Сионская горница. Где находится Голгофа и Гроб Господень? Горница тайной вечери

Горница Тайной Вечери она же Сионская горница – место, где совершили Тайную Вечерю. Согласно традициям христианства, которые опираются на книгу Деяний Святых апостолов, эта комната является ко всему и обычным помещением, где находились иерусалимские апостолы, а еще это первая христианская церковь. За приданием на этом месте произошло много значимых событий для верующих христиан. Все они описаны в Новом Завете: некоторые явления Христовы, омовение ног, послания последователям после Воскресения, зачисление Матфея к 12-ти апостолам и другие.

О предании

Тайная вечеря

Молодой человек по имени Ирод, которого после прозвали Великий, встретил человека Менахема. Тот предсказал юноше, что в будущем он сядет на трон Иудеи. Ирод не воспринял всерьез его слова, но после того, как предсказанное сбылось, отдал приказ отыскать ведуна.

Менахем состоял в религиозной общине ессеев, они преследовались властями на протяжении многих лет. И причины на то были достаточно веские. Ессеи несли свой Новый Завет, отрекались от большинства традиций Иудеи и не ходили на жертвоприношения в Храме. Большая часть общины ессеев скрывалась в Кумране, на берегу Мертвого моря.

Ирод не просто одарил Менахема, но и позволил его секте обосноваться под горой Сион в Иерусалиме.

В некоторых записях упоминается о вратах Иерусалима, или же ворота Ессеев, они вероятнее всего и вели именно к поселению членов ессейской общины. После многочисленных раскопок, некоторые ученые стали утверждать, что в этом квартале и проводили Тайную Вечерю.

В Евангелие от Луки написаны строчки, в них указано: чтобы попасть в секретный зал, где Христос со своими апостолами будет проводить пасхальную трапезу, следует проследовать за мужчиной. Тот будет идти с кувшином, наполненным водой, и укажет правильный путь. Раньше не принимали во внимание такую деталь, как мужчина несущий наполненный кувшин. Хотя это очень важно. В то время воду приносили только женщины, представители сильного пола этим не занимались, поскольку это не входило в их обязанности. Следует сделать вывод, что в здании, которое было назначено местом пасхальной трапезы, совсем не было женщин. В Иудеи каждый здоровый мужчина обязан был иметь семью. Только ессеи давали обед безбрачия. Отсюда и теория: собрание состоялось в домике одного из ессеев, он почитал Новый Завет Иисуса. Так, поэтому Сионская гора и считается точкой Тайной Вечери.

Еще одна святыня, что подтверждает подлинность тайной горницы – Давидова царская могила. За верованиями иудеев ее почитают с XIII века.

Сегодня горница представляет собой комнату на втором этаже здания, которое сохранилось еще со времен крестоносцев.

Важно! Многие паломники, послушав недалеких гидов, считают, что эта комната и есть тем самым местом, где Иисус встречался со своими учениками. Но сегодняшний представлений зал не является древней комнатой. Город был разрушен римлянами, так и таинственный зал похоронен под развалинами.

Для соблюдения традиций чтится сама Сионская гора, здесь и произошло это значимое действие около 2000 лет назад, перевернувшее человеческую историю.

Здание горницы

Горница тайной вечери

Постройка располагается на вершине горы Сион, за стенами Старого города. За многие годы она неоднократно разрушалась и перестраивалась.

Св. Елена в IV века здесь расстроила небольшую церквушку. По записям она состояла из 80 колон, которые держали потолок из дерева. С потолка свисал терновый венец Спасителя. Эта базилика была построена рядом с горницей, примыкала к ней. Здесь располагался древний алтарь. Позже церковь разрушили персы, но ее восстанавливали не один раз. Также при базилике обустроили монастырь сионистов. В начале XII века церковь вновь разрушили, на этот раз мусульмане. После этого ее не восстанавливали, целым осталось только здание горницы в два этажа.

Сицилийский король Роберт Анжуйский взялся за восстановление горницы, после того как перекупил всю территорию вместе с руинами у Дамасского султана. Он и отдал всю постройку францисканским монахам.

Будучи имуществом ордена католиков, церковь была перестроена в мечеть. Все связанно с захороненным здесь царем Давидом. Сверху установили михраб, который, до сих пор уцелел.

Сегодняшнее здание построили францисканцы в XIV веке. Помещение имеет два этажа. Верхний был реставрирован в готическом стиле, чтобы отразить близость к первичному виду комнаты. На нижнем этаже расположена синагога, где собственно и находится гробница Давидова. Сионская горница сегодня не является ничьим владением. Ею опекается израильское правительство. Каждый желающий может посетить ее абсолютно бесплатно.

С 2014 года власти Израиля позволили молиться в горнице, но только шепотом.

По лестнице в горницу

На втором этаже просторная комната, в стилистике ранней готики. Здесь вы не найдете распятий или икон и изображениями святых. На византийское происхождение указывают колонны, которые расположены в самом центре. Возле выхода расположена маленькая арка и колонна из мрамора. Особенно впечатляюще смотрится барельеф на капители. На нем изображены пеликаны, два из них раздирают грудью третьего. Это замечательный образец символики времен крестоносцев – искупление возможно лишь через жертву.

Здесь также сохранились настенные надписи, подтверждающие, что когда-то это место было мечетью.

Горница Тайной Вечери в Иерусалиме на латыни пишется как Coenaculum, что переводится«верхняя комната в римском доме». Это название можно увидеть, посещая священные места на горе Сион.

Св. Иероним ввел это название, он же и перевел на латинский язык два завета. Жил он еще во времена византийцев на Святой Земле. И считается, что он был достаточно осведомлен о месте Тайной Вечери. Так, например, именно он обозначил, что дом, где Иисус собирался с апостолами, состоял из двух этажей. Именно в его честь в наше время и существует день переводчика. Также в Вифлееме находится его келья, которой можно поклониться, будучи в Храме Рождества.

Израиль. Иерусалим. Дормиицон. Горница Тайной Вечери....

Место это находится на вершине горы Сион, уже за стенами Старого Города, около Сионских ворот. Сейчас там аббатства Дормицион. Архитектура церкви сочетает элементы византийского и современного мусульманского стиля. (Эта фотография, простите, не моя, но дает общее представление. Извините.)
Считается, что именно в этой Горнице на горе Сион апостолы устроили Иисусу Христу праздничную трапезу - Пасхальную вечерю, которая известна под названием Тайной вечери.

Евангелия от Луки (22:10-12):
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)
Где могли находиться ворота, через которые ученики вошли в город? Скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны.

Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Из города через эти ворота можно было спуститься в мусорный овраг, называемый Бен Гей-Енном. Там в древности стояли капища языческих богов и приносились человеческие жертвы. Народ прозвал это место адом, присподней. «Гей-Енном» по-русски звучит как «Геена огненная».
Через те же ворота, по дну этого оврага поздней ночью Иисус с учениками направится на восток, и, обогнув городские стены в самой нижней части Иерусалима, там, где находился превращенный царем Иродом в городскую купальню Силоамский бассейн, по ущелью Кидрона поднимется вверх, к подножию Елионской горы...

В те времена кувшины с водой носили не мужчины, а женщины. Мужчина с кувшином – это нечто из ряда вон выходящее. Значит, в доме, где Иисус наметил провести пасхальную трапезу, не было женщин! Такого не могло быть в древней Иудеи, где закон обязывал всех здоровых мужчин обзаводиться семьей. Единственными, кто давал обет безбрачия, были в те времена только ессеи. А рядом с воротами, которые вели в их квартал, проходил акведук, подводящий воду к городским бассейнам.

Там, по преданию, находился дом апостола Иоанна Богослова, где провела свои последние дни в этом мире Богородица. Сейчас там находится Монастырь Успения Богородицы. Дормицион – современное название храма – означает Успение.

Исторически сложилось, что здание это принадлежит трем религиям. Первый этаж иудаизму, второй христианству, третий исламу.

Во дворе храма скульптура царя Давида, подаренная Россией.

Поскольку иудеи не приемлют изображений, то местные иудейские "гопники" периодически памятник, что называется, оскверняют. То яйцами забросают, то краской. И надписи на иврите рисуют. Струны из псалтыри повыдирали.

Нам повезло, мы застали памятник в «почти» полном здравии. Немного был поврежден нос, но на этой фотографии не видно, поскольку надо зайти слева, чтобы увидеть.

Памятник поставлен недалеко от гробницы царя Давида прямо у стен, Храма Успения Пресвятой Богородицы.

По традиции считается, как уже сказано, что могила Давида находится здесь. Хотя аутентичность могилы не доказана, возможно, Давид был похоронен в долине Кедрона, там же, где и все владыки Израиля. Споры о местонахождении могилы ведутся до сих пор.
В храме над алтарем – Богоматерь Царица Небесная, на руках которой Иисус во всём Своём величии и славе.

Под основным залом церкви находится крипта со статуей, лежащей на смертном ложе Марии.
В крипте церкви – уснувшая Богородица, работа из вишневого дерева начала 20 века.

Горница Тайной Вечери
Здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида в XII веке крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом.
Сегодняшняя "Горница Тайной Вечери" – это зала на втором этаже в здании, сохранившемся со времен крестоносцев. Наивные паломники с подачи недобросовестных гидов порой принимают ее за комнату, где Иисус "возлег с двенадцатью учениками". Только зала эта не имеет ничего общего с той древней комнатой в ессейском доме, которая давно погребена под руинами разрушенного римлянами города.

Для традиции важно само место – Сионская гора, где две тысячи лет назад произошло событие, изменившее всю историю человечества...
Это просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики.

Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.

Сионскую горницу нередко именуют «Матерью всех церквей», поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии, и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики, и преемники совершали Божественную литургию.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». (Мф. 26:20–29).
По сути своей, это и есть часть Нового Завета: вместо тела животного человек должен съесть хлеб, символ последней искупительной жертвы Иисуса.
Иными словами, Иисус приносит себя в жертву за грехи всего человечества, и тем самым как-бы отменяет прошлый храмовый ритуал жертвоприношения. Отныне верующие в Него не проливают кровь, а пьют вино, символизирующее эту жертвенную кровь.

Здесь, на Тайной Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27).
На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф. 26:20–29)
и отречение Петра.
Он [Пётр] отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).
В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: «Это Мое тело и Моя кровь». На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: «Это Я». Когда говорится «плоть и кровь», это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: «Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть».
И дальше Он прибавил: «Это творите в Мое воспоминание». В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с нами.
Когда мы поднимаем чашу и хлеб на престоле в Церкви, это значит, что Христос приходит вновь и снова наступает ночь Тайной Вечери. Он соединяет нас между собой и соединяет с Самим Собой. Таинство трапезы - это таинство единства с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».
В Горнице Тайной Вечери Иисус Христос совершил с апостолами первую евхаристию (таинство причащения) - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего.
Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.

В это же Горнице Тайной Вечери семью неделями спустя на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу, и с этого момента апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.
Турки в 16 веке превращают это место в мечеть, о чем свидетельствуют надписи, посвященные мусульманскому пророку Дауду (библейскому Давиду) и Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим. От мечети остались - михраб - ниша, указывающая направление Мекки.

Напротив арки внутри такая же на улице.

Горница Тайной Вечери, или Сионская Горница, находилась на горе Сион, недалеко от дома первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса: «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить» (Матф.26:3,4)



Двор Сионской Горницы

Ныне существующее здание, носящее название Сионской Горницы, построено крестоносцами в XII веке. Ранее на этом месте была церковь, возведенная св. равноапостольной Еленой в IV веке, впоследствии разрушенная. До XVI в. Сионская Горница находилась во владении францисканцев, затем был превращен в мечеть. В горнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. На нижнем этаже находится синагога и «Гробница царя Давида».



Сионская Горница находится во втором этаже здания

«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)



Здесь, в Сионской Горнице, впервые совершилось таинство Евхаристии (Лк. 22:14-20). Здесь же апостолы оплакивали смерть Иисуса Христа. Сюда Он явился им после Своего Воскресения (Ин. 20:19-23, 26-28). Здесь вместо предателя Иуды в число двенадцати апостолов был избран апостол Матфей (Деян. 1:26). В горнице апостолы пребывали в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4), и здесь же, вероятно, состоялось избрание семи диаконов.



Дорога из Сионской Горницы в Гефсиманию

После установления таинства Евхаристии, по свидетельству евангелистов, Господь в учениками «воспев, пошли на гору Елеонскую». (Матф.26:30) Путь пролегал через Иосафатову долину, где с давних пор было множество могил; в том числе «Столп Авессалома», памятник, построенный мятежным сыном царя Давида еще при жизни. По сей день в долине потока Кедрон находятся самые дорогие в мире еврейское и мусульманское кладбище, т.к. считается, что именно здесь произойдет всеобщее воскресение, и похороненные здесь воскреснут первыми.



У стен города с этой стороны сохранились миквы - колодцы для ритуального омовения, которое иудеи совершали перед тем, как войти в Храм

По дороге продолжалась прощальная беседа Христа с учениками. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает, что «Господь ведет беседу о себе, как виноградной лозе. По дороге же к Елеонской горе и на ее склонах как раз было много виноградников, глядя на которые Господь и употребил этот наглядный и живой образ».


Мусульманское селение на склоне Иосафатовой (Кедронской) долины




«Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». (Иоан.18:1)



Дорога в Гефсиманский сад



Золотые ворота Иерусалима. Вид от подножия Елеонской горы

Название Гефсиманского сада означает масличные прессы. В этих местах найдено множество масличных прессов эпохи Второго Храма; здесь была огромная промышленная зона Иерусалима по производству масла. По склонам Масличной, или Елеонской горы по сей день растут многочисленные оливковые деревья. 8 древнейших олив бережно сохраняются в ограде франсисканского храма Всех Наций, построенного в 1919-1924 годах архитектором Антонио Бартолуцци.



Внутри храма царит тишина и полумрак, входя туда, человек погружается в сумрак Гефсиманийской ночи. На полу перед алтарем - кованый терновый венец, опоясывающий скалу, на которой, как полагают, и происходило Моление о Чаше.



Своды покрыты мозаикой, изображающей переплетающиеся оливы и Чашу. В ветвях олив - гербы стран, давших деньги на строительство храма Всей Наций


Камень Моления о Чаше

«И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?»
(Лк.22:44-48)


Дом на горе Сион , недалеко от дома первосвященника Каиафы , где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса Христа (Мф. 26, 3 -4)

В Сионской горнице Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (Лк. 22, 7 и далее). Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы , видимым образом сошел Святой Дух (Деян. 2, 1 -4). Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь , апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию . Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием "Святой Сион", по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

В году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась.

В начале XIII века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже горницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам "в вечное" пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида , почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб сохраняющийся и поныне.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

В году министр внутренних дел Израиля Авраам Пораз заявил, что контроль над Сионской горницей может быть передан какой-либо из христианских общин Святой Земли, если сами эти общины придут к соглашению о том, под опеку какой из них перейдет это святое место. Переговоры вела официальная делегация Ватикана, предлагая взамен передать еврейской общине Толедо (Испания) древнюю синагогу.

Здесь родилась Новозаветная Церковь. Здесь Спаситель на Тайной Вечере установил Таинство Причащения, здесь на апостолов сошел Дух Святой и была произнесена первая апостольская проповедь.

Две обители – два полюса

Когда-то в этом районе Иерусалима, находящемся вне стен Старого города, жили первосвященники, кипела жизнь. Строить жилища на вершине Сионской горы, откуда открывался прекрасный вид на окрестности, могли лишь богатые люди. Кто был хозяином дома, который, рискуя навлечь на себя беду, в дни гонений на Спасителя предоставил Ему и Его ученикам кров, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это был состоятельный человек, близкий кому-либо из апостолов или даже Учителю.

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной – сюда не доносился шум городских улиц. Помещение делилось на две части: ближайшая от входа стала местом Тайной Вечери, а в соседней совершилось Сошествие Святого Духа.

В тот день, когда Учитель собрал учеников, чтобы разделить с ними свою последнюю трапезу, в доме иудейского первосвященника Каиафы обсуждался план захвата и казни Спасителя. Примечательно, что жилище Каиафы было всего в нескольких минутах ходьбы от Сионской горницы – обитель добра и обитель зла оказались совсем рядом. Так и в нашей жизни: грех и добродетель нередко соседствуют друг с другом.

Избрание Матфия

В своей прощальной беседе с учениками Господь, желая их ободрить, говорит: «Я умолю Отца и Он даст Вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, Духа Истины… Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам » (Мф. 14, 16-17, 26). Спаситель пожелал, чтобы после Его смерти и Воскресения апостолы не расходились по домам, а вернулись все вместе в Иерусалим и готовились к принятию Святого Духа. Прибежище учеников Христа – Сионская горница – вновь собрала под своим кровом апостолов. Но на этот раз их было только одиннадцать – Иуда, раскаявшись в содеянном, лишил себя жизни.

Собрания учеников
после Вознесения Христа

Кто займет его место? Таким человеком должен быть тот, кто долго находился рядом с Христом и был свидетелем Его Воскресения. Наиболее подходящими кандидатурами признаны двое: Иосиф – сын Варсавы, прозванный Иустом, и Матфий. Но имя более достойного апостолы назвать не решаются – они хотят знать волю Спасителя. Тогда, помолившись, бросили жребий. Он указал на Матфия, который и стал двенадцатым апостолом.

Сошествие Святого Духа

На пятидесятый день после Воскресения Спасителя в Сионской горнице на молитвенное собрание собралось около 120 человек. Здесь были апостолы и другие ученики Христа, жены-мироносицы и Сама Матерь Божья. Все ждали явления Духа Святого, но как именно это произойдет, никто не знал. Был третий час дня по местному времени. Вдруг послышался шум, как будто от сильного ветра, и заполнил собою весь дом. Вслед за этим знамением с неба сошли огненные языки – ровно двенадцать по числу апостолов – и остановились над каждым из них. У Божественного огня было необычное свойство: он ярко светил, но совершенно не жег. Так, на избранных учеников Христа, по слову Божьему, сошел Дух Святой.

Он даровал апостолам ни с чем не сравнимую радость, небывалый прилив сил и воодушевление. Они тут же стали благодарить и громко славить Господа. При этом оказалось, что апостолы – в большинстве своем малограмотные рыбаки – вдруг заговорили на разных языках и наречиях, обрели дар красноречия и убеждения. Небесный огонь с новой силой зажег в их сердцах огонь веры. После крещения Святым Духом апостолы преисполнились уверенности в своей правоте, стали мужественными и бесстрашными, а ведь еще вчера это были необразованные и робкие люди.

Первая проповедь

По случаю иудейского праздника Пятидесятницы в Иерусалим пришло много евреев из разных стран. Сильный и непонятный шум на вершине Сионской горы привлек внимание огромной толпы – все хотели знать, что происходит. Иудеи обступили дом, где собрались ученики Христа. И тогда апостолы поднялись на крышу Сионской горницы и стали славить Господа на разных языках. «Не все ли они галилеяне? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» – шумела толпа.

Апостол Петр, воодушевленный происшедшими событиями, вышел вперед и произнес первую апостольскую проповедь. Она была простой и краткой, но так как устами Петра говорил Дух Святой, слова его проникали в самые огрубевшие сердца. Многие из уверовавших по слову апостола тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились, так что к вечеру число последователей Христа возросло до 3000 человек.

Пятидесятница стала днем рождения Христианской Церкви и днем памяти о величайшем событии, когда Дух Святой открыто явил Себя как Третье лицо Триединого Бога. Вот почему мы называем этот праздник Троицей.

Апостольский путь

В переводе с греческого слово «апостол» означает «посол, посланник». Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям истину, избранные ученики Христа стали послами Христианской Церкви в самых дальних уголках земли. Но прежде чем разойтись, апостолы бросили жребий, кому куда идти. Петру выпал жребий проповедовать веру Христову в Риме, Матфею – в Палестине и Италии. Фоме досталась Индия, Варфоломею – Армения, а Иакову Алфееву – Южная Палестина и Египет. Любимый ученик Христа Иоанн пророчествовал в Малой Азии – Эфесе и Патмосе, Симон – в Ливии и Абхазии, а Иуда Фаддей в Персии. Филипп проложил путь в далекую Скифию. А вот апостол Андрей дошел до тех мест, откуда началась Киевская Русь, поэтому и почитается он на нашей земле особо. Единственным из всех апостолов, кто остался в городе, был Иаков Зеведеев. Он стал главой Иерусалимской Церкви и без малого тридцать лет укреплял в христианской вере не только жителей Иерусалима, но и всей Палестины.

Тропарь праздника святой Троицы. Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

…Всюду, где прошел апостольский путь, появлялись христианские общины. Несмотря на страшные гонения, Церковь Христова только росла и укреплялась с каждым годом – ведь в ней пребывал Дух Святой. Церковь была и будет непобежденной «вратами ада», как обещал Господь, до самого конца мира. Ей уже более двух тысяч лет, а начиналась она с маленькой горстки людей, собравшихся однажды в доме на горе Сион.

Сейчас это удивительное место почти всегда безмолвно, оно лежит вне туристических маршрутов, но если вам придется побывать в Иерусалиме, непременно поднимитесь на гору Сион, зайдите в ту самую горницу, которая стала матерью всех христианских Церквей.

Важно, чтобы как можно больше паломников посещало Святую Землю, ибо паломничество – это духовный заряд для человека. Прикосновение к святыням многим людям дает укрепление веры, а зачастую – и переосмысление жизни, изменение чувств. Святая Земля оказывает огромное духовное влияние.
Святейший Патриарх Кирилл

Подготовила Людмила Николаева



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: