Сколько длиться месяц мухаррам по мусульманскому календарю. Месяц мухаррам и день ашура

Аллах сделал особенными некоторые периоды времени, дни, ночи и месяца. Одним из таких особенных времен для верующего является месяц Мухаррам. Мухаррам – месяц, с которого начинается мусульманский лунный календарь, это первый месяц нового года по хиджре. Это один из четырех священных месяцев, о которых в Коране сказано: «Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (9:36).

Эти четыре месяца: Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб. Толкователи Корана и ученые единогласны в этом мнении, так как об этом сказано также в хадисе Пророка (мир ему): «Время вернулось к своему первоначальному положению, как тогда, когда Аллах сотворил небеса и землю; год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре являются священными. Три из них находятся в последовательности: Зулькада, Зульхиджжа и аль-Мухаррам, а четвертый Раджаб».

Тем не менее, это не значит, что остальные месяцы не имеют значения или менее ценны. Священность вышеупомянутых месяцев обуславливается особенными датами, и особыми наградами Аллаха за благие деяния, тем, что Аллах выделил их для особого поклонения, и что эти месяцы были признаны священными даже язычниками Мекки. Но истинный мусульманин должен быть заинтересован в приближении к Аллаху и обретении Его довольство в любое время года.

Первое поклонение, которое должен совершить в этом месяце мусульманин, – это отдаление и отстранение от совершения грехов. В этот месяц благие деяний обретают особую награду, а наказание за грехи увеличивается. Аллах Всевышний сказал «не причиняйте себе зла в этом месяце», что значит быть особенно осознанным и осторожным в своем поведении, делах и поступках.

Соблюдение поста

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам».

Пост в месяц Мухаррам не является обязательным, но тот, кто постится в день или дни Мухаррама по своей воле, обретает награду от Аллаха. Согласно хадису, пост в Мухаррам является самым значимым среди добровольных постов.

В этом месяце также стоит уделить особое внимание поминанию Аллаху, чтению Корана, покаянию, укреплению родственных связей, помощи родителям, и всего, что любимо Аллахом для обретения Его довольства в месяц, который делает мусульманина особенно близким к Аллаху.

День Ашура

Самым благословенным днем месяца Мухаррам является его 10-й день – День Ашура. В день Ашура Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Также сообщается, что изначально пост в день Ашура был обязательным для мусульман, позже, когда обязательным стал пост в Рамадан, он был сделан добровольным.

Аиша рассказывала: «Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого».

Следовательно, пост в День Ашура является сунной Посланника Аллаха (мир ему).

Согласно другому хадису, является более предпочтительным держать пост 2 дня подряд: 9 и 10е Мухаррама и 10 и 11е Мухаррама. Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что иудеи постятся только в День Ашура и чтобы различить мусульман от них, советовал держать пост 2 дня подряд.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Достоинства и правила месяца Аллаха - Мухаррам.
Хвала Аллаху - Господу Миров, благословения и приветствия самому почтенному из пророков и посланников - нашему Пророку Мухаммаду, его семейству и сподвижникам. И всем, кто последовал за ними в благом до Дня суда.
А затем...
Воистину, милость Всевышнего Аллаха для Его рабов в том, что Он сменяет одни сезоны добра и милосердия другими, дабы сполна наградить рабов Своих и приумножить им милость Свою. Только что завершился сезон великого хаджа, как уже следует за ним священный месяц, месяц Аллаха - Мухаррам. Следует знать его достоинства и правила.

Превознесение месяца Аллаха - Мухаррам.
Всевышний Аллах сказал: "Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать в Скрижали Аллаха со дня, как сотворил Он Небеса и Землю. Из них четыре запретные, и это вера истинная, и не чините зла себе в эти месяцы...". Сура "Ат-Тауба" - "Покаяние", 36 аят. От Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) приводится, что Пророк (да будет доволен им Аллах) сказал в своей проповеди во время хаджа: "Время идёт согласно своему порядку с того дня, как Аллах сотворил Небеса и Землю. В году - двенадцать месяцев, из них четыре запретные, три подряд: Зулька"да, Зульхиджа и Мухаррам, Раджаб Мудар между Джумада и Ша"бан".
Аль-Куртуби сказал: "Всевышний Аллах, возвеличивая запретные месяцы, специально назвал их и запретил грешить в эти месяцы, хотя грешить запрещено всегда, как сказал Всевышний Аллах: "... нельзя иметь близость, нельзя грешить и нельзя препираться на хадже" . Сура "Аль-Бакара" - "Корова", 197 аят . Исходя из этого, большинство муфассиров говорит: "... и не чините зла себе в эти месяцы..." то есть: "в четыре запретных месяца". Приводит Хаммад бин Саляма от Али бин Зайд, от Юсуфа бин Махран, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: "... не чините зла себе в эти месяцы...", то есть все двенадцать месяцев".

Достоинство месяца Аллаха - Мухаррам.
Ибн Раджаб сказал: "Среди учёных существуют разные мнения по поводу того, какой из запретных месяцев лучше? Аль-Хасан и другие сказали: "Самый наилучший из них - запретный месяц Аллаха, Мухаррам". Это предпочтительное мнение части позднейших учёных. Передаёт Вахб бин Джарир от Курры бин Халида, что Аль-Хасан сказал: "Воистину, Аллах начинает год с запретного месяца и завершает его запретным месяцем. Нет месяца в году более величественного перед Аллахом после Рамадана, чем Мухаррам, и назван он "глухим" месяцем Аллаха по причине степени его запретности". Приводит Ан-Насаи слова Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): "Я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Какая ночь самая лучшая и какой месяц самый лучший?" Он ответил: "Лучшая ночь - середина ночи, и наилучший месяц - месяц Аллаха, который называете вы Мухаррам". Эти слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) означают: лучший месяц после Рамадана». Одно из свидетельств, указывающих на достоинство Мухаррама, приводится Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Наилучший пост после поста Рамадана - пост месяца Аллаха, Мухаррама, а наилучшая молитва после предписанной - молитва ночью" . Ибн Касим сказал: "Самый лучший месяц для дополнительного поклонения после месяца Рамадан - месяц Аллаха, Мухаррам. Потому что дополнительное поклонение некоторых дней лучше дней Мухаррама, например, день Арафа и десятый день месяца Зульхиджа. Самая лучшая молитва после предписанной - ночная дополнительная молитва".
Ан-Навави сказал: "Если спросят: "В хадисе сказано, что наилучший пост после поста Рамадана - пост Мухаррама. Тогда почему большинство дополнительного поста в Ша"бане, а не в Мухарраме?" Ответ: "Возможно он узнал о достоинствах Мухаррама в конце своей жизни, так и не успев поститься в этот месяц, или у него были другие причины, по которым он не мог много поститься в этот месяц, например: путешествие, болезнь или что-то другое".
Ибн Раджаб сказал: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал Мухаррам месяцем Аллаха и это указывает на почётный статус и достоинство этого месяца, ибо Всевышний Аллах называет Своим и соединяет с именем Своим только самое достойное из творений Своих. Подобно тому, как Он назвал рабами Своими Мухаммада, Ибрахима, Исхака, Якуба и других пророков, или как Его Дом, Его верблюдица. Если Всевышний Аллах выделил этот месяц среди других месяцев, следует выделить его поклонением, принадлежащем только Всевышнему Аллаху - постом."
Указывается также другая причина, почему этот месяц назван месяцем Аллаха. В этом указание на то, что запретным его объявил сам Всевышний Аллах, и никто не вправе его менять, как это делали арабы до ислама. Они объявляли его дозволенным, а запретным вместо него объявляли Сафар.
В этом месяце есть день, в котором произошло величайшее событие, победа добра над злом, победа истины над ложью. В этот великий день Всевышний Аллах спас Мусу (мир ему) и его народ, утопил фараона и его войско. Поэтому у этого дня есть великое достоинство и огромная степень с древнейших времён.
Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыв в Медину и увидев, что иудеи постятся день Ашура, обратился к ним: "Что это за день, в который вы поститесь?" Они ответили: "Это великий день, в который спас Аллах Мусу и народ его, утопил фараона и народ его. Муса постился этот день в знак благодарности Аллаху, и мы тоже постимся в этот день". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Мы более достойны этого и ближе к Мусе, чем вы". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сам постился и велел другим поститься в этот день. Приводит Аль-Бухари и Муслим, Ахмад приводит этот хадис от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), добавляя: "В этот день ковчег остановился на Аль-Джуди, и Нух постился в этот день в благодарность Аллаху".

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я не видел, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился поститься и ставить пост других дней над этим днём - днём Ашура и этим месяцем, то есть над месяцем Рамадан". Приводится Аль-Бухари и Муслимом.

Ибн Раджаб сказал: "Из этого следует, что день Ашура - наилучший из дней для поста после Рамадана, но Ибн Аббас приводит только своё мнение, не опровергая мнения других. Приводит Муслим хадис от Абу Катада, что пост Ашуры - искупление одного года, а пост дня Арафа - искупление двух лет и становится ясно, что пост дня Арафа лучше поста дня Ашура. Сказано, что мудрость этого в том, что день Ашура является днём Мусы (мир ему), а день Арафа - день Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и поэтому он лучше".

Ар-Раби" бинт Муаввиз бин Афра сказала: "Отправил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утром дня Ашура послание в деревни ансаров, находившихся вокруг Медины: "Кто намерился поститься, пусть держит свой пост, а кто поел, пусть не ест остаток дня". После этого мы постились сами и приучали к посту наших малолетних детей. Мы шли в мечеть и изготавливали для них игрушки из окрашенной шерсти. Если один из них плакал, желая есть, то мы давали ему эту игрушку, пока не наступало время разговления" . Приводит Аль-Бухари и Муслим.

Достоинства дня Ашура.

У дня Ашура великое достоинство и степень с древнейших времён. По этой причине постился в этот день Муса (мир ему), а равно как и все из числа обладателей Писания, и даже курайшиты соблюдали пост этого дня до ислама.

Приводится несколько хадисов о достоинстве дня Ашура и о достоинстве поста в день Ашура.

Приводится в сборнике "Сахих" Муслима от Абу Катада, что один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте в день Ашура и тот ответил: "Воистину, я надеюсь на Аллаха, что этот пост искупит грехи прошлого года" . Муслим 1976. Это для нас великая милость Аллаха, что за пост одного дня простятся грехи целого года.

Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я не видел, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился поститься и ставить пост других дней над этим днём - днём Ашура и этим месяцем - над месяцем Рамадан". Аль-Бухари 1867.

Как следует поститься в день Ашура?

1. Поститься девятый и десятый дни Мухаррама. Этот пост считается наилучшим согласно хадису Муслима, приведённому от Абу Катада, в котором говорится, что один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте в день Ашура и он ответил : В хадисе, приводимом Муслимом от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если доживу я до следующего года, воистину, буду поститься девятый и десятый дни".

О мудрости поста девятого дня имам Ан-Навави приводит несколько мнений учёных:

1) не следует уподобляться иудеям, постящимся только десятый день;

2) поститься только в пятницу нельзя, предписывается поститься ещё один день с пятницей (также и с днём Ашура);

3) не забывайте об опасности того, что месяц может быть не полным (29 дней или 30 дней), и тогда девятый день на самом деле может оказаться десятым.

2. Пост десятого и одиннадцатого дней. Согласно хадису Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не уподобляйтесь иудеям, поститесь один день до него или один день после него". Приводит Ахмад и Ибн Хузейма.

3. Пост девятого, десятого и одиннадцатого дней. Согласно хадису Ибн Аббаса: "Поститесь один день до него и один день после него".

4. Пост только десятого дня согласно хадису Муслима, приведённому от Абу Катада об одном человеке, спросившем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте в день Ашура и тот ответил: "Воистину, я надеюсь на Аллаха, что этот пост искупит грехи прошлого года".

Дамир-хазрат Нафиков

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Всевышнему Аллаху! Завершился последний, двенадцатый, месяц лунного мусульманского календаря Зуль-Хиджа 1431 года по хиджри, и начался первый месяц 1432 года, называемый «аль-Мухаррам».

Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Как было сказано выше, мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие – на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать. Вот их названия по порядку:

1. Аль-Мухаррам - араб. المحرم

2. Сафар - صفـر‎

3. Рабии’у ль-авваль - ربـيع الأول‎

4. Рабии’у с-саании -ربـيع الـثاني‎

5. Джумаада ль-ууля - جمادى الأولى‎

6. Джумаада ль-аахыра - جمادى الآخرة‎

7. Раджаб - رجـب‎

8. Шаабан - شعـبا ن‎

9. Рамадан - رمضا ن‎

10. Шавваль - شوّ ال‎

11. Зуль-Ка’да - ذو الـقـعـدة‎

12. Зуль-Хиджа - ذو الحجة‎

Почему этот месяц назван аль-Мухаррам?

По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.

2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).

3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Особая значимость этого месяца:

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Автор комментариев к Корану имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».

Сообщается от Абу Бакры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» (Муслим, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

Также упоминается, что аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать на то, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не может и не имеет права изменить это. Во времена джахилии (доисламского периода невежества) язычники самовольно объявили запретным месяц Сафар, а аль-Мухаррам сделали разрешённым. Назвав аль-Мухаррам «месяцем Аллаха», Всевышний указал на то, что только Он один обладает исключительным правом запрещать или разрешать.

По поводу предыдущего хадиса Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам . Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам , как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррам является лучшим после Рамадана…».

Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если кто-нибудь задаст вопрос: «Если в хадисе указывается на то, что лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам , как же тогда объяснить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всего постился в месяц Шаабан, а не в месяц аль-Мухаррам ?» Ответ таков: «Возможно, о достоинстве поста в аль-Мухаррам посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было открыто поздно (в последние годы его жизни), и поэтому он не успел много поститься в этот месяц. Или же в жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) возникали различные обстоятельства (поездки, болезнь и т.д.), препятствовавшие ему много поститься в аль-Мухаррам ».

Ибн Раджаб (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Существует разногласие среди богословов по поводу того, какой из запретных месяцев является наилучшим. Аль-Хасан аль-Басри и другие ранние ученые сказали, что лучшим из запретных месяцев является аль-Мухаррам . Ряд учёных, живших позднее, также предпочли это мнение. Приводится, что аль-Хасан сказал: «Поистине, Аллах начал год с запретного месяца (аль-Мухаррам) и завершил его также запретным месяцем (Зуль-Хиджа). И после Рамадана нет такого великого месяца в году, как аль-Мухаррам».

Из-за строгой запретности этого месяца раньше он назывался месяцем Аллаха аль-Асамм (в переводе с арабского языка – «глухой» или «закупоренный»). Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».

Из особенностей месяца аль-Мухаррам – то, что в нем присутствует день Ашура, а в соответствии с Сунной этот день рекомендуется проводить в посте. Ашура является десятым днем этого месяца.

Приведём некоторые хадисы, указывающие на достоинство этого дня:

1. Ар-Рубайа бинт Муаввиза (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост» . После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (Аль-Бухари, 1960).

2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (Аль-Бухари, 2004).

3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил: «Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (Муслим, 2718).

4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим, 2803).

Просим Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом, и просим у Него помощи и содействия в совершении благих дел в будущем.

Подготовлено редакцией сайта « »
www.сайт

  • — Нуфаи ибн аль-Харис. Абу Бакра-это его кунья. Уважаемый читатель! Не путайте его с самым известным и лучшим сподвижником Пророка, صلى الله عليه وسلم, Абу Бакром.

Зуль-хиджа — последний, 12 месяц мусульманского лунного календаря, который в 2018 году начинается 13 августа. После этого наступит новый месяц — мухаррам, который станет началом 1440 года по календарю хиджры.

Хиджра — исламский календарь, составленный в соответствии с Кораном и его неукоснительное соблюдение — священная обязанность каждого мусульманина. Отсчет времени (календарных годов) по Хиджре начинается с 16 июля 622 года по григорианскому летоисчислению, с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

В основе мусульманского календаря Хиджры лежит лунный годичный цикл. Лунный год короче солнечного и составляет 354 — 355 дней, и поэтому год от года происходит своего рода смещение солнечного календаря от лунного на 11-12 дней.

Месяцы Хиджры никак не привязаны к временам года и к сезонным работам, поэтому новый год может начинаться в разное время года — и летом, и осенью, и зимой.

Зуль-хиджа

Последний месяц мусульманского лунного календаря в 2018 году начинается 13 августа. Зуль-хиджа считается периодом строгого запрета на все недобрые деяния, которых нормальный человек в принципе должен остерегаться в своей повседневной жизни: всякое насилие, проявление нетерпимости, сквернословие, воровство и другие дурные дела и намерения.

Зуль-хиджа, в переводе с арабского означающий "обладающий паломничеством", в исламе относится к числу четырех священных месяцев — время совершения паломничества по святым местам.

Обеспечение безопасности паломников сулило хорошую торговлю и большую прибыль. По этой причине эти месяцы арабского календаря и стали "запретными", во время которых согласно мусульманской традиции, нельзя было вести военные действия, убивать и проливать кровь.

Для мусульман особенно важными являются первые десять дней этого месяца. Именно в это время мусульмане всего мира отправляются в хадж — паломничество по святым местам. Хадж длится три дня — с 7 по 9 число месяца зуль-хиджа.

Хадж является одним из пяти столпов веры и имеет большое духовное значение. Однако ислам не требует от мусульман обязательного исполнения этого предписания. Это связано с тем, что не каждый мусульманин может позволить себе отправиться в паломничество из-за финансовых затруднений или по состоянию здоровья.

Однако, несмотря на все трудности, каждый правоверный мусульманин стремится хотя бы раз в жизни побывать в святых местах.

Во время хаджа верующие отметили еще один праздник — День Арафа или стояние на горе Арафат. В этот день участники хаджа посетили гору Арафат близ Мекки, где, по преданию, встретились пророк Адам и его жена Хава (Ева) после изгнания из рая и где были приняты их молитвы.

В День Арафа верующим предписано поститься и молиться об искуплении своих грехов.

Закончилась первая декада месяца зуль-хиджа праздником жертвоприношения — Ид аль-Адха, более известным как Курбан-байрам. Он отмечается через 70 дней после праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), знаменующим окончание поста в месяц Рамадан.

Отмечают праздник в долине Мина вблизи Мекки, и длится он три дня. Во время Курбан-байрама верующие приносят в жертву барана или другой крупный рогатый скот.

Первые десять дней месяца зуль-хиджа являются высокочтимыми и ценными для мусульман всего мира, в эти дни следует поститься и стремиться делать как можно больше благих деяний. К благим делам относятся как молитвы и милостыня, так и дополнительные посты.

Поэтому желательно соблюдать пост в первые девять дней месяца, особенно в День Арафат — девятый день месяца зуль-хиджа, который в 2018 году мусульмане отмечали 21 августа. Пророк Мухаммад сказал, что пост в День Арафат искупает грехи предыдущего и следующего года.

В Курбан-байрам поститься запрещено. Накануне данного праздника мусульман рабочий день сокращается на один час.

Мухаррам

В первый день священного месяца мухаррам наступает новый 1440 год по Хиджре. Рас-ас-Сана (День хиджры) в 2018 году по грегорианскому календарю приходится на 11 сентября.

Отмечать как-то по-особому наступление лунного Нового года у мусульман не принято. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Мусульмане уверены, что, если они будут усердно молиться в течение этого периода о прощении грехов и совершать добрые дела, на них снизойдет божье благословение и весь остальной год будет благополучным. Поэтому и первый день месяца мухаррам проводят в молитве.

Первые 10 дней нового года почитают в мусульманском мире благословенными для всех хороших начинаний. В это время принято играть свадьбы, приступать к строительству домов и строить планы на будущее.

Сам месяц мухаррам — наряду с месяцами раджаб, зуль каада и зуль-хиджа —каждый мусульманин должен постараться провести в служении Всевышнему, который запретил на это время конфликты, кровную месть, войны и так далее.

Мухаррам — месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Богу. В одном из изречений Мухаммеда говорится: "Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан".

В другом изречении говорится: "Тому, кто постился один день в месяце мухаррам, воздается как за 30 постов".

Согласно еще одному изречению, большое вознаграждение ждет мусульманина, соблюдавшего пост в четверг, пятницу и воскресенье месяца мухаррам.

Пост во время священного месяца мухаррам, также, как и пост во время священного месяца Рамадан заключается в отказе от пищи в светлое время суток, в духовном очищении, в посвящении себя молитвам, покаянию и богослужению.

В день наступления Нового года священнослужители желают всем мусульманам мира, добра и благополучия, благости и обильных милостей Всевышнего Аллаха.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

С месяца Мухаррама начинается исламский лунный календарь. Это один из четырех священных месяцев, о которых в Благородном Коране говорится:

ان عدة الشهور عند الله اثنا عشر شهرا في كتاب الله يوم خلق السموات والأرض منها اربعة حرم

Перевод смысла: «Число месяцев, согласно Аллаху, – двенадцать месяцев, [упомянутых] в Книге Аллаха в день, в который Он создал небеса и землю. Среди них (двенадцати месяцев) есть четыре священных» .

Эти четыре месяца, согласно достоверным хадисам, – Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Все толкователи Благородного Корана единодушны в этом, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) в проповеди, прочитанной в последнем хадже, сказал:

السنة اثنا عشر شهرا أربعة حرم، ثلاث متواليات ذوالقعدة، وذوالحجة، والمحرم، ورجب.

«Год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре – священные месяцы, три из них идут друг за другом: Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам, – а четвертый – Раджаб».

Выделение этих четырех месяцев не означает, что другие месяцы лишены какой бы то ни было священности, ведь месяц Рамадан признается наиболее священным месяцем года. Однако эти четыре месяца указаны особо, поскольку их священность признавали даже мекканские язычники.

На самом деле, все месяцы изначально равны, и нет святости, которая была бы им внутренне присуща. Когда же Всемогущий Аллах выбирает некое время для Своего особого благословения, это время приобретает святость по Его Милости.

Таким образом, святость этих четырех месяцев признавалась с времен нашего господина Ибрахима (мир ему). Так как язычники Мекки возводили свой род к нашему господину Ибрахиму (мир ему), они чтили святость этих месяцев и, несмотря на многочисленные войны между племенами, считали недозволенным сражаться в это время.

В Шариате нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) сохраняется святость этих месяцев, и в Благородном Коране они названы (перевод смысла) «священными месяцами».

У месяца Мухаррам есть свои особые достоинства, о которых будет сказано ниже.

1. Пост в течение этого месяца.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

أفضل الصيام بعد شهر رمضان شهر الله المحرم

«Лучшие посты после постов Рамадан – посты в месяц Мухаррам».

Хотя поститься в течение месяца Мухаррам не обязательно, тем не менее, тот, кто постится в этом месяце по своему желанию и выбору, получит великую награду от Всемогущего Аллаха. В вышеприведенном хадисе указано, что из всех желательных (нафль) постов (то есть таких постов, которые не обязательно держать, но которые человек соблюдает по своему выбору) за посты в течение Мухаррама полагается наибольшая награда.

Из этого хадиса не следует, что такую награду получит лишь тот, кто постится весь месяц без перерыва. Напротив, вознаграждается каждый день поста. Поэтому нам следует постараться не упустить эту возможность.

2. День Ашура.

Хотя все дни месяца Мухаррам священны, 10-е число этого месяца выделяется особо. Этот день называется днем Ашура.

Согласно сподвижнику Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах), наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), переселившись в Медину, обнаружил, что мединские евреи постились 10-го Мухаррама. Они говорили, что в этот день пророк Муса (мир ему) и его последователи чудесным образом пересекли Красное море, а Фараон утонул в его водах. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы», – и велел мусульманам поститься в день Ашура (Абу Дауд).

Также во многих достоверных хадисах говорится, что вначале мусульмае были обязаны поститься в день Ашура. А затем, когда был установлен обязательный пост в месяц Рамадан, пост в день Ашура стал желательным. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) сказала:

فلما قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة صامه وأمر بصيامه. فلما فرض رمضان كان هو الفريضة وترك عاشوراء، من شاء صامه ومن شاء تركه ()

«Когда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) прибыл в Медину, он постился в день Ашура и велел людям поститься в этот день. Однако, когда посты в Рамадан были вменены в обязанность, обязательность поста была ограничена Рамаданом и обязательность поста в день Ашура была отменена. Человек может поститься в этот день, если пожелает, а может не поститься, если хочет».

Тем не менее, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) постился в день Ашура даже после того, как пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность. Абдуллах ибн Маʼуд передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в Рамадан посту в день Ашура (Бухари и Муслим).

Говоря вкратце, из достоверных хадисов следует, что пост в день Ашура – это Сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и за него полагается великая награда.

Согласно другому хадису, рекомендуется, чтобы пост в день Ашура либо следовал за другим днем поста, либо предшествовал ему. Это означает, что нужно поститься два дня: либо 9-е и 10-е Мухаррама, либо 10-е и 11-е Мухаррама. Смысл еще одного дополнительного поста заключается в том, что, как говорил Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), евреи постились в день Ашура и Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) хотел, чтобы пост мусульман отличался от поста иудеев. Поэтому он советовал мусульманам добавить еще один день поста.

Некоторые источники указывают на еще одну особенность дня Ашура: согласно этим источникам, в этот день следует быть более щедрым со своей семьей, принести домой больше еды, чем в другие дни. Эти хадисы не очень достоверны, как указывают знатоки хадисов. Однако некоторые ученые, такие как Байхакы и Ибн Хиббан, сочли их достойными доверия.

То, что сказано выше о дне Ашура, основано на достоверных хадисах. Однако об этом дне ходят легенды, и некоторые заблуждения касательно дня Ашура пробрались в умы невежественных людей, хотя не имеют под собой никакой достоверной базы. Наиболее распространенные из этих заблуждений таковы:

  • Это день, в который был создан Адам (мир ему).
  • Это день, в который родился Ибрахим (мир ему).
  • Это день, в который Аллах принял покаяние нашего господина Адама (мир ему).
  • Это день, когда наступит конец света.
  • Кто искупается в день Ашура, тот никогда не заболеет.

Все эти и другие подобные измышления и фантазии не имеют никакой основы, а все хадисы в поддержку этих мнений не выдерживают критики.

Некоторые люди считают Сунной готовить в день Ашура специальное блюдо. Это также не имеет никакой основы в исламских источниках.

Другие связывают святость дня Ашура с мученической смертью нашего господина Хусайна во время битвы с сирийским войском. Вне сомнений, смерть нашего господина Хусайна – один из самых трагических эпизодов нашей истории. Однако святость дня Ашура не может быть связана с этой смертью просто потому, что эта святость была установлена задолго до рождения нашего господина Хусайна.

Наоборот, то, что наш господин Хусайн погиб в день Ашура, указывает на достоинство этого человека.

Еще одно заблуждение о месяце Мухаррам заключается в том, что это плохой или несчастливый месяц, поскольку в Мухарраме убили нашего господина Хусайна. По этой причине люди не заключают браки в этом месяце. Это опять же безосновательное измышление, противоречащее Благородному Корану и Сунне. Такого рода предрассудки опровергал наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Если бы смерть какого-то выдающегося человека делала день его смерти несчастливым во веки веков, то осталось бы ни одного счастливого дня в году, потому что каждый день из 365-ти дней в году будет днем смерти какой-либо выдающейся личности. Благородный Коран и Сунна освобождают нас от этих суеверий, на которые не следует обращать никакого внимания.

Следующая дурная практика, связанная с этим месяцем, – причитания и траурные церемонии в память о мученической смерти нашего господина Хусайна. Как мы уже сказали, битва при Кербеле – один из самых трагических эпизодов в нашей истории, но Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил нам устраивать подобные церемонии, вне зависимости от того, кто погиб. Люди эпохи джахилийи громко оплакивали своих погибших родственников и друзей, разрывали на себе одежду и били себя по щекам и по груди. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил мусульманам так вести себя и велел сохранять терпение, произнося:

إنا لله وإنا إليه راجعون .

Об этом до нас дошло множество достоверных хадисов. Вот один из них:

ليس منا من ضرب الخدود، وشق الجيوب، ودعا بدعوة الجاهلية()

«Тот не из нас, кто бьет себя по щекам, разрывает на себе одежду и завывает, как люди джахилийи».

Факихи единогласно постановили, что выражение скорби таким образом не дозволено. Сам господин Хусайн незадолго до своей смерти посоветовал своей любимой сестре, нашей госпоже Зайнаб (да будет доволен ей Аллах), не оплакивать его так, если он погибнет. Он сказал:

يا أخيه إني أقسم عليك، لا تشقى على جيبا، ولا تخمشي على وجها ولا تدعى بالويل والثبور إن هلكت ()

«Моя дорогая сестра, я заклинаю тебя, если я умру, не рвать на себе одежду, не царапать свое лицо, никого не проклинать или не молиться о скорой смерти».

Из этих слов нашего господин Хусайна становится ясно, что такого рода оплакивание осуждается даже тем благословенным человеком, которого эти люди оплакивают. Все мусульмане должны сторониться этой практики и держаться учения Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и его любимого внука – нашего господина Хусайна.

Муфтий Таки Усмани

() سنن ابو داؤد
() (صحيح البخاري كتاب الجنائز
() (الكامل، ابن أثير، جلد ٤ صفحه ٢٤



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: