Шаманизм как религия. Ранние формы религий

Шаманизм считается древнейшей культурой, самой таинственной религией, которая сложилась естественным образом. Древняя религия шаманизма всегда окружена множеством споров и догадок. Доподлинно неизвестно, сколько он уже существует, у каких народов практиковался. Совершенно не похож шаманизм и на традиционные религии. Очевидно, что он древнее всех - известно, что он существовал еще во времена палеолита. И неизвестно, в каких очагах расцветал шаманизм как религия, неразрывно связанная с жизнью местных жителей, хотя отголоски его слышны по всему миру.

Внешний вид

Шаманов называют экстрасенсами, гипнотизерами, психически нездоровыми людьми, фокусниками. При первом взгляде на ритуалы в духе шаманизма кажется, что это театральное представление либо массовый гипноз. На шамане множество металлических изображений животных, головной убор часто украшен рогами, на лицах их часто повязки, закрывающие глаза. Под дробь обтянутого кожей изрисованного бубна практикующие шаманизм люди входят в состояние транса и кружатся, выкрикивая неразборчивые слова. Такое зрелище способно вызвать страх, панику у очевидцев.

Время появления

Все, даже такие древние религии, как буддизм, от шаманизма отличают время и способ возникновения. Каждая из мировых религий появлялась вместе с создателем, за которым шли последователи. И таких точек начала отсчета нет у самой древней религии. Предположительно, зарождение происходило во всех точках мира своим особым путем.

Места зарождения

Информации о народах Западной Европы, которые бы практиковали шаманизм как религию, нет. Однако это не значит, что его там не было. Так, у французской реки Гаронны еще в 20-м веке открыли пещеру Трех братьев. Ее стены украшали рисунки времен верхнего палеолита - примерно 40 - 10 тысяч лет до н.э. Внимание ученых привлек рисунок шамана. Это был пляшущий человек в накидке из шкуры, голову его украшали оленьи рога, был приделан конский хвост. Рисунки очень походили на обнаруженные в Африке и Азии наскальные сюжеты. Однако найденные во Франции рисунки считаются наиболее ранними. Далеко не все эксперты сошлись на том, что это иллюстрация шамана, нельзя не отметить, что рисунок включает все признаки шаманской практики. Шаманизм является глобальным явлением, через это проходило на разных путях своего развития множество народов по всему миру.

На данный момент доподлинно установлено, что шаманизм как религия широко практиковался в Сибири, Корее, Африке, на Чукотке и на Аляске. В немалой степени он развит на Дальнем Востоке.

Как становились шаманами

Шаманство всегда считалось профессией. Последователи шаманизма как религии верят, что шаманы получают дар от далеких предков. Его избирают они и духи окрестных гор, лесов, озер и рек в качестве посредника между тонким миром и людьми. С возникновением всевозможных неприятностей у людей или неприятных явлений у духов считается, что шаманы своим посредничеством разрешают эти ситуации. Они заставляют что-либо сделать людей и упрашивают действовать духов.

На шамана невозможно выучиться. Есть только вероятность раскрыть определенные способности, которые передались по наследству от предков.

Шаманская болезнь

Считается, что избранных на эту роль духи начинают давить, подталкивая к истинному предназначению, пока люди не прозревают, начиная заниматься шаманизмом. Это называется «шаманской болезнью». В этот период приходят всевозможные требования от духов стать шаманом, а человек отказывается от такой ответственности. Болезнь проходит только после согласия заняться шаманизмом.

Интересен случай из практики сибирского шаманизма. Простая бурятская учительница прожила до 35 лет, не имея и представления о том, что может заняться шаманизмом. Она завела семью, когда внезапно начала слышать голоса, которые давали указания принять дар. Она открещивалась. Неожиданно умирает ее муж. Она продолжает отказываться. В один день, идя у дороги, она услышал отчетливую фразу: «Через 2 дня в этом месте ты будешь насмерть сбита грузовиком». После этого женщина решилась. В настоящее время она известная на весь мир шаманка.

Инициация

Для обретения шаманской силы каждый проходит испытания. Обряд инициации включает долгую пытку, пребывание в настоящем аду и лишь затем подъем к небу. Шаман обладает способностью отделяться от тела, поднимаясь над ним, видеть дальше других людей, вселяясь в животных, он наслаждается собственной свободой. В период инициации шаман совершает множество поступков, которые видятся окружающим как проявление психической болезни.

В обмен на способность перемещаться в тела других животных, летать и путешествовать по иным мирам люди отказываются от всего, что было им привычно. Испытания для будущих шаманов бывают опасными, они учатся укрощать свои инстинкты. К примеру, многие обряды включают пытку огнем и холодом. Будущего шамана заворачивают в мокрую простынь и ставят в зимнюю ночь за дверь. Температура может опускаться до -50 градусов. Человек сушит своим телом простынь. Также шаманы касаются раскаленных металлов до тех пор, пока не перестают чувствовать боли и тела. Все это приводит к тому, что дух их крепнет, а с огнем они взаимодействуют легко и уверенно.

Обряды

Одним из самых известных шаманских обрядов является камлание. Начинается оно с того, что все участвующие не торопясь собираются в одно месте. Шаман разогревает свой бубен, держа его над огнем. Считалось, что таким образом живой бубен пробуждается и очищается. От этого менялись звуки, которые инструмент издавал, становясь более глубокими, его вибрации были интенсивнее. Считалось, что в бубне находились особые силы каждого шамана. На протяжении своей жизни он обладал несколькими такими инструментами, число их не превышало 9. С поломкой последнего бубна ожидали скорую смерть шамана. Однако если шаман уходил из жизни до этого события, бубен обязательно протыкали, чтобы духи из него вышли. Чаще всего его надевали на острую ветку на дереве, растущем рядом с захоронением шамана.

На бубне фиксировались изображения других миров. Часто на нем крепился амулет с изображением шамана, и во время ударов по инструменту он перемещался в разные миры вместе с шаманом.

В этих мирах, сказочных землях, шаман встречается с духами-помощниками, которые наделяют его мудростью. Именно с ней он возвращается в наш мир, чтобы решить возникшую проблему.

Любопытны ритуалы, связанные с возвращением души. В шаманизме считается, что у каждого человек душ несколько - примерно две или три. Каждая наделена особой ролью и функциями. По некоторым поверьям, душой обладает каждый орган в человеческом теле. Беды приходят, когда человек свою душу теряет. Это приводит ко всевозможным болезням - психическим и физическим. Так, тревожность, депрессия, апатия могут являться следствием утраты души. Она же может стать причиной угасания человека и его гибели.

Современная психология делает попытки объяснить многие явления, практикуемые в шаманизме, современным языком. Практика исцеления многих болезней действительно напоминает современные методы психологии - встреча со своим «Я», когда человека в ходе терапии учат заново чувствовать свое тело, эмоции, тем самым «возвращая» ему «душу».

Шаманы совершают это посредством путешествия по потусторонним мирам, сражаясь за осколки потерянной души. Когда ритуал проводится успешно, человек ощущает прилив энергии и жизненной силы, он снова чувствует себя целостным и обретает связь со своей эмоциональной сферой. Шаман помогает ему осознать трансформации.

Так, в одном из рассказов участника, проходившего обряд подобного исцеления у шамана, звучало это. Он видел, будто в бубен стучал не шаман, а огромный зверь, все закружилось, и он вместе с шаманом отбивался от зверей. Затем они дошли до вулкана, где был найден первый осколок. Второй был найден во льдах посреди мертвой пустыни, куда следующий кусок был принесен белым волком. Следующий был найден и принесен большим черным вороном в крепости. Затем, когда шаман соединял осколки, он наблюдал странный символ, похожий на бесконечность, а к завершению обряда тело содрогалось в конвульсиях.

Основы

В шаманских традициях считается, что все вокруг обладает своим духом. Это связывает всех живых существ и всю окружающую действительность. Так, человек связан с горами, небом, землей, собаками, деревьями, медведями и пчелами. Эти идеи анимизма впоследствии во многом оказались перенесены в более поздние мировые религии.

Считалось, что шаманы обладают способностью проявляться в других мирах и физическая оболочка им для этого не нужна. Они погружались в особое состояние и черпали свои магические силы из общения с духами других миров. Они находились в комфорте как в обычной реальности, так и потусторонней. У каждого был собственный защитник - дух. Это мог быть зверь, тотем или дух предка. Именно он обладал способностью перевоплощаться в других зверей, птиц и рыб. Даже входить в сознание других людей. Шаманы призывали духа в собственное тело, и он предохранял шамана от чужеродной силы, излечивал от болезни.

Неошаманизм

Древнейшая культура с ее красочными таинственными обрядами сохранилась и в наши дни, несмотря на многочисленные попытки ее искоренить. Так, в СССР все древние практики считались народными суевериями и попадали под запрет. Тем не менее шаманизм пережил государство, и современный шаманизм развивается все также активно.

На данном этапе времени многие шаманы являются предсказателями, целителями, наставниками и хранителями древнейших обрядов и творчества. Интерес к этой культуре растет. Она возрождается у многих народов, а ценности ее очищаются от своей архаичности и снова становятся актуальными.

Последователи добиваются официального признания шаманизма в качестве еще одной мировой религии.

Ее ранней формой. Другие убеждены, что это не религия, а методики терапии и экстатического переживания, к которым прибегают для вступления в контакт с духами. Возникновение его относят к каменному веку ― периоду, который часто именуют зарей истории человечества. Многие народы сохранили шаманизм до наших дней.Центром развития этого явления считаются Сибирь и центральные районы Азии. Здесь его впервые описали и только затем нашли аналогичные практики в других регионах и континентах.

Приверженцы шаманизма верят, что во Вселенной живут злые и добрые духи, от поведения которых зависит жизнь отдельных племен и человечества. Контактировать с духами и являться посредником между ними и человеком способен исключительно шаман. Чтобы войти в связь с духами, ему необходимо достичь максимального экстаза во время камлания ― шаманского сеанса.

Шаманы

Элементарные формы шаманизма зародились очень рано. На Оленьем острове было обнаружено захоронение шамана. В этом могильнике было обнаружено не только тело мужчины, но и роговой жезл с изображением лосихи и множество птичьих костей. Возле него были погребены две женщины, которых, вероятно, принесли в жертву.

Шаман выступает в качестве центральной фигуры рассматриваемого явления. Его наименование происходит от эвенкийского «саман», что означает «человек в состоянии исступления». Обычно в его функции не входит принесение жертв или совершение обрядов, связанных с религией, он не жрец. Исключение составляют южноамериканские шаманы, которые полностью исполняют функции посредников между богом, духами и людьми.

Главная задача шамана ― лечить захворавших людей. Кроме того, во многих народах они «сохраняли души» младенцев. В древние времена много детей погибало, не достигнув юношества. Их семьи верили, что после проведения особых обрядов душа умершего ребенка помещалась в «душехранилище», внутри которого о ней заботились помогающие шаману духи.

Защищать от злых духов приходилось и молодоженов. Помощь шаманов требовалась и при переездах, праздновании различных событий и проведении религиозных обрядов. Еще в ХХ веке те праздники, в основе которых лежит промысловый культ, происходили в присутствии шамана.

И поныне находятся люди, утверждающие, что могут проникать в потусторонний мир. Но только приобщенный к шаманизму по-настоящему может влиять на тот мир, управляя своими духами-помощниками. Большинство истинных шаманов никогда не использовали свои силы для заработка денег, оставаясь на протяжении всей жизни бедными людьми. Многие из них, чтобы выжить, и сейчас занимаются разведением скота.

Важным правилом является помощь всем, кто попросит. Отказать шаманы не могут, поэтому деятельность, связанная с духами, чаще мешает в повседневной жизни, чем помогает. Проводя все время за общением с духами, они не успевают сделать запасы или заняться бытом. Но, несмотря на бедность, они имеют высокое социальное положение в том обществе, где живут. К их словам прислушиваются, а их самих уважают и после смерти.

Такие правила всегда обязывали их:

  • знать мифологию своего племени или народа;
  • разбираться в сказаниях;
  • наизусть помнить молитвенные призывания;
  • проводить обрядовые церемонии;
  • петь заклинания.

Они всегда обладали особыми умениями, которые были сродни чудесам: укрощать огонь, летать, превращаться в животных, ходить босиком по углям.

Некоторые культы имеют свою классификацию «общающихся с духами». В ее основе лежит три фактора:

  1. их сила;
  2. сила духов, с которыми они общаются;
  3. отношение к людям.

Многое из перечисленного зависит от того, как получил шаман свои способности: унаследовал от предков или развил при жизни.

Мифы

Каждая традиция шаманизма хранит свою историю о появлении первого шамана. У всех у них есть похожие элементы: упоминания о Мировом Древе и Птице. По преданию, есть гигантское дерево, на ветвях которого свиты большие гнезда. На верхних ветках рождаются более сильные шаманы, на нижних ― более слабые. У них одна общая мать ― Хищная Птица, которую изображают с головой орлицы и железным оперением. Великим шаманам, чтобы вылупиться, нужно три года, слабым ― год.

В момент рождения души Мать-птица передает ее дьяволице-шаманке. Некоторые мифы гласят, что душа удерживается столько времени, сколько ей нужно для впитывания всех сакральных знаний, а тело все это время больно. Когда шаман уже может использовать свои знания на практике, его сила по-прежнему находится в том гнезде, где произошло его рождение. Поэтому первоочередная задача шаманов, воюющих в облике животных, ― стереть с лица земли гнездо противника.

Есть мифы и о причинах угасания шаманизма, по которым он которое становится все менее распространенным. Согласно им первый шаман соперничал с Богом и был наказан за это, потеряв могущество. Поэтому у всех последующих шаманов уже меньше волшебных сил.

Мифы говорят и о том, что если первые маги получили свои способности от духов, то современным они передались по наследству. Поэтому они не могут видеть духовный мир так хорошо, как их предки.

Космология

Во время камлания шаман совершает путешествие, перемещаясь между мирами. Большинство народов, практикующих это, верят в три мира, которые соединены друг с другом осью, натянутой между Мировой Горой и Мировым Древом.

Под тремя мирами понимают небо, ад и землю. У этих сфер бытия могут быть свои уровни, обычно их от семи до девяти. Само число семь является магическим. Так, народы Западной Сибири знают, что перед камланием шаману следует на протяжении семи суток лежать без сознания, вступив в контакт с душами. Другие народы привыкли к тому, что перед экстазом шаман съедает грибы с семью пятнами на шляпке.

Каждый уровень имеет своего владыку, с которым шаману нужно вступить в контакт при путешествии в верхние или нижние миры. Делая это, он может приносить дары небесным богам. Такое путешествие отражает взгляд на структуру мира древних людей.

Выбор

Не каждому человеку дано стать проводником в пространство духов, связующим звеном между верхним и нижним мирами. Бывает, что способности к этому достаются генетически, но нередко сами духи или божества награждают избранного таким даром. Изредка люди могут начать шаманить по собственной воле. Но вне зависимости от того, принято решение по требованию духов-покровителей или является следствием собственных желаний, все начинается с выбора.

Избранность человека понятна по тому признаку, что он награжден сверхъестественными силами. Чаще всего это означает особую способность к экстатическим переживаниям.

Получить ее можно, например, будучи представителем соответствующего рода. Когда отец семейства умирает, проводится специальный ритуал. В некоторых племенах передача знаний происходит еще при жизни родителя. Иногда знания передаются не сыну, а внуку.

Если у шамана нет детей, он может передать способности любому человеку, который, по его мнению, способен их вынести. Существуют племена, в которых передача знаний происходит по женской линии; признаки избранничества остаются теми же.

Человек может быть избран, встретившись с богами или духами во сне. Чаще всего это происходит, когда он болен. Духи, материализующиеся в виде птиц или животных, говорят, что выбранному назначено судьбой стать шаманом и вести жизнь, отличную от привычной. Случается, что духи слышат отказ. Тогда они истязают тело избранного болезнями, пока тот не даст согласие.

Иногда признаком будущего шамана считается рождение ребенка «в рубашке». Такой ребенок растет непохожим на сверстников. Если, войдя в юношеский возраст, он начинает петь по ночам, ему следует прийти к опытному шаману и попросить обучение техникам.

Некоторые племена считают, что необходимо заключить брак с духом. Это верование развито, например, в Индии. Другие верят, что дух проникает в тело человека и начинает им управлять, тогда развивается одержимость.

Общие признаки того, что человек отмечен:

  • наличие экстатических переживаний, которое подтверждается снами, видениями божеств и духов, впадением в транс;
  • приобретение знаний о том, как проводить техники, встречаться с духами, говорить на тайном языке и т. д.

Можно сказать, развивается «шаманская болезнь», при которой спонтанно проявляется или наследуется шаманское призвание. При этом сопротивление болезни лишь усиливает ее тяжесть, поэтому человек вынужден смириться и покориться воле духов. У избранных нет другого выхода.

Церемония посвящения

Любые мистические учения подразумевают обряд посвящения, и шаманизм не исключение. Инициация является ключом к пониманию внутренней стороны бытия, она выводит шамана на другой уровень сознания и восприятия, погружает его в новый мир.

Процесс посвящения разделен на три части:

  • страдания;
  • гибель;
  • воскрешение.

Все начинается, когда человек открывает свою избранность. Тогда духи уводят его подальше от людей, обычно в лес. Там он может объединиться со своими духами-покровителями и открыть для себя тайны мира и своего нового ремесла.

Через болезни духи убеждают человека, что он должен согласиться стать шаманом. Часто болезнь так сильна, что человек умирает. Воскреснув, он обретает новые знания, а часто и сверхспособности.

Иногда инициация сопровождается ритуальным жертвоприношением: убивается и съедается какое-либо животное. В южноамериканском шаманизме большую важность имеет процесс интоксикации табаком. Практически ни одна инициация не обходится без восхождения к небу. При этом неофит может влезать на дерево, всходить на крутую гору, совершать полет.

Помощники

Каждый шаман имеет своих духов-покровителей, которые помогают ему, когда он взаимодействует с ними во время камлания. От того, насколько их много, зависит его могущество. Каждый дух награждает его какими-то способностями, недоступными обычным людям.

Чтобы совершать обряды, шаманы призывают своих духов с помощью особой песни. Они повторяют ее снова и снова, не останавливаясь, пока их призыв не будет услышан. В этот момент шаман находится в состоянии экстатической радости, нередко сопровождаемой слезами.

Приходящие на помощь духи не всегда призываются для благородных целей. Некоторые шаманы используют их, чтобы исцелять людей, искать пропавших в лесу и провожать души умерших в иной мир. Другие же могут обращаться к ним, чтобы совершать такие черные дела, как убийство.

Духов-помощников каждый шаман получает по-своему. Чаще всего они являются ему сами. Другие шаманы получают их по наследству. Бывают случаи так называемого оборотничества, когда дух вселяется в шамана и позволяет ему принимать вид животных и птиц. При этом помощники становятся двойниками шамана, давая ему возможность проживать две жизни: в облике человека и в облике животного.

В некоторых случаях духи живут далеко от шамана, и во время камлания он призывает их со всего света. Нередко духов помещают в специально изготовленные жезлы, фигурки и маски. Чтобы заточить туда духа, также необходимо войти в состояние максимального экстаза.

Помощники выполняют несколько функций:

  • оберегают шамана;
  • разыскивают путь, по которому унесена душа больного;
  • сражаются со злыми духами;
  • возвращают душу назад болеющим людям, возвращая их к жизни.

Если болезнь настолько сильная, что духи одного шамана не могут с ней справиться, приглашается второй.

Последователей шаманизма много и в наши дни. К нему прибегают люди, ищущие счастье или спасение для себя и своих близких, когда другие методы не помогли. А для некоторых народов шаманизм до сих пор заменяет религию и помогает находить выходы из самых сложных ситуаций. Шаманы приоткрывают перед ними дверь в потусторонний, загадочный мир.

Мы все чаще и чаще сталкиваемся с неизведанным и непознанным миром. Нам, современным людям, сложно поверить в существование того, что нельзя потрогать, увидеть, ощутить.
О существовании потусторонних миров и сверх способностей человечеству известно с давних времен. Наши предки не сомневались в существовании духов, их влияний на жизнь, помощь и поддержку. К таким знаниям относились очень трепетно и благоговейно. Издревле известно о таком понятии, как шаманизм.Что такое шаманизм?

Шаманизм – это одна из ранних форм религии, это умение общаться с духами путем специальных ритуалов. Это не просто направление – это особые сакральные знания, которые не так просто получить.

Шаманы в этом мире становятся проводниками мира потустороннего. Каждого шамана ведет предок – шаман. Это, как правило, его кровный родственник, ушедший в мир иной или живущий в этом мире. Другими словами, учитель является в то же время покровителем.

Есть несколько способов передачи шаманского знания.

Как получить шаманское знание?

В первую очередь, хочется отметить, что знания сакрального характера хранятся в строжайшей тайне. Передаются они следующими способами:

  1. По наследству (от предка – шамана кому-то из продолжателей рода, после его смерти).
  2. По выбору природы (духи могут определить своего избранника).
  3. По собственной инициативе (когда человек сам желает стать шаманом или ему велит род)

Как по наследству передается шаманское знание?

Передача знаний по наследству происходит, как правило, на предсмертном одре. Дед-шаман приглашает к себе сына или внука, то есть кого-либо из своих потомков и передает знания. Но передача эта не в виде книг или тетрадей. Эта особая информация передается через сновидения, и камлания. Также знания можно получить, используя техники вхождения в транс. Посредством камлания предок – шаман представляет своего ученика высшим духам.

У некоторых народностей – это целый ритуал. Человек не подготовленный может даже подумать, что сходит с ума, так как начинает слышать голоса умерших предков или других духов.

Предок-шаман – становится учителем для своего потомка, передает ему свою силу в виде своих духов-помощников, конечно знания как управлять духами, как путешествовать по мирам, как лечить болезни.

На ком природа останавливает свой выбор?

Существует мнение о том, что не только по наследству передается шаманское знание. Иногда духи останавливают свой выбор на ком-либо из людей не имеющем в роду шаманов. Нет точной информации о том, как этот выбор происходит. Но такому человеку нужно будет самому искать свое место в мире сакральных знаний, так как у него не будет сильной поддержки рода.

Особой силой обладают шаманы, ушедшие из этого мира даже тысячи лет назад. Они начинают энергетически притягивать человека, на которого пал выбор духов. Избранный человек начинает получать знания или информацию, которая тянет его в места захоронения шамана. И, побывав на том месте, избранник начинает ощущать в себе появление сверх силы и сверхъестественных способностей.

Умерший шаман становится учителем и проводником, то есть согласно шаманской иерархии предком-шаманом. То есть у избранника появляется его шаманский род.

Захотел и стал?

Ну, конечно же, нет. В нашем мире стало модно и популярно говорить о сверх способностях человека. Многим хочется выделиться и стать обладателем каких-либо особенных знаний. Но не все так просто. Это, обычно, происходит по собственной инициативе. Человек находит учителя и при его помощи развивает в себе способности. Вначале это возможно дань моде. И пока ученик только «балуется», он получает знания «безопасные», то есть те чем он не сможет навредить невинному человеку. Пока он любитель. И духи не будут требовать чего-то строго – жертв, паломничества, соблюдения строгих ритуалов. А если пройдя этот этап ученик хочет принять посвящение в шаманы, то все меняется. И тот кто прошел обряд рассечения (сильнейшее шаманское посвящение) назад пути уже не имеет.

О роли предка – шамана.

Каждого шамана ведет дух предка – шамана. Это Дух-покровитель. Его роль исключительна, так как он открывает для ученика мир духов и передает ему свой опыт. Это может быть умерший родственник или дух, выбравший для себя ученика. Процесс передачи знаний может происходить несколькими способами:

  • во время сна;
  • во время шаманской болезни;
  • в процессе камлания – священного шаманского ритуала.

Предок – шаман склоняет своего избранника к изменению своего образа жизни. Он начинает вести человека по жизни. Становится учителем и покровителем. Предок-шаман во время транса как бы знакомит своего ученика с духами. Учит к кому и за чем обращаться. Показывает, по каким дорогам к этим духам «ходить».

Шаманизм – это серьезное направление. Это интересная и сложная цепочка взаимоотношений с предками. Выбор духов падает на людей достойных и высоких моральных устоев. Настоящие шаманы – проводники между реальным и потусторонним миром. На них лежит большая ответственность за полученные знания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Слово "шаман" давно стало общим местом в современной "эзотерике", его многие используют, но не многие понимают его истинный смысл. Это слово пришло из языка эвенков и означает "тот, кто знает". Сегодня некоторые считают, что шаман - это любой знахарь или последователь народной медицины. Другие шаманами называют тех, кто обладает сильной личностью и интенсивным взглядом. Но на самом деле шаман определяется тем, как он или она работает. Говоря просто, шаман - это человек (мужчина или женщина), который по своей воле изменяет состояние своего сознания, чтобы вступить в контакт и\или отправиться в путешествие в иную реальность дабы обрести силу и мудрость. По завершению миссии шаман возвращается обратно дабы использовать полученные силу и мудрость помогая себе или другим.

С помощью ритмичных ударов бубна, танца и пения шаман осуществляет сдвиг сознания, который и позволяет его душе путешествовать в миры, традиционно именуемые Миром Духов. Во многих культурах эта альтернативная вселенная разделена на три основные части: Верхний мир, Средний мир и Нижний мир.

Путешествие в Нижний мир начинается с того, что шаман отправляет свою душу вниз через отверстие в земле, как например: пещеру, родник, дыру у корней дерева, лисью нору или даже отверстие, сделанное человеком (шахта, колодец). Дыра обычно продолжается тоннелем, все дальше и дальше вниз, и, наконец, тоннель выходит на просторы Нижнего Мира. Нижний мир может выглядеть очень по-разному. Для кого-то это тропики или лес, или горы, другие попадают в сказочные земли, где светят два солнца. Как бы ни выглядел Нижний мир, именно там шаман встречает духов-помощников, и именно духи-помощники дают силу и мудрость, с которыми шаман должен вернуться в обыденную реальность дабы справиться с болезнью своего "пациента", дать совет в решении серьезной проблемы или восстановить баланс в сообществе. Как отмечает американский антрополог Майкл Харнер в своей книге "Путь шамана" техника, традиционно практикуемая во всем мире для путешествия в иную реальность, может быть освоена людьми из современной западной культуры.


Многие, если не все, современные психотерапевтические техники своими корнями уходят в шаманизм, и по этой причине многие современные формы терапии отдаленно и поверхностно напоминают шаманские практики. Я часто слышу, как люди с психологическим образованием пытаются объяснить шаманское путешествие как "внутреннее" путешествие в бессознательное или к "высшему Я". Такое объяснение основывается на западном подходе, который рассматривает человека в качестве венца творения и, в противоположность шаманскому миропониманию, отказывает другим формам жизни в наличии сознания. К счастью, во Вселенной существует гораздо больше, нежели человеческий разум. С точки зрения шамана реальность мира духов существует параллельно обычной реальности нашего с вами сознания и не зависит от нашего разума. Шаман, зная что все существующее обладает душой, так же знает, что с духовными сущностями можно общаться, отправляясь к ним в путешествие, прорываясь через границы Времени и Пространства.


Шаманские практики обладают силой вне зависимости от того, как мы их объясняем, но если мы принимаем урезанное психологическое описание, то рискуем изолировать себя от большей части шаманской силы. Сила шаманского путешествия лежит в факте путешествия души и того, что душа шамана возвращается, наделенная энергией Вселенной, которая обладает самым мощным исцеляющим эффектом.


Одно из самых распространенных заблуждений по поводу шаманизма трактует его как религию, отводя шаману роль жреца. Дело обстоит совсем иначе. Действительно, в некоторых традиционных сообществах шаман выступал еще и в роли ведущего сакральных церемоний и ритуалов. Однако, две эти активности были разделены во времени. Цель шаманской церемонии - построить мост между миром духов и известным нам миром повседневной реальности. И зачастую все участники церемонии подвергаются влиянию предъявляющей себя силы. Именно этот аспект и отличает шаманизм от большинства религий: прямой и непосредственный духовный опыт без посредников, в частности жрецов и священников, которые пытаются установить монополию на божественное. В шаманизме гуру существуют только в мире духов, где шаман и получает свое знание.

Шаманизм идет рука об руку с анимизмом. Во-первых, все, что существует, - живое и наделено духом. Во-вторых, все живое связано друг с другом благодаря этим духам. Таким образом, все мы - люди, деревья, собаки, кошки, пчелы, камни, горы, моря, Земля и Небо - связаны друг с другом. Хотя сам шаманизм опирается на непосредственный опыт и не является религиозным верованием, многие религии, включая определенные христианские, буддистские и мусульманские секты, находятся под довольно сильным влиянием шаманизма. Для того, чтобы использовать шаманизм необязательно во что-либо верить, даже в то, что шаманизм "работает". Однако те, кто ни во что не верят, рискуют поверить во многое, а те, кто придерживается жестких взглядов, рискуют радикально изменить свои представления после того, как получат непосредственное переживание "иной" реальности шамана.

Также, для практикующих шаманизм вполне обычны так называемые "пиковые переживания", часто радикально изменяющие жизнь. Переживания, которые в обыденном языке называют религиозными или духовными и которые дают человеку набор ценностей и практик для практического применения.


Один из недостатков современной науки заключается в том, что мы настолько погрязли в повседневной рутине, что утеряли связь с простыми радостями жизни на этой планете. Как часто мы останавливаемся, чтобы вдохнуть особый аромат опавших осенних листьев?Или ощутить тепло земли весной? Одним из результатов установления контакта с миром духов является более плотное ощущение того, что нас окружает, Земли, Вселенной. Причина в том, что мы устанавливаем более тесные взаимосвязи. В традиционных сообществах шаманы могли общаться с растениями, животными, камнями и остальными созданиями, с которыми мы, люди, делим Землю. В результате такого общения люди могли жить в гармонии со своим окружением. Теперь же большинство людей не помнит, как общаться с другими жителями планеты. И наиболее очевидным последствием этого сегодня является угроза полного уничтожения жизни на Земле в привычном для нас виде. И угроза эта исходит как раз от нашей, так называемой, "высшей" цивилизации.

Я думаю, что эта связь с нашим окружением является важной не только для планеты и всего, что на ней находится, но и для нас с вами, для каждого из нас, материально и духовно. Все что мы используем, от деревянных поварешек до ультрасовременных компьютерных чипов, мы берем от Природы. Так же и огромная часть духовной энергии приходит от духов и Природы. И шаман знает об этом. И совершенно очевидно, что беспечная жизнь на нашей прекрасной планете не только уничтожает наши возможности и лишает нас ресурсов, но разрушает сами основы нашего духовного фундамента. Когда мы убиваем природу миллионами известных нам способов, мы убиваем самих себя физически и духовно. В качестве одной из попыток как-то исправить существующую ситуацию я преподаю курс по Духовной Экологии, основная идея которого лежит в восстановлении прямого контакта между людьми и другими формами жизни на планете. Во время этого курса я, например, отправляю людей в лес поговорить с деревом, любым деревом. Задача - спросить у дерева о своей собственной роли в разрушении Земли. Однажды, один из участников поведал следующее: "Я выбрал березу. Ну или она выбрала меня. После того, как мы мило пообщались, она сказала мне: "Кстати, тебе не так уж нужна твоя машина". "О, нет! Очень даже нужна!" - ответил я и начал перечислять причины. Но у дерева были свои аргументы, она говорила о том, что магазины всего лишь в нескольких шагах от моего дома, и целый день мимо моих дверей проезжают полупустые автобусы. И знаете что? Мне действительно не так уж нужна машина!"

Как мне кажется, один из самых больших вызовов, стоящих перед новым поколением шаманов - восстановить связь между людьми и другими жителями Земли, сотрудничать с природой, прекратить уничтожение окружения, в котором мы все живем, найти, что может быть сделано духовно, ритуально, практически с теми повреждениями, которые уже существуют. И помнить о том, что Земля питает нас физически и духовно, если только мы позволяем ей это.


В Мире Шамана предмет, который мы привычно называем бубном, представляет собой не обод, на который натянут кожаный лоскут -- но живое существо. Относительно того, как именно происходит работа шамана при использовании бубна мнения расходятся. Часть источников упоминает музыку бубна как Зов для духов-помощников во время камлания. Другие исследователи полагают, что это просто способ создать вибрацию и погрузить себя и окружающих в транс. И,наконец, третьи упоминают о том,что находясь в измененном состоянии сознания, шаманы видят бубен в виде иного предмета. Скорее всего, мы имеем дело с тремя аспектами одного и того же явления, описанного с разных точек зрения.

В большинстве напевов, шаманских сказаний бубен называют "конем", " лошадью", "оленем", даже "оленьей упряжкой", иногда -- "нартой". К слову сказать, в русском языке мы традиционно используем слово "нарты" по аналогии со словом "сани"(множественное число), хотя в специальной литературе принято "нарта" --женский род единственное число. При этом, разумеется это не просто нарта--сани, неодушевленный предмет, но упряжка вместе с собаками. Обычно в упряжке все же олени (вернее, оленихи), но иногда шаман может просить помочь себе и хаски. Зачем шаману упряжка? Разумеется, для путешествий-- именно на своем быстром и легком бубне шаман взлетает в Верхний Мир и падает в Нижний. (Кстати, путешествия по Нижним Мирам отнюдь не всегда вовлекают бубен в ритуал). Таким образом, бубен не просто способ, средство попасть в иные миры, но и возможность вернуться оттуда. Потому-то древние прочно связывали жизненную силу шамана с его бубном. Это была не просто сила, но способность управлять собой, камланием и, следовательно, собственными передвижениями вдоль Мировой Оси. Если шаман умирал, то он уходил в другой мир уже безвозвратно-- потому и бубен уничтожали, умерщвляли, выпуская из него духов, превращая его из мистического оленя или нарты в предмет: обечайку (обод) и кожу. Обычно бубен протыкали, надевая на острый сук дерева рядом с могилой шамана: таким образом дополнительно отмечалась особая могила, которую не просто нельзя было тревожить, но и приближаться к ней без особого повода не следовало. Если захоронение шамана имело вид не кургана или могильника, а,скажем, хижины или юрты, то бубен его вешали либо у входа в качестве знака, что здесь покоится именно шаман, либо (реже) рядом с дымовым отверстием. Традиционно бубен делали непригодным, но иногда в сказаниях мы встречаем упоминания о том, как герой находит "выморочную ("плохую", "дурную", "пустую" и т.д.) деревню" и случайно (или намеренно) тревожит дух шамана деревни. В частности--прикасаясь к бубну, надетому на кол у входа в его жилище-гробницу.


В течение жизни у шамана могло быть несколько бубнов. Как правило, одновременно двух и более бубнов шаман не имел, но этот обычай иногда нарушался, особенно когда шаман изготавливал особый бубен для некоего конкретного камлания (и тогда этот бубен уничтожался после проведения ритуала) , или же когда шаман создавал бубен вместе со своим преемником, учеником: в какой-то момент у шамана в руках (вернее, касаясь его рук, зная их) существовали сразу два бубна. Обычно на протяжении жизни у шамана было не более девяти бубнов (Ср. девять кошачьих жизней, девять миров в некоторых шаманских космологиях). Когда рвался последний бубен, значит, подходил к концу и срок жизни самого шамана, он должен был умереть. Стоит отметить, что никто не смел покуситься на жизнь шамана в этот момент--просто шаман обычно уходил сам-- и не насильственно, но совершенно естественным образом.

Вот что говорит про бубен шамана В.М. Кандыба в работе "Загадочные сверхвозможности человека":

"По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана. Крылатый конь рассказывает шаману обо всем, что он видит, слышит, предостерегает его от бед, от напастей других шаманов и помогает в его камлании и лечебной работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман и какое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как при путешествии в Серединный или Нижний мир, то сразу становится понятно, каков этот шаман. Если при лечении пациента у него бубен звучит, как при вызове духов, тогда профессионализм этого шамана сразу можно отрицать.

Хороший профессиональный шаман начинает камлание тихо и спокойно, с вызова космических сил - духов шамана. Он театрально дико не кричит и не скачет, как бешеный. Бубен, колотушка и костюм шамана - это отражение целого мира. В них и заключена тайна этого древнерусского искусства, особая магическая сила Космоса и космологические понятия шаманизма. Все они заговорены свыше и в них - тайное учение наших предков. Поэтому нельзя надевать костюм чужого шамана и брать в руки чужой бубен".

Бубны были достаточно велики--около 50-60 см в диаметре. Их форма не всегда была идеально круглой: большинство бубной имели форму овала.

Мы видим, что если бубен --живое существо, то и изготовлен он должен быть из живого материала. Кожа для бубна--это кожа того животного, которое потом потянет вверх упряжку шамана. Для большего отождествления части с целым на часть (кожаный лоскут) наносился рисунок целого (животное: олень, лошадь и т.д.) вместе с изображением действия, которое будет выполняться - то есть сразу - нарта, олени и сам шаман. Впрочем, многие бубны сибирских шаманов изготавливались из коровьей и бараньей кожи.

Так как рисунки на бубне несли огромную смысловую и символьную нагрузку, они были схематичными и не очень большими. Дело в том, что помимо шамана на бубне изображалась картина мира. Среди других традиционных изображений на бубне--Духи-помощники шамана, его Рода, личный тотем. Иногда рисунок тотема намечался тонкой линией на всем бубне, а потом поверх него наносилось стилизованная "карта" Скрытых Миров. Конечно, чаще в такой композиции использовали образ Духа-Хранителя Рода, который в какой-то степени был и Хранителем Мира, и проявлением Великого Духа в материальном мире. Иногда рисунок наносился только на внешнюю часть бубна, иногда--и на внутреннюю тоже. С внутренней стороны бубна находилась крестообразная ручка или просто планка, закрепленная вертикально или даже горизонтально (естественно, вертикальное расположение было более логичным - ср. Мировая Ось) . Есть также бубны, где в роли ручки используется металлическое кольцо или даже петля из кожи, обычно необработанной. Перед тем как прикрепить ручку на внутренней стороне иногда наносили символ спирали -- по или против часовой стрелки. Первый вариант служил символом умения шамана путешествовать по Верхним мирам, второй--по Нижним. Если это был сильный шаман, то рисунок мог состоять из двух спиралей, перетекавших друг в друга (нечто похожее на лемнискату--символ бесконечности) .

При выборе дерева для обечайки шаман руководствовался советами своих Духов, беседовал с ними, рассказывал о том, какой именно бубен он собирается создать, что за путешествия собирается предпринять. Эти беседы могли носить характер одиночной или даже групповой медитации. Идя на зов духов по лесу в поисках дерева для обода, шаман наконец находил место, где его ждало то самое дерево, закрывал глаза и прислушивался, говорил с духом дерева. Точно так же вдумчиво подбиралось животное, для того, чтобы стать поющей частью бубна. Если шаман шел охотиться на это животное, то перед охотой и после нее шаман проводил серьезные очистительные обряды: совершал ритуальные омовения, несколько дней голодал и, разумеется, не вступал в сексуальные связи. После того как материал был найден, шаман собственноручно изготавливал бубен. Весь процесс от начала и до конца протекал в измененном состоянии сознания, шаман практически не замолкая, говорил с бубном. Когда все было готово, бубен посвящали камланием, когда шаман просил духов принять этот бубен в качестве его друга и предмета силы. У некоторых народов Духи должны были одобрить работу шамана (это были Верховные Духи, и тогда шаман снова рассказывал им в песне история обретения своего друга), у других -- это был в большей степени праздник обретения духами и шаманом живого бубна.

На ручку и внутреннюю часть обечайки помещались бубенчики и колокольчики, которые могли служить шаману как защитой от злых духов, так и привлекательной музыкой для духов-помощников. Фигурки, которые подвешивались между колокольчиками, изображали самих духов -помощников--то есть они фактически тоже "занимали свои места" на магической карте. Если шаман отправлялся в Нижний Мир (и тогда его бубен уже становился лодкой, которую несет река в царстве мертвых) для битвы, скажем, за душу пациента, то среди подвесок оказывались и изображения других магических предметов, оружия. Иногда такие подвески крепились не только к рукояти, но и к самому ободу и свисали вниз подобно ножам.

Камлание, как правило, начиналось спокойно и неторопливо. Все участники и зрители занимали свои места, а шаман (или его помощник, ученик) разогревали бубен на огне. Огонь служил одновременно для очищения и пробуждения того самого живого бубна. Практически же, нагреваясь, кожа натягивалась туже, и звук бубна становился глубже, вызывал более сильную вибрацию.


В Финляндии лапландские шаманы использовали во время камланий не бубны, а барабаны. "Барабан помогал шаману получить знание того, что произошло в других местах, даже очень удаленных, предсказывать успех или неудачу будущих предприятий, болезни других людей, находить способы лечения, узнавать, какая жертва угодна богам и духам". (Самюэль Рин -- христианский священнослужитель-- заметки, составленные в XVII веке). Барабан, как и бубен, делали из деревянной основы, стягивали деревянными же обручами и покрывали кожей. На коже изображали символические картины путешествия между мирами. Интересно, что если на древнейших из дошедших до нас барабанах изображены Верхний, Срединный и Нижний Миры в шаманской традиции, то на многих позднейших работах мы можем видеть результаты смешения шаманских и христианских верований: изображения Рая и Ада в том виде, в каком их представляли священные тексты христиан. На таких барабанах можно ясно выделить ангелов и бесов во главе с Дьяволом. Иногда на поверхность барабана помещался амулет, изображавший самого шамана или одного из его духов-помощников и во время камлания, за счет ударов по барабану эта фигурка перемещалась либо в Верхний, либо в Нижний Мир, куда, считалось, отправлялся и сам шаман.

Считается, что во время приобретения бубна или барабана решающее значение имеет то, насколько глубоко его звучание. По возможности, предпочтение стоит отдавать именно богатым, вибрирующим тонам. Полезно знать, что на холоде кожа барабана провисает, но в тепле она снова подсохнет и натянется.


Шаман - у некоторых народов севера, сохраняющих веру в духов и возможность ритуального общения с ними служитель культа: шаман, способен приводить себя в состояние экстаза. Слово "шаман" переводится с тугусского как возбужденный трансовый человек. У тюркоязычных народов Сибири эта профессия называлась кам, отсюда слово "камлать". У ненцев - тадибей, у бурятов - бо, у якутов - ойуун, юкагиров - альма и т.д.

Ритуальные действия профессиональных трансовых специалистов - камлание или шаманство состоит в том, что шаман одевает специапьныей костюм, делает специальный для данного ритуала грим и взяв необходимые принадлежности условным сигналом собирает своих соплеменников. Разведя специальный костер, шаман, как правило, располагает всех вокруг огня. Произнеся положенную для данного ритуала речь, он после, принесения жертвы начинает плясать, петь и ударять в бубен. При этом его пляска носит особый трансогенный ритмичный характер. Язык танца - ритм осуществляется специальным потряхиванием различных предметов на одежде. Ритм потряхиваний выдерживается за счет прыжков и своеобразных приседаний и усиливается исступленными выкриками и ударами в бубен. Постепенно ритм голоса, потряхиваний и бубна возрастает. Шаман начинает окуривать из костра соплеменников наркотическим дымом, который образуется в костре от специальных трав и сухих грибов, брошенных в огонь заранее. Постепенно все втягиваются в шаманский ритм и вначале шаман, а потом и все, без исключения, присутствующие входят в галлюциногенный экстатический транс. Далее в зависимости от назначения ритуала, начинается безумный трансовый обряд -лечебный, воинский, промысловый, тотемический, религиозно-мифологический и т.д.

Центральным моментом любого вида камлания является момент вступления шамана в контакт с духами. Мистическая способность шамана вступать в контакт с духами земли и неба вызывает у соплеменников суеверный страх и веру в могущество шамана. Иногда духи как бы вселяются в шамана и тогда он говорит их языком, но чаще шаман просто ведет с ними переговоры, уговаривает их или воюет с ними и изгоняет их из данного человека, помещения или места. Обряд может длиться от нескольких часов до нескольких суток непрерывно, поэтому шаман в конце обряда сконцентрировавшись на одной главной мысли впадает в глубочайший транс полуобморочного типа с полной потерей сознания и падением в конвульсиях на землю. Начинается его мистическое путешествие в мир иной - под землю или по небу. В этом путешествии шаман обязательно побеждает духов и различных мистических существ иного мира, достигает цели обряда и с победой возвращается опять на землю, то есть открывает глаза и обретает сознание.

ДРЕВНЯЯ СИБИРЬ

Считается, что сибирские шаманы обладают сверхъестественными способностями - могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей или животных (чаще орла), могут совершать чудесные исцеления, оживлять умерших и др. Главным секретом шамана считается его таинственное мистическое наследство - некая безумная непреодолимая сила -желание, которая вселяется в него в молодости по наследству от предков, иногда эта сила имеет форму духа-покровителя, но чаще она формы не имеет.

ДРЕВНЯЯ ЧУКОТКА И АЛЯСКА

Наиболее распространенным видом трансовой культуры на Чукотке и Аляске было использование транса в воинском искусстве, особенно при подготовке и ритуальной имитации будущего сражения. Шамань (ангакок) были носителями всей культуры "своего народа. Они хорошо знали воинское искусство, промысел и промысловные культовые обряды. Лечение, методы управления погодой, способы трансового воздействия на человека и животных. Шаманы умели общаться с природой непосредственно и могли многое предсказывать и предвидеть. Считалось, что весь мир населен духами, поэтому общение с духами и есть профессия шамана. По верованиям древних чукчей и эскимосов у всех природных явлений и объектов есть их хозяева - духи, поэтому для достижения любых целей, будь-то охота или лечение, необходимо было вступать в общение с духами-хозяевами.


Население считало, что в природе всем управляет некая сила - хила. Обладающий этой силой добивается успеха в своем деле, поэтому считалось, что именно шаманы обладают этой таинственной природной силой. Костюм шамана с различными погремушками и бубном весил иногда до 30 кг, поэтому шаманы действительно были люди сильные и выносливые и могли плясать, трудиться, выкрикивать в трансе по несколько часов подряд, а при лечении, в некотороых случаях, по несколько дней, после такого лечебного сеанса шаман падал и не мог пошевелиться, находясь в полуобморочном, полутрансовом состоянии. Люди верили, что существует "верхнее небо", куда шаман мог входить и оттуда все видеть и знать. Шаманы разделялись по своей квалификации, одни умели одно, другие -другое, но были шаманы универсалы, они могли все. При лечении шаманы обязательно использовали транс, лечебные травы, напитки и заклинания.

АФРИКА

Используя искусство транса, древнеафриканские шаманы и жрецы могли предсказывать и управлять погодой, при необходимости вызывать дождь. Искусство транса использовалось в военном деле, магии, охоте, судебном деле, диагностике, лечении больных, гадании, предсказании, шаманском камлании, праздничных и обрядо-ритуальных процедурах, тотемизме, религии, промысловом культе, земледелии и скотоводстве, культе предков, культе животных (зоолатрии), культе местных племенных духов, богов, фетишизме, культе вождей, культе кузнецов и др.


Многое в искусстве африканского транса до сих пор не разгадано, например, шаман или жрец могли в любой момент знать, где находится интересующий их человек и если даже он находится за тысячи километров, они могли без карты кратчайшим путем точно пройти прямо к нему. Известные шаманы и колдуны проповедующие Вуду кроме того что лечить и заговаривать, прорицать, разъяснять простым людям волю небожителе или насылать порчу - готовят страшный яд - "порошок зомби" С его помощью они способны довести жертву до состояния комы, а потом вернуть к жизни, буквально вытащив человеческое тело из могилы. Лишенных памяти, эмоций и речи "живых мертвецов" они затем используют в своих целях.

ДРЕВНЯЯ КОРЕЯ

Шаманами в Древней Корее были как мужчины ("пань-су"), так и женщины ("му-дан"). Наиболее сильными шаманами считались пань-су. Обучение велось не только по наследству. Молодой шаман мог обучаться у старого искусству заклинать, колдовать, лечить, общаться с духами, проводить различные мистические церемонии и т. д. Шаманы-женщины чаще занимались камланием, гаданием, изготовлением амулетов, лечением. Население Кореи верило, что у человека есть три души: одна умирает с телом, другая уходит на небо, а третья остается на специальной табличке, которая хранилась в семейном храме предков. Поэтому культ предков в Корее очень развит. Корейцы верили в различных духов и мистические особенности различных гор, которые, по их мнению, оказывают сильное влияние на окружающую местность, поэтому шаманы с помощью транса находили специальные благоприятные холмы для проживания или погребения. До нашего времени культура транса в Корее сохранилась в воинских искусствах, спорте и медицине.

В наше время, мы всё чаще сталкиваемся с неопознанным и неизведанным миром. Нам сложно поверить в реальность вещей, которые нельзя увидеть. Особенно шаманские ритуалы практиковались у Сибирских народов, Азии и Африки, обеих Америк, Кавказа.

В разных формах он присутствовал у многих народов. Шаманизм сложился естественным образом.

Наши предки не сомневались во влиянии духов на повседневную жизнь. Люди знают о шаманизме уже очень давно. Он возникал часто: в каждой части света в разное время. Это глобальное явление имеет некоторые особенности, которые могут изменяться в зависимости от региона.

Шаманизм – термин, который определяет одну из древнейших культур, где природные явления (Луна, гром) преподносятся в образе божеств. В шаманском мире у всего есть душа (человек, насекомые). Магия шамана направлена на объединение всего живого. Знание своего места во Вселенной уравнивает всех между собой, избавляет от ощущения несправедливости. Шаман чувствует свои способности.

Шаманы в этом измерении становятся проводниками в потустороннем мире. Ради силы и знания, он входит в транс. Для шаманства человека выбирает дух. Он связан с человеком родством. Учитель является защитником. Существует несколько техник передачи силы.

В первую очередь, такие знания нельзя разглашать. Могут передаваться так:

  1. Наследственно (от предка родственнику).
  2. Выбор самой природы.
  3. По собственному желанию.

Как по наследству передается знание?

В большинстве традиций возможность быть шаманом передавалась наследственно, чаще по материнской линии. Кроме того, это случается на смертном одре. Шаман передает свои знания кому-либо из своих потомков. Но происходит это не с помощью книжек. Информация приходит во снах. Человек ощущает причастность к высшим силам. Шаман одинаково себя чувствует и, в загробном и в нашем мире.

Также получить знания можно, погружаясь в транс (отрешенность), для этого есть разные техники: голодание, приём галлюциногенов, раскачивание на качелях. Человек использует самовнушение, мобилизует психические процессы. Для этого используются – бубен, трещотка, погремушка, кости, монотонный ритм. В этом состоянии шаман путешествует по другим измерениям.

Бубен шамана – не только инструмент. Для него это еще и животное, при помощи которого он переносится в иное измерение (олень, конь). Его разрисовывали. Это была шаманская карта Вселенной. На ней изображались небесные светила, подземный и наш мир. Бубен нельзя было передавать наследственным образом. Так как душа хозяина живет в бубне.

Еще одной главной вещью для шамана является костюм. Он включает в себя плащ, сапоги, шапку, специальную повязку. Целый наряд у шамана появляется не сразу. Духи дают ему разрешение на какую-то деталь костюма. Шаманские костюмы в разных регионах почти одинаковы, в виде зверя либо птицы. На шапку надевали оленьи рога.

У некоторых народов большое значение играют ритуалы. Человек не подготовленный может испугаться, так как услышит мертвых и других духов. Как правило, человек не может контролировать духа, в которого перевоплощается и идет на контакт. Он только следует воле предков.

Проводником человека является дух-оберег (сильное животное, тотем), который может перевоплощаться в зверя либо рыбу. Он предохраняет шамана от болезней. Шаманизм зависит от индивидуального опыта человека.

Предок-шаман – становится учителем для своего ученика, делится знаниями, как вести себя с духами, заниматься целительством, прогнозировать будущее, искать пропавших людей.

Кого выбирает природа?

Существует мнение о том, что стать шаманом можно при помощи выбора природы. Никто не знает, как это делается. Избранному приходится самому искать шаманские знания.

Большую силу имеют шаманы, ушедшие из этого мира много тысяч лет тому назад. Они призывают к себе человека. Но прежде чем появится шаманская сила, человек проходит священный ритуал. Обряд очень сложный – избранный сильно заболевает, а выздоравливает после того, как впустит в себя силу.

Человек, руководимый духами, начинает постепенно получать знания, которые тянут его туда, где с ними возможна связь (одинокое дерево, необычные скалы). Эти места называют местами силы, здесь проводят различные ритуалы. Там человек приобретает сверх силу и сверхъестественные способности. Предок-шаман является покровителем.

По своему желанию

Конечно же, нельзя захотеть и сразу стать шаманом. Но по собственному желанию можно приобрести кое-какие знания. Шаман должен постоянно изучать мир.

Как правило, вначале человек получает «безопасные» знания, устанавливает контакт с духами. Взамен не требуется паломничества или каких-либо жертв. Но если человек захочет пройти посвящение в шаманы, то все изменится. И тот, кто справился с сильнейшим шаманским обрядом, больше не будет принадлежать себе. Он обретает ответственность перед духами. Он обязуется оберегать людей от бед, помогать тому, кому нужна помощь.

О роли предка

Каждого шамана сопровождает дух – защитник. Он имеет очень большое значение. Это дух, выбравший себе ученика. Знания передаются тремя способами: во время сна, при болезни, с помощью обряда.

Предок-шаман склоняет ученика к изменению своего образа жизни. Он начинает сопровождать его в пути. Предок приводит избранного к духам. Показывает, как с ними связываться. Настоящим шаманам не нужна слава.

В настоящее время функции шамана включают в себя жрецов и народных лекарей, знатоков древних традиций. Элементы шаманизма применяется в психотерапии. Большую известность приобрели книги о нём. В 2011 году даже организовали выставку, посвященную шаманизму. Для современного человека, увлечение шаманизмом – это способ проявить свою внутреннюю силу.

История шаманства

Шаманство - одно из древнейших традиций связанных с религией. Древние поверья совместно с почитанием духов умерших, духов Природы проходят своими истоками к глубочайшей древности - неолиту. Шаманизм описан в тысячах книг. Многие исследователи шаманства приходят к одному мнению, что большая часть шаманских ритуалов удивительно похожа между собой. Эти ритуалы и практики почти не изменялись за все время существования человечества и остались неизменными и на наши дни.

Исторические места древних шаманов:

Тюрко-язычное шаманство находилось в пределах племен от пустыни Гоби до Байкала. Приемниками которых на нынешний день являются бурято - монгольские шаманы, которые и по сей день славятся своими необыкновенной силы вдохновляющими песнями - заговорами. "Избранной землей" - родиной шаманства считается Центральную и Северную Азию, а сакральным местом - остров Ольхон на озере Байкал, который в силу своей удаленности в центре озера стал последним местом пребывания шаманов из Средней Азии.

На каждом континенте в древних религиях шаманы наделены магическими способностями. Слово "шаман" - происходит от эвенкского слова "саман" - вдохновленный, находящийся в исступленном состоянии человек. В 17веке было принято как общепринятый термин обозначения в мировой литературе. Открытие шаманства произошло в 17 - 18 в.в., позднее его следы были обнаружены по всей планете. Ученый М. Элиаде, долгое время изучавший аспекты шаманства, пишет в своей книге по шаманству что его состредоточие - сибирское и центрально - азиатское местоположение.

Один из основателей американских исследований шаманизма, профессор Майкл Харнер, описывает шаманов, как людей способных передвигать потоки энергии из одной реальности в другую, что люди считают чудом. Профессор работая с техникой шаманов и как показал опыт взаимодействия с этими явлениями, считает что это доступно абсолютно каждому и реально. Шаман может переходить в иное сотстояние своего сознания, где черпает силу и знания, в скрытой от людей реальности, чтобы оказывать помощь людям. Шаман обычно имеет несколько или одного духа - помощника. Шаман - связующее звено между повседневной жизнью и иной реальностью. По мнениею К. Кастанеды -" Шаманы совершают действия которые нет возможности зафиксировать какими- либо техническими приборами, да и вообще обсуждать это находясь в здравом уме. Шаманство - иной способ познания."

Мифология шаманства - возникновение практик произошло с появлением мира, первый шаман - Сын Небесного Отца, сошедший на землю в виде орла и сотворивший первого шамана. Орлиные перья являются одним из повсеместных атрибутов шамана. Нет каких - либо четких книг и писаний как должен вести себя шаман, с подробными описаниями. Наука передается устно от шамана - ученику и так далее. Нет необходимости и в храмах и иных строений для связи с другим миром, именно сам шаман и является этим проводником и главным действующим лицом. У всех шаманов есть вера во множество духов различных стихий и воплощений. Многовековые наблюдения за явлениями природы привели к ряду правил, соблюдая которые человек может жить в полной гармонии с природой, в равновесии с силами и духами. Нести вред пророде и есть основная проблема разлада человека с миром по мнению шаманов, так как у каждого объекта есть Дух и своими действиями человек сталкивается с ними навлекая на себя болезни и нарушения духовного состояния.

Степень посвященности - чтобы стать шаманом человеку необходимо иметь предка шамана и подтверждение его избранности - каких либо необыкновенных отличительных чертах, будь-то родимое пятно, странности в поведении, повышенная духовная чувствительность, лишняя кость в организме и т.д. Стать шаманом по грамоте не представляется возможным. В зависимости от местоположения и народности шаманы имеют от 3 до 9 степеней посвящения, каждое из котопых открывает путь к новым знаниям и способностям.

Шаманские практики - сходны по всему миру, и в основной массе включают применение разнообразных веществ галюциногенного характера, отправление шамана в специальный транс, с песнями, плясками и бессвязным бормотанием, применяют так же бубны и барабаны позволяющие создавать больший ритм и монотонность танца. К веществам применяемым шаманами относятся всевозможные дурманящие травы, грибы, плоды и ягоды. Заклинания духов нельзя записать и произнести с текста, поэтому их следует произносить лишь устно на языке духов. Шаманский обряд не является простой прихотью и обращаться к духам можно лишь при очень большой необходимости. Огонь являющийся уникальным очистителем от злого, тоже служит частью шаманского обряда. Шаманы младшей степени посвящения обычно используют наряды с изображниями животных или духов, но добившись более высоких ступеней, наряд не является непременной необходимостью общения с духами. "Шаманское перемещение " сознания в другую реальность и одновременное нахождение в двух мирах сопровождается сильным изменением мыслительных процессов и характеристик воприятия мира".

Шаманские сны - подчас имеют предсказательный характер, так как во время сна шаман общается с духами или к нему являются духи с какими -либо словами или видениями. Данный сон доступен в принципе каждому человеку, так как с точки зрения ученых, исследующих шаманство - это не человеческое воображение, а иная реальность еще недоступная многим людям на новый уровень мира. Воспоминания сна оказываются четче и конкретней с указанием мельчайших деталей, чего не бывает при обычном сновидении.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: