Старцы пустыни. Старцы нашего времени, живущие сейчас

Основой и утверждением православной веры на Руси долгое время являлось старчество. Это - уникальное явление, центром которого с момента основания являлась обитель близ Козельска - Оптина Пустынь.

Изначальным основателем и вдохновителем старчества был стяжавший обильные дары Духа Святого иеросхимонах Лев - образец смирения и самой горячей любви к Богу и ближенму.

Принял подвиг старческого служения и окормления паствы после физической смерти преподобного Льва иеросхимонах Макарий, с именем которого связано начало издательской деятельности монастыря. Издавали первоначально труды старцев, но в итоге организованный процесс вовлек в свою орбиту лучшие умы России.

Под руководством Макария цвела не только Оптина пустынь, но и прочие монастыри, а изданные при его правлении письма святых старцев до сих пор являют собой драгоценный пример руководства по благочестию для монахов и мирян.

Обитель стала крупным странноприимным домом при настоятельстве схиархимандрита Моисея - уникального человека, сумевшего сочетать железные качества управленца со строгим подвижничеством, смирением и нестяжательством.

Благодаря его умелому и мудрому руководству обитель буквально расцвела.

Перечислим самых известных и любимых народом старцев:

Схиигумен Антоний - брат и сподвижник Моисея, настоятель скита, наставник и утешитель всех приходящих к нему за помощью. Через земную жизнь мужественно и благородно нес тяжкий крест болезней тела.

Иеросхимонах Илларион - ученик и преемник святого старца Макария, славный своим ревностным исповеданием православной веры, которое помогло многим людям, отпавшим от веры, вернуться в лоно Святой Матери Церкви.

Иеросхимонах Амвросий - великий угодник Божий, ревнитель и исповедник истинного Православия. Любимый старец народа, невероятно почитаемый как при жизни, так и после блаженной кончины. Господь свидетельствовал благодатность святого старца многими чудесами, происходившими по его молитве и предстательству.

Схиархимандрит Исаакий - приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, деликатнейший и умелый пастырь, великий подвижник и хранитель традиций и духовных заветов старчества Оптиной пустыни.

Иеросхимонах Анатолий - скитоначальник и старец, наставник иноков Оптиной пустыни и обители в Шамордино, и прочих монастырей. Наиболее удавался старцу Анатолию Божественный дар утешения и избавления от уныния.

Иеросхимонах Иосиф - духовный преемник преподобного Амвросия, образец незлобия, смирения, постоянного молитвенного делания. Многие современники вспоминают, что еще при жизни блаженного старца видели его осиянным Божественным светом. Неоднократно за время своего старческого подвига удостаивался явлений Божией Матери

Схиархимандрит Варсонофий - скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил: Божья благодать в единую ночь сотворила из блестящего воина сделала великого старца. Он исполнял пастырский долг на войне (с Японией), обладал даром прозорливости - предрекал события и видел насквозь сердца прибегавших к нему за помощью, наставлением и защитой.

Иеросхимонах Анатолий II, прозванный «Утешителем», был наделён великими дарами любви и утешения скорбящих, был прозорлив и умел исцелять болезни. Старцу выпала нелегка пастырская доля - в годину революции он утверждал и укреплял в вере своих духовных чад, давая им силы быть с Богом до самого конца, даже и до смерти.

Иеросхимонах Нектарий - последний Оптинский старец, избранный собором. Подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел драгоценные дары прозорливости и чудотворения, скрываемые зачастую под видом юродства. Неустанно, не щадя себя, окормлял народ во дни суровых гонений на Святую Церковь.

Иеромонах Никон - любимейший ученик старца Варсонофия, после закрытия Пустыни не отрекся от заветов старчества, исполнял пастырский долг самоотверженно и горячо. Претерпел от безбожных властей поругания и умер в изгнании.

Архимандрит Исаакий II - последний Оптинский старец, бывший настоятелем Оптиной пустыни, на долю которого выпало тяжкое испытание - видеть разорение, разграбление и поругание любимой Святой Оптины. Сам старец четыре раза пережил тюремное заключение, но ни разу не возроптал на Господа, а нес свой крест покорно - как и заповедал Господь Иисус Христос. Расстрелян в самый разгар ежовщины - 8 января 1938 года, последний приют нашел в братской могиле на Симферопольском шоссе.

Сейчас в пустыни подвизается схиигумен Илий - духовник Оптиной пустыни и духовник Святейшего Патриарха Кирилла. Схиигумен Илий - сосуд, преисполненный христианских добродетелей, большая из которых - любовь.

Наставления Святых Отцов

Такая обширная и богатая духовная культура, как та, которую взрастили и на развитие которой положили жизни великие угодники Божии, святые преподобные Оптинские старцы, не могла не оставить духовных плодов . И плоды эти воплотились в творениях преподобных старцев - высказывания и советы оптинских старцев можно найти практически по любому жизненному поводу.

Традиционно к наставлениям Оптинских старцев относят Душеполезные поучения Макария и Амвросия - наиболее опытных и сильных духом старцев. Кроме того, под именем старца Амвросия были издан также «Советы супругам и родителям», также он горячо защищил чистоту Веры православной - для этого создал «Ответ благосклонным к Латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви».

Также изданы были Дневник и Завещание духовным детям преподобного Никона.

Старцы отличались столь чистым и поистине христианским существованием, что каждая веха их святого жития сама по себе - наставление, вразумление и утверждение в истинной вере.

Монастырь старцев

Место, взрастившее такое количество святых угодников Божиих, само по себе заслуживает внимания. Оптина пустынь названа по имени основателя - раскаявшегося разбойника Опта (в иночестве - Макария).

Упоминания летописные относятся к царствованию Бориса Годунова, обитель во времена царствования Дома Романовых была крупным центром духовной жизни.

После революции действовала до 23 января 1918, после чего был обращен в сельхозартель, музей, дом отдыха, концлагерь, и множество монахов приняло мученическую кончину в стенах обители, иные - арестованы или разогнаны.

В 1987 году Пустынь возвращается Православной Церкви. Начинается возрождение монашества, восстановление храмов, возобновление духовной и хозяйственной жизни.

Икона святых старцев

Святые старцы Оптинские, несмотря на то, что жили в разное время, и зачастую друг друга не видели - изображены на иконе «Собор Преподобных Отец наших, Старцев Оптинских». Святые отцы изображены в иеромонашеских одеяниях со свитками поучений в руках. Традиционно на этой иконе сверху изображают Пресвятую Владычицу Богородицу, как знак и символ особой любви и благосклонности Царицы Небесной к Святым Старцам.

Кроме того, на иконе практически во всех случаях изображается вдалеке роскошная белокаменная Оптина Пустынь - оплот и утверждение Православия на Русской земле.

Видео: Оптинские старцы

В окружении леса, на берегу реки Жиздры, вдали от шумных городов, где находится Оптина пустынь, стоит старинный монастырь, имевший огромное значение до прихода к власти большевиков.

Сегодня, когда Православная церковь в нашей стране переживает период возрождения, внимание к этой древней обители возвращается.

Многочисленные храмы, закрытые во времена Советской власти, стали доступны верующим. Их великолепная архитектура радует всех, независимо от вероисповедания.

Вконтакте

Географическое расположение и место на карте

Оптина Пустынь имеет следующие GPRS-координаты: 54.053416, 35.831969. Расположена в Калужской области.

От областного центра расстояние составляет 79 километра, от столицы России - 256 километров, от Санкт-Петербурга - 935 км. А самое короткое расстояние от ближайшего городка поз названием Козельск - всего 2000 метров пути.

Краткая история монастыря

На современной территории Калужской области люди жили очень давно. Археологи во время раскопок нашли стоянки людей каменного века. Козельск упоминается в летописях уже в 1146 году.

Небольшой город прославился беспрецедентным отпором татаро-монголам в 1238 году. Семь недель огромное войско не могло взять Козельск. После его взятия городок был сожжен дотла, славные воины и жители убиты.

История монастыря начинается гораздо позже. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в 1625 году он уже существовал. Уединенное, безлюдное место среди леса выбрали для монастыря отшельники. В 17 веке здесь были только кельи монахов, да деревянная церковь. В это же время был построен Введенский собор.

Во время правления Петра I монахов почти лишили средств к существованию, отобрав мельницу, переправу через реку, запретили осуществлять ловлю рыбы. А потом монастырь решено было закрыть, правда, не действовал он только 2 года.

Митрополит московский Платон

Митрополит московский Платон и Калужский епископ Филарет сыграли огромную роль в возрождении монастыря.

Важно знать: велика роль отца Авраамия, назначенного настоятелем Оптиной пустыни. Именно он ввел в обители тот уклад, который просуществовал до 20 века — времени закрытия обители.

Его забота о материальном благополучии монастыря, ремонте обветшавших церковных сооружений, привлечении верующих из окрестностей за долгие годы его деятельности сделали монастырь известным не только в Калужской губернии, но и за ее пределами.

Московский митрополит Филарет

Важнейшим периодом в жизни Оптиной Пустыни стало время, когда московским митрополитом стал Филарет. Несмотря на высокий духовный сан, Филарет любил тихую, безмолвную жизнь, и поэтому покровительствовал монастырю, часто его посещал.

Обратите внимание: при Филарете в километре от монастыря был построен скит Иоанна Предтечи, который стал местом жизни всех старцев Оптиной Пустыни.

О старчестве на Руси написано множество книг. Это уникальное, чисто русское явление, восходит ко временам Сергия Радонежского. Старец, как правило, священник – монах, который осуществляет духовное руководство и наставничество над людьми, приходящими в обитель. Это руководство происходит в форме бесед или советов, а также в переписке с духовными чадами.

Старцы-отшельники

Филарет пригласил в Оптину пустынь первых старцев-отшельников. Здесь это удивительное явление получило наибольший расцвет, сделав монастырь духовным центром России.

Интересный факт: не архитектурными чудесами, не древними иконами, а великими оптинскими старцами прославился монастырь.

Почти век огромное количество паломников стремилось в Оптинский монастырь для получения советов, наставлений, духовной помощи. Среди посетителей Оптиной было много знаменитостей: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, философ В.С. Соловьев, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, А.Л. Чижевский и многие другие.

Монастырь после революции и СССР

После октябрьской революции духовынй центр России закрыли в 1918 году. Здесь были сельскохозяйственная артель, музей, лесопилка, кожевенный завод, где монахи и старцы работали, а также тайно продолжали религиозную деятельность. В обитель продолжали идти паломники.

Череду различных организаций на территории монастыря сменил Дом отдыха. В 1939 году здесь сделали концлагерь . Он вмещал в себя более пяти тысяч поляков, которых подвергли расстрелу в Катыни.

С началом ВОВ необходим был госпиталь для раненых, место под которое выбрали именно Оптинский монастырь. Уже спустя три года после начала войны переделали госпиталь в лагерь НКВД, предназначавшийся для пленных советских офицеров, вернувшихся из Германии на родину. В 1949 году лагерь сменила военная часть.

1987 год - год возвращения Оптиной Пустыни Русской Православной церкви. Самая первая литургия была отслужена в июне 1988 года в надвратной башне. Предстояли долгие годы работы по восстановлению святой обители.

Современное состояние монастыря

Введенский собор

Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.

Сегодня на территории располагается 8 действующих церквейв прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:

  • Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария - в трапезной;
  • Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
  • Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
  • Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.

А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?

Это интересно: старец Илия, проживший в обители 20 лет, сегодня является духовником святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовником Троице-Сергиевой лавры и Оптиной Пустыни. Учитывая почтенный возраст старца – ему 85 лет – и обремененность делами духовника, он практически неуловим и недоступен для простых людей.

Но слава обители по-прежнему велика. Сюда стремятся паломники, верующие, желающие стать трудниками монастыря, в поисках покоя и смысла жизни.

Оптинские старцы

Скит, построенный при Филарете, стал местом, где жили оптинские старцы. Это место на полтора века стало источником благодати для сотен людей, приезжавших сюда.

Оптинский старец отец Амвросий

О 14 старцах, которые в 19-20 веках жили в ските, сохранилось много письменных свидетельств, книг, воспоминаний. Очень многое стало известно, благодаря архиву обители, который в 1928 году был вывезен поэтессой Н. Павлович в библиотеку им. Ленина.

Старцы были не только духовными учителями своих прихожан. Многие из них обладали даром предвидения, целительства. Известно множество документально подтвержденных случаев излечения ими смертельно больных.

Среди всех оптинских старцев отец Амвросий выделяется своей подвижнической жизнью. Масштабы духовного наставничества о. Амвросия поражают. Каждый день у его скромной кельи собиралась толпа людей со всех концов России и из-за границы. Кроме личных бесед, о. Амвросий вел обширную переписку, при этом он был очень больным человеком.

В дневнике о. Амвросия сохранились записи о том, как непосилен ему труд старчества, об отсутствии достаточного времени на молитву, об отсутствии сил одолеть дорогу до монастыря. За свое служение о. Амвросий получил редкую награду – золотой наперстный крест.

Женский Шамординский монастырь

О. Амвросий стал основателем женского Шамординского монастыря, который существует и сегодня. Здесь священник проводил много времени, находя так необходимое ему уединение и покой.

Отец Нектарий

К началу революции в скиту жили три старца: Нектарий, Никон и Анатолий II. Их судьба сложилась по-разному:

  • О. Нектария арестовали в 1923 г., заключили под стражу, затем потребовали выехать за пределы области. О. Нектарий послушался, он направился в Брянскую область и поселился там у своего духовного сына. Даже в эту далекую деревню к о. Нектарию приходили духовные чада. Он скончался в 1928 году от болезней. Через семь лет на кладбище прибыли грабители, желающие найти сокровища и обогатиться. Разрыв могилу старца, они увидели нетленное тело;
  • О. Никон после закрытия монастыря много работал, пытаясь обеспечить пропитание оставшимся монахам. В 1924 году он переехал в Козельск и служил в Успенском храме. В 1927 году о. Никона арестовали и после трехлетнего заключения в лагере «Кемьперпункт», в невыносимых для жизни условиях, отправили на Север, на Пинегу. Он умер в 1931 году от туберкулеза на руках оптинского монаха в возрасте 43 лет;
  • о. Анатолий Потапов продолжал свою религиозную деятельность в Козельске и его окрестностях, несмотря на большевистский запрет служить. Уехать он отказался и в 1923 году состоялся его арест. Всего их было несколько в жизни о. Анатолий II, в результате он был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1938 году.

Так закончился удивительный век старчества. Прервалась традиция, возрождение которой займет очень много времени.

Монастырь в духовной жизни России

Оценить огромную значимость в жизни России можно на примере влияния посещения обители на мировоззрение и творчество трех великих писателей – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского:

  • Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
  • Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
  • В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».

Что обязательно нужно посетить и увидеть

Мощи о. Амвросия и о. Нектария

К сожалению, из-за трагической истории монастыря старых построек на его территории почти не осталось. Все пришлось восстанавливать заново, практически из руин.

Монахи обители сделали очень много для возвращения духовности этому святому месту. Это чувствует любой человек, независимо от веры, оказавшийся здесь.

Итак, что же стоит посетить:

  • Приехав в обитель, надо обязательно побывать на службе в главном Введенском соборе. Особенно торжественны службы во время церковных праздников, а также в Дни памяти великих оптинских старцев. В храме можно поклониться мощам о. Амвросия и о. Нектария, помолиться, просто постоять или поставить свечку у чудотворной иконы Казанской Божьей матери, которая находится справа от алтаря;

Владимирская церковь

  • За Введенским собором расположена Владимирская церковь с маленьким синего цвета со звездами куполом. Здесь находятся мощи шести великих старцев Оптиной;
  • Святые монастырские источники славятся многочисленными исцелениями и чудесами. Три источника Оптиной не исключение:
  • Один из них, самый знаменитый, расположен на территории обители, в честь Пафнутия Боровского Чудотворца;
  • Источник в честь о. Амвросия находится недалеко от скита;
  • Третий источник в честь Сергия Радонежского — сероводородный. Он был недавно вновь открыт монахами. Здесь есть купальня, погружение в воды которой дает необыкновенный прилив сил.

Из любого источника стоит не только попить святой воды, но и взять её домой. Святая вода будет стоять долго. Её нужно пить по утрам, прочитав особую молитву перед принятием святой воды, или в случае болезни членов семьи. Но всё нужно делать с верой.

Приехав в Козельск, можно поехать на такси или маршрутке, но есть и другой путь. В Оптину Пустынь следует идти пешком (путь составляет около 3 км) по лесной дороге, через речку Жиздру. Многочисленные храмы постепенно открываются взору, и суета современного мира остается позади.

Из многих церквей России в Оптину Пустынь устраиваются паломнические поездки, которые являются настоящим праздником для верующих. Еженедельно такие выезда организуют многие туристические фирмы.

Где остановиться

На территории обители есть гостиница для паломников с восьмиместными номерами и двухъярусными кроватями. Удобства и чайник находятся на этаже. Стоимость проживания в сутки — 300 рублей. Бронирование мест возможно только для групп.

Для паломников есть домики, в которых возможно одноместное, двух-, трех-, и четырехместное размещение. Стоимость одного места 1000, 800 и 600 рублей соответственно. Питаться можно в монастырской паломнической трапезной.

Есть несколько небольших новых гостиниц в Козельске. Забронировать места в них можно напрямую или через сайты бронирования гостиниц . Ценовая категория отелей от 1500 до 3000 рублей в сутки за номер.

Посетить Оптину Пустынь стоит всем: и верующим, и атеистам. Удивительная атмосфера этого места, его трагическая история, традиции не оставят равнодушными никого. Посетить службу, поклониться могилам великих старцев, набрать воду из трех источников на территории обители и просто посидеть в окружении тишины – ради этих прекрасных минут стоит сюда приехать.

Интересную информацию о монастыре смотрите в следующем видео:

К нему шли за советом и утешением, и никому старец не отказывал в помощи, своим вниманием и теплом согревал всех приходящих. Выходил из его кельи человек, на крыльях летел, мир казался ему обновленным.

Старчество стало отличительной чертой Оптиной Пустыни. Слава об этом монастыре и ее старцах разносилась по всей России и за ее пределами.

Первый

Первым старцем в Оптиной Пустыни был Преподобный Лев Оптинский (Л.Д. Наголкин), человек крупного телосложения, с зычным голосом и копной густых волос. Резкий и стремительный. Вместо долгих уговоров, старец порой одним словом выбивал у посетителя почву из-под ног, заставляя осознать свою неправоту и раскаяться. Он, как психолог, знал, каким способом достичь своей цели.

Преподобный Лев Оптинский не только исцелял душу, но и врачевал. Многих немощных он спас от смерти. Успешно лечил старец Лев и бесноватых (одержимых бесом). Под конец жизни он предсказал, что Россия перенесет много горя и потрясений. Святые мощи преподобного Льва находятся во Владимирском храме монастыря.

Старец Макарий

Иеросхимонах Макарий (М. Иванов) - ученик Преподобного Льва Оптинского. Был он огромного роста, с некрасивым лицом, побитым оспой, косноязыкий. Обладал даром ясновидения. Увидев человека в первый раз, мог сразу назвать его по имени. Отвечал на письма раньше, чем их получал.

Письма он писал с утра до вечера. В них заключены и ответы на многочисленные духовные вопросы. Они и сегодня полезны и интересны.

Преподобный Макарий в монастыре создал и возглавил группу ученых и литераторов (монахов и мирских людей). Они переводили древние духовные писания. Под влиянием старца Макария в России возникла школа издателей и переводчиков духовной литературы. К нему на исповедь приезжали писатели Толстой и Гоголь.

Народ за этим старцем ходил толпами, люди мечтали хотя бы через окно увидеть его. Он всех одаривал своей любовью. Усталый и больной, Преподобный Макарий до самой смерти принимал паломников.

Преподобный Илларион Оптинский

Иеросхимонах Иларион (Р.Н. Пономарев) прекрасно распознавал и лечил душевные болезни покаянием. К нему люди ехали за советом в трудных жизненных ситуациях. Мудрость старца просто поражала: говорил он очень мало, но его слова имели великую силу.

Однажды к Преподобному Илариону Оптинскому обратился брат купца. Молодой купец был вдовцом и просил благословить его на второй брак. Старец посоветовал отложить свадьбу на год и сказал, что купец вскоре сам приедет в Оптину Пустынь. Купец не послушался. Его новая жена умерла через три недели. Через некоторое время сам он приехал в обитель и принял .

А еще старец Иларион любил работать в саду: он прививал деревья, высаживал цветы. Монахи и пришлые люди любовались и восхищались прекрасными цветниками Оптиной Пустыни, выращенными трудами одного человека.

Оптина Пустынь стала единственным местом в России, где общество людей достигло наивысшей степени духовности. Не каждый монах, а все братство. Было немало святых

Ставропигиальный мужской монастырь Введенская Оптина пустынь известен во всем мире. Его часто называют "прообразом Царства Небесного", "осколком земного рая", "вместилищем христианской любви и средоточия подвижничества ". Это потому, что там, как нигде, люди приближаются к идеалу христианских отно-шений, недоступной в обыденной жизни духовной высоте. Со времени появления в Оптиной пустыни старчества (1829 г.) на нее в полной мере нисходит благодать Святого Духа. В 1918 году монастырь был закрыт, а во время Великой Отечествен-ной войны он использовался как сельхозартель, санаторий и даже концлагерь, но вопреки всем потрясениям в 80-ые годы XX века был восстановлен. В наше время паломники из всех уголков мира продолжают съезжаться к святым Оптинским старцам со своими сомнениями, болью или просто за советом в непростых ситуа-циях.

Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время

Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии. Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.

Старцы и новомученики Оптиной пустыни

На иконе "Собор Преподобных Оптинских старцев" традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.

Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой "Пасха красная" повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.

Старец Илия



Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.

Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.

Старец Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из "Братьев Карамазовых" Ф. М. Достоевского.

Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.

О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.

Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного. Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.

Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!

Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни

Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских:
Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.


Калужская область славится множеством святынь. Самая известная - история которой начинается в XIV столетии. В XIX веке монастырь стал настоящим исправительным приютом для русской интеллигенции. Мудрые духовники - - врачевали здесь недуги дворян, с любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

Где находится Оптина пустынь

Монастырь расположен в двух километрах от Козельска, на берегу Говорят, что проведя в этих местах несколько дней, человек меняется, в его душе наступает спокойствие. Сотни людей едут сюда каждый день. Это одно из самых почитаемых и намоленных мест православной Руси. О том, где находится Оптина пустынь, люди задумываются в минуты уныния, тогда, когда их охватывает чувство безысходности. Добраться до этих мест можно на поезде. От станции Тупик до монастыря два километра.

Предыстория

Что было ранее там, где сегодня находится Оптина пустынь? История Козельского района повествует о племени вятичей, проживавших здесь когда-то. Сам же город упоминается впервые в летописи 1146 года. В 1238-м он был взят татарами. Сражение продолжались полтора месяца. Почти все жители Козельска были убиты, а двухлетний князь Василий, по преданию, утонул в крови.

В начале XV века город перешел Литве. Через 50 лет город вошел в состав Московского княжества. Дата основания Оптиной пустыни неизвестна. Но есть предположение, что ранее монастырь был общим для монахов и монахинь.

Опта

Оптина пустынь - мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынью в старину называли места уединенных монашеских поселений. Оптина - слово, которое происходит от имени раскаявшегося разбойника. Об этом человеке известно немного.

Разбойник Опта был грозным предводителем большой шайки. Он промышленной в дремучем лесу, где теперь расположен город Козельск. Однажды по неизвестным причинам отпетый разбойник оставил свою шайку и принял В иночестве он получил имя Макарий. Именно поэтому пустынь в 14-15 столетиях называлась Макарьевской. Где похоронен основатель монастыря, неизвестно. К тому же эта история всего лишь одно из преданий. В истории Оптины пустыни много белых пятен.

Другие версии об основании обители

О том, кто основал Оптину пустынь, есть различные предположения. Согласно одной из версий, она построена была в глубине дремучего леса благодаря князю Владимиру Храброму и его наследникам. Эти места не подходили для хлебопашества, в XIV веке никому не принадлежали. А потому, согласно еще одной версии, однажды здесь появились неизвестные отшельники. Они избрали для своих духовных подвигов самое глухое место, вдали от поселений. Таковы версии о возникновении Оптиной пустыни. История монастыря представлена ниже.

XVIII век

Петровские реформы не лучшим образом отразились на судьбе обители. Монастырь должен был платить оброк государству. Средства необходимы были для строительства новой столицы и войны со шведами. Ко второму десятилетию XVIII века обитель оказалась в бедственном положении. В 1724 году была упразднена. Деревянные постройки, находившиеся на ее территории, пришли в негодность.

Восстановление началось в 1741 году. Здесь построили деревянную колокольню и новый храм с двумя приделами. В 1764 году по приказу Екатерины Великой обитель вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. Спустя пять лет завершилось строительство соборного храма. Согласно историческим документам, в семидесятые годы здесь было всего два монаха.

Положение Оптины пустыни начало меняться к концу XVIII столетия, когда на монастырь обратил внимание митрополит Московский. Уже в 1797 году здесь было 12 монахов. В 1799-м обитель вошла в состав Калужской епархии.

XIX век

В отечественной истории Оптина пустынь имеет немалое значение. Эта обитель - яркий пример процесса духовного возрождения, произошедшего в конце XVIII столетия. Она расположена у опушки соснового бора, отрезана от мира Жиздрой. Это превосходное место для созерцательной отшельнической жизни, духовных оазис. Говорят, старцы Оптины пустыни обладают даром исцеления.

В начале столетия началось строительство трехъярусной колокольни. С обеих сторон к ней пристроили флигели для келий. В 1804-м строительство закончилось. Спустя три года началось возведение Казанского храма, чуть позже - больничной церкви с шестью кельями. На материал для строительства выделил средства советник Камынин.

Храмы были освящены в 1811 году. Спустя десять лет здесь устроили скит. В нем проживали пустынники, то есть люди, проведшие много лет в абсолютном уединении. Духовной жизнью обители ведал старец. Со всех уголков России в Оптину пустынь потянулись люди, которые стремились к жизни в согласии с Богом. Монастырь стал духовным центром страны. После того как начали поступать пожертвования, здесь появились угодья, мельница, каменные здания.

XX век

В 1918 году монастырь был закрыт. Несколько лет на его территории располагался Дом отдыха. На могилах старцев в советские годы некоторое время была танцплощадка. А в 1939-м эти святые места по приказу Берии были преобразованы в концлагерь. Здесь содержалось несколько тысяч польских офицеров, большая часть из них была отправлена в Катынь и расстреляна.

В начале ВОВ в монастыре располагался госпиталь, затем - проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. Русской православной церкви правительство передало Оптину Пустынь 1987 году. Восстановление началось в 1990-м.

Места захоронения старцев нашли с огромным трудом. Разруха в девяностые годы здесь была настолько удручающей, что местные жители не верили в то, что Оптину пустынь удастся возродить.

Архитектурный ансамбль

Главный храм обители - Введенский собор. Он основан в 1750 году. Самый большой храм на территории монастыря - храм Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 1811 году. В двухтысячных возвели храм Преображения Господня.

На территории обители также находятся: храм в честь Преподобной Марии Египетской, колокольня, часовня, надвратная церковь, деревянная звонница, братская трапезная, а также хлебопекарный, игуменский, библиотечный, келейный корпуса. Некоторые постройки появились еще в XIX веке. Например, келья старца Амвросия располагается в деревянной избе, которой уже более 150 лет. Однако самая старая постройка в Оптиной пустыни - Введенский собор.

В Москве и Санкт-Петербурге находятся церкви, относящиеся к обители. Это подворье Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни в Ясенево (Храм Петра и Павла) и Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

Старцы

Оптина пустынь - это прежде всего ее старцы. Их сегодня всего четырнадцать. В чем заключается сущность старчества? Среди монахов выбирается более опытный, который становится духовным отцом всей братии. Наставником он становится и для мирян, приезжающих сюда. Между Казанской церковью и Введенским собором находится некрополь. Здесь похоронены священнослужители. И именно в этой части пустыни находятся могилы оптинских старцев. Однако они пустые - мощи святых перенесены в раки.

Каждый из старцев чем-то прославился. Нектарий был предсказателем. Лев - врачевателем. Самым известным был третий по счету старец Оптиной пустыни - Амвросий. Не так давно в скиту восстановили его келью. Вход для мирян сюда закрыт.

Иеросхимонах Амвросий

Его канонизировали в 1988 году. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, обладал феноменальной памятью, свободно писал и говорил на пяти иностранных языках. Он с детства отличался необыкновенными способностями, но в юношестве сильно заболел и тогда дал обет Богу: если выживу, постригусь в монахи. Александр Гренков выздоровел. Для своего служения он выбрал Оптину пустынь.

Преподобный Амвросий умел с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику. Этот человек общался со Львом Толстым и Федором Достоевский. Беседы со старцем происходили в особом помещении. Обстановка этой комнаты сегодня полностью сохранена. В ней царит аскетичность, хотя старец здесь принимал не только известных писателей, но и представители царской семьи Романовых.

Лев Толстой приезжал в Оптину пустынь шесть раз. Впервые - в 1878 году. Между Амвросием и Толстым тогда состоялся долгий, тяжелый разговор. После отъезда писателя, старец произнес: «Уж очень горд». Есть сведения, что Толстой приезжал сюда непосредственно перед смертью, хотел посетить Амвросия, но не решился войти в скит.

Федор Достоевский приезжал в Оптину пустынь после тяжелой потери - смерти маленького сына. Писатель не мог понять, для чего Богу нужна была смерть ангелоподобного мальчика. Он очень страдал. Приехав в обитель, Федор Михайлович долго разговаривал со старцем Амвросием. Как утверждали очевидцы, вышел он из его кельи совершенно другим человеком. Старец Амвросий - прототип Зосимы из романа «Братья Карамазовы».

Иеросхимонах Лев

В миру его звали Львом Даниловичем Наголкиным. Родился будущий оптинский старец в 1768 году. Происходил из мещанского сословия, в молодости служил приказчиком у состоятельного купца. В 1797 году Наголкин постригся в монахи. Спустя 20 лет прибыл в Оптину пустынь, где основал старчество. Среди его духовных чад был преподобный Амвросий, о котором сказано выше.

Иеросхимонах Макарий

Михаил Николаевич Иванов, таково мирское имя этого старца, родился в 1788 году в дворянской семье. В возрасте 14 лет поступил на службу бухгалтером. Спустя несколько лет получил должность начальника счетной экспедиции. После смерти отца Иванов оставил службу и ушел в монастырь. С 1834 года находился в Оптиной пустыни. Благодаря этому старцу была создана целая школа переводчиков и издателей духовной литературы.

Архимандрит Варсонофий

Родился будущий священнослужитель, в миру Павел Плиханков, в Самаре в 1845 году, в купеческой семье. Окончил военную гимназию, после чего сделал неплохую карьеру. Дослужился до полковника. Однако неожиданно для родственников и сослуживцев Плиханков в 70-е годы подал прошение об отставке. В Оптину пустынь он прибыл в 1891-м. В 1907 году его возвели в сан игумена. Спустя пять лет преподобного Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинской обители.

В Оптиной пустыни старец находился как раз в то время, когда туда приезжала Лев Толстой. Как уже было сказано, писатель в этих местах побывал накануне смерти. Узнав об этом, Варсонофий отправился на железнодорожную станцию, дабы напутствовать Толстого перед смертью и помочь ему примириться с церковью. Но к умирающему писателю его не допустили.

Нектарий Оптинский

Родился в Ельце в 1853 году. Семья была бедной, отец работал на мельнице, рано умер. Скоро ушла из жизни и мать. Мальчик остался сиротой. В одиннадцать лет он поступил на службу в купечестве лавку, спустя шесть лет получил должность младшего приказчика.

В возрасте двадцати лет Николай отправился пешком в Оптину пустынь. Здесь его принял старец Амвросий. Они долго беседовали, но о чем, Нектарий позже никому так не рассказал. В марте 1887 года он был пострижен в мантию. Спустя семь лет посвящен в иеродиаконы.

За два года до начала Первой мировой войны братья избрали Нектария старцем. После прихода советской власти монастырь закрыли. Преподобного Нектария арестовали. В тюрьме он провел три года. Известно, что после возвращения он жил в селе Ульяново Калужской области. Скончался в 1928 году.

Оптинские старцы - кто они, почему люди с разных уголков страны пытались попасть к ним «на прием»? Это люди, которые обладают неким духовным зрением.

Таким зрением, как утверждают монахи Оптиной пустыни, обладает Схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин). Сейчас он проживает в Переделкине, является личным духовником патриарха Московского Кирилла. Когда же старец находился в Оптиной пустыни, к нему непрерывно шли люди. Он не всех принимал. Но если человеку посчастливилось переговорить со старцем Илием, он мог получить у него совсем неожиданный совет. Например, оставить бизнес, усыновить ребенка из детдома или даже уйти в монастырь.

Алексей Афанасьевич Ноздрин - так звали его в миру. Он родился в 1932 году в крестьянской семье. В 1949-м окончил школу. Во время службы в армии вступил в комсомол, но вернувшись домой, раскаялся в своем поступке, и сжег комсомольский билет.

В 1958 году Ноздрин окончил техникум в Подмосковье. Затем работал на заводе в городе Камышине. Здесь был всего один храм, который и посещал будущий священнослужитель. Ноздрин, по совету своего духовника, окончил Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество. В конце восьмидесятых его направили в Оптину Пустынь, где в то время начиналось восстановление обители.

Трагедия 1993 года

На Пасху в Оптиной пустыни у звонницы были убито три священнослужителя. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт стали жертвами ритуального преступления. Убийца подкрался сзади и нанес им удары в спину. Его быстро задержали, во время следствия признали невменяемым и поместили в лечебницу закрытого типа.

Убитые монахи стали новомучениками. В 2004 году вышла книга «Пасха Красная» Нины Павловой, посвященная жертвам сумасшедшего сектанта-сатаниста (на кинжале, которым он наносил удары, было нацарапано три шестерки).

Для матерей отцов Оптиной пустыни причисление их сыновей к мученикам не стало утешением. Две из них приняли постриг после этой трагедии. Мать отца Василия перед пострижением сказала: «Хочу после смерти встретиться с сыном». Похоронены монахи на территории обители. На их могилах позже была построена колокольня. Говорят, что это место обладает необыкновенной исцеляющей силой.

Трудники

Многие, кто приезжает в Оптину пустынь, остаются здесь на некоторое время. Их селят, кормят бесплатно. Но при условии: они обязаны трудиться и посещать все службы. Говорят, что пребывание в этих святых местах лечит душу.

Среди трудников - представители различных профессий. Для всех условия пребывания в Оптиной пустыни одинаковые. В пять утра подъем. Богослужение занимает в день около четырех часов. Все остальное время приходится работать. Размещают трудников в особой гостинице, в каждом номере проживает несколько человек. Для того чтобы поселиться, необходим паспорт и рабочая одежда. Все остальное при необходимости выдают в монастыре.

Обитель находится на полном самообеспечении. Трудники работают вместе с монахами. Подсобное хозяйство этого монастыря - одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий в Калужской области. Каждый из трудников имеет в миру какую-то профессию. В монастыре им стараются предложить работу, которая им знакома. Ветеринары ухаживают за животными. Художники пишут иконы.

В летнее время братья выезжают на посевные работы. Но и здесь их не освобождают от богослужений - с ними выезжает специальный передвижной храм.

Свободного времени у трудников почти нет. Они должны соблюдать строгий устав монастыря. Тем не менее некоторые живут здесь годами. Есть и такие, что вообще не уезжают, готовятся к монашеству.

В окрестностях монастыря

Сегодня вокруг обители выстроилась целая деревня. В девяностые годы небольшой дом в окрестностях монастыря можно было купить всего за 50 тысяч рублей. Сегодня цены выросли в примерно в двадцать раз. Среди жителей близлежащих поселков немало тех, что приобрели дома и здесь исключительно из-за близости Оптиной пустыни. Многие селяне принимают на постой желающих посетить прославленный монастырь. Стоимость аренды жилья невысокая - от 300 рублей за койко-место.

Оптина пустынь окружают лес, деревня и целебные источники. В шестистах метрах от монастыря находится родник Пафнутия Боровского, который издавна считается целебным. Сюда ежегодно приходят тысячи паломников. Говорят, что родник действительно излечивает от недугов.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: