Сколько длится евхаристический пост перед пасхой. Пост евхаристический - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма Мудрова Анна Юрьевна

Евхаристический пост

Евхаристический пост

«Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Тайн, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и велиим благоговенством приимет Пречистые Тайны». (Типикон, глава 32).

Таинство Причащения является самым главным моментом Божественной литургии, а также всей жизни верующего человека, так как во время принятия Святых Даров человек удостаивается быть сопричастным Самому Спасателю. Поэтому готовиться к Причастию нужно ответственно и серьезно. Лучше, если удастся взять благословение священника.

Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту, представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней. По церковным правилам перед Причащением следует поститься неделю. Сегодня во многих храмах священники разрешают сократить этот срок до трех дней. Но пост не предполагает только отказ от пищи. Перед «причастием страшных животворящих Христовых Тайн», следует очистить свою душу, сосредоточиться на духовном делании, а телесное воздержание поможет лучше прочувствовать серьезность наступающего момента.

Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий.

Накануне Таинства, начиная с 12 часов ночи, нужно полностью отказаться от пищи, питья и курения (тем, кто страдает этой дурной привычкой) до времени Причастия. Утром в день Причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Перед Причастием нужно исповедаться или вечером, или непосредственно перед Божественной литургией.

В дни поста перед Таинством Причастия надо по возможности посещать храм, аккуратно вычитывать обычное молитвенное правило (утренние, вечерние молитвы и др. на протяжении дня), необходимо прочитать определенные молитвы, обязательно присутствовать на вечернем богослужении накануне дня Причастия.

В субботу вечером, накануне воскресения, следует прочитать канон Иисусу Сладчайшему, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю.

В воскресенье (накануне понедельника) – канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон Пресвятой Богородице и канон Архангелам.

В понедельник (накануне вторника) – канон покаянный Господу Иисусу Христу, канон святому Предтече Иоанну и канон Ангелу Хранителю.

Во вторник (накануне среды) – Иисусу Сладчайшему, канон Богородице Одигитрии и канон Ангелу Хранителю.

В среду (накануне четверга) – канон покаянный Господу Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон святым апостолам или канон Святителю Николаю.

В четверг (накануне пятницы) – канон Честному Кресту, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю.

В пятницу (накануне субботы) – канон Иисусу Сладчайшему, непременно акафист Пресвятой Богородице (с каноном), канон Ангелу Хранителю, канон Всем святым и канон заупокойный.

В настоящее время независимо от дня Причастия зачастую прочитываются канон Иисусу Сладчайшему, молебный канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю. После вычитывания указанных канонов, читается обычное вечернее правило и затем Канон ко Святому Причащению. Утром прочитывается обычное утреннее правило и молитвы ко Святому причащению. Если трудно прочитать сразу все правило, можно читать каноны в течение нескольких дней, в которые продолжается пост и подготовка к Таинству.

Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы) и каноны на каждый день можно найти в обычных молитвословах для мирян.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, осуждения и всяких непотребных мыслей, а также пустых разговоров. Готовясь к Причастию, полезно вспоминать и совет праведного

Иоанна Кронштадтского: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога – на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Тайн. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4; 20)».

Из книги Достижение цели (сборник хадисов) автора Мухаммед

Глава 1 Добровольный пост и дни, когда пост запрещен 664.Передают, что Абу Катада аль-Ансари, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришел мужчина и спросил:«Расскажи о том, как ты постишься». Посланник Аллаха, мир ему

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Избранные творения в двух томах. Том 1 автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Пост Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.Так важна заповедь поста, объявленная Богом человеку в раю, что вместе с заповедью произнесена угроза казнью за нарушение заповеди. Казнь заключалась в поражении человеков вечною смертью.И ныне греховная смерть

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

ПОСТ – Пост – нарушение свободы человеческой, о которой вы так любите кричать.– Зачем Богу, чтобы я не ел мяса, Ему от этого не холодно не жарко.– Мы и так живем скудно, у нас пост непрерывный, дальше поститься просто некуда.– За что вы, верующие, так ненавидите тело и

Из книги Современная практика православного благочестия. Том 2 автора Пестов Николай Евграфович

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Евхаристический пост Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного

Из книги Беседы о Литургии автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Евхаристический канон Совершение Святого Таинства начинается возгласом священника «Благодарим Господа», призывающим участвующих в Евхаристии христиан к благодарению, поскольку и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы благодарением Своему Отцу.Хор:

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Беседа десятая ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН Други мои. Дорогие мои. Была на свете бездна, пропасть страшная, ужасная. Она была темна, потому что в мрак ее не проникало ни одного луча солнца, она была душна, потому что воздух в ней не освежался ни одной струйкой чистого воздуха; она

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

Из книги Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания автора Уминский Протоиерей Алексей

4. Евхаристический Канон по "Апостольскому Преданию" Св. Ипполита Мы уже говорили, что этот древнейший литургико-канонический памятник (ок. 220 г.) по жанру составляет собой самый ранний церковный устав или т.н. прасакраментарий. Он состоит из 43 глав-канонов, кратко

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

3. Евхаристический Канон Римской Церкви Теперь рассмотрим самое для нас интересное: Евхаристический канон, который мы впервые находим у папы Геласия. Перевод текста (Sacram. L. 3, n. 16 "Canon actionig") даётся по "Собранию древних литургий" вып. 5, стр. 59-63.епископ: "Горе сердца".все: "Имеем

Из книги Открытая тайна автора Вэй У Вэй

Евхаристический канон Во второй, важнейшей части Литургии верных происходит само совершение Таинства.Призыв дьякона: «Станем добре, станем со страхом, святое возношение в мире приносити» подвигает всех к самой главной евхаристической молитве, которая называется

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Пост Джабраил передал мне слова Бога: «Поститесь ради Меня, и Я вознагражу за это». Таково предание.Пост – это одно из таинств религии, цели его трансцендентны. Джунайд сказал так: «Пост – это половина Пути».Пост в течение одного месяца, с восхода до заката солнца, без

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

8. Пост ума Феноменальная жизнь видимой вселенной - не что иное, как объективизация: все, что мы считаем «жизнью», - просто процесс объективизации.Жизнь для обычного человека - непрерывный процесс объективизации. С утра до ночи и с ночи до утра он не перестает

Из книги автора

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ДОГМАТ В БОГОСЛОВСКИХ СПОРАХ XIV СТОЛЕТИЯ Христианский Восток не знал таких долгих и страстных дискуссий о природе Евхаристии, как Запад. Основополагающие элементы евхаристического реализма, выразителями которых стали виднейшие из греческих отцов,

47 (58) Карфагенского Собора и 29-е правило Пято-Шестого Вселенского (Трулльского) Собора. Кроме того, в указанном 47-м каноне отцы Карфагенского Собора, говоря о том, что Божественную Литургию можно служить только натощак , делают отсылку к I Вселенскому Собору:

«мы слышали о Никейском исследовании веры: о священнодействии, случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие» .

Каноны устанавливают не только общий принцип, но и специально оговаривают случаи, когда Литургия служится не в обычное, утреннее, а в более позднее время - после обеда, вечером: при поздней Евхаристии причащение также должно совершаться натощак . В 41-м каноне Карфагенского Собора говорится:

«Аще же память будет неких в вечернее время скончавшихся епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими» .

В процитированном выше 47-м правиле также говорится о том, что при позднем служении Литургии (после обеда) её совершают «не ядшими» .

Как известно, одобренный на Архиерейском Совещании РПЦ в 2015 году документ «Об участии верных в Евхаристии», ссылаясь на решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, дозволяет шестичасовой евхаристический пост перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время (п. II.2).

Решение Священного Синода в 1968 году было принято в ответ на прошения зарубежных архиереев на основании исторической справки профессора Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенского. Профессор Н.Д. Успенский сообщил, что «прямых правил, которые отменяли бы воздержание и разрешали бы приобщение Преждеосвященными Дарами ядших, нет», но указал, что 29-е правило Трулльского Собора упоминает «неких отцов», разрешавших причащение Святых Даров в Великий Четверг ядшим «по некоторым местным причинам, полезным Церкви». Таким образом, заключает Н.Д. Успенский, «церковная иерархия, очевидно, может разрешать причащение Святых Таин и на литургии Преждеосвященных, совершаемой вечером ядшими, установив для них пост не в продолжение всего дня, а в несколько часов, насколько это будет признано “полезным для Церкви”».

Действительно, 41-е правило Карфагенского Собора разрешает в качестве исключения раз в году (в Великий Четверг) причащаться не натощак. Однако канон 29 Трулльского Собора это правило отменил , указав:

«Правило отец Карфагенского Собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе разве людьми неядшими, кроме единого в году дня, в который вечеря Господня совершается. Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость: то последуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, яко не подобает в Четыредесятницу, в четверток последней седмицы разрешати пощение и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».

Рассмотрение двух этих правил приводит к следующим выводам:

1) Каноны 41 (50) и 47 (58) Карфагенского Собора однозначно говорят, что отцы Карфагенского Собора допускали причащение только строго натощак. Единственным исключением был Великий Четверг, никаких других случаев не предполагалось. Поэтому рассматривать этот канон в качестве прецедента для возможности причащаться не натощак в другие дни года некорректно.

Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом. Это - торжественный день воспоминания о Тайной Вечере, в который совершается полная Литургия. Очевидно, вкушение пищи до Причастия в Карфагенской Церкви дозволялось не потому, что люди не могли воздерживаться без пищи и питья до Причастия, а в подражание евангельским событиям , когда Господь причастил апостолов уже после вкушения ими трапезы (Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25) .

Знаменитый византийский канонист диакон Алексий Аристин, предупреждая возможные попытки пересмотреть канонический запрет и обратиться непосредственно к евангельским событиям Тайной Вечери, писал:

«Ибо хотя Господь тайнодействовал Пасху с учениками своими после вечери, но мы не должны, по богословскому гласу, следовать примерам, которые выше нас, а соблюдать обычай Церкви, и священники не вкушая пищи и питья должны приносить в алтаре Святые Дары, точно также и причающиеся их не должны перед сим вкушать пищи и питья» .

2) Но даже если допустить, что 41-й карфагенский канон создаёт прецедент для возможности причащаться не натощак, обязательность евхаристического поста остаётся непреложной, так как отцы Трулльского Собора - по статусу Пято-Шестого Вселенского - отменили данное постановление поместного Карфагенского Собора. Это решение, принятое на общеправославном уровне, с того времени и доныне стало нормативным для всех Поместных Церквей. Причащение Святых Христовых Таин должно совершаться натощак всегда, в том числе и на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время .

Для полноты освещения этого вопроса к каноническому анализу хотелось бы добавить несколько аскетико-литургических рассуждений.

Установленное богослужебным уставом служение Литургии Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней (здесь не важно, насколько точно в «вечернее» время: в 14:00, 15:00, 18:00) входит в общую систему аскетического подвига Великого Поста, когда вкушение пищи позволяется лишь один раз в день после вечерни. И поэтому воздержание от пищи и питья до Литургии Преждеосвященных Даров в Пост - это одновременно и соблюдение евхаристического поста, и поста Великого.

Стремление соблюсти букву устава о служении этой Литургии в вечернее астрономическое время будет неминуемо приводить к вопросу о возможности нарушения не только Великого Поста, но куда более важной нормы о евхаристическом посте теми, кто не может воздерживаться в течение всего дня. Поэтому церковная икономия реализуется здесь не через сокращение евхаристического поста, а через служение Литургии в более раннее время - что на практике и делается. Поэтому вполне уместно признать: те, кто по состоянию здоровья не могут выдержать длительный евхаристический пост, по смирению да причащаются на полных Литургиях или на тех Литургиях Преждеосвященных Даров, которые служатся в более раннее время.

В заключение хотелось бы привести отрывок из статьи протоиерея Андрея Ткачёва, который по рассматриваемой теме пишет: «Непривычно длинный евхаристический пост - единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется...» .

Таким образом, служение Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время и причащение на ней задумано для сильных духом и телом. Те, кто не в состоянии понести подвиг длительного воздержания, могут причащаться в другое время.

ПРИМЕЧАНИЯ

Под причащением натощак в соответствии с устойчивой традицией понимается полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения (п. II.2 документа «Об участии верных в Евхаристии», принятого на Архиерейском совещании РПЦ в 2015 году). Сам факт этой традиции свидетельствует о том, что преобладающим в ней является не физиологическое отсутствие в желудке какой-либо пищи и питья, а именно сам подвиг воздержания от вкушения чего-либо до Святого Причастия при наступлении нового астрономического дня. Это означает, что дискуссии, связывающие воздержание перед причащением со временем, необходимым для переваривания пищи, понижают аскетическое понимание евхаристического поста до поста всего лишь «технологического».

Епископ Никодим (Милаш), комментируя этот канон, пишет: «Среди правил Никейского Собора (I Всел.) нет такого постановления, но возможно, что об этом, так же как о дне празднования Пасхи и о разрешении священникам жениться, рассуждали на Никейском Соборе и сделано было соответственное заключение, хранящееся в тех актах, которые принесли с собой бывшие на соборе африканские отцы (Карф. 1)» (Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. II. C. 197).

Архиерейское совещание, проходившее в Москве 2 и 3 февраля, одобрило документ Межсоборного присутствия « ». Инокиня Евгения Сеньчукова по просьбе «Правмира» комментирует новое положение о причащении.

Прорыв – кажется, с появлением этого документа в Русской Православной Церкви покончено с обязательным трехдневным постом перед причастием, который создавал массу проблем для желающих причаститься.

Я знаю немало людей, которые не были готовы причащаться каждое воскресенье или даже через воскресенье, потому что четыре постных дня в неделю (да еще и подряд) – явно требование не для мирян, которые о постническом житии никогда не мечтали.

В документе эта норма остается для тех, кто приступает к таинству несколько раз в год – для причащающихся еженедельно или несколько раз в месяц пост сокращается или вовсе упраздняется:

«Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения».

В конечном итоге, этот вопрос оставляется на усмотрение духовника, но, по крайней мере, никто не сможет назвать еженедельное причащение ревностью не по разуму, прелестью и так далее.

Мне кажется, трехдневный пост перед редким причастием обусловлен еще и покаянной практикой. Отказ от участия в Евхаристии без удовлетворительных причин – а какие в наше время в крупных городах с десятками приходов могут быть удовлетворительные причины? – серьезное, как минимум, каноническое нарушение.

Пост, в данном случае, мог бы выступать своеобразной «компенсацией» неблагочестивого отношения к святыне.

О частоте Причащения

Еще более революционным стало признание права верующих причащаться, да еще и без поста, в течение Светлой седмицы и Святок.

«…Миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением».

Случаи, когда людям отказывали в причастии в сплошные седмицы по причине того, что «поститься сейчас нельзя, а без поста нельзя причащаться», к сожалению, нередки. Между тем, в документе даже процитировано известное 66 правило Трулльского собора, согласно которому на Светлой седмице верные должны причащаться.

Здесь мы плавно подходим к теме «частое причастие».

Несколько лет назад из среды, по недоразумению именующейся «консервативной», звучали обвинения в «ереси сверхчастого причащения». Под «сверхчастоту» подходили самые разные режимы: от ежедневного участия в Евхаристии (что, на самом деле, редкость – очень немногим людям удается посещать литургию каждый день) до совсем уж расслабленного причащения раз в две недели.

Теперь, по крайней мере, верующим напомнили, что практический ответ на вопрос о частоте причащения для мирян менялся многократно, и как раз на последнем этапе истории Церкви (1931 год) ежевоскресное причащение было объявлено нормой.

«В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них и ежевоскресного признать приемлемым».

Некоторые миряне считают естественным и более частое участие в Таинстве. Думается, это актуально только для церковных работников – прочие просто не успевают посещать храм ежедневно – да еще для людей, чья жизнь сконцентрирована вокруг храма (монашествующие или глубоко благочестивые миряне).

В любом случае, это слишком индивидуальный вопрос, чтобы подробно разбирать его в документе. Он уж точно должен решаться лично духовником и чадом.

Мне уже не единожды встречались люди, искренне считающие, что вопрос о частоте причащения – абсолютно индивидуальный, до такой степени, что и духовник здесь нисколько не нужен: «А священник спрашивает у своего духовника, сколько раз он может причаститься?»

Я не соглашусь. Иерархия и послушание в Церкви все-таки есть – и это нормально. Священник служит литургию с благословения своего епископа. Мирянин участвует в литургии с благословения священника. Тем более, мирянин в выборе духовника (по крайней мере, в больших городах) более свободен.

Выбор духовника – это во многом, ответственность самого пасомого. Так что позиция документа представляется сдержанной и корректной.

О Евхаристическом посте

Лично мне не вполне понятна концепция Евхаристического поста, представленная авторами . Вроде бы, исторически Евхаристический пост сформировался как время воздержания от пищи и пития в день причастия:

«евхаристический пост в строгом смысле слова полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения» .

Тогда откуда возникают шесть часов воздержания? Требование минимум шестичасового поста (в идеале – с полуночи) появляется, как верно замечено в тексте, в решении Священного Синода 1968 года и касается вечернего причащения:

«При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».

«На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова)».

Но ведь праздничные Божественные литургии совершаются ночью как раз после того дня, когда по уставу литургия совершается вечером! Мне знакомы приходы, где в Рождественский сочельник постятся до вечера, затем совершают вечерню с литургией Василия Великого, затем – постная трапеза, и очень скоро начинается новое богослужение, уже в воспоминание Рождества Христова (не говоря уже о хлебе, раздаваемом на литии во время всенощного бдения).

Сама логика Великой субботы – единственной постной субботы в году, согласно 64 Апостольскому правилу – предполагает вечернюю трапезу. Ведь запрет поститься в субботы касается не столько режима питания (едим ли мы пищу животного происхождения), сколько воздержания от пищи в течение целого дня – именно так понимался пост в древности.

Как комментирует епископ Никодим (Милаш): «Здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы».

Разумеется, сейчас мало кто постится по строгому уставу. Обычно в Великую субботу предлагается легкая трапеза после литургии Василия Великого, которую никто (почти: я знаю только об одном храме, где литургию Великой субботы служат с четырех часов дня) не совершает по вечерам.

Но есть достаточное количество верующих, которые стараются провести в посте как можно более долгое время – как правило, они подкрепляются вечером незадолго до ночного Пасхального богослужения, в согласии с древним Уставом.

Я могу ошибаться, но, кажется, совершение литургий наиболее значительных праздников – Рождества и Пасхи – ночью и фактическое отсутствие Евхаристического поста (только само время богослужения) между собой связаны. В течение многодневного поста люди очищали себя покаянием и воздержанием, а в сам день праздника пост отменяется вообще: день начинается с празднования – с Евхаристии.

О молитве

Несколько неожиданно смотрится в документе четко обозначенное молитвенное правило:

«Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия».

Спору нет, «Последование ко Святому Причащению» – часть неизменная и обязательная. А вот по «Следованной Псалтири» сейчас готовится мало кто. Практика разнообразна: одному человеку благословляется чтение трех канонов с двумя акафистами, другому – трех канонов без акафистов, третьему – каноны дня, четвертому – вообще не каноны, а Священное Писание, а пятому предлагают ограничиться тщательным и вдумчивым чтением Последования.

Я не знаю, каким образом родилась именно такая формулировка, но мне кажется, вопрос личного молитвенного правила – в еще большей степени индивидуальный. В крайнем случае, можно было бы использовать более мягкую формулировку: «Наиболее распространено молитвенное правило, включающее в себя…».

Позволю себе высказать предложение, что чтение канонов было бы уместно как раз для тех, кто по тем или иным причинам не был на вечернем богослужении. Это было бы большим подспорьем для прихожан тех храмов, где нет постоянно пребывающего священника – хорошо, если в большие праздники батюшка приедет…

О нечистоте

Вопрос о женской нечистоте – только частный случай темы нечистоты вообще, но всплывает постоянно именно он. Несколько лет назад «Правмир» предлагал вниманию читателей полемику и .

Сестра Васса отстаивает точку зрения, что сама постановка вопроса о нечистоте – рецидив дохристианского сознания и, по большому счету, противоречит христианскому богословию в принципе. Отец Сергий считает подобный подход поверхностным.

Проблема, на самом деле, непростая, и в документе предложен взгляд только с одной стороны – канонической.

“Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием”.

Действительно, указанные правила категорически требуют очищения женщины, если она желает приступить к таинству. Но есть и другие тексты, в том числе и канонические.

Святитель Афанасий Великий в послании к Аммуну пишет:

«Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно.

Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого».

«В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжении семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том».

Не менее известны слова святителя Григория Двоеслова:

«Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать».

Почему в Предании возникает такое противоречие? Хотелось бы выяснить для начала то, что называется «намерением законодателя». Почему вообще возникают каноны о нечистоте? Это связано с юриспруденцией? С гигиеной? С религиозной практикой?

Возможно, на эту тему есть специальные исследования. И, разумеется, хотелось бы, чтобы в следующих редакциях были указаны различные точки зрения на данную деликатную проблему.

Об исповеди

« Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния » .

Много раз говорилось, что таинства покаяния и причастия одно к другому не сводится. Тем не менее, даже апологет непрестанного причащения преподобный Никодим Святогорец настаивает на необходимости исповедоваться перед причастием:

«Прежде чем причастится кто-либо, ему необходимо совершить должную подготовку, то есть он исповедуется духовному отцу, сокрушается, исправляется, умиляется, приобретает внимание к своей духовной жизни, предохраняется от страстных помыслов, насколько это возможно, и от всякого другого зла» (Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин), «…Таинство Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, т. е. сокрушением, исповедью, очищением чрез епитимию и потребным пощением; во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце».

Тут, правда, стоит оговориться: эти тексты написаны монахом. Для монаха непрестанное сокрушение о грехе и работа над его устранением с помощью исповеди духовному отцу нормальны и естественны. Для мирянина все это тоже желательно, но в реальности слабо осуществимо.

В идеальной ситуации монах находится в постоянном общении со своим духовным отцом. Выслушивая исповедь и назначая епитимью, духовник знает, что и кому он рекомендует. Вы знаете много мирян, которые находятся в такой связи со своими духовниками? Я – нет. А игры в «откровение помыслов» никакого отношения к благочестию не имеют.

Мне кажется оправданным для мирян :

«На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться… Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза».

С другой стороны, очень важно и правильно, что в обсуждаемом документе необходимость обязательной исповеди для мирян объясняется чисто практическими соображениями:

«многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин».

Рассуждения о том, что священник становится «стражем при Таинстве», мне кажутся надуманными. Он на то и поставлен как пастырь – оценивать духовное состояние верующего.

Далеко не каждый священник будет использовать свою власть для того, чтобы отогнать мирянина от Чаши. Смею предположить, что даже не половина. А вот обозначить границы допустимого для христианина – необходимо.

Если глубоко воцерковленным людям это кажется неверным, просто присмотритесь и прислушайтесь вокруг. Вы даже среди прихожан своих родных храмов легко встретите людей, которые считают, что пьянство – это христианская если и не добродетель, то невинная забава, ссылаясь на хрестоматийное «Руси есть веселие пити».

Огромное количество вполне верующих людей считают, что не блудить совершенно невозможно, потому что воздержание вредно для здоровья. Еще большее количество людей, регулярно посещающих храм, с огромным удивлением узнают о грехе гадания.

Это совсем не значит, что всех этих людей надо отлучать от Евхаристии. Напротив, возможно, Святые Дары их просветят и укрепят в борьбе с грехом. Но исповедь перед причастием позволит им понять, что между ними и Христом стоит грех. Не короткий пост. Не недочитанное молитвенное правило. А грех. Который, возможно, они и не поняли как грех.

Напоследок хотелось бы сказать, чего, на мой взгляд, в документе не хватает. Не хватает напоминания очевидной истины (видимо, из-за очевидности она и не внесена в документ), что литургия – дело общее. Цель и кульминация этого богослужения – соединение верных в единое Тело Христово. Остальное – частности, которые постепенно и по необходимости будут проясняться и уточняться.

Мы оставили напоследок таинство Божественной Евхаристии и говорим о нем отдельно не только потому, что оно - величайшее из всех церковных Таинств, но и потому, что по поводу его связи с постом образовалась крупная проблема, не раз обсуждавшаяся в недрах Церкви.

Эта тема до наших дней продолжает занимать как пастырей Церкви, так и многих верующих. Несмотря на то, что не было принято никакого официального церковного решения, возникавшие в последние годы дискуссии и высказывавшиеся мнения способствовали правильному подходу к этому вопросу как с богословской стороны, так и на практическом уровне.

Нет никакого сомнения, что основная цель, ради которой совершается таинство Божественной Евхаристии - это причащение верных . Участие верных в совершении таинства немыслимо без высшей точки этого участия - причастия Телу и Крови Господним. В древней Церкви от причащения отлучались только тяжко согрешившие, которые и удалялись с церковного собрания до начала Литургии верных, то есть собственно таинства Евхаристии.

Это - кристально ясное учение Священного Писания и всего церковного Предания, то есть наших богоносных Отцов, священных правил и древнейшей церковной практики.

В этом учении и в практике, которую изначально приняла Церковь, как условие жизни во Христе указывается частое, как можно более частое участие верных в Божественной Евхаристии - "постоянное причащение" , как учили в своем труде, посвященном данному вопросу, два наших Отца, живших не так давно - святой Макарий Нотарас, епископ Коринфский, и святой Никодим Святогорец.

Хотя сейчас, в эпоху богословского невежества, положение дел изменилось, и среди многих верующих распространилась иная практика, она, конечно, является не церковным Преданием, но, напротив, отступлением от него и проявлением упадка церковной жизни.

Итак, мы должны часто приступать к Божественной Евхаристии. Естественно, вопрос о том, как часто причащаться, мы должны решать не одни, а вместе со своим духовным отцом - верным проводником по жизни во Христе. Только таким образом мы можем быть уверены в том, что к нашему участию в Таинстве нет препятствий и оно отвечает своему основному условию - духовной чистоте, которая абсолютно необходима для достойного, а не недостойного причастия Телу и Крови Господним, согласно учению апостола Павла (I Кор., XI, 26-29).

Апостол пишет: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от этого Хлеба и пьет из этой Чаши (I Кор. XI, 28). Это "испытание", которое, по словам апостола, является для нас необходимым приготовлением к Божественному Причащению, состоит именно в тщательной проверке нашей духовной чистоты и включает в себя испытание совести, исповедь, жизнь в страхе Божием, любовь к ближнему и примирение с нашими братьями.

Помимо духовной чистоты, в чем еще состоит наше приготовление к Божественному причащению? Священные правила яснейшим образом предписывают, что верные, клирики и миряне, должны приступать к Божественной Евхаристии натощак, то есть с пустым желудком, "дабы священнодействие совершаемо было людьми не евшими" , согласно 29 правилу VI Вселенского Собора. Как замечает Аристин, один из выдающихся толкователей священных правил, живший в XII веке, "хотя Господь и тайноводствовал учеников после вечери, но не должно нам, по богословному гласу, следовать непосильному для нас примеру, но последовать церковному обычаю и священникам приносить святые дары к жертвеннику натощак, а причащающимся их также приходить натощак" .

Это явно и из практики, которая существовала при причащении за Литургией Преждеосвященных Даров, когда она совершалась вечером по средам и пятницам. Верные, собираясь причаститься Божественной Евхаристии, ничего не вкушали до времени причащения. Исключение из этого общего правила делается, согласно 9 правилу святого Никифора Исповедника, только для умирающих, которым разрешается давать Евхаристию "и по вкушении пищи".

Другое условие, которого требуют священные правила, - воздержание перед Божественным причащением. Как духовенство, совершающее Божественную Литургию, "Божественных Тайн касающиеся освященные", так и верные, собирающиеся приступить к Божественному Причащению, накануне должны воздерживаться - "от своих воздержатися сожительниц". Святой Никодим Святогорец, объясняя 13 правило святого Тимофея Александрийского, делает вывод, что супруги не должны иметь плотского общения по субботам и воскресеньям (и вообще по всем праздникам), поскольку в этот день совершается Литургия и они должны готовиться к участию в Божественном причащении.

Чистота, необходимая для нашего участия в Божественной Евхаристии, требует, согласно правилам, чтобы женщины не причащались во время месячных, но чтобы сначала очистились, и уже после этого приступали к Божественному причащению (см. 2 правило святого Дионисия Александрийского и 7 правило святого Тимофея Александрийского). Тот же запрет действует и по отношению к мужчинам, то есть, им также не следует причащаться, когда накануне ночью у них было истечение, то есть поллюция во время сна.

После всего сказанного выше об установленных правилами условиях для собирающихся причаститься верных, вернемся к нашему первоначальному вопросу: постимся ли мы и если да, то до какой степени, перед Божественным Причащением?

Ни древняя церковная практика, ни священные правила не предусматривают никакого особого поста для тех, кто собирается приступить к Евхаристии. В апостольские времена, и даже после, верные причащались после общей вечери (ужина). Конечно, позднее это по многим причинам прекратилось и благоговение перед Божественным причащением побудило Церковь определить, чтобы верные причащались натощак, то есть чтобы они воздерживались от любой пищи и от воды со времени ужина или, по меньшей мере, с полуночи накануне причащения. Церковные правила предписывают только этот евхаристический пост и никакого другого.

То, что перед Божественным Причащением нет особого поста, видно и из практики, которой издревле следуют клирики. Собираясь служить Литургию, они соблюдают только основной евхаристический пост, то есть воздерживаются от пищи и воды с полуночи до окончания Литургии.

Хотя, вероятно, и можно считать проявлением благоговения распространенный обычай трехдневного поста без масла перед Божественным причащением, который до наших дней содержат многие христиане, но он не обоснован истинным Церковным Преданием. Он вошел в церковную жизнь в эпоху богослужебного упадка и, к сожалению, до нашего времени связан с неоправданно редким участием многих верующих в таинстве Евхаристии, а во многих случаях, это особенно верно для нашей эпохи, с их нежеланием соблюдать установленные Церковью многодневные и однодневные посты.

Если буквально соблюдать этот обычай трехдневного поста, то, к сожалению, верные никогда, кроме Пасхи, не смогут причащаться по воскресеньям, поскольку правила запрещают пост в субботу. Однако таким образом уничтожается пасхальный характер воскресного дня и во время воскресного церковного собрания, церковного собрания по преимуществу, верные остаются вдали от Вечери Господней, будучи всего лишь простыми зрителями священнодействия!

Подводя итог, заметим: несомненно, пост всегда полезен . В том числе и перед Божественным причащением, хотя Церковь и не предписала такого поста. Но только этот пост, соблюдаемый верующим добровольно или по совету духовника, не должен становиться препятствием к нашему частому участию в Евхаристии - тому, чего требует природа этого Таинства, что настоятельно подчеркивают священные правила и что подтверждается древней церковной практикой.

Те верные, которые могут причаститься в воскресенье, непременно долж-ны соблюдать пост без масла в пятницу. В субботу из уважения к каноническому запрету на пост, они употребляют за обедом растительное масло. Напротив, вечером пусть вкушают чтонибудь попроще: легкий ужин, сушеные или свежие фрукты. Таким образом мы и соблюдаем священные правила, запрещающие пост в субботу, и до какой-то степени и телесно готовимся к участию в воскресной Евхаристии.

Пост перед Божественным причащением
Постимся ли мы, и если да, то до какой степени перед Божественным причащением?

Причащение Святых Тайн христианами натощак - древняя общецерковная норма . Её устанавливают 16-е правило святителя Тимофея Александрийского, каноны 41 (50) , 47 (58) Карфагенского Собора и 29-е правило Пято-Шестого Вселенского (Трулльского) Собора. Кроме того, в указанном 47-м каноне отцы Карфагенского собора, говоря о том, что Божественную Литургию можно служить только натощак, делают отсылку к I Вселенскому Собору: «мы слышали о Никейском исследовании веры: о священнодействии, случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие» .

Каноны устанавливают не только общий принцип, но и специально оговаривают случаи, когда Литургия служится не в обычное, утреннее, а в более позднее время - после обеда, вечером: при поздней Евхаристии причащение также должно совершаться натощак. В 41-м каноне Карфагенского собора говорится: «Аще же память будет неких в вечернее время скончавшихся епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими» . В процитированном выше 47-м правиле также говорится о том, что при позднем служении Литургии (после обеда) её совершают «не ядшими».

Как известно, одобренный на Архиерейском Совещании РПЦ в 2015 году документ «Об участии верных в Евхаристии», ссылаясь на решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, дозволяет шестичасовой евхаристический пост перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время (п. II.2).

Решение Священного Синода в 1968 году было принято в ответ на прошения зарубежных архиереев на основании исторической справки профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского (см. Приложение). Профессор Н. Д. Успенский сообщил, что «прямых правил, которые отменяли бы воздержание и разрешали бы приобщение Преждеосвященными Дарами ядших, нет», но указал, что 29-е правило Трулльского Собора упоминает «неких отцов», разрешавших причащение Святых Даров в Великий Четверг ядшим «по некоторым местным причинам, полезным Церкви». Таким образом, заключает Н. Д. Успенский, «церковная иерархия, очевидно, может разрешать причащение Святых Тайн и на литургии Преждеосвященных, совершаемой вечером ядшими, установив для них пост не в продолжение всего дня, а в несколько часов, насколько это будет признано «полезным для Церкви»«.

Действительно, 41-е правило Карфагенского Собора разрешает в качестве исключения раз в году (в Великий Четверг) причащаться не натощак. Однако канон 29 Трулльского Собора это правило отменил, указав: «Правило отец Карфагенского Собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе разве людьми неядшими, кроме единого в году дня, в который вечеря Господня совершается. Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость: то последуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, яко не подобает в Четыредесятницу, в четверток последней седмицы разрешати пощение и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».

Рассмотрение двух этих правил приводит к следующим выводам:

1) Каноны 41 (50) и 47 (58) Карфагенского собора однозначно говорят, что отцы Карфагенского собора допускали причащение только строго натощак. Единственным исключением был Великий Четверг, никаких других случаев не предполагалось. Поэтому рассматривать этот канон в качестве прецедента для возможности причащаться не натощак в другие дни года некорректно.

Кроме того, будничные дни Великого Поста, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров, по своему статусу (как время строгого воздержания) не могут сравниться с Великим Четвергом. Это - торжественный день воспоминания о Тайной Вечере, в который совершается полная Литургия. Очевидно, вкушение пищи до Причастия в Карфагенской Церкви дозволялось не потому, что люди не могли воздерживаться без пищи и питья до Причастия, а в подражание евангельским событиям, когда Господь причастил апостолов уже после вкушения ими трапезы (Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25) .

Знаменитый византийский канонист диакон Алексий Аристин, предупреждая возможные попытки пересмотреть канонический запрет и обратиться непосредственно к евангельским событиям Тайной Вечери, писал: «Ибо хотя Господь тайнодействовал Пасху с учениками своими после вечери, но мы не должны, по богословскому гласу, следовать примерам, которые выше нас, а соблюдать обычай Церкви, и священники не вкушая пищи и питья должны приносить в алтаре Святые Дары, точно также и причающиеся их не должны перед сим вкушать пищи и питья» .

2) Но даже если допустить, что 41-й карфагенский канон создаёт прецедент для возможности причащаться не натощак, обязательность евхаристического поста остаётся непреложной, так как отцы Трулльского собора - по статусу Пято-Шестого Вселенского - отменили данное постановление поместного Карфагенского собора. Это решение, принятое на общеправославном уровне, с того времени и доныне стало нормативным для всех Поместных Церквей. Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться натощак всегда, в том числе и на Литургии Преждеосвященных Даров, если она служится в вечернее время.

Для полноты освещения этого вопроса к каноническому анализу хотелось бы добавить несколько аскетико-литургических рассуждений.

Установленное богослужебным уставом служение Литургии Преждеосвященных Даров в соединении с вечерней (здесь не важно, насколько точно в «вечернее» время: в 14:00, 15:00, 18:00) входит в общую систему аскетического подвига Великого Поста, когда вкушение пищи позволяется лишь один раз в день после вечерни. И поэтому воздержание от пищи и питья до Литургии Преждеосвященных Даров в Пост - это одновременно и соблюдение евхаристического поста, и поста Великого.

Стремление соблюсти букву устава о служении этой Литургии в вечернее астрономическое время будет неминуемо приводить к вопросу о возможности нарушения не только Великого Поста, но куда более важной нормы о евхаристическом посте теми, кто не может воздерживаться в течение всего дня. Поэтому церковная икономия реализуется здесь не через сокращение евхаристического поста, а через служение Литургии в более раннее время - что на практике и делается. Поэтому вполне уместно признать: те, кто по состоянию здоровья не могут выдержать длительный евхаристический пост, по смирению да причащаются на полных Литургиях или на тех Литургиях Преждеосвященных Даров, которые служатся в более раннее время.

В заключение хотелось бы привести отрывок из статьи протоиерея Андрея Ткачёва, который по рассматриваемой теме пишет: «Непривычно длинный евхаристический пост - единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется...» .

Таким образом, служение Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время и причащение на ней задумано для сильных духом и телом. Те, кто не в состоянии понести подвиг длительного воздержания, могут причащаться в другое время.

Иерей Алексий Кнутов , кандидат богословия

01.04.2016

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Представление Преосвященного митрополита Сурожского Антония, Патриаршего Экзарха в Западной Европе, от 2 октября с.г.:

«Ваше Святейшество! Обращаюсь к Вашей архипастырской мудрости со следующим делом:

Ввиду предельной разбросанности верующих, живущих даже в самом Лондоне на расстоянии нескольких часов езды от единственной нашей церкви, и невозможности для громадного большинства, работающего с самого утра, посещать утренние богослужения в будние дни, почти все верующие лишены во время Великого поста возможности участвовать в совершении Преждеосвященной литургии.

Обращаюсь поэтому к Вашему Святейшеству с просьбой разрешить применение на территории Западноевропейского Экзархата Церковного устава, предусматривающего совершение литургии Преждеосвященных Даров вечером.

Прежде чем поставить перед Вашим Святейшеством этот вопрос, я совершил в прошлом году несколько Преждеосвященных литургий по вечерам. Это было воспринято верующими очень положительно и дало возможность многим из них участвовать. Служащий священник постился с полуночи, а верующие, желавшие причаститься Св. Тайн, воздерживались от пищи, питья и курения в течение семи предшествующих часов, т.е. от полудня.

Я надеюсь, что Вы благословите это возвращение к уставной практике, которая уже дала на опыте добрые плоды».

2. Представление Преосвященного архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана, Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки, от 29 июля с. г.:

«Ваше Святейшество, милостивый наш Первосвятитель и Отец! Местные условия жизни в пределах вверенного мне Экзархата все более остро ставят перед нами вопрос о необходимости перенести совершение литургии Преждеосвященных Даров во время Святой Четыредесятницы на вечернее время.

Совершение литургии Преждеосвященных Даров в обычное время лишает верующих, занятых работой в учреждениях и на предприятиях, возможности посещать это богослужение. Если же эта литургия была бы перенесена на вечернее время, когда верующие свободны от занятий, наша паства имела бы возможность присутствовать за богослужением.

Поэтому я сыновне обращаюсь к Вашему Святейшеству и смиреннейше прошу внять просьбе и благословить нам совершение литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время.

В этой связи дерзаю обратиться к Вашему Святейшеству с еще одной просьбой.

Если литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться в вечернее время, естественно, возникнет необходимость причастия верующих за этой литургией. Да и сами священнослужители, совершающие литургию, будут причащаться.

Это, в свою очередь, вызывает вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед совершением литургии, т. е. перед причащением.

Ввиду этого я смиреннейше прошу Ваше Святейшество обсудить одновременно и этот вопрос и найти приемлемое его решение в духе церковных правил и с учетом немощей человеческих и церковной икономии».

3. Историческую справку по вопросу причащения Святых Тайн натощак профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского от 15 октября с. г.:

«Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения после вечери, и апостолы причастились Божественного Тела и Крови после принятия пищи (Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 25). Такого порядка в совершении Евхаристии, как освященного примером Самого Господа, держались апостолы и за ними христиане первых поколений.

Увеличение числа членов христианских общин и связанная с этим трудность устройства общих вечерних трапез, или агап, вызвала отделение Евхаристии от агапы и перенесение первой на утреннее время. Эта первая в истории Евхаристии реформа проводилась не одновременно во всех Церквах. В некоторых Церквах, как, например, Римской, это нововведение имело место уже в середине II века (св. Иустин Философ, Апология, гл. 65-67), в других, в частности в Египте, еще в V веке Евхаристию совершали вечером (Сократ, Церковная история).

Перенесение Евхаристии с вечера на утро само по себе вызвало в жизни новый порядок - причащение Св. Тайн натощак. Эта традиция становилась всеобщей по мере того, как распространялся порядок совершения Евхаристии утром. Свидетельством происходившей перемены порядков причащения Св. Тайн является 41-е правило Карфагенского Собора. Собственно, это правило было принято в Италии на Иппонском Соборе 393 года (прав. 28) и вошло потом в Кодекс правил Карфагенского Собора. Это правило гласило: «Святое Таинство алтаря да совершается людьми не ядшими. Исключается из сего единый в году день, в который вечеря Господня совершается. Аще же память будет некиих в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими». Из этого правила можно сделать вывод, что еще в конце IV века в отдельных Церквах, как Иппонская, существовала древняя практика причащения Св. Тайн по принятии пищи. Собор, очевидно, следуя новому порядку, как общераспространенному, запрещает причащение после принятия пищи, делая в этом отношении исключение для Великого четверга.

VI Вселенский Собор отменил вышеназванное правило в части причащения в Великий четверг ядших, объяснив, что такое исключение в отношении Великого четверга могло быть сделано «по некоторым местным причинам, полезным для Церкви» (прав. 29).

Что касается причащения Преждеосвящёнными Дарами, то оно ведет свое начало от древнехристианского обычая принятия Св. Тайн или «самопричащения» на дому Св. Тайнами, приносимыми из храма, где совершалась Евхаристия. О таком обычае упоминает Тертуллиан (письмо к жене). День и час причащения устанавливал сам причастник. Этот обычай был поддержан анахоретами и от них вошел в монастырское богослужение. Монахи причащались или по совершении утреннего правила, или, что, очевидно, было связано с различной строгостью соблюдения поста, вечером. Чинопоследование изобразительных - это древнее правило или порядок причащения братии в конце утреннего богослужения, а литургия Преждеосвященных возникла на основе причащения Преждеосвященными Дарами вечером. В IV и V веках, когда стал утверждаться, как всеобщий, порядок причащения натощак, приобщение Преждеосвященных Даров - утром ли, вечером ли - также совершалось натощак. Это в итоге привело к перенесению литургии Преждеосвященных Даров на первую половину дня, хотя она начинается чинопоследованием вечерни.

Если совершать литургию Преждеосвященных Даров вечером, то, очевидно, встанет вопрос с воздержанием в этот день от принятия пищи до вечера. Прямых правил, которые отменяли бы это воздержание и разрешали бы приобщение Преждеосвященными Дарами ядших, нет. Однако на основании того же 29 правила VI Вселенского Собора, которое гласит, что «святые отцы оные» (т. е. Иппонского и Карфагенского Соборов) разрешали причащение Св. Даров в Великий четверг ядшим «по некоторым местным причинам, полезным Церкви», церковная иерархия, очевидно, может разрешать причащение Св. Тайн и на литургии Преждеосвященных, совершаемой вечером ядшими, установив для них пост не в продолжение всего дня, а в несколько часов, насколько это будет признано «полезным для Церкви».

4. Отзыв Преосвященного архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия по этому вопросу от 27 ноября 1968 года:

«Вполне согласен с высказываемыми в представлениях Высокопреосвященнейших Экзархов Антония и Ионафана соображениями о желательности совершения литургии Преждеосвященных Даров вечером, равно как и с правилами о сроках поста для приобщающихся и служащих. Могу только сказать, что вечерние Преждеосвященные литургии должны вводиться с осторожностью, в зависимости от местных условий и состава верующих. Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых. В Бельгии оно совершается уже в Бельгийской Православной Миссии, а в Голландии -в Гронингене, у о. Иоанна Хавемана».

Постановили:

1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным.

2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость.


Под причащением натощак в соответствии с устойчивой традицией понимается полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения (п. II.2 документа «Об участии верных в Евхаристии», принятого на Архиерейском совещании РПЦ в 2015 году). Сам факт этой традиции свидетельствует о том, что преобладающим в ней является не физиологическое отсутствие в желудке какой-либо пищи и питья, а именно сам подвиг воздержания от вкушения чего-либо до Святого Причастия при наступлении нового астрономического дня. Это означает, что дискуссии, связывающие воздержание перед причащением со временем, необходимым для переваривания пищи, понижают аскетическое понимание евхаристического поста до поста всего лишь «технологического».

В скобках указывается нумерация канонов Карфагенского собора по Книге правил.

Епископ Никодим (Милаш), комментируя этот канон, пишет: «Среди правил Никейского собора (I всел.) нет такого постановления, но возможно, что об этом, так же как о дне празднования Пасхи и о разрешении священникам жениться, рассуждали на Никейском соборе и сделано было соответственное заключение, хранящееся в тех актах, которые принесли с собой бывшие на соборе африканские отцы (Карф. 1)» (Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Правила Православной Церкви. М., 2001. Т. II. C. 197).

Объясняя этот канон, епископ Никодим указывает, что «правило приводит ещё тот случай, когда после обеда приходится совершить поминование (παράθεσις, commendatio) по некоторым умершим, причём служилась по обычаю и Литургия. Относительно этого правило постановляет, что Литургию может совершать только не обедавший священнослужитель, если же пообедал, то поминование должно ограничиваться только молитвами без Литургии» (Там же. С. 191).

Владыка Феодор Вальсамон, комментируя 29-й канон Трулльского Собора, пишет: «Святые отцы, собравшиеся в Карфагене, зная, что Господь наш Иисус Христос совершил свою таинственную Пасху и преподал бескровную Жертву уже после того, как совершил с своими учениками законную Пасху и вкусил от нее, повелели, чтобы диаконы и священники, прикасающиеся к Святыне, были не ядшими в остальное время, но в Великий Четверток священнодействовали после вкушения пищи» (Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 374).

Из его объяснения на 41-й (50-й) канон Карфагенского Собора (Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. М., 2000. С. 501).

Здесь можно отметить, что совершение этой Литургии в некоторых храмах РПЦ совсем уже вечером (после 17:00) превосходит в этом отношении даже строгую афонскую традицию, по которой Литургию Преждеосвященных Даров служат на несколько часов раньше (около 14:00 в пересчёте с так называемого византийского времени).

Андрей Ткачёв, протоиерей. Литургия Преждеосвященных Даров. http://www.pravoslavie.ru/46030.html Дата публикации: 19.04.2011.

Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3-5.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: