Социология георга зиммеля философия денег. Шпаргалка: Социология Георга Зиммеля

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Деньги - это реальность, с которой мы постоянно имеем дело в нашей повседневной жизни, это непременный атрибут нашего бытия. Они вносят в нашу жизнь особый ритм, особый стиль, особый “шарм”, особое восприятие мира и себя в нем.

Деньги создают нам проблемы, когда их нет, но еще больше проблем возникает тогда, когда они есть. И это только видимость, что мы управляем деньгами, на самом деле мы и не замечаем как тихо и настойчиво они управляют нами.

Деньги превращают нас в господина и в раба одновременно. И наша власть над ними реальна лишь настолько, насколько мы способны понять их власть над нами.

Человек пытается познать сущность денег на протяжении многих столетий. О деньгах писали философы и экономисты, государственные деятели, писатели и даже поэты. Их воспевали и проклинали, о них мечтали и их презирали, к ним стремились и их боялись. Что же такое деньги - добро или зло? Они способны созидать и разрушать, объединять и разлучать, они делают людей партнерами и соперниками, они несут радость и горе. Деньги могут влиять на судьбу как отдельного человека, так и целых народов. Их добывают тяжким трудом и в них играют, с ними расстаются смеясь и плача. Человек делает деньги, деньги “делают” человека - они формируют и его образ жизни, и его образ мыслей. Что же они дают человеку - свободу или зависимость?

Из всех теоретиков, работавших на рубеже XIX-XX вв. и считающихся ныне классиками буржуазной социологии, Георг Зиммель - самый непоследовательный и противоречивый. Его творчество постоянно подвергается многочисленным, иногда взаимоисключающим друг друга интерпретациям. Оценки социологии Зиммеля историками и теоретиками социологии колеблются от полного отрицания ими ценности его идей до признания их этапными, в значительной мере определившими содержание и направление последующего социологического развития.
Георг Зиммель родился 1 марта 1858 г. в Берлине. Окончив классическую гимназию, он поступил в Берлинский университет, где в числе его преподавателей были историки Моммзен, Дройзен и Трейчке, психологи Лацарус, Штейнталь и Бастиан, философы Харм и Целлер. В 1881 г. он получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте, через 4 года стал приват-доцентом, а через 15 лет - экстраординарным, т. е. внештатным, профессором и оставался в этой должности еще полтора десятилетия, не получая никакого жалованья, за исключением студенческих взносов за лекции. Лишь в 1914 г. он получил штатную должность профессора в университете Страсбурга, где читал логику, историю философии, метафизику, этику, философию религии, философию искусства, социальную психологию, социологию, а также специальные курсы по Канту, Шопенгауэру и Дарвину.

Цель – изучение денег в философии Г. Зиммеля

Предмет – вопрос денег в философии Г. Зиммеля

1. Классический этап в развитии социологии. Георг Зиммель

Особый интерес представляют взгляды немецкого социолога Георга Зиммеля (1858-1918). Социология, считал Зиммель, должна конструироваться не традиционным путем - путем выбора не «занятого» другими социальными науками предмета, а как метод науки, не обладающей своим собственным содержанием. С этой точки зрения, все предметы каждой из социальных наук являются особым образом оформленными «каналами», по которым течет общественная жизнь. Напротив, то новое социологическое видение, которое предлагает Зиммель, имеет свои задачи изучения закономерностей, недоступных каждой из этих наук.
Цель социологического метода - выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать их систематизация, психологическое обоснование и описание в историческом развитии.

Согласно Зиммелю его концепция, с одной стороны, гарантирует четкость отделения социологии от других социальных наук, поскольку она изучает чистые формы «социации», с другой стороны, позволяет провести границу между науками в обществе, в которых возможно применение социологического метода, и науками о природе.
«Формы обобществления» - таков подзаголовок книги Зиммеля «Социология» (1908) - являются собственно предметом этой науки. Он не может быть сам по себе изъят из действительности, а «производится» лишь через разделение форм и содержания. При этих предпосылках социология может быть отдельной или даже точной наукой.
Формы обобществления можно определить как структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп. Общество основывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта - форму и содержание. Социальное содержание не требует собственной, специфически социологической интерпретации, поскольку она одновременно является предметом других наук. Поэтому социология должна заниматься формальными аспектами. Абстрагирование от содержания позволяет проецировать «факты, которые мы считаем общественно-исторической реальностью, на плоскость чисто социального». Содержание становится общественным только через формы взаимовлияния или обобществления.

Зиммель превосхитил ряд существенных положений современной социологии групп. Он особенно подчеркивал значение количества членов групп. Вначале выработка правил и организационных форм, органов и т. п. зависит от количества, т. е. только при некой определенной величине группы структурируются и образуют органы на разделение труда.
Группа, согласно Зиммелю, является образованием, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по своим собственным законам и независимо от индивидуальных носителей. Она, как и индивид, благодаря особой жизненной силе имеет тенденцию к самосохранению, основы и процесс которого Зиммель и исследовал. Эта способность группы к самосохранению проявляется в продолжении ее существования, несмотря на исключение отдельных членов.

Зиммель всегда интересовался проблемами современной культуры. Особое внимание он уделял культурной роли денег («Философия денег», 1900). Его основным намерением было изучение экономических факторов как результата психических, метафизических предпосылок. Зиммель критиковал ситуацию в современной ему культуре, когда денежная стоимость заменила другие - более глубокие - значения и тем самым привела к психическому обеднению и опустошению чувств. Интересы владения соответственно устремлены на сами деньги; деньги, которые в силу своей природы могут быть только средством, становятся целью. С другой стороны, использование денег обусловило тенденцию к взвешенности, расчету, математизации повседневной жизни, которая в то же время воздействовала на рационализацию в плане контроля и уменьшения аффектов. Характерно, что Зиммель свел социализм к технике организации. В то же время он указал на возможность реализации принципов социалистического общества.

Постоянной темой у Зиммеля является трагедия культуры. В ходе культурного развития вследствие процессов дифференциации и разделения труда произошло расхождение субъективной и объективной культуры. В то время как группы культурных достижений, знания, открытия, изобретения, стили и формы культуры и т. п. все более накапливаются, развиваются и утончаются, субъективная культура значительно отстает от этого объективного развития. Пропасть между ними постоянно расширяется по мере развития объективной культуры. Человек больше не в состоянии усвоить все знания своего времени, а форма жизни совсем не соответствуют его возможностям.

    Стихия социальной жизни

Воздерживаясь от признания "социальной субстанции", Зиммель говорил о множестве качественно особых, больших и малых сил, стихий, из которых складывается общественный процесс. К таким силам он относил любовь, благодарность, конкурентность, вражду, моду, стремление к самоутверждению, новизне и многое другое.

Бесформенные и бессодержательные в своей первооснове социальные стихии, включающие в себя инстинктивные, социальные и духовные силы, многообразно сочетаются в социуме, "расслаиваются" на "форму" и "содержание", которые затем взаимодействуют друг с другом. Форма - безлична, универсальна, инертна. Содержание - личностно, конкретно, жизненно.

Первоначально Зиммель опирался на физико-химические и биологические аналогии: он говорит о социальных атомах и молекулах, дифференциации и интеграции, социальной материи, которая может "сгущаться" и "разрежаться". Социальные стихии могут распространяться подобно ураганному ветру или надолго застывать в форме социальных институтов, догматов, обычаев. Формы, вбирая в себя вновь возникающие стихии, перерабатывают их на свой лад. Церковь, государство, наука - это формы. Они втягивают в себя любовь, жадность, славолюбие, конкурентность, наделяя их особым символическим смыслом. Позже, разлагаясь, социальные формы передают накопленную энергию другим, новым формам, которые осмыслят эти силы и символизируют их по другому.

Так, из богословских споров рождается научная полемика, из протестантской тревоги и озабоченности - страсть к деньгам и накоплению, из монастырского послушания - светское образование, из православно-русской мечты о Царстве Божьем на Земле - могли бы мы добавить к этому - строительство коммунизма в СССР. Зиммель не стремился свести сложную ткань социальных отношений к какой-то одной силе, форме, как это делали другие философы. "Солидарность" Дюркгейма действует как сплачивающая сила, но только наряду с враждой и конкуренцией. Труд и капитал, это, конечно, мощные социализирующие силы, но лишь в комбинации с религией и этикой.

Из многих стихий и сил Зиммель выделяет в качестве особо значимых деньги и социализированный интеллект (рациональность). Эти стихии объективны и субъективны, конструктивны и деструктивны, содержательны и формальны в одно и то же время. Они создают как реальные институты, так и идеологические фетиши. Вместе с Вебером Зиммель вводит в социологию понятия рациональности, рационализации, социализированного интеллекта. Социальная рациональность не похожа на абсолютный Разум просветителей. Она не является чистым, бескорыстным общественным сознанием. Рациональность в обществе представлена множеством разномыслящих умов. Она не оформляется в строго логический дискурс, включает в себя противоречия, непроясненные, иррациональные моменты. Мотивирующая сила общественной рациональности - это не только "воля к власти", как думал Ницше. Возможно, это воля к служению, жертве, согласованию средств и целей, отысканию практической выгоды. Из общественной рациональности вытесняется, насколько это возможно - непредвиденные, неуправляемые компоненты. Конкретным примером могут служить армейская или чиновничья системы соподчинения. Никакая конкретная рациональность не охватывает всего общества. Попытки насадить повсюду одну и ту же дисциплину, логику, систему рангов, наталкиваются обычно на мощное сопротивление "первичных" стихий. Чем тоталитарней система, тем больше вероятность оппозиции, раскола, гражданской войны. Наиболее устойчивы и эффективны те общества, в которых, при наличии некоторого доминирующего порядка, сохраняется известная степень свободы за всеми социальными силами. Рационализация приходит на смену родоплеменному сознанию, набирает силу по мере распада традиционных обществ. Наука, техника, бюрократия, системы массовой коммуникации служат ей опорой. Но рациональность - не монолитна, не прозрачна. Она включает в себя в качестве элементов право, традицию, материальные интересы, добрую волю, идеологический миф, моральный энтузиазм и даже религиозное рвение. Рациональность ценна тем, что скрепляет эти разнохарактерные элементы в одно целое. Экономика, мораль, религия, семья, труд становятся частями единой социо-культурной системы. Рациональность можно трактовать как общее имя для всех легализованных идеологий, когда они достигают согласованности. Рациональность - инструмент управления. Поддерживать, развивать и совершенствовать ее призваны политики, ученые, вся властвующая элита и интеллигенция.

Вторая социальная стихия - деньги, денежное обращение. Родина денег - городской социум с его мимолетными, анонимными рыночными связями, жизненно важными не только для товарного обмена, но и для духовных взаимодействий. Деньги - это "вечный двигатель" "социальной машины", позволяющий разворачивать ее в разных направлениях. В них объединятся усилия и мысли миллионов людей. Обращение денег подобно обращению знаний, информации. Деньги - в феноменальном плане - это вознаграждение за труд, общепризнанная стоимость, инструмент распределения благ, принимающий вид налогов, пошлин, процентов; орудие культуры, науки, образования - в виде инвестиций. Деньги есть чистая функция, средство обмена - чего угодно на что угодно. Но, как это ни парадоксально, также и независимая от воли и разума стихия. Она может "разбушеваться", и тогда банки, президенты и государства утрачивают над ней контроль. В часы и минуты экономических кризисов одни становятся нищими, другие - миллионерами. Сила денег вытеснила из сферы труда и управления такие инструменты, как рабство, прямое насилие, личная преданность. Но она вытеснила также и мораль, честь, достоинство, веру в добро. Деньги составляют сюжетную основу множества романов, спектаклей, кинофильмов. У них нет ни ума, ни совести. Деньги - фетиш, орудие Сатаны.

Все это было хорошо известно многим писателям и философам, в частности, Марксу, который видел в деньгах узаконенное орудие эксплуатации человека человеком и требовал их отмены в коммунистическом обществе. Идя вслед за Марксом, Зиммель указывает на иррациональные и антиобщественные формы, которые может принимать денежная стихия. Это - расслоение общества на богатых и бедных, бессмысленная роскошь, сверхпотребление - на одном полюсе и нищенство, гибель талантов, духовная деградация - на другом.

Деньги освобождают индивида от опеки семьи, общины, церкви, корпорации. В них человек находит осуществление великого идеала Личной Свободы. Каким образом? Во-первых, путем концентрации в одних руках денежной массы. Во-вторых, путем освобождения человека от повинностей и обязанностей перед господином, от которого можно "откупиться". В-третьих, путем получения льгот и привилегий с помощью взяток. В-четвертых, путем увеличения массы "услуг", получаемых от других лиц, при сохранении личной независимости от них. В-пятых, путем расширения круга общения. Ясно, что деньги в своей освобождающей функции являются разрушителями родственных, родоплеменных отношений, инструментом модернизации традиционных обществ и одновременно уничтожения малых культур. Деньги способствуют формированию групп на основе общих целей, безотносительно к социальной полезности, моральности этих целей. Отсюда организованная преступность, публичные дома и т.д. Вместе с тем, индивид, общаясь с людьми душевно и морально чужими, многому научается и становится внутренне свободнее. Поэтому через денежное обращение пролегает путь к самореализации и осознанию каждым индивидом своего признания.

В восьмисотстраничной книге Зиммеля "Философия денег" говорится о том, насколько эффективным изобретением оказались деньги. В них материализуется вечная мечта человека с помощью символа, талисмана обладать властью над миром и собственной судьбой. Деньги - "презренный металл". Но ради него люди гибнут, идут на преступление, продают тело, душу и ум.

Из всех предметов обладания деньги кажутся наиболее "послушными". Они не требуют "ремонта", ухода. Но операции с большими деньгами - рискованны. Удачное вложение денег позволяет в одночасье сколотить миллион, а неудачное ведет к потере состояния.

Деньги скрепляют разнородные элементы социума, конкурируя в этом отношении с идеологией, религией, этикой. Введение всемирной валюты сильно ослабило бы суверенитет отдельных государств.

Нелегко объяснить, из каких источников черпают деньги свою силу. Ясно, во всяком случае, что не только из накопленного труда, но и из разнообразных человеческих потребностей и фантазий, а также из динамики спроса, социальных отношений. Деньги подтверждают представление о символическом характере культуры. Они являются инструментом, но легко превращаются в самоцель, низводя подлинные ценности до уровня средств.

Альтернативой денежному фетишизму может быть не социализм, а новая подлинная духовность. Ведь с помощью денег можно строить и любую форму государственности. Все зависит от человека. Деньги - энергоноситель культуры. Они позволяют преобразовать социальных хаос в порядок. Деньги - наглядный пример "объективной", отчужденной культуры, которая противостоит жизни. Деньги и интеллект - главные стихии цивилизации - объективной, безличной и бездуховной культуры. Именно они обуславливают мощь, сложность современной жизни, ее возрастающую системность и вместе с тем хаотичность. Разрушаются эмоционально-волевые связи между людьми, разрастаются отчужденные формы взаимоотношений. Деньги могут дать простор любому таланту, освободить от любых зависимостей. Но одновременно они выбивают почву из-под ног. Свобода покупается путем душевного и духовного опустошения, утраты родины, родства, любви. Рациональности и деньгам противостоят и одновременно поддерживают их - многочисленные иррациональные силы самой жизни: страсти, властолюбие, любовь и вражда. Конфликт жизненных стихий и форм культуры подробно исследован Зиммелем в его поздних статьях. Но уже в период разработки формальной социологии Зиммель анализирует ряд форм, которые, по существу, тождественны жизни, являются ее элементами. Таковы, в частности, любовь, благодарность, вражда.

3. Деньги как социокультурное явление

В книге «Философия денег» анализируется несколько проблем - это проблемы ценности, обмена, денег и денежной культуры. Начинается исследование с анализа категории «ценность», которая с позиции методологии Зиммеля является центральной в социологической характеристике экономических явлений. Существует два отдельных, не сводимых друг к другу мира для человека, - это мир бытия и мир ценностей. Сознание человека дает возможность существования ценностного порядка как независимого и дополняющего реальный мир. Ценностный мир становится возможным и получает развитие с момента выделения субъектом своего «я» и возникновения субъектно-объектных отношений. Сознание человека имеет способность мыслить о предметах как независимых от самого процесса мышления, поэтому если оценка – психологический процесс, то само оценивание независимо от мира реальности. Ценность – это суждение об объекте, внутренне присущее субъекту.

Экономическая ценность возникает тогда, когда есть набор объектов, и только один из них удовлетворяет потребность, т.е. объекты становятся дифференцированными и одному из них приписывается особая значимость. Процесс придания экономической ценности имеет субъективную, и объективную характеристики - с одной стороны - субъективное желание, потребность, импульс действий, с другой - необходимость приложения усилия для удовлетворения потребности - препятствия, трудности, «це-на» обладания объектом. В этом смысле объекты, обладающие экономической ценностью, противостоят человеку как независимые силы, отделенные и не подчиняющиеся ему. Таким образом, субъективные желания, потребности объективируются в ценности.

Образование ценности, по Зиммелю, предполагает сравнение: как затрат (усилий) и результатов (выгод), так и самих объектов, взаимозаменяющих удовлетворение потребности, кроме того, сравниваются и сами разнообразные потребности между собой.
Обмен также является подтверждением субъективной ценности - то, что ценно для одного человека, становится ценным и для другого. Кроме того, здесь сама форма оценивания приобретает объективную посредническую реальность - объекты как бы без участия людей взаимно выражают ценность друг в друге. С социологической точки зрения экономика - это особая форма поведения и общения, причем важно, что обмениваются не просто материальные объекты - товары, а ценности как субъективные позиции людей, считал Зиммель.

По Зиммелю, процесс обмена характеризуется так же, как и производство: и там, и здесь есть желание человека получить - продукт, удовлетворяющий его потребность, отдавая за него «цену» - либо другой товар в процессе обмена, либо жертвуя усилиями труда в процессе производства. Обмен является одной из самых первых и чистых форм человеческой социализации, благодаря нему возникает общество вместо изолированных групп индивидов. Обмен приводит к необходимости количественного анализа в общественной жизни, но для реализации этой функции требовалось возникновение денег.

Деньги коренным образом упростили обмен с экономической точки зрения: во-первых, введя меру всех товаров; во-вторых, сделав его двусторонним, - при натуральном обмене редко желания и имеющиеся в собственности товары совпадали у сторон - деньги же стали вещью, всем необходимой, и обеспечили безостановочность обмена; в-третьих, деньги избавили от необходимости одну сторону проверять качество товара (настоящие деньги в любом случае были «товаром» высшего качества). В социально-философском смысле, по Зиммелю, деньги являются самостоятельным персонифицированным отношением взаимозаменяемости и обмениваемости экономических объектов. Деньги заменяют любую ценность и являются конкретным образом всех вещей, с их помощью вещи получают значение друг в друге. Деньги - это самая чистая форма всеобщности, единичная вещь, назначение которой состоит в том, чтобы быть всеобщим воплощением и связывать все единичные вещи. Эта функция денег создает значимый порядок в обществе - определенный космос, имеющий строгость, четкость, измеряемость, всеобщность. Все объекты экономической жизни входят в этот заранее установленный порядок, возникает единый экономический мир.

Постепенно формы денег изменяются, усиливается их символический характер. На ранних стадиях наиболее ценные вещи (например, скот, соль, табак) выполнили функцию денег. Затем золото и серебро были компромиссом между конкретностью и символическим характером денег, при этом возрастало социальное значение денег - золото уже не имело большой потребительной ценности, а имело значение для владельца лишь косвенно-через потребность в нем других людей. И лишь затем при высоком уровне общественной организации совсем не имевшие ценности объекты - бумажные деньги, стали деньгами - мерилом ценности. Для этого требовалась третья сила, поддерживающая всеобщность обращения денег, - это государство.

В современном обществе все больше операций осуществляется в безналичной форме без необходимости материальных образов денег. Так, состав материала денег все больше теряет значение, а социальный характер денег возрастает, деньги становятся социальным институтом. Без этой символизации общество не могло бы существовать в условиях роста множественности и разнообразия социальной жизни, необходимо было концентрировать их в общепонимаемых символах. Поэтому развитие денег - элемент глубокого культурного изменения, новая форма культуры.
Другая социальная функция денег заключается в том, что деньги в развитом обществе являются всеобщей формой средств достижения целей. Обычно деньги используются, как средства для получения других ценностей, но современная эпоха превращает деньги не в средство, а в самоцель, они приобретают абсолютную ценность.

Постепенно денежная культура все меньшее значение придаст вещам и людям, все больше - деньгам, сами вещи начинают цениться в зависимости не от их собственных свойств, а от их денежной стоимости, а люди - по величине их богатства, считал Зиммель.
Другая важная социальная функция денег связана с обеспечением личной свободы индивида. В условиях денежного хозяйства человек сталкивается со многими людьми, но лично ни от кого он не зависит. Единственная связь, которая соединяет теперь людей, - это денежный интерес.
Деньги совершенно иначе выполняют функцию собственности, считал Зиммель. Деньги отделяют бытие от обладания, для обладания деньгами нет необходимости в каких-либо особых характеристиках субъекта. Деньги сами представляют любой вид потенциальной собственности и делают обладание всеобщим. Деньги в целом отдаляют человека от результатов экономической деятельности. Кроме того, сама, экономическая деятельность становится.
Итак, по Зиммелю, посредством денег человек освобождается от зависимости от вещей - он может все купить или продать от зависимости от личностей - он может менять хозяев или поставщиков; от зависимости от собственности - обладание деньгами никак не связывает его бытие. Деньги выступают величайшим средством не только свободы, но и равенства - все равны в использовании денег, любой человек может обладать ими и распоряжаться по своему усмотрению. Но, получая эти преимущества, денежный мир постепенно захватывает в оборот и личные ценности человека, он сам становится объектом купли-продажи, опускаясь до уровня простого посредника денег. Заключая свое исследование, Зиммель указал на воздействие денежной экономики на образ жизни в целом. Деньги рационализируют существование человека - интеллект все больше господствует над эмоциями, Все-это вносит расчетливость и прогнозируемость в действия индивида.

Деньги делают существование человека бесхарактерным, считал Зиммель. Для всех существует единственный интерес - денежный. Все уравнены и обезличены в использовании денег, деньги (как и интеллект или закон) абстрагируются от всякой индивидуальности, личность и ее характер для денег не имеют никакого значения.

Денежная экономика изменяет характер современной культуры. Возникает глубокий разрыв между объективной и субъективной культурой - мир вещей, процессов и отношении вокруг человека становится все более разнообразным и сложным, но одновременно человек теряет способность воспринимать этот мир и понимать его, внешний мир культур становится отдельным, объективизированным для субъекта. Субъективная культура индивида становится все беднее. Таким образом, современный человек становится сравнительно более невежественным по отношению к объективной культуре, чем человек примитивный. И с ростом денежного хозяйства, приводящего к разделению труда, разрыв между объективной и субъективной культурой возрастает.

Такова в целом концепция Зиммеля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основными понятиями социально-исторической концепции Зиммеля являются интеллект и денежная экономика.

Появление денег как универсального средства обмена связано с подъемом и развитием интеллекта и появлением денежной экономики. Деньги, как и интеллект, развиваются параллельно с ростом свободы и возрастанием индивидуализации членов социальных групп посредством разделения труда, означая собой начало общества в историческом периоде его развития. По Зиммелю, история общества – это история возрастающей интеллектуализации (рационализации) и общественной жизни и углубления влияния принципов денежной экономики. Он отождествлял историю общества с историей формирования современного капитализма и сопровождающими его характерными чертами: интеллектом и деньгами.

Деньги отбрасывают все типы естественности, характерные для прошлого, и царит всеобщее отчуждение: деньги лишают произведенные вещи целевого характера и отделяют индивида пространственно и духовно от вещей, им принадлежащих.

Зиммель изучал социальную функцию денег и логического сознания во всевозможных проявлениях: в современной демократии, в идеологии либерализма, в развитии технологии, в ритме и темпе современной жизни.

Его книга “Философия денег” (1900) стала началом многочисленных серий, посвященных духу капитализма.

Литература

    Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1962.

    Буржуазная философия кануна и начала империализма. М., 1977.

    Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1898.

    Зиммель Г. Дарвинизм и теория познания. М., 1899.

    Зиммель Г. Социальная дифференциация.Социол. и психол. исслед. М., 1909.

    Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Пг., 1923.

    Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 1.

    Александер Дж. Новое теоретическое направление в социологии: одна из интерпретаций //

    Социология на пороге ХХI века: Основные направления исследований. М., 1999. C.118-127.

    Александер Дж. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество //

    Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М., 1999. С.186-205.

    Арчер М. Реализм и морфогенез / Пер. с англ. О.А. Оберемко, научн. ред. перевода

    А.Ф. Филиппов // Социологический журнал. 1994. №4. С.50-68.

    Аутвейт У. Реализм и социальная наука / Пер. с англ. А.Ф. Филиппова // Социо-Логос:

    социология, антропология, метафизика. Вып. 1. Общество и сферы смысла / Сост. и общая ред.

    В.В. Винокурова и А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. С. 141-158.

    Бауман З. Власть без места, место без власти / Пер. с англ. О.А.Оберемко // Социологический

    журнал. 1998. №3/4.

    Бауман 3. Мыслить социологически: Учебное пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова.

    как всеобщее средство обмена
  1. История развития экономической мысли (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    Сопровождается повышением цены товаров». И второе: деньги как всеобщее средство обмена между всеми цивилизованными странами «...распределяются... и некоторые аспекты их приложения к социальной философии» . Как видно уже из книги I пяти...

  2. Этапы становления экономической мысли

    Курсовая работа >> Экономика

    Совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы ) и сословие воинов (армия) в обеспечении... сопровождается повышением цены товаров». И второе: деньги как всеобщее средство обмена между всеми цивилизованными странами «...распределяются...

  3. Деньги (19)

    Курсовая работа >> Экономика

    И покупателей, и продавцов как средство обмена . Деньги определяются самим обществом; все, ... использовалось на мировом рынке как всеобщее средство платежа. В торговых сделках... с тем в книгах древнегреческих философов содержится немало интересных сведений, ...

В современном мире нельзя не признать актуальность материального вопроса.

Деньги — это не только средства существования, это средство взаимоотношений, как между государствами, так и между людьми. Не секрет, что чтобы заработать или получить деньги, их надо изучить, как и любую вещь в этом Мире.

Немецкий философ, культуролог и социолог создал свою теорию и своё учение о деньгах. Он рассматривает их как часть социокультурной жизни человека.

Основные вопросы книги «Философия денег» Зиммеля:

В книге рассматривается несколько вопросов: ценность денег, их обмен и денежная культура в целом.

Зиммель рассматривает человека как бы живущего в двух, независимых друг от друга реальностях — реальности ценностей и реальности бытия. Природа ценностей как бы живёт отдельно, дополняет и окружающую реальность.

Предметы существуют независимо один от одного и отношения с предметами завязываются только с определением собственной личности и с появлением субъектно-объектных связей. Мозг человека выделяет мысль о объектах в независимую категорию, которая не связывается с самим процессом мышления.

В следствии, оценка является природным психическим явлением, а оценка происходит самостоятельно и не зависит от «объективной реальности». Это значит, мнение об объекте, которое по природе присуще субъекту — и является ценностью.

Ценность же в экономическом ключе появляется в тот момент, когда из всех видов объектов, лишь один полностью соответствует требованиями, то есть происходит дифференциация объектов, а одному из них присвоено особое значение.

Но то, что накладывается на объект экономическая ценность — это процесс как субъективный процесс (стремление, импульс), так и объективный (необходимость приложить усилия для обладания объектом). В данном случае из субъективных импульсов потребности трансформируются в ценности.

По Зиммелю, появление ценности учитывает необходимость сравнить потребности друг с другом, а так же найти их взаимозаменяемость и при сравнении уровня затрат на присвоение объекта, а также сравнить выгоды (результаты).

Обмен же становится подтверждением субъективности ценности — что экономика — это особый вид взаимодействия, учитывая то, что обмену подлежат не только материальные объекты, а так же и ценности, рассмотренные как субъективное мнение людей.

Сам обменный процесс рассматривается Зиммелем, подобно производству. И в первом и во втором случае существует импульс людей получить объект, обменивая его или на другой продукт, или же на собственные трудовые усилия, затраченные на процесс производства.

Зиммель полагал, что появление денег «как третьего лица» в этих взаимоотношениях – есть явление новой культурной прослойки и результат тяжёлого культурного кризиса. Деньги — это общая формула средств в присвоении целей.

Выше уже указана схема получения объекта, соответствующего потребностям, деньги же в современной эпохе превращаются в абсолютную цель, а это значит приобретают самоценность.

Вывод:

Если придавать меньшую значимость самим деньгам, а большую целям-объектам, а так же путям их присвоения, то и цели станут более досягаемыми. Речь о том, чтоб не иметь цель заработать ради того чтоб заработать, а заработать на конкретно поставленную цель. Зиммель утверждал, что данный подход к деньгам — первый шаг к успеху.

Выдающийся немецкий философ Зиммель Георг родился в Берлине в 1858 году. Умер в возрасте 60 лет. Похоронен в Страсбурге. Основоположником каких теорий является Георг Зиммель? Он считается отцом формальной социологии, описывающей формы взаимодействия моделей в обществе. Основные идеи Георга Зиммеля будут рассмотрены в статье.

Формы социального взаимодействия

Изучая процессы обобществления, немецкий философ Зиммель выделил следующие формы:

  1. Количество участников, которое начиная с трех, можно охарактеризовать как систему взаимодействия, определяя характер возможностей.
  2. Взаимоотношения между участниками, возникающие в ходе общественного процесса.
  3. Пространство взаимодействия, в котором, описывая силу взаимодействия, ученым было введено понятие «социальное пространство» и такое производное от него, как «социальная дистанция».

Самой важной формой взаимодействия философ считал борьбу, при которой каждый исторический или культурный эпизод рассматривается в совокупности конфликтов и компромиссов, которые являются главным инструментом их разрешения.

Философия жизни по Зиммелю

Как считал ученый, жизнь представляет собой культурно-исторический поток переживаний. Постижение жизни заключается в непосредственном переживании событий истории, многообразия индивидуальных форм реализации жизни в культуре, интерпретируя прошлое в настоящее. Главным законом «философии жизни» он считал определение места человека в обществе, которое не ограничивается его природной обусловленностью. Важнейшими социальными силами ученый считал деньги и социализированный интеллект. Жизнь представляется потоком переживаний, обусловленных одновременным воздействием биологии и культуры. Созданная ученым систематизация форм социального существования основана на степени удаленности или приближения к «потоку жизни».

Классификация форм социальной жизни

По удалению определенных форм от непосредственных проявлений жизненных процессов, их можно разделить на:

  1. Спонтанные, которые основаны на личных склонностях, на подражании поведению толпы, в результате обмена и другие.
  2. Постоянные и независимые формы государственно-правовых органов.
  3. Так называемые чистые формы, представляющие собой мыслительное умозрение и встречающиеся в реальной социальной жизни. Примером их могут быть понятия «науки для науки» или «старого режима». В первом случае они характеризуют знания, которые не работают на удовлетворение потребностей человечества, а во втором - политическую форму устаревшую и не удовлетворяющую современные запросы. Такие формы являются наиболее дистанционирующими от социальной жизни.

Георг Зиммель: теория конфликтов

Вопросом развития конфликтов в обществе Зиммель Георг посвятил такие работы, как «Социальная дифференциация», «Как возможно общество» и другие. По утверждению учения конфликт в обществе не только является неизбежным, но и универсальным способом стимуляции изменений в обществе в лучшую сторону. Позитивная функция конфликтов заключается в создании условий прогресса общества.

Систематизация конфликтов по уровню напряженности

Острота развития конфликтов зависит от следующих факторов:

  1. Степени эмоционального накала групп, вовлеченных в конфликт.
  2. Сгруппированности конфликтующих групп.
  3. Насколько высок уровень толерантности, участвующих в конфликте сторон. При этом чем прочнее было согласие, тем острее развивается конфликт.
  4. Степени изоляции и обострения конфликтующих групп, относящихся к широкой социальной структуре.
  5. Перехода конфликта в стадию самоцели.
  6. Степени выхода конфликта за пределы индивидуальных целей и интересов участников его по их мнению.

В случае нарастания силы выражения каждого из этих факторов острота конфликтов неизменно становится больше. Конфликтология как наука позволяет найти пути разрешения конфликтов, сохраняя жизнь и здоровье человека в условиях развития конфликта. По мнению Зиммеля, наличие противоречий между существующими формами общества и отдельными индивидами провоцирует постоянное развитие конфликтов. «Социалистической трагедией» назвал ученый угрозы единству личности, исходящей от созданных индивидами форм социализации, удовлетворяющих их потребности. Особенности протекания конфликта зависят от структуры группы, которая, в свою очередь, определяет ход конфликта.

Функции конфликта

Георг Зиммель считал, что общество нуждается в своем развитии, основой, которой является наличие определенной пропорциональности в противоборствующих проявлениях. Наличие в обществе обоих типов играет позитивную роль. Функциональность конфликтных ситуаций заключается в следующем:

  1. Поддержание границ и адекватности отдельных индивидов.
  2. Создания приемлемой формы проявления враждебности, антагонизма и способа их разрешения.
  3. Воздействие конкретно-исторического субъекта на систему общественных отношений с целью изменения общества и своего развития.
  4. Обеспечение согласованности действий в малых группах.
  5. Положительный исход возникающих в повседневной жизни конфликтов.

Вскрывая разногласия между участниками в ходе конфликта, в результате этого процесса происходит смягчение, и даже снятие напряжения. Неизбежность конфликтов заложена в самом человеке, а форма проявления агрессивности ограничивается общественными нормами. По утверждению великого немецкого философа, конфликт, играя роль предохранительного клапана, предотвращает разрушение группы. Средством отвлечения агрессии и перенесения конфликта можно назвать разные формы развлечений, религиозные предрассудки. Введение Георгом Зиммелем в теорию социального взаимодействия предположение о наличии в конфликте трех сторон оказало большое воздействие на теорию конфликта.

Зиммель Георг: философия денег

В современном обществе, по мнению Георга Зиммеля, развитие денежного хозяйства и усиление роли интеллекта в общество усилит разрыв между формой и содержанием. Чем сильнее развивается денежное хозяйство, тем большее расхождение фиксируется, отдаляя работника от результата своего труда. Равноценность людей в денежных отношениях определяется тем, что ценность имеет не индивид, а именно деньги. При этом Георг Зиммель считал, что исходя из аналогичности природ проституции и природы денег, символом человеческих отношений является проституция с ее легкостью перехода к новому объекту.

Социальная функция денег

Деньги, представляя собой универсальное средство, выполняют функции средств обращения, платежа, а также сбережения и накопления. Определяя меру стоимости, они выступают в качестве мировых денег. Однако с их помощью нельзя сделать оценку свойств, относящихся к категории духовности. Оценке подвергаются как предметы мира, живущие вне сознания человека по своим законам, так и продукты человеческой деятельности, назначение которых состоит в создании основной базы жизни. В процессе обмена товарами и услугами, возникшими в результате деятельности человека, деньги представляют собой общее измерение. Социальная функция философии денег заключается в их способности быть мерилом стоимости физического или интеллектуального труда, ориентирующегося на рыночный спрос и уровень интеллектуальности современного общества.

В книге «Философия денег» анализируется несколько проблем - это проблемы ценности, обмена, денег и денежной культуры. Начинается ис¬следование с анализа категории «ценность», которая с позиции методологии Зиммеля является центральной в социологической характеристике экономических явлений. Существует два отдель-ных, не сводимых друг к другу мира для человека, - это мир бытия и мир ценностей. Сознание человека дает возмож¬ность существования ценностного порядка как независимого и дополняющего реальный мир. Ценностный мир становится возможным и получает развитие с момента вы¬деления субъектом своего «я» и возникновения субъектно-объектных отношений. Сознание человека имеет спо-собность мыс¬лить о предметах как независимых от самого процесса мышления, поэтому если оценка – психологический процесс, то само оценивание независимо от мира реальности. Ценность – это суждение об объекте, внутренне присущее субъекту.
Экономическая ценность возникает тогда, когда есть набор объектов, и только один из них удовлетворяет потребность, т.е. объекты становяться диффиринцированны-ми и одному из них приписывается особая значимость. Процесс придания экономиче-ской ценности имеет субъек¬тивную, и объективную характеристики - с одной сторо-ны - субъективное желание, потребность, импульс действий, с дру¬гой - необходимость приложения усилия для удовлетворения потребности - препятствия, трудности, «це-на» обладания объ¬ектом. В этом смысле объекты, обладающие экономической ценно-стью, противостоят человеку как независимые силы, отде¬ленные и не подчиняющиеся ему. Таким образом, субъектив¬ные желания, потребности объективируются в ценно-сти.
Образование ценности, по Зиммелю, предполагает сравнение: как затрат (усилий) и результатов (выгод), так и самих объек¬тов, взаимозаменяющих удовлетворение потребности, кроме то¬го, сравниваются и сами разнообразные потребности между собой.
Обмен также является подтвержде¬нием субъективной ценности - то, что ценно для одного чело¬века, становится ценным и для другого. Кроме того, здесь са¬ма форма оце-нивания приобретает объективную посредническую реальность - объекты как бы без участия людей взаимно вы¬ражают ценность друг в друге. С социологической точки зре-ния экономика - это особая форма поведения и обще¬ния, причем важно, что обмени-ваются не просто материальные объекты - товары, а ценности как субъективные пози-ции людей, считал Зиммель.
По Зиммелю, процесс обмена характеризуется так же, как и производство: и там, и здесь есть желание человека получить - продукт, удовлетворяющий его потребность, отдавая за него «цену» - либо другой товар в процессе обмена, либо жертвуя усилия-ми труда в процессе производства. Обмен является одной из самых первых и чистых форм че¬ловеческой социализации, благодаря ему возникает общество вместо изолиро-ванных групп индивидов. Обмен приво¬дит к необходимости количественного анализа в обществ-й жизни, но для реализации этой функции требовалось возник¬новение денег.
Деньги коренным образом упро¬стили обмен с экономической точки зрения: во-первых, введя меру всех товаров; во-вторых, сделав его двусторонним, - при натураль-ном обмене редко желания и имеющиеся в собствен¬ности товары совпадали у сторон - деньги же стали вещью, всем необходимой, и обеспечили безостановочность обмена; в-третьих, деньги избавили от необходимости одну сторону про¬верять качество товара (настоящие деньги в любом случае бы¬ли «товаром» высшего качества). В социально-философском смысле, по Зиммелю, деньги являются самостоятельным персонифицированным отношением взаимозаменяемости и обмениваемости экономических объектов. Деньги заменяют любую ценность и являются конкретным об-разом всех вещей, с их помощью вещи получают значение друг в друге. Деньги - это самая чистая форма всеобщности, единичная вещь, назначение которой состоит в том, чтобы быть всеобщим воплощением и связывать все единичные вещи. Эта функция де-нег создает значимый порядок в обществе - определенный кос¬мос, имеющий строгость, четкость, измеряемость, всеобщность. Все объекты экономической жизни входят в этот заранее уста¬новленный порядок, возникает единый экономический мир
Постепенно формы денег изменяются, усиливается их сим¬волический характер. На ранних стадиях наиболее ценные ве¬щи (например, скот, соль, табак) выполнили функ-цию денег. Затем золото и серебро были компромиссом между конкрет¬ностью и сим-волическим характером денег, при этом возраста¬ло социальное значение денег - золо-то уже не имело большой потребительной ценности, а имело значение для владельца лишь косвенно-через потребность в нем других людей. И лишь затем при высоком уровне общественной организации совсем не имевшие ценности объекты - бумажные деньги, ста¬ли деньгами - мерилом ценности. Для этого требовалась третья сила, под-держивающая всеобщность обращения денег, - это го¬сударство.
В современном обществе все больше операций осуществля¬ется в безналичной форме без необходимости материальных образов денег. Так, состав материала денег все больше теряет значение, а социальный характер денег возрастает, деньги ста¬новятся социальным институтом. Без этой символизации общество не могло бы существовать в условиях роста множественности и разнообразия соци¬альной жизни, необходимо было концентрировать их в общепонимаемых символах. Поэтому развитие денег - элемент глубо¬кого культурного изменения, новая форма культуры.
Другая социальная функция денег заключается в том, что деньги в развитом обществе явля¬ются всеобщей формой средств достижения целей. Обычно деньги использ-я, как средства для получения других ценностей, но соврем-я эпоха превращает деньги не в средство, а в самоцель, они приобр-т абсолют¬ную ценность.
Постепенно денежная культура все меньшее значение придаст вещам и людям, все больше - деньгам, сами вещи на¬чинают цениться в зависимости не от их собственных свойств, а от их денежной стоимости, а люди - по величине их богатства, считал Зим-мель.
Другая важная социальная функция денег связана с обес¬печением личной свободы индивида. В условиях денежного хозяйства человек сталки¬вается со многими людьми, но лично ни от кого он не зависит. Единст-я связь, которая соединяет теперь людей, - это де¬нежный интерес.
Деньги совершенно иначе выполняют функцию собственнос¬ти, считал Зиммель. Деньги от¬деляют бытие от обладания, для обладания деньгами нет необ¬ходимости в каких-либо особых характеристиках субъекта. Деньги сами представляют любой вид по-тенциальной собст¬венности и делают обладание всеобщим. Деньги в целом отда¬ляют человека от результатов экономической деятельности. Кроме того, сама, экономическая деятельность ста¬новится.
Итак, по Зиммелю, посредством денег человек освобожда¬ется от зависимости от вещей - он может все купить или про¬дать от зависимости от личностей -он может менять хозяев или поставщиков; от зависимости от собственности - обладание деньгами никак не связывает его бытие. Деньги выступают ве¬личайшим средством не только сво-боды, но и равенства - все равны в использовании денег, любой человек может обла-дать ими и распоряжаться по своему усмотрению. Но, получая эти преимущества, де-нежный мир постепенно захватывает в оборот и личные ценности человека, он сам ста-новится объектом купли-продажи, опускаясь до уровня простого посредника денег. Заключая свое исследование, Зиммель указал на воздейст¬вие денежной экономики на образ жизни в целом. Деньги ра¬ционализируют существование человека - интеллект все больше господствует над эмоциями, Все-это вносит расчетли¬вость и прогнозируе-мость в действия индивида.
Деньги делают существование человека бесхарактерным, считал Зиммель. Для всех су¬ществует единственный интерес - денежный. Все уравнены и обезличены в ис-пользовании денег, деньги (как и интеллект или закон) абстрагируются от всякой инди-видуальности, личность и ее характер для денег не имеют никакого значения..
Денежная экономика изменяет характер современной куль¬туры. Возникает глубо-кий разрыв между объективной и субъ¬ективной культурой - мир вещей, процессов и отношении во¬круг человека становится все более разнообразным и сложным, но одно-временно человек теряет способность воспринимать этот мир и понимать его, внешний мир культур становится отдель¬ным, объективизированным для субъекта. Субъективная куль¬тура индивида становится все беднее. Таким образом, современный человек стано-вится срав¬нительно более невежественным по отношению к объективной культуре, чем человек примитивный. И с ростом денежного хо¬зяйства, приводящего к разделению труда, разрыв между объ¬ективной и субъективной культурой возрастает.
Такова в целом концепция Зиммеля.

"Философия денег" - самый известный труд немецкого социолога и философа Георга Зиммеля, который считается одним из ключевых представителей так называемой поздней философии жизни (иррационалистическое течение). В своем труде он пристально изучает вопросы денежных отношений, социальную функцию денег, а также логическое сознание во всевозможных проявлениях - от современной нам демократии до развития технологий. Эта книга стала одним из его первых трудов, посвященных духу капитализма.

О чем трактат?

В трактате "Философия денег" автор настаивает, что они не только являются средством существования, но и важным инструментом взаимоотношений между людьми, а также между целыми государствами. Философ отмечает: для того чтобы заработать и получить деньги, их необходимо тщательно изучить. Точно так же, как и любую вещь в этом мире. Этому и посвящен труд автора.

В книге "Философия денег" Зиммелю удается сформулировать свою собственную теорию. В ее рамках деньги он рассматривает как часть социокультурной жизни каждого человека.

Основные вопросы трактата

В своей книге философ рассматривает целый ряд вопросов, которые представляют огромный интерес для всех без исключения. В "Философии денег" автор пытается оценить их ценность, обмен, а также в целом существующую на планете денежную культуру.

По мнению Зиммеля, человек живет в двух совершенно независимых одна от другой и параллельных реальностях. Во-первых, это реальность ценностей, во-вторых, реальность бытия. Автор "Философии денег" отмечает, что сама природа ценностей существует как будто отдельно, дополняя окружающую каждого индивида реальность.

Дело в том, что, с точки зрения Зиммеля, предметы существуют в мире независимо друг от друга. Отношения между ними завязываются исключительно с определением собственной личности и возникновением субъективно-объективных связей. При этом мозг человека формулирует мысль об объектах в независимую категорию, которая напрямую никак не связана с процессом мышления.

В книге "Философия денег" описано, что это приводит к тому, что сама оценка превращается в природное психическое явление, причем это происходит независимо от так называемой объективной реальности. Таким образом, можно прийти к выводу, что мнение об объекте, которое сформировалось у определенного человека, и является его ценностью.

Экономические ценности

В "Философии денег" стремится сформулировать, что является экономической ценностью. Когда из всех видов существующих объектов только один полностью соответствует требованиям, происходит их дифференциация. Вот тогда одному из них и присваивается особое значение.

При этом субъективный процесс (к нему можно отнести импульс или стремление), а также объективный, то есть необходимость приложить усилия, чтобы начать обладать объектом, составляют его экономическую ценность. В конкретном случае как раз из субъективных импульсов потребности превращаются в ценности, утверждает Г. Зиммель в "Философии денег".

Их появление учитывает необходимость сравнить одну потребность с другой, найти, чем их можно взаимозаменять, а также определить сравнительные выгоды и результаты. В этом и заключаются основные идеи произведения. Сегодня узнать, где найти "Философию денег" Георга Зиммеля, не так-то просто. Ее нет ни в книжных магазинах, ни в Интернете. Поэтому главные мысли этого трактата, изложенные в этой статье, хотя бы позволят вам познакомиться с основными идеями этого произведения.

Обмен

Важное место в парадигме Зиммеля занимает обмен. В результате он становится подтверждением субъективности самой ценности. Выходит, что вся экономика - лишь особый вид взаимодействия, который учитывает, что непосредственно обмену подлежат не только материальные объекты, что очевидно, но и ценности, которые мы можем рассматривать как субъективное мнение людей.

Сам по себе обменный процесс Зиммель рассматривает в сравнении с производством. При этом, пишет он, существует некий импульс, который заставляет людей стремиться получить этот объект, обменивая его на собственные трудовые усилия или другой продукт.

Появление денег

В своем труде излагает автор законы денег и философию. Он подчеркивает, что само возникновение и появление денег "как третьего лица" во всех этих взаимоотношениях становится явлением принципиально новой культурной прослойки, а также следствием тяжелого культурного кризиса. Так, деньги превращаются в общую формулу средств в присвоении целей.

Данная схема приводит к тому, что происходит получение объекта, соответствующего нашим потребностям. А вот деньги в современном мире превращаются в конечную и абсолютную цель для всех, приобретая в результате самоценность.

Выводы из трактата Зиммеля

Таким образом, можно сделать вывод, что, с точки зрения философа, если человек начинает придавать меньшую значимость самим деньгам, а больше заботится об объекте и целях, а также путях их присвоения, то сами цели в конечном счете становятся для него более досягаемыми.

Получается, что цель заработать только ради того, чтобы заработать, не ведет к успеху. А надо заработать для того, чтобы реализовать вполне осязаемую и конкретную цель. По мнению философа, такой подход к жизни - это первый шаг к успеху. Так формулирует Г. Зиммель философию денег в теории общества, которое нас окружает.

Биография философа

В этой статье необходимо уделить внимание и биографии этого философа, который стал гуру для многих современных капиталистов во всем мире. Этот немецкий социолог и мыслитель родился в 1858 году. Он появился на свет в Берлине.

Его родители были состоятельными людьми, которые ни в чем не отказывали сыну, поэтому обеспечили ему разностороннее образование. По национальности они были евреями. При этом отец уже в зрелом возрасте принял католичество, а мать стала лютеранкой. Самого Зиммеля в детстве крестили в лютеранской церкви.

После успешного окончания Берлинского университета он остался в нем преподавать. Его карьера оказалась весьма продолжительной (Зиммель работал в учебном заведении около двадцати лет), но из-за антисемитских взглядов его начальства продвигаться по карьерной лестнице ему не удавалось.

Слишком долго он занимал очень низкую должность приват-доцента, несмотря на то, что пользовался популярностью среди студентов и слушателей его лекций. Его поддерживали такие известные ученые того времени, как Генрих Риккерт и Макс Вебер.

В 1901 году Зиммель стал внештатным профессором, а в 1914 году был зачислен в штат Страсбургского университета. Там он оказался в фактической изоляции от берлинской научной среды. Когда началась Первая мировая война, университет прекратил свою деятельность.

Философ Георг Зиммель скончался незадолго до ее окончания. Он умер во французском Страсбурге от рака печени. Ученому было на тот момент 60 лет.

Ключевые философские идеи

Основные философские воззрения, которых в своих трудах придерживался Зиммель, заключались в том, что он относил себя к академической ветви течения "философия жизни". Это было популярное в XIX веке иррационалистическое направление преимущественно в немецкой философии. Среди его ярких представителей можно отметить Анри Бергсона и Фридриха Ницше.

В работах Зиммеля можно отыскать очевидные следы неокантианства, в частности, одна из его диссертаций как раз посвящена Канту. Он выпустил много работ по истории, философии, этике, философии культуры и эстетике. В социологии ученый стал создателем теории социального взаимодействия, также его считают основателем конфликтологии - одного из важных направлений в современной науке.

Мировоззрение Зиммеля заключалось в том, что жизнь является бесконечным потоком наших переживаний. При этом сами по себе эти переживания обусловлены культурно-историческим процессом. Как и непрерывное творческое становление, жизнь неподвластна рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий и многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре можно прийти к интерпретации этого переживания и через него постичь жизнь.

Философ был убежден, что весь исторический процесс подчиняется некой судьбе, в отличие от могущей природы, в которой всем правит закон причинности. При всем этом специфика гуманитарного знания философа была близка к методологическим принципам, сформулированным немецким философом-идеалистом и историком культуры Вильгельмом Дильтеем.

Философия моды

Как это ни удивительно, но одно из направлений работы Зиммеля было посвящено изучению философии моды. Он считал, что она занимает важное место в развитии всего общества. Философ исследовал истоки ее возникновения, анализируя существующую во все времена тенденцию к подражанию. Он был убежден, что привлекательность подражания для конкретной личности состоит в том, чтобы иметь возможность осмысленно и целенаправленно действовать там, где не существует ничего творческого и личного.

Мода сама по себе при этом является подражанием образцу, удовлетворяя потребность в социальной опоре. Это и приводит конкретного человека на колею, по которой следует и все остальное. Мода, согласно Зиммелю, одна из форм жизни, которая способна удовлетворять наши потребности в различии и тягу к выделению из общей массы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: