Сердечная вера и праведность Божья.

"Разве не погибну я,
когда я разлюблю
Спасителя!"

Возлюбленный, скажи, разве глядя Ему в лицо, ты не заплачешь о душах? Разве глядя на Его раны ты не почувствуешь боли в сердце из-за бедных умирающих людей? Неужели вы, исцеленные, живет для себя и умираете для себя? Господа, неверующие не так уж далеки от истины, когда утверждают, что наша вера пропитана лицемерием, если мы можем быть равнодушны к этому. Пойди-ка, враг Церкви, пойди и расскажи о том в Газе; объяви о том на улицах Аскалона, пока Бог не предаст нас на посмеяние и поругание, если ты еще найдешь нас среди живых, как если бы правда была ложью, и как если бы учения, открытые Богом, был всего лишь обманом и заблуждением! Пробудись, Божья Церковь! Что это ты взялась дремать? O, мне бы голос, подобный грому! Как бы я заклинал вас пробудиться и не спать! Но что я и сам, если не человек более, нежели наполовину спящий? Я читал из биографии таких людей как Олейн из Тонтона, и Бакстер из Киддерминстера, Гримшоу из Хауорта и Витфилд из Отовсюду, и краснел от стыда по причине моего холодного сердца. Особенно бывает стыдно, когда размышляешь о жизни нашего апостола Павла. Я краснею в тысячу раз больше, когда думаю о том как праздно я жил. Будучи грешниками, они были людьми: слезы струились у них по щекам, когда они думали о грешниках, погибших вовеки; их слова не застывали сосульками на их устах, они говорили, и каждое слово их было исполнено силы. О, как они молились! Как мог говорить апостол Павел "день и ночь непрестанно со слезами"? Вы только послушайте, что он имеет в виду: "Как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом". Уж он-то конечно не мог обвинять себя, что он не изливал души своей пред Господом за людей. О, да, эти люди воистину жили. А мы не дерзнем сказать, что живем. О, сколь долготерпелив и сострадателен Бог, что являет милость такой Церкви до сего дня, и продолжает миловать нас, когда мы столь тупы и вялы в служении Христа. И даже теперь, проповедуя за кафедрой, я стыжусь того, что у нас имеется потребность в подобной проповеди. Когда в битву шли спартанцы, каждый, желая бороться, маршировал под песни; когда же персы отправлялись на бой, о приближении их полчищ свидетельствовало щелканье бичей, ибо так персидские военачальники вели своих солдат в битву. Не надо удивляться тому, что несколько спартанцев, подобно львам среди овец, были достойны тысячи персов. Пусть и Церковь никогда не надо будет погонять к действию, но исполненная неукротимой силы, пусть будет она стремиться на битву со всем противным Богу. Тогда мы должны стать как львы среди стад наших врагов, и ничто с помощью Бога не сможет противостать нам. Люди, перестаньте играть! Прекратите играть на свирели и танцевать на рынках. Ну, воздвигнете руки ваши от ребяческих игр, выйдите, люди, выйдите из спален, где вы спите в такой роскоши, и из детских площадок, где вы резвитесь так весело! Возьмитесь за нечто стоящее, нечто возвышенное и благородное, небесное и приличествующее вашему происхождению. "Что вы называете игрой?" - спросит е вы. Ну, конечно же, я имею в виду вашу работу, вашу коммерцию, ваши заботы, если таковые не посвящены Богу. Я говорю вам, господа, что в свете вечности, все на свете за исключением служения Богу является только детской игрой, просто театром, всего лишь маскарадом. Все это называется карнавальным лицедейством, комедийным баловством, смехотворством пантомимы. И только тем можно услужить Богу, что творит бессмертное дело; и только жизнь Христа ради можно назвать подлинной жизнью.

Женщин, которые не растрачивают свое сердце по суетным пустякам, немного. Я хочу сказать, что диавол расхищает их богатые сердца с помощью всего мирского, цветного, блестящего. Если женщине понадобится тарелка, то она будет стараться найти тарелку с цветочками. Можно подумать, что в тарелке без цветочков прокиснет ее стряпня! А некоторые духовные женщины попадаются на серьезных рисунках — двуглавых [византийских] орлах и тому подобном. А потом спрашивают: "Почему мы бесчувственны по отношению к духовному?” Но как же ты придешь в чувство, если твое сердце распылено по шкафчикам и блюдечкам? У тебя нет сердца — есть лишь кусок мяса — сердечная мышца, которая тикает в твоей груди подобно часам. А такой механической работы сердца хватает лишь на то, чтобы ноги переставлять. Потому что немного сердца уходит к одному, немного к другому, и для Христа ничего не остается.

— Геронда, стало быть, греховны даже столь простые пожелания?

— Эти пожелания, насколько бы безгрешными они ни были, еще хуже, чем желания греховные. Ведь греховная похоть когда-нибудь почувствуется человеком как грех — со временем он начнет испытывать угрызения совести и приложит старание, чтобы исправиться. Он покается, скажет: "Согрешил, Боже мой.” Тогда как эти "добрые” пожелания, напротив, его не беспокоят, человек полагает, что у него все в порядке. "Я, — говорит, — люблю все хорошее, все красивое. Ведь и Бог тоже создал все красивым.” Да, это так, но любовь такого человека направлена не к Творцу, а к тварному. Поэтому хорошо, если мы отсекаем всякое пожелание. Когда человек прилагает какое-то усилие ради Христа, жертвует тем, что он любит, — каким бы хорошим оно ни было, — и делает то, что не любит, то Бог дает ему больший покой. До того, как сердце очистится, оно имеет мирские хотения, и они его радуют. Однако, очистившись, сердце печалится от мирских хотений, чувствует к ним отвращение. И тогда сердце радуется духовному. Таким образом, гнушаясь мирскими хотениями, сердце становится чистым. Не почувствовав отвращения к этим хотениям, сердце увлекается ими. Но видишь как получается: мы не хотим даже чуточку стеснить нашего ветхого человека, а хотим исполнять его прихоти. Как же после этого мы станем подражателями Христу?

— Геронда, если мне трудно отсечь какое-то пожелание, то надо ли упорствовать в борьбе?

— Да. Пусть даже твое сердце испытывает огорчение из-за того, что ты не идешь у него на поводу и не делаешь то, что оно любит, — его не надо слушаться, потому что, послушавшись его, ты испытаешь сначала мирскую радость, а после — мирскую тревогу. Если же ты не слушаешься своего сердца и оно огорчается тем, что ты не пошел у него на поводу, а ты этому радуешься, то приходит божественная Благодать. А стяжание божественной Благодати и есть наша задача. То есть для стяжания божественной Благодати должны быть отсечены пожелания — даже хорошие, должно быть отсечено своеволие. Тогда человек смиряется. А когда он смирится — приходит божественная Благодать. Охладев к мирскому, сердце возрадуется духовно. Надо, насколько это возможно, выучиться избегать мирского утешения, заниматься внутренним духовным деланием для стяжания утешения божественного.

Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления.

Никогда не вредно лишний раз напомнить, что религия имеет отношение к душе, или сердцу. Неискоренимый недостаток человека заключается в том, что он поддается искушению и забывает, что Бог есть дух, и всякое поклонение, воздаваемое Богу, должно быть поклонением духовного свойства. Эта греховная наклонность человека полностью проявляется в идолослужении. Вместо того чтобы воздавать почести великому Невидимому, и любить Его всем сердцем, человек ставит идолов из камня и дерева, кадит и поклоняется им, восклицая: «Вот мой бог!». Когда идолослужение не облекается в столь грубые, откровенные формы, оно принимает иную, ничуть не менее оскорбительную для Бога форму. Человек оправдывается, мол, невозможно с усердием поклоняться Богу, не удерживая Его в памяти с помощью того или иного внешнего предмета; а затем тайком внедряет своего идола, потакая порочному своему внутреннему существу произвольным богослужением и обрядоверием. Бог требует поклонения души, а люди поклоняются Ему телом. Бог просит о душе, а люди служат Ему устами. Богу интересны их мысли и ум, а люди приносят Ему хоругви, одежду и свечи. Когда же человеку стыдно уже от самой мысли о языческих суевериях, он спешит доставить своему Творцу плоды любящего сердца, желает покорить свой разум учению великого Создателя, и предать все дарования свои на службу Всевышнему. Сколь ни болезненным было бы послушание, сколь ни суровым — наказание, сколь ни тягостным — воздержание, сколь ни истощилась бы его сума, и сколь ни велики были бы издержки его винного чана или магазина, человек предпочтет пострадать от чего угодно, но поклонится Всевышнему с истинным исповеданием греха и доверится в искренней вере определенному свыше Спасителю. И в веке нынешнем, как впрочем, и в прошлые века, стражи нашего Израиля обязаны наставлять в необходимости поклоняться духом, ибо древнее язычество еще живо между нами, отличное по форме, но неизменное по содержанию. Мы говорили об идолослужении как о чем-то погребенном в Афинах и отправленном к праотцам в Риме, но оно, это идолослужение, живо и до сего дня существует в пьюзеизме. [От англ. Puseyism — ист., часто пренебр., другое название «трактарианизм», т. к. система принципиальных положений высокой церкви была изложена в серии трактатов, изданных в Оксфорде (1833-41) английским богословом Эдуардом Б. Пьюзи (1800-82), одним из лидеров религиозного, т. н. оксфордского, движения в Англии — католизирующего направления англиканской «высокой церкви» XIX в. — Ред.] Люди по природе своей остаются как всегда идолослужителями. Вот и в наши дни ничто иное как пропагандируемое в магазинах игрушек пьюзеистов идолослужение оскверняет простоту нашего богослужения, проталкивая ребяческие символы и эмблемы прежде той возвышенной истины, что Богу следует поклоняться в духе, и приближаться к Нему только при посредстве искупительной жертвы Единородного Сына Его.

1. Прежде всего, обратим внимание на уничижительное учение, которое Спаситель открывает нам в этом тексте

Он говорит, что источником всех форм нравственного зла является сердце. Христос упоминает здесь не более или менее умеренные формы греха, но самые вопиющие; прелюбодеяние, убийство, хуление — все это не общезначимые слова, и указывают они не на общераспространенные грехи. Обвинение, выдвинутое этим текстом против человеческой природы, является одним из наиболее серьезных обвинений, какие можно выразить словами. Спаситель говорит прямо, без обиняков; Он не ведет сладких речей, Он говорит о наиболее отталкивающих формах человеческой греховности, утверждая притом, что все они исходят из человеческого сердца. Находятся деятели, которые утверждают, что грех случаен, искони не присущ сердцу человека; однако, Спаситель утверждает, что эти преступления исходят из сердца человека. Некоторые говорят, что эти преступления суть ошибочные суждения человека, что общественный строй в определенные моменты давит на людей так, что они, не умея вести себя иначе, согрешают, поскольку ошибочные суждения толкают их на путь злодеяний. Однако Спаситель увязывает происхождение этих преступлений не с головой и головными ошибочными суждениями, а с сердцем и его нечистыми страстями. Он называет вещи своими именами: частью человеческой природы, производящей этакий ядовитый плод, является не отрасль, которую можно отпилить и выбросить прочь, не конечность, которой можно лишиться, но сама суть и существо человека — его сердце. В действительности Христос говорит, что похоть источают не одни глаза; похоть исходит из глубины души порочного существа. Разве необузданной рукой совершается убийство? Нет, но необузданным, своенравным сердцем. Разве человек крадет только потому, что опрометчиво поддается искушению? Нет, отвечает Спаситель, ибо кража есть, прежде всего, результат истечения алчной страсти, обитающей во внутреннем человеке, которому присущи страсти — чувствования, выведенные грехом из нормального состояния. Всякое зло, упоминаемое в нашем тексте, проистекает из неотъемлемой части человека, его внутреннего человека — вот что, как мне кажется, Спаситель подразумевает под словом «сердце». Сердце и есть квинтэссенция, подлинная сущность человека; это и есть твердыня Города Человека; источник и водоем человеческой души, причем все остальные элементы, образующие структуру человеческой души, можно сравнить с системой подземных коммуникаций, как бы берущих начало от этого источника и расходящихся по улицам этого Города. (Город Человека — аллегорический образ из книги Джона Буньяна «Духовная война»; человек в общем проявлении, его квинтэссенция, называемая «душой», в которой Бог запечатлел Свой образ и подобие. — Ред.) Спаситель указывает на важнейшую движущую силу в системе человеческой души, и восклицает: «Вот оно зло». Будучи великим Врачевателем, Христос возлагает руки на самое сущность человеческой природы, и восклицает: «Вот болезнь». Проказа греха гнездится не в голове, не в руках и ногах, а в самом сердце; яд, проникший во внутренность организма, отравляет все периферические органы.

Под словом «сердце» мы обычно понимаем страсти, и, несомненно, страсти человека суть источник его преступлений. Это происходит потому, что человек любит всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью не своего Творца, а только себя, и тем самым нарушает в угоду себе законы, установленные его Создателем. Дела человеческие оскверняет то, что человек не любит судов справедливых, законов верных и заповедей добрых, и находит удовольствие в ложной клятве и злоумышлениях против ближнего. Понятно, что все это сводится к одному, если понимать под словом «сердце» квинтэссенцию человека, или его страсти; итак, получается одно и то же, если видеть квинтэссенцию человека в нечестивости, а страсти его почитать искаженными чувствованиями. Человеческая душа в своей сущности, совокупности внутренних, важнейших свойств, испорчена основательно, в высшей степени. Воспользуемся словами премудрого Иеговы: «Помышление сердца человеческого — зло от юности его», «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло», «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено».

Злые помыслы исходят из сердца. Такие, например, как богохульство, недобрые помыслы о людях; греховные мысли, несбыточные иллюзии и подлые страсти, таящееся во рту под языком зло, и так далее. Множество людей, не совершивших на первый взгляд никаких видимых грехов сластолюбия, тем не менее, испытывают плотские влечения и, наслаждаясь ими, грешат в сердце. Множество людей не осмеливаются совершать воровство в реальности, тем не менее, тысячи раз совершают его в сердце. И тот, кто не имеет дерзости поносить Бога устами, проклинает Бога в своем сердце тысячи и тысячи раз. Злые помыслы суть следы того, что кроется в сердце. Злые помыслы не били бы извнутрь ключом, если бы там их не было. Злые помыслы не приходили бы на сердце, когда бы они не были присущи душе.

2. Обратимся теперь к рассмотрению истин, которые связаны с этим уничижительным фактом

Сначала, заметим, что свидетельство нашего Господа о человеческом сердце, ставшем логовом зла, из которого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, кражи и так далее, побуждает нас принять учение о грехопадении. Если допустить, что мы пребываем в подобном состоянии, то просто невозможно представить, что такими сотворил нас Сам Бог. Чистое и святое Существо должно быть Творцом чистых и святых существ. Вопрос и ответ Иова: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один», можно изменить на противоположный и сказать: «Кто родится нечистым от чистого? Ни один». Святой Бог должен быть родителем святых детей, и Бог, сотворивший человека, должен был сотворить его совершенным, иначе Он не действовал бы в согласии с Его природой. Остается изумительно неразрешимой загадкой то, что человек является тем, кем является, до тех пор, пока вы не обратитесь к нашей Книге. И только прочитав историю грехопадения, вы получите разгадку этой загадки. Только отсюда мы узнаем, как наш праотец, выступивший в роли нашего представителя, согрешил, и заразил первородным грехом всю человеческую расу, так что мы, будучи рождены от него, рождены по его образу и по его подобию, и, будучи в нем противниками Бога, мы рождаемся противниками Бога; будучи в нем отступниками, мы также рождаемся в нем отступниками. «Вот, — говорит Давид, — я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Вот он корень проблемы. Вовсе не творением Бога мы греховны, но падением Адама. Вследствие переделки и разрушения нас мы становимся теми, кем являемся, наследниками первородного греха и порока. Если спросят, «Как эту великую тайну постичь глубже, и как доказать, что подобное понимание справедливо?», мы ответим, что все это столь глубоко и столь высоко для нашего разумения, чтобы и мысли допустить, что мы способны узреть справедливость этого понимания, невозможно. Иногда мы даже восхищаемся милостью, проявленной в этом; мы не обсуждаем фактических данных, ибо постичь их не в силах, но принимаем их по вере, если Бог открывает их. Итак, когда Бог открывает, что грехопадением одного человека многие сделались грешниками, мы верим тому, и закрываем проблему. Пусть факт остается фактом, ведь мы понимаем, что за всем этим лежит глубокая тайна. Вам нужно объяснить грехопадение, и вы не поверите, пока не поймете всего? Мы сошлемся на другое в природе, в основании чего лежит вера, а не разум. У природы тысячи тайн, о существовании которых вам известно, но постичь которые вам не дано. Вы не знаете ни тайны силы простого электричества, ни тайны силы тяготения. Эти силы в природе действуют, ведь вы видите последствия их действий, но каково происхождение этих сил, вы не знаете. Но вот еще большая сила пребывает в человеческом сердце, сила зла, и вы наблюдаете следы его действий повсюду, но откуда она там, вы не сказали бы, когда бы Бог ни казал, что сила зла передается нам по наследству от прародителей вследствие грехопадения Адама. Так что оставьте в покое эту силу, и преклонитесь пред Богом. Только не забывайте, если кто-то из вас, все равно кто, поддавшись самообману, решит постоять за себя, то более, чем вероятно, он падет, и, если он падет, то падет навсегда; поскольку бесы, некогда бывшие добрыми ангелами, приобрели независимость; и поэтому пали, но, превратившись в бесов, они уже не могут спастись в вечности, ибо они были оставлены Богом навсегда, и таковые погибнут в вечности. Однако мы пали в Адаме, то есть, мы не пали прежде сами по себе, так что есть вероятность нашего исправления заслугами иного Адама, и мы воистину были исправлены в человеке Господе Иисусе, так что всякий верующий в Господа Иисуса был избавлен от падения Адама и спасен заслугами Господа Иисуса Христа. Путем нашей погибели был путь, на котором имелась, как казалось, возможность спастись самим, и, если бы вначале мы встали на этот гибельный путь по причине греха, совершенного нами по своей свободной воле, то, по всей видимости, наша погибель была бы столь же необратимой, какой стала для бесов, которым блюдутся узы адского огня и мрак тьмы вовеки. Таким образом, учение о греховной природе человека неизбежно ведет к убежденности в грехопадении.

И все же еще раз подчеркнем, братья, учением об избрании иллюстрируется учение об искуплении. Грех страшно, ужасно, до содрогания оскверняет нас; его действие портит наш характер, а его квинтэссенция губит нашу природу. Как следует из слов Спасителя, исходящее из человека оскверняет человека; мы осквернены, прежде всего, внутренне, а наше внешнее осквернение является следствием осквернения внутреннего; то есть грех — это не просто сыпь на коже, а средоточие нашей организации. Вот откуда проистекает наша нужда в драгоценной крови Христа. Дивитесь ее чудной силе! Кровь возлюбленного Единородного Сына Божьего, текущая с заклятого голгофского древа, очищает нашего внутреннего человека. O, эта изумительная Кровь! O, эта несравненная жертва за грех! Понимая это, приди сюда, грешник, к подножию Креста. Если будут грехи твои, как багряное, Бог как снег убелит; если будут красны, как пурпур, убелит как волну; более того, убелит Бог твое сердце, багряное более, нежели твои дела, убелит Бог и душу твою. Христос очистит источник и поток; Он удалит не только внешние признаки проказы, но исцелит тебя и от проказы внутренней; не оставит у тебя ни корня ее, ни ветвей. O, люди, дивитесь и удивляйтесь! Поклонитесь со слезами на глазах, а затем с ликованием воззрите на Сына Божьего, сошедшего с неба во плоти, закланного за грешников, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Придите сюда, злодеи! Придите сюда, оскверненные и погибшие дети Адама! Придите сюда, погибающие у врат преисподней и лишенные надежды! Придите сюда всякий, кто уподобился народу Завулона и Неффалима и сидит во тьме и тени смертной, окованный скорбью и железом. Придите и уверуйте во Христа, и Он пошлет вам Духа Своего, и сердце чистое сотворит в вас, и дух правый обновит внутри вас; и от всех беззаконий очистит вас. Он станет вашим новым Творцом, ибо ныне Он сидит на престоле и говорит: «Се, творю все новое».

Проповедь №732 «Сердце как логово зла», полную версию см. на

Мы попросили архимандрита Виссариона (в миру Владимир Федорович Макаров) рассказать о своей жизни и духовном служении.

- Ваше Высокопреподобие, в какой семье Вы воспитывались, были ли в роду священники?

Я родился в обычной крестьянской семье в селе Молдаванское под Крымском. Отец, Федор Ионович, и мама, Евдокия Мануиловна, всю жизнь трудились на земле, как и миллионы других крестьян, они вступили в колхоз незадолго до моего рождения. Но должен честно признаться, родителей своих толком не помню. Начало войны, эвакуация, бомбежки, обстрелы, голод и холод оставили такое сильное впечатление, что вся моя небольшая предыдущая жизнь как-то стерлась из памяти.

- Так было жутко и страшно тогда?

Военное время – это постоянный страх и лишения. Помню, из Молдаванского нас повезли сначала в Титаровку, а через два дня началась бомбежка. Потом повезли на паром и переправили в Керчь. И снова бомбежка. Несколько дней жили в соляных шахтах. Все время хотелось есть, было очень холодно. Не помню, каким образом, но я оказался в Тирасполе, что в Молдавии. Окончание войны не принесло мне облегчения в жизни. Каким-то образом я добрался до Крымска. Я ночевал в поле, в какой-то яме или окопе. Нашел гильзу от снаряда, насобирал сушняка, развел костер и решил приготовить себе еды. Нарвал крапивы, сварил, съел. То ли много было крапивы, то ли у меня на нее была аллергия, только после такой «еды» я весь опух. Побрел в сторону Краснодара. Там обратился к милиционеру, мол, хочу есть, негде жить. Это было мое спасение. Меня отправили в детский приемник в Армавир. Там я окреп, стал похож на нормального подростка. Потом я два года жил в Михайловском Северского района. Там научился кое-какому ремеслу, например, делать стулья, и не простые, а с гнутыми спинками. В то время начали подбирать мальчишек для обучения рабочим профессиям. Меня и еще нескольких более взрослых подростков увезли под Севастополь, в город Балаклаву. И определили в ФЗУ (школа фабрично-заводского ученичества – Прим. авт.), где подростков обучали премудростям строителя, слесаря и другим, нужным на предприятиях профессиям. Вот оттуда и началась моя вполне самостоятельная, осознанная и сравнительно благополучная жизнь.

Много позже я понял, что все это время меня хранил Господь, не дал мне погибнуть под бомбежками, умереть с голода, стать малолетним преступником, что было немудрено в те тяжелые для многих подростков годы.

- И когда же Вы пришли к Богу?

Намного позже. В школе ФЗУ получил профессии каменщика и плотника, научился работать на деревообрабатывающих станках. И послали меня работать в Севастополь. Город тогда лежал в руинах. Вместе с пленными мадьярами разбирал завалы, восстанавливал жилье. А потом наступил голодный 1947 год. Один парень, с которым я учился в ФЗУ, предложил мне поехать с ним к его родственникам в Ташкент. Ехали 15 суток на крышах товарных вагонов.

В Ташкенте нам очень повезло: устроились собирать урожай в садах. За работу нам в конце дня в виде оплаты выдавали по ведру яблок. Их мы несли к поездам, продавали проводникам или жителям. Так появились первые деньги, на которые стали покупать себе одежду – штаны, рубашки.

Знания и умения, полученные в ФЗУ, помогли мне устроиться на работу в железнодорожном хозяйстве сначала учеником слесаря, потом и слесарем. В железнодорожном хозяйстве создавался автопарк. Из трех – пяти разбитых автомашин рабочие собирали одну. Мне была поручена разборка.

- Судя по рассказу, Ваш возраст приближался к призывному?

Да, в 1953 году меня призвали в армию, в танковую часть под Полоцком. Был командиром орудия и заряжающим. Стрелял метко, и за отличную военную подготовку, добросовестность был направлен в Москву. Дело в том, что одну из подмосковных частей, поддержавшую Берия, расформировали и в нее набирали солдат-специалистов из разных частей Союза. Отбор шел не только по профессиональным и политическим показателям, но даже по росту, чтоб солдат был не ниже и не выше 175 - 176 сантиметров.

После демобилизации начался мой путь к Богу. Моя далекая родственница, у которой я жил, была человеком набожным. Однажды она взяла меня с собой в церковь, потом еще и еще раз. Как-то родственница решила ехать в Алейск Алтайского края, где, по слухам, жила не то юродивая, не то прозорливая старица, которая могла помочь в решении жизненных проблем. И я поехал с ней в Алейск.

Там работал храм Димитрия Солунского. Наверное, Господь направил разум настоятеля храма отца Прокопия, потому что тот сразу предложил мне помогать ему. Я остался, нес послушание по хозяйству, ремонтировал здание. Потом батюшка поручил петь в хоре, читать во время богослужений.

- Именно это и повлияло на Ваше решение посвятить свою жизнь служению Богу?

В какой-то мере – да. Но решительный шаг я сделал во время одной из паломнических поездок по святым местам. Волею Божией я оказался в одном из скитов в Почаеве Тернопольской области на Западе Украины. В Почаевском монастыре, услышав, что был пономарем на Алтае, обрадовались: сам Бог нам послал тебя, у нас таких, как ты, не хватает. И определили мне послушание в просфорне: печь просфоры, хлебы. Ну и понятное дело, в свободное от послушания время читал молитвы, выполнял все работы, которые нужны в монастыре. Смотрел я на монахов и служителей монастыря, и думал, как хорошо здесь, какие они все доброжелательные, красивые телом и духом. Вот тогда мне остро захотелось быть таким же.

- И Вы твердо решили стать священником?

Чем настойчивее человек идет к Богу, тем сильнее диавол пытается помешать этому. Решив стать монахом, я все же подумал о мирском, о суетном. Мол, надо поехать помочь своей родственнице обустроить жилье, которое мы купили незадолго до моего отъезда. Пообещав братии монастыря вернуться, уехал, не предполагая, что покидаю эти края навсегда. Начались хрущевские гонения на церковь. Скит, в котором я познакомился с монахами, закрыли, потом резко уменьшилась численность монахов в Почаевской Лавре, так что возвращаться мне стало некуда.

Господь привел меня в Свято-Успенский храм города Фрунзе. Божиим промыслом позже мне доведется еще дважды связать свою жизнь и служение со Свято-Успенскими храмами. Но об этом позже. Во Фрунзе настоятель отец Иоасаф определил мне послушание строителя: в составе бригады ремонтировал колокольню, оклеивал изнутри купол под роспись. Спустя время отца Иоасафа перевели в кафедральный собор Ташкента. Переехал с ним и я. Служил пономарем, иподьяконом. В 1961 году я был рукоположен в сан диакона. И выразил своему духовному наставнику желание получить духовное образование. Он, конечно, приветствовал мое стремление, хотя предупредил, что будет нелегко. По стране волею Хрущева закрывались духовно-образовательные учреждения и остались всего две семинарии - в Москве и Ленинграде. Я поехал в Ленинград. Но поступить туда ох как не просто. Власть старалась сделать все, чтобы лишить храмы кадров. В те времена над церковью довлела власть уполномоченных по делам религии. С каждым поступающим уполномоченный проводил беседы, мол, ты же молодой человек, неужели не понимаешь, что религия – это сплошной обман, и так далее. На парней, у которых были родители или родственники, давили с другой стороны: вызывали родных к уполномоченному на местах и грозили лишить должности, каких-то благ, если сын не передумает учиться в семинарии. Мне было проще, родных не было...

- Монашеский постриг Вы приняли в семинарии?

Нет, по окончании семинарии я получил приход. Но очень скоро понял, что жизнь обычного священника не для меня. Не для меня службы в церкви только по воскресеньям, а в будние дни будничная жизнь, мало чем отличающаяся от жизни прихожан: дом, жена, дети, хозяйство и прочее. Я решил стать монахом. И снова пошел учиться, теперь уже в Ленинградскую духовную академию. Там и принял монашеский постриг.

- А почему Вы решили стать монахом, ведь это так непросто – отказаться от мирской жизни?

Монашество – это особое, аскетическое служение Богу. Как сказал апостол Павел в Первом послании к коринфянам, «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» . А главное – мое решение было проявлением воли Божией.

- Ваши дни и годы учебы проходили в постоянных лекциях и молитвах?

Конечно, много лекций, много работы в библиотеке над книгами. Как и должно монаху, много времени проводил в молитвах. Но все мы выполняли и разное послушание, то есть трудились. И каникулы, хотя они и не долгие, тоже проводил в трудах. На летних оставался в своей академии, работал в нашей огромной библиотеке: сортировал книги по тематике, переносил их в хранилища. Зимние каникулы проводил в Псково-Печерском монастыре. О нем много рассказал архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей книге «Несвятые святые и другие рассказы». Там, в частности, рассказано, как настоятель архимандрит Алипий отстаивал монастырь, когда Хрущев грозился его закрыть и утверждал, что через 20 лет «в стране останется последний поп». В монастыре мы тоже много времени посвящали молитвам, участвовали в службах, несли послушание в помещениях монастыря, на скотном дворе. Свободного, а точнее, пустопорожнего времени не было ни минуты. В этом сложность и преимущество монашества. Отец Алипий по-отечески относился к нам. В конце каникул давал каждому конвертик с небольшой суммой и обязательно – баночку монастырского мёда.

Благодаря пребыванию в Псково-Печерском монастыре я лично встретился с девятью Валаамскими старцами при их жизни. Эти благочестивые и прозорливые слуги Божии оказали очень большое влияние на мою дальнейшую монашескую жизнь.

- Где Вам довелось служить после окончания академии?

Академию я закончил в 1970 году кандидатом богословия. И вернулся в Ташкент, откуда уехал на учебу. В сане иеромонаха был утвержден настоятелем храма святого Гермогена. А через два года перевели меня в кафедральный собор Ташкента на должность ключаря собора, хотя фактически – настоятеля храма. Это была своего рода хитрость перед уполномоченным по делам религии. Напомню, православный кафедральный собор в Ташкенте назван в честь Успения Божией матери. Так состоялась моя вторая встреча со Свято-Успенским храмом. В Ташкенте я был рукоположен в сан архимандрита, и мое служение там продолжалось до 1982 года.

- Поскольку вы сделали акцент на дате, значит, в 1982 году что-то изменилось в жизни?

Среднеазиатский климат для рожденного на Кубани оказался не очень полезным. У меня начала носом кровь идти, я стал терять сознание даже во время богослужений. И был вынужден обратиться к ташкентскому владыке Варфоломею с прошением освободить меня от должности и перевести на Кубань. Архиепископ удовлетворил мое прошение. Здесь меня назначили в приход станицы Платнировской. Там, в небольшом молельном доме по улице Казачьей, и начался новый период моей жизни и моему служению Богу.

Молельный дом произвел удручающее впечатление. Прогнившие полы, изъеденный древоточцем шкаф... Но не в правилах верующего унывать. Да и строительные профессии есть у меня. Ремонт начал вести так активно, что соседи пожаловались руководству станицы: что за попа вы нашли, среди ночи пилит, стучит, долбит. Но потом одни привыкли, другие помогать начали.

А через год меня назначили благочинным Первого, центрального церковного округа. Так я попал в Кореновск, а местом моей службы стал Свято-Успенский храм. Таким образом, в третий раз меня Господь сподобил связать свою богослужебную деятельность с храмом Успения Пресвятой Богородицы. В то время храм располагался в небольшом доме по улице Бувальцева. За храмом, считай на болоте, я построил себе жилье. 12 лет назад меня отправили на пенсию, и теперь я постоянно живу здесь, охраняю здание храма и находящуюся в нем церковную утварь, провожу дни в молитвах.

Но я отвлекся от хронологической последовательности. Прошло несколько лет. После хрущевских гонений на церковь новый руководитель страны стал более лояльно относиться к вере и священникам. А тут подошел год 1000-летия крещения Руси, и отношение к церкви стало еще более терпимым. Наступили времена перестройки. Однажды в разговоре с митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором я сказал, что во многих епархиях есть монастыри, а у нас до сих пор нет. Климат, говорю, у нас горячий, да сердца, видать, холодные. Владыка согласился и посоветовал искать либо место под строительство, либо здание, где может расположиться монастырь.

-То, что Вы нашли здание, теперь известно. А как власти отнеслись к Вашей идее?

Власть возглавляют люди, а они разные. Пошел я к председателю райсовета с просьбой, а он меня и слушать не стал. Зато председатель колхоза имени Ленина Александр Сергеевич Довженко, человек, тоже облеченный властью, пообещал помочь. У нас, говорит, здание бывшего штаба воинской части по улице Красной отдано спортшколе, но там никто не хочет ничего делать, так как деньги не выделяются. Здание нашему казачьему обществу передали, а у нас тоже денег нет его ремонтировать, там все разбито, разграблено. Хотите, забирайте, похлопочу, чтобы Вам передали.

Понятно, не в один день все это происходило. В августе 1991 года произошла смена власти в стране. Сменился и руководитель района. Обращаюсь с просьбой о передаче здания по Красной к первому главе администрации района Юрию Петровичу Крыщенко. Тот без проблем разрешает и говорит, мол, хватит сил – восстанавливайте, казаки помогут.

Казаки и правда помогли, охраняли здание от дальнейшего разграбления с осени и до весны. В январе 1992 года владыка Исидор вместе со своими помощниками и казаками осматривали здание, сокрушенно качали головами. С наступлением первого тепла я вместе с будущими монашками и насельницами принялся за работу. Пока не за восстановление, а разбор завалов. Нам стали помогать жители города. Некоторые предприятия и организации приходили на субботники.

Когда мы работали, подошел один из руководителей (не буду называть его имя) и с некоторой усмешкой спросил, долго ли мы намерены возиться тут. Я ответил, что первая служба пройдет на Вербное воскресенье. Тот только рассмеялся. А мы все же отметили Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Божественной литургией. На паперти, но отметили.

21 мая 1992 года Свято-Успенский женский монастырь был утвержден Священным Синодом, а в августе этого же года архиепископ Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил обитель. Так начал жить первый женский монастырь на Кубани. На первом этаже здания расположен главный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы. В память о храме, который находился в этом здании до революции 1917 года, устроен левый придел Николая Чудотворца. Рядом - малая церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Вернусь к заданному вопросу об отношении представителей власти к Церкви. Меня беспокоило, что на городском кладбище нет места для отпевания почивших. Пошел просить землю под часовню у того самого руководителя, который не верил, что мы отслужим литургию на Вербное воскресенье. Тот грубо ответил: только через мой труп. А глава района Александр Михайлович Тарутин строго так отчитал чиновника: «Ты что, не собираешься умирать? Выдели землю под часовню».

И с Божьей помощью на кладбище в 1998 году был построен храм-часовня со Святым Престолом в честь Смоленской Пресвятой Богородицы и со Святым Престолом в честь воскресшего праведного Лазаря. В храме проходит очное отпевание усопших. На Радоницу совершается Божественная литургия.

- Значит, благодаря Вам, отец Виссарион, в нашем городе теперь действует женский монастырь, на кладбище построен храм-часовня...

Благодаря Господу нашему Иисусу Христу, я только выполнял Его волю.

- Что в понятии священника с полувековым опытом служения считается успехом?

Честная, справедливая жизнь. Это удается только тем, у кого есть страх Божий. А без него человек впадает в тяжкие грехи – пьянство, наркоманию, распутство, в уголовные преступления. Причем, неважно, верующий человек или нет.

Успех для священнослужителя состоит в его обязанности пребывать в постоянной молитве, духовно и нравственно воспитывать прихожан и народ вообще. Воспитывать в страхе Божием.

- Как и когда Господь помогал Вам решать вопросы во взаимодействии с властями?

Постоянно, в любых обстоятельствах Господь помогал мне. В этом я ни на минуту не сомневался и в дальнейшем сомневаться не буду.

- Почему в России после более чем семидесятилетнего богоборчества власть перестала бороться с Церковью?

Я бы не сказал. Раньше было открытое противостояние Церкви, сейчас скрытое. Власть не выполняет требований Церкви. Что говорят государственные структуры – то и делается, а Церковь сказала – ну и сказала, никто не торопится исполнять Божьи законы...

- Говорят, Господь хранит города, в которых живут праведники. В Кореновске таковые есть?

Это Божий промысел, у Господа надо спросить, есть ли у нас праведники.

- Бывали ли у Вас случаи, когда люди приходили на исповедь и не хотели каяться в грехах своих?

Как ни странно, были такие. По своему неразумению они не хотели иметь страха Божия, не хотели стать благочестивыми.

- Что Вы можете пожелать людям как священник?

Чтобы они жили благочестиво, любили друг друга, как сказал в своем завете Господь наш Иисус Христос.

- Можете ли Вы сказать хотя бы приблизительно, сколько человек окрестили за время служения в церкви?

За 60 лет разве упомнишь. Вот вы не назовете же цифру, сколько съели хлеба, например? В хрущевские времена детей крестили тайно, чтоб никто не знал. Теперь, слава Богу, открыто и свободно.

- Ваше отношение к сектантам.

Как к людям – положительное, как к проповедникам псевдоверы – отрицательное. Приходили ко мне два пресвитера-сектанта, пытались смутить меня темой неприятия икон. Я ответил, что тема иконоборчества закрыта еще в восьмом веке, что свой образ Иисус Христос оставил на убрусе (плате) для эдесского царя Авгаря.

- Приходилось ли совершать литургию втайне от властей?

Нет, я всегда служил с разрешения властей, в хрущевские времена – по справке уполномоченного по делам религии. А в кафедральных соборах и справка не требовалась.

- Бывали ли от людей угрозы в Ваш адрес?

Сектанты, бывало, угрожали. А был случай, когда нетрезвые люди пришли на третий день Пасхи и потребовали освятить их куличи. Когда я отказался нарушать церковный устав, посетители потребовали: освяти, а не то – пеняй на себя.

- Если бы Господь вернул Вам детский возраст и предложил начать жизненный путь заново, Вы бы прошли тем же самым путем?

Обязательно, и другого не может быть. Сожалею лишь, что поздно пришел на службу Богу, потерял годы, учась в ФЗУ, служа в армии. Но видно, так угодно Господу, чтобы я преодолел трудности, выжил под бомбами, претерпел голод и холод, чтобы приобрел жизненный опыт. Господь испытывал, смогу ли я пронести свой крест. Ибо, как говорят, нет креста – нет и Христа. Христос нес свой крест и заповедал нам нести свой и следовать за ним. Слава Богу, я много лет отслужил и до сих пор служу Иисусу Христу, исполняю монашеские правила. Слава Богу, что Он хранил меня и до сих пор хранит.

- Спаси Вас Господи, отец Виссарион, за беседу, за откровенные ответы на наши вопросы. Здоровья и благоденствия Вам на многая лета!

Интервью брал Николай ПАЛЁНЫЙ

14 Май 2013

Уважаемый Сергей Николаевич здравствуйте!

Спасибо за Ваши труды, они как азбука помогают принять справедливость мироздания, позволяют понять библейские заповеди, жить с Богом в душе. По горячим следам решила написать Вам, после посещения двух последних семинаров в Москве.

Я врач, 40 лет, замужем 15 лет, дочке 10 лет. На первом семинаре помните, я подошла и рассказала, что при ОРВИ нельзя есть слизеобразующие продукты (молочное, бананы, картошку, сладкое).

Ранее читала Ваши книги, но не поняла до конца. И вот 3 мес назад, после багажа опыта других авторов, поняла законченность Ваших исследований.

Ведь только когда есть система, можно работать, применять её к любых ситуациях, жить с пониманием, принятием каждую долю секунды, развиваясь и стремясь к Высшей цели - вернуться с Богом в душе к Творцу.

КАК Я НАШЛА ЛЮБОВЬ В СВОЕМ СЕРДЦЕ.

Многие, кто читают Ваши книги не понимают, самого главного: что значит увеличить любовь к Богу в сердце. Я тоже долго мучалась, страдала, искала...

В сердце у меня никогда не было ЛЮБВИ, будто оно в панцире. Хотя внешне я активная, позитивная, помогаю всем - но это маска. Чувств к мужу, к дочке нет (хотя долженствуя, переживаю за нее). Ранее мне говорили, что в одной из прошлых жизней я была иегуминьей с большой властью и деньгами, и что был сделан запрет на мужчин. (Никогда не испытывала удовольствие при близости, а сейчас и не хочется, простите за подробности).

В общем сердечко мое спрятано очень глубоко за мощными каменными стенами моей широкой души, выходит из укрытия очень редко. То ли оно ни кому не верит,толи его когда-то сильно обидели. И вот как-то слушав ваши лекции о девушке безответно влюбленной во взрослого соседа. Я стала вспоминать и вспомнила, что в 15 лет у меня было сильное чувство к другу моего старшего брата.

3 года назад я встретила его, он был разведен. Хотя с мужем отношения у меня стали налаживаться, сердечко спало в своей крепости. Но когда я встретила свою первую безответную любовь, мое сердечко тихое, маленькое, робкое вышло наружу пело, хлопало в ладоши, впервые за многие годы громко смеялось (я очень-очень люблю смеяться). И... я написала ему о своём чувстве. Был сдержанный, даже испуганный ответ, что это глупости, что я его не знаю, а помнит он меня девочкой, и если мне нужна будет помощь я могу обратиться к нему как к брату. Этот ответ отрезвил меня и поставил на место.Я поняла, что помечтала и хватит. Даже чуть разозлилась и... успокоилась.

Так вот, когда я пыталась часами, днями, неделями найти любовь к Богу в своем спрятавшемся вновь сердечке, я наткнулась на ЧУВСТВО, которое лежало у меня уголке моей бесконечно широкой души. Далее произошло озарение, что ЛЮБОВЬ К БОГУ сильнее самого сильного и яркого чувства любви к человеку, к Родине, ко Вселенной!!! Вдруг ставни крепости моей души с тяжелым, громким лязгом столетий стали приоткрываться, и через множество щелей стали струиться лучики света, любви... Будто та частичка Бога, ИСКОРКА БОЖЬЯ, которая во мне, протягивала свои руки и соединялась с вездесущим ТВОРЦОМ. Сначала потоки света и любви были мощными, яркими, теперь все успокоилось в моей душе. Горит маленький, еле заметный огонёк любви, похожий на фитилек от лампады.

В первые дни после этого события мозг не мог привыкнуть к изменениям: много раз заглядывал в душу, проверял, не гаснет ли огонёк, не верил своему счастью, что он теперь не один.

На физическом уровне ощущаю следующее: кладу руку на грудь, чувствую тепло, свет постоянно струившийся, с небольшим оттенком боли (или горечи). Эта боль или горечь приятная, нужная. Здесь чётко прослеживается диалектика (спасибо Вам за объяснение этого понятия). Иногда боль сильная, но всё равно терпимая, так как понимаешь, что это для исправления души. Иногда боль отступает, и остаётся чистая благодать (аж слёзы идут, как хорошо).

В общем, СПАСИБО Вам дорогой Сергей Николаевич, что помогли мне отыскать ЛЮБОВЬ в моей строптивой никому не верившей, очень ранимой и в то же время сильной, ищущей душе.

Теперь о себе. Судьба загружена. Родители развелись, когда мне было 5.

Мама (врач, был 1 аборт) умерла от рака когда мне было 18.

Отец умер, когда мне было 19. 10 лет на коляске - рассеянный склероз. При здравом уме - сильные страдания. Мог упасть с коляски и лежать день, пока я или брат не придет. Или под себя ходил по-большому, и я, в 15 лет будучи сильной, тягала его, мыла. А ещё... (о горе, сижу плачу) часто опухал от голода как в войну. Были бедны и мясо ел редко. Это белка не хватало. До сих пор во сне приношу ему вкуснятину с рынка. Умирал страшно: опрокинул чайник горячий на себя, слег, пролежни до костей...

Старший брат умер когда мне было 30 (врач, выпивал).

Первые 10 лет обижалась на мужа, обижал. Уже 5 лет работаю над собой, принимаю, понимаю для чего, и о чудо - конфликт не развивается. Муж говорит исправляюсь, даже хвалит иногда!

Дочке 10 лет. Веселая, добрая, но не честная, ленивая. Многое из-под палки, деньги без спроса не раз брала.

Сильный насморк уже год, не лечу, пытаюсь работать над собой, и за нее результатов нет. Когда опять взяла деньги, муж схватил её и сломал руку. (Потом места себе не находил). Лечились 4 месяца, только 3 месяца как восстановилась ручка.

Мы с мужем не спим. Ни он, ни я не хотим. НО решили ребеночка второго завести, 2 раза пробывали, не получилось.

Простите, что загрузила. Крик Души. Понимаю, что сейчас новый период в моей жизни, когда появилась любовь в сердце.

Но как убрать багаж предков, как на дочку не злиться, как ребеночка родить, подскажите, пожалуйста.

С глубоким почтением, Ольга.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: