замуж, ее уже сватают и говорят, что род жениха славный. Но лично я в этом еще не убедился, когда поеду домой, решу все окончательно.

— Вы знакомы со своими родственниками-потомками?

— Конечно! Все мы, кто живет в Таджикистане, очень тесную связь держим.

— А можете наизусть перечислить поименно всех предков начиная с самого пророка?

— У каждого из них было много сыновей, чьи имена зафиксированы в специальных семейных книгах — там подробно расписано генеалогическое древо. Назвать их имена? Боюсь, что не смогу.

— Ваши дети учатся?

— Да, конечно. Все они учатся в Медресе (Медресе — учебное заведение, обучающее исламским наукам и культуре. — Э.А.) и получают специальное исламское образование. В свое время и я учился в Медресе.

— Скажите, когда вы учились, вы прогуливали занятия? Не выполняли домашние задания, получали ли «двойки»?

— Нет, занятия я никогда не прогуливал…. «Двойки»? В Медресе «двоек» и «троек» нет. Есть понятия высокого и низкого балла. И пока ты не выполнишь одно задание, не получишь другое. Естественно, у меня было и есть рвение изучать более глубоко нашу религию, и предела нет совершенству, поэтому обучался исправно.

— Когда-то в Таджикистане была война…

— Да, в 1992 году это было.

— Вы воевали?

— Нет. Никто из нас в руки не брал ружье или автомат.

— Почему? Ведь по исламу считается, что каждый мужчина должен защищать свою землю, свой дом и семью от врагов. Вас как мужчину это не угнетало?

— Что значит «свою землю»? Перед Аллахом все равны. Кроме того, даже если бы мы и хотели, никто бы нам не дал выйти из дома и начать воевать. Во время войны вокруг наших домов никого не было с автоматом. Потому что все знали, что в них живут потомки пророка.

— Вы чувствуете свое особенное предназначение?

— Нет, что вы… Перед Аллахом все равны. Я такой же, как все другие люди, и стараюсь помогать людям чем могу: когда кто-то умирает, приглашают на омовение тела или для проведения обряда никях (обряд бракосочетания по закону Шариата. — Э.А.).

— Сколько в Якутске проводится обрядов никях в год?

— Примерно 20-30 пар в год женим — киргизов, таджиков, узбеков, ингушей, чеченцев, казахов и т.д.

— Вот интересно, как ваши земляки узнают, что вы потомок пророка? Вы при знакомстве сразу об этом говорите?

— Нет, я никогда так не говорил: «Я — потомок пророка!». Просто есть такое понятие как «ишан».

— Что это значит?

— Это значит, что я потомок пророка, и каждый мусульманин знаком с этим словом. Если честно, в городе меня никто не знает как Саади. Скажешь «ишан», и все сразу поймут, что речь идет обо мне. По имени меня никто не называет.

— Если не секрет, кроме своей духовной работы, как вы зарабатываете на жизнь?

— Все, что мы делаем в мечети, — это ради Всемогущего, и ни о каких деньгах не может быть и речи. Кроме того, мы работаем — все занимаемся строительством.

ДРУГОЙ — ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ

Чуть меньше года в Якутск по приглашению старшего брата приехал другой потомок посланника Аллаха. Его зовут Абдурахим. Ему 38 лет, род его, как и Саади, уходит корнями в Саудовскую Аравию. Впрочем, и внешность у него характерная. В городе такого колоритного мужчину просто невозможно не заметить.

— В паспорте я записан, как Рахим. Хотя при рождении меня назвали Абдурахимом.

— Почему же в паспорте неполное имя зафиксировали?

— Были Советские времена, тогда сотрудники паспортной службы отказались меня регистрировать под таким именем. Так и остался в паспорте Рахимом.

— Тогда как мне вас называть?

— Как вам будет удобно, так и называйте.

— Хорошо. Абдурахим, вы тоже учились в Медресе, как и ишан Саади?

— Нет. Я окончил обычную школу.

— А где вы учили тонкости книги жизни Корана?

— У своего отца. Он тоже был проповедником. Точным и гуманитарным наукам обучался в общеобразовательной школе, исламу и правильно читать Коран на арабском учил мой отец, как и трех старших сестер и шестерых братьев.

— А после школы учились?

— Нигде. Я начал проповедовать вместе с отцом.

— Подождите. Когда вы окончили школу, вам было лет 17. Неужели старшие вас люди внимали словам подростка?

— Да, мне было 17. Да, слушали меня и старшие, и младшие. А что в этом удивительного? В исламе нет такого понятия, что учить должны только старшие. Если и младший знает истину, он должен научить этому, рассказать другим.

— У вашего отца было несколько жен?

— Да, две жены. Я — сын старшей жены.

— А у вас сколько? Две? Три?

— Нет, одна и пятеро детей — четыре мальчика и девочка. Старший сын учится в третьем классе, дочке два годика. Они все сейчас находятся в Таджикистане.

— Дети вашей дочери тоже будут считаться потомками Мухаммеда?

— Да, конечно.

— Вы знаете, сколько всего в мире потомков пророка?

— О, нас очень много по всему миру, поэтому я затрудняюсь сказать точное число.

— В Якутск вы приехали по приглашению братьев?
— Да.

— Не страшно было ехать в 50-градусный мороз из солнечного Таджикистана?
— (От улыбки под глазами Абдурахима появились морщинки). Я ведь тут не один, другие братья тут живут. Никто еще не умер от мороза.

— Я слышала, что вы лечите людей молитвами. Это правда?

— Да, я читаю Коран. Но лечу не я, а сам Всевышний Аллах посредством Корана, который я читаю для больного, нуждающегося в помощи. Коран — лекарство для любого человека, и если читать его правильно, со смыслом, тогда Аллах дает шифо (с арабского — лечение).

— Как интересно. Расскажите про один из случаев выздоровления.

— Полтора месяца назад в Якутске я вылечил ребенка одного из местных азербайджанцев.

— От чего?

— Врачи не могли поставить диагноз, ребенок практически без сознания лежал в больнице и не было никакой надежды на излечение. Доктора в больнице сказали: «Мы ничем не можем помочь, попробуйте по-своему, по-национальному полечить». Тогда отец ребенка пришел к нам в мечеть, пригласил меня домой, когда ребенка выписали из больницы. Я несколько раз прочитал Коран и Альхьамдулиллях («Слава Всевышнему Аллаху!» — Э.А.), и он выздоровел!

— Вы не хотели бы уехать отсюда куда-нибудь в арабский мир? Например, на историческую родину в Медину?

— Хотел бы в ближайшее время вернуться к семье в Таджикистан, но… одному Аллаху известно, что и как будет потом.

МЛАДШИЙ ПОСТИГАЕТ АЗЫ КОРАНА

Младшему из них — 22 года. Его зовут Наджибола и он сын родного брата ишона Саади. В Якутске он живет уже год, как и его дяди, занимается строительством и регулярно посещает мечеть — не только для того, чтобы совершить намаз, но еще и учить суры и аяты из Корана.

— А если у вас появится внебрачный ребенок? Он будет считаться потомком пророка Мухаммеда?

— Он будет считаться прежде всего незаконнорожденным, а следовательно не может быть и речи, о том что он потомок. Но такое в принципе невозможно. Я не позволю себе сделать что-то непристойное, потому что я боюсь наказания Всевышнего Аллаха. К тому же за мной следят братья, которые знают, где я нахожусь и где меня можно найти в любое время дня и ночи.

У троих героев нашего материала есть общая семейная реликвия — книги, в которых подробно расписаны имена всех предков — потомков пророка Мухаммеда.

Нужно пояснить, что «Саид» означает «уважаемый, почтенный человек», то есть господин, поэтому к имени каждого потомка приписывается в начале «Саид».

Эмилия АЛИЕВА

Имя: Пророк Мухаммед (Muhammad)

Возраст: 62 года

Деятельность: пророк, купец, политик

Семейное положение: был женат

Пророк Мухаммед: биография

Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание - Коран.

Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.

Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.


В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.

В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.

Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.

Проповедничество

Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).

История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.

Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.


Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.

Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.

В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.


Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.

Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.


Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.


День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.

День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».

О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад - посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.

Личная жизнь

Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.


Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.

Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.

Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.

Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.

Смерть

Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.


Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети - глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

Цитаты

  • «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
  • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
  • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
  • «Религия - легкость».
  • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
  • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут».
  • «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
  • «Рай находится в тени ваших мечей».
  • «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
  • «Человек с тем, кого он полюбил».
  • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
  • Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
  • Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
  • Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.

  • Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
  • Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).

  • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
  • Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
  • В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

В современном исламском мире вести род от самого Посланника Аллаха (с.г.в.) считается весьма почётным, так как мусульмане всегда уделяли большое внимание собственной родословной.

Немало среди потомков Пророка (с.г.в.) и известных людей современности, которые вне зависимости от социального статуса или рода занятий искренне гордятся этим.

Дети Пророка Мухаммада (с.г.в.)

Известно, что у Посланника Аллаха (с.г.в.) было семь детей, и только одна дочь – (р.а.) пережила своего отца:

1) Касим. Первенцем у Мухаммада (с.г.в.) стал сын, которого он назвал Касим. По этой причине Божий Посланник (с.г.в.) получил прозвище Абуль-Касим («отец Касима»). Вестью о рождении сына Мухаммад (с.г.в.) был обрадован ещё до начала пророческой миссии, но спустя два года Касим перешёл в мир иной.

2) Зайнаб, старшая дочь, родилась за 10 лет до начала пророческой миссии отца. По достижении совершеннолетия она была выдана замуж за весьма авторитетного мекканца – Абу аль-Асу ибн Рабиа. С началом пророчества отца Зайнаб стала одной из первых мусульманок, в то время как её супруг отказался уверовать и остался на стороне многобожников и даже принимал участие в .

В 622 году вместе с другими мусульманами Зайнаб совершила хиджру и после переселения на протяжении нескольких лет не видела своего супруга. Незадолго до завоевания Мекки мусульманами Абу аль-Аса принял ислам, и Зайнаб вновь стала его полноправной супругой. Но спустя несколько месяцев она тяжело заболела и скончалась.

3) Рукия, вторая дочь Мухаммада (с.г.в.), появилась на свет за 7 лет до начала пророчества. С наступлением совершеннолетия она должна была выйти замуж за сына Абу Ляхаба, но после начала проповедей Мухаммада (с.г.в.) он стал ярым врагом ислама и потребовал расторжения брачного договора.

После этого Пророк (с.г.в.) выдал её замуж за одного из своих ближайших сподвижников, который вошёл в историю как третий праведный халиф, – Усмана ибн Аффана (р.а.). С ним она прожила до своей смерти в день битвы при Бадре.

4) Умм Кульсум, третья дочь, как и Рукия, была обручена с одним из сыновей Абу Ляхаба, и после принятия ислама соответствующий брачный союз был расторгнут. После того как земной мир покинула Рукия, Умм Кульсум была выдана замуж за Усмана ибн Аффана (р.а.), после чего тот получил прозвище «Зуннурайни», что переводится как «обладатель двух сияний».

Вместе они прожили 6 лет, но в 630 году Умм Кульсум перешла в мир иной.

5) Фатима, четвёртой дочь – единственная, кому посчастливилось стать продолжательницей рода Пророка Мухаммада (с.г.в.). Т.е. все потомки Милости миров (с.г.в.) восходят в родословной к ней и её супругу Али ибн Абу Талибу (р.а.). В браке у них родилось пятеро детей, выжили из которых трое – Хасан, Хусейн и Зайнаб (мир им).

О достоинствах Фатимы (р.а.) говорится во многих хадисах Посланника Аллаха (р.а.). Особо она почитается у мусульман-шиитов, которые с особым уважением относятся к ближайшим их потомкам.

Фатима стала единственной дочерью Посланника Всевышнего (с.г.в.), которая пережила своего отца и перешла в мир иной спустя полгода после того, кого она любила больше всех.

6) Абдуллах стал вторым сыном Мухаммада (с.г.в.), он родился в Мекке. Однако его постигла судьба старшего брата, и он так же скончался в раннем детстве.

7) Ибрахим, самый младший из детей, наречён этим именем в честь одного из величайших пророков в истории человечества. Кроме того, он – единственный из детей, кто был рождён не первой женой – Хадиджей (р.а.), а египтянкой Марией Коптской. На втором году жизни Ибрахим тяжело заболел и спустя некоторое время скончался.

Наиболее известные потомки в современности

В наши дни в мире проживает немало потомков Посланника Аллаха (с.г.в.), многие из которых даже не подозревают о своём благородном происхождении. Это связано с тем, что без малого за полторы тысячи лет переплелось множество родословных, и люди, в чьих жилах присутствует кровь Пророка Мухаммада (с.г.в.), проживают в различных частях планеты.

В связи с тем, что продолжателям рода стали внуки Мухаммада (с.г.в.) – Хасан (р.а.) и Хусейн (р.а.), всё потомство Посланника Аллаха (с.г.в.) делится на две группы: шарифы (потомки Хасана) и сейиды (потомки Хусейна).

1. Праведные имамы

Особое почтение к роду Посланника Аллаха (с.г.в.) выражают мусульмане-шииты, и в особенности – к ближайшим его потомкам, которые именуются в шиизме праведными имамами. Их число варьируется в зависимости от течения, однако абсолютно все шииты почитают Али ибн Абу Талиба, его сыновей – Хасана и Хусейна (мир им), а также ближайших потомков последнего, заключительным из которых считается . Именно по этой причине многие шииты, считающиеся потомками Пророка (с.г.в.), имеют титул сейида.

2. Абдалла II – король Иордании

Прямым потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.) считается иорданский монарх Абдалла Второй. Он – представитель рода хашимитов, основоположником которого считается прадед Посланника Аллаха (с.г.в.) – Хашим. Члены данного семейства на протяжении столетий занимали пост эмира Мекки, а в начале XX века стали правителями некоторых арабских государств, среди которых Ирак, Сирия, Трансиордания, Хиджаз.

В современном мире хашимиты так же пользуются особым уважением и признаются потомками Милости миров Мухаммада (с.г.в.).

3. Аятолла Али Хаменеи

Родословная верховного лидера Ирана, аятоллы Али Хаменеи восходит от имама Хусейна (р.а.). Шииты уделяют вопросу праведного имамата особое внимание, что не могло не сказаться на выборе лидера из числа потомков Посланника Аллаха (с.г.в.).

4. Аятолла Али Систани

К числу потомства Мухаммада (с.г.в.) относят и авторитетного шиитского богослова Ирака – аятоллу Али Систани, чья родословная ветвь так же берёт начало от имама Хусейна (р.а.).

5. Принц Карим Ага-Хан IV

Ещё одним известным потомком считается предводитель исмаилитов-низаритов – принц Карим Ага-Хан IV. Парадоксально, но не имея собственного государства, он имеет титул принца, который ему даровала британская королева Великобритании за особые заслуги перед Лондоном. На сегодняшний день в мире насчитывается около 20 млн низаритов, духовным лидером которых и считается Ага-Хан IV.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: