Серафимо-Знаменский скит — особое святое место….

Дорога к селу Битягово, что к югу от Домодедово, очень живописна. Небольшая и пустынная, она идет сквозь дремучий лес и ехать по ней хочется бесконечно долго. В нескольких километрах от села она поворачивает к юго-западу, а на север уходит другая - поменьше. Невнимательный путник может не заметить этот поворот и табличку на развилке, спрятавшуюся среди ветвей, но если все же обратит на нее внимание и пройдет по дороге, то увидит один из самых необыкновенных подмосковных храмов с не менее необыкновенной историей.

Когда-то я тоже, как тот невнимательный путник, ходил через эти места, чтобы искупаться в реке Рожайке, и ни разу не видел ни той таблички, ни самого храма. Тем больше было мое удивление, когда я нашел в Интернете несколько фотографий уединенного и очень красивого лесного скита, а посмотрев на карту, внезапно обнаружил, что несколько раз уже бывал буквально в полукилометре от этого места. Не откладывая дело в долгий ящик, я собрался и поехал заполнять пробел в своих знаниях о Подмосковье.

Скит по определению должен представлять собой уединенное место в глуши, обитель отшельников и пустынножителей. Я хорошо знал скиты на Соловецких островах - надежно укрытые в лесах, они вполне отвечали этим характиристикам. Другое дело Подмосковье, да еще и ближнее - какой тут может быть скит? - думал я. Но все мои сомнения быстро рассеялись, как только я оказался на месте.

Все скитские постройки и церковь расположились на невысоком холме посреди векового бора - огромные сосны растут буквально в нескольких метрах от стен.

Людей вокруг мало, точнее сказать - почти совсем нет. Дорога здесь кончается, село осталось в стороне, а отдыхающих на реке, что бежит примерно в километре от скита, не видно и не слышно. Гуляя по территории, я увидел лишь только нескольких прихожан и монахиню (Серафимо-Знаменский скит является небольшим женским монастырем).

Храм поражает своей необыкновенной архитектурой. Высокий шатер, увенчанный двадцатью четырьмя кокошниками, устремлен подобно свече к небу.

Шатровый тип храмового строительства был распространен на Руси в XVI-XVII веках, но в данном случае первый камень в основание скита был заложен относительно недавно - в 1910 году. Устроители хотели создать прекрасный образ Небесного Иерусалима и у архитектора Алексея Викторовича Щусева это неплохо получилось - он построил храм в лучших традициях древнерусского зодчества.

Неподалеку от стен храма расположился небольшой ухоженый огород и красивый цветник.

Вокруг скита возвышается внушительная каменная стена, образующая квадрат. Каждая из сторон равна тридцати трем саженям - по числу лет земной жизни Христа. К слову, раньше в этом маленьком монастыре сестер по уставу тоже было тридцать три. В стену встроены маленькие домики-келии - всего двенадцать, по числу апостолов. Каждая келия носит имя своего апостола.

Как видите, все в ските находится на своем месте и имеет свой смысл. Даже двадцать четыре кокошника, венчающие храм, были сделаны не случайно, а по числу апокалиптических старцев, которые, в свою очередь, символизируют победу добра над злом и непрестанную молитву, возносящуюся Господу круглые сутки - двадцать четыре часа. Несомненно, основатели скита подобным символизмом хотели придать еще большую святость своему творению. Но, как вы скоро поймете из краткой истории, приведенной в этой небольшой статье, Серафимо-Знаменский скит и без того является одной из тех особых святынь русской земли, о которых, к сожалению, все еще мало кто знает.

Тамара Александровна Марджанишвили родилась в 1868 году в Кварели в грузинской княжеской семье, получила хорошее светское воспитание и образование. Потеряв к двадцати годам родителей, она нашла отраду и утешение в стенах Бодбийского женского монастыря - одного из крупнейших монастырей Грузии. Однажды оказавшись под его сводами, она сразу почувствовала, что место ее там. Уговоры родственников, озаботившихся правильностью выбранного ею пути, действия не возымели.

Придя в монастырь юной послушницей, спустя несколько лет Тамара приняла постриг под именем Ювеналия, а в 1902 году за молитвенные подвиги, чистоту и высоту духовной жизни была назначена игуменией Бодбийского монастыря, в котором на тот момент было 300 сестер и две женские школы. Молодой матушке было непросто принять такой высокий пост и она даже хотела от него отказаться. Укрепил ее в тот момент своим благословением Иоанн Кронштадский, к которому Ювеналия приехала в числе других послушниц. Старец более чем за два десятка лет предсказал ей игуменство в трех монастырях и пострижение в великую схиму.

В 1905 году Ювеналия против собственной воли по новому назначению Синода уезжает в Москву, чтобы стать настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя три года, во время паломнической поездки в Саров - на родину преподобного Серафима Саровского - во время молитвы у иконы Божией Матери «Знамение» ей является Богородица и призывает основать скит для более уединенной жизни «не только себе, но и другим».

Поначалу приняв это за искушение, Ювеналия не решается действовать по своему усмотрению и отправляется за советом к нескольким известным старцам: отцу Анатолию из Оптиной пустыни, затворнику отцу Алексию из Зосимовой пустыни и наместнику Троице-Сергиевой лавры - отцу Товии. И от всех троих получает благословение на устройство скита.

Два года шло строительство. Место было выбрано в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. Внезапно появились и средства на постройку, и участие таких людей, как княгиня Елизавета Федоровна. Храм освятили в честь преподобного Серафима Саровского и иконы Божией матери “Знамение”. Отсюда и название скита - Серафимо-Знаменский. Святил новосозданную обитель лично сам митрополит Московский Владимир. Внизу под храмом была устроена церковь в стиле грузинского православия в честь Святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии, чьи мощи покоятся в Бодбийском монастыре.

В 1916 году по благословению митрополита Макария игумения Ювеналия принимает постриг в великую схиму - высшую степень монашества - с наречением имени Фамарь. Возглавляемый ею небольшой монастырь продолжает жить своей скромной и праведной жизнью вплоть до 1924 года, когда большевики решают его упразднить и разворовать, а затем сделать из скита сначала больницу, затем пионерлагерь и базу отдыха завода «Криптон».

С этого момента в миру начинает действовать монастырь, замаскированный под артель. Матушка Фамарь, 10 сестер и священник поселяются недалеко от Москвы в поселке Перхушково, где продолжают свой монашеский подвиг. В 1931 году их арестовывают, заключают в тюрьму, а матушку Фамарь отправляют в ссылку в Сибирь. Оттуда она пишет такие строки: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, - разве это не чудо?!».

Благодаря ходатайству ее брата Константина - известного советского режиссера театра, ссылка матушки закончилась в 1934 году. Из Сибири она вернулась тяжело больная туберкулезом и поселилась в небольшом домике неподалеку от станции Пионерская Белорусской железной дороги.

За несколько дней до ее смерти художник Павел Корин закончил портрет «Схиигуменья Фамарь», ставший впоследствии одной из величайших его работ. Ему удалось увидеть и передать сокровенную красоту духа подвижницы. Именно этот портрет, наряду с двадцатью восемью другими, вдохновил художника на создание грандиозного по замыслу и размерам полотна «Русь уходящая», которое он так и не успел дописать. Но сам Павел Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». И словно в подтверждение его слов, Серафимо-Знаменский скит снова вот уже более пятнадцати лет используется по истинному своему назначению. Так же, как когда-то давно, здесь ежедневно проходят службы, живут, работают и молятся сестры. Все так же неподалеку бежит быстрая река и шумит на ветру сосновый бор...

ОТКРЫТИЕ СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКОГО СКИТА

Недолгая история Серафимо-Знаменского скита - он был освящен в сентябре 1912 года, а закрыт в 1924 году - связана с именем схиигумении Фамари, которую в свое время благословил на это служение отец Иоанн Кронштадтский. При встрече в 1892 году отец Иоанн надел на юную монахиню три креста. Это символическое пророчество сбылось впоследствии - матушке Фамари пришлось быть настоятельницей трех обителей, и "третьим крестом" стал для нее Серафимо-Знаменский скит, в создании которого матушка Фамарь приняла самое деятельное участие.

Вся обитель была обнесена оградой в форме квадрата, каждая из сторон которого - тридцать три сажени в память тридцати трех лет земной жизни Спасителя. В центре был выстроен храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима с престолом внизу в честь равноапостольной Нины. С наружной стороны храма находится двадцать четыре уступа в честь двадцати четырех апокалиптических старцев. Храм увенчан одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа.

В скиту жили тридцать три монахини. Неподалеку от скита находился хозяйственный двор, где жили послушницы. Они обеспечивали всем необходимым монахинь, главным делом которых была молитва. Жители окрестных деревень и по сей день называют лес "монашеским", сохраняя добрую память о трудах послушниц.

Над святыми вратами размещалась звонница, а с левой стороны была калитка, от которой начиналась тропинка, ведущая к кургану, возле которого было поставлено выполненное на цинке изображение преподобного Серафима с котомкой за плечами. Открывшему калитку казалось, что сам преподобный идет к нему навстречу.

В Серафимо-Знаменском скиту часто и подолгу жил Серпуховский епископ Арсений (Жадановский), написавший замечательные, очень подробные и живые воспоминания о матушке Фамари и жизни насельниц скита. В годы гражданской войны, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, епископ Арсений и его духовный друг архимандрит Серафим жили в Серафимо-Знаменском скиту в полузатворе до конца 1919 года.

В 1929 - 1931 годах схиигумения Фамарь с некоторыми насельницами и иеромонахом Филаретом были арестованы и сосланы в Сибирь.

С 1925 по 1967 год в скиту располагалась больница, а затем помещения скита находились на территории пионерского лагеря; в 1974 году лагерь "Спутник" был передан на баланс завода при НИИ радиокомпонентов (ныне завод "Криптон").

Через 73 года после закрытия, в январе 1997 года, в Серафимо-Знаменском скиту была создана православная община. Много месяцев Домодедовское благочиние боролось за возвращение скита церкви, десятки писем были направлены районным чиновникам, работникам министерств и администрации президента. Перелом произошел на совещании в Министерстве культуры Российской Федерации, состоявшемся 7 июля 1998 года. По результатам совещания 16 декабря 1998 года вышло распоряжение о передаче скита.

В день празднования прославления святой равноапостольной Нины 27 января 2000 года в скиту вновь появились насельницы, возглавляемые матушкой Иннокентией (Поповой). А уже 15 марта Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение от возобновлении монашеской жизни в Серафимо-Знаменском скиту, расположенном близ села Битягово Домодедовского района. 2 апреля состоялось его открытие. В этот день здесь прошло торжественное богослужение, которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона и наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия. Настоятельницей вновь открытой женской обители назначена монахиня Иннокентия, ранее проходившая послушание в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре города Коломны. В знак этой должности монахине Иннокентии вручены наперсный крест и настоятельский жезл.

"Сегодня на нашей подмосковной земле великое и радостное событие, - сказал в приветственном слове по окончании Божественной литургии Владыка Ювеналий. - После многолетнего перерыва Серафимо-Знаменский скит вновь обретает свою духовную жизнь. Сердца наши ликуют, потому что Господь милосердный дает нам в эти дни Великого Поста великую радость, дает нам возможность с покаянием, молитвой начать вновь монашеский подвиг на этом святом месте".

Серафимо-Знаменский скит стал девятой женской обителью Московской епархии. "Это великая милость Божия, это напоминает нам о том, что не оскудела святостью Русская земля" - считает митрополит Ювеналий.

Наталия Бубенцова

Серафимо-Знаменский скит занимает особое место среди монастырей Подмосковья. Он был основан в 1910 году грузинской княжной Тамарой Александровной Марджанишвили (в то время игумения Ювеналия) – будущей схиигуменией Фамарью.

Матушка Фамарь происходила из знатного рода, была красива и образованна. Она рано лишилась родителей и еще в юности выбрала для себя монашескую жизнь.

Значительное влияние на духовную жизнь девушки оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский, с которым она познакомилась в 1892 году. Предвидя судьбу юной послушницы, отец Иоанн возложил на нее три креста. Как позже вспоминала матушка, отец Иоанн надел на нее кресты и сказал: «Тамара-Тамара, благую часть избрала. Вот какая ты у меня игумения – посмотрите на нее!» За свою жизнь матушка Фамарь побывала настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Через два года отец Иоанн более чем за двадцать лет предрек схиму послушнице Тамаре, написав ей на память на своей фотографии: «На благословение схимонахине».

Не только отец Иоанн, но и другие высокие духовные лица ценили матушку за ее серьезность, деловитость, строго церковное православное направление и безукоризненную монашескую жизнь. Митрополиты Флавиан, Владимир, Макарий, старцы – схиигумен Герман, иеросхимонах Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие – знали ее и относились к ней с глубоким уважением.

Главным покровителем и, так сказать, «идеалом» в жизни схиигумении Фамари явился преподобный Серафим. Его жизнеописание было первой книгой духовно-нравственного содержания, которую она прочитала.

В 1902 году послушница Тамара была пострижена в монашество с именем Ювеналия, а затем назначена игуменией крупнейшего в Грузии монастыря Равноапостольной Нины в Бодби, откуда впоследствии была переведена в Москву, а затем получила благословение на строительство скита.

История Серафимо-Знаменского скита неразрывно связана с именем Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Матушка Фамарь была с ней очень дружна, поверяла ей свои планы и получала поддержку и одобрение.

Схиигумения Фамарь управляла Серафимо-Знаменским скитом вплоть до 1924 года, когда он был закрыт. Она внимательно следила за жизнью скитянок, сама показывала во всем пример строгого пустынножительства.

Во главу угла в монастыре ставилась нестяжательность, полное отречение от своей воли, послушание и труд на общую пользу. Во исполнение этого сестры ничего не должны были считать своей собственностью, не должны были иметь ни денег, ни вещей, равно как и не заниматься работой для личной выгоды. Строго требовалось соблюдать во всем внешнюю опрятность и аккуратность. Каждая сестра должна была соблюдать молчание, особенно утром до службы и вечером после молитвы. Запрещалось празднословить, громко, дерзко, повышенным голосом говорить и смеяться. Все послушания сестры выполняли только между службами во исполнение слов Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам»(Мф. 6, 33). Насельницы постоянно творили Иисусову молитву и не расставались с нею на послушаниях. Общая работа сопровождалась пением псалмов или чтением акафистов.

День сестер начинался в пять утра . После Литургии накрывался общий чай, в час дня – обед, в половине третьего – чай, в пять часов – ужин, после которого уже не полагалось ничего вкушать и пить воды. Довольствуясь общей трапезой, сестры не могли в келиях иметь чего-либо съедобного, равно как и налагать на себя самовольный пост. Живя по уставу скитского общежития, каждая сестра ежедневно проверяла себя, задавая себе вопросы о том, как она провела день: не ленилась ли, не роптала ли, не обижалась ли и т.д. Порядок посещения богослужений был строг, также скитянки не должны были оставлять келейную молитву. Таблица всех правил выдавалась каждой сестре для постоянного чтения и руководства.

Кроме общего устава, подлежащего непременному исполнению, сестрам было рекомендовано по благословению и назначению настоятельницы каждый день недели посвящать упражнению в определенной добродетели, дабы приобрести в ней навык.

Понедельник был посвящен молчанию. Насельницы хранили чувства от всяких внешних впечатлений, предавались самоуглублению, что, однако, не сопровождалось неприятной для окружающих замкнутостью, а, напротив, благодушием во всем.

Во вторник внимание уделялось кротости и смирению. Нужно было ходить и стоять в храме с наклоненной головой, соблюдать во всех действиях тихость; в келии ни в чем не поступать по своему хотению, а прежде узнавать мнение и желание живущей совместно сестры; первой приходить и последней уходить с послушания; последней садиться за стол и прикасаться к трапезе; встречающимся кланяться в пояс и, если случится огорчить кого-либо словами или действиями, тотчас с земным поклоном просить прощения у обидевшейся.

Среда – день самоукорения. В этот день проверялись мысли и дела за последние дни.

Днем молитвы был четверг . Каждая сестра определяла время и место для уединенной молитвы; приходила к богослужению по первой повестке; заучивала на память несколько строк из Святого Евангелия, Апостола, Псалтири или же из любимого акафиста.

Пятница – день поста, сокрушения и плача. Сестры воздерживались от пищи, доставляющей приятность, лакомств и ужина; углублялись мыслию в крестные страдания Спасителя до такой степени, чтобы вызвать плач о своих грехах.

Обязательным был день добрых дел, которому была посвящена суббота . В свободное время сестры помогали на трапезе, кухонным, очередной по домику или делали что-нибудь для больной, немощной или престарелой сестры.

Неделя заканчивалась днем радости. В воскресенье сестры старались сосредоточиваться на благодеяниях и милостях Божиих. Ходили с чувством благодарения и славословия Господа, перечисляя в уме отдельные события Его земной жизни, а также случаи милосердия Божия из своего прошлого и настоящего; проходили четки с радостными приветствиями Спасителю, Божией Матери и святым вместо обычной молитвы о спасении и помиловании; находили слова утешения для скорбящих и унывающих сестер.

Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь по благословению Святейшего Патриарха Тихона владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим епископом Дмитровским, священномучеником, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 г. Они жили в небольшом домике в лесу и совершали там богослужения.

Составлено по воспоминаниям еп. Арсения (Жадановского)

О современной жизни Серафимо-Знаменского скита рассказывает монахиня Тамара

Как живут сейчас сестры Серафимо-Знаменского скита?

Сейчас в скиту проживает двадцать насельниц, но я думаю, что придет время, и мы достигнем количества тридцати трех. Обычно приезжают послушницы с благословения своих духовников, уже имея рекомендации. Матушка смотрит, сможет ли человек в данных условиях жить и соблюдать монашеский устав.

Как и раньше, каждый день начинается (как и в любом монастыре) с утреннего правила. Это утренние молитвы, полунощница, сотица, которая состоит из ста молитв Матери Божией. Мы поминаем наших благодетелей. Если Божественная литургия не совершается, мы читаем обедницу: часы и изобразительны.

Каждая сестра несет свое послушание. У всех послушания разные. У кого-то это занятие бухгалтерией. У кого-то это огород, хозяйство, коровы, лошади. У кого-то – экскурсионная программа. Все в зависимости от тех способностей, которые даны человеку.

При матушке Фамари скит имел очень необычный устав. Какие особенности этого устава сохраняются сейчас?

Мы продолжаем читать акафист преподобному Серафиму Саровскому. Раньше он совершался на горочке преподобного. Сейчас это место утрачено для скита, поскольку оказалось на частной территории. Когда монастырь начал восстанавливаться, мы совершали как раз чтение акафиста на горочке. Первое время там даже проходили Всенощные бдения. Сейчас традиция продолжается, но молитвенное правило совершается в срубе, который построен в честь Арсения Великого, небесного покровителя владыки Арсения (Жадановского). Когда-то сруб находился в лесочке, недалеко от этой самой горочки.

В настоящее время в скиту более современный устав. Продолжается чтение полунощницы, конечно же, не в ночное, а в утреннее время. Из остальных традиций особенно ничего не сохранилось.

Раньше дни были посвящены какой-нибудь добродетели. Сейчас у нас бывают попытки устраивать дни молчания, но определенно мы этого правила пока не придерживаемся.

У нас больше трудов, направленных на внешнее общение с миром.

Раньше скит был более уединенным местом и не так часто сюда приезжали паломники. Сейчас все по-другому, у людей большая потребность в духовном окормлении, и поэтому у нас больше социального служения, нежели внутреннего.

Что в жизни сестер сейчас стоит на первом месте? Что на втором?

Я думаю, что на первом месте должна всегда стоять молитва, а остальное уже приложится. Когда человек искренне от сердца обращается к Богу, то Господь уже подает ему просимое. Если послушания совершаются с молитвой, то, я думаю, Господь всегда поможет.

Какую роль в духовной жизни скита сыграли нашедшие здесь временное пристанище сщмч. Серафим (Звездинский) и еп. Арсений (Жадановский)?

Владыки сыграли очень большую роль в жизни скита.

В 1919 году Чудов монастырь закрыли, его насельники стали искать новую обитель. Вначале в помещениях монастыря разместился кооператив «Коммунист» и изба-читальня, а затем его передали Кремлевскому Лечсанупру, отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В 1929 году Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь разрушили, а на этом месте было решено построить здание Школы красных командиров, проект которого разработал архитектор И. Рерберг.

В 1918 году владыка Серафим и владыка Арсений поселились в скиту. Тогда немногие игумении принимали гонимых епископов. Матушка Фамарь со своим грузинским гостеприимством и бесстрашием приняла и того, и другого. Она не только приняла, но и устроила им деревянную киновию – деревянный сруб в честь Арсения Великого. Там владыки жили и совершали богослужения. Рассказывают, что сама матушка пела там на Литургии.

Все, что касалось внешнего и внутреннего устроения скита, совершалось с благословения владыки Арсения (Жадановского), который являлся духовником нашего скита.

В окормлении сестер ему помогал его близкий духовный друг владыка Серафим (Звездинский). Это были люди одного духа, одного устроения. Я думаю, что тот багаж, который дали сестрам владыки и сама матушка, сестры вполне могли оценить, уже пройдя через аресты, тюрьмы и ссылки.

Сравнивая жизнь скита с жизнью других обителей, они понимали, насколько высок был молитвенный подвиг владык и матушки. Этот молитвенный дух они передали сестрам, что помогло им выжить в те нелегкие годы гонений на Церковь и сохранить действительно высокий нравственный облик.

Что из былой истории монастыря особенно дорого для сестер теперь?

Более всего дорог сам облик матушки Фамари и ее подвижничество, молитвенный дух этой обители.

У нас есть знакомые монахини, которые в 80-е годы близко общались с сестрами нашего монастыря – матушкой Таисией (в миру Татьяна Николаевна Протасьева) и монахиней Арсенией (в миру Татьяна Сергеевна Волкова). Из воспоминаний сестер Скита было понятно, что монастырь для них был райским уголком. Они вспоминали насельничество в обители как самый светлый период в их жизни. Их воспоминания о Серафимо-Знаменском ските шли из самого сердца, и это неудивительно. В те годы в скиту было такое молитвенное устроение, которое возводило сестер на особую духовную высоту. Здесь все было сосредоточено на внутреннем молитвенном делании, ведь когда в душе Бог, остальное Господь приложит.

Дорога к селу Битягово, что к югу от Домодедово, очень живописна. Небольшая и пустынная, она идет сквозь дремучий лес и ехать по ней хочется бесконечно долго. В нескольких километрах от села она поворачивает к юго-западу, а на север уходит другая - поменьше. Невнимательный путник может не заметить этот поворот и табличку на развилке, спрятавшуюся среди ветвей, но если все же обратит на нее внимание и пройдет по дороге, то увидит один из самых необыкновенных подмосковных храмов с не менее необыкновенной историей.

Когда-то я тоже, как тот невнимательный путник, ходил через эти места, чтобы искупаться в реке Рожайке, и ни разу не видел ни той таблички, ни самого храма. Тем больше было мое удивление, когда я нашел в Интернете несколько фотографий уединенного и очень красивого лесного скита, а посмотрев на карту, внезапно обнаружил, что несколько раз уже бывал буквально в полукилометре от этого места. Не откладывая дело в долгий ящик, я собрался и поехал заполнять пробел в своих знаниях о Подмосковье.

Скит по определению должен представлять собой уединенное место в глуши, обитель отшельников и пустынножителей. Я хорошо знал скиты на Соловецких островах - надежно укрытые в лесах, они вполне отвечали этим характиристикам. Другое дело Подмосковье, да еще и ближнее - какой тут может быть скит? - думал я. Но все мои сомнения быстро рассеялись, как только я оказался на месте.

Все скитские постройки и церковь расположились на невысоком холме посреди векового бора - огромные сосны растут буквально в нескольких метрах от стен.

Людей вокруг мало, точнее сказать - почти совсем нет. Дорога здесь кончается, село осталось в стороне, а отдыхающих на реке, что бежит примерно в километре от скита, не видно и не слышно. Гуляя по территории, я увидел лишь только нескольких прихожан и монахиню (Серафимо-Знаменский скит является небольшим женским монастырем).

Храм поражает своей необыкновенной архитектурой. Высокий шатер, увенчанный двадцатью четырьмя кокошниками, устремлен подобно свече к небу.

Шатровый тип храмового строительства был распространен на Руси в XVI-XVII веках, но в данном случае первый камень в основание скита был заложен относительно недавно - в 1910 году. Устроители хотели создать прекрасный образ Небесного Иерусалима и у архитектора Алексея Викторовича Щусева это неплохо получилось - он построил храм в лучших традициях древнерусского зодчества.

Неподалеку от стен храма расположился небольшой ухоженый огород и красивый цветник.

Вокруг скита возвышается внушительная каменная стена, образующая квадрат. Каждая из сторон равна тридцати трем саженям - по числу лет земной жизни Христа. К слову, раньше в этом маленьком монастыре сестер по уставу тоже было тридцать три. В стену встроены маленькие домики-келии - всего двенадцать, по числу апостолов. Каждая келия носит имя своего апостола.

Как видите, все в ските находится на своем месте и имеет свой смысл. Даже двадцать четыре кокошника, венчающие храм, были сделаны не случайно, а по числу апокалиптических старцев, которые, в свою очередь, символизируют победу добра над злом и непрестанную молитву, возносящуюся Господу круглые сутки - двадцать четыре часа. Несомненно, основатели скита подобным символизмом хотели придать еще большую святость своему творению. Но, как вы скоро поймете из краткой истории, приведенной в этой небольшой статье, Серафимо-Знаменский скит и без того является одной из тех особых святынь русской земли, о которых, к сожалению, все еще мало кто знает.

Тамара Александровна Марджанишвили родилась в 1868 году в Кварели в грузинской княжеской семье, получила хорошее светское воспитание и образование. Потеряв к двадцати годам родителей, она нашла отраду и утешение в стенах Бодбийского женского монастыря - одного из крупнейших монастырей Грузии. Однажды оказавшись под его сводами, она сразу почувствовала, что место ее там. Уговоры родственников, озаботившихся правильностью выбранного ею пути, действия не возымели.

Придя в монастырь юной послушницей, спустя несколько лет Тамара приняла постриг под именем Ювеналия, а в 1902 году за молитвенные подвиги, чистоту и высоту духовной жизни была назначена игуменией Бодбийского монастыря, в котором на тот момент было 300 сестер и две женские школы. Молодой матушке было непросто принять такой высокий пост и она даже хотела от него отказаться. Укрепил ее в тот момент своим благословением Иоанн Кронштадский, к которому Ювеналия приехала в числе других послушниц. Старец более чем за два десятка лет предсказал ей игуменство в трех монастырях и пострижение в великую схиму.

В 1905 году Ювеналия против собственной воли по новому назначению Синода уезжает в Москву, чтобы стать настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя три года, во время паломнической поездки в Саров - на родину преподобного Серафима Саровского - во время молитвы у иконы Божией Матери «Знамение» ей является Богородица и призывает основать скит для более уединенной жизни «не только себе, но и другим».

Поначалу приняв это за искушение, Ювеналия не решается действовать по своему усмотрению и отправляется за советом к нескольким известным старцам: отцу Анатолию из Оптиной пустыни, затворнику отцу Алексию из Зосимовой пустыни и наместнику Троице-Сергиевой лавры - отцу Товии. И от всех троих получает благословение на устройство скита.

Два года шло строительство. Место было выбрано в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. Внезапно появились и средства на постройку, и участие таких людей, как княгиня Елизавета Федоровна. Храм освятили в честь преподобного Серафима Саровского и иконы Божией матери “Знамение”. Отсюда и название скита - Серафимо-Знаменский. Святил новосозданную обитель лично сам митрополит Московский Владимир. Внизу под храмом была устроена церковь в стиле грузинского православия в честь Святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии, чьи мощи покоятся в Бодбийском монастыре.

В 1916 году по благословению митрополита Макария игумения Ювеналия принимает постриг в великую схиму - высшую степень монашества - с наречением имени Фамарь. Возглавляемый ею небольшой монастырь продолжает жить своей скромной и праведной жизнью вплоть до 1924 года, когда большевики решают его упразднить и разворовать, а затем сделать из скита сначала больницу, затем пионерлагерь и базу отдыха завода «Криптон».

С этого момента в миру начинает действовать монастырь, замаскированный под артель. Матушка Фамарь, 10 сестер и священник поселяются недалеко от Москвы в поселке Перхушково, где продолжают свой монашеский подвиг. В 1931 году их арестовывают, заключают в тюрьму, а матушку Фамарь отправляют в ссылку в Сибирь. Оттуда она пишет такие строки: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, - разве это не чудо?!».

Благодаря ходатайству ее брата Константина - известного советского режиссера театра, ссылка матушки закончилась в 1934 году. Из Сибири она вернулась тяжело больная туберкулезом и поселилась в небольшом домике неподалеку от станции Пионерская Белорусской железной дороги.

За несколько дней до ее смерти художник Павел Корин закончил портрет «Схиигуменья Фамарь», ставший впоследствии одной из величайших его работ. Ему удалось увидеть и передать сокровенную красоту духа подвижницы. Именно этот портрет, наряду с двадцатью восемью другими, вдохновил художника на создание грандиозного по замыслу и размерам полотна «Русь уходящая», которое он так и не успел дописать. Но сам Павел Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». И словно в подтверждение его слов, Серафимо-Знаменский скит снова вот уже более пятнадцати лет используется по истинному своему назначению. Так же, как когда-то давно, здесь ежедневно проходят службы, живут, работают и молятся сестры. Все так же неподалеку бежит быстрая река и шумит на ветру сосновый бор...

Координаты Серафимо-Знаменского скита: 55°23"13"N 37°44"59"E

Первый камень Серафимо-Знаменского скита был заложен 27 июля 1910 года, а уже через два года скит освятил митрополит Владимир Московский. Что представлял собой скит тогда? Это был маленький монастырь, пустынный, скрытый от глаз. Очень интересен замысел: ограда скита, стены всех зданий, были покрашены в желтовато-золотистый цвет и это отсылка к Иерусалиму.

Если посмотреть сверху, скит 1912 года выглядел так: квадрат стен, с западной стороны звонница и Серафимо-Знаменский храм, больше ничего на территории не было. В стены были встроены 12 домиков по именам апостолов. В Священном писании, в откровении Иоанна Богослова, есть описание Града Божия, и там ничего нет, кроме самого Бога на престоле. Архитектор был вдохновлен заказчиками и вот, если обойти храм, то увидите, что он напоминает фигуру сидящего на престоле. Вы этот образ успеваете ощутить. Тарковский говорил, что символ нужно правильно трактовать, а вот образ можно ощутить.

А дальше, войдя в храм, мы переходим к пророкам, на которых зиждется предсказание о приходе мессии. Шатер необыкновенный, но украшает храм так, - особенно когда солнышко, что никакие росписи не нужны. В шатре 24 окошка по числу пророков. Снаружи видно 34 выступа и венчает это все очень красивая переливающаяся керамическая главка.

Есть версия, что этот храм строил Алексей Викторович Щусев - ведущий архитектор 20 века. Дело в том, что в архивах никаких документов по храму не сохранилось. Известно, что проект менялся в течение строительства. Так изначально задумали часовню, а построен был храм.

Серафимо-Знаменский храм двухэтажный. Верхний храм имеет два престола: один посвящен иконе Матери Божией Знамения, второй - Серафиму Саровскому.

Нижний храм находится под землей, он посвящен Святой Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии. Дело в том, что схиигумения Фамарь, основательница скита, была по своему происхождению грузинская княжна. Судьба ее очень интересна.

Схиигумения Фамарь

Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, родилась в 60-х годах 19 века в богатой грузинской семье, в городе Кварели - центральная Грузия. Город этот знаменит тем, что там родился известный режиссер Коте Марджанишвили - родной брат схиигумении Фамари. Семья была не просто традиционно православная, видимо интересы были более глубокие, известно, что духовником их был старец с Афона, ессей. Тамара Александровна рано осиротела, мать умерла, когда ей было двадцать, а отец - тремя годами раньше. Она находит опору в Боге, вообще к 20 годам - это уже сложившаяся, цельная личность, и то, что она в итоге выбирает монастырь, а не светскую жизнь, - не случайно. Хотя Тамара Александровна, конечно, была одной из завидных невест Грузии - княжна, достаточно состоятельный человек, имевшая хорошее домашнее воспитание, да к тому же красавица. Родственники мечтали, что она поступит учиться в Петербургскую консерваторию, - у княжны были большие музыкальные способности и хороший голос. Но она выбрала другой путь. Однажды летом Тамара Александровна с сестрой и двумя младшими братьями гостила у своей тетки в городе Сигны, недалеко от древнего женского монастыря во имя Святой Нины в Бодбе, который в это время восстанавливался после долгого запустения.

Юная Тамара Марджанишвили попала на службу в этот монастырь и решила там остаться - стать монахиней. Родственники были против такого решения, пытались отвлечь от мысли о монастыре, возили в Тифлис. Но Тамара Александровна выбрала свой путь.

В конце концов, в 1903 году она станет там игуменьей, к тому времени там будет уже около трехсот сестер, кроме того, она держала под своей опекой две женские школы, что в Грузии в то время было редкостью - вокруг было много мусульманского населения.

Матушка очень любила свой Бодбийский монастырь, но ей самой недолго пришлось оставаться в нем игуменьей.

В 1905 революционно настроенные горцы часто нападали на мирных людей, матушка всех, кто обращался в монастырь, брала под свою опеку. Революционеры были сильно раздражены таким поведением молодой игуменьи. После того, как было совершено покушение на ее жизнь, указом Святейшего Синода, без желания матушки, она была переведена из любимого ею Бодбийского монастыря в Москву и назначена настоятельницей Покровской общины.

Но с годами у нее родилось и все больше разгоралось желание, поселиться в одиночестве около Саровского монастыря и там окончить жизнь в молитвенном подвиге. Дело в том, что Серафим Саровский был особенно близок матушке Фамари, его житие она прочитала еще до того, как он стал прославленным, а с собой она всегда брала маленькую круглую иконку с изображением преподобного старца Серафима. Но, приехав в Серафимо-Панетаевский монастырь, она получила внушение от Божьей Матери, когда молилась перед ее иконой Знамения. Это чудесное внушение повторялось несколько раз, и матушка поняла, что Божья Матерь не хочет, чтобы она кончала жизнь в уединении, а поручает ей создать новый скит не только для себя, но и для других. Матушка Фамарь решила посоветоваться с опытным духовником и поехала в Зосимову пустынь к затворнику о. Алексею, который сказал ей, что «ты должна сама построить скит, Царица Небесная сама выберет место и все устроит, а ты будешь орудием в ее руках». Интересно, что в день памяти преподобного Алексея Зосимского в храме скита замироточила икона Знамения Божьей Матери.

Желая еще раз проверить себя перед началом такого серьезного и большого дела, матушка поехала в Оптину пустынь посоветоваться с преподобным Анатолием, который тоже настойчиво убеждал ее исполнять поручение, данное Самой Божьей Матерью. На создание скита матушку благословил и о. Товия из Троице-Сергиевой Лавры. 27 июля 1910 года состоялась закладка скита.

Серафимо-Знаменский скит просуществовал всего 12 лет. Он был закрыт большевиками в 1924 году. Сестры разошлись в разные стороны. Потом на территории скита будет организована больница, чуть позже - пионерский лагерь, после лагеря - база отдыха военного завода.

Матушке удалось найти небольшой дом в поселке Перхушкого, где она и поселилась с 10 сестрами. В отдельном домике помещался священник иеромонах Филарет. В 1931 году матушка была арестована вместе с несколькими сестрами и батюшкой. Сначала тюрьма, потом Сибирь - три года ссылки. Как это все вынесла матушка Фамарь при своих больных ногах и уже обнаружившемся туберкулезе? Ей помогала вера, сила воли и огромная выдержка. А еще верная послушница Нюша, которая сопровождала матушку везде.

После ссылки матушка Фамарь вернулась и поселилась в поселке около станции Пионерская, Белорусской железной дороги. Она была уже очень больна. Скончалась матушка Фамарь 10(23) июня 1936 года. Отпевал ее на дому владыка Арсений. Похоронили ее в Москве, на Введенских горах, недалеко от могилы о. Алексея Мечева.

Скит сейчас

Серафимо-Знаменский скит начал возрождаться в 2000 году. На территории было запустение, в верхний храм превратили в склад, нижний - в котельную. Основа фундамента была практически разрушена, еще года два-три и шатер мог бы упасть.

Сейчас храму вернули прежний вид, службы проводятся и в нижней и в верхней части, но работы еще много. Надо делать дренажи вокруг храма, а это довольно сложная процедура. Скит до сих пор отапливается углем, а это отнимает много сил и средств, сейчас решается вопрос о его газификации. Силами монахинь и прихожан продолжается внутреннее украшение храма, например, в нижней части выкладывают мозаику из подручного материала - кирпича, остатков плитки и гранита.

В ските 20 послушниц. «В монастырь все попадают по-разному - у кого-то прямой путь, у кого-то есть свои причины, но в любом случае искорка любви к Богу должна быть, иначе удержаться тут сложно» - говорит матушка Иннокентия. Послушания разные, - кода мы зашли в комнату, где сохранились вещи, принадлежащие матери Фамари при жизни, там проходила спевка - клиросное послушание. Естественно, есть бытовые послушания, еще надо принимать гостей, проводить экскурсии. Одна сестра ходит 2-3 раза в неделю в районную больницу помогать. В общем, работы достаточно, скит живет своей размеренной, тихой жизнью.

«Нам важно, чтобы люди, приезжающее в скит, уезжали отсюда просветленными и довольными», - говорит матушка Иннокентия.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: