Старообрядцы - это кто? Старообрядцы и староверы: разница. «Беспоповцы» и другие cамые радикальные направления старообрядцев

Наверное, есть какая-то закономерность в том, что экономический успех со временем охлаждает религиозный пыл. Текстильные промышленники второго и особенно третьего поколения получили достаточное образование и знакомство с европейской культурой, чтобы умерить свои апокалиптические верования. Некоторые (например, Гучковы и Хлудовы) перешли в официально санкционированное «единоверие». Другие семьи (например, Коноваловы) двигались в сторону недифференцированного православия.

Тем не менее оставались роды (например, Морозовы и Рябушинские), сохранившие эмоциональную привязанность к древнему благочестию, хотя, как личности,они уже были полностью европеизированы. Было бы чрезмерным упрощением утверждать, что связь с религиозной культурой старообрядцев породила совершенно не сходный с другими тип личности, характерный только для приверженцев старой веры.

Несомненно, выходцы из старообрядческих семей приучились думать о себе как об отличающихся ото всех прочих; они стремились быть упорными и усердными в делах и думать о будущем своих семейных предприятий. Купцы-старообрядцы обычно оставались купцами, избегая соблазна возведения в дворянский чин, традиционно ослаблявшего купеческое сословие. По этим причинам их фирмы отличались долголетием, необычным для русской экономики.

Однако эти свойства не были присущи одним только старообрядцам, поскольку многие семьи, придерживавшиеся официального православия, достигли сходных результатов в текстильных элитах купеческой Москвы. Различие между ортодоксальным и неортодоксальным вероисповеданием, судя по всему, стиралось по мере того, как купцы обоих верований становились активными участниками резко усилившейся филантропической, меценатской и гражданской деятельности, ознаменовавшей наступление культурной эпохи купеческой Москвы в конце XIX века.

Даже когда купеческое сословие в России начало приобретать явные черты промышленной буржуазии «für sich», почти никто, кроме выходцев из среды старообрядцев, не смог принять вызов времени и развернуть свои деловые интересы в сторону политики и идеологии.

Основу этим изменениям заложили красноречивый старообрядец Василий Кокорев, который в середине XIX века первым вышел за стены своей фабрики и вступил в союз с такими мыслителями славянофильского направления, как Федор Чижов и Иван Бабст, и легендарный Савва Морозов, чей мощный голос и харизматическое лидерство прервали самоубийство, совершенное в тот самый момент, когда буржуазия вступила на политическую арену в 1905 году.

В беспокойную межреволюционную эпоху 1905 – 1917 годов возник триумвират Павла Рябушинского, Александра Коновалова и Александра Гучкова, озвучивший политические чаяния нарождавшейся буржуазии. Несомненно, благодаря проявленному ими пониманию исторических ошибок деспотической власти в России, эти новые предводители старообрядческого наследия выступали как политические либералы и конституционалисты.

Гучков возглавил парламентскую фракцию «октябристов» - националистическую коалицию в составе первых трех Государственных дум, пытавшуюся найти пути к примирению с правительством премьер-министра Петра Столыпина. В III Думе он вел борьбу за принятие законов о старообрядцах, гарантирующих защиту прав религиозных диссидентов. После убийства Столыпина в 1911 году Гучков разочаровался в царском режиме и вскоре присоединился к более радикальной позиции Рябушинского и Коновалова.

Александр Коновалов и Павел Рябушинский возглавляли фракцию прогрессистов в IV Думе, они стремились объединить все оппозиционные силы под знаменем «Прогрессивного блока». Рябушинский, по-прежнему исповедовавший старую веру, был председателем Всероссийского съезда старообрядцев и пытался привлечь своих единоверцев к участию в политическом процессе через организацию неостарообрядческого движения. В канун Первой мировой войны Коновалов и Рябушинский вели тайные переговоры с большевиками и эсерами о способах противостояния царскому режиму, а Коновалов даже намекал на необходимость «сверхъестественного выхода» из политического тупика 1914 года.

Эти активисты-промышленники были практически единственными представителями предпринимателей, обладавшими достаточной уверенностью в себе и убежденностью, чтобы действовать на равных с интеллигентами и аристократами, составлявшими костяк либеральной политической культуры того времени. В годы войны люди этого круга, объединенные оппозиционным отношением к самодержавию, создали и возглавили военно-промышленные комитеты, способствовавшие мобилизации экономики. Следует также отметить их стремление соединить либеральную оппозицию под эгидой «Прогрессивного блока».

В 1916 году Гучков принял активное участие в тайном заговоре с целью свержения царя. Когда в 1917 году самодержавие окончательно рухнуло, Коновалов и Гучков стали министрами Временного правительства. Коновалов своими глазами увидел конец старой России, когда был арестован большевиками в Зимнем дворце при исполнении обязанностей товарища министра-председателя в последнем кабинете Керенского.

Имена этих людей до такой степени олицетворяли интересы деловых кругов, что Ленин обычно использовал их как эпонимы «крупной буржуазии». Такие выражения, как «господа Рябушинские», «эти Коноваловы» и «партия Гучкова», были обычными элементами его политического лексикона, направленного против «главарей буржуазии».

Нельзя утверждать с полной уверенностью, что их карьера была предопределена принадлежностью к неортодоксальному вероисповеданию. Тем не менее их предпринимательская динамичность, боевой стиль, сильные националистические чувства, либеральные требования власти закона, защита свободы вероисповедания, непримиримая оппозиция царскому режиму (после того как провалился коллаборационистский эксперимент Гучкова), желание сотрудничать с революционными партиями и присоединиться к заговорам - все это несет на себе отчетливый отпечаток неортодоксального наследия.

Хотя их реальные отношения с древним благочестием варьировали от пылких до отчужденных, следует заключить, что выдвижение этих ярких личностей на фоне трудноразличимых на политической сцене фигур, пришедших из ортодоксальной традиции, не было совершенно случайным.

Так, например, в семье Коноваловых проблемы с лидерством возникли в третьем поколении. И. А. Коновалов был не очень сведущ в предпринимательстве и сверх меры предавался радостям жизни. В результате семейное предприятие пришло в упадок. В 1897 году решением семьи он был отстранен от дел, и контроль над компанией перешел к его сыну Александру.

Староверы, они же старообрядцы, - адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва - Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань - лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных - очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

2. Форма креста.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые - поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

8. Внешний вид.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина - строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины - в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: "Табачник - в аду приказчик") и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: "Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский". Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных - действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал "Раскол", который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.

При войнах, революциях религиозный фактор играет исключительную роль, потому что религиозная мотивация пронизывает самые глубины души человеческой. И, чем пристрастнее ее последователи в своих убеждениях, тем кровавее последствия. Революции в России в 1905-м, 1917 годах не стали исключением. Какое же имеют отношение к революциям и убийству России православные старообрядцы? Не громко ли сказано?

Первые мои знакомства со старообрядцами и с их святынями произвели на меня положительные, неизгладимые впечатления: набожность, строгость, аскетизм, многочасовые богослужения, смиренные поклоны, притягательная старина, трудолюбие, скрупулезность, аккуратность, некая мистичность. Надеюсь, что к большинству современных старообрядцев всё это и относится. Но каково было положение старообрядцев в период 1905 - 1917 гг. и в чем выражалось их участие в революциях?




Современные старообрядческие епископы

Оказывается, участие было самое что ни на есть прямое. О старообрядцах, о единоверцах — тех, которые присоединились к Русской Православной Церкви, — речь в статье идти не будет. Вам придется по-новому посмотреть на нашу историю, поэтому репродукции и картины я буду подписывать от лица старообрядцев.

Что собою представлял старообрядческий социум в Российской Империи?

О них однозначно можно сказать, что это была религия купечества.

В дореволюционной России наиболее богатыми и предприимчивыми людьми являлись старообрядцы. Будучи притесняемыми и гонимыми властями несколько столетий, имея крепкий общинный уклад, высокую нравственность и аскетизм, они создали свою, внутреннюю финансовую религиозно-коллективную империю. Оптимальным инструментом, позволяющим им максимально концентрировать как экономические, так и духовные ресурсы, стала знаменитая русская община; общинно-коллективистские (а не частнособственнические) отношения служили тем фундаментом, на котором строилась социальная жизнь старообрядцев.

На рубеже XX века в России существовали только три финансово состоятельные группы людей: старообрядцы (купцы и промышленники), иностранные бизнесмены и дворяне-помещики. Вдумайтесь, на долю старообрядцев приходилось более 60% всех частных капиталов Империи! А это значит, что финансово они влияли на всю экономику и политическую палитру страны. При этом численность самих старообрядцев всех существующих на то время толков, по разным подсчетам, составляла не более 2% от общего числа населения и 10-15% от численности русских в Империи.

Старообрядцы не являлись монолитным религиозным образованием, они делились на две группы: «поповцев» и «беспоповцев». Уже сами эти названия говорят о существовании или отсутствии в этих группах духовенства. Кроме того, внутри групп также происходили разделения и создавались различные толки, которые переплетались с разными сектами. За прошедшие века таких толков, с ужасными извращениями Евангельских истин, возникло не менее семидесяти.

Вероучение и отношение к обрядам внутри групп нередко были даже взаимоисключающие. Но всех староверов объединяла, на уровне вероучения и культа, лютая ненависть к Российской Православной Церкви и к властям, в частности, к дому Романовых, как к правителям антихриста. Для этой ненависти имелись объективные исторические причины - гонения за веру, социальное угнетение, запрет на проповедь и распространение своей религии. Под надуманными предлогами старообрядцев наказывали и отбирали у них имущество, отправляли в ссылку, закрывали и разрушали их храмы. Браки им разрешалось регистрировать (венчаться) только в храмах РПЦ, а это означало принудительное склонение в «веру антихриста».

Хозяйственно-управленческой модели, сформированной расколом, был брошен вызов в 50-е годы ХIХ века. Главный удар оказался направлен на купечество. Отныне попасть в купеческие гильдии могли только те, кто принадлежал к Синодальной Церкви (РПЦ) или единоверию; все русские купцы обязывались предоставить свидетельства об этом от православных священнослужителей. В случае отказа предприниматели переводились на временное гильдейское право сроком на один год. В результате всё староверческое купечество оказалось перед жёстким выбором: лишиться всего или поменять веру. Была альтернатива - вступить в единоверчество, сохраняя при этом старые обряды; большинство склонялось к последнему варианту.

В России тогда происходили старообрядческие бунты, которые позднее, во времена СССР, представляли как проявление классовой борьбы, умалчивая об их религиозной мотивации.

Лютой ненавистью ненавидели старообрядцы П.А. Столыпина за его реформаторскую деятельность, поэтому радовались его убийству. При всей успешности его реформ, новые цивилизационные вызовы урбанизации, такие как, например, переселение крестьян в Сибирь, разрушали устоявшийся общинный уклад старообрядцев. Кроме того, крестьяне-переселенцы составляли конкуренцию предприятиям и банкам старообрядцев тем, что из государственной казны им выплачивали ссуды и подъемные, выделяли бесплатные земельные участки и они успешно развивали свое хозяйство.

П.А. Столыпин держал на личном контроле вопрос о переводе старообрядцев — раскольников в единоверчество и достиг в этом успеха: подавляющая часть казаков — старообрядцев перешли в РПЦ или единоверие.


Убийство П.А. Столыпина

Но вот пришла долгожданная свобода - были приняты действенные меры «к устранению стеснений в области религии»: своим Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» Государь Император Николай II уравнял права старообрядцев и православных христиан. С тех пор они перестали называться раскольниками. Это была вспышка процветания и развития старообрядцев вплоть до конца 20-х годов.

Организация старообрядцами революции 1905 года

В августе 1905 года в Нижнем Новгороде прошло закрытое «частное собрание старообрядцев», которое постановило, что дарованные старообрядцам свободы могут быть у них отняты. Было решено продолжить борьбу до появления в Государственной думе фракции старообрядцев с решающим голосом. Миллионер Рябушинский предложил создать для этого систему «разъездных пропагандистов».


Старообрядец миллионер Владимир Павлович Рябушинский подготавливал революционных агитаторов

Более 120 человек, финансируемые старообрядцами, разъехались по всем уголкам Российской империи с призывами к революции и социальной справедливости. Их главным лозунгом было: «Наступила свобода! Можно силой забирать землю у помещиков». В то же время, призывов об экспроприации фабрик и заводов, на 60% принадлежащих старообрядцам, конечно же, не звучало. Это объяснялось тем, что ими двигало вовсе не желание бороться за социальную справедливость, а то, что помещики являлись для них конкурентами. Имела значение и религиозная мотивация: ведь помещики и представители власти были православными, то есть, в глазах старообрядцев, еретиками — никонианами, новообрядцами — «слугами антихриста».

Почва для революции 1905 года подготавливалась старообрядцами давно. Так, в 1897 году в Замоскворечье ими были основаны «Пречистенские курсы», на которых всем желающим читали лекции о социализме и марксизме. К 1905 году на курсах обучалось уже 1500 человек. Естественно, эти профессиональные революционеры-агитаторы по вероисповеданию были раскольники — старообрядцы разного толка, недовольные «властью антихристовой». На курсах могло бы учиться и больше народа, но не позволяли размеры помещения. Впрочем, это оказалось делом поправимым. Знаменитый клан старообрядцев Морозовых внес 85 тысяч рублей на строительство трехэтажной марксистской школы, землю под которую выделила Городская дума в лице ее руководителя старообрядца Гучкова. На деньги того же старообрядца Саввы Морозова революционерами в 1905 году закупалось оружие.


Старообрядец купец Савва Морозов, на деньги которого закупалось оружие для братоубийства

Казалось бы, налицо противоречие: как глубоко верующие люди могли помогать противникам любой религии? Но на самом деле никакого противоречия не было! Старообрядцы боролись не с частной собственностью, а лишь с антихристовой, с их точки зрения, властью, используя марксистов в своих целях, тем самым взращивая зверя, который их же самих и пожрал.

Революция — дело доходное!

По стране прокатилась череда забастовок и бунтов. В качестве классического примера можно привести легендарный Ленский расстрел . Компанией «Лензолото» до начала беспорядков владели англичане, купцы-старообрядцы и барон Гинцбург. Акциями предприятия торговали на Лондонской, Парижской и Московской биржах. Протесты, начавшиеся после продажи в фабричном магазине гнилого мяса, закончились, как водится, народным бунтом. Затем последовали расстрел рабочих солдатами, массированная кампания в прессе, а также ряд гневных докладов в Думе, инициированные все теми же старообрядцами. Англичане были вынуждены уйти, акции же за копейки скупил старообрядец-миллионер Захарий Жданов, один из бывших владельцев «Лензолота», удачно продавший свой пакет акций незадолго до начала беспорядков. На сделке он выиграл 1,5 млн золотых рублей. Аналогичные, можно сказать рейдерские, захваты, проводимые с благой целью - лишить иностранцев права владения активами в Российской империи, — проходили повсеместно.

Февральская революция завершила дело, начатое в 1905 году: старообрядцы получили всю полноту власти. Более половины из 25 наиболее влиятельных купеческих родов Москвы были староверами: Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Солдатенковы, Третьяковы, Хлудовы. Власть в городе принадлежала старообрядцам. Они были гласными Московской городской думы, членами общественных комитетов, главенствовали на Московской бирже. Руководство крупнейшими оппозиционными буржуазными партиями — кадетов, октябристов и прогрессистов — осуществлялось все теми же людьми. Н.Д. Авксентьев, А.И. Гучков, А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков заправляли и во Временном правительстве.

Старообрядческий социализм

Уже к началу XX века старообрядцы ввели на своих предприятиях высокие социальные стандарты: 9-часовой рабочий день, бесплатные общежития для рабочих, медицинские кабинеты, ясли-сад для детей, библиотеки. Для постройки собственных каменных домов выдавались беспроцентные ссуды. Собственная бесплатная больница была оборудована операционной, амбулаторией, аптекой и родильным домом. Имелись санаторий и богадельня для престарелых. Для молодежи существовали профтехучилища. Также назначалась пенсия в размере 25-50% от средней заработной платы. Так что высокие социальные стандарты в СССР были изобретением не коммунистов, а старообрядцев.

Неудивительно, что рабочие предприятий, которыми владели старообрядцы, во всем поддерживали своих хозяев. Во время баррикад, стачек, забастовок рабочим все равно оплачивали рабочий день. Баррикады во время революции 1905 года в Москве располагались по принадлежности к предприятиям старообрядцев. Баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. Крупные силы на революционную борьбу отрядили фабрика старообрядца Мамонтова и мебельная фабрика старообрядца Шмита. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины.


Стачки старообрядцы организовывали для борьбы с «антихристовой» властью

Купеческая элита решительно распрощалась со славянофильскими идеями о возможности развития на монархической основе. Купечество обратилось к радикальным элементам, которые концентрировались в кружках социал-демократов и социал-революционеров. Именно из такого кружка происходил Дмитрий Богров - убийца Столыпина. Это было предательство Святой Руси!

Начиная с 1905 года, по стране прокатилась волна убийств чиновников, губернаторов, глав городов. Революционеры делали свое дело - расшатывали страну.

Профессиональные революционеры и террористы были приняты на работу на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, а вот зарплату они получали исправно. Зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции, прихвостнями царизма и увольняли, ведь предприятия были частными.


Старообрядческое пособничество террористам

Итак, исторические факты подтверждают, что в 1905 г. старообрядцы и их капитал принимали в революции самое активное участие.

Радость старообрядцев: Временное правительство и большевики 1917 года

Приход Временного правительства и отречение Царя с неистовым восторгом встретили все старообрядцы разного толка, особенно «древлеправославные поповцы».

Старообрядцы Егорьевска на своем собрании 17 апреля 1917 года приняли резолюцию, где отмечали, что «душевно радуются свержению мучительного гнета деспотической власти безответственного правительства, чуждого русскому духу — гнета, сковывавшего развитие духовных и материальных сил страны; радуются также и всем возвещенным свободам: слова, печати, личности».

В апреле 1917 года состоялся внеочередной съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. В его резолюции говорилось: «Полное отделение Церкви от государства и свобода религиозных групп, находящихся в России, послужат только ко благу, величию и процветанию свободной России».

Временное правительство объявило о намерении снять все ограничения с деятельности религиозных объединений. 14 июля 1917 года появилось соответствующее постановление «О свободе совести». Оно вызвало большую радость во всех старообрядческих согласиях; собрания общин и епархий выразили Временному правительству свою поддержку.

Осенью 1917 года Временное правительство пало, к власти пришли большевики, которые разогнали Учредительное собрание и установили диктатуру пролетариата.

Слово «большевик» очень нравилось старообрядцам. В общинном укладе старообрядцев существовала должность-положение «большак», что означало старший в семье, в доме, в сельской и в церковной общинах. Большаки решали важные общинные вопросы. Особенно большаки почитались у беспоповцев, у которых они играли роль религиозных лидеров, вместо священников. Трудно представить, что такое созвучие могло быть всего лишь совпадением, скорее всего, это была продуманная религиозная манипуляция закулисных революционеров.


Большевик-большак-старообрядец, художник Б. Кустодиев

Сейчас старообрядцы не хотят признавать свою ошибку - сознательное участие в кровавой революции, но именно на приход большевиков они возлагали свою надежду о новой эре Христа после правления «власти антихристовой».

Если посмотреть статистические данные о том, где в средней полосе России максимально поддержали большевиков, то это оказываются Владимирская (куда входил и г. Иваново), Костромская и Нижегородская губернии — края, в которых весьма густо селились как поповцы, так и беспоповцы разного толка.

Портреты немецких вождей большевиков вызывали у старообрядцев доверие — ведь у них были большие бороды! Для староверов это было важным. Красный цвет знамени ассоциировался с Красной Пасхой, и они вполне серьезно писали на революционных плакатах: «коммунистическая Пасха».


Участники революции имели религиозную мотивацию. Пасхальная открытка революционного периода.

Старообрядцы принимали самое активное участие в революции 1917 г. и поддерживали большевиков и лично Ленина. Обе стороны объединяла ненависть к дому Романовых. Достаточно посмотреть картины и плакаты революционной тематики, где действующими лицами являются бородатые мужики-старообрядцы: Владимира Серова «Ходоки у Ленина», Бориса Кустодиева «Большевик», его плакат «Заем свободы» и т.д.


Ходоки-старообрядцы у Ленина, художник В. Серов

Большую часть старообрядцев России составляли беспоповские толки. Беспоповцы пользовались в народе нравственным авторитетом. Пролетарские низы к концу XIX века приблизительно на 80% составляли старообрядцы-беспоповцы: возникавшие фабрики и заводы вбирали потоки староверов из Центра, с Поволжья и Урала, из северных районов. Каналы староверческих согласий (землячеств) выступали в роли своеобразных «кадровых служб». После революции 1917 г. именно из среды этих «сознательных рабочих» происходило рекрутирование новых народных партийных кадров, «ленинский призыв», «второе завоевание души рабочего класса» и т.д. Именно беспоповцы составили основу первого советского поколения управленцев, партработников и комиссаров.

Ленин и масоны, стоящие за ним, прекрасно знали религиозную подноготную России и манипулировали общественным сознанием, стравливая и убивая народ. Ленину нужны были те, кто ненавидел царизм и православие, и это были сектанты, старообрядцы.

Советская власть приглашала вернуться в страну всех, кто бежал от прежнего режима: «Рабоче-крестьянская революция сделала свое дело. Все те, кто боролся со старым миром, кто страдал от его тягот, сектанты и старообрядцы в их числе, — все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни. И мы говорим сектантам и старообрядцам, где бы они ни жили на всей земле: добро пожаловать!»


Большак-большевик Бонч-Бруевич, он же старообрядец Семен Гвоздь личный друг Ленина

В 1921 году старообрядцы подписали с советской властью «Акт о лояльности». Характерным примером взаимодействия старообрядцев и революционеров может послужить судьба знаменитого большевика Бонч-Бруевича, личного друга Ленина. В конце 1890-х годов миллионер-старообрядец Прянишников помог Бонч-Бруевичу перебраться на Запад под псевдонимом Дядя Том. Одной из задач революционного агента стала переправка духоборов и молокан из России в Англию и США. В 1904 году неутомимый Дядя Том начал издавать за рубежом ряд журналов и периодическое издание «Рассвет», в котором выступал под псевдонимом Старообрядец Семен Гвоздь. Самое интересное, что сразу же после революции 1917 года Бонч-Бруевич активно помогал вернуться на родину многим сектантам, которым до этого помог покинуть пределы России, Ведь нужно было уничтожить православную Россию.


Казак-старообрядец, принявшие большевистские идеи

Старообрядческий красный террор

Но как все же могло так произойти, что у глубоко верующих людей, аскетов, ревнителей старины, желавших справедливости и правды, возникла такая ненависть, выразившаяся в человекоубийстве, разрушении и взрывах православных (не старообрядческих) храмов, сожжении икон, расстреле духовенства, доносах?

Старообрядцы и сектанты сформировали костяк советской власти. Поэтому весь комплекс антирелигиозных мер был заимствован ими у Синода Русской Православной Церкви, занимавшегося как раз борьбой с раскольниками, которая выражалась в разрушениях их храмов, лишении юридических прав и прав регистрации браков, доносы и казнях, ссылках, в том числе и на каторгу, и т.д. Но, кроме чувства мести, ими двигали еще и религиозные мотивы.

Все поповцы и беспоповцы считали официальную государственную Церковь лишенной благодати и служкой антихриста, так же, как и правящую Царскую династию. Поэтому ненависть к ним была на уровне вероучительных истин. Кратко коснусь некоторых из них.


Поругание «слуг» антихриста

Беспоповцы - это старообрядцы, отвергшие священников нового поставления, после реформ патриарха Никона. Они решили, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, поэтому всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново. Таинства крещения и покаяния стали совершать простые миряне; проводили они и все церковные службы, кроме литургии. С течением времени у беспоповцев образовался особый чин наставников — миряне, избранные обществом для исполнения духовных служб и дел.

Древлеправославная поморская церковь - это течение беспоповцев. В ней Таинства крещения и исповеди также совершаются мирянами — духовными наставниками.

Аароновцы не признавали венчание, совершенное в православной церкви, требуя в этом случае развода или нового брака. Как и многие другие раскольники, они чурались паспортов, считая их «печатями антихриста».

Федосеевцы были убеждены в исторической испорченности Российского государства. Они верили, что наступило царство антихриста, отрицали моление за Царя на имя. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. Во время Великой Отечественной войны федосеевцы проявили себя злостными коллаборационистами, сотрудничавшими с гитлеровской Германией.

Неплательщики отвергали богослужения, таинства и почитание святых. Они не совершали крестного знамения, не носили креста, не признавали постов. Молитвы им заменяли религиозные домашние беседы и чтения.

«Бегунами» называли тех, кто отвергал новое крещение, считал, что необходимо порвать все связи с обществом, уклониться от всех гражданских повинностей.

Самокрещенцы - старообрядцы крестили себя сами, без священников.

Средники , в отличие от других самокрещенцев, не признавали дни недели. По их мнению, когда во время Петра I перенесли празднование нового года с 1 сентября на 1 января, придворные ошиблись на 8 лет и передвинули дни недели. Таким образом, для них среда - это бывшее воскресенье.

Рябиновцы отказались молиться на иконы, где присутствовал кто-либо еще, кроме изображаемого образа. Они стали вырезать для молений восьмиконечные кресты из рябинового дерева без изображений и надписей. Кроме того, рябиновцы не признавали церковных таинств.

Дырники не почитали икон, молясь на дырки.

Пастухово согласие : его последователи осуждали пользование паспортами и деньгами с изображением императорского герба, которое они считали печатью антихриста. Новых сторонников своего учения перекрещивали.


Борьба с антихристовой «печатью»

Не́товское согласие (спасовцы): главная идея этого учения заключается в том, что в мире воцарился антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены. Спасовцы произошли от стригольников, которые отвергали церковную иерархию. Последователи этого согласия делятся на староспасовцев и новоспасовцев, которые, в свою очередь, разделились на малоначальных и большеначальных.

А́ристовский толк: создан санкт-петербургским купцом Аристовым, который считал, что всякие отношения со светской властью, как, по его мнению, еретичествующей и служащей антихристу, незаконны. Вследствие этого истинный христианин должен избегать распоряжений власти и не относиться к ней ни в каком случае.

Некрещеные старообрядцы — самое радикальное направление старообрядчества, созданное в Васильсурском и Макарьевском уездах Нижегородской губернии. Его последователи дошли до того, что отрицали возможность осуществления таинства крещения даже мирянином (то есть беспоповским чином), поэтому представители этого согласия оставались вовсе без крещения, заменив его надеванием на новорожденного креста при чтении 50-го псалма.

Неокру́жники (противоокру́жники, раздо́рники) — часть приверженцев белокриницкого согласия (поповцев), не принявшая «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой иерархии» 1862 года. Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» Русская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и т.п. есть богохульник. Противоокружники, напротив, утверждали, что в Русской и Греческой церквях царствует антихрист. Они настаивали на восьмиконечной форме креста и написании имени «Исус» на том основании, что Иисус Христос был рождён восемью годами позже Исуса. По своей сути, это было крайнее проявление беспоповского учения, проникшего в среду старообрядцев-поповцев, против которого и было направлено «Окружное послание».


Разрушение храмов «антихриста»

Итак, подведя итог вероучительных истин старообрядцев разных толков, можно прийти к выводу, что они были убеждены: ради воцарения эры свободы - эры Христа доносить на священников — еретиков никониан, расстреливать их, взрывать православные храмы и жечь иконы — святое и богоугодное дело, а не грех. И, чем больше будет уничтожено слуг антихриста, чем будет больше уничтожено-низвергнуто «печати антихриста» (царской символики), тем лучше!

Хочу оговориться, что, конечно, не все старообрядцы приняли большевистскую власть, но таких было меньшинство, это были, в основном, казаки-старобрядцы Сибири, Урала, Дальнего Востока, Дона, Терека. Для них именно власть большевиков и была властью антихриста.

Льготы от советской власти и дальнейшая судьба старообрядцев

За активное участие в деле революции старообрядцы имели некоторое временные льготы. Если красный террор сразу коснулся Русской Православной Церкви, начались расстрелы и разрушения ее храмов, то старообрядцы еще до конца 1920-х годов могли свободно открывать и строить свои храмы, иметь свои печатные издания. Но «медовый месяц» длился не долго, они также были уничтожены, как и РПЦ, хотя некоторые успели уехать. Миллионерам старообрядцам, которые были посмекалистей, советская власть разрешила вывести свои капиталы за рубеж.

В высшем руководстве СССР было много старообрядцев (по своему происхождению). Есть убедительные свидетельства того, что к ним относились Калинин, Ворошилов, Ногин, Шверник (настоящая фамилия - Шверников), Москвин, Ежов, Косарев, Постышев, Евдокимов, Зверев, Маленков, Булганин, Устинов, Суслов, Первухин, Громыко, Патоличев и многие другие. Немало героев Великой Отечественной войны также были из старообрядцев.

Пройдя через братоубийство, природа человека становится другой; вот и у многих староверов не осталось ничего от веры в Бога, одна только идеология. Бывшие старообрядцы стали строить советского человека, советское общество, советскую страну. Но при этом знаменитый советский ученый и фантаст, по происхождению старообрядец, Иван Ефремов описал в «Туманности Андромеды», «Часе быка» идеал высоконравственного советского человека. Эти идеальные представления, конечно же, черпались из христианства.

Интересные факты . Оказываться, Рим был прекрасно осведомлен о религиозной ситуации в России, у них были попытки на почве общей ненависти к РПЦ и дому Романовых заключить дружбу-унию со старообрядцами. Но, для старообрядцев иметь дело с бритобородыми еретиками это нонсенс. Но, тем не менее, римские папы выражали свою несказанную радость в связи братоубийственной революции, говорили: «железная метла Бога руками безбожников выметала православие с России для католической миссии в будущем».

Еще одна интересная тема раскрылась; внутрипартийные зачистки в руководстве СССР, когда расстреливали активных революционеров, так же имели религиозную идеологическую окраску. Это была борьба двух партий ленинцев-масонов и постправославных. Окончательную точку поставил в этом раздоре бывший семинарист товарищ И.В.Сталин, сказав: «Как Моисей вывел евреев из пустыни, так и я их выведу из аппарата компартии».

Нравственно-богословский вывод

Грехопадение — это первый раскол, это трагедия всего человечества, а далее в истории расколы, отступления от истин Божиих, приобретают разные извращенные формы.

Старообрядчество стремилось сохранить древнюю правдивую веру, древнее благочестие (аналогичные постулаты были у фарисеев, и в этом стремлении нет ничего плохого), но превратилось в те же самые фарисейство и законничество, которые и распяли Христа. История повторилась: «цедили комара», «сучок видели в чужом оке», а распяли Россию.

Христос у старообрядцев заменился на обряд Христа. Поэтому под благочестивой мотивацией появлялись бесчисленные толки, претендующие на истину в последней инстанции. Старообрядцы ненавидят друг друга лютой ненавистью (я имею в виду сторонников разных толков), ведь оказывается, что сородичи исказили веру. Господь еще в древности предупреждал о такой модели отношения к вере в Бога: «бойтесь фарисейской закваски».

По сути, старообрядцы волей или неволей стали соучастниками убийства России, стали ее палачами. Религиозные манипуляции как раз и были использованы в гражданской братоубийственной войне, и сами они оказались заложниками и жертвами этих манипуляций.

Сегодня Россия и Русская Православная Церковь вновь под разными предлогами начинают раскачивать, конечно же, с самыми благочестивыми намерениями. Это и та же борьба с антихристовыми печатями и кодами, с антихристовой властью, но при этом забывается самое главное - ценность единства Церкви Христовой. Технологии и модели религиозных манипуляций столетней дальности вновь были успешно применены в период современных цветных, майданных революций для стравливания людей друг с другом. Не пора ли делать выводы?

Сейчас нужно все же набраться смелости, нравственных сил, духовного мужества признать свои ошибки и просить прощения у Бога и России за свои преступления. Единственная возможность преодоления раскола для старообрядцев — это покаяние, возвращение в лоно Церкви Христовой. Такая форма, в виде единоверчества, весьма успешно существует, начиная с 1800 года.

Поместный собор Русской Православной Церкви Московского патриархата в 1971 году признал старые обряды равноблагодатными и снял те клятвы, которые были наложены на них. Но это было совершено де-юре, а де-факто с самого начала нашей господствующей Церкви она признавала святость древних обрядов. В 2000 году Синод РЗПЦ принес покаяние перед старообрядцами за причиненные им гонения.

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия,
магистр религиоведения и философских наук

Старообрядчество – это течение, возникшее в России в середине XVII века среди верующих православных христиан. После церковных реформ, проведенных патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем в 1653-1655 годах, общество разделилось на сторонников и противников этой реформы. Противников стали называть старообрядцами.

Главой старообрядцев и идеологом был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682).

С юных лет посвятил себя христианству, был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Входил в состав «Кружка ревнителей благочестия», где познакомился с царем Алексеем Михайловичем.

Реформы Никона принял отрицательно, считал, что надо обращаться к первооснове веры в русских, а не греческих источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе и сослан в Сибирь. По царскому указу 1682 года протопоп Аввакум и его сподвижники были заживо сожжены. За время, проведенное в ссылке, Аввакум написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Церковный собор 1666-1667 отлучивший старообрядцев от церкви.

Победа официальной церкви над «ревнителями» веры привело к расколу общества. Суровые меры, которые принимались властями, вызывали к ним симпатию разнообразных слоев населения. Движение СТАРООБРЯДЦЕВ (раскольников) приобрело большой размах. Оно объединило разные слои общества, по - своему понимавших приверженность традициям старой веры. Формы протеста были разными – от самосожжения и голодной смерти, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооруженного сопротивления царским воеводам. В рядах старообрядцев было много представителей черного и белого духовенства и представителей известных фамилий. Боярыня Феодосья Морозова, вдова брата Б.И.Морозова – любимца царя. Подвергалась пыткам за старую веру и умерла в земляной тюрьме вместе со своей сестрой княгиней Урусовой.

В XVII веке события в старообрядческом движении оставили важный след в истории страны.

Вооруженное восстание на Соловках в 1668-1676 гг. Еще его называют Соловецким сидением.Духовенство монастыря сопротивлялось церковной реформе. Монахи отказались проводить богослужение по новым обрядам, обратились к царю с челобитной, звучавшей как ультиматум: «Не посылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь, книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие». На что в ответ власти послали стрелецкого сотника и карательное войско в тысячу человек с предписанием взять монастырь блокадой. Через много лет 500 защитников монастыря были уничтожены.

Если движение в Соловецком монастыре перерастало из религиозного в политическое, то стрелецкий бунт в Москве в 1682 году начался под политическими лозунгами, а завершился под религиозными. Сначала стрельцы истребили Нарышкиных и их сторонников, а потом под руководством старообрядца князя Хованского обратились к властям с призывом «постоять за старую православную веру».

5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля встретились патриарх, царевна Софья с царями Иваном и Петром со старообрядцами во главе с суздальским протопопом Никитой Добрыниным. Старообрядцы явились на диспут с камнями. Страсти разгорелись, начался «великий вопль».

Ни казни расколоучителей, ни уговоры «еретиков» проповедниками официальной церкви не могло преодолеть раскол. Протест «старообрядцев» был направлен против новшеств в церковных обрядах и представлял консервативное начало в церковной жизни.

Раскол-отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона 1653-56 гг. Во второй половине 17-18 вв. был идейным знаменем антифеодальных и оппозиционных движений.

Старообрядчество- совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковный реформ 17 века и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы1, беспоповцы2, беглопоповцы3), толков и согласий.

Советский энциклопедический словарь.

Поповцы -течение в старообрядчестве, наиболее близкое к официальной православной церкви. Признаёт священников и церковную иерархию.

Советский энциклопедический словарь.

Беспоповцы - одно из течений в старообрядчестве. Отвергают священников и ряд таинств.

Советский энциклопедический словарь.

Беглопоповцы – течение среди поповцев в старообрядчестве. Возникло в конце 17 в. включало беглых священников, отошедших от официальной православной церкви. Основу общин составляли лица укрывавшиеся от царских властей.

Советский энциклопедический словарь.

Интерес к расколу появляется сейчас не из археологического любопытства, на него начинают смотреть как на событие, способное повториться и потому требующее внимательного изучения.

В. Распутин

Откуда пошли семейские?

Вторая половина XVIIIвека. Необозримые пространства русского государства оставались неосвоенными и слабозаселёнными. В Сибири вопрос колонизации отдельных районов настолько назрел, что его нужно было решать немедленно: медеплавильным, сереброплавильным, железоделательным заводам, возникшим к этому времени на востоке страны, требовалось много рабочих, специалистов, которых нужно было кормить. В продовольствии нуждались и регулярные войска, казаки, производившие мало хлеба.

Правительство Екатерины IIусмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые смогут хлеб и другие сельскохозяйственные продукты там где их не хватает. Будучи исконными земледельцами они обладали такими чертами, как предприимчивость, трудолюбие, были отличными общинниками, да и на западных границах без них было бы спокойнее. Поэтому возложить на них дела русской земледельческой культуры казалось просто необходимым.

Из Верхотурья потянулись неведомую Сибирь по старому Московскому тракту подводы, сани, повозки, телеги, гружённые самым необходимым домашним скарбом, стариками, больными да малыми детьми. Младенцев везли в берестяных люльках, подводы конвоировали солдаты и казаки. Путь лежал за Байкал-море, куда были направлены беглые старообрядцы из пределов Заднепровья. Природа Забайкалья всегда вызывала восхищение у путешественников.

Но хлебопашество в Забайкалье до середины XVIIIвека развивалось очень медленно и не везде успешно. Отдельные островки русского земледелия не обеспечивали потребности населения в хлебе. А количество крестьян, казаков, служилых и промышленных из года в год возрастало. И надо отметить, что с появлением русских людей в Забайкалье, к многоликости природной среды, к чересполосице местных ландшафтов прибавилось и разнообразие этнических культур, усилилась антропологическая и этнографическая пестрота в крае, появились новые селения, пополнялись вновь поселяемыми людьми старые деревни и слободы, а вокруг них земля принимала обхоженный вид. Тщательно обработанные огороды, полосы пашен и сенокосов занимали всё большее пространство. Две цивилизации бок о бок начали жить в крае: скотоводческая и земледельческая. Началось их взаимное влияние, культурный обмен, усилилась торговля. Всё это положительно сказалось на развитии производительных сил в Забайкалье.

Особый колорит, пестроту и яркость в этнографическую картину Забайкалья внесли поселённые здесь староверы, выведенные из польских пределов. С их водворением началось более интенсивное освоение девственных мест этого края. Приведённые сюда в значительном числе (около 5 тыс. человек) старообрядцы, обладая большим сельскохозяйственным опытом, крепкой общинной сплочённостью и поразительным трудолюбием, уже через короткое время достойное признание лучших земледельцев края.

Прежде в сельских общинах велись летописи о значительных событиях в жизни старообрядцев Забайкалья, но эти записи почти все куда то исчезли. Старые рукописные и печатные книги дониконианского времени, которые так ценились староверами, в большинстве своём уничтожены во время репрессий 20-30х гг. или позже по невежеству, иные же закопаны в могилы с их владельцами, другие попали в нечистые руки скупщиков, какая то часть оказалась в руках специалистов-археографов, собиравших редкие старые книги в специальных экспедициях.

Обнаруженные документы свидетельствуют о некоторых сторонах внутренней жизни раскольников конца XVIII– начала XIXвв. Они не теряли связи с прежними местами жительства. Из их прошений об открытии церкви видно, что забайкальские старообрядцы списались с Черниговской дикастерией и с её ведома просили себе в старообрядческие священники «Черниговской губернии Лужковского погоста Дмитрия Алексеева да Митьковского посада Фёдора Иванова», а позже некоего Петрова. Добиваясь открытия церкви, старообрядцы действовали довольно сплочённо и дружно. От своих обществ они выбрали двух доверенных лиц, Фёдора Черных и Ануфрия Горбатых, собрав им на мирские нужды 800 руб. В 1794 г. разрешение было получено, но дело застопорилось спорами о месте строительства церкви. Доверенные, нарушив «мирской приговор» об открытии Покровской церкви в д. Куналейской, где было «ветковское согласие», предложили свой религиозный центр- д. Шаралдайскую. В 1801 г. старообрядцы запросили с Тельминской казённой фабрики Антропа Черных и посельщиков Иркутской округи Манзурской волости Фёдора Разуваева и Бориса Семёнова, обещав за них «исправно вносить государственные подати». Черных им потребовался для «написания икон, а последних двух выбирают старообрядцы все в причетники». На запросы духовных властей старцы разъяснили, что церковную службу они хотят вести по книгам царя Алексея Михайловича, а федосеевцы крестят и женят детей в церкви, а больше никаких обрядов не признают.

Староверие явление парадоксальное. Парадокс его состоит в сохранении русско-византийских православных и языческих основ через раздробленность и концентрацию. Начало этому было положено ещё при царе Алексее Михайловиче и при патриархе Никоне. Разобщённость их по территориям (местностям), ими населённых, и по согласиям и толкам продолжается до наших дней. Но зато наблюдается удивительная концентрация духа и творческих производственных успехов на их жизненном пути в небольших общинах, поселениях или анклавах.

Конечно, мы не можем закрывать глаза и на негативные явления в быту и культуре староверов. К ним можно отнести отрицание научной медицины, в частности отказ от оспопрививания (в рубце, оставшемся от прививки, видели знак антихриста), что приводило к высокой детской смертности. Отрицанием научной медицины можно объяснить раздражающий многих запрет на общение с мирскими в «ядении, питии и дружбе». Запрет есть из одной чашки и пить из одной посудины с не старовером - явление, вполне объяснимое. Он был установлен с чисто гигиенической целью – не перенять болезнь от другого человека. Староверам в старину не разрешалось пить чай и кофе. Староверы не признавали светской грамоты – только церковнославянскую. Староверы до революции составляли значительную часть русского народа. Их численность превышала 20 млн. чел. И эти люди постоянно находились на положении гонимых как со стороны официальной русской православной церкви, так и со стороны государства.

Староверы - кто они?

Староверы - кто они: Беспокойный дух России или же её невежество, фанатизм, рутина, пионеры освоения новых земель или вечно мечущиеся странники, ищущие своё Беловодье!?

В поисках ответа на эти вопросы нельзя не отметить, что старообрядцы сохранили крепкий дух своих учителей: протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, епископа Павла Коломенского, - дух гордого сопротивления властям, неубывающего кержацкого упрямства в сохранении своей веры, своей культуры.

Староверы в истории России – феномен поразительный. Сторонники староверия впечатляют преданностью вере, широтой расселения на земном шаре, сохранением древнерусской культуры и своего лица на протяжении одной трети тысячелетия. Осмотрительный консерватизм старообрядцев во многом оказался нужным для нового подъёма или возрождения национальной культуры, ибо продлил её бытование до наших дней и, надо полагать, ещё сослужит свою службу в различных уголках земного шара, куда забросила судьба горсточки дюжих русских людей, приверженцев старой веры и старых обрядов.

Гонимые властями старообрядцы становились невольными насельниками новых земель. Их хозяйственная деятельность на этих землях требовала выхода на рынок, что приводило к завязыванию связей с аборигенами края, к взаимовлиянию различных культур. Такое взаимное влияние наблюдалось почти везде, где поселялись старообрядцы. Гонения на приверженцев старой веры и старых обрядов начались в царствование Алексее Михайловича, названного Тишайшим, во времена патриаршества Никона (1652-1666 гг.) и продолжались вплоть до наших дней. Лишь в последние годы начался поворот к веротерпимости.

Менялись цари, менялись власти и режимы, а репрессии против ревнителей старой веры и древнего благочестия не прекращались: они или усиливались, что происходило в царствование Софьи, Петра I, Анны Иоановны, Павла I, Николая I, в советское время или несколько затухали, ослабевали при Екатерине II, Александре I, Александре III, Николае II.

Как отколовшуюся непокорную часть народа староверов объявили вне закона, лишили всех прав и преследовали за веру.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: