Сооружения донато браманте. Великий зодчий эпохи возрождения - браманте

В 1444г. в бедной семье, проживающей в местечке Монте Асдруальдо, недалеко от Урбино родился мальчик, которого назвали д`Аньоло ли Паскуччо, и который впоследствии получил прозвище Браманте. Несмотря на бедность, родители посодействовали его образованию: его обучали чтению, письму и арифметике.

Его любовь к рисованию вскоре заметил отец и всячески поддерживал сына в этом начинании. Начало обучения Браманте проходило у Карневале, есть предположения, что он встречался с Пъеро делла Франческа, Мелоццо да Форли, и, даже, с Урбино. Он страстно увлекся архитектурой, благодаря этому попал в Ломбардию. Много путешествуя от одного города к другому, он остается неизвестным, да и заработки оставляли желать лучшего. Следовало зарабатывать себе имя и положение в обществе и Браманте едет в Милан.

На первых порах Браманте выполняет в основном работу художника, и работает с архитектурным пространством с точки зрения художественной завершенности, работая над перестройкой старинной церкви Санта-Мария прессе Сан-Сатиро .

Его идея заключалась в том, чтобы полусфера купола собирала и венчала равноценные пространственные отрезки, в этой же церкви развить хор купола так, чтоб он был пропорционален протяженности трансепта и главного корабля, было невозможно — не позволяла площадь церкви. Тогда он создает из искусственного мрамора визуальный обман — глубина хора выглядит именно так, как задумывал Браманте. Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Браманте работает с пространством, как со слепком с действительности, для него оно уже не есть универсальная структура.

1844 год посвящен строительству собора в Павии. Браманте участвует в возведении в одном ряду с другими мастерами, но именно ему принадлежит идея объединить воедино пространство здания, возведя для этого купол на трех нефах.

По окончанию миланского периода жизни Браманте работает над возведением хора в церкви Санта-Мария делла Грацие . К сожалению, из-за спешки и недостаточной подготовки исполнителей его идеи плохо понимались. Высокий барабан украшенный галереей спаренных арок, которые чередуются с пилястрами, венчает купол. Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид. Зодчий представлял стены здания тонкими перегородками между пространством церкви и внешним миром. Как будто, под давлением воздуха изнутри, стены и купол поддаются, выгибаются наружу, увеличивая объем помещения на глазах. Большие окна и лоджия барабана, опоясывающая объем облегчают строение, а рельефность поверхностей создают множество мелких украшений.

Браманте никогда не искал усредненного решения для крайностей, он старался использовать особенности человеческого глаза, способности восприятия больших и малых величин, для создания ощущения непрерывного перехода линий. Чтобы в полной мере достигать такой непрерывности, Браманте стремился строить здание единым организмом, унифицировать массы. Эта идея развивалась в миланских работах Браманте, и, впоследствии реализовалась в Риме, когда он работал над проектом перестройки собора Святого Петра .

Церковь Санта-Мария прессе Сан-Сатиро. Интерьер

В 1499 году Милан захватили французы, и Браманте перебирается в Рим. Свои сбережения, привезенные из Ломбардии, он расходовал крайне экономно, стремился к независимости. Жил уединенно, занятием его были обмеры древних городских построек. Через некоторое время цель, которую ставил перед собой Браманте, была достигнута.

Всю оставшуюся жизнь Браманте провел в Риме. Сперва, его службой была должность помощника архитектора при папе Александре Шестом. С 1503 года, после избрания Юлия Второго, Браманте работает только для Римского папы. Конечно, он предпринимает редкие поездки, к примеру, в Болонью и Урбино — в 1506-1507 годах, в Чивитавеккиа — в 1508 году, принять участие в возведении собора Святого Петра — в Лоретто — в 1509 году.

Папа Римский Юлий второй был доволен мастером, отмечал не только его профессиональные, но и личные качества. Браманте становится хранителем свинцовой печати, и тут его живой ум продолжает работать. Художник и зодчий становится еще и изобретателем, придумав и создав устройство для наложения печати на документы.

Переезд в Рим не особо сказался на стиле работы Браманте, несмотря на то, что принято так считать. Длительное время, проведенное в Ломбардии, а так же начало творческого пути в Урбино, наложило отпечаток на стиль его работы, сделав приверженцем консервативных классических художественных традиций.

Если говорить об изменениях в стиле зодчего, то скорее это заключительный этап его творчества, в котором, несмотря на постоянный контакт с античностью, отражена гуманистическая культура. В городскую застройку Милана, которой характерна поздняя готика, органично вписались его творения. Работая в Риме, основной упор делался на сочетании новых сооружений с историческим обликом вечного города, опираясь на расположение древних руин и на свидетельства из трактатов Витрувия. В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план.

Первоочередной задачей было очистить представление об античности, упростить его, так как в поздние времена представление об этом периоде было сильно искажено. В своем первом творении в Риме — церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки. К, примеру, он меняет светотеневое соотношение, для этого расчленил пространство лоджий второго яруса используя дополнительные колонки, уменьшая тем самым эффект их глубины. Этот прием он использует, нарушая все строительные нормы тех лет, нарушая каноны статической структуры, тем не менее, уравновешивая светотеневые эффекты ярусов.

В те же годы ведется работа над Темпяетто капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио . Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Этот небольшой храм выступал своего рода историческим мемориалом, так как возводился на месте распятия святого Петра, и символическим сооружением, представляя церковь, основанную Петром. Опираясь на исторические сведения и опять же на трактаты Витрувия, Браманте создает храм, содержащий в себе типологию классического центрического храма. Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю.

Идея провести реконструкцию Рима в «историческом» ключе подтверждается и в записке к папе Льву Десятому. В ее написании, кроме Рафаэля, который считается автором, либо принимал участие Браманте, либо задействовались его идеи использовать в градостроении Рима единый стиль.

Браманте разрабатывал типовые здания для Рима как Церковные, так и гражданские. Себе он так же возвел дом, который можно было использовать как для застройки улиц, так и индивидуально. Впоследствии этот дом принадлежал Рафаэлю. Темпьетто — выступил примером типового церковного здания, проект этой капеллы лег в основу проекта работы по реконструкции собора Святого Петра в Ватикане.

Перестройка собора Святого Петра тесно связана с работой над проектом гробницы папы Юлия Второго, над ней работал Микеланджело , она должна была быть установлена над гробницей Святого Петра, под куполом. Существуют данные, что Браманте был обвинен Микеланджело в том, что Браманте помешал воплощению в жизнь проекта. Проект впоследствии в 1545 году был воплощен в жизнь, однако масштабы значительно уменьшились. Браманте и правда, не планировал постройку архитектурного обрамления усыпальницы, в его замыслах было строительство здания, которое приобрело бы монументальное значение. Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело.

Донато Браманте (Donato Bramante) собственно Паскуччо д"Антонио (Pascuccio d"Antonio). Донато родился (1444 г., Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, - умер 11.3.1514, Рим), итальянский архитектор эпохи Возрождения . Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. В 1477 году переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи . Вначале выступал как живописец, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте - перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же Браманте были осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97 г.) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.

Переехав в 1499 в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Строг и величав завершенный Браманте в 1499-1511 фасад дворца Канчеллерия; его внутреннему двору с двумя ярусами изящных аркад Браманте придал лёгкость и пластичность. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г.), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио; 1502 г.), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.

С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г.) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г.) для турниров и зрелищ; разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, четырьмя малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.

Творчество Браманте - одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм.

Лит.: Всеобщая история архитектуры в 12 томах т. 5, М.. 1967, с. 151-82; Forster O. H., Bramante, W. - Munh., .
Текст, иллюстрации, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Собор святого Петра, 1506–1667, Рим

Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514)
Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо д"Антонио (Рascuccio d"Аntonio). Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны.

В 1470–х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане; фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм.

При перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479–1483): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492–1497) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.

Переехав в 1499 в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Строг и величав завершенный Браманте в 1499–1511 фасад дворца Канчеллерия; его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Браманте придал лёгкость и пластичность.

С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503–1545) для турниров и зрелищ; разница в уровнях его трех террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих римских вилл последующего времени. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.

Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500–1504), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.

Поиски Браманте образа пластически цельного, совершенного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502; проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года.

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

В переводе с итальянского tempietto означает «храмик». Темпьетто Браманте представляет собой маленькое округлое сооружение, увенчанное куполом и возведенное в центральной части внутреннего дворика монастырского комплекса Святого Петра на холме Яникул в районе Трастевере. Согласно легенде именно на этом месте был распят головой вниз апостол Петр. Данное сооружение признано одним из лучших примеров архитектуры ренессанса и является первой фундаментальной работой известного итальянского зодчего Донато Браманте в Риме.

Идеей строительства данного сооружения было прославление памяти Святого Петра, первого Папы Римского, ставшего опорой Церкви и христианства. Проект ротонды, которая должна была стать не только украшением монастырского двора, но и, прежде всего, местом преклонения, был поручен Донато Браманте в первом десятилетии XVI века. В тот период на территории монастыря размещалась испанская конгрегация – религиозный альянс, объединенный общим уставом.

Изначальный проект Браманте, помимо возведения самого Темпьетто, предполагал и реконструкцию внутреннего дворика монастыря. Однако единый архитектурный ансамбль, созданный на основе идеального соотношения геометрических форм и правильных пропорций с учетом перспективы, был реализован лишь отчасти.

Внешний вид и описание шедевра Браманте

Темпьетто представляет собой центрально-осевую купольную конструкцию, в основе которой лежит идея подражания архитектуре древнего Рима. Цилиндрическое основание, увенчанное куполом и возведенное на небольшом постаменте, окружено шестнадцатью гранитными колоннами. Среди похожих культовых сооружений Рима можно отметить Храм Весты на и в районе площади Бокка делла Верита. Помимо этого, в античные времена было принято возводить и места увековечивания памяти в виде круглых в плане зданий, перекрытых куполом. Такие сооружения не имеют несущих стен, а содержат в своей конструкции лишь колоннаду. Примерами таких античных построек может быть Мавзолей Святой Констанции и базилика Санто Стефано Ротондо на Целии.

Часовня Браманте , несмотря на свои миниатюрные размеры, стала настоящим манифестом архитектуры Эпохи Возрождения. Ее идеальные геометрические формы и пропорции создают ощущение композиционной гармонии и равновесия, делая конструкцию совершенной.

Минималистический набор декоративных элементов придает монолитность зданию, каждая его деталь имеет свое предназначение и индивидуальных характер. Здесь нет главных или второстепенных элементов, все взаимосвязано и без излишеств.

Монументальность темпьетто Браманте заключается в его идеальной осевой симметрии и пирамидальности : от основания здания до венчающего купол креста прослеживается ступенчатый характер. Подобный прием довольно классичен и часто встречается, опять же, в основе античных сооружений.

Интерьер Темпьетто

Внутренняя часть храма – целла – в диаметре составляет всего четыре с половиной метра. Интерьер отличается довольно простой отделкой, без лишних деталей и элементов декора. Это еще раз подтверждает тот факт, что часовня была построена скорей в качестве монументального памятника, нежели храма в полном понимании этого слова.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: