Собор святого иакова испания. Собор святого иакова, сантьяго-де-компостела, испания

Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750) . Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» - возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.

Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта) , где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103) .

Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро) , которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.

История

Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова) , где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.

Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.

Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.

Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места - «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор остается местом массовых паломничеств. Его называют «христианской Меккой». Здесь, в Сантьяго-де-Компостела, находится величайшая реликвия Испании - мощи святого апостола Иакова, небесного покровителя страны.

Само название города - Сантьяго - связано с именем святого Иакова (по-испански - Сантьяго). - «Сын Грома», как его именуют в Испании, был, как и его брат, , простым рыбаком и одним из первых учеников Христа. Рассказывают, что когда двенадцать апостолов двинулись во все концы Земли нести Благую весть, Иаков отправился проповедовать Евангелие в Испанию. В ту пору это была отдаленная римская провинция. Пройдя по дорогам Испании и создав здесь первые христианские общины, Иаков вернулся в Палестину. Там он был схвачен по приказу царя Ирода Агриппы и в 44 году обезглавлен. Ученики святого Иакова положили его останки в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.

Эта лодка чудесным образом была выброшена на испанский берег в устье реки Улья, на том месте, где ныне находится город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году живший здесь монах-отшельник по имени Пелайо, ведомый путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. Несмотря на прошедшие восемь веков, они оставались нетленными. В 896-899 годах по распоряжению короля Альфонса III на месте находки над ковчегом была сооружена небольшая церковь, а само это место получило название Компостела - от латинского Campus Stellae - «место, обозначенное звездой».

Обретение мощей святого Иакова состоялось в чрезвычайно трудную и опасную для Испании пору: мавры покорили практически весь Пиренейский полуостров, в руках христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. И явление мощей святого Иакова было воспринято испанцами как знак свыше. Действительно, с этого момента началось движение мавританского завоевания вспять - Реконкиста. В результате арабы были изгнаны с Пиренеев, а святой Иаков стал считаться покровителем Испании. Старинные хроники рассказывают, что во время битв с маврами испанцы не раз видели святого Иакова в образе Белого Рыцаря, который с мечом в руках и боевым кличем «Santiago y cierra España!» обращал в бегство многотысячные толпы арабов. Таким в Средние века чаще всего и изображали святого Иакова испанские скульпторы: верхом на коне, поражающим мавров.

Со дня обретения мощей святого Иакова Компостела стала особо почитаемой святыней Испании. Эту традицию, как считают, установил император Карл Великий. Папа римский Каликст II даровал Сантьяго-де-Компостела привилегию на индульгенцию (полное отпущение грехов), тем самым приравняв этот город к Риму и Иерусалиму. Сюда нескончаемым потоком шли паломники из Франции, Португалии, Италии, Польши, Ирландии, Англии и других европейских государств. Путь из Европы на Пиренейский полуостров, который пешком преодолевали богомольцы, чтобы попасть в Святой город, получил название «Путь Святого Иакова». Его главная магистраль берет свое начало на юге Франции и через Пиренеи, минуя испанские города Логроньо, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, Белорадо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада и Вильяфранка-дель-Бьерсо, ведет в Сантьяго-де-Компостела. Ныне «Путь Святого Иакова» на всем своем протяжении объявлен памятником всемирного значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО.

Святого Иакова Компостельского, который первым предпринял дальнее странствие в Испанию, считали покровителем паломников. В средневековом искусстве он предстает то в образе путника в украшенной ракушками шляпе, с посохом и сумой, то как апостол в тоге и со свитком в руке, в окружении верующих. Подобно евангельским волхвам, ведомым путеводной звездой, идущие в Компостелу паломники по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании называют «дорогой святого Иакова». Согласно народному поверью, святой начертал его в небе, чтобы указать направление Карлу Великому в походе против сарацин.

Удивительный природный и культурно-исторический ландшафт, через который пролегает «Путь Святого Иакова», сохранился до наших дней практически в неприкосновенности - с арочными мостами, переброшенными через горные потоки, поклонными крестами, паломническими церквами и часовнями, замками и крепостями, гостиницами и постоялыми дворами, старинными деревнями и городами, по улицам которых и в наши дни неторопливо шагают паломники с посохами, держащие путь в Компостела.

Открывающаяся перед глазами путника панорама города в один миг пленяет его, заставляя забыть об усталости и трудностях пройденного пути. Старинная Компостела - один из самых красивых средневековых ансамблей Европы, сохранившихся до наших дней. Сантьяго-де-Компостела называют «городом ста башен», «светочем христианского мира». А над его многочисленными башнями и шпилями ослепительно сверкают золотом купола сказочно прекрасного собора Святого Иакова.

Первый храм на могиле апостола Иакова был построен королем Альфонсом II и епископом Теодомиром в 829 году. Король Альфонсо III Великий в конце IX столетия заменил его на более красивую и значительную по размерам базилику, но в 997 году мавры под предводительством Аль-Мансура во время очередного набега разрушили церковь.

В 1078 году под руководством французского архитектора-монаха Бернара из Клюни началось сооружение нового собора. Оно имело несколько этапов (1077/78-1088 гг.; 1100-1128 гг.) и продолжалось несколько столетий. К 1521 году собор был в основном завершен.

Собор в Сантьяго-де-Компостела - наиболее важная постройка средневековой Испании. Его интерьер сохранил свой романский характер, хотя перестройки XVII-XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676-1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738-1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора - он носит название «Обрадорио» - и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля в его испанском варианте - чурригереско.

Восточный фасад, известный под именем «Асабачерия», возведен в XVIII в. архитекторами Ферро Каавейро и Фернадесом Сарела на месте сгоревших романских Ворот Рая и впоследствии завершен в 1770 г. по проекту . Фасад украшают скульптуры Гамбино: в верхней части - короли Альфонсо III и Ордоньо II, возносящие молитву св. Иакову-паломнику, в центре - символическое изображение Веры.

В центре западного фасада, в глубокой нише, установлена фигура святого Иакова. Порталы, обрамляющие входы в собор, богато украшены скульптурами XI-XVI веков. Наиболее древние рельефы можно увидеть на южных вратах - Пуэрта-лас-Платериас. Но самые значительные памятники искусства украшают «Портик Славы» - Портико де ла Глория, находящийся на западном фасаде, который мастер-резчик по имени Матео создавал на протяжении 20 лет (1168-1188 гг.). Это вершина романской пластики в Испании. Мастеру Матео, судя по всему, были хорошо известны скульптурные порталы Бургундии и Иль-де-Франса.

Портик увенчивает большое скульптурное изображение Христа-Спасителя в окружении евангелистов, апостолов и музыкантов. На колонне, на высоте поднятой руки, имеется пять углублений - их считают следом руки Иисуса Христа. Существует поверье, что на паломника, который вложит в эти углубления пальцы своей руки, снизойдет благодать Святого Духа.

Главные ворота собора - Святые ворота («Пуэрта Санта») - открываются только в «Святой год» - т.е. в год, когда 25 июля, день поминовения святого Иакова, приходится на воскресенье. Входящего внутрь храма изумляют его громадные размеры. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа - 24 м. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней - гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора - крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение.

В соборе действует музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

В соборе и вокруг него всегда многолюдно. За тысячу лет его существования здесь побывали миллионы паломников, в числе которых было и множество мировых знаменитостей - от святого Франциска Ассизского и папы Иоанна Павла II до писателя Пауло Коэльо и голливудской звезды Ширли Маклейн. Помимо главного, Французского пути, существует еще несколько путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну Басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский - этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке - в Сантьяго-де-Компостела, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек - как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старинная испанская пословица: «Все пути ведут в Компостела».

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела – массивная церковь в историческом центре города, ставшая неофициальным символом галисийской столицы. Две статные колокольни собора доминируют над линией горизонта и видны практически из любого района города. Когда-то на этом месте стоял небольшой и скромный храм, сегодня же гигантское здание собора Сантьяго неизменно восхищает туристов и паломников со всего мира. Попасть внутрь и пройти к могиле святого Иакова можно бесплатно, а чтобы спуститься в крипту и пройтись по клуатру и другим музейным помещениям придется немного заплатить.

Главный фасад собора Сантьяго обращен в сторону площади Пласа Обрадоиро, поэтому часто его называют просто Эль Обрадоиро. Прямо напротив стоит дворец Рахой, в котором сегодня заседает парламент Галисии. Фасад собора привлекает внимание центральной секцией со множеством деталей и орнаментов, причем этот фасад не является оригинальным – он был построен только в первой половине 18-го века по проекту архитектора Фернандо де Касаса Нова в галисийском барочном стиле. К более старым частям фасада относятся два лестничных пролета, соединяющихся в одной точке и ведущих к главному входу. Обе лестницы были построены еще в 16-м веке и ведут в еще более старое строение, датированное 12-м столетием и, собственно, являющееся оригинальным собором.

Одной из выдающихся деталей собора можно назвать две колокольни, известные как Торре де ла Каррака и Торре де ла Кампанас. Они также были построены в разные эпохи – нижние уровни датируются 12-м веком, а верхние – 17-18-м столетиями. Обе башни, достигающие 70 метров в высоту, сочетают в своем облике элементы барочного и романского стилей.

Интересно, что если обойти вокруг собора, то с разных сторон он предстанет в разном облике. Так, восточный барочный фасад примечателен Царскими вратами, но считается наименее привлекательным. Северный фасад, обращенный в сторону площади Пласа Асабакериа, отличается пышными декорациями и сочетает в себе элементы барочного и неоклассического стилей. Южный фасад считается самым старым, на него можно взглянуть со стороны площади Пласа де лас Платериас, откуда также видна часовая башня Торре де ла Тринидад и часть клуатра.

В городе Сантьяго-де-Компостелла («поле звезды») на том самом месте, где было обнаружено захоронение одного из учеников Христа, сейчас находится собор. Строительство его началось в 1211 году и продолжалось еще 400 лет. К моменту окончания работ собор приобрел черты стиля барокко. Собор Святого Иакова - это не только великий памятник архитектуры, он до сих пор остается христианской святыней, к которой ежегодно совершают паломничества более тысячи верующих со всего света.

В Соборе хранятся мощи святого Иакова. Как они попали в , остается загадкой. Легенда гласит, что тело Иакова было брошено в лодку, которая, долго скитаясь по волнам, приплыла в Галисию, в верховья бухты Виго, и остановилась невдалеке от места, где сегодня находится современная Компостелла.

Будучи захороненными, мощи Иакова 800 лет не привлекали к себе внимания; но вот настал день, когда епископ Ивийский Теодомир увидел на небосводе чудесную звезду, которая освещала часть поля невдалеке от того места, где лежали останки Иакова. Теодомир раскопал освещенную звездой землю и обнаружил мраморную плиту, которая была надгробием, хранившим мощи великомученика.

Произошло это в 835 году. Весть о найденных мощах Иакова быстро облетела весь христианский мир. Вскоре сюда прибыл король Альфонсо II, приказавший возвести над гробом часовню.

Через несколько лет часовня была перестроена в базилику и богато украшена. Однако, вторжение мавров (арабов) на долгое время прервало связь христиан со святыней. В 997 году мавры во главе с Альманзором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Христианская армия была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альманзору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову - столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы сохранности сохранилась до наших дней.

Галисия освободилась от засилья мавров в середине XI века. Тогда же началось строительство нового храма на месте разрушенного. В 1082 году, при короле Альфонсо VI, над местом захоронения Иакова начинают возводить кафедральный собор. Именно это сооружение видят сегодня перед собой все паломники, идущие в город.

Особенности:

К Собору Святого Иакова ведет дорога, протяжённостью около 800 километров. Весь этот путь нужно пройти пешком, проехать на велосипеде или на лошади. Езда на автомобилях здесь запрещена. Такова традиция. С XII века, вдоль «дороги» выросли десятки и сотни церквей, монастырей, убежищ для паломников, придорожных крестов и других памятных знаков. На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой - посох, неотъемлемые атрибуты странника.

Хотя Собор Святого Иакова меньше размерами, чем некоторые другие соборы (например, или Страсбургский), он выглядит довольно внушительным.

Собор построен в форме креста. Его длина 75 метров, ширина - 57. В храме 25 часовен. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Это та самая ограда, которая была построена по приказу правоверного халифа Альманзора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К фигуре Иакова ведут две лестницы. Поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к статуе рукой и поцеловать ее в плечо. Верующие в этот момент просят святого о заступничестве.

Конечно, главной целью паломников является преклонение перед мощами святого Иакова. Хотя здесь еще немало достопримечательностей: например, здесь хранится шип из тернового венца, который был на Иисусе Христе.

В наше время паломничество в Компостелла приравнивается по значимости к хождению в Иерусалим. Множество верующих устремляется в испанский город, где хранятся святые мощи. В сегодняшнем Сантьяго все приготовлено для туристов и пилигримов - рядом с Собором множество гостиниц, недорогих ресторанчиков, больших кафетериев и автостоянок.

Собор Святого Иакова - католическая святыня Сантьяго Матамороса в галисийском городе Сантьяго-де-Компостела, где почивают его мощи.

Крупнейший паломнический центр средневекового католичества, конечный пункт на пути Св. Иакова. Историческая часть города, сложившегося вокруг собора, включена в список объектов Всемирного наследия.

История

Мощи Святого Иакова были обретены в Галисии отшельником Пелайо в 814 году, в правление астурийского короля Альфонса II. На месте открытия была воздвигнута временная часовня, которую в IX веке сменили друг за другом два каменных собора.

В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур. Ворота и колокола церкви он увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Ныне существующий собор заложил в 1075 году кастильский король Альфонсо VI. Он строился из гранита по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. В 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись - кодекс Каликста, приписываемая перу одноимённого понтифика.

Она содержит ценные сведения о строительстве храма. В 1128 году романский собор - один из самых вместительных в Европе - был освящён.

Достопримечательности

Сами мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской «анти-Армады», да так тщательно, что потом отыскать их не удалось.

Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII.

Достопримечательностью собора является подвешенное с потолка кадило, самое большое в мире - размером в человеческий рост. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачивания восемью служителями (tiraboleiros) в багряных одеждах. На наполнение этого кадила (известного как ботафумейро) уходит 40 кг угля и ладана.


Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова

Собор Святого Иакова



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: