Суфизм – что это такое? Мистико-аскетическое течение в исламе. Направление классической мусульманской философии

Тайны Афганистана [Оккультные корни неизбежного противостояния христианского Запада и исламского Востока] Хассин Марсель

Глава VI СУФИИ: молчаливые мыслители

СУФИИ: молчаливые мыслители

Суфийская мудрость затрагивает почти все грани духовной жизни и представляет собой одну из наиболее полных и сохранившихся эзотерических и метафизических традиций, выживших в современном мире.

Сейид Хусейн Наср. Живой суфизм

И знай, что ты и все миры - всегда плод воображения, в воображении воображения.

Шейх Малом ан-Насир ал-Кабари

В этой главе мы коротко рассмотрим суфийскую традицию, очень важную для истории Афганистана и к тому же оказавшую значительное влияние на развитие эзотерических учений на Западе, поскольку в рамках этой традиции были разработаны интересные техники психологических упражнений, направленных на внутренний рост и развитие человека. Эта глава необходима, чтобы понять, откуда произошли многие идеи о братстве Сарман, Семи Башнях Сатаны, масонской секте Павлина, Высших Неизвестных и прочие темы, затронутые Гурджиевым и столь сильно интересовавшие руководителей Третьего Рейха.

Сначала необходимо задать вопрос, что представляет собой суфизм. Возможно, суфий ограничится словами, что суфизм - это следование традиции и что традиция - это воспоминание, которое теряется во времени. Несомненно, суфизм возник как внутреннее течение ислама, не лишенное пантеистских и анимистских корней, связывающих его с шаманами Азии. Суфизм дает человеку эзотерическое знание, которого не может ему дать уже установившаяся религия, и превращается в традицию, которая не является ни культом, ни религией: это практическая философия, основанная и на испытанных, и на лишь намеченных техниках. Несомненно, суфизм нельзя назвать сектой или системой догм. Суфизм не является сектой в том смысле, в котором мы привыкли понимать это слово, то есть чем-то деструктивным, связанным с манипулированием человеческим разумом. Если признать его сектой в религиозном смысле, особенно с точки зрения ислама, поскольку суфизм вышел именно из этой религии, то здесь мы столкнемся с не меньшей трудностью, поскольку сунниты и шииты также взаимно обвиняют друг друга в сектантстве, а для католиков-интегристов сектантами являются протестанты.

Суфийский учитель Идрис-шах (1924–1996), автор большого числа книг, так определяет суфизм: «Суфизм - это идеология, которая стремится лепить людей, направляя их мысли и действия в определенном русле, считающимся правильным. Это наука, искусство, или, точнее, метод человеческого развития, метод, обучающий видеть мир, не распыляя внимание, и адекватно реагировать на требования жизни. Суфийский опыт дает возможность осознать, как и почему мы загоняем себя в определенные рамки и почему наши верования оказываются столь упрощенными и стереотипными».

Если пристальней взглянуть на суфизм, мы обнаружим, что его учение, назовем его так, включает метафизику, разъясняющую начало и природу вещей, космологию, описывающую устройство Вселенной и ее многочисленные состояния, традиционную психологию, изучающую природу человеческой души, психологию глубинного порядка и эсхатологию конечной цели человека и Вселенной. Учебники суфизма для начинающих подчеркивают, что суфизм означает самодисциплину, свободу от материи, стремление и желание изучать самого себя, способность прекратить подавлять и ограничивать себя, умение замечать собственные несовершенства и управлять способностями, которыми мы владеем бессознательно.

Относительно этого последнего пункта Газзали, еще один персидский суфий, который жил во времена, когда суфизм противопоставлялся ортодоксальному исламу, пишет в своем сочинении «Кимия ал-Саадат» («Алхимия счастья»): «Три способности сопровождают суфийское знание: первая - умение выходить за пределы сознания. Вторая - способность двигать предметы, превосходящие по массе собственный вес суфия. Третья - способность усилием воли приобретать знания, которые другим путем приобретаются только ценой тяжелого труда».

Сбрасывая скорлупу

Суфийские течения образовались в рамках ислама, который поглотил древние эллинистические культы и считался наследником наиболее эзотерических черт греческой традиции. Конечно, кроме того, ислам имел контакты с христианством и иудаизмом, с зороастризмом и манихейством, с буддизмом Афганистана и Центральной Азии, а также с индуизмом Синда, с монгольским и сибирским шаманизмом и с китайской традицией через синцзянских мусульман. Другие историки прослеживали шаманские корни суфизма в Турции, где существовали вертящиеся дервиши, однако суфизм здесь был запрещен и тарики закрыты. Примечательно, что суфии вступали в существовавшие там масонские ложи, перенимая их ритуалы и символы, но практиковали техники медитации и духовного совершенствования, которые редко можно наблюдать в масонских ложах на Западе, больше сосредоточенных на персонализме и чуждых мистическому поиску. Станислас де Гаита сообщает, что масонство того времени было «выродившимся побегом, плохо привитым на старый ствол, не знающим ни одной, даже самой ничтожной его тайны, где почитаемые символы превращаются в рутину, в пустой звук, в язык, алфавит которого утрачен, так что сами масоны уже не знают ни его происхождения, ни целей».

Что касается происхождения суфизма, мы абсолютно убеждены в том, что его корни следует искать в древнем азиатском шаманизме. Если же говорить о более непосредственных предшественниках, следует упомянуть иракских аскетов, которые распространились по Хорасану, включая Балх и Герат, в VIII веке.

В Афганистане суфизм пользовался неимоверной популярностью, поскольку он явился средневековой реакцией против власти, интелектуализма и законов мулл. Суфии искали свою веру в молитве, в повторении слов, в созерцании, в медитации, в управлении дыханием, в танце, в музыке и в барабанном бое, во внутреннем поиске и развитии своих умственных способностей. Двумя главными орденами Афганистана были Накшбанди и Кадири; их члены в недавнем прошлом оказали самое стойкое сопротивление советским войскам. Прежде существовал орден Кубрави, который распространил свое влияние по Хорасану и представителями которого был обращен в ислам монгол Берке. Основатель ордена Наджм ад-дин Кубра был похоронен в собственном монастыре, в мавзолее, в руинах легендарного Ургенча, центра паломничества пилигримов. Орден Кубрави уступил свое влияние в Центральной Азии ордену Накшбанди начиная с XV века.

Что касается современных орденов, то род Муджадедди возглавлял орден Накшбанди и многие века участвовал в выборе султанов Кабула. В январе 1979 года коммунисты зверски убили 79 членов этой семьи. Выжил только Сибхатулла Муджадедди, который основал собственную партию и превратился в принципиального противника радикальных исламистских партий. В 1989 году он был избран президентом временного правительства Афганистана, а в 1992 году - первым моджахедским президентом Афганистана. Пир (суфийский наставник) Саид Ахмад Гайлани, глава ордена Кадири, породнившийся через брак с бывшим монархом Закир-шахом, основал свою собственную партию.

«Учителя мудрости» и поминание Бога

В следующей главе мы рассмотрим слова Гурджиева о Ходжаганах, которых он называет «Учителями мудрости» и говорит о них в таких выражениях, как будто они высшие существа, управляющие миром. Несомненно, речь идет об ошибке Гурджиева, которую мы обязаны разоблачить, поскольку это просто суфии из ордена Накшбанди. Их братство известно под именем Ходжаган, а Хатм-ул-Ходжаган - это просто традиционное собрание или встреча братства с шейхом. Такое собрание проводится каждый четверг перед ужином и длится два часа. В некоторых орденах оно происходит по пятницам. Суфийская группа, которая существует в Испании - под руководством Омара Али-шаха, брата Идрис-шаха, - также традиционно проводит еженедельную встречу. Хатм-ул-Ходжаган имеет две категории: долгий Хатм и короткий Хатм, в обоих случаях речь идет о ритуале, во время которого производится повторение зикра, вроде слова зерк, представляющего собой «поминание Бога», что превращается в духовное упражнение, позволяющее достичь присутствия Бога, сложив усилия всех участников. Гурджиев спутал эти встречи с собраниями-таинствами, на которых «Учителя мудрости» решали судьбы мира. Что-то об этих собраниях было ему известно, поскольку он предложил своим ученикам повторять слова, чтобы сконцентрироваться на медитации и не позволить отвлечь себя умственным пустословием.

Энеаграмма братства Сарман

Еще один аспект, связанный с суфизмом и Гурджиевым, - это энеаграмма, фигура, с помощью которой суфии определяют психологический или характерологический тип, к которому относится каждый человек, поскольку тем самым становятся известны его пристрастия и появляется возможность работать с ними с целью достичь окончательной свободы, исцеления и близости к Аллаху. Таким образом, мы имеем дело с практикой или техникой, которую прежде можно было счесть эзотерической.

Корни энеаграммы ведут в Афганистан, и все заставляет думать, что она была известна уже более 2000 лет назад, возможно, в первые годы христианского влияния в Персии, и затем проникла к мусульманам и суфиям, после того как они появились в Центральной Азии. Некоторые исследователи утверждают, что упоминания энеаграммы встречаются в зорострийской Авесте. Ранее техника энеаграммы передавалась в устной форме от учителя к ученику в абсолютном секрете, поскольку учителя использовали ее, чтобы определить тип личности своих учеников и узнать, как нужно работать с ними, чтобы способствовать их развитию. Согласно Клаудио Наранхо, энеаграмма возникает в ситуации духовного ученичества, в течении эзотерического христианства, которое существовало в Афганистане.

До XIX века энеаграмма оставалась исключительно устной тайной традицией, к которой дозволялось приобщиться лишь адептам суфизма. На Запад ее привез Гурджиев, узнавший ее, как он рассказывает в своей книге «Встречи со знаменитыми людьми», через эзотерическое христианство, которое все еще существовало в Афганистане и наследниками которого явились современные суфии. Гурджиев сообщал, что получил это знание в братстве Сарман, о котором мы будем говорить в следующей главе. В любом случае, афганское происхождение энеаграммы очевидно: даже в одной статье, появившейся в 1965 году в английском журнале, говорилось о городе на севере Афганистана, возможно, о Балхе, в котором были обнаружены символы энеаграммы и пчелиных сот.

Несомненно, Гурджиев не сумел полностью применить психологический потенциал энеаграммы и связал его со своей космической картой в качестве геометрического символа универсальных законов. Кроме того, он считал энеаграмму картой эволюционного пути человека.

Последователи Гурджиева, особенно чилийский гуру Оскар Ичасо, сторонник традиции «Четвертого пути», также суфийского происхождения, популяризовали энеаграмму как технику психологического анализа, поскольку рассматривали рисунок как психологическую карту личности. Потом она стала применяться и другими психологами, например, Клаудио Наранхо, который был знаком с Ичасо, но меньше чем через год совместной работы отдалился от него. Клаудио Наранхо заметил, что «прежде чем психология занялась изучением психических различий, религия различала людей в зависимости от того, какой из грехов преобладает в их поведении».

С другой стороны, Ичасо открыл ему, что техника энеаграммы была заимствована из суфийской традиции и была разъяснена ему человеком, имя которого он предпочел бы не называть. Этим человеком мог быть только Гурджиев.

Техника энеаграммы привлекла внимание психологов из Есаленского института (Калифорния), в числе которых, помимо Клаудио Наранхо, который привез в центр эту технику и сформировал рабочие группы, следуя приемам суфия Идрис-шаха, находились О’Лири, Хэлен Палмер и другие авторитетные психиатры, которые сейчас продолжают разрабатывать данное направление.

Очень коротко скажем, что энеаграмма применяется, чтобы очертить космологические процессы и развитие человеческого сознания. Речь идет о диаграмме, представляющей собой девятиконечную звезду, которая может использоваться для обозначения течения любого события, фиксируя как его начало, так и все этапы развития данного события в материальном мире, хотя изначально энеаграмма применялась для изучения человеческого характера.

Главной целью энеаграммы является определение типа, к которому относится личность, что позволяет узнать ее влечения и пристрастия и научиться с ними работать, поскольку типичное пристрастие личности, особенно когда оно не осознается человеком, представляет собой скрытую силу, закрепляющую определенную манеру поведения. Вывод этого пристрастия в область сознательного предполагает снятие защитной стратегии, выработанной человеком в целях сохранения безопасности и осмысленности собственного существования. Когда эта сила или пристрастие не осознается человеком, она оказывает огромное влияние на принятие решений и отношения с другими людьми. Наконец, вся эта психологическая процедура очень типична для учения суфиев. Не будем забывать, что суфии очень глубоко разрабатывали проблемы психологии, и даже юнгианская теория архетипов была предвосхищена суфийским учителем Ибн ал-Араби.

Прежде чем мы поговорим о двух великих суфиях современности, мы снова затронем тему Агартхи и Шамбалы, поскольку в суфийском учении мы сможем обнаружить несколько моментов, проливающих некоторый свет на эти таинственные города.

Мир ангелов и Восьмое небо

Слово «Хуркалья» используется в суфизме для обозначения мира ангелов. Хуркалья может считаться миром или городом, а иногда она также именуется «Небесной Землей». В Хуркалье одновременно сосуществуют рай и ад, в этом чудесном городе-стране нет прошлого, и все еще может измениться, здесь сливаются друг с другом настоящее и будущее, так что воскресение уже произошло и еще не свершилось. Здесь сбываются все пророчества.

В IX веке исламский историк Табари писал о «Земле Изумрудных Городов», городах Джабарсе и Джабалке, и также Хуркалье как объединяющей их области. Суфии считали их абсолютно реальными городами. Табари описывает их так: «Джабарса и Джабалка - изумрудные города, которые находятся прямо за горой Каф, в плане они являют собой квадрат, что является символом совершенства и полноты. Каждая сторона такого квадрата насчитывает двенадцать тысяч парансангов. Их обитатели не знают о существовании ни Адама, ни его противника Иблиса, они питаются исключительно зеленью, они не нуждаются в одежде, поскольку их вера в Бога делает их похожими на ангелов, хотя они ими и не являются. Поскольку не существует разницы полов, они не испытывают потребности в потомстве. Наконец, весь свет приходит с гор Каф, и камни, из которых сложены городские стены и мостовые, излучают собственный свет».

Суфии называют Хуркалью «Восьмым небом»: о ней также писал Ибн ал-Араби, главный суфийский теософ. Для зороастрийцев, равно как и для их персидских потомков, суфиев-шиитов, или для гностиков, воображаемый мир Хуркалья, или «Земля Воскресения», - это место, где происходит воскресение. Согласно Г. Корбину, это «свет севера, преддверие загробного мира». Эта местность не отмечена на наших картах: рай Йимы, Земля Света, Terra lucida, небесная земля Хуркалья, предел духовного восхождения, который подобно магниту притягивает создания, чья сущность бесконечна, к пылающему дворцу из нематериальной материи. Может быть, подобным образом описывается гностический ритуал инициации, или душа человека в ее мистическом качестве. Корбин утверждает, что образы Хуркальи предшествуют творчеству Ибн ал-Араби, описавшего «Землю Истинной Реальности». По мнению X. Блума, Хуркалья - это промежуточный мир, переходная область, как для просветленных, которые восходят на небеса, так и для ангелов, которые спускаются оттуда. Корбин подводит итог: «Хуркалья - страна души, поскольку это фантазия души». Согласно Блуму, это обозначает, что мы можем взойти в Хуркалью, просто открыв наши души иллюзии, здесь, на нашей обычной земле. В заключение Корбин уточняет, что для того, чтобы войти в Хуркалью, необходим проводник, которого он называет «человек Света» и «Платье из Света». По Блуму, речь идет о прозревшей душе, которая является не свидетелем происходящих событий, но средой, в которой они происходят.

Возможно, Блум, Корбин и суфии был правы, и Хуркалья существует лишь в воображении, в душе, символизируя внутреннее развитие и достижение столь желаемого суфием внутреннего единства. Нам бы хотелось отождествить Хуркалью с Хорасаном в Афганистане, города Джабарсу и Джа-балка с Балхом и Гератом, и эти же два города с Шамбалой и Агартхой, но эта гипотеза выглядит слишком умозрительной.

Учение о Хуркалье, мистическом городе в душе человека, подводит нас к размышлениям о множестве поспешных выводов, которые были опрометчиво сделаны о вымышленных землях, подземных городах, которые, возможно, были только мистическими понятиями, выраженными на тайном языке, которые относились к внутренним, подземным областям человеческой души, а не к географическому положению легендарных городов. Исследователь, Индиана Джонс, жаждет обнаружить города в глубине обширных пещер, набитые храмами и священными книгами. Искатель стремится лишь найти внутри собственной души то, о чем говорилось в этих священных книгах.

В конце этой главы я хотел бы упомянуть о двух современных суфийских учителях, Идрис-шахе, многочисленные книги которого я изучил самым внимательным образом, и Омаре Али-шахе, в тарике которого я имел возможность состоять в течение двух лет, уже получив опыт учения в буддистских группах, школах «Четвертого Пути», центрах трансперсональной психологии и еще в одном духовном училище, где я проводил время взаперти в темной комнате наедине с черепом. Все эти школы, как и их наставники, служат лишь ориентирами, поскольку истинное откровение заключается лишь в собственном опыте, в нашем существовании, маршрут которого, уже заложенный в нашем мозгу, мы должны уметь наметить.

Идрис-шах, посланник «Хранителей традиции»

Идрис-шах и Омар Али-шах непосредственно связаны с Афганистаном. Первый из них значительно шире известен, благодаря своим многочисленным книгам, которые по праву могут считаться лучшими из того, что было написано в Европе о суфизме. Начало его пути оказалось сложным, поскольку он появляется после смерти Гурджиева, оставившей пустое пространство в псевдосуфийском учении, которое тот распространял. Согласно Беннету, который провел часть жизни подле Гурджиева, Регги Хоаре сообщил ему в 1962 году, что познакомился с человеком, который говорил, что послан на Запад одной эзотерической школой Афганистана. Этим человеком был Идрис-шах, который вначале представился как посланник «Хранителей традиции», изучивший суфизм в заброшенных школах Центральной Азии, среди которых - монастыри братства Сарман. Беннет, который всю жизнь искал настоящего духовного наставника, признается, что принял его за эмисара Тайного Братства, описанного Гурджиевым. Если верить Идрис-шаху, он состоял в родстве с царями-Сасанидами, Авраамом, Мухаммедом и герцогом Гамильтоном. Идрис-шах назвал себя сайидом. Традиция сайидов, считающихся потомками Пророка Мухаммеда, включает два компонента: передачу духовной силы (бараки) от учителя к ученику и технику развития дремлющих способностей человечества. Эта традиция до сих пор сохранилась среди сайидов Гиндукуша, потомков Хусейна, внука пророка, которые осели в Пагмане, в Афганистане, в XII веке.

В 80-е годы говорилось, что номинальный глава суфиев всего мира - это хашемит и сайид, живущий в Гиндукуше. Это сообщала даже английская газета «Таймс» в статье об афганских монастырях.

Мы видим, что Идрис-шах назвался сайидом, поскольку его семья принадлежала к афганскому клану Пагман, обитавшему в 50 километрах к западу от Кабула, затем она переселилась в Сардхану, неподалеку от Дели, все это время сохраняя верность ордену Накшбанди. П. Вашингтон, описывая Идрис-шаха в своей книге «Мандрил Блаватской», рисует его не образцом духовности, а скорее карьеристом, обманувшим Беннета. Он даже предположил, что Рафаэль Лефор, автор книги «Учителя Гурджиева», и Идрис-шах - это одно лицо.

Идрис-шах родился в Симле в 1924 году и умер в 1996-м. Остается неизвестным, был ли он учителем, посланным суфийскими мудрецами, или только превосходным знатоком суфизма, поскольку никто не может отрицать, что его многочисленные книги фактически открыли суфизм для мира.

Что касается его брата, менее плодовитого автора, так же, впрочем, составившего огромное количество записей о суфийском учении, которое разделяется всеми тариками, следующими учению его ордена Накшбанди, то Омар Али-шах принес суфизм в Испанию, организовав крупную тарику в Аркос-де-ла-Фронтера в Андалузии и построив влиятельные дочерние тарики в Мадриде и Барселоне, насчитывающие большое число последователей, среди которых присутствуют представители самых разных слоев общества, в том числе учителя и архитекторы. Об Омаре Али-шахе можно сообщить немногое, только то, что он живет в Лондоне и имеет обычай раз в году совершать поездку по Испании, Италии, Франции, Греции и Америке, с непременным заездом в Мексику, где действует влиятельная и могущественная суфийская колония. Омар Али-шах всегда выступал против советской оккупации Афганистана и рассказывал в различных публикациях о варварствах, совершаемых русскими на земле его предков, начиная с минирования обширных территорий и заканчивая разрушением храмов. В отношении талибов он также не выказывал особой симпатии. Его отношение к практикуемому теми интегризму можно понять из следуещего текста: «Во-первых, подозревайте автоматически людей, которые относят себя к фундаменталистам, это факт. В Иране, в Ливане и в меньшем количестве в Судане и Пакистане существуют исламские фундаменталисты. <…> Фундаментализм - это заблуждение, очень далеко отстоящее от ортодоксального ислама».

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Пирамиды и храмы – молчаливые стражи Египта Дабы увековечить во времени память о себе, фараоны воздвигали пирамиды. Некоторые полагают, что технику строительства пирамид египтяне могли заимствовать в Месопотамии (зиккураты). Однако Геродот ставит эти сооружения

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Суфии и суфизм Хариджиты сыграли определенную роль в разработке в ортодоксальном исламе идеи о свободе воли, которую впоследствии стали активно развивать кадариты и мутазилиты. Споры о предопределении, как упоминалось, сыграли немалую роль в оформлении суннизма как

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

СУФИИ Строгий фанатизм ислама подавлял всякий свободный порыв души, парализовав всякую самостоятельную мысль и деятельность и не мог согреть человеческого сердца своим мертвенным, далеким от людей Божеством. Неудивительно поэтому, что религия пророка уже с ранних пор

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

Таинственные суфии Где мудрость, утраченная нами ради знания? Где знание, утраченное нами ради сведений? Томас Элиот Если человек с начала дня упражняется в суфизме, он не достигает полуденной молитвы иначе как идиотом. Имам Шафии Стоит ли говорить, что человечество

Из книги Великие завоеватели автора Рудычева Ирина Анатольевна

Молчаливые стражники великого китайского императора Не желавший отказываться от трона даже после своей смерти, император Цинь Шихуанди полагал, что для поддержания порядка в государстве, не важно - земном или небесном, ему необходимо хорошо организованное вооруженное

Из книги Цивилизация Древней Греции автора Шаму Франсуа

Глава восьмая МЫСЛИТЕЛИ И ПОЭТЫ На сегодняшний день нам известно около двух тысяч имен древнегреческих писателей. Даже если учесть значительный временной промежуток, отделяющий эпоху Гомера от триумфа христианской веры, это число, тем не менее, значительно и отлично

Из книги Без Вечного Синего Неба [Очерки нашей истории] автора Аджи Мурад

Из книги 5-ый пункт, или Коктейль «Россия» автора Безелянский Юрий Николаевич

Мыслители, философы, публицисты Но опять же вспомним Розанова: «Почти не встречается еврея, который не обладал бы каким-нибудь талантом, но не ищите среди них гения… Около Канта, Декарта и Лейбница все евреи-мыслители - какие-то «часовщики-починщики «».Опять парадокс? Ну

Из книги Знаменитые мудрецы автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мыслители Новейшей истории Герберт Спенсер (1820 г. – 1903 г.) Английский философ, социолог. Основные сочинения: «Принципы психологии»; «Синтетическая философия» в 10-ти томах. В философских идеалах Герберта Спенсера нашли отражение наиболее характерные черты

Из книги История чтения автора Мангуэль Альберто

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Сага о Великой Степи автора Аджи Мурад

Из книги Полынный мой путь [сборник] автора Аджи Мурад

Молчаливые табасараны Нестерпимый зной растекался по долине. Воздух струился, как вода, и был прозрачен, как вода. Вдали плыли размытые контуры хребтов, они касались раскаленного неба и тонули в солнечном свете. Небо. Горы. Это – Табасаран. Люди и земля. Точнее, долина в

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Суфии Влиятельным течением в суннизме было мистическое учение суфиев. Это довольно пестрая но составу группа аскетов, отшельников, дервишей и фанатичных воителей за веру, которые в своем религиозном рвении готовы отказаться от всего во имя святой веры и стремятся путем

Суфизм - что это такое? В науке до сих пор не создалось четкого и единого представления об этом сложнейшем и многоплановом направлении мусульманской религиозной мысли. За многие века своего существования оно охватило не только весь мусульманский мир, но сумело проникнуть и в Европу. Отголоски суфизма можно найти в Испании, странах Балканского полуострова и на Сицилии.

Что такое суфизм

Суфизм - это особое мистико-аскетическое течение в исламе. Его последователи считали возможным непосредственное духовное общение человека с божеством, достигаемое путем длительных специальных практик. Познание сути божества - единственная цель, к которой суфии стремились в течение всей жизни. Этот мистический «путь» выражался в нравственном очищении и самосовершенствовании человека.

«Путь» суфия состоял из постоянного стремления к Богу, называемого макамат. При достаточном усердии макамат мог сопровождаться мгновенными озарениями, которые были подобны кратковременным экстазам. Но стоит заметить, что подобные экстатические состояния не были для суфиев самоцелью, к которой нужно стремиться, а служили лишь средством для более глубокого познания сути божества.

Многоликость суфизма

Изначально суфизм был одним из направлений исламского аскетизма, и лишь в VIII-X веках учение полностью сложилось как самостоятельное течение. Тогда же у суфиев появились собственные религиозные школы. Но даже при этом условии суфизм так и не стал четкой и стройной системой взглядов. Дело в том, что во все времена своего существования суфизм жадно вбирал в себя многие идеи античной мифологии, зороастризма, гностицизма, христианской теософии и мистики, впоследствии легко соединяя их с местными верованиями и культовыми традициями.

Суфизм - что это такое? Данному понятию может служить следующее определение: это общее название, объединяющее множество течений, школ и ветвей с различными идеями «мистического пути», которые имеют лишь общую конечную цель - непосредственное общение с богом. Способы достижения этой цели были самыми разнообразными - физические упражнения, особые психотехники, аутотренинг. Все они выстраивались в определенные суфийские практики, распространяемые посредством братств. Осмысление же этих многочисленных практик порождало новую волну разновидностей мистицизма.

Начало суфизма

Изначально суфиями именовали мусульманских аскетов, которые по обыкновению носили шерстяную накидку «суф». Отсюда произошел термин «тасаввуф». Это слово появилось только спустя 200 лет со времени пророка Мухаммеда и означало «мистицизм». Из этого следует вывод, что суфизм появился значительно позже, чем многие течения в исламе, а впоследствии он стал своеобразным преемником некоторых из них.

Сами суфии считали, что Мухаммед своим аскетическим образом жизни указал последователям единственно верный путь для духовного развития. До него многие пророки в исламе довольствовались малым, чем заслужили большое почтение у народа.

Значительную роль в становлении мусульманского аскетизма сыграли «ахль ас-суффа» - так называемые «люди скамьи». Это небольшая группа бедняков, которые собирались в мединской мечети и проводили время в постах и молитвах. Сам пророк Мухаммед относился к ним весьма уважительно и даже посылал некоторых проповедовать ислам среди небольших арабских племен, затерянных в пустыне. Существенно поправив свое благосостояние в таких поездках, бывшие аскеты легко привыкли к новому, более сытому образу жизни, что позволило им без труда отказаться от своих аскетических убеждений. Но традиция аскетизма в исламе не умерла, у нее нашлись продолжатели среди странствующих проповедников, собирателей хадисов (изречений пророка Мухаммеда), а также среди бывших христиан, обращенных в мусульманскую веру. Первые общины суфиев появились в Сирии и Ираке в VIII веке и быстро распространились по всей территории арабского Востока. Изначально суфии боролись лишь за то, чтобы больше внимания уделять духовным аспектам учения пророка Мухаммеда. Со временем их учение впитало в себя множество других суеверий, и обычным делом стали такие увлечения, как музыка, танцы, а иногда и употребление гашиша.

Соперничество с исламом

Отношения суфиев с представителями ортодоксальных течений ислама всегда были весьма непростыми. И дело здесь не только в принципиальных различиях учения, хотя они были существенными. Суфии ставили во главу угла сугубо личные переживания и откровения каждого верующего, в отличие от ортодоксов, для которых главным была буква Закона, а человек должен был лишь неукоснительно подчиняться ему. В первые века становления суфийского учения официальные течения в исламе боролись с ним за власть над сердцами верующих. Однако с ростом его популярности суннитские ортодоксы были вынуждены смириться с таким положением. Часто случалось, что в отдаленные языческие племена ислам мог проникнуть лишь с помощью суфийских проповедников, так как их учение было более близко и понятно простым людям. Сколь бы ни был рационален ислам, суфизм сделал его жесткие постулаты более духовными. Он заставлял людей вспомнить о собственной душе, проповедовал доброту, справедливость и братство. К тому же суфизм был очень пластичен, а потому впитывал как губка все местные поверья, возвращая их народу более обогащенными с духовной точки зрения. К XI веку идеи суфизма распространились по всему мусульманскому миру. Именно в этот момент суфизм из интеллектуального течения превратился в поистине народное. Суфийское учение о «совершенном человеке», где совершенство достигается за счет аскезы и воздержания, было близко и понятно бедствующему народу. Оно давало людям надежду на райскую жизнь в будущем и говорило о том, что божественная милость не обойдет их стороной. Как ни странно, родившись в недрах ислама, суфизм не так много почерпнул из этой религии, зато с радостью воспринял многие теософские построения гностицизма и христианского мистицизма. Большую роль в становлении учения сыграла и восточная философия, кратко рассказать обо всем многообразии идей которой практически невозможно. Однако сами суфии всегда считали свое учение внутренней, сокрытой доктриной, тайной, лежащей в основе Корана и других посланий, которые оставляли многие пророки в исламе, предшествующие приходу Мухаммеда.

Философия суфизма

С ростом числа последователей в суфизме постепенно начала развиваться интеллектуальная сторона учения. Глубокие религиозно-мистические и философские построения не могли быть понятны простым людям, однако удовлетворяли запросы образованных мусульман, среди которых также нашлось немало тех, кого заинтересовал суфизм. Философия во все времена считалась уделом избранных, но без глубокой проработки своих доктрин не может существовать ни одно религиозное течение. Самое распространенное течение в суфизме связано с именем «Великого Шейха» -мистика Ибн Араби. Его перу принадлежат две известные работы: «Мекканские откровения», которые по праву считаются энциклопедией суфийской мысли, и «Геммы Мудрости». Бог в системе Араби имеет две сущности: одна - неощутима и непознаваема (батин), а другая - явная форма (захир), выражаемая во всем многообразии живущих на земле существ, сотворенных по божественному образу и подобию. Другими словами, все живущие в мире - лишь зеркала, отражающие образ Абсолюта, истинная сущность которого так и остается сокрытой и непознаваемой.

Другим распространенным учением интеллектуального суфизма был вахдат аш-шухуд - учение о единстве свидетельства. Оно было разработано в XIV веке персидским мистиком Ала ад-Даула ас-Симнани. Это учение говорило о том, что целью мистика является не попытка соединения с божеством, так как это совершенно невозможно, а лишь поиск единственно верного способа, как именно нужно ему поклоняться. Это истинное знание приходит лишь в том случае, если человек будет неукоснительно соблюдать все предписания Священного Закона, который люди получили через откровения пророка Мухаммеда. Таким образом, суфизм, философия которого отличалась ярко выраженным мистицизмом, все же смог найти пути для примирения с ортодоксальным исламом. Возможно, что учение ас-Симнани и его многочисленных последователей позволило суфизму продолжить свое вполне мирное существование в пределах мусульманского мира.

Суфийская литература

Сложно оценить все многообразие идей, которое принес мусульманскому миру суфизм. Книги ученых суфиев по праву вошли в сокровищницу мировой литературы. В период развития и становления суфизма как учения, появилась и суфийская литература. Она сильно отличалась от той, что уже существовала в других исламских течениях. Главной мыслью многих произведений была попытка доказать родство суфизма с ортодоксальным исламом. Их целью было показать, что идеи суфиев вполне соответствуют законам Корана, а практики ни в коем случае не противоречат образу жизни правоверного мусульманина.

Суфийские ученые пытались по-своему толковать Коран, причем основное внимание уделяли аятам - местам, которые традиционно считались непостижимыми для разума простого человека. Это вызывало крайнее возмущение у ортодоксальных толкователей, которые были категорически против любых умозрительных допущений и аллегорий при комментировании Корана. Весьма вольно, по мнению исламских ученых, суфии относились и к хадисам (преданиям о делах и изречениях пророка Мухаммеда). Их не очень волновала достоверность того или иного свидетельства, они уделяли особое внимание лишь их духовной составляющей. Суфизм никогда не отрицал исламское право (фикх) и расценивал его как непреложный аспект религии. Однако у суфистов Закон становится более духовным и возвышенным. Он оправдывается с моральной точки зрения, а потому не дает исламу полностью превратиться в жесткую систему, требующую от своих последователей лишь четкого исполнения всех религиозных предписаний.

Практический суфизм

Но кроме высокоинтеллектуального суфизма, заключающегося в сложных философских и теологических построениях, развивалось и другое направление учения - так называемый прагматический суфизм. Что это такое, можно догадаться, если вспомнить, как популярны в наши дни различные восточные упражнения и медитации, направленные на улучшение того или иного аспекта жизни человека. В прагматическом суфизме можно выделить две основные школы. Они предложили свои собственные, тщательно разработанные практики, выполнение которых должно обеспечить человеку возможность непосредственного интуитивного общения с божеством.

Первая школа основана персидским мистиком Абу Иазидом ал-Бистами, жившим в IX веке. Основным постулатом его учения было достижение экстатического восторга (галабы) и «опьянения любовью к богу» (сукр). Он утверждал, что путем долгого размышления о единстве божества можно постепенно достигнуть состояния, когда собственное «Я» человека полностью исчезает, растворяется в божестве. В этот момент происходит смена ролей, когда личность становится божеством, а божество - личностью. Основателем второй школы также стал мистик из Персии, его звали Абу-л-Касима Джунайда ал-Багдади. Он признавал возможность экстатического слияния с божеством, но призывал своих последователей идти дальше, от «опьянения» к «трезвости». В этом случае божество трансформировало саму сущность человека, и он возвращался в мир не только обновленным, но и наделенным правами мессии (бака). Это новое существо могло бы в полной мере контролировать свои экстатические состояния, видения, мысли и чувства, а потому еще более эффективно служить на благо людям, просвещая их.

Практики в суфизме

Суфийские практики были настолько разнообразны, что подчинить их какой-либо системе не представляется возможным. Однако среди них можно выделить несколько самых распространенных, которыми многие пользуются до сих пор. Самой известной практикой считаются так называемые суфийские кружения. Они дают возможность почувствовать себя центром мира и ощутить вокруг мощный круговорот энергии. Со стороны это выглядит как быстрое кружение с открытыми глазами и поднятыми руками. Это своеобразная медитация, которая заканчивается лишь тогда, когда обессиленный человек падает на землю, тем самым полностью сливаясь с ней.

Кроме кружений, суфисты практиковали самые различные методы познания божества. Это могли быть длительные медитации, определенные дыхательные упражнения, молчание в течение нескольких дней, зикр (нечто подобное медитативному чтению мантр) и многое другое. Суфийская музыка всегда была неотъемлемой частью подобных практик и считалась одним из самых мощных средств для приближения человека к божеству. Эта музыка популярна и в наше время, ее по праву считают одним из прекраснейших творений культуры арабского Востока.

Суфийские братства

Со временем в лоне суфизма стали возникать братства, целью которых было дать человеку определенные средства и навыки для прямого общения с богом. Это стремление достичь некоторой свободы духа в противовес приземленным законам ортодоксального ислама. И сегодня в суфизме существует множество дервишских братств, различающихся между собой лишь способами достижения слияния с божеством. Братства эти называются тарикаты. Изначально этот термин применялся по отношению к любому четкому практическому методу «пути» суфия, но с течением времени так стали именоваться лишь те практики, которые собрали вокруг себя наибольшее количество последователей. С момента появления братств внутри них начинает складываться особый институт отношений. Каждый желающий идти по пути суфия, должен был выбрать себе духовного наставника - Муршида или Шейха. Считается, что пройти тарикат самостоятельно невозможно, так как человек без проводника рискует потерять здоровье, разум, а возможно, и саму жизнь. На пути ученик должен повиноваться своему учителю в каждой мелочи.

В эпоху расцвета учения в мусульманском мире существовало 12 самых больших тарикатов, позже они дали жизнь еще очень многим побочным ветвям. С развитием популярности таких объединений их бюрократизация еще более углубилась. Система отношений «ученик-учитель» сменилась новой - «послушник-святой», а мюрид уже подчинялся не столько воле своего учителя, сколько правилам, установленным в рамках братства. Самым важным среди правил было полное и безоговорочное подчинение главе тариката - носителю «благодати». Также было важно неукоснительно соблюдать устав братства и четко выполнять все предписанные этим уставом психические и физические практики. Как и во многих других тайных орденах, в тарикатах были разработаны таинственные ритуалы посвящения. Есть группы, сумевшие дожить и до наших дней. Крупнейшими из них являются Шазири, Кадири, Нахшабанди и Тиджани.

Суфизм сегодня

Сегодня суфиями принято называть всех тех, кто верит в возможность непосредственного общения с богом и готов приложить любые усилия, чтобы достичь того психического состояния, при котором это станет реальным. В настоящее время последователями суфизма являются не только бедняки, но и представители среднего класса. Принадлежность к этому учению совершенно не мешает им выполнять свои социальные функции. Многие современные суфии ведут обычную жизнь городских жителей - ходят на работу и заводят семьи. А принадлежность к тому или иному тарикату в наши дни часто передается по наследству. Итак, суфизм - что это такое? Это учение, которое и сегодня продолжает существовать в исламском мире. И самое удивительное, что не только в нем. Суфийская музыка пришлась по душе даже европейцам, а многие практики, разработанные в рамках учения, и сегодня широко используются различными эзотерическими школами.

Принципы суфийской этики, моральные нормы и жизненная позиция суфиев резко отличались от официальных социально-этических норм и порядков, господствующих в феодально-теократическом обществе средневековой эпохи. Суфийская этика, или нравственная жизнь, являлась своего рода полигоном моральных действий и испытаний механизмов суфийского благонравия и совершенствования человека. Если, например, мистико-экстатическое состояние реализовалось во внутреннем мире человека и являлось своеобразным тайным самопереживанием, то сфера нравственной жизни была областью его самопроявления. Иначе говоря, сфера морально-поведенческой жизни суфиев была реализацией теоретических положений, претворением в жизнь моральных установок суфийской философии. Это была жизнь согласно законам Божественной Красоты, Любви и Добродетели. Суфии своей жизненной позицией, социальным поведением и поэтизацией деятельности противостояли реакционным религиозно-политическим силам общества, выступали в защиту трудового народа, выражали его социальные чаяния и духовные запросы, что не нравилось священнослужителям и духовным феодалам эпохи и вообще было осуждаемо официальной мусульманской моралью.

Выступая против распространенного во взаимоотношениях людей корыстолюбия и своекорыстных стремлений в отношении друг к другу, суфии с особым энтузиазмом пропагандировали искреннюю дружбу и взаимовыручку. Вопреки эгоистическим устремлениям абсолютного большинства суфии-поэты в своих стихах воспевали идеалы благородства, альтруизма и другие эпохально прогрессивные и гуманистические воззрения. Примечательно, что все это входило в нормы и принципы их морали, жизненной позиции, теоретической деятельности и поэтической пропаганды ими гуманистических, безусловно, прогрессивных для своей эпохи идей на методологической почве суфийской философии.

Суфийская этика как нравственная практика была своего рода сферой реализации идеалов Божественной морали, где проявляется чистая нравственная сущность Бога, осуществляется его этический замысел (идея), теория Божественной морали переходит в социальную практику, т.е. происходит как бы акт ее социализации или опредмечивания в земных, социально детерминированных поступках совершенных людей. И это – земная заветная цель суфиев, их борьба в общественной жизни эпохи средневековья.

Как было сказано выше, суфийская этика своим проявлением вовне или выражением в мистически значимых действиях совершенных суфиев в нескольких отношениях противопоставляет себя официальной мусульманской морали. Рассмотрим существенные моменты этого отношения. Так, исламская мораль (и право в том числе), основываясь на Коране, полностью оправдывает и всесторонне защищает положение материального неравенства, имущественного превосходства одних людей над другими. Она откровенно говорит о том, что Аллах дал некоторым из людей больше богатства, а другие должны смириться с таким положением. Иначе говоря, ислам защищает и поощряет политико-экономическое насилие, социальное неравенство и, в конечном счете, эксплуатацию человека человеком. Ортодоксальный суфизм же своим крайним аскетизмом, выражающимся в полном уходе от всех мирских забот в обитель дервиша, молчаливо и безгласно соглашается с господствующей на деле феодальной эксплуатацией трудящихся. Это непротивление злу есть косвенное одобрение и поддержка зла.

Мораль суфиев в социальном плане была оппозиционна по отношению к аристократической морали. Ее оппозиционность проявлялась, прежде всего, в отказе суфиев от преподношений представителей власти. Последовательные суфии считали дозволенным только собирание колючек в пустыне и принесение воды из речки, ибо они никому из «сомнительных» не принадлежат, а становятся товаром в результате собственного труда. Следовательно, полагали суфии, тут нет присвоения чужого труда, насильственно добытого блага, нет также совершения арифом насилия над трудом человека, животного и другого существа. Строгие суфии считали запретным и прошение подаяния, допускаемое умеренными искателями Истины, полагая при этом, что в нем могла быть отражена доля чужого труда. Соответственно, любое материальное поощрение и вознаграждение со стороны властителей разного чина и положения также считалось недозволенным, запретным («харам»), ибо все это, как они утверждали, добыто или насилием или обманом. Сами же суфии призывали только к честному труду и скромной жизни.

Суфии считали, что истинное или собственное богатство человека заключено в его «сердце» (духовное богатство: божественная любовь, совершенство, добродетель), а не в том, что у него на спине, как у вьючного животного. Следовательно, любое «несердечное» богатство является неподлинным, и в первую очередь богатство, нажитое не своим трудом.

Именно поэтому некоторые исследователи философии суфизма справедливо возражают против общепринятого мнения о его «аполитичности»: «Достоинства его усматриваются в том, что он якобы аполитичен, призывает к уходу от мира, от земных дел и проблем… История опровергает тезис об аполитичности суфизма: как религиозно-философское течение (а не как индивидуальное проявление аскетизма, переживания мистического опыта) он играл немалую роль именно в политической жизни исламского общества».

Многие поэты, хранители суфийской морали, выступали с беспощадной критикой, порою в вульгарно грубой форме, официального духовенства и лицемерных суфиев, которые всецело защищали светских притеснителей обездоленных людей, и сами, кстати, являлись духовными феодалами. Их критиковали еще и потому, что, по мнению суфиев, они очень уж самодовольно чванятся показной набожностью, хотя фактически заняты сухими формальностями веры и на самом деле весьма далеки от истинной сущности богопознания при помощи любви. Критика реакционного духовенства, впрочем, занимает особое место в поэзии поэтов-мыслителей. Она стала как бы нравственной традицией проявления верности и защиты собственного достоинства и своего пути к Истине от нападок реакционных сил теократической власти.

Ислам и приспособленный к нему ортодоксальный суфизм на практике разжигали фанатизм и ненависть к иноверцам и инакомыслящим; они проповедовали идеи исключительности ислама и превосходства мусульман над приверженцами других религий и даже превосходства Востока перед Западом. Правда, здесь сказывалось и отрицательное влияние христианских крестовых походов. Наперекор всему этому суфийская этика пропагандировала диалектическую идею равенства Востока и Запада, всех людей земли, мусульман и не мусульман. Поэтому не зря в суфийской морали благороднейшим поступком суфия считалось осознание единства всего мира (Бога-миро-человека). Совершенный человек во всем, даже в противоположностях (например, между небом и землей, Западом и Востоком, верой и неверием, мечетью и церковью), видит сущностное единство, связь и согласие.

Согласно суфийскому учению, Восток и Запад находятся в единстве, так как и там, и тут, в одном и другом имманентно распространен и проявляется Бог как истинная сущность мира, и, по сути дела, без различия в них можно видеть явление Божества. Оттого-то и нет разницы между Востоком и Западом, мечетью и церковью, когда там и здесь по-своему лица и взоры друзей Бога обращены к нему, видят все одну Истину (Бога), и в их сердцах говорит любовь к единому Бытию, Единственному возлюбленному. Здесь можно видеть позитивную идею веротерпимости суфиев.

Ортодоксальный суфизм в согласии с исламом весьма усиленно пропагандировал практику аскетического подвижничества среди суфийствующих мусульман, выражавшуюся в полном отказе от материальных интересов, уходе от земной жизни в дервишскую обитель («ханака»), подвижническую жизнь, как самоподготовку аскета для потустороннего общения с сверхприродным Богом. Аскетизм этот, слабая тенденция которого встречалась и в мистическом суфизме, заключает в себе по крайне мере два социально значимых момента. С одной стороны, он выражает в мистической форме протест обездоленных масс феодально-теократического общества против своих угнетателей, а с другой – под лозунгом «не противиться злу» отвлекает трудовые массы от социальной борьбы, внушая им дух глубокого пессимизма и отчаяния.

Если в сфере религии люди, не выходя из тисков социального (феодального и т.д.) гнета в реальной жизни, искали его «на небе», т.е. у Бога, фактически в потусторонней, загробной жизни, то суфии стремились обнаружить его в особо значимой для них сфере: в социально-нравственной жизни и художественно-творческой деятельности; совершенствование добродетели (бескорыстная любовь, безвозмездная помощь, безрасчетная дружба и т.п.) и творение высокоидейных художественных (прежде всего поэтических) произведений составляло главную цель их благородной жизни. При этом, конечно, суфийские поэты-мыслители в повседневной жизни аккуратнейшим образом соблюдали и выполняли общепринятые социально-религиозные нормы, обряды, ритуалы - они считали это своим общественным долгом, признаком порядочности и благородства, моментом нравственной жизни совершенного человека, но отнюдь не столь значительным, дабы ограничиться им, как это делали обыкновенный верующий и все официальное духовенство.

Как Бог (Божественная Сущность) проявляется вовне, в чистоте морали, так и совершенный суфий по примеру его должен проявить себя, свою Божественную сущность. А самопроявление человека выражается реально в образе его жизни: в мыслях, речи, поведении и деятельности. Другими словами, совершенный человек не может начисто отказаться от всего и замкнуться только в себе, в мире собственных фантазий и занебесных абстракций; он сначала очищает себя, т.е. утверждает, а потом самовыражается, т.е. проявляет себя в собственных добрых делах, показывает свою моральную природу ради собственного, исключительно бескорыстного удовольствия без каких-либо надежд на взаимность и вознаграждение.

Главная цель суфизма устремлена к реконструкции и преображению внутреннего мира человека, а посредством него - коллектива и общества. При этом процесс совершенствования осуществляется по ступеням, т.е. последовательно, и эта последовательность ведет, в конечном счете, к самосовершенствованию.

Но главная социально-этическая идея суфиев состоит, на наш взгляд, все же в том, что очень многое в жизни людей зависит от того, каким способом они добывают средства к существованию, т.е. от их нравственного, в конечном счете, совершенства. Какими бы успешными ни были социальные, экономические и политические преобразования, духовный подъем человека все же является определяющим. Успех во многом зависит от той системы абсолютных ценностей, которая преобладает. Вместе с тем слишком поспешное продвижение к общественному идеалу приводит к развитию процессов торможения и в экономике, и в духовной жизни. Суфизм заставляет задуматься о том, что от степени духовного совершенства отдельной личности зависит очень многое. Отбрасывая все сугубо личное, эгоистическое и земное, человек должен совершенствовать свой дух, стремиться к высшей любви. Но любовь человеческая – лишь подобие любви к Богу, но не сам Бог. Счастье человека не должно быть чрезмерным, ибо не только отдельный человек, но и все общество в целом является слишком хрупким для того, чтобы спокойно выдержать напряжение, возникающее при нашем продвижении к общественному идеалу.

Наш сегодняшний рассказ о мистическом и мудром направлении ислама – суфизме, в котором мы рассмотрим его главные идеи и суть, принципы и философию суфиев, соответственно людей практикующих и исповедующих данное религиозное направление среднего востока.

Что такое суфизм и как переводиться?

Слово Суфизм переводится как «шерсть », это название было дано мистикам данного течения, носившим одежду из шерсти, как символ самопознания и самоотречения.

Причем суфием мог, да и в принципе может стать любой человек, независимо от веры, культурной принадлежности и положения в обществе . Есть у этого слова и другие переводы, но об этом позже.

История возникновения суфизма

Историки относят возникновение суфизма к VII- VIII векам , когда появилось отдельное направление в исламе, основанное на аскетизме и мистике .

Постепенно развивались различные суфийские школы, и росла популярность данного направления, как образа жизни, основанного на самопознании и познания Абсолюта , когда человек постигает себя во всей полноте.

Суть и цель Суфизма

Религиозное учение суфизма ставит своей целью очищение души и самопознание, как через практику аскетизма, так и через практику молитв , обрядов и веры в единого Аллаха.

Примером для суфиев служил пророк Мухаммед, который вел аскетический образ жизни и которого не интересовали мирские дела и большую часть времени, проводившего в молитвах и постах.

Сущность и суть суфизма - это единение со всем существованием, к которому нельзя подходить интеллектуально. Необходимо влюбиться в существование. И здесь нет какой-то системы, а есть лишь любовь и доверие глубокому существованию.

Суфийская притча

Существует одна история про суфиев, или как их еще называют суфийская притча, когда ученик пришел к мастеру, и сказал, что хочет узнать истину.

Тогда мастер сказал, хорошо пошли за водой, но не задавай вопросов. И вот они пришли к колодцу, и мастер стал опускать в колодец ведро, у которого не было дна, он опускал в колодец ведро без дна и поднимал его.

Наконец ученик не выдержал и спросил: «Что вы делаете, ведро же без дна». Учитель прогнал его, так как он нарушил правило. Чтобы понять мудрость, интеллект не нужен.

Главные идеи Суфизма

Суфизм раннего периода основан на подражании пророку Мухаммеду и следованию его правилам и предписаниям. Так же суфии размышляли над сутью Корана, и проводили свою жизнь в молитвах и постах, отрешаясь от мирского.

Также одной из главных идей раннего суфизма было очищение своей души через практику бедности и покаяния .

Таким образом, суфии хотели приблизиться к Богу, проявляя бескорыстную любовь и служение в молитвах и постах, что также и для практически всех христианских святых и аскетов христианства и практически всех остальных религий мира.

Так сформировалась и в философии суфизма теория и практика слияния или растворения себя в Боге.

Принципы Суфизма

Основные принципы суфизма заключены в создании совершенного человека, свободного от своих страстей, своего эго или «я» и постижении Божественной истины или слияния с Богом. Что также практически .

Так принципами суфийской практики служат совершенствование духовного мира человека и освобождение от материальной зависимости , а также бескорыстное служение Богу. Так же в своих принципах практики они полагаются на учение Корана и следованию идеям пророка Мухаммеда.

Философия Суфизма кратко

Поговорим о слове суфизм, оказывается, это слово с персидского переводится как «Суфий – это Суфий» , что означает, нет различия между собой и целым или между собой и остальным миром .

Суфий может существовать где угодно, и он по-настоящему религиозен, поскольку стремится к запредельному и чем ближе человек к Богу, тем больше он растворяется и исчезает. И когда человека нет – он становится всем.

Суфизм передается от сердца к сердцу, как волшебство . И для суфия Бог - это не личность, для него он повсюду и везде, как имя или идея целостного существования.

Иногда слово «Суфа » переводится как чистота ума , то, что в уме больше ничего нет или там нечего искать. Нет мыслей, размышлений и нет ума. Что будет польностью понятно только практикующим Дзен.

Не вы ищите Бога, а Он ищет вас

Великие мудрецы суфии, говорят о том, что человек не может искать Бога, пока человек думает, что выбирает его.

Инициатива принадлежит Богу. Он всегда первый спрашивает: «Где ты?».

Сначала выбирает Бог, потом вы ищите Его. Ведь человек так мал, и не знает, как искать Бога. И что это такое вообще — поиск Бога, человек тоже не знает. И в этом великое благословение – когда кто-то ищет Бога и находит Его.

Философия Суфиев

Суфии говорят, что чтобы жить в настоящем, не следует уходить мыслями в будущее или прошлое . Суфий живет от момента к моменту, и у него нет беспокойства или планов в отношении к следующему моменту.

Суфий живет в настоящем

Жить в данном моменте – это означает, что идти больше некуда, ни в прошлое, ни в будущее, вообще никуда.

В этом настоящем моменте происходит остановка, остановка для прошлого и будущего, вы умерли для обычной жизни и родились для Бога, который всегда приходил к вам, но вас не было дома.

А находиться в сейчас для суфия – это быть дома и наконец-то Бог вас застал на месте – какая волнующая встреча, ни Он, ни Вы уже не знаете, кто есть, кто.

Ведь обычно у человека есть прошлое или будущее, но нет настоящего . Человек, живущий прошлым, просто застрял, и он не в настоящем.

Прошлое это иллюзия, как и мечты о будущем – фикция или иллюзия . И лишь в настоящем моменте рушится здание иллюзии, рушится иллюзия ума, страдающего и перерождающегося ума.

Духовный рост по – настоящему возможен лишь, когда вы находитесь в настоящем моменте, который есть сама жизнь. А если это не так, то вы просто уснули и спите или даже умерли, так как у вас нет осознания себя целостного со всей жизнью и со всем окружающим.

Почему в обычных людях нет радости?

В соответствие с философией и учением суфиев, обычная жизнь кажется однообразной и скучной – так как для большинства это погоня то за одним, то за другим, поэтому и в жизни так мало радости. И поскольку у людей есть опыт пошлого, они больше не удивляются и им скучно.

Здесь суфизм говорит – сними бремя прошлого и будущего, зачем думать о том, чего уже нет или о том, чего еще нет. Почему бы не жить настоящим моментом, где есть радость самопознания и познания Бога внутри?

Как стать просветленным в Суфизме?

В этом моменте вы умираете как человек и рождаетесь как Бог . Почему люди боятся смерти – потому что во время смерти человек исчезает, его поглощает ничто, великий свет или великая пустота.

Суфий полон, обычный человек нет

Человек постоянно требует себе внимания: муж от жены, жена от мужа; политики и артисты. Все они хотят внешнего внимания, потому что пусты внутри и им надо чем-то заполнить эту дыру.

А суфий полон бытием, он не отделен от существования, его эго отсутствует, и он сам отсутствует. А когда человек отсутствует, в нем уже присутствует Бог . Это и есть просветление по суфийски.

Живете ли в настоящем?

Чтобы посмотреть, что представляет из себя человек, и определить живете ли вы в настоящем, суфизм говорит, что нужно просто смотреть на секундную стрелку на циферблате своих часов. Даже в течение одной минуты человек не может просто смотреть на стрелки часов.

Сколько раз мысли о прошлом или будущем уводили нас за собой, уводили из настоящего момента. Это говорит о том, что человек спит и видит сны, то о прошлом, то о будущем, он давно умер для Бога, он просто труп, так как он никогда не живет в настоящем и значит его нет.

Самые известные суфии истории

Поэтому пробуждение суфиев, а суфизмом считается что суфиями были и Христос, и Будда, и Лао-Цзы, и Кабир, и Ошо и, Шри Рамана, а самый известный настоящий суфий конечно же Великий просветленный и писатель Омар Хаям, о котором мы еще будем говорить отдельно, и многие другие святые прошлого — “Пробуждение”, это значит проживать жизнь такой, какой она есть и быть в настоящем моменте, это слияние с жизнью и с Богом .

Вывод

В каждом человеке независимо от его религии и вероисповедания может быть суфий при условии, что он желает проснуться в этой жизни. Ведь Бог приходит к человеку каждый день, а человека в это время нет дома. Так как он постоянно занят то прошлым, то будущим.

А жить в настоящем моменте, значит быть дома. Суфизм - это не вера и не религия, это область знания, где каждый знает или как минимум познает самого себя, просто, будучи свидетелем, где познающий и познаваемое одно существование. То есть Бог. Что в принципе и является идеалом большинства религий и истинных верований.

Ну а на этом разговор о философии и сути суфизма мне придется закончить, до встречи на нашем портале обучения и саморазвития, где мы будем продолжать рассматривать различные религиозные и философские системы мира, например можете , а также в следующей статье расскажем и мировоззрении шаманов и десятков других религиозных направлений.

Шохуд – свидетельство (Бога).

Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.

Сокращения

АА "Абхар ал-ашекин
АФ Аурад ал-ахбаб ва фосус ал-адаб
AT Асрар ат-таухид. Биография знаменитого суфийского наставника Абу Са"ида Або"л Хэйра, написанная его пра-пра-внуком Мохаммадом ибн Монавваром.
ИК Инсан ал камил ("Совершенный человек")
ИС Истилахат-и ас-суфийя
ФД Фаваех ал-джалал ва фаватех ал джалал
ГР Голшан-и раз ("Розовый сад тайн"). Поэма Махмуда Шабистари (ум. 1339).
КАМ Кашф ал-асрар (Авт. – Рашид ал-Дин-Майбоди)
КМ Кашф ал-махджуб ("Раскрытие скрытого"). Самый ранний суфийский прозаический текст на фарси, написанный Али ибн "Отманом ал-Худжвири.
Лм Лама"ат-и Ираки
ЛТ Лома"фи"т-тасаввоф (Кетаб ал-). Старейший трактат о суфизме. Авт. - Абу Наср Саррадж (ум. 988).
М Маснави-е Сана"и
МА Машраб ал-арвах ("Питейный дом духов") (Рузбихан)
МИ Мерсад ал-"ибад. Эта работа Наджмо"д-Дина Рази вышла в свет в 1226 г.
MX Месбах ал-хедайя ва мефтах ал-кифайя ("Светоч наставничества"). Авт. – Иззо"д-Дин Махмуд Кашани (ум.1334 или 1335).
MM Маснави-е ма"нави. Знаменитая поэма Джалало"д-Дина Руми, которую Джами назвал "персидским Кораном".
МН Мосибат-намэ ("Книга страждущих"). Поэма Фаридо"д-Дина Аттара, описывающая усилия следующих по суфийскому Пути.
НК Носус ал косус
НН Накд ан-носус
РБ Тафсир-и Рух ал-Байян. Комментарий на Коран, написанный Исмаилом Хакки Брусави.
РН Рисала-е Нурбахш
РК Тарджома-е рисала-е Кушайри - основной источник книги Аттара "Жизнеописания святых". Авт. – Або"л-Ка-сим Кушайри.
РКР Рисалат ал-кодс (Рузбихан)
РСх Рисалаха-е Шах Ни"матолла Вали. Шах Ни"Матулла (Ни"матолла) Вали (1331-1432) - основатель суфийского ордена Ниматуллахи.
СГР Мафатих ал-и"джаз фи шарх-и Голшани раз
СМ Сад Майдан Авт. – Хваджа (Абу Исма-ил) Абдо"лла Ансари. Ум. 1089.
СС Шарх-и шатхийат ("Комментарий на парадоксы (суфиев)") - книга Рузбихана Бакли.
ТА Са"игх, Або"л Хасан (ум. 915)
ТД Та"рифат-и Джорджани
ТКК Тарджома-йе каламат-и кезар-и Баба Тахир. Авт. – каландар Баба Тахир Ум. в 1010.
ТСА Табакат ас-суфийа. Авт. – Абдо"лла Ансари.
ТСС Табакат ас-суфийа. Авт. – Абу "Абдо"р-Рахман Солами.
ТТ Тасаввоф ва адабийат-и тасаввоф (включая Мир"ат-и ошшак)
ХАу Хафт аюранг ("Семь Престолов"). Поэтическое произведение "Абд ар-Рахма-на Джами (ум.1492)

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Джавад Нурбахш. Психология суфизма

На сайте сайт читайте: "джавад нурбахш. психология суфизма "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этапы продвижения и совершенствования человеческой психики в процессе прохождения суфийского Пути
Примечания: [ 1 ] Здесь и далее см. сокращения в конце книги (прим. перев. русск. изд.). МАТЕРИАЛЬНАЯ ПРИРОДА Пси

Злостность нафса становится явной, когда что-либо его провоцирует, и он находит способ проявить свои качества
О нафсе говорят, что он подобен прозрачной стоячей воде. Если ее взболтать, она мутнеет от грязи и начинает испускать неприятный запах. (АФ 103) Нафс - орудие Божьего гнев

Грудь
Первый духовный уровень сердца называют грудью (садр), он разграничивает нафс и сердце. Некоторые полагают, что грудь соединена с нафсом, называя

Сердце как таковое
Собственно сердце, второй духовный уровень сердца, есть источник всякой веры, как указано в стихе: "У этих написал Аллах в их сердцах веру" (К.58:22). Это также

Область любви к творению
Область любви к творению (шагхаф) [ 14 ] есть источник добротолюбия, любви и сострадания к тварным существам, как указывается в стихе: "Он (Иосиф) наполнил ее

Сокровенная сердцевина сердца
Сокровенная сердцевина сердца (махджато"л-калб) – источник светочей богооткровения атрибутов Божественности (илахийат). Таинство "Мы почтили сынов Адама"

Безумный рассудок
Достиг благодаря Любви я места, Где не осталось от Любви следа. Все образы, знакомые мне с детства, Исчезли и забыты навсегда. Смущен мой разум в области туманной,

Определение суфизма
Суфизм - школа духовных состояний, а не рассуждений. Одного чтения о суфизме недостаточно, суфием надо стать. Духовные состояния не могут быть выражены в словах, поэтому суфийские шейхи ут

Кто такой суфий?
Суфий - это тот, кто движется к Истине посредством Любви и преданности. Он, или она, знает, что постижение Истины возможно только для совершенного человека, поскольку в состоянии несовершенства люд

Кто совершенен?
К постижению Истины способен лишь тот, кто совершенен. Поэтому суфий направляет все свои силы на достижение Совершенства. Образцом и проявлением Совершенного человека во внешнем мире является для с

Правила и обычаи (адаб) при обучении
Настоящий ученик видит сердцем Духовную Красоту учителя и сразу же влюбляется в эту красоту. Влюбленность такого рода является источником Благодати. Пока ученик не влюблен в Божественную Красоту уч

Обучение на пути
Процесс развития ученика разделяется на два этапа. Первоначально ученик разрешает свои психологические проблемы и уменьшает контроль со стороны своего «Я», в результате чего он обретает психологиче

Божественные имена и атрибуты
Суфии верят, что Божественные Имена бесконечны - каждое Имя являет Атрибут, каждый Атрибут ведет к постижению, а каждое постижение приводит к осознанию Божественной Вездесущности. Запредельное каче

Чудеса и сверхъестественные способности
Настоящий суфий не придает никакого значения чудесам и сверхъестественным способностям. Он не претендует на умение творить чудеса или на то, что обладает способностями превыше тех, которые есть у к

Свобода води и предопределение
Согласно учению суфиев в начале Пути свобода воли (тафвиз) является доминирующим фактором, поскольку ученик все еще запутан в сетях своего «Я». На этом этапе ученик в большой степе

Одиночество среди людей
Суфии считают безделие и лень бесчестием и стараются делать как можно больше для того общества, в котором они живут. Таким образом, внешне они служат Божьим созданиям, тогда как внутренне пребывают

Фана и бака
Завершение Духовного Пути (тарикат), или странствия к Богу, - это духовная стадия (махам), называемая фана (исчезновение «Я» в Боге) [ 6 ].

Имя Друга
Старайся имя Друга поминать не торопясь, размеренно и плавно, Алхимией такой преобразишь ты сердца медь в металл желанный. Не торопяс

Определение зэкра
В словаре зэкр определяется как «поминание». Однако у слова «зэкр» есть и другие значения: Нечто противоположное забывчивости. Запоминание и физический акт

Значение зэкра
Согласно суфиям зэкр - это полная и бескомпромиссная сосредоточенность внимания на Боге, игнорирующая все, что не есть Бог. Воистину ты помнишь Нас своим сердцем и душой Только тог

Зэкр в коране
В Коране зэкр упоминается во многих стихах: Отвернись же от тех, кто отвращается от Нашего напоминания и желает только ближайшей жизни (53:29). А когда вы закончите моли

Разновидности зэкра
Любой человек, услышав где-либо слова зэкра, может их произносить. Но только Совершенный наставник способен наделить ученика собственно зэкром. Простое повторение услышанных слов

Правила и обычаи (адаб) зекра
Ученику нужно очистить себя омовением (возу). На нем должна быть чистая одежда. Нужно, чтобы от него исходил приятный запах. Ему следует сидеть

Предания имамов, связанные с передачей зэкра
Рассказывают, что Пророк ислама однажды собрал в доме избранную группу своих Спутников. Он заговорил об основном зэкре ислама, Ла иллах илла"ллах («Нет божества, кроме Бога»), и по

Как зэкр производит действие
Поминание Божественного - не под силу бесполезному бездельнику, И дорога возврата к Богу - не по пути никчемному бродяге. Руми Для того чтобы з

Результаты и плоды зэкра
Если чувственное восприятие, отвлекающее человека, может быть нейтрализовано соблюдением шариата, то отвлекающее действие «самости» (нафс) , омрачающей и тревожаще

Различные имена бога и величайшее имя
Одни Имена Бога указывают на Божественную Сущность, тогда как другие обозначают Божественные Атрибуты. Учитель решает, какие из них передать ученику в зависимости от способностей и духовной продвин

Повторение зэкров
Некоторые шейхи Пути предписывали определенное число повторений для различных зэкров. Например, Имя «Аллах» могло повторяться шестьдесят шесть раз, поскольку в одной из нумерологических систем сумм

Стадии зэкра
Существуют различные стадии зэкра: Зэкр поминается языком, но не ощущается в сердце. Некоторые шейхи утверждают, что зэкр производит определенный эффект, даже когда практикуется лишь

Узнавший Бога
Узнавший Бога о себе не помнит, Над ним не властны прошлого влеченья, Он - пациент Врача, и он не дрогнет, Приемля жизни горькое леченье. Узнавший Бога не тво

О тот, кто не может быть постигнут посредством разума
О брат, ты есть сама твоя мысль. В остальном ты - лишь волосы да кости. Если мысль твоя подобна розе, то ты - розовый сад. Но если ты - шип, то пригоден лишь на расто

Фекр с точки зрения суфия
Для суфия объектом размышления является Абсолютная Возлюбленная, все остальное при этом исторгается из ума. Размышление суфия более связано с Любовью, тогда как размышление арифа осуществляется в з

Размышление о себе
Размышление о себе упоминается в кораническом стихе, где Бог говорит: «Разве они не размыслили о самих себе..?» (Коран 30:8). В размышлении такого рода ариф анализирует свои слабости и отр

Размышление о Боге
Существует три вида размышления о Боге: размышление о Сущности, размышление об Атрибутах и размышление о Действиях. А. Размышление о Сущности Размышление о

Фекр в суфийской практике
Размышление для суфия - это странствие по Пути, проходящему через сердце. Размышление такого рода возникает благодаря поминанию Бога. Посредством поминания Бога молния Божественных манифестаций оза

Размышление в состоянии поиска
Для того, кто находится в поиске, но не нашел еще учителя и не начал движение на Духовном Пути (тарикат), размышление начинается с вызванной Богом мысли о поисках духовного наставн

Размышление для продвинутого суфия
Благодаря жару поминания вялая мысль суфия постепенно пробуждается к жизни и его дух (рух) начинает познавать Тайное. Некоторые суфийские мистики говорят, что размышление - это путешествие сердца ч

Закон Любви
Закон Любви и прост, и краток - Она бежит тирады многосложной: Сужденья разума поверхностны и ложны, Не в силах он решить Любви загадок. Люб

Во имя высшего хранителя
Меня привлекло к Возлюбленной, как мотылька к пламени. Когда я очнулся, от меня остался только пепел. Ашик-и Исфахани Моракебе - это д

Моракебе - это отстранение, как внутреннее, так и внешнее, от всего, что не есть Бог, и концентрация на Боге всем своим существом
Суфийские учителя дали множество определений моракебе, как, например: Моракебе - это соблюдение внутренней чистоты по отношению к Богу - и наедине с собой, и в окружении людей.

От Бога к тварному миру
А. Божественное Моракебе по отношению к Целостному Творению Мир субстанций существует лишь до тех пор, пока он поддерживается явлениями [ 1 ]. Когд

От тварного мира к Богу
А. Моракебе шариата Моракебе шариата - это результат внимания к восклицанию Бога: «Разве не знал он, что Аллах видит?» (Коран 96:14). В этом моракебе человек знает,

Условия для медитации
Место, где происходит моракебе, должно: Быть очищенным от всего, кроме Бога (т. е. должно быть в уединенном месте). Предпочтительно, чтобы оно происходило на нижнем этаже з

Правила поведения (адаб) во время медитации
Для медитации суфию следует: Совершить ритуальное омовение (возу). Надеть мягкую и легкую одежду и расстегнуть пуговицы, чтобы тело было полностью расслаблено. Си

Позы во время медитации
Суфий во время медитации может принимать одну из трех позиций: Сидеть на коленях, выпрямившись, подогнув ноги и поместив правую ладонь на левое бедро. Левая рука при этом сжимает пра

Польза медитации для посвященного
На ранних стадиях Пути медитация является способом самоконтроля. Результатом медитации после приложения значительных усилий является успокоение тревожных мыслей, а сердце при этом обретает безмятеж

Польза медитации для продвинутых суфиев
Медитация - одно из основных условий для достижения добровольной смерти, являющейся целью тариката, или Духовного Пути. Когда суфий достигает успокоения сердца и близости к Богу, о

Образ существованья
К нам приходи, Чтоб смыть существованья Обманчивый, ущербный образ. К нам приходи Отринуть оба мира и в молчанье Болтливых мыслей

Во имя высшего судии
Не собрать нам фиников со взращенного чертополоха, и не превратится в шелк начесанная нами шерсть. Мы не вычеркнули свои грехи раскаянием в главной бухгалтерской книге

Изречения выдающихся суфиев о мохасебе
1. Абу-"Осман Магреби сказал: Благороднейший поступок на Пути - постижение самого себя и исполнение своего долга со знанием дела. Цитируется Аттаром в «Жизнеописаниях святы

Разновидности мохасебе
1. Мохасебе-йе нафси (Мохасебе «Я») Каждый вечер перед сном суфию следует посвятить некоторое время анализу нафса («Я») и перечислить все положительные и

Мохасебе-йе тарикати (Мохасебе Пути)
Основным условием Мохасебе Пути для суфия является учитывание своих состояний. Он стремится уменьшить как только возможно состояния множественности и усилить состояние Единства. Таким образом, он к

Мохасебе-йе хакки (Мохасебе Божества)
Шейху Пути необходимо приспосабливать свое внешнее и внутреннее бытие к различным стадиям и состояниям. Например, находясь в состоянии контакта с творением (т.е. с другими), он должен проявлять ост

Определение вирда
Вирд означает согласно словарному определению каждодневный труд, или постоянную работу и обязанности. Это слово также может обозначать ежедневные молитвы. В суфийской терм

Важность вирда
Некоторые суфийские шейхи считали практику вирда настолько важной, что появилось изречение: «Без вирда нет варида ». Варид - это все то, что нисходит в сердце суфи

Намаз (ежедневные молитвы)
Суфийские шейхи, следуя традиции, полагали, что намаз - наиболее добродетельная разновидность вирда и самое совершенное из возможных деяний. Намаз может быть разделен на две категории:

Вирд тариката
Эта разновидность вирда также может быть разделена на две категории: вирд, произносимый после обязательных молитв, и специальный вирд, предписываемый наставником. А. Вирд после обя

Перевод
Аллах - нет Божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевают им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения? Он знает т

Перевод
О Открыватель дверей Благодати, о Источник всех желаний, о Преобразителъ сердец и очей, о Вседержитель ночи и дня, о Изменяющий силы и состояния, преобрази мое состояние в лучшее из всех состояний

Перевод
О Боже, освяти мое внешнее существование покорностью Тебе, и мое внутреннее бытие добротолюбием по отношению к Тебе, и мое сердце непосредственным знанием Тебя, и мой дух сокровенным прозрением о Т

Произнесение стихов корана
Всякий раз, когда возникает возможность или расположенность, суфий может повторять любые из приведенных ниже стихов Корана: Ва"илахоком илахон вахидон, ла илаха илла ховар-рах-манор–

Тайны Любви
Что лучшего желать? Луна на небосводе, Ушли печаль, и боль, и жжение вины. В чертогах Друга мы, дань отдаем свободе - Беспечно пьем вино и в прах разоре

Пять символов духовной нищеты
После того как искатель совершил пять омовений, он (или она) подготавливает пять предметов, которые будут отданы искателем учителю. Учитель примет их и поведет ученика по пути странствующих к Единс

Подчинение святому шариату Мохаммада, Печати Пророков
Искатель, вступая в мир суфиев, дает обязательство подчиняться правилам и обычаям шариата. Если он уже является мусульманином, ему следует провозгласить два символа веры (шахадатаин)

Служение на Пути
В течение всего странствия по Пути суфий приемлет и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняется им, не спрашивая «как?» и «почему?» Суфий должен знать, что нерадивость в слу

Диг-джуш
Вступая в мир Духовной Нищеты, суфий внутренне провозглашает: «Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга». Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию принес


Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа)
Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев. А"йан-и тхабета – основные сущности. "Айно"л-йакин – очевидное знание,

Хаваджис – побуждения, прихоти нафса
Хаджж – ритуальное паломничество в Мекку, один из пяти "столпов" ислама. Хадис ("новость", "известие", "рассказ")



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: