Страшный суд в библии. Изгнанные за правду

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление», - так пророк Божий Даниил повествует нам об исполнении и окончательном торжестве правды Божией на земле.

Эту веру, которая жила в народе Божием ещё с ветхозаветных времен, во всей полноте выразил Сам Господь Иисус Христос, когда пришёл на землю: «Наступает время… когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).

Так Господь говорил Своим ученикам о Страшном Суде. Но чтобы слушающий Его народ яснее понимал Божественные истины, Спаситель излагал Своё учение в притчах.

День кончины мира и Страшного Суда придёт внезапно. Мёртвые воскреснут и вместе с живыми предстанут пред Господом. Каждый человек должен будет дать ответ Богу о добре и зле, которые он сотворил в течение своей жизни. Поэтому люди всегда должны быть готовы к встрече с Господом.

И чтобы предостеречь людей об опасности беспечной жизни, Господь рассказал им притчу о десяти девах.

По восточному обычаю свадьбы совершались ночью. Жених шёл за невестой в дом её родителей. В лучших своих одеждах, украшенная цветами, невеста ожидала жениха. Получив невесту, жених с торжественной процессией приводил её в специально подготовленное для брачного пиршества помещение.

Свадебную процессию обычно встречали несколько молодых девиц с зажжёнными светильниками. В притче Господь говорит, что десять дев со светильниками в руках ожидали прихода жениха.

Приход жениха мог задержаться. Поэтому девицы должны были иметь в отдельных сосудах запасное масло, если налитое в светильники сгорит до прихода жениха.

Пять мудрых, предусмотрительных дев запаслись маслом. Пять неразумных дев не позаботились взять с собой запасного масла. Их светильники начали угасать. Пока они ходили покупать масло, пришёл жених. Мудрые девы вошли с женихом на брачный пир, и двери брачного чертога затворились.

А неразумные девы, опоздавшие к приходу жениха, стали стучать в дверь, говоря: «Господи! Отвори нам». Он же ответил им: «Истинно говорю вам: не знаю вас».

В этой притче Господь сравнил ожидание Своего Второго Пришествия и Суда Божия с ожиданием брачного пира. Божественный Жених придёт на землю, чтобы ввести Свою Невесту Церковь в Небесный чертог.

Девы, встречающие жениха, - это собрание верующих. Но не все из них обладают мудростью. Некоторые совершенно беспечны в отношении своего спасения. Отсутствие масла в их светильниках означает отсутствие добрых дел. А без добрых дел вера мертва.

Мудрые девы, имеющие запас масла в сосудах, - это истинные христиане, во всякое время готовые встретить своего Спасителя. По слову преподобного Серафима Саровского, в их душах обитает Дух Святой. За веру и добрые дела Господь введёт мудрых дев на брачный пир Сына Своего - в Царствие Небесное.

Продолжая Свою беседу о Страшном Суде над родом человеческим, Господь предложил слушателям притчу о талантах. В ней мы слышим предупреждение о необходимости дать отчёт Богу о полученных от Него дарованиях. Совершил ли что-либо доброе человек с помощью дарований Божиих? Ленивый раб, как и неразумная дева, не войдёт в Царствие Небесное.

Полная же картина Страшного Суда предстала перед мысленным взором слушателей, когда Господь начал говорить о Своём Втором и Славном пришествии с сонмом Святых Ангелов.

Господь Царь Славы сядет на престоле и соберутся пред Ним все народы земные. Мёртвые воскреснут и предстанут пред Судом Божиим. И отделит Господь добрых от злых, как пастух отделяет овец от козлов: добрых поставит Он по правую сторону, а злых - по левую.

Праведники, стоящие по правую сторону, услышат голос Царя: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его: «Господи! Когда мы видели Тебя и помогли Тебе?» И Судия ответит им: «Когда в вашей жизни вы делали это одному из людей, меньших братьев Моих, то делали это Мне».

И праведники пойдут в жизнь вечную, а стоящие слева, то есть не делавшие добрых дел ближним, пойдут в муку вечную.

Эти слова Спасителя призывают нас любить Бога и ближнего. Но любить надо не на словах, а подтверждать свою любовь делом и всей жизнью. Только такая любовь поможет нам стать одесную Царя Славы и войти в Царствие Небесное.

Однажды старец Нифонт помолившись вечером к Богу, лёг почить как обычно на камнях. Была полночь и не спалось ему. Смотря на небо и звёзды, на чистый свет луны, стал он думать о грехах своих и о приближающемся дне Суда Господня. Внезапно небо начало сворачиваться как свиток и взору его явился Иисус Христос, стоящий в Силе и Славе всего войска Небесного: ангелов, архангелов, воинств страшных в силе своей, разделенные на полки и подчиняющиеся его Стратигам.

Иисус сделал знак одному из Стратигов и сказал:

"Михаил. Михаил хранитель завещания, возьми с войском своим Трон Моей Славы и поставь его в долине Иосафат, и там его установишь в месте моего Первого пришествия. Потому что приближается время получить каждому по делам его.

Сделай быстро это, потому что подходит время Мне судить тех, кто поклонялся идолам и не принял меня как своего Создателя.

Потому как полюбили камни и дерево, которые Я им дал для их нужд использовать. Все они рассыпятся как горшки глиняные.

В том числе и еретики, которые Меня разделяли от Отца Моего, которые осмелились говорить об Утешителе Души как о создании. Горе им, теперь ад их ожидает.

Сейчас покажу иудеев которые меня распяли и не верили в Мою Божественность. Мне дана вся Сила и Власть. Я Судия Правый и Честный.

Тогда, когда распяли меня на Кресте, смеялись и говорили: других спасал, пусть спасёт Себя Самого. Сейчас я имею возмездие и воздам его.

Я буду судить этот развращенный род и семя, и проверю и накажу, потому что не раскаивались, когда Я им посылал возможность. Я им давал возможности раскаяться, а они гордились. Теперь Я исполню возмездие.

Так же воздам содомитам, которые своими делами заполнили землю и воздух своей вонью. Тогда их сжёг и сейчас сожгу, потому как не захотели Благодати Святого Духа, а хотели благ духа дьявольского.

Накажу всех монахов, которые не остались в послушании и вошли во тьму, как дикие развязанные жеребцы. Не сберегали себя в своем венчании и постриге, а свернули бессмысленные в блуд, который им ловушкой был от дьявола, связал их этим и бросил в глубину ада. Не слышали о боязни попасть в руки на осуждение Бога Живаго? Не слышали о наказании, которое применю к таким? Призывал Я их раскаяться и не раскаялись.

Осужу всех воров, которые своими делами и до убийств доходили. Я им дарил возможность измениться, но они не придавали этому никакого значения. Где их правые дела? Показал я им сына блудного, как пример, чтоб не теряли надежды, но они на Мои законы не смотрели и от Меня отреклись. И повернулись к греху и пошли к нему. Что же пускай идут в огонь вечный, который сами и разожгли.

Но и всех, кто злопамятствовал, и их предам мукам, которые заслужили, потому что не хотели мира Моего, но оставались в жизни сердящимися, жёлчными и злыми.

Завистников за златом и дающих деньги в рост, над богатствами молящихся - уничтожу и брошу на них весь гнев Мой, потому что надежду имели на золото и Меня знать не хотели, словно не знали Моей заботы о них.

И тех лжехристиан, которые доказывали, что Воскресения из мёртвых нет, а происходит реинкарнация - их расплавлю в огне геенны как свечи; тогда и поверят в Воскресение.

Отравители, маги и все похожии с ними будут мучимы беспощадно.

Горе тем, кто упивается и играет на гитарах, предаваясь невменяемому веселию, танцуя мерзко и думая хитро. Я их звал, но не слышали Меня и жаловались на Меня. Теперь червь да съест им сердца их. Всем даровал милость и раскаяния, но никто не придал значения.

Вгоню в мрак всех тех, кто не считался со Святыми Писаниями, писанными через Святых Духом Святым.

Сужу и тех, кто занимается предприятиями дьявольских войн и имеет надежды на мечи их, щиты их, копья их и прочее. Тогда узнают, что надежда только на Бога быть должна, а не на создания Его. Испугаются и оправдаться захотят, но не смогут, потому что Я Судья, и Я воздаю.

Осужу всех царей и владык, которые меня огорчали своими бесправиями. Правя нечестно и в ущерб народам, судя нечестно и гордо, в ущерб людям и за это бравшие взятки. Моя же власть неподкупна. За неправду их подлежат исчезновению. Тогда поймут как страшен Я и забираю власть владык. Тогда поймут, что Я страшнейший из всех царей земли. Горе им, ад их ожидает!!! Потому что со скрежетом зубов проливали невинную кровь, кровь детей своих и дочерей своих!!!

Но какому гневу подвергну тех, кто от меня плату принимая за труды, не был истинным пастырем? Которые разоряли Мой виноградник и разгоняли Моих овец? Кто пас золото и серебро, а не души; и требовал подаяний из выгоды? Каково наказание будет им? Насколько страшно будет наказание? Изолью Мой гнев на них со всею силою Моею, уничтожу их! Овец и телят мечтали иметь в стадах своих, а о Моих овцах не думали, не интересовались ими. Накажу Моим посохом и Моим кнутом биты будете за ваши грехи.

Но и священников, смеющихся и чувствующих в Моих церквах как в доме своём - как их накажу? Отправлю их в огонь вечный и в тартар.

Пришёл и иду - есть ли у кого смелость встретиться со Мною? Но горе тому, кто имеет сущность грешную и попадёт мне в руки!!! Потому что каждый предстанет передо Мною гол и наг. Сможет ли тогда нагло предстать предо Мною? Сможете ли смотреть Мне в лицо? В каком благообразии предстанут пред Моим Вседержимым могуществом?

Буду судить также всех монахов, которые не исполняли обетов данных Богу и отступившим от них; винных пред Ангелами и Людьми. Одно клявшихся делать, другое делавших? С высоты облаков сброшу их в бездну!!! Не хватало им своих беззаконий, но притягивали и других. Лучше бы было для них не отрекаться мира, чем отрекшись жить в злобе и блуде.

Я СУДИЯ. Я воздам всем кто не хотел раскаяться. Я буду их судить ибо Я Судия Праведный."

Слова эти Христа разносились как гром среди всего войска Сил Христовых. После этого приказал Господь принести Ему СЕМЬ ВЕКОВ жизни людской. И снова Михаил архангел исполнил этот приказ. Из дома Завета принёс он их. Это были огромные книги. Потом встал он поотдаль, наблюдая как Господь листает историю веков.

"Отец, Сын и Святой Дух Един Бог в Трёх лицах. От Отца родился Сын и Создатель Веков. Потому что Словом Отца, Сыном созданы Века; созданы невидимые Силы. Установлены Небеса. Земля. Земные стихии. Моря. Реки и вся обитающая в Них.

Образ невидимого Бога - это первый человек Адам с женою его Евой. Адаму дано было указание от Вседержителя Бога всего видимого и невидимого создания. Был дан один Закон, который должен был быть исполнен всеми силами для безопасности самих же людей; должен был быть исполнен этот Закон в точности, для того, чтобы они помнили о Своём Создателе, и о том что ОН всегда вверху над ними."

"Нарушение закона образом от лика Божиего произошло от невнимания и необдуманности поступка этого и от обмана хитрого, в который он введен был. Согрешил человек и изгнан был из рая. Праведное решение и приговор Бога. Не мог находится в Святом месте Божием нарушитель!!!"

"Каин напал на брата своего Авеля и убил его, по наущению дьявола. Должен сгореть в геене огненной, так как не раскаялся в этом грехе. А Авель достоин жизни вечной."

И так постепенно читал все книги Веков, пока не дошёл до конца - до Века Седьмого, прочтя:

"Начало Века Седьмого есть конец всех веков. Главным признаком этого века становится недоброта и жестокость, ложь и асплахния - (неплодность или не рождающие плодов добрых). Люди Седьмого века хитрые, убийцы с притворной любовью, порочны, легко впадающие в содомию и грехи её.

"Истинно этот Век Седьмой превзошёл в своём зле и нечестии и блуде все предыдущие!"

"Эллины и их идолы были повержены и разрушены в момент, когда Моё нетленное тело вешали на Крест и вбивали гвозди в Него."

Помолчал немного и снова направил взгляд в книгу:

"Двенадцать Владык Величайшего Царя, белоснежные как свет - взволновали Море, закрыли пасти зверям, просветили слепых, задушили духовных драконов, накормили голодных и сделали богатых нищими. Наловили как рыбаки отмерших душ множество, дав им жизнь снова. Велика им плата от Меня!!!

Я Любящий выбрал свидетелей борющихся для Моей Славы. И дружба их достала до Неба, и любовь их до трона Моего. И страсть их до сердца Моего и обожание их горячит Моё сердце. И Слава Моя и Царство Моё вместе с ними!!!"

Повернув голову ввысь прошептал:

"О красивейшая Моя и драгоценнейшая Невесто. Сколькие злодеи пытались тебя замучить и заразить!!! Но Ты не предала Меня - Жениха Твоего!!! Неисчисленные ереси тебе угрожали, но камень, на котором Ты установлена, не соскользнул. Потому что вратами адовыми да не одолеют тебя!!!"

Дальше стал читать о людях умерших и не омывших своих дел покаянием. И было их столько, как песчинок на берегу морском. О всех Он читал и недовольно качал головою Его и вздыхал с тяжестью и горечью. Неисчислимое множество ангелов замерло рядом с Ним, в благоговении, видя праведный гнев Судии. Дойдя взглядом до середины Века сказал:

"Этот Век наполнен вонью грехов от людских дел, которые лживы и вонючи: разложение, убийства, вражда, ненависть и злоба.

ХВАТИТ! ОСТАНОВЛЮ ЕГО в средине!!! Прекращу владычество греха!

И говоря эти гневные слова дал знак Архистратигу Михаилу произвести знак Суда. После чего, тот со своим войском, поднял трон Господень и удалились. После него удалился Гавриил со своим войском, поя псалмы и "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Вся и всей земли Слава Его!"

После этой величайшей клятвы возликовали небо и земля. За ними последовал третий Архистратиг Его - Рафаил с войском его, поя гимн "Ты есть Свят Господи Иисус Христос, во Славу Бога Отца. Аминь"

Наконец им последовало и четвёртое войско во главе с владыкой его, который был Бел и Блестящий как Свет и вид имел Сладчайший. И пели они гимн удаляясь "Бог Богов Господь прорёк и призвал землю с восхода Солнца до захода его. С Сиона Его Благость и Благолепие. Бог наш Видимый явился и Бог наш не промолчит! От Него огонь исходит и гроза вокруг Него бушует. Встаёт Бог судить землю и всё что на ней наследовали народы". Начальником над этим войском стоит Уриил.

Через некоторое время принесли пред Господа Крест Его прославленный. И светился он светом как молния, и распространял запах вокруг неописуемо сладкий. Сопровождали его два войска Доверия и Силы. Видение этого было очень великолепно и полно величием. Многочисленные Силы Ангельские гармонично пели псалмы: "Возвеличиваю Тебя Боже мой Царь мой, да святиться Имя Твое во веки. Аминь." И другие пели "Величаю Тебя Господи и подножие ног Твоих, Свят Ты! Аллилуйя. Аллилуйя, Аллилуйа!"

Затем снова дано было повеление Господа - приблизиться к нему Держащему Архистратигу Михаилу. В тот же час появился и один Ангел, держащий трубу огромную и громкую. Господь взяв в руки Его трубу, протрубил три раза и сказал три слова. Затем отдал её Михаилу и приказал ему:

"Приказываю тебе со всем Божиим войском твоим рассыпаться по всей земле, и на облаках собрать Мне всех святых Моих и с юга, и с севера, и с востока, и с запада. И собрать их здесь всех для приветствия со Мной, как только протрубит труба."

После этого всего бросил Праведный Судия взгляд на землю и увидел... Мрак, туман, горечь, печаль, горе и копоть. Ужасная тирания сатаны повсюду! С манией и чудовищно быстро дракон разрушает и сжигает всё вокруг, как траву, видя ангелов Господних, готовящих ему вечный огонь.

Только увидел Господь всё это, призвал тут же ангела, вида огненного, сурового и страшного, безжалостного, имевшим под началом его войско, следящее за огнём адовым и сказал ему:

"Возьми посох Мой, который связывает и разрушает, возьми с собой и неисчислимое войско ангелов твоих, самых страшных, несущих стражу над адом и всех в нём. Идите в Море мыслящее и найдите следы князя, правящего им (морем). Схватите его с силой крепко и бейте его Моим посохом безжалостно, пока не отдаст вам всех до последнего из войска его хитрых духов; и ввергните его в самые дальние и безплодные круги ада!!!

И после того как сие было приготовлено, даден был знак ангелу, держащему трубу - трубить сильно. В тот же час, внезапно произошла тишина, будто замерла вселенная. Страх и ужас объял Вселенную. Вся небесныя и земныя задрожали от страха. И тогда зазвучала третий раз труба и встревожил звук её весь мир. И мёртвые восстали в мгновение ока. Страшное видение.

Их было больше, чем песка в море. Одновременно как густой дождь спускались к земле ангелы для приготовления места для трона и провозглашали громогласно: "Свят Свят Свят Бог Саваоф и устрашения всему и всем на земле!" Стоял весь народ земной и смотрел со страхом и ужасом на власть Божественную, спускающуюся к земле. В это время, когда стоящие смотрели ввысь, началось неимоверно сильное землетрясение и гром и молнии. На равнине, приготовленной для Суда. И испугались ещё больше все.

Тогда твердь небесная начала сворачиваться как свиток и появился Честный Крест Господень, светящийся как солнце и излучающий дивные Божественные радуги вокруг. Держали его Ангелы перед Господом нашим Иисусом Христом и Судиёй всех народов и племён, Который приближался.

Ещё немного и стал слышен гимн неизвестный нам: "Евлогимэнос о эрхомэнос эн ономаты Кириу.Феос Кириос.критыс эксусиастыс.архон иринис". "Благословен грядый во имя Господне! Господь Бог Судия и Владыка, Начало мира!" Только заканчивается это громогласное славословие, появляется Судия на облаках сидящий на троне огненном и светом Его заливающий и небо и землю.

Все на земле и ангелы и воскресшие, и видящие всё это замерли... И внезапно воскресшие из мёртвых начали постепенно, то один, то другой как бы блистать и светиться. В тот же миг подхватывались они на облаках и неслись для встречи с Господом. Но всё же большинство осталось их внизу, никто их не подхватил. И были они охвачены печалью и скорбью, потому что не достойны они были подняться ввысь, и это было для них как яд и жёлчь в их душах. Упали все они на колени пред Господом и снова встали.

И воссел на приготовленный трон Судия Страшный и собралось вокруг Него войско Его небесное и объял всех страх и ужас! Все, кто был восхищен на облаках для ответа пред Богом были справа от Него. Остальные были поставлены слева от Судии.

Это были иудеи, вельможи, владыки, архиереи, иереи, цари, множество великое монахов и простых людей. Стояли посрамлённые, униженные и опечаленные своей неизвестностью. Лица их выражали печаль и муку, и вздыхали они громко и горестно. Все были в глубокой печали, и не видели чтобы пришло им утешение.

Все кто стоял справа от Господа, как бы были светящимися, как солнечным светом. Только это свечение отличалось тонами цвета на каждом из них. Одни имели цвет бронзовый, другие белый, третьи медный. Все они имели благочинный вид и отличались каждый славой своею. Было от них свечение как от молнии. И да простит меня Господь - все в славе их были похожи на Него.

Господь, повернув голову Свою, посмотрел в каждую сторону. Смотря направо взгляд Его выразил довольство и улыбнулся Он. Но когда посмотрел налево - вознегодовал и разгневался, и отвернул от них лицо Свое.

"Прийдите благословенные Отца Моего и наследуйте приготовленное Вам царство с начала сотворения мира. Голодал Я и вы накормили меня. Хотел Я пить и вы напоили Меня, странник был Я, и вы мне дали приют. Наг Я был, и вы дали мне одежду. Был Я болен, и вы проведали меня. Был Я в заключении, и вы пришли ко мне".

Удивились они и ответили:

"Господи никогда мы не видели Тебя голодным и не накормили Тебя. Никогда мы не видели Тебя мучимым жаждою, и не поили Тебя. Никогда мы не видели Тебя странником, и не приютили Тебя. Никогда мы не видели Тебя нагим, и не дали Тебе одежду. Никогда мы не видели Тебя в болезни, и не посетили Тебя. Никогда мы не видели Тебя в заключении, и не приходили к Тебе."

Ответил Он:

"Аминь говорю Я. Как однажды сие вы сделали братиям Моим меньшим, то Мне вы это сделали."

Повернув голову к изгоняемым, грозно и с омерзением произнёс:

"Уйдите от Меня вы в вечный огонь, уготованный дьяволу и ангелам его. Был Я голоден и не накормили вы Меня. Жаждал Я и не напоили вы Меня. Странник был Я и не приютили вы Меня. Наг Я был и не одели вы Меня. Болен был Я и не посетили вы Меня. В заключении был Я и не пришли вы ко Мне."

И спросили те удивлённо:

"Господи когда мы видели Тебя в заключении и не пришли к Тебе"

И ответил Он:

"Аминь, говорю Я. Раз не сделали вы этого для братьев Моих меньших, то и Мне не сделали. Пропадите долой с глаз Моих, проклятие земли. В тартар - там где скрежет зубов слышен. И мучение и горе вам будут безконечные."

Лишь только принял это решение истёк с восхода огромный огненный поток, который бурно тёк на запад, был он так широк как море. И грешники с левой стороны от Господа бывшие, начали дрожать испугавшись, и увидев, что надежды к спасению у них нет. Но Праведный Судия приказал всем - и верным ему и неверным - войти в поток огненный, для испытания огнём.

Первыми в поток вступили, бывшие от Него справа. И вышли из него блестящими как переплавленное золото. И дела их не сгорели, но показали светлость и посвещение. И за это они удостоились объятий Господа. После них пришли к потоку изгнанные и вошли в поток для испытания делами их. Но так как были грешны, то огонь стал их жечь, и поток их втягивал в себя. И дела их сгорели как солома, а тела их нет, но остались гореть на годы и на века нескончаемые вместе с дьяволом и демонами его. И не смог из них выйти никто из этого огненного потока. И стали заложниками в огне, потому что заслужили этого осуждения и наказания.

Как только ад забрал грешников, встал и праведный Судия с трона Его в окружении ангелов, пребывающих в благоговейном страхе пред Ним и поя псалмы: "Поднимите врата верхи ваши, и поднимитесь двери вечные, и войдёт Царь славы! Господь Бог. Бог Богов вместе с Ним все святые его, насладятся вечным наследием".

И другое воинство подпевало в продолжение: "Благословен идущий во имя Господне, со всеми кто удостоился милости называться сынами Его. Господь Бог с сынами Нового Сиона явились с Ним." И Архангелы приветствуя новых жителей, удалялись во все стороны, поя: "Придите в объятия Божии неизменившие Богу нашему Спасителю. Приходяшие и исповедавшие Его в псалмопениях неизменно". И следующее воинство воспевало: "Бог Великий Господь и Царь Великий и воссел на земле и крепко держит в руке Его всю землю, и всё её окружающее".

Это и другое пение слушали все находящиеся с Иисусом Христом, направляясь к Небесной Палате Господней, и сердца всех святых дрожали от радости. И сразу же закрылись за ними врата дома брачного.

И тут же призвал Царь Небесный своих верховных Архангелов. И явились к Нему Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. И начальствующие над их воинствами.

И за ними пришли Двенадцать светочей Мира - Апостолы. И дал им Господь Славу блестящую и двенадцать тронов, чтоб сели они поблизости с их учителем Христом в огромном почёте. И вид они имели блистающий и неописуемый. Светом вечным блистали одежды их. Были они величественны и прозрачны как жемчуг, что даже Архангелы на них смотрели в восхищении. В конце дал им двенадцать хрустальных венцов, украшенных драгоценными камнями, которые блестели ослепительно, когда держали их над их головами славные ангелы.

После этого пришли к трону Царскому 70 апостолов. Получили и они заслуженные почести и награды. Только их венцы были более блистательными и чудесными.

Теперь пришёл черёд мучеников. Они приняли славу и место в великом воинстве ангелов, став на место сброшенного с небес воинства вместе с Денницей. Стали мученики ангелами и начальствующими над воинствами небесными. И принесли им тут же венцы и возложили им на головы их святые. Как блистает солнце, так заблестали и они. И так святые мученики в божественной славе, безмерно радовались и обнимали друг друга.

Потом внесли божественный трон иерархов, священников, дьяконов и других церковнослужителей и увенчаны были и они венцами неувядающими и вечными, соответствующими их рвению и терпению в духовном подвиге их. Каждый венок был отличен от другого во славе. Так как отличны звёзды одна от другой. Так стали священники и дьяконы более блистательны, чем другие иерархи. Дано им было также каждому и по храму, для приношения духовной жертвы Господу и святейшего благодарения Ему.

Затем вошло святое собрание пророков. Дал им Господь благовоние благовоний - псалтырь Давида и гусли, и тимпаны, и танца свет, рассветный блистающий, невыразимое объятие любовью и славословие Святого Духа. Тогда попросил их Владыка Небесной Палаты спеть псалмы. И начали они исполнять такую мелодию от которой все остальные умилились и наполнились благодатью. Получив свои дары от Спасителя, остались в ожидании награждения последующих. И были те награды такими, что никогда глаз людской таких не видел, и ухо людское не слышало, и на сердце человекам не приходило.

Тут вошло собрание множественное людей спасшихся в миру: бедные и владыки, цари и частники, рабы и свободные. И стали пред Господом, и Он их разделил на милостивых и жалостливых, на непорочных. И дал им Рая Эдэмского - палаты небесные и светлые, венцы богатые и великолепные, освящение и объятия, троны и скипетры и ангелов для услужения им.

Потом вошли те, кто во имя Христа стали "нищими духом" и были возвышены необычайно. Рукою Своею Господь дал им необычайной красоты венцы и наследовали они Царство небесное.

Затем сокрушающиеся от грехов своих получили от Святой Троицы огромнейшее утешение.

Затем праведные и незлые наследовали небесную землю, где течёт сладчайшее и прекраснейшее благоухание Духа Божиего. И они испытали неведомое наслаждение и удовольствие от того, что давала им святая эта земля. И венцы их излучали свет персиковый как бы предрассветный.

Затем вошли те кто "жаждал духовной истины и справедливости". Им воздана была честь правды и истины, как плата за их поиски справедливости. И самой огромной наградой им было видеть Возвышенного Господа Иисуса Христа, прославляемого и благословляемого всеми и вся, святыми и ангелами.

И затем вошли "гонимые за справедливость". И им была воздана честь и дана жизнь чудодейственная, и слава от Бога. И для них были установлены неописуемые троны, чтоб сидели они в Царствии Небесном. И даны были им венцы, как переплавленное серебро с золотом, неземной имеющие свет, чтобы видя этот их свет радовались и ангелы.

Затем после них вошло неисчислимое число язычников (здесь хочу добавить от себя что во всех первоисточ.греч. это слово имеет смысл нации и народы), которые не знали закона данного Христом, но сами по себе, имеющие в себе добро и правду совести. Многие из них были как солнца от чистоты и наивности их. Господь подарил им Рай беззаботный, венцы, отливающие стальным цветом и украшенные лилиями и розами. Но из-за того что не были они крещеными, были они слепы. Они не видели славы Господа, потому что крещение это есть свет и око души. Поэтому тот, кто не получил крещения, но работал не уставая и совершал благое, получает радости рая и все его блага, наслаждаться его благовонием и сладостью, но не может видеть всего его великолепия.

Затем вошло, увидел Жених, целое воинство святое - те, кто был детьми христиан. Все они выглядели примерно тридцати лет. Посмотрел на них с радостью во взоре Христос и сказал:

"О хитон нерукотворный крещения. Но дел не вижу. Что делать мне с вами?"

И ответили они ему храбро: "Господи, лишены мы были на земле Твоих благ, так не откажи нам в них теперь, когда мы приблизились к Тебе"

И улыбнулся Христос снова и одарил их небесными благами. Получили они свои венцы целомудрия за своё незлобие и во всех делах; все воинства святых и ангелов восхищённо на них смотрели. Чудом было это - видеть все эти воинства святых ангелов, торжественно поющих сладкие гимны, восхищённых этими действами Господа.

Затем смотрит Жених - приближается к Нему, освещённая великолепным Божественным светом Невеста, распространяя вокруг себя по всей Палате благовония небесного божественного миро. И на красивейшей голове Её сиял несравненный царский венец, излучающий свет. И ангелы ослеплены были красою Её, и святые замерли от благоговейного вида Её. Благодать Святого Духа держалась над Нею как диадема.

Входила Она в божественный чертог в неисчислимом множестве девственниц, поющих непрерывно гимны и славящих и хвалящих Бога. Когда приблизилась Великая Царица к Жениху вместе с Её окружением из святых девственниц, поклонилась трижды Ему. Тогда Великий Призывающий, поражённый красотою Её, склонил голову пред Великою Его Матерью, отдавая Ей часть и славу.

Она приблизилась к Нему с благоговением огромнейшим и благодатью и обнялись Они, бессмертным и неумирающим поцелуем приложилась Она к руке Его. После поцелуя сего божественного одарил Господь всех дев блистательными платьями и многоцветными сверхсветлыми венцами. И сразу же приблизились к Ним все духовные Силы, поющие гимны и славящие и освящающие ЕЁ.

Тогда встал с трона своего Жених, и с Матерью Его справа, и с Величайшим Предтечей Чудодействующим слева, направился к выходу из чертога брачного в сторону Палаты Божией, в которой находились дары несметные, которых никогда не видело око человеческое, о которых никогда не слыхало ухо людское, и на сердце человеческое не приходившие мысли о них никогда. Лишь только увидели все из Его окружения эти дары, исполнились благодатью и стали праздновать и радоваться.

Но не мог всей той радости, которой были исполнены все любящие Бога, старец Нифон описать. И сколько не просили его об этом, он отвечал: "Не могу дети мои я описать это всё, потому что нет таких слов человеческих и чувств, которыми можно было описать это действие, происходящее рядом со Спасителем."

Ну вот.

"Когда разделил между всеми своими святыми те дары, неописуемые и невиданные, призвал к Себе Херувимов, чтобы окружили трон Его. Затем сказал, чтобы их окружили их Серафимы. За ними Силы Держащих троны. Начальные Держащих и Силы небесные, и Силы Сил небесных. Чтобы стали, как стена стену окружающая.

Справа от Палаты веков, в большом благочинстве стал Михаил и воинство его. Слева стал Гавриил и воинство его. На западе стал Уриил и воинство его. И Рафаил с воинством его стал на востоке. И такое множественное и великое было это воинство. И опоясали они Палату Божию чудесную, как великим сиянием. И всё это было исполнено по заповеди Господней Великого Бога и Спасителя всех святых."

Но самое величайшее откровение было дано святому Нифону в конце.

САМ Великий Отец единородного Его Сына, Родитель, Свет Невиданный и Нескрытый засветил внезапно вместе с Сыном и Святым Духом сверху над этой необъемлемой Палатой и Силами окружавшими её. Осветил эту чистейшую Палату со всеми Силами её так, как освещает Солнце всю землю. Так осветил всё и всех Отец Милосердия.

И так же как губка впитывает в себя вино и удерживает его, так же все святые впитали в себя наполнились несказанным трёхсолнечным Божественным Светом и так царствовали непрерывно во веки. С этого часа не существует для всех их ни дня, ни ночи. Только есть Бог Отец и Сын и Святой Дух - нежность немерцающей жизни, наслаждение и удовольствие.

Затем произошло глубокое молчание.

И после него первое воинство, окружавшее Палату на веки вечные, многогласно исполнило несказанное благословие и славословие, и сердца святых затрепетали от невиданной радости и полноты. От первого воинства славословия перешли ко второму воинству Серафимов. И начали они славословие неописуемое и неизведанное. Как мёд выливалось оно для слуха святых, и радовались они неописуемо всеми чувствами их.

Глаза их видели невиданный свет. И запах впитывали они в себя божественный. Уши их слышали гимны вечных божественных сил. И уста их испробовали Тело и Кровь Господа Иисуса Христа новое в Царствие Небесном. Их руки поднялись вверх, в благодарности за дары эти, и ноги их исполняли танец. Так всеми чувствами они испытывали и наполнялись невыразимой радостью. Итак переходили гимны от одного воинства к другому по семи кругам. И исполнили псалмы четыре колоны Божии - четыре столпа Его - Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил.

Слышал ли кто из нас совершенную гармонию? И были их гимны и устрашающими и громогласными. Так гимны слышны были внутри Палаты, и снаружи. Песни священные!!! Они зажигали сердца святых восторженной любовью в нескончаемых веках."


Когда всё это видел святой в большом экстазе, он услышал голос Бога к нему: "Нифонт, Нифонт, красиво было твоё пророческое видение!!! Всё, что видел и слышал ты напиши в малейших подробностях, потому что именно так всё произойдёт!!!

Я тебе это всё показал, потому что ты верный мой друг, любимое дитя, и наследник Моего Царствия. Будь уверен, сейчас Я посчитал тебя достойным быть свидетелем этих Святых Таинств. Потому что Я слежу за всеми правыми и мирными, которые дрожат при слове Моём". (имеются ввиду соблюдающие закон Господень)

Сказал сие, освободил Господь Нифонта от страшного и многочудного видения, в котором он пробыл две недели в духе. Когда пришёл в себя Нифонт, сидел в печали, задумчивости и огромном раскаянии. Слёзы его текли рекою и проговорил он:

"Невероятно. Как мне блудному досталась такая милость. Чего ожидает жалкую мою душу? Как смогу я там находится, грешник! Как я смогу извиниться пред Судьёю! Где упрячу я грехи свои? Ах, мирской и несчастный. Не вздыхаю и слёз не лью за грехи мои!!! Расскаяния не имею!!! Благотворительности не делаю, милостыню не подаю!!! Молитву не вершу!!! Любви нет во мне!!! Доброта и святость стоят от меня далеко!!! Стыд мне наказания заслуживаю я, а не награды!!!

Что делать мне бедному и немощному? Куда мне деться, что мне делать, чтоб спасти душу мою? В каком положении мы окажемся там грешники!!! И как сможем дать ответ за наши дела земные пред Судьёй!!! Куда спрячу такое множество грехов моих? Ах мирской и несчастный!!! Не знаю что же делать мне!!!

Глаза мои видят только позор мой и лицо моё в стыде!!! Ушами моими слушаю демонические песни!!! Носом моим вдыхаю земные ласкающие запахи!!! Рот мой набиваю многоядениями. Горе мне горе!!! Руки мои держатся за греховное!!! Тело моё катается только о болоте греха и безделия желает только лежания в кровати и объедания!!! Ох, беззаконник и помраченный и разрушенный!!! Куда мне бежать!!! Кто спасёт меня от тьмы внутренней тартара!!! Кто избавит меня от скрежета зубов? Горе мне!!!

Брезгую собою мерзким и гадким!!! Лучше бы было мне не рождаться!!! Ах, какой Славы могу лишиться, тёмный!!! Какая плата, какие венцы, сколько радости, веселия потеряю, потому что подчинился греху!!! Бедная душа!!! Куда пойдёшь? Что изберёшь? Где твоя борьба где твои достоинства?

Горе тебе грешной и несчастной! Где место тебе будет в тот день? Сделала ли ты что-нибудь хорошее, чтоб понравилось это Богу? Закопчённая в печи. Как выдержишь это? "Горе горе горе" в тяжкие времена, для живущих на земле!!! Ах, несчастная и грязная, хотевшая только кататься в гниении, безостановочно работавшая на желудок свой!!! Беззаконная и погрязшая в грехах! Какой стыд тебе пытаться даже посмотреть на Иисуса!!! Какими глазами отразишь свет глаз Богочеловека? Этот нежный взгляд! Скажи, скажи мне!

Видел же ты все те чудеса Господни, которые он произведёт! Скажи мне душа моя, имеешь ли дела достойные для Славы той? Как прийдёшь туда, если загрязняешь крещение от Бога? Горе тебе тогда, заражённая моя душа!!! Предстоит тебе вечный огонь, и где тогда будут грех и отец его, спасающие тебя? Господи Господи мой! Спаси меня от огня, от скрежета зубов и от тартара!!!"

Этими словами молился с тех пор святой. В некоторые дни видели его проходящим, тянущим ноги еле-еле и горько вздыхающим и печалящимся со слезами. Сопоставляя всё с увиденным в видении, сделал он всё что смог для нас своей молитвой, чтобы заслужить обещанное ему.

Часто-часто, когда снова он погружался в воспоминания виденного, видели его другие не в себе. Горел от явления Святого Духа светом светлым и вздыхал, приговаривая "Господи помоги и спаси мою помраченную душу"

Перевод с греческого сделала раба Божия Виктория

https://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4635/

  • митр.
  • свщ. Артемий Владимиров
  • схиархим.
  • мит. Иларион (Алфеев)
  • прот.
  • Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся (), и каждому будет определена вечная участь по его делам (, ), словам () и помышлениям.

    Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная . Тогда мы увидим, сколько раз Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к и . Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.

    В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Каждый из нас в течении жизни духовно определяется по отношению к Богу.

    Почему Страшный Суд называется Страшным?

    Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным ().

    Этот День называется также и Днём гнева Божия (). Стало быть, название «Страшный» закрепилось за будущим Судом не потому, что Господь предстанет перед очевидцами в каком-то нарочито грозном виде. Он предстанет перед взором собравшихся в блеске Своей славы и величия, как Могущественный и Справедливый Судья. Это, конечно, вызовет у окружающих страх, у кого-то - благоговейный, а у кого-то - сильнейшую оторопь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ().

    Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.

    Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.

    В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?

    Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?

    Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.
    прп.


    СТРАШНЫЙ СУД БОЖИЙ
    ВИДЕНИЕ ГРИГОРИЯ, УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ НОВОГО ЦАРЕГРАДСКОГО
    «Благословенные, возлюбленные мои. Никто да не остается в неверии , будто бы сказанное о Суде - одни пустые слова. Напротив того, в точности и несомненно, будем все верить Господу, по Божественным Писаниям, что есть Воскресение мертвых, и Суд, и воздаяние за добрые и худые дела. Презрев все временное и пренебрегши оным, озаботимся, как предстать и дать ответ пред страшным Судилищем в этот страшный и трепетный час; ибо этот час многослезный, многоболезненный, многоскорбный, подвергающий оценке целую жизнь.

    О сем страшном дне и часе предрекали святые Пророки и Апостолы; о сем дне и часе Божественное Писание, от концов до концов вселенной, в церквах и на всяком месте вопиет, и всем свидетельствует, и всех умоляет, говоря: смотрите, братия, внимайте, трезвитесь, милосердствуйте, будьте готовы - яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Мф. 25,13).
    ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН

    ВИДЕНИЕ ГРИГОРИЯ, УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ НОВОГО ЦАРЕГРАДСКОГО
    Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

    Однажды, когда я сидел в келлии моей и сокрушался о согрешениях моих, пришла мне мысль и сильно стала занимать мой ум. Мне думалось, что глубока и искренна вера иудеев, так как Авраам друг Божий называется в Писании, и Исаак праведен пред Богом, Иаков - отец двенадцати патриархов, и Моисей - великий угодник Божий. Знамениями и чудесами поразил египтян. Как же не искренна вера иудеев, если они получили Закон Божий на горе Синайской в десятословии, научились разделять добро и зло, если Бог через Моисея разделил Чермное море израильтянам и вывел из рабства египетского, манной в пустыне питал их?

    Я прочие книги Ветхого Завета прочитал и, долго боровшись с этими мыслями, наконец, пришел сам в себя. Зачем попусту заниматься суетными помыслами, ведь есть у меня отец духовный, исполненный духовного дарования. Пойду и открою свою мысль ему, и он рассудит о сем. Ведь мне хорошо известно, что исповедующий мысли свои отцу духовному принимает облегчение от борющего его помышления. А кто скрывает помыслы в сердце , тот таит в себе змия и не Христов, но антихристов.

    Встал и пошел к отцу моему Василию.

    В тот день были назначены конские бега, и по этому случаю собрался народ со всего города на ипподром. А я уже много лет не ходил на это развлечение, памятуя грозное слово Иоанна Златоуста. И вот, когда подошел к собравшемуся народу на месте Диоптим, то пришла мне мысль посмотреть, был ли первый бег коней. Увлекшись такою мыслию, я остановился и посмотрел бегущих лошадей.

    Когда пришел к Преподобному отцу нашему Василию, то нашел его в молчальной келлии, стоящего на молитве. Вошел я к нему сделавши обычный поклон. Он же благословил меня, и, помолившись со мною, строго сказал мне: «Вот, пришел ко мне человек, который, прочитав книги Ветхого Завета, восхвалять начал иудеев, говоря - глубока и искренна вера иудеев; не разумея Писания - истинного смысла его. Оставил плач о грехах и размышление о смерти, и о Страшном Суде Христовом. И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди своим легкомыслием радость диаволу доставляют. Поэтому диавол тебе внушил такие мысли и дважды тебя низложил!»

    Услышав такое обличение себе от богомудрого старца Василия, я мысленно поклялся никогда не посещать сего диавольского зрелища.

    Святый продолжал: «Скажи мне, почему ты думаешь, что хороша и истинна вера иудеев?»

    Я же затруднялся дать соответствующий ответ. И еще сказал мне святый Василий, что значат слова, сказанные Господом во Святом Евангелии: кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

    - «Видишь из сих слов, что нет пользы верующим в Отца, Сына же отвергшимся.

    И еще сказал Господь к иудеям: Не познали ни Отца, ни Меня. Если они Его видели на сонмищах учившим их и многочисленные чудеса совершающим и не признали Сыном Божиим, а Отца Небесного, Его же никогда не видели, как могут хорошо познать?

    Говорил Иисус иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. И еще говорил: Се, оставляется вам дом ваш пуст.

    Видишь ли, что Бог их окончательно отверг и рассеял по всей земле, между всеми народами, и самое имя их сделал ненавистным среди народов Вселенной.

    И опять говорил Господь: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха... а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего.

    Точно также о смоковнице сказал Господь во Святом Евангелии, когда взалкал и подошел к ней и не нашел плода на ней, предав ее проклятию, сказал: Да не будет же впредь от тебя плода вовек. Под смоковницею разумеется народ еврейский.

    Пришел Сын Божий, алчущий правды, и не нашел в народе еврейском плода праведности. Хотя этот народ и прикрывался Законом Божиим , данным через Моисея, но плодов праведности не приносил, - за что подвергся проклятию и отвержению. Прежде пришествия Христова вера евреев была действительно права и хороша и Закон свят. Когда же пришел в мир Христос - Сын Божий, Которого евреи не приняли и беззаконно на Кресте распяли, то вера их в Бога отвергнута, и народ предан проклятию.

    Вместо Ветхого Завета Бог заключил Новый Завет, не с иудеями, как прежде, а в лице верующих в Сына Божия со всеми племенами земными.

    Иудеи же, не принявшие Сына Божия, ожидают лжемессию - антихриста. В доказательство сего пред кончиною пророку Моисею Бог сказал: Вот ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов... и оставит Меня, и нарушит Завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него... и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби.

    Через пророка Исайю Бог говорил: Отвергну жезл Мой великий, то есть

    Закон, данный евреям через Моисея, и разорю их разорением великим, отвергну их до конца и не обращуся к ним.

    Вот видишь, чадо Григорие, как отвергнуты они от Бога, и Закон их уже не имеет пред Богом никакого значения. После пришествия Христова не было у евреев ни одного пророка или праведника. Пророк Давид говорил: Отринуты они - уже более не восстанут. И еще говорил: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

    Воскресе Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, в третий день от мертвых, а после сорока дней вознесся на Небо и воссел человеческим естеством одесную Бога Отца. В Пятидесятый день после Воскресения Своего ниспослал на Своих учеников и Апостолов Святаго Духа; когда они разошлись по всей Вселенной, проповедывать слово Божие, постиг евреев праведный Суд Божий. Иерусалим был разрушен до основания, потом все евреи по всем разогнаны странам Вселенной. И всем народам ненавистен этот отверженный род иудейский, богоубийцы.

    Святой Иоанн Богослов в Откровении говорит о них, что иудеи уже не сонм Израилев и сыны Божии, и не народ святой, - но народ проклятый, и непотребный, и отверженный - сонмище сатанинское. Когда они в субботу собираются в синагогу, то нет Господа среди них, но сатана среди них радуется и веселится о их гибели , что они отвергли Сына Божия. Сделались виновниками в пролитии крови Сына Божия; заклеймили себя позорнейшим именем богоубийцы. Взял их сатана в наследство свое и запечатал их мерзким именем своим. Они сыны диавола, и удел лживый и мерзкий деятельности его, и часть антихристова. До отвержения ими Сына Божия, они сыны Царствия были. Ныне же изгнаны вон из вертограда Христова и вместо них введены все народы, верующие во Святую Троицу. Новый Израиль - народ христианский, сыны Нового Завета и наследники будущих, вечных небесных благ.

    Так и знай, чадо Григорие, если кто не верует, что Иисус Христос действительно Сын Божий, пришедый в мир, в мир - грешников спасти, тот человек проклят. Если же кто и верует во Святую Троицу, а не исповедует, что Христос воплотился от Пресвятой Девы Марии, и был совершенным Богом и совершенным человеком, и даровал нам Своим Крестом жизнь, Воскресение, и спасение, и примирение, и правосудие Отца Небесного, тот лишается благоволения Божия, подвергается осуждению, проклятию, вечному мучению вместе с иудеями и безбожниками», - сказал сие и замолчал.

    Я же стал умолять его, говоря: «Прошу тебя, святый Василий, помолись о мне Господу, да пошлет Он мне какое-нибудь знамение и утвердит этим мое маловерие».

    Он же сказал: «Многого ты, чадо Григорие, просишь от меня. Знай, что Господь не желает смерти грешника, но хочет всем спастися и уразуметь истину. Если с верою просишь, все тебе исполнит». - И отпустил меня с миром.
    ЧУДНОЕ ВИДЕНИЕ

    В первую ночь по возвращении моем от блаженного Василия, когда я после продолжительной и усердной молитвы почивал на одре своем, вижу, входит святый Василий, берет меня за руку и говорит: «Не говорил ли я тебе, что евреи прокляты Богом? Иди теперь со мной, и я покажу тебе веру каждого народа и какую цену она имеет пред Богом».

    И взял меня, и пошел на Восток, и облак светлый окутал нас и поднял на высоту небесную. И вот я увидел чудный, прекрасный мир. Много увидел и удивлялся красотою его. Внезапно нас облак опустил, и мы оказались на некоем пространном и дивном, красоты неземной поле. Земля этого поля была светла, как стекло или хрусталь чиста и прозрачна. И видны были с этого поля все концы Вселенной. Парили же по сему полю полки светлых и прекрасных огневидных юношей , сладкозвучно поющих песни Божественные и славословящих в Троице Единого Бога.

    Потом пришли мы на некоторое страшное место, светящееся огненным светом, и мне подумалось, что меня привели сжечь. Но это был не огнь, а свет, подобный огню. Среди этого света - множество крылатых юношей, одетых в белоснежные одежды. Они ходили и кадили невещественный жертвенник Божий.

    Вдруг мы оказались при высокой горе, на которую поднялись с великим трудом, и велел мне святый Василий смотреть к Востоку, и я увидел другое поле, весьма великое и блистающее, как золото на солнце. Когда я увидел это поле, то неизреченной радости исполнилось мое сердце. Еще посмотрев на Восток, я увидел город чудный, красоты неизреченной и весьма великий. Я восхищался много часов и стоял в изумлении, потом спросил я водившего меня: «Господин мой, скажи мне, что это за чудный город?» Он же сказал мне: «Это Иерусалим Небесный - город Царя Небесного. Нерукотворенный, столь обширный, как круг небесный построен». И спросил я: «Кому принадлежит сей город и кто живет в нем?» Он сказал: «Это город великого Царя, о котором чудесно предсказал Давид; создал его Господь наш Иисус Христос по окончании Своей земной жизни и после Своего чудесного Воскресения, а по Вознесении Своем на Небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам, и Апостолам, и тем, кто через проповедь их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем: В дому Отца Моего обители многи суть. Затем явился чудный юноша, спустился с высоты небесной на холм среди города сего дивного, говоря: «Вот Суд и Воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от праведного Судии наступит».

    И после слов сего юноши с высоты небесной огненный столп сошел, и раздался голос страшный, как тысяча тысяч громов. Это содетельная и всемогущая сила Божия, которая соберет всякое творение. И сошел после сего

    Начали по всей Вселенной собираться человеческие кости , и вся земля представляла из себя одно целое кладбище, наполненное сухих скелетов человеческих.

    После того спустился с высоты небесной дивной красоты юноша, держа золотую трубу в руке, и с ним двенадцать юношей. Каждый имел по золотой трубе. Когда же сошли на землю, то вострубил пред ними славный их Воевода грозно, и страшно, и могущественно. Глас трубы его слышен был по всей Вселенной, и вся земля, как лист на дереве, сотряслася. И вот сухие кости облеклись плотию, но жизни не было в них, и вторично вострубил славный и величественный Воевода и двенадцать юношей. Земля весьма вострепетала и всколебалась.

    И в тот же час сошли многочисленные воинства Ангелов, как песок морской. И каждый Ангел вел душу умершего человека, которого он при его временной жизни охранял, и каждая душа направлялась к своему телу. Все Ангелы вострубили в третий раз, и ужаснулось Небо и земля, и все вострепетало, как трепещет лист на дереве от сильного ветра. И все мертвые воскресли, соединились души с телами. Возраста все были равного, как старцы, так и младенцы. Восстал от мертвых праотец Адам с Евою, все патриархи, пророки, родоначальники со всеми племенами и коленами стояли по всему лицу земли в тесноте.

    Многие неверовавшие тайне Воскресения весьма дивились и ужасались: как это персть и пепел снова восстали, все сыны Адамовы целыми и живыми после долгого праха и тления.

    Неверующие в Сына Божия ужасались и трепетали, видя лица праведников сияющие, как звезды небесные, сообразно их святости и степени совершенства. По слову Апостола Павла, звезда от звезды различается славою. У некоторых праведников лица сияли как солнце в полдень, у других, как луна среди темной ночи, а у иных, как свет дневной. У всех праведников книги в руках молниеносного света. Там записаны все их добродетели, труды и подвиги, понесенные для очищения сердца от страстей, и надпись на челе каждого праведника, свидетельствующая о славе каждого. У некоторых написано: «пророк Господень», «Апостол Христов», «проповедник Божий», «мученик Христов», «Евангелист-исповедник», «нищий духом», «покаянием угодивший», «милостивый», «щедрый», «чистый сердцем», «изгнанный ради правды», «странноприимец Господень», «нищету и болезни перенесший», «пресвитер», «девственник», «положивший душу свою за друга своего», и другие многоразличные добродетели.

    Таким же образом было знамение и на лицах грешников. Некоторые из них имели лица мрачные , как темная ночь, у иных, как сажа, у других, гниющие струпья, у некоторых, как вонючая тина. У других лица покрыты гноем и кишат отвратительными червями, глаза горят злобными огнями.

    Грешники, видя славу праведников и свое непотребство и окаянство, в ужасе и страхе говорили друг другу:

    «Горе нам лютое, вот и пришел последний день Второго Пришествия Господня, о котором мы слышали много от праведников и евангелистов прежде кончины нашей. Но мы по легкомыслию не верили и всем сердцем предавались сластолюбию, любостяжанию и гордости житейской, смеялись, издевались над праведниками Святаго Евангелия. О, горе нам, безумным. Мы за минуту сладости греха, мимолетные удовольствия плоти лишились Славы Божией. Облеклись страхом вечным, стыдом. О, лютое горе нам, грешным, несчастным и омраченным. Господь предаст нас на вечную нестерпимую муку. О, горе нам, несчастным, только теперь мы узнали стыд и наготу нашу, открытую пред Небом и землей и пред лицем всех земнородных. Настал час - час истинной оценки добродетели и порока во временной жизни. Мы умели лгать, прикрывая грубые пороки личиной праведности, громко трубили пред собою о тех добродетелях и совершенствах, которых в душе не имели. Томясь жаждой сластолюбия и честолюбия, мы всякими лживыми путями стремились удовлетворить ненасытное сластолюбие и честолюбие и не останавливались ни пред какими злодеяниями и преступлениями. Явно и тайно проливали потоки невинной крови человеческой. И несмотря на все творимые ужасы и преступления, считали себя благодетельными.

    В этот день страшный Суда Божия, который мы дерзко, и безстыдно, и безстрашно отвергали и отрицали, откроется наша преступность, лицемерие. О, сколько мы загубили невинных детских душ, отравив их ядом неверия и безбожия. Мы были предводителями, и богоотступниками, и усердными слугами сатаны.

    О, горе нам, несчастным гордецам, мечтавшим все познать своим разумом и безумно отвергавшим высочайший разум Божий. О, как мы жестоко ошибались, издеваясь и смеясь над верой боголюбивых последователей Христовых. Мы в ослеплении служили диаволу, угождая похоти плоти.

    А служители Христовы злострадали, изнуряли свою плоть подвигами благочестия. Они здесь сияют, как солнце, а мы сгораем от вечного стыда и наготы. О, горе, горе нам, окаянным и несчастным. О, горе нам, вечное горе наследникам ада».

    Много других слов говорили безбожники, еретики, вольнодумцы, богоотступники, нераскаянные грешники, укоряя себя и проклиная день и час рождения своего, ожидая строгого и справедливого приговора от праведного Судии, в ужасе взирая друг на друга. Все они видели надписи на челах своих: «убийца», «прелюбодей», «блудник», «сквернитель», «вор», «чародей», «пияница», «мятежник», «святотатец», «кощунец», «хищник», «мужеложник», «скотоложник», «детогубец», «душегубец», «развратитель», «злопамятлив», «завистник», «клятвопреступнк», «скоморох», «смехотворец», «суровый», «гневливый», «немилостивый», «сребролюбец», «лихоимец», «неудержимо творивший всякий грех и беззакония», «наглый отрицатель Воскресения и жизни будущей», «еретик», «арианин», «македонянин», - и все не крестившиеся во Святую Троицу и после крещения согрешившие и не принесшие истинного покаяния, и от временной жизни отошедшие в вечность нравственно неисправленными.

    Все они в страшном ужасе взирали друг на друга и горько стонали, били себя по лицам и в безумии своем рвали волосы на своих головах, издавая страшный стон и проклятия. Евреи прежде Суда стояли как безумные и лишенные разума , многие говорили: «Кто Бог, кто Христос?.. Мы не знаем. Мы многим богам служили, и если они воскресли, то хорошо нам будет, так как мы старались во временной жизни добре угодить. А поэтому они должны почтить нас».

    После я увидел, как чины Сил Небесных сходили с высоты небесной и воспевали сладостно чудную песнь небесную, неся посреди себя Крест деревянный, сияющий светом славы небесной паче лучей солнечных. И принесши, поставили его на Престоле, уготованном для Праведного Суда.

    И виден был сей Крест всей Вселенной, и весьма удивлялись все народы необыкновенной красоте Креста Господня.

    Иудеи увидели, ужаснулись и вострепетали великим страхом и ужасом, зря знамение Распятого ими Христа. В отчаянии стали рвать волосы и били себя по лицам, говоря: «О, горе нам и беда великая, не доброе знамение видели. О, горе нам, окаянным. Это знамение Распятого нами Христа. Если Он придет судить, то горе нам. Много мы Ему причинили зла, не только Самому, но и верующим в Него». Так иудеи говорили и рыдали.

    Представление о том, что человек будет судим за свои поступки, присутствовало уже в Ветхом Завете: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл 11, 9).

    Однако именно в Новом Завете учение о посмертном воздаянии и о Страшном Суде раскрывается с наибольшей полнотой. Сам Христос неоднократно говорит ученикам о том, что Он придет во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф 16, 27; ср.: 25, 31). Беседуя с учениками на горе Елеонской незадолго до Своей крестной смерти, Христос рисует картину Страшного Суда, когда Он сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф 25, 31-33). Критерием, по которому праведники будут отделены от грешников, являются дела милосердия по отношению к ближним. На Страшном Суде люди, совершившие такие дела, услышат от Господа: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы. одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. В соответствии с тем же критерием грешники, не совершившие дел милосердия, будут отосланы в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25,35-41).

    Иисус многократно подчеркивает, что Он, а не Бог Отец, будет судить человечество на Страшном Суде: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин 5,22). Отец отдал Сыну власть производить суд, потому что Он есть Сын Человеческий (Ин 5,27). Именно Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян ю, 42). В то же время Христос говорит о Себе: Если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12,47-48).

    Господни разумевше заповеди, тако поживем: алчущия напитаим, жаж-дущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим, да речет и к нам хотяй судити всей земли: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие.

    Страшный Суд, согласно учению Христа, относится не только к эсхатологической реальности. Это подчеркивается в беседе Христа с Никодимом: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин з, 17-19). А в беседе с иудеями Христос говорит: Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин 5, 24).

    Таким образом, вера во Христа и исполнение Его слова уже здесь, в земной жизни, становятся залогом спасения человека, тогда как неверующий во Христа и отвергающий Евангелие уже здесь осуждается на погибель. Разделение на овец и козлов происходит именно на земле, когда одни люди выбирают свет, а другие тьму, одни следуют за Христом, другие отвергают Его, одни делают добрые дела, другие становятся на сторону зла. Разделение на овец и козлов не является следствием Божьего произвола: оно является следствием того нравственного выбора, который каждый человек делает сам за себя. Страшный Суд лишь подтвердит этот выбор, сделанный самим человеком. По словам Иоанна Златоуста, «в день Суда предстанут наши собственные мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку на том судилище не надо будет другого обвинителя».

    Как подчеркивает Златоуст, Христос пришел к людям «не судить и не истязать, а простить и отпустить согрешения их». Если бы Он, придя, воссел на судилище, у людей было бы некоторое основание избегать Его, но так как Он пришел с любовью и прощением, то они должны были бы поспешить к Нему с покаянием. Многие так и сделали. Но так как некоторые до такой степени закоснели во зле, что хотят оставаться в нем до последнего издыхания и никогда не желают отстать от него, то Христос и обличает таких людей. «Христианство требует и православного учения, и жизни доброй, но они, говорит Христос, боятся обратиться к нам — именно потому, что не хотят явить добрую жизнь».

    Согласно учению Православной Церкви, на Страшный Суд предстанут все без исключения люди — христиане и язычники, верующие и неверующие: «Пришествие Сына относится равно ко всем, и Он есть Судия и Разделитель верующих и неверующих, потому что верующие по своему желанию творят волю Его, и неверующие по своей же воле не приступают к Его учению».

    Уже в апостольских Посланиях присутствует мысль о том, что верующие во Христа будут судимы с особенной строгостью. По словам апостола Петра, время начаться суду с дома Божия (1 Пет 4,17), то есть с христианской Церкви. Именно к членам Церкви обращены грозные слова апостола Павла:

    ...Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня от-мщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет сулить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр 10, 26-31).

    Что же касается лиц, находящихся вне Церкви, то они, по учению апостола Павла, будут судимы в соответствии с законом совести, написанным в их сердцах (см.: Рим 2, 14-15). Речь идет о том естественном нравственном законе, который вложен в человека Богом и который называется совестью. По учению Иоанна Златоуста, «Бог сотворил человека с достаточными силами избирать добродетель и избегать зла»: разум и совесть помогают человеку делать правильный выбор. У ветхозаветных иудеев сверх разума и совести был еще закон Моисеев, у язычников же этого закона не было. Потому и удивительны добродетельные язычники, «что не имели нужды в законе, но обнаруживали все, свойственное закону, начертав в умах своих не буквы, а дела».

    Златоуст приходит к радикальному выводу: «Для спасения язычника, если он бывает исполнителем закона, ничего более не нужно». Эти слова не следует воспринимать как отрицание принципа, сформулированного еще Киприаном Карфагенским: «Вне Церкви нет спасения». Златоуст, как думается, не подвергает сомнению этот тезис. Термин «спасение», если его воспринимать как синоним обожения, вхождения в Царство Небесное и соединения со Христом, вряд ли применим по отношению к людям, находившимся вне христианства и Церкви. В то же время посмертная судьба добродетельного нехристианина будет отличаться от судьбы нехристианина, жившего в грехах и пороках. Нравственный критерий при оценке совершенных в жизни деяний будет применяться по отношению ко всем без исключения людям, с той только разницей, что иудеи будут судимы по закону Моисееву, христиане — по Евангелию, а язычники — по закону совести, написанному в их сердцах. (Отметим, что в словах Христа о Страшном Суде вероисповедный критерий вообще отсутствует: разделение на овец и козлищ происходит исключительно по нравственному критерию.)

    Согласно Священному Писанию, вместе с Христом судить человечество будут Его апостолы (см.: мф 19,28; Лк 22, 30) и святые (1 Кор 6,2). Судимы будут не только люди, но и Ангелы (см.: 1 Кор б, з), а именно те из них, которые отступили от Бога и превратились в демонов. Этих ангелов, не сохранивших свое достоинство, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд 1, 6).

    По учению Василия Великого, «мы будем судимы каждый в своем чине — и народ, и старейшины, и князья». Это учение развивает Симеон Новый Богослов, говоря о том, что на Страшном Суде каждому грешнику будет противопоставлен праведник из того же чина:грешным женщинам будут противопоставлены святые жены, нечестивым царям и властителям — благочестивые правители, грешным патриархам — патриархи святые, «которые были образами и подобиями истинного Бога не только на словах, но и на деле». Осуждены будут отцы отцами, рабы и свободные рабами и свободными, богатые и бедные богатыми и бедными, женатые и неженатые женатыми и неженатыми. «Короче, каждый человек грешный в страшный день Суда напротив себя в жизни вечной и в неизреченном том свете увидит подобного себе и будет осужден им».

    Согласно Священному Писанию, люди будут судимы по книгам, в которых записаны их дела, и каждый будет судим по делам своим (см.: Откр 2о, 12-13; Дан 7, ю). Этот образ свидетельствует о том, что в памяти Божией остаются все дела человека: по словам Кирилла Иерусалимского, у Бога записаны все добродетели человека, включая милостыню, пост, брачную верность, воздержание, но записаны также и злые дела, в том числе любостяжание, любодеяние, клятвопреступление, богохульство, чародейство, хищение и убийство.

    С другой стороны, упоминание о книгах, по мнению Василия Великого, указывает на то, что в момент Страшного Суда Бог восстановит в памяти каждого человека образы всего, содеянного им, чтобы каждый вспомнил свои дела и понял, за что подвергается наказанию. Василий предостерегает от буквального понимания образов, используемых при описании Страшного Суда. По его словам, Писание представляет Страшный Суд «олицетворенно», то есть антропоморфно. Но если, например, говорится о том, что Судия будет спрашивать отчета у подсудимых, то это «не потому, что Судия каждому из нас будет задавать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли о своем оправдании».

    По мнению Василия, Страшный Суд будет событием не столько внешнего, сколько внутреннего порядка: он будет происходить прежде всего в совести человека, в его уме и памяти. Кроме того, Страшный Суд совершится с молниеносной быстротой: «Вероятно, что какой-то несказанной силой, в мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, отпечатлеются в памяти нашей души»; «Не должно думать, что много потратится времени, пока каждый увидит себя и дела свои; и Судию, и следствия Божия суда неизреченной силой во мгновение времени представит себе ум, все это живо начертает пред собой и во владычественном души, словно в зеркале, увидит образы содеянного им».

    Разъяснения Василия Великого вносят важные коррективы в то понимание Страшного Суда, которое отражено во многих литературных памятниках и в западной средневековой живописи, в частности на знаменитой фреске Микеланджело из Сикстинской капеллы. На этой фреске изображен Христос в окружении ветхозаветных праведников: карающим жестом поднятой руки Христос отсылает в адские бездны всех грешников. Основная мысль композиции: правосудие свершается, каждый получает по заслугам, возмездие со стороны Бога неотвратимо.

    Между тем в православном понимании Страшный Суд — не столько момент возмездия, сколько момент торжества правды, не столько явление гнева Божия, сколько явление милосердия и любви Божией. Бог есть любовь (1 Ин 4,8; 4, 16), и Он никогда не перестанет быть любовью, даже в момент Страшного Суда. Бог есть свет (1 Ин 1, 5), и Он никогда не перестанет быть светом, в том числе и тогда, когда придет судить живых и мертвых. Но субъективно Божественная любовь и Божественный свет воспринимаются по-разному праведниками и грешниками: для одних это — источник наслаждения и блаженства, для других — источник мучения и страдания.

    Симеон Новый Богослов говорит о том, что страшный день Господень называется днем суда не потому, что это в буквальном смысле слова день, в который произойдет суд. День Господень — это Сам Господь:

    Не будет тогда так, чтобы иным чем-то был день тот, и иным Тот, Кто имеет прийти в него. Но Владыка и Бог всего, Господь наш Иисус Христос воссияет тогда сиянием Божества, и блистанием Владыки закроется это чувственное солнце, так что его совсем не будет видно, померкнут звезды, и все видимое совьется, как свиток, то есть отстранится, давая место Творцу своему. И будет один Он — и день и в то же время Бог. Тот, Кто теперь для всех невидим и живет во свете неприступном, тогда для всех явится таким, каков Он есть во славе Своей, и все наполнит светом Своим, и станет для святых Своих днем невечерним и нескончаемым, преисполненным непрестанной радости, а для грешников и нерадивых, подобно мне, пребудет совершенно неприступным и незримым. Так как они, когда жили в настоящей жизни, не постарались очиститься, чтоб узреть свет славы Господа и Его Самого принять внутрь себя, то и в будущем веке по справедливости Он будет для них недоступен и незрим.

    В контексте слов Христа о том, что Бог благ и по отношению к неблагодарным и злым (Лк 6,35), Страшный Суд воспринимается как явление благости Божией, славы Божией, любви и милосердия Божия, а не гнева или возмездия со стороны Бога. День Господень — это день света, а не день тьмы и мрака, как он представлялся.

    ветхозаветным пророкам (Иоил 2, 2, ср.: Ам 5, 18-20), и не «день гнева» , как он назван в латинской средневековой поэзии. Причиной мучения грешников является не гнев Божий и не отсутствие любви со стороны Бога, а их собственная неспособность воспринимать Божественную любовь и Божественный свет как источник радости и наслаждения. Неспособность же эта проистекает из того духовно-нравственного выбора, который был сделан человеком в земной жизни.

    Симеон Новый Богослов подчеркивает, что Страшный Суд Господень наступает для каждого человека уже в земной жизни. Именно земная жизнь — то время, когда человек приобщается к Божественному свету через исполнение заповедей Божиих и покаяние. Для таких людей, считает Симеон, день Господень никогда не наступит, потому что он для них уже наступил и они уже пребывают в Божественном свете. День Господень как день Страшного Суда наступит лишь для тех, кто сознательно отказывался от покаяния и соблюдения Божественных заповедей:

    ...Для тех, кем обладают неверие и страсти, благодать Святого Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые являют должное покаяние и начинают исполнять заповеди Христовы с верой и в то же время со страхом и трепетом, она открывается и бывает видимой и сама собой производит в них суд... или, лучше сказать, она бывает для них днем Божественного суда. Кто всегда сияет и освещается этой благодатью, тот истинно видит себя самого... видит подробно все дела свои... При этом он судится и осуждается и Божественным огнем, вследствие чего, питаемый водой слез, орошается по всему телу и мало-помалу крестится весь, душой и телом, тем Божественным огнем и Духом, становится весь чистым, весь непорочным, сыном света и дня и более уже не сыном человека смертного. Поэтому такой человек не будет судим на будущем суде, так как уже был судим прежде, ни обличаем тем светом, потому что осветился им здесь прежде, и не войдет в тот огнь, чтобы быть вечно палимым, потому что вошел в него здесь прежде и был судим. И не будет он думать, что тогда только явился день Господень, потому что давно уже стал весь днем светлым и блистающим от общения и беседы с Богом и перестал находиться в мире или с миром, но весь всецело стал вне его... День Господень явится не для тех, которые уже озаряются Божественным светом, но он внезапно откроется для тех, которые находятся во тьме страстей, живут в мире по-мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг, внезапно, и покажется им страшным, как огонь нестерпимый и невыносимый.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: