Соловецкий монастырь — главный храм русского севера и знаменитая тюрьма. Каменный мешок для церковных мятежников

Экспонат 1
Монастырские тюрьмы, как душегубки, одним из первых, видимо, начал использовать ученик Иосифа Волоцкого митрополит Даниил. Согласно летописи, он "уморял у себя в тюрьмах и окованых своих людей до смерти" (ПСРЛ, Т. 34. - С. 26).
Один из погибших в этот период уже упоминался - обличитель монашества и фальшивок в церковных законах Вассиан Патрикеев.
Другой "еретик" - Максим Грек - выжил и сохранил нам описание основных способов уморения заключенных: "морили дымом, морозом и голодом".
(Цит. по Костомаров Н. И. Русская история: В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: Мысль, 1991. - С. 245).

Если с голодом и морозом понятно, то "морение дымом" требует особого разъяснения - способ казни заключался в том, что помещение обкладывали мокрыми сеном и соломой, которые затем поджигали (морили не обязательно до смерти).
Дымом Годунов избавился от главы оппозиции - князя Ивана Шуйского. Последний был насильно пострижен в монахи и умер в белоозерском монастыре "нужной смертью", "утуши сеном" (из летописей). После смерти князя правительственный пристав внес в монастырскую казну крупную сумму на помин его души. Сделать это без санкции правительства пристав не мог, снестись из отдаленного монастыря с Москвой не успел бы.
Следовательно, отправляя еще живого Шуйского в монастырь, Годунов вместе с ним отослал деньги на помин его души - очень благочестивое убийство

(Скрынников Р. Царь Борис и Дмитрий Самозванец. - Смоленск: Русич, 1997. - С. 42; РИБ. - Т. 13. - С. 716; РИБ. ОР. Собр. Кирилло-Белоозерского монастыря. 78 \ 1317. Л. 69-69 об.; ПСРЛ. Т. 34. - С. 196; Псковские летописи. Вып. 2. - С. 264; Флетчер Д. О государстве русском // Накануне смуты. - М.: Молодая гвардия, 1990. - С. 509; Горсей Д. Сокращенный рассказ или мемориал путешествий // Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1986. - С. 201 и комм. 34).


Экспонат 2.

1671-1672 гг. Крестьяне Спасо-Прилуцкого монастыря архимандриту Евфросину, келарю Сильвестру и всей братии о прощении их и освобождении из темницы.

Государю архимадриту Ефросину и государю келарю старцу Селивестру и казначию и всеи яже о Христе з братьею бьют челом и горко плачютца всемилостивого Спаса Прилуцкого монастыря вотчинны сироты ваши, бедные и беспомощные Оска Григорев Осока, Степка Юдин, Филка Иванов, Мишка Василев, Демка Артемьев.

Милости у вас, государеи своих властеи, просим. Сидим мы, бедные, по вашему, государи власти, указу и благословению в темнице заключены, помираем наглою и томною голодною смертию и муки и пытки терпели. Вам государем, про все ведомо. А сами мы, бедные, в темнице седя, горко слезами днем и ночью плачем наги и босы, холодны и голодны, пить и ясть нечево, а за вас, государи власти, бога молим.
А домишка наши опустели, а женишка и детишка те все в миру бродят, не ведаем мы того, бедные, жывы ли они или мертвы, толко мы с тоски погибли, а вашие милости ожидаем с часу на час.

Умилостивись, государь архимарит Ефросин и государь келарь старец Селивестер, и казначеи, и вся братия, пожалуите нас, бедных и беспомощных убогих сирот своих, не прогневаитесь до конца на нас, грешных, будите, государи власти, к нам милостивы для ради всемилостиваго Спаса и пречистые богородицы и для ради преподобных отец Димитрия и Игнатия Прилуцких чюдотворцов, и для ради государевы царевы пресветлыя нынешныя новыя радости для благоверныя царицы, и для ради своево душевного спасения и многолетнего здравия.

Не поморите нас, бедных и убогих, в темнице сидящих, голодною смертию, разрешите нас, бедных, даите нам, бедным, еще волнои свет видеть и вас, государи власти, тако ж во светлости лице ваше видети. И милости вашие и благословения просим.
А в темнице сидельцов умножилось, ПОЛТОРАСТА ЧЕЛОВЕК, подаяния мирского нет ничево. Даите наши многогрешные души на покаяние, простите нас, грешных, будите милостивы, якож небесныи отец милостив есть и щедр и праведен, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневатца, також, государи власти, и нас, грешных, помилуите, выкинте ис темницы заключеницы, чтоб нам, бедным, семьишка свои и детишка сыскать, буди они живы. Государи смилуитеся".
(Крестьянские челобитные XVII в.: Из собрания Государственного Исторического музея. - М.: Наука, 1994. - С. 108).

Экспонат 3.
Еще и в 18 в. московский архиепископ Амвросий применял следующие меры против "безместных" (не имеющих своего прихода) попов: устраивал на них облавы, рвал бороды, "многодетных в железах голодом и дымом морил подолгу".
(История Москвы: Хрестоматия. Т. 3. Вторая столица Российской империи (кон. 17 - нач. 20 вв.). - М., 1997. - С. 106).

Экспонат 4.
Мрачной славой пользовались земляные тюрьмы Соловецкого монастыря - темные сырые погреба. Бывали случаи, когда крысы в них объедали узникам нос и уши. Один караульщик дал узнику палку для обороны от крыс.
С типично христианским милосердием караульщика велено было "за такую поблажку бить нещадно плетьми".

(Колчин М. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI - XIX вв.: Исторический очерк / С пред. А. С. Пругавина. - М., 1908. - С. 19).
В 18 в. монастырский архимандрит доносил: "имеется де у них, в монастыре, тюрьмы тягчайшие, а именно Корожная, Головленкова; у Никольских ворот - две. Оные все темно-холодные. Пятая, звания Салтыкова, теплая"
(Н. Павленко. Птенцы гнезда Петрова. - М.: Мысль, 1984. - С. 225).

Экспонат 5.
В 18 веке монастырские тюрьмы использовались Тайной канцелярией. Карательное учреждение не ошиблось в выборе тюремщиков. После ликвидации Тайной канцелярии селенгинскому настоятелю велели освободить находящихся в монастыре узников. Настоятель ответил, что все арестанты умерли, за исключением одного, который помешался и почти ничего не говорит.
Из Петербурга велели выдать сумасшедшего (поручик Родион Ковалев, вина неизвестна) на руки родственникам если таковые найдутся. Точное число умерших арестантов неизвестно, но, по отписке настоятеля как минимум еще два арестанта сошли с ума перед смертью - наглядное подтверждение суровости тюремного режима. (Пругавин А. Монастырские тюрьмы против сектантов. - М., 1905. - С. 46 - 47).

Экспонат 6.
Из донесений в Синод соловецкого архимандрита Александра:

"Об Иване Голицыне, присланном в 1850 г. "за пребывание в ереси": "в церковь никогда не ходит, таинств не принимает и не верит ничему… Не может быть освобожден никогда, хотя бы и раскаялся. Имеет дар необыкновенно красноречиво вовлекать в свои заблуждения беседующих с ним".

"О рядовом П. Воронине, присланном в 1853 г. "за совращение себя, жену и дочь в раскол":
"Увещеваний не принимает, объявил себя, что он еврейской веры был и будет… По безнадежности к раскаянию должен быть заключен навсегда".
"Об Иване Буракове, присланном в 1853 году "за отступление от православия в раскол какого еще не бывало, ничему не верит": "Величайший вероотступник, увещеваний не принимает, святыню, догматы и самого Иисуса Христа хулит… Должен оставаться в строгом заключении".

(28 июля 1855 г. - Цит. по Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI - XIX вв.: Исторический очерк / С пред. А. С. Пругавина. - М., 1908. - Приложение).

Экспонат 7.
Тюрьма Суздальского монастыря:

В 1825-1870 гг., из 124 заключенных - у 58 человек вина не названа, у 44 - религиозные преступления: отступление от православия, оскорбление догматов, сектантство, "за нелепые и неблагонамеренные умствования против св. веры и церкви", за сношение с раскольниками "к явному соблазну чад православной церкви". Были также духовные, отправленные в монастырь за неблаговидный образ жизни. 39 заключенных так и умерли в монастырской тюрьме (самый долгий срок заключения - 53(!) года).

Режим - различный. По отчету игумена в 40-х об одном заключенном сказано: "содержится с особой свободой. Имеет прогулки, когда пожелает", о другом же - "по причине злохулений св. церкви и вредных мнений о правительстве находится в строгом заключении".

(ЦГАДА Фонд Суздальского монастыря. Дело № 1, 1841-1849 гг. "Об арестантах, находящихся в монастыре ").
В 1847 г. присланный в монастырь под надзор профессор духовной Академии Иосиф жаловался в Синод, что настоятель запрещает ему всякое общение, не допускает к нему даже сапожника и, несмотря на кровотечение в горле, лекаря, и он "корчась на койке и страдая от стужи, нередко просит Господа Бога, чтобы умереть, чем так мучиться". (ЦГАДА. Фонд Суздальского монастыря, 1867, № 166. Дело № 2. "Об обучении арестантов").

Различное отношение игумена к заключенным проявилось и в его предложениях правительству об их дальнейшей судьбе: для троих (духовных лиц, сосланных в монастырь за пьянство и неблаговидное поведение) - допускал освобождение, ни для одного противника церкви - освобождения не допускал .
Любопытный пример мотивировки - "из опасения, чтобы он не сообщил противных православной церкви мыслей другим, и не может быть освобожден".
(ЦГАДА. Фонд Суздальского монастыря. Дело № 2. 1864 г. "О преступниках, сосланных в монастырь").
Религиозные преступники содержались не только в монастырских тюрьмах.

Любопытный вид преступления - согласно отчету "Попечительного о тюрьмах общества" в 1829 году в Петербургской городской тюрьме содержалось трое мужчин за то, что долго не были на исповеди(!).
(М. Н. Гернет История царской тюрьмы. Т. 1-5. - М.: Юридическая литература, 1960-1963).

Экспонат 8.
Из истории Соловецкой монастырской тюрьмы:

В 1766 году Синод возложил на архимандрита Соловецкого монастыря обязанности начальника тюремной стражи:
"А как де в оном монастыре первенствующая власть вы, архимандрит, то оную команду поручить в твое ведомство".
(М. Н. Гернет. История царской тюрьмы. Т. 1-5. - М.: Юридическая литература, 1960-1963).
В период с 1806 по 1825 год в монастырь было прислано 25 заключенных, обвиняемых по делам веры, в частности за оскорбление "святыни" (из них 15 человек умерли в тюрьме, как значится в монастырских документах, "не раскаявшись").
В 1830 году, по рапорту архимандрита Досифея, в монастыре находилось 36 заключенных за религиозные преступления не считая уголовных и политических арестантов.
(ЦГИА, фонд Синода, 1830, № 961).
В 1855 году 18 заключенных за религиозные преступления (в том числе, 25 лет провел к тому времени в тюрьме крестьянин Сергеев, содержавшийся "за крещение себя по-старообрядчески двумя перстами, рассказы нелепостей, происходящих от религиозного исступления"). Многие заключенные были сектантами-скопцами.
В то же время, крестьянин Шубин был заключен в 1812 году за богохульство (провел в тюрьме 63(!) года, умер "не раскаявшись").

Учитель приходского училища Воскресенский, в 1825 году присланный в тюрьму "за богохульство" после наказания кнутом раскаялся, однако содержался в заключении еще десять лет и был освобожден с условием не покидать монастыря.
Бывший артиллерийский капитан Николай Ильин, который в 1860 году был заключен в Соловецкую тюрьму за основание общества, отрицавшего всякую религию, после пятнадцати лет заключения сошел с ума и был переведен в более мягкую тюрьму Суздальского монастыря, а в 1879 году освобожден.

Что касается тюремного режима:
По воспоминаниям одного из заключенных, священника Лавровского, заключенные содержались по двое в чуланах размером в шесть квадратных аршин (3 квадратных метра), почти все пространство камеры занимали койки. Рамы без форточек, поэтому здесь был очень тяжелый воздух, как пишет Лавровский - "удушающий" (к тому же параша выносилась раз в сутки). Питание бывший заключенный называет убогим и пишет о восхищении узников, если хлеб оказывался мягким. В камерах было так темно, что пищу принимали на ощупь. "Но всех прискорбий тогдашнего содержания в нынешнем моем положении и объявить не можно, дабы и самое истинное описание утеснений не вменено мне было в новое преступление".

(Колчин М. А. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в 16-18 веках: Исторический очерк // Русская старина. - 1887. - октябрь. - С. 64).
Следует упомянуть также и некоторые специфические особенности поведения тюремщиков, не характерные для обычной тюрьмы:
Узникам плевали в лицо и называли их погаными Пищу сектантов кропили святой водой, зная, что они считают такую еду оскверненной.
В 1835 году, монах-эконом обвинил двух заключенных в краже вина. Обоих он избил, после чего один из пострадавших покушался на самоубийство. После выяснилось, что кражу совершил сам эконом. Синод, по этому поводу, отметил "жестокости монашествующих Соловецкого монастыря".
В монастырь прибыл жандармский офицер Озерецкий, доложивший, что "многие арестанты несут наказания, весьма превышающие меры вины их".
Настоятель был сменен, но режим не претерпел изменений.
("Известия общества изучения Русского севера" за 1915 год).

Экспонат 9.
К истории "Охоты на ведьм".

"В Енисейске я предполагал было заняться осмотром старых бумаг тамошнего архива, но к сожалению узнал, что древние столбцы и прочие документы после двух пожаров все без исключения сгорели". "Так как сгоревшие древние документы помещались в Енисейском Рождественском монастыре, то я и решился осмотреть этот монастырь, с той мыслью, не узнать ли там каких-либо письменных и устных преданий. Предположение мое некоторым образом оправдалось; в монастыре я встретил презамечательную личность - это настоятельница монастыря игуменья Деворра.

По словам Деворры, в острожных стенах Енисейска существовала обширная тюрьма... а в монастыре было устроено особое тюремное отделение с железными решетками для помещения преступниц женского пола... в острожской енисейской тюрьме содержалось очень много сосланных на вечное заточение за чернокнижество. Там был особый двор для казней и, между прочим, осталось в предании, что здесь сожжено было несколько человек на кострах, уличенных в знакомстве с нечистою силой".

Теперь перейду к якутскому острогу. Перебирая древние свитки этого архива, я нашел что в начале царствования Алексея Михайловича, в Якутск, подобно Енисейску, прежде других преступников начали ссылать людей, обличенных в чернокнижестве и "тайном богомерзком общении с нечистою силою".
Нельзя представить себе до чего страдали эти несчастные. В бумагах о таких преступниках обыкновенно предписывалось местному начальству содержать их как можно строже, сажать в тюремные камеры, приковывать их к стене на цепь и отнюдь не допускать к ним людей. В документах о чернокнижниках я нашел любопытный факт, где между прочим говорится: "чтобы такого-то сосланного на вечное заточение, за общение с нечистою силою, посадить в темную каюту [одиночную камеру] на цепь и отнюдь не давать ему воды, ибо он, Максим Мельник, многажды уходил в воду".
(Сельский С. Ссылка в Восточную Сибирь замечательных лиц // Русское слово. - 1861. - № 8. - С. 3-4, 6).
Сенатский указ от 12 июня 1735 года (№ 6749) предписывает двух колдуний по учиненной наперед пытке "наказать на теле, разослать в девичьи монастыри в работу, где им быть вечно и безысходно, объявя им, что ежели они из монастыря уйдут и будут потом пойманы: они казнены будут смертью безо всякой пощады", а одну, наказав также на теле, "отпустить на поруки, чтобы ей впредь того не делать под страхом смертной казни, ежели впредь в том поймана и обличена будет"
(С. И. Викторовский. История смертной казни в России. - М., 1912. - С. 202).

Экспонат 10.
В 1737 г. 12-летнюю дворовую девочку Ирину Иванову обвинили в том, что в "ее утробе было дьявольское наваждение, говорящее человеческим языком". Девочку(!) заключили в Томский монастырь, били кнутом и, вырезав ноздри, сослали в далекий Охотский острог под постоянный надзор местного духовенства.
(Есипов Г. Преступления против государства и общества. - М., 1906. - С. 166).

Экспонат 11.
Особо любопытные заключенные Соловецкого монастыря:

1746 - по распоряжению Синода, прислан новокрещеный перс Александр Михайлов "чтобы он от благочестия каким-либо случаем не мог в неверие обратиться и тем благочестие поругано не было и для лучшего в благочестивом законе к вере утверждения содержать его безвыходно с дачею надлежащего пропитания и с крепким смотрением".
1748 - заключен новокрещен из евреев Павел Федоров "дабы он от православной веры не отвратился".

В 1744 г., по указу Синода, в Соловецкую монастырскую тюрьму заключили матроса Никифора Куницына, дабы "за богоотступное своеручное его письмо, каково писал на князя тьмы, содержать его в вечных монастырских до смерти и что за такое его тяжкое пред Богом согрешение во всю свою жизнь приносить Господу Богу покаяние, приходя с работы в церковь ко всякому славословию по вся дни".
(Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI - XIX вв.: Исторический очерк / С пред. А. С. Пругавина. - М., 1908. - С. 77-78).

November 4th, 2012 , 11:49 pm

Становление монастырской тюрьмы в России, как результат деятельности реформаторов.

Рис. 8. Фиктивное изображение митрополита Исидора Киевского, первого, вероятно, арестанта на Руси, испытавшего каменную монастырскую тюрьму - и первым из нее бежавшего. Правда, с вероятной помошью одного из главных тюремщиков.

Злоключения Аввакума, о которых я писал в , упоминали 3 вида тюрем 17 века - деревянный острог, земляную тюрьму и каменный монастырский подвал. Последняя из них была относительно новым явлением, хотя ко временам Аввакума и ей было уже более 200 лет. Первые сто лет своей истории, однако, каменная тюрьма была относительной редкостью, местом содержания высокопоставленых особ, и лишь потом она стала меняться, чтобы во времена раскола стать чем-то иным, а именно инструментом борьбы с расколом и сектанством.

Как вообще появилась идея монастырской тюрьмы и как с ней случилась эта трансформация? На этом хотелось бы остановиться, потому что тут много весьма специфичного именно для России.

Вначале скажем о предшественниках монастырской тюрьмы. Использование пострижения в монахи, как наказания, появилось в 6 веке, во времена Григория Великого ( Julia Hillner Gregory the Great"s "Prisons": Monastic Confinement in Early Byzantine Italy Journal of Early Christian Studies Volume 19, Number 3, Fall 2011 pp. 433-471 ), который обосновывал это наказание соображениями перевоспитания. Отсюда, от пострижения, и пошли будто бы различные формы монастырского заключения.

Насильственно постриженные в Византии часто оказывались в столичном Студийском монастыре (рис. 9)

Рис. 9. Развалины Студийского монастыря в Стамбуле . Здесь в свое время оказались монахами 3 свергнутых византийских императора и многие другие видные византийцы, часть из них добровольно после, к примеру, военных неудач, за которую они несли ответственность. Монастырь, вероятно, имел средства удерживать таких монахов - то есть нечто вроде келий-камер. Хотя, если судить по тому, что бывший император Исаак Комнин был в монастыре привратником, то заключение было далеко не обязательно.



Была ли в Студийском монастыре настоящая тюрьма? Вряд ли. Это был очень богатый и славный монастырь и нахождение в нем было скорей престижным. И вообще, в Византии с её очень развитым каменным строительством, гражданские тюрьмы появились давно (рис. 10), и необходимости в монастырских тюрьмах с широкими функциями не было.

Рис. 10 Реконструкция и сохранившиеся коридоры двухэтажной византийской тюрьмы Анемас, построенной еще в 7 веке в Константинополе. В ней было по 14 камер на каждом этаже.

Зато монастырские тюрьмы были хорошо известны на Западе - к примеру, заключение в цистерианских монастырях известно было с 13 века / M. Cassidy-Welch I ncarceration and Liberation: Prisons in the Cistercian Monastery Viator V 32, 2001 , 23-42/ , , а Ян Гус, вызванный на суд в Констанцу, последовательно сидел в подвале во дворце прелата, в тюрьме доминиканского монастыря (рис. 11), в тюрьме францисканского монастыря, в тюремной камере епископского замка Готтлибен, и снова в тюрьме францисканского монастыря в Констанце. Его история демонстрирует, что монастырская тюрьма в начале 15 века была явлением вполне распространенным,

Рис. 11. Башня Гуса в доминиканском монастыре на острове озера Констанцы. В сыром и холодном подвале этой башни в соседстве со зловонной ямой для нечистот, Гус сидел отсидел зиму - с 6 декабря 1414 года до 1 марта 1515 года, а потом был отправлен в тюрьму францисканского монастыря, где его, бывало, по нескольку дней не кормили. WILLIAM DALLMANN . JOHN HUSA BRIEF STORY OF THE LIFE OF MARTYR CONCORDIA PUBLISHING HOUSESAINT LOUIS, MO . 1915

А что говорить о+ многочисленных тюрьмах инквизиции? Все это тоже церковные учреждения, иногда тоже использовавшие в качестве тюрем монастыри - например, в римском доминиканском монастыре св. Сабины содержался в 1596 году Кампанелла (рис. 12)

Рис. 12 Современное фото церкви Св. Сабины в Риме. Когда здесь пребывал в заточении Кампанелла, Соловецкой тюрьме было всего-то 40 лет, а католической - никак не менее 400 лет.

В Западной Европе тюремная система прошла этап использования монастырей для заключения несколько раньше, чем в России. перейдя затем к светским пеницитарным учреждениям. В России же монастырские тюрьмы появились на излетее аналогичной западной традиции, уже во времена позднего средневековья, и переход к гражданским тюрьмам тут состоялся тоже позднее. Роль в развитии такой формы тюрем играли, однако, светские властители, которых мы привыкли считать реформаторами.

На непонимании базовых явлений и забвении очевидных фактов построены некоторые сугубо обвинительные книги и очерки о монастырской церкви - что-то вроде весьма бестолковой книги Е. Ф. Грекулов а . « ПРАВОСЛАВНАЯ ИНКВИЗИЦИЯ В РОССИИ » . // Академия наук СССР. Научно-популярная серия. Издательство «Наука». М.: 1964 г. //

Чтобы судить о явлении непредвзято, стоит вглядеться в него, как в целое. Ради этого я собрал данные по монастырским тюрьмам в таблицу (табл. 1)

Таблица 1. Монастырские тюрьмы в России: годы возникновения, характер использовани и каменное строительство.








Пусть данные таблицы неполны (в силу того, что это вообще особенность данной темы), но все же главные монастырские тюрьмы и события заключения в них известных людей тут представлены. И мы можем сделать некоторые наблюдения.

Во-первых , отметим, что заключение в монастырские тюрьмы тесно связано с развитием каменного строительства - в большинстве монастырей возникновение в них тюрем прямо следует за появлением каменных зданий - церквей, трапезных или крепостных стен с башнями. Исключение составляют разве что некоторые сибирские монастыри, использующие деревянные остроги и случаи заключения женщин - тут требования к надежности заключения были, как правило, ниже, а иногда это было не столько заключение, сколько ссылка. По ранним монастырям видно, что разрыв между появлением возможности заключения в каменную тюрьму и первыми случаями заключений составляет от нескольких лет до двух-трех десятков лет и если этот срок оказывается существенно выше, как в случае Спасо-Каменного монастыря на острове Кубенского озера, то, скорей всего, наши данные о начале заключения т тут просто неполны.

Каменное строительство, таким образом, тесно связано с появлением монастырских тюрем и, поскольку на Руси оно стало вновь развиваться после большого перерыва лишь в 15-16 вв, то и монастырские тюрьмы оказались поздним явлением в русской истории в отличие от Запада. То есть с этой точки зрения каменные монастырские тюрьмы являются инновацией, а не пережитком старины .

Во-вторых . Одно дело возможность нового типа заключения, а другое - возникновение правовых оснований для него. С одной стороны, существовал ряд дел, относящихся к компентенции церкви и подлежащих церковному суду. С другой стороны, общество в 15-16 вв было так тесно связано с христианской верой, что многие по виду гражданские дела не могли обойтись без церковного участия (к примеру, проституция). Некоторые наказания не были кодифицированы законами. Само представление об особом наказании заключением возникло лишь в «Законнике» Ивана Грозного, и им самим использовалось для изоляции своих противников, то есть не как инструмент судебного разбирательства, а как средство политической расправы.

«Правильное наказание» заключением, по закону, прошло период становления - и это становление можно отнести лишь к 16-17 вв.

Поначалу заключение в монастырь было делом редким.

Проследим по той же таблице - в XV веке для заключения использовали всего 3 монастыря по делам исключительным, в XVI веке - 10 (большая часть документированных эпизодов связана со временем Ивана Грозного и его ссылками противников или пострижения неугодных жен. Далеко не все эти монастыри были местами, которые использовались для заключения систематически). В XVII веке появилось еше 9 монастырских тюрем, из них 7 в последние 40 лет века, когда началась борьба с раскольниками, в XVIII веке было создано 13 монастырских тюрем, (причем в реальности их было еще больше, и все они использовались систематически.

К этому следовало бы добавить, как места предварительного заключения по делам раскольников, и различные резиденции архиреев Русской церкви, - как, скажем, в Новгороде в Детинце в архирейском дворце.

В XIX веке часть тюрем была закрыта (иногда вместе с самими монастырями), но часть существовала по-прежнему - для наказаний внутри церкви и для борьбы с сектантами.

Как резулдьтат, в примерно 470-летней истории монастырских тюрем в России самым активным периодом заключения в них был период со второй половины 17 века и примерно до середины-конца 19 века. И в это время называть монастырские тюрьмы пережитком прошлого довольно сложно - нет, тут не столько церковные традиции, сколько новые, по сути имперские методы. Отметим, что большую часть монастырских тюрем создали реформаторы - Алексей Михйлович, Петр Алексеевич, Екатерина II .

В-третьих . По георграфии тюрем мы видим, что первые были тюрьмы расположены в центре страны, а дальнейшие тяготели ко все большему отдалению от него. И снова: это поздний процесс конца 16 -18 вв.

В- четвертых . Рассмотрение данных в совокупности позволяет понять некоторые детали ранней истории монастырской тюрьмы, оценить первые дела - в перспективе дальнейших традиций. Обратимся к истории первых заключений.

В Москве одним из старейших каменных храмов был каменный собор Чуда Архистратига Михаила Чудова монастыря, построенный в 1365 г., и дважды перестроенный - в 1430-х и начале 1500-х годов . Его подклет был, вероятно, создан в 1431 году, потому что в это время происходила полная разборке старого храма и новая копка места под его основание. С другой стороны, поставленный на мощном подклете храм начала 1500 годов был несколько меньше размеров подклета, что говорит об использовании ранее основания, созданного ранее, то есть в 1431 году.

Вероятно, именно тут, в подклете каменного храма, содерждался с марта по сентябрь 1441 года митрополит Исидор Киевский (рис. 8), осужденный Собором русского духовенства за подписание соглашениие об унии православных и католиков на Ферраро-Флорентийском соборе и отстаивавший свои взгляды перед остальными русскими духовными лицами.

По крайней мере, 2 яруса подклети для этой цели подходили хорошо: их мощные стены (рис. 13) и хорошо контролируемый вход из церкви позволяли не бояться побега. Хоть он и состоялся, но, вероятно, в этом случае ему способствовал сам великий князь Василий II .

Сомнения насчет того, могло ли быть, что подземелье по храмом использовалось, как тюрьма, снимается тем, что так подклеты использовалось в нескольких монастырских тюрьмах, от Соловецкого до Нерчинского монастырей, а в самой церкви Чуда поляки в подклете содержали патриарха Гермогена.

Рис. 13 Нижний и верхний ярус ы подклета собора Чуда Михаила архангела Чудова монастыря в Москве. - возможного места заключения митрополита киенвскго Исидора в 1441 году.Источник - Выголов В.П. О первоначальной архитектуре собора Чудова монастыря. В кн.: Средневековое искусство. Русь, Грузия. М., 1978. С. 63-82. Фото 1920-х годов.

Первый опыт забыт не был, и потом Чудов монастырь использовался для заточени я выдающ егося борц а с ересями митрополит а Новгородск ого Геронти я , лишенн ого сана в 1504 году В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева).

Борьба иосифлян и нестяжателей вообще была рубежом в появлении нескольких каменных тюрем.

После поражения нестяжателей для заключения стал использоваться также Иосифо-Волоцкий монастырь - речь пойдет о заключение Максима Грека в 1525-1531 гг. Ему приписывалось исправление старых книг - таким образом, задолго за полтора века до Никона предки раскольников успешно выступили против близящейся реформы церкви.

Тут, можно сказать, время появления первых тюремных правил. С какими инструкциями посылали в тюрьму осужденного?

«Богопротивного и мерзостного и лукавомудрого инока Максима Грека» предписывалось держать «внутри монастыря с великой крепостью и множайшим опасением . И заключену ему бытии в некоей келии молчательне … да не беседует ни с кем же, ни с церковными, ни с простыми … в молчании сидети и каяться в своем безумии». Ему было вменено «никого ничему не учить, ничего не писать и не сочинять, не посылать и не получать посланий ». и послаша Максима во Иосифов монастырь ко игумену Нифонту и старцом Касьяну, Ионе, Гурию и прочим ".- вот и имена того времени тюремщиков!

В 1531 году состоялся второй суд, на котором обвинялся также Вассиан Косой (Патрикеев) и Максиму Греку предъявили новыке обвнинения. В список осужденных в 1525 и 1531 гг. попали архимандрит Савва, келейник Максима Афанасий Грек, чернец Чудова монастыря Вассиан Рушанин, старец Вассиан Рогатая Вошь, Михаил Медоварцев и Исак Собака. (СУДНЫЕ СПИСКИ МАКСИМА ГРЕКА И ИСАКА СОБАКИ ), а также, конечно, Вассиан Косой (Патрикеев) который по словам Курбского «был в скором времени уморен презлыми иосифлянами».

К тому времени, впрочем, в Иосифо-Волоцком монастыре уже были каменные строения - к примеру, вот эта теплая трапезная, построенная в 1504 году (рис 14), . Опять же, догадке о том, что трапезнам могла быть тюрьмой, соответствует наличие подвалов и аналогичное использование помещений трапезной под тюрьму в Соловецком монастыре.

Рис. 14. Максима Грека со товарищи содержали, возможер в каких-то помещениях этой каменной трапезной, Сам Максим Грек свидетельствовал о своем заключении: «Меня морили дымом, морозом и голодом за грехи мои премногие, а не за какую-нибудь ересь», Эти слова как будто указывают на содержание в избе, топящейся по-черному. Или же временное пебывание в земляной тюрьме. Однако, инструкция была содержать видного заключенного в крепости в некой келии - и ей соответсвовали в то время только подвалы храма или трапезной.

Еретик Матвей Башкин также попал в заключение в Иосифо-Волоцкий монастырь - но уже в 1554 году. Дальнейшая судьба еретика неизвестна. Ряд исследователей считает, что Башкин был сожжён во время опричнины. В этом случае именно Башкин опробовал каменную тюрьму в стенах или башнях монастыря, поскольку деревянный частокол вокруг Иосифо-Волоколамского монастыря меняют в 1557 году на высокую каменную с бойницами ограду с семью башнями.

После этого монастырь продолжает служить местом заключения - тут в 1610 году короткое время пребывал свергнутый царь Василий Шуйский Тут содержались польские военнопленные, во время Смуты, а в годы Отечественной войны 1812 года — пленные французы.

Опыт Ивана Грозного, как военоначальника, привел его, возможно, к идее тюрем для военных и в военном ведении, то есть при Кремлях, как в Чебоксарах. Нечто подобное он ведь практиковал позже в Александрове. Но все же проект этот на некоторое время был оставлен (возможно, по недоверию к воеводам), и главными тюремщиками 17 века остались монахи, и заметные изменения начались лишь в 18 веке...

Многие монастыри царской России служили тюрьмами, в которые заключались лица, обвиняемые в религиозном свободомыслии, участники антицерковных движений, а также боровшиеся против самодержавия и крепостного гнета участники революционного движения. Монастырское заключение - одно из самых тяжких наказаний, применяемых православной церковью с давних пор.
Самыми страшными из монастырских застенков были земляные тюрьмы. Там держали наиболее опасных для церкви и царизма преступников - "раскольников и церковных мятежников". Земляные тюрьмы представляли собой вырытые в земле ямы, в которые затем опускались деревянные срубы. Поверх земли делалась кровля с небольшим оконцем для передачи пищи. В такой земляной тюрьме томился один из расколоучителей, протопоп Аввакум. "Еретики - собаки, - говорил он, - как-то их дьявол научил: жива человека закопать в землю". На него надели еще "чепь со стулом", которые он носил в течение всего заключения в монастырской тюрьме.
Во многих монастырях узников помещали в особые каменные мешки. Например, в Прилуцком монастыре Вологодской губернии каменные мешки представляли собой узкие каменные шкафы, возведенные в несколько этажей внутри монастырских башен. Каменные мешки были изолированы друг от друга, их окна и двери заделывались кирпичом, оставлялось лишь небольшое отверстие для передачи узнику пищи и воды. В таком мешке нельзя было лежать, узник спал в полусогнутом состоянии. Сюда заключали узников "безысходно", т.е. на всю жизнь, никакой связи с внешним миром они не имели. В таких нечеловеческих условиях узники пребывали в течение многих лет, пока смерть не приносила им избавления.
Отдаленность многих монастырей от населенных пунктов, высокие монастырские стены (например, в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре стены были высотой свыше 27 метров, а толщиной 2 метра) и надежная охрана делали невозможным побег из монастырских тюрем, и узники проводили в них часто всю жизнь "до скончания живота".
В монастырских тюрьмах режим был более суровый, чем в каторжных. Роль тюремщиков выполняли сами монахи, они же наблюдали за приставленными сторожами, а комендантом монастырской тюрьмы был архимандрит, обладавший неограниченной властью. Главным тюремщиком Спасо-Евфимиева монастыря был известный архимандрит Серафим Чичагов, в прошлом полковник царской армии. За организованный им жестокий тюремный режим его обласкал царь и назначил орловским архиепископом. Режим б Соловецкой тюрьме был также настолько суров, что в 1835 г. правительство назначило специальную ревизию этой тюрьмы, так как в обществе много говорили о бесчеловечных условиях содержания в ней узников. Проводивший ревизию жандармский полковник Озерецков-ский был вынужден признать, что узники Соловецкой тюрьмы несли наказание, значительно превышавшее их вину. В результате ревизии некоторые узники были освобождены, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. Облегчение режима продолжалось, однако, недолго. Камеры Соловецкой тюрьмы вскоре вновь заполнились узниками.
В монастырских тюрьмах узники часто были закованы в ручные и ножные кандалы, прикованы к стене или к деревянной громадной колоде, подвергались "смирению по монастырскому обычаю". "Смирение" выражалось в том, что узников сажали на цепь, наказывали батогами или плетьми, изнуряли тяжкими монастырскими работами. Для усиления наказания на узников часто надевали "рогатки" -железный обруч вокруг головы, закрывавшийся под подбородком на замок при помощи двух цепей. К обручу приделывались перпендикулярно несколько длинных железных щитов. Рогатка не позволяла узнику лечь, и он вынужден был спать сидя. Такой режим применялся к узникам, считавшимся особо опасными для самодержавия и церкви.
Инквизиционное хозяйство монастырей было самое разнообразное: оковы большие и малые, ручные и ножные, рогатки, кнут, ременные плети, шелепы (расширявшиеся на конце лопатообразные дубинки), батоги. Все это приобреталось на церковные деньги и хранилось в консисторских и монастырских тюрьмах. Цепи были неотъемлемой принадлежностью всех судебных дел, которые вели духовные власти. Выражения "посадить на большую цепь", "содержать в цепи" встречаются во многих памятках. Узников подвергали наказанию на особом лобном месте, существовавшем во многих монастырях. Характер наказания зависел от усмотрения архимандрита. Виды монастырского "смирения" перечислены в одной сатирической челобитной XVII в., имевшей широкое хождение в рукописных списках. "А в Калязине обитель не малая, - читаем в челобитной, - казна большая, после мору старых лет в запасе осталось, в хлебне по подлавичью стулья да чепи валяются, в мукосейке по спицам шелепы да плети висят, в караульне по подлавичью снопы батогов лежат, а у нас, богомольцев твоих, от того страху они не видят, а у малодушных за плечами кожа вертится, от того и ночью не спится".
В монастырских тюрьмах за узниками велось постоянное наблюдение. Монахи-тюремщики производили обыски, выискивая "зловредные тетрадишки и письма", так как узникам было запрещено писать. Они следили, чтобы узники не общались между собой и с караулом. Беспокойным узникам, нарушавшим суровые тюремные правила, монастырские тюремщики вкладывали в рот кляп; его вынимали только при принятии пищи. Для испанской инквизиции типичен кляп в форме груши, которая могла раздвигаться во рту. Кляп, применявшийся в монастырских тюрьмах, был проще по конструкции, но действовал не хуже испанского, когда надо было заставить узника замолчать.
В 1728 г. в один монастырь был послан иностранец Яков Иванов, принявший незадолго до того православие. Он обвинялся в том, что произносил "сумасбродные слова". Чтобы лишить его этой возможности, ему всунули в рот кляп. Такой режим предписывался и специальными инструкциями Синода: "... а если оный колодник станет произносить важные и непристойные слова, то класть ему в рот кляп и вынимать, когда пища будет дана, а что произнесет в то время, то все записывать и, содержа секретно, писать о том в Тайную канцелярию". Пищей для большинства заключенных были хлеб и вода, некоторым давался скудный тюремный паек. Среди узников были, впрочем, и привилегированные заключенные "благородного звания", которые получали пищу от своих родственников.
Рассматривая своих узников как арестантов, монастырские тюремщики хотели придать им и внешний арестантский вид. Так, архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Серафим Чичагов пытался одеть своих заключенных в тюремную одежду. Синод, однако, был вынужден охладить рвение тюремщика, так как в монастыри часто ссылались лица без решений суда, в административном порядке. Формально они не лишались гражданских прав, поэтому обращаться с ними как с арестантами было признано неудобным. В 50-х годах ХIХ в. правительство в связи со слухами об изуверском отношении монахов-тюремщиков к своим узникам пыталось несколько смягчить режим в монастырских тюрьмах. Во главе арестантского отделения хотели поставить светского коменданта, а в придачу ему дать помощника из монахов. Но Синод решительно возражал против такой реформы и в монастырских тюрьмах все осталось по-старому: военная стража и тюремные служители были в полном подчинении архимандрита.
В монастырских застенках "для познания истины" заключенных нередко пытали. Епископ Георгий Конисский так описывает практиковавшиеся в конце XVII в. казни и пытки: "Казни сии были - колесовать, четвертовать и на кол сажать, а самая легчайшая - вешать и головы рубить. Вины их изыскивались от признания их самих, к тому надежным средством служило препохвальное тогда таинство - пытки, которой догмат и поныне известен из сей пословицы русской - кнут не ангел, души не вынет, а правду скажет, и которая производилась со всей аккуратностью и по указанию Соборного уложения, сиречь степенями и по порядку, батожьем, кнутом и шиною, т.е. разожженным железом, водимым с тихостью или медлительностью по телам человеческим, которые от того кипели, шкварились и вздымались. Прошедший одно испытание поступал во 2-ое, а кто не выйдет живым, тот считался за верное виновным и веден на казнь".
Чаще всего пытали поднятием на дыбу. Как описывает историк М. Снегирев, "поднятому на дыбу привязывали к ногам тяжелые колодки, на кои ставши палач подпрыгивал и тем самым увеличивал мучение: кости, выходя из суставов своих, хрустели, ломались, иногда кожа лопалась, жилы вытягивались, рвались и тем причинялись несносные мучения. В таком положении били кнутом по обнаженной спине так, что кожа лоскутьями летела". Пытки производились не только по усмотрению архимандрита, но и по настоянию епископов, которым подчинялись монастырские тюремщики. Так, епископ Холмогорский Афанасий а своей грамоте настоятелю Соловецкого монастыря прямо предписывал прибегать к пыткам, чтобы вырвать от узников нужное признание - "чистосердечное покаяние".
Среди узников монастырских тюрем было немало психически ненормальных. Царское правительство не нашло для них другого места! Но часто психически ненормальными объявляли совершенно здоровых людей. Ненормальность их заключалась в том, что они боролись за свободу совести, выступали против господствующей церкви. Например, в 1834 г. монаха Антиоха за его "нелепые слова" против православной церкви признали сумасшедшим и заключили в Суздальскую тюрьму. Узники этой тюрьмы из-за тяжелых условий действительно сходили с ума. Это не освобождало их, однако, от монастырского заключения. Во время обследования тюрьмы Суздальского монастыря в 1835 г. среди заключенных оказалось одиннадцать "поврежденных в рассудке". Несчастных продолжали держать в тюрьме, так как их "заблуждения", т.е. выступления против церкви, все еще считались вредными.
В отдельных случаях участников антицерковных выступлений, сектантов объявляли сумасшедшими и отправляли в психиатрические лечебницы. Например, в Казанскую психиатрическую лечебницу поместили основателя секты "малеванцев" Кондрата Малеванного и Степана Чекмарева. Их признали параноиками, а их влияние на последователей - "магическим". Это не помешало, впрочем, вызвать их на диспут - "религиозное собеседование", устроенное во время миссионерского съезда в Казани в 1897 г, "Параноики" горячо защищали свои взгляды от нападок воинствующих миссионеров-церковников и проявили себя вполне нормальными людьми. После диспута их вновь поместили в психиатрическую больницу, где они провели 15 лет.
На какой же срок помещали узников в монастырские тюрьмы? Часто этот срок не уточнялся. В приговорах и указах встречается обычно выражение "безысходно, навсегда", т.е. узники приговаривались к пожизненному заключению. Фактическое заключение можно подсчитать по сохранившимся спискам узников. Например, за период с 1772 по 1835 г. в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре перебывало 102 человека. К моменту составления сведений (1835 г.) умерло 29 человек, до 5 лет просидело 46 человек, от 5 до 25 лет - 32 человека. Крестьянин Калужской губернии Степан Сергеев находился в монастырской тюрьме 25 лет, а крестьянин Вятской губернии Семен Шубин -43 года. Вина этих узников заключалась в том, что они отступили от православия и перешли в раскол и сектантство.
Освобождение узников зависело от отзыва монастырского начальства. Но отзывы эти редко были положительными. Обычно монастырские тюремщики давали такие характеристики об узниках: "не может быть освобожден без явной опасности для общественного порядка", "заключение полезно, доколе не придет в чувство христианского самосознания в преступлениях". В Суздальской тюрьме в течение 35 лет содержался раскольник Семен Мошонов, мелкий чиновник из Павлова Нижегородской губернии. Когда решили, наконец, его освободить, то возражать стал архимандрит Пафнутий, считавший, что Мошонов представляет для церкви большую опасность. "В народе, не имеющем здравого смысла, - писал он в своем заключении, - этот человек может поселить совершенное отчаяние и уныние". И Мошонов остался в монастырской тюрьме.
В монастыри попадали также люди по приговорам светского суда. Это был особый вид уголовного наказания, часто в дополнение к другому наказанию. Заключение на срок от 4 до 8 месяцев рассматривалось как тюремное заключение без ограничения прав. Насколько часто прибегали к этому виду уголовного наказания, можно судить по тому, что в 1857 г. в монастырях содержалось 648 человек - крестьян, мещан, ремесленников, осужденных за различные проступки против господствующей церкви - за отступление от православия, за неисполнение "новообращенными" церковных обрядов, за систематическое отклонение от исповеди и причастия. Осужденные насильственно отторгались от своих семей и занятий, что нередко приводило их к разорению. Естественно, что монастырское заключение вызывало у них лишь ожесточение и ненависть к церковникам.Автор: Е.Грекулов

Сюда же попадали и те, чью вину, подлинную или мнимую, знали очень немногие - монастырские стены умели хранить тайны своих узников.

Для отбытия наказания в монастырях создавались специальные тюрьмы, отношение к узникам которых традиционно не отличалось милосердием, а зачастую было более суровым, чем в обычных острогах. Охрану узников в крупных монастырских тюрьмах осуществляли специальные военные команды.

Зачастую узники попадали в монастырскую тюрьму так и не побывав под судом и следствием. В 1775 г. кошевой Запорожской Сечи Кальнишевский, сечевой судья Головатый и писарь Глоба по ходатайству Потемкина были без суда заточены Екатериной II в монастыри, откуда на свободу уже не вышли. В отношении Кальнишевского «справедливость восторжествовала», он был освобожден из-под стражи глубочайшим 110-летним старцем, но покинуть монастырь уже был не в состоянии.

Монастырских острогов в России было не мало. В 1905 г. исследователь монастырских тюрем А.С. Пругавин перечислил в своей книге 18 мужских и 9 женских монастырей, служивших для заточения узников, и этот перечень был далеко не полным. По решению императора или Синода для заключения под стражу мог быть использован любой монастырь.


Немало известных лиц «прошло» через казематы Спасо-Евфимьевского монастыря

Старейшие и наиболее известные монастырские тюрьмы находились в Соловецком и Спасо-Евфимьевском монастырях. В первый традиционно ссылали опасных государственных преступников, второй первоначально предназначался для содержания душевнобольных и пребывающих в ереси, но затем в него стали направлять и узников, обвиненных в государственных преступлениях.

Отдаленность Соловецкого монастыря от обжитых мест и труднодоступность сделали его идеальным местом заточения. Первоначально казематы располагались в крепостных стенах и башнях монастыря. Зачастую это были клетушки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Интересно, что в 1786 г. архимандрит монастыря, где содержалось 16 узников (из них 15 - пожизненно), не знал о причине заключения семи. Указ о заключении таких лиц обычно был лаконичен - «за немаловажную вину к содержанию до кончины живота».

Среди узников монастыря были и священники, обвиненные в пьянстве и богохульстве, и различные сектанты, и бывшие офицеры, которые во хмелю нелестно отозвались о нравственных качествах очередной императрицы, и крупные сановники, замышлявшие государственный переворот, и «правдоискатели», написавшие жалобы на представителей власти. Пять лет по неизвестному обвинению провел в этой тюрьме французский дворянин де Турнель. Самый юный заключенный попал в тюрьму в 11-летнем возрасте по обвинению в убийстве, в заключении ему пришлось провести 15 лет.

Для чего в России создавались монастырские тюрьмы?
За этими стенами содержали узников
Режим в монастырской тюрьме отличался крайней жестокостью. Власть игумена не только над узниками, но и над охранявшими их солдатами была практически бесконтрольна. В 1835 г. жалобы узников «просочились» за монастырские стены, на Соловки приехала ревизия, возглавляемая жандармским полковником Озерецковским. Даже жандарм, повидавший на своем веку всякого, вынужден был признать, что «многие арестанты несут наказания, весьма превышающие меры вины их». В результате ревизии трое узников были освобождены, 15 отправлены на военную службу, двое переведены из камер в кельи, один принят в послушники, а ослепший заключенный отправлен на «материк» в больницу.

Но и после ревизии режим в тюрьме не был облегчен. Узников кормили скудно, им запрещали всякую связь с волей, не давали письменных принадлежностей и книг, кроме религиозных, а за нарушения правил поведения подвергали телесным наказаниям или сажали на цепь. Особенно жестоко обращались с теми, чьи религиозные убеждения не совпадали с официальным православием. Даже искреннее раскаяние и переход в православие таких узников не гарантировали им выход на свободу. Отдельные «пребывающие в ереси» узники проводили в этой тюрьме всю сознательную жизнь . Так, крестьянин Антон Дмитриев за самооскопление был заключен в монастырь в 1818 г. и провел в одиночной камере 62 года.

Для чего в России создавались монастырские тюрьмы?
В тюремной келье закончился жизненный путь декабриста Ф.П. Шаховского

Немало известных лиц «прошло» через казематы Спасо-Евфимьевского монастыря. В тюремной келье закончился жизненный путь декабриста князя Шаховского и монаха-прорицателя Авеля. Даже в конце XIX века в монастырскую тюрьму заключали без решения суда, зачастую по надуманным обвинениям. Так, крестьянина Федосеева Синод отправил в монастырь за то, что он «жил в пещере и своей лицемерной праведностью привлекал к себе массы простого народа». Истинно верующий житель Архангельска Василий Рахов, активно занимавшийся благотворительностью и открывший для бедных детский приют и две столовые, местным духовенством, почувствовавшим в нем конкурента, был обвинен в штундизме. Дело дошло до суда, но светский суд Рахова оправдал. Тогда по утвержденному императором ходатайству Синода его отправили для заключения в монастырь. На свободу несчастный узник вышел только в 1902 г., проведя в заключении 7 лет.

Во второй половине XIX века монастыри все реже стали использоваться как места заключения. Последние узники Соловецкой тюрьмы, сектанты Давыдов и Леонтьев, в 1883 г. были переведены для проживания в монастырские кельи. В 1885 г. была упразднена караульная команда, и тюрьма окончательно прекратила свое существование. В 1903 г. в здании тюрьмы была оборудована больница. Дольше просуществовала Спасо-Евфимьевская монастырская тюрьма, последний заключенный которой, старообрядец Федор Ковалев, был освобожден 2 марта 1905 г.

О русских монастырях написано немало как о центрах духовности и книжности, образцовых хозяйствах, локомотивах колонизации земель, памятниках фортификационной архитектуры. Но это только лицевая сторона медали. Были у монастырей и другие, теневые функции. Одна из них - обеспечение общественной изоляции «неудобных» людей. Поскольку постриг символизировал социальную смерть, пострижение в монашество издавна применялось обладателями власти как способ избавиться от нелюбимой жены или политического конкурента. В дополнение к этому уже в средневековой России монастыри стали использоваться в качестве специализированных тюрем для лиц, неблагонадежных с точки зрения господствующей Церкви, а значит, способных представлять опасность для идеологических основ всей социально-политической системы.

Исторически монастырские тюрьмы появились благодаря средневековому принципу разделения судебной власти на светскую и духовную. Причем юрисдикции церковного суда подлежали не только клирики, но и миряне, обвиняемые в преступлениях против закона Божьего и святой Церкви. Поэтому наряду с провинившимися попами и монахами держали ответ перед церковными владыками блудники и прелюбодеи, святотатцы и кощунники, колдуны и еретики, получавшие приговоры по всей строгости канонического права. Весомость этих приговоров гарантировалась соответствующей инфраструктурой: «крепкими» монастырями и архиерейскими подворьями.

Более масштабная интеграция русских монастырей в пенитенциарную систему государства началась в эпоху церковного раскола XVII века. Вождь староверов протопоп Аввакум Петров сидел на цепи сначала в московском Андрониковом монастыре, а позднее в подклети колокольни Пафнутьева Боровского монастыря, по соседству со своими духовными дочерями: боярыней Феодосией Морозовой и княгиней Евдокией Урусовой. Такую горькую участь повторили сотни приверженцев староверия.

В борьбе с расколом роль монастырей уже не исчерпывалась их использованием в качестве тюрем: при царе Алексее Михайловиче на главные региональные монастыри - как Спасский в Ярославле или Ипатьевский в Костроме - была возложена обязанность духовного надзора за местным населением. В стремлении угодить начальству монахи порой шли на риск, собирая информацию о распространении раскола и «шатании умов», а присылаемые по их сигналам стрелецкие карательные команды всюду сопровождались настоятелями монастырей или кем-то из «соборных старцев».

Таким образом, система церковно-государственного взаимодействия в целях искоренения инакомыслия и «крамолы» сложилась в России еще до Петра I. Но именно при царе-реформаторе эта система приобретает завершение, а ее маховик раскручивается с беспрецедентным размахом. Значительно разрослись как количество «сидельцев», так и список мужских и женских монастырей-тюрем, которых насчитывался не один десяток: в центре и на севере России, на Урале и в Сибири…

Одному из первых выпало вкусить прелестей русского монастырского заточения иностранцу Максиму Греку. Афонский монах, получивший образование в ренессансной Италии, прибыл в далекую северную страну для редактирования Псалтыри. Когда дело было сделано, ученый муж запросился восвояси, но ему было сказано: «А не бывати тебе от нас… человек еси разумной, и ты здесь уведал наша добрая и лихая, и тебе там пришед все сказывати». Дорога домой оказалась отрезанной для Максима после церковного Собора 1525 года, на котором грек был объявлен еретиком, чернокнижником и турецким шпионом и приговорен к заточению в Иосифо-Волоцкий монастырь. Туда же его обвинитель Московский митрополит Даниил послал подробные указания: «И заключену ему быти в некоей келье молчательне… и да не беседует ни с кем же… но точию в молчании сидети и каятись о своем безумии и еретичестве».

В Средние века обвинение в ереси было одним из самых надежных способов нейтрализации идейных и политических противников, поскольку еретик лишался всех прав и ставился вне общества. Максим Грек, несправедливо осужденный, лишенный любимых книг, бумаги и чернил и даже права причастия, не вынося бездействия, писал углем прямо на стенах монастырской темницы. После Собора 1531 года Максима перевели из-под Волоколамска в тверской Отрочь монастырь, а в застенки цитадели иосифлян был брошен его товарищ - князь-инок Вассиан Патрикеев, которого, по словам еще одного диссидента XVI века Андрея Курбского, там вскоре и «уморили презлые иосифляне».

Иосифляне - влиятельный «орден» последователей Иосифа Волоцкого - инициировали эту серию репрессий, стремясь разгромить движение своих оппонентов - нестяжателей, выступавших против монастырского землевладения. Финальная атака состоялась два десятилетия спустя, когда пользовавшийся благоволением молодого Ивана Грозного сторонник нестяжательства Троицкий игумен Артемий также был обвинен в ереси и заточен в Соловецкий монастырь. По иронии судьбы, туда же вскоре отправился и принимавший участие в суде над ним бывший член «Избранной Рады» протопоп Сильвестр. Правда, харизматичный Артемий смог завоевать доверие своих тюремщиков, которые позволили ему бежать из монастыря, переправиться за границу и стать одним из первых идейных эмигрантов в истории России.

Помимо расколоучителей постоянный контингент монастырских тюрем составляли проштрафившиеся священнослужители, активисты различных сект (скопцов, хлыстов, молокан), а также лица, осужденные за нарушение православной морали и «оскорбление святыни», за «еретичество» и «безбожие». В допетровское время правом заточать в монастыри помимо царя обладали церковные владыки: Патриарх и епархиальные архиереи. В синодальный период от последних эта привилегия перешла к Святейшему Синоду, а начиная с 1835 года решения принимались исключительно на высочайшем уровне. Но от этого данная практика не приобрела легитимности, ибо в законах Российской империи не только не регламентировался порядок заключения в монастырские тюрьмы, но даже не было упоминания об их существовании.

Если в Древней Руси заточению в монастырь обычно предшествовал какой-то гласный процесс, то в XVIII-XIX веках приговоры выносились келейно и, как правило, были бессрочными. Так, в большинстве личных дел узников соловецкого острога стояли пометки: «заключен навсегда», «срок заключения не назначен» или «впредь до исправления». Подразумевалось, что заточением в монастырь решаются сразу три задачи: наказания, общественной изоляции и «исправления» провинившихся, и о ходе этого процесса монастырское начальство обязано было ежегодно рапортовать в столицу.

Духовное «исправление»

Раскаянию и «исправлению» «духовных преступников» призвана была способствовать уже сама обстановка заточения. По крайней мере до конца XVIII века узник мог угодить в так называемую земляную тюрьму - яму с обложенными кирпичом краями и сверху закатанную бревнами. Человека, порой скованного по рукам и ногам, бросали в этот сырой холодный погреб с крысами, которые нередко объедали нос и уши страдальцу, лишенному права иметь даже палку для защиты. Не отличалось христианским гуманизмом и содержание людей в «арестантских чуланах» и «каменных мешках» для одиночного заключения, иногда настолько тесных, что там нельзя было даже лежать, и узнику годами приходилось мучиться в скрюченном состоянии.

Неудивительно, что многие узники, потрясенные ужасом подобного погребения заживо, умирали буквально в первый же год. Так, Владимир Бантыш-Каменский, заключенный в тюрьму суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 29 декабря 1828 года по обвинению в безнравственном поведении, не продержался и месяца, умер 22 января, а декабрист князь Федор Шаховской, доставленный в монастырь 3 февраля 1829-го, скончался 24 мая того же года. Вообще, из монастырской тюрьмы нечасто выходили живыми, и те, кто смог пережить первоначальный шок, оставались там по полвека и дольше. Старообрядец Семен Шубин просидел на Соловках 63 года, а осужденный за скопчество Антон Дмитриев умер после 65 лет заточения. Таким образом, строгость наказаний за «духовные преступления» во многом превосходила наказания уголовников.

Физические страдания дополнялись моральными. В ряде случаев заключенные лишались даже права называться собственным именем, вместо которого употреблялся арестантский номер либо кличка по составу «преступления» (например, «скопец»). У многих монастырских узников развивались душевные болезни. С одной стороны, этому способствовал психологический гнет одиночного заключения без права читать и писать, а с другой - намеренное стремление духовной администрации дискредитировать всех «еретиков», «безбожников» и «вольнодумцев», выставляя их в качестве сумасшедших.

Соловецкий острог

Одной из старейших и крупнейших церковных тюрем царской России был Соловецкий монастырь. Эту бесславную главу в истории знаменитой обители первым изучил Михаил Колчин, работавший на Соловках в конце XIX века фельдшером и получивший доступ к закрытому монастырскому архиву. Результаты своих изысканий он изложил в книге «Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI-XIX веках», которая увидела свет в полном виде лишь после революции 1905 года, когда автора уже не было в живых. Эта книга - красноречивое свидетельство того, что русский «Архипелаг ГУЛАГ» имеет глубокую предысторию, связанную с именами множества дореволюционных мучеников идеи и узников совести.

Соловецкая тюрьма появилась почти одновременно с монастырем: уже в середине XVI века, при игумене Филиппе Колычеве, сформировавшем исторический облик обители, туда активно ссылались «духовные преступники». Удаленность этого монастыря, расположенного на острове в Белом море, делала его в высшей степени подходящим местом для решения подобной задачи. Первоначально узников держали прямо в подклети соборного храма, но тюремное хозяйство Соловков постоянно разрасталось, превращаясь в сложную и разветвленную инфраструктуру.

«Арестантские чуланы», «каменные мешки» и тюремные казематы были разбросаны по всей территории монастыря. Они именовались либо по местоположению, либо по фамилиям прежних знаменитых узников. Темницы располагались у Никольских и Святых ворот, в подклети Успенского и Преображенского соборов, в Корожной, Салтыковской и Головленковой башнях; позднее в северо-западной части крепости был выстроен отдельный корпус, сначала в два, а после надстройки в три этажа, использовавшийся целиком для содержания заключенных. Кроме того, существовала казарма для солдат тюремного караула, численность которого достигала 50 человек. Караульная команда ежегодно менялась - во избежание привыкания тюремщиков к своим подопечным и подпадания под их влияние. Сильные духом узники могли повлиять даже на монахов, приставленных к ним для присмотра и «увещания». Архимандрит Александр (Павлович) жаловался в 1855 году: «Помощника же из братии для увещания арестантов я не имею: малоученые неспособны, а ученые сами заражаются».

«И железа съедаются»

Как правило, вместе с новым заключенным присылалась инструкция по режиму его содержания. Режим мог варьироваться в зависимости от социального статуса узника, степени его «преступления», а также отношения со стороны настоятеля монастыря, одновременно являвшегося комендантом тюрьмы и пользовавшегося на архипелаге неограниченной властью. Невольники могли сидеть на цепи, носить кандалы, быть свободными от оков и даже в отдельных случаях держать прислугу. Но все они мечтали любой ценой покинуть Соловки. Однако что-либо предпринять было очень трудно, ибо в монастыре процветало доносительство, а все посетители острова давали расписку не вступать в контакты с арестантами.

Узник XVIII века Максим Пархомов, пользуясь случаем, писал: «Лучше бы быть мне на каторге, нежели в здешнем крайсветном на море Соловецком острове. Не токмо здешним морским жестоким, ядовитым воздухом человеческое здоровье, но и железа съедаются». В целях «исправления» колодников их предписывалось «смирять по монастырскому обычаю нещадно», что подразумевало как использование на тяжелых работах, так и телесные наказания. Практиковались и пытки: архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) в особой грамоте запрещал пытать лишь непосредственно на территории святой обители. При Петре I «для познания истины» была даже учреждена должность инквизитора, которую выполнял иеромонах, занимавший благодаря этому чину высокое положение в монастырской иерархии.

Вот имена и «вины» некоторых узников Соловецкого острога XVIII-XIX веков. В 1727 году заточен Лукиан Серебрянников - «за неизвет» о слышанных им «поносных словах» про императрицу Екатерину I; в 1746-м по распоряжению Синода прислан новокрещеный из персиян Александр Михайлов, «чтобы он от благочестия каким-либо случаем не мог в неверие обратиться»; в 1748-м - выкрест из иудеев Павел Федоров «дабы он от православной веры не отвратился». В 1828-м - студенты Московского университета Николай Попов и Михаил Критский, проходившие по процессу декабристов; в 1830-м - крепостной философ-самоучка Федор Подшивалов; в 1850-м - украинский националист Георгий Андрузский; в 1861-м - священник Федор Померанцев за неправильное толкование крестьянам царского манифеста 1861 года; священник Иван Яхонтов - за служение панихиды по крестьянам, расстрелянным в селе Бездна при подавлении волнений по поводу того же манифеста.

Суздальская крепость

Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь пользовался славой одного из самых жутких мест заточения «духовных преступников». Сюда ссылались преимущественно высокопоставленные и «особо опасные» персоны для содержания в строжайшем одиночном заключении: представители аристократии, старообрядческие епископы, монах Авель - «русский Нострадамус», предсказавший смерть Екатерины II и Павла I, нашествие французов и сожжение Москвы.

А вот какие узники сидели в суздальской тюрьме уже в начале XX века: Ермолай Федосеев - за то, что «жил в пещере и своей лицемерной праведностью привлекал к себе массы простого народа»; Иван Чуриков - «выдавал себя за целителя и чудотворца и тем эксплуатировал религиозное чувство простецов»; священник Герасим Цветков - за то, что отвергал авторитет Святейшего Синода и говорил о необходимости созыва вселенского Собора…

Можно встретить утверждение, что монастырские тюрьмы, как и другие неблаговидные страницы церковной истории, - на совести государства, навязывавшего Церкви чуждые ей функции. Однако факты свидетельствуют о том, что интересы светской и духовной власти в этой сфере чаще всего совпадали, и тюремщики в рясах прекрасно вжились в свою роль. Когда в начале XX века под влиянием либерализации общества встал вопрос о ликвидации монастырской тюрьмы, Владимирский архиепископ Сергий (Спасский) направил в Синод письмо с протестом, указывая, что в таком случае «епископам будет трудно управлять епархиями», и потому он «всеусерднейше просит от себя и за других епископов не закрывать арестантское отделение Суздальского монастыря». Такую точку зрения разделял и тогдашний архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Серафим (Чичагов), бывший полковник, который ревностно выполнял обязанности начальника тюрьмы, провел в ней ревизию, отремонтировал здание и даже выступал с инициативой учредить для монастырских заключенных особую форму одежды. Современной Русской Православной Церковью этот человек причислен к лику святых.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: