Страшилище таинственное существо в образе косматого. Нечистые духи славянской мифологии

Бабай Бабай, бабайка - в славянской мифологии - страшилище, таинственное существо в образе косматого страшного старика, которым пугают детей. Баю, баю, бай Приходил вечор бабай, Просил: Леночку отдай. Нет, мы Лену не дадим, Лена надо нам самим. (Арх. обл.) Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай - старик, дедушка. Этим словом (возможно, и в напоминание о татаромонгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

Водяной дедушка - в славянской мифологии - хозяин разных вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.

Горыныч Змей - Горыныч, Горынище, Змиулан, Огненный змей, - в славянской мифологии фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного и даже человека. Змей – один из самых популярных героев сказок, былин, преданий, поверий. Облики его чрезвычайно многообразны: от огромной змеи до фантастического существа, чудовища: «Откуль же взялся змей. Горынище, об двенадцать голов, об двенадцать хоботей» (Смол.); «Птица Усыня – змей о двенадцати головах» [Худяков, 1964]; В заговоре из Симбирской губернии змей Полоз «о трех головах» . Число голов у змея различно, но преобладают три, шесть, девять, двенадцать голов.

Домовой - в славянской мифологии добрый домашний дух, который живет в каждом доме. В основном домовые считаются душами прежних хозяев, но бывают и приблудные. Домовой - дух добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по нраву. Все домовые духи (Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи предков чтились так же под другим именем "чурила" или "щур". В случае какой либо беды в старину говорили: " Чур, меня защити" обращаясь в том числе и к домовому.

Кикимора Болотная Кикимора болотная - в славянской мифологии - злой болотный низший дух. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Маленькая женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает. Людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. В этом она схожа со своей сестрой Домашней кикиморой. Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кикимора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также причитания, плача: «кикать» , «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика» – это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика» , «кики-болка» – «женский головной убор» , в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу.

1. Вторая часть названия – «мора» , «мара» – может быть и наименованием самостоятельного мифологического персонажа (Мара – дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА). Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами (окурином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти. Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог. , Лен. , Сиб.), и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей, охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и лихорадка (Яросл.), и женщина-кликуша (Вятск.), и дух, вызывающий кликушество (Перм.).

Русалки - В славянской мифологии существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети (ср. Мавки). Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - русальчин велик день.

Ниже огромная подборка всякой нечисти.
Может и , но мне понравилось...

Анцыбал (анцыбул, анчибал, анчибил) - болотный черт.
Название анцыбал нередко относится к нечистой силе, обитающей в болоте. Это название укрепилось в бранных выражениях: "Ах ты, анцыбал этакой!" (Курская обл.), "Анчибал ты проклятый!", "Чтоб тебя подхватил анчибил!" (Орловская обл.)

Черт (по-старославянски - анчутка) живет то в воздухе,

То в воде

И, как всякая нечисть, мгновенно отзывается на упоминание своего имени.
Полевые анчутки выглядят как маленькие женщины и мужчины. Среди них есть дикушники, картофельники, конопельники, овсянники, просонники, рожники и пр.

Аука (от «Ау!») - дух леса, который любит отзываться сразу со всех сторон и может завести человека в чащу не хуже Ивана Сусанина.

Баба-яга - костяная или золотая нога, живущая «в избушке на курьих ножках» и строящая козни путешествующим.

Бабай - Таинственное существо у славян в образе страшного старика, которым пугают детей.
В поверьях северных районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей.

Банник - дух, живущий в бане, похож на крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Любимое развлечение банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать и «стрелять» камнями в печи-каменке, а также пугать парящихся стуком.

Барабашки встречаются в мифологиях разных народов и в частности в славянской мифологии это - хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту.

Боли-бошка - дух леса, большеголовый и неуклюжий старичок с хитрыми глазами. Он может выйти навстречу грибнику или ягоднику и попросить помочь-найти утерянную корзинку. Затем боли-бошка вскакивает на шею и водит человека по лесу, пока тот не заблудится.

Болотница - родная сестра русалкам, только живет на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она красива, но прячет от человека свои гусиные ноги с черными перепонками. Завидев путника, болотница начинает горько плакать. Но стоит сделать к ней хоть шаг, чтобы утешить, как злодейка тащит человека в топь.

Болотняник - родич водяного и лешего, дух болота в виде седого старика с широким желтоватым лицом. Любит гулять по берегу и пугать идущих через болото людей резкими звуками.

Боровой - почти тоже, что леший, дух бора, рощи. Похож на громадного медведя, но без хвоста. Питается животными, хотя иногда заедает и людей.

Бука - маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них - хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.

Водяница - женский дух воды. По В. И. Далю, русские крестьяне считали, что это утопленницы из крещеных.

Водяной (водяной шут или черт, рмутник) - предстает в виде мужчины с отдельными чертами животного. В «Толковом словаре… » Даля содержится такое его описание: «Это нагой старик; весь в тине, похожий обычаями своими на лешего, но он не оброс шерстью, не так назойлив и нередко даже с ним бранится». Водяной, чтобы заманить человека к себе в воду, может превратиться в ребенка, скотину, крупную рыбу и т.п. Этот дух пугает и топит купающихся, разгоняет и выпускает из невода рыбу, разоряет плотины мельниц. Его любимое место - болото, речные омуты и водовороты. Водяной командует русалками, ундинами и прочими водными жителями.

Возила - дух-покровитель лошадей, подобие дворового. Он выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами. Возила, живет на конюшне, оберегает лошадей от болезней и хищного зверя.

Волкодлак - воины-оборотни из свиты Ярилы и Велеса., полулюди - полуволки по верованиям древних славян. Внешним признаком волкодлака является растущая на голове волчья шерсть (длака), заметная уже при рождении. От нее и происходит данное славянское наименование.

Домовой - дух, который живет в каждом доме. Выглядит как человек, часто похож на хозяина дома. Живет в углу, под порогом, на чердаке, в печной трубе и др. Домовой покровительствует рачительным, трудолюбивым хозяевам, которые его уважают и умеют ему угодить. Перед смертью кого-нибудь из семейства дух воет, стонет, стучит и т.п. Ленивых и беспутных хозяев, которые не оказывают ему почтения, домовой не любит и может довести до разорения.

По русским поверьям, в году есть один день, посвященный домовому, - 10 февраля. Именно в ночь на 10 февраля домовому оставляют угощенье - хлеб, сало, что-то сладкое, иногда наливают вина. Все это кладут в тарелку и ставят в укромном уголке на пол.

Домовой, которого хозяева не уважили угощеньем, может натворить в доме бед: разбросать вещи, рассыпать продукты, побить посуду, шуметь по ночам.

Дрема - ночной дух в образе маленького человечка или доброй старушки с убаюкивающим голосом. Он приходит к детям, закрывает им глаза перед сном, а взрослым навевает кошмары.

Жиж (огневик) - дух огня, который постоянно расхаживает по земле, испуская из себя пламя, которым то согревает почву, то разжигает пожары.

Зюзя (Зюзик) - бог зимы.

Кикимора (шишимора) - злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток.

Иногда ее считают женой домового. Даль описывает, что кикимора - разновидность домового, днем сидит невидимкою за печью, а по ночам проказит с веретеном и прялкой, а также бросает посуду, мешает спать, путает пряжу.

Кикимора враждебна мужчинам. Она может также вредить домашним животным, в частности курам.

Кикимора болотная - Злой, болотный дух. Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину где она и обитает.

Лесавки - Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной.

Леший - властелин леса. Жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы,’ он может вырастать выше деревьев, а может быть ниже травы. Люди видят его дряхлым стариком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Леший любит кричать в лесу, заводить в чащобу людей, хохотать и хлопать в ладоши.

Лихо одноглазое - дух зла, несчастья, олицетворение горя. Предстает перед людьми либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Появилась даже пословица: «Не буди лихо, пока оно тихо».

Навьи (навки, мавки) - враждебные духи умерших, первоначально чужеплеменников, умерших не в своем. роду-племени, позднее - души иноверцев. По украинским поверьям, мавки имеют спереди человеческое тело, но со спины у них видны все внутренности. В мавок превращаются умершие до крещения дети. Очень часто в восточнославянском фольклоре навьи отождествляются с упырями. Они вызывают стихийные бедствия, болезни или смерть людей и скота.

Жилище древних славян было защищено от мавок магической символикой. Вне пределов дома наши предки носили разные обереги, пользовались заговорами, а свою одежду в тех местах, где навьи могли проникнуть к телу (ворот, застежка, обшлага рукавов, подол), украшали вышивкой, состоящей из охранительных магических знаков. Имелся еще один способ не подвергаться воздействию навий - задобрить их, пригласив помыться в бане.

Мокруха - хулиганистый домашний дух, согласно поверью, оставляет мокрое место там, где посидит.

Овинник (гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) - в славянской мифологии дух, живущий в овине (на гумне).

Овинник считался самым зловредным из всех духов, окружающих крестьянина в его повседневной жизни: если залютует, ублажить его было нелегко! Разве что принести к овину пироги и петуха: петуху у входа отрубали голову и кровью кропили по всем углам, а пирог оставляли в подлазе. Вообще угощение и почет овинник любил так же, как все его нечистые сородичи. Опытные хозяева не иначе начинали топить овин, как попросив у «хозяина» позволения. А после того, как мужик сбрасывал последний сноп, прежде чем идти домой, обращался к овину лицом, снимал шапку и с низким поклоном говорил: «Спасибо, батюшка-овинник: послужил ты нынешней осенью верой и правдой!» Именины его отмечали на Воздвиженье и на Покров (1/14 октября). Внимательным хозяевам он не вредил, а отплачивал добром за почет.

Полевик - Иногда люди встречали в поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук.

Русалка - зачастую представляется в облике женщины, живущей в воде.

Иногда в полях - полуденица

Или на деревьях - древесная русалка .

У нее всегда длинные распущенные волосы светлого или зеленого цвета. Считалось, что у русалки между пальцами есть перепонка, а вместо ног - рыбий хвост.

Согласно народным поверьям, русалками становятся все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения,

А также взрослые утопленницы. В Украине к русалкам относят и мавок (навок) .

Русалки живут на дне рек, но иногда выходит на берег. Там они могут качаться на прибрежных деревьях и петь. Голос у них такой завораживающий, что услышавший это пение человек полностью подчиняется их воле. Попавшую к ним жертву русалки могут защекотать до смерти, поэтому украинцы называют их еще лоскотухами. Иногда русалки, прежде чем щекотать, загадывают человеку загадки, и если он их не отгадает, то гибнет. Считалось, что для отпора нужно бросить мавке в лицо полынь.

Трясовицы - Русские демоны болезни, упоминаемые в заговорах.
Их представляли в виде двенадцати безобразных женщин, насылавших на людей различные болезни. В некоторых текстов заговоров подчеркивается их связь с нечистой силой, поэтому говорится о том, что Трясовицы появляются у постели больного в дьявольском обличьи. В заговорах трясовицы названы по имени: Тресея, Отпея, Гладея, Аввариуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша.

Упырь (вампир) - злой дух (позднее «живой мертвец»), пьющий кровь у людей и животных. Обычно вампирами становятся люди, умершие насильственной смертью или в молодом возрасте, самоубийцы, а также связанные с нечистой силой колдуны. Чтобы упырь не встал из могилы и не пил людскую кровь, русские крестьяне еще в XIX ст. вбивали осиновый кол в место его погребения.

Вся эта нечисть боится крестного знамения, запаха ладана, освященного нательного крестика, молитвы, народных заговоров, металлических колющих и режущих предметов, четных чисел, пения петуха и др. И, конечно, на дух не переносит различных оберегов (например, в виде растений - мак, полынь, крапива и др.).

Ну, вот, собственно это - всё. Надеюсь, вам понравилось.

БабайБабай, бабайка - в славянской мифологии - страшилище, таинственное
существо в образе косматого страшного старика, которым пугают
детей. Баю, баю, баю, бай
Приходил вечор бабай.
Приходил вечор бабай,
Просил: Леночку отдай.
Нет, мы Лену не дадим,
Лена надо нам самим.(Арх. обл.)
Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай старик, дедушка. Этим словом (возможно, и в напоминание о татаромонгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне
определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных
районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по
улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей. Бабайка
довольно универсальное детское страшилище, которое популярно и в
наши дни. Даже современные мамы и бабушки порой могут сказать
непослушному дитяте, что если он не будет хорошо кушать то его заберет
бабайка. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.

Бабай

Водяной

Водяной дедушка - в славянской мифологии - хозяин разных вод.
Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей
и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными
жителями. Вообще он добрый но иногда любит водяной побаловаться и
затащить на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его
развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого,
с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую
бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или
лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной
мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо
умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по
преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного
божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в
названии многих источников.

Водяной

Горыныч

Змей - Горыныч, Горынище, Змиулан, Огненный змей,
- в славянской мифологии фантастическое существо,
чудовище, соединяющее в себе черты
пресмыкающегося, птицы, животного и даже человека.
Змей – один из самых популярных героев сказок,
былин, преданий, поверий. Облики его чрезвычайно
многообразны: от огромной змеи до фантастического
существа, чудовища: «Откуль же взялся змейГорынище, об двенадцать голов, об двенадцать
хоботей» (Смол.); «Птица Усыня – змей о двенадцати
головах» [Худяков, 1964]; В заговоре из Симбирской
губернии змей Полоз «о трех головах».
Число голов у змея различно, но преобладают три,
шесть, девять, двенадцать голов.

Горыныч

Домовой

Домовой - в славянской мифологии
добрый домашний дух, который живет в каждом доме.
В основном домовые считаются душами прежних
хозяев, но бывают и приблудные. Домовой - дух
добрый, рачительный хозяин, помогающий дружной
семье. Бывает вредничает и шалит, если ему что не по
нраву. Все домовые духи
(Дворовой, Овинный, Банный и пр.) служат ему, и
если не поладить с домовым, то не будет житья. Духи
предков чтились так же под другим именем "чурила"
или "щур". В случае какой либо беды в старину
говорили:" Чур, меня защити" обращаясь в том числе и
к домовому.

Домовой

10. Кикимора Болотная

Кикимора болотная - в славянской мифологии - злой болотный низший дух.
Близкая подруга лешего - кикимора болотная. Живет в болоте. Любит наряжаться
в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Маленькая
женщина путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся
путников в трясину где она и обитает. Людям показывается редко, ибо
предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. В этом
она схожа со своей сестрой Домашней кикиморой.
Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кикимора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из
звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также
причитания, плача: «кикать», «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать,
причитать» (о людях); «кикарика» – это и крик петуха, и сам петух; кроме того,
«кика», «кики-болка» – «женский головной убор», в ряде губерний России
напоминающий своей формой птицу.

11. 1.

Вторая часть названия – «мора», «мара» – может быть и
наименованием самостоятельного мифологического персонажа
(Мара – дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА).
Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились
представления о ней как о существе, связанном с птицами
(окурином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе
плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении,
ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти.
Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о
кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой)
может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.),
и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей,
охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и
антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и
лихорадка (Яросл.), и женщина-кликуша (Вятск.), и дух,
вызывающий кликушество (Перм.).

12. Кикимора Болотная

13. Русалки

Русалки - В славянской мифологии существа, как
правило вредоносные, в которых превращаются
умершие девушки, преимущественно утопленницы,
некрещёные дети (ср. Мавки). Представляются в виде
красивых девушек с длинными распущенными
зелёными волосами (ср. южнославянских вил,
западноевропейских ундин), реже - в виде косматых
безобразных женщин (у северных русских). В
русальную неделю, следующую за троицей, выходят из
воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут
защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
Особенно опасны в четверг - русальчин велик день.


В час урочный полнолунья,

С тёмным лесом наравне, -
Говорит молва-вещунья, -
Кто-то бродит в тишине.
Пономарь пройдёт ли пеший,
Псарь проедет ли верхом,
Всяк, крестяся, молвит: «Леший
Загулял не пред добром!»
Лукьян Якубович
«Леший»

Непогода разогнала путников с тракта, и десяток вёрст Илья проехал в одиночестве. Сивка шёл лёгкой рысью, грязь весело летела из-под копыт. Через пару часов Илья пустил коня шагом: гнедой заслужил отдых. Сзади послышался топот.
Илью нагонял всадник в полных пластинчатых латах и плоском шлеме, похожем на тазик. Конь у него был такой тощий, что Сивке пришлось дышать в сторону, чтобы беднягу не качало ветром. За рыцарем на ослике трусил слуга - упитанный мужичок с лицом, отмеченным печатью крестьянской мудрости.
- Как проехать на Тобос, почтеннейший? - церемонно спросил незнакомец. На его породистом носу с горбинкой поблёскивала дождевая капля. О Тобосе Илья не слыхал. Леший знает, где могло находиться это село!
К лешему, как оказалось, рыцарь уже обращался. Так сюда и попал. Илью это не удивило. Слухи о всеведении леших он всегда считал безосновательными. И в самом деле - сидя безвылазно в чащобе, что они вообще могут знать?
- Ты б ещё к бабушке Яге обратился, - ухмыльнулся Илья.
- А где она живёт? - встрепенулся рыцарь.
- В лесу, знамо дело, где ж ещё. Стой, дурень! Как же тебя занесло в славянскую-то землю, что ты никого из наших нечистых не знаешь? Сгибнешь ведь, ни за что ни про что. - Илья внимательно посмотрел на рыцаря. Тот хорохорился, но видно было, что ему не по себе. - Поедь чутка рядком со мной, хоть узнаешь, кого стороной обходить надо. А?
Рыцарь попытался почесать загривок, наткнулся пятернёй на шлем, чертыхнулся и задумчиво потрогал кончик носа.
- Рассказать, говоришь... а что попросишь за это?
Илья обиделся.
- Что ж я, русал какой недоделанный - платы просить? Для доброго человека и расскажу, и даже заметки свои оставлю. У меня с нечистью много было... разговоров. - Илья похлопал себя по поясу, на котором висела палица весом пуда в полтора, и загадочно ухмыльнулся. - Я вообще поговорить люблю...
- Тогда валяй! - махнул рукой рыцарь и поудобнее устроился в седле.
Тощая лошадёнка и богатырский конь ступали нога в ногу. Крестьянин сзади испуганно крестился. Он случайно перехватил мимолётный взгляд Ильи и заметил, как его зрачки на долю секунды превратились в узкие вертикальные щели...



Ну....про этого персонажа уже многое сказано выше.


Злой болотный низший дух. Близкая подруга лешего. Живет в болоте (в трясине). Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Когда выходит из своего убежища, затаскивает заблудившихся путников к себе в трясину, ворует маленьких детей, путает хозяйкам пряжу. Вообщем, пакостная "женщина".


Мелкие бесята. Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают им тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной.


Хозяин разных вод. По виду - голый обрюзглый старик, пучеглазый, с рыбьим хвостом. Опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. На дне рек и озер водяной пасёт стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще, старикан добрый, но иногда любит побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы тот его развлекал. Утопленники, кстати, тоже ходят в услужении у водяного. Способен он также разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. Поскольку обитает водяной преимущественно в омутах, у мельниц и может особенно вредить им (сносить водой, разрушать и т.п.), то постройка мельниц обычно сопровождалась жертвами водяному. Мельник и водяной заключали своеобразный союз, ходили друг к другу в гости. Последствия договора мельника с водяным - "доброму" водному старикану было необходимо «отсулить» (пообещать и отдать) одного или нескольких человек (например, из прохожих), которых мельник, в представлении крестьян, хитростью заманивал к омуту и сталкивал в воду.


Существа, как правило, вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже - в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю , следующую за Троицей , выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг - Русалчин Великдень .


Род русалок. Живут по берегам рек, в камышах. Еще их называют албастами. Они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух, которые набрасываются на зазевавшихся людей у воды и утаскивают их под воду.


Женские водяные духи. Нейтральны, хотя иногда могут зло подшутить над купающимися. Особенно любят появляться при месяце, плещутся в реке а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри. Путников просят дать им гребень. Но лучше этого не делать, так как потом, если причесаться этим гребнем, можно облысеть. Если же не дать мавке гребень, то она может утащить в воду. Вывод: не попадайтесь на её пути!


Водяной чертенок, нечистый дух (у славян - бес). На юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. Анчутка - одно из наиболее распространенных названий нечистой силы. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского слова Anciute - "маленькая утка". Действительно, анчутка, чертик - существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает). Согласно общераспространенным поверьям, нечистая сила, в том числе черт, очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней.



Мифический чудовищный змей; змея. Василиск (латинское basiliskus, regulus от греческого basileus – «царь» ) увенчан гребнем в виде диадемы, а вылупляется, по поверьям, из петушиного яйца или из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой. Поэтому василиск может иметь голову петуха, туловище жабы, хвост змеи. Василиск способен убивать взглядом или дыханием – от его дыхания сохнет трава, трескаются скалы. Чтобы спастись от василиска, нужно показать ему зеркало. Страшится он и крика петуха.


Страшилище, таинственное существо в образе косматого страшного старика. Бродит Бабай по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей, которых им и пугают.
Баю, баю, баю, бай
Приходил вечор бабай.
Приходил вечор бабай,
Просил: Леночку отдай.
Нет, мы Лену не дадим,
Лена надо нам самим.


Сказочное чудовище, обитающее в глухом лесу, разрушитель и истребитель всего живого. Встречается в русском, украинском и белорусском фольклоре. Описание его таково: "ростом высокий, об одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опирается, сам страшно ухмыляется" . Верлиока разрушает всё вокруг себя, убивает каждого встречного. После гибели Верлиоки действие злого волшебства прекращается, и воскресают все, кого он убил.


Призрак, видение, дух в облике высокой женщины или, напротив, сгорбленной старухи (но почти всегда с длинными распущенными волосами), появляющийся в доме, реже вне дома. Появляясь ночью во дворе или перед окнами дома, она пугает людей. Может навредить здоровью человека, дыхнув или дунув в его сторону. Невидимой пеленой покрывает путникам глаза, затемняет им рассудок, чтобы сбить с дороги и завести в опасное место или скрыть от людей то, что находится перед глазами.


Опасная птица-оборотень, ведьма-птица. Обернувшись сороками, ведьмы-вещицы (чаще всего две) могут действовать как "обычные" ведьмы: выдаивать коров, портить людей, реже летать на шабаш, красть Луну. Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), - похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы-сороки летают ночью по домам и крадут еще не родившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, кусками сырой свинины, голиками, лягушками, которые потом рождаются с даром слова. Вещицы летают с едва заметным синим огоньком.


Существа, помогающие ведьмам, колдунам; накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом. Похож коловертыш на зайца, но спереди у него большой мешкообразный зоб. В этот «мешок» он забирает добытые ведьмой молоко, масло, а дома изрыгает их в посуду, которую приготовила ведьма. Коловертыша может иметь и облик черной кошки (тоже с зобом-мешком), обитать под полом или под печкой у наделенных колдовскими уменьями людей. «Коловертый» означает «быстрый», «верткий».


Маленькие водяные чёртики, нечистые духи в подчинении у колдунов. Бывают разных цветов. Появляются во множестве, выходя из воды, на Святках и на Крещение.


От древнерусского навь - духи смерти, духи умерших иноплеменников в виде птиц или в образе некий существ, обросших густыми волосами и с хвостом. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а также стихийные бедствия. По ночам навьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Могли днём появляться на конях, но были невидимы. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Чтобы защитить жилища, необходимы были обереги, заговоренные предметы и т.п. Одежда людей включала специальную вышивку с охранительными знаками от навий.
Навий можно было и умилостивить. Их приглашали помыться в баню, под навесом которой или на крыше оставляли для них пищу. Существовал у восточных славян даже специальный "навий день" для поминовения усопших. Отмечался он в четверг во время пасхальной недели, а также в начале осени. Считалось, что навии в этот день выходят из могил и отправляются к своим потомкам на поминальную трапезу. Для навий готовили специальное угощение, которое ставили на стол в комнате, потом открывали окна. Чтобы не мешать навиям, категорически запрещалось выходить на улицу после захода солнца.


Покойник-оборотень в славянской мифологии. Обладает сверхъестественной способностью превращаться также в диких животных. Преследует, поедает и губит людей. Сходен с упырём, еретиком, вампиром, волкодлаком. Нередко промышляет высасыванием крови из своих жертв как вампир. Одна из разновидностей нежити заложного покойника (человек, умерший неестественной или преждевременной смертью: насильственной, самоубийца, умерший от пьянства, утопленник, некрещёный ребёнок, колдун или ведьма) .


Предмет, существо, обернувшееся (обернутое) человеком или, наоборот, человек, обратившийся, (обращенный) в кого-либо, во что-либо; колдун или заколдованный человек. (Непосредственно человек оборачивающийся волком назывался Волкодлаком.)
«Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться через условную границу: по поверьям, перескочив через нож (двенадцать ножей), веревку, коромысло, ветку дерева, огонь на печном шестке, человек мог стать зверем, птицей.«Оборачиваясь», колдун и ведьма как бы переворачивались той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам – «предкам, родственникам и покровителям» человека. Оборачивание – само по себе колдовское действие. Оборотни часто просто рыщут зверем или летают птицей, иногда, правда, и с определенными целями: испортить человека, посторожить скот, разведать места промыслов.


У древних славян низшие духи, демонологические существа. Упыри (как и вампиры) высасывают кровь у людей и животных. Их отождествляли с мертвецами, выходящими по ночам из могил, подкарауливающими и убивающими людей и домашний скот. По народным поверьям, упырями становились люди,
умершие неестественной смертью - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и т.п., а также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья. Такая могила считалась опасным и нечистым местом, ее следовало обходить стороной, а если приходилось пройти мимо, следовало бросить на нее какой-либо предмет: щепку, палку, камень или просто горсть земли. Для того, чтобы упырь не выходил из могилы, его следовало "успокоить" - выкопать труп из могилы и проткнуть осиновым колом. А для того, чтобы умерший, не доживший свой век, не превратился в упыря, ему подрезали коленные сухожилия, чтобы не смог ходить. Иногда на могилу предполагаемого упыря сыпали угли или ставили горшок с горящими углями.


Ходячий, заложный покойник. Если человек не желает спокойно в земле отдыхать, только в этом виде и обретать может, он становится умруном. Они опасны, потому что под землей его учат сосать кровь. Умруны не выносят травы полыни, убить его можно осиновым колом. Но в особенности умруны бояться железа и серебра.


Злобная нечисть у славян. Если живет в лесу, то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обглодать их косточки. По ночам любят шуметь и колобродить. По другому поверью шишиморы или шишиги - это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись. В данном случае, можно сказать, что это - очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие.


Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - смерть Кощея.» Кто не знает Кащея? Худой высокий старик, либо живой скелет. Скаредный и скупой. Частенько разъезжает на своём волшебном говорящем коне, у которого из ноздрей валит дым. Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым, открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду. Специалист по краже молоденьких красавиц!!!


У родливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой, ведьма, колдунья. Обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках (или подпёртой блинами), окружённой забором из человеческих костей с черепами. Великолепно колдует, виртуозно летает в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). По другим сведениям (не проверенным), живёт Яга Ягишна (баба Яга, костяная нога) «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой» , где владеет табуном славных кобылиц. Большая специалистка по заманиванию к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.


Огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала. Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост» , по которому попадают в Царство мёртвых . Многоголовость змея - непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Как и Яга, виртуознейше летает, правда на своих "двоих", то бишь, крыльях. Имеет длинный хвост стрелой и когтистые лапы. При боях с богатырями извергает из своих пастей жуткий огонь. По другим данным Змей-Горыныч живёт в воде, спит на камне в море, а ещё живёт в горах - от того и "отчество" у него Горыныч. Как и Кащей, Горыныч превеликий специалист по похищению красивых девиц, среди которых часто бывают царевны да княжны! Крадёт их, чтобы запугать народ или просто полакомиться ими. Прислуживает Кощею Бессмертному.


Одноглазый огромный великан, брат-близнец великана Верлиоки (либо худая одноглазая великанша-людоедка), дух несчастий и зла. Встреча с Лихом - это всегда беда, зло, горе. Когда рядом с человеком находится Лихо - его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь вредит ему. Тем не менее, согласно русским-народным сказкам, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо - он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи у злого духа. Силы у Лиха столько, что он с легкостью ворочает гигантскими камнями и деревьями. Кроме того, он обладает чрезвычайной памятью и мстительностью. Великан никогда не забывает своего обидчика, и, при случае, мстит ему и всему его Роду. Власть над человеком у Лиха очень велика, и поэтому он легко вводит людей в полосу лишений и неудач, может даже привести человека к смерти. Случайная встреча с Лихом Одноглазым не обещает человеку ничего хорошего, поскольку Лихо не признает никаких авторитетов и бросается на всех подряд, не разбирая ни бедного, ни богатого, ни виноватого, ни правого. Лихо никогда и ни в чем не разбирается: ему все-равно, кто перед ним, вор или порядочный человек. Он может обойти вниманием вора, отыграться на честном и порядочном человеке. Вор продолжает грабить и убивать, а трудолюбивый человек встречает одну напасть за другою: то у него случится пожар, то град побьет урожай, то навалятся на него страшные болезни. В таких случаях человек бессилен что-нибудь сделать, а Лиху Одноглазому все нипочем. Ему кажется, что весь мир создан только для него, и только Боги способны поставить его на место.


Чудовищный противник героя былин и сказок, поражающий врагов страшным посвистом(в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею). Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев. Сила свиста такова, что:"Тёмны лесушки к земле приклонилися,
Что есть людишек, мёртвы лежат..."


Дракон страшный, многоглавый, могучий. И огромный. Или огромное морское чудище. То в образе страшного змея о нескольких головах встречает на Калиновом мосту, что перекинут через реку Смородину, русского богатыря Ивана Быковича-коровьего сына. «Вдруг на реке воды взволновали-ся, на дубах орлы закричали - выезжает Чудо-Юдо шестиглавое. Вот сошлись они, поравнялися, так жестоко ударились, что кругом земля простонала. Чуду-Юду не посчастливилось: Иван Быкович с одного размаха сшиб ему три головы. Снова они сошлись, снова ударились; Иван Быкович отрубил Чуду-Юду и последние головы, взял туловище, рассек на мелкие части да побросал в реку Смородину, а шесть голов под Калиновый мост сложил» . То водяным чудищем появляется из воды. Вот как это описано в одной сказке: «Утка крякнула, берега звякнули, море всколыхалось - лезет Чудо-Юдо, змей шестиглавый» . Он владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного - станешь могучим богатырем, из другого - будут волосы золотые.


Автор баннера:

Наш мир не является совсем уж безобидным. И речь идет вовсе не о маньяках, извращенцах, террористах и прочих асоциальных личностях. Наши предки верили, что где-то в темном уголке нашего дома, в изолированных от глаз лесных массивах, в глубоких водоемах проживают мистические существа - как добрые, так и злые. Их появление носит неожиданный характер, равно как и исчезновение. А испуганные свидетели всего этого ничего толком и сказать не могут об увиденном. Естественно, доказательств их существования нет. Однако это еще не говорит о том, что в современном мире нет места для самых разных мифических монстров. Очевидцы-то никуда не пропадают, хоть и не могут ничего доказать. Доверимся нашей фантазии и рассмотрим 5 мистических существ, которые могут находиться рядом с нами. За основу возьмем русскую нечисть.

Царь леса может быть очень опасен для людей

Многим известен такой персонаж, как леший. Он достаточно часто фигурирует в сказках. Это лесной дух. Что он собой представляет?

Лешие - мистические существа, которые присутствуют только в славянских мифах. Они могут обладать самыми разными именами. Например, довольно часто их зовут Лесовиками.

Чем же Леший занимался в сказках? Обычно Царь леса защищает свои владения от всего плохого. Кроме того, он просто обязан выводить хороших людей, которые заблудились. А вот плохим грозит ходьба по кругу. Это Леший мог обеспечить им достаточно легко.

В каждом регионе Лесовик обладает разным предназначением. Некоторые утверждают, что такие мистические существа - порождение дьявола. И созданы они, естественно, для того, чтобы приносить вред. Внешний вид этого сказочного персонажа также может различаться. Но есть и общие черты. Обычно это косматое чудовище, обладающее огромными рогами. Часто Леший представляется в образе дряхлого старичка. Есть мнение, что он способен превратиться в любого зверя, находящегося на территории его владений. Хоть Лесовик и живуч, но может умереть от выстрела из ружья.

Проживают Лешие в лесах. Кто-то в одиночестве, а кто-то умудряется создавать семью. Также есть поверье, что когда лешие ссорятся друг с другом, они вырывают деревья с корнями и дубасят ими своего противника.

С Лесовиком всегда можно договориться, если он не таит злобу на людей. Он может и к грибной поляне вывести, и дичь загнать в силки.

Что собой представляют домовые?

Какие еще мистические существа встречаются в сказках и преданиях? Конечно же, домовые. Следует разобраться, что же собой представляет этот «зверь». Необходимо отметить, что домовые, хоть и считаются представителями нечисти, зачастую являются добрыми и достаточно милыми. Однако подшутить способны. Разбить тарелку для домовика - легкое дело. Служить людям домовые могут достаточно долго.

Если он любит своего хозяина, то и владелец дома может не опасаться пакостей с его стороны. И пожар не будет ему грозить, и воры не заберутся. Но иногда домовые в своих шалостях теряют всякие границы.

Некоторые люди даже специально приманивают в свой дом таких помощников. Ритуалы проводят самые разные. Как вызвать мистических существ подобного рода? Делается это достаточно просто. Говорят, надо принести домой черного петуха и отрубить ему голову.

Легенды гласят, что разговоры с домовым могут стать достаточно неприятными. Хозяин дома способен онеметь или начать заикаться, увидев этого «жильца». Есть и такие легенды, которые говорят, что в домовом владелец дома видит себя, только в более заросшем состоянии.

Если вы трудолюбивы, любите детей, сохраняете свое жилье в чистоте и порядке, то ничего вам не грозит. Стоит только знать, что кошек домовой не любит. Хотя многие источники говорят обратное.

Монстр, которым пугали и продолжают пугать детей

В народных сказках, легендах, поверьях достаточно распространены мистические существа. Список с их перечислением может получиться большим. Это и русалки, и упыри, и банники, и водяные, и... всего и не перечесть. Выделить из них надо "монстра", которым в детстве пугали многих. Речь идет о бабайке. Это чудовище, согласно легендам, стращает являясь им в образе косматого старика.

Определенного облика это таинственное существо не имеет. Однако все легенды гласят, что его появление в доме нежелательно и даже опасно. Есть мифы, в которых бабай бродит по улицам в образе кривобокого старика. В руках у него обязательно должна быть палка. И наиболее опасно с ним встречаться детям.

Даже в современном мире можно услышать, как мамы и бабушки пугают им непослушных сорванцов, рассказывая, что бабайка ходит под окнами.

Страшная болотная кикимора

Страшные мистические существа всегда присутствовали в нашей жизни в рассказах и сказках. И уж кикимора известна если не всем, то многим. Она может быть болотной или домашней. В первом случае следует понимать близкую подругу Лесовика. Проживает она в болоте, наряжается в меха из мхов. В волосы у нее обязательно должны быть вплетены Что же делает кикимора? Она пугает путников, ворует детей, а особо зазевавшихся людей затаскивает в болото. Кикимора редко показывается, предпочитая оставаться невидимой. Любит покричать из трясины.

Сестра болотного монстра

Домашняя кикимора тоже является злым духом. Только обитает она домах, в отличие от своей сестры. Обычно она представлена в виде крохотной старушки или небольшой женщины. Из-за своего маленького роста она боится выходить на улицу, так как ее просто может унести ветром.

О присутствии в доме кикиморы можно узнать только ночью. Она начинает бросаться камнями или подручными предметами, бегать из комнаты в комнату, топать, стучать, греметь посудой и т. д. Есть, конечно, такие поверья, в которых кикимора представлена в виде заботливого и доброго помощника. Но их очень мало.

Какой еще вред может нанести кикимора? Она обязана путать пряжу. Иногда ворует детей. Кикиморы могут даже перекидываться фразами с владельцами дома, оставаясь при этой невидимыми. Способны оборачиваться кошкой.

Умершие духи, которые несут вред людям

Навьи - древние мистические существа. Это духи смерти, умерших людей. Считается, что они способны вызвать болезнь, наслав ее на человека или на домашнее животное. В некоторых легендах являются причиной стихийных бедствий.

Ночами навьи бегают по улицам, нанося вред абсолютно всем, кто вышел за порог своего дома. В итоге люди умирали от полученных ран. Потом появились легенды, в которых навьи вредили уже и днем, возникая внезапно на конях прямо на улицах. Но сами при этом оставались невидимыми. Для того чтобы спастись от них, достаточно просто не выходить из дома. Для защиты жилья потребуется приобрести обереги с амулетами.

Можно было умилостивить этих существ, предложив сходит им в баню или оставив на крыльце еду. Они представлялись в образе птиц или обросших существ с хвостами. Подобные представления сохранились до настоящего времени.

Заключение

Это только малая часть тех мистических существ, которые могут присутствовать в нашей жизни, сопровождая или избегая людей. Однако всех перечислить очень сложно, особенно в рамках маленькой статьи. Многими нас пугали в детстве, некоторые известны только узкому кругу людей. Верить в них или нет? Это выбор каждого отдельного человека.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: