Стояние марии египетской покаянный канон. Стояние Марии Египетской: Как преодолеть "грешной жизни пустоту"

Именование великопостного богослуж ения "Марииным стоянием" является болеенародным, нежели уставным. Это название отображает благочестивое отношение христиан к великому подвигу покаяния святой преподобной Марии Египетской - подвижнице благочестия, жившей в V-VI веках.

Когда совершается богослужение Мариино стояние

Православный устав предполагает отправление особого великопостного богослужения в четверг святой Четыредесятницы. В этот день в Церкви совершается память Марии Египетской. По сложившейся традиции богослужение начинается накануне вечером празднуемого события, а продолжается уже в сам день утром. Таким образом, в 2016 году Мариино стояние отправляется в среду вечером 13-го апреля и в четверг 14-го числа месяца. В 2017 году это богослужение отправляется 29-го и 30-го марта.

Некоторые особенности богослужения Марииного стояния

Каждый верующий православный человек старается посетить богослужение в среду вечером пятой седмицы Великого поста. Именно в этот день храме отправляется богослужение утрени, на которой читается великий покаянный канон святого Андрея Критского. Если на первой неделе поста это покоянное литургическое произведение разбивается на четыре части, то на утрени четверга 5-й седмицы поста в храмах звучат покаянные тропари всего великого литургического творения, к которым присовокупляются тропари святой Марии Египетской, святителю Андрею Критскому и особые великоостные трипеснцы. Именно чтение покаянного канона является главной особенностью богослужения Марииного стояния.


Кроме этого, во многих храмах в среду вечером читается житие преподобной Марии, которое разбивается на несколько частей, вставляемых в последование утрени. Памятование о великом подвиге подвижницы благочестия в соединении с великим каноном дают особый молитвенный и покаянный настрой верующему.


Богослужение утрени четверга пятой седмицы поста указывает и на возможность каждого человека надеяться на милосердие Божие, ведь нет ни одного греха, который при искреннем покаянии не был бы прощен Господом. Святая Мария Египетская явила собой пример настоящего благодатного преображения человеческой жизни и личности. Преподобная была великой грешницей и распутной блудницей до момента своего обращения ко Христу. Осознав греховность своей жизни, праведница потратила все оставшееся время на покаяние и великий подвиг отшельничества в пустыне (где она в одиночетсве провела несколько десятков лет). Следствием искреннего покаяния праведницы явилось стяжание последней великой благодати Божией и святости.


Житие преподобной показывает, что абсолютно для каждого человека открыт путь ко спасению и святости, необходимо только обратить свое сердце, ум и мысли на осознание своей жизни и искреннее покаяние с последующим изменением своего греховного бытия в сторону борьбы со страстями и пороками.

Богослужение четверга 5-й седмицы поста

В четверг утром в православных храмах отправляется богослужение часов, последования изобразительных, а также вечерни, соединяемой с литургией преждеосвященных даров. Служение литургии в день четверга дает возможность верующим людям накануне вечером после богослужения исповедоваться и на следующий день причаститься.

ВЛАДИМИР ЕШТОКИН, фотографии

Великий канон читается по частям в первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении, которое называется великим повечерием, и длится около двух часов (текст по дням и с переводом смотрите здесь). Канон также прочитывается полностью на утрене четверга (то есть накануне, в среду вечером) пятой недели поста, посвященной преподобной Марии Египетской. Вместе с ним на этом богослужении читается житие преподобной Марии Египетской. Эта длительная вечерняя служба в народе получила название «Мариино стояние».

По сложившейся традиции верующие стараются иметь при себе текст этого канона, лучше всего - с параллельным переводом на русский язык. Чтение происходит при свечах.

Появление канона связывают с раскаянием архиепископа Андрея в ереси монофелитства (Монофелитство - учение о единоволии Христа.) Канон был дополнен великим современником святителя Андрея преподобным Иоанном Дамаскином.

Время возникновения: Великий канон получил общецерковное употребление в конце IX века.

Состав канона: Канон состоит из 250 тропарей, вспоминающих события Священной истории от грехопадения Адама и до земной жизни Христа. Каждый тропарь сопровождается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Покаянная авто-биография - так часто называют Великий канон. Cвятитель Андрей сочинил его для самого себя. С глубоким сокрушением о своих грехах архиепископ Андрей в своем поэтическом повествовании рассматривает Священную историю как жизнеописание своей собственной души.

Библейская история повторяется из года в год в круге богослужений, и каждый человек, посещающий церковь, переживает давно прошедшие события так, как если бы они происходили здесь и сейчас.

Наиболее известное песнопение канона - кондак, сочиненный преподобным Романом Сладкопевцем:

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Покаянный канон вошел в общецерковное богослужение после землетрясения. Рукопись канона хранилась в монастыре святого Потапия в Константинополе. В 790 году столица империи пережила разрушительное землетрясение.

Монахини монастыря св. Потапия спасались на городской площади, подальше от падающих зданий. С собой они взяли рукопись канона и читали его, молясь об усмирении стихии. После этого канон стали читать сначала в дни бедствий, а затем и в дни Великого поста, сопроводив его коленопреклоненным чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина.

«Я - самый страшный грешник, виновный более всех людей» - главная тема великого покаянного канона. Это утверждение на корню исключает осуждение по отношению к другим людям.

Андрей Критский:

1. До семи лет Андрей не мог произнести ни слова, пока необъяснимым образом не был избавлен от немоты во время богослужения.

2. В течение 20 лет Андрей опекал приют для стариков и сирот, будучи архидиаконом храма святой Софии в Константинополе. В Константинополь он попал в качестве представителя монастыря Гроба Господня в Иерусалиме на VI Вселенском соборе, как один из самых образованных иноков этой обители.

3. Андрей был посвящен в епископы острова Крит. Тем временем в Константинополе произошел переворот, в результате которого императором стал еретик Филиппик. На Соборе 712 года власть силой заставила патриарха и епископов отказаться от решений VI Вселенского Собора. В числе подписавших решение этого лжесобора был и епископ Андрей, впоследствии горько сокрушавшийся о своей уступчивости.

Церковный календарь соединил чтение канона Андрея Критского на пятой неделе Великого поста с днем памяти преподобной Марии Египетской, поэтому этих святых часто изображают на одной иконе. Церковь постановила читать жизнеописание Марии и канон в один день, так, чтобы призыв архиепископа к покаянию был проиллюстрирован наглядным примером. Пройдя путь от распутной женщины до святой, Мария стала ярким образом раскаявшейся и исправившей свою жизнь христианской души.

Во время Великого поста в православных храмах читается за богослужением Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

На первой седмице (неделе) поста этот канон делится на 4 части и читается в первые 4 дня (с понедельника по четверг) вечером – каждый день по одной части. А накануне четверга 5-ой седмицы он читается весь целиком за один раз, за богослужением, которое получило название «стояние преподобной Марии Египетской » , или по-народному – «Мариино стояние». В воскресенье 5-ой седмицы Церковь вспоминает св. Марию Египетскую, как яркий образец того, каким глубоким и истинным может быть в жизни человека покаяние, перерождающее его душу, полностью изменяющее его жизнь, возводящее его из самой темной бездны греха к святости.

На 1-й седмице чтение канона Андрея Критского постепенно вводит нас в великопостное время, настраивает нас на подвиг покаяния. А в завершающий период поста еще раз повторяется чтение этого канона, но тогда, когда можно еще что-то успеть, впереди еще одна седмица. В синаксаре на «стояние Марии Египетской» говорится: «Учинишася же и в настоящий день петися и прочитатися сицевыя ради вины» – почему, по какой причине в такой день читается? – «понеже бо к концу приближается святая Четыредесятница, да не человецы лениви бывше к духовным подвигом, небрежно забудутся, и еже целомудрствовати единою во всех престанут,» т.е. еще одно напоследок взбодрение и побуждение к посту.

Об авторе Великого покаянного канона – преподобном Андрее Критском – известно, что происходил он из Дамаска, родился в середине седьмого века в семье благочестивых родителей и в течение первых семи лет жизни был немым.

Но однажды случилось чудо: Господь отверз уста будущего проповедника покаяния. Причастившись Тела и Крови Христовых, он заговорил.

После чудесного исцеления святой Андрей решил посвятить свою жизнь Богу. В четырнадцать лет он оставил мир и удалился в монастырь. По прошествии многих лет монашеского подвига преподобный был возведён на епископскую кафедру острова Крит, где и закончил свою святую жизнь.

Покаянный канон Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы – рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную – и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придаёт личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека.

Повествование ведётся от первого лица. Дела Божии в прошлом – это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу – наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: «Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что отрешён от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…»

Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих божественных даров: «Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…»

Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живём. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

По словам св. Андрея Критского, в греховных соблазнах людей страстные помыслы выполняют роль Евы - искусительницы Адама. Всякий смертный грех повторяет в духовном смысле человекоубийства Каиново и Ламехово. Он убивает совесть и дух человека, разобщая их с благодатью Св. Духа; поэтому грешник не может приносить Богу приятных жертв непорочной жизни по примеру Авеля, Сифа, Еноса, Еноха и Ноя.

В потоках душевных страстей утопают массы людей, на подобие нечестивцев, погибших в водах всемирного потопа, и египтян, утонувших в Чермном море при Моисее.

Из страстных похотей каждая грешная душа готова построить новую Вавилонскую башню. Но Создатель останавливает ее замыслы и ухищрения.

Страсти сожигают души людей, как геенский огонь Содомлян, делают их неподвижными на добро, наподобие соляного столпа, в который некогда превратилась жена Лота.

В исторических событиях ветхозаветного времени навсегда покрыли себя бесславием, например, бесстыдный сын Ноя - Хам, презрительный Измаил, женонеистовый Исав, мятежники Дафан и Авирон, сыны слабовольного первосвященника Илия Офни и Финеес, волхвы Фараона Ианний и Иамврий, блудные потомки Ефрема, ленивый и любострастный судия Самсон, гордый царь Саул и левит Оза, дерзновенно ходивший пред Богом.

Благодатному возрождению души много содействует пристальное вглядывание в добродетельные поступки древних праведников и их Божественные откровения. Это живое назидание идет из глубины веков.

Пред кающейся душой светлые лики ветхозаветных праведников, - как звезды ночью, сияют всегда своими добродетелями: благочестием, молитвенностью, послушанием Богу, совершенным покаянием и мужественным самоотвержением. Духовно прекрасны, например, из ветхозаветных людей: Моисей, Гедеон, Варак, Иеффай, Иисус Навин; пророки - Самуил, Илия, Елисей, Даниил с тремя сотоварищами в Вавилоне, пророчица Анна, мать Самуила, Девора, Иаиль и др.

Много проникновенных обращений к душе грешника навеяны в Великом Каноне новозаветными притчами Христа Спасителя, событиями из Его земной жизни и чудесами.

В бытность на земле Спаситель врачевал больных прокаженных, расслабленных, был милостив к больным женам - кровоточивой и скорченной от демона, принимал рыдания Хананеянки, Марфы и Марии о Лазаре, Наинской вдовы о сыне, помиловал благоразумного разбойника. Подобным же образом Он милостив и ныне ко всем кающимся пред Ним во грехах.

Грешная душа подобна блудному сыну, мытарю, нищему Лазарю и израненному путнику, упоминаемому в притче о милосердном Самарянине. Господь не отвергает покаяния никакого грешника, но взыскивает его, как потерянную драхму, и отверзает ему двери милосердия.

Речь св. Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает самые окаменелые, черствые сердца и никому не попускает отчаиваться в спасении. Каждое слово богодухновенного Канона источает какую-то сладость благодатного чувства и в лаконизме выражения содержит широту мыслей.

Покаянный подвиг человека, по учению св. Андрея Критского, зависит: 1) от милосердия Св. Троицы, 2) преимущественного действия Сына Божия Спасителя мира и 3) молитв Пресвятой Богородицы.

  1. Каясь в грехах, необходимо слезно молиться Св. Троице, покланяемой во Единице Божества и Державы. Единосущная и нераздельная Святая Троица есть премирный Свет и Источник жизни грешных. Всякого кающегося Она принимает всею любовию, облегчает от бремени греховного, щадит, милует и дарует ему слезы умиления. Именно силою Бога Троицы человек спасается от прельщения страстей, искусительных обстояний и огненного осуждения.
  2. В спасительное Троичное действие кающийся грешник вводится Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом, так как Ему приносится людьми исповедание грехов. Христос Спаситель с теплым милосердием взирает на всех плачущих о грехах и оставляющих их. Он отечески приближается к ним, благодатно их прощает, омывает, воссоединяет с Богом Отцом в Духе Святом и тем избавляет от ада. Иисус Христос есть Человеколюбец, Милостивый Судья, Дарователь слез покаяния и Успокоитель болеющих от греха людей.

В рассматриваемом Каноне передача молитвенного лепета кающихся пред Христом Спасителем неподражаемо прекрасна. Мы частично приведем ее в буквальном русском переводе: “Не возгнушайся меня, Спаситель, - не отринь от Твоего Лица,” - так по словам Канона молится грешник, - “Очисти и прости мои прегрешения. От юности я всестрастно преступил Твои заповеди по небрежению, не имею плодов благочестия, растратил богатство благодати в блуде. Не войди со мной в суд моих дел и слов, но яви щедрость”. “Милостивым Твоим оком воззри на меня и прими мое теплое исповедание. Я разодрал одежду благодати, наг, стыжусь и плачу слезами блудницы. Очисти меня, Спаситель, Твоим милосердием”.

“Плоть и душу я осквернил страстями, невоздержанием, скверными помышлениями и любовью к вещам. Внешность (свою) украсил, а внутренность обезобразил сластолюбивыми стремлениями. Взыщи меня, как потерянную драхму. Никто не согрешил пред Тобою, как я. Не имею ни слез, ни покаяния, ни умиления. Дай их мне Сам, как Бог. Вопию к Тебе, как блудница и мытарь - воззови меня, прими как Благий, услышь воздыхания моей души. (В день второго Твоего пришествия) не затвори мне дверь Твою, Господи, Господи, но отвори ее мне, кающемуся”.

“Я согрешил более всех. Ты - добрый Пастырь, взыщи меня агнца. Ты - сладкий Иисус, Создатель мой. В Тебе я оправдаюсь. Помилуй меня. Господи, помилуй меня, когда придешь с Твоими ангелами воздать всем по достоинству дел. Ты, один, как Господь, имеешь власть прощать грехи”. “Я отовсюду осужден и обличен совестью. Пощади и избавь раба Твоего. Я - весь в струпах. Но Ты, Христе, как Врач, уврачуй, омой меня моим покаянием и покажи чистее снега”.

“Время жизни моей мало и исполнено болезней. А я повредил моей душе, не послушал Твоего голоса, - Твоих Писаний. Но в покаянии прими меня и призови в разум истины. Да не буду приобретением и пищей чуждому мне (диаволу)”.

“Вся моя жизнь проходила в ночи греха. Тьма и глубокая мгла во мне. Покажи меня, Спаситель, сыном дня. Я вижу себя превзошедшим грехами всякого человека, так как грешил сознательно, а не по неведению. Пощади, Господи, Твое создание; Ты один чист естеством и без скверны нет иного, кроме Тебя. Слезы мои да будут мне (как вода купели) Силоамской, да умою я зеницы сердца и мысленно увижу Тебя, Превечного Света”.

“Из глубины я приношу Тебе воздыхания. Видишь мое смирение и мою скорбь? Сам меня помилуй, Спаситель, воздвигни мой ум к обращению. Достойных покаяния плодов не требуй от меня, так как оскудела во мне крепость. Дай мне сердце, всегда сокрушенное и (чувство) духовной нищеты, да принесу их Тебе, Спаситель, как приятную жертву”.

  1. У кающихся грешников, по Канону, Посредницей прощения и Умилостивительницей Спасителя является неизменно Божия Матерь. Она, - Обрадованная, Чистая, великая надежда всякого человека, приносящего покаяние Богу, и как бы пристань среди бурь. Отверзшая людям небо рождением Христа Спасителя, Божия Матерь непрестанно отверзает кающимся двери Божия милосердия Своими молитвами за них и тем воссоединяет их с Сыном и Богом Своим.

________________

Литература:

  1. Епископ Вениамин (Милов). Чтения по Литургическому Богословию.
  2. http://azbyka.ru/dictionary/10/kanon_pokayannyj_andreya_kritskogo-all.shtml

В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...

_____________________


ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА

В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.

Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится

______


ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения

_________

В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ

Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона

и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.

__________

Первое воскресение Великого Поста


Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.

Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...

_________


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных даров

(младенцев за такой Литургией не причащают)

Стояние Марии Египетской: Как преодолеть "грешной жизни пустоту"?

Традиционно эта служба бывает в среду вечером на пятой седмице Великого поста.


Это особое богослужение с таким нетрадиционным названием посвящено подвигу удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяни – подвигу святой Марии Египетско.

На этом богослужении полностью прочитываются Великий покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Именно поэтому это богослужение получило в народе название «Мариино или Марьино стояние».

Почему именно житие прп. Марии Египесткой? Да потому, что именно житие преподобной Марии Египетской является примером того, каким искренним и глубоким, преодолевающим все грехи, может и должно быть покаяние, перерождающее душу и меняющее жизнь человека.

Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей.

Это – пример того, как низко может пасть человек, и как высоко через покаяние и угождение Богу он может возвыситься.

Время, за которое целиком прочитывается Великий покаянный Канон – это время, когда человек непременно почувствует свою немощь, поймет, что без Божьей помощи – он действительно ничего не может. Предстоя пред Богом в течении всего Канона и Жития Марии Египесткой, верующие могут буквально на себе ощутить величие подвига святой Марии Египетской – она 17 лет пребывала в пустыни, неустанно борясь со своими страстями.

Кто-нибудь, прочитав историю её жизни или услышав за богослужением скажет: «ну вот, столько лет грешила, а потом покаялась… можно и нам ещё погрешить, потом тоже покаемся…». Нет, так рассуждать нельзя. Мария не знала Истину. Её жизнь представлялась ей правильной. Когда же Истина открылась ей, она без колебания отвергла грех. Мы знаем истину: совершая грех, мы поступаем против совести.

Тот, кто сознательно грешит, в надежде на последующее покаяние – лукавит перед Богом. Бога обмануть нельзя. Не дастся покаяние такому человеку.

Святой Андрей Критский и святая Мария Египетская – великие учителя покаяния, и пример обоих говорит о том, что покаяние необходимо всем. Нет никого, кто бы в нём не нуждался. Прожил ли ты всю жизнь в монастыре, или провёл её в непрестанном грехе? Всё равно ты нуждаешься в покаянии. Ибо грех не только в поступках человека. Он гораздо глубже. Он в сердце, и может как червь яблоко, изъесть всё сердце изнутри, даже вез видимых внешних проявлений.

И ещё одну великую истину открывают нам эти святые: пусть никто не отчаивается в спасении. Бог внимает и праведнику и грешнику, и Он ищет, именно ищет желание исправиться в самом ожесточенном сердце, ждёт и с радостью принимает покаяние самого последнего грешника.

«Мариино стояние»- это стояние в покаянии, стояние в вере, стояние в борьбе с грехом.

В старообрядческих храмах данное богослужение является продолжительным и особенно величественным ввиду семичасовой беспрерывной бденной службы и совершения порядка тысячи земных поклонов и метаний. В соответствии с Церковным уставом, на каждый тропарь и ирмос канона полагается по три поклона «в землю». Общее число земных поклонов только на каноне составляет 798. Данный устав - не выдумка староверов, но соблюдение святоотеческой древнерусской традиции, которая была нарушена патриархом Никоном в феврале 1654 года.

Без веры, терпения и помощи Божией преодолеть такой не только телесный, но духовный труд не представляется возможным. Приходящие на службу Марииного стояния христиане хотя бы в ничтожно малой степени, могут почувствовать подвиги прежде живших благочестивых молитвенников, которые днем и ночью упражнялись в посте, молитве и поклонах.

Конечно же, сейчас люди стали слишком немощны и земные поклоны не совершаются, но только поясные.

Стояние Марии Египетской


Как преодолеть "грешной жизни пустоту"?

Мариино стояние

Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской на пятой седмице Святой Четыредесятницы установлено отцами VI Вселенского Собора. Именно тогда, в 692 году, составленное патриархом Иерусалимским Софронием житие и канон были представлены христианам. Смысл установленного святыми отцами богослужения в том, чтобы в период Великого поста, когда до Пасхи остается две с половиной недели, еще и еще раз вспомнить о своих грехах и необходимости покаяния, дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние - это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Марьино стояние - текст службы - Полный текст службы Мариино стояние .

Великий канон c вятого Андрея Критского целиком, читаемый в ч етверг пятой седмицы Великого поста + версия для печати


Житие Марии Египетской

Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним.

Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать. Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Она попробовала войти один, второй, третий раз, но когда и в четвертый раз ей что-то помешало оказаться в храме, женщина отступила. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой. Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». И вот она чувствует, что молитва услышана. Преображенная Мария у Креста Господня. Лицо залито слезами. Слезы нескончаемым потоком текут по уставшими глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?» Также неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой».

За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.

Поэтому, когда монах Зосима – очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека.

Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.

Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех.

Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.

Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.

«Золотая легенда», или Как Мария Магдалина превратилась в Марию Египетскую

В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним.

В художественной литературе и в фольклоре, в живописи, скульптуре образ святой также нашел свое отражение. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагинского, уступавшая по популярности в средневековой Европе только Библии. Одно из двухсот содержащихся в книге житий посвящено Марии Магдалине. И хотя мироносица Мария Магдалина - это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египетской, автор (не знавший ни греческого, ни иврита) заимствует для своего рассказа некоторые мотивы жития Марии Египетской. Он адаптирует их, приписывает Марии Магдалине некоторые из черт Марии Египетской. В «Золотой легенде» Мария Магдалина изображена как раскаявшаяся блудница, которая, придя ко Христу и осознав свою греховность, подвизалась в посте и молитве в пустыне. Тридцать лет ангелы ежедневно приносили к пещере, где она жила, просфоры.

Джотто. Мария Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы. 1307-1308

«Золотая легенда» вдохновляла скульпторов и живописцев эпохи Возрождения. Поэтому-то Мария Магдалина и у скульптора Донателло, и в картине Тициана, внешне напоминает Марию Египетскую. В Евангелии ничего не сказано о том, что Мария Магдалина была блудницей или жила в пустыне, но популярность «Золотой легенды» превратила персонажа Нового Завета в средневековую подвижницу.

В среду вечером пятой недели Великого поста во всех православных храмах совершается особая великопостная служба - Мариино стояние. Читаются Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского целиком и житие Марии Египетской. Служба способна дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово.

Мариино стояние

На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), - а именно тогда была составлена служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской, - способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние - это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Житие Марии Египетской

Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним.

Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать. Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Она попробовала войти один, второй, третий раз, но когда и в четвертый раз ей что-то помешало оказаться в храме, женщина отступила. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой. Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». И вот она чувствует, что молитва услышана. Преображенная Мария у Креста Господня. Лицо залито слезами. Слезы нескончаемым потоком текут по уставшими глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?» Также неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой».

Преподобная Мария Египетская с житием. XIX в.

За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.

Поэтому, когда монах Зосима – очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека.

Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.

Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех.

Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.

Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.

«Золотая легенда», или Как Мария Магдалина превратилась в Марию Египетскую

Хосе де Рибера. Мария Египетская. 1651

В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним.

В художественной литературе и в фольклоре, в живописи, скульптуре образ святой также нашел свое отражение. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагинского, уступавшая по популярности в средневековой Европе только Библии. Одно из двухсот содержащихся в книге житий посвящено Марии Магдалине. И хотя мироносица Мария Магдалина - это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египетской, автор (не знавший ни греческого, ни иврита) заимствует для своего рассказа некоторые мотивы жития Марии Египетской. Он адаптирует их, приписывает Марии Магдалине некоторые из черт Марии Египетской. В «Золотой легенде» Мария Магдалина изображена как раскаявшаяся блудница, которая, придя ко Христу и осознав свою греховность, подвизалась в посте и молитве в пустыне. Тридцать лет ангелы ежедневно приносили к пещере, где она жила, просфоры.

Джотто. Мария Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы. 1307-1308

«Золотая легенда» вдохновляла скульпторов и живописцев эпохи Возрождения. Поэтому-то Мария Магдалина и у скульптора Донателло, и в картине Тициана, внешне напоминает Марию Египетскую. В Евангелии ничего не сказано о том, что Мария Магдалина была блудницей или жила в пустыне, но популярность «Золотой легенды» превратила персонажа Нового Завета в средневековую подвижницу.

Донателло. Мария Магдалина. 1454

Образ Марии Египетской нашел отражение и в литературе Нового времени. Мотивы ее жития встречаем и у Брехта, и у Гете, и у Достоевского, и у Замятина.

14 апреля по новому стилю, а также в воскресенье пятой недели Великого поста Русская Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. В 1912 году поэт Серебряного века, писатель и композитор Михаил Кузьмин в поэтических строках пересказал житие святой Марии Египетской и подарил его на день ангела 1 апреля своей знакомой, Марии Замятиной.

«Ведь Марию Египтянку
Грешной жизни пустота
Прикоснуться не пустила
Животворного креста.
А когда пошла в пустыню,
Блуд забыв, душой проста,
Песни вольные звучали
Славой новою Христа.

Отыскал ее Зосима,
Разделив свою милоть,
Чтоб покрыла пред кончиной
Уготованную плоть.
Не грехи, а Спаса сила,
Тайной жизни чистота
Пусть соделает Вам легкой
Ношу вольного креста.

А забота жизни тесной,
Незаметна и проста,
Вам зачтется, как молитва,
У воскресного Христа,
И отыщет не Зосима,
Разделив свою милоть:
Сам Христос, придя, прикроет
Уготованную плоть».

Вконтакте



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: