Ситуация печальная - пресс-секретарь патриарха о бунте священников в рт. Пресс-секретарь патриарха Кирилла о «Матильде» и диалоге с обществом

Священномученики Александр Волков и Дмитрий Чистосердов

В ян-ва-ре 1919 го-да, на вто-рой день Рож-де-ства Хри-сто-ва, в празд-ник со-бо-ра Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, по рас-по-ря-же-нию вла-стей Эст-лянд-ской Тру-до-вой Ком-му-ны в Нарве бы-ли рас-стре-ля-ны два свя-щен-ни-ка: про-то-и-е-рей Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов и иерей Алек-сандр Вол-ков. Оба пас-ты-ря, пле-чом к пле-чу при-няв-шие свою смерть, вме-сте нес-ли свою служ-бу, име-ли сход-ные ве-хи в сво-их био-гра-фи-ях. Они слу-жи-ли в со-сед-них хра-мах го-ро-да Нар-вы на иван-го-род-ской сто-роне. Отец Алек-сандр — в Успен-ской церк-ви в кре-по-сти, а отец Ди-мит-рий — в Зна-мен-ской церк-ви у Пе-тер-бург-ско-го трак-та.
Иерей Алек-сандр Вол-ков ро-дил-ся в Нарве в 1873 го-ду, в се-мье свя-щен-ни-ка. Отец его, Пав-лин Алек-се-е-вич Вол-ков, был про-то-и-е-ре-ем и на-сто-я-те-лем Нарв-ской Иван-го-род-ской Успен-ской церк-ви. По-чти пол-ве-ка (47 лет) про-слу-жил он в при-хо-де Успен-ской церк-ви. Ав-тор некро-ло-га пи-сал об от-це Пав-лине: «он поль-зо-вал-ся ред-кой лю-бо-вью при-хо-жан, сре-ди ко-то-рых бы-ли не толь-ко жи-те-ли Нар-вы, но и окрест-ных де-ре-вень». Вы-рас-тив сы-на, иван-го-род-ский на-сто-я-тель от-дал его в Санкт-Пе-тер-бург-скую се-ми-на-рию, ко-то-рую Алек-сандр окон-чил в 1893 го-ду по пер-во-му раз-ря-ду.
По окон-ча-нии кур-са се-ми-на-рии два-дца-ти-лет-ний Алек-сандр Вол-ков был на-прав-лен учи-те-лем в Мер-рекюль-скую цер-ков-но-при-ход-скую шко-лу. Мер-рекюль — дач-ная мест-ность в окрест-но-стях из-вест-но-го лет-не-го ку-рор-та Усть-На-ро-вы, ле-жа-ще-го на бе-ре-гу Фин-ско-го за-ли-ва. Нарв-ское взмо-рье поль-зо-ва-лось по-пуляр-но-стью у на-рви-тян и пе-тер-бурж-цев, и в 1890-х го-дах здесь был воз-ве-ден де-ре-вян-ный храм во имя Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри, слу-жив-ший пре-иму-ще-ствен-но в лет-нее вре-мя при-ез-жав-шим сю-да дач-ни-кам.
Через три го-да мо-ло-дой учи-тель по-да-ет про-ше-ние о пе-ре-во-де в Алек-сан-дро-Нев-ское Ду-хов-ное учи-ли-ще, в ко-то-ром ему пред-сто-ит тру-дить-ся на про-тя-же-нии 10 лет, вплоть до сво-е-го отъ-ез-да в Нарву. Здесь он сме-нил несколь-ко долж-но-стей, и эта раз-но-сто-рон-няя де-я-тель-ность бы-ла его даль-ней-шей под-го-тов-кой к пас-тыр-ско-му слу-же-нию. В учи-ли-ще он ис-пол-нял обя-зан-но-сти над-зи-ра-те-ля за вос-пи-тан-ни-ка-ми, пре-по-да-ва-те-ля рус-ско-го язы-ка и свя-щен-ной ис-то-рии, а так-же обя-зан-но-сти эко-но-ма. 6 но-яб-ря 1901 го-да епи-скоп Гдов-ский Кон-стан-тин (Булы-чев) ру-ко-по-ло-жил Алек-сандра Вол-ко-ва в сан диа-ко-на.
Со-слу-жив-цы по учи-ли-щу от-ме-ча-ют, что во всех долж-но-стях диа-кон Алек-сандр Пав-ли-но-вич Вол-ков от-ли-чал-ся ак-ку-рат-но-стью, усер-ди-ем, тру-до-лю-би-ем и ста-ра-тель-но-стью, де-я-тель-ность его все-гда со-про-вож-да-лась успе-ха-ми. В 1904 го-ду за усерд-ную служ-бу был на-граж-ден ор-де-ном свя-той Ан-ны III сте-пе-ни.
6 но-яб-ря 1904 го-да отец Алек-сандр был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка прео-свя-щен-ным Ки-рил-лом (Смир-но-вым), епи-ско-пом Гдов-ским, ви-ка-ри-ем Санкт-Пе-тер-бург-ско-го мит-ро-по-ли-та.
три го-да отец Алек-сандр слу-жит в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Он пре-по-да-ет в Алек-сан-дро-Нев-ском Ду-хов-ном учи-ли-ще и слу-жит свя-щен-ни-ком в церк-ви пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го при Гро-мов-ском при-юте.
В 1907 го-ду про-изо-шли се-рьез-ные пе-ре-ме-ны в жиз-ни от-ца Алек-сандра. 27 сен-тяб-ря в воз-расте 71 го-да уво-лил-ся на по-кой его отец, про-то-и-е-рей Пав-лин Алек-се-е-вич Вол-ков. В свя-зи с ухо-дом за штат сво-е-го от-ца иерей Алек-сандр в 1907 го-ду был опре-де-лен на ва-кан-сию к Успен-ской Нарв-ской Иван-го-род-ской церк-ви. Этот храм был по-стро-ен в 1507-1509 го-дах, несколь-ко раз пе-ре-стра-и-вал-ся, но в на-сто-я-щее вре-мя вос-ста-нов-лен в пер-во-на-чаль-ном ви-де. Ко-гда-то эта цер-ковь яв-ля-лась ча-стью так на-зы-ва-е-мо-го Боль-шо-го Бо-яр-ше-го го-ро-да, раз-ме-щав-ше-го-ся за креп-ки-ми сте-на-ми Иван-го-род-ской кре-по-сти. В по-сле-пет-ров-ское вре-мя она пре-вра-ти-лась в при-ход-ской храм Нар-вы. Бо-лее пол-сто-ле-тия — 59 лет — свя-щен-ни-че-ский род Вол-ко-вых со-вер-шал свое слу-же-ние Бо-гу и лю-дям в од-ном из древ-ней-ших при-хо-дов Санкт-Пе-тер-бург-ской епар-хии.
Сво-бод-ное от слу-же-ния вре-мя иван-го-род-ский на-сто-я-тель по-свя-щал пре-по-да-ва-нию За-ко-на Бо-жия. В те го-ды пас-ты-ри не огра-ни-чи-ва-ли свою де-я-тель-ность от-прав-ле-ни-ем бо-го-слу-же-ния и тре-бо-ис-пол-не-ни-ем. Боль-шая часть вре-ме-ни ухо-ди-ла на ка-те-хи-зи-че-ское и мис-си-о-нер-ское слу-же-ние Церк-ви. По-это-му на-вы-ки, по-лу-чен-ные в Ду-хов-ном учи-ли-ще, весь-ма при-го-ди-лись от-цу Алек-сан-дру на но-вом ме-сте слу-же-ния. В Нарве в на-ча-ле два-дца-то-го сто-ле-тия не бы-ло недо-стат-ка в учеб-ных за-ве-де-ни-ях. Несмот-ря на су-ще-ство-ва-ние несколь-ких при-хо-дов в го-ро-де и на нема-лое ко-ли-че-ство пас-ты-рей-пе-да-го-гов, отец Алек-сандр со-сто-ял за-ко-но-учи-те-лем сра-зу трех учеб-ных за-ве-де-ний: он пре-по-да-вал в Пер-вом жен-ском нарв-ском учи-ли-ще, в шко-ле при нарв-ском До-ме тру-до-лю-бия и в нарв-ской Ком-мер-че-ской шко-ле. Та-ким об-ра-зом, учи-тель-ская де-я-тель-ность от-ца Алек-сандра име-ла ши-ро-кий диа-па-зон и охва-ты-ва-ла де-тей са-мых раз-лич-ных сло-ев на-се-ле-ния го-ро-да Нар-вы.
Та-кой же — ис-пол-нен-ной тру-дов на бла-го Церк-ви — бы-ла жизнь и дру-го-го нарв-ско-го пас-ты-ря от-ца Ди-мит-рия Чи-сто-сер-до-ва , слу-жив-ше-го по со-сед-ству с от-цом Алек-сан-дром Вол-ко-вым. Слу-жил он в при-хо-де Зна-мен-ско-го Иван-го-род-ско-го хра-ма, вы-стро-ен-но-го в 1750 го-ду и имев-ше-го три при-де-ла: ико-ны Бо-го-ма-те-ри "Зна-ме-ние", св. про-ро-ка Илии и Кре-сто-воз-дви-жен-ский. Про-то-и-е-рей Ди-мит-рий был уро-жен-цем Санкт-Пе-тер-бург-ской гу-бер-нии, ро-дил-ся он 14 ок-тяб-ря 1861 го-да в се-мье диа-ко-на. Окон-чив Пе-тер-бург-скую се-ми-на-рию по пер-во-му раз-ря-ду в 1882 го-ду, вы-пуск-ник Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов, как и отец Алек-сандр, пер-вое вре-мя тру-дил-ся в Алек-сан-дро-Нев-ском учи-ли-ще в ка-че-стве ком-нат-но-го над-зи-ра-те-ля. В 1889 го-ду 3 фев-ра-ля он был опре-де-лен и ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка к Зна-мен-ской церк-ви Иван-го-ро-да, в ко-то-рой он про-слу-жил на-сто-я-те-лем 30 лет, вплоть до сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны. Отец Ди-мит-рий за-ни-мал мно-гие ру-ко-во-дя-щие по-сты в цер-ков-ной жиз-ни епар-хии. Он яв-лял-ся бла-го-чин-ным од-новре-мен-но двух окру-гов: церк-вей го-ро-да Нар-вы и 1 окру-га Ям-бург-ско-го уез-да. По-ми-мо это-го про-то-и-е-рей Ди-мит-рий был пред-се-да-те-лем Ям-бург-ско-го от-де-ле-ния епар-хи-аль-но-го учи-лищ-но-го со-ве-та и уезд-ным над-зи-ра-те-лем цер-ков-но-при-ход-ских школ. Несмот-ря на за-гру-жен-ность, он не остав-лял и школь-но-го де-ла, пре-по-да-вая За-кон Бо-жий в трех шко-лах: в шко-ле при сво-ем при-хо-де, в Нарв-ском муж-ском учи-ли-ще и в Нарв-ском при-юте П. Ор-ло-ва. Об ува-же-нии окру-жа-ю-щих к от-цу Ди-мит-рию мож-но су-дить по про-чув-ство-ван-но-му сло-ву, про-из-не-сен-но-му про-то-и-е-ре-ем Иоан-ном Ко-чу-ро-вым в день два-дца-ти-пя-ти-ле-тия слу-же-ния от-ца Ди-мит-рия, в ко-то-ром отец Иоанн оха-рак-те-ри-зо-вал юби-ля-ра как рев-ност-но-го, неуто-ми-мо-го пас-ты-ря Церк-ви и на-са-ди-те-ля про-све-ще-ния сре-ди на-се-ле-ния При-на-ров-ско-го края. Ав-то-ри-тет его был столь ве-лик, что да-же в 1917 го-ду, ко-гда на-се-ле-ние и мно-гие при-хо-жане бы-ли ре-во-лю-ци-о-ни-зи-ро-ва-ны и ко-гда ду-хо-вен-ство вез-де от-стра-ня-лось от управ-ле-ния при-хо-да-ми и брат-ства-ми, он на об-щем со-бра-нии при-хо-дов го-ро-да был из-бран чле-ном со-ве-та нарв-ско-го от-де-ле-ния Брат-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Ни один свя-щен-ник Нар-вы и Иван-го-ро-да, за ис-клю-че-ни-ем про-то-и-е-рея Ди-мит-рия Чи-сто-сер-до-ва, не во-шел в со-став со-ве-та Брат-ства.
Ок-тябрь-ский пе-ре-во-рот 1917 го-да со вре-ме-нем дал знать о се-бе и в Нарве. В но-яб-ре немец-кая во-ен-ная власть, утвер-див-ша-я-ся в Эст-лян-дии в хо-де Пер-вой ми-ро-вой вой-ны, сме-ни-лась дик-та-ту-рой боль-ше-ви-ков. Со-вер-шив на-силь-ствен-ный за-хват вла-сти и объ-явив Эс-то-нию Тру-до-вой Ком-му-ной, пред-ста-ви-те-ли но-во-го ре-жи-ма пер-вым де-лом взя-лись за очи-ще-ние стра-ны от "ре-ли-ги-оз-но-го дур-ма-на". 10 де-каб-ря 1918 го-да Со-вет Эст-лянд-ской Тру-до-вой Ком-му-ны из-дал де-крет о вы-се-ле-нии из стра-ны всех лиц ду-хов-но-го зва-ния, как рас-про-стра-ни-те-лей лож-но-го уче-ния. Через два дня вы-шло но-вое по-ста-нов-ле-ние, за-пре-щав-шее со-вер-ше-ние бо-го-слу-же-ний. А 30 де-каб-ря Управ-ле-ние внут-рен-них дел пе-ре-да-ло все куль-то-вые зда-ния в рас-по-ря-же-ние мест-ных ис-пол-ни-тель-ных ко-ми-те-тов. Фак-ти-че-ски эти де-кре-ты пре-сле-до-ва-ли цель пол-но-го уни-что-же-ния Церк-ви в пре-де-лах Эс-то-нии. На ос-но-ва-нии этих ука-зов все нарв-ское ду-хо-вен-ство бы-ло аре-сто-ва-но. Свя-щен-ни-кам бы-ло вы-да-но пред-пи-са-ние — по-ки-нуть стра-ну в те-че-ние 24 ча-сов. Не бы-ли де-пор-ти-ро-ва-ны толь-ко трое из них: отец Алек-сандр Вол-ков, отец Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов — они бы-ли рас-стре-ля-ны — и отец Вла-ди-мир Бе-жа-ниц-кий, свя-щен-ник Нарв-ской Крен-гольм-ской Вос-кре-сен-ской церк-ви, ко-то-ро-го под-верг-ли из-де-ва-тель-ствам.
Ни-ка-ко-го рас-сле-до-ва-ния по де-лам вы-сы-ла-е-мых и рас-стре-ли-ва-е-мых не про-во-ди-лось, спис-ки со-став-ля-лись за-ра-нее. Бы-ло до-ста-точ-но ре-зо-лю-ции пред-се-да-те-ля нарв-ской ко-мис-сии по борь-бе с контр-ре-во-лю-ци-ей Ос-ка-ра Эл-ле-ка для то-го, чтобы че-ло-век был рас-стре-лян.
Иерей Алек-сандр Вол-ков и про-то-и-е-рей Ди-мит-рий Чи-сто-сер-дов бы-ли рас-стре-ля-ны как чер-но-со-тен-цы, хо-тя в по-ли-ти-че-ской де-я-тель-но-сти они за-ме-ша-ны не бы-ли. Но как пас-ты-ри они, ве-ро-ят-но, не мог-ли не го-во-рить пастве о сво-их взгля-дах и убеж-де-ни-ях в то тра-ги-че-ское вре-мя. Толь-ко за это — за ис-крен-ность и пас-тыр-ское пря-мо-ду-шие, за вер-ность взрас-тив-шей их Ро-дине и Церк-ви — они бы-ли при-го-во-ре-ны к рас-стре-лу. На вто-рой день Рож-де-ства Хри-сто-ва, в празд-ник со-бо-ра Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, 8 ян-ва-ря 1919 го-да их вы-ве-ли за пре-де-лы го-ро-да и пре-да-ли му-че-ни-че-ской смер-ти.

Человек, вступающий на путь священства, соглашается с рядом ограничений, которые всегда будут присутствовать в его жизни. Об этом в эксклюзивном интервью RT рассказал пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков. В беседе с корреспондентом телеканала он прокомментировал критику фильма «Матильда», подчеркнув, что церковь не должна давать оценку культурным явлениям, однако, по его мнению, кинолента может задеть за живое очень многих людей.

- Спасибо огромное, что уделили нам время. Сразу же приведём ваши слова: «Таинственная и загадочная история, в которой нет никаких тайн, загадок и проблем». Это относится к последней поездке президента Владимира Путина на Валаам. Почему она стала такой сенсационной?

Всё то, что попадает в объективы камер, к сожалению, нуждается в комментировании и объяснении. Хотя зачастую какие-то случайные кадры и секундные движения людей не заслуживают даже минимального внимания по сравнению с теми важными вещами, ради которых совершаются в том числе и такого рода поездки.

Президент приехал на Валаам с какими-то своими обстоятельствами. Разумеется, часть его программы была публичной, а часть - закрытой, непубличной. Он, как и любой человек, имеет на это право. Тем более что он приезжает на Валаам ежегодно. И, помимо открытой части, у него есть личная программа пребывания на Валааме. И любой нормальный человек может дать ему право на частную жизнь. Эта история с красной коробкой тоже была частью того, что находилось за рамками публичности. В этой коробке находилась икона, и эта икона затем, насколько я понимаю, предназначалась для личного пользования президента.

- Мы не можем узнать, что это за икона?

За подробностями стоит обращаться не ко мне, поскольку это не составляющая патриаршего пребывания на Валааме. Ещё раз повторю, что мы все должны деликатно и с пониманием подходить к каким-то составляющим непубличной жизни президента. Понятно, что степень его публичности зашкаливает. Иногда любому человеку нужно побыть одному и за пределами видимости телекамер. Давайте относиться с уважением к его частной жизни.

- Президент уделяет много внимания Валааму. А другие известные личности посещают Валаам?

Действительно, президент каждый год посещает Валаамскую обитель, здесь он останавливается на несколько дней. Это правильная, хорошая традиция, сложившаяся за последние годы. Хочется надеяться, что эта традиция будет продолжена. Впрочем, глава государства посещает и многие другие монастыри и храмы, и это является неотъемлемой составляющей его деятельности. Очень отрадно видеть, что здесь нет ненужного стеснения или неловкости. Тема, связанная с естественным присутствием православия как ключевого вероисповедания в нашей стране, очень важна.

На Валаам, конечно, прибывают многие другие паломники и простые люди. Монастырь пользуется любовью многих известных людей. Монастырь на Валааме не ищет публичной славы, и как-то неловко называть какие-то имена. Монастырь известен своим гостеприимством, и им пользуются многие наши сограждане.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Владимир Путин в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря РИА Новости © Михаил Климентьев

- Хотелось бы поговорить о списке профессий, которые несовместимы со служением священника. Почему возникла необходимость создавать этот список?

Возникла потребность кодифицировать, систематизировать всё, что содержится в различных канонах и установлениях церковных и описывает возможность или невозможность заниматься чем-либо параллельно с прямыми обязанностями священнослужителя. Например, это профессии врача и военного, которые могут быть связаны с убийством людей. Действительно, такого рода занятия несовместимы с служением священника. Также это актёрское ремесло и многие другие подобные занятия.

Сейчас это находится в стадии обсуждения. Это не то, что какие-то списки будут вывешены и прибиты на какую-то дверь. В церкви на протяжении последних семи-восьми лет идёт очень активная внутренняя дискуссия по очень широкому кругу вопросов. Существует такой орган, как Межсоборное присутствие, который включает мирян, духовенство всей русской церкви, изо всех стран. Собираясь вместе, они обсуждают и богословские, и социальные, и медийные вопросы, которые стоят на повестке дня в церкви.

Сейчас много тем, на которые мы не можем дать исчерпывающего ответа, например темы, связанных с биоэтикой, отношением церкви к экстракорпоральному оплодотворению, эвтаназии, различным вопросам, связанным с абортами. Очень много всего, на что нужно сейчас находить ответы церкви. Для этого существует Межсоборное присутствие, которое должно эти ответы формулировать. Внутрицерковный вопрос, связанный с профессиями, тоже на Межсоборном присутствии рассматривался. Почему это вызвало такой ажиотаж, не знаю, но это скорее внутренний вопрос, на который обязательно будет дан окончательный ответ.

- Главное, что дискуссия идёт, и нет какого-то эффекта закрытых дверей.

Очень важно, что церковь в этом смысле открыта для диалога, для дискуссии. Не только для своих - на прошлой неделе было заседание президиума Межсоборного присутствия, на котором патриарх отмечал, что нам важны мнения и членов церкви, и экспертного сообщества, и самого широкого круга общественности, потому что нам важно слушать и слышать, что говорят люди о церкви, о том, какой ей быть.

Конечно же, решение о том, какой быть церкви, принимает только церковная полнота во главе с патриархом и епископами. Но для того чтобы принимать какие-то решения, нужно слышать мнения и суждения различных людей.

- Вы служили в космических войсках. Может ли космонавт стать священником?

Космонавт, конечно же, сможет стать священником, если этого захочет. Пока таких прецедентов не было. Но, может быть, ещё много всего нового увидим. Я служил в космических войсках по названию, в действительности я был просто рядовым, который занимался чем-то регулярным, скафандр на себя не надевал.

Любые профессии, которые приносят что-то позитивное в человеческую жизнь, связанные с наукой, с развитием человеческого общества, в том числе и космонавтика, вполне благословляются церковью, да и другие профессии, за исключением каких-то непотребных вещей. Нет вещей скверных по своей сути для церкви. Конечно, церковь называет грех грехом, и в этом её призвание, но всё, что является частью нашего социума, благословляется и приветствуется церковью.

Институт военного капелланства существует достаточно давно. В отношении Русской православной церкви всё очень активно развивается. При нынешнем руководстве Министерства обороны складываются добрые взаимоотношения. Священники имеют право проходить свою часть службы в Вооружённых силах.

Священники-капелланы не имеют особых условий служения в воинской части, священник исполняет то же, что и обычные офицеры: ходит в камуфляже, ест в той же столовой, исполняет тренировки. Как и остальные офицеры, он осуществляет свои функции. Когда необходимо - совершает богослужение, общается с солдатами. И это самая важная составляющая служения священника в армии: общение с военнослужащими, ответы на их вопросы, разрешение их проблем. Человеку сложно, одиноко, часто тяжело находиться в армии, особенно в первое время. И вот тут священник для людей, которые сами исповедуют православие, - очень важная составляющая того, чтобы человек смог найти выход из сложных ситуаций и, наоборот, радоваться вместе с остальными тому, что происходит.

- Есть мнение, что церковь неоднозначно оценивает фильм «Матильда». Какова позиция патриархии по этому поводу?

Я не стану пытаться формулировать какую-то официальную позицию, а выскажу своё суждение. Любой художник, который делает что-то, что он считает правильным и нужным, должен отдавать себе отчёт, что любое творчество - это ответственность. Перед зрителем, перед тем, к кому он это творчество обращает.

Алексей Учитель снял не камерный фильм для каких-то избранных зрителей, не кино для своих. Он снял кино для широкого проката. Это его художественная реплика, обращённая к населению нашей страны.

И ему, конечно же, нужно понимать, что восприятие его творчества может быть очень неоднозначным. Ему нужно быть к этому готовым. Почему сейчас, до выхода фильма на экраны, возникают негативные настроения? Надеюсь, что человек понимал, о чём и, самое главное, - о ком он снимает фильм.

Нужно отдавать себе отчёт, что наш последний император Николай II является не только исторической личностью, но и святым, прославленным церковью, является человеком, образ и святость которого несомненны для миллионов людей. Этот человек дорог для людей не только как историческая личность, но и как святой, близкий, родной сердцу конкретного человека. И здесь, конечно, нужно понимать, что этим фильмом режиссёр может задеть за живое очень многих людей.

Та реакция, которая есть, - это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдёт незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения.

Никто не заставлял Алексея Учителя снимать этот фильм. Он его снял и столкнулся с разнообразной реакцией. При этом, я думаю, что будет и позитивная реакция на фильм. Я уверен, что в нём есть и правильные, хорошие стороны.

Вы спрашиваете: должна ли церковь официально давать отповедь? Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне, в проповеди говорил: вот это произведение хорошее, а вот это плохое, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры. Такое, конечно, невозможно.

Церковь не может из своего сакрального, священного пространства храма оценивать явления культуры. Каким бы ни был этот фильм, это всё же явление культуры, которое нужно оставить внутри этого культурного пространства и не пытаться это культурное пространство затянуть в церковь, и, наоборот, не пытаться церкви неестественным образом вступить внутрь этого культурного пространства.

Но, конечно же, церковь является организмом, в котором живут очень многие люди с диаметрально противоположными взглядами. Люди, которых объединяет лишь вера в Господа Иисуса Христа. Всё остальное вообще никак не соотносится у некоторых людей, нет никакого сходства. В главном они едины, а всё остальное, в том числе и взгляды на фильм, могут быть разными.


Император Николай II в белом мундире с эполетами. Художник И.С. Галкин (1860-1915) globallookpress.com © Vladimir Boiko

Нужно всем набраться терпения, когда этот фильм выйдет на экраны, чтобы была объективная его оценка. Набраться решимости принимать ту оценку, которая последует, и отдавать себе отчёт в том, что церковь - неоднородный организм. Священноначалие церкви не может просто взять и сказать: «Вот это вам должно нравиться, а вот это нет». Простые свободные люди могут высказывать свою точку зрения, это их право. Если они объединяют себя вокруг православия и говорят: мы, православные, считаем, что этот фильм недостаточно хорош или просто плохой, - то извините. Значит, принимайте их позицию.

Разумеется, в этом смысле, мы всегда стремимся к взвешенности и призываем людей не выходить за рамки приличия. В этом смысле, конечно же, нужно предостерегать людей от излишней агрессии. Но это такая болевая тема. Тем более что фильм снят в год столетия революции, в следующем году будет столетняя годовщина расстрела царской семьи, и эти даты очень значительны для многих наших сограждан.

- Можно ли провести аналогию с карикатурами на исламского пророка Мухаммеда?

То, что позволяет себе известная французская газета, является сознательным эпатированием публики. Они специально, отдавая себе в этом отчёт, разжигают неправильные чувства в людях. Надо понимать, что они также несут ответственность за то, что делают. Поразительно, что они этого не понимают и кричат о каких-то свободах и правах.

Есть разница между сознательным эпатированием людей, карикатурным жанром, и высоким кинематографом, частью которого является Алексей Учитель. Это взгляд конкретного режиссёра, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей, а там - сознательное разжигание розни.

Я не думаю, что до этого может дойти. Несомненно, что наше русское искусство гораздо более адекватно и сознательно, и я уверен, что, каким бы ни был этот фильм, он не является карикатурой и сознательным искажением образа святого человека.

Вконтакте

Начинал алтарничать в 1994 году Заиконоспасском монастыре. Пробыл там несколько месяцев, перешёл в январе 1995 года в общину возрождавшегося храма святой мученицы Татианы при МГУ. С февраля того же года становится алтарником Татьянинского храма.

В 1999 году поступил на дневное отделение Филологического факультета МГУ имени Ломоносова, на кафедру византийской и новогреческой филологии.

В том же году становится старшим алтарником и ризничим того же храма. Как он сам вспоминал: «У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой. Я понял, что церковное служение - это то, в чем я вижу себя.
<…> На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать - ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто - мы этому сами долго учились и других учили».

В 2001 году управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым) был благословлён на ношение подрясника.

За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма, общецерковных мероприятий в стенах храма - Съездов православной молодёжи, Конференций по линии Учебного комитета.

За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000), Кипра (2001), также неоднократно посещал Грецию и Кипр с паломническими и познавательными целями.

В 2001-2002 годах принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Емилиана (Вафидиса), игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма святой мученицы Татианы при МГУ - «Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002».

В 2002 году вступил в брак с Варварой Андреевной Бутневой. Венчание состоялось в Татьянинской церкви 20 ноября.

В 2003 года становится внештатным сотрудником Учебного комитета РПЦ в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения РПЦ в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета РПЦ.

В 2004 году окончил Филологический факультет и защитил диплом по теме «Трактат патриарха Фотия „О Святом Духе“ перевод и филологический комментарий».

В июле 2004 года принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодёжи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви во главе с протоиереем Максимом Козловым.

В том же году был призван в армию, проходил службу в подразделениях Космических войск, в/ч 26179.

18 октября 2005 года в храме святого пророка Илии в Черкизове епископом Дмитровским Александром (Агриковым) был рукоположен в сан диакона, после чего проходил приготовительную чреду в храме Большого Вознесения в течение месяца. Указом Патриарха Алексия II зачислен в штат храма святой мученицы Татианы при МГУ города Москвы.

С 2005 года работал в пресс-службе Московской Патриархии, в 2009 году преобразованной в пресс-службу патриарха Московского и всея Руси. Был редактором раздела «Православная Москва» на официальном сайте Московского Патриархата «Патриархия.ру».

С 2009 года - заместитель руководителя Пресс-службы патриарха Московского и всея Руси.

10 мая 2010 года вечером на Мичуринском проспекте Москвы машина, в которой находился диакон Александр с женой и детьми, столкнулась с автомобилем, неожиданно выехавшим со встречной полосы. Александр был доставлен в одну из больниц Москвы с переломами и сотрясением мозга. Но всё обошлось.

20 апреля 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя награждён правом ношения двойного ораря.

27 декабря 2015 года в московском храме Покрова Богородицы в Ясеневе Патриархом Кириллом рукоположён в сан священника.

8 июня 2016 года Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево.

Воспитывает пятерых детей.

Как сообщил Inkazan Волков, патриархия в курсе сложившейся в Татарстане ситуации. Никаких рекомендаций о том, как поступить со священниками, обвинившими патриарха Кирилла в экуменизме, Москва в регион не направляла. Волков пояснил, что подобные вопросы находятся в компетенции Татарстанской митрополии и конкретных епархий.

«Конечно, ситуация весьма печальная. Всегда подобного рода действия со стороны клириков, священников воспринимаются очень болезненно. Люди совершают их по недопониманию, заблуждению, искаженному представлению о деятельности церкви. Зачастую, это сельские, провинциальные священники. Но нужно разбираться в каждой ситуации и, конечно, всегда нужно говорить с людьми, выяснять причины. Пообщавшись с этими священниками, можно будет прояснить их истинные мотивы, которые, я глубоко убежден, связаны с заблуждениями или неправильными толкованиями», - сказал Волков.

Глава пресс-службы патриархата выразил уверенность, что священники, отказавшиеся поминать Кирилла в молитвах, вернутся к работе в своих приходах. «В таких ошибках люди начинают быстро раскаиваться и понимать свою неправоту. Священнослужение – это не работа в светском понимании: взял, отказался и перешел на другое место. Это призвание от бога. Это призвание связано с принятием и почитанием церковной иерархии. Человек, сознательно отторгающий себя от иерархии очень быстро начинает чувствовать свою оторванность, пустоту и никчемность своей жизни. Я думаю, что люди раскаются, изменят свои точки зрения. Очень хочется в это верить», - сказал Волков.

О том, что 5 священниковЧистопольской епархии Татарстанской митрополии патриарха Московского и всея Руси Кирилла из-за его экуменистических взглядов, стало известно 4 июля из СМИ. Якобы Кирилл продемонстрировал экуменизм во время встречи с папой Римским Франциском на Кубе 12 февраля 2016 года.

Сообщается, что речь идет о настоятеле храма Тихвинской иконы Божьей Матери села Тюрнясево иеромонах Христофор (Плетнева) , настоятель Свято-Троицкой церкви города Болгара иеромонах Ермоген (Соколов) , настоятель Петропавловского храма в селе Старые Челны Нурлатского района иерей Роман Томилов , настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Слобода Черемуховая иерей Илия Головкин и настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков) . Христовор, написало издание Edaily, якобы покинул РТ.

Аналогичный случай произошел в Альметьевской епархии с настоятелем церкви Дмитрия Солунского села Калейкино иереем Владимиром Хаиповым . Он выступил с видеообращением, озвучив претензии к Кириллу.

Вчера представитель Чистопольской епархии иерейСергий сообщил Inkazan, что проштрафившиеся священники отстранены от служения."Дальнейшая их судьба зависит от них самих", - сказал он.

Митрополит Казанский и ТатарстанскийФеофан от комментариев отказался. Он пояснил корреспонденту Inkazan, что не знаком с этим священниками.

Протодиакон Андрей Кураев сегодня в беседе с Inkazan , что осуждает поступок татарстанских священников. Он высказал мнение, что они должны принести покаяние и вернуться к работе. "Сейчас они, скорее, учиняют раскол", - сказал Кураев.

При этом он признал, что патриарх Кирилл является экуменистом, но в этом нет ничего предосудительного, тем более для региональных служителей культа.

"Никто не знает настоящих верований нашего патриарха, насколько он верен тем взглядам, которые унаследовал от митрополита Никодима (Ротовa, был известен своими экуменическими взглядами, от имени Московского патриархата взаимодействовал в Ватикане - Inkazan ) в 60-ые годы, в какой степени он их пересмотрел. Это непонятно. К сожалению, не всем его словам я могу верить. Часто что-то им говорилось и сейчас, и в прошлом для пиара. О подлинных взглядах я сказать не могу. Что касается священников, то у них тоже нет доступа к голове патриарха Кирилла. А то, что они приводят в качестве обвинения, это просто смешно", - сказал Кураев.

Дата рождения: 1982 г.

С 1995 г. - алтарник храма св. мц. Татианы при МГУ, с 1999 г. - старший алтарник и ризничий храма.
В 2001 г. управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий благословил на ношение подрясника.
За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма в Костромскую и Барнаульскую епархии, общецерковных мероприятий в стенах храма - Съездов православной молодежи, конференций Учебного комитета.
С 2003 г. - внештатный сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета.
В июле 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодежи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви.
В 2004 г. окончил филологический факультет МГУ. За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000 г.), Кипра (2001 г.), также неоднократно посещал пределы Греции и Кипра с паломническими и познавательными целями.
В 2001-2002 гг. принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма св. мц. Татианы при МГУ (Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002).
В 2004 г. призван в ряды Вооруженных сил РФ.
18 октября 2005 г. епископом Дмитровским Александром рукоположен в сан диакона и указом Святейшего Патриарха Алексия II зачислен в штат храма св. мц. Татианы при МГУ.
В 2005-2009 гг. - сотрудник Пресс-службы Московской Патриархии, редактор раздела «Православная Москва».
С 2009 г. - заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
20 апреля 2011 г. награжден правом ношения двойного ораря.
Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 июня 2012 г. назначен руководителем Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
27 декабря 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен в сан иерея.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 июня 2016 г. освобожден от несения послушания в храме св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова и назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москвы.
с 2018г. — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Образование:
2004 г. - МГУ им. М.В. Ломоносова.
2015 г. - Московская духовная семинария.

Место работы:
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
(Руководитель)

Церковные награды:

2014 г. - орден свт. Саввы III ст. (Сербская Православная Церковь).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: